Даты поминовения усопших в. Традиции для родительского дня

Во всех делах твоих помни о конце твоём ().
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы () .

Поминове́ние усо́пших - богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших.

Для христианина смерти, как исчезновения, или прекращения существования, нет. – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим . не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой , сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

Любовь не умирает

Плодом жизни любого человека является только одно – , которую он смог проявить в своей жизни. После временного разлучения и тела до , усопший уже не может творить дела любви, но его любовь может умножаться через его близких в его память.
Близкие могут , желая помочь усопшему, поминать его на Литургии, молиться о нём, творить дела милосердия в его память.

Поминовение на Божественной литургии

«Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной . Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…» (архиеп. .

Милостыня

Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является . Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.

Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. – это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.

Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.

Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве . Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать . На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении – своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви – некрещеных, еретиков и т.д. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.

Слышат ли усопшие наши молитвы о них?

Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует. Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы » (). Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестаёт » ().

Вопрос о том, как именно отражаются на усопших за них со стороны членов земной , не имеет в Православном Догматическом Богословии детального, вплоть до подробностей, раскрытия. О чём можно говорить с уверенностью, богоугодные молитвы за почивших ближних не остаются бесплодными; благодаря молитвенному повиновению почившие могут получать утешение и отраду. Мы не можем точно сказать, что усопшие именно слышат наши молитвы, но можем утверждать, что они чувствуют их.

О каких-то деталях из жизни усопших и о том, как на них сказываются обращенные к молитвы, можно узнать из содержания частных откровений, преподававшихся в разное время тем или иным святым.

Так, из откровения преподобному Григорию, ученику святого Василия Нового, известно, что душа блаженной Феодоры (после её физической смерти), проходя через , ощущала на себе следствие молитв духовника, отца Василия. При этом она понимала, кто за неё молится. Его молитвы способствовали ей в прохождении мытарств.

Довольно внимательно к этому вопросу относился святитель . В одном из наиболее известных произведений этого автора, «Диалоги…», представлена история о двух благочестивых женах, которые, к сожалению, не могли обуздать свои языки. Они не сделали этого даже и после того, как были обличены и наставлены «человеком Божьим», предупредившем их, что если не исправятся, то он отлучит их от Церкви. Вскоре остроязычные женщины умерли и были погребены в пределах местного храма. Когда в храме совершалась , и диакон, в определенное время, согласно традиции, указывал лишённым общения покинуть собрание верных, бывшая кормилица умерших жен видела, как они, вдруг, поднимались из гробов и удалялись вон. Когда она сообщила об этих видениях «человеку Божьему», тот вручил ей и велел принести её Господу. После того, как она выполнила распоряжение святого, усопшие больше не «поднимались» из гробов и не удалялись из церкви. Из сказанного следует, что каким-то таинственным образом душам женщин становилось известным возглашение диакона, однако каким, святитель Григорий не объясняет.

Свидетельств подобного рода известно немало, однако, следует помнить, что не всё, о чём в них сообщается, можно понимать буквально: в них много загадочного и символического.

Кроме того, доверять можно не всяким свидетельствам. Например, далеко не всякое «явление» «родственника» во сне есть действительное явление родственника. Скажем, под видом родственных душ спящему могут являться лукавые духи. С другой стороны, «явление почившего родственника» может быть естественным результатом напряженных воспоминаний или переживаний о нём. Правильным действием в случае «явления» усопшего ближнего будет - усилить молитву как о себе, так и о ближнем, чей образ был явлен во сне.

Тема сегодня вроде бы печальная. К сожалению, в нашей жизни всегда есть место не только радости, но и грусти. Давайте обсудим, что происходит с душой человека после смерти, как правильно провожать и поминать усопших близких.

Ведь предки говорили – «Когда человек рождается – он плачет, а все радуются. Когда человек умирает – радуется он, но плачут все».

Что происходит с душой после смерти человека

Вам интересно знать, что происходит с душой после смерти человека? Ведь наше плотное тело, с которым мы идентифицируем свое Я – это всего лишь одно из тел, самое плотное и видимое в волновом спектре обычного человека.

Тонкие тела человека

А существуют еще и тонкие тела человека. То, что мы называем аура – это энергетические, так называемые тонкие тела человека, которые выполняют свои функции в жизнедеятельности человека в его земной жизни.

Земное тело человека – это биологическое и 4 тонких тела. Остальные три тонких тела человека – неизменны с момента сотворения Души и актуальны в тонких мирах, когда с матрицы Души снимаются блоки памяти временной, и становится возможной оценка всех воплощений и качество накопленного опыта.

Например, астральное тело «отвечает» за наши страсти и желания.

Ментальное тело – за наши мысли и намерения.

Связь плотного и тонких тел осуществляется за счет энергоцентров, которые называются чакрами.

Что происходит во время смерти?

С точки зрения сакральных знаний на Земле, в плотном теле, рождение и смерть является только лишь трансформацией, перерождением бессмертной Души из тонкого в плотное состояние и обратно.

Причем стресс рождения младенца – намного сильнее стресса смерти. При обоих этих процессах необходимо огромное количество энергии.

В утробе матери дитя помнит все свои прошлые жизни и задачу воплощения, слышит и понимает все, что говорит, чувствует и думает мать, а также ее окружение. Происходит формирование не только физического тела ребенка, но и его тонких тел, которые необходимы для жизни на земле.

Плотное, эфирное, астральное, ментальное, казуальное тела. Это и есть земной человек.

Остальные три тонких тела человека – это постоянная составляющая бессмертной души на пути эволюции в инкарнациях и воплощениях в мирах (и не только на нашей матушке Земле).

В начале родового процесса дитя испытывает сильнейшую боль, сжимаются мышцы матки, удушье, апокалипсис – его мир рушится…

При этом нужно очень большое количество энергии, которая при правильной беременности и правильном поведении матери и ее близких накапливалась в течение 9 месяцев, – и в таком случае роды легкие и быстрые без осложнений.

Правильное поведение беременной женщины очень подробно оговорено в Ведах (да и во всех абсолютно учениях от начала времен), и предки знали желательное и запретное.

Потому и рожали наши прародительницы на стоге сена или в лесочке (где прихватит), а потом своими ножками возвращались с младенцем и спокойно могли идти доить корову, например.

Природное необходимое количество энергии для родов было накоплено, стресс у ребенка минимальный, как говорится – не успел испугаться, а уж и родился.

В принципе так же и умирали, поскольку смерть – это рождение в тонком. А рождение – в тонком смерть…

Что происходит с человеком после смерти?

В обратной трансформации – смерти – также необходимо большое количество энергии, для того чтобы отделение поочередное тонких тел от физического и друг от друга проходило без отклонений и по законам перехода. Как душа покидает тело после смерти?

Предки с детства воспитывали в потомстве правильное понимание смерти – потому ее никто и не боялся… На тризне (то бишь на поминках) вспоминали подвиги, устраивали Бои в честь ушедшего воина.

Энергия смерти, ее качество и количество не зависит от старости или молодости, здоровья или болезни, смерти в постели или в катастрофе.

Она зависит от количества и качества энергий, которые накопила душа человека на его жизненном пути…

Как душа покидает тело после смерти

Я на простом примере расскажу, как душа покидает тело после смерти. Чем ниже частота вибраций энергии, тем «тяжелее» и дольше происходит отслоение тонкого тела.

Душа, как 4-ступенчатая ракета, при прохождении каждого энергетического фильтра, теряет ракетоноситель.

В астрале остается астральное тело, плотность которого не позволяет проникнуть ему в более тонкий ментальный фильтр.

В ментальном слое Земли – отпадет ментальное тело. Только потеряв все земные тела, от биологического в могилке до ментального в ментальной сфере – фильтре Земли — душа имеет возможность попасть в совсем иные пространства, где собственно и была рождена и где будет решаться дальнейшее.

Или возвращение в школу на землю, возможно и в новый класс… Или на второй год… Или шанс стать студентом первого курса высшей ИЕРАРХИИ… Там тоже полно своих заморочек… Можно и с первой сессии вылететь.

Человек, живший по совести, накопивший энергию, отработавший старые кармические хвосты, буквально может пролететь эти слои, стремительно теряя отработанные тела.

Но сегодня мы говорим об обычных людях, которые жили обычную жизнь – да и большинство сегодня уходящих стариков прожили при воинствующем атеизме.

После наступления биологической смерти первым отделяется эфирное тело, самое тяжелое и плотное из всех тонких.

Именно эфирное тело, которое по разным причинам «застряло» в мире живых, мы называем привидение. И достаточно часто его можно увидеть полупрозрачной дымкой даже в нашем световом спектре зрения.

Теоретически эфирное тело отделяется в течение 3 дней, именно по этому первые поминки обычно устраивают до этого времени.

Скорость отделения зависит от частоты вибраций, от накопленного духовного опыта, и потому у кого-то это происходит в течение нескольких часов, а у кого-то 3 дня.

Как правильно провожать умершего

Но и потому похороны ранее 3 дней и предание тела земле – могут на старте нарушить путь души человека после смерти. Эфирное тело в любом случае отслоится через 3 дня максимум.

Как провожать умершего? Что ускоряет процесс отделения эфирного тела?

1. Омовение , пока тело еще теплое – энергия воды дает дополнительные вибрации.

2. Молитвы родных , а у них истерики, паника, и понимание, что происходит в реальности.

3. Желательно еще до остановки дыхания дать дополнительную энергию – в Тибете монах читает Тибетскую книгу мертвых, у христиан – причащение и соборование, у славян – чтение текстов Славянской книги мертвых, кто то для этого даже нанимал плакательниц или просто устраивает пышные поминки со всеми родственникими и т.д.…

Все религии без исключения имеют свои ритуалы для проводов души и более комфортного отделения тонких тел.

4. Отсутствие криков по теме – «На кого ты меня покинул?» или «Возьми меня с собой». Это тяжелые и очень низкие негативные вибрации, которые якорями цепляются к эфирному телу. А ему и так далеко не сладко.

5. Огонь свечей дает энергию огня – чем больше их горит, тем лучше. Но 2 свечи в изголовье умершего и 2 в ногах – обязательны.

В момент смерти человек может потерять сознание, но затем «приходит в себя».

Сознание сохраняется, потому что Я – это душа. И человек после смерти физической, не подготовленный к такого рода бессмертию, атеист или Фома неверующий испытывает определенный шок.

Нужно некоторое время для ОСОЗНАНИЯ – да, я умер!

Но если умер Ваня, то эфирное тело – тот же Ваня.

Только сбросив все земные тела и попав в высшие слои, – снимается блокировка глубинной памяти, и Душа уже знает все свои воплощения, в каких временах и телах был, как жил и проходил уроки, а накопленный опыт анализируется и принимается.

По тоннелю к свету летит эфирное тело. И после попадания в Свет уже не может вернуться в плотное тело. Реанимация невозможна.

Почему у славян сжигали (кремировали) умерших?

Но для этого нужно отделение эфирного тела и обрыв «серебряной» нити.

В самом идеальном варианте – это сожжение тела или кремация…

Нет массы – нет повода задерживаться, уж ничто не держит.

В этом идеальна простая формула Эйнштейна связи энергии и массы. А коэффициент скорость света в квадрате — и есть та самая скорость мысли.

То есть чем быстрее уменьшим массу, тем быстрее освободится энергия, а энергия мысли позволит проскочить ментальные фильтры быстро и легко.

В очень многих культурах и религиях – именно сожжение мертвого тела было погребением. Пепел или развеивали над водой, или предавали земле. Но не тело – а уж пепел.

Что происходит с душой человека после смерти при быстром захоронении до трех дней после остановки дыхания?

А вот это уж из серии заживо погребенные. Сознание Души после смерти сохраняется. Да – эфирное, не плотное, – но по сравнению с астральным и ментальным намного тяжелее…

И начинается путь подъема из-под толщи земли. Ване нужно много энергии, очень много.

Почему на могиле не растет трава?

Потому даже его позитивные энергетические накопления, вместо того чтобы разумно расходоваться при прохождении низших фильтров, идут тупо на выползание из могилки, на которую стенающие родственники еще мраморные плиты выкладывают и памятники тяжеленные ставят.

Возможно, вы обращали внимание на кладбищах, что некоторые могилы совершенно сухие. Не растут ни травка, ни цветы, ни деревья. Даже на заброшенных и неухоженных могилах трава и бурьян не растут. А на типа ухоженных – ничего не приживается.

Хотя рядом такая же старая и брошенная могилка – но природные чертополохи по грудь ростом. Живут и питаются полезным биоудобрением.

И птички рядом не летают и на веточки сухие не садятся.

Это так называемая активная могила, в ней кроме текущей биомассы есть еще кое-кто, который тянет энергию откуда только возможно. Из растений и глупых птичек.

А особенно от людей, что сидят около соседней могилки и поминают с водочкой и куличами. Это ваш Ваня, облитый слезами и зарытый по графику недешевой ритуальной конторы.

Процесс выхода эфирного тела при таких условиях может длиться до 300 лет.

Вот почему важно знать, как покидает душа тело после смерти человека, что с ней происходит, и как провожать усопших близких правильно.

Как правильно поминать умерших родственников

Причем важно не только правильно провожать усопших близких, но и знать, как правильно поминать умерших родственников.

Конечно, поминки после погребения, на 9 дней, и год после смерти дают свою энергию – но по идее эта энергия должна помогать пройти астральные страсти (или мытарства, как называют в христианстве прохождение астрального уровня).

Это конечно не правило, а исключения, но, увы, они бывают. И если родные не соблюдают элементарные правила проводов души близкого человека, последствия могут быть и такими катастрофическими для души.

Итак, как правильно поминать усопших?

Ни в коем случае нельзя фотографировать покойника и похороны, а тем более хранить в доме эти фото…

Нельзя до годовщины смерти выставлять на видное место фото усопшего, и тем более причитать над ним.

В вопросе, как правильно поминать усопшего, важно знание и понимание, что смерть это – не конец, это просто трансформация вашего близкого.

Он – есть, и он продолжает себя осознавать Ваней, как и при жизни рядом с вами на диване. И ему нужна помощь, возможно даже большая, чем родовспоможение акушера вам при рождении вашего ребенка.

Он тоже рождается, и сбросить наработанные тела совсем не просто, потому что мы не знаем законов, мы живем в догмах, а в храм ходим яйца и пасочки святить, не забыв их в корзинку пристроить.

Вашему близкому, его Душе после смерти нужна энергия, и чем больше, тем лучше. Потому важны молитвы и сорокоусты (или какие-то иные религиозные ритуалы в других конфессиях).

Молитесь сами, отпускайте его, душа и без вашего нытья привязана к дому и земной жизни, к детям, внукам, своим привычкам. Нужно помогать разрывать эти связи, а не укреплять их.

Пока тело еще в доме – входная дверь должна быть открыта – никто не знает, в какой момент из 3 дней оборвалась серебряная нить и эфирный Ваня вышел.

У предков было простое средство сохранения тела – на мизинец правой руки привязывали тонкую медную проволоку, и ее конец помещали в глиняную банку или горшок с землей.

Такое заземление не позволяло энергии Души утекать в пространство дома, ведь если человек не подготовлен к смерти, его сознанию нужно время для ОСОЗНАНИЯ смерти своего биологического пиджака.

Потому какое-то время эфир может ходить около вас, учиться пользоваться своим новым состоянием и т.д. Это младенчик, который уже родился, но совершенно беспомощен.

Потому и закрывают зеркала и все отражающие поверхности (а сегодня у нас понаставлено – плазмы, мониторы и т.д. и т.п.)

Для любителей зеркальных стен и потолков, которые накрыть невозможно, – разведите насыщенный солевой раствор и протрите все зеркала, недоступные к покрытию тканью. По высыханию будет белая солевая пленка – Душа себя не увидит, да и соль отражает энергию.

Почему же при клинической смерти люди сразу попадают в тоннель? Я просто уж слышу такой вопрос или комментарий.

Потому что клиническая смерть – это стресс, аварийная перезагрузка программы Бытия, то же можно сказать о людях, которые погибают в авариях, катастрофах и т.д. Там энергия стресса столь сильна, что эфир отделяется мгновенно и 3 дня выжидать не нужно.

Все, собственно, вышесказанное относится к стандартной смерти дома или в больнице, от старости, от хронических заболеваний.

Что и почему нельзя делать на поминках

Раскрывая тему, как правильно поминать умерших родственников, хотелось бы коснуться вопроса, что и почему нельзя делать на поминках.

Первые поминки сразу после погребения. Здесь нарушены все древние правила.

Основная задача поминающих – дать Душе дополнительную энергию для перехода.

Потому продукты насилия – мясо, яйца, рыба, – все, что было убито, на поминках есть нельзя.

Это мелочь для живых, а для Души человека после смерти энергия страха, которая сопутствует СМЕРТИ поросенка или теленка, очень сильно тянет вниз. Он сам…Ваня ваш…свежий в страхе смерти.

Почему нельзя пить на поминках алкоголь?

Второе, что нельзя делать на поминках это пить алкоголь. Спиртные напитки – полное Табу, особенно эта умилительная рюмочка с хлебушком для ДУШИ. Почему? Это туманит сознание и живых, и эфира. Помните это, если вам действительно важно, как правильно поминать усопшего.

Напомню – сознание сохраняется. И душа вкушает энергию, которую излучают продукты. Потому понижающие вибрации продукты нельзя вкушать людям и выставлять для эфирного Вани.

Нельзя на поминках после пары рюмашек начинать обсуждать земные дела.

Почему нельзя это делать на поминках? Все мирское тянет гирями Душу вниз.

Ваня совсем свежерожденный, и пока ему очень интересно все, что происходит в его бывшем и понятном мире.

А до первого фильтра – астрала, первого экзамена в Новом мире еще аж до 9 дней время есть. Потому разговоры на поминках – это пожелание усопшему быстрее оказаться в мире том, ну, и вариации на тему.

Как правильно поминать усопшего? Нельзя предаваться явной скорби и, опять же, про рыдания – нужно держать себя в руках и понимать, что ВАНЯ не умер. Он жив – просто уехал в далекую командировку.

При этом ничего у него не болит, он чувствует себя идеально, и около него уже проявляется такая же эфирная Маша с соседнего кладбища. И скоро они на низший астрал пойдут. На мытарства.

Что надо есть на поминки?

На поминках правильная еда – кутья. Рецепты повторять не буду, знают все, но никто не ест, все водку пьют.

Блины обязательны, причем именно первый блин, горячий разламывается руками и усопшему на подоконник кладется.

Любые каши со сливочным маслом, кисели и узвары, хлеб и пироги, причем и хлеб резать нельзя – только ломать. Резанный ножом продукт Душа вкусить не может.

Что делать с фотографией на поминки?

Ну да, представим вездесущую рюмку водки и кусок резаного хлеба для Ванечки. Водки хлебнул, закусить нечем. Энергии – минус…надцать (вернее энергии выделится много, но она ведет такую душу скорее не вверх, а вниз, как вы понимаете, и праведной душе будет только в минус). А астрал и мытарства-то впереди, 9 дней-то еще не настало.

Борщи и супы – только овощные. Я понимаю, что за периоды совдепа и атеизма все настоящие правила забыты, и чем богаче – тем престижней.

На поминках после погребения, и на 9, и на 40 день энергетики — помощь для Души — нужно ставить на подоконник перед фотографией. Стакан с узваром (это компот из сухофруктов, обязательно с медом) и ломанные блины или иная выпечка -только не резанная ножом.

После поминок фото нужно убирать. То есть фото до года не должно стоять на видном месте, тем более, если в доме бегают дети. А при поминании — фото ставится, и перед ним угощение для души.

Если вам дорог ваш Ваня, то сделайте поминки не в кафе, баре, ресторане, а дома, с парой-тройкой родных и соседей, которые реально были близки, а не явились на халявный банкет – попить, пожрать и обсудить свои земные дела.

Поминки – это когда собирается много людей, и они дают энергию свежепогребенному. А не повод напиться, нажраться и забрать у Души такую нужную сейчас энергию.

По мне, чем такие поминки, то лучше вообще без них – здоровее душа будет. Не получит энергии, так хоть накопленную не пропьют!

А пока идет процесс развоплощения. Или подготовки к новому воплощению. Или рождению в новом качестве, эти формулировки – как вашему сознанию удобнее.

Любые похороны сегодня напоминают сборище гусениц, которые потеряли соратника на своей ветке. Гусеница умерла, и ее оплакивают. Только бабочка знает, что она жива, да еще и свободна, да еще и с крыльями. И бабочке не понятно, почему рыдают ее соседки-гусеницы…

Ведь очень скоро и они умрут гусеницами, и станут бабочками, и встреча будет на цветущей поляне.

Понимая, что происходит с Душой после смерти человека, нам легче будет понять, как правильно провожать и поминать усопших, что и почему нельзя делать на поминках. Ведь наша задача – помочь умершему родственнику спокойно уйти и родиться в новом качестве.

Следующая статья будет о прохождении Душой астрал. Или по-христиански – мытарства.

Христианская церковь учит нас, что сотворенный некогда бессмертным человек в силу первородного греха Адама и Евы утратил этот величайший дар. С тех пор он стал тленным и, пройдя жизненный путь, отпущенный ему Господом, покидает земной мир, унося с собой тяжесть совершённых, но не искупленных покаянием грехов. Поэтому крайне важны для обретения им вечного покоя наши молитвы и обряды. О том, как усопших поминают в годовщину смерти (год после кончины), и пойдёт разговор в этой статье.

Поминания усопшего, предшествующие годовщине смерти

После того как перестало биться сердце человека и он предстал пред вратами вечности, православная церковь предписывает его троекратное поминовение. Совершается оно на третий, девятый и сороковой день после кончины. Вкратце упомянуть о них необходимо, поскольку в противном случае неполным будет рассказ и о том, как помянуть усопшего в годовщину смерти.

Поминание покойного в третий день совершается в ознаменование трёхдневного воскресения Спасителя нашего Иисуса Христа. Принято считать, что первые два дня после расставания с телом душа, сопровождаемая ангелами, ещё скитается возле мест, дорогих ей по земным воспоминаниям. На третий же день ангелы возносят её на небо для поклонения Всевышнему. Таким образом, день первого предстояния пред Господом является началом поминального цикла, завершением которого станет годовщина смерти. Как поминать по церковному обычаю в этот пока ещё отдалённый день, будет рассказано ниже.

Следующий обряд совершается в девятый день, символизирующий собой девять чинов ангельских, ходатайствующих пред Господом об упокоении души усопшего Его раба. Церковь учит, что после третьего дня душа покидает земной мир и переносится ангелами в райские обители, которые созерцает в течение шести дней.

После этого она совершает вторичное поклонение Господу и повергается в ад, где ей предстоит пробыть до сорокового дня, непрерывно созерцая муки, претерпеваемые нераскаявшимися грешниками. И лишь после того, как душе были явлены блаженства праведных и страдания нечестивцев, она предстаёт перед Всевышним, который по земным делам определяет место её пребывания до Страшного Суда.

Третий, девятый, и особенно сороковой день столь же важны, сколь и годовщина смерти. Как помянуть покойного на этих этапах его пребывания в загробном мире - тема особого разговора, мы же обратимся к обряду, совершаемому через год после его ухода из жизни.

Ежедневное молитвенное поминание усопших

Среди православных людей испокон веков сложился благочестивый обычай поминать в церкви в годовщину смерти всех, кто ушёл из жизни, независимо от того, сколько лет прошло с того печального дня. Однако это не избавляет от необходимости дома во время чтения утреннего и вечернего молитвенного правила, а в наши дни всё большее количество людей соблюдает это церковное предписание, наряду с содержащимися в них текстами, произнести несколько заупокойных молитв. Найти их можно на страницах обычного православного Молитвослова.

Время, прошедшее со дня кончины близкого нам человека, притупляет боль понесённой утраты, но, несмотря на это, необходимо помнить о том, сколь необходимы ему за порогом вечности поминальные молитвы, особенно в день, когда наступила годовщина смерти. Как поминать усопшего, чтобы помочь его душе освободиться от тяжести грехов? Об этом писали многие отцы церкви, стяжавшие славу своими богословскими трудами.

Предварительное очищение собственной души

Если обратиться к их сочинениям, то в большинстве из них можно увидеть, сколь большое значение авторы придают душевной и телесной чистоте тех, кто намерен своими молитвами облегчить посмертную участь близких ему людей. Иными словами, прежде чем приступить к молитве о прощении чужих грехов, необходимо покаяться в своих собственных. Всем известно, что молитва праведника бывает чаще услышана, чем просьбы того, кто погряз во грехе.

Кроме того, говоря о том, как правильно поминать в годовщину смерти, святые отцы настоятельно рекомендуют начать подготовку к этому важному делу с поста, пусть даже непродолжительного. Один - максимум два дня воздержания от скоромной пищи - мясных, рыбных и молочных продуктов, помогут, поборов плотские и подчас греховные устремления, столь присущие человеческой природе, направить помыслы на предстоящее молитвенное общение с Богом. Обращаем внимание на то, что пост в данном случае не является обязательным требованием, но лишь рекомендуется, как проверенное средство очищения собственной души и тела.

Это поможет нашим молитвам о прощении грехов близкого человека быть услышанными и обрести благодатность. Церковь учит, что за порогом смерти поздно будет каяться в содеянном при жизни, и только оставшиеся на земле способны умолить Бога облегчить участь усопшего.

Продолжая разговор о том, как правильно поминать усопших в годовщину смерти, нельзя не вспомнить и обычай заблаговременно до наступления этой даты заказывать в церкви регулярное поминовение усопшего в течение сорока дней. Называется этот обряд сорокоустом и берёт своё начало с первых веков установления христианства на Руси. В данном случае он служит как бы подготовительным этапом к основным действиям, предстоящим в день поминовения.

С чего начать церковное поминовение?

Несмотря на всю важность домашних молитв, основное значение всё же придаётся церковной службе в день, когда наступает годовщина смерти. Как помянуть усопшего в храме Божьем, следует заранее узнать у священника, который поможет исполнить этот обряд в полном соответствии с традициями Православной церкви. Мы же остановимся лишь на некоторых общепринятых правилах.

Обычно перед началом литургии подаётся записка с именем покойного для его поминовения в алтаре. В неё, кстати, могут быть вписаны имена и других близких людей, оставивших этот мир в разное время. Все они также нуждаются в молитвенной поддержке. Кроме того, в день годовщины смерти, как и в любое другое время, весьма уместным будет заказать панихиду по усопшему.

Что такое панихида?

Поскольку это заупокойное чинопоследование, с давних времён принятое в русском православии, имеет особое значение, то продолжая разговор о том, как помянуть усопшего в годовщину смерти, стоит остановиться на нём подробнее. Согласно правилам, изложенным в Требнике - богослужебной книге, регламентирующей порядок совершения таинств и иных священнодействий, панихида может проводиться как в церкви, так и в доме покойного, куда приглашается с этой целью священник, а также на кладбище или в том месте, где оборвалась жизнь близкого человека. Панихида по своей структуре весьма близка к чину отпевания. Отличие заключается лишь в том, что из него в данном случае исключается несколько молитв.

Коливо, просфоры и милостыня - неотъемлемые части обряда

Кроме того, в Требнике, указывающем, как поминают усопших в годовщину смерти дома, на кладбище и в храме, предписывается по завершении церковного обряда ставить на канун - небольшой прямоугольный стол с распятием, где обычно горят поминальные свечи, - блюдо, наполненное кутьёй - кашей, приготовленной из цельных зёрен пшеницы и политой мёдом. По церковной традиции, оно именуется коливом. Покидая же церковь, следует забрать с собой одну или несколько просфор и съесть их дома натощак ещё до начала поминальной трапезы.

Независимо от того, совершалась ли поминальная служба в церкви, или родные усопшего ограничились скромным домашним обрядом, весьма рекомендуется в этот день, как и в любой другой, раздавать милостыню тем, кого превратности жизни заставили с протянутой рукой искать себе пропитания. Это по-человечески доброе дело является к тому же исполнением одной из главных Божьих заповедей, предписывающей любовь к ближним и помощь всем, кто в ней нуждается. Её следует неукоснительно соблюдать всю жизнь, а не только в день, когда наступает чья-либо годовщина смерти.

Как помянуть близкого человека на кладбище?

Отдавая дань памяти близкому человеку, в годовщину смерти принято также посещать его могилу. Именно там наиболее остро ощущается нами невосполнимость понесённой потери. Весьма желательно за несколько дней до этого, придя на кладбище, проверить, в надлежащем ли порядке находятся надгробие, крест и ограда. Если требуется что-то отремонтировать или покрасить, то следует сделать это незамедлительно, и в любом случае произвести уборку. Осенью - смести с могилы опавшие листья, зимой - убрать снег, а весной и летом желательно посадить живую рассаду.

В годовщину смерти побывать на кладбище можно как до похода в церковь, так и после него. Жёстких установок в данном случае не существует, и каждый может поступать так, как ему удобнее. Исключением могут быть лишь те случаи, когда родные усопшего желают, чтобы литию на могиле отслужил священник. Обычно на территориях кладбищ имеются церкви, куда можно с такой просьбой обратиться, причём лучше это сделать заранее, так как у батюшки в этот день могут быть назначены и другие требы.

Обрядные традиции, регламентирующие порядок того, как правильно поминать усопших в годовщину смерти, допускают совершение всех надлежащих действий и без участия священника. В этом случае кто-то из присутствующих, а среди них, как правило, бывают наиболее близкие родственники и друзья усопшего, сам может прочитать поминальные молитвы. Особенно же благодатными они будут, если присутствующие станут делать это поочерёдно. Неотъемлемой частью посещения могилы является также возложение живых или искусственных цветов и венков.

Поминальные трапезы на могиле и дома

По окончании чтения молитв наступает время короткой поминальной трапезы, совершаемой прямо у могилы. Традиция православной церкви предписывает вкушать на ней блины, кисель, а также кутью, речь о которой шла выше. Можно добавить к этому нехитрому меню также фрукты и домашнюю выпечку.

К сожалению, в советский период, когда господство атеистической идеологии оторвало людей от исконных церковных обычаев, выработались совершенно чуждые истинному благочестию стандарты. Одним из них стала традиция распивать на могиле спиртные напитки, а нередко и попросту напиваться. С полной уверенностью можно заявить, что это в корне противоречит церковным правилам, причём неважно, в обычный день посещается могила или это годовщина смерти.

В этот же день принято совершать поминовение усопшего и за домашней трапезой, на которую приглашают родственников, а также тех, кто знал и любил его при жизни. Нередко одним из участников застолья бывает священник. Иногда с этой целью арендуют помещение в кафе или ресторане. Чтобы поминки прошли в соответствии с установившейся традицией, следует соблюдать ряд нехитрых правил, изложенных ниже.

Началу домашней трапезы, как и той, что была совершена на кладбище, должна предшествовать та же поминальная молитва об усопшем. Если в дом приглашён священник, то читает он, если нет, то кто-то из родных или несколько человек поочерёдно. Молитва в данном случае важна и для упокоения души усопшего, и для настроя присутствующих на торжественный лад, соответствующий данному моменту.

Особенности поминального стола

Вполне естественно, что каждая хозяйка старается накрыть по возможности богатый стол, изобилующий различными блюдами, и угодить тем самым вкусам всех собравшихся. Однако следует учитывать, что церковный календарь помимо скоромных дней, то есть тех, в которые не накладываются ограничения на перечень вкушаемых продуктов, предусматривает также и посты, как однодневные, так и многодневные.

Поскольку поминки сами по себе являются частью православной традиции, то и меню трапезы должно соответствовать требованиям, предъявляемым церковью к тому дню, на который выпала годовщина смерти. Как помянуть усопшего лишь постными угощениями - вопрос, который самостоятельно решает каждая хозяйка.

Важно учесть, что как бы ни был обильно сервирован стол, трапеза должна начинаться с традиционного вкушения всё той же кутьи. В этом обычае заложен вполне определённый смысл. Пшеничные или какие-либо иные зёрна, из которых она приготовлена, символизируют воскрешение души, а политый сверху мёд - наслаждение, которое ожидает праведников в вечной жизни.

Как соблюсти должную обстановку за столом

Ещё одним важным моментом, связанным с домашней трапезой, является правильный выбор спиртных напитков. Если на кладбище их употребление неуместно, о чём шла речь выше, то за домашним столом или в ресторане это допустимо. Однако, чтобы не была омрачена память дорогого человека и его годовщина смерти, поминать день его ухода из жизни следует, приняв к сведению совет, изложенный ниже. Это поможет избежать неприятных ситуаций, нередко возникающих вследствие излишних возлияний.

Чтобы подстраховаться, не рекомендуется ставить на стол крепкие сорокоградусные напитки. Лучше отдать предпочтение церковному кагору или каким-то лёгким винам. В то же время необходимо следить за тем, чтобы даже их употребление не вышло за рамки разумного. В противном случае поминальная трапеза может легко перерасти в обычный банкет, во время которого воспоминания об усопшем уступят место смеху и веселью, неуместным в данной обстановке.

Крайне недопустимы за поминальным столом скандалы, брань и выяснение отношений. Желательно, чтобы в течение всего обеда речь велась только о покойном, вспоминались различные эпизоды из его жизни, а также рассказывалось обо всём, что сделал он хорошего людям.

Можно предложить гостям просмотреть имеющиеся в доме фотографии умершего или видео, на котором он запечатлен. Даже если усопший не всегда отличался достойным поведением, плохое в этот день должно быть забыто. Вместо этого подобает делать акцент на всём хорошем, что он оставил после себя.

Ещё два немаловажных вопроса

Нельзя упустить из виду и такой весьма существенный вопрос: что делать, если с каким-либо из больших церковных праздников совпадает годовщина смерти? Как поминать - до или после, если в день самого праздника поминальные молитвы не приняты (например, в Пасху)? В этом случае совершение обряда переносится на ближайший выходной, или иной удобный день. Но и в этом случае побывать в церкви, исповедаться, причаститься, поставить свечу за упокой души и подать милостыню следует именно в годовщину смерти.

Есть и ещё одна немаловажная проблема, которую ставит перед родными усопшего годовщина смерти (1 год), когда поминать приходится людей некрещёных либо иноверцев, а то и самоубийц. Можно ли вообще за них молиться, и если такое допустимо, то как это правильно делать?

Ответ можно найти в послании апостола Павла к Колоссянам, где он говорит, что для Христа «нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа…», а все равны для грядущего Царствия Божьего. Поэтому молиться можно и нужно обо всех людях, поскольку для каждого усопшего важным этапом его пребывания в загробном мире является годовщина смерти. Помянуть раньше или позже - это зависит от календарной даты, о чём шла речь выше.

Единственное, что следует учесть, - это установленное правило подавать в церкви поминальные записки лишь с именами тех, кто при жизни прошёл обряд крещения и не отяготил себя грехом самоубийства. За всех же прочих нужно молиться самому, в церкви и дома, на кладбище, а также том месте, где смерть оборвала дни их жизни. Нужно просить Господа даровать отпущение содеянных ими грехов и упокоить души в Царствии Небесном.

Поминки – это действо, которое совершается с целью почтить память умершего человека. Стержнем поминок является общая трапеза, которую устраивают родственники в доме покойного, на кладбище либо в другом месте.

Поминки проводятся несколько раз:

  • в день смерти родственника или на следующий день;
  • на третий день после смерти – душа покойного покидает этот мир и возносится на небеса (как правило, этот день совпадает с днем похорон);
  • на девятый день;
  • на сороковой день;
  • далее поминальные трапезы делаются в полгода с даты смерти, а затем все последующие годовщины.

В поминках, как правило, принимают участие члены семьи умершего и его друзья. На поминки девятого дня, например, можно приходить без приглашения. Нельзя прогонять тех, кто захотел принять участие в этом ритуале. Но важно помнить, что поминки организуются не ради приглашенных, и накрытый стол – это не главная их составляющая. Люди приходят на них не для того, чтобы снять с себя негативные эмоции, стресс и уж тем более не ради того, чтобы поболтать на отвлеченные темы. Главное на поминках – это молитва об умершем. Очень хорошо, перед тем как приступить к трапезе, прочитать 17-ю Кафизму из Псалтыря. А перед едой каждый должен прочесть молитву «Отче наш».

Перенос даты поминок

Часто бывает так, что дни поминовения выпадают либо на будний день, когда невозможно отлучиться с работы, чтобы все к ним подготовить, либо на какой-либо религиозный праздник. В связи с этим возникает вопрос о том, можно ли переносить дату обязательных поминок, делать их либо раньше, либо позже срока.

Священнослужители считают, что совсем необязательно устраивать поминальную трапезу в годовщину смерти. Если существуют объективные причины, которые мешают это сделать, то ориентироваться нужно в первую очередь на них.

Нежелательно поминать умерших на неделе Светлой Пасхи, а также во время страстной недели Великого поста. В это время все помыслы должны быть устремлены: на страстной неделе – к жертве Иисуса Христа, на пасхальной неделе – к радости от известия о его воскрешении. Так что, в случае, если дата поминок попала на эти периоды, правильнее всего будет их перенести на Радоницу – день поминовения усопших.

Если дата поминок выпадает на Рождественский сочельник, то лучше будет перенести их на 8 января. Это считается даже хорошим знаком, так как поминки по своей сути посвящаются факту рождения уже в вечной жизни.

Священнослужители также советуют не забывать тот факт, что нашим умершим родственникам в первую очередь важна молитва за них. Поэтому рекомендуют за день до проведения поминок заказать в храме Литургию об упокоении Души умершего и Панихиду на День его поминовения. Желательно помолиться за умершего. А сами поминки можно перенести на ближайший выходной день после годовщины смерти. А вот переносить дату поминок на сороковой день на более ранний срок в православии не рекомендуется.

День поминовения умерших

В различных религиях существуют определенные дни, когда можно поминать своих усопших. Если по каким-то причинам не получилось помянуть своих близких в нужное время, всегда можно это сделать в день поминовения, дата которого в разных религиях своя:

  1. В православии, как было сказано выше, это Радоница – вторник второй недели после Пасхи. Следует отметить, что это не единственный день поминовения в Православии. Помимо Радоницы существует еще пять подобных дат.
  2. В католицизме День всех усопших приходится на 2 ноября. Поминки на третий, седьмой и тридцатый дни после смерти считаются необязательными.
  3. В исламе неважно, на какой по счету день, нужно помянуть умершего. Главное – это вспомнить его молитвой и вместе с его семьей совершать от его имени хорошие поступки – раздавать милостыню, заботиться о сиротах. Но главное, чтобы оставалось в тайне, от чьего имени совершаются эти поступки.
  4. В буддизме отмечают праздник Уламбана, который проходит в седьмом месяце с первого по пятнадцатый день по Лунному календарю. Посвящен поминовению умерших.

Практически все знают, что своих умерших нужно поминать, но часто люди забывают, как и для чего это делается. Связь между усопшими и теми, кто остался на земле существует. Поэтому, люди, у которых умер родственник, долгое время находятся в состоянии печали, беспокойства, им снятся сны про умерших, в которых чаще всего они просят еду или что-то сделать для них.

Как правило, после подобных снов возникает потребность в поминовении их, потребность в посещении храма, потребность в совершении каких-либо добрых дел (например, подать милостыню). Все это благотворно влияет на души усопших. Невозможность провести поминальную церемонию день в день – не беда, так как всегда можно оставить в храме записку и ее проведет за вас священнослужитель.

Наше духовное состояние влияет на состояние умерших в потустороннем мире и для того, чтобы помочь им, необходимо начать менять себя и свое окружение. Можно избавиться от вредной привычки, простить тех, на кого очень долго время копилась внутри обида, начать читать Библию.

Проводя ритуал поминок, всегда необходимо держать в уме его цель – творя совместную молитву, просить у Господа, чтобы он даровал усопшему Царство Небесное и упокоил его Душу.

28.12.2013

Молитва - самое большое благодеяние для умерших

Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот -почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.

Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Состояние души после смерти и поминовение усопших

Церковное предание благовествует нам со слов святых подвижников веры и благочестия, сподобившихся получить божественное откровение, о состоянии души после ее разлучения с телом.

Первые два дня душа пребывает еще на земле и с сопровождающим ее ангелом посещает те места, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, дел добрых и злых. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Себе.

Потом душа, возвращаясь от Лица Божия, в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. Так она пребывает шесть дней - с третьего до девятого . На девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.

После вторичного поклонения Богу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Господню, где решается ее участь - назначается место, которого она удостоилась по своим делам.

Отсюда ясно, что днями усиленной молитвы за умерших должны быть третий, девятый и сороковой дни после смерти. Эти сроки имеют и другой смысл.

Поминовение усопшего в третий день совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Молитва в девятый день - воздаяние чести девяти ангельским чинам, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви, как время, необходимое для приготовления, для принятия особого божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Сам Господь Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Своем Воскресении. Принимая это за основание, Церковь установила поминовение усопшего в сороковой день по смерти, чтобы его душа взошла на Святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.

Кроме того, полагается поминать усопших в годовщины их смерти. Основания для этого очевидны. Известно, что по прошествии года в Церкви повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается сердечным поминовением его родными и друзьями. Другие памятные дни - день рождения усопшего, его именины , день свадьбы (для супругов) - тоже являются поводами для усиленной заупокойной молитвы. Наконец, не следует пренебрегать поминовением усопшего в любой другой день, ведь молитва - это главная, неоценимая помощь живых отшедшим в мир иной.

Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. После смерти эта возможность исчезает, но остается надежда на молитвы живых. Господь Иисус Христос неоднократно совершал исцеления больных по вере их близких. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников, вплоть до их полного оправдания. Если же молитва совершается о человеке, уже помилованном Богом и вселенном в райские обители, то и она не остается бесплодной, а обращается на благо молящемуся. Как говорил свт. Иоанн Златоуст: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага».

Чтобы правильно помянуть усопшего в памятный день, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем свечнице. Записки принимаются на проскомидию, на обедню, на ектению и на панихиду.

Проскомидия - первая часть Божественной литургии. Во время нее из особых хлебцев-просфор священник извлекает маленькие частички, молясь о живых и мертвых. Впоследствии, после Причащения, эти частички будут опущены в Чашу с Кровью Христовой под молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде честною Твоею Кровию и молитвами святых Твоих». Проскомидийное поминовение считается самым действенным.

Обедня - простонародное название Божественной Литургии. Записки, поданные «на обедню», поминаются священниками, диаконами и псаломщиками в определенный момент службы перед Святым Престолом.

Ектения - поминовение во всеуслышание, его совершает диакон или священник. Записки, поданные на заупокойную ектению, впоследствии поминаются на панихиде.

Записку нужно озаглавить «О упокоении» , имена писать разборчиво, ставя их в родительном падеже (например, Петра, Марии). У священнослужителей указать их сан, полностью или в понятном сокращении (например, митр. Иоанна, диакона Василия). Дети до семи лет именуются младенцами ; усопшие в период до сорокового дня - новопреставленными ; в годовщину смерти - приснопамятными . Отдельно указываются воины. Слова «убиенный», «погибший», «утопший», «сгоревший» и тому подобные писать не нужно.

Весьма полезно подавать нищим посильную милостыню с просьбой молиться об усопшем. Можно пожертвовать на помин души какую-либо еду, для этого в храмах существуют особые панихидные столики. Не принято вносить в храм мясную снедь, а в период поста не следует оставлять на панихидных столиках яйца, молочные продукты и скоромные сладости. Само собой, вся принесенная пища и продукты должны быть пригодными для употребления.

Самым простым и самым распространенным способом жертвы за умершего является покупка свечи. В каждом храме есть канун - особый подсвечник в виде прямоугольного столика со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой о упокоении, здесь совершаются панихиды и заочные отпевания.

Но не только в храме можно молиться об усопших. Помимо церковного поминовения, в третий, девятый, сороковой дни и годовщины память усопшего следует почтить чтением дома чина Литии . Домашняя молитва может быть и более усердной. Хорошо все сорок дней после кончины ежедневно прочитывать Канон о усопшем .

Впоследствии молитва об упокоении души близкого человека должна стать ежедневной. Для этого в молитвенное правило православных христиан включено особое прошение: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное» . Домашняя заупокойная молитва может также включать чтение Псалтири по умершему, канона или акафиста о упокоении его души.

В наше время многие люди, даже будучи крещеными, не ходят в храм, не исповедуются, не причащаются Святых Христовых Тайн или делают это крайне редко. За них, а также за всех скончавшихся скоропостижно и не успевших должным образом подготовиться к своей кончине, читают Канон преподобному Паисию Великому. Этот святой, всю жизнь трудившийся в иноческих подвигах, не желал иметь никакого воздаяния за них, ради того только, чтобы была избавлена от наказания душа одного молодого грешника. И Господь милостиво принял бдения и слезы Своего раба и даровал ему особую благодать ходатайствовать о умерших без покаяния.

Дни вселенского поминовения усопших

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставившихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.

Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами . Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом. Это дни:

  • Суббота мясопустная - за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
  • Родительские субботы - на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
  • Троицкая родительская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.

  • Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения - парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.

    Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:

  • Радоница (Радуница) - пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
  • Димитриевская родительская суббота - день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября - дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
  • Поминовение усопших воинов - 26 апреля (9 мая нового стиля).

  • Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин.

    Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

    Когда не бывает поминовения?

    Панихиды, заочные отпевания и любые заупокойные молитвы, кроме поминовения записок на проскомидии, не совершаются во всех храмах в период от четверга Страстной седмицы (последняя неделя перед Пасхой) до Антипасхи (первое воскресенье после Пасхи). Очное отпевание в эти дни допускается, кроме самого праздника Пасхи. Чин пасхального отпевания весьма отличается от обыкновенного, поскольку содержит множество радостных песнопений Пасхи.

    В Рождество Христово и другие двунадесятые праздники заупокойная молитва отменяется Уставом, но может совершаться по усмотрению настоятеля храма.

    Можно ли и как молиться православным христианам за христиан неправославных? (Преподобный Иосиф, Старец Оптинский)

    «Говоря о строгости нашей Православной Церкви в отношении поминовения неправоверующих христиан, мы не к тому ведем речь, что будто святая наша Церковь заповедует нам, чадам ея, вовсе никоим образом не молиться о них. Она только запрещает нам своечинную молитву, т.е. молиться - как нам хочется и как нам вздумается. Мать наша Православная Церковь внушает нам, чтобы все у нас, как и самая молитва, совершалось «по чину и благообразно» (1 Кор. 14, 40). Мы и молимся, при всех наших церковных богослужениях, о всех разноплеменных народах и о всем мире, чаще всего и сами не зная и не понимая того. Именно мы молимся так, как Господь наш Иисус Христос научил своих апостолов молиться в преданной им молитве: «Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли!» Это всеобъемлющее прошение объемлет собой все нужды наши и единоверных нам, хотя и неправоверных братии наших. Мы тут просим Всеблагого Господа и о душах умерших неправославных христиан, что бы Он сотворил с ними то, что богоугодно Его святой воле. Ибо Господь безмерно лучше нас знает, кому и какую оказать милость.

    Итак, православный христианин, кто бы ты ни был, мирянин или иерей Божий, если во время какого-либо церковного богослужения придет тебе усердие помолиться о каком-либо близком тебе Карле или Эдуарде, то при чтении или пении молитвы Господней, воздохни о нем ко Господу и скажи: «Да будет о нем Святая Воля Твоя, Господи!» - и ограничься этой молитвой. Ибо так научен ты молиться Самим Господом. И поверь, что такая твоя молитва будет тысячекратно и Господу угодней, и для души твоей полезней всех твоих самочинных церковных поминовений.


    Теперь скажем несколько о частной молитве. Известен в нашей Православной Церкви едва ли не единственный пример, что частная молитва одного Угодника Божия помогла душам умерших иноверцев, даже язычников...

    В «Отечнике» еп. Игнатия читаем: «Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся пальмовой палкой, которая была у него в руке, к черепу, череп издал из себя голос. Старец сказал ему: «Кто ты?» Череп отвечал: «Я был жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте, а ты - авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа Божия, когда, умилосердись над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, то они получают некоторое утешение». Далее череп, рассказав св. Макарию об адских мучениях, закончил так: «Нам, не ведавшим Бога, оказывается хотя некоторое милосердие; но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас». («Отечник», изд. 4-е. стр. 311-312)

    Из сего рассказа блаженного Отца прежде всего мы видим, что молитва его за страждущих была не церковно-общественная, а частная. Это - молитва уединенного пустынника, молившегося в тайной клети сердца своего... Затем, молитва эта может отчасти послужить и нам, православным христианам, поводом к тому, чтобы молиться за живых и умерших неправоверов частною, домашнею молитвою. Но только поводом, а отнюдь не примером, ибо преподобный сообщил нам, как он молился за язычников не самочинною молитвою, а так, как наставлял его Дух Божий, обитавший в его чистом сердце, который не только его наставлял, но и заставлял молиться о всем мире - о всех людях, живых и умерших, как это обычно и свойственно любящим сердцам всех угодников Божиих; как и св. Апостол Павел писал к Коринфянам: «Сердце наше распространися; не тесно вмещаетеся в нас». (2 Кор. 6, 11)

    Итак, мы теперь можем согласиться, что православным христианам молиться за неправославных христиан - живых и умерших - можно частною домашнею молитвою; но при том, еще и еще напомним, не самочинно молиться - не так, как нам вздумается и пожелается (дабы вместо благоволения не навлечь на себя гнева Божия), а по наставлению опытных в жизни духовных людей.

    Был случай при жизни Оптинского старца Леонида (в схиме Льва, скончавшегося в 1841 г.) У одного его ученика, Павла Тамбовцева, скончался родитель несчастною насильственною смертию - самоубийством. Глубоко опечален был любящий сын известием о том, и потому так изливал пред старцем свою скорбь: «Несчастная кончина моего родителя есть для меня тяжкий крест. Да, я нахожусь теперь на кресте, которого болезни пойдут со мною в гроб. Воображая ужасную для грешников вечность, в которой нет уже покаяния, я мучаюсь представлением вечных мучений, которые ожидают моего родителя, без покаяния умершего. Скажи, отче, чем я могу утешить себя в настоящей горести?» Ответ старца: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго чудес. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней». Вопрос: «Но коим образом молиться о таковых?» Ответ: «По духу добродетельных и мудрых так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей, но да будет святая воля Твоя!» Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего; но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, и Который и смиряет, и высит, мертвит и живит, низводит в ад и возводит. При этом Он столь милосерден, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его Высочайшею благостию - ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: «Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно». Справедливо. Но Бог без сравнения более чем ты любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?»

    Вот эта приведенная здесь частная, келейная, или домашняя молитва, преподанная опытным в жизни духовной старцем Леонидом своему ученику, и может служить для православного христианина примером или образом молитвы за какого-нибудь близкого к нему неправославного христианина. Может он, например, молиться в таком смысле: «Помилуй, Господи, аще возможно есть, душу раба Твоего (имя), отошедшаго в жизнь вечную в отступлении от Святой Твоей Православной Церкви! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя!» («Душеполезное чтение», 1901, ч. 3, стр. 328-333)

    Loading...Loading...