Философия. Авиценна как светило арабской медицины Авиценна трактат о цикории

Произведения Авиценны.

К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся

«Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».

Медицина.

«Канон врачебной науки» («ал-Канун фи-т-тибб»)

Точная дата завершения работы над "Каноном" не установлена. Предположительно это 1020 год. Переведенный на латынь, стал широко известен в Европе с 12 в. Явился одним из руководств, выдержавших более тридцати изданий, по нему велось преподавание медицины в университетах Европы в течение пяти веков. Когда был изобретен печатный станок, "Канон" оказался среди первых печатных книг, и по числу изданий соперничал с Библией. Это сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В этом состоящем из 5 томов фундаментальном труде собраны сведения по фармакологии, дается детальное описание сердца (первое начало), печени (второе начало), мозга (также второе начало), опровергается мнение о том, что источником зрения является хрусталик, и доказывается, что изображение предмета дает сетчатка. Авиценна устанавливает различия между чумой и холерой, плевритом и воспалением легких, дает описание проказы, диабета, язвы желудка и т.д. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний.

Опытный хирург, Ибн Сина дал подробное анатомическое описание человека, но особый его вклад состоял в исследовании и описании деятельности головного мозга.

«Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») -- написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.

«Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).

«О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») -- самый короткий трактат Ибн Сины.

«Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).

«Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).

«Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).

«Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») -- описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.

«Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») -- описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.

«Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).

«Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).

«Рисола-йи жудия» -- описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.

«Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа»)

Написанный на арабском энциклопедический труд посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике.

Ключевые слова

КАНОН МЕДИЦИНЫ / АВИЦЕННА / ИСТОРИЯ КАРДИОЛОГИИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУЛЬСА / THE HISTORY OF CARDIOLOGY / PULSE CHARACTERISTICS / AVICENNA / THE CANON OF MEDICINE

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы - Глянцев Сергей П., Магомедова Суйканат М.

Хронологически наиболее близким к нашему времени врачом Средних веков, составившим пространное учение о пульсе, был живший в 980–1037 гг. крупнейший врач арабского мира Абу Али Ибн-Сина (Авиценна ). Авторами проведен анализ учения о пульсе и диагностике заболеваний по его характеристикам в описании Авиценны с точки зрения кардиологии XXI века и доказательство гипотезы значимости учения о пульсе древних врачей для их современных коллег. Источником (базовым материалом) и методическим подходом для исследования был избран анализ главного труда крупнейшего врача Средневековья Авиценны (980–1037) «Канон врачебной науки» и два современных клинических руководства по пропедевтике внутренних болезней, их историко медицинский анализ и сравнение описанного Авиценной учения о пульсе с положениями, изложенными в руководствах начала XXI века. Установлено, что в Средние века для диагностики состояний пульса при тех или иных заболеваниях применялись куда более изощренные методические приемы, нежели в наше время. Например, врачи того времени, описывая четырехтактовую пульсовую волну, умели исследовать каждый из тактов в отдельности. Анализ показал, что основные положения учения о пульсе Авиценны дошли до наших дней. Выявлены сходство и различия в понимании тех или иных видов пульса и их причин. В то же время некоторые понятия ушли в историю, а иные были гораздо изощреннее современных представлений, что объяснимо значением пульсовой диагностики в древности. В рамках проведенного исследования был сделан вывод о том, что творческое наследие гениального врача прошлого до сих пор не утратило своей актуальности и должно учитываться при современном изучении видов и причин нарушений ритма и проводимости сердца.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам, автор научной работы - Глянцев Сергей П., Магомедова Суйканат М.

  • Этапы становления и развития научных представлений о диагностике по пульсу

    2017 / Сорокин Олег Викторович, Манохар Рам, Панова Анастасия Сергеевна, Суботялов Михаил Альбертович
  • Предполагаемый механизм возникновения аритмии сердца человека

    2013 / Ермошкин Владимир Иванович
  • Pulse visualization with videosignal

    2015 / Чечулин Виктор Львович, Брохин Леонид Юрьевич, Черепанова Юлия Александровна, Анисимов Павел Иванович, Лях Егор Леонидович
  • Почему проблема аритмии исчезает при трансплантации сердца?

    2015 / Ермошкин В.И., Карпенко О.Л.
  • Системный анализ проблем самоконтроля интегративной метасистемы кровообращения

    2015 / Смогунов Владимир Васильевич, Кузнецов Никита Сергеевич
  • «Новая теория аритмии» проясняет причины аритмий и некоторых «Нарушений обмена веществ»

    2015 / Ермошкин Владимир Иванович
  • Некоторые результаты экспериментального исследования излучения пульсовых волн телом человека

    2014 / Горовой Сергей Владимирович
  • Особенности пульсовой волны при хронической артериальной недостаточности нижних конечностей

    2012 / Мизева И. А., Думлер А. А., Муравьев Н. Г.
  • Новая гипотеза фибрилляции и дефибрилляции сердца

    2014 / Ермошкин Владимир Иванович
  • Артериальная гипертензия у пациентки с неспецифическим аортоартериитом (болезнь Такаясу) и АА-амилоидозом: описание клинического случая

    2018 / Свеклина Татьяна Сергеевна, Куликов Александр Николаевич, Мациевская Галина Корнеевна, Густайнис Константин Романович

Doctrine about Avizenna"s pulse: look from the present

The most chronologically close to nowadays doctor of Middle Ages who compiled detailed doctrine of pulse was the greatest physician of Arabian world Abu Ali Ibn-Sina (Avicenna ) who had lived in 980–1037. The authors studied the doctrine of pulse and diagnosis of diseases using the characteristics of Avicenna ’s description in the context of XXI century cardiology and evidence of hypothesis about the importance of ancient physicians’ pulse doctrine for their contemporary colleagues. As the source (reference material) and methodological approach for the study was selected analysis of the main lifework of the greatest physician of Middle Ages Avicenna (980–1037) “The Canon of medicine ” and two contemporary clinical guidelines on internal diseases propedeutics, historical medical analysis and comparison of Avicenna ’s doctrine of pulse with statements outlined in the guidelines of the turn of the XXI century. It was established that in Middle Ages to diagnose pulse state associated with some or other diseases there were used far more sophisticated techniques than nowadays. For example physicians then could study every tact separately describing four-tact pulse wave. The analysis shows that the main statements of Avicenna pulse doctrine are extant. Similarity and differences in comprehension of some or other pulse types and their reasons were revealed. At the same time some concepts were gone and others were far more sophisticated than contemporary conceptions which could be assignable to pulse diagnosis in old time. In the frame of the studies carried out there was concluded that artistic legacy of the genius physician of the past did not lose its relevance up to now and should be considered when studying contemporary types and reasons of rhythm disturbances and heart conductivity.

Текст научной работы на тему «Учение о пульсе Авиценны: взгляд из настоящего»

ИСТОРИЯ

© С. П. ГЛЯНЦЕВ, С. М. МАГОМЕДОВА, 2012 УДК 612.16:92 Авиценна

УЧЕНИЕ О ПУЛЬСЕ АВИЦЕННЫ: ВЗГЛЯД ИЗ НАСТОЯЩЕГО

С. П. Глянцев*, С. М. Магомедова

ФГБУ «Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева» (директор - академик РАН и РАМН Л. А. Бокерия) РАМН, Москва

Хронологически наиболее близким к нашему времени врачом Средних веков, составившим пространное учение о пульсе, был живший в 980-1037 гг. крупнейший врач арабского мира Абу Али Ибн-Сина (Авиценна).

Авторами проведен анализ учения о пульсе и диагностике заболеваний по его характеристикам в описании Авиценны с точки зрения кардиологии XXI века и доказательство гипотезы значимости учения о пульсе древних врачей для их современных коллег.

Источником (базовым материалом) и методическим подходом для исследования был избран анализ главного труда крупнейшего врача Средневековья Авиценны (980-1037) «Канон врачебной науки» и два современных клинических руководства по пропедевтике внутренних болезней, их историкомедицинский анализ и сравнение описанного Авиценной учения о пульсе с положениями, изложенными в руководствах начала XXI века.

Установлено, что в Средние века для диагностики состояний пульса при тех или иных заболеваниях применялись куда более изощренные методические приемы, нежели в наше время. Например, врачи того времени, описывая четырехтактовую пульсовую волну, умели исследовать каждый из тактов в отдельности.

Анализ показал, что основные положения учения о пульсе Авиценны дошли до наших дней. Выявлены сходство и различия в понимании тех или иных видов пульса и их причин. В то же время некоторые понятия ушли в историю, а иные были гораздо изощреннее современных представлений, что объяснимо значением пульсовой диагностики в древности.

В рамках проведенного исследования был сделан вывод о том, что творческое наследие гениального врача прошлого до сих пор не утратило своей актуальности и должно учитываться при современном изучении видов и причин нарушений ритма и проводимости сердца.

Ключевые слова: история кардиологии, характеристики пульса, Авиценна, Канон медицины.

The most chronologically close to nowadays doctor of Middle Ages who compiled detailed doctrine of pulse was the greatest physician of Arabian world Abu Ali Ibn-Sina (Avicenna) who had lived in 980-1037.

The authors studied the doctrine of pulse and diagnosis of diseases using the characteristics of Avicenna’s description in the context of XXI century cardiology and evidence of hypothesis about the importance of ancient physicians’ pulse doctrine for their contemporary colleagues.

As the source (reference material) and methodological approach for the study was selected analysis of the main lifework of the greatest physician of Middle Ages Avicenna (980-1037) “The Canon of medicine” and two contemporary clinical guidelines on internal diseases propedeutics, historical medical analysis and comparison of Avicenna’s doctrine of pulse with statements outlined in the guidelines of the turn of the XXI century.

It was established that in Middle Ages to diagnose pulse state associated with some or other diseases there were used far more sophisticated techniques than nowadays. For example physicians then could study every tact separately describing four-tact pulse wave.

The analysis shows that the main statements of Avicenna pulse doctrine are extant. Similarity and differences in comprehension of some or other pulse types and their reasons were revealed. At the same time some concepts were gone and others were far more sophisticated than contemporary conceptions which could be assignable to pulse diagnosis in old time.

In the frame of the studies carried out there was concluded that artistic legacy of the genius physician of the past did not lose its relevance up to now and should be considered when studying contemporary types and reasons of rhythm disturbances and heart conductivity.

Key words: the history of cardiology, pulse characteristics, Avicenna, the Canon of medicine.

Хронологически наиболее близким к нашему Авторами проведен анализ учения о диагнос-

времени врачом Средних веков, составив- тике заболеваний и состояний организма по харак-

шим пространное учение о пульсе, был живший теристикам пульса в описании Авиценны с точ-

в 980-1037 гг. крупнейший врач арабского мира ки зрения современной кардиологии. Выдвину-

Абу Али Ибн-Сина (Авиценна). та гипотеза о непреходящей значимости учения

* Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

АННАЛЫ АРИТМОЛОГИИ, № 4, 2012

АННАЛЫ АРИТМОЛОГИИ, № 4, 2012

о пульсе для современной кардиологии. Источником (базовым материалом) был избран «Канон врачебной науки» Авиценны и современные учебники . В качестве методического подхода использовался историко-медицинский анализ «Канона» и сравнение его положений с представлениями современной пропедевтики внутренних болезней.

Основной областью изучения пульса Авиценна считал предплечье. По-видимому, речь шла о лучевой артерии, где изучают пульс и сегодня. Кроме того, он учил прощупывать пульс в состоянии психического и физического покоя, когда человек не сыт и не голоден, не испытывает внешний воздействий и ведет обычный образ жизни. Но причины колебания стенки сосудов Авиценна и современные авторы рассматривают по-разному. В Средние века считалось, что в артериях содержится воздух (пневма), а пульс есть не что иное, как «движение сосудов, <...> чтобы «охладить» пневму дуновением воздуха»1. Современные же кардиологи понимают под пульсом (от лат. pulsus - удар) толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сократительной деятельностью миокарда. Любопытно, что под «ударом» пульса Авиценна понимал не расширение (наполнение) сосуда, как считают сейчас, а сжатие, потому что считалось, что «пневму» привлекает сжатие артерии, а не ее растяжение.

«...У каждой пульсации [Авиценна различал] 4 части: 1) движение расширения; 2) период покоя между расширением и сжатием; 3) движения сжатия и 4) период покоя между сжатием и расширением». Не случайно пульс в те времена прощупывали не двумя или тремя, как сейчас, а четырьмя пальцами, пытаясь каждым уловить одну из частей пульса. При этом, если «величины отношений» этих четырех промежутков времени движения и покоя были равны, то говорили о ровном пульсе с хорошим ритмом, схожем с музыкой. Если нет, то такой неровный пульс имел дурной ритм.

Авиценна различал 9 разновидностей (категорий) ровного, ритмичного пульса2: 1) по величине расширения; 2) по качеству удара (сжатия); 3) по времени движения; 4) по состоянию (стенки артерии); 5) по степени пустоты и наполнения (артерии); 6) по теплоте и холодности (прощупываемого места); 7) по времени покоя; 8) по ровности и неровности; 9) по наличию порядка (или беспорядка) в неровности («размер» пульса).

Под величиной пульса понимали его длину, ширину и высоту, дававших в совокупности 9 простых

2 В дальнейшем прямым полужирным шрифтом мы будем обозначать названия разновидностей (категорий) пульса

у Авиценны, а полужирным курсивом - современные.

видов пульса: 1-3) долгий (длинный), уравновешенный (нормальной длины) и короткий; 4-6) широкий, уравновешенный (нормальной ширины) и узкий; 7-9) высокий, уравновешенный (нормальной высоты) и низкий. Сегодня аналогию этим характеристикам дать трудно, а для того, чтобы их прочувствовать, современному кардиологу нужно напрячь воображение и стать немного философом.

Сочетания простых видов величины пульса составляли его сложные разновидности. Так, пульс, превосходящий обычный по длине, ширине и глубине, называли большим, а уступающий обычному в этих отношениях - малым. Пульс между ними считали уравновешенным. Соответственно сегодня к большому (pulsus magmus) и малому (pulsus parvus) пульсу добавился нитевидный пульс (pulsus fili-formis), а величиной пульса оценивают степень напряжения стенки артерии и наполнения ее кровью. Широкий и высокий пульс Авиценна называл толстым, узкий и низкий - тонким. Обычный (уравновешенный) был средним между ними. Уже по этим характеристикам видно, насколько интеллектуально-изощренной была диагностика состояний пульса того времени.

По качеству удара различали пульс сильный, ударяющий в пальцы при прощупывании и небольшом прижатии артерии, противоположный, слабый, и обычный, уравновешенный (средний между ними).

По времени движения Авиценна различал скорый, медленный и уравновешенный пульс. Эти разновидности пульса: скорый (pulsus celer), медленный (pulsus tardus) и дикротический, или сдвоенный (pulsus dycroticus), наблюдаемый при снижении тонуса периферических артерий и сохранении сократительной функции миокарда, дошли до нашего времени.

Состояние стенки артерии, по мнению Авиценны, характеризовали мягкий, легко исчезавший при надавливании, твердый и уравновешенный виды пульса. В наши дни этим характеристикам соответствует напряжение пульса, сочетающее в себе качество пульсового удара и состояние стенки артерии: напряженный, или твердый (pulsus durus), и ненапряженный, мягкий (pulsus mollis) виды пульса.

По степени наполнения артерии пульс может быть: «полным, то есть таким, когда в полости [артерии] нащупывается значительное количество наполняющей ее жидкости, а не чистая пустота, пустым, противоположным этому, и затем уравновешенным», - учил Авиценна3.

3Отметим, что согласно этой характеристике, в «бьющем сосуде» - артерии должна находиться жидкость (кровь), а не воздух. Полагаем, что Авиценна прочел об этом у Галена . Но он писал об этом вскользь, как бы между прочим, не заостряя на этом внимание читателя.

Сегодня кардиологи определяют наполнение пульса в зависимости от изменения диаметра артерии при прохождении пульсовой волны: пульс полный (pulsus plenus) и пустой (pulsus vacuus). Эта характеристика, взятая в совокупности с напряжением пульса, означает его величину.

По ощущению врача различали пульс «горячий, холодный и уравновешенный, [стоящий] между ними». В современной кардиологии аналогов этим видам пульса нет.

Интересны разновидности пульса по длительности периода покоя: «частый, то есть [пульс] с короткими ощущаемыми [перерывами] между двумя ударами, его называют также настигающим и уплотненным, и редкий, противоположный ему, или отстающий и вялый, и между ними - обычный, уравновешенный». Методика выявления периодичности пульса у Авиценны была, пожалуй, самой изощренной: «Этот период [определяется] в зависимости от того, как ощущается сжатие [артерии]; если сжатие не ощущается вовсе, то периодом [покоя считается] промежуток времени между каждыми двумя расширениями; если же сжатие уловимо, то [период покоя определяется] по времени конца обоих [состояний]».

Современные кардиологи различают пульс редкий (менее 60 ударов в минуту, pulsus rarus, или bradis) и частый (более 90 ударов в минуту, pulsus frequens, или tachis). В России первое состояние называют брадикардией, а второе - тахикардией. В Украине говорят о бради- и тахисфигмии.

По ровности и неровности биения «пульс бывает либо ровный, либо неровный. <...> Пульс ровный - это пульс ровный во всех [упомянутых выше] отношениях; если же он ровен в одном из них, то называется ровным только лишь в этом отношении. : «ровный в силе», «ровный в скорости». То же самое неровный пульс: он бывает неровный вообще или в том, в отношении чего он является неровным».

В нашем понимании ровный пульс есть ритмичный (pulsus regularis), а неровный - аритмичный (pulsus irregularis). Последний Авиценна раз делял на неровный упорядоченный и неровный неупорядоченный (беспорядочный).

«Неровность пульса во многих частях одного удара» проявлялась либо в расположении частей артерии, либо в движении ее частей. «Неровность в расположении частей сосуда есть неровность отношения частей сосуда к направлению; поскольку направлений имеется 6, то столько же бывает неровностей 4. Неровность в движении [пульса] проявляется либо в скорости и медленности, либо

4Возможно, речь идет о направлениях «вверх - вниз», «вправо - влево», «вперед - назад».

в отставании или опережении, то есть когда часть [сосуда] движется раньше времени или позднее, [чем следует], либо в силе и слабости, либо в большой или малой величине, причем все это протекает либо в ровном порядке, либо в неровном порядке, увеличиваясь и уменьшаясь, и имеет место либо в двух частях, либо в трех, либо в четырех.

Что касается неровности пульса в одной части [одного удара], то сюда относится [пульс] прерывистый, возвращающийся и непрерывный.

Прерывистый - это пульс, который прерывается в одной части удара истинным перебоем, причем концы части удара, отделенной перебоем, расходятся в отношении скорости, медленности и взаимного сходства. Возвращающийся - это такой, когда большой пульс становится малым в одной части, потом понемногу возвращается [к первоначальному достоинству]. Такого же рода и пульс слитный, когда один удар из-за неровности подобен двум ударам или два удара подобны одному удару, так как они сливаются. Непрерывный пульс - это такой, когда неровность [нарастает] непрерывно и не чувствуется границы при переходе от быстроты к медленности, и наоборот, или к уравновешенности, или [к неровности] от уравновешенности в этих двух отношениях, либо [переход] от большого или малого достоинства, или от уравновешенности к какому-либо иному качеству, к которому переход [возможен].

Упорядоченный - это такой [пульс], неровность которого сохраняет известный порядок и [повторяется] циклически. [Неровный упорядоченный пульс] бывает двояким: это либо [неровный пульс], упорядоченный вообще, когда [постоянно] повторяется лишь одна какая-либо неровность, либо упорядоченный циклический, когда бывает два цикла неровностей или больше.

Так, например, при этом может быть один цикл и другой, отличный от него, но только они [всегда] возвращаются вместе, друг за другом, как один цикл, а [неровный] неупорядоченный [пульс] - нечто противоположное этому. Если тщательно исследовать, то окажется, что эта девятая разновидность [в действительности есть] как бы вид восьмой разновидности и подходит под [категорию] неровного [пульса]».

Современного врача не может не поразить способность его средневекового коллеги различать неровности пульса в одной, двух, трех или даже четырех частях одного удара. Иначе говоря, врачи того времени могли воспринимать изменения пульса по времени, силе или величине в каждой из четырех частей пульсовой волны!

Неровный пульс более других напоминает современный аритмичный и его многочисленные разновидности, однако установить, что понимали

АННАЛЫ АРИТМОЛОГИИ, № 4, 2012

АННАЛЫ АРИТМОЛОГИИ, № 4, 2012

древние врачи под тем или иным определением, не так-то просто.

Так, «пульс с перебоями это [такой] неровный пульс, когда: а) ожидаешь движения, но имеет место неподвижность, [или же] ... б) ожидаешь неподвижности, а имеет место движение». По всей видимости, перед нами не что иное, как желудочковая и предсердная экстрасистолии. К желудочковой экстрасистолии, возможно, следует отнести и прерывистый пульс.

Пульс, неровный в движении, напоминает альтернирующий, или перемежающийся, пульс наблюдаемый при поражении миокарда, для которого характерно сочетание больших и малых пульсовых волн. Возвращающийся пульс может означать парадоксальный или пульс при дыхательной аритмии, слитный - бигеминию или уже упоминавшийся ди-кротический пульс, а непрерывный похож на мерцательную аритмию.

Любопытно, что под ритмичностью пульса средневековые врачи понимали не совсем то, что нынешние. Ритмичным в их понимании считался пульс, описанный первыми семью из описанных выше 9 категорий, отвечавший законам (гармонии, ритма, темпа, тембра) музыки и соответствовавший возрасту обладавшего им человека. Примерно так же, как нашему возрасту соответствует тембр нашего голоса. При этом приоритет сравнения пульса с музыкой Авиценна отдавал Галену.

Ритм, соответствовавший возрасту, считался хорошим, а не соответствовавший - дурным. Разновидностей пульса с дурным ритмом Авиценна различал три: «.пульс изменяющегося и переходящего ритма есть пульс, ритм которого является ритмом, присущим возрасту, смежному с возрастом обладателя [исследуемого пульса]; так, у детей бывает ритм пульса юношей. Вторая разновидность - это пульс отдаленного [по возрасту] ритма, например, когда у детей [находим] ритм пульса стариков; и третья - пульс, выходящий из ритма, то есть пульс, не похожий по своему ритму на пульс какого бы то ни было возраста. Выход пульса из ритма часто указывает на значительное расстройство состояния [здоровья]». Эти концепции, безусловно, интересны, но в настоящее время имеют лишь историческое значение. Среди них были и такие:

«Пульс «газели» есть такой, который бьется неровно в одной части удара, когда [эта часть] медленная, потом прерывается и [затем] спешит». Что это? Пароксизмальная тахикардия?

«Волнообразный [пульс] - неровный в отношении большой и малой величины частей сосудов или по их подъему и ширине и по опережению и отставанию в начале движения пульса при наличии в нем мягкости. Он не очень мал, имеет неко-

торую ширину и напоминает волны, следующие одна за другой подряд, различаясь по степени подъема и падения, быстроты и медленности». Этот пульс напоминает описанный выше неровный в движении и, как мы уже сказали, похож на альтернирующий.

«Червеобразный пульс похож на [волнообразный], но только очень мал и весьма част».

«Муравьиный пульс очень мал и еще более част. Неровность червеобразного и муравьиного пульса в отношении подъема, опережения и отставания проявляется на ощупь яснее, чем неровность в отношении ширины; последняя может даже совсем не проявляться». Возможно, что червеобразный и муравьиный пульс сегодня называют нитевидным.

«Пилообразный пульс. Он похож на волнообразный по неровности частей в отношении подъема и ширины и в отношении опережения и отставания, но только он твердый, и при наличии твердости части его не равны по твердости. Пилообразный [пульс] быстрый, частый и твердый, части его различны по величине расширения, твердости и мягкости». Современную аналогию этому пульсу и двум следующим отыскать трудно.

«Мышиный хвост. Это пульс, неровность которого постепенно изменяется, начиная от уменьшения к увеличению или от увеличения к уменьшению. «Мышиный хвост» иногда наблюдается во многих ударах, и иногда прощупывается в нескольких частях одного удара или в одной. Наиболее свойственная [для него] неровность та, что связана с величиной, а иногда она относится к быстроте и медленности, слабости и силе».

«Веретенообразный пульс. Это пульс, который отправляется от уменьшения к некому пределу увеличения, затем непрерывно отступает назад, пока не достигнет первоначального предела уменьшения. Получаются два «мышиных хвоста», сходящиеся у наибольших концов».

«Двухударный пульс. Врачи расходятся во мнениях относительно этой [разновидности]: некоторые из них считают [два удара] за одно биение пульса, неровное в отношении опережения и отставания, а другие говорят, что это два удара, следующие друг за другом без перерыва. Но, в общем, время между ними не таково, чтобы вместить сжатие [артерии] и затем расширение». Прочтя такое, в первую очередь думаешь о бигеминии.

О «пульсе с перебоем» и «пульсе, приходящемся на середину [пульсации]», уже упоминалось. Различие между «пульсом, приходящимся на середину», и пульсом «газели» в том, что при пульсе «газели» второй удар поспевает раньше, чем кончится первый, а при «приходящемся на середину» [второй] удар возникает во время паузы, по окончании пер-

вого. Все эти рассуждения снова и снова говорят об утраченной ныне изощренности методики пульсовой диагностики, которой владели древние.

«Пульс судорожный, дрожащий, вибрирующий, который похож на свиваемую и скручиваемую нитку. Он входит в разряд неровностей в отношении опережения и отставания, положения и ширины».

«Пульс, напряженный как струна, - разновидность вибрирующего пульса. Случаи напряженного, вибрирующего и «клонящегося в одну сторону» пульса чаще всего бывают при «сухих» болезнях».

Таким образом, даже простое перечисление (а мы проанализировали далеко не все) позволяет выявить около 60 характеристик пульса, которые различали средневековые врачи. Из них до нашего времени дошло порядка 20. Точные понятия о некоторых других утрачены. Возможно, навсегда. Причины, обусловливающие характер пульса (то есть его совокупные характеристики), Авиценна называл удерживающими. Таких причин, по его мнению, было три:

1. «Животная сила, движущая пульс, которая находится в сердце».

2. «Орудие, то есть бьющий сосуд».

3. «Необходимость уменьшать теплоту».

Рассмотрим эти положения. В понимании Авиценны основная движущая причина пульса находилась в сердце (по Галену - «жизненный дух»5) и передавалась на артерии для охлаждения находящейся в них пневмы. С современной точки зрения, обусловленность пульса сокращениями сердца следует считать верной, как и влияние стенки артерии на скорость пульсовой волны. Заметим, что возникшее в начале ХХ в. «учение о периферическом сердце», апологетом которого в России был ученик С. П. Боткина М. В. Яновский, в своей основе повторяло представления древних о самостоятельном сокращении и расслаблении артерий.

Что касается «теплоты», то если под ней понимать температуру тела, влияющую на частоту пульса, то и третья причина разновидности пульса вполне резонна. Только причина при этом смешивалась со следствием: Авиценна считал, что пульс учащается для того, чтобы уменьшить температуру тела, а мы считаем, что лихорадка вызывает тахикардию.

5 Один из трех духов, обеспечивающих жизнедеятельность организма. Попадал в человека с вдыхаемым ртом воздухом, переносился артериями и наделял человека жизнью (душа - дыхание - жизнь). Второй дух - животный - проникал в организм аэрофагически, находился в печени, распространялся по венам и обеспечивал рост органов и частей тела. Третий дух - растительный - находился в желудочках мозга, проникая туда с воздухом, вдыхаемым носом, распределялся по телу нервами и ведал нашей двигательной активностью.

Различные сочетания этих трех причин, а также некоторых внешних, «необязательных», приводила к тем или иным разновидностям пульса.

Большой пульс в представлении Авиценны соответствовал большой «животной силе» (здоровый миокард. - Прим. авт.), мягким стенкам сосудов и «надобности в охлаждении» (при лихорадке. - Прим. авт.). Малый пульс говорил о слабости животной силы (сердечная недостаточность. - Прим. авт.). Если же стенка сосуда при этом была твердой, а «надобность в охлаждении незначительна», то пульс делался еще меньше. Иначе говоря, что абсолютно верно, малый пульс наблюдали как при атеросклерозе, так и при сердечной слабости.

А вот как Авиценна объяснял причину тахикардии: «Если надобность в охлаждении велика, жизненная сила значительна, но твердость сосудистой стенки не дает пульсу стать большим, то он обязательно должен сделаться быстрым, чтобы наверстать быстротой то, что он упустил, не стал большим (здесь и далее курсив наш. - Прим. авт.). Если же сила слаба, то не удается ни увеличить пульс, ни создать в нем быстроту, и он неминуемо должен стать частым, чтобы частотой наверстать то, что он упустил, не став большим и быстрым. Многочисленные частые удары заменяют один большой полновесный удар или два быстрых удара. ».

Быстрым и частым, писал Авиценна, пульс делается и тогда, когда при нормальной величине находящейся в сердце силы и достаточно мягких сосудах возрастает необходимость в большем охлаждении пневмы (например, при лихорадке). Редким же пульс становится, когда необходимость в охлаждении пневмы отпадает, например, при сильном общем охлаждении, «крайнем упадке силы» или «приближении смерти». Блестящее наблюдение!

Среди причин, ведущих к слабости пульса, Авиценна называл «бессонницу, истощение, чрезмерную физическую работу». Твердым пульс становится «при кризисах вследствие сильной борьбы тела с болезнью и возникающего из-за этого напряжения органов, направленного на отражение болезни». Мягкий пульс бывает при «увлажняющих факторах, как, например, водянка или купание в бане». Его следующее наблюдение замечательно: «К причинам неровности пульса относится переполнение сосудов кровью. , такое явление устраняется кровопусканием». Обратим на это внимание. Ведь, с одной стороны, выходит, что лечение пароксизмальной тахикардии при аортальном пороке кровопусканием было известно задолго до Авиценны. Но, с другой стороны, из этого наблюдения следует, что, по мнению автора, в артериях могла находиться как пневма, так и кровь! Но если она

АННАЛЫ АРИТМОЛОГИИ, № 4, 2012

АННАЛЫ АРИТМОЛОГИИ, № 4, 2012

там была, то как она туда попадала, если по представлениям анатомов того времени артериальная и венозная системы друг с другом не сообщались? Не допускал ли Авиценна в таком случае (вслед за Галеном!) возможность попадания крови из правого сердца в левое ?

Если это так, то становятся понятными его следующие слова: «. особенно если подобное нагромождение (то есть смешение крови и пневмы. - Прим. авт.) происходит поблизости от сердца (курсив наш. - Прим. авт.)».

Интересно замечание великого врача о появлении перебоев (экстрасистолии) и даже трепетания пульса при переполнении желудка. Другая причина пульса с перебоями - «изнеможение силы» (физическая и психическая усталость. - Прим. авт.) и «какое-либо внезапное явление, к которому сразу обращаются естество и душа» (физическое и психическое волнение и напряжение, вызывающее появление желудочковых экстрасистол. - Прим. авт.).

Выше мы предположили, что червеобразный и муравьиный виды пульса сегодня интерпретируются как нитевидный. Подтверждение этому находим у Авиценны: «Причиной этих видов пульса является такая большая слабость силы (возможно, низкий сердечный выброс. - Прим. авт.), что в частях пульсации соединяются замедленность, частота и неровность.»

Интересны замечания Авиценны о пульсе при физической нагрузке. Поскольку при движении организм (и, соответственно, пневма) согревается, то пульс становится большим, сильным, быстрым и частым. Ведь «горячую пневму» нужно охлаждать. При длительной или большой нагрузке (переутомлении) пульс становится малым и слабым, оставаясь быстрым и частым, а при чрезмерной нагрузке и выраженной усталости превращается в червеобразный. Нагрузка, приводящая человека к смерти, делает пульс муравьиным (нитевидным).

Перед нами не что иное, как своеобразный пульсовой стресс-тест «мрачного» средневековья.

Анализ показал, что основные положения учения о пульсе Авиценны дошли до наших дней. В то же время некоторые понятия ушли в историю, а иные методики были намного изощреннее современных, что объяснимо значением пульса в древности.

Авиценна изучал характеристики пульса в зависимости от находящейся в сердце «жизненной силы» (современный аналог - сердечный выброс), состояния сосудистой стенки (эластичная - плотная - твердая), уровня обмена веществ (температура человеческого тела), пола, возраста, темперамента, места проживания человека, количества и качества съедаемой им пищи, а также изменения пульса, обусловленные сном и бодрствованием, болью, беременностью, наличием онкологических заболеваний, душевными (например, любовными) переживаниями, приближающейся смертью. Он также описал особенности изменения пульса при возрастающей физической нагрузке. В известной степени это можно считать концептом современных стресс-тестов.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что «кардиологическое» наследство гениального врача Средних веков не только не утратило своей актуальности, но и должно учитываться при современном изучении проблемы нарушений ритма и проводимости сердца.

Конфликт интересов

Конфликт интересов не заявляется.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Авиценна. Канон врачебной науки. Ташкент: Медицина,1979.

2. Пропедевтика внутренних болезней / Под ред. Н. А. Мухина, В. С. Моисеева. М., 2002.

3. Пропедевтика внутренних болезней / Под ред. Н. Е. Федорова и др. Минск, 2007.

4. Глянцев С. П. Гален - пионер описания множественных дефектов межжелудочковой перегородки // Бюллетень НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН. 2010. Т. 11, № 1. С. 51-57.

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Си́на (перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا‎ — abu ali hossein ebn-e abdâllah ebn-e sinâ, тадж. Абуалӣ Ҳуссайн ибни Абдуллоҳ ибни Сино), Ибн Сина (перс. ابن سینا‎ — ebn-e sinâ, тадж. Ибни Сино — отсюда «Авиценна»; родился в селе Афшана близ Бухары, 18 июня 980 года — умер в г. Хамадан, 16 августа 1037 г.) — таджикский философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. В ряде стран известен под латинизированным именем Авице́нна.

Дата рождения: 980 год
Место рождения: Бухара
Дата смерти: 1037 год
Место смерти: Хамадан
Направление: Восточный аристотелизм

Основные интересы:
медицина, философия, астрономия, химия, геология, логика, поэзия

Биография

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет.

Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его.

Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике». В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.

В 1015—1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность везира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.
Лекарство для бессмертия

По преданию, почувствовав близкий конец, Ибн Сина решил дать бой смерти. Он приготовил 40 снадобий, которые надлежало последовательно применить в случае его смерти, и продиктовал правила их использования своему самому верному ученику. После смерти Ибн Сины ученик приступил к оживлению, с волнением замечая, как немощное тело старца постепенно превращается в цветущее тело юноши, появляется дыхание, розовеют щёки.

Оставалось последнее лекарство, которое нужно было влить в рот и оно бы закрепило жизнь, восстановленную предыдущими снадобьями. Ученик был так поражён произошедшими изменениями, что выронил последний сосуд. Спасительная смесь ушла в глубину земли и через несколько минут перед учеником лежало дряхлое тело учителя

Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Труды по медицине

Основные медицинские произведения Ибн Сины:
«Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами.

Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык.
«Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
«Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).
«О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.
«Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).
«Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
«Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
«Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
«Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.
«Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).
«Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).
«Рисола-йи жудия» — описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.

Философия

В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии.

Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.

К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».

Ему же принадлежат стихотворения на персидском языке, большей частью в форме рубаи.

Астрономия

Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.

В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретенный им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.
Память

В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния. В Таджикистане в его честь названы Таджикский государственный медицинский университет и горная вершина, ранее известная как Пик Ленина.

Могила Авиценны изнутри, Хамадан, Иран

«ТАЛАНТЛИВЫЙ человек талантлив во всем». Эта хорошо известная истина имеет прямое отношение к Абу Али Ибн Сине, родившемуся в 980 году в селе Афшана вблизи Бухары. Его настоящее имя — Хусейн. С годами для народов Средней Азии он стал Ибн Синой, а в Европе — Авиценной. В талантах «бессмертного великого мыслителя», коим величают Ибн Сину, прозрения в философии и медицине, естествоиспытаниях и математике, поэзии и литературоведении.

Неудивительно, что свои медицинские открытия Ибн Сина изложил в стихотворной форме в виде поэмы. И опять-таки сделал это с умыслом: в форме стиха наставления лучше воспринимаются и запоминаются потомками.

Поэма о медицине (Урджуза), написанная рукой Ибн Сины, жива и сегодня. Место ее пребывания — Институт востоковедения Академии наук Узбекистана (г. Ташкент). Это второй по объему и значимости медицинский труд Ибн Сины после знаменитого «Канона врачебной науки». В XII веке поэму перевели на латинский язык, позже — на многие другие языки Европы. Сразу же бросается в глаза, что поэму писал врач-философ, энциклопедист, человек обширнейших знаний, человеколюб, прежде всего озабоченный тем, чтобы не навредить больному. Советы великого врача не утратили значения и в наши дни.

В природе человека Ибн Сина различал СОЧЕТАНИЕ СТИХИЙ — огня, земли, воздуха, воды, тем самым не делая особого различия между природой живой и неживой материей. По его мнению, состояние здоровья зависит от состояния особого свойства тела — МИЗАДЖА, того, что впоследствии получило название витализма, или жизненной силы, которая зависит от сочетания в человеке указанных стихий. Далее Ибн Сина большое внимание уделял СОКАМ человека, различая флегму, кровь, желчь и пневму (дух). Желчь делил на полезную и вредную — желтую и черную, откуда пошло название «желчный», то есть вредный человек, а среди органов особо отмечал печень, сердце и мозг, причем по значимости ПЕЧЕНЬ ставил на первое место. Итак, избранное поэмы о медицине…

Из вступления

Огонь священный в сердце не потух,

Пылает разум, обновляя дух.

У каждого — свое дыханье, чувство,

И в том Творца премудрое искусство.

О назначении медицины

Здоровье сохранять —

Задача медицины.

Болезней суть понять

И устранять причины.

Об элементах природы

Все, что природа накопить сумела,

Незримо входит и в природу тела,

В любом из нас стихии те четыре,

Избыток иль нехватка лишь одной

Грозят больному тяжкою бедой.

Мизаджа знание врачу всего полезней

Для постиженья и леченья болезней.

На ощупь выявляются мизаджи:

Горячий, стылый, и сухой, и влажный.

О пище

Годятся в пищу нам со дня творенья

Животные продукты и растенья.

Бывает пища кислой, терпкой, вязкой,

Горячее пристало есть с опаской.

О натурах

В мужской натуре — сухость и тепло,

А в женской — влажность холодом свело.

Те, у кого видны под кожей вены,

Натурой горячи и откровенны.

Те, у которых вены не видны,

Напротив, по натуре холодны.

О цвете волос и глаз

Мизадж у белокурого, что лед.

У темнокудрого, наоборот, — горяч.

И волос чем светлей, рыж или рус,

Мизадж тем холодней.

Уравновешен он у тех людей,

Чей волос рыжеват иль чуть темней.

Глаза те обладают острым зреньем,

Когда они полны живых лучей,

У глаз неярких зрение слабей.

Об органах

Важнейший орган — печень, и всецело

Зависит от него питанье тела.

Другой источник щедрый — это сердце,

И без него бы телу не согреться.

Мозг головной — он через мозг спинной

Сердечной управляет теплотой.

Зависит от него процесс движенья.

В мозгу таятся наши ощущенья.

По виду пневмы все различны. И

У всякой пневмы качества свои.

Кроме того, заложены от века

Семь главных сил в натуре человека.

О влиянии звезд и Солнца

Восходят звезды и горят во мгле,

Лучи их ощутимы на Земле.

Является зловещая звезда —

И гибнут люди, гибнут города.
О влиянии цвета на зрение

Для наших глаз отрады лучшей нет,

Чем темный и зеленый видеть цвет.

Напротив, ярко-желтый цвет и белый

Для зрения — губительное дело.

О пище и питье

Хвалы достойна пища, если вновь

Она заменит и очистит кровь.

Полезна рыба непременно тем,

Кто обессилен, истощен совсем.

Остры и терпки лук, чеснок, горчица,

Но польза в них великая таится.
Об опорожнении и наполнении

Наш мозг, а также каждый орган тела

Опорожнять природа повелела,

Для горла и зубов найди настой,

Чтоб полость рта блистала чистотой.

Полезны в бане мыло и вода.

Почаще мойся, не жалей труда.

Для молодых в любви ослабь запреты:

Всегда опасны юные аскеты.

Тому, кто болен иль старик седой,

Грозит любовь телесная бедой.

Едва поев, не торопись к утехам —

Подагрой наградишь себя с успехом.

Излишества в любви расстроят дух,

От них наследство — слабость и недуг.

О пульсе

Пульс у мужчин в дороге жизни всей

Быстрее, чем у женщин, и сильней.

Пульс в юности свой ускоряет бег,

Замедлен он, коль полон человек.

Зимою склонен к большему покою,

Уравновешен раннею весною.

Пульс у ребенка тоньше и быстрей.

У взрослого — замедленней, слабей.

Здесь мы поговорим об общих правилах науки о пульсе, а частные отложим до рассуждения о частных болезнях.

Мы говорим: каждая пульсация слагается из двух движений и двух моментов покоя. Ибо пульс всегда состоит из сжатия и расширения, а между каждыми двумя противоположными движениями обязательно должен, иметь место момент покоя, ибо одно движение не может быть непосредственно связано с другим, после того, как фактически наступил, конец и предел его расстояния. Это относится к тем явлениям, которые объясняются в физике. А раз так, то у каждой пульсации, пока за ней не последует другая, необходимо должно быть четыре части: два движения и два периода покоя - движение расширения, период покоя между расширением и сжатием; движение сжатия и периода -покоя между сжатием и расширением.

Движение сжатия, по мнению многих врачей, совершенно не ощущается; другие, однако, считают сжатие ощутимым при сильном пульсе из-за его силы, при большом пульсе - из-за его высоты, при твердом пульсе - из-за сильного сопротивления при щупанье, а при медленном - вследствие длительности периода его движения.

Говорил Гален: «Некоторое время я постоянно упускал период сжатия, потом стал повторять прощупывание, пока не почувствовал его признаки, а затем, недолго спустя, воспринял его вполне. После этого передо мной открылись врата познания пульса, и всякий, кто будет так же усердно его прощупывать, как я, постигнет то, что я постиг».

Однако, если дело и обстоит так, как говорят, то в большинстве случаев сжатие пульса не ощутимо.

Причиной того, что для ощупывания сосуда было выбрано предплечье, служат три обстоятельства: до него легко добраться, его мало стесняются показывать женщины, он находится напротив сердца, поблизости от него.
Прощупывать пульс следует, когда рука повернута боком, так как рука, лежащая ладонью вниз, более широка и приподнята и менее длинна, особенно у худощавых людей, а рука, лежащая ладонью вверх, более приподнята и более длинна, но менее широка.

Прощупывать пульс должно в такое время, когда человек свободен от гнева и радости, не делает физических усилий, не испытывает каких-либо воздействий, отягчающей сытости или голода, не прекращает обычного образа жизни и не усваивает новых привычек.
Предварительно следует испытать пульс уравновешенного по натуре человека, с превосходным здоровьем, чтобы сравнить с ним пульс другого.

Первая разновидность устанавливается по величине расширения, вторая разновидность - по качеству удара бьющейся артерии в пальцы. Третья разновидность - по длительности времени движения, четвертая разновидность - по состоянию стенки артерии. Пятая разновидность - по степени пустоты и наполнения пульса, шестая разновидность - по теплоте и холодности прощупываемого места. Седьмая разновидность - по времени покоя, восьмая разновидность - по ровности и неровности пульса, девятая разновидность - по наличию какого-либо порядка в неровности и отсутствию всякого порядка. Десятая разновидность по «размеру» - ритму пульса.
Что касается разновидности величины пульса, то она свидетельствует о состоянии пульса по его трем измерениям, то есть длине, ширине и глубине. В этом отношении у пульса бывает девять простых качеств, а также сложные, сочетающиеся из них.
Девять простых разновидностей пульса - это долгий, короткий. Уравновешенный пульс; широкий, узкий и уравновешенный; низкий, высокий и уравновешенный. Долгий пульс - такой, части пульса которого ощущаются по длительности большими, чем то, что ощущаешь обычно, либо вообще-, то есть при истинно уравновешенной натуре, либо обычной для данного человека, то есть при уравновешенной натуре, свойственной ему лично.

Различие между этими двумя натурами ты уже узнал раньше.
Короткий пульс противоположен долгому пульсу, а уравновешенный стоит между ними. По аналогии с этим суди и об остальных шести разновидностях.

Что касается разновидностей сложных, сочетающихся из этих простых, то у некоторых из них есть названия, а у некоторых названия нет.

Пульс, превосходящий обычный по длине, ширине и глубине, называется большим, пульс, уступающий обычному пульсу в этих трех отношениях - малый; уравновешенный стоит между ними.

Пульс, превосходящий обычного пульса своей шириной и подъемом артерии, называется толстым пульсом; уступающий в этих двух отношениях - тонким пульсом; уравновешенный стоит между ними.

Что же касается разновидности, почерпаемой из качества удара в пальцы при движении артерии, то видов удара бывает три: сильный пульс, то есть такой, который противится прощупыванию при расширении, слабый пульс - противоположный сильному, и уравновешенный, стоящий между ними.

Разновидность, взятая по длительности времени каждого движения пульса, имеет три вида: скорый, то есть такой, который заканчивает движение в короткое время, медленный - ему противоположный и уравновешенный, стоящий между ними.
Разновидность пульса, взятая по качеству артерии, тоже имеет три вида: мягкий, то есть такой, который способен легко уходить внутрь при надавливании, твердый - противоположный ему, и уравновешенный.

Разновидность пульса, взятая по качеству того, что содержит в себе артерия, имеет три вида: полный, то есть такой, когда в полости артерии нащупывается значительное количество наполняющей ее жидкости, а не чистая пустота; пустой, противоположный этому, и затем уравновешенный.

Разновидность пульса, взятая по ощущению на ощупь, имеет три вида: горячий, холодный и уравновешенный, стоящий между ними.

Разновидность пульса, взятая по длительности периода покоя, имеет три вида: частый пульс, то есть пульс с короткими ощущаемыми перерывами между двумя ударами, - его называют также «настигающим» и «уплотненным», - редкий пульс, противоположный ему - его также называют «отстающим» и «вялым» и, между ними, уравновешенный. Этот период определяется в зависимости от того, как ощущается сжатие артерии, если сжатие не ощущается вовсе, то периодом покоя считается промежуток времени между каждыми двумя расширениями; если же сжатие уловимо, то период покоя определяется по времени конца обоих состояний, то есть, если сжатие артерии ощутимо, то границами периода покоя считаются моменты окончания двух состояний: расширения и сжатия. .
Что касается разновидности, взятой по ровности и неровности биения пульса, то пульс бывает либо ровный, либо неровный. Причем имеется в виду сходность удара.

Частей ударов пульса или одной какой-либо части удара сходится в отношении пяти качеств. Большой или малой величины, силы или слабости, скорости или медленности. Частоты или редкости, твердости или мягкости. Ведь даже у одного и того же человека части расширения пульса бывают иногда быстрей из-за большой разгоряченности натуры или слабей из-за слабости. Если угодно, можно расширить это рассуждение и иметь в виду, в отношении ровности и неровности биения пульса, не только три упомянутые разновидности, но и все другие разновидности, однако главное внимание обращается на эти три разновидности.

Пульс ровный вообще - это пульс ровный во всех упомянутых отношениях; если же он ровен в одном из них, то называется ровным пульсом, только лишь в этом отношении, так что можно сказать: «ровный в силе», «ровный в скорости». То же самое неровный пульс: он бывает неровный вообще или в том, в отношении чего он является неровным.
Что касается категории, взятой по наличию порядка или беспорядка биения пульса, то в этой категории две разновидности: пульс неровный упорядоченный и неровный неупорядоченный.

Упорядоченный - это такой пульс, неровность которого сохраняет известный порядок и повторяется циклически. Неровный упорядоченный пульс бывает двояким: это либо неровный пульс, упорядоченный вообще, когда постоянно повторяется лишь одна какая-либо неровность, либо упорядоченный циклический, когда бывает два цикла неровностей или больше.

Так, например, при этом может быть один цикл и другой, отличный от него, но только они всегда возвращаются вместе, друг за другом, как один цикл, а неупорядоченный неровный пульс - нечто противоположное этому.

Если тщательно исследовать, то окажется, что эта девятая разновидность в действительности есть как бы вид восьмой разновидности и подходит под категорию неровного пульса.

Тебе должно знать, что у пульса существует некое музыкальное естество. Как искусство музыки является совершенным, благодаря сочетанию звуков в известном соотношении по остроте. Также и тяжести и кругам такта величины промежутков времени, разделяющих удары по струнам, таково и качество ударов пульса.
Отношение быстроты и частоты их темпа есть отношение ритмическое, а отношение их качеств по силе и слабости и по достоинству есть отношение как бы сочетательное.
Так же, как темпы такта и достоинство звуков бывают согласные, а бывают и несогласные, так и неровности пульса бывают упорядоченные, а бывают и неупорядоченные.

И еще скажу, что отношения качеств ударов пульса по силе и слабости и по достоинству могут быть согласными, а могут быть и несогласными и даже несходными, и тогда это выходит из категории определения какого бы то ни было порядка неровностей пульса.

Гален считает, что ощутимым достоинством соотношения ритма пульса является достоинство, выраженное одним из следующих соотношений, встречающихся в музыке, о которых упоминалось выше. Это может быть отношение «целого к целому с пятью», то есть отношение утроенной величины к ординарной величине, ибо такое отношение есть отношение удвоенной величины к ординарной величине с добавлением половины удвоенной величины. Это и есть то, что называется «отношением с пятью». Либо это может быть «отношение с целым», то есть удвоение, либо «отношение с пятью», то есть увеличение наполовину, либо «увеличение с четырьмя», то есть увеличение на одну треть; либо увеличение на одну четверть. Дальше изменение величины уже не ощущается.

Я считаю очень важным установить эти отношения на ощупь. Это - легче всего, для человека, который по ремеслу привык иметь дело со степенями такта и соотношениями звуков и обладает способностью изучить музыку теоретически и сопоставить сделанное на практике известным из теории. Такой человек, когда обратит наблюдение на пульс, быть может, почувствует эти отношения на ощупь.

Скажу еще: выделение особо категории упорядоченного и неупорядоченного пульса, которая является одной из десяти категорий, хотя, и полезно, ко неправильно "при делении, ибо эта: категория подходит в разряд неровного пульса и как бы является одним из его видов.

Если ощущение не в силах установить все эти величины, то эта "разновидность - определяется сравнением величин отношения времени, расширения артерий ко времени, протекающему между двумя расширениями, и вообще отношения периода движения ко времени покоя.

Те люди, которые вводят в эту область сравнение времени движения со временем другого движения и времени периода покоя временем другого, периода покоя, вводят одну область в другую.

Впрочем, такое введение тоже допустимо и не невозможно, но только это нехорошо.
Ритм пульса это качество, к которому приложим упомянутые музыкальные отношения. Мы говорим: пульс бывает либо хорошего ритма, либо дурного ритма. Разновидностей пульса дурного ритма - три. Одна из них - это пульс изменяющегося ритма и переходящего ритма, то есть пульс, ритм которого является ритмом, присущим возрасту, смежному с возрастом обладателя исследуемого пульса; так, у детей бывает ритм пульса юношей.

Вторая разновидность - это пульс отдаленного по возрасту ритма, как например, когда у детей ритм пульса стариков, и третья пульс, выходящий из ритма, то есть пульс, непохожий по своему ритму на пульс какого бы то ни было возраста. Выход пульса из ритма часто указывает на значительное расстройство состояния здоровья.

персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, где его называли «князем врачей». Некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274 . Самый известный и влиятельный философ-ученый средневекового исламского мира . В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

Наследие

Авиценна стал одним из первых учёных и врачей, предложивших апитерапию в качестве доказанного метода лечения. В трудах учёного скрупулёзно описываются кремы , Мази , настои на основе продукции пчеловодства . Важнейшее место здесь Авиценна отводил мёду , посвятив ему отдельный трактат.

«Мед есть скрытая [от взоров] роса, выпадающая на цветках и на других [растениях], которую собирают пчелы. Она [образуется из] пара, поднимающегося вверх и созревающего в воздухе. За ночь [пар] превращается [в росу], густеет и выпадает в виде меда. Иногда мед, такой как он есть, попадается в горах Касран. Мед различается смотря по тому, на какие деревья и камни он выпадает. Большую часть видимого меда собирают люди, а невидимый мед собирают пчелы» .

Основываясь на народных методах, Авиценна также предложил метод консервации мяса в мёде.

Авиценна стал популяризатором велнес -идеологии в исламском мире, неустанно рассказывая в своих трудах о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике, правильном питании и верном психологическом настрое. Учёный утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Авиценна - один из создателей концепции БАД . К примеру, людям с нездоровым сердцем Авиценна рекомендовал принимать с пищей мёд, смешанный с гранатовым соком .

«Хочешь сохранить здоровье, долголетие и молодость, обязательно ешь мед»
.

Избранная библиография

  • «Канон врачебной науки » - (или Книга медицины , «Китаб ал-Канун фи-т-тибб»)
  • «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») - энциклопедия о логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике;
  • «Книга знания» («Даниш-намэ»)
  • «Книга спасения»
  • «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») - утеряна во время пожара в Исфахане.
  • «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») - написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
  • «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).
  • «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») - самый короткий трактат Ибн Сины.
  • «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).
  • «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
  • «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
  • «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») - описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
  • «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») - описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.
  • «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).
  • «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).
  • «Рисола-йи жудия» - описывается лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого, в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.
  • «Трактат о любви»
  • «Трактат о птицах»
  • Компендиум «Альмагеста» Птолемея
  • «Книга о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента»
  • «Книга о сущности молитвы»
  • «Книга о смысле паломничества»
  • «Книга об избавлении от страха смерти»
  • «Книга о предопределении»
  • «Хай ибн Якзан» - философская повесть-аллегория
  • «Птица» - поэма из двадцати двустиший
  • «Саламан и Абсаль»

Литература

  • Диноршоев М. Натурфилософия Ибн-Сины. - Душанбе, 1985;
  • Goodman L. E. Avincenna. L.-N.Y., 1992.
  • Фролова Ε. A.
Loading...Loading...