Где расположен казанский собор. Казанский собор

Казанский Кафедральный собор (собор Казанской Божией Матери) в Санкт-Петербурге находится в самом центре города и благодаря своей необычной архитектуре заслуженно считается одним из символов северной столицы России. Эта крупнейшая достопримечательность является православным кафедральным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви.

Собор освящен в 1811 году. Строительство продолжалось с 1801 по 1811 г.

Архитектор — А.Н Воронихин.

Адрес : Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 25.

Как добраться : Станция метро «Невский Проспект» / «Гостиный Двор». Выход из метро к каналу Грибоедова. Собор находится напротив выхода из метро.

Часы работы : Ежедневно. По будням — с 7:00 до 20:00 (окончания вечерней службы), в воскресенье - с 6:30 до 20:00 (окончания вечерней службы).

История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге.

История возникновения Казанского собора в Санкт-Петербурге уходит в первое десятилетие XVIII столетия, когда рядом с госпиталем построили часовню. Ее со временем заменила возведенная из дерева церковь, воздвигнутая в честь Казанской Божией Матери. В начале 30-х годов XVIII столетия величайшим повелением императрицы российского государства Анны Иоанновны был заложен новый каменный храм, ставший главным собором Петербурга. Однако к концу XVIII века он обветшал, поэтому возникла необходимость в постройке нового.


Это был период царствования Павла I, который пожелал, чтобы новое здание Казанского собора в Санкт-Петербурге имело сходство с римским собором Святого Петра. Был объявлен конкурс, на который свои работы представили многие знаменитые мастера зодчества того времени. Однако победа досталась российскому архитектору А.Н Воронихину, и в 1801 году стройка, длившаяся 10 лет, началась. Возведение Казанского собора в Санкт-Петербурге вели исключительно русские крепостные, используя местный строительный материал. После победы русской армии над войсками Наполеона собор Казанской Божией Матери стал символом воинской славы России.

Уникальность проекта Казанского собора состояла в том, что храм был построен вдоль Невского проспекта и был обращен к нему северной стороной. Каноны православного зодчества требовали, чтобы вход находился в западном приделе. Архитектор Воронихин нашел блестящее решение, построив полукруглую колоннаду, состоящую из 96 колонн, устремленных в небо на 13 метров. Вертикальные каннелюры, покрывающие колонны сверху донизу, придают им ощущение легкости и воздушности. Это грандиозное сооружение открывается на главную улицу города Санкт-Петербурга. К сожалению, нехватка денежных средств не позволила соорудить такую же колоннаду и у южного фасада Казанского собора.


Вплоть до Октябрьской революции 1917 года в Казанском соборе в Санкт-Петербурге шли регулярные богослужения. После прихода к власти большевиков крест на куполе собора сменили на позолоченный шар, украшенный шпилем, и организовали в соборе Казанской Божией Матери Музей истории религии, который просуществовал до 1991 года. Позже экспонаты перевезли в другое помещение, а храм вернули прихожанам. Сегодня купол храма вновь венчает крест, а звонница пополнилась новым колоколом, отлитым мастерами Балтийского судоремонтного завода.

Казанский Кафедральный собор – описание внешнего вида.

Казанский Собор в Санкт-Петербурге имеет три входа, каждый из них оформлен портиком, шесть колонн которого поддерживают фронтон треугольной формы с барельефами «Всевидящего ока». В нишах северного фасада прихожан и туристов встречают отлитые из бронзы статуи князя Владимира, великого Александра Невского, а также святых Иоанна Кронштадтского и Андрея Первозванного. Кроме этого, его стены, так же как и стены западного входа, украшены барельефами на библейские темы. Восхищение вызывают и отлитые из бронзы северные ворота, представляющие собой точную копию «Райских врат» флорентийского крестильного дома. Они созданы руками русского мастера Василия Екимова.

Еще одним образцом литейного искусства, поражающим зрителя тщательностью выполнения деталей, является чугунная решетка, полукольцом опоясывающая небольшую площадь напротив западного входа в Казанский собор в Санкт-Петербурге.

С 1837 года неотъемлемой частью архитектурного комплекса Казанского кафедрального собора и Невского проспекта являются отлитые из бронзы памятники великим русским полководцам М. И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли.


Для отделки фасадов Казанского собора в Санкт-Петербурге использовали пудостский камень, из которого построено большинство зданий и дворцов города. Для изготовления 56 колонн, поддерживающих своды храма, Воронихин выбрал розовый гранит Карельского перешейка. Иностранные специалисты, присутствовавшие при строительстве Казанского собора, были восхищены мастерством русских рабочих, которые выламывали огромные массивы гранита из скалы и с большой точностью обрабатывали колонны, практически не используя измерительные инструменты.


Казанский собор в Санкт-Петербурге внутри, фото и описание.

Несмотря на строгость и лаконичность, внутренняя обстановка храма имеет сходство с дворцовыми залами. А льющийся сквозь большие окна свет создает иллюзию легкости массивного купола, имеющего 16 метров в диаметре. Из первоначальных барельефов, украшавших интерьер Казанского собора в Санкт-Петербурге, сегодня сохранилось только два, остальные были утрачены.


Уникальные иконостасы всех пределов, облицованные трофейным французским серебром, в годы Советской власти были разграблены. Сегодня былое величие образов, выполненных академиками живописи О. А. Кипренским, В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, и Ф. П. Брюлловым, восстановлено.

Конечно же, главными реликвиями храма на протяжении более двух столетий является чудотворная икона Казанской Божией Матери и усыпальница великого полководца М. И. Кутузова. На выполненной по эскизам Воронихина решетке, окружающей его надгробие, развешаны знамена и штандарты, а также символические ключи от городских ворот и крепостей Европы, взятых в ходе Отечественной войны 1812 года.

Многие туристические маршруты по Санкт-Петербургу проложены с обязательным посещением собора Казанской Божией Матери, несмотря на то, что храм действующий. Поэтому во время экскурсии нужно соблюдать тишину и придерживаться определенных правил поведения. В частности, фото и видеосъемка внутри храма запрещены.

Здесь можно не только ознакомиться с внешним и внутренним убранством этого архитектурного и исторического памятника, но и приобрести различные сувениры, освященные в храме иконки и крестики, литературу и фотографии Казанского собора в Санкт-Петербурге, а также поставить свечи. Желающие могут набрать святой воды. Казанский Кафедральный собор ежегодно манит к себе тех, кто ценит альянс удивительной архитектуры, непередаваемой красоты строения и истинной веры.


Хотя генеральный план, включающий вторую колоннаду, не был осуществлен, Казанский собор воспринимается как законченное и совершенное произведений архитектуры. Главное, что способствует цельности восприятия, - это ясность композиционного решения, соразмерность архитектурных объемов и пропорций. Композиция собора разрабатывалась с учетом его значения как центрального сооружения архитектурного ансамбля. Причем в данном случае перед архитектором стояла сложная задача. В православных храмах алтарь всегда обращен на восток, а вход в храм с противоположною стороны, т. е. с запада. При выполнении этого обязательного требования оказывалось, что Казанский собор ориентировался в сторону Невского проспекта боковым фасадом. Необходимо было создать его парадное оформление.

Воронихин смело вышел из затруднения. Плану здания он придал форму вытянутого креста и со стороны Невского проспекта построил полукруглую колоннаду.

Колоннада состоит из 94 каннелюрованных колонн коринфского ордера высотою (с базами и капителями) около 13 метров. Она поставлена, как и все здание, на высокий цоколь, облицованный сердобольским гранитом.

В собор ведут три входа: северный (со стороны Невского), южный и западный; в каждом из них три двери. Входы подчеркнуты строгими шестиколонными портиками с широкими ступенями.

Легкий, стройный купол покоится на высоком цилиндрическом барабане с 16 прямоугольными окнами, между которыми расположены пилястры. Воронихин подчеркнул основание купола, устроив в нем 16 круглых окон-люнетов с сильно выступающими наличниками. Основание барабана, ступенчатое, расширяющееся книзу, служит переходом от главной вертикали сооружения к горизонтальным линиям колоннады и фасадов.

Характерно, что собор не имеет широких свободный плоскостей стен. Все его фасады прорезаны огромными окнами, расположенными в два яруса. Между окнами по вертикали остаются небольшие простенки, на которых размещены пилястры. Сверху по всему периметру здания и над проездами проходит массивный аттик. Он увеличивает высоту стен и скрывает крышу. На колоннаде по обеим сторонам устроена балюстрада. Над окнами, по фризу колоннады, на стенах портиков, в аттиках проездов, а также на углах антаблементов размещены рельефные композиции. Богато орнаментированы резьбой по камню карнизы здания и фронтоны портиков. На фронтонах всех трех портиков изображено "всевидящее око в лучах", на северном - бронзовое золоченое, на других - высеченные из пудостского камня. Все декоративные детали по своему исполнению сдержанны, придают зданию живописность и жизнерадостный тон.

В архитектуре собора выявляются две тенденции: монументальность, которую сообщают крупномасштабные объемы, проезды, массивный аттик и мощный цоколь, и одновременно легкость, которую сооружению придают плавные полукружия колоннады с ритмично, широко расставленными, слегка утонченными кверху колоннами, стройный купол, многочисленные окна, а также цветовая гамма собора. Пудостский светло-желтый камень, которым облицованы стены и из которого сделаны колонны, гармонировал с блестящим, серебристым, устремляющимся ввысь куполом, как бы тающим в небесной синеве. Стремление зодчего обеспечить преобладание светлых тонов выразилось и в том, что даже ограда с западной стороны собора была первоначально выкрашена в необычный для городских решеток белый цвет.

Монументальность и легкость, находящиеся в неразрывном единстве - это одна из существенных особенностей произведения Воронихина, придающая зданию неповторимую выразительность. Другой отличительной особенностью Казанского собора является то, что в его композиции решающее значение имеет не купольная часть (как в традиционных православных храмах), а колоннада. Полностью прикрывая здание со стороны главной магистрали города, она прежде всего привлекает внимание, способствует тому, что собор воспринимается как сооружение светской архитектуры.

Средняя часть колоннады подчеркнута портиком, выступающим несколько вперед. Над колоннами портика - мощный аттик. Издали, со стороны Невского проспекта, аттик воспринимается как основание купола, а портик - как его пьедестал. Благодаря такому впечатлению, купол входит в композицию колоннады как ее часть, венчающая центр. Так утверждена неразрывность колоннады с собственно зданием.

От портика в обе стороны отходят ажурные полукружия колоннады, соединяющие его с проездами. Таким образом, основные части колоннады (полукружия) оказываются замкнутыми прямоугольными формами (портик, проезды), что придает колоннаде устойчивость и законченность.

Центр колоннады доминирует, но не противопоставляется проездам. По масштабам, пропорциям, линейному ритму эти ясно выделенные части приведены к единству.

Становится понятным, как важно было для Воронихина отстоять свое решение устроить прямые перекрытия проездов. Он одновременно решал и техническую, и художественную задачи: при прямых перекрытиях достигалась общность форм проездов и портика, проезды органично включались в композицию колоннады, не нарушалась линейная структура по горизонтали. Последнее имело принципиальное значение в организации ансамбля Казанского собора. Глубоко продуманное сочетание северного портика с куполом вытекает из общего замысла зодчего в организации архитектурного облика собора, его места в городском комплексе. Подобное сочетание характерно и для других портиков западного и южного, а также для восточного фасада, замкнутого полукруглым алтарным выступом - абсидой. Когда мы смотрим на собор с противоположной набережной канала, абсида воспринимается как башня, увенчанная куполом (При осуществлении второй колоннады "башня" восточного фасада играла бы активную роль как акцент, центрирующий разворот двух колоннад и объединяющий их.) Такие решения в отношении места купола со стороны всех четырех фасадов приводят к впечатляющим результатам: все выступающие из линий фасадов части "сглаживаются", контуры здания становятся ясными, спокойными, сооружение приобретает цельность, легкость, естественно и просто входит в окружающую городскую среду (Воронихин разрабатывал генеральный план собора с учетом наличия открытых пространств со всех его сторон. Ныне разросшиеся деревья сквера у решетки, где планировалось создание площади, скрывают вид на западный портик; дома, построенные вблизи собора с южной стороны, не позволяют отойти на расстояние, с которого портик воспринимался бы в гармоничном сочетании с куполом). Связь с городом обнаруживается и в том, что здание собора с разных сторон выступает в различных сочетаниях с колоннадой и площадью. Это разнообразие впечатлений еще в большей мере открывает Казанский собор к пространству города, усиливает одухотворенность его художественного облика.

Воронихин создал один из самых выразительных городских ансамблей. Он поставил собор на таком расстоянии от Невского проспекта, при котором образовалось наиболее выгодное соотношение здания с размерами площади и окружающих его строений. При этом было учтено, что Невский проспект активно включается в пространство соборной площади, увеличивая его.

Главную роль в организации ансамбля играет колоннада. Она широко раскрыта к Невскому проспекту, не препятствуя проходу к другим городским кварталам через проезды по улице Плеханова и набережной канала Грибоедова. Цоколь восточного проезда соединяется с облицовкой канала, играющего значительную роль в художественном облике этой части города.

С отдельными элементами колоннады композиционно связаны здания, фиксирующие с трех сторон границы Казанской площади. На противоположной стороне Невского проспекта возвышаются два вплотную поставленных здания. Они ограничены с одной стороны каналом, с другой - улицей Софьи Перовской, через которые открывается выход к городским кварталам на север от собора. На одинаковом расстоянии от проездов построены угловые дома по улице Плеханова и каналу Грибоедова, северные фасады которых обращены к Невскому проспекту. Вторя проездам, эти дома ограничивают площадь с двух сторон, а создается впечатление, что линия полукруга колоннады продолжается до этих зданий. А за ними, по мере движения от колоннады к Невскому проспекту, все шире открывается обзор магистрали. Так широко и свободно осуществляется переход от собора к пространству города, близлежащая часть которого вовлекается в ансамбль.

Казанский собор открыт со всех сторон. И отовсюду, с любого направления, вскрываются разнообразные соотношения его с домами, расположенными вокруг. Благодаря этому яснее обнаруживается организующая роль собора в архитектурном ансамбле. Здания, входящие в него, по высоте согласуются с высотой Казанского собора. Стилистически они неоднородны, но имеют общую черту - строгость архитектурных форм, которая свойственна облику собора. Цельности ансамбля во многом способствует цвет. Все здания светлого тона, приближенного к светло-желтому цвету колоннады. Различные оттенки окраски отдельных зданий не разрушают единства общей цветовой гаммы, содействуют жизнерадостному звучанию ансамбля. Исключение в нем составляет входящее в общий тон контрастным пятном темное здание Дома книги; его башня, увенчанная сферой, вторит главной вертикали собора, подчеркивает высоту купола.

В ансамбль Казанской площади входят и монументы М. Н. Кутузова и М. Б. Барклая-де Толли, установленные через 26 лет после завершения строительства собора. Они расположены на фоне проездов колоннады. Чтобы точнее определить места для монументов, скульптор Б. И. Орловский предварительно использовал силуэтные дощатые макеты памятников.

В торжественно-строгом характере решен и интерьер здания. Сочетание монументальности с легкостью и изяществом в разработке архитектурного образа является одним из основных творческих принципов Воронихина. В Казанском соборе этот принцип ярко проявляется и в декоративно-художественном убранстве, в общей разработке которого автор исходил из характера здания, его плана, объемов.

В традиционных зданиях православного культа основной предпосылкой пространственных решений являлась задача отрешенности внутренних помещений от внешнего мира. Нужно было создать такую обстановку, чтобы ничто не отвлекало внимания от богослужения, обряда. Отсюда небольшое количество часто узких окон и, как следствие, широкие плоскости стен, массивные столбы, поддерживающие купола и прочее.

Увлеченный задачей создания архитектурного ансамбля, Воронихин смело отошел от традиционных принципов церковного строительства, создал здание светского типа, художественный образ которого несет в себе жизнеутверждающие гражданские идеалы.

Длина собора внутри с запада на восток составляет 72,5 метра, с севера на юг-56,7 метра. Высота с куполом-71,6 метра, пролет купола 17,1 метра. Купол имеет два свода: нижний, прорезанный круглым отверстием, и верхний, первоначально покрытый росписью ("Коронование богоматери" В. К. Шебуева), а впоследствии выкрашенный в синий цвет.

В плане собор имеет форму вытянутого креста, что и определило пространственные решения интерьера. Главной является его подкупольная часть. Она оказалась несколько сдвинутой к востоку, примыкает непосредственно к центральному алтарному помещению и ограничена с четырех углов пилонами, поддерживающими купол. От пилонов во все стороны - на запад, восток, север и юг-отходят двухрядные колоннады красного полированного гранита; их высота, с базами и капителями,-10,7 метра. Базы покрыты листовой бронзой, капители - бронзовые (Отлиты по модели скульптора С. С. Пименова). Они были позолочены, но, так как в поспешности, с которой заканчивалось строительство собора, для золочения не был подготовлен качественный грунт, позолота давно сошла, и капители приняли темный цвет.

Вследствие того, что в алтарных помещениях пол приподнят, колонны видоизменены. В нарушение стилевых принципов коринфского ордера они установлены на пол без баз и высота их сокращена.

Колоннады одновременно являются основным компонентом декоративно-художественного оформления помещений и несут конструктивную функцию - поддерживают своды. Их спокойный ритм вносит мотив торжественности и покоя. Широко расставленные колонны (всего их в интерьере 56) членят пространство, но не изолируют части одну от другой. Значение колоннад в архитектурном облике интерьера отчетливо выделяется в его западной части. Это самое большое помещение собора, предназначенное для верующих. Двумя колоннадами оно разделено на три удлиненных нефа. Средний неф в четыре раза шире боковых и перекрыт цилиндрическим сводом, который покоится на колоннадах. Свод украшен восьмиугольными кессонами, в которых закреплены металлические, покрытые росписью розетки в виде стилизованного цветка. Перекрытия боковых нефов плоские кессонированные, они значительно ниже центрального. Такое же членение пространства имеет место в алтаре и в приделах, и так же устроены перекрытия. Так подчеркивается преимущество центральных частей, "скрывается" ширина помещений.

Зодчий удачно решил переход от сводов к куполу. С четырех сторон "срезы" сводов как полуовальные арки подступают к подкупольной части, и кажется, барабан купола стоит на этих арках, слегка касаясь их краем основания. Так достигается связь основных пространств интерьера и как бы расширяется центральная подкупольная часть. Вместе с тем здесь в центре создается гамма из круга и полукружий, удивительно легкая, изысканная, свидетельствующая о тонком художественном вкусе зодчего.

Для интерьера характерны идеальные пропорции архитектурных компонентов: гениально разработаны высота и объемы колони и глубина сводов, длина и ширина частей "креста", размеры оконных проемов и т. д. Об окнах стоит сказать особо, ибо они огромны и расположены в два яруса, между ними лишь небольшие простенки, прикрытые пилястрами искусственного гранита с алебастровыми золочеными капителями. Обилие окон придает интерьеру легкость, воздушность и связывает его с окружающим внешним пространством. Здание наполнено светом, который, отражаясь в полированном граните колонн и падая на полированный мраморный пол, мягко рассеивается и устремляется ввысь, в купол. Все это придает интерьеру характер дворцовой залы, сдержанно-пышной, величественной и строгой.

Интересен мозаичный пол собора, сделанный из камня четырех цветов: черного, серого и розового мрамора и темно-красного шокшинского кварцита. Рисунок, распределение цветов камня в мозаиках увязаны с планом отдельных помещений интерьера, что также способствует восприятию органической цельности художественных решений.

В центральной, подкупольной части пол оформлен уменьшающимися к центру кругами, вторящими линиям купола, его сводов, постепенно сужающихся кверху. Этой взаимосвязью создается иллюзия: подкупольная часть воспринимается как отдельный зал круглой формы. Законченность и устойчивость рисунка достигаются с помощью прямых элементов мозаики, идущих веерообразно от центра и соединяющих круги. По форме и цвету части мозаики скомпонованы так, что создается впечатление рельефности рисунка, и это придает ему особую выразительность.

В главном нефе, в северном и южном приделах - чередующиеся цветные полосы, составленные из восьмиугольных плиток черного, красного и серого камня. Рисунок пола подчеркивает удлиненность пространства, кроме того, в нем "отражаются" восьмиугольные кессоны сводов.

В боковых нефах рисунки мозаики соответствуют узкому длинному помещению, заключенному между стеной и колоннадой. Каждому кессону перекрытия соответствует узор: в круге, на черном фоне, - стилизованный цветок из розового и серого мрамора.

Планировка и архитектура определили и расположение икон. В отличие от других церквей, где иконы размещались на подкупольных пилонах и стенах, заполняя все плоскости, здесь большинство их было установлено только в приалтарной части. В соборе было три алтаря, отделенных от основных помещений, где собирались верующие, иконостасами: главный, в иконостасе которого находилась икона Казанской богоматери, и два по сторонам его; южный, Рождество-Богородицкий, и северный, Антонио-Феодосиевский. Примечательно, что главный иконостас никак не удавалось "пристроить" к алтарю. В поисках решения органичного сочетания иконостаса с архитектурой Воронихин составил три варианта проекта иконостаса. По одному из них иконостас был сооружен в 1811 году. Тогда же Воронихиным были установлены "малые" иконостасы в северном и южном приделах. Во всех иконостасах Воронихин усилил декоративный мотив, вероятно решая их как отдельные, не связанные с архитектурой произведения, желая выделить их. Он ввел узорчатые рельефы и скульптурные композиции. Но по размерам главный иконостас не вписывался в интерьер, был мал.

В 1836 году по проекту архитектора К. А. Тона был поставлен новый иконостас. Пышный, отделанный серебром, с малахитовыми колоннами по сторонам царских врат, он был несоразмерен с объемами помещений, хотя сам по себе являлся высокохудожественным произведением искусства. Тогда же Тон внес изменения в декор боковых иконостасов. Он удалил скульптурные композиции в верхней части, оставив без изменения план размещения икон. Свободные плоскости в нижней части он покрыл рельефным орнаментом. Оформление иконостасов стало спокойнее и строже.

С этого же времени в соборе началась развеска бронзово-золоченых люстр. В 1836 году под куполом была подвешена главная люстра работы мастера Шопена на 180 свечей; в 1862 году - две "средние" люстры в южном и северном приделах на 32 свечи каждая; в 1892 году - между колоннами - 16 "малых" люстр по 16 свечей. Когда включаются все люстры, помещение собора наполняется мягким рассеянным светом, смягчаются контуры деталей архитектуры; интерьер, сохраняя торжественную монументальность, приобретает особо умиротворяющий, спокойный характер.

Казанский собор - один из первых памятников архитектуры классицизма, в оформлении фасадов которого большое место занимают произведения скульптуры. Позднее скульптура используется в декорировке многих крупных сооружений Петербурга: Горного института (1806-1811, арх. А. Н. Воронихин), Адмиралтейства (1806-1820, арх. А. Д. Захаров), Фондовой биржи (1805-1816, арх. Тома де Томон) и др. Именно в этот период совместными усилиями выдающихся зодчих и ваятелей было достигнуто высокое искусство синтеза зодчества и пластики. Русские ваятели создали великолепные скульптурные ансамбли, исполненные героического пафоса и передовых гражданских идеалов. Статуи, рельефы, архитектурные декоративные формы, не теряя самостоятельного значения, обогащали содержание архитектурных памятников, усиливали их живописность и художественную выразительность. Хотя художники выражали идеи своих произведений аллегорически, через античные либо библейские сюжеты и образы, они прославляли патриотические подвиги своих современников, утверждали силу разума, выражали восхищение человеком, его физическим и нравственным совершенством, возвышенностью чувств.

Идеи патриотизма и гуманизма, лежащие в основе архитектурного образа, определили жизнеутверждающий характер Казанского собора; выступив на первый план, они приглушили культовое назначение здания,

Выразительность и сила эмоционального воздействия этого памятника - не только в совершенстве композиции и архитектурных форм, но и в глубоком синтезе искусств: произведения скульптуры и живописи соединены с архитектурой в единое целое.

Синтез искусств имел место в истории художеств с древнейших времен; на разных этапах и в разных жизненных условиях он приобретал различные формы и глубину содержания. Но всегда источником его формирования являлась общность идейно-мировоззренческой основы искусств и, следовательно, единство стиля. В синтезе искусств было закономерным их взаимовлияние. что содействовало успешному развитию каждого. В этом отношении показательны выдающиеся памятники архитектуры и связанной с ней монументальной скульптуры Древнего мира.

Казанский собор - яркий пример того, что синтез искусств достигает совершенства в те периоды, когда искусства находятся в своем развитии на подъеме, связанном с прогрессивными движениями в жизни общества.

Слияние искусств в Казанском соборе настолько естественно и логично, что они воспринимаются в неразрывном единстве, образующем цельный архитектурно-художественный образ. При этом скульптура и живопись обогащают архитектуру, раскрывают ее сущность, не теряя, однако, собственной художественной ценности.

Один из красивейших православных храмов северной столицы, возведённый в начале XIX века в центральной части Невского проспекта. Кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии, являющийся храмом русской воинской славы и имеющий статус объекта культурного наследия народов России.

Об исключительном значении Рождественского храма для царствующего дома Романовых свидетельствует множество фактов. Именно в его стенах в июне 1762 года Синод и Сенат присягнули на верность пришедшей к власти в результате государственного переворота императрице Екатерине II , а позднее в храме были отслужены благодарственные молебны по случаю окончания русско-турецкой войны (1774 год) и блистательной победы Александра Суворова над турками при Фокшанах (1789 год).

К концу XVIII столетия Рождественская церковь, хотя и содержалась в надлежащем порядке, всё же обветшала, да и на Невском проспекте помимо великолепных пышных дворцов вельмож появились и храмы других конфессий - католический костёл и армянский храм, освящённые во имя Святой Екатерины. Рождественская церковь уступала новым постройкам в нарядности, поэтому до начала XIX века несколько раз поднимался вопрос о её реконструкции и благоукрашении, но дальше разработки проектов нового соборного храма, в которой приняли участие архитекторы Семён Волков, Николай Львов и Джакомо Кваренги, дело не пошло.

О новом храме, должном затмить своим парадным обликом все ближайшие постройки, думал и наследник престола - великий князь Павел Петрович. Отправившийся в 1781 году инкогнито в путешествие по Европе цесаревич с супругой посетил и «вечный город» - Рим, оставивший в его душе неизгладимое впечатление. Особенно поразил наследника престола собор Святого Петра с великолепной колоннадой, поэтому спустя всего три года после восшествия на престол Павел I в 1799 году отдал указание о возведении на месте Рождественского храма нового собора и пожелание об освящении его в честь Казанской иконы Божьей Матери - родовой святыни Романовых.

Конкурс на лучший проект и строительство собора

В объявленном конкурсе на лучший проект нового соборного храма приняли участие известные зодчие тех лет - Чарльз Камерон, Жан-Франсуа Тома де Томон, Пьетро Гонзаго, но ни один из проектов императора, желавшего увидеть в оформлении нового собора колоннаду, подобную римской, не впечатлил, лишь отдалённое сходство с оригиналом в Риме присутствовало в проекте мастера строгого классицизма Чарльза Камерона, и именно на его проекте остановил свой выбор государь.

Но уже в ноябре 1800 года самодержец неожиданно для всех отдал предпочтение проекту практически никому до тех пор не известного русского архитектора и художника Андрея Никифоровича Воронихина. Проект этого зодчего представил государю Павлу I граф Александр Сергеевич Строганов - президент императорской Академии художеств. Талантливый архитектор, незадолго до этого получивший звание академика «перспективной живописи» и преподававший в Академии художеств, ранее был крепостным графа, и именно вельможа рассмотрел в юноше талант и отправил его учиться в Москву, дав ему после обучения вольную. А. Н. Воронихин смог учесть все пожелания самодержца, поэтому включённая в проект храма колоннада органично вписалась в окружающий ландшафт и объединила ансамбль собора с общим архитектурным обликом Невского проспекта.

После утверждения проекта была создана комиссия по надзору за строительством храма, председателем попечительского совета которой стал граф Александр Воронцов , членами - генерал-прокурор Пётр Обольянинов (фаворит государя) и действительный статский советник и вице-президент Академии художеств Пётр Чекалевский, ответственность за возведение храма была возложена на автора проекта Андрея Воронихина, а контроль за соблюдением архитектурных тонкостей - на именитого зодчего Ивана Старова.

Согласно составленной расходной смете на возведение грандиозного собора было выделено из казны без малого три миллиона рублей и принято комиссией обязательство о возведении собора за три года.

Сразу после составления сметы начались работы по подготовке места под фундамент, после чего планировалась торжественная закладка храма. Однако внезапная кончина императора Павла I (в марте 1801 года он был убит заговорщиками), отодвинула возведение собора, казалось, надолго. Но его преемник и сын - государь Александр I полностью поддерживал замыслы отца, поэтому начал своё царствование с торжественной закладки Казанского собора, которая состоялась в августе 1801 года в присутствии вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, великих князей и вельмож.

На строительство Казанского собора впервые в истории русского зодчества не были приглашены зарубежные мастера и не использовались заграничные материалы. Все работы, начиная с закладки фундамента, возведения здания храма и его украшения были выполнены русскими архитекторами, каменщиками, художниками. Камень для стен храма и его облицовки добывался в каменоломнях недалеко от Гатчины - деревне Пудость , из-за чего получил название пудостского камня, мрамор для колонн и отделки интерьеров - в Выборгской и Олонецкой губерниях, гранит для облицовки цоколя здания - около Пютерлакса.

Наряду с возведением самого храма шла кропотливая и трудоёмкая работа по выломке, доставке, обработке и установке на положенные места гранитных колонн для наружной колоннады. Более трёхсот крестьян из Санкт-Петербургской, Вологодской и Ярославской губерний трудились на каменоломнях вблизи Выборга , выламывая нужные куски гранита из скал, и после придания им нужной формы, загружали на корабли, доставлявшие прошедшие первоначальную обработку камни в мастерскую на Конюшенной улице, где им придавали завершённый вид колонн.

Отведённые на возведение собора три года прошли, но слишком обширным был фронт работ, да и внешнеполитическая ситуация в империи (Россия в начале XIX столетия находилась в постоянном состоянии войны) не способствовала быстрому завершению строительства. К тому же в процессе работ выяснилось, что выделенных первоначально денег не хватит, поэтому правительству пришлось выпускать новые ассигнации и выделять для этих целей ещё более 1,3 миллиона рублей. Всего же на строительство и отделку собора было потрачено 4,7 миллиона рублей.

Спустя без малого десять лет после закладки храма работы по его возведению и украшению были завершены, и в сентябре 1811 года чин его освящения в присутствии монаршего семейства и придворных был совершён митрополитом Санкт-Петербургским Амвросием (Подобедовым). Главный престол, как планировал ещё государь Павел I, освятили в честь Казанской иконы Божьей Матери, а боковые приделы - во имя прп. Антония и Феодосия Печерских (северный) и в честь Рождества Пресвятой Богородицы (южный). Для главной святыни собора - Казанской иконы Божьей Матери - ко дню освящения храма была изготовлена из золота и драгоценных камней (алмазов, бриллиантов, рубинов, сапфиров, кораллов, изумрудов) риза.

Для устроенной в колоннаде собора колокольни были отлиты колокола, самый большой из которых носил название праздничного, был украшен изображением Казанской Божьей Матери и весил более 4 тонн, второй назывался полиелейным и весил чуть больше 2 тонн, третий - повседневным, весом без малого 1 тонна, также на колокольню был поднят колокол, отлитый ещё в 1734 году для первой Рождественской церкви по указу государыни Анны Иоанновны.

За воплощение в жизнь грандиозного замысла А. Воронихин был награждён орденом Святой Анны II степени и получил пожизненную пенсию. А после смерти зодчего в 1814 году над его могилой, находящейся на Лазаревском кладбище, установили надгробье с изображением Казанского собора.

Спустя некоторое время была разобрана вошедшая в ансамбль нового собора Рождественская церковь, а сам собор долгое время неофициально именовался кафедральным храмом Санкт-Петербурга, и лишь в 1858 году после освящения собора святого Исаакия Далматского этот статус официально закрепился за новым храмом.

В 1812 году с западной стороны от собора появилась чугунная решётка - уникальнейшее произведение чугунного литья. Созданная по эскизу А. Воронихина 153-метровая решётка, выполненная с филигранной чёткостью и тончайшей изысканностью, представляет собой настоящее произведение искусства. Между её покоящимися на массивном основании фигурными столбами с каннелюрами расположены ромбы с кружевными рисунками, а верх решётки оформлен фризом с растительным орнаментом. Уникальная решётка сохранилась до наших дней и является частью ансамбля Казанского собора.

Судьба собора в XIX-XX столетиях

Судьба собора с первых дней тесно переплелась с судьбой империи, а он сам стал не только духовным центром северной столицы, но и памятником побед русского воинства. Во время Отечественной войны 1812 года перед святым образом Казанской Божьей Матери молился о победе над неприятелем фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов , а по мере изгнания французов за пределы России в собор свозили знамёна и штандарты наполеоновских полков, а также ключи от французских крепостей, взятых русским воинством. Всего на стенах собора были развешены 107 знамён и штандартов и 97 ключей. Именно в Казанском соборе впервые был отслужен благодарственный молебен об избавлении Отечества от неприятеля.

Собор стал местом последнего упокоения великого полководца М. И. Кутузова - в июне 1813 года его с почестями погребли в северо-восточной части храма, а над могилой возвели бронзовую ограду, установили Смоленскую икону Божьей Матери и укрепили герб Светлейшего князя Смоленского. Мемориальное значение Казанского собора как памятника побед русского воинства в 1837 году было подчёркнуто установленными у боковых порталов собора скульптурами полководцев - М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли.

В 1825 году был учреждён приход собора, охвативший территорию между Екатерининским каналом и Ново-Михайловской улицей, а также между Красным, Каменным, Конюшенным и Полицейским мостами города и насчитывающий несколько тысяч прихожан. В конце XIX столетия усердием священнослужителей собора поочерёдно были открыты дневной приют для бедных (1871 год), богадельня для беспомощных и престарелых женщин (1881 год), бесплатная столовая для бедных, увечных и учащихся детского приюта (1892 год), Дом трудолюбия для нуждающихся женщин (1896 год).

Благоукрашение собора продолжалось и при следующих государях, поэтому к началу XX столетия собор не только дважды ремонтировался, но и его ризница пополнилась многими дарами государей и вельмож, особенно ценными из которых были - Евангелие в серебряном окладе (дар императрицы Елизаветы Петровны), золотой потир, украшенный драгоценными камнями (дар государыни Марии Фёдоровны), крест из лазурита (дар государя Александра III), дарохранительница на главный престол, дискос и потир из уральского камня с орнаментом из платины (вклад графа А. С. Строганова).

Не уменьшилось значение храма и для царствующей династии Романовых - в самые ответственные моменты правления самодержцы обязательно молились в Казанском соборе (кстати, только в этом храме Петербурга находилось царское место), там же служились заказанные воспитанниками закрытых учебных заведений молебны и совершались хиротонии, наиболее памятными из которых стали рукоположения в сан епископов Амвросия (Орнатского), Игнатия (Брянчанинова) и Макария (Булгакова).

В разные годы собор посещали выдающиеся люди своего времени - русский поэт Пётр Андреевич Вяземский и русский писатель, философ и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский . В 1825 году в соборе отпевали русского генерала, одного из предводителей русской армии во время Отечественной войны 1812 года, графа Михаила Андреевича Милорадовича (на службе присутствовал сам император Николай I), а в 1893 году - великого русского композитора Петра Ильича Чайковского .

Среди множества торжественных молебнов, совершённых в Казанском соборе с самого дня его освящения, исключительным по пышности и нарядности стал молебен к 300-летию правящего дома Романовых, отслуженный в 1913 году и ознаменовавшийся, помимо великолепия службы и присутствия на торжествах царственных особ, огромным скоплением людей, отчего в соборе произошла трагедия - 34 человека были насмерть задавлены толпой.

В 1917 году сменились многовековые устои империи - на смену абсолютной монархии пришла диктатура пролетариата, и нетерпимость новых руководителей страны к недавнему прошлому России вылилась в узаконенные гонения на церковь и её служителей. Но ещё до того, как Казанский собор был закрыт, в январе 1921 года митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским) был освящён во имя патриарха Московского Гермогена «пещерный» придел храма. А уже в 1922 году в рамках кампании по изъятию из православных храмов ценностей, всё имущество собора было реквизировано - с икон были варварски сорваны драгоценные оклады и ризы, изъята серебряная и золотая церковная утварь, богослужебные книги и облачения священников. Часть икон передали Государственному русскому музею, а главную святыню - список чудотворной Казанской иконы - после неоднократных передач поместили в соборе святого благоверного князя Владимира на Петроградской стороне.

В том же 1922 году Казанский собор был передан лояльному к новой власти церковному течению «обновленцев», а после закрытия Исаакиевского собора в 1928 году Казанскому храму присвоили статус кафедрального собора Ленинградской обновленческой епархии. В этом статусе собор существовал до января 1932 года, после чего его всё-таки закрыли, и уже в ноябре того же года в здании храма открылся Музей истории религии и атеизма.

С началом Великой Отечественной войны гонения на церковь несколько приутихли, что положительно сказалось на судьбе Казанского собора. Атеистически настроенному руководству страны пришлось снизить градус напряжённой озлобленности к религии и вернуться к русским национальным традициям, фундаментальным элементом которых всегда была православная вера и Слово Божие. В первый год войны по всей стране снова начали открываться храмы, из Казанского собора вывезли музейные экспонаты и он стал центром патриотического воспитания ленинградцев. И хотя богослужения в соборе не возобновились, перед ним в августе-сентябре 1941 года приносили клятву уходящие на фронт бойцы, а в колоннаде была размещена выставка патриотических плакатов и картин. Памятники легендарным полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли не замаскировали, защищая от артобстрелов, а оставили, как есть, чтобы жители города и бойцы постоянно помнили о великом прошлом своего Отечества. Для поддержания патриотического духа привозили к могиле М. И. Кутузова бойцов Ленинградского фронта, а чуть позднее в подвальных помещениях собора размещались бомбоубежище, штаб одного из воинских подразделений, детский сад и другие организации.

После окончания Великой Отечественной войны в здании собора вновь расположился Музей истории религии, кстати, оставшийся чуть ли не единственным музеем такого рода в стране Советов, поэтому в послевоенные годы он стал местом хранения многих церковных реликвий, перевезенных из закрытого московского центрального музея атеизма. Среди бесценных реликвий были и мощи многих русских святых - св. благоверного князя Александра Невского , прп. Серафима Саровского , Зосимы и Савватия Соловецких, святителя Иоасафа Белгородского.

В 1950-1960-х годах здание Казанского собора было отреставрировано, но оно всё так же принадлежало музею. Только в 1990 году, когда была официально зарегистрирована церковная община, возглавил которую игумен Сергий (Кузьмин), прихожане начали кампанию по возвращению собора верующим. Обратившись за поддержкой к жителям города, они собрали подписи и в 1991 году церковная жизнь в соборе возродилась. В 1992 году был торжественно освящён главный придел собора, в 1994 году на купол водрузили крест, в марте 1998 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) был совершён чин полного освящения собора, а уже в декабре 1999 года Казанский собор полностью был передан в ведение Санкт-Петербургской епархии и в 2000 году ему вновь присвоили статус кафедрального соборного храма епархии.

Судьба собора в наши дни

В настоящее время Казанский собор является действующим храмом, в котором совершаются ежедневные, воскресные и праздничные богослужения, настоятелем служит митрофорный протоиерей Павел Красноцветов, причт собора состоит из 21 священнослужителя - священников, диаконов, псаломщиков и алтарников, а кроме его главной святыни - списка Казанской иконы Божьей Матери почитаются прихожанами иконы Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца кисти афонских изографов, святыни из Иерусалима и мощевик с частичками мощей некоторых святых.

С апреля 2015 года при соборе функционирует культурно-просветительский центр, соединивший в себе все ключевые направления церковной деятельности - миссионерское, просветительское, образовательное, информационное, социальное. В структуре центра действуют взрослая и детская воскресные школы, молодёжный клуб, библиотека, изостудия и студия хорового пения для детей, работает лекторий, а в крипте собора проходят бесплатные тематические концерты и выставки.

Внешний облик собора и его интерьеры

Архитектор А. Воронихин создал поистине величественное сооружение, архитектурный ансамбль которого является ярким образцом стиля зрелого классицизма с элементами ампира и до сих пор впечатляет гостей северной столицы. Здание храма, выполненное русскими мастерами, стало удивительным памятником архитектуры и живописи, сочетающим в себе как формы римской базилики, так и крестово-купольные формы православного храма. Вытянутое вдоль Невского проспекта на 72,5 метра с запада на восток и на 57 метров с севера на юг здание собора, имеющее форму четырёхконечного латинского креста и увенчанное в средней своей части высоким стройным куполом на прорезанном окнами и украшенном пилястрами барабане, с северной стороны, обращённой к Невскому проспекту, украшено монументальной колоннадой из 96 гранитных колонн коринфского ордера, заканчивающейся массивными портиками, являющимися сквозными проездами.

Этот элемент декора зодчий включил в ансамбль по велению императора Павла I, мечтавшего видеть в столице Российской империи храм, не менее величественный, чем собор Святого Петра в Риме, поэтому одна общая деталь - полукруглая колоннада, создаёт обманчивое впечатление полного сходства обоих храмов. Но на этом их подобие заканчивается, более того, между ними есть существенное различие. Если колоннада собора Святого Петра играет роль замыкающего вокруг храма пространства элемента, то колоннада Казанского собора раскрыта навстречу проспекту и гармонично вписана в общий архитектурный облик главной магистрали города. У колоннады есть и другое, более важное значение - поскольку здание храма расположено вдоль проспекта и повёрнуто к нему боком, включение колоннады в ансамбль позволило визуально сделать эту часть собора парадной, а портик в средней её части создаёт впечатление, что именно там находится главный вход в задние.

Фасады здания и колонны облицованы пудостским камнем, а важным элементом декора здания являются скульптуры и барельефы, украшающие боковые проезды, двери и портики. Над скульптурным оформлением фасадов собора и его интерьеров трудились известные скульпторы XIX столетия - Иван Мартос, Иван Прокофьев, Степан Пименов, Фёдор Гордеев, Василий Демут-Малиновский. Монументальные бронзовые двери северного фасада, обращённого к Невскому проспекту, выполнены по образцу «Райских врат» баптистерия во Флоренции, а сам фасад украшают бронзовые скульптуры, изображающие святых - Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного, равноапостольного князя Владимира и Александра Невского. В аттиках порталов и над алтарной апсидой помещены барельефные композиции на темы Ветхого и Нового Заветов.

Портики южного и западного фасадов также оформлены колоннами и каждая из них декорирована 20 каннелюрами (вертикальными желобками), создающими впечатление лёгкости, хотя вес каждой из колонн без малого 28 тонн.

Нехарактерная для православных храмов однокупольность не стала недостатком в облике собора, наоборот, установленный на высокий массивный барабан величественный купол только подчеркнул исключительное значение храма как центра духовной жизни Петербурга.

Внутренне убранство разделённого 56 гранитными колоннами на три нефа здания собора не менее торжественно, чем его фасады. В его оформлении использовались мрамор, гранит, полудрагоценные камни. Так, мозаичный пол выложен розовым и серым карельским мрамором, ступени алтаря, амвона и основание царского места - одним из самых красивых в мире природных камней - шокшинским кварцитом малинового цвета. Царские врата и главный иконостас, первоначально выполненные по эскизу А. Воронихина, в 1836 году заменили новыми - из отнятого у французов во время Отечественной войны 1812 года серебра (всего было использовано более 6,5 тонн серебра), а к 1876 году были обновлены иконостасы приделов. Проект главного иконостаса и Царских врат разработал архитектор Константин Тон , а иконы были написаны известными живописцами XIX столетия - Владимиром Боровиковским, Орестом Кипренским, Григорием Угрюмовым, Карлом Брюлловым , Фёдором Бруни.

По обе стороны от иконостаса располагались четыре колонны из яшмы, правда, после 1922 года исчезнувшие из собора вместе с уникальным иконостасом К. Тонна и Царскими вратами. В наши дни иконостас и Царские врата до малейших деталей восстановлены по старым чёрно-белым фотографиям, только за неимением такого количества серебра, какое было использовано при устройстве иконостаса К. Тонном, при воссоздании была использована методика серебряного напыления. Дополняет общую картину пышности интерьеров настенная живопись, которой украшены стены и пилоны храма, а также огромное бронзовое паникадило на 180 свечей.

Полезная информация для туристов

Казанский собор - действующий кафедральный храм епархии, поэтому посетить его и полюбоваться фасадами и интерьерами можно абсолютно свободно каждый день, только в будние дни собор открыт с 8.30 часов, а в выходные дни с 6.30 часов до окончания вечернего богослужения.

Доехать до собора можно на метро, выйдя на станции «Невский проспект» или «Гостиный двор» (с этой станции есть переход на станцию «Невский проспект») к каналу Грибоедова. Здание собора находится как раз напротив выхода из метро.


    Координаты: 59°56′07.06″ с. ш. 30°19′34.94″ в. д. / 59.935294° с. ш. 30.326372° в. д … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Князь Владимирский собор. Православный собор Князь Владимирский собор Собор Святого благоверного князя Владимира … Википедия

    Казанский собор - в Санкт Петербурге. КАЗАНСКИЙ СОБОР в Санкт Петербурге (1801 11, архитектор А.Н. Воронихин), памятник архитектуры русского классицизма. Примыкающая к боковому фасаду здания мощная полукруглая колоннада образует площадь, входящую в цепь ансамбля… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Невский проспект, Казанская площадь, 2), памятник архитектуры классицизма. Построен в 1801 1811 (архитектор А. Н. Воронихин) для перенесения в него древней иконы Казанской богоматери, по имени которой назван. Имеющее в плане форму… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Казанский собор название нескольких крупных храмов, построенных в честь Казанской иконы Божьей матери: Казанский собор (Санкт Петербург) Казанский собор (Волгоград) Казанский собор (Иркутск) Сергиево Казанский кафедральный собор Казанский собор… … Википедия

    Название ряда православных храмов в честь Казанской иконы Божьей матери: Казанский собор (Санкт Петербург) Казанский собор (Волгоград) Казанский собор (Иркутск) Казанский собор (Луга) Казанский собор (Москва) Казанский собор (Сызрань) Казанский… … Википедия

    Санкт-Петербург: от Петра I до наших дней - Санкт Петербург второй по величине город Российской Федерации, бывшая столица Российской империи, административный центр Северо Западного федерального округа РФ. Санкт Петербург расположен у восточной оконечности Финского залива Балтийского моря … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Запрос «Казанский собор» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Православный собор Собор Казанской иконы Божией Матери … Википедия

    Петербург, в 1914 24 Петроград, в 1924 91 Ленинград, город в России, центр Ленинградской области. Санкт Петербург важнейший промышленный, научный и культурный центр России. Крупный транспортный узел (железнодорожных, шоссейных дорог).… … Энциклопедический словарь

    Ц. Ленинградской обл. Основан 16 мая 1703 г., когда Петром Великим была заложена крепость под названием Санктпитербурх в честь Святого Петра, небесного покровителя императора. Крепость после сооружения в ней собора Петра и Павла стала называться… … Географическая энциклопедия

Книги

  • Санкт-Петербург. Комплект из 19 открыток , . Санкт-Петербург, начало XX века. Размер 15 х 11 см. Сохранность хорошая. Комплект состоит: 1. Елагин остров. Издание Русского Музея Императора Александра. III. Без письма. Без меток альбома.…
  • Санкт-Петербург. Раскраска-путеводитель , Анна Рапопорт. Что вас ждет под обложкой: Тем, кто едет в C еверную столицу в ближайшее время и кто пока только собирается посетить Санкт-Петербург, а также коренным петербуржцам - всем, кто любит город на…

Полюбоваться Казанским собором в Петербурге считают своим долгом практически все гости Северной столицы. Этот православный храм расположен в центре города, на перекрестке Невского проспекта и канала Грибоедова. Его именем названы островок на Неве, расположенный неподалеку мост и площадь, примыкающая непосредственно к Казанскому собору.

Известное культовое сооружение способно впечатлить неискушенного туриста своими размерами: его высота превышает 70 м. Храм был построен специально для хранения иконы Казанской Божьей Матери, согласно преданию способной исцелять больных и творить чудеса.

Архитектор и скульптор Казанского собора

История строительства Казанского собора в СПб довольно необычна. Знаменитая достопримечательность имела более скромную предшественницу - церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Эта постройка из камня, строительство которой началось в 1733 году, стала примечательным образцом стиля барокко в архитектуре. Отличительными характеристиками церкви являлись колокольня, размещенная прямо над дверями, и купол из натуральной древесины.

Первым архитектором и скульптором, участвовавшим в создании будущего Казанского собора в Петербурге, оказался Михаил Земцов. Рождество-Богородичную церковь, возведенную по его проекту, завершили спустя четыре года после закладки первого камня. Перед первым богослужением в нее перенесли глубоко почитаемый образ Казанской Богородицы - точную копию чудотворной иконы, таинственно появившейся в Казани в конце XVI века. В Северную столицу реликвия была привезена еще во времена царствования Петра I и ранее хранилась в Троицком соборе.

Из интересных фактов о церкви Рождества Святой Богородицы стоит упомянуть, что она считалась «придворной». На ее открытии лично присутствовала сама императрица Анна Иоанновна, а в 1773 году здесь венчался будущий император Павел I. Также в ней регулярно проводились торжественные молебны в честь побед российских войск над наполеоновской армией в 1812 году.

На рубеже XVIII и XIX веков Павел I решил устроить конкурс на лучший вариант нового храма. Монарху хотелось, чтобы город украшала практически идентичная копия ватиканского собора святого Петра. Даже проекты знаменитых зодчих - Тромбаро, Камерона, Гонзаго и других - Павла не впечатлили. В 1800 году граф Строганов, чей особняк располагался неподалеку от церкви, представил на рассмотрения царя эскиз одаренного молодого мастера Андрея Воронихина. Его сразу же одобрили, а графа назначили главой попечительского совета, заведовавшего строительными работами.

В 1801 году состоялась торжественная закладка первого камня новой постройки в присутствии уже нового российского правителя Александра I. Однако Казанский собор в Санкт-Петербурге был построен не только по проекту и при участии архитектора Воронихина, но и с помощью его талантливого коллеги Н. Алфёрова. Предполагалось, что в западной части храма будет находиться вход, в восточной - алтарь, а северный и южный фасад украсят монументальные колоннады из более чем 90 колонн с впечатляющей высотой 13 м. Однако на практике была завершена только северная колоннада, и по сей день являющаяся подлинным украшением Невского проспекта. Колонны установлены 4 рядами.

Строительство грандиозного собора длилось 10 лет, причем на него было затрачено не менее 5 млн. рублей. После завершения строения император наградил его создателя почетным орденом св. Владимира 4-й степени.

После открытия нового храма старая церковь сразу же подверглась сносу. Дальнейшая история собора довольно необычна. Среди знаковых событий стоит отметить следующие:

В 1812 году после победы над французами сюда на хранение были переданы около 30 знамен, оставленных разгромленными наполеоновскими войсками и добытыми в качестве трофеев. Также в собор доставили около 100 ключей от европейских крепостей и населенных пунктов, сдавшихся на милость российских военачальников, их флаги и персональный жезл Даву - главнокомандующего вражеской армии. В северном приделе святилища захоронен прах выдающегося российского полководца М. И. Кутузова - истинного героя своего Отечества.

Во второй половине XIX века на площади перед храмом регулярно проходили выступления и демонстрации революционеров. Среди них был и знаменитый Плеханов - лидер одной из групп народнического толка.

В 1913 году во время празднования трехсотлетнего юбилея правления династии Романовых в Казанском соборе в Питере произошла давка, в которой погибли более 30 человек.

В первые годы советской власти храм стал объектом мародерства: из него изъяли более 2 т серебряной утвари и других ценностей. С начала 1930-х годов в его стенах располагался Музей истории религии и атеизма. Богослужения были возобновлены лишь после распада СССР в 1990-х годах.

Внешний облик собора и стиль архитектуры

Колоннада собора считается настоящим украшением Невского проспекта. Основная магистраль города тянется в направлении с запада на восток, а православные храмы при строительстве ориентируют аналогичным образом. Это часто создает сложности для зодчих. Необычное проектировочное решение позволило сделать боковую - северную - часть строения, выходящую на проспект, парадной.

Крест на куполе также в соответствии с религиозными канонами развернут к проспекту ребром и со стороны северного фасада практически незаметен. Сам собор выполнен в форме традиционного католического креста.

Колокольня в храме отсутствует, а звонница находится в западной части колоннады. С обеих сторон последней расположены большие портики, а также два пьедестала, на которых до середины XIX века стояли гипсовые изваяния ангелов. Для облицовки фасадов строения использовался оригинальный материал - известковый туф серого оттенка. Его также называют пудостским камнем, поскольку он добывается неподалеку от поселка Пудость Ленинградской области.

Напротив собора установлены монументы М. Б. Барклаю де Толли и М. И. Кутузову. Бронзовые памятники выглядят почти аналогично: знаменитые военачальники изображены во весь рост и в плащах, напоминающих о временах античности. Однако поза де Толли свидетельствует о покое, в то время как Кутузов энергично призывает армию к наступлению.

У северной стены храма размещены 4 бронзовые скульптурные композиции, изображающие Александра Невского, князя Владимира, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Их авторами являются соответственно С. Пименов (первые две скульптуры), И. Мартос и В. Демут-Малиновский.

Бронзовые врата на северной стене строения полностью копируют известные «райские двери» флорентийского крестильного дома, датированные XV веком. Портики храма привлекают внимание красивыми барельефами:

  • Восточный проезд со стороны северной колоннады украшен барельефом Мартоса, изображающим, как Моисей во время исхода евреев добывает воду из камней. Над западным проездом симметрично расположен барельеф И. Прокофьева, посвященный возведению этим же пророком медного змия в пустыне.
  • Стены строения, имеющие портики, декорированы большими барельефами и маленькими панно авторства скульпторов Рашетта, Гордеева, Кашенкова, Анисимова и других. Все они описывают жизнь Богородицы и чудеса, связанные с иконой Казанской Богоматери.

Икона Казанской Божьей Матери и внутреннее убранство собора

Внутри собор схож с гигантским залом императорской резиденции. Монументальность ему придают более 50 колонн коринфского ордера, украшенных позолоченными капителями. Материалом для этих элементов послужил розовый гранит, доставленный в Петербург из Финляндии. Колонны делят внутреннюю часть храма на 3 прохода - нефа. Ширина центрального нефа в 4 раза превышает ширину боковых, а свод полуцилиндрической формы позволяет визуально еще больше увеличить его пространство. В потолки боковых нефов органично вписаны прямоугольные кессоны и розетки в виде фантастических цветов, имитирующие настоящие картины и изготовленные из алебастра.

Мозаика на полу в храме сделана из натурального розоватого и серого мрамора, привезенного из Карелии. Напольные ступеньки амвона и алтаря, а также кафедра, выложены кораллово-малиновым порфиром.

Большинство икон Казанского собора написаны великими живописцами конца XVIII - начала XIX веков: Брюлловым, Боровиковским, Шебуевым, Басиным, Угрюмовым, Бессоновым, Ивановым, Кипренским и другими. Их произведения украшают не только иконостас, но и стены и пилоны строения. Все полотна выполнены в стилистике художников эпохи Ренессанса.

Из барельефов внутри до наших дней дошли только два: «Взятие под стражу» Рашетта и «Несение креста» Щедрина. Остальные обрушились уже спустя 2 года после победы над французами и были заменены фресками и масляными картинами.

Иконостас создавался в 1830-х годах по эскизу архитектора Тона и отделан трофейным серебром, доставшимся русским войскам после бегства наполеоновской армии. В советскую эпоху драгоценная облицовка была украдена, однако сейчас она полностью восстановлена. Над северным и южным входами размещены скульптурные композиции, изображающие арест Иисуса и его шествие к месту казни. Главная святыня - лик Казанской Богоматери - находится с левой стороны от Царских Врат.

Режим работы и экскурсии в собор

Вход в храм свободный. Он открыт для посещения с понедельника по пятницу с 8.30 (в субботу и воскресенье - с 6.30) до окончания вечернего богослужения. Доехать до собора удобнее всего на метро до станций «Невский проспект» либо «Гостиный двор», причем выйти следует к каналу Грибоедова.

Обзорные экскурсии по храму, на которых гид расскажет вам об истории его строительства и святынях, длятся в основном 1,5-2 часа и обойдутся от 600 до 4000 RUB в зависимости от количества участников.

Казанский собор является уникальным памятником архитектуры, органично сочетающим в себе черты православия и католицизма.

Loading...Loading...