Грузия или Georgia? Наличные и банковские карты. Цены в Грузии

10/23 ноября Грузинская Православная Церковь чтит память святого , вспоминая его колесование. Отношение к святому Георгию в Грузии особое. О том, почему именно этого святого Грузия избрала своим Небесным покровителем, как хранят здесь память его, как почитание святого Георгия повлияло на менталитет и мировоззрение грузинского народа, мы беседуем с архимандритом Рафаилом (Карелиным) .

- По-английски Грузия называется Georgia. Почему именно святой Георгий стал покровителем этой страны?

Согласно древнему преданию, святой великомученик Георгий был двоюродным братом святой , и она первой учредила почитание своего брата в новопросвещенной стране (начало IV столетия). Знаменательно, что гробница святой Нины находится в приделе храма святого Георгия - одного из старинных храмов, построенных при ее жизни, который сохранился до сих пор в первозданном виде. Эти два имени - Нина и Георгий - в сознании грузинского народа нераздельно связаны друг с другом.

Нельзя найти уголка в Грузии, где не стояли бы храмы и часовни, посвященные святому Георгию

Святой Георгий издавна считается Небесным покровителем . Его имя - самое распространенное и любимое среди народа. Вряд ли в Грузии существуют семьи, в родословии которых не было бы мужчин по имени Георгий. Нельзя найти уголка в Грузии, где не стояли бы храмы и часовни, посвященные святому Георгию. Даже руины этих храмов бережно хранит память народа, и в день святого Георгия к ним идут вереницы паломников. Характерно, что некоторые храмы святого Георгия носят особые названия: Белый Георгий, Георгий-лев и т.д., в которых отразились благодарность и любовь народа к своему покровителю. Он почитается во всех областях Грузии, особенно у горцев. После храмов, построенных в честь Пресвятой Богородицы, наибольшее число церквей и часовен посвящено святому Георгию Победоносцу.

На гербе Багратиони - царской династии Грузии - наряду с изображением , псалтериона и пращи царя Давида Псалмопевца - предка грузинских царей - находится икона святого Георгия, поражающего дракона. Здесь как бы воплотились слова тропаря святого «царей поборниче»: Георгий не только помощник, но невидимый участник и предводитель в борьбе с врагами и завоевателями, которые в течение 17 веков упорно, но безуспешно старались искоренить Православие в Грузии.

Двенадцать царей из династии Багратиони носили имя святого Георгия. Из них следует особо отметить Георгия III - отца царицы Тамар, избравшего при жизни свою юную дочь соправительницей страны и наследницей трона, при которой Грузия достигла вершины своего величия и славы (XII-XIII вв.). Если Грузию во время царицы Тамар можно сравнить с цветником, то царь Георгий III воздвиг его ограду.

Георгий V, названный Блистательным (XIII-XIV вв.), объединил разделенную на части страну и сверг вековое монгольское иго. Царь Георгий XII - последний царь Грузии - отличался благочестием. Будучи тяжелобольным, он сумел за короткое время своего царствования (1798-1800) восстановить и возродить жизнь страны и отстроить столицу Тбилиси, разграбленную и сожженную при нашествии персидского правителя Ага-Магомет-хана (1795).

После революции 1917 года на новом гербе Демократической Республики Грузия (1918-1921) был изображен святой Георгий, только в секуляризированном виде: юноша на коне, окруженный небесными светилами. Современный герб Грузии, принятый с 2004 года, представляет собой уменьшенный герб Багратиони, только с изображением святого Георгия. А главную площадь Тбилиси украшает 44-метровый столб со скульптурой великомученика Георгия, поражающего дракона.

Не только в Грузии, но и по другую сторону Главного Кавказского хребта нет, наверное, ни одного храма, где не было бы иконы святой равноапостольной Нины и святого Георгия: они стали покровителями всего Кавказа. Как это произошло, в связи с чем?

Равноапостольный царь Мириан, при котором произошло крещение Грузии (IV в.), умирая, заповедовал своему сыну Бакару окончить то, что не успела совершить святая Нина, - проповедовать христианство среди горцев-язычников Кавказа. Это завещание царь Бакар исполнял на протяжении всей своей жизни и просветил светом Евангелия многие племена Кавказа.

Этот поход царя Вахтанга напоминал крестный ход вокруг Кавказа как нерукотворного храма

В V веке святой царь Вахтанг Горгасал в ответ на вторжение в Грузию горцев и пленение его сестры предпринял военный поход на север Кавказа, который завершился блистательной победой. Это была необычная война, в которой победитель не облагал побежденных данью и пленных не обращал в рабство. Царь Вахтанг своей доблестью и великодушием умел превращать прежних врагов в своих друзей. Он взял с собой в поход зодчих, которые строили христианские храмы и часовни на пути, и священников, проповедовавших Евангелие и крестивших горцев, обращенных в христианство. Этот поход напоминал крестный ход вокруг Кавказа как нерукотворного храма.

Святой благоверный царь Давид Строитель (XI-XII вв.) крестил несколько тысяч половцев, которые служили в его войске, а затем вернулись на Кавказ.

Широкое просветительство на севере Кавказа также происходило во время царствования (XII-XIII вв.), которая строила храмы и часовни и воздвигала каменные кресты на вершинах и скалах Кавказа. В некоторых древних храмах Северного Кавказа сохранялись надписи на грузинском языке.

Знаменательно, что самый высокий купольный храм Грузии, построенный в XI веке в южных предгорьях Кавказа, носит имя Георгия Победоносца. Этот собор пользовался глубоким почитанием не только христиан, но даже иноверцев-горцев, которые посещали его в праздник святого Георгия и приносили жертвы по своему обычаю.

В начале XVIII века великим просветителем кавказских племен и народов, особенно дагестанцев, ингушей и осетин, стал святитель и чудотворец Иоанн, митрополит Манглисский, который взял на себя апостольский подвиг, чтобы восстановить христианство на севере Кавказа. Он построил храмы в Дербенте, Астрахани и Кизляре, а также основал миссионерскую школу, где подготавливались будущие проповедники Евангелия для этого региона. В те времена на севере Кавказа проживало немало грузин, а в Астрахани находился царь Вахтанг VI со свитой. Естественно, что свое особое почитание и любовь к святым равноапостольной Нине и великомученику Георгию они передали горцам-христианам Кавказа.

Надо отметить, что Константинопольская Церковь также принимала участие в христианизации горских народов Кавказа. С VI по XIV века приблизительно в районе Туапсе существовала епархия Константинопольской Церкви, называемая Зихийской. При святом византийском императоре Юстиниане (VI в.) и его преемниках там происходило широкое храмостроительство. После завоевания Византии турками епархия прекратила свое существование.

- Как почитание святого Георгия повлияло на характер и менталитет грузинского народа?

Войны, которые вела Грузия, были религиозными войнами, где понятия «Родина» и «Вера» сливались воедино

В течение многих веков Грузия оставалась единственным христианским государством не только Кавказа, но и Ближнего Востока. Православие приходилось защищать крестом и мечом. Характерно, что мусульмане называли Грузию Гюрджистаном - «страной воинов». В те времена Грузия подвергалась постоянным нападениям со стороны мусульман; она в среднем вела четыре больших войны в год. Образ святого Георгия Победоносца - бесстрашного витязя, заступника бедных и беззащитных, помощника в боях - стал любимым и близким сердцу грузинского народа. Грузинская Церковь издавна учредила особый праздник в память пыток святого Георгия. Этот праздник был как бы девизом: «Победа через страдания». Следует помнить, что войны, которые вела Грузия, были в значительной степени религиозными войнами, где понятия «Родина» и «Вера» сливались воедино.

Надо отметить, что, в отличие от Европы, в Грузии никогда не было института рыцарства, с особой инициацией (посвящением), сословным этикетом и традиционными состязаниями-турнирами, где друзья становились соперниками, а брат мог убить своего брата. Эти зрелища, подобные боям гладиаторов, нередко проводились на Западе под эгидой святого Георгия. Виктор Гюго в стихотворении «Турнир короля Иоанна» писал:

Началось… гудит земля…
Бьет набат… Рубя, коля,
Стал громить один другого -
В честь Георгия Святого
И во имя короля.

Как мы сказали, в Грузии не было рыцарства как элитарного сословия. Здесь для воинов образом витязя-христианина был святой Георгий, поражающий в образе дракона демонические силы и врагов Креста. На грузинской земле турниры заменялись реальными боями с врагами, по численности намного превосходящими грузинское войско; посвящение в рыцари - ранами и кровью, полученными в боях, где смерть за веру и отечество считалось высшей наградой.

Что позволило Грузии во времена жесточайших нашествий - и персидских, и арабских, и вторжений Тамерлана - сохранить Православие, в то время как, увы, на территориях Северного Кавказа оно было сокрушено?

Грузинские воины накануне боя, перед лицом смерти пели песни, будто их созвали на праздник

Огромная заслуга в сохранении Православия и самого грузинского этноса принадлежит Грузинской Церкви. Византийский историк Прокопий (VI в.) в книге «История готских войн» пишет о грузинах (колхах), что они самые религиозные из всех народов, которых он знал, и еще отмечает жизнерадостность грузин, которые во время тяжелых военных походов, накануне боя, перед лицом смерти, пели песни, будто их созвали на праздник. Глубокая вера народа, соединенная с надеждой, жизнерадостность, спасающая от уныния, давала возможность Грузии в недолгие периоды мира залечивать свои раны и восставать из руин и пепла, как бы воскресать снова. Грузию можно сравнить со сказочной птицей Фениксом, которая не сгорает, а обновляется в огне.

Что касается участи Православия на севере Кавказа, то надо сказать, что там исламизация происходила от VIII века вплоть до XIX столетия, встречая сопротивление местных христиан. Только при Шамиле были изгнаны и уничтожены последние фамилии, которые еще сохраняли христианство.

Святого Георгия как своего собственного святого почитают многие народы - и грузины, и арабы, и англичане, и испанцы, и русские: он покровитель Москвы и нашего воинства. Почему мы все ищем заступничества именно у святого Георгия?

Любовь народа к некоторым святым основывается на мистическом опыте поколений

Вопрос об особом почитании некоторых святых относится к области православной мистики, это не может быть понято и объяснено на основе рационалистической аналитики. Даже исследования агиографической литературы не дают решения этого вопроса. Надо учесть, что святые, пребывая в вечности, сохраняют в преображенном виде свою индивидуальность, которой они отличались в земной жизни. Молитва к святому - это особый вид духовного познания через общение, это не рассуждение, а созерцание, называемое ви дением. Тайна почитания святых и духовного общения с ними приоткрывается в молитвенном переживании, и тогда вопрос «почему» исчезает, сменяясь благоговейным изумлением о том, как дивен Бог во святых Своих и как дивны святые в Боге.

Особое почитание и любовь народа к некоторым святым основывается на мистическом опыте поколений. И этот молитвенный опыт, выкристаллизованный веками, становится одним из видов церковного предания.

Совершив паломничество по Грузии, священник Дионисий Свечников делится с читателями «Правмира» впечатлениями и фотографиями.

Грузия. Благословенный край, удел Пресвятой Богородицы и страна святого Георгия. Страна с древними христианскими корнями и благочестивыми традициями, где живет народ с искренней и горячей верой.

Попав в Грузию, поражаешься обилию храмов, монастырей и святых мест. Они повсюду – в городах, селениях, в горах, лесах, на берегах рек, везде, где только можно себе представить. Показать все, даже наиболее значимые, очень сложно, так же как и рассказать о многогранной культуре грузинского народа. Поэтому буду рассказывать о Грузии в целом, о ее народе, культуре и, конечно же, о вере православной, которая издревле укрепилась в этом благодатном уголке земли.

Поездку в Грузию в этом году мы планировали заранее, продумывали маршруты, бронировали гостиницы, хотелось посмотреть как можно больше. А планировали ни много ни мало – проехать через всю страну с востока на запад, от Кахетии до Аджарии, до самого Черного моря. Правда, на всё это получалось выделить всего 12 дней.

У подобного рода путешествий в режиме «галопом по Европам» есть как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные – огромная масса впечатлений, новые знакомства, максимально возможное количество посещенных интересных мест.

Отрицательным можно назвать как раз то самое небольшое количество времени, которое получается уделить на осмотр той или иной достопримечательности. Несмотря на это, путешествие выдалось очень интересным и насыщенным.

Начну свой рассказ, конечно же, со столицы – Тбилиси. Добирались мы туда на поезде, благо ехать из Баку недолго – всего одну ночь. В Грузии я не впервые, бывал уже и в Тбилиси, и в других городах. Но Тбилиси как столичный град со своим колоритом и неповторимой атмосферой, конечно, привлекает особо. Правда, основательно изучить его как-то не приходилось, бывал всё время проездом. В этот раз на Тбилиси было выделено несколько дней, которых, как оказалось, хватило только на осмотр основных достопримечательностей.

В Тбилиси, как и в других грузинских городах, очень много храмов. Храмовой архитектурной доминантой столицы можно по праву назвать главный кафедральный храм Грузинской Православной Церкви – собор Святой Троицы – Цминда Самеба . Собор, конечно, красавец, является самым большим и высоким храмом Грузии.

Собор поражает величием и снаружи и внутри.

Колокольня собора стоит отдельно, и территория вокруг храма довольно обширна. Я был неожиданно удивлен наличием на территории храма небольшого открытого бассейна, в котором совершенно свободно плескалась ребятня, спасаясь от жары.

Строительство собора продолжалось 9 лет, с 1995 по 2004 год. Заложили и освятили храм в один и тот же день – 23 ноября – на память великомученика Георгия.

Про благоговейное почитание святого Георгия в Грузии стоит сказать отдельно. Грузины считают его, вместе с Пресвятой Богородицей, покровителем своей страны, о чем даже говорит ее название – Georgia – страна святого Георгия.

Почитание этого святого напрямую связано с равноапостольной Ниной, просветительницей древней Иверии, как раньше называлась Грузия. Святой Георгий приходился ей родственником, и, по преданию, сама Нина его очень почитала и завещала любить и чтить его той стране, которую обратила ко Христу. Что, собственно, грузины и делают с великим усердием.

Самый первый храм в честь святого был сооружен царем Мирианом в 335 году, на месте погребения равноапостольной Нины. А в средние века по всей стране было построено 365 храмов в честь великомученика Георгия, на каждый день года. Таким образом, почитание святого совершалось в разных концах Грузии каждый день.

День памяти великомученика Георгия имеет в Грузии свое название – Гиоргоба, празднуется на государственном уровне и является нерабочим днем. Святой изображен на государственном гербе страны, а георгиевский крест – на флаге Грузинской Православной Церкви.

Но вернемся к Цминда Самеба, а заодно продолжим экскурсию по Тбилиси. Собор находится на левом берегу Куры, на холме святого Ильи, в районе старого города, и виден со многих точек города. Довольно интересной с точки зрения фотосъемки мне показалась смотровая площадка возле старой городской крепости Нарыкала, куда можно подняться по канатной дороге.

От крепости открывается замечательный вид на Тбилиси. И, конечно, на Троицкий собор в городском контексте.

В нижнем левом углу последней фотографии еще одна святыня Грузинской Церкви – Сиони или Сионский собор . Сионским собор назван в честь Успенского собора на горе Сион в Иерусалиме, и также освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. В храме много святынь, одной из главных является крест святой Нино.

В современном Тбилиси есть и новомодные достопримечательности, которые находятся как раз рядом с Сиони. Это мост Мира и здание строящегося театра в виде двух труб.

Сами тбилисцы по-разному отзываются об этих новых достопримечательностях. Кому-то нравится, кому-то не очень. И мост, и театр, и новое здание парламента построены в районе старого города, а грузины очень трепетно относятся к истории и традициям. А тут такой новодел появился в самом сердце столицы.

Хорошо получилось или плохо, не могу сказать, я давно уже привык к подобным контрастам в родном Баку, где старое и новое пересекается на каждом шагу.

Попадая в Тбилиси, рано или поздно неминуемо оказываешься на берегу Куры рядом с памятником основателю города царю Вахтангу I Горгосали.

Есть в Тбилиси еще одна интересная достопримечательность, о которой стоит рассказать. При подъеме на фуникулере на гору Мтацминда (в переводе – Святая гора) ровно на полпути стоит церковь святого Давида (Мамадавити) , а вокруг нее расположен пантеон писателей и общественных деятелей Грузии, где похоронены многие известные в Грузии и за ее пределами люди. Среди них – Александр Сергеевич Грибоедов.

Одна из самых величественных картин, открывающихся перед человеком, - это вид ночного неба. В ясную безоблачную ночь далекие острова звезд в черном океане неба кажутся зажженными лампадами, огненными цветами и россыпью алмазов, брошенных в бездонные и бескрайние просторы, в бездну Вселенной.

Гимнографы часто сравнивают Церковь с небом, а святых - с бесчисленными сонмами звезд. Кажется, что звезды, как живые существа, своим далеким мерцающим светом беззвучно беседуют с душой человека и открывают тайну вечности его сердцу. Звездное небо похоже на лист Священной книги, где зашифровано в светящихся иероглифах откровение о Творце мира. Звездное небо - это символ высших духовных сфер, где ангелы и угодники Божии сияют, подобно горящим светильникам.

Есть имена святых, жизнь которых особенно много говорит человеческому сердцу, их подвиги и страдания затрагивают самые глубокие струны наших душ. Одно из таких имен, подобное драгоценному камню в небесной короне, - имя святого великомученика Георгия, названного Победоносцем. С этим именем идут в далекий путь, с этим именем вступают в бой, этим именем клянутся в верности, им благословляют родители своих детей. Это имя прославлено во всех христианских странах - от Индийского океана до Атлантики, от песков Сахары до снегов Сибири. Серебряные иконы великомученика прикрепляли на своей груди воины, готовясь вступить в бой.

В Грузии храмы во имя святого Георгия воздвигнуты в каждой местности, особенно почитают его в горных областях. Жизнь горца похожа на жизнь аскета. Вместо богатства он имеет свободу, вместо мирских развлечений - обычаи гор, которые жителям долин кажутся монастырским уставом. Путь пастухов и охотников часто проходит на головокружительной высоте, под ногами их расстилается бездна. Высокогорные тропы нередко так узки, что на них не могут разойтись два человека; здесь не за что удержаться рукой от падения, если камень выскочит из-под ноги: единственная опора для пробирающегося по едва заметной, прильнувшей к скале тропинке путника - молитва и сила воли. Если дрогнет, не выдержит сердце, то бездна поглотит человека, как змея, притягивающая к себе добычу своим завораживающим, гипнотическим взглядом. Поэтому горцы так почитали храмы святого Георгия - даже их развалины, руины и камни. Святой Георгий делает сердце человека в горах твердым, как меч в бою.

На гербе царей Грузии Багратиони святой Георгий изображен поражающим дракона. Прежде образ великомученика на знаменах грузинского войска был вышит шелком. Во время боя знамя держал Руставский епископ, а священники - иконы. Нередко изображение святого Георгия было вычеканено на латах воинов.

На многих языках мира Грузия называется землей Георгия. Этимологически можно по-разному объяснить это наименование. Но самое главное, что в сознании грузинского народа святой великомученик Георгий - его покровитель.

Есть некая таинственная цикличность в истории. Последний грузинский царь носил имя Георгий, как бы в знак того, что с его смертью судьба страны вверяется святому Георгию. Последним императором России был Николай II - известно, что русские особенно почитают святителя Николая; последним византийским императором - Константин XII, а святой равноапостольный Константин Великий основал Царьград и Византийское государство; последним болгарским царем - Борис, а при равноапостольном Борисе в IX веке была просвещена Болгария. Чем это объяснить, случайностью и совпадением или тем, что человеческая история имеет свой духовный подтекст? Нередко в своих ритмах и феноменах она разгадывается, как притча, и открывается, как пророческая запись. Само почитание святых народом, особая, теплейшая любовь к ним свидетельствуют, что они, эти святые, остаются его покровителями. Поэтому и герб, и боевые знамена Грузии вместе с чудотворными иконами и мощами святого Георгия служили щитом для страны в течение многих веков.

Также у грузинских горцев существовало предание, что в пещере скалы Казбек жил в древности подвижник по имени Георгий, которого они почитают как своего просветителя. Обычно такие предания имеют под собой в качестве основы исторический факт и являются памятью народа, поэтому к ним надо относиться с самым серьезным вниманием.

Праздник святого Георгия в ноябре установлен в память его колесования и пыток. Этот праздник вошел в плоть и кровь народов Грузии, история которой представляет собою сплошной мартиролог - летопись о мучениях. Колесование святого Георгия Победоносца - едва ли не единственный в Церкви праздник, когда прославляется один из мученических подвигов, отдельно избранный из всей жизни святого.

Во времена нашествия Джаллал-эд-Дина, который превратил Тбилиси в чашу крови, Тамерлана, который прошел, как призрак смерти с косой в руках, от востока до запада Грузии, шаха Аббаса, обратившего города в руины, а села - в логова диких зверей, такой необычный праздник, как память колесования великомученика Георгия, был особенно близок душе народов Грузии. В ноябре Церковь установила и еще один праздник в честь великомученика - в память перенесения его мощей из Рима в Палестину, в город Лидды - родину его матери, где впоследствии во имя Георгия Победоносца был построен и освящен храм. В старых грузинских календарях ноябрь называется гиоргобистве - месяцем святого Георгия.

Вообще в Грузии кроме церковных праздников святого Георгия существуют также местные народные празднества - по названию храмов и местностей: «Белый Георгий», «Млетский Георгий», «Илорский Гиоргий» и т. д.

Иудейский и языческий мир в лице Каиафы и Пилата осудили Христа на смерть. Повсюду проповедь христианства встречала ненависть и гонения, везде капли мученической крови становились зернами будущего восхода Церкви.

Некоторые исследователи объясняют это только особенностью римского язычества, для которого само государство стало божеством. Но не менее жестокие гонения христианство испытало и за пределами Империи. Римский пантеон собирал в своих стенах богов всех побежденных народов и завоеванных провинций. Идолы мирно уживались между собой, как одна единокровная и единодушная семья. Наверное, тот, кто впоследствии назвал пантеоном элитарные кладбища, обладал тонкой наблюдательностью. Пантеон в переводе означает «храм всем богам». Но христианство языческий мир встретил так, как гладиатор с обнаженным мечом встречает на арене цирка своего врага. В период языческих императоров Церковь испытала десять великих гонений. Самое страшное из них, унесшее больше жертв, чем войны с варварами, разразилось после долгого затишья внезапно, как смерч на море, при императоре Диоклетиане.

Диоклетиан был сыном вольноотпущенника, раба, получившего свободу, и взошел по шатким ступеням трона благодаря своему проницательному уму и кипучей энергии. Рим в то время был похож на сотрясаемую подземными взрывами Помпею. Междоусобицы и нашествия варварских народов грозили похоронить государство под лавой и пеплом. Диоклетиан быстро провел в стране и армии необходимые реформы. Он взял себе в соправители двух августов и двух цезарей, увеличил войско, расширил число и автономию провинций, основал в Никомидии новую столицу. Однако закончил император свое столь блистательное в начале правление мрачным злодеянием - многолетним гонением на христиан.

В сознании народа история Рима с его славными победами была неразрывно связана с языческой религией, государство - с культом императора. Христиане, отказывающиеся поклоняться идолам и воздавать божественные почести императорам, казались врагами государства и причиной всех зол. Нерон обвинил христиан в поджоге Рима, Диоклетиан - в поджоге всей империи. Нерон из ложи Колизея любовался, как умерщвляют христиан львы и гладиаторы, составляя при этом трогательные песнопения. Престарелый Диоклетиан из своего дворца в Никомидии, как из сторожевой башни, смотрел на страшную гекатомбу, которая совершалась по всей Империи в течение нескольких лет. Во время этого гонения и был предан пыткам и смерти полководец Диоклетиана - великомученик Георгий Победоносец.

Святой Георгий родился в III веке в Каппадокии. Он происходил из княжеского рода; его отец занимал высокий пост в римском войске, однако вскоре претерпел смерть за Христа, и мать с ребенком переехала в свое имение в Палестину, в город Лидды.

Она посвятила жизнь воспитанию сына, научила его Священному Писанию, часто рассказывала о христианских мучениках и о доблестном подвиге его отца.

Святой Георгий поступил на воинскую службу и благодаря своим способностям и мужеству, проявленному в боях, уже в молодости получил звание полководца и трибуна. В то время Диоклетиан под влиянием жрецов и своего зятя Галерия решил уничтожить всех христиан в империи. Он точно хотел на христианах исполнить желание Калигулы: «Если бы у человечества была одна шея, то я одним ударом отрубил бы ее».

В Риме существовал сенат, но он давно превратился в подобие театральной декорации. Все главнейшие вопросы государственной жизни решались на тайном совете, в котором участвовали только император и его ближайшие друзья.

Однажды, собрав такой совет ночью (как предписывал Платон в своей книге «Законы»), Диоклетиан объявил о решении огнем и мечом искоренить христианство. Присутствующие выразили свое одобрение. Решено было издать эдикт против христиан: христианское богослужение запрещалось, храмы предписывалось разрушать или передавать язычникам, все христианские книги подлежали немедленному сожжению; само исповедание христианства приравнивалось к тягчайшим государственным преступлениям, караемым смертью, отступники же от христианства освобождались от всякой ответственности и наказания, если только выражали согласие принять участие в языческих ритуалах.

Когда все это было сказано, святой Георгий, присутствовавший на совете, встал и обратился к императору и августам со словами: «Долг царя и правителей соблюдать справедливость и защищать жизнь и права своих подданных, а вы решились предать смерти неповинных людей и превзойти в злодеяниях варваров, не имеющих законов».

- Кто научил тебя сказать это? - спросил анфипат Магненций.
- Истина, - ответил Георгий.
- А что такое истина?
- Христос, Которого вы хотите снова распять.

Император дал знак слугам. Они кинулись на Георгия, связали его, стали бить по лицу и бросили в темницу. У тиранов во дворцах были особые тюрьмы - подземелья, где содержались самые опасные преступники, а чаще всего - личные враги. Тиран мог всегда проверить, как охраняется тюрьма, или, отдыхая от государственных дел, послушать стоны узников, закованных в цепи, и вопли тех, кого подвергают пыткам. Эта «музыка» - самая приятная для тирана.

На грудь святому Георгию положили огромный камень. На следующее утро Диоклетиан спустился в темницу и спросил:

- Как ты поживаешь, Георгий?
- Хорошо, - ответил тот.

Ответ привел императора в ярость, и он приказал предать святого Георгия колесованию - жестокой и изощренной пытке. Мученика привязали веревками к колесу, под которым находилась доска, утыканная лезвиями ножей, гвоздями и острыми крючками. Палачи вращали колесо, острия вонзались в тело и разрывали его на части; крючки, впиваясь в него, вырывали куски живого мяса. Обычно во время такой пытки человек умирал. Святой Георгий остался жив для новых пыток.

Слова святого Георгия «мне хорошо», которые Диоклетиан принял как насмешку, были истиной: во время страданий Господь подает Своим страстотерпцам небесное утешение, недаром в одной из проповедей святитель Иоанн Златоуст сказал: «С Христом и в аду хорошо». Через шесть месяцев после колесования святой Георгий был предан казни: ему отсекли голову мечом.

Промыслу Божию было угодно, чтобы просветительницей Грузии стала родственница святого Георгия - святая равноапостольная Нина. Жизнь и подвиги великомученика стали знакомы грузинскому народу из уст его сестры; имя Георгия Победоносца пришло в Грузию одновременно с ее проповедью. С тех пор оно сияет на небосклоне Иверской Церкви блеском утренней звезды. Больше всего храмов в Грузии освящено в честь Божией Матери и святого Георгия.

Знаменательно, что храм, построенный над гробницей святой девы Нины, назван именем святого Георгия, словно сама равноапостольная Нина перед смертью беседовала со своим братом о будущем Грузии.

Изображение святого Георгия в виде всадника, поражающего копьем дракона, - это не только память о единоборстве с обоготворенным чудовищем и спасении от смерти ливанской царевны, это символ победы христианства над язычеством; победы христианина над драконом греха и страстей в человеческом сердце, победы добра и света над злом и духовной тьмой.

_______________
* Колесование святого великомученика Георгия Каппадокийского Победоносца Грузинская Церковь празднует (10/23 ноября)

Loading...Loading...