И не полагайся на разум твой. Опасно полагаться на свой собственный разум

Во время поездки по Азии ко мне подошла чудесная сестра. Она обняла меня и спросила: «А вы действительно верите, что это Евангелие истинно?» Дорогая сестра, я знаю, что оно истинно. Я надеюсь на Господа.

В Притчи 3:5–6 мы можем прочесть следующий совет:

«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои».

В этом отрывке содержатся два увещевания, предостережение и преисполненное славы обещание. Два увещевания: «Надейся на Господа всем сердцем твоим» и «во всех путях твоих познавай Его». Предостережение: «Не полагайся на разум твой». И преисполненное славы обещание: «Он направит стези твои».

Давайте сначала обсудим предостережение. Зрительный образ помогает нам задуматься. Предостережение дается при помощи слов «не полагайся» ‒ «не полагайся на разум твой». В английском языке слово полагаться имеет значение «физически накрениться или клониться в одну сторону». Когда мы физически накреняемся в какую-либо сторону, то отклоняемся от центра, теряем равновесие и падаем. Когда мы духовно полагаемся на свой разум, то отклоняемся от нашего Спасителя. Если мы накреняемся, то не находимся по центру, теряем равновесие и не сосредоточены на Христе.

Сестры, помните, в предземной жизни мы стояли рядом со Спасителем. Мы надеялись на Него. Мы выражали нашу поддержку, энтузиазм и радость по отношению к плану счастья, подготовленному нашим Небесным Отцом. Мы не отклонялись. Мы боролись при помощи наших свидетельств, мы «присоединились к силам Бога, и эти силы одержали победу» . Битва между добром и злом переместилась на Землю. И мы снова обрели священную обязанность быть свидетелями и надеяться на Господа.

Каждая из нас должна спросить себя: как я могу всегда находиться по центру и не полагаться на разум свой? Как мне распознать голос Спасителя и следовать ему, когда мирские голоса звучат так убедительно? Как мы можем развивать надежду на Господа?

Я бы хотела предложить вам три способа, как углубить наши знания о Спасителе и больше надеяться на Него. Вы обнаружите, что эти три принципа не новы, но они являются основой. О них поется в каждом Первоначальном обществе, говорится на уроках Общества молодых женщин, они являются ответами на многие вопросы, возникающие в Обществе милосердия. Эти принципы помогают находиться в центре и не отклоняться.

Во-первых, мы лучше узнаём Господа и учимся надеяться на Него, когда «насыща[емся] словами Христа; ибо вот, слова Христа скажут вам все, что вы должны делать» .

Однажды, несколько месяцев назад, мы с семьей изучали Священные Писания. И, пока мы читали, мой двухлетний внук сидел у меня на коленях. Я была в режиме «бабушка» и наслаждалась визитом сына с семьей.

Когда мы закончили изучение Священных Писаний, я закрыла книгу. Мой внук знал, что ему скоро в постель. Он нетерпеливо посмотрел на меня и произнес вечную истину: «Еще Священных Писаний, бабуля!»

Мой сын, хороший и выдержанный отец, предупредил меня: «Мам, не будь слабым звеном. Он просто пытается отсрочить отход ко сну».

Но когда мой внук просит подольше почитать Священные Писания, мы подольше читаем Священные Писания! Священные Писания просвещают наш разум, насыщают наш дух, отвечают на наши вопросы, помогают нам больше надеяться на Господа и сосредотачивать нашу жизнь вокруг Него. «Не забывайте усердно изучать, чтобы иметь вам пользу от этого» .

Во-вторых, мы лучше узнаём Господа и учимся надеяться на Него благодаря молитве. Какое же это благословение – иметь возможность молиться нашему Богу! «Молиться Отцу со всеми силами сердца» .

У меня есть дорогие сердцу воспоминания о молитве, которые я очень ценю. Однажды на каникулах во время учебы в университете, я приняла предложение о работе в Техасе. Мне нужно было проехать сотни километров из Айдахо в Техас на моем стареньком автомобиле, который я с нежностью называла «Верн». «Верн» был забит поклажей по самую крышу, а я готова к новому приключению.

Выходя из дома, я обняла мою любимую маму, а она сказала: «Давай помолимся вместе прежде чем ты уедешь».

Мы преклонили колени и мама начала молиться. Она молила Небесного Отца о моей безопасности. Она молилась о моей машине без кондиционера, прося, чтобы она работала так, как нужно. Она просила, чтобы Ангелы пребывали со мной в течение всего лета. Она молилась, молилась и молилась.

Покой, который пришел благодаря этой молитве, дал мне смелость надеяться на Господа и не полагаться на разум свой. Господь направлял меня в многочисленных решениях, которые я приняла тем летом.

Вырабатывая привычку обращаться к Небесному Отцу в молитве, мы познаём Спасителя. Мы начинаем надеяться на Него. Наши желания станут более подобными Его желаниям. Если мы хотим получить благословения, уготованные для нас Небесным Отцом, и с верой попросим Его об этом, то сможем обрести их и поможем в этом другим людям .

В-третьих, мы лучше узнаём Господа и учимся надеяться на Него, когда служим другим. Я поделюсь с вами историей с разрешения Эми Райт, которая пришла к пониманию принципа служения, несмотря на страшную и опасную для жизни болезнь. Эми написала:

«29 октября 2015 года я узнала, что у меня рак. С таким типом рака выживают 17 процентов людей. Удача была не на моей стороне. Я знала, что принимаю главную битву всей жизни. И была готова отдать все, что у меня было не только ради себя, но и, что самое важное, ради моей семьи. В декабре я начала химиотерапию. Я знала о многих побочных эффектах от лекарств против рака, но даже не подозревала, что кто-то может быть настолько болен и все еще жив.

В какой-то момент я заявила, что химиотерапия ‒ это нарушение прав человека. и сказала мужу, что больше не могу. Я сдаюсь! Я не собиралась возвращаться в больницу. Муж с мудростью и терпением выслушал меня, а затем сказал: ‘Тогда нам нужно найти кого-то, кому мы можем послужить’.

Что? Он что, забыл, что его жена больна раком и больше не может вынести тошноту или хоть один приступ мучительной боли?»

Затем Эми продолжает рассказ: «Мои симптомы постепенно становились все хуже, до такой степени, что лишь один-два дня в месяц я чувствовала себя ‘нормально’ и могла кое-как функционировать как живое человеческое существо. В один из таких дней наша семья и нашла возможность служить».

В один из таких дней семья Эми раздала другим пациентам наборы для помощи при химиотерапии. В них входили вещи, которые воодушевляли и помогали облегчить симптомы болезни. Когда Эми не могла спать, она придумывала, как может сделать ярче день другого человека. Иногда это было что-то большое, но часто ‒ маленькие записки или сообщения со словами ободрения и любви. В одну из таких ночей, когда боль была слишком сильной, чтобы уснуть, она лежала в постели с планшетом и изучала, какие таинства необходимо выполнить за ее покойных предков. Чудесным образом боль утихла, и она смогла ее вытерпеть.

«Служение, ‒ свидетельствует Эми, ‒ спасло мою жизнь. Я наконец нашла силы двигаться вперед, нашла их в том счастье, которое ощутила, пытаясь облегчить страдания окружающих. Я с радостью и нетерпением ждала наших проектов служения. И по сей день мне это кажется невероятным парадоксом. Вы можете подумать, что лысый, отравленный человек, который борется за свою жизнь, вправе сказать: ‘Сейчас все должно быть для меня’. Тем не менее, когда я думала о себе, своей ситуации, своих страданиях и боли, мир становился очень мрачным и депрессивным. Когда мой фокус смещался на других, появлялись свет, надежда, сила, смелость и радость. Я знаю, что это возможно благодаря поддерживающей, исцеляющей и избавительной силе Искупления Иисуса Христа».

Эми научилась надеяться на Господа, познав Его. Если бы она чуть сильнее полагалась на разум свой, то отвергла бы саму идею служить другим. Служение же помогло ей вынести боль и испытания и жить в соответствии со словами из Священных Писаний: «Когда вы служите ближним своим, вы только служите Богу своему» .

Иисус Христос победил мир. И благодаря Ему, благодаря Его бесконечному Искуплению у всех нас есть причина надеяться на Него, зная, что в конечном счете все будет хорошо.

Сестры, каждая из нас может надеяться на Господа и не полагаться на разум свой. Мы можем сосредоточить нашу жизнь на Спасителе, узнавая Его, а Он поведет нас на нашем пути.

Мы здесь, на Земле, чтобы показать что мы также надеемся на Него , как и когда стояли рядом с Ним, говорящим: «Вот Я, пошли меня» .


Мои дорогие сестры, Президент Томас С. Монсон свидетельствовал, что «обещанные нам благословения безмерны. Пусть над нами сгущаются тучи, пусть на нас проливается дождь; наше знание о Евангелии, наша любовь к нашему Небесному Отцу и к нашему Спасителю утешит и поддержит нас… если мы будем ходить непорочно и соблюдать заповеди… В этом мире нас ничто не сможет победить» .

Я добавляю свое свидетельство к словам нашего возлюбленного Пророка. Если мы надеемся на нашего Небесного Отца и нашего Спасителя и не полагаемся на свой разум, Они будут направлять наши пути и протянут к нам руку милосердия. Во имя Иисуса Христа, аминь.

Примечание: 1 апреля 2017 года сестра Кордон была освобождена от обязанностей Второй советницы в Генеральном президентстве Первоначального общества и призвана в качестве Первой советницы.

1–18. Более частное изображение свойств истинной мудрости в отношении к Богу и ближним; мудрость, как высочайшее благо. 19–26. Господь, Премудрый Творец и Промыслитель, охраняет и защищает жизнь мудрого и благочестивого. 27–35. Увещание быть милосердым и справедливым к ближним и предостережение от подражания насильникам и вообще беззаконным.

. Сын мой! наставле­ния моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое;

. ибо долготы дней, лет жизни и мира они при­ложат тебе.

. Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего,

. и обретешь милость и благо­воле­ние в очах Бога и людей.

Предостерегая ученика своего («сын мой ») от подражания людям развращенным (), Премудрый, прежде всего, увещает его (ст. 1) не забывать его, учителя (море, меламмед , ) учения, закона (тора ) и хранить все отдельные заповеди (мицвот ) этого учения (разумеется, учение о мудрости и благочестии). Для поощрения же ученика к исполнению своих наставлений, Премудрый обещает ему награду за исполнение их – долгоденствие и благоденствие, подобно как и в Пятикнижии эти блага часто обещаются исполнителям закона Моисеева (напр., ; и др.). Такая награда отчасти есть благодатный плод благословения Божия, почивающего на ревнителях истинной мудрости и чистого благочестия, отчасти же представляет отечественное следствие свойственного мудрым и благочестивым воздержания от всех пороков и страстей, расстраивающих внешнее благосостояние человека, подтачивающих его здоровье и сокращающих самую жизнь его. Определяя затем сущность закона или учения о мудрости – благочестии, Премудрый заповедует (ст. 3) хранить «милость и истин у". евр.: хесед ве-эмет , греч.: "ελεεμοσύνη καὶ πίστις , Вульг.: misericordia et veritas. Оба понятия весьма часто в Ветхом Завете соединяются вместе (; ), так и в книге Притчей ( и др.) и могут обозначать как Божественную милость и благодать, и Божию верность завету с людьми, так и добродетели собственно человеческие: с одной стороны милосердие, сострадание к нуждающимся ближним, готовность помогать им в их нуждах, с другой стороны верность человека данным им обещаниям и обязательствам, готовность его воздавать каждому должное, – словом оба эти понятия, вместе взятые, выражают исполнение человеком своего морального долга в отношении ближнего, причем »милость " (хесед ) основывается на чувстве братства всех людей и на сознании необходимости взаимной их солидарности как во внешней жизни, так и в деле духовного развития, а «истина " (эмет ) означает внутреннюю устойчивость и правдивость, pectus rectum, прямо противоположную всякому лицемерию, мнимой святости, – стремление сообразовать всякую форму с существом дела. С точки зрения этих двух добродетелей определяется поведение человека в отношении ближних в последней части этой главы ( дал.). Мысль о долге »милост и и истин ы» должна быть постоянно присуща человеку. Заповеди эти, по образному выражению Премудрого, должны быть как бы повешенными на шее и написанными на сердце человека, подобно тому, как у библейских евреев был обычай носить на груди (на шнурке) печать с начертанием собственного имени и достоинства (; ), а позднейшие евреи с целью помнить заповеди закона Божия носили и носят на руках и на лбу так называемые филактерии или тефиллины, буквально понимая слова Моисея (; ; ). Неуклонное хранение «милост и и истин ы» будет иметь следствием милость Божию и любовь от людей (ср. ; ) к человеку, всегда хранящему на скрижали сердца (по сердечному влечению, ср. ), а не по внешнему лишь повелению, долг любви и справедливости. Этот мотив нравственной деятельности человека – похвала и одобрение от Бога и людей – часто выставляется в книге Притчей. Но так как суждения людей могут быть и ошибочны, то Премудрый далее выше всего ставит всецелую преданность человека Богу, и требует от человека, во 1-х, внутреннего посвящения Богу в смирении (), а затем и всецелой готовности жертвовать для Бога внешним достоянием и предавать в Его руки внешние судьбы свои ().

. Надейся на Го­с­по­да всем сердцем тво­им, и не по­лагайся на ра­зу­м твой.

. Во всех путях тво­их по­знавай Его, и Он направит стези твои. :

. Не будь мудрецом в глазах тво­их; бойся Го­с­по­да и удаляйся от зла:

. это будет здравием для тела твоего и пита­ни­ем для костей тво­их.

Кто истинно верует в Бога, Творца и Промыслителя мира, тот не может в своей деятельности полагаться только на свои силы; напротив, истинно верующего отличает прежде всего твердое упование на милость и благодать Божию, всецелая преданность и верность Богу (ст. 5), причем самонадеянность, желание обеспечить себе благоденствие одними своими силами, не может иметь места (ср. ; сл., ). Только при условии смиренной преданности воле Божией человек может бодро встретить и все испытания житейские. Но для этого человек должен именно «зна ть» Бога во всех путях своих (ст. 6), т. е., быть всецело проникнут мыслью о Боге (ср. ); тогда и Бог «направит » («уравняет» – по более точному перев. архим. Макария) все пути человека на служение нравственным целям, истине, правде, добру. Но такое направление человеческой воли возможно только в том случае, когда человек, совершенно отказываясь от всякого самомнения и самопревозношения (7а, сн. ; ), в основу своей деятельности положит страх Божий и вытекающее из него уклонение от всякого зла (7б), в чем и заключается истинная мудрость жизни (ср. ; ). Мудрость – благочестие, необходимо соединяющееся с страхом Божиим и удалением от зла, спасительно не только для души, но и для тела (ст. 8), поскольку страх Божий и опасение впасть в удерживают человека от разного рода излишеств, разрушительно действующих на тело.

. Чти Го­с­по­да от име­ния твоего и от начатков всех при­бытков тво­их,

. и наполнят­ся житницы твои до избытка, и точила твои будут пере­ли­ваться новым вином.

Честь Господу со стороны человека должна быть воздаваема не одним смирением, благоговением и страхом пред Ним, не одним удалением от греха, – вообще не одними лишь духовными средствами Богопочтения, но и материальными, внешними делами благоугождения Богу, к числу которых в Ветхом Завете относилась и обязанность каждого еврея посвящать Иегове первые произведения земли ( сл., ; ; ; сл. ; ), равно как десятины от скота и всех произведений земли ( сл. ; ) и первородные из животных (; ). Так как во все времена от исполнения этого закона о теократических приношениях святилищу могло удерживать евреев опасение оскудения вследствие щедрости (ср. ). – то Премудрый, имея в виду обетование благословения Божия за ниспослание этого закона (см. ), обещает усердному жертвователю изобилие хлеба и вина (ст. 10). Если в других местах книги Притчей вообще мало говорится об обрядовом законе, то принесение Иегове первых произведений земли было столь естественным обнаружением благодарности Богу за Его дары (в силу этого принесение напр., десятины Богу было обычаем еще до Моисея (); равно как обычай жертвовать Богу первые и лучшие произведения был широко распространен и у др. древних народов), что Премудрый не мог обойти молчанием столь непосредственной формы выражения религиозного чувства, и увещает своего слушателя к ревности в соблюдении упомянутого закона, подобно как то же впоследствии делает пророк Малахия ().

. Нака­за­ния Го­с­по­дня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличе­нием Его;

. ибо кого любит Го­с­по­дь, того наказывает и благо­волит к тому, как отец к сыну своему.

Научая слушателя своего выражать преданность Богу, Богопочтение, еще и терпеливым перенесением посылаемых Богом бедствий, Премудрый сравнивает эти бедствия с тяжелыми для питомца приемами человеческой ветхозаветной педагогики: как эта последняя, по воззрению Премудрого (), неизбежно включает систему физических воздействий (таково значение евр. мусар ; греч. παιδία ; лат. disciplina, слав. русск. наказание), так и всякого рода бедствия в руках, посылающего их Бога имеют педагогическую цель – воспитание в народе Божием и всех его членах истинной преданности Богу и верности Его завету (ср. ; ; ).

Только дети безрассудные пренебрегают уроками родителей, воспитателей и наставников, не вразумляются их мерами строгости. Таким детям уподобляются те, которые, принимая от рук Божиих наказание за свои грехи, не вразумляются, даже озлобляются против Бога. Предостерегая слушателей или читателей своих от подобного настроения, Премудрый поучает (ст. 12) видеть в посылаемых Богом бедствиях знаки отеческой Его любви к человеку, желающей отвести его от пути неправды и наставить на путь правды и добродетели. Вторая половина стиха 12 – несколько иначе читается в евр. масор., Вульг. и русск.: укеав эт бен ирце , quasi pater in filio complacet sibi, «и благоволит к тому, как отец к сыну» , – чем у LXX и слав.: μασιγοῖ δἐ παντα ὑιόν , ὅν παραδέχεται , «биет же всякаго сына, его же приемлет» . Ввиду того, что при чтении LXX слав. гораздо лучше удерживается параллелизм обоих половин 12-го стиха чем, при чтении еврейск. масор. т., – чтение LXX-ти заслуживает предпочтения (аналогию ст. 12 представляет ), тем более, что это чтение буквально воспроизведено и в послании к Евреям, . Приведя в слова , священный писатель послания к Евреям в пояснение слов Премудрого присоединяет: «Если вы терпите наказание, то поступает с вами, как с сынами, ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания..., то вы незаконные дети, а не сыны» ().

. Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который при­обрел ра­зу­м, –

. потому что при­обрете­ние ее лучше при­обрете­ния серебра, и при­были от нее больше, нежели от золота:

. она дороже драгоцен­ных камней; [никакое зло не может про­тивиться ей; она хорошо извест­на всем, при­ближа­ю­щимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнит­ся с нею.

. Долгоден­ствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богат­с­т­во и слава;–

:16а. –[из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;]

. пути ее – пути при­ятные, и все стези ее – мирные.

. Она – древо жизни для тех, которые при­обретают ее, – и блажен­ны, которые сохраняют ее!

Премудрый как бы поет целый гимн истинной мудрости, под которой здесь (ст. 13 и дал.), по связи с предыдущим (ст. 11–12), ближе всего разумеется опытное, основанное на терпеливом перенесении посылаемых Богом скорбей жизни, уразумение действия в них карающей, наказующей и вместе милующей руки Промысла Божия, – а затем вообще духовная и житейская опытность; источником и последним основанием такой мудрости служит и всегда остается всецелая преданность человека воле всеведущего и всеблагого Промыслителя – Бога. Мудрость (хокма , σοφία , sapientia) и благоразумие (тебуна , φρόνησις , prudentia) суть такие блага, для приобретения которых следует больше трудиться, чем сколько трудятся искатели золота и серебра, добывающие их в недрах земли и за дорогую цену покупающие местности, богатые золотыми и серебряными россыпями (ср. cл.). Не могут идти в сравнение с благом мудрости и другие драгоценности, напр., драгоценные камни или что подобное, ценное лишь по внешнему блеску: все эти драгоценности украшают лишь тело человека, тогда как мудрость есть украшение души и духа. В средине ст. 15, а также в конце ст. 16 у LXX и в слав. имеются прибавки. В ст. 15 прибавка читается так: οὐκ ἀντιτάσσεται αὐτῆ οῦδέν πονηρόν εὐγωστόν ἐστὶν πᾶσιν το῀ις ἑργάζουσιν αὑτῆ , слав. «не сопротивляется ей ничтоже лукаво, благознатна есть всем приближающымся ей» . Хотя этой вставкой, по-видимому, несколько нарушается естественный параллелизм речи в ст. 15, однако общая мысль приведенных слов о превосходстве истинной мудрости пред всяким земным благом, приобретенным неправедно, – и о привлекательности близкого знакомства с мудростью, вполне и хорошо согласуется с учением книги Притчей о премудрости. Впрочем, в некоторых списках LXX-ти (напр., в Комплют.) приведенные слова не читаются.

В ст. 16, как и далее ст. 17 и 18, мудрость изображается олицетворенно, и именно, представляется раздаятельницею даров внешних, вещественных и внутренних, духовных. Мудрость – обильный источник тех и других. Она обеими руками, правой и левой, раздает ревнителям ее такие блага, как долголетие, богатство и славу, – причем, соответственно неодинаковому достоинству этих благ, они разделяются так: правой рукой мудрости содержится и дается более важное и существенное – благо долгоденствия (ср. ), а менее важные, почти лишь случайные принадлежности мудрости – богатство и слава – левой рукой. Далее, по тексту LXX-ти, в конце ст. 16 читаем: έκ του στόματος αύτῆς ἐκπορεύεται δικαιοσύνη , νόμαν δέ καὶ ᾿ελεον ἐπὶ γλώσσης φορεῖ , слав. «от уст ея исходит правда, закон же и милость на языце носит: . Эта речь о духовных, внутренних благах мудрости весьма уместна в дополнение к упоминанию о благах внешних: правда мудрости есть дар или способность во всем, а особенно на суде, действовать правомерно, беспристрастно и нелицеприятно; носить же закон и милость на языке значит изрекать подсудимым приговор не только согласный с правдой закона, но и проникнутый милостью и снисхождением по требованию духа закона. В целом весь ст. 16 прямо напоминает начальный момент царствования Соломона, имеет в виду его собственный пример. По вступлении на царство Соломон, как известно, просил себе у Бога мудрости на дело правления, и Господь даровал ему не только то, что он просил, но и то, чего не просил – богатство и славу ().

Внутренними плодами мудрости являются (cт. 17): особенная приятность жизни – успех в делах духовных и житейских, – и некоторый особенный мир жизни, поскольку мудрый избегает всего, что могло бы вовлечь его в какую-либо опасность или столкновение с ближними. Премудрый образно и чрезвычайно знаменательно называет мудрость »древо м жизни « (ст. 18, ср. ), имея, конечно, в виду и известное из книги Бытия райское дерево жизни (): бывшее в раю древо жизни предохраняло человека от болезней и смерти; после грехопадения прародителей и изгнания их из рая, уже никакая человеческая мудрость не в силах спасти человека от смерти и даже всегда успешно врачевать болезни, но Премудрый, называя Богопросвещенную мудрость, основанную на страхе Божием (ср. ) и на откровении Божием, имеет в виду спасительное значение именно этой мудрости для человека – главным образом в отношении духовной жизни человека: мудрость эта удовлетворяет высшим запросам духа человеческого, питает его, как питало первого человека древо жизни в раю; она, эта мудрость, вместе с тем служит и залогом вечной блаженной жизни человека за гробом; равным образом и в земной жизни руководствующиеся правилами мудрости и благочестия чаще наслаждаются долгоденствием и благоденствием, чем неразумно, неумеренно предающиеся земным благам. Посему »блаженны, которые сохраняют « Премудрость (18б.), LXX: καὶ τοῖς ἐπερειδομένοις ἐπ´_ αὐτὴν , ώς ἐπὶ κύριον , ἀσφαλής , слав.: «И восклоняющымся на ню, яко на Господа, тверда» . Надеющиеся на Господа, у Него ищущие Премудрости в Господе и Его Премудрости ищущие опоры и умудрения, всегда остаются тверды подобно непреступной Сионской крепости (ср. ).

Сказанное в ст. 18 о Премудрости, как древе жизни, применила к древу креста Христова: «lignum vitae crux Christi», поскольку на кресте была распята сама воплотившаяся Премудрость (ср. ; ; ), и в событии распятия Христа Спасителя открылась высочайшая Премудрость Божия, нашедшая столь необычайное средство примирения людей с Богом. Поэтому отдел читается в качестве паримии в праздники в честь креста Христова – 1 августа (происхождение честных древ Креста Христова) и 14 сентября (Воздвижение честного Креста).

. Го­с­по­дь пре­мудростью основал землю, небеса утвердил ра­зу­мом;

. Его пре­мудростью раз­верзлись бездны, и облака кропят росою.

. Сын мой! не упускай их из глаз тво­их; храни здравомыслие и рас­суди­тель­ность,

. и они будут жизнью для души твоей и украше­нием для шеи твоей.

. Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнет­ся.

. Когда ляжешь спать, – не будешь бояться; и когда уснешь, – сон твой при­ятен будет.

. Не убо­ишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она при­дет;

. потому что Го­с­по­дь будет упова­ни­ем тво­им и сохранит ногу твою от уловле­ния.

Человек тем более должен стремиться к мудрости, что она не есть только человеческое качество, но сила присущая, – конечно, в бесконечной степени, Самому Богу: высочайшая мудрость составляет печать всей творческой и мироправящей деятельности Божией. Высочайшая премудрость Бога, так творца и промыслителя мира, выразилась в том, что «Господь премудростью (бехокма ) основал землю, небеса утвердил разумом: Его Премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою " (ст. 19–20).

Под Премудростью, посредством которой предначертал и затем осуществил идею мира, разумеется проявление свойства Божественной Премудрости, но вместе с тем и Ипостасная Премудрость Божия (Сын Божий в Его деятельности до воплощения) в миротворческой Ее деятельности (ср. ; ; ; ). Премудрость Божия, со всею очевидностью отобразившаяся в творении мира и всегда являющая себя в его сохранении, должна быть вечным образцом, идеалом для всех ищущих мудрости. Но и богопросвещенная мудрость человеческая – »здравомыслие и рассудительность " (евр. тушийя у-зимма , ст. 21), поскольку источником ее служит та же Премудрость Божия – должна быть предметом внимания и подражания юноши. Плоды мудрости, даже для одной внешней жизни человека, спасительны и разнообразны: правила мудрости, полагаемые в основу деятельности человека, делаются для него источником духовного питания, нравственной крепости, – словом истинной жизненности (ст. 22), мира, спокойствия и успеха во всех делах (ст. 23), безмятежного покоя и безопасности, как от внешних врагов, так и от внутреннего смятения (ст. 24–25, сн.

. Не замышляй про­тив ближнего твоего зла, когда он без опасе­ния живет с тобою.

. Не ссорься с человеком без при­чины, когда он не сделал зла тебе.

. Не соревнуй человеку, по­ступа­ю­щему насиль­ствен­но, и не избирай ни одного из путей его;

С положительной и отрицательной сторон изображается образ поведения истинно мудрого и добродетельного в отношении ближних. На первом месте в понятии истинной праведности, по ветхозаветно библейскому представлению (ср. и и др.) стоит добродетель милосердия и благотворения ближним, и Премудрый настоятельно советует не отказывать нуждающемуся (баал ) в благодеянии (ст. 27, сн. ): характерно для ветхозаветно-библейского воззрения на милостыню самое название принимающего ее баал , обладателем, тем, кому милостыня должна принадлежать по долгу или по праву (сн. . См. у А. Глаголева, Древнееврейская благотворительность, Киев 1903 с. 33–34), причем в понятии нуждающегося, согласно с законом Моисеевым, мыслятся не только единоплеменник и единоверец, но и пришелец и иноверец, равным образом словами (27б) «когда рука твоя в силах сделать его » дается понять, что только крайняя бедность, отсутствие всяких средств к благотворению может освобождать человека от исполнения обязанности благотворения (ср. ). Имеющий возможность немедленно оказать помощь нуждающемуся не должен откладывать ее до другого дня, ст. 28; LXX добавляют в этом стихе слова (вероятно из ). Ст. 29–30 изображают отрицательную сторону любви к ближнему – коварство и вероломство против доверчивого ближнего, сварливость и сутяжничество без всякого повода: от этих проявлений нелюбви к ближнему предостерегает Премудрый своего слушателя-ученика. Но так как для юноши в деле добра и зла имеет великую силу пример добродетельных и нечестивых, то Премудрый в ст. 31 предостерегает ученика своего от подражания или соревнования нечестивым, хотя бы внешняя жизнь их и была некоторое время благоуспешна (ср. ; . Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие.

Указывают основание – ближе всего сказанного в , а затем и всех вообще увещаний гл. III. Изображается, ст. 32–34, прямо противоположное отношение Бога к праведникам и к грешникам. Прежде всего, духовное настроение грешника совершенно чуждо, противно и ненавистно Богу (32а), хотя бы с внешней стороны деяния его представлялись законными, напр., даже жертвы, совершаемые нечестивыми, лишь прогневляют Бога (ср. ), – и только праведные могут наслаждаться благодатной близостью к Богу (32б, сн. и др.).

Такое различное отношение Бога к нечестивым и праведным и такая различная судьба тех и других суть явления постоянные, составляют как бы закон нравственной жизни; поэтому в ст. 34–35 Премудрый выражает эти мысли еще раз в кратких, выразительных положениях, из которых данное в ст. 34 дважды цитируется (по переводу LXX-ти) в Новом Завете (; ).

Притчи 3:5-10 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих. Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.

Здесь идет речь об условии успеха. Вообще, успех – это библейское слово. Мы видим, что здесь говорится уже и о физиологических моментах. К сожалению, наши неправильные психологические установки дают ужасающие результаты. Болезни проявляются из-за деятельности того вещества, которое отвечает за наши действия. Поэтому написано, что это будет здравием для тела нашего. Не гордись, не язви, не будь циничным, не надмевайся – иначе результатом всего этого станут болезни.

Притчи 3:5 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

Означает ли это, что мы должны быть неразумными? Как раз наоборот, разум должен быть. Разумный человек хочет положиться на свои знания, опыт, разумения. Разумный человек полагается на свой разум. Глупый человек – на разум другого. А самый глупый полагается на глупость другого.

Но Бог говорит, что когда ты стал разумным, все понимаешь и читаешь, настолько разумным, как Христос, то в этом случае ты захочешь положиться на разум, потому что он действительно разум, мудрость, опыт. Что же значит не полагаться на свой разум, а надеяться на Господа?

Вспомним библейскую историю о том, как Давид взял пращу и бросил камень в великана. Но сначала он провозгласил слово, а затем бросил камень и попал Голиафу прямо в лоб! Как это возможно? Разве Давид занимался тем, что каждый день оттачивал четкость броска? Разве он тренировался убивать великанов? Он боролся со львом, медведем. Когда нападали на его овец дикие звери, он защищал их. Он победил не благодаря своему профессионализму. Однако брошенный им камень, полетел точно в цель.

У каждого из нас есть ожидания по жизни. Даже в физическом мире, когда мы, например, бросаем камень в плывущий предмет, мы надеемся и уповаем, что попадем в цель. Когда пришел Давид, он заявил, что это не его война, ведь Голиаф шел против Господа Саваофа, против Его народа, против Его земли и святости, покушался на десницу Божью. Поэтому Бог и попал в око великану.

Вы видели когда-нибудь российского боксера Валуева? Так вот, Голиаф был в два раза выше его. Его рост составлял почти четыре метра. И в ширину, конечно, он был не маленький. Длина его копья только составляла шесть метров! У него был оруженосец, тоже крупный. Все они были исполинского рода, сыны Енаковы, их оставалось четыре брата.

И вот маленький белокурый юный Давид, вышедший против великана, попал в цель! Я хочу сказать вам, что мы сегодня ведем войну, и нам надо попасть на небо, а это задача посложнее, чем пройти сквозь игольное ушко. Мы иногда думаем, что раз мы родились в церкви, то мы уже на небе. Иисус, рассказывая о небесах, говорил, что путь туда очень узок, как игольное ушко. А путь, который за пределами этого ушка – очень широкий.

Китайская поговорка говорит, что в цель попадают одним путем, а промахиваются тысячами. Приблизительно это говорят о Царстве Божьем. Как сделать так, чтобы к тебе пришло благословение, исцеление, Божья защита и то, что называется благословением от Господа?

Возможно, ты страдаешь за Христа сегодня. И это страдание не выражается в виде пыток или тюрем. Но это выбранный тобой путь, отказ от чего-либо. Например, это может выражаться в твоих финансах. Ты не торгуешь наркотиками или оружием, не делаешь на этом деньги, и не потому, что тебе этого никто еще не предложил, а потому что это твоя позиция. Ты выбрал путь с Богом, путь без греха. Поэтому святой – это отделенный. Мы отделены для святого брака, для святой до брачной жизни, для святой семьи, для святой работы…

Все, что бы мы ни делали, имеет определенную инструкцию о том, как жить свято. Самое главное – надейся на Господа всем сердцем своим. Один пастор сказал – уже важно не видение, а вибрация. Видение – это твой ум, разум, а вибрация – это то, чем ты горишь. Это не умственные вещи. Видение – это то, о чем ты можешь рассказать. А вибрация – это то, что тебя ведет.

Есф 5:6 И сказал царь Есфири при питье вина: какое желание твое? оно будет удовлетворено; и какая просьба твоя? [хотя бы] до полуцарства, она будет исполнена.

Представьте себе, Есфирь получила благословение царя, который был, по сути, сатрапом, и стала из него « вить веревки ». Это немыслимо! Во-первых, она вошла к царю, не будучи позванной. Это нонсенс для того времени! Во-вторых, стала еще предъявлять какие-то требования. В этот момент постились и молились все евреи. Царь - это не просто твой муж, который пришел уставшим с Путиловского завода! Это говорит сам фараон!!! Он имеет столько жен, и каждая, из них только раз или два в жизни, приходит в его покои. Надо ловить шанс! И после вопроса царя – каково желание твое, Есфирь начинает « гнуть свою линию ». Она спасает тех, кто уже ходил под приговором.

С самых детских лет я знал, что значит слышать голос Господа.

Многие годы назад голос Божий направил меня из Пенсильвании в Нью-Йорк, где начала свою деятельность “Теен Цхалленге”, на сегодняшний день это – международная миссия, работающая с наркоманами и алкоголиками во многих странах. Его голос повёл меня проповедовать по всему миру, потерянным душам из многих народов. И этот же голос привёл меня обратно в Нью-Йорк основать церковь в Таймс Сквер.

Тем не менее, я так же узнал, что значит быть уверенным – слышишь ли ты Его голос. Было много раз, когда я слышал голос и думал, что это голос Господа и, всё же, из этого ничего не получалось. Это “слово” никогда не было действенным и не исполнялось.

Многие дети Божии испытывали то, о чём я говорю. Другие голоса появляются в нас, чтобы запутать нас – голоса такие сладкие и ясные, которые, впрочем, ничего не дают. Возможно, вы думали, что Господь говорил вам что-то о людях, обстоятельствах, событиях, – о вещах, в которых вы были убеждены, что они исполнятся, но они никогда не происходили так, как вы слышали о них!

Бывает, что столько много событий не получались так, как вы слышали, что в результате вы становились разочарованными и сбитыми с толку. Возможно, вы вступили в большой период испытаний в вопросе познания голоса Божия, и вы задумались о том, знали ли вы вообще когда-либо Его голос!

Многие взывали к Нему в молитве: “Господи, почему я слышу столько ложных голосов? Почему я не могу слышать Тебя ясно? Я был уверен, что это Твой голос, но это было не так! В действительности, обстоятельства часто поворачивались совсем противоположно тому, как мне казалось, Ты сказал мне. После всех этих лет, быв так убеждён в нем, я думаю, что я не знаю Твоего голоса больше. Что происходит?”

Когда это произошло со мной, Дух Святой нежно прошептал моей душе: “Давид, Я говорил тебе настолько, насколько ты по-настоящему искал Меня и терпеливо ждал, когда Моё Слово придёт. Но сейчас, в твои 60 лет, ты стараешься обосновать вещи! Ты позволил твоему собственному разуму стать голосом, и он притворяется быть Моим голосом!” Библия говорит ясно: “Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.” (Притч. 3:5).

Господь знает, что наш собственный разум развращён и эгоистичен. Это не имеет значения, что мы были рождены снова, и Кровь Иисуса Христа омыла наши сердца. Наше разумение остаётся не заслуживающим доверия! Бог сказал: “Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так и пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.” (Ис. 55:8,9)

Наше человеческое разумение подозрительно, боязливо. И очень часто наше разумение возрастает и притворяется успокаивающим и нежным голосом Святого Духа и начинает вести нас в заблуждение!

Я хочу показать вам некоторые опасности, когда мы полагаемся на наш собственный разум:

Сегодня в церкви много путаницы по поводу слышания и знания голоса Бога. Где бы вы ни были, люди говорят: “Господь говорил мне”, “Господь сказал мне”. И, тем не менее, очень мало из того, что вы слышите от них, действительно от Бога!

Много верующих, я думаю, делают очень опасное: они желают быстрых ответов, но они не осознают, что познание Божьего голоса требует много времени и личных отношений с Ним. Это должен быть искренне-сердечный поиск, когда воля Божия становится абсолютным центром. Но, к сожалению, люди не хотят в тишине провести время перед Богом, избавляясь от духа собственного эгоизма!

Вместо этого они размышляют. Они освобождают свой ум, делая его бездейственным и становятся пассивными. И этот пассивный пустой ум легко поддаётся воздействию плоти и дьявола! Это плодородная почва для сатаны, чтобы придти и проговорить всё, что он хочет!

Когда такие ленивые христиане слышат слово, они не проверяют его Духом Божиим или Его Словом. Они не научились познавать Его голос, и они думают, что всё, что пришло в их ум – это от Бога!

Наше человеческое понимание может придти к нам как ангел света, говорящий ясно и свободно. Но это наша плоть, подстраивающаяся под голос Бога!

Это произошло со мной, когда Бог направил наше служение в Нью-Йорк основать церковь. У нас было очень мало денег. Но Бог обещал, что Он даст прекрасное место для служения и прославления, о котором мы и не думаем!

Я молился: “Господи, где мы можем найти такое место?” Мы временно арентовали Тоун Холл. Затем мы узнали, что одно место было на продаже – Балтимор, маленький театр на 47-ой улице.

Балтимор – было не самое лучшее место! Это здание было на спуске и только на 750 человек. Но оно стоило 2.5 миллиона долларов. Голос пришёл ко мне, “шепча”: “Это оно – это твой новый дом! Заявляй на него!” Голос был громкий и ясный, и он возрастал во мне снова и снова.

И действительно, я не мог представить, чтобы Бог дал нам что нибудь лучшее. Я думал, “Это достаточно большое чудо для меня. Ешё большим чудом будет достать 2,5 миллиона. И 750 мест – это много людей!”

Вечер за вечером я ходил взад-вперёд перед Балтимором, воображая его церковью. И всё время ангельский, сладкий голос шептал, “Я даю тебе Балтимор!”

Бог не дал нам Балтимор! Я молился: “Господи, откуда приходит этот голос – что лжёт?” Бог показал мне – это был голос моего собственного понимания, притворяющийся голосом Бога!

Слава Богу! Сегодня мы прославляем Бога в обещанном месте, прекрасном театре Марк Хеллинджер, в котором около 2000 мест – и мы владеем им бесплатно! Это был полностью план Божий! Но у меня не было веры на это! Я доверял и полагался на свой собственный разум!

Библия даёт нам ясный пример такого рода мышления в 4-ой книге Царств, в 7 главе, когда Слово Господне пришло к Елисею во время голода в Самарии. Все запасы пищи и воды истощились. Голод был такой ужасный, что две матери согласились съесть собственных детей!

Тогда Елисей встал и пророчествовал перед царём и народом: “Завтра в это время мера муки лучшей будет по сиклю, и две меры ячменя по сиклю, у ворот Самарии.” (4Царств 7:1)

Это был голос Божий! Но слово было слишком оскорбительно для местного служителя, который был хранителем городских ворот. Недорогая мука и ячмень? Откуда это может появиться за ночь, когда не было совершенно ничего, даже чашки зерна?

Его человеческое понимание восставало, и он сказал, насмехаясь: “Если бы Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть?” (ст. 2). Другими словами, “Это пророчество может исполниться, если Бог откроет небеса и действительно прольёт дождь из зерна на нас. Но это совершенно невозможно!”

Часто, когда Бог говорит нам, Его слово для нас настолько чудесно, невероятно и живительно, что мы даже не можем воспринять Его всего! Итак, наша плоть, наше человеческое понимание восстаёт и становится, как голос. Вместо того, чтобы просто покоиться и доверяться Его слову, мы начинаем опираться на наше собственное мышление. Мы интересуемся: “Как это всё может осуществиться? Это будет по-человечески невозможно!” Внезапно мы построили параметры для Бога – мы оградили Его со всех сторон!

Возлюбленные, наше человеческое понимание всегда ограничивает Бога! Бог сказал состарившейся Сарре, что у неё будет ребёнок, и она станет матерью многих народов. Какое невероятное, чудесное слово! Но Сарино человеческое понимание восстало и сказало: “Я – мать в 90 лет? Чрево моё мёртво. Муж мой стар. Это невозможно!” Она рассмеялась в мыслях!

Сказал ли тебе Бог что-нибудь, что казалось невозможным? Поверил ли ты Ему, доверяясь, что исход придёт в Его сроки и Его путями? Или ты посмеялся над этим, доверяясь своему собственному пониманию и смотрел на обстоятельства, вместо того, чтобы уповать на Слово Божие?

Дорогие святые, вы должны вернуться к вере в то, что Бог сказал вам!

Вы не должны терять слово Его к вам, которое однажды дало жизнь вашему сердцу! Бог даже больше того обещания, которое Он дал вам. Он может сделать гораздо большее, чем вы когда-либо слышали!

Действительно, это удовольствие для Него открыть окна небесные для Своих святых! Он делает чудеса, творит невозможное. “Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?” (Малах. 3:10).

2. ДОВЕРИЕ СОБСТВЕННОМУ РАЗУМУ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ОСУЖДЕНИЯ ДРУГИХ ХРИСТИАН!

Павел сказал: “А мы знаем, что по истине есть суд Божий на делающих такие дела.” (Рим. 2:2).

Бог смотрит на сердце, а человек судит по наружной внешности со своим ложным человеческим пониманием. И так много ложных суждений среди христиан – о других христианах! В большинстве случаев это разрушает, причиняет боль и полностью не нужно.

Я должен признать, что сам был виноват в этом несколько раз. Несколько лет тому назад молодая девушка пришла к нам в контору за советом. В её глазах была какая-то темнота. Её голос звучал низко и бесчувственно.

Моё первое впечатление было: “Она лесбиянка. Её глаза – отражают зло. Я встречал такой взгляд раньше. Она должна быть вовлечена в большой грех, чтобы иметь такой облик.” Но через пять минут я плакал в душе, потому что я осознал, как сильно я осудил её! Я судил по её внешности, а, в действительности, темнота в её глазах отражала многие годы страданий и трудностей. Она была воин Божий, который служит молитвой и никогда не была вовлечена в сексуальные оргии. Она была обручена со Христом! Как мне было стыдно!

Другой случай, когда я деликатно сделал женщине замечание за то, что она носила в церкви тёмные очки. Моё человеческое понимание шептало мне, “Она старается быть молодой, выглядеть моложе.” Каждый раз, когда я видел её, на ней были эти тёмные очки. В конце концов, я сказал ей: “Почему тёмные очки? Вы хотите выглядеть модно? Вы носите их даже в церкви.”

Её ответ покорил меня: “Я сожалею, если они оскорбляют вас. Это указание врача, мои глаза чувствительны к солнцу и пыли. Без них мои глаза бы распухли и были бы закрыты. Иначе я бы никогда не одела их.”

Я полностью осудил её ложно, даже дошёл до злого заключения!

В недалёком прошлом молодой человек приходил ко мне в кабинет рассказать, как Иисус избавил его от ужасного пристрастия к кокаину. Его бизнес развалился, потому что он использовал все деньги для покупки наркотика.

В конце концов его пристрастие привело к устрашающим видениям демонических сил. Лёжа в кровати, он видел горящие символы и изображения разных оккультов на стенах своей спальни. Человеческие лица появлялись в этих изображениях, и их плоть плавилась, оставляя ужасные черепа.

Однажды ночью он видел ужасное видение. Он был окружён своей семьёй, все члены которой смотрели на него сверху. Он понял, что это были его похороны – и что он был мёртв!

Молодая женщина из нашей церкви молилась за этого молодого человека и свидетельствовала ему. Вскоре после этого видения, она позвонила ему и сказала: “Господь сказал мне, что тебе осталось жить только две недели.” Он знал, что Бог говорит ему, что смерть у порога!

В полном отчаянии он упал на пол в своей комнате и воззвал к Богу: “О, Господи, я бессилен против этой адской пропасти. Это ошеломляет меня! Если Ты жив, если то, что она говорит, правда, Ты должен открыться мне. Пожалуйста, помоги мне!”

Внезапно комната наполнилась светом. Он понял, что это было что-то сверхъестественное! Он мог ощущать присутствие Божие вокруг себя. Когда свет исчез, он знал, что он должен вернуться в свою спальню, но он больше не хотел видеть этих горящих оккультических изображений. Поэтому он решил повесить картины на стенах в тех местах, где появлялись эти видения.

Он взял молоток и гвозди в руки. Когда он посмотрел на гвозди в своих ладонях, он услышал как Иисус сказал ему: “Мои пронзённые руки дадут тебе власть над твоей слабостью. Доверься Мне – это больше не твоя битва, потому что Я победил на Кресте. Ты можешь быть свободным!”

Его желание к наркотикам исчезло сразу же! И на протяжение последних двух лет этот молодой человек посещал нашу церковь, возрастая во Христе. Какое замечательное свидетельство для Бога!

Но несколько месяцев назад тот же самый молодой человек сказал мне такое, что послужило сильной проверкой для меня.

Он сказал, что проходя мимо одного бара, где танцуют полуобнажённые, он почувствовал сильное побуждение войти вовнутрь. Но это было не похотливое побуждение плоти. Он сказал мне: “Я знаю, что это был не дьявол – и я вошёл. Но я подумал, что я здесь делаю? Это не может быть от Бога!”

Молодая танцовщица села рядом и сказала: “Ты выглядишь так, как будто ты чужой здесь. Ты другой.” И у них завязалась беседа.

В этом месте его рассказа я подумал: “Этот парень скоро потеряет меня. Он или очень наивен или наполовину спасён!”

Затем он сказал, что он и эта девушка договорились о встрече, и они пошли пройтись. Он рассказал о своём освобождении от наркотиков, и как Иисус сделал его свободным от его кошмаров.

Девушка призналась: “Я ненавижу то, что я делаю. Я должна бросить это! Я устроилась на эту работу, потому что у меня не было никаких средств для существования, и я не могла найти другие возможности, чтобы выжить. Я тоже не отношу себя к этой толпе!”

И она оставила это и отдала своё сердце Господу! Вскоре после этого она и молодой человек поженились. Сейчас они приходят в церковь и ревностно служат Богу!

Всё время, пока этот молодой человек рассказывал, я думал про себя, “О, нет! Как это может быть.” Я вспоминал все места Писания, чтобы рассудить то, что он рассказал мне.

Но когда я почти готов был не принять всю историю, другое место Писания пришло ко мне в голову. Я вспомнил, что Господь сказал пророку Осии.

“И сказал Господь Осии: “иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступивши от Господа.” (Осия 1:2). “И сказал мне Господь: “иди ещё и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую, подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам и любят виноградные лепёшки их.” (Осия 3:1). Другими словами, Бог говорил ему: “Иди и возьми блудницу и женись на ней!” Эта девушка не была проституткой, но она была в среде, которая ведёт к проституции. Туда было направлено всё моё суждение!

Как верно то, что Божии пути над нашими путями, и Его мысли над нашими мыслями. Его пути по ту сторону нашего “знаю”!

Павел убеждает нас: “А ты что осуждаешь брата твоего? Или ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Итак каждый из нас за себя даст отчёт Богу.” (Рим. 14:10,12).

Павел говорит: “У тебя достаточно работы, чтобы судить своё собственное сердце. Ты можешь прекратить волноваться о ком-то другом!”

Я не хочу стоять перед судилищем Христовым и съёживаться от страха за то, что я осуждал людей, которые призваны к Нему, как Его возлюбленные. Я думал о многих святых: “Что-то не в порядке с его духом. Когда я возле него, я не в покое!”

Тем не менее, когда Бог откроет книги, что Он скажет мне за то, что я доверялся своему собственному суждению, моим собственным страхам и выводам, которые были так ошибочны?

ИИСУС БЫЛ ПОЛНОСТЬЮ ЛОЖНО ОСУЖДЕН КНИЖНИКАМИ И ФАРИСЕЯМИ!

Они назвали Сына Божьего пьяницей и разгульником – тем, кто вместе с дьяволом! Может ли кто-нибудь осудить ужаснее, чем они?

Христос знал ослепляющую силу такого суждения! Он предупреждал: “Не судите по наружности, но судите судом праведным.” (Иоан. 7:24).

Мы должны судить судом праведным, который не от нашего собственного плотского разума! Когда Бог показывает нам что-нибудь, это значит, что мы должны обдумывать это в сердце и молиться.

Бог даёт некоторым людям проницательный дух распознания. Те, кто близки с Иисусом, знают от Его Духа, когда зло присутствует в ком-либо. Это фиксируется в его духовном разуме.

Но дар распознания никогда не используется для оглашения чьего-то греха или для разрушения чей-то репутации. Это делает человека с даром распознания большим грешником, чем человека со злым духом!

Я слышал, как говорят: “Все женщины обладают природной интуицией. Они могут сказать, когда у человека есть зло в сердце.” Одна женщина сказала мне: “Я никогда не ошибаюсь! Будильник всегда срабатывает во мне, когда рядом кто-нибудь нечестный.”

Я извиняюсь, но я этому не верю! Слово говорит, “Не доверяйся этому – это твоё собственное понимание!”

Иисус сказал: “Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?” (Иоан. 7:51). Другими словами, разве мы осмелимся осуждать кого-либо, не зная его, не поговорив с ним и не узнав, кто он?

Другое предупреждение Иисуса глубоко запало в мой дух: “Не судите, да не судимы будете; Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.” (Мтф.7:1,2).

Прямо когда вы подвергаете сомнению чью-то духовность и искренность, кто-то другой подвергает сомнению вас! Будьте уверены – что дадите, то и получите обратно!

3. ОПИРАНИЕ НА СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ РАЗУМ ВЕДЕТ К НЕВЕРНОМУ ИСТОЛКОВАНИЮ БОЖИИХ ПУТЕЙ И ДЕЛ В НАШЕЙ ЖИЗНИ!

В это время большое количество Богом избранных слуг переживают сильные испытания и проверку! Возможно вы сейчас ошеломлены внезапной бедой, вспыхнувшими трудностями, огромным количеством стрессов. Ваши испытания могут быть духовными, финансовыми, эмоциональными.

Возможно, в то время, когда вы читаете эту проповедь, вы убедили себя, что вы осуждены – вы под Божиим гневом и жезлом. Мысль приходит к вам снова и снова: “Ты проходишь через это, потому что ты ослушался Бога! Ты в огне бедствия, потому что Он допустил дьявола, чтобы смирять тебя!”

Возлюбленные, когда вы проходите через огонь и воду, вы не полагайтесь на свой собственный разум! Вы не сможете объяснить причину вашего пути через трудности. Ваши собственные мысли о вашем испытании обманут вас!

Что говорит Божий разум, Его Слово о ваших сегодняшних трудностях и испытаниях?

Автор псалма 65 сказал: “Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро.” (Пс. 65:10). Он говорит: “Это всё делает Господь! Он повёл тебя к испытаниям для специальной цели! Бог доказывает тебе – это не работа дьявола.”

Не имеет значения, через что вы проходите сейчас, вы можете покоиться уверенно: Господь за всем этим – Он испытывает вас! Он испытывает вас для того, чтобы выделить что-нибудь замечательное из вас, и это есть полное доверие Его верности!

“Посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу.” (ст. 12). Бог позволил другим перешагнуть через вас, использовать вас. Господь позволил вам пройти через пылающее пламя и великие потопы. Всё это работа Бога в вас!

Наш человеческий разум не может вместить такое. Наш разум говорит нам: “Дьявол старается убить меня! Он возложил беды и великие тяготы на меня. Он старается уничтожить меня!”

И всё же вся Библия говорит нам ясно, что вся наша чистка и испытания идут от Отца, а не от сатаны! “И обращу на тебя руку Мою, и как в щелочи очищу с тебя примесь, и отделю от тебя всё свинцовое.” (Исаия 1:25).

Я перестал спрашивать Бога, почему я должен пройти через все огненные испытания, потому что через них я научаюсь чему-то новому о Его путях. Бог говорит нам: “Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.” (1Петр. 4:12).

Дорогой святой, не пытайся объяснить причины своих испытаний. Не спрашивай, “Боже, почему я должен переносить эту битву?” Отложи своё человеческое понимание и успокойся в этой мысли: “Господь делает что-то во мне. Божья рука управляет этим!”

Возможно, вам не нравится то испытание, в котором вы находитесь, возможно, оно выглядит непреодолимым. Но Бог никогда не оставит вас одного в вашем испытании. Даже когда вы чувствуете, что Его нет с вами, Господь рядом всё время!

Автор псалма говорил: “Он сохранил душе нашей жизнь, и ноге нашей не дал поколебаться.” (Пс. 65:9). Другими словами: “Бог держит мою душу Своей жизнью! Он не позволит моей ноге поколебаться подо мной. Он держит меня крепко до тех пор, пока это всё не кончится!”

Он вышел из своего испытания, полный веры, провозглашая: “Прийдите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей.” (Пс. 65:16). Он говорил: “Идите сюда! У меня было великое освобождение. Я хочу провозгласить о великих делах, какие Бог совершил для меня!”

Вот свидетельство тех, которые не паникуют, но уповают на Бога во всём: “И Ты вывел нас на свободу.” (ст. 12).

Возлюбленные, не прислушивайтесь, что ваш страх может шептать вам. Не старайтесь понять всё это. Только стойте твёрдо, верьте – и увидите Божью руку в этом.

Он выведет вас из этого испытания на свободу в место плодотворности. И вы будете гореть свидетельством совершенной верности вашего Бога! Аллилуйя!
________________
Давид Вилкерсон

Copyright © 2001-2008 — Russian Edition, New Life Ministries International, Seattle, Washington, USA

Притчи 3:5-10 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих. Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.

Здесь идет речь об условии успеха. Вообще, успех - это библейское слово. Мы видим, что здесь говорится уже и о физиологических моментах. К сожалению, наши неправильные психологические установки дают ужасающие результаты. Болезни проявляются из-за реакции того вещества, которое отвечает за наши действия. Поэтому написано, что это будет здравием для тела нашего. Не гордись, не язви, не будь циничным, не надмевайся - иначе результатом всего этого станут болезни.

Притчи 3:5 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

Означает ли это, что мы должны быть неразумными? Как раз наоборот, разум должен быть. Разумный человек хочет положиться на свои знания, опыт, разумения. Глупый человек полагается на разум другого. А самый глупый полагается на глупость другого. Но Бог говорит, что когда ты стал разумным, все понимаешь и читаешь, настолько разумным, как Христос, то в этом случае ты захочешь положиться на разум, потому что он действительно мудрость и опыт. Что же значит не полагаться на свой разум, а надеяться на Господа?

Вспомним библейскую историю о том, как Давид взял пращу и бросил камень в великана. Но сначала он провозгласил слово, а затем бросил камень и попал Голиафу прямо в лоб! Как это возможно? Разве Давид занимался тем, что каждый день оттачивал четкость броска? Разве он тренировался убивать великанов? Он боролся со львом, медведем. Когда нападали на его овец дикие звери, он защищал их. Он победил не благодаря своему профессионализму. Однако брошенный им камень, полетел точно в цель.

У каждого из нас есть ожидания по жизни. Даже в физическом мире, когда мы, например, бросаем камень в плывущий предмет, мы надеемся и уповаем, что попадем в цель. Когда пришел Давид, он заявил, что это не его война, ведь Голиаф шел против Господа Саваофа, против Его народа, против Его земли и святости, покушался на десницу Божью. Поэтому Бог и попал в око великану.

Голиаф был в два раза выше российского боксера Валуева. Его рост составлял почти четыре метра. Длина его копья только составляла шесть метров! У него был оруженосец, тоже крупный. Все они были исполинского рода, сыны Енаковы, их оставалось четыре брата. И вот маленький белокурый юный Давид, вышедший против великана, попал в цель! Я хочу сказать вам, что мы сегодня ведем войну, и нам надо попасть на небо, а это задача посложнее, чем пройти сквозь игольное ушко. Мы иногда думаем, что раз мы родились в церкви, то мы уже на небе. Иисус, рассказывая о небесах, говорил, что путь туда очень узок, как игольное ушко. А путь, который за пределами этого ушка - очень широкий. Китайская поговорка говорит, что в цель попадают одним путем, а промахиваются тысячами. Приблизительно это говорят о Царстве Божьем. Как сделать так, чтобы к тебе пришло благословение, исцеление, Божья защита и то, что называется благословением от Господа?

Возможно, ты страдаешь за Христа сегодня. И это страдание не выражается в виде пыток или тюрем. Но это выбранный тобой путь, отказ от чего-либо. Ты выбрал путь с Богом, путь без греха. Поэтому святой - это отделенный. Мы отделены для святого брака, для святой добрачной жизни, для святой семьи, для святой работы… Все, что бы мы ни делали, имеет определенную инструкцию о том, как жить свято. Самое главное - надейся на Господа всем сердцем своим. Tim

Loading...Loading...