Как зовут смерть с косой. Почему Смерть изображают с косой? Откуда появился этот образ? Видео: притча о Смерти и ее косе

Однако не совсем понятно, откуда именно в воображении людей взялся образ скелета, облаченного в свободные черные одеяния, и с острой косой. Однако разобраться в этом при желании можно.

Черная смерть

В середине четырнадцатого века от Азии до Европы, вплоть до самой Северной Африки и острова Гренландия, прошлась смерть с косой в виде бубонной чумы. Согласно одной из версий, появилась она где-то на территории пустыни Гоби, как следствие резкого изменения климата в результате малого ледникового периода.

Сначала поражены были Китай и Индия, затем Европа познакомилась с этим страшным явлением, куда оно проникло вместе торговцами и монгольскими завоевателями. По самым скромным подсчетам, жертвами чумы стали около 60 миллионов человек. Затем были повторные пандемии в 1361 и 1369 годах.

Средневековая не могла справиться с чумой, и это повлекло за собой расцвет суеверий, языческих культов, гонений на отравителей. Именно в эти времена появился первый образ смерти, знакомый и современным людям. Впервые он дал о себе знать в Германии в виде аллегорического сюжета и словесности – «Пляска смерти». Затем во времена Ренессанса образ стал знаком всей Европе.

Особый вклад внес Альбрехт Дюрер, всемирно известный гравер, создавший не одно произведение искусства. Многие его работы имеют в качестве примера ставшее теперь каноническим изображение смерти. Она идет по земле и косит людей подобно колосьям ржи. Эту манеру изображения переняли другие мастера и постепенно развили до сегодняшнего состояния. В настоящее время вряд ли кто-то представляет себе смерть иначе, по крайней мере, в европейской среде.

Символизм колоса

В древнегреческих, древнеегипетских представлениях отождествлялся, помимо прочего, с самим человеком. Как падали семена в землю, как рождался росток из грязной земли, как собирался он, молотился, превращался в хлеб.

Все было наполнено глубоким смыслом. У взошедшего колоса был также фаллический символ и своеобразные метаморфозы отца и сына. Как только колос срезали, словно умирал муж, а растерзанный цепом, он уходил в небытие, чтобы возродиться новым сыном.

Разумеется, смерть с косой - это явный символизм жнеца, срезающего людей, словно колосья на поле, и собирающего свою великую жатву.

Человек всегда задумывается о том, что ожидает его в конце жизни. Речь идет не только о существовании или не существовании загробного мира, но еще и о мистическом существе, которое является предвестником наступающей кончины - смерти.

О том, как выглядит смерть, задумывались многие поэты, писатели и художники. В различных произведениях искусства это существо представлено в виде старухи с косой. Но, если разобраться в мифологи, то смерть изначально имела совершенно другой облик.

Как выглядит смерть без маски?

Согласно одной из легенд это существо ранее вовсе не было страшной и уродливой старухой. Эту маску смерть надевала лишь тогда, когда хотела, чтобы человек мучился последние мгновения жизни, испытывая и ужас. Изначально это была прекрасная грустная девушка с бледной кожей и яркими глазами. Она приходила к людям, чтобы облегчить их страдания, избавив их от болезней и горестей. Только после того как эта девушка разочаровалась в человечестве, она стала наказывать людей за неправедную жизнь.

Поэтому, о том, как может выглядеть ангел смерти можно спорить бесконечно. К одному человеку это существо приходит в виде самого прекрасного, что он только мог видеть, а к другому в непривлекательном и отталкивающем образе. Все будет зависеть от отношения смерти к конкретному человеку. Считается, что выражение «легкая или тяжела кончина» появилось именно из-за этого.

Как выглядит знак смерти?

Также людей всегда будет интересовать, можно ли угадать время собственной кончины, ориентируясь на различные знаки и подсказки. Считается, что существует несколько знаков, по которым можно определить приближающееся несчастье. Чаще всего они связанны с и расположением линий на руках. Специалист по чтению узоров ладоней может сказать не только среднюю продолжительность жизни конкретного человека, но и причину его смерти.

Официальным же знаком и образом считаются и как смерть с косой, которая выглядит как скелет в длинном саване, так и череп со скрещенными костями. Именно эти образы можно встретить чаще всего и в литературных текстах, и в богословских книгах, и в сюжетах картин. Это наиболее распространенный облик этого мистического гостя. Однако иногда встречаются и другие изображения. Например, некая туманность, контуры которой напоминают человека одетого в длинный плащ с капюшоном, или черного ворона с открытым клювом.

Если мы так мало знаем о жизни, что мы можем знать о смерти? (Конфуций)

Смерть. Неизбежный конец всего живого.
Так почему же смерть чаще всего изображается в виде фигуры в темном балахоне и с косой? Иногда это старуха, чаще скелет. Бывает, что балахон полностью скрывает темного вестника. Так почему этот образ?

итак, рассмотрим парочку теорий.

0. В древние времена, задолго до инквизиции и средневекового мракобесия, смерть изображали в виде костлявой старухи в черном плаще и с косой, которой она убивает свои жертвы. Стойкость этого образа, сохранившегося практически без изменений до наших дней, некоторые исследователи вопроса склонны объяснять тем, что образ этот по сути своей не сказочный и не фольклорный, а факт видений умирающих людей. Смерть на античных фресках и Смерть на гравюрах Дюрера поразительно похожи. Бытует мнение, что художникам разных эпох позировал один и тот же персонаж. Во всяком случае даже, если художники и не видели сами Смерти, то представляли Ее по рассказам своих современников, встречавшихся с Нею. И образ Ее удивительно неизменчив – и две тысячи, и тысячу лет назад и сегодня она выглядит так же. Единственное изменение образа (зафиксированное историей) внесла ужасная эпидемия чумы в средневековой Европе (каждый четвертый житель континента погиб тогда от болезни, а многие города вымерли начисто и не осталось даже памяти о них). В это жуткое время Смерть получила драконьи крылья и чудовищно толстый змеиный хвост – именно так ее изображали в церковных книгах и летописях. Следует уточнить, что это был образ не просто смерти, а ее самого страшного для того времени воплощения – легочной чумы, заболевания, ужасней которого не бывало на Земле, и которое, будем надеяться, кануло в Лету. Весь ужас тех лет запечатлен на выцветших картинах из ветхих средневековых книг – крылатая Чума с глумливой улыбкой и кровавой косой лихо скачет по мрачным и узким улицам, оставляя за спиной груды трупов... Возможно для того времени и нельзя было иначе выразить так правдиво и ясно кошмар, пережитый нашими предками. Когда болезнь ушла, Смерть на картинах потеряла крылья. Похоже, она обретает их только во времена страшных бедствий (по нашим земным понятиям – без крыльев трудно повсюду успеть).

1. Из человеческих образов смерть у предка носила образ женщины, на что указывает род слова «смерть». Обыкновенно ее предок представлял себе отвратитель ной старухой. Так, на юге и по сие время смерть представляется старухой с большими зубами, костлявыми руками и ногами, с косой и заступом. Бело русы представляют смерть женщиной-старухой, блед ной и исхудалой, облаченной в белое покрывало. Великорусы - старухой с факелом в левой руке и косой в правойили отвратительной захудалой старухой в белом саване с косой и граблями.

Кроме указанных представлений у предка было еще представление о смерти как сухом, костлявом че ловеческом скелете с оскаленными зубами и прова лившимся носом. «Это представление существовало, - говорит Афанасьев, - у всех индо-европейских наро дов», на Руси же его мы встречаем не только на лубочных картинах и в старинных рукописях, но и в представлениях современного простолюдина. Так, на лубочной картине, изображающей встречу Аники- воина со Смертью, смерть представлена человеческим скелетом с косой в правой руке, за спиной имеющей корзину с серпом, опором, граблями и стрелами. Подобное же изображение смерти мы находим и в рисунке рукописи конца XVII, а также в иллюстрации древнего раскольнического стиха «о умилении» В «Житии Василия Новаго» о смерти говорится, что она пришла к Феодоре, «как лев рыкая, образом зело страшна, подобия аки бы че- ловеческаго, но тела отнюдь не имуща, от единых то- чию костей человеческих составлена. Ношаше же различная орудия к мучению: мечи, стрелы, копия, бар ды, косы, серпы, рожны, пилы, секиры, теслы, оскорды и удицы и иная некая незнаемая. Описание смерти как скелета находим и в «Унивар- сыий рукопис» (XVIII в.), где говорится: «Показа ар хангел Михаил Аврааму смерть, сотвори ю страшную, сухую, зубатую, ребрату, голенатую и с кривою, ост рою косою и с граблями и с метлою».

Из народных же представлений о смерти как о скелете, являющихся пережитком старины, можно при вести представления белорусов. Смерть белорус и по ныне представляет человеческим скелетом, одетым в белый саван и имеющим в руках длинную и острую косу.

В представлениях смерти скелетом замечательно то обстоятельство, что народная фантазия к скелету присоединяла атрибуты, заимствованные из своего быта, которыми легко могла быть уничтожаема жизнь. Так, в быт земледельческий смерть-скелет народ наделил: косой, серпом, граблями, заступом; в охотничий быт у скелета появляются стрелы и бердыши и, наконец, в позднейший воинский быт - меч и копье.

2. Есть мнение, что раньше смерть изображали со стрелой. Когда человечество начало страдать от эпидейми чумы, в умах людей совершенно логично появился образ темного жнеца, косившего людей без разбору.

В славянской мифологии Смерть была персонифицирована, и носила имя Маара. Она изображалась как высокая женщина, сгорбленная старуха, или как красивая девушка в белом. Древние авторы, говорящие о божествах славян, упоминали о Морене как Богине вроде Гекаты и Деметры (смерти и плодородия одновременно). Мара - начало и конец бытия, сущность, наделенная универсальной властью, держащая в руках судьбы людей.

Создается впечатление, что западная культура предлагает нам образ смерти, который не имеет ничего общего с настоящей смертью. Но почему? Ответ на этот вопрос стоит искать в средневековье. Тогда, во время эпидемий чумы, смерть буквально выкосила пол-Европы. До прихода чумы смерть, как и любовь, изображали со стрелой - это образ избирательной, естественной, не случайной смерти. После эпидемий чумы, когда смерть косила всех без разбору, ее стали изображать с косой. Последующие войны и революции с миллионами насильственных смертей, только усилили этот образ, который и дошел до наших дней.

3. Коса и серп – атрибуты Смерти и времени. Серп – символ луны, ночи, старения и смерти. Коса – напоминание о скоротечности человеческого бытия и неизбежности смерти.

4. Более непосредственные символы смерти - скелет и череп (это также знаки шестого дня ацтекского календаря). Кости могли быть и символами будущего воскресения: "Так говорит Господь Бог костям сим: вот Я введу дух в вас, и оживете... И вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею... И вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище" (Иез 37:5,7,10). Фигуры "оживших" скелетов в позднее средневековье изображались зачастую в сценах плясок смерти, которые символизировали справедливое уравнивание судеб в смерти. Старинным символом корабля смерти является "корабль церкви" с якорем и крестом (в качестве мачты), над которым, словно над Ноевым ковчегом, парит голубь (который должен вести в рай). Встречается также оливковая ветвь как символ мира, и указывающие на воскресение символические животные - улитка (которая спит в доме-"могиле") и бабочка; венок символизирует плату за блаженную жизнь на небе. В качестве "обрезающей жизни" изображается коса {серп) смерти, иногда она носит также лук и стрелы как смертельное оружие или песочные часы (см. Хронос) как указание на ограниченный срок человеческой жизни. В романтизме встречается изображение плакучей ивы. В Европе символическим цветом смерти является черный, в Восточной Азии - белый (см. Лилия). В исламской мифологии смерть человека символизирует ангел смерти Израил (Азраил), который стоит рядом с троном Аллаха и указывает на древе жизни листья с написанными на них именами л юдей, которых Аллах обрекает на смерть (поэтому соответствующие листья падают вниз). После этого ангел смерти посещает каждого человека и объявляет его умершим, принимая при этом различные образы: "Адаму он явился в образе козла, Аврааму в образе дряхлого старца, Моисею в образе бодрого мужчины" (Бельтц, 1980). Ангел смерти Израил, не упоминаемый в Коране по имени, является тем, кто при создании человека доставляет необходимые для этого семь разноцветных видов земли, а сама земля при этом получает обещание со стороны Аллаха, что после смерти человека ей будет возвращена его плоть. На XIII карте "Большой Арканы" в игре тарот изображается смерть в виде скелета с косой или луком и стрелами, часто в черном одеянии с капюшоном или в качестве "апокалипсического всадника". Предсказательное толкование этой карть - смерть, утрата, изменение, устранение старого новым и т. п. Смерти символы: Могильщик и труп в пеленах. Граффити в римских катакомбах Коммодилла. Раннехристианское искусство Смерти символы: Урна и плакучая ива. А. Андерсон (1775- 1870) Смерти символы: Масон екая эмблема с циркулем и угольни1М.
возрождение

5. Русская культура.
Центральной фигурой в мире мифологических существ является персонифицированный образ Смерти, предстающей человеку в последние минуты жизни в облике высокой женщины в белом одеянии. Недвижная и безмолвная белая женщина как некий статичный символ, явленный знак беды, несчастья, а русской мифологии отличается от персонифицированного античного образа Смерти, отразившегося в русской культурной традиции - особенно XVIII-XIX вв. Здесь алчная, лютая, безжалостная смерть предстает в облике женщины с косой или серпом, активно уничтожающей жизнь. Зыбкость и условность грани между миром реальным и потусторонним подтверждается наличием множественных персонифицированных ликов смерти, окружавших живых. Это упыри, лешие, водяные, вампиры, клохтуны, еретики и другие низшие мифологические существа, сохраняющие гипертрофированное человеческое обличье и сливающиеся с природой. «Вредящие» мертвецы не покоятся недвижно в могиле, но продолжают жить после смерти активной разрушительной жизнью, символизируя устойчивое в массовом сознании представлении о смерти как об угрозе физического уничтожения.

6. Из Dance Macabre, жанр возник в Германии во время Черной Смерти, первый текст, но до него были эмблемы, соответственно, первый связный текст именно из этих подписей к изображениям и возник. У М. Реутина есть маленькая монография об этом прекрасном жанре. У Хейзинги очень красивое объяснение слова Макабр в "Осени Средневековья", в главе о представлениях о смерти, но уж очень художественное... Из Германии распространился сначала во Францию, там были знаменитые росписи кладбища Невинно-убиенных младенцев (не сохранились, разрушены во время Вел. Франц. революции). Но их скопировал в конце столетней войны заезжий внглийский монах, и текст перевел. Потом в Испании распространились. Основные тексты: немецкий (латинский), на верхненемецком, на нижненемецком, английский перевод с французского, некоторое кол-во испанских Среди русских текстов у "Прение живота и смерти" явно ноги оттуда растут.

Образ смерти

смерть в качестве вымышленного образа встречается в мифах и легендах всех мировых культур начиная с незапамятных времён. Так как изначально человек не мог объяснить причину смерти живого существа, то представления о смерти были как о реальном существе. В западной культуре смерть обычно выступает в виде скелета с косой, облачённого в чёрный балахон с капюшоном.

Во многих цивилизациях функции смерти выполняли отдельные божества.
Анубис или Осирис (Древний Египет)

Божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека. Покровитель умерших. В Старом царстве являлся богом Дуата. В древнеегипетской мифологии сын Нефтиды. Женой Анубиса в кинопольском номе считалась богиня Инпут. Центром культа Анубиса являлась столица семнадцатого египетского нома Кинополь. Изображался в образе шакала или человека с головой шакала. В Цикле Осириса помогал Исиде в поисках частей Осириса.

Танатос (Древняя Греция)

Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он - единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте.

Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Изображен на ларце Кипсела как черный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом . Ему посвящен LXXXVII орфический гимн.

В древности существовало мнение, что лишь от него зависит смерть человека. Эта точка зрения выражена Эврипидом в трагедии "Алкестида" (в переводе Анненского «Демон Смерти»), где рассказывается о том, как Геракл отбил от Танатоса Алкестиду, а Сисифу удалось заковать зловещего бога в цепи на несколько лет, в результате чего люди стали бессмертными. Так было до того момента, пока Танатос не был освобожден Аресом по приказу Зевса, так как люди перестали приносить жертвы подземным богам. У Танатоса есть жилище в тартаре, однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу. Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем.

Морриган – Кельтская Богиня-Воительница Смерти и разрушения и мать всех ирландских богов. Говорят, что она появляется в образе вороны (птица дурного предзнаменования в традиции Кельтов) перед началом и во время битв. Она известна как Королева Призраков
и Великая Королева Морриган. В божественной троице ее назвали Маха, когда она творила колдовство с кровью slain; Бадб, когда она появилась в образе великанши в начале войны, чтобы предупредить воинов об их судьбах; и Неман (Нимэн), когда она появилась в образе
самоизменяющейся старухи. Ее цвета черный и рубиновый.

Хель (Германо-скандинавская мифология)

повелительница мира мёртвых, Хельхейма, дочь коварного Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной). Одна из трёх хтонических чудовищ.

Когда её привезли к Одину вместе с другими детьми Локи, он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу.

Хель внушает ужас одним своим видом. Она исполинского роста, одна половина её тела черно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она и называется сине-белой Хель.

Так же в легендах она описана как громадная женщина (крупнее большинства великанов). Левая половина её лица была красной, а правая - иссиня-чёрной. Её лицо и тело - живой женщины, а бедра и ноги - как у трупа, покрыты пятнами и разлагаются.

Грох (Армянская мифология)

Грох на лбу человека при рождении записывает его судьбу (определяет которую Бахт); на протяжении жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на Божьем Суде.

Иногда Гроха отождествляли с цаверами, духами болезни.

В Библии смерть представляет собой ангела, посланного Богом и наделенного большой силой.

русские памятники (старинные рукописи, стенная живопись и лубочные картины) изображают Смерть или страшилищем, соединяющим в себе подобия человеческое и звериное, или сухим, костлявым человеческим скелетом с оскаленными зубами и провалившимся носом, потому народ и называет ее курносою. Смерть признавалась нечистою, злою силою, оттого и в языке, и в поверьях она сближается с понятием мрака (ночи) и холода (зимы). «...Вдруг повстречалась с ним старуха, такая худая да страшная, несет полную котомочку ножей, да пил, да разных топориков, а косой подпирается... Смерть (это была она) и говорит: «Я послана господом взять у тебя душу!» (сб. Е.В. Барсова. «Солдат и Смерть»).

Какие у кого есть мысли по этому поводу? ;)

Мифический образ, нагоняющий страх используется и в кинематографе, и в фантастических рассказах. Однако задумывались ли вы, почему Смерть изображают с косой? Кто она на самом деле: старуха или старик? Такие герои обязательно имеют историю своего возникновения именно в том образе, в котором предстают перед нами. Для того чтобы разобраться с этими вопросами следует обратиться к мифологии древних божественных существ.

Зачем смерти коса?

Образ в черных одеждах и с косой издавна существует в европейской народной культуре. О том для чего старухе нужна коса достоверных сведений нет, однако ученые считают:

  1. Коса в этом образе является символом жатвы . Но только не урожая, как это обычно бывает, а человеческих душ, которые готовы уйти в мир иной;
  2. По второму предположению орудия сельского хозяйства всегда использовались в мятежах и восстаниях. Таким образом, коса стала символом крови и смерти;
  3. Лезвие косы очень похоже на загадочный обод луны. А луна в свою очередь представляется символом вечной жизни, которой никогда не достичь смертным.

Скорее всего образ в виде жреца в черном плаще произошел от древнего бога Танатоса. По преданию он всегда был одет в черный плащ и имел крылья. Перелетая от одного дома к другому, он мечом срезал прядь волос у человека, готовящегося умереть и уносил его душу с собой.

Примечательно, что по сей день некоторые верят, что смерть с косой приходит только к обычным людям, а для царских особ у нее подготовлен меч.

Также существует версия о том, что прообразом старика с косой является древнеримский бог Сатурн. Его часто изображали с подобным орудием и пучком сена. Возможно отсюда появилось название «Зловещий жнец».

К чему снится Смерть с косой?

Человек не способен контролировать свои сновидения. При этом ночные картинки являются отражением нашего внутреннего состояния и подсознательных переживаний. Если однажды ночью вам приснился зловещий образ с косой, это могло вас испугать, хотя прогнозы толкователей снов являются весьма утешительными.

Многие сборники по толкованию снов говорят о том, что это положительный знак. Вам сулят перемены в жизни. Однако, следует опасаться ранее допущенных ошибок и больше их не повторять.

Но для того чтобы более точно определить значение появления такого персонажа во сне, следует максимально вспомнить все детали:

  • В случае, когда вы видели ее достаточно далеко от себя, в реальности вам необходимо заняться старым делом, которое больше не терпит отлагательств;
  • Если она у вас в доме или на пороге, значит скоро наступят хорошие перемены;
  • При встрече с образом на дороге - вас ждет увлекательное путешествие;
  • Старуха, стоящая рядом с вами, сулит вам небольшие неурядицы, которые заставят вас по-другому посмотреть на жизнь.

Таким образом, как и всегда во снах, негативное явление является предвестником благополучных перемен.

Реклама мерседес - Смерть с косой

Примерно год назад большой автогигант, производитель автомобилей Мерседес выпустил рекламу, в которой присутствует описываемый образ. Суть ролика заключается в том, что молодой человек еде на автомобиле по лесной дороге и вдруг рядом с ним возникает лысый старик в черном плаще и с косой.

А через долю секунды водитель замечает перед собой манипулятор, убирающий сломанное дерево, которое в это время направлено прямо в лобовое стекло машины. Конечно, умный Мерседес спасает своего хозяина от неминуемой смерти благодаря функции автоторможения перед препятствием. А старик, в свою очередь, остается обескураженным своим поражением.

Ролик сделан качественно, но это и не удивительно. А как нужно относиться к самому факту присутствия такого образа в средствах массовой информации, каждый потребитель должен решить сам.

Образ смерти в разных культурах

Образ смерти не для всех культур одинаков.

  • У Древних Ацтеков она изображалась в виде окровавленного скелета. Постоянными спутниками являлись летучая мышь, паук и сова;
  • В Буддизме божество Мара в виде многорукого демона несет в себе разрушение. При этом действует он через искушение;
  • В религии Маори смерть - это женщина, по легенде ушедшая в подземный мир от стыда за то, что ее муж является ее отцом;
  • Великанша Хель, у которой одна половина лица синяя, а другая бледная, а нижняя часть туловища и конечности с элементами трупного разложения является страшным образом германо-скандинавии;
  • В религии Вуду предвестник скорой кончины изображен во фраке и в цилиндре;
  • Греческий бог Танатос олицетворял смерть в отличие от хранителя подземного царства Аида;
  • Армянское божество Грох - в переводе «записывающий» ведет подсчет добрых дел человека в течение его жизни и нарушений божественных законов. А после сообщает о деяниях на Божьем Суде;
  • Римляне опасались Оркуса - мохнатого летающего демона, который уносил души мертвых в загробный мир.

Очевидно, что люди всегда и везде олицетворяли смерть. Это неудивительно, так как практически все явления, которые невозможно было объяснить так или иначе имели человеческий облик.

Кто она: старуха или старик?

В Древнегреческой и древнеримской мифологии смерть предстает в виде мужчины с неопределенным возрастом. Однако существуют мнения что она имеет женское лицо. Такая теория основана на предположении, что весь этот образ создан в противоположность жизни:

  1. Жизнь - символ плодородия, а смерть - образный сбор урожая;
  2. Живой человек всегда свежий и цветущий, а смерть изображают в виде скелета, лишенного жизненной энергии;
  3. Смерть предает перед нами старой, так как именно это состояние увядания наиболее близко для нее;
  4. Символ жизни - это Бог, а в противовес этому символом смерти является женщина.

Существует еще одна версия женской сущности мифического героя. Она исходит из того, что только женщина способна дать жизнь человеку и только она имеет право ее забрать .

Таким образом, о том почему смерть изображают с косой можно размышлять с разных точек зрения. Возможно этот образ имеет божественное происхождение, а возможно этот атрибут ей приписали крестьяне от отсутствия выбора. Так или иначе, этот колоритный образ и в наше время наводит страх на людей и заставляет задуматься о скоротечности жизни.

Видео: история возникновения косы у Смерти

В данном ролике Роман Ульянов расскажет притчу о том, как у данного персонажа появился атрибут:

Скелет в черном плаще с косой – знакомый всем символ смерти. Она приходит за тем, чей час настал. Но почему смерть изображают именно с косой и зачем ей плащ? Канонический образ складывался постепенно с древних времен.

Коса смерти

Есть несколько вариантов того, почему смерть получила свою косу.

Начать стоит с Древней Греции, где бог смерти Танатос изображался с мечом, крыльями и в плаще. Своим мечом он срезал прядь волос умирающего и уносил душу в царство мертвых. По одной из легенд, смерть приходит с косой только к простому люду. К представителям высших сословий она приходит с мечом.

И с серпом смерть приходит

Порой смерть изображают не с косой, а с серпом. Связывают это вот с чем: в древнем мире боги плодородия зачастую были одновременно и богами загробного мира. Эти функции совмещал, например, бог древних египтян Осирис. Он предстает с традиционным орудием труда – серпом. Таким же представляли древние римляне и бога плодородия Сатурна. Его со временем отождествили со свергнутым древнеегипетским богом Кроносом, а затем и с богом времени Хроносом.

А тот, кто управляет временем, управляет жизнью и смертью.

Черная чума и мрачный жнец

По другой версии, образ «мрачного жнеца» появился в Средние века, когда в Европе бушевала чума. Тогда появилось символическое изображение смерти, которая «косит» всех без разбору своей косой.

У славян богиня смерти Морана с помощью серпа отрезала нить жизни. Символом Мораны была Луна как противоположность Солнца и антагонист жизни. Луна символизировала смерть и в других культурах. Одна из фаз Луны – полумесяц – означает серп, что вновь возвращает нас к символике смерти.

Другие символы смерти – песочные часы

Среди других символов смерти – песочные часы, символ уходящего времени. На картинах и фресках по сей день песочные часы изображаются как напоминание о том, что каждого однажды постигнет смерть.

Саму смерть часто изображают в виде скелета или разлагающегося тела. Она одета в черный (или иногда белый) плащ. Что символизирует плащ? По одной из версий, он позволяет смерти скрываться в мире людей. А по другой, это вовсе не плащ, а белый саван, в который заворачивают тело умершего перед захоронением.

Смерть иногда изображают с крыльями. Это не только отголоски образа античного бога смерти и загробной жизни Танатоса, о котором писалось выше, но и древнееврейского ангела смерти, которого, согласно иудаизму, бог посылает забрать душу умершего.

Loading...Loading...