Какой божественный праздник 14 октября. Забота Богородицы о Русской земле

Верующие россияне не теряют интерес к вопросу о том, какой церковный праздник отмечается в тот или иной день. В этом отношении можно обратить внимание на сегодня, 8 октября. На этот день выпадает важный православный праздник.

Сегодня православные верующие отмечают День памяти Сергия Радонежского. Далее расскажем об истории этого праздника, заострив внимание на основных моментах.

Сергий Радонежский родился в 1314 году в Ростовском княжестве, в миру получил имя Варфоломей. До нас дошли интересные факты из жития Святого, свидетельствующие о его исключительности. Еще до рождения троекратный крик младенца, находящегося во чреве матери, во время Божественной литургии стало знаком Богоизбранности будущего ребенка. Будучи младенцем, Сергий не принимал материнского молока по средам и пятницам, а взрослея, также постился, употребляя в пищу хлеб и воду.

Ребенок рос богобоязненным, прилежным и послушным, но ему с большим трудом давалось обучение грамоте. Однажды он встретил незнакомого монаха, который внял слезной мольбе мальчика и благословил его, открыв способность разуметь Святое Писание, постигать науки и награждать этим даром других людей.

С юных лет Сергий решил посвятить всю свою жизнь служению Богу. В возрасте 23 лет преподобный Сергий Радонежский поселился в глухой лесной чаще, где построил деревянную келью и церковь во имя Живоначальной Троицы. Там он долгое время оставался в полном одиночестве, предаваясь работе, учению, посту и молитвам во спасение души. Вскоре вокруг Сергия стали селиться люди, желавшие стать его учениками, и Сергий Радонежский становится священником и игуменом основанного им монастыря, а также великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.

Именно Преподобный Сергий Радонежский в 1380 году благословил князя Дмитрия Донского на победоносный бой против татаро-монгольского ига Золотой Орды со словами: "Если враги хотят от нас чести и славы — дадим им, если хотят злата и серебра — дадим и это, но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить".

Святой Сергий Радонежский достиг глубокой старости и скончался 8 октября 1392 года. Он заповедал строго хранить чистоту православной веры, блюсти единомыслие, душевную и телесную чистоту, нелицемерную любовь, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище, иметь усердие к смирению.

Праздник двух святых Евфросиний. Одна из них была родом из г. Александрии и жила в V веке. 38 лет провела в мужском монастыре под именем Измарагд. Вторая (имя при крещении – Феодулия) вела подвижницкую жизнь в Суздальском женском монастыре в честь Положения ризы Божией Матери. Жила в XIII веке.

Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о даровании им детей. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана - родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, - она будет служительницей Влахернской церкви.

Настало время рождения дочери и нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией (раба Божия). Крестили новорожденную в Киево-Печерской обители, и восприемником ее стал сам игумен.

Родители с удивлением и благоговением смотрели на Феодулию. Если кормилица ее питалась мясом, то Феодулия, еще находясь в пеленках, отказывалась брать грудь кормилицы весь день. Однажды матери было видение: она на крыльях возлетает к небу и отдает Богу свою дочь.

Феодулия подрастала, и благоверный князь Михаил сам стал учить ее Священному Писанию «по книгам и прочим премудростям». В остальном же наставником юной княжны был боярин Феодор, отличавшийся мудростью и ученостью. Житие отмечает образованность Феодулии, глубокое знание античной литературы: «Она познала все книги Вергилийские и витийские, сведуща была в книгах Аскилоповых и Галеновых, Аристотелевых и Омировых и Платоновых…». В этом списке - философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Воспитывалась Феодулия в глубокой вере и благочестии, превосходя своих сверстниц в красоте и успехами в учении.

В юности увидела она во сне Страшный Суд: море огня и Райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки его, славящие Господа. В то же время игумении Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна прийти юная дева, которую необходимо принять в обитель.

В 1233 году Феодулия была просватана за святого благоверного князя Феодора Ярославича (1233г.; память 5(18) июня), родного брата святого Александра Невского. Родители согласились, и Феодулия покорилась родительской воле, но тайно молилась Божией Матери о сохранении девства, так как чувствовала призвание к иноческой жизни. И снова Пресвятая Дева в сонном видении повелела послушаться родителей, сказан при этом: «Скверна не коснется твоего тела».

Феодулия отправилась в Суздаль для бракосочетания, но брак не состоялся. Когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался, как повествует о том летопись:

«Преставися князь Феодор Ярославич Больший… И еще млад. И кто не пожалует сего? Свадьба пристроена бе, меды посычены, невеста приведена, а князья позваны. И бысть в веселия место плач и сетование».

Феодулия не вернулась домой и умолила игуменью монастыря в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне принять ее. Игумения согласилась, помня о бывшем ей откровении, и 25 сентября, в день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию постригли с именем Евфросинии. Родители приняли это как волю Божию и покорились.

Юная инокиня ревностно выполняла правило монашеской жизни, удивляя сестер рассудительностью, высокой духовностью и зрелостью ума. Большую часть дня Евфросиния проводила в молитве - в храме или в келье, а по ночам изучала слово Божие. Иногда она целые недели проводила, не вкушая пищи - только пила немного воды. Вскоре после пострига Евфросиния удостоилась явления Спасителя, который заповедал ей бодрствовать и укрепляться в подвиге.

Господь попустил ей постоянную брань с бесами, Евфросиния много времени терпела их нападения и молилась об укреплении своем в этой брани. Игумения сказала ей:

«Без нападения врага не было бы твердых воинов царских, и Господь попускает любящим Его терпеть искушения, дабы явились добродетели их».

Евфросиния не занимала начальственной должности в обители, но жизнью своей и подвигами она так возвысила ее значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. Сестры ее почитали, и сама игумения постоянно обращалась за советом. Преподобная предложила разделить монастырь на две половины: девичью и вдовью. Городские жены посещали церковь во имя Пресвятой Троицы на половине вдов, а девицы - главную монастырскую Ризоположенскую церковь, находившуюся на половине дев.

Здесь преподобная Евфросиния читала и пела на клиросе. Кроме того, ей было поручено толковать Священное Писание и говорить поучения сестрам и городским девицам.

О редкой подвижнической жизни преподобной вскоре узнали не только в Суздале, но и далеко за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед приходившие в обитель помолиться оставляли мир.

Когда на Руси начались эпидемии и моры, преподобной явилась Божья Матерь и обещала дар исцелений, после чего она начала лечить не только сестер в монастырской больнице, но и приходивших в обитель, с тяжкими недугами. Исцеленная ею девица Таисия приняла постриг в монастыре вместе со своею матерью.

Некоторое время преподобная Евфросиния безмолвствовала, после чего получила от Бога дар пророчества. Она предсказала близкую кончину принявшей ее игумении и мученическую смерть своего отца. Перед нашествием Батыя Господь открыл подвижнице, что беда идет на Русь, что Суздаль будет разорен:

«Будет лютое посещение, дабы избавиться от горьких вечных мук, - сказал Господь, - …Тебе же и живущим здесь обещаю, что знамение Креста будет охранять твой монастырь».

Тогда преподобная увидела двух ангелов с натянутыми луками в руках, охраняющих обитель. Они сказали преподобной, что инокини, которые будут искать спасения вне стен обители, или вернутся в нее, или пострадают.

В 1238 году войска Батыя опустошили Суздаль. Преподобная Евфросиния с сестрами дни и ночи молилась о спасении обители, и монастырь уцелел. Враги не смогли подойти к монастырю. Предание говорит, что Батый, узнав об этом, пытался с холма разглядеть монастырь, но он сокрылся от него.

Когда отец отправлялся в Орду, где его ожидало мученичество, Евфросиния в письме к нему убеждала твердо стоять за веру, чтобы он «…не склонился на волю цареву» и советовала ему слушаться боярина Феодора, которого назвала «философом из философов». После казни отца и боярина Феодора 20 сентября 1346 года оба они предстали перед ней, поведали о своей мученической кончине и благодарили за укрепление и молитвенную помощь в смертный час.

После смерти отца она оделась в рубище и много дней провела в посте и молитве. Когда один из жителей Суздаля был потрясен, увидев ее ветхое одеяние, Евфросиния сказала:

«Рыба на морозе, засыпанная снегом, не портится и не воняет, и даже становится вкусна. Так и мы, иноки, если переносим холод, становимся крепче и будем приятны Христу в жизни нетленной». Тот же человек попросил наставления; она ответила ему: «Слушай, Христолюбче! Счастлив дом, в котором господа благочестивые, счастлив корабль, который управляется искусным кормчим, блажен и монастырь, в котором обитают воздержные иноки. Но горе дому, в котором обитают нечестивые господа; горе кораблю, в котором нет искусного кормчего; горе монастырю, в котором нет воздержания; дом обнищает, корабль разобьется, а монастырь опустеет. Ты же, боголюбезный человек, твори милостыню, прежде всего домашним слугам твоим, и если хочешь дать от щедрот твоих нам в монастырь, то пришли только деревянного масла, свечей и ладану. Этого нам достаточно!».

Человек тот, прежде черствый, совершенно изменился и стал милостивым.

После кончины игумении преподобная Евфросиния продолжала духовное руководство обителью, сохраняя в ней строгий порядок. Вся дальнейшая жизнь ее - подвиг полного самоотречения, строжайшего выполнения монашеских обетов. Уже при жизни народ почитал её праведной за материнскую отзывчивость и благодатные дары.

Незадолго до кончины преподобной в Суздале случилось предсказанное ею землетрясение, во время которого она увидела на небе Пресвятую Богородицу, умолявшую вместе со святыми Сына Божия о спасении града и людей в нем. После этого события явились ей отец и боярин Феодор, известившие о близкой кончине. Преподобная стала готовиться. Болела она недолго. Причастившись Святых Христовых Тайн, сказала:

«Слава Тебе Пресвятая Троица! Упование наше, Пресвятая Богородица, помоги мне! Господи, в руки Твои предаю дух мой!», перекрестилась и отошла в жизнь вечную 25 сентября 1250 г.. Семнадцать лет назад, в этот же день она приняла пострижение.

При гробе ее верующие стали получать благодатную помощь и по благословению патриарха Адриана 18 сентября 1698 года совершилось прославление преподобной. Нетленные мощи ее почивали в соборной церкви Ризоположенского монастыря.

Вся жизнь преподобной Евфросинии - и внешняя, и внутренняя, - была полна испытаний: смерть жениха, отца, брата, наставника. Великое разорение Отчизны, непрестанная духовная брань требовали терпения, кротости и мужества. Преподобная Евфросиния - русская терпеливица. Ее образ - воплощение терпения русских женщин. Без него народ и государство русское не могли бы выстоять в испытаниях, которые обрушивались на них из века в век. Нести неустройства жизни, преображая их молитвой и трудами - этот подвиг исполнен и завещан преподобной Евфросинией русским женщинам.

Особенно действенна помощь преподобной в исцелении одержимых злыми духами. Как при жизни она вела непрестанную брань с бесами и побеждала их молитвой и смирением, так и после кончины Евфросиния Суздальская помогает отгонять бесов и освобождать человека от злобной силы, терзающей его душу и тела.

Имя преподобной до пострига - Феодулия - «Раба Божия» говорит о ее предназначении. Имя монашеское - Евфросиния раскрывает особый дар духовной радости при терпении земных скорбей: преподобная Евфросиния научает преображению скорби мира в радость единения с Богом преподобническим подвигом через терпение.

Ни в одном из древних житий святых жен Руси нет столько упоминаний о благодатной помощи Божией Матери, как в житии преподобной Евфросинии Суздальской. Пречистая Сама указала родителям Феодулии имя дочери и произнесла таинственные слова: «она будет служительницей Влахернской церкви». Она же благословила Феодулию на монашество и направила ее в монастырь, посвященный Положению Ризы Богоматери во Влахерне. Многие благодатные дары получила преподобная Евфросиния от Божией Матери. Тогда понятным становится значение слов Богоматери о служении преподобной Евфросинии, которая от рождения до последнего мгновения жизни своей была служительницей Божией Матери.

Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца.

День чествования величайшего подвижника (игумена) земли Русской, основателя Троицкого монастыря под Москвой и других храмов. Сергий Радонежский считается преобразователем монашества в Северной Руси.

Преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Сергий (в миру носивший имя Варфоломей) желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако Кирилл и Мария долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они, незадолго до своей праведной кончины, удалились в монастырь, преподобный Сергий Радонежский со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще.

Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы. Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного, Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. Преподобный Сергий остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши - игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество.

Ни одного часа времени преподобный Сергий Радонежский не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу. Единственным желанием преподобного Сергия Радонежского было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении.

Вскоре вокруг преподобного Сергия стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников Сергий Радонежский становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним сделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.

Около 1372 года Патриарх Константинопольский Филофей, знавший о высокой жизни русского игумена, прислал преподобному Сергию Радонежскому крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял преподобного и советовал ему ввести в Троицком монастыре общежительный устав.

В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия Радонежского благословения и молитвы.

«Если враги хотят от нас чести и славы, - сказал ему Преподобный, - дадим им; если хотят злата и серебра - дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить».

Эти слова преподобного Сергия Радонежского являются как бы истолкованием известных евангельских слов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Преподобный Сергий Радонежский скончался 25 сентября (по старому стилю) 1392 года, по традиции Русской Православной Церкви днем его кончины по новому стилю считается 8 октября. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие ко смирению и страннолюбию.

Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку.

Вспоминание церковью события по перенесению святых мощей Казанского архиепископа Германа из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Это произошло в 1592 году.

Святитель Герман, архиепископ Казанский, жил в XVI веке, родился в городе Старице, происходил из древнего боярского рода Полевых. В молодые годы Григорий (так его звали в миру) принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия, впоследствии святого архиепископа Казанского (+ 1563). (Святой Гурий был настоятелем обители с 1542 до 1551 года.) В монастыре святой занимался книгописанием, был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком. В 1551 году братия Старицкого Успенского монастыря, узнав о благочестии своего соотечественника, избрала его архимандритом.

Вступив в управление монастырем, святой Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве – как внешнем, так и внутреннем. Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в своей обители устав Преподобного Иосифа Волоцкого (+ 1515).

Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему постриженику, священноиноку Иову, впоследствии первому Патриарху Московскому, подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Любовь к уединенным подвигам вернула его в родной Волоколамский монастырь, где святой Герман спасался как простой инок.

Когда же в Москве появился новый еретик Матфей Башкин, не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу, святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор 1553 г. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры.

В 1555 году, после покорения Казани, там была учреждена архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена Волоколамского монастыря святителя Гурия. Ему было поручено устроить в миссионерских целях Успенскую обитель в городе Свияжске. Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в г. Свияжске по указанию святителя Гурия был назначен святой Герман. Был выстроен каменный собор с колокольней и монашеские келлии. Сам настоятель жил весьма скромно, в тесной келлии под соборной колокольней. Святой Герман особенно заботился о собирании монастырской библиотеки.

Вскоре монастырь его прославился широкой благотворительностью и стал центром просвещения Казанского края.

12 марта 1564 года, по преставлении святителя Гурия, святой Герман был посвящен во епископа Казанского. Непродолжительное время его управления кафедрой отмечено заботой о построении храмов и о просвещении края. В 1566 году святителя Германа вызвал в Москву Иоанн Грозный и повелел избрать его на митрополичью кафедру. Святитель Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и святитель должен был поселиться в митрополичьих покоях до возведения в сан митрополита.

Видя несправедливости со стороны царского окружения, святитель Герман, верный своему пастырского долгу, попытался вразумить царя своими увещеваниями. -

«Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу», - передал царь архиепископу через своих любимцев и приказал изгнать святителя Германа с митрополичьего двора и держать в Москве под надзором.

Около двух лет святитель пробыл в опале и 6 ноября 1567 года скончался. Его похоронили в церкви Святителя Николая Гостунского. По просьбе жителей города Свияжск мощи святителя в 1592 году были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Гроб его встречал святитель Ермоген, тогда митрополит Казанский.

Среди самых почитаемых в православном церковном календаре дней можно назвать дату 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы. И хотя этот день и не входит в число двенадцати великих православных праздников, верующие почитают его с особым трепетом и отдельными молитвами. Считается, что именно на праздник 14 октября небеса открываются и все молитвы, адресованные в этот день Пресвятой Богородице, будут услышаны и воплощены в реальность. Кроме того, с церковным праздником 14 октября связано много традиций и народных примет. Если хотите узнать больше об истории праздника Покрова Пресвятой Богородицы, а также о том, что можно и нельзя делать 14 октября, то обязательно читайте дальше.

Какой церковный праздник отмечают православные 14 октября 2016?

Начнем с истории, которая объясняет происхождение церковного праздника 14 октября и причину, почему его так чтут и отмечают православные христиане и в 2016 году. Упоминание о появлении Пресвятой Богородицы в Константинополе связано с именем благочестивого Андрея Юродивого, который вместе со своим помощником во время молитвы в храме узрел Богоматерь. По его словам, Пресвятая Богородица была в окружении Иоанна Богослова, Иоанна Предтечи и других святых, горячо молилась и по окончании молитвы сняла свой омофор и накрыла им всех в храме присутствующих. Это видение символизировало защиту Богородицы жителей Константинополя от вражеского войска, которое угрожало городу в тот момент. После чего Богородица, как и ее омофор, скрылась из вида, но все присутствующие в храме еще долго ощущали благодать на них спустившуюся. Вскоре войско действительно отступило, а жители стали праздновать в этот день великий праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Теперь когда вы знаете, какой церковный праздник будут отмечать православные 14 октября 2016 года, не забудьте поздравить своих знакомых верующих в этот день.

Церковный праздник 14 октября 2016: приметы на Покров

С церковным праздником 14 октября (Покров) связано много народных примет, которые зачастую связаны с природными явлениями. Например, если на Покров выпал снег, то зима будет снежной, но не сильно холодной. Кроме того, считалось, что погода на 14 октября определяла и всю погоду предстоящей зимы. Наши предки также верили, что сильный снег на Покров обещает урожайный следующий год.

Кроме погодных, связаны с церковным праздником Покров 14 октября и приметы свадебные. Например, если на Покров сильный ветер дует, то значит в деревне много невест будет. Также считалось, что если парень начинает ухаживать за девушкой на Покров, то быть ему ее мужем.

Что нельзя делать на церковный праздник 14 октября Покров

Если говорить о традициях, то на Покров Пресвятой Богородицы наши предки обязательно убирали свои дома и ходили в церкви. В этот день также было принято печь блины, которые символизировали тепло в доме предстоящей зимой. Был и ряд ограничений, которые нельзя было делать на церковный праздник 14 октября (Покров). В первую очередь ограничения касались ссор и конфликтов. Также грешным считалось начало сложных дел в этот день. Нельзя было и физически работать на церковный праздник Покров 14 октября, в том числе и делать тяжелую домашнюю работу.

Молитвы Богородице на церковный праздник 14 октября

Так как церковный праздник 14 октября непосредственно связан с Пресвятой Богородицей, то и молитвы в этот день верующие читают перед ее иконами. Как правило, на Покров Богоматерь молят о защите и помощи. Считается, что в этот день Богородица слышит молитву каждого и обязательно помогает всем в их бедах. Именно поэтому молитвы Богородице на церковный праздник 14 октября часто читают те, кто уже отчаялся родить ребенка или нуждается в излечение от тяжелой болезни.

Молитва первая

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице,

града и страны нашея Всемощная Заступнице!

Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих,

и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего,

да милостив будет неправдам нашим,

и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.

Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице,

яко вся Тебе от Него возможна суть.

Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей:

услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим,

и испроси у Бога Сына Твоего:

пастырем нашим ревность и бдение о душах,

градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие,

наставником разум и смиренномудрие,

супругом любовь и согласие, чадом послушание,

обидимым терпение, обидящим страх Божий,

скорбящим благодушие, радующимся воздержание,

всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости,

дух чистоты и правды.

Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя;

разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави,

старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай,

и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления,

воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения,

милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего;

преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори.

Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех,

притекающих к Тебе с верою.

К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, с

ами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице,

бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь:

отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть.

Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша,

уврачуй и спаси яко безнадежна.

Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе,

о Мати всех скорбящих и обремененных!

Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим,

да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь.

Поздравления с церковным праздником 14 октября в стихах

На праздник 14 октября 2016 церковный и поздравления с ним в стихах приятно услышать будет каждому православному верующему. Тем более что в поздравлениях в стихах на 14 октября довольно часто упоминаются приметы, традиции и вещи, которые нельзя делать на Покров Пресвятой Богородицы. Конечно, никакое поздравление с церковным праздником 14 октября в стихах не заменит по силе своего воздействия молитву или пребывание на службе в храме. Но зато оно наверняка поднимет настроение и подарит несколько приятных мгновений верующему человеку.

Желаю, чтобы Божья Мать

Тебя всегда оберегала,

Чтоб не дала тебе страдать

И благодатью покрывала.

Чтоб светлый ангел вместе с ней

Ответил на твои молитвы,

Много дарил счастливых дней

И поддержал в житейских битвах.

Всех с Покровом поздравляем

И желаем каждый час,

Чтоб Мария, Матерь Божья,

От всех бед хранила вас.

Чтоб услышаны молитвы

Ваши были, как всегда,

А болезни не касались

Ваших судеб никогда.

Пусть же будут мысли ваши

И намеренья светлы.

С Божьей помощью великой

Мы достигнем чистоты.

Поздняя осень, праздник Покрова,

К нам он пришел в этот стылый день снова.

Землю от бед Богоматерь прикрыла,

Святою молитвой от горя укрыла!

Я вас с Покровом, друзья, поздравляю.

Счастья, здоровья, любви вам желаю.

Пусть Богородица всех вас спасает,

Покровом Святым от невзгод защищает!

Пусть в вашем доме всё будет спокойно.

Живите легко вы, красиво, достойно!

С Покровом Пресвятой Богородицы,

Достатка и мира желаю сегодня тебе,

Пусть в доме твоем поселится счастья,

Чтоб суждено было сбыться мечте.

Чтоб было добро и гармония тоже,

Чтоб было множество светлых дней,

Чтоб близкие стали дли тебя дороже,

Чтоб жизнь протекала твоя веселей!

Несмотря на то что в последние годы религия стала занимать в нашей жизни достаточно важное место и всё больше людей обращаются к церкви, многие из них, искренне считая себя православными христианами, довольно неуверенно ориентируются в таком важном для верующего атрибуте, как церковный календарь. Тогда как даты основных православных праздников известны всем, то даты многих других праздников для некоторых прихожан, особенно для молодёжи, остаются загадкой.

Место 14 октября в православном календаре

Не все знают о том, какой церковный праздник 14 октября отмечается в Русской Православной Церкви. Священник любого прихода терпеливо объяснит, что в этот день отмечается один из больших светлых праздников. Называется это торжество - Покров Пресвятой Богородицы.

Почему праздник носит такое название

Само название праздника теснейшим образом переплетено с его историей и смыслом. Распростёртый покров, который Богородица держит в своих руках в виде покрывала, широкой ленты - омофора, призван защитить верующих от разных скорбей, бед, напастей и врагов. Праздник этот считается по церковным канонам Первопрестольным и отмечается только в рамках Русской Православной Церкви. Поэтому 14 октября православный праздник и посвящён Богородице, Её заступничеству и покровительству.

История возникновения праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Событие, которому обязан своим появлением 14 октября православный праздник, произошло в начале X века нашей эры в тогдашней столице Византийской империи - Царьграде (Константинополе). Это были времена язычества на Руси, до крещения её князем Владимиром должен был пройти ещё почти век. В 911 году киевский прозванный Вещим за свою склонность к волхвованию (колдовству, ведовству), объединив Русь Киевскую и Русь Новгородскую и встав во главе славянских племён, повёл войска на завоевание Византии. Воины-варвары под его предводительством стремились захватить Царьград, но им удалось только разорить и разграбить его окрестности.

Испуганные жители столицы укрылись в храме, где хранились ризы - одеяние Пресвятой Богородицы, её головной покров и частички пояса. Храм на тот момент стал единственным убежищем для горожан.

Усердно и с верой люди молились у Святых Риз Богородицы, прося её о спасении и изгнании варваров. В это время в церкви появился святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. Моления продолжались несколько дней, и однажды, как раз в ночь на 14 октября, Епифаний узрел явление Богородицы с и Богоматерь сначала как бы шла по воздуху, затем стала молиться вместе с верующими и, сняв с головы омофор-покрывало, укрыла им всех присутствующих в храме, защищая их от нападения врага.

Утром следующего дня князь Олег велел своим войскам отступить от города и поспешил увести их из Византии, так и не добившись победы. Так, Пречистая Богоматерь заступилась за истинно верующих и не дала христианский народ в обиду язычникам!

Почему праздники 14 октября отмечают только в России

С тех пор вышеописанные события 14 октября в Византии стали ежегодно отмечаться как праздник Богородицы, её заступничества за весь православный мир. Но Византия пала и исчезла с лица Земли как государство много веков назад. Потихоньку стала угасать и традиция празднования 14 октября как православного праздника на этих территориях. Жители Турции, уже мусульманского государства, мало интересуются развитием истории христианства в их стране в прошлые века и почти не знают, какой церковный праздник 14 октября отмечают православные христиане.

В Греции, в другом мировом центре православия, по непонятным обстоятельствам 14 октября как праздник Богородицы и её заступничества так и не прижился и не был утверждён церковными канонами как торжество. Несмотря на то что греческие православные христиане достаточно чутко относятся к подобным событиям в истории христианства, они так и не приняли 14 октября как православный праздник.

Во второй половине XII века, к времени правления Андрея Боголюбского, христианская вера на Руси завоёвывала всё более прочные позиции. Андрей Боголюбский, будучи русским князем и благочестивым христианином, обратил особое внимание на эпизод из истории Византийского периода развития христианства. По его особому указу с 1164 года на Руси и стали ежегодно отмечать 14 октября как Пресвятой Богородицы.

Почему этот праздник стал одним из самых любимых для православных христиан России

Если спрашивать русских православных христиан, какой церковный праздник является одним из их любимых, часто можно услышать ответ, что 14 октября - праздник Богородицы. Те, кому чужды эти традиции, удивляются, не могут понять причины такой любви русского человека как к самой Пречистой Богородице, так и отношения к посвящённым ей праздникам 14 октября.

С языческих времён древние русы отличались своей гордостью и своенравием и всегда стремились к независимости и свободе не только физической, но и своих взглядов. Никогда никакой силой не удалось бы князю Владимиру крестить Русь и привить дух если бы русская душа не потянулась инстинктивно к религии света, любви и добра, не признала Богородицу и Сына Её как своих родных, как защитников и покровителей Земли Русской, не почувствовала постоянного присутствия Богородицы в сердце. Русского человека невозможно насильно принять в ту веру, которую не принимает его душа, невозможно заставить праздновать те праздники, которые ему не по нраву.

Но, несмотря на особый указ Андрея Боголюбского, никто на Руси не насаждал специально почитание Богородицы и её праздников. Душа русского народа откликнулась, скорее, на реальное отношение Пресвятой Богородицы к простому народу, на её любовь к каждому человеку, а не на тот исторический факт, который когда-то случился в Древней Византии. И поэтому русский человек не опасается вверять Ей свою душу и самого себя всецело. Оттого и почитает Её как родную мать и просит у икон с Её образом прощения, помилования, благословения и помощи.

Русский православный христианин как в воздухе нуждается в Её защите, в Её покровительстве и всегда с верою и надеждою смотрит на Её образ с омофором, распростёртым над просящими защиты. Эта вера делает жизнь легче, помогает переживать трудности, не даёт в сердцах места злобе и ненависти. Поэтому русские люди и любят праздновать 14 октября - праздник Богородицы. И только русский человек может прощать своих обидчиков и честно соблюдать каноны, предписанные православной церковью. В ответ Пресвятая Богородица 14 октября каждому русскому человеку окажет милость и даст свою материнскую любовь.

Забота Богородицы о Русской земле

С давних времён Пресвятую Богородицу считают защитницей именно русских земель. Русские люди именуют её Матушкой и свято верят, что за их преданность и любовь Богородица отвечает им такой же материнской любовью и надёжно укрывает защитным покрывалом их Родину.

Трудно перечесть все чудеса, которые были сотворены Ею на Русской земле. Ни одна страна в мире не может похвалиться покровительством Богоматери.

Особую заботу проявляла она о России, когда последней грозили иноземные захватчики, давала защиту русским войскам. Как когда-то в далёком Царьграде русские люди, по примеру тех древних христиан, молились перед иконами Её, если их городам угрожала опасность разорения и уничтожения захватчиками. Никто ещё во всей истории не смог покорить, завоевать и разрушить Россию, укрытую покровом Богоматери. И вряд ли великие полководцы и храбрые русские воины смогли бы выигрывать жестокие сражения только благодаря своей доблести, если бы не просили Заступницу помочь и защитить. Всегда перед русским войском несли лики Святых, Христа-Спасителя и обязательно Богородицы.

И даже когда гитлеровские войска терзали Россию, простые русские люди, солдаты и священники немногочисленных уцелевших чудом церквей и храмов, втайне от агентов советской контрразведки и КГБ, молились Богородице и просили её о помощи.

Через всю войну и оставшуюся жизнь русские воины пронесли память о том моменте, когда в ноябре 1942 года в ночном сталинградском небе явился им лик Богородицы, хотя далеко не все из них в то время знали, какой церковный праздник 14 октября отмечается православными христианами. С того времени и началось время перелома в войне и изгнания фашистов с советской земли.

Армия Гитлера, на тот момент сильнейшая в мире, покорившая и растоптавшая всю Европу, не сумела пробиться к Волге, не смогла сломить дух русских солдат, воодушевившихся видением Заступницы-Покровительницы.

То, что было увидено в небе над Сталинградом, было документально зафиксировано. Несколько десятков солдат письменно засвидетельствовали свои показания. По словам очевидцев, которых удалось разыскать через десятки лет после войны, видение, которое посчастливилось им узреть, стало для них реальным щитом не только на войне, но и в жизни после её окончания. Ни один из этих людей в будущем не пострадал от сталинских репрессий.

Русские традиции, связанные с празднованием 14 октября

Какой церковный праздник 14 октября отмечается с соблюдением множества интересных традиций, знают, конечно, те православные христиане, которые регулярно посещают церковь. Традиции эти относятся как к церковным, так и к народным, придуманным самими русскими людьми, любящими забавы и веселье.

Одна из основных традиций заключается в том, что над входной дверью в дом обязательно должна висеть Считается, что если не соблюсти это условие, дом будет оставаться как незащищённым от злых людей, так и уязвимым для нечистых духов.

В этот светлый праздник необходимо особую заботу и внимание проявлять к больным людям, нищим, одиноким старикам, сиротам, вдовам. В прежние времена в этот день им дарили подарки, в основном одежду. Благочестивые люди верили, что забота о нуждающихся в помощи сделает и их жизнь счастливее.

Чтобы заручиться помощью Божьей Матери для всех членов семьи, нужно в канун праздника 13 октября всю семью обрызгать через решето святой водой, при этом читая Богородице особую молитву.

Считается, что Пресвятая Богородица в праздники 14 октября помогает молодым девушкам, незамужним женщинам и вдовам определить дальнейшую судьбу и найти мужа. Поэтому для них этот день имеет особенное значение. Те, кто хочет в текущем году выйти замуж, приходят в церковь до начала праздника, ставят свечи перед иконой Покров Пресвятой Богородицы и молятся о замужестве и о счастье в семейной жизни.

Ещё много интересных традиций, ритуалов, гаданий и народных примет связано с праздниками 14 октября. И как в любой другой церковный праздник, в этот день нельзя делать повседневной домашней работы, а нужно ходить в церковь всей семьёй и просить Матушку о покровительстве и заступничестве. А дома лучше всего посвятить время чтению святых книг, беседам о Спасителе и Его Матери, святых, тихой чистосердечной молитве и душевному просветлению.

14.10.2015

Какой церковный праздник отмечается 14 октября? Главным осенним праздником, который вот уже много столетий 14 октября отмечает Русская Православная Церковь, считается Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии . Он пришел к нам из Константинополя.

Чудо, случившееся там более тысячи лет назад, а именно в октябре 910 года нашей эры, вдохновило греков. Благодаря ему они смогли с новыми силами вступить в бой с сарацинами и одержать сокрушительную победу. Однако сегодня греческая церковь уже не помнит этот знаменательный день, несмотря на то, что во Влахернской церкви, где в прежние дни находилась значимая христианская реликвия - риза Богоматери, еще долго хранилось напоминание об этом давнем и славном событии.

В воскресенье, во время ночного богослужения, которое состоялось в четыре часа утра в храме, вошедшим в историю Христианства, юродивый Андрей поднял голову ввысь и увидел невероятное. Над головами верующих, собравшихся в храме, парила Богоматерь в окружении Ангелов. С ней так же пришли Святые, память которых чтили Христиане. Они не касались земли, а шли прямо по воздуху.

Рядом с Девой Марией были Иоанн Креститель и Иоанн Богослов , чьи имена занимают отдельное место в Библии. Ибо один из них стал крестным отцом самого Иисуса Христа и является последним из пророков, некогда предсказавшим приход в этот мир мессии. А второй при жизни являлся излюбленным учеником Сына Божьего и его верным другом, который до последнего часа находился возле Богородицы, а после Ее Успения отправился в странствие по миру, чтобы нести народу слово Божье.

Дева Мария, явившаяся во Влахернской церкви, преклонила колени и начала истово молиться. Она обращала свои слова к Сыну своему Иисусу Христу. В тот день Она призывала Его принять те молитвы, с которыми страждущие к нему обращаются, ища помощи и утешения.


Величие открывшегося ему чуда потрясло глубоко верующего Андрея. Богоматерь сияла небесным светом и была подобна ослепительной молнии. А когда она закончила свою молитву, то сняла с головы прекрасное покрывало и распростерла его над собравшимися людьми. Она словно защищала их от всех бед и благословляла.

Андрей, рядом с которым находился его ученик Епифаний, спросил молодого человека, видит ли он то же самое, что сам юродивый. И Епифаний ответил, что и видит, и «ужасается».

В четырнадцатом веке, спустя пять столетий после этого памятного события, русский паломник, которого звали Александр, своими глазами видел икону, на которой была изображена Богоматерь такой, какой она предстала перед глазами Андрея и Епифания.

Наша церковь издревле отмечает Покров Пресвятой Богородицы. По старому календарю Великий праздник выпадал на 1 октября, а по новому приходится на 14 октября. Согласно поверью, Покров - идеальное время для свадеб.

14 июля отмечается один православный церковный праздник. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 14 июля

Бессребреников мучеников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших

День чествования святых братьев Космы и Дамиана, которые предавались мукам в Риме при императоре Карине (III в.). Были они врачами по профессии, обладали даром исцеления от болезней. Убиты из зависти своим врачом-наставником.

Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан – родные братья, родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283-284). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они вели строгую, целомудренную жизнь и были удостоены от Бога благодатного дара исцеления болезней.

Своим добрым и бескорыстным отношением к людям, соединенным с исключительным милосердием, братья многих обращали ко Христу. Святые обычно говорили больным: «Не своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа, Истинного Бога. Веруйте в Него и будете здоровы». За бескорыстное лечение больных святых братьев называли «безмездными врачами».

Действенное служение ближнему, духовное воздействие на окружающих, многих приводившее в Церковь, привлекло внимание к братьям римских властей. За врачами были посланы воины. Услышав об этом, христиане просили святых Косму и Дамиана укрыться на время ради тех, которые прибегали к их помощи. Но, не найдя братьев, воины схватили других христиан в селении, где жили святые. Тогда святые Косма и Дамиан покинули убежище и отдали себя в руки римских воинов, попросив отпустить взятых вместо них заложников.

В Риме святых вначале заключили в темницу, а затем повели в судилище. Святые братья открыто исповедали перед римским императором и судом свою веру во Христа Бога, пришедшего на землю спасти человечество и искупить грех мира, они решительно отказались принести жертву языческим богам. Они говорили:

«Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чем вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным потому, что Господь завещал Своим ученикам: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8).

Однако император продолжал настаивать. По молитве святых братьев, исполненных благодатной силой, Бог поразил Карина внезапной болезнью, чтобы он на собственном опыте испытал всемогущество Господа, не прощающего хулы на Святого Духа. Люди, видевшие чудо, восклицали: «Велик Бог христианский и нет другого Бога, кроме Него!» Многие уверовавшие просили святых врачей исцелить императора, и сам он умолял святых, обещая обратиться к Истинному Богу Христу Спасителю. Святые исцелили его. После этого Косма и Дамиан были с честью отпущены на свободу и вновь принялись за врачевание болезней.

Но чего не могли сделать ненависть язычников и жестокость римских властей, совершила черная зависть, одна из сильнейших страстей греховной природы человека. Старый врач-наставник, у которого в свое время святые братья изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Доведенный до исступления этой коварной, все иссушающей страстью, он призвал святых братьев, когда-то любимых своих учеников, будто бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку.

Так мученически окончили свой земной путь безмездные целители – святые братья Косма и Дамиан, всю свою жизнь посвятившие христианскому служению ближним, избежавшие римского меча и темницы, но предательски убитые учителем.

Господь прославил Своих угодников. И ныне по молитвам святых бессребреников получают от Бога исцеление все, с верою прибегающие к их святому заступничеству.

Loading...Loading...