Карта мировых религий на русском языке. Религиозная карта мира: как веруют семь миллиардов? Карта мира: история стран

Задавались ли вы вопросом о том, что такое Кавказ? Возникновение слова до сих неизвестно. Ученые предполагают, что оно означает название народа, который проживал в этом районе во времена древнегреческого драматурга Эсхила.

Со времен поселения первобытного человека на территории Армении и вплоть до наших дней эта южная часть Евразии всячески попадала под волну раздела: здесь велась непрестанная борьба за стратегически выгодные, богатые ресурсами территории.

Во времена нашествия Золотой Орды кавказцы значительно пострадали от власти монголо-татар и долгое время оставались под ее влиянием. Это способствовало сохранению патриархально-феодальной системы, что замедлило политическое развитие юга, по сравнению с центральной частью России.

Из истории известно, что стремление Российской Империи в 18 веке вести торговлю со странами Европы, способствовало организации военных походов на южные территории с целью присоединения новых земель. Но завоеванное побережье Каспийского моря вскоре было потеряно. Южная граница в результате мирных договоров вновь стала проходить по реке Терек. Однако, расположение армии в труднопроходимых горных районах способствовало сооружению укрепительных линий, начавшихся с возведения крепостей Кизляр и Моздок.

Десятилетия спустя, после войны с Турцией, будет создана знаменитая Азовско-Моздокская оборонительная линия, укрепившая влияние России на Черном море.

Кавказ – где находится и с чем граничит

На карте мира горную территорию можно найти на границе между Европой и Азией, она занимает площадь около 450 тыс. км 2 . Имея начальные знания по географии, легко будет представить объем территории по географическим координатам — 38°25’ — 47°15’ северной широты, 36°37’ — 50°22’ восточной долготы.

С востока территорию ограничивает Каспийское, а с запада Черноморское и Азовское побережья. Северной границей этого региона считают Кумо-Манычскую впадину. Южной — республики Иран и Турцию.

Население Кавказа

Народы этого района по языку делятся на три группы:

  • кавказская семья: грузины, лезгины, абхазы, чеченцы и другие;
  • языковая семья: азербайджанцы, карачаевцы, трухмены и другие;
  • индоевропейская семья: осетины, евреи, армяне, греки, русские и другие.

На сегодняшний день в этом районе живут свыше семнадцати миллионов человек: более 50 народов, различная религия, культура, язык. Традиции и экономические уклады разных мастей смешались в южной части Евразии. Это, безусловно, создает проблемы среди населения.

Тем не менее за многие столетия совместного проживания чеченцы, лезгины, даргинцы, аварцы и другие представители народов выстроили непростую, но приносящую плоды систему взаимоотношений: конфликты и стачки между населением стали происходить реже, в регионе удается сохранять относительное спокойствие.

Население Кавказа постоянно страдало не только, от внутренних межнациональных противоречий, но и от внешних угроз. С древних времен кавказцы подвергались нашествию кочевых варварских племен. За влияние на Черном и Каспийском морях постоянно велись ожесточенные войны. К примеру, вторжение в земли Кавказа Российской империи нанесло сокрушительный удар по сложившимся историческим особенностям системы взаимодействия. Население уменьшилось примерно на пятьсот тысяч человек.

Во время оккупации территорий нацистами, население Кавказа было переселено в Сибирь и Центральную Азию, и несколько десятков лет находилась там. Лишь некоторая часть вернулась на свои законные территории.

Серьезно подорвало население первая чеченская война, в которой погибло более 5 тысяч человек, десятки тысяч остались без жилья, а кризис, последовавший годами позже, спровоцировал население на новый военный конфликт и повлек за собой еще одну волну жертв.

Коренное население в основе своей – мусульмане, но есть и православные народы – осетины, абхазы и грузины, армяне и др.; евреи исповедуют иудаизм.

Список стран Кавказа

Обратившись к политической карте, мы увидим, что в список государств, расположенных на данной территории, входят:

  • Абхазия;
  • Чеченская республика;
  • Осетия;
  • часть России;
  • Черкесия;
  • Ингушетия;
  • Азербайджан;
  • Грузия;
  • Армения.

Многие ученые склоняются к мнению, что Турция так же относится к странам данного региона. Многочисленные аргументы подтверждают это.

В этих странах расположены красивейшие, известные на весь мир города:

  • любимый многими город-курорт Сочи;
  • булгаковский Кисловодск, знаменитый минеральными водами;
  • Грозный – столица Чеченской республики, богатый нефтью;
  • Гагра и Тбилиси - прекрасные города-курорты.

Рельеф

Местность в большинстве своем горная.

Условно вся территория поделена на тектонические зоны:

  1. Для Предкавказья характерен равнинный рельеф местности и малая холмистость.
  2. Большой Кавказ сложен хребтами и долинами, географически поделенными на: Главный и Боковой хребты, пояса северного и южного склонов.
  3. Закавказская зона представлена рельефом с наличием большим количеством холмов, чем в остальной части региона. В нее входят Куринская и Рионская впадины.
  4. Горные возвышенности Малого Кавказа ограничивают Армянское нагорье.
  5. Армянская складчатая зона.

Вспоминая о данном географическом районе, большинство жителей России назовут Кавказский хребет.

Гребень главного Кавказского хребта

Эта мощная система гор, хорошо заметная на физической карте мира, состоит из Главного хребта, Бокового хребта, разделенного реками на отдельные участки. К западу от горы Ялбуз хребет меньше, чем Водораздельный; на востоке, напротив — выше. По всей длине горной системы выделяют: Центральную, Восточную и Западную ее части.

Центральная часть расположена между горами Казбек и Ялбуз.

Формы рельефа Западного Кавказа такая же скалистая, как и в Центральной. На запад от вершины горы Фишт становятся ниже.

Бабадаг — горная вершина на востоке Водораздельного хребта Большого Кавказа

Восточная часть выше, чем Западная, но высота гор в ней намного ниже, чем в Центральной. После вершины Бабадаг, расположенной в Азербайджане, горы резко снижаются – этот отрезок назван Каспийской цепью.

Геологическое строение и полезные ископаемые

Нефть является одним из наиболее значимых полезных ископаемых южных районов. Во время войны с Советским Союзом Гитлер направил часть своей армии по этому направлению с целью захватить ценнейший из природных ресурсов – «черное золото».

Это породы палеогена и неогена, залегающие в Дагестанском, Грозненском и других районах. Не менее известно Апшеронское нефтяное месторождение в восточной части Куринской впадины. Оно сложено речными осадками дельт древней Волги и Куры, которые впадали некогда в озеро Южнокаспийской впадины.

Верхний грунт сложен песками и глинами. Нижняя, осадочная толща содержит в себе углеводороды – именно в ней находятся залежи нефти. В последние годы разрабатываются более древние толщи Республики Дагестана и Краснодарского края.

Не менее важны газовые месторождения горного района. Пользу от данного богатства люди получают давно. Например, на природном газе несколько столетий работает Дагестанский стекольный завод. Газом богаты города Ставрополь, Грозный. В них еще до революции добывали природное ископаемое для отопления помещений. Крупные месторождения так же обнаружены в Краснодарском крае, который на сегодняшний день занимает первое место по запасам газа в России.

Западный район Грузии славится добычей каменного угля. И, хотя запасы этого ископаемого не так велики, оно имеет весомое значение в промышленности.

Горная страна богата рудами. Здесь сосредоточены практически все необходимые в промышленности металлы. Наиболее значимые представители: медь, цинк, железо, мышьяк, алюминий.

Климат

Кавказ расположен в двух поясах — умеренном и субтропическом. Ощутимо сказывается на климате наличие горных хребтов, которые препятствуют потоку холодного воздуха. По этой причине зимой температура в Предкавказье опускается ниже, чем в Закавказье, которое защищено от холодных потоков горами.

В разных частях района климат может существенно отличаться. Континентальный умеренный характерен для Западного Предкавказья. А Восточное обладает сухим континентальным. Для Ленкоранской низменности характерен влажный субтропический.

На склонах Большого Кавказа выпадает значительное количество осадков. Большая их часть, благодаря воздушным потокам, сосредоточена на склонах наиболее влажных районов: Центрального и Западного.

Рассматривая территорию Малого Кавказа, стоит отметить некоторые особенности:

  • продолжительность зимы — в некоторых районах она длится около 4 месяцев;
  • среднее число выпавших осадков за год, которое достигает 500 мм и более.

Оледенение

На начало двадцатого века оледенение составило 1967 км 2 . Из-за определенной направленности потоков ветра, оледенение северного склона гор значительнее, чем южного.

Вулкан Эльбрус

Самую большую площадь оледенения имеют недействующие вулканы Эльбрус (Ялбуз) и Казбек, которая составляет 143 км 2 и 135 км 2 соответственно. На сегодняшний день длина и мощность ледникового покрова сократились, к примеру оледенение Эльбруса уменьшилось примерно на 10%.

Стоит отметить: данный район опасен с точки зрения лавинообразования. В ходе научных исследований установлена закономерность между размерами древних лавинных стоков и ледников, которые питаются твердыми осадками. Именно сход лавин в большом количестве обусловил появление массивных кавказских ледников значительной протяженности.

Еще одной проблемой Кавказа является образование селей, возникающих из дождевых и снеговых осадков, а также при таянии льдов. Если в течение длительного времени выпадает малое количество осадков и происходит понижение температуры, то талая вода накапливается в долинах и вперемешку с моренами образует сели, составляя большую угрозу хозяйству людей.

Крупнейшие реки и озера Кавказа

В районе Большого Кавказа сосредоточилась значительная часть горных массивов. Дождевые осадки, талый снег и грунтовые воды, устремляясь с высоких гор в долину, образуют реки и ручьи. Это реки так называемого альпийского типа, с ледниковым типом питания.

Такие реки имеют ряд отличительных особенностей: зимой объем воды у них уменьшается, и они могут вовсе пропасть до наступления лета (пик таяния). Реки этого типа питания: знаменитый лермонтовский Терек, верхнее течение Кубани, Кодори и многие другие.

Реки в районе Малого Кавказа питаются грунтовыми водами. Они формируются на высоте 2-3 км и увеличиваются до значительных объемов весной, во время паводков. Летом, когда идет процесс испарения влаги, уровень воды понижается и достигает минимальных значений.

Типичный представитель этого типа – р. Кура.

В водотоках средиземноморья максимальный уровень наблюдается зимой.

После таяния снега реки в степях Предкавказья повышаются в объеме. Летом они превращаются в цепи маленьких озер, либо вовсе исчезают до следующего паводка. Это реки, берущие свое начало на Ставропольской возвышенности.

Озер на территории Кавказа немного, в основном это пресные каровые озера, малой площади и глубиной не более 4 метров.

Самое крупное озеро тектонического происхождения – Севан. Его воды задействованы в оросительной системе земель и на Севанском каскаде электростанций. Расположено в Армении.

Реки используются местным населением в промышленности. Кура в нижней ее части, р. Риони и р. Кубань – судоходные; водами из рек орошают поля, на некоторых имеются гидроэлектростанции.

Основные типы ландшафтов

Южный район разнообразен в ландшафте.

Условно его можно поделить на три зоны:


Степи распаханы и засеяны. Пространства, не занятые посевами, используются в качестве пастбищ. В лесостепях растут бук, ясень, дуб. Фауна Кавказа схожа со среднеазиатской: на полях можно встретить ушастых ежей, тушканчиков и камышевых котов.

Горные территории поделены на Большой и Малый Кавказ, занятые лугами, горами и лесами, на пространстве которых растут бук, сосна, граб; и Армянское нагорье со степями, которые задействованы для заготовок сена и выгула животных.

Природа схожа с западноевропейский: в лесах обитают олень, распространены медведь, рысь, лисица. Реже можно встретить тушканчика, суслика.

Заповедники Кавказа

В курортных районах юга расположено много природных заповедников. Государство тщательно следит за сохранностью естественной среды: запрещается любая хозяйственная деятельность и охота, в некоторые природные комплексы вход открыт только для проведения научных работ.

Наиболее известными посещаемыми заповедниками являются:


Теплый климат, наличие целебных минеральных вод, близость морей и сравнительно невысокие цены сыграли решающую роль в статусе Кавказа, как главном курортном районе России и ближних стран.

Здесь сосредоточены не только лучшие здравницы, среди которых Кавказские Минеральные воды, знаменитый город Сочи, пляжное побережье с пансионатами и детскими летними лагерями, но и конкурентоспособные центры альпинизма и горнолыжные курорты.

Многие поэты и прозаики писали о горной стране. Здесь выросли знаменитые политические деятели. Минеральные ванны поставили на ноги тысячи больных людей.

А что вы еще знаете об этом замечательном мире, где все пылает степной волей, свободой и лихим характером горца? Если после прочтения статьи у Вас до сих пор не возникло желание отправиться в великолепный уголок мира, возможно, несколько любопытных фактов заставят вас передумать:



В связи с последними событиями вновь пошла волна самой бесстыдной лжи, в том числе о "передаче большевиками Карабаха Азербайджану". Эта фраза прозвучала даже на заседании Европарламента 12 апреля, где вроде должны работать умные и грамотные люди.

Всякая ложь о территориях хорошо разбивается историческими картами. Представляю карту, изданную в России: Закавказье 1809-1817 годов. Хорошо видна Грузия, Персия, Турция и множество азербайджанских ханств. Как известно, и думаю никто не станет спорить - у армян ханов и ханств не было, просто по определию. Были армянские меликства, на карте оных нет.

Итак, на территории современного Азербайджана в центре хорошо видно Карабахское, оно же Шушинское ханство. До начала карабахских событий в Шуше армяне почти не жили, это был чисто азербайджанско-тюркский город рядом с крепостью, построенной ханом Панахали. На Апшероне было Бакинское ханство, видны также Губинское, Шекинское и др. азербайджанские ханства. На месте современной Армении было Ираванское (Эриванское) ханство, рядом у границы Персии - Нахчыванское.

Слова "Армения" просто нет. Комментарии нужны? Я считаю - излишни. Нагорно-Карабахская Автономная Область была создана большевиками в 1923 году в центре Азербайджана из ничего, то есть похожей административной единицы там не было. НКАО создали в Азербайджане, в составе Азербайджана. А 1992-93 годах бывшая советская Армения захватила эту землю и окружающие семь районов не имевших отношения к НКАО силой, без законных оснований. Ныне Азербайджан освобождает наши территории мирным и военным путем. Все остальное, что пишется и говорится тоннами, годится только в макулатуру.

(1.91 Mb) · Скриншот · Распечатать · Написать автору

Религиозный состав.

Религия во многих странах мира существенно влияет на общественную жизнь и экономическое развитие. Религиозный состав населения земного шара очень разнообразен. Среди религий древними являются традиционные, которые пришли от дальних предков. Сейчас они больше распространены в Африке. В Украине к традиционной религии относят язычество, которое в Х-XI вв. принудительно заменены на мировой универсальную религию - христианство. Мировые религии, которые имеют больше последователей и значительное территориальное распространение, делят на универсальные и этнические. Универсальные религии имеют сторонников во многих странах и регионах мира, а этнические распространены преимущественно среди населения одной национальности отдельных стран.

Религии мира

К универсальным религиям принадлежат христианство, ислам или мусульманство (магометанство), и буддизм. Христианство, которое состоит из трех основных ветвей: католицизма, православия и протестантизма, исповедуют около 2 млрд человек. Оно имеет сильное влияние в странах Европы, Америки и Австралии. Второе место по количеству верующих (около 1 млрд человек) занимает ислам. Мусульмане преимущественно проживают в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Главные города ислама - Мекка и Медина в Саудовской Аравии. Буддизм распространен в Юго-Восточной Азии (420 млн верующих).

Религиозные взгляды и национальные особенности населения является одной из причин межнациональных конфликтов, которые не удается решить в течение многих лет. Так, длительное время сохраняется большое напряжение в Северной Ирландии (Ольстер), где не прекращается религиозное противостояние между католиками (коренным населением) и протестантами (переселенцами из Англии и Шотландии). Во многих странах мира религия и по сей день существенно влияет на личную жизнь людей, их обычаи и традиции. В Украине религия отделена от государства, однако каждый Украинец имеет право исповедовать религию по своему желанию.

Изготовление пластиковых окон в Калуге учитывает главное их предназначение - для того, чтобы давать людям тишину, тепло, удобство. Любое окно, каким бы отличным или качественным оно не было, требует и индивидуального монтажа. Только в таком случае оно будет правильно служить Вам долгие годы на основе всех нормативных предписаний, действующих на территории регионов Российской Федерации.


Постоянная ссылка на файл - http://сайт/load/0-0-0-810-20

+ дополнительный материал:

Общественные изменения, происходящие с Нового времени, не могли не оставить следа на таком общественном институте как религии. Как отметил в своей книге канадский философ Чарльз Тейлор, мир за 500 лет прошел «путь, разделяющий общество, в котором практически невозможно не верить в Бога, от общества, в котором вера, даже для наиболее благоверных, становится лишь одной из множества возможностей»2. В западном мире эти процессы наиболее заметны, хотя и на Востоке такие страны как, например, Китай задают все более ясно обозначающееся движение в сторону секуляризации. Вера перестает быть объектом исторического наследия предков, все более становясь объектом личного выбора и результатом личного опыта. Преследования христиан на Ближнем Востоке, огранивающие исламские практики законы в Европе, притеснения новых религиозных движений, случающиеся во многих странах, не приводят к угасанию религиозных настроений, но вместо этого делают религиозность способом самоопределения, тем самым увеличивая значимость веры для притесняемых групп. Как отмечает Жан-Пьер Дени, главный редактор французского еженедельника La Vie, «если акцент делается на индивиде, а не на обществе, на «Я» в большей степени чем на «Мы», то это может оказывать влияние на политику и геополитику. <…> Можно даже сказать, что он задает тон в современном мире и объясняет отчасти рост интереса СМИ к проблемам религии»3.«Повсюду мир религий превратился из черно-белого в многоцветную палитру 4», где любые нюансы отражаются на всех аспектах жизни общества. В результате и сами религии вынуждены меняться. Даже боровшаяся на протяжении почти всей своей истории с модернизмом Католическая церковь изменилась до неузнаваемости после Второго Ватиканского собора 5, что отражается не только в обновленных Катехизисе6 и Компендиуме социального учения Церкви7, но и в весьма дерзких рассуждениях о сексуальной морали и социальной справедливости католических богословов, таких как Томас Рауш8. Добавим к этому и проснувшийся в обществе интерес к религиям Нью-Эйдж, восточным религиозным практикам и занятиям спиритуализмом и мы поймем, что мир духовности и религии не только не угасает, но и находится на подъеме.

Особую проблему в изучении географического распределения религий составляет отсутствие надежных источников данных. Переписи значительного числа стран (в это число входит и Россия) не учитывают религиозный состав населения, выборочные обследования часто оказываются смещенными, а данные самих церквей – завышенными. К этому следует добавить закрытость некоторых религиозных общин, неопределенность самого понятия «религия», а также разное значение, придаваемое вере в разных обществах. Это, несомненно, находит свое отражение в низком качестве данных. В ходе исследования зачастую обнаруживались расхождения в оценках численности приверженцев той или иной религии в 2-3 раза. Однако в работе не ставилась задача количественно оценить численность или долю людей, придерживающихся тех или иных религиозных взглядов. Скорее это попытка качественно показать то разнообразие религиозных практик, которое существует в современном мире, и обозначить проблемы, возникающие на стыке религиозных взглядов. Такая работа в рамках статьи не позволяет использовать национальные данные всех стран, что приводит к необходимости прибегать к сводным данным СМИ и международных исследовательских центров. В качестве основных источников информации в данной статье использованы данные Атласа религии Le Monde/La vie9, Атласа мировых религий Spiegel10, статистические данные World Christian Database11, а также аналитические обзоры и данные форума по религиям и общественной жизни Pew Research Center12. Поскольку картографическая информация в этих источниках защищена национальными законами об авторских правах, всех карты и картограммы из них приводятся в неизменном виде с непереведенной легендой, за что приносим извинения у читателей.

На рис. 1 представлена карта мира, на которой отмечены доминирующие религии на данной территории. Следует отметить, что информация по бывшему СССР на этой карте выглядит достаточно неоднозначной, особенно это касается северо-запада России, Украины и Белоруссии. Вызвано это крупными лютеранскими и другими протестантскими общинами на севере России, а также сосуществованием Русской православной, Украинской православной, Украинской греко-католической, Белорусской греко-католической и Римской Католической церквей на территории Украины и Белоруссии.

Из карты следует, что доминирующей религией в мире в 1990 году продолжало оставаться христианство (1,7 млрд. последователей). Следом за ним следует ислам (0,9 млрд. последователей). За счет колоссального демографического роста в XX веке третье место занимает индуизм, не считющийся мировой религией. Буддизм, одну из самых древних религий, исповедует лишь 323 млн. человек, что во многом вызвано угасанием религиозности в Китае.

Рисунок 1. Карта мира. Доминирующие религии на данной территории

Цветами на карте обозначены доминирующие по численности населения религии. Список приверженцев доминирующих религий в легенде представлен в следующем порядке: католики, протестанты, христиане различных деноминаций, православные христиане, христиане восточных церквей, мормоны, мусульмане (сунниты), мусульмане (шииты), иудеи, буддисты, японские синтоисты и буддисты, индуисты, сикхи, представители традиционных религий, не имеющие доминирующий религии либо нерелигиозные. Белым обозначены незаселенные территории.

Более того, прогнозы населения, составленные до 2050 года13 предвещают значительное увеличение численности христиан и мусульман (до 3 и 2,2 млрд. человек соответственно). Вместе с тем рост численности индуистов и буддистов будет незначительным, а численность исповедующих иудаизм и вовсе останется практически той же. Но наибольшие темпы роста ожидаются именно у мусульман (в 2,3 раза за 60 лет).

Однако даже при таком подавляющем доминировании христианства и ислама карта мира выглядит крайне неоднородной. Многочисленные течения христианства приводят к пестрому виду Европы и США, мусульмане-сунниты из Африки и Азии оказываются расколотыми прослойкой шиитов, восточно-азиатские страны представляют собой смесь атеистических, буддистских, синтоистских, мусульманских, индуистских и многих других взглядов, и даже, казалось бы, однородные по религиозному составу Южная Америка и Австралия демонстрируют значительные вкрапления местных верований, сохранившихся с доколониальных времен. Глобализация и международная миграция еще больше подстегивают эту религиозную пестроту. В результате современный мир с точки зрения религий практически не имеет внутренних территорий. Любая точка земного шара оказывается на границе конфессий, хотя напряжение в этих точках может разниться.

Религиозные права и свободы в современном мире оказываются одними из самых ущемленных. Сосуществование двух подходов, один из которых защищает свободу вероисповедания, а второй – защищает это право в том объеме, в котором оно не противоречит традициям и законам Ислама14, не решает существующих в мире противоречий. Наиболее свободны в плане выбора вероисповедания страны, в которых доминирует христианство15. Правда, и здесь встречаются различные исключения и ограничения — в Мексике, Колумбии, Венесуэле, Анголе, Зимбабве, Танзании, Кении, Франции, Германии, Украине, Греции, Болгарии, Белоруссии и России. Однако прецедентов полного ограничения религиозных свобод в христианских странах не существует.

Значительные религиозные ограничения существуют в Китае, где, к примеру, властями создана Китайская Патриотическая Католическая Ассоциация16, не признаваемая Святым Престолом и назначающая собственных епископов. Прообраз государственной религии существует и в Северной Корее. А в Индии нередки притеснения христиан индуистами. Наибольшие притеснения религиозных прав и свобод наблюдаются в Саудовской Аравии, Эритрее, Иране, Узбекистане, Мьянме, Малайзии. Больше других при этом страдают христиане. Они оказываются притесненными в той или иной степени в 133 странах мира17. В Саудовской Аравии за открытую практику христианства предусмотрено наказание в виде смертной казни 18. Даже принявшие арабскую хартию прав человека страны продолжают игнорировать существующую проблему, акцентируя внимание на исламофобии в мире19.

В то же время остальные страны прикладывают немало усилий для преодоления межрелигиозных конфликтов. Те или иные институты межконфессионального диалога существуют в Великобритании, Франции, Испании, Швейцарии, России, Казахстане, Боснии, Албании, Алжире, Ливии, Ираке, Катаре, Израиле, Уганде, Мозамбике, Бурунди, Японии, Тайване, США, Канаде, Гватемале, Колумбии, Чили, Аргентине и др.

Помимо крупных религий, отмеченных на рис. 1, в мире существует немалое число религиозных меньшинств, чье взаимодействие с миром также является неотъемлемой частью разнообразия религий. К ним относятся и общины старообрядцев в России, старокатоликов в центральной Европе, меннонитов, молокан, отколовшихся от крупных христианских церквей, зороастрийцы, самаритяне, исмаилиты на Ближнем Востоке, многочисленные общины коренного населения Америки и Австралии и многие другие религиозные группы 20. Особый интерес для демографов представляет зародившаяся в Юте Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны)21. Основанная Джозефом Смитом в 1827 году, эта церковь верит помимо прочего в «крещение мертвых». Как результат последователи этой церкви собирают информацию о метрических книгах со всего мира в надежде крестить все население земли и проследить его генеалогию до Адама и Евы. Практический результат этого – база данных метрических записей, включающая, в том числе, и записи Тверских, Самарских и Санкт-Петербурских метрических книг22. В начале своего существования эта церковь также активно выступала за полигамию, что нашло отражение в ее собственных метрических книгах и может послужить хорошей основой для продольного анализа полигамных браков.

Таким образом, несмотря на предсказания о наступлении «секулярного века», мир религий отнюдь не ушел в небытие. Наоборот, персонализация религиозных переживаний привела к обострению противоборства различных религиозных групп, а глобализация и международная миграция привели к тому, что на планете практически нет мест, свободных от межконфессиональных столкновений. В секулярный век Земля вошла с как никогда остро обозначенной религиозностью.

1 Магистранты Института демографии НИУ ВШЭ. 2 Charles Taylor. A secular Age. Harvard University Press, 2007, p. 3. 3 L’Atlas des religions, Le Monde/La vie, hors série, édition 2011, p. 8-9. 4 Ibid., p. 9. 5 См. Документы II Ватиканского собора. Москва, 2004. 6 http://cathmos.ru/files/docs/vatican_documents/cce4/ 7 Компендиум Социального учения Церкви, Москва, 2006. 8 Томас Рауш, Католичество в третьем тысячелетии, Москва, 2007. 9 L’Atlas des religions. 10 http://www.spiegel.de/international/spiegel/0,1518,460233,00.html 11 http://worldchristiandatabase.org/wcd/ Отметим, что данная база данных является закрытой, однако, статистика религий из этой базы представлена на картографическом сайте worldmapper.org (http://www.worldmapper.org/extraindex/religion_notes.html) 12 http://www.pewforum.org/ 13 См. World Population Prospects, UN, 2009. 14 См. Арабская хартия прав человека (http://www.acihl.org/res/Arab_Charter_on_Human_Rights_2004.pdf) 15 L’Atlas des religions, p. 18-19. 16 http://en.wikipedia.org/wiki/Roman_Catholicism_in_China 17 L’Atlas des religions, p. 19, 84-87. 18 http://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2008/108492.htm 19 http://www.oic-oci.org/page_detail.asp?p_id=182 20 L’Atlas des religions, p. 20-21. 21 http://www.lds.org/?lang=eng 22 www.familysearch.org

Многоцветье религий на мировой карте

Общественные изменения, происходящие с Нового времени, не могли не оставить следа на таком общественном институте как религии. Как отметил в своей книге канадский философ Чарльз Тейлор, мир за 500 лет прошел «путь, разделяющий общество, в котором практически невозможно не верить в Бога, от общества, в котором вера, даже для наиболее благоверных, становится лишь одной из множества возможностей» . В западном мире эти процессы наиболее заметны, хотя и на Востоке такие страны как, например, Китай задают все более ясно обозначающееся движение в сторону секуляризации. Вера перестает быть объектом исторического наследия предков, все более становясь объектом личного выбора и результатом личного опыта. Преследования христиан на Ближнем Востоке, огранивающие исламские практики законы в Европе, притеснения новых религиозных движений, случающиеся во многих странах, не приводят к угасанию религиозных настроений, но вместо этого делают религиозность способом самоопределения, тем самым увеличивая значимость веры для притесняемых групп. Как отмечает Жан-Пьер Дени, главный редактор французского еженедельника La Vie, «если акцент делается на индивиде, а не на обществе, на «Я» в большей степени чем на «Мы», то это может оказывать влияние на политику и геополитику. <…> Можно даже сказать, что он задает тон в современном мире и объясняет отчасти рост интереса СМИ к проблемам религии» .«Повсюду мир религий превратился из черно-белого в многоцветную палитру », где любые нюансы отражаются на всех аспектах жизни общества. В результате и сами религии вынуждены меняться. Даже боровшаяся на протяжении почти всей своей истории с модернизмом Католическая церковь изменилась до неузнаваемости после Второго Ватиканского собора , что отражается не только в обновленных Катехизисе и Компендиуме социального учения Церкви , но и в весьма дерзких рассуждениях о сексуальной морали и социальной справедливости католических богословов, таких как Томас Рауш . Добавим к этому и проснувшийся в обществе интерес к религиям Нью-Эйдж, восточным религиозным практикам и занятиям спиритуализмом и мы поймем, что мир духовности и религии не только не угасает, но и находится на подъеме.

Особую проблему в изучении географического распределения религий составляет отсутствие надежных источников данных. Переписи значительного числа стран (в это число входит и Россия) не учитывают религиозный состав населения, выборочные обследования часто оказываются смещенными, а данные самих церквей – завышенными. К этому следует добавить закрытость некоторых религиозных общин, неопределенность самого понятия «религия», а также разное значение, придаваемое вере в разных обществах. Это, несомненно, находит свое отражение в низком качестве данных. В ходе исследования зачастую обнаруживались расхождения в оценках численности приверженцев той или иной религии в 2-3 раза. Однако в работе не ставилась задача количественно оценить численность или долю людей, придерживающихся тех или иных религиозных взглядов. Скорее это попытка качественно показать то разнообразие религиозных практик, которое существует в современном мире, и обозначить проблемы, возникающие на стыке религиозных взглядов. Такая работа в рамках статьи не позволяет использовать национальные данные всех стран, что приводит к необходимости прибегать к сводным данным СМИ и международных исследовательских центров. В качестве основных источников информации в данной статье использованы данные Атласа религии Le Monde/La vie , Атласа мировых религий Spiegel , статистические данные World Christian Database , а также аналитические обзоры и данные форума по религиям и общественной жизни Pew Research Center . Поскольку картографическая информация в этих источниках защищена национальными законами об авторских правах, всех карты и картограммы из них приводятся в неизменном виде с непереведенной легендой, за что приносим извинения у читателей.

На рис. 1 представлена карта мира, на которой отмечены доминирующие религии на данной территории. Следует отметить, что информация по бывшему СССР на этой карте выглядит достаточно неоднозначной, особенно это касается северо-запада России, Украины и Белоруссии. Вызвано это крупными лютеранскими и другими протестантскими общинами на севере России, а также сосуществованием Русской православной, Украинской православной, Украинской греко-католической, Белорусской греко-католической и Римской Католической церквей на территории Украины и Белоруссии.

Из карты следует, что доминирующей религией в мире в 1990 году продолжало оставаться христианство (1,7 млрд. последователей). Следом за ним следует ислам (0,9 млрд. последователей). За счет колоссального демографического роста в XX веке третье место занимает индуизм, не считющийся мировой религией. Буддизм, одну из самых древних религий, исповедует лишь 323 млн. человек, что во многом вызвано угасанием религиозности в Китае.

Рисунок 1. Карта мира. Доминирующие религии на данной территории

Цветами на карте обозначены доминирующие по численности населения религии. Список приверженцев доминирующих религий в легенде представлен в следующем порядке: католики, протестанты, христиане различных деноминаций, православные христиане, христиане восточных церквей, мормоны, мусульмане (сунниты), мусульмане (шииты), иудеи, буддисты, японские синтоисты и буддисты, индуисты, сикхи, представители традиционных религий, не имеющие доминирующий религии либо нерелигиозные. Белым обозначены незаселенные территории.

Более того, прогнозы населения, составленные до 2050 года предвещают значительное увеличение численности христиан и мусульман (до 3 и 2,2 млрд. человек соответственно). Вместе с тем рост численности индуистов и буддистов будет незначительным, а численность исповедующих иудаизм и вовсе останется практически той же. Но наибольшие темпы роста ожидаются именно у мусульман (в 2,3 раза за 60 лет).

Однако даже при таком подавляющем доминировании христианства и ислама карта мира выглядит крайне неоднородной. Многочисленные течения христианства приводят к пестрому виду Европы и США, мусульмане-сунниты из Африки и Азии оказываются расколотыми прослойкой шиитов, восточно-азиатские страны представляют собой смесь атеистических, буддистских, синтоистских, мусульманских, индуистских и многих других взглядов, и даже, казалось бы, однородные по религиозному составу Южная Америка и Австралия демонстрируют значительные вкрапления местных верований, сохранившихся с доколониальных времен. Глобализация и международная миграция еще больше подстегивают эту религиозную пестроту. В результате современный мир с точки зрения религий практически не имеет внутренних территорий. Любая точка земного шара оказывается на границе конфессий, хотя напряжение в этих точках может разниться.

Религиозные права и свободы в современном мире оказываются одними из самых ущемленных. Сосуществование двух подходов, один из которых защищает свободу вероисповедания, а второй – защищает это право в том объеме, в котором оно не противоречит традициям и законам Ислама , не решает существующих в мире противоречий. Наиболее свободны в плане выбора вероисповедания страны, в которых доминирует христианство . Правда, и здесь встречаются различные исключения и ограничения - в Мексике, Колумбии, Венесуэле, Анголе, Зимбабве, Танзании, Кении, Франции, Германии, Украине, Греции, Болгарии, Белоруссии и России. Однако прецедентов полного ограничения религиозных свобод в христианских странах не существует.

Значительные религиозные ограничения существуют в Китае, где, к примеру, властями создана Китайская Патриотическая Католическая Ассоциация , не признаваемая Святым Престолом и назначающая собственных епископов. Прообраз государственной религии существует и в Северной Корее. А в Индии нередки притеснения христиан индуистами. Наибольшие притеснения религиозных прав и свобод наблюдаются в Саудовской Аравии, Эритрее, Иране, Узбекистане, Мьянме, Малайзии. Больше других при этом страдают христиане. Они оказываются притесненными в той или иной степени в 133 странах мира . В Саудовской Аравии за открытую практику христианства предусмотрено наказание в виде смертной казни . Даже принявшие арабскую хартию прав человека страны продолжают игнорировать существующую проблему, акцентируя внимание на исламофобии в мире .

В то же время остальные страны прикладывают немало усилий для преодоления межрелигиозных конфликтов. Те или иные институты межконфессионального диалога существуют в Великобритании, Франции, Испании, Швейцарии, России, Казахстане, Боснии, Албании, Алжире, Ливии, Ираке, Катаре, Израиле, Уганде, Мозамбике, Бурунди, Японии, Тайване, США, Канаде, Гватемале, Колумбии, Чили, Аргентине и др.

Помимо крупных религий, отмеченных на рис. 1, в мире существует немалое число религиозных меньшинств, чье взаимодействие с миром также является неотъемлемой частью разнообразия религий. К ним относятся и общины старообрядцев в России, старокатоликов в центральной Европе, меннонитов, молокан, отколовшихся от крупных христианских церквей, зороастрийцы, самаритяне, исмаилиты на Ближнем Востоке, многочисленные общины коренного населения Америки и Австралии и многие другие религиозные группы . Особый интерес для демографов представляет зародившаяся в Юте Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны) . Основанная Джозефом Смитом в 1827 году, эта церковь верит помимо прочего в «крещение мертвых». Как результат последователи этой церкви собирают информацию о метрических книгах со всего мира в надежде крестить все население земли и проследить его генеалогию до Адама и Евы. Практический результат этого – база данных метрических записей, включающая, в том числе, и записи Тверских, Самарских и Санкт-Петербурских метрических книг . В начале своего существования эта церковь также активно выступала за полигамию, что нашло отражение в ее собственных метрических книгах и может послужить хорошей основой для продольного анализа полигамных браков.

Loading...Loading...