Копты — потомки фараонов и древних Египтян. Копты

Уже давно пора рассказать о коптах, проживающих в Египте. Кто они? Чем отличаются от ? Какую одежду носят? Являются ли копты православными? Испытывают ли притеснения?

Копты — это египетские христиане, по разным источникам они составляют от 8 до 12% от всего населения Египта, а именно порядка 6-9 млн человек. Большинство коптов принадлежат, главным образом, к Коптской православной церкви из числа дохалкидонских церквей. И лишь небольшая часть (около 100 тыс. человек) принадлежит к Коптской католической церкви. Существуют здесь также копты-протестанты. На самом деле в Египте встречаются также христиане и других направлений, но они составляют совсем малую часть.

Таким образом, б?льшая часть коптов является православной.

По воскресеньям копты ходят в церковь всей семьей (это помимо прочих христианских праздников). В богослужении используется коптский обряд. Устройство коптских храмов сходно с православными, но не во всем. Алтарная часть отделяется от основной части храма резной перегородкой. Роль царских врат, как правило, играет завеса, открываемая в определённые моменты богослужения. Мужчины и женщины располагаются в храме отдельно, иногда мужскую часть храма от женской также отделяет перегородка. Прихожане во время богослужения сидят на скамейках или специальных стульях, расставленных рядами. Кстати, женщинам покрывать голову в церкви не обязательно.

В настоящее время большинство богослужений совершается на арабском, наиболее известные молитвы читаются на коптском, чтение Святого Писания проходит на двух языках. Богослужебные книги, как правило, печатаются на двух языках параллельными текстами: на арабском и коптском.

Сегодня христиане в Египте обладают теми же правами, что и мусульмане, за исключением того, что по закону президентом страны может стать только мусульманин. Несмотря на существующее формальное равноправие, сами копты говорят и о трудностях, с которыми они сталкиваются на бытовом уровне — им реже удается занимать руководящие должности, христианские священники существуют только на пожертвования прихожан, в отличие от мусульманских имамов, заработная плата которым выплачивается правительством.

В плане же повседневных взаимоотношений «мусульманин — копт» никаких проблем, лично я, не видела. Общаются все вместе, поздравляют друг друга с праздниками. В компании мужчин могут быть как христиане, так и мусульмане, все равноправны между собой, возможно общение абсолютно на любые темы. Агрессии я не встречала. Исключением могут быть очень религиозные люди, как с одной, так и с другой стороны.

Можно заметить внешнее отличие коптов от мусульман, т.к. эти ветви идут как бы параллельно и практически не смешиваются. Кожа у некоторых коптов чуть светлее. Говорят, что и черты лица тоже отличаются, но лично для меня разница не особо ощутима. И с первого взгляда не всегда смогу определить кто копт, а кто мусульманин.

Ещё одна характерная черта коптов - на руке у многих, но не у всех, татуировка в виде небольшого креста обычно 2-5 см. Делают эти татуировки, в том числе и для того, чтобы в случае неожиданной смерти копта (автомобильная авария, например), тело умершего не было подвергнуто мусульманским обрядам, т. к. страна все-таки мусульманская, а была произведена необходимая в таком случае процедура для христиан.

В одежде тоже есть отличия, но больше у женщин. Египетские христианки обычно не покрывают головы платком, как это делают мусульманки, и могут носить более открытую одежду. Женщины носят бриджи, штаны, редко юбки, футболки с коротким рукавом или кофты с длинным рукавом, также в местной христианской моде костюмы повседневного плана: брюки, пиджак.

На пляжах Хургады египетские христианки, как правило, не раздеваются. По крайней мере, в бикини я их никогда не видела. Купаются обычно в бриджах/шортах и футболках. А в других городах купаются также и в европейского плана купальниках.

Что касается мужчин-коптов, их одежда практически не отличается того, как одеваются мужчины-мусульмане, обычно в ходу шорты и футболка, зимой штаны и кофта. Отличием является то, что копты могут носить и носят украшения из золота, а мужчинам-мусульманам золото носить не полагается. Также владельцами многих ювелирных магазинов являются именно копты. То же самое с алкоголем. Мусульманам употреблять его не полагается, а коптам можно.

Интересно, что в Египте в ID (идентификационная карточка человека) указывается вероисповедание. Т.е. у копта указано «христианин», у мусульманина — «мусульманин».

Не знаю, всем или не всем, но коптам тоже делают обрезание (как и мусульманам), но не с религиозной целью, а в целях гигиены.

Также существенным отличием коптов от мусульман является имя. Существуют только христианские имена и только мусульманские имена, а есть имена, которые используются и у тех, и у других. Но практически наверняка папа-мусульманин не даст своему ребенку явно христианское имя. И наоборот. Явно христианские имена: Майкл, Мишель, Джон, Дэвид и другие. Явно мусульманские: Мохаммед, Ахмед, Махмуд, Мустафа, Абдулла, Рамадан и другие.

Добрачная жизнь у коптов запрещена, как и у мусульман. При заключении брака жених и невеста обязательно венчаются в церкви. Естественно, отсутствует.

Разводы у египетских христиан запрещены и порицаются обществом. Развод возможен лишь в ооочень редких случаях. Т.е. мужчина и женщина сочетаются браком один раз и на всю жизнь. В связи с этим, бывает, что у коптов возникают проблемы при женитьбе на иностранке, потому что семья жениха не всегда согласна с его выбором, ведь жена — это на всю жизнь, а иностранка — все-таки женщина из другой страны, с другим менталитетом и традициями.

Об оформлении официального брака с коптом в Египте, со всеми вопросами относительно брака — добро пожаловать в тему .

Вот, собственно это всё, что я знаю о египетских христианах, не так уж и много, к сожалению:sad: , так что добавляйте!

Частично использованы материалы , а фото с сайта .

Новая газета, сентябрь 2013.
Современные копты – прямые потомки древних египтян
Семен Козлов
Об авторе: Семен Яковлевич Козлов - кандидат исторических наук, этнолог.

Глава коптской церкви Тавадрос II имеет также титул Папы. В патриаршем соборе
св. Марка в Каире.

22 сентября 1822 года французский ученый Ж.-Ф. Шампольон написал письмо в
парижскую Академию надписей, в котором изложил результаты своих исследований
египетского иероглифического письма. Он разработал метод дешифровки и установил
принцип чтения иероглифов. Этот день считается днем основания египтологии –
науки, изучающей древнеегипетский язык, письменность, археологические памятники,
историю и культуру Древнего Египта.
Возможно (скорее всего!), это выдающееся открытие было бы сделано намного позже,
если бы не так называемый Розеттский камень. В августе 1799 года, во время
египетской экспедиции (1798–1801) Наполеона Бонапарта отряд его солдат возводил
укрепления близ города Розетта в дельте Нила. Неожиданно офицер по имени Бушар
обратил внимание на базальтовую плиту в стене давно разрушенного арабского
форта. На ней были высечены надписи на древнегреческом и древнеегипетском языках
(иероглифами и демотическими знаками). Как выяснили специалисты, это был
параллельный текст, сделанный в 196 году до н.э.




Греческий текст перевели сравнительно легко. Намного более трудной задачей было
прочтение текста, написанного иероглифами: для этого нужно было дешифровать их,
зная грамматику и лексику языка египтян. Шампольон догадался, что ключ к решению
задачи – в языке коптов, прямых потомков населения древнего Египта. Он с юности
изучал коптский язык и отлично владел им. Благодаря этому Шампольон смог
прочитать египетские письмена. В дальнейшем он составил первый словарь и первую
грамматику древнеегипетского языка.

Название страны Египет – от древнегреческого Aigyptus (Айгиптос). Эта форма
топонима впоследствии перешла в латинский язык, из него – в другие европейские
языки в форме Египет. Образована она от одного из древнеегипетских названий
Мемфиса, звучавшего как «Хеткаптах» или «Хикупта», буквально «Крепость духа Пта
(ха)» – главного бога города. Сами древние египтяне называли свою страну «Кемет»
– «Черная земля» или «Тамери» – «Возлюбленная земля». Современные египтяне
называют свою страну Миср (восходит к библейскому Мицраим; значение топонима не
установлено). Официальное название государства – Гумхурия Миср
аль-Арабия/Арабская Республика Египет.
Язык, на котором говорили древние египтяне, относится к афразийской семье
языков, которая объединяет также семитские (в том числе иврит и арабский),
кушитские, берберо-ливийские и ряд других живых и мертвых языков (включая
коптский). Первые известные памятники древнеегипетского языка датируются концом
IV тысячелетия до н.э.
Египетское письмо имело две параллельно существовавшие разновидности: рисуночную
(иероглифы от греч. hierоglyphoi – «священные письмена») и скорописную
(иератические письмена от греч. hieratikos – «жреческие»), которая возникла
около 3000 года до н.э. из иероглифов и использовалась для написания религиозных
текстов и для переписки. В VII веке до н.э. появляется новая скоропись –
демотическое письмо (от греч. demotikos – «народный», как назвал его Геродот) с
очень упрощенными знаками. Это была переходная ступень к коптскому письму.
Во II–III веках начинается завершающий этап в развитии египетского языка. Это
коптский язык с алфавитной системой письма. Первые попытки писать египетские
тексты греческими буквами (с добавлением демотических знаков) предпринимались
еще в III веке до н.э. – это так называемое старокоптские магические тексты. В
первые века н.э. быстрое распространение христианства в Египте вызвало
необходимость иметь священные тексты новой религии на родном языке большинства
населения. Новая письменность была создана во II веке переводчиками Библии с
греческого языка на египетский (коптский).
Создатели коптского письма взяли за основу греческий алфавит, добавив к нему
восемь знаков демотического письма, которые передавали те звуки, для обозначения
которых не было греческих букв. Форма этих знаков была приспособлена к новому
письму. Этот коптский алфавит используется и в наши дни – на нем копты-христиане
печатают свои книги .

Первые письменные памятники на коптском языке – это переводы с греческого
Священного Писания, богословских и религиозно-философских сочинений христианских
авторов. Появляются и оригинальные произведения: проповеди и поучения крупного
религиозного и исторического деятеля Шенуте (IV–Vвека), проповеди и монастырские
уставы основателя первых монастырей Пахома и его преемников (IV век). На
коптском языке создается обширная житийная литература. Под влиянием арабской
литературы у коптов появляются и светские по своему содержанию произведения. Х
век – время расцвета коптской поэзии.
До начала VIII века коптский язык оставался официальным языком Египта. Арабский
язык был объявлен государственным в 706 году. Реально же до середины Х века
параллельно употреблялись оба языка. Постепенно арабский язык вытесняет коптский
из всех сфер. В XI–XII веках родной язык коптов-христиан становится лишь их
внутриобщинным языком, преимущественно языком культовым.
Отмечу, что много коптских текстов, в том числе рукописных, хранится в
Государственном Эрмитаже и Российской национальной библиотеке в Петербурге, в
Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Крупнейшие
коллекции коптских текстов и памятников искусства – в Коптском музее в Каире, в
парижском Лувре, в лондонском Музее Виктории и Альберта, в государственных
музеях в Берлине.
Нежная исламизация
Около 98% населения современного Египта (общая его численность – 83 млн.
человек в 2011 году) – египетские арабы, или египтяне. Это потомки древних
египтян, в большинстве своем смешавшихся с арабами, которые с середины VII века,
после включения страны в халифат, селились здесь сравнительно крупными
родоплеменными группами. Коренное население – копты (от греч. Aigyptios, что,
собственно, и означает «египтянин»), на коптском языке – куптиос, на арабском –
кибт, кубт – к VII веку было почти полностью христианизировано.
Процесс арабизации Египта, начавшийся на рубеже VII–VIII веков, происходил путем
смешанных браков, приобщения египтян к ценностям арабской цивилизации, в которой
главное место принадлежало религии – исламу. Переход в мусульманство новые
правители стимулировали различными административными и экономическими мерами.
Немусульмане облагались более высокими налогами. У монастырей и храмов отнимали
земли, которые затем отдавались во владение мечетей. Коптов-христиан не брали на
военную службу. Их лишили права ездить на лошадях (для верхового передвижения
они могли пользоваться только ослами), обязали носить тюрбаны и платья только
определенных темных цветов.
Тем не менее, несмотря на все льготы для мусульман, различные притеснения по
отношению к христианам к началу Х века, то есть спустя два с половиной столетия
после арабского завоевания, лишь одна треть населения Египта исповедовала ислам.
Еще медленнее шел процесс перехода на язык завоевателей. В общем же процесс
исламизации и арабизации коренного населения Египта завершился в основном в XIV
веке.
Дольше всех, тысячу лет, арабизации противились копты-христиане (жители
городов). Последние литературные памятники на коптском языке относятся к XIII –
началу XIV века. Разговорный коптский язык бытовал как язык отдельных локальных
групп вплоть до XVII века. Языком повседневного общения, культуры, науки стал
арабский. Но и потом, по сей день, коптский язык сохранился как язык
богослужебных книг, частично как язык литургии. Церковные гимны сочинялись на
коптском языке до XVIII века. В египетском диалекте арабского языка много
заимствований из коптского.

Индо-средиземноморская раса

В антропологической классификации египетских арабов, включая коптов, относят к
индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. Это типичные южные
европеоиды, черноволосые и темноглазые, с темной (часто – очень темной) кожей
лица и тела. Важно отметить, что арабское завоевание мало изменило расовые
(физические) характеристики населения Египта. Ученые, имеющие в своем
распоряжении многочисленные находки костных остатков из различных мест Египта,
начиная с V тыс. до н.э., указывают на поразительную стабильность
антропологических особенностей населения с эпохи Древнего царства и до наших
дней.

Коптская церковь (Коптская православная церковь) – одна из древнейших
христианских церквей (с I века н.э.). Ее основателем и первым патриархом
считается св. Марк Евангелист. В 47–48 годах он пришел в Египет, проповедовал в
Александрии, обратил в христианство многих людей.
Среди египетских христиан-коптов впервые возникло монашество. Первый монастырь
был основан в начале IV века преподобным Антонием Великим в египетской Восточной
пустыне (существует поныне). В настоящее время в коптской церкви имеется 12
мужских и шесть женских монастырей.
Официально коптская церковь появилась в 451 году после раскола, произошедшего на
Халкидонском вселенском соборе, на котором было осуждено как ересь монофизитство
– направление в христианстве, сторонники которого признают только одну
божественную природу Иисуса Христа. Большинство египетских христиан, включая
священников, придерживались именно такой догмы. Они и образовали коптскую
церковь, которая стала автокефальной, то есть самостоятельной, с 536 года.

Глава Коптской церкви Патриарх имеет также титул Папы (от греч. рapus, лат. рapa
– отец, наставник, воспитатель). Папу-патриарха избирают пожизненно на поместном
соборе из числа самых известных монастырских духовников. Избранный на эту высшую
в церкви должность одновременно становится духовным лидером всех коптов, его
авторитет непререкаем.
Александрия с зарождения коптской церкви была ее центром. Там похоронены все ее
патриархи, начиная от св. Марка. Нынешний центр коптской церкви находится в
Каире. Это величественный патриарший собор св. Марка, древний храм во имя
апостолов Петра и Павла, множество служб и зданий. Там же расположена главная
духовная семинария, где обучаются коптские священники. На территории патриархата
находится и Коптский институт высших исследований – центр по изучению коптской
христианской традиции.
Этноконфессиональная общность
Ислам, религия большинства египтян, оказал заметное влияние на обрядность
коптской церкви. Молятся копты несколько раз в день, вымыв руки, как мусульмане,
и повернувшись лицом к востоку. В церковь входят в головных уборах, но сняв
обувь, как это делают мусульмане, входя в мечеть. Подобно тому, как каждый
мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить хадж в Мекку, так и
христианину-копту положено совершить паломническую поездку в Иерусалим к местам,
связанным с Иисусом Христом. У коптов распространен обычай обрезания крайней
плоти у мальчиков, характерный для мусульман. Впрочем, это делалось и в Древнем
Египте.

В то же время в культовой практике коптской церкви немало специфического.
Церковная служба часто сопровождается каждением; богослужению, молитвам
сопутствуют пение и инструментальная музыка на флейте и ударных инструментах.
Литургия совершается на арабском и коптском языках. Для коптской церкви
характерно особое почитание Богоматери. Ей посвящено 32 праздника в году.
Коптская церковь имеет собственный календарь с началом летосчисления от 29
августа 284 года, начала «эры мучеников», когда римским императором стал
Диоклетиан, в правление которого христиане подвергались жестоким преследованиям.
В середине XVIII века под воздействием римско-католических миссионеров от
коптской церкви отделилась часть верующих и священников; так появилась
самостоятельная униатская церковь – коптско-католическая церковь (к началу XXI
века она насчитывала 120–150 тыс. человек). В середине XIX века среди коптов
образовались протестантские общины – евангелисты, пятидесятники, методисты,
пресвитериане и др. Коптов-протестантов приблизительно столько же – около 150
тыс.
Копты – самая крупная христианская общность на Ближнем Востоке. В настоящее
время коптов-христиан в Египте 8–9 млн. человек, то есть около 10–11% населения
(2011).

Когда часть этноса исповедует религию, отличную от того вероисповедания,
которому привержено большинство этого народа, у нее нередко формируются особые
черты быта и культуры, и, что существенно, свое особое общинное самосознание, с
которым связано и особое самоназвание. Такие группы этнологи квалифицируют как
этноконфессиональные общности. Копты – типичная этноконфессиональная общность в
составе современных египтян (египетских арабов).
Копты-христиане – прямые потомки древних египтян, не смешавшихся с арабами.
Браки у них заключаются только с единоверцами. Такая общинная эндогамия – один
из важных факторов сохранения коптов как особой группы. Большинство коптов –
жители городов. Крупные коптские общины есть в Каире, Александрии, Асьюте,
Ахмиме.
Самый известный из современных коптов – бывший генеральный секретарь ООН Бутрос
(Пётр) Бутрос-Гали. В христианском мире почитают коптов – св. Афанасия, св.
Василия (автор праздничной православной литургии), св. Пахома (основатель
монашеского и отшельнического движения в христианстве).
Связь времен, бессмертие народа
В XIV веке до н.э. Египтом правил Аменхотеп IV (1368–1351), фараон-реформатор.
Отменив культы всех богов, в том числе и «царя богов» Амона, он установил
один-единственный культ – бога Атона (солнечного диска). Себя он переименовал в
Эхнатона («полезного Атону»). Это была первая в истории попытка создания
монотеистического культа, отвергнутая жречеством тотчас после смерти
фараона-еретика.
В честь нового, единого бога были созданы и новый, вместо Фив, столичный город –
Ахетатон (совр. Эль-Амарна), и великолепные храмы, и многие шедевры
изобразительного искусства и поэзии. Один из самых замечательных – «Гимн Атону».
Он начинается так: «Ты восходишь, прекрасный, на горизонте неба/ О, живой Атон,
дарующий жизнь!». А в конце его строки, посвященные супруге фараона Нефертити:
«Да живет она и остается юной/ На веки веков!». Самая известная женщина Древнего
Египта Нефертити (др. – егип. «прекрасная грядет»), царица и возлюбленная жена
Эхнатона, видимо, была его соратницей в проведении потрясшей страну религиозной
реформы.
Современный мир узнал, как она выглядела, когда в 1912 году в Эль-Амарне была
раскопана мастерская ваятеля Тутмеса со скульптурными портретами Нефертити.
Оригиналы хранятся в каирском музее и государственных музеях Берлина.
Какое отношение имеет этот экскурс в XIV век до н.э. к нашей теме, к
христианам-коптам сегодняшнего Египта? Самое прямое. В храме Атона в Ахетатоне
есть рельеф, на котором изображено, как фараон приносит жертвы, а рядом с ним
стоит Нефертити и потрясает звенящим систром. Этот древнеегипетский музыкальный
инструмент и в наши дни сопровождает богослужение в коптских храмах.
Хотите увидеть прямых потомков древних египтян? Оказавшись в Каире, Александрии,
других египетских городах, зайдите в коптский район, побывайте в коптском храме.
Связь времен, бессмертие народа.

Когда в среде российских интеллигентов речь заходит о Египте и египтянах, обязательно найдется тот, кто вспомнит о коптах, демонстрируя тем самым высокий уровень своей эрудированности. Не знать о существовании загадочных коптов в приличном московском обществе сегодня уже почти неприлично.

Немного истории и фактов

Коптами называют традиционных христиан Египта, которые составляют от 8 % до 10 % населения страны и принадлежат к египетской Коптской Православной (нехалкидонской) Церкви, возглавляемой Патриархом Шенудой III. В то же время копты являются одной из самых древних христианских общин на Ближнем Востоке.

Изначально слово "копт" происходило от греческого "айгуптиос" и означало "египтянин". Постепенно, начиная с I века н.э., египтяне принимают христианство, которое становится основной конфессией страны вплоть до прихода арабов в 641 г. Таким образом, в некотором смысле все жители Египта являются потомками коптов.
Христианство на египетскую землю приносит св. апостол Марк, который и основывает одну из старейших Церквей мира - Александрийскую Церковь. И именно из Александрии новая религия распространяется по всему Египту. Началом же коптской эры сами египетские христиане считают 284 год н.э. - год, открывающий так называемый календарь коптских мучеников: в этом году императором Рима становится Диоклетиан, чье правление отмечено страшными по своей жестокости гонениями на христиан, особенно в Египте. В его правление несчетное число коптов подверглось чудовищным пытками и казням. С тех пор копты ведут свое летоисчисление, пользуясь аббревиатурой А.М., которая соответствует латинскому "Anno Martyrum" - буквально "Эра мучеников".

Однако в конце V века происходит событие, навсегда изменившее судьбу Коптской Церкви. На состоявшемся в 451 г. Халкидонском IV Вселенском Соборе был принят догмат о том, что Иисус Христос имеет две природы - Божественную и человеческую. Представители же Коптской Церкви вместе с Армянской, Эфиопской и Сирийской "Яковитской" Церквами отказались соглашаться с такой формулировкой, веруя во единую Божественную природу Христа. Вследствие теологического конфликта копты, названные монофизитами, были отлучены от семьи христианских Церквей.
Изоляция Коптской Церкви долгие века препятствовала межцерковному общению между Египтом и другими странами, но, вместе с тем, позволила египетским христианам сохранить уникальные черты раннехристианских традиций, утерянные другими христианскими конфессиями.

Когда после российских храмов, поражающих своим величием и великолепием, попадаешь в коптскую церковь, становится непонятно, а в храме ли ты вообще. Кто-то куда-то ходит, стоят скамейки, под потолком жужжат вентиляторы, на полах небрежно и криво постланы протертые коврики, а вокруг бегают дети. И это в столице. А в провинциальных церквях прихожане разуваются перед входом в храм, что явно свидетельствует об изначально общей традиции христиан и у мусульман. Причем, скорее всего, традиция оставлять обувь за порогом храма и входить в Дом Божий босиком берет свое начало в древнеегипетских обычаях, ведь известно, что в свои языческие храмы египтяне времен фараонов входили разутыми.

Есть и другие параллели в ритуалах и предписаниях египетских христиан-коптов и мусульман, что только подчеркивает общность традиций двух религий одной страны. Известно, что потребление алкоголя считается грехом в исламе. Однако же и египетские христиане негативно относятся к употреблению спиртных напитков. Более того, во время причастия копты в последние годы стали использовать не вино, а неферментированный (то есть не забродивший) виноградный сок. Коптская просфора представляет собой круглую лепешку пресного хлеба с изображением коптского креста по центру.

Также в деревенской коптской церкви можно увидеть людей, расположившихся прямо на полу под какой-нибудь иконой и спокойно перекусывающих что-то из принесенного с собой. На праздники коптские храмы превращаются для местной молодежи в место для знакомств. Именно в церкви девушки и юноши подыскивают себе женихов и невест. Копты чувствуют себя здесь свободно - как у Отца дома… В этом есть что-то настоящее, какая-то очень верная суть истинного христианства, при этом с трудом воспринимаемая русским православным сознанием, которое, как правило, приучено к золоту Византии и к покорности перед иерархией.

Продолжая "золотую" тему, хочется отметить, что в коптских храмах убранство более чем скромное, а иконы похожи на произведения примитивистов - образы святых будто нарисованы ребенком. Тема детскости и наивности прослеживается и в одеянии коптских монахов, которые носят в качестве головных уборов черные расшитые крестиками капюшончики, напоминающие шапочки, надеваемые грудничкам и символизирующие чистоту их обладателей, сравнимую с чистотой младенцев.

Служба в коптских церквях совершается на арабском и коптском языках (последний - древний язык египтян, который был вытеснен со временем арабским). Женщины и мужчины сидят в храме по разные стороны, причем женщинам можно надевать брюки и не покрывать голову.

Нередко в России приходится слышать от "знатоков" вопроса удивительнейшие рассказы про египетских христиан, порой напоминающие вымыслы средневековых путешественников. Попробуем разобраться в некоторых из них.

Пять мифов о коптах

Миф I. Копты - единственные потомки фараонской цивилизации

Большинство наших соотечественников, имеющих представление о том, кто такие копты, убеждены: именно египетские христиане являются потомками "тех самых" египтян, создавших великую цивилизацию Древнего Египта с ее пирамидами, сфинксом, Тутанхамоном и Нефертити.

Эта идея наполняет россиян неслыханным пиететом перед коптским населением Египта, на фоне которого возникает пренебрежительное отношение к египетским мусульманам, якобы ведущим свое происхождение от кочевников-арабов, пришедших в Египет с войском мусульманских завоевателей, которые чуть ли ни поработили коптов-христиан.

Конечно, противопоставление "свои - чужие" в данном контексте напрашивается само собой: "наши копты" vs. "чужие мусульмане". Однако такое представление не более чем очередная идеологема: на самом деле египетские мусульмане в большинстве своем точно такие же потомки древних египтян, как и копты. Фактически египтяне - единый народ, разделенный конфессиональной принадлежностью: предки одних остались в лоне прежней религии, тогда как предки других приняли новую веру.
Интересно, что лица многих современных египтян - как христиан, так и мусульман - поразительно схожи с изображениями на древнеегипетских фресках или папирусах, что подтверждают и ученые-египтологи, и антропологи.

Миф II. Копты имеют доступ к тайнам и владеют скрытым от человечества сакральным знанием

Этот миф особенно распространен в среде мистически ориентированных россиян, которые слышали что-то о гностической традиции и апокрифических Евангелиях, найденных в Египте в прошлом веке. Бытует мнение, что Коптская Церковь, веками отлученная от семьи мировых Церквей, сумела в тайне сохранить некое истинное христианское мистическое знание, основанное на гностической традиции.
В действительности же копты всячески избегают намеков на какие-либо тайные знания и вряд ли с ними знакомы, несмотря на безусловное наличие в коптской традиции широкого спектра символики цвета, цифр и пр.

Миф III. Копты владеют большей частью египетского капитала

Мнение о том, что египетские христиане-копты являются обладателями несметных богатств, распространено и среди некоторых радикально настроенных мусульман. Серьезных оснований для подобного утверждения нет. Пожалуй, единственным фактом, способным косвенно подтверждать этот миф, является существование коптской семьи Савирасов - одной из наиболее богатых семей страны. Савирасы владеют различными производствами и компаниями, контролируют значительный сегмент строительного бизнеса, мобильных коммуникаций и пр.

Миф IV. Копты - покорные и забитые христиане Египта

Представление о коптах как о тихом и забитом меньшинстве, мягко говоря, неоправданно. Вернее будет сказать, что копты так сами о себе думают и сами себя так позиционируют. Однако в реальности коптская молодежь сегодня в значительной степени заражена вирусом экстремизма. Может быть, даже больше, чем мусульманская молодежь Египта.

Очевидно, что подъем коптского самосознания сегодня идет по пути противопоставления себя мусульманам, при этом эскалация напряженности в отношении иноверцев считается среди многих египетских христиан чуть ли ни доблестью.

И если еще несколько лет назад среди коптов была распространена традиционная татуировка в виде маленького крестика на запястье или у фаланги большого пальца, то сегодня нередко можно видеть молодых людей с татуировкой во всю руку с изображениями Христа, Богоматери или разных святых. Демонстрация собственной религиозности в коптской среде все стремительнее понимается как обретение смысла жизни.

Миф V. Копты - угнетаемое мусульманами меньшинство

Распространенное на Западе и в России представление о коптах как о притесняемом злыми мусульманами христианском меньшинстве приходится слышать повсеместно. Даже многие российские ученые тиражируют стереотип о египетских христианах, подвергшихся жестоким гонениям со стороны пришедших в Египет арабов-завоевателей.

В действительности приход арабов-мусульман с войском мусульманского военачальника Амра Ибн Аль-Аса в Египет был воспринят египетскими христианами-коптами с огромной радостью, так как последние видели в них долгожданных освободителей от византийского ига (большая часть коптов к тому времени уже отвергла византийское Православие). Арабы же, в свою очередь, предложили египтянам необходимое покровительство. Жалеющие сохранить христианскую веру должны были платить специальный налог "джизью", в обмен на который получали защиту от византийских властей, жестоко притеснявших коптов-монофизитов, которых в Константинополе считали еретиками.

Впоследствии египетская история, конечно, знала и притеснения коптов, однако объективная информация о них обычно смешана со множеством мифов.

Сегодня Египет переживает период межрелигиозной напряженности, то и дело можно слышать о столкновениях христиан и мусульман страны. Но в этом, к сожалению, схожи многие страны современного мира.

Очевидно, что разыгрывание религиозной карты - один из самых надежных способов дестабилизировать ситуацию в любом социуме, даже в таком некогда сплоченном как египетский. Поэтому лозунг, некогда провозглашенный выдающимся египетским политиком Саадом Заглюлем "Религия для Бога, а Родина для всех", оказывается сегодня жизненно важным для сохранения национального единства страны.

Коптская церковь - это национальная церковь христиан Египта. По преданию, она основана евангелистом Марком и сейчас относится к так называемой восточной ветви православного христианства. Сами копты предпочитают называть себя последователями древней апостольской церкви.

Кто такие копты?

Копты считаются прямыми потомками древних египтян. Их язык имеет много схожего с Египта, и Луи Шампольон с успехом использовал его при первоначальной расшифровке иероглифов. Сегодня коптский язык практически вышел из употребления и сохранился лишь в церковных богослужениях.

В настоящее время коптами принято называть всех последователей христианского учения, проживающих на территории Египта и Эфиопии. Очень часто копта можно отличить от мусульманина по татуировке в виде креста на запястье. Она не является обязательной, но присутствует у большинства египетских христиан.

История коптской церкви

По легендам, первую христианскую общину в Египте основал святой Марк, который впервые посетил Александрию около 47-48 года н.э. Он же стал ее первым епископом, а через двадцать лет погиб от рук римлян. Часть его мощей до сих пор хранится в коптском храме в Александрии.

Официально же Коптская православная церковь появилась в 451 году, после на IV Халкидонском Тогда Александрийский патриарх отказался осудить монофизитство как ересь и вынужден был заявить об отделении своей церкви. После этого все время, пока Египет оставался в составе Византийской империи, коптов преследовали как еретиков.

После завоевания страны арабами, а позже Османской империей на протяжении долгих веков коптская церковь терпела жестокие притеснения мусульман, которые разоряли храмы и подвергали преследованию священнослужителей и прихожан.

Вероучение и обряды

В основе вероучения коптской церкви лежит умеренное монофизитство. Монофизиты признают только божественную природу Иисуса Христа и отрицают, что он когда-либо был человеком. Они считали, что человеческая природа, унаследованная Им от матери, растворилась в его божественной сущности «как капля меда в океане». Православная же церковь утверждает, что Христос имел двойственную природу, то есть был настоящим человеком, оставаясь при этом богом. Именно эти сугубо теологические разногласия и привели в свое время к расколу между двумя восточными церквями.

Обряды и праздники египетской церкви во многом схожи с православными. Торжественно отмечаются 7 больших Господних и 7 малых праздников.

Копты глубоко почитают Богоматерь. В ее честь в церковном календаре существует 32 праздника, главными из которых считаются Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм и Успение.

Религиозные копты постятся большую часть года. У них существует 4 больших поста и несколько малых. Кроме этого постными днями всегда являются среда и пятница.

Церковная литургия сохранила в себе много от монастырской службы времен раннего христианства. А в связи с тем, что коптский язык практически вышел из употребления и непонятен большему количеству прихожан, проводится она обычно на двух языках - коптском и арабском. Службы проходят 7 раз в сутки.

Коптские храмы

Главным храмом Коптской церкви сегодня является огромный Собор св. Марка в Александрии. В этом же городе находится и древний, чудом сохранившийся храм Петра и Павла.

Кроме того, коптские храмы существуют и в других городах Египта. Особого внимания заслуживает величественная Коптская церковь в Хургаде, которая является одной из главных достопримечательностей города. Архитектура храма гармонично сочетает в себе черты христианского и мусульманского искусства, а большой иконостас украшен тремя рядами древних икон, привезенных из Европы. Чтобы избежать столкновений с мусульманскими религиозными фанатиками, церковь обнесена достаточно высокой стеной. Тем не менее она открыта для туристов, а ее служители очень приветливо относятся к представителям любых христианских конфессий.

Убранство коптских церквей, как правило, не отличается чрезмерной пышностью. Стены просто оштукатурены, а фрески встречаются крайне редко. Иконостас состоит из резных лишь сверху украшенных иконами. Коптская религиозная живопись тоже имеет ряд существенных особенностей. Фигуры людей здесь изображаются плоскими и непропорциональными, а детали прописываются очень слабо. В целом это напоминает рисунок, выполненный рукой ребенка.

Внутри храмов есть ряды скамеек - в отличие от православных церквей, где прихожане всегда слушают службу стоя.

Крест на как правило, ориентирован сразу по двум направлениям, а потому виден всегда, с какой бы стороны храма ни находился наблюдатель.

При входе в храм принято снимать обувь. Мужчины молятся отдельно от женщин.

Структура коптской церкви

Сегодня Коптская церковь в Египте состоит из 26 епархий. Управляет ей Святейший папа, Патриарх Александрии. Он избирается на общем собрании архиереев, где также присутствуют и миряне, которых приглашают по 12 человек из каждой епархии. До своего избрания патриарх необязательно должен иметь епископский сан, он может быть даже простым монахом. Окончательный выбор главы Церкви из представленных кандидатов предоставляют самой судьбе, то есть бросают жребий. Избранный таким образом патриарх не может быть смещен, и только он имеет право рукополагать новых епископов.

Коптская церковь имеет собственные школы, а в последнее время здесь начал возрождаться институт монашества. Сегодня в Египте насчитывается 12 мужских и 6 женских коптских монастырей. Большинство из них расположены в оазисе Вади-эн-Натрун, в сотне километров от Каира. Существуют и совсем крошечные обители, где живут всего 3-4 монаха.

Еще одним отличием Коптской церкви от других являются сохранившиеся до сих пор монахи-отшельники, ведущие одинокий аскетический образ жизни далеко в пустыне.

Главная духовная семинария коптов находится в самой столице Египта, недалеко от собора св. Марка. С 1954 года Коптская церковь имеет также свой Институт высших исследований, занимающийся изучением египетской христианской культуры.

Церковь сегодня

Последователи церкви проживают в основном в Египте. По данным за 1995 год, их численность превышает 8 млн человек, еще около 2 млн насчитывают коптские диаспоры во всем мире.

Церковь поддерживает тесные отношения с другими церквями монофизитского толка - армянской, эфиопской, сирийской, маланкарской и эритрейской.

Не так давно Патриарх Александрийский посетил Россию, что является верным знаком хороших отношений между двумя ветвями православия и попытки их сближения. Его инициатором выступает именно Коптская церковь. В Москве глава египетских христиан встретился с патриархом Кириллом и посетил несколько храмов и монастырей столицы.

Коптская за всю свою историю никогда не знала легких времен. Она и сейчас остается маленьким островком христианства посреди мусульманского мира. Но несмотря ни на что, она продолжает существовать и развиваться, бережно сохраняя традиции и вселяя веру в сердца своих прихожан.

byzantine_way в Братья по вере - копты

В Египте, христиане составляют около 8—9 % населения Египта, то есть примерно 6 млн человек (эта цифра, возможно, занижена; по другим данным — около 8 млн человек). Большинство коптов исповедуют христианство, принадлежат, главным образом, к Коптской православной церкви из числа дохалкидонских церквей. Часть коптов (около 150 тыс. человек) принадлежит к Коптской католической церкви. Копты — египетские христиане, представители одной из самых древних ветвей христианства, сохранившие в своей истории и культуре черты, уходящие корнями в глубину веков, в мир фараонов и их подданных.

Христианское учение нашло множество последователей в Египте в середине I века. Как полагают копты, принёс его их первый патриарх — апостол Марк, автор одного из четырёх канонических Евангелий.

На изображении: Евангелист Марк (миниатюра Codex Aureus, 778—820 гг.)

В 641 году в Египет вторглись арабы, которые противостояли византийской армии, но не встретили никакого сопротивления со стороны местного населения. Однако сопротивление со стороны египтян арабскому владычеству в Египте стало чувствоваться через некоторое время и продлилось весь IX век. Арабы наложили специальный налог, известный как джизия, на христиан, приобретших статус зимми.

Арабы в VII веке редко использовали обозначение «египтянин», предпочитая ему термин «копт». Таким образом, египтяне стали известны как «копты», и нехалкидонская египетская церковь — под именем Коптской церкви. Халкидонская же церковь оставалась известной как «Церковь мелькитов». Арабская оккупация поначалу не оказала большого воздействия на жизнь христианских общин, о чём свидетельствует развитое коптское искусство монашеских центров в Старом Каире (Фустат) и по всему Египту. Однако в VIII—IX веках, в период роста национального сопротивления, мусульманские правители запретили использование человеческих образов в искусстве (как следствие иконоборческого конфликта в Византии), вследствие чего были уничтожены многие росписи и фрески в коптских церквях.

На изображении: Коптская и арабская надписи в Старом Каире

Фатимидский период исламского правления в Египте отличался веротерпимостью, исключение составили религиозные преследования во времена халифа Аль-Хакима. Фатимиды назначали коптов на руководящие посты, сами принимали участие в коптских и местных египетских праздниках. Также были предприняты главная реконструкция и реконструкция церквей и монастырей. В Среднем и Верхнем Египте процветало коптское изобразительное искусство. Тем не менее, преследование египетских христиан достигло пика в ранний период мамлюков после крестовых походов. Мародёры-бедуины иногда совершали разрушительные набеги на монастыри, но впоследствии они восстанавливались и открывались вновь.

В настоящее время в Каире копты живут в так называемом Городе Мусорщиков — христианском коптском квартале на окраине Каира (Египет), население которого занимается сбором мусора по всему городу с целью последующей его переработки и утилизации. Район появился в 1969 году, когда городская администрация Каира постановила всех сборщиков мусора сконцентрировать в одном месте около холмов Мокаттам (араб. Al-Mokattam‎) на восточной окраине неподалёку от Цитадели Саладина, Каирской Цитадели.

На изображении: Типичная улица посреди квартала

Сбор мусора в городе является их традиционным промыслом на протяжении многих лет. В квартале есть магазины, кафе и предприятия бытового обслуживания. По приблизительным оценкам здесь проживает более 40 000 человек. Людей, которые живут сбором мусора, выделяют в Египте в особую социальную группу — заббалинов. Сбор, сортировка и переработка мусора является семейным бизнесом и приносит сравнительно хороший, по местным меркам, доход тем, кто в нём занят. Домовладельцы дают определённую плату сборщикам за вывоз мусора с их территории. Государство никак не регулирует эту деятельность, но и не препятствует ей. Пищевые отходы используются как корм для свиней, поэтому мусульмане считают такую деятельность для себя «нечистой». Эта архаичная система, тем не менее, признаётся одной из самых эффективных в мире — заббалины утилизируют до 85 % собранного мусора

В верхней части квартала построен великолепный коптский православный монастырь Святого Симеона Сапожника, который состоит из нескольких церквей и часовен, расположенных как в зданиях, так и в пещерах в глубине горы.
На отвесных стенах скальной породы вырезаны и нарисованы сцены на различные евангельские и библейские сюжеты. Здесь же расположен детский сад, школа и ряд благотворительных христианских учреждений. Кафедральный собор Св. Девы Марии и Св. Симеона является крупнейшим на Ближнем и Среднем Востоке и может вмещать до двадцати тысяч человек.

На изображении: Пещерный храмовый комплекс монастыря Св. Симеона Сапожника в Каире

Коптское искусство представляет собой смесь древнеегипетского и эллинистического влияния. Тематика и символика заимствовались из античной и египетской мифологий, иногда приспособленных к христианским верованиям. Также на этот стиль влияли Персия и Сирия, правда — с меньшим успехом, но все равно оставив такое наследие, как например, павлины и грифоны в числе излюбленных мотивов.

На изображении: Портрет юноши. II век н. э. Золотой венок — типичный для Греции погребальный атрибут. При написании портрета мастер пользовался энкаустикой и темперой. Из собрания ГМИИ им. Пушкина в Москве

Пример влияния эллинистического и египетского искусства периода Поздней Античности т. н. фаюмские портреты. Лица людей из Эль Фаюма — пример коптского искусства II века, показывающий греческое и римское воздействие на коптское искусство, но с некоторыми важными отличиями от собственно египетского искусства.

На изображении: Портрет молодого человека.125-150 гг. из Государственного античного собрания в Мюнхене.

Арабское завоевание Египта привело к тому, что коптские мастера как сами испытали воздействие исламского искусства, так и оказали на него некоторое воздействие. Влияние коптов на арабскую архитектуру и использование некоторых коптских мотивов в исламских зданиях начинается с VII века.

На изоображении: Портрет мальчика из Национального музея в Варшаве.

В то же время, Александрийская церковь коптов, как самая старая в Африке, повлияла на суданскую и эфиопскую. К примеру, некоторые формы коптского креста теперь известны как эфиопский крест, уж не говоря об эфиопских храмах, где видно влияние коптского искусства.

На изображении: Коптский крест

Начиная с IV века Церковь начинает украшать стены храмов фресками и иконами. В коптском искусстве начинают проявляться приметы специфического коптского стиля: глаза и уши становятся крупнее по сравнению с пропорциями всего лица, рот уменьшается, а размер головы по сравнению с телом уменьшается — что является знаком спиритуальных отношений с Богом и преданности молитве. Лица мучеников обычно полны умиротворения.
Большинство коптских иконописцев не подписывались. Традиция называет имена евангелиста Луки (первого иконописца) и двух коптских патриархов — Макария I и Гавриила III Александрийских.

На изображении: «Архангел», коптская икона XVII в., Музей византийского и христианского искусства, Афины

Египетские христиане считают, что искусство иконописи родилось в Египте и любят сравнивать древнеегипетскую живопись с иконами, перечисляя черты сходства.

Loading...Loading...