Краткое описание афонского монастыря пантократор. Монастырь Пантократор: расположение, история основания, интересные факты, фото

Эта обитель – одна из живописнейших по устройству и расположению на северо-восточном побережье Афонского полуострова. Она находится на берегу в бухте, закрытой с трех сторон. Подобно Лавре св. Афанасия, монастырь Пантократор состоит из множества зданий и служб.

Крепкая четырехсторонняя стена с высокими башнями заканчивается монашескими кельями в несколько этажей. Снаружи монастырь выглядит довольно высоким, впечатление усиливает расположение его на высоком скалистом холме.

Пантократор (что значит «Вседержитель») был основан в 1361 году родственниками греческого императора – великим стратопедархом (военачальником) Алексием и его братом великим примикарием (первым сановником Цареградского двора) Иоанном. Приняв монашество, братья поначалу подвизались в одноименной келлии Пантократора, затем расширили ее и превратили в монастырь. Сохранились портреты двух ктиторов Алексия и Иоанна, они хранятся в российском Эрмитаже. В конце XIV - начале XV века обитель быстро росла территориально и укреплялась экономически, во многом благодаря помощи правителей из династии Палеологов. После утверждения на Балканах турок (1453) она пережила тяжелый экономический кризис и выжила благодаря неоценимой помощи со стороны греков-господарей дунайских княжеств.

Немаловажную роль в сохранении обители сыграли и русские цари. Императрица Екатерина II специальным указом 1762 года разрешила монахам Пантократора организовать сбор пожертвований в России. В 1773 году монастырь пострадал от сильного пожара и был восстановлен на средства жертвователей. Тем не менее, с 1574 года и по настоящее время Пантократор занимает 7-е место в иерархии афонских монастырей. Сильный пожар вновь нанес серьезный ущерб в 1948 году, уничтожив часть северо-восточных построек. Восстановлением их занимался департамент по реставрационным работам Греции. Монастырь разделен на два двора. Во внешнем располагаются кельи для паломников, высокая башня с параклисом Успения Пресвятой Богородицы наверху и ризницей внизу. Во внутреннем дворе находится главный храм, трапезная и колокольня. Соборный храм Преображения Господня построен основателями монастыря в 1363 году и сохраняет стенные росписи, выполненные величайшим представителем византийской церковной живописи Мануилом Панселиносом.

Без поновления дошли до нашего времени фрески Панселиноса «Успение Божией Матери» и «Деисис». Собрание икон монастыря является одним из самых значительных на Святой Горе. В соборном храме у северо-восточной колонны находится чудотворный образ Божией Матери «Геронтисса» («Старица»), Предание повествует о том, что один престарелый благочестивый игумен обители заболел и находился уже при кончине. Предузнав о времени своего исхода из этого мира и желая причаститься Святых Таин, он просил чередного иеромонаха поспешить отслужить Литургию. Но иеромонах не обратил должного внимания на просьбу своего игумена и не торопился совершать своего служения. Тогда вдруг услышал он от иконы Божией Матери, находившейся в ту пору в алтаре храма, грозный глас, повелевающий иеромонаху исполнить желание и волю игумена. По этому-то случаю икона Богородицы, прославившаяся столь знаменательным образом, и получила название «Геронтиссы».

Божия Матерь изображена во весь рост, у Ее ног стоит сосуд с изливающимся из него маслом - в память того, что по молитве игумена пред этой чудотворной иконой случалось дважды умножение елея в пустых монастырских сосудах. Образ обновлен и обложен серебряной ризой. Во время нападения на обитель сарацин святая икона была брошена ими в колодезь, находившийся недалеко от монастыря. Один из сарацин в безумном презрении к христианской святыне хотел было разрубить икону на части, чтобы щепками раскурить свою трубку. Но Господь не допустил совершиться святотатству. Безумец в то же мгновение лишился зрения. Тогда варвары бросили икону в колодец, где она находилась в продолжение 80 лет. Здесь она и была обретена по указанию родственников сарацина, наказанного слепотой. Перед смертью он раскаялся в своем безумном поступке и, надеясь через раскаяние получить облегчение своей судьбе, заповедал домочадцам отправиться на Святую Гору и открыть там брошенную в колодец икону Богородицы. После этого чудотворная икона с честью была вынута из колодца и отнесена в соборный храм. Впоследствии Богоматерь многократно изъявляла свою особую заботу об умирающих в обители старцах.

Среди святынь монастыря – части Древа Креста Господня, частицы мощей апостола Андрея Первозванного, свтт. Иоанна Милостивого, Иоанна Златоуста, Афанасия, Патриарха Константинопольского, персты мч. Трифона. В монастырской библиотеке хранится замечательная редкость – Евангелие, принадлежавшее прп. Иоанну Кущнику (V в.), а также около 350 древних рукописей (самые ранние от IX века), более 3500 старопечатных книг. В братстве монастыря около 20 монахов. Обители Пантократор принадлежит келлия «Достойно есть», где, по преданию, Архангел воспел песнь «Достойно есть» перед иконой Пресвятой Богородицы. Монастырь известен и тем, что поблизости от него, в северном направлении, находилось множество калив (хижин), в которых обитали монахи, взявшие на себя обет добровольного поста.

Питались они лишь необходимой для поддержания жизни пищей, существуя на подаяния насельников Пантократора. На землях монастыря, в часе ходьбы от него, на одном из пустынных холмов между оврагами, среди роскошной афонской растительности расположен русский скит святого пророка Илии. Он был основан в 1759 году преподобньм Паисием Величковским, знатоком книжных древностей и составителем «Добротолюбия» – знаменитого сборника святоотеческих творений. Преподобный Паисий, родом из Полтавы, родился в 1722 году. Грамоте отрок Петр научился по Псалтири и на 13-м году был отдан на учение в Киевскую Духовную Академию, где душа его потянулась к монашескому житию. В 17 лет юноша ушел в Любечский монастырь, основанный преподобным Антонием Печерским. Здесь для Петра началось первое послушание по списыванию книг – это была Лествица Иоаннова. Но в рясофор с именем Платона его постригли в Николаевском Медведовском монастыре на реке Тясмин.

Недолго пришлось здесь подвизаться иноку Платону, ибо униаты воздвигли гонение на православие. Он отправился в Валахию. Путь странствования его пролегал через келлии и пещеры подвижников скитских и пустынных, окормляемых старцем Василием Поляномерульским, который, поговорив с Платоном, удивился опытности молодого монаха. Некоторое время он пустынножительствовал в горном скиту Кырнул. Плодом странствования инока Платона по обителям и пустыням Малороссии и Молдо-Валахии явилось опытное знание послушания, смирения и умной молитвы, в сердце совершаемой, которую преподобный Паисий непрестанно совершал до самой своей кончины. Наконец инок Платон, упросив старцев благословить его, отправился на Афон. Дорога сопровождалась многими трудностями, а спустя четыре дня по прибытии на Святую Гору он остался один – спутник его иеромонах Трифон, заболев, скончался.

Многие места Афона обошел инок Платон в поисках старцев, сильных в подвиге и знании святоотеческих писаний, и не найдя таковых, вселился один в пустыню, пробыв в этом подвиге сорок месяцев. В это время на Афон явился отец молдавских пустынников и старцев Василий Поляномерульский. Найдя блаженного Платона, он беседовал с ним несколько дней и ночей. Тогда по просьбе пустынника отец Василий облачил его в мантию с переменой имени на Паисий; ему в это время было двадцать восемь лет. Спустя некоторое время к преподобному Паисию пришел монах Виссарион, прося оставить его жить при себе в послушании, но старец не считал себя достойным учительствовать, поэтому согласился принять Виссариона только в качестве друга, но не ученика, чтобы вместо отца и наставника иметь обоим учение святых отцов Церкви.

С таким условием принимал преподобный и других братьев, поэтому-то среди Паисиева братства возникло стремление собирания писаний свв. отцов, традиция книжности. Это было необычным явлением для афонских монастырей того времени, ибо большинство монахов книг не имело, а о святых писателях даже не слышало. Каждая находка древней книги была огромной радостью для преподобного Паисия. Однажды он увидел у монаха-каппадокийца на столе книгу св. Петра Дамаскина, которую тот переписывал. Старец много позже писал по этому поводу: «Не могу сказать, какой неизъяснимой духовной радости я исполнился, когда увидел ее. Я думал, что вижу на земле небесное сокровище». Книжное накопление сопровождалось нестяжанием в духе преподобного Нила Сорского, ибо преподобный Паисий не имел даже нижней одежды, только подрясник и рясу «изодраны и в заплатах».

Вскоре братии набралось двенадцать человек и назрела необходимость в священнике и духовнике, поэтому не только собратия, но и другие афонские подвижники стали умолять Паисия принять священный сан. В 1758 году в возрасте 36 лет он принял рукоположение. Будучи иереем, преподобный никогда не мог совершать Литургию без слез. Наконец Паисий выпросил у монастыря Пантократор старую, разрушающуюся и никем не занятую келлию пророка Илии и, с благословения Цареградского Патриарха Серафима, начал строить одноименный скит. Когда работы были окончены, братия переселилась на новое место. Преподобный написал для своего скита Устав, сообразуясь с чиноположениями Святой Горы, и установил в нем общежитие. Ильинский скит по примеру других национальных на Афоне монастырей стал обителью малороссов. Сюда прибывали выходцы из Запорожской Сечи и других мест Украины. До середины XIX века скит был известен еще под названием Малороссийского.

В новый скит собралось до ста монахов. Испытания не заставили себя ждать. Монах Афанасий, имевший под своим началом скит Кавсокалив, начал публично осуждать образ жития Паисиева братства за их книжное собирание и опущение молитвенных правил. Преподобный Паисий объявил про Афанасия, что он даже и Евангелия не читал, а пытается учить братию и хулит Священное предание, содержащееся в святоотеческой письменности. По поводу молитвенных правил старец ответил – слово в слово как на такое же обвинение тысячу лет назад отвечал св. Нил Синайский – для пения тропарей, прокимнов, канонов и прочего необходимы чтецы, певцы, диаконы, священники; пустынникам же подобает читать Псалтирь, молитвы и святоотеческие писания.

Афонское пустынно-общежительное пребывание старца Паисия продолжалось 17 лет. Из-за притеснения турками-мусульманами монахов Святой Горы он покинул Афон... Возвратившись в Валахию вместе с 64 иноками, вселился в пустующий Драгомирнский монастырь. Здесь Паисиева книжность – переводы и переписка – расцвела во всей красе: ученые монахи переводили с разных языков святоотеческие творения и составляли под руководством преподобного Паисия славянский свод Добротолюбия. После русско-турецкой войны (1774) земли монастыря отошли Австрии. Старец с 350 братиями переселился в горный Секульский монастырь, а затем в Нямец, где собрались иноки 10 национальностей, а число их в 1790 году достигло тысячи.

Нямецкий монастырь в это время был самой многолюдной обителью Восточной Православной Церкви. На протяжении всего времени старческих своих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, прп. Григория Синаита, свт. Григория Паламы и прп. Нила Сорского. Преставился преподобный Паисий Величковский в 1794 году. Житие и деяния его сказались на духовной истории сотни российских монастырей. Известные пустыни – Софрониевская, Глинская, а в особенности Оптина, в которых расцвело возрожденное в России в начале XIX века старчество, были продолжательницами духовного наследия старца Паисия, нямецкого архимандрита. После отъезда преподобного из афонского Ильинского скита обитель постепенно пришла в полный упадок. Однако старец Паисий за сто лет предсказал славу этого скита: «Со временем будет в скиту другой Паисий, и при нем обитель устроится, возвеличится и прославится». Пророчество сбылось в середине XIX века при игуменстве Паисия II. В это время в скиту проживало до 300 иноков.

Русский скит св. пророка Илии во внешнем расположении и устройстве выказывает строгий характер афонских киновий. Все здания как нельзя лучше приспособлены к общежительной жизни. Во внутреннем дворе с колокольней расположены два главных корпуса с кельями и помещениями для паломников, недалеко от них устроен колодец, выложенный снаружи мрамором. Главенствует во дворе соборный храм во имя св. пророка Илии, имеющий в плане форму креста. Он увенчан пятью живописными куполами, видными с моря. В XIX веке в соборе установлен монументальный резной иконостас, иконы поздней работы, большие по размеру. Особую ценность представляют две Богородичные иконы: «Млекопитательница» и Тихвинская. Последняя пожертвована благотворителем скита М. А. Вьюшиным и находится на горнем месте в алтаре. В феврале 1877 года настоятель вместе с некоторыми из братии наблюдали, как из очей Божией Матери Тихвинской обильно текли слезы. Главная святыня – часть левой стопы св. мощей апостола Андрея Первозванного.

Монастырь Пантократор (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

«Всесильный» - так переводится название монастыря Пантократор с греческого. Глядя на его мощные стены, возвышающиеся на 50-метровой скале над морем, веришь, что из всех афонских обителей эта стоит ближе всего к Богу. Несмотря на то, что Пантократор седьмой по иерархии на Афоне, с точки зрения туриста он один из самых интересных. Здесь прекрасно все: суровые и живописные пейзажи северо-восточного побережья полуострова, неприступный характер его крепостных стен, невероятно торжественный храм во славу Преображения Господня со старейшим на Афоне иконостасом и, конечно, примечательное количество реликвий, в числе которых мощи великомученика Феодора Стратилата и одна из самых почитаемых икон афонских икон - Богоматерь Геронтисса. А поблизости от монастыря можно погулять по руинам античного города Тисс.

Покровительница монастыря - чудотворная икона Богородицы Геронтисса.

Немного истории

Народное предание связывает основание монастыря Пантократор с именем византийского императора Алексия I Комнина. Однако документы свидетельствуют о том, что обитель появилась благодаря двум греческим вельможам-братьям: Алексию и Иоанну. Один занимал значимый военный пост, другой добился высокого положения при дворе; оба считали своим долгом развивать монашество на Афоне. Точная дата основания Пантократора неизвестна, однако в летописях 1358 г. обитель уже упомянута.

В 16 веке монастырь расширился благодаря поддержке правителей дунайских провинций. Многие видные деятели греческой православной церкви в разное время жили в обители.

Дар братьев Алексия и Иоанна монастырю - икона Христос Пантократор, которую сегодня можно увидеть в Государственном Эрмитаже .

Монастырь Пантократор, Афон

Что посмотреть

Монастырь Пантократор величественен и уютен одновременно. За первое отвечают его массивные каменные стены, кажется, крепко оседлавшие вершину скалистого холма, у подножия которого разбивается пенный прибой. А за второе - аккуратные деревянные кельи, будто прилепившиеся к суровым стенам - синие, бирюзовые, белые, розовые, красные.

Внутреннее пространство монастыря разделено на два двора: один занимают главный храм с колокольней и трапезная, другой - ризница, жилые покои и башня с церковью. Кафоликон Пантократора был возведен вместе с сооружением монастыря и посвящен Преображению Господню. Его иконостас - старейший на Афоне, многим иконам более 600 лет. А вот оригинальные фрески, увы, не сохранились - после пожара храм заново расписали в 1854 г. Колокольня собора также была возведена в 19 веке.

В главном храме и церквях Пантократора хранятся многочисленные реликвии. Паломники приходят сюда в первую очередь чтобы поклониться чудотворной и очень почитаемой на Афоне иконе Богородицы Геронтисса - она считается покровительницей монастыря. Другие святыни - мощи Феодора Стратилата, Космы и Дамиана, частица Животворящего Креста Господня и фрагмент щита великомученика Меркурия Кесарийского. В библиотеке Пантократора содержатся около 350 манускриптов и 3500 печатных книг.

Практическая информация

О том, как добраться до монастыря из Уранополиса и как передвигаться между монастырями, читайте на странице

  • Почтовый адрес, индекс – 63086 Кариес Святая Гора Афон
  • Телефон монастыря - (+30) 23770 23253
  • Факс - (+30) 23770 23685
  • Телефонный центр - (+30) 23770 23792
  • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 23770 23945
  • Представительство монастыря в Салониках - (+30) 2310 241749
  • Факс -
  • Престольный праздник – Преображение Господне
  • Дата основания – 11-12 век
  • Иерархическое место – 7/20
  • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона – Ивирон, Пандократор, Филофей, Симона Петра.
  • Общежительный строй монастыря с – 1992 года
  • Игумен – Священно Архимандрит Гавриил (2001)
  • Количество монахов – 20 монастырских, 42 келлиотов
  • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – Скит Пророка Илии (общежительный), 12 Келий, Кафисмы.

История и современность

Пантократор находится в 2 часах пути от Кареи на северо-востоке полуострова Афон, неподалёку от развалин древнего города. Расположен на утёсистом холме, на высоте 50 метров. Пантократор представляет собой четырёхугольную крепость с бойницами и разделяется внутри на два двора. На первом: гостиные кельи, разные мастерские и высокая башня с придельной церковью при ризнице; на втором - главный храм Преображения, колокольня и трапезная.

Монастырь был основан двумя греческими аристократами, здесь окончивших жизнь в иночестве: стратопедарх Алексий и брат его Иоанн, саном примикирий. Однако существует легенда, что монастырь основал император Алексий Комнин.

Византийский период

Монастырь, находящийся на северо-восточном побережье полуострова, был основан в середине XIV века военачальником Алексием, освободителем острова Тасос от турецких набегов, а также его братом Иоанном. Два брата, одержав победу над турками в регионе, сформировали свое небольшое государство на Тасосе.

Прот Святой Горы и парламент передали успешным полководцам разрушенную пиратскими набегами обитель Равдуху в 1357 году, рядом с которой они основали новый монастырь. И Алексий, и Иоанн были похоронены в монастыре, в мраморных мавзолеях в главном храме.

Без сомнения, ктиторы позаботились о благосостоянии монастыря, но поддержку также оказали и представители императорской семьи Палеологов. Именно благодаря этой поддержке стало возможно восстановление монастыря после страшного пожара 1393 года, принесшего с собой многие разрушения. Монастырь обладал землями на островах Лемнос и Тасос, а также в других регионах Греции. Со временем он присоединил к себе другие небольшие обители, которые из-за набегов турок не могли существовать автономно. Впоследствии Пантократор достигает экономического и духовного пика своего развития, но к тому времени Греция переходит во владычество Оттоманской Империи.

Турецкое владычество

Благодаря присоединению небольших обителей и соседству со столицей полуострова Карьесом, в 1574 году Пантократор находится на 7 месте в иерархии монастырей Афона. Благодаря щедрым пожертвованиям правителя Молдавии Пантократору удается провести ряд реставрационных работ и даже завершить строительство водопровода и укрепить крепостные стены. Несмотря на то, что эта обитель никогда не отличалась своим благосостоянием, ей удалось избежать значительного упадка в период турецкого владычества. Пантократор обладал земельными угодьями на островах Тасос и Лемнос, а также на полуострове Халкидики. Перепись 1808 года относит к Пантократору 128 монахов, из которых 40 жили в его стенах.

Наши дни

Направляясь на северо-запад, паломник встречает на своем пути монастырь Пантократор, высокую башню которого в окружении других зданий можно увидеть издалека.

Главный храм монастыря находится в западной части узкого двора и, как и другие храмы Святой Горы, относится к типу крестово-купольного храма. Два нартекса храма объединились в 1847 году. Иконостас был создан в 1640 году. Храм был расписан в четырнадцатом веке по завершении строительства, - это яркий пример македонского искусства, но, к сожалению, большинство из фресок были утеряны, так как храм был расписан вновь в 1854 году. В главном храме Пантократора хранится одна из важнейших чудотворных икон Богородицы Святой Горы, так называемая, "Геронтисса".

Из 8 часовен монастыря наиболее примечательной является часовня, посвященная Успению Богородицы, расписанная фресками критской школы, датируемыми 1538 годом, скрытыми под изображениями 1868 года. Неподалеку от неё расположилась часовня Святого Николая, которая находится рядом с входом в монастырь.

Из-за небольшой площади узкого двора, трапезная монастыря находится в непривычном для обителей месте, на верхнем этаже юго-западной стороны и обращена на северо-запад. Эта часть монастыря была отремонтирована в 1741 году, тогда же была построена трапезная, украшенная фресками. Очевидно, что старая трапезная находилась на первом этаже во дворе, но была оставлена, так как не могла вмещать большое число монахов. Библиотека также расположена на первом этаже восточной стороны.

Монастырю подчиняется скит Пророка Ильи, находящийся над обителью, в получасе ходьбы от неё. Главный храм скита был заложен русским адмиралом Вириловым и вместе с остальным комплексом представляет собой яркий пример русской архитектуры. К скиту относятся ещё 5 часовен.

К монастырю также относится около 15 келий, расположенных в разных местах района Карьеса и Кутлумуша. Самая примечательная из них, с исторической точки зрения, это келья Равдуху, которая когда-то являлось одним из древнейших монастырей Святой Горы, занимавшим в иерархии Афона в четырнадцатом веке 14 место между двадцатью пятью существовавшими тогда монастырями. Храм кельи был построен на месте старинного главного храма и на основании его архитектурного плана, поэтому здесь сохранились части старинных фресок, датируемых XII веком. Другая примечательная келья - так называемая "Достойно Есть", в которой раньше хранилась икона Богородицы, находящаяся сегодня в Протате. Одна из келий используется как представительство монастыря в Карьесе.

Реликвии: мощи великомученика Феодора Стратилата,мощи бессребреников Космы и Дамиана, частица Животворящего Креста, часть щита великомученика Меркурия, иконы XIV века (иконостас собора, вероятно, самый древний на Афоне), икона Богородицы Геронтисса (покровительница монастыря) - одна из наиболее почитаемых чудотворных афонских икон.

Путеводитель по монастырю

Вход в обитель располагается в юго-западном углу монастырского комплекса. Это монументальное сооружение украшено изображением Христа Вседержителя. Напротив - находится беседка, постройка основателей монастыря, откуда открывается великолепный вид на восточное побережье и Фракийское море. Чуть дальше - причал монастыря. Справа от входа - мраморное сооружение источника 1781 года. Источник украшен растительным орнаментом в стиле рококо. В 1992 году при очищении источника появилась на свет надпись: "О, источник, освежи моё тело и мой разум, как я этого хочу". Над источником - фреска, изображающая Преображение Господне.

Во время проведения строительных работ в юго-западном углу монастыря был создан новый вход в обитель в северо-западном углу, для чего пришлось частично разрушить старую пекарню.

Проход завершается двойной аркой, которую поддерживает изящная колонна. Вымощенный двор не обладает крупными размерами. В его северной части, вокруг главного храма, завершается тропинка. В таком узком дворе было трудно разместить купель. В левой части двора есть ещё один источник 1819 года, также работа ризничего Кирилла. Главный храм не занимает чётко центральное место во дворе, это произошло вследствие расширения монастыря на юго-восток.

Кафедральный собор обители следует афонскому типу: это крестово-купольное сооружение с боковыми помещениями. Храм расположен в северо-западной части двора и был построен в 1362-3 году. Два помещения по бокам от алтарной части были расширены, чтобы обрести округлую форму и купольную крышу. Эти помещения датируются 1614 годом, когда главный храм был расширен на восток. Выбор посвящения храма Преображению Господню, скорее всего, не случаен и связан с движением исихастов.

Внешний притвор окружает западную и южную сторону притвора. Окна главного храма, также как и внешний притвор, датируются 1847 годом. В северной части внешнего притвора возвышается колокольня, работа архимандрита Мелетия. Трон рядом со входом притвора напоминает об эпохе, когда монастырь был особножительным.

Притвор храма не очень большой. Он был отреставрирован в 1847 году на средства того же архимандрита. Верхний этаж поддерживается колоннами и имеет три купола. Над вратами в главный храм изображается Деисус XIV века. Считается, что это самая большая фреска на всей Святой Горе Афон. Лица Христа, Богородицы и Честного Иоанна Предтечи предстают в своём первозданном виде, так как никогда не были покрыты другим слоем изображений. Фрески были созданы художником по имени Матфей Иоанну из города Науса в 1854 году. Также стоит обратить внимание на изображение вселенских соборов.

У левой стены притвора находится гробница основателей. Она была перенесена сюда в 1847 году, ранее она находилась у южной стены. Соответственно, у северной стены есть фреска, изображающая основателей. Монах Иоанникий держит в руках макет храма. Ларец с мощами содержит в себе останки основателей и членов их семьи.

Главный храм также украшен фресками. Отличительной чертой храма является то, что восточная арка была расширена, вследствие чего алтарная часть сильно отдалена от центра главного храма. Четыре мраморных колонны поддерживают центральный купол. В правом мраморном проскинитарии находится икона Преображения 1896 года, а в левом - икона особо почитаемая в монастыре . Это крупная икона высотой 2м, где Божья Матерь изображается без Иисуса Христа. Икона украшена серебряным окладом. Сосуд у ног Богородицы напоминает о чуде, когда она наполнила маслом все сосуды монастыря. Название Старица обуславливается ещё одним чудом, когда Богородица обличила священнослужителя, не желавшего поторопиться, чтобы причастить находящегося при смерти старца игумена монастыря. Эта же икона была брошена пиратами в колодец обители и была найдена там после по прошествии 80 лет, благодаря указаниям одного из этих пиратов, который ослеп, когда пытался разрубить икону на кусочки. Когда нашли этот колодец, перед иконой горела неугасаемая лампада. Икона почитается 2 декабря великим праздником в память о чуде, когда во время пожара 1948 года появилось небольшое облачко, несущее дождь, и зависло прямо над монастырем, чтобы потушить пожар.

Деревянный резной иконостас был отреставрирован в 1640 году и заменил старый мраморный иконостас. Интересно, что на иконостасе существует надпись, где в первый раз используется именно это слово "иконостас". Этим словом определялась перегородка, разделяющая алтарную часть от главного храма и сам иконостас. Главенствующие иконы Иисуса Христа Вседержителя и Богородицы Одигитрии датируются первой половиной XVIII века и являются работой Феофана Критского. Пространство алтарной части очень просторное.

Фрески главного храма приписываются, согласно преданию, самому . Археологи, тем не менее, датируют изображение периодом после Панселина, 1360-1370 год. Эти великолепные фрески были покрыты новым слоем изображений при реставрации храма в 1854 году. Фрески куполов являются работой Матфея Иоанну. XIV веком датируются фрески главного храма: Успение Богородицы на западной стене и фигуры святых на стенах храма и на арках (Антоний, Евфимий, Феодосий, Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов).

В северной стороне притвора находится часовня Успения Богородицы. Согласно соответствующим надписям она была построена в 1538 году и расписана в 1868 году. Сохранился более ранний слой изображений, в основном в алтарной части, который, очевидно, датируется 1538 годом; несмотря на то, что существует мнение, что речь идет о работах XV века. В 1982 году в иконостас поместили , которая происходит из одноимённой кельи.

У входа в монастырь находится часовня Святого Николая с фресками XVIII века. В северо-восточном углу располагается часовня святых Андрея и Иоанникия 1781 года, а прямо над ней - часовня Архангелов также 1781 года. На вершине башни располагается часовня Вознесения. В западном крыле, где ранее также существовала башня, находится часовня Честного Иоанна Предтечи с фресками XVIII века. В башне над входом в монастырь находится часовня Святого Пантелеймона. За территорией монастыря, на скале, в стороне моря, на юго-востоке, находится часовня Святого Афанасия Афонского. Это постройка XIV века, предположительно, основателей монастыря, которая ранее действовала как кладбищенский храм. В его подвале до сих пор находится костница. Это небольшой храм, с одним помещением. При его строительстве использовалось большое количество фрагментов архитектурных сооружений раннехристианской эпохи.

Сегодняшний кладбищенский храм Святых Бессребреников 1771 года находится также за территории монастыря. Это крестово-купольный храм, лишенный фресок. Ранее это был храм одной из старых келий монастыря.

За территорией обители находятся также часовни:

  • Святого Онуфрия, кафизма, где моно шествовал в XVI веке митрополит Салоников святой Феонас;
  • Святых апостолов (кафизма);
  • Святой Анны;
  • Святого Трифона (кафизма в саду монастыря);
  • Святого Афанасия Великого, где, согласно преданию, первый камень фундамента монастыря был заложен при Алексее первом камне носе, но икона Богородицы сторицей и все инструменты Строителей чудесным образом переносились в место, где сегодня стоит обитель.

Трапезная находится на первом этаже западного крыла, напротив главного храма. Она была перенесена сюда в 1744 году из другого помещения. Трапезная имеет деревянную украшенную крышу и прямоугольную форму, завершаясь тремя нишами на востоке, где изображается Успение и Благовещение Богородицы, а также Преображение Спасителя. На стенах можно увидеть сцены из Евангелия, иерархов в монашеских одеяниях в полный рост и святых в медальонах. Фрески были созданы в 1749 году тремя художниками из города Яннина.

Расходы на роспись трапезной взял на себя монах Тимофей с острова Лемнос, который также изображается в одной из сцен. Западная стена была разрушена землетрясением 1905 года и расписана вновь в 1980 году братьями монастыря.

Башня монастыря напоминает соответствующие сооружения монастырей и , а также башню русского старого монастыря. В постройке 5 этажей, а форма фундамента - практически квадратная, размерами 10х12,5 м. Высота башни 24 м. Окружная стена имеет толщину 2 м. Вход находится в восточной стороне. Здесь находится ризница и хранилище икон монастыря.

Библиотека насчитывает 350 рукописных кодексов и 3.500 печатных книг. 68 кодексов записаны на пергаменте, а остальные на бумаге. Самые важные кодексы, вместе с переносными иконами и другими святынями монастыря хранятся в специально созданной ризнице, хранилище икон: Псалтирь IX века с 97 миниатюрами; Евангелие святого Иоанна Каливита XII века, также здесь хранятся греческие и турецкие документы. Самый древний документ 1039 года. Особо стоит отметить иконы, датируемые периодом с XIV по XIX века:

  • икона Христа вседержителя 3 четверти XIV века, характерный пример константинопольской мастерской,
  • расписанный деревянный крест конца XIV века с изображениями Распятия, Богородицы, Честного Иоанна Предтечи и Второго Пришествия,
  • двусторонняя икона конца XIV века с редким изображением Богородицы, держащей младенца, и честного Иоанна Предтечи на одной стороне и Иоанна Предтечи на другой стороне,
  • икона Богородицы Одигитрии конца XIV века работа того же художника, что создал икону Христа Вседержителя,
  • икона Преображения первая половина XVII века Критской Школы,
  • икона Крещения Критской Школы и другие.

В ризнице хранится небольшая часть медного счета с изображениями, согласно преданию, этот щит принадлежал святому Меркурию. Здесь же хранится поздневизантийская плащаница с изображением Христа и 4 ангелов, часть фрески с изображением пророка Иезекииля, которое, согласно преданию, происходит из трапезной, но, вероятно, происходит из частей какого-то купола. Это работа Критской Школы. Здесь же - персидский шелк, украшенный жемчужинами, датируемый 1480 годом, самая старая ткань монастыря. Одна из самых больших в мире ваз стиля Ижник.

Причал монастыря один из самых безопасных на всём полуострове. Волнорез соединяет берег с небольшим островком, что создает своеобразный защищенный порт, аналогичный причалу . Здания причала монастыря сохранились в хорошей форме. У скалы можно рассмотреть руины византийского причала, где останавливались корабли. Здесь же находилось здание для патрулирования причала, а также для осуществления торговли. Соседнее здание считается турецкой таможней. Причал используется также для нужд скита. За зданиями причала проглядываются сады монастыря. Там находится чудотворный колодец Богородицы Старицы, который связан с главной иконой обители.

Частицы Мощей

Достоянием монастыря является Частица нерукотворного Хитона Господа нашего Иисуса Христа.

Честные Главы а также частицы Глав Святых, Иоаникия подвижника на Вифинийских Горах (духовный отец Святого Евфимия Нового), Иоанна Милостиваго, Феодора Стратилата, Бессребреников Космы и Дамиана.

Частицы Мощей Святых, Апостола Андрея Первозванного, Трифона,Святой Фотинии Самаритянки, Святой Иуллиты, Святого Кирика, Иоанна Златоуста, Анастасии Узорешительницы, Святого Ермолая, Святой Параскевы, Пантелеимона, Евстафия, Святых Константина и Елены, Никифора, Модеста, Первомученика и Архидиакона Стефана, Афанасия Патриарха Константинопольского, Преподобного Феофила Пандократорского Мироточивого.

Пантократоров (Пантократор по-гречески означает Вседержитель) монастырь, расположенный на северо-восточной стороне Афонского полуострова, занимает седьмое место в иерархии Святой Горы.

В соответствии с древним монастырским преданием, основание обители связывается с византийским императором Алексеем I Комнином (1081-1117). Эта точка зрения подкрепляется тем фактом, что уже в XI веке вблизи от места, где построен Пантократоров монастырь, находилась небольшая обитель Христа Спасителя. Тем не менее, исторические источники относят основание монастыря ко второй половине XIV века и связывают его с двумя братьями, Алексием и Иоанном, связанными узами не кровного родства с византийским императором Иоанном V Палеологом, который стал первым крупным благотворителем обители.

Первым большим испытанием монастыря был пожар 1392 года, который вызвал значительные разрушения. И всё же существенные пожертвования от двух братьев, Алексия и Иоанна, и тот факт, что в состав монастыря были включены некоторые более древние небольшие обители, такие как Равдуха, святого Авксентия, Дорофея, Факина, Фалакра, способствовали его восстановлению. Тем не менее, монастырь Пантократор пережил ещё немало бед, таких как экономические тяготы времен турецкого господства, ограбления и еще один разрушительный пожар в 1773 году. В 1948 году его будущее снова оказалось под угрозой из-за пожара, но как и раньше, монастырь преодолел все испытания. И уже совсем недавно, в 1992 году, обитель смогла вернуться к общежительной системе. Её новый настоятель, старец Виссарион (1992-2001), осуществил реорганизацию и способствовал её развитию настолько, что был признан новым ктитором.

Кафоликон обители посвящён Преображению Спасителя (отмечается 6 августа), начало его строительства относится к эпохе основания самой обители. Позже последовали ещё два этапа строительства, которые датируются, соответственно, 1614 и 1847 годами. Растянутое по времени строительство имело результатом то, что, хотя в целом собор в настоящее время относится к классическому афонскому типу, у него имеется при этом одно основное отличие, связанное с удлинением восточной арки и двумя дополнительными сооружениями по углам алтаря.

Изначальная фресковая роспись храма относится ко второй половине XIV века (1360-1370), и сохранившаяся её часть принадлежит, по мнению исследователей, школе Панселина. Несмотря на это, как и в случае со строительством самого кафоликона, фрески также датируются разными историческими периодами, к тому же большей частью они в 1854 году были закрашены росписью иконописца Матфея Иоанна из Науссы. Богато украшенный позолоченный резной деревянный иконостас кафоликона создан в 1640 году мастером Хрисанфом Клиендом. В кафоликоне хранится чудотворная икона Богородицы «Геронтиссы» («Старицы»), впечатляюще больших размеров (1,96 х 0,76 м), на которой Божия Матерь изображена в полный рост.

Кафоликон находится на северной стороне двора, а прямо к нему пристроена колокольня обители, возведенная в XIX веке архимандритом Мелетием. Пантократоров монастырь не имеет фиала водосвятия в том виде, как это принято в большинстве обителей Святой Горы.

Трапезная монастыря расположена на первом этаже западного корпуса, её фрески датируются 1748 годом. Кухня находится рядом с трапезной и недавно была отремонтирована. Кельи монахов разбросаны по всем корпусам обители, за исключением восточного. В восточном корпусе расположены архондарик и комнаты для посетителей обители. Пантократоров монастырь имеет свою больницу, аптеку, швейную и иконописную мастерские, а также мастерскую по реставрации реликвий.

К обители относится достаточно много часовен. Одной из наиболее значительных является пареклис святого Георгия Фанеромена, в которой хранится одноимённая икона. Рядом с кафоликоном находится часовня Успения Богородицы с фресками 1538 года, покрытыми новым слоем живописи в 1868 году. Фресками украшены также пареклисы святого Иоанна Предтечи и святого Николая Угодника.

В ризнице и хранилище икон обители имеется исключительно ценная коллекция переносных икон, среди которых и древнейшая переносная икона преподобного Афанасия Афонского, основателя организованной монашеской жизни на Святой Горе, а также очень редкая по тематике икона, на которой изображены Божия матерь с Младенцем и обращённый к Ней святой Иоанн Креститель. Основная часть этой уникальной коллекции находится в хранилище икон, где насчитывается около 700 переносных икон. В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, в настоящее время хранится образ Христа Пантократора (Вседержителя), который, по-видимому, была подарен обители её ктиторами, Алексием и Иоанном.

В ризнице хранится также много других замечательных реликвий, одной из самых важных из которых считается византийский эпитафий, также являющийся даром монастырю от его основателей, Алексия и Иоанна. Весьма ценной регалией является покрытый эмалью фрагмент щита святого Меркурия (13-14 век), кроме того здесь имеется немало других реликвий: священные сосуды, кресты и очень редкий керамический фиал освящения XVI века. Наконец, среди важнейших реликвий обители
особое место занимают мощи святых, хранящиеся в богато украшенном железном сундуке XVIII века.

В библиотеке монастыря хранится более 3.500 печатных книг и около 400 рукописей. Точнее, имеется 68 кодексов на пергаменте, три пергаментных свитка XIV века, четыре кодекса на шёлке, 9 арабских рукописей, а также несколько румынских музыкальных кодексов. Но самыми ценными из них считаются пергаментный Псалтирь под номером 61, который является одним из трёх сохранившихся в мире иллюстрированных Псалтирей начала IX века, и пергаментный кодекс под номером 234, так называемое «Евангелие святого Иоанна Коливита», великолепно иллюстрированная рукопись XI века.

Обители принадлежат скит пророка Илии, более чем 30 калив в местечке Капсала, несколько кафизм и достаточное число келлий, среди которых особое место занимают келлия Успения Богородицы, известная и как «Аксион эсти » («Достойно есть»), откуда была взята одноименная чудотворная икона Божией Матери, ныне пребывающая в храме Протат, и исторический бывший монастырь, а в настоящее время келлия, Равдуха (Жезлоносца). Видимо, это самая древняя обитель на Афонском полуострове, основанная в IX веке и с XII по XIV, как минимум, век занимавшая 14-ое место в святогорской иерархии той эпохи.

В монастыре имеется также два значительных акведука, соответственно на север и на запад от него, один из которых представляет собой редкое византийское строение XIV века, второй же датируется XVIII веком.

Пристань обители состоит из нескольких построек, обслуживающих разнообразные потребности монастыря.

Пантократоров монастырь насчитывает сегодня в общей сложности около 60 иноков братии, живущих в самом монастыре и его экзартимах.

>

  • E-mail >
  • На крутой скале высотой в 30 метров расположился монастырь Пантократор. К нему можно добраться как по суше (со стороны монастыря Ватопед или из Кариеса), так и с моря на корабле. Построен монастырь приблизительно в конце 14 века великим военачальником Алексием и благочестивым Иоанном (братья Стратигопуло). Мавзолей, где они похоронены, датируется 1363 годом.

    Соборный храм монастыря посвящен Преображению Спасителя и празднует свой день 6 августа. Монастырь был расписан в 1538 году.

    В монастырской библиотеке, находящейся в крепости, 317 рукописей, из которых 68 пергаментных кодексов 11-14 веков, 185 кодексов, написанных на бумаге, 15-19 веков, 2 пергаментных свитка и 3.500 печатных изданий. Среди святынь монастыря правая голень Святого Андрея Протоклита и часть мощей Святых Козьмы и Дамиана; Евангелие Иоанна Коливити (Кущника), которое хранится в Агио Вима, размером 0,17 на 0,12 см. Оно написано мелким почерком и украшено 12 миниатюрными иконами и кусочком щита Святого Меркурия, который стал мучеником в 225 году во время царствования Валериана и Галиния.

    В 15 веке к монастырю были присоединены монастыри Факину, Фалакру, Сотира, Святого Димитрия, Килоподари: Святого Авксентия и Равдоха. Среди других святынь в монастыре хранится и икона Богородицы "Геронтиссы" (Старицы), которая находится в Соборном храме монастыря на левой колонне, ближе к востоку. (Когда-то она находилась внутри, в алтаре). Богородица изображена в полный рост. Икона была восстановлена и отделана резьбой по серебру. Монастырь имеет 8 часовен на территории монастыря и 7 – вне ее. Недалеко от монастыря находится поселок Капсалас со множеством монашеских хижин.

    Скит Ильи Пророка монастыря Пантократор. Святой Скит Пророка Ильи, принадлежащий монастырю Пантократор, находится в часе ходьбы от Кариеса и в 25 минутах от главного монастыря Пантократор. Был создан в 1839 году, а в 1881 году завершилось строительство его прекрасного храма, посвященного Илье Пророку. Среди святынь Скита хранится великолепный артофор (поднос для освященного хлеба), ризы, предметы литургии и многое другое. Большой интерес представляет позолоченный деревянный иконостас Скита.

    Использование материалов возможно
    при условии указания активной гиперссылки
    на портал «Русский Афон» ()

    Смотри также:

    Святая Гора – единственная в мире монашеская республика, автономная область, в политическом отношении принадлежащая Греческой Республике, а в церковном – Вселенской Константинопольской Патриархии. Нез

    Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь расположен в юго-западной части Святой Горы, между портом Дафнии и монастырем Ксенофонта. Построенный неподалеку от берега живописной бухты, он имеет пои

    Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издревле имел на Святой Горе принадлежащие ему монашеские скиты и кельи, где подвизались русские иноки. Наиболее известными, сохранившимися и по сей день

    В лесной долине на северо-восточной стороне Святого Афона, в 45 метрах от моря на высоте 50 метров расположился Святой монастырь Хиландар. Основан он был сербскими царями Рацко и Стефаном I Немани (ег

    На вершине одной из гор Афона, на высоте 160 метров, южнее ущелья, в 1 часе ходьбы от моря находится Святой монастырь Зограф. До Кариеса от монастыря 3,5 часа ходьбы. Монастырь был основан в 10 веке т

    Монастырь Есфигмен находится в глубоком живописном ущелье на северо-восточной стороне Святого Афона. С двух сторон он сжат горами, чему и обязан своим названием – «сжатый". По преданию, монастырь был

    Loading...Loading...