Кто такие ангелы и архангелы разъяснение. Ангелы и архангелы — сходства и отличия самых близких к людям чинов

О существовании Ангелов люди знали еще с незапамятных времен: верование в них было у всех народов и во многих духовных традициях.
Как только вы начинаете осознавать дух во всем, вы воспринимаете всю Вселенную как прекрасное, заботливое и позитивное место, где все любимо и находится под присмотром - включая и вас самих. Как у всех людей есть дух, который их защищает, так и у вас есть своя система поддержки, состоящая из сущностей и духовных сил разного уровня. Первая группа спутников, посланных вам на помощь - это Ангелы и, в частности, ваш личный Ангел-Хранитель.
Еще один факт об Ангелах: это единственные духовные помощники, которые могут материализоваться, и они часто делают это, поддерживая вашу безопасность. Иногда они спасают вам жизнь, иногда избавляют от отчаяния и горя, иногда просто облегчают вам некоторые сложные ситуации. Хотя у вас есть только один ангел-хранитель, он может представать перед вами в разных нарядах, быть разного возраста, формы и цвета кожи. Понимаете, несмотря на общепринятое убеждение, ангелы-хранители не обязательно появляются в серебристых одеждах с золотыми волосами - иногда они выглядят как бездомные или рок-звезды.
Кстати, у детей больше, чем у взрослых, шансов сознательно связаться и взаимодействовать со своими ангелами, потому что их сердца открыты, а дух силен. На самом деле детей даже учат молитвам, призывающим ангелов, но взрослые считают себя слишком умными для такой дружбы.
Ангелы – Хранители никогда не были людьми; они появляются в момент зачатия и остаются с вами всю вашу жизнь; они направляют, защищают и опекают вас - ваше тело, разум и дух; они находятся с вами в момент вашей смерти. А Ангелы - это единственные духовные создания, которые могут представать в человеческом обличье.
Ангелы-хранители очень важны для человека, потому что это единственные духи, которые тесно связаны с нами с первого и до последнего вдоха. Они присматривают за нами, направляют и опекают нас - сохраняют в безопасности наши разум, тело и душу, пока мы не будем готовы вернуться к духу, - а затем они провожают нас на небо.
Ангел – простой небесный труженик. Он непосредственно связан с человеком. Это друг, который невидим, но всегда рядом. Даже если человек согрешил, Ангел не покидает его, оберегая от большего зла. Архангел же посылается человеку временно, когда необходимо более сильное вмешательство Бога в жизнь человека.
Ангелов огромное множество. Господь посылает их охранять каждого человека, каждое семейство, храм, город, селение и даже целые страны. Количество ангелов неисчислимо, а поскольку они бессмертны, то их сонм постоянно увеличивается.
Архангелов меньше. У каждого из них своя, особая миссия.
Архангелов – Архистратигов всего семь. Они стоят выше всех небесных сил и возвещают самые великие, главные тайны Божии.
И наивысший вождь над всеми Ангелами Богом поставлен Архистратиг (т.е. вождь, старший воин) МИХАИЛ.
Архангел Михаил, Архангел номер один, огненный и страстный, покровитель защиты и любви. Если вы призовете его, он вдохновит вас на действие, когда вашей жизни не хватает сил, энергии и любви. Если вы действительно готовы посмотреть в лицо своим страхам и попробовать что-то новое и даже пугающее - например, сменить работу, впервые отправиться в путешествие в одиночку, - вы можете позвать Михаила, чтобы он защитил и направил вас.
Архангел Гавриил считается вторым Архангелом, он управляет эмоциями. Ему помогает стихия воды, он рассеивает ваши сомнения и вселяет в вас уверенность, что делает его особенно полезным для тех, кого одолевает беспокойство.
Архангел Рафаил, отвечает за исцеление, руководя его энергией на каждом уровне - в теле, разуме и духе. Его субстанция - воздух, так что он не только дает вам энергию на физическом уровне, но и вдохновляет на творческие порывы.
Архангел Уриил - Этот архангел проливает свет на непонятные ситуации и проявляет наши способности к разрешению проблем. Призывайте Уриила, если вы «застряли» и не знаете, как поступить, и вам необходим ясный ум для того, чтобы найти ответы на ваши вопросы. Уриил помогает студентам и тем, кто нуждается в интеллектуальной помощи.
Архангел Рагуил - его часто называют Архангелом справедливости и честности, а также - защитником аутсайдеров. Просите его о помощи, если вы чувствуете, что кто-то злоупотребляет своей властью по отношению к вам или пытается манипулировать вами. Рагуил вмешается и подскажет вам, как достичь баланса честности и власти в личных и социальных взаимоотношениях. Обращайтесь к нему от имени другого человека, если точно знаете, что с ним обходятся несправедливо. Рагуил поможет вам гармонизировать все ваши взаимоотношения.
Архангел Сариил поддерживает порядок, начальник над душами сынов человеческих, а также зрит за грешниками.
Архангел Ремиил, ангел надежды. Это очень могущественная сущность, его задача - встречать нас на пороге смерти и провожать на небеса. Много раз я держала за руку умирающих до тех пор, пока не ощущала присутствие Ремиила. Когда он приходит, вибрации страха, стресса и потрясения, которые появляются перед лицом смерти, уходят, оставляя абсолютный покой и умиротворение. В этот момент наш Ангел-Хранитель приводит нас в любящие объятия Ремиила, и мы чувствуем, что наша душа вновь в безопасности.
Архангелы вместе с Ангелами-Хранителями вдохновляют нас на развитие наших творческих способностей и помогают им приобрести высшее выражение. Они вдохновляют нас на риск и разделяют энергию наших талантов, будь то игра на фортепиано, танцы, актерское мастерство, готовка или работа в саду.
Независимо от того, ощущаете ли вы присутствие Ангелов и Архангелов, верите или нет в их существование, они всегда рядом и готовы придти на помощь и откликнуться на ваш зов. Они готовы и хотят оказать поддержку и помочь каждому человеку на его пути. В связи с законом о Свободной воле, ангелы не могут помочь человеку, если не услышат от него внятную просьбу о помощи и приглашения их в свою жизнь.

Слово «ангел» из библейского лексикона прочно вошло в нашу обыденную жизнь и далеко не всегда имеет сакральный смысл: часто мы так называем человека, обладающего какими-то прекрасными душевными качествами или просто - очень приятной внешностью. Однако в христианстве существует целая богословская дисциплина, изучающая природу и сущность ангельского мира - ангелология.

Кто такие ангелы?

Основной источник сведений об этом мире - Священное Писание и совокупный опыт христианских святых, отраженный в Предании Церкви - Божественное Откровение. Слово «ангел» - греческое и означает «посланник», ведь согласно христианскому учению, одно из главных предназначений ангелов - служить духовному спасению людей. Когда именно Бог сотворил ангелов в Писании не указано, но принято считать, что они были созданы прежде всего живого. И в Ветхом, и в Новом Завете мы читаем о явлении ангелов людям и об их действии. Один из известных эпизодов, нашедший даже отражение в мировой художественной культуре - Благовещение, когда архангел Гавриил был послан к Марии, возвестить о том, что Она станет Матерью Спасителя. Действуют ангелы как наделенные разумом и свободой существа, также имеющие образ Божий. В Священном Писании и святоотеческих текстах их именуют «бесплотными духами», относя к «невидимому» миру, однако, они способны принимать видимый образ, чтобы общаться с людьми. Природа их совершенна, что обусловлено близостью к Богу. У них совершенный разум, но ангелы не обладают всеведением. По мнению многих святых отцов, этих создания уступают человеку в том, что не способны творить.

Иерархия

Первым, кто наиболее обстоятельно попытался изложить устройство ангельского мира, был ученик апостола Павла - Дионисий Ареопагит . Своим трактатом «О небесной иерархии» он, фактически, заложил основы ангелологии. В этом труде он описывает христианские представления об ангельской иерархии, целью которой, по его мнению, является уподобление Богу и единение с Ним. Ареопагит выделяет в своем сочинении девять чинов ангельских - по три в каждой триаде. Все девять имеют своё назначение в мироустройстве. Первая, самая высшая триада, это Серафимы, Херувимы и Престолы, вторая - Господства, Силы и Власти, третья - Начала, Архангелы и Ангелы.

Серафимы, Херувимы и Престолы

О Серафимах (с древнееврейского «сараф» - «пламенеющие») известно из Книги пророка Исайи, где упоминается, например, что имеют они по шесть крыльев. Дабы очистить уста Исайи для будущего пророческого служения, один из серафимов обжёг их горячим углем от жертвенника. Этот ветхозаветный образ стал одним из популярных сюжетов в христианской культуре - можно, к примеру, вспомнить стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». Серафимы призваны передавать «огонь» любви к Богу в человеческие души, очищая их. О Херувимах написано в Ветхом завете, что один из них охранял путь к дереву жизни. Для Серафимов Бог является прежде всего источником высшей Любви, для Херувимов же - Разума. По Преданию, они заняты постижением и прославлением Божией Премудрости. Престолы - третий чин. Согласно Преданию, это ангелы, созерцающие и прославляющие Бога как Творца и Вседержителя.

Господства, Силы и Власти

Господства - четвертый чин. Их миссия - постижение Промысла и заботы Божией о мире. Священномученик XX века, епископ Серафим (Звездинский) в книге «Ангелы» пишет: «Созерцая Бога как Промыслителя (…) Господствия и людей научают устроять сами себя (…) научают нас заботиться о душе, промышлять о ней; внушают человеку господствовать над своими страстями». Силы и Власти - ангелы пятого и шестого чина, свидетельствующие о силе Божией, творящей чудеса, превозмогающей законы природы, и о власти Его, побеждающей силы тьмы.

Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала - чин ангелов, который, согласно Преданию, соотносится с миром видимым, и зовётся так потому, что поставлен «начальствовать» и наблюдать над стихиями, животными и даже народами. Архангелы - имеют миссию среди людей: учить и наставлять, возвещать волю Божию, помогать в принятии решения, сообразуясь с ней. Тем же занимаются и собственно Ангелы, последний чин. Если высшие ангельские чины непрестанно пребывают с Богом, то последние - столь же непрестанно с людьми. Они направляют и охраняют человека, подкрепляют его и помогают оступившемуся вернуться к Богу. Поскольку эти чины в священных текстах упоминаются чаще, мы знаем имена некоторых из них. Наиболее известны семь: Михаил , Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. Архангела Михаила называют также Архистратигом - то есть главой святого воинства Ангелов и Архангелов. На иконах он изображается обычно с мечом или копьём, в ознаменование победы над силами тьмы.

Каждый ангел соотносится с определенной категорией, высшую из которых – архангел – имеют лишь семь из них.

Понять, в чем суть понятия архангелы и их предназначение пытались богословы с древнейших времен до наших дней.

Семь Архангелов и их имена

В христианских источниках можно найти упоминания о разном количестве архангелов, но по церковным традициям их семь:

  1. Михаил.
  2. Гавриил.
  3. Рафаил.
  4. Уриил.
  5. Селафиил.
  6. Иегудиил.
  7. Варахиил.

Чем отличается ангел от архангела

Как и ангелы, архангелы обладают мистическими способностями, передают волю божью, не имеют плоти. На изображениях мы видим их крылатыми существами, в остальном похожими на людей.

Ангелы – основные помощники людей в повседневной жизни. Они помогают справляться с трудностями, передают волю Божью, помогают людям стать лучше. Даже рядом с грешниками находятся свои ангелы, поддерживающие их, помогающие покаяться, обрести прощение и в дальнейшем избежать греховных поступков.

Как лично у человека, так и у его семьи, церкви, страны присутствуют свои ангелы, число коих невозможно подсчитать по причине их бессмертия и постоянного пополнения.

Архангелы же оповещают о более важных событиях. Через их посредничество Бог влияет на жизнь человека только в исключительных ситуациях. Они помогают людям укрепиться в вере, познать истинный смысл священных текстов.

Для бесчисленного Воинства Небесного, сражающегося с темными силами, архангелы являются Архистратигами.

Архангел Гавриил в чем помогает (послания Архангела Гавриила на каждый день)

Упоминания об архангеле Гаврииле можно найти в обоих заветах. В иудаизме он известен как Габриель. Ветхий Завет описывает явление Гавриила пророку Даниилу с целью рассказать о конце дней.

Новозаветные упоминания Гавриила связаны:

  • с Девой Марией и передачей ей благой вести;
  • с откровением отцу Иоанна Крестителя о скором появлении у него сына;
  • с женами-мироносицами, которым архангел поведал о свершившемся Воскрешении.

Помимо этого, имеются сведения о причастности Гавриила к обучению Моисея грамоте, пророчеству о рождении Богоматери.

Люди обращаются к Гавриилу за помощью в обретении любви, дружбы и мира в семье, спокойствия в доме, здоровья детей. Он наставляет верующих на правильный жизненный путь, верный выбор в сложных ситуациях.

Этот архангел находится рядом с Богом, он защищает людей от любого проявления зла.

Помощь Архангела Михаила в наши дни

Архангел Михаил считается защитником верующих людей от злых сил и связанных с их пагубным воздействием болезней, помогает опечаленным и спящим, защищает воинов, ведущих сражение в благих целях.

Первый раз переступая порог нового жилья нужно обратиться к архангелу Михаилу с просьбой о том, чтобы в этом доме всегда царила божья благодать.

Древние христианские тексты называют Михаила судьей на страшном суде, призывать души на который также суждено ему. Благодаря плачу Михаила о грешниках, Иисус впоследствии дарует им прощение.

Именно Михаила изображают в качестве страж райских врат на посвященных ему иконах. В его руках меч, помогающий не допустить недостойных в райские сады.

В настоящее время известны истории о неожиданных исцелениях после молитвы архангелу Михаилу. Такие случаи описаны в Греции в 1987 году и в Италии в 1993. Чтобы получить помощь архангела Михаила, нужно обратиться к нему с искренней просьбой и верой в сердце.

Архангел Рафаил в православии

Имя архангела Рафаила в разных версиях перевода имеет один смысл – исцеляющий. С этим связано и его основное предназначение.

Встречая упоминание о Рафаиле в Священном писании, мы читаем о его связи с медициной, например, пояснение, как использовать в лечебных целях органы рыбы, облегчение страданий Авраама после обрезания в старческом возрасте, помощь Иакову, раненому в битве.

Самый сильный архангел в Библии

Пытаясь назвать наиболее сильного архангела, можно следовать разным классификациям, изучая ранги небесных защитников. Однако большинство источников признают первенство Михаила, иногда ставя с ним на один уровень и Гавриила и называя их духовными братьями Архистратигами, предводителями.

Архангел Михаил в некоторых богословских трудах называется единственным архангелом, тогда как остальные его собратья просто ангелы.

Несмотря на то, что это мнение не является общепринятым, имя Михаила упоминается первым при перечислении архангелов, и он считается самой значительной фигурой в своем роде.

Архангел Селафиил икона

Икона архангела Серафиила, при ее внимательном рассмотрении, легко проясняет предназначение и суть его. Склоненная голова, молитвенно перекрещенные на груди руки – наиболее подходящее положение для разговора с Богом.

Серафиил помогает молитвам достигнуть назначения. Он покровительствует общению людей с Создателем, учит правильно трактовать вопросы веры.

Образ Серафиила, размещенный в доме, а также своевременное и грамотное обращение к нему, поможет человеку верно отыскать свой жизненный путь, укрепиться в вере, найти выход из тупиковой ситуации.

Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в V веке книга Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» (греч. «Περί της ουρανίας», лат. «De caelesti hierarchia»), более известная в редакции VI века. Девять ангельских чинов разбиты на три триады, каждая из которых имеет какую-либо особенность.

Первая триада - серафимы, херувимы и престолы - характеризуется непосредственной близостью к Богу;
Вторая триада - силы, господства и власти - подчеркивает божественную основу мироздания и мировладычества;
Третья триада - начала, архангелы и собственно ангелы - характеризуется непосредственной близостью у человеку.
Дионисий суммировал то, что было накоплено до него. Серафимы, херувимы, силы и ангелы упоминаются уже в Ветхом завете; в Новом завете появляются господства, начала, престолы, власти и архангелы.

По классификации Григория Богослова (4 в.) ангельская иерархия состоит из ангелов, архангелов, престолов, господств, начл, сил, сияний, восхождений и разумений.

По своему положению в иерархии чины располагаются следующим образом:

Серафимы - первый
херувимы - второй
престолы- третий
господства - четвертый
силы - пятый
власти - шестой
начала - седьмой
архангелы- восьмой
ангелы - девятый.

Иудейские иерархические построения отличаются от христианских, поскольку аппелируют только к первой части Библии - Ветхому Завету (ТаНаХу). Один источник насчитывает десять чинов ангелов, начиная с самого высокого: 1) хайот; 2) офаним; 3) арелим; 4) хашмалим; 5) серафимы; 6) малаким, собственно «ангелы»; 7) элохим; 8) бене Элохим («сыны Божии»); 9) херувимы; 10) ишим.

В «Maseket Azilut» десять ангельских чинов даются в ином порядке: 1) серафимы во главе с Шемуэлем или Йехоэлем; 2) офаним во главе с Рафаилом и Офаниэлем; 3) херувимы, которых возглавляет Керубиэль; 4) шинаним, над которыми поставлены Цедекиэль и Гавриил; 5) таршишим, начальниками которых выступают Таршиш и Сабриэль; 6) ишим с Цефаниэлем во главе; 7) хашмалим, вождь которых зовется Хашмал; 8) малаким, возглавляемые Уззиэлем; 9) бене Элохим во главе с Хофниэлем; 10) арелим, которыми руководит сам Михаил.

Имена старших ангелов (архангелов) варьируются в разных источниках. Традиционно высший ранг приписывается Михаилу, Гавриилу и Рафаилу - трем ангелам, поименно названным в библейских книгах; четвертым к ним обычно добавляют Уриила, встречающегося в неканонической 3 Книге Ездры. Распространено представление о том, что существует семь высших ангелов (связанное с магическими свойствами числа 7), попытки перечислить их поименно предпринимались со времен 1 Книги Еноха, однако здесь существуют слишком большие расхождения. Ограничимся перечислением «великолепной семерки», принятой в православной традиции: это Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил, возглавляемые восьмым - Михаилом.

Иудаистическая традиция крайне высокое положение отводит также архангелу Метатрону, который в земной жизни был патриархом Енохом, но на небесах превратился в ангела. Он - визирь небесного двора и чуть ли не заместитель Самого Бога.

Девять ангельских чинов

Первая иерархия Вторая иерархия Третья иерархия
Серафимы Господства Начала
Херувимы Силы

Архангелы

Престолы Власти Ангелы

1. Серафимы

Серафимы - ангелы любви, света и огня. Они занимают самое высокое положение в иерархии чинов и служат Богу, заботясь о его престоле. Серафимы выражают свою любовь к Богу постоянным пением хвалебных псалмов.
В древнееврейской традиции бесконечное пение серафимов известно как "трисагион" - Кадош, Кадош, Кадош ("Святой, Святой, Святой Владыка Сил Небесных, вся земля полна его сиянием"), считающийся песней созидания и праздника. Будучи ближайшими к Богу созданиями, серафимы также считаются "огненными", поскольку они объяты пламенем вечной любви.
Согласно средневековому мистику Яну ван Руйсброку, три чина серафимов, херувимов и престолов никогда не принимают участия в человеческих конфликтах, но находятся с нами, когда мы мирно созерцаем Бога и испытываем постоянную любовь в наших сердцах. Они и порождают в людях божественную любовь.
У Святого Иоанна Богослова на острове Патмос было видение ангелов: Гавриила, Метатрона, Кемуила и Натаниила среди серафимов.
Исайя- единственный пророк, упоминающий серафимов в древнееврейском Священном писании (Ветхом завете), когда он рассказывает о своем видении огненных ангелов над Престолом Господним: "У каждого было шесть крыльев: два закрывали лицо, два закрывали ноги, а два использовались для полета".
Еще одним упоминанием серафимов можно считать книгу Чисел (21:6), где дается ссылка на "огненных змеев". Согласно "Второй книге Еноха" (апокриф), у серафимов шесть крыльев, четыре головы и лика.
Люцифер вышел из ранга серафимов. Фактически, Падший Князь считался ангелом, который затмевал всех остальных, пока не лишился Божьей Милости.

Серафимы - В иудаистической и христианской мифологии ангелы, особо приближенные к Богу. Пророк Исаия описывает их так: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, а двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его/» (Ис. 6. 1-3). По классификации Псевдо-Дионисия, вместе с херувимами и престолами серафимы относятся к первой триаде: "...святейшие Престолы, многоокие и многокрылые Чины, называемые на языке евреев Херувимами и Серафимами, по изъяснению Св. Писания находятся в большей и непосредственнейшей пред другими
близости к Богу... что касается наименования Серафимов, оно ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность, также их способность дейстельно возводить низших в горнее, возбуждатъ и воспламенять их к подобному жару: оно также означает способность, опаляя и сжигая. тем самым очищать их - всегда открытую. неугасимую, постоянно одинаковую, светооброзную и просвещающую силу их. прогоняющую и учичтожаюшую всякое омраченье.

2. Херувимы

Слово "херувим" означает "полнота знаний" или "излияние мудрости". Этот хор имеет силу знать и созерцать Бога и способность понять и передать другим божественное знание.

3. Престолы

Термин "престолы", или "многоглазые", указывает на их близость к трону Бога. Это самый близкий к Богу чин: и свое божественное совершенство, и сознание они получают непосредственно от Него.

Псевдо-Дионисий сообщает:
«Итак, справедливо в первую из небесных Иерархий посвящаются существа высшие, так как она имеет высший чин, особенно потому, что к ней, как к ближайшей к Богу, первоначально относятся первые Богоявления и освящения, А горящими Престолами и излиянием мудрости называются
небесные Умы потому, что имена сии выражают Богоподобные их свойства... Наименование высочайших Престолов означает то, что они
совершенно свободны от всякой земной привязанности и, постоянно возвышаясь над дольним, премирно стремятся к горнему, всеми силами
неподвижно и твердо прилеплены к существу истинно Высочайшему,
принимая Божественное Его внушение в полнейшем бесстрастии и невещественности; означает также то, что они носят Бога и раболепно выполняют Божественные Его повелениям.

4. Господства

Святые господства наделены достаточной силой, чтобы подняться над земными желаниями и стремлениями и освободиться от них. Их обязанность - распределять обязанности ангелов.

Согласно Псевдо-Дионисию, «знаменательное наименование святых Господств... означает некоторое нераболепное и свободное от всякой низкой привязанности к земному возвышение к горнему, ни одним насильственным влечением к несходному с ними ни в каком случае не колеблемое, но господство постоянное по своей свободе, стоящее выше всякого унизительного рабства, чуждое всякой униженности, изъятое из всякого неравенства самому себе, постоянно стремящееся к истинному Господству и, сколько возможно, свято преобразующее в совершенное Ему подобие как само себя, так и все ему подчиненное, не прилепляющееся ни к чему случайно существующему, но всегда всецело обращающееся к истинно-сущему и непрестанно приобщающееся державному Богоподобию»

5. Силы

Силы, известные как "блистательные, или сияющие", - ангелы чудес, помощи, благословения, которые появляются во время сражений во имя веры. Считается, что Давид получил поддержку Сил на битву с Голиафом.
Силы также являются ангелами, от которых Авраам получил свою силу, когда Бог велел ему принести в жертву своего единственного сына - Исаака. Основные обязанности этих ангелов - творить чудеса на Земле.
Им позволено вмешиваться во все, что касается физических законов на земле, но они также ответственны за соблюдение этих законов. Этим чином, пятым в Иерархии Ангелов, человечеству дана доблесть также, как и милость.

Псевдо- Дионисий говорит: «Наименование святых Сил означает некоторое могущественное и необоримое мужество, по возможности им сообщенное, отражающееся во всех их Богоподобных действиях для того, чтобы удалять от себя все то, что могло бы уменьшить и ослабить Божественные озарения, им даруемые, сильно стремящееся к Богоподражанию, не остающееся праздным от лености, но неуклонно взирающее на высочайшую и всеукрепляющую Силу и, сколько возможно, по своим силам соделывающееся Ее образом, совершенно обращенное к Ней как источнику Сил и Богоподобно нисходящее к низшим силам для сообщения им могущества".

6. Власти

Власти находятся на том же уровне, что господства и силы, и наделены властью и разумом, уступающим только Божьим. Они обеспечивают равновесие вселенной.

Согласно Евангелиям, власти могут быть как благими силами, так и приспешниками зла. Среди девяти ангельских чинов власти замыкают вторую триаду, в которую кроме них входят еще господства и силы. Как сказано у Псевдо-Дионисия, "наименование святых Властей знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных озарений Чин и устройство премирного духовного владычества, не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти и изображающее Его... в совершенно истинном употреблении своей владыческой силы".

7. Начала

Начала - это легионы ангелов, защищающих религию. Они составляют седьмой хор в иерархии Дионисия, следующий непосредственно перед архангелами. Начала придают силу народам Земли, чтобы отыскать и пережить свою судьбу.
Считается также, что они являются хранителями народов мира. Выбор этого термина, как и термина "власти", для обозначения чинов ангелов Божьих несколько сомнителен, поскольку в. "Послании к ефесянам" "начальствами и властями" названы "духи злобы поднебесные", против которых должны биться христиане ("К ефесянам" 6:12).
Среди тех, кого считают "главными" в этом чине, - Нисрок, ассирийское божество, которое оккультные писания считают главным князем - демоном ада, и Анаил - один из семи ангелов созидания.

В Библии сказано: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни
Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее... не может отлучить нас
от любви Божией во Иисусе Христе, Господе нашему (Рим., 8.38). По
классификации Псевдо-Дионисия. начала входят в состав третьей триады
наряду с архангелами и собственно ангелами. Псевдо-Дионисий говорит:
"Имя небесных Начальств означает Богоподобную способность начальствовать и управлять сообразно священному порядку, подобающему начальствующим Силам, как самим всецело обращаться к Безначальному Началу, так и других, как свойственно Начальству, к Нему руководствовать, отпечетлевать в себе, сколь возможно, образ неточного Начала и. наконец, способность выражать премирное Его начальство в благоустроении начальствующих Сил.., Провозвестнический чин Начальств, Архангелов и Ангелов попеременно начальствует над человеческими Иерархиями, чтобы в порядке было восхождение и обращение к Богу, общение и единение с Ним, которое и от Бога благодательно распространяется на все Иерархии, начаждается чрез сообщение и изливается в священнейшем стройном порядке".

8. Архангелы

Архангелы - Слово это греческого происхождения и переводится как «ангелоначальники», «старшие ангелы». Термин "Архангелы" появляется впервые в грекоязычнон иудейской литературе предхристианского времени (греч. извод "Книги Еноха" 20, 7) как передача выражений вроде ("великий князь") в приложении к Михаилу ветхозаветных текстов (Дан. 12, 1); затем этот термин воспринимается новозаветными авторами (Иуд. 9; 1 Фесс. 4, 16) и более поздней христианской литературой. Согласно христианской небесной иерархии, они занимают место непосредственно над ангелами. Религиозная традиция насчитывает семь архангелов. Главный здесь Михаил-архистратиг (греч. «верховный военачальник») — предводитель воинств ангелов и людей в их вселенской битве с Сатаной. Оружием Михаила служит пламенный меч.
Архангел Гавриил известен более всего участием в Благовещении Деве Марии о рождении Иисуса Христа. Как вестника сокровенных тайн мира, его изображают с цветущей ветвью, с зеркалом (отражение тоже способ познания), а иногда со свечой внутри светильника — тот же символ сокрытого таинства.
Архангел Рафаил известен как небесный целитель и утешитель страждущих.
Реже упоминаются четыре других архангела.
Уриил — это небесный огонь, покровитель тех, кто посвятил себя наукам и искусствам.
Салафиил — имя верховного служителя, с которым связано молитвенное вдохновение. На иконах его пишут в молитвенной позе, с крестообразно сложенными на груди руками.
Архангел Иегудиил благословляет подвижников, охраняет их от сил зла. В правой руке у него золотой венец как символ благословения, в левой — бич, отгоняющий врагов.
Варахиилу отведена роль раздатчика вышних благ простым труженикам, прежде всего земледельцам. Его изображают с розовыми цветами.
О семи небесных архангелах говорит и ветхозаветное предание. Их древнеиранская параллель — семь благих духов Аме ша Спента («бессмертных святых») находит соответствие мифологии Вед. Это указываем на индоевропейские истоки учения о семи архангелах, которое в свою очередь соотносится древнейшими представлениями людей о семеричной структур бытия как божественного, так и земного.

9. Ангелы

И греческие, и еврейские слова выражающие понятие "ангел", означают "вестник". Ангелы часто выполняли эту роль в текстах Библии, однако авторы ее нередко придают этому термину и другой смысл. Ангелы являются бестелесными помощниками Бога. Они появляются в виде людей с крыльями и ореолом света вокруг головы. Обычно о них упоминается в Еврейских, Христианских и Мусульманских религиозных текстах. Ангелы имеют вид человека, «только с крыльями и одеты в белые одежды, : творил их Бог из камня»; ангелы и серафимы — женщины, херувимы — мужчины или дети) <Иваницкий, 1890>.
Добрые и злые ангелы, посланцы Бога или дьявола, сходятся в решающей битве, описанной в книге Откровения. Ангелы могут быть обычными людьми, пророками, вдохновляющими на благие свершения сверхъестественными носителями всякого рода вестей или наставниками и даже безличными силами, как ветры, облачные столбы или огонь, которые вели израильтян во время их исхода из Египта. Чуму и моровую язву называют злыми ангелами Св. Павел называет свою болезнь «вестник Сатаны». Многие другие явления, как вдохновение, внезапные побуждения, провидения, также приписываются ангелам.
Невидимые и бессмертные. Согласно учению церкви, ангелы — бесполые невидимые духи, бессмертные со дня их творения. Ангелов много, что вытекает из ветхозаветного описания Бога — «Господь воинства». Они образуют иерархию из ангелов и архангелов всего воинства небесного. Ранняя церковь четко разделила девять типов, или «чинов», ангелов.
Ангелы служили посредниками между Богом и его народом. В Ветхом Завете говорится, что никто не мог увидеть Бога и остаться живым, поэтому непосредственное общение между Всемогущим и человеком часто изображается как общение с ангелом. Именно ангел не дал Аврааму принести в жертву Исаака. Моисей видел ангела в горящем кусте, хотя при этом слышался голос Бога. Ангел вел израильтян во время их исхода из Египта. Время от времени библейские ангелы выглядят совсем как смертные, пока не открывается их истинная сущность, подобно ангелам, которые пришли к Лоту перед ужасающим разрушением Содома и Гоморры.
Безымянные духи. В Священном писании упоминаются и другие ангелы, например дух с огненным мечом, который преградил путь Адаму обратно в Эдем; херувим и серафим, изображенные в виде грозовых туч и молний, что напоминает о вере древних евреев в бога грозы; посланец Бога,который чудесным образом вызволил Петра из тюрьмы, кроме того, ангелы, которые явились Исаие в его видении небесного суда: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал».
Сонмы ангелов несколько раз появляются на страницах Библии. Так, хор ангелов возвестил рождение Христа. Архангел Михаил командовал многочисленным небесным воинством в битве с силами зла. Единственные ангелы в Ветхом и Новом Заветах, которые имеют собственные имена, — это Михаил и Гавриил, принесшие Марии весть о рождении Иисуса. Большинство ангелов отказывалось назвать себя, это отражало бытовавшее поверье, что раскрытие имени духа уменьшает его могущество.

Кто такие ангелы?

Слово «ангел» произошло от греческого «angelos», «вестник» и является переводом еврейского «malack». Считается, что представление об ангелах евреи позаимствовали у вавилонян и еще в большей степени у персов, которые впервые разделили духов на два оппозиционных лагеря. На страницах Ветхого Завета ангелы часто появляются, не только в качестве слуг и посланников Всевышнего, но и как манифестации Самого Божества, посредством которых Яхве говорит с человеком. Иудейское учение об ангелах было впоследствии воспринято христианской и мусульманской религиями.

На протяжении веков интерес к ангелам то вспыхивал, то угасал (или подавлялся искусственно). Уже в Новом Завете мы читаем о двух религиозных группах, представляющих два направления иудейской духовной мысли, из которых «саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа, а фарисеи признают и то и другое» (Деян. 23:8). Будучи существами гораздо более близкими к человеческому миру, чем Сам Всевышний, ангелы не могли не стать объектами пристального внимания; с другой стороны, слишком большой ажиотаж вокруг ангелов вел к риску уклонения от строгого монотеизма. Именно поэтому, стремясь сохранить чистоту учения, богословы всех мастей постоянно подчеркивали тварное положение ангелов и предостерегали от поклонения им.

Библейские сведения об ангельском мире достаточно скупы, зато в полной мере человеческая фантазия касательно ангелов проявляется в апокрифах, раввинистических сочинениях и каббале. Представление об ангелах было подхвачено и европейской оккультно-магической традицией, которая, зачастую игнорируя различие между добрыми и злыми духами, стремилась и тех и других использовать в своих целях при помощи специальных печатей, заклинаний и ритуальных действий.

Происхождение ангелов

Как и все сущее, ангелы были сотворены Богом - в этом пункте сходятся все богословы. Однако существуют самые различные мнения, относительно времени сотворения ангелов. Многие усматривали в первой фразе Книги Бытия: «Вначале сотворил Бог небо и землю» - намек на создание невидимого мира бесплотных духов, ангелов (так как о создании видимого неба говорится позже) и неоформленной первоматерии. Из указания Книги Иова на то, что ангелы ликовали, когда Господь «полагал основания земли», делался вывод, что к моменту сотворения земли ангелы должны уже были существовать. Апокрифическая Книга Юбилеев однозначно относит создание ангелов к первому дню творения.

Талмудическая традиция, однако, предпочитает перенести время сотворения ангелов на более поздний срок, относя его, например, ко второму дню, «дабы не говорили, будто Бог получил помощь в своей работе». Рабби Ханина считал, что ангелы не были сотворены до пятого дня, помещая их в числе крылатых созданий (см. Быт. 1:20).

Согласно еще одной любопытной точке зрения, отраженной в трактате «Хагига», огненная река, текущая пред Божьим престолом, ежедневно порождает новые сонмы ангелов, которые в течение дня поют хвалу Богу, а затем уходят в ту же реку, чтобы смениться новыми.

Количество ангелов

Уже в Библии отражено представление о неисчислимом множестве ангелов. «Есть ли счет воинствам Его?» - вопрошает Иов (25:3). Даниил сообщает: «тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан. 7:10). Эта формулировка повторяется в апокрифической 1 Книге Еноха: «И… видел я тысячу тысяч, тьму тем, несметно и неисчислимо многих, стоящих пред славою Господа духов» (Ен. 40). Впоследствии об огромном количестве ангелов говорится и в Новом Завете (Евр. 12:22, Откр. 5:11 и др.).

Даже талмудисты при их страсти к точным подсчетам затруднялись назвать точное количество ангельских ратей. В одном источнике говорится, что существует 496 000 мириад ангелов, прославляющих Бога. Шестьдесят мириад ангелов некогда спустились и водрузили по две короны на голову каждого израильтянина, принявшего закон; но когда израильтяне начали грешить сто двадцать тысяч ангелов спустились, чтобы снять их (Shab. 88a). На Синае Бог явился с двадцатью двумя тысячами ангельских сонмов, хотя другие авторитеты считают, что количество сонмов не мог бы исчислить никакой математик. Тысяча ангелов следует за каждым израильтянином, и один ангел предшествует ему, чтобы повелевать демонам уступить дорогу; в левой руке этот ангел держит тысячу ангелов, а в правой руке - десять тысяч ангелов. Рабби Симон бен Лакиш дает следующее описание необъятности небесных воинств: «Существуют двенадцать маццалот [«знаков Зодиака»], каждый имеет тридцать воинств; каждое воинство - тридцать лагерей; каждый лагерь - тридцать легионов; каждый легион - тридцать когорт; каждая когорта - тридцать корпусов; и каждый корпус имеет 365 000 мириад звезд» (Berach. 32b).

Классификация ангелов

Какой-то общепринятой классификации ангелов не существует. Можно выделить несколько упомянутых в Библии характерных наименований ангелов, соответствующих роду их деятельности. Среди них «Ангел-наставник», указывающий человеку «прямый путь его» (Иов 33:23), «Ангел-истребитель», опустошающий Иерусалим язвой (1 Паралип. 21:15), «Ангел завета», входящий в храм вместе с Господом (Мал. 3:1), «Ангел лица», спасающий народ Израилев (Ис. 63:9).

В апокрифической литературе ангелам приписывается власть над природными явлениями и стихиями. В 1 Книге Еноха говорится о духах грома и молнии, моря (приливов и отливов), инея, града, снега, облака, росы, дождя (Ен. 60), воды, ветров, воздуха (Ен. 69). В Книге Юбилеев сделана попытка обобщить все функции или должности ангелов, здесь перечисляются ангелы лица, ангелы прославления, ангелы духа огня, ангелы духа ветров, ангелы облачных духов мрака, града, инея, ангелы долин, громов, молний, ангелы духов холода и зноя, зимы и весны, осени и лета, ангелы «всех духов Его творений на небе и на земле», а также ангелы духов мрака, и света, и утренней зари, и вечера (Юб. 2). Эту тему впоследствии развивает талмудическая литература.

В магических сочинениях ангелы могут классифицироваться по соотношению со стихиями (огонь, вода, земля, воздух), с планетами и знаками Зодиака, по их влиянию в те или иные дни недели (см., например, «Гептамерон» П.Абано)

Целый ряд мистических созданий, подчиненных Богу, описывается в иудейской Библии; Малах (вестник/ангел) - лишь один из них. К другим, отличающимся своими характеристиками от ангела, относятся Ириним (Ангелы-наблюдатели/Высшие Ангелы), Херувим (Могущественные), Сарим (Принцы), Серафим (Огненные), Хаиот (Праведные), и Офаним (Колеса). Объединяющими сущностями для всего множества созданий, служащих Богу, являются: Цева (Хозяин), Б"неи ха-Элохим или Б"наи Элим (Сыны Божии), и Кедошим (Святые). Они составляют Адат Эль, божественную ассамблею (Пс.82; 1). Избранное число ангелов в Библии (три, если быть точным) имеют имена: Михаил, Габриель, и Сатана.

Представление ангелов

Ангелы могут представать в удивительно разнообразных формах, хотя Библия часто пренебрегает тем, чтобы предоставить хоть какое-то описание (Книга Судей 6:11-14; Захария 4). Они предстают гуманоидами в большинстве текстов Библии (Числа 22), и как таковые часто неотличимы от человеческих сущностей (Бытие 18; 32:10-13; Иисус 5:13-15; Книга Судей 13:1-5), но они также могут проявлять себя как столбы огненные и тучи, или как пламя внутри куста (Исход 3). Псалмы характеризуют такое природное явление, как молнию, как проявление Бога (Пс.104:4). Другие божественные создания предстают крылатой частью Божественного трона (Исайя 6) или божественной колесницы (Иезекиль 1). Внешность Херувима достаточно хорошо известна, она мастерски изображена на Ковчеге Завета (Исход 25). Возможно, самое неоднозначное создание - это Малах Адонаи, ангел, который может быть, а может и не быть видимым проявлением Бога.

Ангелы обычно изображались в виде светловолосых андрогинных юношей с крыльями (символ невидимости) в белой льняной одежде с золотыми поясами. Место обитания ангелов — небеса, которые сотворены прежде плотного неба (Быт.1.1, Быт.1.8).

Библейские ангелы выполняют множество функций, включая доставку информации к смертным, защиту, спасение, заботу об израильтянах и избиение врагов израилевых. Книга Даниила включает в себя целый ряд идей касательно ангелов, которые были созданы в пост-библейские времена, в том числе ангелов имени и ангелов-хранителей: все нации мира имеют своих собственных верховных ангелов, ангелы организованы иерархически и каждый имеет свои сферы влияния и полномочия.

Ангелы в иудаизме

Еврейские источники греко-римского периода расширяют традиционное представление об ангелах, содержащееся в иудейском Священном Писании. Можно особо отметить первую систематизацию Библейских хозяев Неба и приведение к иерархии различных каст ангелов, управляющих и служащих на различных уровнях Неба. Упоминание Захарией семи глаз Бога (4:10) трактуется как ссылка на семь архангелов, или семь высших ангелов на семи небесах (Енох 61; Ветхий Завет, Леви).

Можно заметить политеистические взгляды, проявившиеся в возрождении божественной иерархии в терминах монотеизма. Теперь вместо второстепенных богов со специфическими сферами влияния появляются ангелы, подчиненные единому Богу, но каждый - со своей сферой полномочий (3 Енох). Это сопровождается размножением названных ангелов. Впервые мы слышим об Уриеле, Рафаэле, Пениеле, Метатроне и многих, многих других (I Енох, Товит, IV Ездры).

Также увеличивается осознание сходства между ангелами и смертными. Кажется, что граница между человеческими и ангельскими состояниями проницаема. Детальный анализ апокрифических фрагментов Библии (Бытие. 5:24; II Книга Царств 2:11), показывает, что неординарный смертный, как, например, Енох, может быть возвышен до ангельского статуса (I Енох).

Идея дуализма сильнее, чем в иудейском Священном Писании, проявляется в Поздней Античности и приводит к разделению ангелов на два лагеря: света и тьмы, что иллюстрируется материалами Руководства Дисциплины, найденными среди Свитков Мертвого Моря. Мифическое упоминание о злоключениях Сыновей Божих в Бытии 6:2 становится точкой отсчета для этой веры. Так, легенда о падших ангелах вначале появляется в псевдо-эпиграфических текстах (I Енох 6, из раздела, иногда называемого Книгой Наблюдателей). Здесь также впервые встречается мысль о том, что ангелы завидуют человеку. Миф о падших ангелах в конечном счете становится главным богословским лейтмотивом в христианстве, но остается в значительной степени в тени в иудаизме, оказывая гораздо меньше влияние на позднюю иудейскую космологию (см. Демоны и Сатана). Вера в то, что ангелы могут быть призваны и использованы человеком, что позже станет главным элементом мистицизма Меркавы, первоначально появляется как раз в это время (Книга Премудрости Соломона).

Вообще говоря, раввинская литература корректирует важную роль ангелов, когда указывает их роль в Апокалиптической и Мистической традициях. Предполагается, что ангелы не имеют свободы воли (Шабб. 88b; Бытие 48:11). Но они имеют интеллект и внутреннюю жизнь; они способны к аргументированию и к ошибкам (Пс.18:13). Ангелы существуют, чтобы выполнять единственную задачу (Бытие 50:2), ангелы подчинены человеку и идее справедливости (Бытие 21, Послание Иеремии 93а).

Однако, упоминание ангелов в раввинской литературе почти так же часто, как упоминание самих Небесных Хозяев. Многие божественные действия, описанные в Священном писании, были позднее приписаны различным ангелам (Бытие 31:8; Послание Иеремии 105b). В противоположность этой тенденции, однако, традиция Еврейской Пасхи особо отрицает роль ангелов в центральном событии избавления Израиля от Египта (Магид).

Функции ангелов являются еще более разнообразными, а их роль в устройстве и функционировании мира - еще более проникающей. Первоначально образ Мавета (Смерти) в Библии идентифицировался как Малах ха-Мавет (Ангел Смерти). Раннее иудейское понятие личных ангелов, мелахеи шарет и мемунех, "служащих" или "охраняющих" ангелов и "посланников", также развивается в раввинской литературе. Мысль о том, что ангелы составляют хор, поющий хвалу Богу, также является объектом для комментариев и размышлений мудрецов (Бытие 78:1).

В то время, как раввинские писания не предлагают никакой систематизации ангелов, в отличие от христианской и магической традиций, некоторые параллели все же просматриваются. Так, из Талмуда мы узнаем, что Михаил, ангел-хранитель Израиля, служит Первосвященником в Небесном Иерусалиме (Стих 12b). Легенды об ангеле-пророке Илии становятся одними из самых широко распространенных историй об ангелах. Илия часто появляется среди смертных, неся им откровения от Небес и решая неразрешимые вопросы.

То, что все ангелы (не только серафимы и херувимы) имеют крылья, впервые упоминается именно в этом периоде (Стих 16a). Размер ангелов может изменяться от маленького до космического (Стих 13b).

Также появляется фундаментальное разногласие о природе ангелов. Некоторые рассматривают ангелов как "воплощенные идеи Бога", элементали, сотворенные из огня, подобно мусульманскому Ифриту, или из невозможной комбинации огня и воды (Сефер Ецира 1.7). Другие расценивают их как нематериальные, бестелесные сущности разума.

В отличие от библейских авторов, Мудрецы позволяют себе размышлять над происхождением ангелов. Они учат, например, что ангелы не существовали до создания мира, а были созданы как часть небес на второй день Творения (Бытие 1:3; 3). Другие утверждают, что они были созданы на пятый день, день творения крылатых созданий.

В поздней античности ангеловедение становится главным элементом мистицизма Меркавы. Любой адепт, желающий достичь небесного дворца и видения Божественной Славы, должен был знать, как пройти мимо ангелов-стражей (обычно зная и призывая их имена) на каждом уровне. Возможно, даже более важным для этой мистической традиции является то, что ангелы могли быть вызваны и притянуты к земле, чтобы обслуживать человека-посвященного.

Множество ритуалов и практик, посвященных этому действию, приведены в писаниях Хекалота. Зародившись в поздней античности, ангелы все более и более связывались и ограничивались ежедневной жизнедеятельностью человека.

Средневековый Мидраш повторяет и развивает ранние учения об ангелах, но именно в этот период отдельные философы начинают предлагать систематическую и идиосинкразическую классификацию ангелов. Маимонидес, например, обстоятельно говорит о них в своей Мишех Тора, Хилкот Висодеи ХаТора (Законы Основ Торы). Тщательно классифицируя ангельские ранги (их десять) в своей рационалистичной системе, Маимонидес приравнивает их к аристотелевым "умам", которые являются посредниками между сферами. Как таковые, они являются осознающими и управляющими сферами в их движении, но в этом аристотелевском контексте Маимонидес говорит, что они - формы природной казуальности, в противоположность сверхъестественным существам. Он также расширяет свое определение, включая природный феномен и даже человеческую психологию (он описывает чувственный импульс как "ангела вожделения"). Основываясь на этом, он заключает, что существует два типа ангелов, извечные и эфемерные, причем последние постоянно оказываются то внутри, то вне существования. Он также отрицает, что ангелы когда-либо могут приобретать материальную форму; столкновения, описанные в Библии, - это только видения и мечты патриархов и матриархов. Напротив, другие мыслители, такие как немец Pietist Eleazer of Worms, придерживались эзотерических и безаппеляционных сверхъестественных понятий в ангеловедении. Из-за возвышенного статуса изучения Торы среди евреев Ашекнази, ритуалы вызова ангелов, особенно тех, кто мог бы открыть секреты Торы, подобно Сар Ха-Тора и Сар Ха-Паним (Принц Торы и Принц Присутствия), стали широко известны.

Раннесредневековые магические труды Сефер ха-Разим каталогизируют сотни ангелов, наряду с этим указывая, как повлиять на них и использовать их имена при создании защитных амулетов, проклятий и других способов достижения могущества. Зохар, наряду с продолжением традиции ангельский систематики, сортирует их в семь дворцов и классифицирует их согласно четырем мирам эманаций (1:11-40), а также наделяет ангелов женскими признаками наряду с признаками мужскими (1:119b).

Каббалисты во множестве сообщали о посещениях ангелов. Законодатель магии Джозеф Каро писал о духе Михны, который навестил его ночью и обучил его Тора ха-Сод, эзотерической Торе.

Главным вкладом идей хасидов в ангеловедение была четко антропоцентричная, даже психологическая интерпретация природы ангелов. Ранние мастера хасидов считали, что эфемерные ангелы являются прямым результатом человеческих действий. Хорошие дела создают хороших ангелов, разрушительное поведение создает разрушительных ангелов, и т.п. Другими словами, большинство ангелов - это побочный продукт деятельности человека, но никак не Бога! Таким образом, баланс между ангельскими и демоническими силами во вселенной - это прямой результат человеческих решений и действий.

В последней четверти 20-го столетия, по свидетельству еврейского общества, интерес к ангелам возродился.

Магическое использование: имена ангелов имеют апотропические свойства и часто появляются на амулетах, магических надписях и формулах. В вечерних ритуалах отхода ко сну Криат Ш"ма ал ха-Митах ангелы Михаил, Габриель, Уриель и Рафаил призываются для защиты на всю ночь. Ангелы имеют свои области специализации и могут быть вызваны для помощи смертным в этих областях, таких как, например, изучение и запоминание Торы.

Ангелы в Кабалле

Ангелы часто упоминаются в старозаветных иудейских книгах. Согласно иудейским памятникам ангелы приналежат к мужскому полу. У еврейских ангелов не было крыльев. Они являлись скорее, как внутренние водители, а не как действующие извне силы. В Каббале ангелов насчитывается от ста тысяч до сорока девяти миллионов.

Каббала - руководство, описывающее путь к Богу. А путь этот ведёт через дворцы или несчётные залы, где нужна помощь ангелов.

Существуют четыре мира:

1. Материальный, физический мир, в котором мы живём.
2. Мир, которым повелевают 10 ангельских войск. У каждого ангела есть своё имя. Во главе их ангел наивысшего чина Метатрон.
3. Мир света, который открывается из наивысшего, Божьего мира.
4. Божий мир, который совмещается с женской ипостасью бога Яхве Шехина.
В Каббале есть десять сефирот, или ангелов. Это главные проводники божественной энергии. Каждый расцветает подобно светящейся розе, в каждом лепестке которой открывается крылатый контур. Имена сефирот отвлечённы: утверждение, красота, вечность, прекрасное, сила, милость, знание, мудрость, понимание и корона, венец.

Располагаются они в обращённой вершиной вниз пирамиде.

В основании находится ангел Сандальфон, это ангел-хранитель.

У Бога есть семь главных ангелов, они считаются его "воплощениями":

Анаель, Внемли мне Бог
Гавриил, Сила Бога
Самуил, Яд Бога
Михаил, Подобный Богу, предводитель небесного воинства
Сашиэль, Справедливость Бога
Рафаил (архангел), Бог Исцелитель
Кассиэль, Престол Бога
Выше всех Метатрон, Глас Божий

Духи (человеческая душа, освободившаяся от тела):

Паваель, Дух Святого Иосифа
Кафаель, Дух Сопуствующий Иоанну Крестителю в пустыне
Рафаэль, Дух Соломона
Гетатия, Дух Моисея
Уриель, Дух Ездры
Заимель, Дух Моисеева жезла
Гетаель, Дух Иисуса Навина
Гимель, Дух змея Евы
Камаель, Дух личного мужества
Офиль, Дух благочестия
Алепта, Дух Авраама
Гавриель, Дух Илии
Самаель, Дух Иоанна Крестителя
Михаель, Дух Елессея
Во-Аель, Дух призраков
Тетатиа, Дух добродетели
Анаель, Дух познания
Фалет, Дух счастья (земного рая)

У Дьявола есть семь главных демонов, они также считаются обличиями Дьявола:

Самаэль, Владыка воздуха и Ангел Загробного Суда
Вельзевул, Владыка Тьмы и Демонов
Питон, Дух Прорицания
Белиал, Дух Вероломства
Асмодей, Демон Истребитель
Люцифер, Дух астрального света
Сатана, Противящийся Богу

Над всеми этими творениями возвышается ангел молитвенных размышлений о Боге. Путь молитвенных размышлений ведёт его ко всё более возвышающей возможности любви, которая, в конечном счёте, достигается осознанием того, что каждая жизнь свята, что каждая жизнь есть Бог и передача любви. Всё, что мы сделаем в божественном экстазе молитвы или молитвенного размышления, представляет собой акт творения. И только такое деяние в Боге и посредством Бога создаёт новых ангелов.

Наивысшим творением из всего является Мицвох, изучение, познание Торы, молитвы и покаяния. Каждый Мицвох, который совершает человек, это не только акт духовного созерцания, сам по себе священный, но это также акт преобразования материального, физического мира.

Ангелы в исламе

Вера в ангелов является неотъемлемой частью веры мусульманина (Коран 2:177). По исламским представлениям сотворены из стихии света. Смысл их существования в служении людям (Коран 2:34).

Ангел Гавриил сообщает пророкам Откровение Бога.
Ангел Михаил, возглавляет небесное войско
Ангел Азраил является Ангелом Смерти,
Ангелы Харут и Марут — магическое знание (Коран 2:102).
Ангел Малик, охраняющий геенну огненную

Существуют несколько классов ангелов, каждый из которых выполняет свою задачу. Часть ангелов, называемых «Мукаррабун», находится в постоянном поклонении Аллаху. Имя Всевышнего Аллаха не сходит с их уст. О них сказано в Коране «Небеса готовы разверзнуться над ними, а ангелы возносят хвалу своего Господа и просят прощения тем, кто на земле…» (42: 5). Как мы не можем существовать без воздуха, так и они не могут оставить поклонения.

Ангелы под названием «Кирамен Катибин» ведут постоянный счёт земным делам людей и скрупулёзно записывают в персональную книгу жизни деяния каждого человека. Другие ангелы исполняют роль защитников людей. Их называют «Хафаза». Если бы не защита ангелов «Хафаза», мусульмане постоянно подвергались бы нападениям сатанинских сил.

Части ангелов, во главе которых поставлен Азраил (мир ему), поручено забирать души умерших людей. Их зовут «Малаика уль-Маут». О них Всевышний Аллах говорит: «Скажи: „Приемлет вашу кончину ангел смерти, которому вы поручены, потом вы к вашему Господу будете возвращены“» (Сура 32, айат-11).

Ещё 2 ангела — Мункар и Накир — задают вопросы умершим об их Боге, пророке, религии. Являясь в могилу после погребения, они предстают перед покойниками не всегда в одинаковом виде, а в соответствии с верой или неверием умершего. Перед кафиром они предстают в страшном обличии: совершенно чёрные со светящимися глазами, свирепые, огромного роста. И вопросы задают они громовым голосом. А перед верующими людьми, ведшими достойный образ жизни, являются в виде приветливого друга, и вопросы задают доброжелательно и с участием. Есть 19 ангелов, обязанных служить в Аду и называемых «Забани». Они громадного роста и очень жестоки. «Сделали Мы властителями огня только ангелов и сделали число их только испытанием…». (Сура 74, айат 31)

Всевышний Аллах по своему усмотрению избирал пророков не только из числа людей, но и из числа ангелов. Четыре главных ангела — Архангелы Джабраил, Микаил, Исрафил и Азраил являются пророками ангелов. Кроме пророческих миссий у них и другие персональные задания от Всевышнего Аллаха. Архангел Джабраил передавал повеления Аллаха очередному Пророку. Микаил уполномочен управлять ветрами и дождевыми тучами. Азраил, как уже было сказано выше, забирает души людей, окончивших свой жизненный путь. А Архангелу Исрафиилу Всевышний Аллах поручил постоянно находиться при огромной трубе, напоминающей рог. Он ожидает у этой трубы, называемой «Суур», приказа Аллаха. Как только Всевышний Аллах даст знак, Исрафиил дунет в «Суур», и наступит Конец Света.

Пророки из числа людей выше пророков-ангелов. В то же время пророки-ангелы выше простых людей. Но простые люди, ведущие праведный образ жизни, твёрдо следующие предписаниям Корана и Сунны, в свою очередь выше рядовых ангелов. Это потому, считают исламские учёные, что ангелам, не имеющим пола, не нуждающимся ни в еде, ни в питьё, не имеющим страсти, быть праведными гораздо легче. В то время как человеку приходится постоянно умерять свои страсти, чтобы не впасть в грех, поддавшись искушению Сатаны.

В Благородном Коране говорится, что Всевышний Аллах создал ангелов двух-трех-четырехкрылыми. «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, сделавшему ангелов посланниками, обладающих крыльями двойными, тройными и четверными. Он увеличивает в творении, что Ему угодно. Аллах мощён над каждой вещью» (35: 1) Не нужно забывать, что крылья ангелов не похожи ни на крылья птиц, ни на крылья ветряных мельниц. Их крылья соответствуют их мощи. Сила и величина ангелов зависят от того, для чего они предназначены. И крылья их соответствуют этому назначению.

Помогают христианам не только святые подвижники, но и разные небесные силы. Служа Богу, они поддерживают людей. Учение об этих силах было составлено на основе Библии и толкования Дионисия. Благодаря этой работе церковь много столетий имеет иерархию. В ней есть и архангелы. Им нашлось место вместе с остальными небесными созданиями. Однако однозначно дать ответ кто такие архангелы сложно.

Как появились архангелы

Дионисий относил архангелов к низшей иерархии. Она третья по счету. Это вестники, которые появляются в переломные моменты, чтобы сообщить о чем-то важном. Дева Мария увидела архангела, который сообщил ей о рождении Христа.

Часто в вопросах иерархии возникает путаница - точно нельзя сказать, какие силы пребывают около Господа. Иногда всех небесных сущностей называют ангелами.

Есть 9 чинов ангелов. Ангелы и архангелы находятся ниже всех в этой иерархии: они ближе к людям, но дальше от Господа.

Мифология называет архангелов в православии учителями людей, наставниками. Посвященный им праздник отмечают 21 ноября. Этот день относится ко всем небесным силам. Ноябрь выбрали из-за того, что он девятый месяц в году, т. е. совпадает с количеством чинов ангелов.

Предназначение в православии

Любой христианин может ожидать помощи от архангелов. Она проявляется в:

  • укреплении чистой веры;
  • понимании Евангелия и воли Бога;
  • наставлениях на праведную жизнь.

Основная их работа заключается в том, чтобы доносить до людей волю Бога и сообщать о важных событиях. А также к числу их дел относят:

  • восхваление Бога;
  • послание от Господа;
  • забота о человеческих душах после кончины;
  • защита от напастей;
  • ответ на разные просьбы.

У каждого архангела есть собственные функции, т.к. Господь поручает им разные задания.

Отличие архангела от ангела

Выделяют несколько признаков, различающих эти две небесные силы. Архангелы выше по чину и могущественнее. А также они ближе к Богу, окружают его трон и касаются его одеяния. Архангелы выполняют важные и ответственные задачи, а ангелам поручают приземленные дела.

Отличает двух небесных сущностей и количество. Ангелов очень много, а архангелов всего восемь.

Самые известные архангелы

Есть глава воинства всех сил на Небе и старший вестник - архангел Михаил. Остальные архангелы в православии - второстепенные.

Михаил

Имя Михаил означает «подобный Господу». Иногда на иконах его рисуют в момент, когда он изгоняет дьявола в ад. Это напоминает предание о свержении Сатаны. Ангелы отправились вслед за Десницей, а Михаил со всеми оставшимися небесными силами, верными Богу, стал подавлять бунт. Десница был свергнут и изгнан в преисподнюю.

Об архангеле Михаиле упоминает и откровение Богослова. В нем указано, что сопротивление зла и добра завершиться победой Творца, а поможет в этой борьбе начальник воинства.

Воевода Небесных сил часто держит меч и копье на иконах. А также на нем рисуют хоругви белого цвета. Они указывают на верность Создателю и чистоту тех, кто подчиняется Михаилу. На копье есть крест, обозначающий, что борются со злом во имя Христа и ради всех людей.

Церковь чтит главного архангела 19 сентября каждого года. Этот праздник называется Михайлово чудо в честь спасения архангелом монастыря, который язычники хотели затопить. Воевода сделал расщелину в горе, туда ушла вода, не попав в строение.

Михаила просят об укреплении веры, благословении мира на земле, молятся, входя в новый дом и освящая жилье.

Остальные архангелы

У каждого из архангелов второго порядка есть свои задачи. Когда человек нуждается в их помощи, он выбирает того, кто подходит для его просьбы. Кто-то просит о здоровье, кто-то о наставлении на путь истинный, о помощи страждущим. Функции архангелов можно узнать из книг или посоветоваться со священником. Обращаться к ним можно в любое время, когда появится необходимость в поддержке. Для этого необязательно изучение специальных молитв, главное - открыть свою душу в молитве.

Гавриил

Для объявления великих тайн предназначено это небесное существо. Его имя свидетельствует о силе и нерушимости Создателя. Этот ангел сообщил о приходе Иисуса, а также рассказал пророку о первых родах.

В Новом Завете говорится, что Гавриил возвещал о рождении тех, кто влиял на ход истории православия. Захария от него узнал о появлении Предтечи, ставшего предвестником прихода Иисуса. У Иоакима и Анны после новости архангела родилась Божья Матерь.

Самую радостную весть Гавриил передал женам-мироносицам. Он рассказал им первым о воскресении Христа, подарившем спасение человечеству.

Его изображают с веткой - символом радостных новостей. Праздник, посвященный Гавриилу, отмечают 26 июля, 8 апреля и 21 ноября во время Собора Небесных сил.

Рафаил

Это целитель болезней, Божий врач. Его имя переводят как исцеление от заболеваний. А также он покровитель служителей науки.

В Книге Товита описывается, как архангел помог Товии в сложных обстоятельствах. Рафаил советовал людям молиться и соблюдать пост, быть справедливыми и милосердными.

Обращаясь к архангелу, надо следовать этим заповедям. Он исцеляет, поэтому на иконах изображают сосуд, где он хранит лечебные снадобья. Память архангела чтят в ноябре.

Это огонь и свет Творца, просветитель заблудших людей. Третья книга Ездры рассказывает, что он указал пророку на приход Спасителя. Он также наставляет на молитву и праведный путь, помогает в очищении. Уриил озаряет умы людей истиной, как Ангел света, и вытесняет плохие помыслы, воспламеняя веру, как Ангел огня. Вспоминают о нем 21 ноября.

Селафиил

Основной заступник людей перед Творцом, чье имя означает молитву, - это архангел Селафиил. Он молится за всех людей, просит здоровья, исцеления и спасения. Книга бытия описывает, как Селафиил появился в пустыне перед Агарью и утешил ее. По его молитвам Создатель спас страждущую, не дав умереть ей и ее ребенку.

Это наставник многих ангелов, отмаливающих всех людей перед Создателем. Обращаясь к нему, просят искренней молитвы, крепкой веры, а также освобождения от суетности мирской жизни.

На иконах архангел изображается в позе с наклоненной головой и скрещенными руками. Так он призывает всех людей молиться. День почитания его памяти - Собор Небесных сил.

Это прославляющий Господа архангел и основной покровитель монахов и служащих Богу. Он помогает тем, кто прославляет Творца, просит о воздаянии за эту работу и подвиги, молится о страждущих и странниках.

Работа ради Бога - это удел и монахов, и обычных людей. Тот, кто трудится с Господним именем в сердце, пытаясь выполнить все так, как сделал бы это для Творца, получает утешение и истинную радость. В этих трудах и приходит на помощь Иегудиил.

Книга Исход рассказывает, как он поддержал израильтян, когда те проходили пустыню, и сдержал преследователей при их уходе из Египта.

Иконы архангела выглядят одинаково: его изображают с венцом, символизирующим награду верующим людям, и плетью, означающей Господню кару грешникам. Вспоминают о нем 21 ноября вместе с остальными архангелами.

Варахиил

Этот архангел - благословение Бога. Он поставлен Создателем около себя, чтобы благословлять на любое хорошее дело. Варахиил - помощник тех, кто живет в духовном здоровье, бережет чистоту души, хранит благочестивые семейства.

Это предтеча блаженства для людей, которые хотят жить с Господом. Его рисуют с белыми розами - приметой райской благодати. Почитают память Варахиила на Собор Небесных сил, 21 ноября.

Иеремиил

Его имя означает возношение к Богу. Он внушает человеку добрые намерения, избавляет от суеты мирской жизни и бытовых проблем.

Обращаясь к Иеремиилу, люди становятся собраннее, быстрее отказываются от вредных привычек. В Третьей книге Ездры он гласит о времени, когда людской род ждет конец. Отмечают праздник этого ангела 21 ноября.

Падший архангел

Когда-то главным архангелом был Люцифер, что значит «несущий свет». Господь любил его больше остальных. Он должен был защищать рай от темных сил с Михаилом. Но гордость и стремление сравнятся в главенствующем положении с Богом толкнула Люцифера на предательство. С ним согласилась треть ангелов. Началось восстание и битва, где воинство под руководством Михаила сбросило отступников с небес. Так Люцифер стал олицетворением зла.

Как просить помощи

Если христианин решил обратиться за поддержкой, то можно произносить специальные молитвы, которые есть в разных книгах. А также о них можно спросить у священнослужителя. Можно обратиться за помощью и своими словами.

Начиная молитву, помните, что Небесные силы стоят перед самим Богом и слышат прошения. Обращаются за помощью с чистым сердцем, не прося никому зла и не тая никаких обид. Подобная просьба будет услышана, а значит, человек получит желаемую помощь от Творца и его служителей.

Loading...Loading...