Любовь в понимании философов. Что такое любовь


Во все времена поэты и писатели, композиторы и художники воспевали всеобъемлющее чувство любви, а ученые и исследователи пытались найти ей рациональное объяснение. Однако, несмотря на то что душевный трепет, вызываемый ею, невозможно спутать ни с чем другим, однозначного определения этого чувства до сих пор нет. Объясняется это тем, что у каждого своя философия любви . Даже один и тот же человек, встречаясь с этим чувством во второй, третий или десятый раз, будет трактовать это понятие по-разному, опираясь на пережитой опыт и преобладающие переживания.

Эмоции

Все это связано с тем, что любовь - материя крайне многогранная и сложная. Она включает в себя огромное количество эмоций и переживаний. Однако не стоит заменять эти понятия. Любовь является производным от эмоций, именно они рождают и поддерживают ее. Только на сильные ощущения человеческое сердце способно откликнуться неподдельным чувством. Они же являются ее проявлениями и неотъемлемыми составляющими. Но не стоит забывать, что радость, восхищение, умиротворение могут существовать и самостоятельно.

Любовь может вызывать и негативные эмоции: гнев, печаль, . Как правило, они бывают связаны с невозможностью отдать свою нежность и заботу предмету своих чувств. Это может быть продиктовано жизненными обстоятельствами, вынуждающими расставаться, безответностью любви, разочарованием.

Переживания любящего человека всегда видны окружающим и легко поддаются описанию. Именно это чувство часто руководит его поступками и действиями. Любовь способна рождать любые другие проявления деятельности психики: фантазию, эмоции, ассоциации. Она же может открыть в человеке новые черты характера, изменить его до неузнаваемости.

Виды любви

Это огромное чувство настольно разносторонне, что философия любви включает в себя множество ее разновидностей. Здесь можно говорить об отношениях между супругами, взаимной заботе родителей и детей, симпатии к друзьям, нежности, испытываемая к меньшим братьям человека, привязанности к родной стране и своему дому. Все эти чувства можно объединить понятием «любовь».

Также можно говорить и о любви к окружающему миру. Такое чувство всегда взаимно, нужно только суметь разглядеть его в лучике солнца, капельке росы на траве, стуке ночного дождя по крыше, белых облаках, бегущих по небу, порыве ласкового ветерка. Рождаясь, люди попадают в мир, наполненный любовью. Наверное, именно поэтому в каждом так велика потребность любить самому.

Любовь в психологии

Психология, как наука, стремящаяся разгадать все тайны человеческой души, не могла пройти мимо такого интересного понятия. Однако все ее попытки изучить феномен любви, дать ему четкое научное определение и объяснить принцип его действия оказались безуспешными.

Очень многое зависит от того, о каком из видов любви идет речь. Любовь материнская - это скорее воплощенная нежность, братская любовь - готовность помочь и защитить, романтические чувства невообразимы без плотской составляющей. Каждое из проявлений требует своего определения, так как обладает своими характерными чертами и особенностями.

Впрочем, есть и общие моменты. Любовь всегда окрыляет человека, делает его лучше, добрее. Она дарит радость бытия, заставляет сердце петь, а душу - делиться положительными зарядами со всеми, кто оказывается рядом.

Встреча с этим чувством чаще всего происходит неожиданно. Есть только один безотказный способ понять, что такое философия любви - почувствовать ее. Лишь прислушавшись к своему внутреннему голосу, заглянув в собственную душу, можно найти совершенно индивидуальный ответ на вопрос, терзающий человечество уже не одно тысячелетие: «Что же такое любовь?»

Что такое любовь?

Любовь - самая волнующая тема во все времена. Об этом чувстве много написано, но не каждый осознает это явление. В этой статье попробуем во всем разобраться.

Существует множество определений понятия любви. Достаточно открыть Векипедию и можно узнать всю историю и все подходы к этому понятию или явлению. Вот, к примеру, одно из распространенных определений. "Любовь – это чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Здесь любовь рассматривается как привязанность и как симпатия. С моей точки зрения это слишком узкое определение или частный случай общего понятия, и оно не отражает всей полноты и всех свойств данного состояния. Если подойти к этому понятию с моих философских размышлений, то под любовью я понимаю духовное чувство бескорыстного и безоценочного отношения не только к другому человеку, но и к окружающему миру. Бескорыстие – это когда мы не требуем ничего взамен.

К примеру, мы часто, когда выполняем какую-либо услугу, думаем о том, а что я получу взамен? А какая выгода мне от того, если я сделаю это? И тут у нас выстраиваются определенные отношения. Отношение человека между людьми или миром в целом. Мир может включать в себя всех людей по отдельности, с которыми мы можем контактировать и общество в целом в лице государства, фирмы, предприятия и т.д. Как правило, мы всегда что-то ждем от них. И, если мы не получаем ожидаемого, то у нас могут возникнуть такие чувства, как обида, злость, ненависть, негодование и т.д., которые могут привести, в отдельных случаях, к депрессии, апатии, отчаянию и даже к страху, к неуверенности в завтрашнем дне, а это есть утечка жизненной энергии, путь к болезни и смерти. (). Понаблюдайте сами за собой, как часто Вы предъявляете претензии или чего-то ждете от окружающих? Что мы хотим получить или ожидаем от своих детей, родителей, друзей, супруга, соседей, начальника, президента и т.д.? Если мы получаем от них ожидаемое, то все хорошо, если нет, то плохо. Мы все время оцениваем ситуации с позиции хорошо или плохо. Особенно это ярко проявляется в отношениях среди близких нам людей. Если он (она) делает то, так как мы ожидаем, то мы любим его (её), если нет, то любовь куда-то исчезает. К сожалению, мы часто путаем чувство любви с чувством страсти. Страсть есть невидимая хватка человека к направленному объекту, объекту ожидаемых событий. А это есть психологическое напряжение, ведущее к растрачиванию жизненных сил или энергии. Мало того это психологическое напряжение может так же возникать и по отношению к самому себе. Ведь мы предъявляем претензии не только к другим, но и к себе и ожидаем от себя тоже каких-то результатов. Здесь имеются в виду такие ситуации, когда мы ставим перед собой цели, например, похудеть, выучить иностранный язык, заработать деньги, устроиться на хорошую работу и т.д., а в итоге не достигаем задуманного и тут начинается самоедство. Начинаем обвинять себя в том, что мы несовершенны, неудачливы, неумны, некрасивы и т.д. Необходимо отпустить хватку не только по отношению к другим, но и по отношению к самому себе. Принять себя таким, какой ты есть, а так же принять других людей такими, какие они есть, не давая оценку хорошо или плохо.

Помимо безоценочного состояния и бескорыстия, любовь включает в себя так же состояние всепрощения. Простить – это значит принять, допустить для себя любой исход событий или действий по отношению к себе и к другим. Любовь и всепрощение – это две стороны одной медали. Нельзя представить любовь без всепрощения, а всепрощение без любви. И тут мы выходим еще на одну грань состояния любви – это чувство благодарности. Так как мы всё принимаем, прощаем и любим, то мы не можем не благодарить все то, что с нами происходит плохое или хорошее. Мы благодарны за само состояние существования, которое доставляет удовольствие от безоценочного состояния и легкости в отношениях со всем миром.

Чтобы примерно представить это состояние, можно привести пример с ребенком. Когда мы по настоящему любим ребенка, то мы не требуем взамен от него ответной любви. Мы искренне хотим ему счастья. Мы благодарны тому, что он есть, что он жив. Это естественное состояние, когда мы получаем чувство удовольствия и счастья от взаимоотношений.

В состоянии любви нас охватывает сила, которая направлена на благо и созидание к объекту любви. Под объектом может пониматься все, что угодно, начиная с себя и заканчивая страной и миром в целом. В настоящем чувстве любви не могут выстраиваться отношения в ракурсе "дашь на дашь". Любовь это всегда бескорыстно, безоценочно и с чувством радости и благодарности. В таком состоянии КПД организма увеличивается в десятки раз. Хочется творить и творить, хочется со всеми делиться, помогать, поддерживать других во всем. В этом состоянии человек генерирует жизненную энергию, он хочет жить.

Любовь - это высшее духовное состояние. Производным от такого состояния являются такие чувства, как: привязанность, симпатия, дружба, взаимопонимание, согласие, долг, совесть, честность, доброта и т.д., т.е. это все положительные состояния психики, направленные на генерацию духовной энергии, сохраняя и подпитывая организм как целое. На биологическом уровне в организме активируется иммунная система. Болезням, просто «нет места» в таком организме. Поэтому любовь и жизнь, в каком-то смысле, - это синонимы.

Когда человек живет в таком состоянии, то тут начинаются маленькие чудеса. Если мы к миру относимся с таким чувством, то и мир отвечает нам тем же. Почему-то, транспорт приходит вовремя, сосед сверху не шумит, ребенок приносит пятерки, в магазине удачно совершаются покупки, а на работе отпуск выпадает в летнее время и т.д. Такое чувство, как будто ты поймал птицу счастья за хвост. В таком состоянии ты ощущаешь себя хозяином и творцом своей судьбы.

Конечно, все это выглядит красиво и сказочно. Но как достичь такого состояния? Все очень просто и одновременно сложно. Простота заключается в том, что понятно куда надо двигаться. А двигаться надо в двух направлениях. Первое, если учесть, что человек есть единство телесного и духовного, то – это развивать и поддерживать в здоровом состоянии и красоте свое тело. Второе развивать свою духовность. (Что такое духовность - смотрите мою ). А сложность заключается в том, что идти по этому пути непросто, тем более, если ты не знаешь, как идти, т.е. какой метод движения (преодоления пути) использовать.

Читающий статью справедливо может заметить, а испытывал ли сам автор статьи такое чувство, переживал ли он такое состояние? Буду откровенным. В таком состоянии я жил примерно две недели подряд. После прочтения книги Вадима Зеланда «Трансерфинг реальности», а вернее после её прослушивания в аудиоверсии. Для себя я еще узнал, что я оказывается аудиал. После книги у меня в голове что-то сомкнулось. Что самое интересное Зеланд в своих книгах ничего не говорит о любви. Это просто у меня свои пазлы сошлись после понимания данной книги. Это всего лишь мой опыт, моя мозаика жизни. У Вас будет свой опыт, если Вы ищущий человек.

Так, например, когда я расспрашивал своих друзей, какое впечатление у них оставили книги Зеланда, то они не переживали состояние любви. Двое друзей перешли на сыроедение (фруктоедение), а один друг вообще ничего ценного для себя не нашел. Все мы разные. У каждого свое видение мира.

Вывод: Любовь - это в каком-то смысле человеческая доброта.

В конце статьи я решил включить небольшой видеофрагмент лекции Шри Багавана. В середине видеоотрезка разговор про любовь.

Прошу Вас ответить. А испытывали Вы когда-нибудь подобное чувство? И как долго? И как Вы понимаете состояние любви? Какие книги изменили Вашу жизнь? Комментарии оставьте ниже.

С точки зрения философии то, что я кого-нибудь люблю, объясняется не предметом любви, а способностью любить. Начиная с Сократа, любовь рассматривается как особое состояние человеческой души и человеческое отношение. В своих диалогах, таких, как «Федр», «Пир», Платон разрабатывает свою теорию любви. У Платона любовь - это отношение любящего к возлюбленному; отношение неравных. Любовь, по Платону, имеет два начала, которые находятся в человеке одновременно. Первое из них, влечение к удовольствиям, — это явление безнравственное, а второе, стремление к возвышенному, — это та самая возвышенная любовь, которой Платон более всего восхищается. Любовь в произведениях Платона — это явление идеальное, которое делает любящего человека гениальным, так как без конца он открывает в любимом человеке то, что скрыто от других, нелюбящих. Итак, следуя Платону, можно сделать вывод, что чувство любви — это чувство идеальное, которым человек наделяется свыше, с помощью бога Эрота. Бог любви в диалогах Платона предстает вечным стремлением к красоте, благу, а любовь — это всегда любовь к благу и бессмертию, проявление бессмертия в смертном существе. Античность оставила нам большое количество произведений о любви. Аристотель же настаивает на том, что в дружелюбии проявляется уравненность. Эпикур говорит о любви только как о любовных удовольствиях. У Лукреция же о любви говорится как о низкой чувственности. Августин говорит о любви как о мистической способности познания: «мы познаём в той мере, в какой любим». Вслед за Августином Б.Паскаль рассматривал любовь как движущую силу, приводящую человека к познанию Бога, а «логику сердца» - как основу истины. Любовь к Богу должна сопровождаться ненавистью к себе. Христос искупил грех человека. Для Р.Декарта и Б. Спинозы место любви - в сфере страстей. И.Кант и Г.Ф.Гегель не уделяли любви как таковой специального внимания. Основные положения европейской философии любви воспроизводятся Гегелем в рассуждении об основе семьи. Любовь для Фейербаха - это именно чувственное, страстное отношение, в котором мужчина и женщина дополняют друг друга. По В.С. Соловьёву, любовь - это отношение полного и постоянного обмена, утверждения себя в другом. Смысл любви - в преодолении эгоизма.

Идеи философии любви получили развитие также в работах В.Розанова, Н.Бердяева. По Шелеру в любой своей разновидности любовь есть незавершённая любовь к Богу. Наиболее фундаментальное в 20в. произведение на тему любви - «Метафизика любви» Д. фон Гильдебранда. У Э.Фромма любовь как способ преодоления одиночества, как созидательная и творческая сила, проявляющаяся главным образом в заботе, ответственности, уважении и знании; именно благодаря ей себялюбие оказывается полностью опосредованным любовью к ближнему.

Исключительная роль в понимании и утверждении смысла любви принадлежит христианской религии. Согласно ей, Бог есть любовь, любовь вообще, чистая любовь, поднимаясь к которой человек начинает жить в атмосфере любви и становится способным к любому конкретному её проявлению - может полюбить человека, животное, природу. В Новом Завете говорится: «..всякий любящий рождён от Бога и знает бога; Кто не любит, тот не познал Бога…» Понимание того, что человек без любви - жалкое, неполноценное существо, не постигающее смысла своего существования, выражено в словах апостола Павла: « Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто… Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут и знание упразднится…Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти прекратится. А теперь пребывают сии три: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ; но любовь из них больше.» (1-е послание Коринфянам Апостол Павел 13,1-2). Христианская концепция любви, как она выражена в Новом Завете, выдвигает на первый план в понимании любви самопожертвование, заботу, дарение. К тому же в христианстве теория любви изначально оформляется как этика.

Понятие, широко используемое в философии длярешения проблем онтологии,гносеологии, антропологии, этики,эстетики. В общепринятом смысле любовь - это чувство, которое переживают и понимают каквлечение, привязанность, страсть. Это свободное, не подвластное ни внешнему принуждению, ниразуму проявление человеческого существа, экзистенциальное, а не рассудочно-рациональноеотношение к человеку, предмету,знанию, деятельности, природе,отечеству. Мы можем приближаться к пониманию любви, но выразить в полном знании то, что естьлюбовь, нам не дано. Любовьодухотворяет человека иокружающий его мир, влечет к добру и стимулирует творчество. Всовершенных своих проявлениях она бескорыстна, поднимается досамопожертвования, до альтруизма. Всеобъемлющей силой предстает она изначально в сознаниилюдей. В мифологии древнего мира любовь является одной изпервоначальных божественных сил. Силой любви порождаетсякосмос из хаоса. И в Библии Богтворит по любви и является влюбящем как дух Божий, какснизошедшая на него благодать,нравственно очищающая,возвышающая. Понятие любви-эроса в древнегреческой философии как движущая сила становления, формирования, изменения ижизни всего сущего. Многозначное учение о любви создает Платон. Он различает любовь плотскую,Афродиту земную, и любовьидеальную, духовную, Афродитунебесную. Первая служитудовлетворению страстей, вторая являетсядвижущей силой познания.Любовь-эрос - это еще и основанашего стремления к нравственномусовершенству, наконец - этопобудительная сила не только божьеготворения, но и человеческого влечения к творчеству прекрасного. В религиозной философииСредневековья понятие любовьприобретает ярко выраженную этическую окраску. Здесь любовь -сверхприродная трансцендентная сила Божья, направляющая нашесуществование к миру и согласию,блаженству и вечности. За теологической формой выражения здесь скрыто большое гуманистическоесодержание: апология человека каксущества, предназначенного к моральному совершенству и поэтому достойного любви. Христианская теологияисповедует не только аскетическую любовь к Богу, но и бескорыстную любовь к человеку. Этовсечеловеческая любовь, которая доступнакаждому и обнимает всех.По-христиански понимаемая любовь неотделима от самозабвения,самопожертвования, альтруизма, выражаемогозаповедью: возлюби не только ближнего, но и врага своего. Философия Возрождениявоскрешает теорию любви Платона,дополняя ее идеями христианского благоверия и гедонизма. Онаутверждает чувственную любовь, нопреимущественно в ее эстетической форме. Любовь - это прежде всего Божественная космическая сила, все одухотворяющая иобъединяющая в гармоническоецелое. В противоположность любви сострадающей она отстаивает любовь наслаждающую. Эпоха Просвещенияреабилитирует естественное чувство любви, определяя его каксвойство человеческой натуры. Дляпросветителей любовь - отношение к тому, что доставляетудовольствие целесообразностью ипользой. Просветители рассуждают здраво: естественная любовьдобродетельна, если она разумна и разборчива. Сжигающаячеловека любовная страстьпротивоестественна, изменапротивозаконна, а верность поддерживает гражданский порядок. И вот уже И.Кант приравнивает любовь к долгу. Немецкие романтикипоэтизируют любовь, но больше не к человеку,- а к человечеству.Наконец, Л.Фейербах объявляетлюбовь родовым свойствомчеловека, и главным образом потому, что она служит основой общения и сотрудничества. Просветители готовили идейную почву длялитературы, музыки, живописи,которая стала открывать интимные глубины человеческой души. Вместе с тем был психоанализ З.Фрейда, в котором любовьпредстает в виде иррациональногосексуального влечения и именно в таком виде сублимируется в творческой деятельности людей. Особое место в историиразмышлений о любви занимает русскаярелигиозная философия XIX -начала XX вв., которую представляют Ф. Достоевский и Л. Толстой, В.Соловьев, В. Розанов, Н. Бердяев и др. Рассуждая о любви, они непротивопоставляют тело душе, напротив, считают, что лишь в согласии сестественными влечениямичеловеческой натуры формируется нашаполноценная культура. В. Соловьевсчитал, что в любви одна половиначеловеческого рода преодолевает свою односторонность, дополняя еедругой до гармонического целого.Любить Бога - значит любитьчеловека, не противляться злу насилием, проповедовал Л. Толстой. Вторя ему, Н. Бердяев писал, что в любви к человеку мы обретаем любовь кБогу, веру в торжество истины,добра и красоты. Человек -зримый образ подобия Божьего.Любовь образует личность, - так думал В. Розанов. Отдаваясьдругому, человек в любви находит собственное «Я». Еще одна мысль В. Розанова заслуживает пристального внимания. Онаотражает суть многих философских исканий в России. Любить, по мнению В. Розанова, - это жить не по формальному закону, а по совести. Красота спасет мир, - утверждал Ф. Достоевский, - потому что она пробуждаетлюбовь. А где любовь, там и жизнь, там грех и страдание, раскаяние и возрождение для сострадания и сочувствия ближнему. Как видим, в философии любовь - понятие, многогранно характеризующее мир человеческогосуществования, помогающее осознать, как жить в согласии с этим миром, а значит, и с самим собой.

В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого человека, общество и т.д. Сложность и важность любви продиктованы тем, что в ней сфокусированы в органическом соединении физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое. Нет такого развитого общества и нет такого человека, кто не был с ней знаком хотя бы в малой мере. Более того, без любви не может сформироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития.

Страсть любить, отмечает в книге “Искусство любить” американский социолог Э. Фромм, это самое существенное проявление человеческих положительных, жизнеутверждающих влечений. “Любовь - единственный утвердительный ответ на вопрос о проблеме существования человека”. 11 Фромм Э. // Искусство любви. Минск:Полифакт,1990, 134стр. Однако, продолжает он, большая часть людей не способна развить ее до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости. Любовь вообще - это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом, его надо постигать. Причиной того, что многие не признают этой необходимости, являются, по мнению Фромма, следующие обстоятельства: 1) большая часть людей смотрит на любовь с позиции “как быть любимым”, но не “как любить”, не с позиции возможности любви; 2) представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить; 3) смешиваются понятия “влюбленность” и “состояние любви”, в результате чего доминирует представление о том, что нет ничего легче любви, в то время как на практике это совсем иначе. Чтобы преодолеть это состояние, надо осознать, что любовь - искусство (равно как человеческая жизнь вообще), что его необходимо постичь. Прежде всего, надо понять, что любовь нельзя сводить только к отношению между противоположными полами, мужчиной и женщиной. Любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях (любовь к труду, родине, удовольствиям и т.п.), более того, любовь может быть побудительницей этой деятельности, ее стимулом, источником энергии. “Любовь становится более плодотворной от наших внутренних переживаний, - пишет Х. Ортега-и-Гассет, - она рождается во многих движениях души: желаниях, мыслях, стремлениях, действиях; но все то, что прорастает из любви, как урожай из семени, еще не сама любовь; любовь - это условие, чтобы названные движения души проявились”. 11 Гуревич П.С.// Основы философии, Москва, 2004, стр.265 Поэтому в каждую эпоху выделились разные виды и аспекты любви, делались попытки систематизировать формы ее проявления, расположив их по мере значимости и смыслу.

Концепция любви у Платона была первой попыткой раскрыть сущность “чистой” любви, понять и осмыслить то, что отличает эту сторону человеческой жизни от физиологического инстинкта, чувственного удовлетворения. Половой инстинкт отличается от любви тем, что он соответствует нашей психофизиологической организации, зависит от нашей чувственности, а его интенсивность - от степени нашей насыщенности. Половой инстинкт легко удовлетворить, и его монотонное повторение вызывает лишь утомление.

Любовь же - другая сторона человеческой жизни, она не сводится к удовлетворению нашей чувственности, так как вызывает не чувство утомления и пресыщения, а радость, восторг от бесконечного обновления. Она, как и человек, открыта для бесконечности и по сути своей антипрагматична. Любовь преодолевает не только ограниченность человека на пути к совершенству, истине, но и делает его понятнее другому человеку.

В эпоху Возрождения происходит существенный поворот в восприятии любви, тематика которой расщепляется и развивается в духу либо неоплатонически-мистического (М.Фичино, Л.Эбрео, Дж.Бруно), либо гедонистического эротизма. Наиболее полно познавательная функция любви была выражена Паскалем: вслед за Августином он рассматривал любовь как движущую силу, приводящую человека к познанию Бога, а «логику сердца» - как основу истины. Роль сердца как морального чувства в постижении духовных явлений высоко оценивалось и в сентиментализме этическом. Для Р.Декарта и Б.Спинозы место любви - в сфере страстей. При этом Декарт сохранял существенное дл европейской мысли понимание любви как воплощенной целостности, в которую человек включает наряду с собой и другого человека, а Спиноза полагал, что желание любящего соединиться с объектом любви является не сущностью любви, но лишь его свойством.

И. Кант и Гегель не уделяли любви как таковой специального внимания, но в их учениях окончательно обнаруживается тенденция новоевропейской мысли экстраполировать существенные характеристики, изначально выявленные по отношению к любви уже в античности, на мораль и личность. Второй практический принцип категорического императива Канта в снятом виде содержит характеристики не только христианской любви-агапэ, но и аристотелевской любви-филии, и платоновской любви-эроса. Близкое содержание обнаруживается в раскрытии Гегелем понятия свободы как тождества меня с другим. Основные положения европейской философии любви воспроизводится Гегелем в рассуждении об основе семьи. По Л.Фейербаху, любовь, с наибольшей полнотой выражающее отношение Я-Ты, является основой человеческих отношений и заключает в себе всю тайну бытия. Любовь для Фейербаха - это именно чувственное, страстное отношение, в котором мужчина и женщина дополняют друг друга и в единении «представляют собой род, т.е. совершенного человека». Благодаря Фейербаху европейская философия по сути дела возвращается к пониманию любви в единстве ее сущностных проявлений. Вместе с тем, проблематизировав любовь в контексте концепции диалога (рассматривая ее не в статичности состояний личности, но в динамике конкретных межличностных отношений), Фейрбах задал новое направление философствованию о любви.

С кон. 19 - 20 вв. философия любви развивается в трех основных направлениях: а) на почве русской религиозной философии; б) философской антропологии; в) психоаналитической философии. По В.С Соловьеву любовь - это отношение полного и постоянного обмена, утверждения себя в другом, отношение совершенного взаимодействия и общения. Смысл любви - в преодолении эгоизма, которое происходит, однако, благодаря «вполне объективированному субъекту» - другому. Как и для Фейрбаха, для Соловьева существенно то, что физическое, житейское и духовное соединение двух существ приводит к «созданию нового человека»; в любви как половом отношении эмпирические мужчина и женщина соединяются в «одной абсолютно идеальной личности». В любви другой мысленно переносится в сферу Божества, и т.о., по Соловьеву, происходит избавление от неизбежности индивидуальной смерти. Идеи философии любви получили развитие также в работах В.В.Розанова, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева.

В феноменологически-аксиологической антропологии Шелера любовь рассматривается в качестве особой разновидности силы, которая направляет «каждую вещь» в сторону свойственного ей совершенства. Вырабатываемые в отдельной личности правила предпочтения одного и небрежения другим образуют, по Шелеру, «порядок любви» (ordo amoris) или его этос. Именно как «существо любящее» человек может быть «существом познающим» и « существом волящим». В любой своей разновидности любовь есть незавершенная любовь к Богу; как таковая она - наряду с ненавистью - представляет собой принципиальное ценностное основание бытия человека. Идея «порядка любви» получила развитие в книге «Метафизика любви» Д.фон Гильдебранда - наиболее фундаментальна в 20 в. философском произведении на тему любви. Рассматривая любовь как разновидность ценностного ответа (в любви другой человек воспринимается целостно и безусловно - как ценность сама по себе), Гильдебранд сознательно противопоставляет свое понимание платоновскому, согласно которому любовь - это тоска по совершенству.

Фромм подчеркивает значение любви как страсти, преодолевающей отчуждение между людьми, порожденное чувством стыда, вины или волнения. “Без любви человек не мог бы просуществовать ни дня”. “Возмужавшая любовь - условие, при котором сохраняется целостность, единство, индивидуальность каждого. Любовь - активная сила человека, это сила, пробивающая стены, отделяющие одного человека от другого, и объединяющая его с другими: любовь помогает человеку преодолеть чувство изоляции и одиночества, одновременно он может остаться самим собой, сохранить свою индивидуальность. В любви реализуется парадокс - два существа становятся одним, и одновременно их двое”. 11 Фромм Э.// Искусство любви. -Минск:Полифакт, 1990, стр.142 Любовь, продолжает Фромм, не пассивное, а активное действие, “состояние, в котором любишь”, но вовсе не влюбленность. Любовь связана с отдачей, а не восприятием. Самая главная сфера отдачи - царство гуманизма, в котором человек отдает себя, часть своей жизни (не всегда это означает приносить в жертву жизнь): радость, понимание, задачи, юмор, интересы и т.д. Отдавая эту часть своей жизни, подчеркивает Фромм, человек обогащает другого, углубляет смысл своей жизни, углубляя смысл жизни другого. Возможности любви зависят от степени развития личности и предусматривают достижение состояния творчества, в котором человек побеждает зависть, самолюбование, властолюбие, приобретает сознание своей силы, уверенность в своих силах при достижении цели. В той мере, в какой у человека не хватает этих качеств, он боится отдать себя, то есть боится любить. Об активном характере любви, продолжает Фромм, говорят и следующие ее элементы:

забота как активное отношение к жизни и благосостоянию того, кого мы любим, труд на пользу других;

отзывчивость как готовность “отозваться” на призыв другого, просьбу и т.п.;

уважение как способность видеть человека таким, какой он есть, признавая его индивидуальность (а не таким, какой нужен для наших целей); это только тогда, когда любовь свободна;

познание, которое преодолевает слепоту, неумение разглядеть друг друга; только в любви реализуется жажда знать себя и своих близких. Единственно полный путь познания реализуется в акте любви. Мне надо знать себя и другого человека объективно, чтобы быть способным разглядеть его истинную сущность или, точнее, преодолеть иллюзии, неверные, уродливые представления о нем. Только тогда, когда я познаю живое существо объективно, я могу узнать его до самой интимной сущности, и это я делаю в процессе любви.

Аспект любви, связанный с необходимостью отдавать, преодолевая свой личный эгоизм, жизненные инстинкты, играет особую роль в христианской морали, что выразилось в известном тезисе о любви к ближнему и врагу как к самому себе. Такого рода любовь важна не только для христианства, но и для морали вообще.

Любовь - и в этом проявляется ее уникальная роль в жизни - одна из немногих сфер, в которых человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. Во многих социальных ролях и функциях конкретного человека можно заменить, заместить, сменить, только не в любви. В этой сфере жизни индивид имеет, таким образом, высшую ценность, высшее значение по сравнению со всем остальным. Здесь человек не функция, а он сам, в своем конкретном и непосредственном абсолюте. Именно поэтому только в любви человек может прочувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Это высший синтез смысла существования человека. Любовь помогает ему проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нем хорошее, положительное, ценное.

И, наконец, любовь - это одно из проявлений человеческой свободы. Никто не может заставить любить - ни другого, ни самого себя. Любовь - дело собственной инициативы, она основа самой себя.

Специфику любви Ортега-и-Гассет характеризует так: “Любовь - и именно любовь, а не общее состояние души любящего - есть чистый акт чувств, направленный на какой-либо объект, вещь или личность. Как одно из чувственных проявлений памяти, любовь сама по себе отлична от всех составных памяти: любить - это не соотносить, наблюдать, думать, вспоминать, представлять; с другой стороны, любовь отлична и от влечения, с которым она зачастую смешивается. Без сомнения, влечение - одно из проявлений любви, но сама любовь не есть влечение… Наша любовь - в основе всех наших влечений, которые, как из семени, вырастают из нее”. 11 Гуревич П.С.// Основы философии.- Москва:2004,стр.266

Революционирующее воздействие на понимание источника и психической природы любви оказала антропология З.Фрейда, хотя он и не привнес новых идей в понимании ее сути. Фрейд редуцировал любовь к либидо, любовь есть «душевная сторона сексуальных стремлений». Феномен Я-либидо, в отличие от объект-либидо получил название нарциссизма- своеобразное выраженного себялюбия. Либидо - это психофизическая основа не только любви в собственном смысле слова, но всего разнообразия тех привязанностей и влечений, которые в живом языке называются любовью в неспецифических и частных смыслах. В отношении к другому человеку либидо реализуется в сексуальном единении; однако спроецированное на иные объекты или виды деятельности либидо сублимируется и преобразуется в различные формы творчества. В поздних работах Фрейда намечается характерное различие между либидо и эросом: поскольку полное удовлетворение либидо как сексуальной энергии мыслиться в реализации инстинкта к смерти (танатоса), именно эрос как инстинкт жизни позволяет человеку сохранить себя, придает жизни новизну и усиливает напряжение творчества. Полемизируя с Фрейда, Э.Фромм синтезирует его поздние идеи с классическими философскими представлениями о любви как о способе преодоления одиночества и объединения с другими людьми; деструктивному либидо противопоставляется «продуктивная любовь»- созидательная и творческая сила, проявляющаяся главным образом в заботе, ответственности. Уважения и знаний; именно благодаря ей себялюбие оказывается полностью опосредованным любовью к ближнему. Углубленный психологический анализ позволил последователям Фрейда (К.Хорни, Фромму,Э.Эриксону и др.) развернуто представить феноменологию любви, в т.ч. в разнообразии ее аберраций.

Loading...Loading...