Не нужно искать сатану там, где его нет. Одиссея отца василия

Те, кто воспринимают писания святых отцов-аскетов однобоко, порой думают, что голова человеку дана для того только, чтобы ею вредные помыслы уловлять, а затем вытряхивать. Что-то типа ловушки для тараканов. Но на самом деле в голове бывают и нужные размышления, и их бывает полезно думать.

Так-то размышляя про, например, священство, думаю я: поразительный народ, эти священники, даже таинственный, я бы сказал!

Одни о них говорят: «Попов все ненавидят» и приводят сотни тому примеров.

Другие говорят: «Батюшек все любят» и тоже приводят сотни примеров.

Нередко это говорят одни и те же люди, вполне воцерковленные. Мало того, бывает даже, об одних и тех же священниках.

Знаю, например, одного яркого проповедника, чьи выступления часто появляются в СМИ и в интернете. Для одних он ненавидимый «поп», из-за которого усугубляется раскол между Церковью и обществом, и имя Божие хулится между язычниками, а для других хвалимый «батюшка», благодаря коему, наоборот, имя Божие прославляется между язычниками и крепнет спайка Церкви и общества.

Вы, читающие эти строки, наверняка тоже знаете такого священника-витию, да и не одного…

Худшие христиане

Есть старая еврейская притча о том, как к раввину пришли двое с просьбой разрешить их непримиримый спор. Одному он сказал: «Ты прав», и другому: «Ты прав». Мальчик, подметающий пол в синагоге, не удержался и воскликнул: «Ребе, но ведь так не бывает, чтобы двое, утверждающие противоположное, оба были правы!» На что раввин ответил: «И ты прав, мой мальчик». В случае разговоров про отношение к священникам эта притча как раз уместна.

Про то, что попы – худшие из христиан, и что Церковь если еще и жива, то разве что каким-то чудом, вопреки их безобразиям, говорят на всех углах, и разговор этот начат далеко не сегодня. Ленивые, косные, нечуткие к страданиям людей, лицемеры, прикрывающиеся своим саном, они манипулируют прихожанами и возлагают на них неподъемные бремена канонов, а сами этих бремен не несут, зато разглагольствуют о Боге, любят деньги, дорогие иномарки и мирские удовольствия. И так далее…

А вообще-то он хороший

Буквально вот только что в фейсбуке разгорелась очередная баталия по вполне болезненному поводу: какой-то священник на отпевании ребенка сказал родителям, что чадо умерло из-за их грехов. Действительно, явный пример нечуткости человеческой, отсутствие духа сострадания и утешения скорбящих. И сколько через этот случай последовало плевков в сторону «всей вашей РПЦ» от «внешних»… Хотя обличающие тут же и оговорились: а вообще-то в остальном этот священник хороший.

А вот другой священник, тоже известный из фейсбука. На него завели уголовное дело как на педофила. Казалось бы, по вышеизложенной схеме его тоже надо заклеймить – ан нет, наоборот, о нем горячо молятся и ему сочувствуют.

Вот еще батюшка, уже лично мне знакомый. Истории его жизни хватило бы на целый триллер: и юность у него была лихая, с драками и приключениями, и после рукоположения некое время вел он себя неподобающе сану, служил притчей во языцех, бывал в запрете и пил запоями, да так, что и в реанимацию попадал. За день мог выпить изрядный запас богослужебного кагора в алтаре доверенного ему храма. А прихожане, пострадавшие, вроде бы, в результате сего запоя, специально просили архиерея не наказывать батюшку. Они своему священнику и подарки дарят, и любят его, и верят ему, и он от этой веры как-то держится. Падает, но и встает снова.

Борода слишком длинная/короткая

Еще один батюшка, наоборот, строгий ригорист и блюститель устава, трезвенник и вегетарианец, служит подробно и истово, пылает ревностью к молитве и на исповеди кающихся по полчаса не отпускает, дотошно грехи исследует. С него ну хоть икону пиши, а прихожане как-то не стремятся к нему на многочасовые службы ходить, и на исповедь особо не рвутся, и критикуют часто.

Еще один, напротив, и служит ненапряжно, и на исповеди строго не взыскивает, и потакает прихожанам во всем, и отзывчивый, а его почему-то тоже критикуют и не особо почитают, мол, «настоящий батюшка должен быть строгий».

И опять-таки, знаю, что есть те, кто любят и первого, и второго. И снова ситуация в шаблон не вписывается.

Одного батюшку критикуют за то, что имеет длинную бороду и ходит по городу в рясе: «Мозолит всем глаза своим клерикальным видом, вводит в искушение». Другого – за то, что бородку подбривает и ходит по городу в джинсах: «Видать, страха Божия не имеет, вводит в искушение».

И тот, и другой батюшка как-то в беседе об этих пресловутых «искушениях» сошлись на том, что жалеют: нет у них шапки-невидимки, чтоб на улицах их вообще не замечали.

Когда и шапка-невидимка не спасает

Но ведь даже и в шапке-невидимке замечать будут. Думаете, со времен перестройки лица духовного звания на улице успели примелькаться, и к ним относятся спокойно? Как бы не так! Стоит пройти по улице в рясе, будь то улица столицы или провинциального городка, чтобы тут же ощутить на себе взгляды - то насмешливые, то раздраженные, то удивленные, то радостные, но никогда – равнодушные. И обязательно кто-то или поклонится, или свистнет вслед, или шутку отпустит едкую, а то и подойдет - либо за благословением, если человек церковный, либо с разговором «за жизнь», если выпивший…

Не успели попы примелькаться на улицах. И не в том дело, что больше их стало количественно по сравнению с предыдущими временами, а в том, что не стала, вопреки заявлениям с иных высоких трибун или в блогах, Церковь «частью общества». Она осталась Церковью. Отделенной от мира вовсе не Конституцией, а самой своей природой.

bifacephotography.blogspot.com

Батьки в Церкви

Служит миру, но сама не в мире. И в Церкви поговорка «Что ни поп, то батька» продолжает иметь два смысла: насмешливый и наряду с этим вполне прямой.

Поп в Церкви – действительно, батька. По самому смыслу своего назначения. Как в семье старший брат, хочет он того или нет, но старший. Ему и родители многое доверяют, много на него обязанностей возлагают, и для младших он защитник, воспитатель, помощник отцу с матерью. (Ради объективности помяну, что таким старшим в Божьей семье может быть и человек без сана, мирянин. Я знаю таких - и мужчин, и женщин. И если бывает возможность у такого мирянина принять сан священника или монашеский постриг, многие из них следуют этому призыву).

Так устроена Церковь, а устроена она Христом, не самими людьми. Как семья. И все в ней – по закону любви.

Не диво, что в современной Церкви этой любви часто не видно, потому-то священников и ненавидят («вам доверено ТАКОЕ, настоящее, а вы…»). Но диво, что в современной же Церкви эту любовь бывает видно. Потому священников и любят.

Греху мы уже и не удивляемся: выросли в нем и к нему привыкли. Но удивляемся, когда Небо бывает видно сквозь земную грязь. Этим Небом, собственно, мы и живы.

Несколько выводов

Поразмыслив обо всём этом, я сделал для себя несколько выводов.

Первый. Когда говорят: «Как же священнику не грешить, он такой же человек…», то это и так, и не так. Да, человек. Как и всякий, он способен и грешить, и каяться. Но неудивительно, что спрос-то с него совсем иной, чем с других, не имеющих сана. Спрос и перед Богом, и перед людьми, и перед собственной совестью, когда вроде и Бог молчит, и люди не замечают, но сам-то про себя многое знаешь…

Именно спрос - больше никакой совершенно привилегии по сравнению с прихожанами батюшка не имеет, ничем иным от них не отличается, и гордиться и величаться ему нечем. А вот на чем именно делает батюшка акцент в своей жизни и служении - снисходительно ли сам себя оправдывает или помнит про этот самый спрос, и он у него на первом месте, это уж каждый выбирает сам. Понимает ли, каковы отношения любви в Церкви-семье, или ошибочно полагает Церковь просто организацией, считая свое служение «такой работой». И возможности осознать и выбрать спрос, равно как и поддаться искушению упокоиться на самооправдании, имеет каждый из священников.

Страдаем за Христа или за грехи

Второе. Слова Мандельштама: «Не сравнивай, живущий несравним» - верны. Перечисляя всех вышеописанных батюшек, я не имел намерения «вывести типажи», потому что их вывести просто невозможно. Человек есть тайна, несводимая к формуле, и в этом глубокий смысл любви, как ее Церкви являет Бог. Тем, что можно свести к формуле, можно овладеть, а любовь не есть овладение, поглощение одного другим. Она есть свободное отношение между личностями.

Человек есть тайна, и священник быть человеком не перестает, только тайна в нем принимает еще и иные, Христовы измерения.

Третье . Попа видать и в рогожке - народ прав. Не спрячешься все равно. Потому привыкни, поп-батюшка, что всегда и везде к тебе будут неравнодушны. И смеяться над тобой будут, и пальцем показывать, и придираться, и спокойно спать не дадут. И ненавидеть будут (и далеко не всегда по слову Христа: «за имя Мое», ох, если бы! А часто – поделом, за твои же грехи). Так, бывает, до слез ненавидит младший брат старшего, если тот его обижает или к нему равнодушен.

И прощать тебя будут, и будешь ты зависеть не только и не столько от Бога, сколько еще и от милосердия тех самых людей, которых высокомерно считал «паствой». И научишься быть им благодарным и уважать их, но не человекоугодничая перед ними, потому что все равно они остаются младшими, а ты - старшим.

Верх горы - некомфортное место

И любить тебя будут, и часто ты искренне не будешь понимать, за что. Все в одном флаконе – см. притчу в начале нашего разговора…

И претензии обо всех несправедливостях, мерзостях, нестроениях этого мира - неважно, где они случаются и с кем, предъявлять будут тебе. И внутренняя логика твоей души не даст тебе скорчить физиономию, дескать, «а я-то тут причем», потому что не укроется град, стоящий наверху горы.

Ты когда-то тщеславился, что ты град и сияешь? Погоди, это еще зеленый был, глупый. Скоро поймешь, что верх горы – самое некомфортное место для города: и молнии в него долбят, и ливни его секут, и ветром его сносит, и врагам он виден издалека. И если в народе мор, глад, бедствия – всё окрестное население к тебе тянется, в твои стены: будь добр дать всем приют и защиту.

И привыкнешь ты к этому, и не сможешь никогда привыкнуть, и настигнет тебя «пастырское выгорание». И этот выгоревший пепел снова и снова возгорится, как феникс - и так день за днем, то умрешь, то воскреснешь. И это будут просто будни, и каждый из будней - как потрясающий незабываемый праздник.

И сто раз пожалеешь, что стал священником. И пуще всего на свете не захочешь себе иной планиды…

Как к попу относиться?

Четвертое. Как нам, дорогие братья и сестры, миряне-прихожане, к попу относиться? Кратко рещи: любить как сидорову козу. Любить как душу, трясти как грушу.

Отнюдь не делать из него кумира, или оракула, или маленького Сталина, но и помогать чем можно, и поддерживать его и его семью, и постоянно учинять ему спрос: ты как, батюшка поп, про Христа там не забыл? Помнить, что священник – наш старший брат, потому что это Отец углядел в нем старшинство, а Отец никогда не ошибается.

Еще помнить, что хоть он и старший, но по сравнению с Отцом все-таки тоже ребенок: может и ошибаться, и согрешить, и быть слабым. Потому шибко не обижаться, если, например, старший захотел отдохнуть, улизнуть потусоваться со своей компанией, а ему младшего навязали с ним водиться, и он сопляком тяготится, ну или там щелбана даст или подразнит. Надо постараться уж как-нибудь да простить и отнестись со снисхождением - это всё пройдет, дело житейское.

Если же не пройдет… Помнить, что коли старший брат не сберег, погубил в себе этот дар старшинства, утратил любовь, то Отец с него так спросит, что мало не покажется, страшно и представить. И еще по той же причине плохого попа бояться не надо, а надо, если действительно есть повод, обличать его перед Богом и Церковью - оно ему не во вред, а во спасение будет.

Ну, а коли такая беда настанет, что вдруг вымерли все попы вокруг, и нет ни одного достойного нести служение… Что ж, младший брат, коли и в самом деле нет больше старшего в церковной семье, сам становись тогда старшим. Кто первый это осознал, тот и неси на себе это ярмо перед Богом и людьми.

Будь же сам вином

В одном стихотворении Рильке есть строки: «В чем, скажи, твой неутешный опыт? Пить не сладко? Будь же сам вином…»

Был, рассказывали, такой случай в одной деревне: прислали туда батюшку, плохо он нес служение, и один горячий алтарник не вытерпел, батюшку обличил, еще и врезал ему - бывает и такое. Батюшка уехал. А народ говорит алтарнику: «Что, постоял за веру? Лишил нас попа? Вот сам и будь теперь попом». Ну и пришлось ему взять священнический крест на себя, и нести всю жизнь… К слову сказать, нес он его достойно.

Это всё не то чтоб поучения, нет. Просто, как и предупреждал, размышления. Какое отношение они имеют к жизни? В конкретной жизни, оно, конечно, бывает по-всякому.

Бывает, например, так. Однажды случилась беда: повесился священник. Много там у него всего было - и болезнь, и всякое… Было в нем и то самое зерно, потенция старшинства, был и дар священства, да вот не вытянул человек. Ну, самоубийство, конечно, тяжкий грех, по канонам и отпевать-то нельзя его. А потом я узнал: многие о нем все-таки молятся. И не формально, а так истово, как о собственном отце или сыне.

Спросил я одного такого: «Не страшно молиться о самоубийце?» А тот ответил: «Я ему не судья, Бог Сам разберется. А для меня он - священник. Все равно он и там, может, нас будет поминать перед Богом. Я так верю».

Так что, несмотря на все соображения, которые вызвал этот ответ, не поспешил я того человека переубеждать. Ведь Господь на это его «верю» может сказать и так: «По вере твоей и будет тебе». А Господь на то и Бог - кто ж Ему запретит?

Мы постоянно помимо своей воли становимся свидетелями грубых действий почти каждый раз, когда попадаем в людные места, и нам настолько не нравится признаваться в этом, что мы просто уже привыкли к хамству людей и отсутствию у них должного воспитания. Тем не менее есть одно место, где людям нужно сосредоточиться на вежливости и придерживаться порядка, - это церковь.

Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено. Вот список ужасных поступков в церкви, который нужно изучить, прежде чем прийти на следующее богослужение.

Пользуетесь тяжелыми духами

В первую очередь помните, что у многих людей проявляется аллергия на аромат, так что будьте внимательны к ним и не пользуйтесь парфюмами, когда идете в церковь. Во-вторых, если бы все пользовались своими любимыми духами, то в церкви комбинация могла бы быть токсичной.

Наводите красоту

Церковь - это не место, где можно обрезать ногти или наносить макияж. Сделайте это у себя дома, прежде чем идти в церковь. Неприятно слышать типичный щелчок от сломанного ногтя или царапающий звук пилочки для ногтей от человека, который сидит позади вас.

Стоять, когда все остальные сидят (или наоборот)

Нет, это не глупая игра, в которую мы играем, когда стоим, чтобы читать молитвы или петь определенные псалмы. Есть причины, по которым мы встаем или садимся во время службы. Если вы не знаете, почему нужно поступать так или иначе, спросите своего священника или одного из работников церкви.

Вы занимаете больше одного места в переполненной церкви

Если в вашей церкви достаточно свободных мест, то можете этим воспользоваться. Положите пальто и сумочку на место рядом с вами. Однако во время определенных служб многие церкви переполнены. Если вы видите переполненное святилище, уберите свои личные вещи и позвольте кому-то еще занять это место.

Носите большую шляпу или что-нибудь еще, что мешает кому-то смотреть

Если вы любите большие шляпы, все в порядке. Просто если вы носите такие головные уборы, то старайтесь во время службы не сидеть в первом ряду. Снимите свой головной убор, чтобы люди позади вас могли видеть священника, а не вашу спину.

Прибытие в конце

Прежде чем отправиться в церковь, узнайте, в какое время начинается служба. И затем сделайте все, что в ваших силах, чтобы прибыть вовремя. Если по какой-то причине вы опаздываете и не можете добраться до начала службы, незаметно проскользните через заднюю дверь и найдите место в самом конце.

Обсуждение во время проповеди

Если чьи-то волосы не горят, кто-то только что не упал и не может встать, не говорите во время церковной службы. Люди там, чтобы молиться, а не слушать ненужные разговоры на посторонние темы. Подождите, пока закончится служба, прежде чем начать разговор с кем-то.

Текстовые сообщения или разговор по телефону

Поставьте свой телефон на тихий или беззвучный режим, еще лучше - выключите его, прежде чем вы войдете в святилище. Говорить и писать тексты во время службы - это грубость. Единственное, что приемлемо делать на любом электронном устройстве - это перейти к стиху из Священного Писания в загруженной Библии.

Проявление романтической привязанности

Посещение церкви с кем-то, кого вы любите, романтично, замечательно и мило. Всегда приятно иметь похожие духовные взгляды с человеком, которого вы любите. Однако вы должны воздерживаться от всех публичных проявлений привязанности. Подождите, пока не покинете церковь. А потом любезничайте уже столько, сколько хотите.

Вздремнуть в таком месте - это верх неприличия

Если у вас нет медицинского диагноза, такого как, например, нарколепсия, то бодрствуйте и ни в коем случае не зевайте. Это просто неприемлемо, когда люди зевают и запрокидывают голову, чтобы вздремнуть. И если вы храпите, то хуже уже некуда.

Потеря контроля над детьми

Если вы решили привести взрослых детей и малышей в церковь, сядьте как можно дальше ото всех, чтобы вы могли убрать ребенка, вывести его на улицу, если он вдруг заплачет. Некоторые церкви предлагают «детскую церковь», где ребятишки изучают духовный урок на своем уровне. Другие церкви приветствуют присутствие всей семьи во время служения, но предлагают так называемую комнату для криков. Родители могут принести своих малышей в звукоизолированную комнату с громкоговорителями.

Всего результатов: 8. Показано с 1 по 8.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ У ЕВРЕЕВ

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ У ЕВРЕЕВ. Еще с незапамятных времен мы находим обычай приносить жертвы господствующим почти у всех тогда известных народов. Еще в первобытные времена человеческого рода, мы видим из Свящ. Писания, что сыновья наших прародителей приносят Богу жертвы (минхаг): Каин от плодов земли, которую он возделывал, а Авель от тука первенцев стад, кои он раз водил (Быт 4:3). Патр. Ной после потопа в благодарность Богу за свое спасение приносить жертву всесожжения от всякого чистого скота и от всякой чистой птицы (Быт 8:20). Точно также патриархи сооружали жертвенники на местах Богоявлений для принесения жертв и призывания имени Божия (Быт 12:7, 13:4, 26:25 и др.). До времен Моисея побуждением и основною мыслию жертвы является не столько чувство виновности или греха, удаляющего человека от Бога, сколько влечение любви и благодарности к Богу за полученные от Него благодеяния. В первый раз с грехозаглаждающим значением жертвы мы встречаемся при принесении всесожжения Иовом за его детей (Иов 1:5) и за его трех друзей (42:8). Такое же значение жертвы встречаем в словах Моисея Фараону о жертвах в пустыне (Исх 10:25). Вообще же ветхозаветные жертвы служили великим прообразом той высшей жертвы, которую некогда Сын Божий имел принести на земле за грехи людей. Закон определял не только материал для жертв и обращение с ними, но и уставлял различные роды и виды жертв для различных отношений Израильтян. Материалом для жертв служили частью животные, частью произведения царства растительно го. Жертвенными животными обоих полов были: рогатый скот (бык, вол, теленок) и мелкий скот (козы и овцы), причем между овцами особенно определенно указан агнец или овен (Чис 15:5, 6, 28:11). Затем - птицы, именно горлицы и молодые голуби (Лев 1:14). Относительно качеств жертвенных животных требовались: известный возраст (Лев 22:27-29) - из мелкого скота он должен быть одно летним (Исх 12:5), а из крупного трехлетним; а в особенности требовалась телесная беспорочность: они долженствовали быть без всяких недостатков и не могли быть жертвенными животными слепые, изувеченные, с переломанными членами, кастрированные и т.п. (Лев 22:20-24). Жертвы Богу из растительных произведений состояли из хлеба, мяса, ладана, соли и вина. Первый приносился в жертву и колосьями (Лев 2:14), высушенными на огне и рас толченными, и пшеничною мукою (Лев 2:1), с воз литым на нее елеем и положенным ладаном, и пресным хлебом (Лев 2:2 и др.) и пшеничною мукою, приготовленною в горшке с елеем (Лев 2:7). Каждая хлебная жертва должна была быть посыпана солью (Лев 2:13, Мк 9:49) и не могла быть кислою: кислое тесто и мед не должны были воспламеняться на огне Иеговы (Лев 2:11). Наконец, для жертв возлияния употреблялось вино, по всей вероятности темно-красного цвета. С жертвенным животным, предназначенным для заклания, поступали обыкновенно таким образом: его приводили пред двери святилища, т.е. к жертвеннику пред Скиниею, или храмом (Лев 1:3, 4:4), и приносящий жертву клал свою руку на голову животного и закалывал его на северной стороне жертвенника (Лев 1:4-11, 3:2-8 и др.); затем священник собирал кровь в сосуд и кропил ею иногда бока жертвенника, иногда роги оного, иногда роги кадильного алтаря и пр., остальная же кровь выливалась у подножия жертвенника все сожжении (Исх 29:12, Лев 4:7, 18). Затем приносящий жертву сдирал с животного кожу и рассекал жертву на части (Лев 1:6, 8:20); рассеченные части священник клал на жертвенник и сжигал или все, или только тук (жирные части). В последнем случае остальное мясо иногда сжигалось вне стана, иногда съедалось священниками, а частью и приносителем. При принесении в жертву голубей, священник сам свертывал им голову и кровь выцеживал на стену жертвенника, потом отделял зоб с нечистотою и бросал в пепельную кучу подле жертвенника, преломлял птицу в крыльях, не отделяя их и наконец сжигал на жертвеннике (Лев 1:15 и след.). С растениями, если они приносились в жертву всесожжения, поступали так: священник брал часть принесенной муки с елеем, часть колосьев и лепешек и сжигал это на жертвеннике с фимиамом. Остальное доставалось священникам, но должно было съедаться не кислым, во дворе Скинии (Лев 2:2, 3:16, 6:6,11). Сжигалась вся мука с елеем только в том случае, если: приносящий жертву сам был священник. Если же растительный дар принадлежал к жертвам мирным или благодарения и состоял из пресных хлебов и др., то только одна лепешка из всего приношения предлагалась как возношение Иегове и переходила к священнику, кропившему кровью (Лев 7:11), остальная же часть истреблялась в праздничное время приносителями.Из жертв, приносимых Богу Евреями, отметим следующие:Жертва всесожжения (Быт 7:20, 22:2, Исх 29:42 и др.). Это была жертва среди Евреев самая обыкновенная и всеобщая. О ней в первый раз упоминается в Свящ. Писании при жертвоприношении Ноя, по выходе из ковчега (Быт 8:20). Она состояла в том, что сжигалось все жертвенное животное со всеми его частями, за исключением кожи. Подробности принесения жертвы, а также относительно животных и качеств их означены выше. Она означала собою, что приносящий сию жертву приносит в жертву все, всего себя, и душу и тело свое, и была преимущественным прообразом жертвы Христовой. Так Мессия имел некогда принести Себя в жертву за грехи людей для их спасения (Евр 2:9-14 и др.).Жертва греха. Принадлежа к разряду жертв умилостивительных, обе эти жертвы были тесно соединены между собою, хотя и составили два отдельные вида жертв. Жертва греха была различна по различию лица, за которое приносилась, и по степени греховности, которая имела быть очищена. Так например предписывался для жертвы телец - при посвящении священников и левитов (Исх 29:10, Чис 8:7-12), за первосвященника в великий день Очищения (Лев 16:36, 14:18-19), когда первосвященник согрешил к соблазну народа (Лев 4:3-12), или когда согрешило все общество (Лев 4:13,21); козел - в новомесячия и годовые праздники за грехи народа (Чис 28:22, 30), при освящении Скинии и храма (Чис 7:16-22, 1Езд 6:17); коза или агнца - за прегрешения кого либо из народа, за прегрешение по ошибке (Лев 4:27-32); однолетний агнец и овца однолетняя - при разрешении обета назореев (Чис 6:14, 16, 19) и при очищении прокаженного (Лев 14:10-19); горлица или молодой голубь - при очищении родильницы (Лев 12:6), жены страдавшей долгое время кровотечением (Лев 15:29 и др.), и в замен агнца для бедного при обыкновенных грехах (Лев 5:7); пшеничная мука - десятая часть ефы без елея и ладана, при обыкновенном грехе, для совершенно бедного, который не мог принести в жертву даже и голубя.Что касается самого приношения жертвы, то после умерщвления животного и возложения на него руки при жертве тельца за первосвященника или за все общество, семь раз кропилось кровью жертвы в святилище пред Иеговою против внутренней завесы, затем помазывались роги кадильного жертвенника, а оставшаяся кровь выливалась у подножия жертвенника всесожжении (Лев 4:25-30 и след.). После окропления кровью во всех жертвах за грех (исключая голубей) тук или жир и прочие тучные части отделялись от мяса и сжигались на жертвеннике (Лев 4:8,10,19,29 и др.). Прочие части жертвенного мяса, в тех случаях, когда кровь вносилась во Святилище и Св. Святых, вместе с кожею, головою, ногами, внутренностями и нечистотою сжигались вне стана или города на чистом месте, где выбрасывался жертвенный пепел (Лев 4:20,21). При прочих же жертвах за грех, где кровь оставалась во дворе храма, мясо должно было съедаться священниками на святом месте, во дворе Скинии. Сосуды, в которых оно варилось, должно было разбить, если они были глиняные, а если медные, то по крайней мере вычистить песком и вымыть, одежду, на которую случайно попадала кровь жертвы, нужно было вымыть в святом месте (Лев 6:26-29). С жертвенными голубями поступали способом, указанным нами на предыдущей странице, Наконец из муки принесенной в жертву за грех, вместо птицы, священник брал полную горсть и сжигал ее на жертвеннике (Лев 5:12), остальное же принадлежало ему, как приношение хлебное (Лев 5:11-19).Жертва вины была назначена только для частных лиц и притом за такие преступления, которые хотя не были достойны смерти, требовали однако удовлетворительного наказания. Она состояла из овна, большею частью по оценке священника (Лев 5:15 и др.), или овцы, или козы, или ягненка (Лев 5:1-19, Чис 6:12). По заклании животного на северной стороне жертвенника, кровь его кропилась на жертвенник со всех сторон, тук сжигался на жертвеннике, как и при жертве за грех, а мясо съедалось священниками в святом месте (Лев 7:1-7 и др.).Жертва спасения или мира (Лев 3:1) - тройная: жертва хвалы или благодарственная (Лев 7:12), жертва обета и наконец жертва вольная (Лев 7:16). Для этой жертвы можно было употреблять всякий рогатый скот беспорочный, крупный и мелкий и обоего пола (Лев 3:16, 9:4). В мирных жертвах голуби нигде не упоминаются. Обрядовые действия над этою жертвою до кропления кровью сходны с действиями жертвы всесожжения (Лев 3:2, 8:13). Затем из жертвенного животного отделялись жирные внутренности, те же что и при жертве за грех, и сжигались на жертвеннике, положенные поверх всесожжения (Лев 3:3-5,9-11, 14-16, 9:18). Далее отделялись грудь и правое плечо; последнее оставлялось служащему священнику, а первая приносилась Иегове через обряд потрясения (см. Возношение и потрясение пред Господом ). Остальные части животного отдавались принесшему жертву, и из них устроялся жертвенный пир, в котором могли принимать участие все члены их семейств, по предварительном левитском очищении (Лев 7:15-18, 22-30). Мясо жертвы хвалы или благодарения должно было снедать в самый день жертвоприношения (Лев 7:15-18, 22:30). При жертве же обета и вольной жертве, оставшееся от первого дня должно было съедать утром следующего дня, а не съеденное в означенные сроки, должно было сжигать, но не на жертвеннике (Лев 7:16-18). Под угрозою истребления запрещалось есть мясо мирной жертвы лицам, находящимся в нечистоте или осквернившимся какою либо нечистотою (Лев 7:20-21). В мирных жертвах вместе с пресным хлебом и лепешками с елеем можно было приносить в жертву и квасной хлеб (Лев 7:12-13).Жертва бескровная, дар бескровный. Веществом для оных служили хлебные зерна или колосья, мука с елеем и ладаном, хлебные печенья с елеем в разных видах, ладан и вино. Иногда вещества эти присоединялись к другим приношениям и жертвам, а иногда приносились и отдельно. Они частью принадлежали алтарю, а частью священникам и левитам. Ко всем подобным приношениям всегда присоединялась соль, но кислый хлеб и ничто квасное никогда не сжигалось на жертвеннике, а мед вовсе был исключен из числа приношений (Лев 2:2, 6:14-16, Числ28:5).Жертва очищения. см. День очищения. Жертва ревнования. см. Ревнование. Жертва возлияния. см. Возлияние жертвенное.

ЖРЕБИЙ

ЖРЕБИЙ. Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Прит 16:33). и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось например который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Лев 16:8). Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (Чис 26:55 и др.). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (Нав 21:3,4 и др.). Им же открывались различные виновные лица, как например Ахан, похититель заклятых вещей при завоевании г. Гая (Нав 7:14, 1Цар 14:42, Ион 1:7). По жребию распределены были при Давиде чреды служения священников и левитов (1Пар 24:5, 25:8), а также и певцов. Жребием указан был Израилю первый царь его Саул (1Цар 10:19,20,21). Он решал также спорные дела. В полу (или сосуд) бросается жребий, но все решение его - от Господа. Жребий прекращает споры и решает между сильными (Прит 16:33, 18:19). Из последней цитаты кн. Притчей, по-видимому явствует, что жребий употреблялся в судебных местах во времена Соломона, хотя вероятно только по взаимному согласию спорящих сторон. Ап. Матфей был избран на место отпавшего Иуды жребием (Деян 2:15-26). Аман назначил день для истребления Иудеев также жребием (Есф 3:7). Распявшие же Господа, повествует св. ев. Матфей, делили одежды Его, бросая жребий (27:35). Как бросались или вынимались жребии Свящ. Писание умалчивает. Соломон говорит о жребии, бросаемом в полу (одежды), но слово в полу может означать также сосуд или урну. Вероятно, в какой либо сосуд бросались игральные кости, за тем его трясли и выкидывали ту или другую из них.

КОЗА, КОЗЕЛ

КОЗА, КОЗЕЛ (Лев 3:12). Стада козлов и коз считались в древности одним из важнейших предметов в хозяйственном быту человека (Быт 27:9, 1Цар 25:2 и др.) Вообще походя на овец по своему наружному строению и виду, козлы и козы отличаются от них большею живостью и быстротою в своих движениях. Они питаются древесною корою и молодыми побегами, и ноги их хорошо приспособлены для прыганья и лазанья по скалам и горам. Козье молоко очень пригодно для пищи и употребляется иногда в лечении грудных болезней. "И довольно козьего молока в пищу тебе, говорит Соломон, в пищу домашним твоим, и на продовольствие служанкам твоим" (Прит 27:27). Козья шерсть употреблялась и употребляется для изделий разного рода: так например Еврейские женщины ткали из оной завесы для Скинии (Исх 25:4. Чис 31:20). Из кожи делали сосуды или мехи (Нав 9:4, Мф 9:17), а в настоящее время делают из нее между прочим сафьян, или сафьянные переплеты. По Иудейскому закону коза считалась животным чистым (Вт 14:4) и была приносима в жертву за грех (Лев 3:12). В Свящ. Писании нередко встречаются аллегорические указания на этих животных, на их быстроту движений и смелость, на их подвижность и т.д. (Прит 30:31, Зах 10:3 и др.). Как хорошие пастухи в своих овчарнях отделяют козлов с худыми качествами от овец, так, по словам Господа, на последнем Страшном Суде Его произойдет отделение добрых людей от злых (Мф 25:33). В кн. пр. Даниила козел представляется символом Македонской империи. Козлы и козы вообще изобиловали в Палестине.

КОЗЕЛ ДЛЯ ОТПУЩЕНИЯ

КОЗЕЛ ДЛЯ ОТПУЩЕНИЯ (Лев 16:8-10). В великий день праздника, в день очищения, у Евреев совершался следующий особенный обряд: приводили двух козлов и поставляли их пред Господом; затем бросали жребий, который из козлов должен быть принесен в жертву и который должен быть отпущен в пустыню. Первого из них закололи и приносили в жертву за грех, а на голову второго первосвященник, вышедши из Святая Святых, возлагал свои руки, исповедал над ним грехи всего народа и изгонял в пустыню: "И понесет козел на себе, говорится в кн. Левит, все беззакония их в землю непроходимую и пустит он козла а пустыню" (16:22). Значение этого величественного обряда очевидно: он прообразовал собою вольную смерть Богочеловека за грехи всего рода человеческого и приобретенную нами через Его страдания и смерть благодать для победы над грехом и смертью.

КОСМАТЫЕ

КОСМАТЫЕ (Ис 13:21). Означенное слово в Лев 17 переведено словом: идолы, а в 4:24 той же книга словом козел . Это измышление Греческой мифологии, именно - животное составленное из человека и козла и считавшееся божеством лесов и тенистых рощ. Буквально это слово означает волосастых и косматых чудовищ, а выражение: "И косматые будут скакать там," - собственно означает, что местность сделается пустою, дикою, необработанною.

ЛЕШИЙ

ЛЕШИЙ (волосистый, косматый, козел , демон; Ис 34:14, 13:21). "И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками и лешие будут перекликаться один с другим," говорит в одном месте своей книги пр. Исаия. "И косматые будут скакать там," говорит тот же пророк в другом месте о запустении Вавилона (13:21). В сущности под сим словом разумеется волосистое, косматое животное, быть может, козел , но вероятнее, павиан (обезьяна).

ОВЦА

ОВЦА (Быт 4:2). Древние Израильские патриархи были пастырями и занимался преимущественно разведением овец и другого мелкого скота. Стада овец у них были так многочисленны во времена патриархов, что составляли главное их богатство. Вот почему у Евреев уход за овцами считался самым древним и самым почетным занятием (Исх 3:1, 1Цар 16:11). Ревекка, Рахиль и все семь дочерей священника Иофора занимались овцеводством (Исх 3:16). Патриарх Иаков пас стада овец Лавана; Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. "Меса, царя Моавитский, был богат скотом, и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец" (4Цар 3:4). Овцы Сирии отличались длинными широкими хвостами (курдюк), нараставшими вследствие обилия и избытка жира. Овцы и козлы, как то было в древние времена, паслись на одном пастбище (Быт 30:35), и этот обычай несколько объясняет знаменательные слова Спасителя в беседе о Страшном Суде (Мф 25:32-33). Боязливость, кротость и беспомощность овец в то время, когда они отстают от стада, равным образом опасность, которая тогда окружает их, кратко, все то, что служит отличительною чертою этого животного, очень нередко упоминается иносказательно свящ. писателями, как например 2Пар 18:16, Пс 118:176, Ис 11:6, 53:6,7, Мих 5:8, Мф 9:36. Заблудшая овца служит образом человека, отступившего от веры: он оставил стадо, и отступил от Бога, удалился в страну пустынь и сени смертной, лишился возможности возвратиться и никогда не возвратится, доколе Великий Пастырь не обрящет его, и не водворит его снова на зеленых пастбищах и на водах тихих. Пастырь или пастух постоянно находился с своими стадами днем и ночью для того, чтобы считать, собирать, вести и охранять их (Быт 31:39, Лк 2:8), и при нем часто находились собаки (Иов 30:1). Забота пастырей о своих овцах отличалась постоянством и особенною нежностью, и его влияние над ними было очень сильно (Ис 40:11, Ин 10:1-16). В В.З. слово пастырь употребляется иносказательно для означения Иеговы (Пс 79:2) и царей (Иез 34:10), но в Н.З. оно означает собственно Господа Иисуса Христа (Ин 10:11 и Евр 13:20, 1Пет 5:4). Впоследствии словом пастырь стали называться служители Евангелия, а пасомые ими - словесным стадом. На пастырях лежала обязанность ежедневно считать овец, и может быть не раз и они отвечали за каждую пропавшую овцу (Быт 31:38-39, Исх 22:12). Они необходимо должны быть достаточно внимательными и сильными, чтобы защищать стадо от нападения хищных зверей. Пример Иакова пастыря в этом отношении не служит единственным примером: "я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих" (на страже при стаде овец; Быт 31:40). Козел обыкновенно шел впереди стада в качестве главного руководителя. Так мы читаем в Иер 50:8 о козлах, идущих впереди стада овец. Отсюда выражение у Иер 25:35-36: "И не будет убежища пастырям и спасения вождям стада. Слышен вопль пастырей и рыдание вождей стада, ибо опустошил Господь пажить их." Иногда только что родившегося ягненка приносили в палатку и кормили его там как щенка. Этот обычай неподражаемо трогательно описан в притче пр. Нафана: "У бедного не было ничего, кроме одной овечки, которую от купил маленькой, и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его, от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него как дочь" (2Цар 12:3). В Армении нередко приходилось видеть пастухов, несущих за пазухой ягнят из своих стад. Эти овечки были еще слишком слабы, чтобы пастись вместе с прочими овцами, и вот несут их к молодым овцам для кормления их овечьим молоком. Такое нежное отношение к ягнятам сопоставлено пр. Исаиею в отношении Мессии к верующим: "Как пастырь Он будет пасти стадо Свое, агнцев будет брать на руки и носит на груди Своей, и водить дойных" (40:11). Сезон стрижки овец был временем великого торжества, так сказать наградою за весь труд и опасность протекшего года (1Цар 25:8-11, 2Цар 13:23). Стада овец собирались тогда в непокрытую ограду, называемую овчим двором (Чис 32:16, Ин 10:16). Здесь связывали овцам ноги и затем стригли их. В соседстве пасущихся стад нередко воздвигалось сторожевое здание, с которого легко можно было видеть и оповестить наступающую для стад опасность. Оно называлось башнею стада (Мих 4:8). Шерсть овец на Востоке, большею частью цветом белая, вероятно употреблялась женщинами на одежду (Лев 13:47, Прит 31:13). Она составляла часть подати, платимой Моавитянами Израилю (4Цар 3:4), и составляла общий предмет торговли (Иез 27:18). Мясо овец, особенно баранье и ягнят было, как и доселе, самым любимым кушаньем у Бедуинов. Оно подавалось и на важных боярских столах (3Цар 4:23). Молоко овечье также было в употреблении (Вт 32:14). Что овцы, особенно барашки, и овцы приносились в жертву это известно, и для этого при Иерусалимском храме их выставляли на продажу (Ин 2:14). Земли, особенно благоприятствовавшие овцеводству, были: равнина Саронская (Ис 65:10), гора Кармил и Галаад (Мих 7:14), Васан (Иез 39:18).

ёЕЛУМИИЛ

ШЕЛУМИИЛ (Чис 1:6) - сын Цуришаддая, начальник колена Симеонова, назначенный Господом быть при Моисее и Аароне в числе начальников других колен, для исчисления всего общества сынов Израилевых по родам, по семействам, по числу имен, всех мужеского пола поголовно, от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям. По исчислению Шелумиила, в стане колена Симеонова оказалось пятьдесят девять тысяч триста (Чис 2:12). Для освящения жертвенника в день помазания его начальник каждого поколения по дневной очереди должен сделать приношение. В пятый день по назначению очереди Шелумиил сделал от колена Симеонова приношение (Чис 7:36), которое от каждого колена заключалось в следующем: "Одно серебряное блюдо, весом в 130 сиклей, одна серебряная чаша в 70 сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничной мукой, смешан ною с елеем, в приношение хлебное; одна золотая кадильница в 10 сиклей, наполненная курением; один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение; один козел в жертву за грех, и в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов и пять однолетних агнцев."

Несколько лет назад мне уже приходилось писать на эту тему. Тогда в России проводился Волжский крестный ход с ковчегом, содержащим частицу мощей святого великомученика Георгия Победоносца, который имел форму руки с вытянутыми вперед мизинцем и указательным пальцем. Тогда же некоторые «ревнители благочестия» поспешили назвать ковчег «десницей сатаны».

Сегодня узрели некий намек или даже прямое указание на связь с падшим ангелом в жесте протоиерея Григория Крыжановского на обложке первого номера журнала «Направо». Надо признаться, что ход с жестом был рассчитан на привлечение читателя, планировалось «зацепить». Но не только - это должно было так же побудить разобраться.

Как пару лет назад, объясняя символику этого ковчега, я писал, что любой символ может читаться только в своем контексте и никаком ином, так и сейчас обращаю на это внимание.

О контекстах жеста в православной иконографии

Такой жест для священных изображений не является редкостью.

А связан он с древней ораторской традицией, принятой в античной культуре. Во время произнесения речи древнеримский оратор употреблял те или иные жесты. Одни жесты означали начало речи, другие - акцентировали внимание на наиболее важных словах. Этот момент упомянут и в Писании, например: «Тогда Павел простер руку отвещаваше» (Деян.: 26:1).

Так вот, о «козе». Согласно книге «Наставления оратору» древнеримского ритора Квинтилиана, перстосложение, при котором два средних пальца подгибаются под большой, а указательный и мизинец протягиваются вперёд, называется «настоятельным жестом».

Многие элементы античной культуры перекочевали в христианское искусство, в том числе и культура жестов. И тот самый жест, который так пугает некоторых православных. В иконе ораторские жесты символизируют прямую речь персонажа, проповедь.

Например, византийский историк VI века Павел Силенциарий описывает алтарную завесу в храме Святой Софии в Константинополе, на которой был выткан образ Спасителя, «протягивающего персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы».

Очевидно, что жест, ныне называемый «козой», а в античном Риме «настоятельным», в иконе означает призыв к вниманию: «вонми!»

Символ может «читаться» исключительно в своем контексте и никак иначе. Согласитесь, что нимб на православных иконах и языческих изображениях, не одно и то же. Нужно ли нам отказаться от нимба, мотивируя это языческим происхождением символа (а происходит он действительно от эллинистических изображений языческих божеств)?

Или, если ограничить проблему только жестами, нужно ли отказаться от различных перстосложений на иконе, только потому, что нечто аналогичное мы встречаем в индуизме и буддизме (т.н. «мудры»).
Поразмыслим. Есть некий символ. В контексте одной системы он значит: А, в контексте другой: Б, а в контексте третьей: В. Почему, если символ используется в одном из этих контекстов, мы должны подозревать другой?

Почему, жест, который имеет конкретный смысл в знаковой системе языка глухонемых, непременно должно подозревать в масонстве или сатанизме? По идее, православным должны быть ближе родные, церковные, иконные контексты. А ежели мы, забывая собственную традицию, видим лишь масонов, значит, возможно, что-то не так с нами.



08 April 2011 15:59
Дмитрий Марченко

Так, например, в прошлом году в России проводился так называемый Волжский крестный ход с ковчегом с частицей мощей святого великомученика Георгия Победоносца. Ковчег имел форму руки с несколько непривычным перстосложением. Многие ревнители, не разобравшись в сути дела, поспешили назвать ковчег «десницей сатаны » и привычно заговорили о «кощунстве», «сатанизме», «рокерской козе» и прочем. Были опубликованы статьи на определённых сайтах и посты в определённых блогах.

Как же так получается, что христианская святыня вдруг становится камнем преткновения для некоторых верующих? Ответ прост. Во-первых, как уже говорилось, это незнание собственной традиции. А во-вторых, забвение такого простого факта, что любой символ не может существовать вне своего контекста.

Материал для этой статьи не является открытием. Об этом писано довольно много, в частности профессором Голубинским ещё в конце XIX века. И совсем уж недавно на эту же тему писал священник Димитрий Юревич.

Так о чём, собственно, речь?

Вот перед нами византийская икона Спасителя начала XIII века. Что означает жест Христа на этой иконе? Уверен, бОльшая часть читателей скажет – благословение. Некий старообрядец, возможно, уточнит: «древлеправославное двуперстное».

Допустим.

А теперь усложним задачу.

Вот фрагмент мозаики из константинопольского монастыря в Хоре XIV века, которая изображает искушение Христа в пустыне. На мозаике мы видим Христа, который обратил такой же «благословляющий» жест в сторону сатаны. Не правда ли, странно?

Копнём ещё глубже. Сирийская рукопись Евангелия, так называемый «кодекс Рабулы», VI век. На миниатюре изображён суд у Пилата. Иудеи, призывающие распять Христа, протягивают руки к Пилату, а один из них сложил пальцы в тот же «благословляющий» жест.

Или вот, совершенно нехристианский сюжет той же примерно эпохи: иллюстрированная рукопись Гомеровой «Илиады». На миниатюрах у персонажей мы часто встречаем точно такие же жесты.

Стало быть, о «благословении» речь идти не может.

И вот здесь стоит напомнить, что христианская культура вообще и христианская иконография в частности не возникли на пустом месте. Это, так сказать,«творческая переработка» эллинистической античной культуры. И рассматриваемый нами жест не является исключением. Он заимствован из античной ораторской традиции. У греческих и римских ораторов был свой набор жестов, которыми они сопровождали свои речи.

Наиболее подробно о таких жестах пишет римский ритор Марк Фабий Квинтилиан в своей книге «Наставления оратору». У него идёт речь о девяти ораторских жестах, но мы выберем из них те, которые позже вошли в христианскую иконографию:

Безымянный палец подгибается под большой, остальные протягиваются вперёд. Этот жест характерен для начала речи, а также для повествования, порицания или обвинения.

Два средних пальца подгибаются под большой, указательный и мизинец протягиваются вперёд. Это «настоятельный» по Квинтилиану жест.

Три последних пальца подгибаются под большой. Протягивается указательный. Это жест порицания и указания.

Поджимаются большой, безымянный и мизинец. Протянуты указательный и средний.

В иконографии мы видим то же самое:

Таким образом, можно резюмировать, что аналогичные жесты на иконах, как правило, подразумевают прямую речь персонажа или призыв: «вонми», а не благословение в смысле наложения крестного знамения. Об этом говорят и христианские исторические источники. Например, византийский историк Павел Силенциарий в своём описании Софии Константинопольской упоминает алтарную завесу, на которой выткан образ Спасителя, «протягивающего персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы» .

В этом контексте, например, жест архангела Гавриила в сцене Благовещения означает не благословение Богородицы, а именно благую весть в самом прямом смысле этого слова.

Разумеется, это не означает, что Христос вообще не может изображаться с благословляющим жестом. Просто ещё раз повторим - любой иконный символ должен «читаться» в своём контексте.


Код для вставки у блог / сайт

«Рокерская коза» на православных иконах, или Что важно помнить о жестах в иконографии

Церковную общественность нередко сотрясают скандалы. Скандалы крупные и мелкие. Скандалы, вызванные серьёзными причинами и просто слухами и опасениями. Но бывают скандалы, обусловленные излишней ревностью в сочетании с плохим знанием собственной традиции.

Loading...Loading...