Не оскудеет рука дающего евангелие от матфея. Дающего рука не оскудеет

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест - красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции - четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Иисуса Христа символизирует "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что "когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе" . Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме» , - говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии - IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» Победитель .

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы ). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас "искупил" (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является "камнем преткновения" для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. "Это невозможно!" - возражали одни; "Это не нужно!" - утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: "Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже "соблазнительным для погибающих," обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она - запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются "крестом." Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: "Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня" (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:


  1. чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. - четырехконечный.

  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).

  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей . Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.

  4. Различным является изображение Спасителя на кресте . На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом - человек, испытывающий муки.

Материал подготовил Сергей Шуляк

Журналисты часто используют крылатые фразы для создания заголовков и ярких фраз. Чаще всего, пожалуй, идут в дело библеизмы. Чего стоит одно только «не хлебом единым»: на месте хлеба тут не побывало разве что дефлопе с крутонами. Впрочем, иногда авторы текстов изменяют выражения до неузнаваемости. «Правмир» решил составить свой список библеизмов, которые чаще всего появляются в прессе, и выяснить, какие метаморфозы с ними происходят.

Сегодня мы расскажем о фразе «Да не оскудеет рука дающего».

СПРАВКА

Рука дающего не оскудевает — пословица, указывающая на то, что человек щедрый всегда найдет возможность помогать другим, добро его возвращается к нему как благосклонность судьбы, удача в делах. (Словарь-справочник «Библейское слово в нашей речи», Николаюк Н.Г.)

Любопытно, что самого выражения «рука дающего не оскудевает» или «да не оскудеет рука дающего» вы в библейских текстах не найдете. Это, по сути, просто формулировка идеи милосердия, за которое воздает Господь. Отсылки к »руке дающего» можно найти, например, в предписаниях Закона Моисеева: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки руки твой перед нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде…» Если же говорить о Новом Завете, то можно вспомнить послание апостола Павла к коринфянам: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет»

В прессе крылатая фраза «Да не оскудеет рука дающего» почему-то, как правило, меняется так, что превращается в совершенно нелогичную. Лидер по числу упоминаний в СМИ — вариант «Да не оскудеет рука берущего». Речь, естественно, о коррупции. Дело тут в том, что меняется направление — с ОТ кого-то на К кому-то. И сразу возникает много вопросов: как рука может оскудеть, если она и так берет? И что значит «да не оскудеет» — что надо брать еще больше? Но «не оскудеть» и «разбогатеть» — это вовсе не синонимы. И тем не менее «рука берущего» возникает в прессе с завидной регулярностью.

Впрочем, не только этот вариант видоизмененной крылатой фразы передает смысл присвоения, прибавления, а не отдачи. Еще один пример: «Да не оскудеет рука крадущего к копирайтом». Тут тоже не совсем понятно: если крадет с копирайтом, то значит, уже и не совсем крадет.

А иногда рука и вовсе меняется на ногу, как в заголовке к какой-то спортивной новости «Да не оскудеет нога бегущего». Нога по определению не может оскудеть — она ничем не владеет, ничего не берет и не отдает. Разве что оскудеть силами.

Встречаются и, напротив, очень логичные варианты. В «Известиях» я как-то видела статью под заголовком «Да не оскудеет меню жующего». Тут, по крайней мере, все понятно: надо, чтобы меню было богатым и разнообразным.

Или еще: «Да не оскудеет рука налогоплательщика».

Сам же глагол «оскудеть» меняют не так часто. «Да не отсохнет язык поющего»,- такой заголовок темы я увидела на каком-то форуме.

Интересно, что почти все трансформации этой крылатой фразы в прессе так или иначе связаны со сферой не духовного, а материального, практического. И идея щедрости, заложенная в исходном варианте, меняется на противоположную — накопительства, стяжательства, преумножения богатства. Или примитивного насыщения, как в случае с «меню» и «жующим».

    Дающаго рука не оскудѣетъ. Ср. Дающій нищему не обѣднѣетъ. Пр. Сол. 28, 27. Ср. Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей предъ нищимъ братомъ твоимъ. Второз. 15, 7. См. Да оскудеет рука моя …

    Ср. Дающий нищему не обеднеет. Пр. Сол. 28, 27. Ср. Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим. Второз. 15, 7. См. да оскудеет рука моя …

    Дающего рука не оскудеет. Рука дающего не оскудевает. См. ТОРОВАТОСТЬ СКУПОСТЬ …

    - (клятва) Ср. О, будочники и всех сортов квартальные доброго старого времени! Да оскудеет рука моя, если она напишет недоброе слово о вас! Салтыков. Сборник. Похороны. Ср. Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Псалт. 136, 5. См.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Да оскудѣетъ рука моя (клятва). Ср. О, будочники и всѣхъ сортовъ квартальные добраго стараго времени! Да оскудѣетъ рука моя, если она напишетъ недоброе слово о васъ! Салтыковъ. Сборникъ. Похороны. Ср. Если я забуду тебя, Іерусалимъ забудь меня… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Оденем нагих, обуем босых; накормим алчных, напоим жадных, проводим мертвых заслужим небесное царство. Кто сирых напитает, тот Бога знает (или: того Бог знает). Одной рукой собирай, другою раздавай! Одной рукой жни, другою сей! Дающего рука не… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Или оскужать, оскудить что, умалить, убавить количество. Земля оскудит изношения своя. | кого, убожить, заставить беднеть, нищать и скудаться чем, нуждаться в чем. Оскудевать, оскудеть или оскудать, беднеть, нищать, убожеть, становиться скудным,… … Толковый словарь Даля

    1. ДА, частица. 1. Выражает согласие при ответе (противоп.: нет). Вы здесь? Да. Меня звали? Да. Мы где то встречались? Да, безусловно. Люблю ли я эту женщину? Да, и тысячу раз да. // Подтверждает ранее высказанное; действительно, совершенно,… … Энциклопедический словарь

    СКУДЕТЬ, ею, еешь; несовер. (книжн.). Становиться скудным, бедным, скуднее, беднее. Запасы не скудеют. С. разумом кто н. (неумён, несмышлён). | совер. оскудеть, ею, еешь. Не оскудеет рука дающего (афоризм). | сущ. оскудение, я, ср. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

    Одна из главных духовно нравственных основ Святой Руси. Суть его заключалась в преобладании духовно нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами. В душе наших предков, прежде всего крестьян, жило чувство справедливости,… … Русская история

Книги

  • Оставь свой след. Как построить компанию, которая меняет мир к лучшему , Блейк Майкоски. О чем эта книга Автор этой книги - основатель обувной компании TOMS. Она знаменита не только своей обувь, но и тем, что за каждую проданную пару она дарит пару детям бесплатно. При этом…
  • В мире бизнеса: Сценарии документальных телефильмов. Книга 3 , В. Дунаев. Так называется серия телевизионных фильмов-расследований известного политического обозревателя Центрального телевидения Владимира Дунаева. В третью книгу вошлисценарии, рассказывающие об…
Алгоритм Успеха. Десять Заповедей Ширинг Виктория

Заповедь 10. «Да не оскудеет рука дающего»

Из книги Больше, чем вы знаете. Необычный взгляд на мир финансов автора Мобуссин Майкл

Глава 7. «Горячая рука» в инвестировании 1. Thomas Gilovich, Robert Valone, and Amos Tversky, “The Hot Hand in Basketball: On the Misperception of Random Sequences”, Cognitive Psychology 17 (1985): 295–314.2. Amos Tversky and Daniel Kahneman, “Belief in the Law of Small Numbers”, Psychological Bulletin 76 (1971): 105–10. Иллюстрацию этой мысли см. в статье Криса Ветцеля на сайте

автора Ширинг Виктория

Заповедь 1 Сила Веры «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас…» Св. Евангелие от Матфея 17:20 «Из всех

Из книги Алгоритм Успеха. Десять Заповедей автора Ширинг Виктория

Заповедь 7 Знания – сила «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1Тим. 4:16) «Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не

Из книги Алгоритм Успеха. Десять Заповедей автора Ширинг Виктория

Заповедь 8 «Не суди, да не судим будешь» «Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (От Матфея святое благовествование. Глава 7. Стих 2

Из книги Алгоритм Успеха. Десять Заповедей автора Ширинг Виктория

Заповедь 9 Обилие и богатство «Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек» (Псалтирь

Из книги Алгоритм Успеха. Десять Заповедей автора Ширинг Виктория

Заповедь 10 «Да не оскудеет рука дающего» «Давайте, и дастся Вам» (Луки 6:38) «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст за благодеяние его» (Притчи

Из книги Алгоритм Успеха. Десять Заповедей автора Ширинг Виктория

«Да не оскудеет рука дающего» «Давайте, и дастся Вам» (Луки 6:38) «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст за благодеяние его» (Притчи

Из книги Судный день американских финансов: мягкая депрессия XXI в. автора Боннер Уильям

Невидимая рука Американский капитализм покоится на идее, сформулированной в XVIII столетии Адамом Смитом: преследуя личные интересы, люди подчиняются «невидимой руке», которая направляет их к общественно полезным результатам. По мнению Смита, невидимая рука принадлежит

Из книги О свободе автора Хайек Фридрих Август фон

Могучая рука рынка Ежедневно каждый из нас потребляет несметное количество товаров и услуг. Мы едим, одеваемся, защищаем себя от непогоды или просто тратим деньги на удовольствия. Мы считаем само собой разумеющимся, что все эти товары и услуги доступны нам в любое время -

Из книги Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка автора Долгин Александр Борисович

Часть 1. Вторая невидимая рука рынка

автора Питер Лоуренс

РУКА И ПРОДВИЖЕНИЕ Мы показали непреложность и универсальность Принципа Питера. Теперь вы, возможно, захотите узнать, как долго вам придется взбираться по иерархической лестнице. Вам помогут эта и следующая главы. Итак, начнем с ускоренного подъема, когда вас тянет

Из книги Принцип Питера [или Почему дела идут вкривь и вкось] автора Питер Лоуренс

ЧТО ТАКОЕ РУКА? Рука – это человек, стоящий в организаций над вами и связанный с вами родством (кровным или через брак) или же знакомством.Непопулярность имеющих РукуНикому из нас не нравятся повышения, обеспеченные Рукой,если она тянет не нас, а других. Коллеги не любят

Из книги Боги денег. Уолл-стрит и смерть Американского века автора Энгдаль Уильям Фредерик

Рука руку моет... Захват Морганом золотых запасов Америки начался в 1893 году. После второй инаугурации Кливленда в качестве президента в начале 1893 года Морган и Белмонт тайно спровоцировали утечку золотых запасов американского Министерства финансов. Действуя по

Из книги Конец маркетинга, каким мы его знаем автора Зимен Сержио

Усвойте, что ответственность идет рука об руку с полномочиями Следствием этой открытости общения и четкого распределения полномочий является ясность в отношении ответственности. Когда вы определяете, кто что решает, вы тем самым назначаете и ответственного за

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Сердце, рука и разум ЦЕЛЬ ИГРЫЦелью данной игры является всестороннее исследование проблемы и попытки понять ее суть.КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВОт 1 до 10.ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫОт 10 минут до часа. МЕТОДИКА1. Рассмотрите проблему, продукт или курс через три призмы:– Сердце. Что

Из книги Идеальный слог. Что и как говорить, чтобы вас слушали автора Боумэн Алиса

Рука убеждения Мало что может так испортить первое впечатление, как вялое рукопожатие. Знакомое утверждение, еще со школы, верно? Тем не менее, это настолько распространенное явление, что я не могу об этом не сказать. Люси Черкасетс, коуч «Clarity Media Group», заметила, что у

Нищие на улицах давно уже стали частью городского интерьера. Мы встречаем просящих подаяния возле храмов, в подземных переходах, у магазинов, в электричках… Это и женщины с детьми или табличками в руках, и мужчины на колясках либо костылях, дети, бомжи, старушки… У нас, горожан, погрязших в кредитах и житейских делах, измученных гонкой за большими деньгами, лишённых сердечной молитвы, их вид вызывает бурю разных эмоций: от жалости и сострадания до брезгливости и негодования. Нас раздражают обычные попрошайки, которые нередко бывают наглыми… Мы даём деньги либо проходим мимо, мысленно оправдывая или объясняя выбранное решение. Что же такое милостыня и как её подавать? Всем ли нищим надо давать поровну? А может, кому-то следует отказать? Помочь разобраться в этих вопросах любезно согласился клирик прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Александр Пронин.

Милостыня -- это выражение нашей христианской любви к Богу, людям, ко всему окружающему. Без любви невозможно спасение. Подавая милостыню с любовью и верой в сердце, понуждаешь себя на добрые дела, которые с годами становятся более совершенными и эффективными. Милостыню надо совершать разнообразно: и словом, и делом, и заботой о ближних (помочь инвалиду и немощному по дому, перейти улицу, поднести сумку). Делать это нужно с радостью, с умом и рассуждением. Святитель Иоанн Злотоуст говорил: «Польза от милостыни обоюдная. Сам Господь Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы насыщались бедные, но чтобы и подающие получали благодеяние, и даже больше для последних, чем для первых». Святые отцы называют милостыню «царицей добродетелей, весьма скоро возводящей на небо».

-- А сколько нужно подавать, ведь нередко люди стесняются положить пятьдесят или сто рублей?

Человека не должен беспокоить тот факт, что он оказывает маленькую милостыню ближнему своему. Доброе дело, выполненное с искренностью, кротостью и милосердием, даже незначительное по размеру, всегда высоко ценится Богом, так как является доказательством нашего единения с Господом и исполнением Его заповедей.

-- Не раз замечала, как люди отворачиваются, сердятся или ускоряют шаг, когда видят протянутую руку. Почему они себя так ведут?

Потому, что им стыдно. Знаете, каждому человеку, даже самому жадному и бессердечному, становится стыдно, если его умоляют о помощи, а он отказывает. Не помогать, когда просят, всегда стыдно. Предвижу ваш вопрос, что среди тех, кто просит милостыню, встречается немало обманщиков, никогда не бедствовавших, не бывших калеками, за которых себя выдают, и дома у них не сгорели. Они играют на нашей доверчивости, доброте, отзывчивости и попросту вымогают деньги. Но это не означает, что из-за нескольких мошенников никому не следует помогать! Скажите, вы бы для себя что выбрали: стоять с протянутой рукой или подавать милостыню?

-- Конечно, подать милостыню.

Вот видите, а всё потому, что отдавать намного легче, чем просить. Когда человек отдаёт, он чувствует радость, удовлетворение, он не унижается, а возвышается душой.

-- Отец Александр, насколько мне известно, Церковь выделяет две милостыни -- материальную и духовную. Если с первой всё более-менее понятно, то о второй хотелось бы узнать подробнее.

Сейчас она, к сожалению, менее распространена, хотя нередко бывает гораздо ценнее материальной. Очень жаль, что мы сегодня разучились слушать и слышать, тем самым оказывая друг другу духовную милостыню. Молитва -- одно из важнейших проявлений духовной милостыни. Например, обратилась к вам соседка с какой-то бедой или проблемой, но вы знаете, что не можете оказать ей материальную помощь. Тем не менее, вы способны своё сострадание и соучастие выразить через молитву. Богу ведомо, кто в чём нуждается. Поэтому необязательно в молитве называть конкретную просьбу. Нужно просто помолиться за человека, чтобы Господь помиловал его. Милость Божия проявится в том, в чём он сегодня нуждается.

Вовремя поданный совет также является духовной милостыней. Если вы поделитесь своим жизненным опытом или просто внимательно выслушаете человека -- это тоже будет духовной милостыней. Любой из нас, попав в сложную ситуацию, особенно нуждается в ласке и внимании. И если нам говорят ласковое слово от любящего сердца, оно даёт положительный духовный импульс, который вдохновляет и подкрепляет нас, что сопровождается радостью и духовным подъёмом. Так что милостыня может выразиться в добром слове. Даже наша добрая мысль о дурном человеке, сожаление о его падении тоже своего рода милостыня.

-- Многие миряне считают, когда даёшь милостыню, Бог прощает все грехи. Неужели это правда?

Откупиться от грехов с помощью материальных подношений невозможно. Так же, как невозможна сделка с Богом и со своей совестью. Грех можно искупить через покаяние, каждодневные молитвы. Покаяние -- это ведь не только «акт сокрушения», но и преображение собственного ума, изменение собственной жизни, труд над собой, жизнь по заповедям. Если Господь увидит, что человек раскаялся и меняет жизнь, то обязательно простит и примет жертву, принесённую от чистого сердца.

-- Бывают случаи, когда для того, чтобы не дать деньги, требуется больше христианского милосердия, чем для того, чтобы дать. Взять, к примеру, пьяниц, которые просят милостыню явно не на хлеб с маслом. Что вы скажете по этому поводу?

-- Универсального ответа на вопрос «дать» или «не дать» нет. Даже среди святых отцов есть разное отношение к милостыне. Некоторые говорят, что главная добродетель -- рассудительность. Если наша помощь потворствует чужой лени, праздности, лукавству, а тем паче пьянству или иной страсти, то эта помощь добра не принесёт. Филарет Милостивый, например, советовал подавать всем, а как человек распорядиться милостыней, -- это дело его совести. Святой Иоанн Злотоуст считал: давать милостыню нужно всегда, даже если видишь, что это пьяница или вор. «Ты ему дай, -- говорил он, -- и он не пойдёт воровать, удовлетворять свои греховные желания». Правда, это было во времена Византийской империи, когда не существовало социальной поддержки, как у нас сегодня. Также в своих трудах он высказал полезную мысль: «Если вы будете рассуждать, кому давать, а кому не давать, то… придёте к тому, что никому давать не будете».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский описал поучительный случай. Как-то ему было вразумление, что он должен дать первому встречному большую сумму. Однажды Иоанн Кронштадтский спешил в приход на утреннюю службу, а навстречу шёл пьяный морской офицер. Батюшка вспомнил вразумление и дал много денег. Спустя некоторое время абсолютно трезвый офицер явился к Иоанну Кронштадтскому и поблагодарил за то, что он спас его от страшного греха
-- самоубийства. Как выяснилось, офицер то ли проигрался, то ли разорился, а у него были жена и дети. В отчаянии он напился и хотел утопиться. Деньги, которые дал священник, спасли ему жизнь.

Так что, если хочешь помочь человеку -- помоги и, прежде всего, его душе, которая должна возобладать над плотью, над страстями.

-- Отец Александр, что бывает, если не подаёшь милостыню?

Господь с нас за всё спросит. Даже в молитвах сказано: мы будем отвечать не только за то, что сделали плохого, но и за то, что не сделали хорошего, когда была возможность. Святой Симеон Новый Богослов говорил: «Оставив неуместную пытливость, подавайте милостыню всем нуждающимся и делайте это с великой щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в день будущего Суда великой милостыни и снисхождения от Бога». По-моему, лучше не скажешь.

Loading...Loading...