Никогда не отчаивайтесь.

Отчаяние, безысходность, пессимизм, убеждённость в том, что всё плохо и никогда не изменится к лучшему - сегодня всё больше людей предаются таким настроениям. Они охватывают все возрастные группы, все слои общества. Серп отчаяния поражает бедных и богатых, образованных и невежд. Причины у каждого свои, но последствия всегда страшные, а порой роковые, если только человек вовремя не очнётся и не спасётся от его разящего удара.

Сколько бед способно натворить отчаяние! Именно оно становится непреодолимым препятствием для многих людей, швыряемых волнами судьбы, заставляя их отказаться от борьбы и покорно пойти ко дну. Отчаяние лишает человека возможности раскрывать свои таланты, достигать высот, приносить пользу обществу, исполнять свои обязанности перед Господом, самим собой, семьёй и обществом.

Отчаяние обрывает полёт мечты и убивает надежду. Нередко оно обрывает и жизнь, потому что надежда, как известно, умирает последней, а лишённый надежды теряет волю к жизни и зачастую не видит смысла в её продолжении. Ему начинает казаться, что самый простой и логичный выход из тупика, в который он зашёл, - просто покинуть этот жестокий мир, в котором ему больше нет места.

Трагические истории о том, до чего доводит людей отчаяние, можно услышать почти каждый день. Порой они оставляют глубокий след в наших душах и запоминаются надолго, особенно если мы сами оказываемся их невольными свидетелями.

Казалось бы, как это касается верующих? Кто-то может сказать, что отчаяние овладевает человеком лишь тогда, когда у него нет иммунитета под названием «вера»… Тем не менее и среди мусульман немало тех, кто особо чувствителен к происходящему вокруг и легко впадает в отчаяние, мало чем отличающееся от состояния тех, чьи сердца не озарены светом божественного знания.

И вот человек, которому Всевышний Аллах поручил преображать этот мир, которого должны закалять испытания, который знает смысл своего существования и назначение земной жизни, вдруг опускает руки, садится на обочине и безучастно смотрит вслед улетающим мечтам и стремлениям.

Одними отчаяние завладевает постепенно, медленно, но верно изменяя образ их мыслей и их отношение к жизни, а на других обрушивается внезапно всей своей тяжестью. Инертные, пассивные, настроенные пессимистично, они начинают смотреть на мир сквозь чёрные очки, и им становится трудно поверить в то, что всё может и должно с позволения Аллаха измениться к лучшему и что они вполне способны внести свой вклад - и быть может, весьма ощутимый, - в эти положительные изменения.

Тяжкие испытания, материальные трудности, семейные конфликты, творческие неудачи, проблемы со здоровьем, потеря близкого человека, подстерегающие нас опасности, титанические усилия, которые не приносят результата, крах надежд - всё это может стать причиной отчаяния.

Всевышний Аллах предостерегает нас от этого: «Если Мы дадим человеку вкусить милость, а потом отберём это, то он отчаивается [в милости Аллаха] и становится неблагодарным» (сура 11 «Худ», аят 9) .

А в другом аяте говорится: «Когда Мы даруем милость человеку, он отворачивается и удаляется в гордыне. Если же его касается беда, он приходит в отчаяние» (сура 17 «Ночной перенос», аят 83) .

Когда Мы облагодетельствуем человека, даровав ему имущество, благополучие или нечто иное, он превозносится и отдаляется от покорности Господу своему. Когда же его постигают бедствия или тяготы, будь то бедность, болезнь или что-то другое, он впадает в отчаяние, не надеясь на благоволение Всевышнего Аллаха. Исключением являются лишь те, кого уберёг от этого Аллах - и в благополучные времена, и в трудные [Ат-тафсир аль-муйассар].

Вдумайтесь также в эти слова: «Когда Мы даём людям вкусить милость, они радуются ей [и начинают гордиться и хвастаться]. Когда же зло постигает их за то [зло], что содеяли их руки, они тотчас приходят в отчаяние. Разве они не видят, что Аллах увеличивает или ограничивает удел, кому пожелает [в качестве испытания]? Поистине, в этом - знамения для людей верующих» (сура 30 «Румы», аяты 36–37) .

О чём напоминает нам наш Создатель в этих аятах? Разве не о том, что происходит с окружающими нас людьми и с нами самими? Мы по природе своей склонны к поспешности, неблагодарности, отчаянию, и хорошо, если нам хватает мужества это признать. Что же нам делать с этой бедой?

Прежде всего, конечно же, напоминать себе аяты и хадисы, которые являются наилучшим лекарством от отчаяния для тех, кто действительно желает исцелиться. Для начала, пожалуй, стоит обратиться к двум крайне важным аятам.

Вот первый: «…и не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (сура 12 «Юсуф», аят 87) .

А вот и второй: «Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!» (сура 15 «Хиджр», аят 56) .

Отчаяние, как следует из этих аятов, присуще неверующим и сошедшим с прямого пути, и впадать в отчаяние - значит уподобляться им. Хотим ли мы этого? И разве цель нашей жизни не состоит как раз в том, чтобы бежать от неверия и заблуждения?

Помогают побороть отчаяние и хадисы нашего Пророка (мир ему благословение Аллаха), побуждающие к плодотворной деятельности, напоминающие о милости Аллаха и о великой награде, ожидающей тех, кто трудился ради Аллаха и проявлял терпение, уповая на Всевышнего и смиряясь перед Ним всем сердцем. Чего стоит один только пророческий призыв посадить росток даже в тот момент, когда внезапно наступит Судный день? Хвала Всевышнему, Его благородный Посланник (мир ему благословение Аллаха) оставил нам столько целительного бальзама! Нам остаётся лишь размышлять над его наставлениями, пропитываясь той удивительной энергией, которую они содержат в себе, и пользоваться той движущей силой, в которую они превращаются для тех, кто искренне уповает на Всевышнего и стремится правильно и со смыслом прожить земную жизнь.

Помогает справиться с отчаянием и понимание того, что представляет собой земная жизнь. Ведь это, по сути, испытательный срок. Земная жизнь - ничто в сравнении с вечностью. Она так быстротечна! Но для того, чтобы сметь надеяться на блаженство в Раю, человек должен столько всего сделать, успеть, достичь. А что он успеет, если будет попусту растрачивать часы, дни, а то и годы, предаваясь отчаянию и радуя тем самым шайтана, который как раз такими и желает нас видеть - вялыми, мрачными, бездеятельными, впавшими в уныние, потерявшими надежду, жалеющими и оплакивающими самих себя, плывущими по течению.

Но как же милость Аллаха, Его помощь и прощение, Его забота о нас, Его веления и запреты, призванные оптимальным образом сбалансировать нашу жизнь и вести нас к великой цели? Как же Его всеобъемлющее знание и Его предопределение, которое исполняется в точности?.. Поддаваясь отчаянию, мы как будто перечёркиваем всё это.

Враг наш хочет, чтобы мы сидели сложа руки, чтобы внушали самим себе, что всё плохо и ничего не изменить, что мы живём в такое время, в таком месте и в таких обстоятельствах, что нет смысла что-то делать. Ведь шайтан ненавидит нашу покорность Аллаху, он не выносит, когда мы бодры, деятельны, преисполнены энтузиазма, когда мы стремимся делать добро ради Аллаха, приносить пользу и преображать мир вокруг нас. И для нас жизненно важно поступать наперекор ему, ибо это - единственный путь к счастью и спасению.

Коран учит, что даже грешник не должен отчаиваться в милости Аллаха и опускать руки, ибо даже тяжкие грехи прощаются тому, кто искренне кается: «О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха. Поистине, Аллах прощает все грехи. Поистине, Он - Прощающий, Милующий» (сура 39 «Толпы», аят 53) .

Опасность отчаяния понимали и наши праведные предшественники, а некоторые из них причисляли его к тяжким грехам. Славный сподвижник ‘Абдуллах ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах), например, говорил: «Самые тяжкие из грехов - это приобщение сотоварищей к Аллаху, чувство безопасности от наказания Аллаха, отчаяние в милости Аллаха и потеря надежды на облегчение от Него».

Порой мы стремимся к семейному счастью, но что-то складывается не так, как нам хотелось бы. Или нам кажется, что мы вкладываем всю душу в воспитание наших детей, но они растут не такими, какими мы бы хотели их видеть. Мы сталкиваемся с материальными трудностями, наши начинания не удаются и не приносят нам желанного успеха, мы трудимся, но деятельность не приносит долгожданных плодов. Мы берёмся за что-то, но на нашем пути одно за другим вырастают препятствия. Мы строим планы, но нам не удаётся их осуществить, хотя мы прилагаем усилия. Всё это заставляет нас нервничать, причиняет боль, выбивает почву из-под ног, изматывает, создаёт ощущение безысходности… И мы напрочь забываем о том, что наше дело - трудиться с искренним намерением ради Аллаха и уповать на Него, а результат - от Всевышнего.

Наше стремление к беззаботному существованию в мире, в котором оно в принципе невозможно, удивительно. Но ещё больше удивляет другое: множество людей, далёких от религии, демонстрируют удивительную стойкость, целеустремлённость, силу духа и дают решительный отпор отчаянию, в то время как верующие, которым Аллах даровал замечательную, мудрую, жизнеутверждающую, дающую колоссальный заряд положительной энергии религию, проявляют слабость, быстро сдаются и позволяют отчаянию терзать и губить их!

Сколько в мире людей, которых не сломила потеря близких, которые остались инвалидами или стали жертвой страшных болезней, войн, природных катаклизмов, но не сдались! Сколько благородных родителей терпеливо воспитывают детей, отвечающих им чёрной неблагодарностью, и сколько достойных детей и жён терпят почти невыносимую обстановку в семье, не теряя надежды на улучшение! Сколько настойчивых предпринимателей не отчаиваются и после десятой или двадцатой неудачной попытки начать собственный бизнес, наконец, достигают ошеломляющих результатов. Они побеждают обстоятельства и собственные слабости, ставят рекорды и делают возможным невозможное притом, что в их сердцах нет веры в Аллаха и надежды на Его милость. Неужели у нас меньше поводов трудиться, проявлять терпение и достигать вершин?..

Отчаяние - это болото, которое засасывает, обездвиживая нас, вытягивая из нас силы и уничтожая наше время. Драгоценное время, каждая секунда которого так неизмеримо дорога, поскольку из этих секунд состоит вся наша жизнь.

Оглянитесь вокруг, и вы увидите необъятное поле для плодотворной деятельности, в котором непременно есть тропинка и для вас. Тропинка прекрасных возможностей и надежд, ведущая к благоволению Всевышнего и чудесным райским садам…

Сколь бы серьёзными и страшными ни были испытания, настанет день, когда с позволения Аллаха они покажутся нам ничтожными по сравнению с вечной наградой, приготовленной для тех, кто совершал благие дела и сказал «нет» отчаянию. Это успех, ради которого имеет смысл жить дальше!

О Аллах, помоги нам трудиться ради Тебя, уповая на Тебя и не теряя надежды, и закрой отчаянию путь к нашим сердцам!

“, на форумах и блогах сети интернет, много писем пришло автору на адрес “Российской газеты”. Мы надеемся продолжить эту тему на страницах сайта, и первой в серии публикаций мы публикуем письмо-отклик нашей читательницы елены. Мы сердечно благодарим Елену за такой содержательный и важный ответ, ее письмо будет передано Нине Викторовне – автору письма “Фанатка”.

Здравствуйте, Нина Викторовна! Ваше письмо глубоко тронуло меня, т.к. приблизительно то, что сейчас проходит Ваша дочь, я начала проходить лет с 10-ти, только это не было завязано на увлечении музыкой.

С детства я была очень болезненным ребенком, трижды была в реанимации. При этом, наверное, практически все время, сколько себя помню, меня что-то невыразимо тянуло ввысь, к Богу. Несмотря на то, что самыми любимыми книгами с детства были детская Библия и (вот уж насколько, с первого взгляда, странно для ребенка 4-х лет) “Наскальная живопись” Ефросинии Керсновской (книга верующего автора о годах жизни, проведенных в сталинских лагерях), вокруг не было НИ ОДНОГО человека (включая даже крестных), кто мог бы подсказать, как именно идти к Богу.

После третьей реанимации, в очередной раз услышав “Мы не знаем, что делать с вашим ребенком; идите, куда хотите”, моя мама решила искать выход в нетрадиционной медицине, подсознательно понимая, что причины здесь не только физические. Все началось с книги Луизы Хей “Исцели свою жизнь, свое тело” (и с этого, собственно, начался мой духовный поиск). Скажу честно, все это не давало результатов по части здоровья, но было единственной соломинкой для нас, в то время нецерковных, людей, единственной надеждой на то, что, возможно, состояние моего здоровья улучшится. Дальше – больше. Мы начали заниматься Рэйки, затем я увлеклась Агни-йогой, немного рунами, не зная, чем это грозит. Через “не могу” 4 года прозанималась боевыми искусствами (ай-кидо и у-шу), тщательно вникая в их философскую составляющую.

Однако, облегчения это мне не приносило, как любому человеку, которого морально давит суетность века сего, а истинного пути он не знает. В результате – страшнейшие затяжные депрессии. Апогеем моих эзотерических изысканий было знакомство с одним человеком, который якобы лечил травами, при этом пользуясь оккультными практиками (на деле оказался просто самообольщенным шарлатаном, наживающимся на чужой беде; вразуми, Господи, этого человека и его жертв, число которых весьма велико!). Вел он себя как типичный сектантский лидер, включая педофилическую составляющую (на мне, слава Богу, не реализовавшуюся). Тогда же я начала заниматься медитацией. На внушения мамы – ноль эмоций, т.к. она, будучи потрясающим человеком по жизни, не могла мне дать духовного в той мере, в котором этого жаждала моя измученная исканиями душа. В дальнейшем мы собирались эмигрировать на постоянное место жительства за границу. Узнав об этом, он просто выгнал меня. Дальше – все симптомы жертв тоталитарных сект. Некоторые люди искренне верят в то, что ад где-то там, далеко (а может, и не будет его?), а нам тут пока хорошо. Но я поняла на собственном опыте: ад может быть и на земле, уже в этой жизни. Безусловно, имело место бесовское влияние, т.к. переживания были страшными – в 16 лет появилось предостаточное количество седых волос. Я разрушала все вокруг себя, как и в случае в Вашей дочерью, Нина Викторовна, могла ударить мать, доводя ее до мыслей о суициде. В общем, как мы это пережили, я по сей день не знаю. Могу сказать одно: “Господи, прости меня, грешную…”

Уехав за границу я временно отошла от активных эзотерических практик, постепенно приходя к мысли, что один направления противоречат другим, но еще боясь подобных размышлений. Но, т.к. сложности со здоровьем продолжались, одна наша знакомая (также, к сожалению, и сегодня занимающаяся оккультизмом – очень прошу молитв всех читающих о р. Б. Екатерине) посоветовала обратиться к одной женщине в Киев, занимающейся отчитками. Как я сейчас понимаю, это было что-то сродни оккультному экзорцизму. Но именно по ее совету я пришла в церковь и, т.к., вернувшись на родину, я жила на другом конце страны, я стала воцерковляться. Со временем я поняла, что обращаться к ней – это тяжкий грех (хотя первое время внутренне оправдывала все иконами на стенах в ее доме).

Но воцерковление дало свои результаты. Стали происходить постепенные улучшения со здоровьем. Милостью Божьей я обрела мир душевный. С мамой, пришедшей в церковь вместе со мной у меня прекрасные отношения (хотя во период неофитских перегибов были сложности, не скрою; но все достаточно быстро уладилось). И, более того, и мама, и я поймали себя на одной и той же мысли: все, что было до воцерковления было как будто не настоящим, ибо подлинный смысл человеческая жизнь обретает лишь во Христе. Я подсознательно очень долго искала чего-то и только в Церкви нашла. То, что я искала, есть БОЖЕСТВЕННАЯ БЛАГОДАТЬ, вся немощная врачующая и оскудевающая восполняющая…

Сейчас я студентка Свято-Тихоновского университета. Обретя Христа я просто поняла, что более никому, кроме Него, свою жизнь посвятить не смогу.

Вот такая невыдуманная история. Нина Викторовна, не стоит отчаиваться! Молитесь. Как мне кажется, исходя из собственного опыта, у Вашей дочери такой же духовный поиск, просто очень сложный и тяжелый для вас обоих.

Отчаяние – это полная противоположность упованию. Отчаяние губит душу и разум. Что касается души, то гибнет внутренний мир человека, такие качества верующего, как упование на Всевышнего, подчинение Ему и терпение.

Что касается разума – человек становится легкомысленным, безрассудным, о серьёзных делах размышляет поверхностно. Это приводит к таким ошибкам, которые разумный не совершит. Например, самоубийство.

Отчаяние порицается религией . Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Не будь в числе отчаивающихся» (сура «Аль-Хиджр», аят 55).

Отчаяние приводит к заблуждению. В Коране Аллах ﷻ говорит (смысл): «Кто отчаивается в милости Господа своего, кроме заблуждающихся» (сура «Аль-Хиджр», аят 56).

Отчаяние приводит к неблагодарности. Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Не отчаивайтесь в милости Господа, ибо только неблагодарные отчаиваются в милости Господа» (сура «Юсуф», аят 87).

Такие последствия возникают из-за непонимания человеком предписаний Всевышнего. Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Может быть, вы не желаете того, что добро для вас; и может быть, любите то, что зло для вас; Господь знает, а вы не знаете» (сура «Аль-Бакара», аят 216).

В порывах отчаяния раб приписывает Всевышнему такое качество, как незнание (джахлу). Проявите смиренность, осознайте своё истинное беспомощное положение перед Аллахом ﷻ . Испытания, которые случаются в вашей жизни, не являются показателем того, что Аллах ﷻ ошибается, наоборот, они доказывают, что всё случается по воле Всевышнего.

Ибну Хаббан передает в хадисе кудси, что Всевышний Аллах говорит: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой» . Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Аллах Всевышний говорит: «Я поступлю со Своим рабом так, как раб Мой думает обо Мне. Если он думает обо Мне хорошее, то поступлю с ним хорошо, а если думает обо Мне плохое, то поступлю с ним плохо» (имам Ахмад).

Причины отчаяния

Первая причина: торопливость человека. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Человек просит себе зла так же, как просит себе добра: человек – тороплив» (сура «Аль-Исра», аят 11). Торопливость приводит к необдуманным действиям.

Вторая причина: раб оценивает произошедшее не по закону Аллаха ﷻ , не полагаясь на Его мудрость. Он прибегает к помощи тех, кто, на его взгляд, способен решить его проблему или дать успех в делах.

Третья причина: человек обвиняет все общество из-за ошибки одного и более людей. Некоторые в порыве отчаяния обвиняют во всем окружающих и даже Всевышнего. Они чувствуют себя преданными.

Саид Афанди ﻗﺪﺱﺳﺮﻩ говорил: «Времена меняются, люди черствеют, но без праведных людей земля не остается» .

Четвертая причина: ощущение изоляции и одиночества в наше время.

Две категории отчаяния

Сколько бы человек ни грешил, он не должен думать, что не будет прощен Всевышним Аллахом. Об этом Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Не отчаивайтесь в милости Господа: поистине, Аллах ﷻ прощает все грехи, поистине, Он – прощающий и милостивый» (сура «Аз-Зумар», аят 53).

Раб проживает свою жизнь в забвении, не соблюдая каноны религии. И к концу жизни, осознав содеянное, теряет надежду на прощение Всевышним. Это приводит к тому, что человек отказывается исправляться и продолжает совершать грехи, и иблис внушает ему, что он безнадежный грешник, которому нет прощения.

Анас ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ рассказывает: «Когда Пророк ﷺ находился в мечети в кругу своих сподвижников, пришёл некий пожилой человек. Он обратился к Пророку ﷺ : «О Посланник Аллаха ﷺ , что ты скажешь о человеке, который совершил грехи малые и большие, ничего не упустив? Если распределить его грехи на все человечество, каждому будет доля из его грехов. Есть ли ему прощение?» Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Принял ли ты Ислам?» Он ответил: «Да, принял». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Да, Аллах ﷻ простит тебя». Тот человек удивился: «Все мои ошибки, все мои грехи – всё простит Аллах ﷻ ?» Получив утвердительный ответ, он направился к выходу из мечети со словами: «Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик!»

Рабу следует искренне раскаяться в содеянном и более к этому не возвращаться, и тогда Всевышний Аллах простит его.

Духовное состояние верующего не должно зависеть от взлетов и падений в материальном мире. Прежде всего, следует усвоить, что Аллах ﷻ сделал этот мир испытанием для человека. Суть этой жизни и её предназначение заключаются именно в преодолении трудностей, чтобы человек показал своё сердце и поступки, дела и помыслы. Всё это в итоге будет либо свидетельствовать в его пользу, либо послужит обвинением против него.

Различают три вида несчастий:

1. За грехи человека.

2. Для очищения от грехов.

3. Для увеличения степени в Раю.

Как понять, какая именно это беда?

Признак первой беды: отсутствие терпения, постоянные жалобы.

Признак второй беды: спокойствие.

В отчаяние впадают люди, испытывающие несчастья первой категории, – из-за отсутствия терпения. Это указывает на слабость веры раба и упования. Это приводит тому, что многие люди опускают руки перед трудностями, с которыми сталкиваются в своей жизни. В отличие от верующего человека, который понимает, что все происходит по воле Всевышнего, и в этом для него есть благо. Каждый испытывается в соответствии со степенью своей религии. И не перестают постигать раба лишения и беды до тех пор, пока он не освободится от грехов.

Абу Хурайра передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах Всевышний подвергает испытаниям тех, кого любит» .

Однажды Посланник Аллаха ﷺ посетил некоего жителя Медины (ансара). Тот, подойдя к Пророку ﷺ , обратился к нему: «О Посланник Аллаха ﷺ , в последние дни я не смог сомкнуть глаз из-за болезни. И никто меня даже не посетил». Пророк ﷺ ответил: «О мой брат, прояви терпение, чтобы ты вышел из своих грехов подобно тому, как ты вошёл в них. Поистине, часы болезни совпадают с часами грехов» .

Жизнь – это бесконечная череда мгновений. Радость и печаль – неотъемлемые элементы человеческой жизни, но когда мы теряем контроль над своими эмоциями, то легко впадаем в отчаяние.

Если будем поклоняться Господу и следовать Его руководству, то получим в награду Рай. И надо помнить, что после всех тягот приходит облегчение. Всевышний в Коране об этом говорит (смысл): «Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение» (сура «Аш-Шарх», аят 5).

Джабраил Лагабов

Мои дорогие прекрасные женщины! Если вы читаете этот текст, значит мы с вами думаем об одном и том же: о маленьких и шустрых карапузиках, которые наполняют нашу жизнь великим смыслом. Меня зовут Светлана, и сейчас, оглядываясь на 20-25 лет назад, я понимаю, что моя дорога ЭКО началась гораздо раньше, чем я переступила порог специализированной клиники в Иркутске.

В 18 лет я вышла замуж за вполне неплохого парня и мечтала о большой и дружной семье с 1-2 карапузиками. Прошло полгода, год, и как-то этот вопрос стал меня очень волновать. А это был конец 90-х годов. Медицина не могла похвастаться таким спектром услуг, как сегодня. Единственное чем могли порадовать - это УЗИ, да и то обязательно на полный мочевой. А так как метаболизм превращения воды в продукты распада у меня очень быстрый, то досидеть до приема было большой проблемой. Ну ничего, я справилась и... не узнала на УЗИ ничего нового для себя.

Потом меня долго лечили новомоднейшей продукцией ЭН РИЧ (неизвестно от чего), которая к тому же покупалась за доллары. А тут зелененькие как раз стали стоить вместо 6-16, потом 30, ну и так далее. В общем, лечение мое закончилось. И семейная жизнь моя закончилась. Бесконечного измерения температуры анальным путем, составления графиков, употребления биодобавок наш брак не выдержал.

Около 3 лет я жила одна. Потом встретила очень любимого мной человека. Мы с ним прожили 9 лет. За эти годы я сама как ребенок купалась в его любви и нежности. Мы даже были беременны. На маленьком сроке беременность прервалась. В этом есть моя вина. Я не верила в то, что могу забеременеть и просто даже не пошла в больницу. В итоге самопроизвольный выкидыш.

После этого события наша с мужем жизнь резко поменялась. Мы переехали в другой город, устроились на хорошую работу. И вот тут вопрос о детях встал на повестке дня. Проанализировав нашу жизнь, я пришла к выводу о том, что в принципе здоровому организму могут помешать забеременеть 3 вещи: 1.отсутствие овуляции; 2.непроходимые маточные трубы; 3.воспалительные заболевания эндометрия.(не берем в счет мужской фактор). В итоге все закончилось лапароскопией, причем без положительного результата, и как следствие - ЭКО.

Мы готовились целый год. Ездили на консультации за 500 км, сдавали анализы. Искали деньги, брали кредит. Сами представляете всю изматывающую процедуру этого события. Когда, наконец, все было готово - о... парадокс!- у мужа появилась другая женщина. ЭКО я поехала делать одна. Он приехал только сдать сперму. И вообще девиз этого ЭКО был таков: "Забеременеем - будем жить вместе. Нет - значит, нет". Хочу сказать всем женщинам: НИКОГДА, слышите, никогда так не делайте. Это очень тяжелый груз ответственности за себя, ребенка и ваши супружеские отношения.

Во время стимуляции у меня вылез гидросальпинкс. Встал вопрос о повторной лапароскопии и удалении труб. Только потом был возможен криопротокол. На него у меня осталось еще 4 эмбриона. Но все вопросы я решала уже в одиночестве. Муж жил с другой и ждал прибавления в семье естественным путем. Конечно, такие события не оставляют положительных эмоций. Криопротокол отрицательный. В итоге: мужа нет, детей нет, денег нет, надежды нет. Но я не отчаялась. У меня появился чудесный мальчик. Мы с ним нашли друг друга в Детском доме.

Сейчас ему уже почти 7 лет. А мне 40. В этом году я решила попробовать вырвать у судьбы свой подарок. Сейчас прохожу обследование для протокола ЭКО. К тому же надеюсь получить квоту. А еще я узнала, что теперь военнослужащим, которой я являюсь, делают ЭКО делают абсолютно бесплатно. И вот мой трубный фактор и отсутствие полового партнера в современной медицине являются рекомендацией для квоты на ЭКО. А те трагические события первых протоколов уже совсем забыты. Мой сынок помог мне в этом.

Теперь бы нам сестричку. Надеюсь, у нас все получится. Когда я пошла в клинику месяц назад, я поняла, что современные методы ВРТ сильно обогнали 2009 год. И очень много женщин делают ЭКО без мужчин. И очень много пар в, мягко говоря, немолодом возрасте. Не нужно бояться жизни и судьбы. Надо бороться и не вешать нос. У меня очень много знакомых с различными результатами ЭКО. Кто-то до сих пор совершает попытки. А кто-то нашел свое счастье так же, как и я. Желаю всем удачи и хорошего настроения!

Не отчаивайтесь!

Последнее слово Михаила Ходорковского на суде

Несмотря на очевидное отсутствие доказательств моей вины и многочисленные свидетельства моей непричастности к каким бы то ни было преступлениям, суд решил отправить меня в лагерь.

Я не намерен резко критиковать уважаемую судью Ирину Колесникову. Я представляю, какому давлению со стороны инициаторов «дела Ходорковского» она подвергалась, когда готовила приговор. Десятки чиновников и просто корыстных посредников готовы были отнести в суд любые деньги, лишь бы меня отправили в Сибирь.

Проблема, в конце концов, не в Колесниковой. А в том, что судебная власть в России окончательно превратилась в бессловесный придаток, тупое орудие исполнительной власти. И даже не только и не столько власти - а нескольких околокриминальных экономических группировок. Сегодня миллионы наших сограждан увидели, что, несмотря на заявление высшего руководства страны об укреплении правосудия, надеяться пока не на что. Это - стыд, позор и беда нашего государства.

Я не признаю себя виновным и считаю свою невиновность доказанной. Поэтому я буду обжаловать вынесенный мне сегодня приговор. Для меня принципиально важно добиться правды и справедливости на Родине.

Мне известно, что судьба приговора по моему уголовному делу решалось в Кремле. Одни представители президентского окружения настаивали на том, что только оправдательный приговор вернет власти доверие общества, другие - что меня надо «упечь» надолго, чтобы лишить воли к жизни, свободе и борьбе.

Я хочу сказать спасибо - первым и обратить внимание вторых, что они не победили. Им не суждено понять, что свобода - внутреннее состояние человека. Именно мои недоброжелатели, которым по ночам снится обуреваемый жаждой мести Ходорковский, обречены всю оставшуюся жизнь трястись над украденными активами ЮКОСа. Это они глубоко несвободны и свободными никогда уже не будут. Их жалкое существование - вот подлинная тюрьма.

Я же имею полное право говорить все, что думаю, и поступать так, как считаю нужным, не согласуя свои планы с какими-либо кураторами. И потому мое жизненное пространство отныне - территория свободы. Узники же - те, кто остаются рабами Системы, кто вынужден унижаться, лгать, подличать для сохранения своих доходов и сомнительного положения в этом неприличном обществе.

Я буду заниматься общественной деятельностью, планирую создать несколько благотворительных организаций, в частности, фонд поддержки русской поэзии, русской философии, а также Союз помощи российским заключенным. Я остаюсь активным участником программ «Открытой России». В ближайшее время я проведу заочную пресс-конференцию, на которой расскажу о первоочередных шагах. Это будет первый в постсоветской истории опыт пресс-конференции из тюрьмы. У меня больше нет значительных собственных средств, зато есть много желающих дать деньги на мои программы под мое имя.

Я хочу сказать большое спасибо всем тем, кто собрался сегодня здесь в помещении и у здания суда, всем, кто поддерживал меня на протяжении минувших полутора лет. Вы порядочные и отважные люди России. Ответственно заявляю, что вы всегда можете на меня рассчитывать. Хоть у меня не осталось больших денег, вместе мы с вами способны на многое.

Я отдельно хочу сказать слова благодарности тем десяткам тысяч простых жителей России, самых разных регионов нашей страны, кто поддержал меня своими письмами. Находясь в тюрьме, я еще раз получил возможность убедиться, что русский народ - никакое не быдло, как то утверждают некоторые околовластные идеологи. А народ справедливости и благородства.

Я буду работать вместе с теми, кто хочет и может открыто говорить о стране, о народе, о нашем общем настоящем и будущем. Я буду бороться за свободу - свою, Платона Лебедева, других моих друзей, всей России. И особенно - следующих поколений, тех, кому будет принадлежать наша страна всего через несколько лет. Для них моя судьба должна стать уроком и примером.

Спасибо моей семье. Она была и остается моей опорой сейчас и навсегда. Пусть через много лет, но я выйду из-за колючей проволоки и вернусь домой. Я уверен в этом, как ни в чем другом не был уверен.

Пусть мне уготованы годы тюрьмы - я все равно испытываю огромное облегчение. В моей судьбе теперь нет ничего лишнего, случайного, наносного, никаких жирных пятен. Будущее видится мне светлым, а воздух завтрашней России - чистым.

Loading...Loading...