Новодевичий монастырь история. Церковь св

Нетревожен, как богатырь,
будто в зеркале — над водой,
Новодевичий монастырь
охраняет святой покой.

Корман Владимир Михайлович, 2010

Есть в Москве чудесное место, где должен побывать каждый — Новодевичий монастырь.

Новодевичий монастырь относится к Историческому музею. На территории монастыря необыкновенно приятно просто находиться, гулять и все осматривать.
Построен он был в 1524 году великим князем Василием III в честь взятия Смоленска и присоединения его к московскому княжеству. Главная святыня монастыря Смоленская икона Божьей Матери «Одигитрия», в честь которой и был освящен монастырь.
Основание обители еще связывают с расторжением брака Василия III. Именно сюда он хотел сослать свою жену, великую княжну Соломонию.
Почему он называется Новодевичьим, единого мнения нет. Существует несколько версий, откуда пошло название Новодевичий. По одной из версий, раньше на этом месте было поле. Здесь выбирались самые красивые девушки Москвы. Их отправляли в качестве дани в Золотую Орду. По другой – монастырь стал так называться по фамилии первой настоятельницы Девочкина. А самая вероятная третья версия – обитель предназначалась для девиц. Позже появилась приставка «ново» для того, чтобы отличать монастырь от Стародевичьего Вознесенского, находившегося в Кремле. Сейчас этот монастырь уже не существует.

В этот самый богатый и привилегированный монастырь поступали знатные женщины. Далеко не все появлялись здесь по своей воле.

Здесь приняли постриг родственницы Ивана Грозного – вдова младшего брата и вдова его старшего сына. Царица Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым жили в монастыре. Царевна Софья, не желавшая уступать трон своему брату Петру I, была заточена в монастырь и насильно пострижена в монахини. Евдокия Федоровна Лопухина – первая жена Петра Великого была переведена сюда незадолго до смерти.

Свою прогулку я начала с парка, расположенного около стен монастыря. С берега Большого Новодевичьего пруда открывается великолепный вид на резные стены древнего монастыря.

Парк небольшой, но очень уютный. В нем разбиты цветники. Есть детская площадка, хорошие дорожки и много лавочек. Приятно побродить по тенистым аллеям парка в жаркий летний день.

Скульптура маме-утке в парке «Новодевичьи пруды» по мотивам сказки американского писателя Роберта Макклоски «Дайте дорогу утятам». Эта композиция подарена Барбарой Буш Раисе Максимовне Горбачевой и установлена в парке в 1991 году. Утка с утятами точная копия скульптуры, установленной в Центральном Бостонском парке. Автор скульптуры Нэнси Шеен.

Плакучие ивы на берегах пруда придают ему очень красивый вид. Приятно посидеть в их прохладной тени и полюбоваться куполами монастыря, отражающимися в пруду.

Между Большим и Малым Новодевичьими прудами есть живописный мостик, на кованных перилах которого влюбленные вешают на счастье замочки. Замечательное место для свиданий.

Напрудная или Софьина башня — место заточения старшей сестры Петра I.

Говорят, что если прикоснуться к стене Софьиной башни и загадать желание, оно непременно сбудется. В щели стены можно оставить записочку с пожеланиями, как в «Стене плача» в Иерусалиме, но многие, для верности, пишут свои желания прямо на стене.

Совершив приятную прогулку вокруг Новодевичьего пруда, захожу на территорию монастыря через главный вход. Над ним уходит высоко в небо своими башнями Перображенская надвратная церковь (1687-1688гг).

Справа от главных ворот находятся Лопухинские палаты, построенные в 1687-1688 для дочери царя Алексея Михайловича, царевны Екатерины Алексеевны. Названные позже по имени Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Она проживала здесь в 1727-1731 гг.

Стрелецкая караульня при Напрудной башне

Певческие палаты. Начало XVIII века.

Саввинская башня

Успенская церковь с трапезной палатой. 1685-1687гг.

Обхожу Успенскую церковь справа и направляюсь к мавзолею Волконских. В церковь я еще вернусь.

Мавзолей Волконских. Первая половина XIX века.

Сетуньская стрелецкая караульня XVII век. Круглая Сетуньская башня.

Покровская надвратная церковь 1687-1688

Обходя вокруг Успенской церкви, я увидела приоткрытую дверь. Любопытно — что там за ней?

Цветы повсюду. Очень красиво.

Вышла к Смоленскому собору, а за ним вдали часовня Прохоровых.

Смоленский собор 1524-1525 гг.

Рядом со Смоленским собором находится колокольня

Колокольня 1689-1690 гг.

Слева от колокольни Филатьевское училище XIX век

Справа от колокольни Больничные палаты XVII век

Часовня-усыпальница Прохоровых начало XX века на фоне Смоленского собора

На фоне колокольни

Х рам Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой. Он словно запутался в ветвях деревьев. Я обошла его вокруг и, конечно, зашла в храм.

Удачный ракурс: Успенская церковь, Смоленский собор и колокольня.

Напротив Успенской церкви наблюдала любопытную картину. На камне сидела ворона, похоже ручная. Посетители угощали ее кто чем, поили водичкой, разговаривали с ней. Вокруг собралась толпа. Ворона никого не боялась и не улетала, гордо восседала на камне и принимала дары.

На этом мое путешествие по Новодевичьему монастырю закончилось. Вышла опять через Преображенскую надвратную церковь. Дорога к метро Спортивная. Квадратная — Царицына башня. Круглая — Никольская башня.

Как добраться до Новодевичьего монастыря

На общественном транспорте: м. Спортивная, далее около 5-7 минут пешком.
Адрес: г.Москва, Новодевичий проезд, дом 1.

Часы работы

На территорию можно пройти ежедневно с 9-00 до 17-00.

Смоленский собор открыт с 15 мая до конца сентября, службы проводят во время престольных праздников. Успенский храм работает круглогодично.

Музеи работают с 10-00 до 16-30, вторник – выходной. Первый понедельник каждого месяца – санитарный день.

Стоимость билетов

Цена билетов в музеи: взрослые – 300 рублей, школьники студенты и пенсионеры – 100 рублей.

Новодевичий монастырь на карте

Новодевичий – старейший и самый красивый действующий женский монастырь Москвы.

Находится он в излучине Москвы-реки на Девичьем поле — в этих местах, по преданию, во времена монголо-татарского ига отбирали русских девушек для Золотой Орды.

Основана обитель в 1524 году великим князем Василием Третьим после взятия Смоленска в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия». Также основание Новодевичьего историки связывают с расторжением брака Василия Третьего – именно сюда он хотел сослать свою жену, великую княгиню Соломонию.

Впоследствии в обители часто появлялись особы царского рода, принимали постриг царские дочери и сестры. Иван Грозный определил сюда своих родственниц – вдову младшего брата и вдову старшего сына Ивана. Жила тут царица Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым. Много было послушниц из знатных княжеских и боярских семей.

Не все женщины приходили сюда по своей воле. По приказу Петра Первого в 1689 году здесь заточили и насильно постригли в монахини его сестру царевну Софью Алексеевну после Стрелецкого восстания. Напротив монастыря были казнены ее сторонники, а головы стрельцов нанизали на зубцы монастырской стены.

Еще одна известная монахиня – первая жена Петра Первого царица Евдокия Лопухина.

Новодевичий монастырь — настоящая крепость: высокие неприступные стены, башни с бойницами сложены из кирпича с отделкой белым камнем. Основные здания были возведены во второй половине 17 века в стиле «московское барокко».

Над главным входом расположена нарядная Надвратная церковь Преображения Господня:

В центре обители возвышается пятиглавый Смоленский собор, сооруженный в 1525 году по подобию Успенского собора в Кремле. В храме сохранился 5-ярусный резной позолоченный иконостас, выполненный мастерами Оружейной палаты. Тут находятся иконы, подаренные многими русскими царями, в том числе Иваном Грозным и Борисом Годуновым и главная святыня монастыря – чудотворная икона Смоленской Божьей матери.

Недалеко от собора выстроена Колокольня с белокаменным кружевом. В свое время она была второй по высоте на Руси после колокольни Ивана Великого и славилась неповторимым звоном. Самый старый колокол на колокольне отлит при Иване Грозном.

Успенский храм с трапезной палатой, построенный по велению царевны Софьи. Здесь находится еще одна святыня -древнейшая чудотворная Иверская икона Божьей Матери.

Монастырский комплекс также включает в себя белокаменную Амвросиевскую церковь, совмещенную с трапезной, Филатьевское училище, где девочек-сирот по приказу Петра Первого учили плетению голландских кружев, больницу для ветеранов русской армии, богадельню и многочисленные палаты: палаты Ирины Годуновой, Евдокии Лопухиной, Евдокии Милославской, Казначейские и Погребовые палаты.

Певческие палаты с кельями для монахинь:

Мариинские палаты, названные по имени сестры Петра Первого Марии Алексеевны, которая здесь жила. Справа от палат — Надвратная церковь Покрова Богородицы.

Напрудная башня со стрелецкими караульнями и палатами царевны Софьи:

Считается, что если дотронуться рукой до Напрудной башни, где была заточена царевна Софья, и загадать желание – оно обязательно сбудется.

Для верности желания пишут на стене башни. Чаще всего встречаются просьбы о любви, здоровье и богатстве.

Всего башен 12: четыре круглые, а остальные – квадратные, все имеют очень красивые ажурные «короны». Похожие башни есть еще в одной московской обители — в .

Угловая Никольская башня:

На территории обители есть ряд захоронений: мавзолей Волконских, могилы Дениса Давыдова, генерала А.А. Брусилова, М.И. Муравьева-Апостола, Сергея Трубецкого. В Смоленском соборе похоронены великая княгиня Софья Алексеевна и другие представительницы царских и княжеских родов.

Небольшая Часовня-усыпальница Прохоровых, владельцев Трехгорной мануфактуры:

За монастырской стеной находится Новодевичье кладбище. Самые известные персоны, похороненные на Новодевичьем кладбище: А.П. Чехов, Н.В. Гоголь, М.А. Булгаков, М.Н. Ермолова, И. Левитан, Н. Рубинштейн, А.Н. Толстой, Андрей Белый, Владимир Гиляровский, Самуил Маршак, Владимир Маяковский, Василий Шукшин, Светлана Аллилуева, Никита Хрущев, Борис Ельцин и Раиса Горбачева.

В советское время монастырь не работал, монашеская жизнь была возобновлена здесь в 1994 году. В наше время это действующий православный женский монастырь и одновременно музей. Архитектурный ансамбль – объект культурного наследия ЮНЕСКО.

Рядом с монастырем на берегу Большого Новодевичьего пруда разбит живописный парк.

С дорожек парка открываются красивые виды на мощные стены и башни:

Парковая скульптура «Утка с утятами» был подарена в 1991 году «детям Советского Союза от детей Соединенных Штатов в духе любви и дружбы». Замысел скульптуры взят из известной американской сказки «Дорогу утятам».

Место красивое — так и просится на холст.

Один из самых красивых видов Москвы.

Схема расположения объектов архитектурного ансамбля (кликабельно):

В Софьиных и Ирининых палатах размещены экспозиции музея с древними иконами, уникальными окладами и драгоценной церковной утварью.

В настоящее время проводится реставрация, многие здания в лесах и сетке. Окончание реставрационных работ планируется в 2023 году, к 500-летию основания монастыря.

Как доехать до Новодевичьего монастыря

На общественном транспорте: м. Спортивная, далее около 5-7 минут пешком. Адрес: г.Москва, Новодевичий проезд, дом 1.

Часы работы

На территорию можно пройти ежедневно с 9-00 до 17-00.

Смоленский собор открыт с 15 мая до конца сентября, службы проводят во время престольных праздников. Успенский храм работает круглогодично.

Музеи работают с 10-00 до 16-30, вторник — выходной. Первый понедельник каждого месяца – санитарный день.

Стоимость билетов

Цена билетов в музеи: взрослые – 300 рублей, школьники студенты и пенсионеры – 100 рублей.

Дата публикации или обновления 15.12.2017

Новодевичий женский монастырь.

Адрес монастыря: 119435, г. Москва, Новодевичий проезд, 1 (м. «Спортивная»).
Фотоальбом Новодевичьего монастыря.
Рассказ о поездке в Новодевичий женский монастырь.
План Новодевичьего женского монастыря.

Великий князь не забыл свой благочестивый обет. Спустя десять лет по взятии Смоленска, 13/26 мая 1524 года, им была основана Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы. Место для обители было избрано неслучайно: в живописной излучине Москвы-реки, в трёх верстах от Кремля, на Девичьем поле, там, где в 1456 году москвичи прощались со Смоленской иконой.

По государеву повелению 28 июля / 10 августа 1525 года из Кремля в «Дом Пречистый Одигитрии Новый Девичий монастырь» была перенесена Смоленская икона Пресвятой Богородицы. В тот день во главе крестного хода шли сам Василий III и митрополит Даниил. В память перенесения чудотворного образа было установлено ежегодное празднование Смоленской иконе Богоматери с крестным ходом из Кремля в Новодевичий монастырь.

На игуменство в Обитель Пречистой Одигитрии великий князь Василий призвал из Суздаля преподобную Елену (Девочкину память 18 ноября), «благоговейную и благочинную схимонахиню» Покровского монастыря. Государь почитал Преподобную за святость жития и верил в силу её молитв за великокняжеский род. Вместе с ней в столицу прибыли 18 суздальских стариц.


Преподобная Елена Московская с преподобными Феофанией и Доминикией. Икона XIX в. Мастерская Новодевичьего монастыря.

Молитвами преподобной Елены и её сподвижниц, из слезами и трудами в стенах обители Пречистой Одигитрии было положено начало монашескому деланию. Все они единодушно подчинили свою жизнь законоположениям древнего общежительного устава: общая молитва, общие труды, общие трапеза и имущество. Преподобная Елена прославилась как «всеизрядная учительница девственного чина и вождь ко cпасению известный». Она управляла Новодевичьим монастырём до самой своей кончины в 1547 году и была погребена у северной апсиды алтаря Смоленского собора. В своей Духовной грамоте Преподобная завещала будущим настоятельницам и всем сестрам строго хранить монастырский порядок, общежительный устав и усердно молиться за царский род. Почитание преподобной Елены как московской святой было установлено при царе Алексее Михайловиче.

В истории Новодевичьего монастыря есть одно загадочное обстоятельство: заботы Василия III по основанию новой обители по времени совпадают с его бракоразводным делом. Вероятно, монастырь предназначался для великой княгини Соломонии Сабуровой, 20-тилетнее супружество с которой не принесло наследников. В 1523 году Василий Иоаннович добился разрешения на второй брак, а в ноябре 1525 года великую княгиню постригли в Рождественском монастыре с именем София. Но поселиться в обители Пречистой Одигитрии ей так и не пришлось - свои земные дни она окончила в отдалённом Покровском монастыре города Суздаля. За праведную жизнь княгиня-инокиня была причислена к лику святых и ныне почитается Церковью как преподобная София Суздальская. Южный предел Смоленского собора Новодевичьего монастыря, посвященный святой мученице Софии, соимённой княгине-инокине, напоминает о семейной драме князя Василия III, послужившей неким прологом к дальнейшей судьбе обители на Девичьем поле.

По воцарении Годунова Новодевичий монастырь получил великие милости: был полностью обновлён Смоленский собор, поставлен новый иконостас , поновлены росписи. Для вдовствующей царицы-инокини, которая поселилась в обители с многочисленной придворной свитой и всеми службами, были построены обширные кельи, названные Ирининскими палатами, с трапезной и домовой церковью во имя Иоанна Предтечи (в конце XVIII века переименована в честь святителя Амвросия Медиоланского). По смерти Годуновой, обители отошла почти вся ее собственность. В конце XVI - начале XVII веков в монастыре было 122 старицы, из которых 20 - «княгини и боярыни» знатных фамилий: Мещерские, Пронские, Шереметевы, Вельяминовы, Ростовские, Плещеевы, Охлебинины, Беклемишевы. Всем насельницам выплачивалось денежное содержание из царской казны. Старшими в обители были игумения, келарь, старицы из боярынь и «большие крылошанки» (певчие). Второй чин составляли «меньшие крылошанки» и рядовые старицы. Кроме этого Дворец и Большой Приказ оплачивали монастырю траты на дрова, просфоры, воск, бочечную рыбу и соль. Монастырские сёла находились в Дмитровском, Рузском, Клинском, Бежецком, Кашинском, Ростовском, Владимирском, Верейском, Звенигородском, Вяземском, Углическом, Москов-ском, Волоцком и Оболенском уездах.

На рубеже XVI-XVII веков Новодевичий монастырь представлял собой мощную крепость-заставу на западных подступах к Москве. Он не раз подвергался набегам крымских татар: в 1571 году его сжег хан Девлет-Гирей; в 1591 на подступах к нему было остановлено войско Казы-Гирея. Желая обеспечить безопасность пригородного монастыря, Годунов возвёл в нём мощные каменные стены с башнями, которые coгласно требованиям средневековой фортификации были снабжены пушечными, мушкетнымы и подошвенными бойницами, прицелами и осадными стоками. Для несения караульной службы обители был приписан гарнизон стрельцов. Находившаяся на перекрёстке сухопутной Смоленской дороги и водного пути через броды Москвы-реки, обитель имела удобное стратегическое положение и занимала важное место в оборонительной линии других московских монастырей - «сторожей», таких как Донской монастырь , Данилов монастырь , Ново-Спасский монастырь , Симонов монастырь.

Во времена Великой Смуты Новодевичий оказался в центре военных действий и политических интриг. Уже в 1606 году смоленские ратники, призванные царём Василием Шуйским, обороняли обитель от надвигавшихся отрядов Болотникова. В 1610 году на Девичьем поле бояре вели с поляками тайные переговоры о призвании на царство королевича Владислава. Во время Московской осады 1610-1612 годов, обитель, переходя из рук в руки, видела на своих крепостных стенах стрельцов, поляков, немцев и лихих людей. 21 августа 1612 года под стенами Новодевичьего монастыря произошла решающая битва русского ополчения под предводительством князя Пожарского за освобождение Москвы. Отсюда русские дружины двинулись на Кремль.

Во время Великой Смуты Новодевичий монастырь переживал тяжёлые дни. Бедствия начались в 1605 году когда по приказу Лжедмитрия была изъята монастырская казна. В те годы придворная обитель стала убежищем для царственных особ, ставших жертвами борьбы за русский престол. В 1606 году царь Василий Шуйский поселил в её стенах царевну Ксению Борисовну Годунову (в иночестве Ольгу), постриженную Новгородском Горицком монастыре. С нею в обители жила ливонская царица Мария (в иночестве Марфа), дочь Владимира Андреевича Старицкого, двоюродной брата царя Ивана Грозного , считавшаяся ближайшей наследница московского престола. В условиях осадного положения и почти непрекращающихся военных действий положение царственных инокинь было отчаянным.

С воцарением на Московском престоле Михаила Фёдоровича Романова, разорённая обитель была очищена, восстановлена и укреплена. Последним отголоском Великой Смуты стало поселение в Новодевичьем в 1615 году царицы Марии Петровны Буйносовой-Ростовской (в монашестве Елены, умерла в 1625), вдовы сведенного в 1610 году с престола царя Василия Шуйского.

Цари Михаил, Алексий и Феодор усердствовали к Дому Пресвятой Богородицы Одигитрии: освободили монастырь от податей в казну, наделили его вотчинами, обогатили вкладами. К 50-м годам XVII века усердием царя и патриарха обитель Пречистой Одигитрии была полностью обновлена и благоукрашена.

Победа русского воинства в 1612 году, освобождение Москвы от поляков не уничтожили противостояния на западных рубежах. Продолжался спор за Смоленск, Белоруссию, левобережную Украину. В этом политическом, а так же религиозном контексте икона Пресвятой Богородицы Одигитрии стала восприниматься как хранительница западных рубежей Великой России. В те годы московские государи ходили «к Пречистой» не только с богомольем. Под стенами монастыря на Девичьем поле проводились смотры войск, отсюда по старой Смоленской дороге отправлялись на запад царские дружины. В 1654 году царь Алексей Михайлович, лично возглавив войска, начал войну с Польшей. Разбив поляков под Вязьмой, русские войска 23 сентября 1654 года взяли Смоленск, почти полстолетия находившийся под властью Сигизмунда, а 2 октября того же года царским указом город был уже окончательно присоединён к Российской Державе. Подражая великому князю Василию III, в благодарность за дарованную победу Алексей Михайлович сделал в Новодевичий монастырь богатые вклады и поставил в соборном храме обители ещё одну великую святыню - чудотворную икону Иверской Богоматери , привезённую с Афона в 1648 году, которая во время похода на Смоленск пребывала в русском войске.

Временем настоящего расцвета для Новодевичьего монастыря стали годы правления царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). По смерти государя Феодора Алексеевича она заняла место регентши (правительницы) при малолетних братьях, царях Иоанне и Петре. Зная недолговечность своего правления, добытого ей мятежными стрельцами, Софья Алексеевна занялась строительством и украшением обители на Девичьем поле, которую избрала себе в качестве загородной резиденции. Возможно, «вырвавшаяся из терема на свободу», 25-летняя царевна-правительница и рассматривала Новодевичий монастырь как место своего будущего уединения. Но, скорее всего, возводя в нём роскошные храмы и дворцы, Софья была движима политическими амбициями: стремилась показать свою силу, богатство и просвещённость. Умная, смелая, хорошо образованная, она последовательно вела борьбу за Московский престол. Софья Алексеевна часто приезжала в обитель с патриархом Иоакимом и с младшим братом, царём Иваном, на освящение церквей. Здесь же она с царской щедростью награждала верных стрельцов и встречалась с преданными ей людьми.

При царевне-правительнице Софье Алексеевне сложился неповторимый, сохранившийся до нашего времени, архитектурный ансамбль обители, поражающий своим поистине царским великолепием. Смоленский собор с его лаконичными формами позднего средневековья, как драгоценный камень в изысканной оправе, окружён богато декорированными храмами и зданиями конца XVII века в стиле московского барокко. Главные храмы обители образуют в плане правильный обращенный к востоку крест, в центре которого находится Смоленский собор, верх венчает свеча колокольни, основную вертикаль образует трапезная палата с Успенской церковью, а поперечная с севера и юга замыкается Преображенским и Покровским надвратными храмами. Главная тема архитектурного убранства обители - контраст белокаменного узорочья наличников, арок, галерей, балюстрад с багряно-красными фасадами храмов, увенчанных изящными золочёными главками, и всё это - в обрамлении белоснежных стен с башнями, украшенными причудливыми «коронами».

Стены и башни обители, поставленные Годуновым, при Софье были укреплены и расширены. В настоящее время их общая протяженность составляет 870 метров, высота от 7 до 11 метров, толщина - до 5 метров. Образуя неправильный пятиугольник, они окружают территорию общей площадью 5 гектаров. По периметру стен располагаются 12 башен с богато декорированными навершиями. Из них 4 круглых угловых: Напрудная, Никольская, Чеботарная, Сетуньская, с пристроенными к ним стрелецкими караульнями, а остальные 8 - четырехугольные: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская.

Смоленский собор (1524-1525гг.) - древнейшая каменная постройка Новодевичьего монастыря, представляет собой шестистолпный храм на высокой подклети, с трех сторон окруженный широкой галереей, на которой первоначально располагались четыре придельных церкви. Из них до нашего времени сохранились две: в честь святых апостолов Прохора и Никанора, чья память совпадает с празднованием Смоленской иконе, и святой мученицы Софии.

Церковь св. Амвросия Медиоланского с трапезной и палатами царицы Ирины Годуновой - после Смоленского собора древнейший архитектурный комплекс обители. Во второй половине XVI века представлял собой отдельно замкнутую усадьбу, принадлежавшую сперва княгине Ульяне Удельной (Палецкой, в монашестве Александре), а потом - царице Ирине Фёдоровне Годуновой (в монашестве также Александре). Здание сильно пострадало во время пожара 1796 года и утратило свой первоначальный облик.

Трапезная палата с Успенской церковью (1685-1687 гг.) представляет собой уникальное по тем временам сооружение - обширную бесстолпную палату площадью 323 кв. метра, стоящую на высокой подклети. С восточной стороны к трапезной примыкает высокий четверик Успенской церкви, во втором этаже которой находится придел в честь Сошествия Святаго Духа, в котором сохранился древний иконостас. Первоначально храм был украшен изящным пятиглавием, пострадавшим от пожара в 1796 году и окружен открытой белокаменной галереей, разобранной по ветхости т начале XIX века. После восстановительных работ, производившихся по проекту архитектора Казакова, церковь приобрела нынешний облик.

Преображенская церковь (1б87-1б88гг.) построена над святыми (северными) вратами и является как бы «визитной карточкой» монастыря. Изящный, лёгкий, украшенный белокаменным убором храм, кажется парящим над обителью. Его высокий четверик с тремя рядами окон завершён поясом крупных белокаменных раковин и пятью гранёными барабанами с фигурными главками. С запада к Преображенской церкви примыкают так называемые Лопухинские палаты, первоначально построенные для царевны Екатерины Алексеевны, а в 1727-1731 годах ставшие жилищем царицы-инокини Евдокии Фёдоровны Лопухиной, первой супруги Петра I.

В Преображенской церкви сохранился первоначальный резной иконостас работы Карпа Золотарёва. Особой тонкостью и совершенством письма отличаются иконы местного ряда. В их подборе нашла отражение державная идея, занимавшая царевну Софью. На одной из икон святая мученица София изображена предстоящей Богоматери вместе со святыми равноапостольными царицей Еленой, княгиней Ольгой и мученицей Параскевой , покровительницей супруги царя Ивана Алексеевича.

Покровская церковь (1683-1б88гг.) возведена над южными воротами монастыря. Она не столь величественна как Преображенская, но не менее оригинальна. Её создателями был использован редкий приём, характерный для украинского зодчества: три лёгких, ярусных главы этого храма поставлены в один ряд над притвором, трапезной и алтарём, причём в боковых главах устроены звонницы. С востока к нему примыкают Мариинские палаты, в которых жила царевна Мария Алексеевна.

Колокольня (1б87-1б89гг.) построена в последний год правления царевны Софьи. Она имеет высоту 72 метра и состоит из шести ярусов восьмериков, окруженных галереями с белокаменными балюстрадами. Третий и пятый ярусы занимают звонницы. В нижнем находилась церковь во имя преподобных Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского, которая соединялась с покоями еще одной царевны Милославской, Евдокии Алексеевны, расположенными у подножия колокольни. Во втором ярусе была церковь в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, престол которой после 1812 года перенесли в трапезную Успенского храма.

Стрелецкий бунт 1689 года положил конец регентству царевны Софьи. Став из ктитора узницей, низложенная правительница и в стенах обители не оставила властолюбивых замыслов: в 1698 году был поднят ещё один стрелецкий бунт, жестоко подавленный Петром. Этот мятеж привел в монастырь на Девичьем поле ещё трёх сестёр-царевен: Евдокию, Екатерину и Марию. А сама Софья в 20-х числах октября 1689 года при игумений Памфилии (Потёмкиной) в Смоленском соборе была пострижена с именем Сусанны и помещена «для крепкого содержания» в стрелецкой караульне при Напрудной башне. Она получала денежное и продовольственное содержание от дворца, но была строго ограничена в общении, находясь под охраной солдат-преображенцев.

Царевна-инокиня Сусанна (1657-1704) преставилась в 1704 году 3/16 июля, за год до этого приняв постриг в схиму, с прежним именем София. Несмотря на опалу, сестры почитали её великой госпожой и «святого дому из давних лет строительницей». А стрелецкая караульня, где она была заключена, именовалась «дворцом блаженныя памяти схимонахини царевны Софии Алексеевны». Погребли её в юго-западном углу Смоленского собора, рядом с ней позже похоронили и двух её сестёр-царевен: Евдокию (1650-1712) и Екатерину (1658-1718) Милославских. Над всеми надгробиями были устроены иконостасы из их личных и вкладных икон.

По смерти схимонахини царевны Софии Новодевичий монастырь стоял закрытым ещё более десяти лет.

В 1721 году обитель перешла в ведение Святейшего Синода, но опала продолжалась. В 1724-1725 годах по императорскому повелению в монастыре построили «сиротский корпус» на 252 места для содержания подкидышей и беспризорных детей женского пола. Они воспитывались в обители до совершенного возраста, обучаясь прядению голландских ниток, шитью и плетению кружев под руководством наставниц выписанных из Брабантских монастырей. Тогда же в монастыре помимо собственной богадельни на 20 человек, были открыты приют и больница для старых заслуженных воинов. С 1727 года в стенах обители устроили городское кладбище.

Согласно императорскому манифесту 1764 года о секуляризации церковных недвижимых имуществ Новодевичий монастырь к концу XVIII века, лишился всех видов землевладения, получив взамен денежное и хлебное жалование. В списке первоклассных штатных монастырей обитель стояла на втором месте, монашествующих в ней было положено 70, общежитие было упразднено. В 1770 году при Ирининских (больничных) палатах стараниями архиепископа Московского Амвросия (Зертис-Каменского, 1768 - умер 14 сентября 1771 гг.) был возобновлён храм и освящён в честь святителя Амвросия Медиоланского. Через год гибельная эпидемия чумы, распространившаяся в Москве, унесла большую часть сестёр - в живых остались 7 человек. В их числе 17 октября 1771 года преставилась игумения Иннокентия (Келпинская), с кончиной которой в обители прекратилось преемственное правление кутеинских стариц. 14 мая 1796 года в монастыре произошёл сильнейший пожар – пострадали Успенская и Амвросиевская церкви, кельи и некоторые хозяйственные постройки. По приказу императрицы Екатерины II восстановительные работы возглавил знаменитый архитектор М.Ф. Казаков, и к концу того же года обители был возвращен прежний вид, но трапезный и больничный храмы утратили свой первоначальный облик.

В августе 1812 года, Первопрестольная вновь встретила вывезенную из Смоленска чудотворную икону Богородицы Одигитрии, Снова западные рубежи России были в руках неприятеля, снова враг приближался к Москве. 26 августа, в самый день Бородинского сражения, архиепископ Московский Августин (Виноградский), совершил крестный ход по Москве с чудотворными иконами Божией Матери Смоленской, Владимирской и Иверской. По просьбе игумений Мефодии (Якушкиной) икона была обнесена вокруг Новодевичьего монастыря. По прошествии трех с половиной столетий на Девичьем поле при огромном стечении народа вновь совершалось молебное пение Пресвятой Богородице, сопровождавшееся всеобщим плачем и рыданиями, после чего 31 августа Смоленскую икону переправили в Ярославль. Тогда же отбыла в Вологду и Смоленская икона из Новодевичьего монастыря - её вместе с другими ценностями церковной ризницы вывезла игумения Мефодия.

Французы появились у стен Новодевичьего монастыря 2 октября, но обитель, как будто вспомнив своё былое военное предназначение, не торопилась принимать незваных гостей. На праздник иконы Богородицы «Неопалимая Купина», 4 сентября, к древним стенам в боевом порядке подступило двухтысячное наполеоновское войско. Французы подкатили к святым вратам две пушки, взобрались по слегам на стену, и, проникнув в обитель, заставили открыть ворота. Вскоре здесь был расквартирован один из полков, устроены склады провианта и фуража, игуменские покои занял французский генерал. Но Пречистая Одигитрия хранила Свой дом и словесное стадо. Смоленский собор, в котором находилась оставшаяся часть монастырской ризницы и утварь из всех храмов, не был разграблен. С 23 сентября в его стенах с разрешения французского начальства совершалась Литургия, для чего были выданы отобранные прежде вино и крупитчатая мука. 25 сентября монастырь посетил Наполеон. По его приказу северные (Святые) и южные ворота были заколочены и завалены землёй, напротив главного входа была построена батарея и выкопан ров. Над воротами и в пробитых стенах были выставлены пушки.

Французы пробыли в Новодевичьем монастыре около месяца. Перед отступлением они подготовили обитель к взрыву: сделали подкопы под колокольню, соборную и другие церкви и завезли много пороха. Едва дождавшись ухода неприятеля, в ночь под 9 октября (память апостола Иакова Алфеева), казначея с двумя монахинями, бросились осматривать храмы, кельи, подвалы и обнаружили в них уже занимавшийся пожар. По полу, на соломе, всюду были раскиданы зажжённые свечи, а в церквях - прилеплены к иконостасам. Под собором на раскупоренных ящиках и бочках с порохом разгорались фитили. Призвав остальных сестёр и работников, монахиня Сарра велела заливать пламя водой. Заступничеством Пречистой Девы и усердием сестёр обитель Её осталась неопалимой. В память избавления монастыря от взрыва и пожара в Успенском храме был устроен придел в честь апостола Иакова Алфеева. Служба святому в этот день соединялась со службой Смоленской иконе, а после Литургии и благодарственного молебна совершался крестный ход вокруг монастырских стен. Память игумений Мефодии и монахини Сарры особо почиталась в обители. Молитвами и рачением этих славных подвижниц она была сохранена от взрыва и разорения, очищена, обновлена и полностью восстановлена.

На закате XIX-го века Новодевичий монастырь являлся одной из лучших столичных обителей, число монашествующих в нем достигало 300 человек. Сестры трудились на различных послушаниях: в церкви, просфорной, хлебной, трапезной, погребах, на кладбище, в живописной и рукодельной мастерских.

Как и в давние времена, праздник Смоленской иконы Божией Матери собирал в обитель множество богомольцев. Он сопровождался крестным ходом из Кремля в Новодевичью обитель и народным гуляньем на Девичьм поле.

Новодевичий монастырь всегда был одним из любимых пригородных мест москвичей. Стоящий на низменном берегу в живописной излучине Москвы-реки, окружённый лугами, он был хорошо виден с дальнего расстояния и поражал своим царственным великолепием. В период весеннего половодья, когда вода поднималась к самым стенам, монастырь казался стоящим на мысе посреди разлившейся реки. Внутри стен обитель представляла собой цветущий сад, возделанный молитвами и трудами своих насельниц.

Размеренная жизнь древней обители была прервана первой Мировой войной и последовавшей за ней революцией. С 1914 года Новодевичий монастырь участвовал в постройке и содержании лазарета в Покровской общине, 20 насельниц стали сестрами милосердия, другие занимались пошивом солдатского белья и сбором посылок на фронт. С великой скорбью было воспринято в обители известие об отречении от престола императора-страстотерпца Николая II.

А очень скоро, в один из дней Московского восстания 1917 года монастырь увидел в своих стенах представителей новой власти. Это был отряд вооружённых людей, которые в грубой форме требовали показать монастырские запасы.

Самыми тяжёлыми для Новодевичьего монастыря стали 1918-919 годы, когда декретами советской власти были закрыты Филатьевское училище, приют и приходская школа, конфискованы банковские сбережения и земля. Из-за отсутствия продуктов и хлеба была упразднена общая трапеза. Осталась одна богадельня, которая существовала на средства частных благотворителей. В ней доживали свой век 8 престарелых монахинь. В обители возросла смертность.- за два года умерло 19 человек. Спасаясь от голода, многие послушницы из крестьян уезжали в деревню. Вскоре обителью стали интересоваться представители разных ведомств на предмет пустующих помещений, а весной 1918 года появились первые жильцы. Это были 200 курсантов Наркомата просвещения, авангард «культурной революции».

Молодые люди, в большинстве партийные, они вели себя нарочито развязно, нарушая порядок и не считаясь с насельницами, во время церковных служб шумно развлекались. Ворота обители теперь стояли открытыми -в них властно вошла новая жизнь. Игуменский (Лопухинский) корпус забрали под ясли, в трапезной обосновался всеобуч. Через год курсантов сменили 300 человек рабочих переехавшей из Петрограда Экспедиции заготовления государственных бумаг.

В 1922 году обитель была окончательно закрыта. По решению советской власти на её территории разместился «Музей эпохи правления царевны Софьи и стрелецких бунтов», позже переименованный в «Музей раскрепощения женщины». В 1926 г. в стены обители переехал Государственный музейный фонд.

Остаток монашеской общины держался за Успенский храм. Насельницы разорённой обители, которых становилось всё меньше, не покидали своего гнезда. Одни устроились в музей реставраторами и хранительницами, другие работали при церкви уборщицами, дворниками, сторожами. Но вскоре, выброшенные на улицу они «растворились» в безбрежном море московских коммуналок, где их накрыла волна гонений на Церковь.

В 1922 году игумения Вера и четверо клириков были арестованы по делу об изъятии церковных ценностей. Матушка была приговорена к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества, священников Николая Козлова и Сергия Лебедева лишили свободы на полтора года. На следующий год кассационная коллегия смягчила приговор, сократив на треть сроки наказания. В 1931 году протоиерей Сергий Лебедев, продолжавший после освобождения служить в Успенском храме, был вновь арестован и сослан. 9/22 марта 1938 года он принял мученическую смерть на Бутовском полигоне под Москвой.

В том же году пострадали за веру пять бывших насельниц Новодевичьего монастыря: монахини Матрона (Алексеева, умерла 19 марта/1 апреля) и Мария (Цейтлин, умерла 2/15 декабря), инокиня Наталья (Бакланова, умерла 18/31 марта), послушницы Ирина (Хвостова, умерла 13/26 февраля) и Наталья (Ульянова, умерла 9/22 мapтa). Ныне все они прославлены в лике святых новомучеников Российских. Игумения Вера, отбыв срок ссылки, жила в Москве до самой своей кончины в 1949 году и была погребена на Даниловском кладбище.

Несмотря на все невзгоды, Новодевичий монастырь оставался для москвичей уголком дорогой сердцу старой Москвы.

Советская действительность неумолимо и жестоко наступала на древнюю обитель. К 1929 году был запрещён колокольный звон, проведена чудовищная «расчистка» кладбища, сопровождавшаяся уничтожением большинства надгробий.

В годы Великой Отечественной войны Новодевичий монастырь вновь увидел в своих стенах служителей алтаря Господня. 14 июня 1944 года в его стенах были открыты Православный Богословский институт и Пастырско-богословские курсы. В Лопухинских палатах проходили институтские лекции, в Успенской церкви - учебные занятия курсистов. Там же разместился Издательский Отдел Московской Патриархии. В помещениях церковной подклети находилось общежитие учащихся духовных школ. Впоследствии там были устроены производственные мастерские Московской Патриархии. В 1944 году возобновились богослужения в надвратной Преображенской церкви. В начале 1945 года, Святейший Патриарх Алексий I совершил чин освящения Успенского храма, в котором начались регулярные богослужения. Здесь в 1948 году проходили торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. 18-31 марта 1988 года - Предсоборное Архиерейское совещание перед Юбилейным Поместным Собором Русской Православной Церкви, посвященным 1000-летию Крещения Руси.

С 1964 года Успенский храм стал кафедральным собором Крутицких и Коломенских митрополитов, а Лопухинские палаты их резиденцией. Тут совершали своё архипастырское служение митрополит Николай (Ярушевич, 1944-1960) и митрополит Пимен (Извеков,1963-1971), будущий Патриарх Московский. С 1977 года до настоящего времени на кафедре - митрополит Ювеналий (Поярков), управляющий Московской епархией. В 1982 году отреставрированная и освященная Преображенская церковь получила статус митрополичьего крестового храма. Тогда же в Успенской церкви был установлен уникальный иконостас из церкви Успения на Покровке, взорванной в 30-х годах.

К 80-м годам XX века Новодевичьему монастырю был возвращён исторический облик, и с тех пор он стал популярным туристическим объектом. Пять столетий оставили здесь множество бесценных памятников зодчества, иконописи, прикладного искусства, которые привлекают в обитель любителей старины. Однако главное, духовное сокровище обители Пречистой Одигитрии ещё долго оставалось под спудом.

Монашеская жизнь в стенах Новодевичьего монастыря возобновилась осенью 1994 года. После семидесятилетнего перерыва 27 ноября за Божественной Литургией в Успенском храме обители Митрополит Ювеналий возвел в сан игумений монахиню Серафиму (в миру Варвару Васильевну Чёрную). Приняв настоятельский жезл в 80-летнем возрасте, игумения Серафима как бы соединила в своём лице прошлое и настоящее нашего Отечества. Потомственная дворянка, представительница знаменитого рода Чичаговых, она восприняла начатки христианской веры от благочестивой матери- монахини, и деда, священномученика Серафима (память 11 декабря), старца-архиерея, расстрелянного в Бутово в 1937 году.

На плечи игумений Серафимы (Чёрной) легли тяготы первых лет восстановления монашеской жизни в Новодевичьем монастыре. В обители не было ни жилых помещений, ни сколько-нибудь продуманной системы жизненного обеспечения первых насельниц. Всё нужно было начинать «с нуля» - и матушка неутомимо трудилась на этом поприще.

16 декабря 1999 года игумения Серафима (Чёрная) отошла ко Господу. Её отпевание совершил митрополит Ювеналий с собором духовенства при большом стечении народа. Матушка была погребена слева от паперти Успенской церкви. Вскоре в одном из помещений этого храма была устроена мемориальная комната в Бозе почившей игумений Серафимы (Чёрной).

В настоящее время Новодевичий монастырь, оставаясь посещаемым туристическим объектом, привлекает всё больше паломников. Главным монастырским праздником остаётся день Смоленской иконы Божией Матери.

Престольными праздниками являются Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) и день памяти святителя Амвросия Медиоланского (7 декабря). 10 августа 1999 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II состоялся Акт канонизации первоначальницы Новодевичьего монастыря, схиигумении Елены (Девочкиной), в лике местночтимых святых Московской Епархии Русской Православной Церкви. Память Преподобной совершается в день её преставления, 1 декабря. В субботу второй седмицы по Пасхе празднуется Собор Новомучеников Новодевичьего монастыря. 16 декабря совершается ежегодное поминовение в Бозе почившей игумений Серафимы (Чёрной).

В настоящее время в обители подвизаются сорок насельниц. Ежедневно в Успенском храме совершается Божественная Литургия и весь суточный круг богослужений, после полунощницы сестры поют акафист Пресвятой Богородице Одигитрии пред Её чтимым образом.

Как и в давние времена, главной святыней обители является образ Смоленской Богоматери. Также в монастыре особым почитанием пользуются Иверская икона Божией Матери , Тихвинская икона Божией Матери , Владимирская икона Божией Матери и старинный образ святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей. Имеются ковчежцы с частицами святых мощей. В декабре 2003 года в Успенском храме был установлен список с чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша» из Серпуховского Высоцкого монастыря. 1 августа 2006 года над Святыми вратами обители был установлен мозаичный образ Божией Матери Одигитрии, перед которым затеплилась негасимая лампада. Всё это -внешние знаки духовного возрождения. Но монастырь это не только возвращённые святыни и восстановленные храмы, а, прежде всего - человеческие души. Под кровом Пречистой Одигитрии, как и во многих других российских монастырях, идёт духовное строительство. И с обновлённой фрески «Стена еси девам...», Пресвятая Богородица милостиво взирает на приходящих к Ней дщерей послушания.

С использованием материалов из книги «Новодевичий монастырь».

Aдpec: г.Mocквa, Hoвoдeвичий пpoeзд, дoм 1. Как доехать: м. Cпopтивнaя, автобус 64, 132, троллейбус 5, 15. Или oкoлo 10 минyт пeшкoм - сначала идти по улице Савельева, потом пересечь сквер, затем по Учебному переулку выйти прямо к обители. Время посещения: - вход на территорию с 10:00 до 17:00 ежедневно. Вход свободный. - музеи работают с 10:00 до 16:30 ежедневно, вторник - выходной день, первый понедельник каждого месяца санитарный день. Вход платный: 300 р. - взрослый билет, 100 р. - льготный (школьники, пенсионеры).

Москва по концентрации духовных ценностей и памятников архитектуры ничем не уступает ведущим европейским городам, а может даже и в чем-то превосходит. Во-первых, не нужно визы, чтобы посетить этот замечательный город - столицу Российской Федерации с многомиллионным населением и вековым наследием современности в виде архитектурных сооружений, построенных много веков тому назад. Во-вторых, только будучи в Москве можно по-настоящему понять, насколько красивой может быть архитектура XVI-XVII веков, сохранившаяся и дошедшая до наших дней и нашедшая отражение в церквях, соборах, монастырях и других не менее важных сооружениях. В экскурсионной программе по Москве обязательно должен присутствовать Новодевичий монастырь, один из самых старейших и красивейших действующих женских монастырей.

История создания

Обет Василия III - начало пути строительства монастыря

Князь Василий Темный совместно с князем Казимиром заключили соглашение, согласно которому Москва отказывалась от владения смоленскими землями и Смоленском. Договор был заключен в 1449 году, но уже при властвовании Василия Третьего во время русско-литовской войны были совершены попытки присоединить Смоленск к Москве. Так как в это время город находился под управлением литовцев. Именно тогда в 1514 году Василий Третий дал обещание, что если присоединит к Москве Смоленск, возведет он в честь этого важного для него события женский монастырь. Взятие Смоленска началось 29 июля 1514 года, Литовский гарнизон не устоял перед напором русских солдат и уже 31 июля жители города давали присягу князю Московскому. Первого августа Великий князь приехал в Смоленск, где в честь этого события была вынесена чудотворная Смоленская икона.
Свое обещание великий князь сдержал и уже 13 мая 1524 года был возведен Новодевичий Монастырь во главе с соборным храмом в ознаменование Смоленской иконы. Место для строительства было выбрано знаковое - на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, где в свое время москвичи возвращали в 1456 году икону Смоленску. Для строительства князем было выделено 3000 рублей, также обитель в будущем полностью освобождалась от поборов и податей в государственную казну. В 1525 году был организован целый крестный ход в честь переноса Смоленской чудотворной иконы из Кремля в монастырь.
Сегодня однозначно сказать, что стало причиной строительства монастыря, сложно. По одной из версий - после отвоевания Смоленска у литвинов князь Василий исполнил данный ранее обет, что в случае взятия города, он возведет в честь этого события в Москве Монастырь. Однако есть и еще одна версия, согласно которой монастырь был построен как пристанище для жены князя Василия - Соломонии, с которым та расторгнула брак. Бракоразводный процесс, к слову, пришелся аккурат на период начала строительства монастыря.
Сложно ответить, почему монастырь назвали Новодевичьим. По одной версии - у первой настоятельницы монастыря была фамилия Девочкина, по второй версии - обитель предназначалась исключительно для девиц, третья версия - в месте будущего строительства во времена правления Золотой Орды шел регулярный отбор самых красивых и титулованных девушек для главенствующих особ в качестве дани от Руси.
Первая версия - обитель была построена в ознаменование взятия Смоленска и названа в честь главной святыни города иконы Божией Матери "Одигитрия" - самая правдоподобная. Но исключать другие тоже не стоит. После возведения монастыря здесь часто можно было увидеть царских особ: дочери великих людей проходили в обители процедуру пострига, а Иван Грозный поселил здесь свою невестку - вдову старшего сына Ивана, а также вдову младшего брата. В свое время в Новодевичьем монастыре проживали Борис Годунов со своей сестрой - царицей Ириной Годуновой, которая переехала жить в обитель сразу же после смерти своего мужа. Некоторое время монастырь был своеобразной резиденцией царицы, где она отдавала приказы, подписывала грамоты, принимала бояр, иными словами выполняла царскую работу. Многие представительницы женского рода боярских, княжеских семей были послушницами монастыря. Правда, не все они приходили в это духовное место по своей воле. К примеру, сестра Петра Первого - сестра Софья - прошла процедуру пострига в монахини насильно. Брат принял такое решение в отношении сестры после прошедшего Стрелецкого восстания. Чуть позже в монастырь насильно были сосланы и остальные сестры Софьи. К слову, показательная казнь в отношении стрельцов проходила прямо у стен монастыря. К слову, Софья активно участвовала впоследствии в строительстве и финансировании основных зданий духовной обители. На деньги царевны были возведены Успенская церковь, трапезная, церковь Преображения Господня и церковь Покрова Богородицы.
Через два года после заточения Софьи была построена колокольня в стилистике московского барокко, которую многие называли и считали одной из самых красивых и выдающихся колоколен во всей Москве.
Немалоизвестной монахиней была и Евдокия Лопухина - супруга Петра Первого, которую насильно постригли в монахини и сослали в Суздаль в женский монастырь в 1698 году и только через двадцать девять лет она вернулась в Москву в Новодевичий Монастырь по разрешению своего внука Петра Второго. Палаты, где жила Евдокия Лопухина после ее смерти стали называться Лопухинским корпусом. Евдокии вернули звание царицы специально изданным указом и назначили годовое содержание в 4500 рублей, позже Петр Второй распорядился увеличить ей содержание и выплачивать в год около шестидесяти тысяч рублей. Умерла Евдокия Лопухина в 1731 году и была захоронена с южной стороны Смоленского собора. Там же захоронены царевна Софья и ее родная сестра - Екатерина. Пристанищем для представительниц царской семьи и местом их заточения монастырь служил практически двести лет.
Название "новодевичий" появилось не с проста. В момент появления обители на территории сегодняшней Москвы уже действовал Зачатьевский монастырь, который в те времена именовался Стародевичьим. Поэтому, с названием нового монастыря решили не мудрить и назвать Новодевичьим.
Практически все строения датируются XVI-XVII веками. Изменений с момента возведения и до наших дней практически никаких внесено в архитектуру не было. Сохранность монастыря и построек, ему принадлежащих - исключительна, что было оценено международными ассоциациями и внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самый богатый монастырь XVII века в России!

В XVII веке обитель считалась одной из самых богатых в России - на постриг приходили достаточно знатные по тем временам представительницы царских семей, вносящие в качестве пожертвований драгоценности, серебряные монеты, жемчуг и другие дорогостоящие вещи. Война 1812 года не сказалась на монастыре, который полностью сохранился во время наступлений наполеоновской армии. За сохранность обители рьяно боролись жившие в ней монахини. Предание гласит: Наполеон, отступая, установил в монастыре пороховые бочки и поджег фитили, однако женщины вовремя сумели затушить фитили и воспрепятствовать взрыву и уже начинающемуся пожару. Обитель действующая, поэтому посетить ее может каждый желающий. С 2010 года в монастыре работает церковный музей, а также располагается резиденция митрополита Ювеналия - митрополита Коломенского и Крутицкого, управляющего Московской областной иепархией с 1977 года.

Икона Богородицы "Одигитрия" - как переходящий символ веры, надежды, силы

В переводе с греческого языка " Одигитрия" означает - наставница, путеводительница. Именно так назывался образ Божией Матери, написанный в древние времена Лукой и хранившийся долгое время в греческом храме Одигон.
Впервые в Россию икону Богородицы привезла в XI веке царевна Анна - дочь византийского императора Константина Девятого. Именно этой иконой отец благословил девушку, вступающую в брак с князем Всеволодом Ярославичем. Впоследствии святыня стала переходить из поколения в поколение и служить оберегом для русских князей. Нередко икону отождествляли с символом преемственности поколений, родственной близости Руси и Константинополя.
В XII веке Владимиром Мономахом святыня была перевезена в Смоленск и размещена в построенном соборе Успения Богоматери. Именно с тех пор было принято решение называть икону Смоленской. А сам город считался городом Пресвятой Богородицы. Именно икона, по преданию и легендам, спасла город во время нашествия Батыя (1239 год).
В Москву икону "Одигитрию" перевезли в XV веке. На сегодняшний день существует целых три мнения (легенды) по поводу того, как икона оказалась в российской столице. По преданию, она была похищена в момент ограбления и привезена в качестве презента князю московскому Василию. Вторая легенда гласит, что эту икону передал своей дочери князь Витовт, которая была женой князя Василия. По третьей версии - последний князь Смоленска, убегая из города, забрал с собой самые ценные иконы, среди которых и оказалась небезызвестная сегодня "Одигитрия".
Икона была возвращена князем Василием Вторым Темным в Смоленск после просьбы Смоленского епископа Мисаила в 1456 году. После возврата в Смоленск икону поместили в Благовещенский собор и только практически через 80 лет она была перенесена в монастырь.

Новодевичий монастырь сегодня

Монастырь был закрыт в 1922 году и преобразован в художественный, историко-бытовой музей. Внутри помещений и покоев собрана впечатляющая коллекция икон, древнерусской живописи, тканых полотен, сохранившихся и дошедших до наших дней с шестнадцатого века. Будет интересно ознакомиться с изделиями, изготовленными из драгоценных и полудрагоценных металлов, камней в XVI-XVII веках. В музейной коллекции присутствуют документы монастыря, архивные данные, а также целая библиотека старинных книг: как рукописных, так и старопечатных. Что еще обязательно привлечет в музее, так это собрание облачений XVII-XX веков, богослужебных предметов, вкладных икон и многое другое. В Смоленском соборе до сих пор сохранилась фресковая живопись, нанесенная на стены еще в XVI веке. А великолепие и величие резного иконостаса поражает воображение даже самых требовательных к достопримечательностям туристов.
Монастырский комплекс окружен впечатляющими по высоте и мощи крепостными стенами, на которых сооружено более десяти башен. Каждая из башен отличается своей стилистикой и архитектурными особенностями. Всего в комплекс входит более двадцати пяти объектов, каждый из которых представляет особую архитектурную ценность. Большинство объектов сохранилось до наших дней в своем первозданном виде и практически не потребовало никаких реставрационных мероприятий.

Смоленский собор

Центральная часть монастыря построенный в 1525 году пятиглавый Соборный храм Смоленской иконы Богоматери. Внешне он практически ничем не отличается от кремлевского Успенского собора. В Смоленском соборе сохранился до наших дней пятиярусный иконостас, покрытый позолотой и удивляющий своей искусной резьбой. Иконостас был сделан мастерами из Оружейной палаты. Помимо основной реликвии - Смоленской чудотворной иконы, в соборе хранятся старинные святыни, принесенные в дар храму Борисом Годуновым, Иваном Грозным и другими царями, правящими на Руси.

Колокольня

В непосредственной близости находится Колокольня высотой в 72 метра со стенами, украшенными "кружевом", построенная еще под руководством царевны Софьи. В те времена Колокольня считалась одной из самых высоких и славилась своим невероятно красивым колокольным звоном. Колокола отлиты в разное время, но самым старым считается колокол, сделанный еще во времена правления Ивана Грозного. Всего в Колокольне предусмотрено шесть ярусов, однако проведенные в недавнем времени исследования подтвердили - согласно имеющимся пропорциям объект должен был быть семиярусным. Последний ярус не был достроен в связи со свержением царицы.
К Колокольне примыкает два храма: Святого апостола Иоанна Богослова и преподобных Варлаама и Иоасафа. Первый храм находится прямо под колокольней, второй - занимает средний ярус звонницы.

Преображенская церковь (находится над центральными воротами)

На сегодняшний день это действующий храм, однако, не предполагает свободного доступа туристов и прихожан. Причина проста - это домовой храм митрополита Крутицкий и Коломенский. Внешне очень красивое сооружение с большими дугообразными окнами-витражами. По стилистике храм напоминает украинский барокко и отличается торжественной "внешностью".

Лопухинские палаты

Являются продолжением Преображенского храма, возведены в конце XVII века по приказу царя Алексея для его дочери - Екатерины. Названы Лопухинскими в связи с тем, что в XVIII веке в палатах проживала Евдокия Лопухина. Палаты примечательны сохранившимися и дошедшими до наших дней в первозданном виде солнечными часами - самыми старинными в Москве. Украшением интерьера являются печи с изразцами. На сегодняшний день Лопухинские палаты являются резиденцией Ювеналия - митрополита Крутицкого и Коломенского.

Мариинские Палаты

Являются продолжением Покровской надвратной церкви, которая на сегодняшний день закрыта для посещения. Палаты отличаются белоснежными каменными стенами и возведены в XVII веке практически в тоже время что и Лопухинские палаты. Названы в честь царевны Марии - дочки царя Алексея, которая проживала в палатах в конце семнадцатого века. Первоначально палаты состояли из двух этажей, но позже был пристроен третий этаж с двухскатной крышей и напоминающий терем.

Амвросиевская церковь

Построена из белоснежного камня и сохранившаяся фактически в идеальном состоянии до наших дней. Изначально была посвящена Иоанну Предтече, затем объект прошел обряд переосвещения в честь Святого Амвросия. По историческим данным, строение неоднократно перестраивалось. Церковь совмещена с трапезной.

Палаты Ирины Годуновой

Являются продолжением Амвросиевской церкви, к которой примыкало два двухэтажных здания, одно служило в первое время трапезной. Затем после окончания строительства Успенской церкви, трапезная перебазировалась в другое здание. Другое предназначалось для проживания Ирины Годуновой. По сведению историков, два строения считаются самыми старейшими в монастырском комплексе.

Певческие палаты

Одноэтажные палаты, являющиеся самыми большими жилыми помещениями в монастырском комплексе. Изначально это были братские кельи. Чуть позже в палатах проживала наместница монастыря. В XIX веке строение было передано для проживания монахинь, которые пели в хоре.

Казначейские палаты

Здание, построенное в XVII-XVIII веках из камня. Изначально здесь находилась игуменская келья и само по себе строение было одноэтажным. Однако уже в начале XIX века была установлена деревянная надстройка с узорчатым украшением.

Палаты царевны Софьи

Сегодня в помещениях размещен музей, сам интерьер украшает печь с изразцами, выложенная еще в семнадцатом веке. В палатах очень маленькие окна. Можно сказать окошки, из которых в те далекие времена Софья наблюдала за казнью стрельцов, участвующих в Стрелецком восстании. Палаты выстроены в два яруса. Верхний - разделен на небольшие комнатки, нижний - не имеет перегородок и является одним большим помещением.

Часовня Прохоровых

Обязательно стоит посетить часовню, построенную в 1911 году архитектором В.А. Покровским. Здание является ярчайшим представителем неорусского стиля. Внутреннее убранство - очень красивые мозаики.
В монастырский комплекс на сегодняшний день входит Филатьевское училище, где в свое время воспитывали и растили осиротевших девочек и обучали их кружевному плетению.
Также в комплекс входила больница, где осуществлялось лечение и уход за русскими солдатами-ветеранами, богодельня и нескончаемые палаты царских особ: Евдокии Лопухиной, Ирины Годуновой и других величественных женщин.

Некрополь - старинное новодевичье кладбище

С момента строительства Смоленского собора он служил знаковым местом для царских особ женского пола, которые были острижены в монахини и похоронены после смерти у стен монастыря. Собор вообще служил местом, где хоронились насельницы, представители знати. В 1771 году был издан указ, согласно которому хоронить в городах было запрещено, поэтому на территории монастыря было выделено место, где городские жители проводили похороны своих усопших родственников. К началу двадцатого века свободных участков в разрешенных для захоронения местах практически не осталось, поэтому городские власти приняли решение выделить под кладбище территорию с южной стороны монастыря, которое стало называться Новым Новодевичьим кладбищем. А место прежнего захоронения - Старым.
Уже в советские годы на Новодевичье кладбище был перенесен прах многих деятелей культуры, выдающихся личностей с территорий других некрополей, которые могли быть в скором времени уничтожены. В середине XX века кладбище становится фактически элитным с учетом того, кто хоронится на нем. Кладбище является особенной достопримечательностью Монастырского комплекса. Здесь захоронены Борис Ельцин, Любовь Орлова, Никита Хрущев и многие другие небезызвестные российские личности.

Новодевичий Монастырь - это яркий представитель московского барокко, идеально сохранившийся до наших дней. Даже сегодня кажется неприступной крепостью с высоченными стенами и башнями, сложенными из кирпича и отделанными белоснежным камнем. Большинство зданий, входящих в комплекс монастыря, возводились во второй половине семнадцатого века в барочном стиле.

Loading...Loading...