Откуда обычай купаться в проруби на крещение. Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Крещенские купания

Согласно евангельской притче, Иоанн Предтеча крестил Иисуса в реке Иордан. (Сегодня её воды разделяют два государства на Ближнем Востоке - Израиль и Иорданию.) Так родился один из самых почитаемых христианских праздников - Крещение Господне, а вместе с ним и обряд - омовение, по примеру сына божьего, в водах священной реки. Правда, добираться до самого Иордана жителям России, особенно отдалённых её уголков, совсем несподручно. Гораздо удобней оборудовать крещенские купальни в близлежащих водоёмах, тем более что традиция массовых купаний бытовала на Руси ещё с языческих времён - считалось, что вода смывает с души и тела человека все грехи и недуги.

Разница есть

Таким образом, обряд на нашей земле успешно прижился, но с одной оговоркой - если в Иордане 19 января температура воды может подняться до +12 - +14 ºС, то, к примеру, в Иртыше, покрывающемся зимой метровым слоем льда, она колеблется от 0 до +3 ºС. Кстати, если верить синоптикам, в районе ближневосточной реки в этом году на Крещение столбики термометров не опустятся ниже +10 ºС, а вот омичей ждут экстремальные 30-градсуные морозы. В связи с этим напрашивается вопрос: насколько целесообразно и, самое главное, безопасно подвергать свой организм такому испытанию, как купание в ледяной воде?

Освящение воды в иордани. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Чтобы узнать, собираются ли омичи нырять в этом году в прорубь, мы провели небольшое исследование. Четверо из 30 опрошенных нами жителей областного центра планируют окунуться в иордань, несмотря на сильные холода.

«Купаться поедем всей семьёй, мы каждый год это делаем, привыкли уже. А морозы, что морозы? Мы сибиряки, нам морозы не страшны!», - смеётся 53-летний бизнесмен Александр Степанов.

«Думаем с другом поехать искупаться. Традиция всё-таки. В прошлом году ездили, но было теплее. В этом боимся совсем замёрзнуть», - поделился 28-летний автомеханик Михаил Гренч.

В проруби нельзя находиться более одной минуты. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Но всё же среди опрошенных нами омичей оказалось больше тех, кого не прельщала идея искупаться в ледяной воде при 30-градусном холоде, даже во имя древней традиции.

«От самой мысли раздеться на морозе у меня уже мурашки бегут, а как подумаю какой в воде холод… Нет, такое не по мне», - сказала Мария Антонюк, 34-летняя учительница.

«Семья у нас верующая, в церкви бываем, стоим с дочками праздничные службы, но купаться - нет, боимся. Зато папа наш, Андрей, каждый год окунается, мы - рядом, поддерживаем», - говорит Анастасия Сороковникова, 49 - летняя домохозяйка.

С каждым годом крещенские купания становятся всё более популярными среди омичей. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

Опрос показал, что далеко не каждый омич, даже если он считает себя верующим христианином, готов поддержать эту суровую традицию. Тем не менее, согласно статистике, ежегодно около 10 тысяч жителей нашего региона купаются в местных водоёмах на Крещение. В этом году для совершения праздничных обрядов в Омской области подготовлено более 40 иорданей.

Приезжают за адреналином

На каждом из таких мест купания традиционно можно наблюдать испытывающих своё здоровье стариков, а также родителей, окунающих в прорубь своих малолетних детей. Правильно ли это, ведь переохлаждение ничего хорошего не сулит слабому организму пожилого человека или ребёнка? Этот вопрос мы задали представителям Церкви.

Среди окунающихся в прорубь немало детей и пожилых. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

«К празднику погружение в ледяную воду не имеет никакого отношения и не является обязательным ритуалом, говорит протоиерей Николай Лукий, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Омске. - Этой традиции раньше не было, она появилась где-то после советского времени. Если речь о том, что после погружения можно простудиться, то, как говорится, всё может быть. Всё зависит от желания человека, он должен понимать, на что и зачем он идёт».

Погружение в ледяную воду на Крещение - не является обязательным ритуалом. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

В очереди к проруби - не только верующие христиане. Немало и тех, кто едет на водоём, чтобы испытать свои силы, получить дозу адреналина, или же затем, что «так принято» (как, например, ставить ёлку на Новый год или печь блины на Масленицу). Встречаются среди купальщиков атеисты и люди иных вероисповеданий.

«Если человек захотел, то это его желание, но к празднику это не имеет отношения. Моржи ведь купаются, так же и здесь. Все люди окунаются в купель из разных побуждений. Многие из тех, кто приезжает купаться, в церковь не идут, они приезжают за адреналином. Многие думают, что если искупнутся, то у них будет здоровье. У каждого своя мотивация», - объясняет Николай Лукий.

Многие верят, что купание в проруби исцелит болезни и укрепит здоровье. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

В ванной - безопаснее

Итак, нырять или не нырять в прорубь - дело сугубо личное. Нет никаких церковных или светских правил, которые обязывали бы человека соблюдать эту традицию. Но если вы всё же решили искупаться на Крещение, важно не забывать о мерах безопасности.

Помните, что окунаться можно только в специально оборудованных местах. Перед купанием обязательно разогрейтесь, сделайте разминку. Подходите к проруби в удобной и нескользкой обуви. Заходить в купель нужно строго по одному. Перед тем, как окунуться, повесьте на поручни полотенце, чтобы, выходя, не примёрзнуть к металлическим перилам. Помните, что находиться в ледяной воде можно не более минуты. После купания разотрите себя махровым полотенцем, наденьте сухую одежду, затем, чтобы поскорее согреться, выпейте горячего чаю (но ни в коем случае не алкоголь).

Не держитесь мокрыми руками за металлические поручни! Фото: АиФ/ Александра Горбунова

По данным ГУ МЧС России по Омской области, во время проведения крещенских мероприятий строго запрещается купание в отсутствии спасателей и врачей, а также в пьяном виде. Нельзя нырять в воду с разбегу и непосредственно с кромки льда, сталкивать в прорубь других людей и подъезжать к купели на автотранспорте.

«Прежде чем решиться на совершение крещенского обряда, важно учитывать состояние своего здоровья и уметь рассчитать собственные силы, — говорит сотрудник городского управления по делам ГО и ЧС Андрей Соседко. — В ряде случаев лучше отказаться от участия в крещенских мероприятиях, связанных с купанием».

Ну и напоследок добавим, что на Крещение собственная ванна может стать вполне достойной альтернативой ледяной купели, и с точки зрения церкви тоже - ведь в этот день даже из крана будет течь «святая» вода.


  • © АиФ / Александра Горбунова

  • © АиФ / Александра Горбунова

  • © АиФ / Александра Горбунова

  • © АиФ / Александра Горбунова

  • © АиФ / Александра Горбунова

  • © АиФ / Александра Горбунова

  • © АиФ / Александра Горбунова

Крещение Господне – христианский праздник, появившийся благодаря крещению Иисуса в реке Иордании. Согласно Евангелие на Иисуса в тот момент снизошел Святой Дух, а глас небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

В связи с праздником в России появилась народная традиция окунаться в прорубь. Часть православных церквей отмечают крещение Иисуса по юлианскому календарю – 19 января, другая по новоюлианскому календарю – 6 января.

Суть

Люди, верующие в Бога, окунаются в проруби или в других открытых источниках. Есть поверье, что вода в период Крещения обладает целительными свойствами, а так же способна укрепить духовное и физическое состояние.

Люди не боятся замерзнуть и заболеть ведь вода в проруби – символическое очищение от всех грехов. После омовения происходит перерождение души, а помыслы становятся чище, чем сама вода.

Традиции

Перед Крещенским днем принято соблюдать строгий пост. Также накануне праздника многие верующие готовят праздничный стол, включающий в себя: постную кутью, блины и кисель.

Купание в проруби происходит с 18 на 19 января, большинство людей окунаются ночью или ранним утром, когда немноголюдно, а проруби не загрязнены. Главная традиция перед омовением – освящение купального места. Для этого специально приходит священник, очищающий место путем троекратного погружения креста и чтением соответствующих молитв.

В праздник нужно посетить церковь, чтобы поставить свечку и попросить отпустить грехи насущные. У самой проруби принято совершать омовение – некоторые погружаются полностью, другие омывают лицо и руки.

Вода в местах купания, которые посетил священник, считается святой. Поэтому часто люди приходят на купание с бутылками и набирают немного целебной воды домой.

Правила

Погружаться необходимо с головой, причем установленное количество раз – три. Во время купания желательно креститься и не забывать произносить молитву: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".

Окунаться в купальнике запрещено, разрешается погружение лишь в ночной рубашке. Многие приносят для омовения чистые вещи, которые в дальнейшем не используют для каждодневной носки, а хранят, как святой оберег.

В Крещенские дни запрещено работать, в этот день полагается забыть о мирской суете и полностью посвятить день отпущению грехов. Не рекомендуется употреблять алкоголь и закатывать пышные торжества, ведь праздник не предполагает долгие гуляния с песнями и плясками.

Купание на Руси

На Руси в день Крещения, когда заслышится первый церковный звон, разжигали огромный костер на берегу. Тепло предназначалось Иисусу, который после окунания в ледяную воду мог погреться у костра. Начинали готовиться уже за неделю до праздника: искали подходящее место, выстругивали большой крест и размещали его около проруби.

Спозаранку все собирались на богослужения, а после отправлялись к речке. При этом местные жители приходили с кухонной утварью, в которую черпали святую воду. Было даже поверье – чем раньше зачерпнешь, тем чище и святее она будет.

Потом толпа расходилась по домам, где женщины накрывали на стол, а мужчины окропляли святой водой все хозяйство. Считалось, что данная традиция подарит семейству успешное начинание во всех делах, а дом будет полной чашей. На Руси в день Крещения было запрещено зниматься стиркой. Ходило поверье, что крест священника отпугивал всю нечисть из воды и теперь она сидит на льду, ожидая грязного белья. И если кто-то пожелает затеять стирку, то нечистая сила прицепится к одежде, потом попадет и в дом.

У многих сложилось неверное мнение, что в Крещение требуется купаться в проруби или обливаться ледяной водой на морозе. На самом деле это никогда не было обязательным условием для каждого верующего человека.

Праздник Крещения несет в себе смирение, очищение от грязных помыслов, искупление грехов и покаяние. В этот день люди должны быть ближе друг к другу и терпимее, помогать и поддерживать, благодарить Бога, восстанавливать душевное спокойствие и оставлять все плохое в прошлом.

РПЦ активно пропагандирует миф о том, что русский народ «испокон веков» шел на Крещение Господне купаться в проруби: якобы вода в этот праздник становится святой, и человек, окунувшийся в ледяную воду, не заболеет. И сегодня каждый православный считает своим долгом поплескаться в крещенской проруби.

Любопытно, что свидетельств о том, что это явление носило массовый характер, нет. Конечно, о самой традиции можно найти упоминания в классической литературе (например, у Куприна и Шмелёва). Это позволяет говорить о том, что на Крещение в проруби купались, но тут есть один нюанс.

У Даля мы находим: В иордани купаются, кто о святках рядился. «Кто о святках рядился» - то есть, те, кто на святки участвовал в массовых игрищах, надевал маски, ходил колядовать, словом, грешил, как мог. И купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь становится святой - это такой способ очиститься от грехов. Другим купаться было необязательно.




Мало кто задумывается над тем, откуда пошла столь экстремальная традиция. А меж тем она имеет глубокие корни, уходящие во времена, когда христианством на Руси даже и не пахло.


Славянские традиции купания в проруби восходят к временам древних скифов, которые окунали своих младенцев в ледяную воду, приучая их к суровой природе. На Руси после бани любили окунуться в ледяную воду или прыгнуть в сугроб.

Вообще, купание в проруби - это часть древних языческих инициатических воинских обрядов.

Вековые, а то и тысячелетние народные обычаи и традиции истребить церкви никогда не удавалось. В качестве примера можно привести языческий праздник Масленицу, которую пришлось привязать к началу великого поста.

Церковь, будучи не в силах побороть языческие обряды, вынуждена была дать им свое каноническое объяснение - дескать, следуя евангельским мифам, православные люди повторяют процедуру «крещения Христа в Иордане». Поэтому купание в проруби в любые другие дни, кроме Крещения, жестоко преследовалось церковью - как прямое кощунство и язычество. Вот почему Даль делает оговорку, что «купание» совершалось строго в определенное время и не всеми.

Историкам известен факт, что Иван Грозный любил демонстрировать изумленным иностранным послам доблесть и удальство своих бояр: заставлял их сбрасывать шубы и весело нырять в прорубь, делая вид, что им это легко и просто. Причем, делал он это не в рамках православия, а именно в традициях воинских доблестей.

Есть ещё один любопытный момент: само мероприятие по окунанию в воду, которое называют крещением, к русскому слову «крест» отношения не имеет.




Согласно библейскому мифу, Иоанн Креститель при помощи обряда окунания в Иордан «сосватал» Христу Святого Духа, как до этого сватал его раньше другим своим последователям. На греческом этот обряд называется Βάπτισμα (буквально: «погружение»), от этого слова происходит современные слова «баптисты» и «баптистерий» (место, где крестят).

Русское слово « крещение » восходит к древнерусскому слову « крес » , означающему « огонь » (корень как в слове « кресало » - огниво, кремень для высекания огня). То есть, слово « крещение » означает « возжигание » . Первоначально оно относилось к языческим инициатическим обрядам, призванным в определенном возрасте « возжечь » в человеке « искру божию » , которая в нем есть от Рода. Таким образом, языческий обряд крещения означал (или закреплял) готовность человека к поприщу (военное искусство, ремесло).

В современном русском языке остались отголоски этого обряда: «боевое крещение», «рабочее крещение». Сюда же можно отнести выражение «работать с огоньком».
Разумеется, что сами обряды инициации отличались в зависимости от характера крещения: обряды посвящения в бойцы, знахари или кузнецы были разными. Поэтому слово «крещение» всегда уточняли, прибавляли слово, поясняющее, на какой статус оно, на какое поприще.

Христиане же позаимствовали это слово «крещение», добавив к нему своё пояснение - крещение водой - такое словосочетание часто можно найти в русских переводах Священного писания. Нашим предкам был очевиден абсурдный смысл этого выражения - «крещение (возжигание) водой, но мы это словосочетание воспринимаем уже как само собой разумеющееся.

Сакральный смысл «крещения» водой в детстве как магического обряда заключается в заливании водой той самой родовой искры (т.е. в христианской трактовке - от ветхого Адама, а по сути - от Диавола, от Природы) и замена ее Святым Духом, который спускается на него непосредственно сверху. Т.е. « крещаемый водой» этим обрядом как бы отрекается от своих корней, от своей земной природы - отрекается от Рода.

Слово « крест » в значении нескольких (не обязательно двух) взаимно перекрещенных перекладин - происходит от слова « крест » , означавшего тип кострища (полений, сложенных определённым образом). Такое название костровой укладки потом распространилось и на любые пересечения поленьев, бревен, досок или линий. Оно изначально было (и сейчас является) синонимом к слову « крыж » (корень, как в слове « кряж » - вывороченный из земли пень с переплетенными кореньями). Следы этого слова в современном языке осталось название города Крыжополь (город Креста) и в бухгалтерских профессиональных терминах « крыжик » - крестик (галочка) в ведомости, глагол « крыжить » - проверять, сверять ведомости. В других восточнославянских языках оно так и бытует (в белорусском, например, « крестоносец » - это « крыжаносец, крыжак » ).

Христиане, слили эти два разнородных, хотя и однокоренных, понятия - крест (на котором распяли) и крещение (обряд христианской баптизмы), сведя их к слову «крест» как пересечение линий.

Одним из самых любимы праздников для верующих людей является Крещение. По древней традиции несмотря на то что за окном зимние морозы люди окунаются в ледяную воду водоемов, ведь такой ритуал должен смыть все грехи. Традиция идет еще с древних времен. Однако разные народы рассматривают ее по-своему.

Русские христиане выстраиваются в огромную очередь еще накануне великого праздника. Набрать ночью 18 января воды из проруби, а потом умыться ей, считалось очень полезно. Полезность заключалась в том, что при ночном купании в проруби, люди совершали священное таинство. В ночь перед праздником и в день Крещения, народ набирает освященную воду, и она не портится в любой таре в течение года. Говорят, что если пить ее ежедневно три раза в день, то можно полностью избавиться от всех болезней и очистить свою душу от грехов.

Если прочитать Евангелие, то там описано, как к Иоанну Крестителю пришел Иисус Христос. Его просьба к нему заключалась в принятии крещения в реке Иордан. Во время таинства Крещения происходили разные чудеса. В Евангелие написано: «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк.3:21-22). В этот момент, Христос входит в Иордан, и берет на себя все наши грехи. Вот почему народ говорит, что при крещении уходят грехи. Иисус берет их на себя.

Конечно, традиция есть традиция и ее никто не вправе отменять. Так почему же многие считают, что в этот день можно купаться всем без исключения? По законам Православной Церкви, купаться в проруби можно только верующим и крещеным людям. Купание в святой воде 19 января никогда не заменяло настоящий обряд Таинства Крещения. Даже у самих служителей церкви раздваиваются мнения по этому поводу. Одна часть священнослужителей считает, что в ночь перед праздником, церковь как бы выходит из храма, и вода во всех водоемах становится святой. Вторая половина, думает иначе. То, что люди купаются в водоемах, это всего лишь их личное желание и некая забава. Они утверждают, что в этот день вода святой становится только в реке Иордан. Если учесть, что на Востоке зимы не такие как у нас, то окунуться в воду в этот день просто необходимо. А то, что в России, обычно мы окунаемся в воду, при температуре окружающей среды намного меньше нуля, восточные люди считают большим грехом. Все потому, что мы рискуем своей жизнью и здоровьем, а Бог этого не любит.

А вот третья часть священнослужителей, говорит, что праздник Крещения, это ничто иное как многовековая традиция для тех, кто привык всегда купаться в холодной воде, т. е «моржей». Причем эти люди должны быть физически подготовлены к такой процедуре, закалены с раннего детства. Конечно же в мире очень много людей и мнений столько же много и те, кто действительно верят в этот ритуал обычно скрывают свою веру и не выносят ее на всеобщее обозрение.

Купание в проруби другими глазами

Любопытно то, что еще классики описывали в своих произведениях традицию массового купания в проруби в День Крещения. Например, Даль, описывал это мероприятие по-своему. По его словам в проруби необходимо было купаться тем, кто на святки вел себя, скажем так, не очень прилично. Т.е. в далекие времена на святки, было большим грехом переодеваться в разные «бесовские» одежды, участвовать в шумных играх, надевать на лицо разные маски и ходить колядовать по селу. Именно таким, людям необходимо было купаться в это день в святой воде Иордана, дабы очистить себя от совершенных грехов. Все остальные люди, которые в эти дни вели себя спокойно, купаться не ходили. Купание в другие дни, церковь просто запрещала, объясняя эти действия как кощунство и язычество.

Историки утверждают, что корни традиции окунаться в ледяную воду в январские морозы уходят еще в период жизни древних скифов. Хотя очищением от греха их действия не назовешь. Они легко окунали новорожденных младенцев в воду, для того чтобы с первых дней приучить их тело к суровой погоде.

А вот на Руси, люди очень любили прыгать в прорубь или большой сугроб, после настоящей баньки. Этой забавной традиции придерживаются до сих пор русские и славянские народы в любой день зимы.

Что означает слово «крещение» на разных языках

Если глубоко коснуться значения слова «крещение», то можно понять, что мы его понимаем совсем в другом смысле. Обряд крещения, в греческом языке, звучит совсем иначе, а именно – погружение. В современном языке, это слово означает в переводе с греческого, как «баптисты» или «баптистерий». Но в принципе означает одно и то же, это место, где проходит крещение.

Древнерусское слово «кресс», переводиться на современный язык как «огонь». А полное слово «крещение», переводиться как «возжигание». Древнерусский народ видел в этом обряде возжигание в человеке искры Божьей. Хотя сами обряды были разными, в зависимости от того, в какую отрасль отправляли человека, основные действия были схожими, менялись только некоторые слова. Было поверье что такая процедура укрепляла здоровье и после нее человек мог заниматься военным искусством и ремеслом. Сейчас это называют боевым крещением.

У христиан из русских переводов Священного писания, было словосочетание – водное крещение. Смысл действий воспринимался как отрешение от своих корней, рода и земной жизни, получая взамен одобрение Святого Духа, на праведную жизнь.

В современном мире, слово «крест» понимается в нескольких смыслах. Прямым синонимом к этому слову является слово «крыж». Например, в бухгалтерском понятии оно применяется как глагол «крыжить», т.е. проверять, или сверять. Город Крыжополь, имеет непосредственную связь с этим словом. Его название переводиться как город Креста. А вот белорусский народ, произносит слово «крыжаносец», тогда, когда говорят о «крестоносцах».

Заключение

У разных народов слово «крест» имеет разный смысл. Тем не менее, христиане соединили два основных понятия этого слова. Крест, на котором распяли Христа и само крещение, переплелись между собой. Два этих понятия обозначают один и тот же обряд купания в проруби и умывание святой водой. На разных языках эта традиция звучит по-разному, но ее суть всегда одна. Люди верят в чудесную силу Крещения. Верьте и все получится.

Окунаться ли на Крещение? Как это нужно делать? На все эти вопросы Вам ответят священники в статье, подготовленной Правмиром.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

На Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

- Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание - только начало

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощеного воскресения.

Вы прочитали статью Окунаться ли на Крещение? Как надо окунаться?

Loading...Loading...