Покрытие куполов церквей. Что означают купола православных церквей

Изготовление куполов уже давно приняло промышленные масштабы, а применяемые технологии и материалы, позаимствованные из различных отраслей промышленности, доказали свою надежность, качество и долговечность. Применение общепринятых норм в строительстве и проектировании позволяют создавать по-настоящему качественные и долговечные купола.

Материалы каркаса купола

Несущим и формообразующим основанием купола является металлический каркас, выполненный из металлопроката различного сечения и толщины. Готовый металлокаркас купола проходит антикоррозийную обработку и подготавливается к облицовке. Именно основание из металлического каркаса гарантирует долговечность и надежность будущих изделий при минимальных затратах на обслуживание.

Материалы облицовки купола

В качестве облицовки купола мы применяем:

1. Нержавеющие листы с нанесением нитрид-титанового покрытия под цвет золота.
Эта, практически новая, и с недавних времен ставшая уже традиционной технология облицовки куполов, активно используется практически на 90% всего строительства храмов в России и зарубежом. В своих работах мы на 95% применяем эту технологию.

Преимущества:

  • Низкая стоимость по сравнению с сусальным золочением
  • Стилизация изделий «под золото»
  • Повышенная устойчивость к атмосферному воздействию
  • Устойчивость к механическому воздействию
  • Стойкость от выцветания более 50 лет
  • Срок службы – неограничен.

Это означает, что купола облицованные с применением технологии вакуумного нанесения нитрид-титана на нержавеющие листы, прослужат долго, не потеряют свой внешний вид, долгое время без дополнительных затрат на их обслуживание и реставрацию.

2. Облицовка кровельными металлическими листами с полимерным покрытием

С использованием материалов этой технологии делается вся фальцевая кровля. Мы используем этот материал, если требуется изготовить своды и кровлю храмов. А так же при изготовление цветных куполов. Благодаря наличию материала практически любых оттенков и цветов, можно изготовить купола любого цветового решения и осуществить самые интересные решения архитектора.

Преимущества:

  • Низкая стоимость по сравнению с другими технологиями облицовки куполов
  • Разнообразие цветовых решений
  • Большой выбор материалов по цене и качеству

Недостатки:

  • Ограниченный срок службы 30-50 лет.

3. Нанесение сусального золота

Самый древний способ придания куполам золотого блеска. Суть метода заключается в том, чтобы на предварительно подготовленное основание приклеить тонкие до 0,1 мкм листы и раскатанного золота. Расход золота и, соответственно, стоимость будут определяться точной площадью покрытия купола и всех элементов, на которое наноситься позолота.

Преимущества:

  • Благородный, настоящий золотой цвет купола

Недостатки:

  • Высокая стоимость
  • Большая трудоемкость
  • Требуется периодическое обслуживание
  • Невысокая стойкость к атмосферному воздействию и механическому повреждению

Золотом характерно для православной церкви так же. Золотые на Руси всегда были символом вечности, покоя, постоянства и небесной славы.

И сотни церковных построек с величественными куполами украшают славянские города. Обычай украшать храмы и церкви золотыми куполами пришел к нам из Византийской империи. И по сей день золоченые остаются важной традицией для любого православного человека.

Православные храмы обычно имеют круглый по форме купол. Такая тенденция наблюдалась при строительстве первых церквей и храмов, эта традиция остается актуальной и до сих пор. Красивый могущественный купол возвышается над зданием как символ преодоления и одухотворения мертвой материи.

Покрытие куполов золотом всегда было крайней ответственной и трудоемкой работой. А еще пару веков назад труд мастеров золотильщиков был даже опасным. В то время облицовка купола проводилась старинным методом огневого золочения. Для этого бралась ртуть, в ней растворялось золото, и затем над горящими углями устанавливался медный лист, на который способом тщательной растирки наносилась амальгама.

Опасность работы заключалась в том, что выделяющая вредные испарения ртуть постепенно убивала мастеров. Во время золочения куполов Исаакиевского собора, на которые ушло 100 кг золота, погибло 60 мастеров.

Покрытие куполов нитридом титана.

Конечно технологии, подобные огневому золочению куполов, давно остались в прошлом. Современные методы безопасные и гораздо более совершенные. Натуральная позолота, в связи с высокой стоимостью и недолговечностью материала, в наши дни используется все реже. Зато все более популярными становятся кровельные материалы из нержавеющей стали с покрытием из нитрида титана. Такой материал в точности имитирует цвет золота и вплоть до 100 лет сохраняет свою первоначальную красоту.

Нитрид-титановое покрытие куполов стойко выдерживает атмосферные осадки и не подвержено воздействию кислот и щелочей.

Золочение куполов - чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото. Золотом на Руси покрывали главы главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю. В то же время золоченые шлемовидные главы напоминали о святом воинстве и духовной брани, а луковичные, так похожие на пламя свечи, словно обращались к верующим словами Христа: "Вы - свет миру!"
Кстати, в прошлом работа золотильщика была крайне опасна, поскольку купола покрывали смесью золота и ртути. Потом металл нагревали, выпаривая ртуть. Так повторялось трижды. Несмотря на то что работы всегда производились на открытом воздухе, пары ртути медленно отравляли золотильщиков.
Зато золото намертво прикипало к меди купола. Например, в XVIII веке при золочении куполов санкт-петербургского Исаакиевского собора было израсходовано 100 кг золота и умерло 60 мастеров-золотильщиков. Вот такая статистика.
Использование в отделке церквей золотой фольги началось во времена Византийской империи, которая не жалела драгоценного металла для благолепия храмов. Впоследствии традиция украшения была перенята и крестившейся Русью. Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль стала одной из первых, чей купол по приказу святого князя Андрея Боголюбского был покрыт сусальным золотом.
Сусальное золото представляет из себя тончайшие листы фольги, имеющей 26 цветовых оттенков. Оно очень хрупкое - при неосторожном обращении фольга скручивается и становится негодной. Материал складывается в особые книжечки, которых требуется не менее 2-х на 1 кв. м купола. Золотых дел масатера получают крохотную бумажную тетрадку, в которой между страничками из папиросной бумаги разложены пластинки тончайшей золотой фольги: 91,5 х 91,5 мм. Кроме золота в сплав входят серебро и медь.
Старожилы помнят, что еще в начале прошлого века пластинка сусального золота была в семь раз толще нынешней, теперь же на просвет видно множество зазоров. Поэтому перед тем как нанести золото на купол, купольной поверхности придают желтый цвет. Тогда позолота выглядит ярче. При золочении красной чисто медной основы оттенок сусальным золота становится более глубоким и теплым. На 300 квадратных метров позолоты купольной поверхности самого большого центрального купола Успенского собора Киево-Печерской лавры было израсходованно полтора килограмма сусального золота, которое нанесли слоем всего в 13 микрон.

Православные церкви и соборы не зря считаются одними из самых красивых в мире из-за двух отличий от храмов других религий: у них есть золотые купола и колокольный звон, чего нет больше нигде. Как пел , который часто бывал в Киеве, купола у нас кроют чистым золотом, "чтобы чаще Господь замечал". Это касается как известных всему миру храмов в Киево-Печерской, Почаевской, Святогорской лаврах, так и небольших церквей в городках и селах. "Сегодня" побывала в мастерской, где делают большие и малые церковные "маковки", а также выяснила, что нужно для мелодичного колокольного перезвона.

Мы находимся в помещении, где лежат заготовки для будущих куполов — "золотые" листы, стальные трубы, прутки, которые в умелых руках мастеров за пару недель могут превратиться в изящное навершие церкви. Как оказалось, классические медные купола с позолотой нынче практически не заказывают — очень дорого. Сверкающие золотом на солнце церковные маковки теперь делают из листов нержавеющей стали, покрытой нитридом титана, которые называют "булат".

Фотографировать заготовки мастера не разрешают, мол, плохая примета, может получиться брак. Но как выглядит изнутри готовый купол, нам показали. Раскрой из тонких листов булатированной стали искусно собран на каркасе-клетке, приваренном к центральной трубе, проходящей через весь купол. Сверху в нее вставляется стальной крест, покрытый листами булата.

"Настоящий мастер тот, у которого купол получается плавным, без углов и резких переходов, — говорит купольщик Михаил, высокий светловолосый бородатый мужчина лет сорока с крепкими руками. — Мы делаем купола уже 8 лет. Долго искали утраченные технологии старых мастеров, но есть и свои ноу--хау, например шов, соединяющий лепестки купола. Под такой шов не затекает дождевая . Даем гарантию, что купол прослужит не менее 70 лет".

А вот раньше, как говорят мастера, купола делали на деревянных заготовках, но дерево столько лет не выдержит, даже если его обработать средствами против гниения и грибка.


Изнутри. Каркас позволит куполу простоять не менее 70 лет


Красота. Полутораметровый купол легко могут перенести двое


Символ веры. Такой крест называется "трехлепестковым"

КЛАССИКА И "ЧЕШУЯ"

Кроме классических куполов, состоящих из 6—8 частей, мастера также делают и более сложные — чешуйчатые. Они красиво смотрятся, но стоят в разы дороже (20—30 тыс. грн и более, в зависимости от диаметра) и весят намного больше. Если самая популярная у заказчиков "луковица" диаметром 1 м весит всего 20—22 кг, то такая же, но собранная из сотен ромбов-чешуй потянет на 117—120 кг.

Чешуйчатый купол дороже

Страховка. Цепь на крестах от воров будет не лишней

ИДЕЮ ПОДСКАЗАЛ КОЛОКОЛЬЧИК

Откуда пошла традиция звонить в колокола и почему храмы увенчаны куполами, нам рассказал наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел: "По преданию, святитель Амвросий Медиоланский, живший в IV веке нашей эры, увидел дивный сон: идет он по полю, устланному цветами, и видит колокольчики, которые наклоняются и издают чарующие звуки. Проснувшись, Амвросий повелел мастерам сделать колокол в форме цветка, прикрепить к нему "язык" и стал звонить. Колокольный звон призывает людей к молитве, напоминает нам о главном: о божественной любви и божественном милосердии, что человек должен встретиться со своим Создателем. Установка купола символизирует остаточное окончание строительства храма, и он увенчивается крестом, свидетельствующим о том, что это храм Божий и в нем совершается молитва. Крест — это символ нашего спасения, под ним собираются люди, охраняемые Божьей благодатью, и имеют возможность молиться".

Владыка Павел

"БОЧКА", "ЮБКА" И МОСТЫ

Чтобы навершие храма смотрелось гармонично, есть каноны изготовления куполов.

"Неправильно сделать крест выше и больше по размаху, чем сам купол, их соотношение должно быть примерно одинаковым, — рассказал нам мастер Александр. — Если исказить пропорции купола, допустим, сделать слишком высокую "юбку" (так на сленге мастеров называют нижнюю, округлую часть изделия. — Авт.) или слишком растянутую в ширину "бочку" (верхняя часть купола. — Авт.), снизу купол будет выглядеть приземистым, сплющенным. Кресты до 1,5 метра в размахе можно устанавливать без тросов-растяжек, удерживающих их при сильном ветре, а вот для более крупных уже необходимо дополнительное крепление, иначе крест может упасть из-за сильного ветра вместе с куполом".

По словам Александра, технически возможно изготовить "луковицу" любого размера, но на практике он ограничен высотой автодорожных путепроводов — 4 м. Купола более 3 м в диаметре и столько же по высоте маковки, погруженные на автотрейлер, не пройдут под мостами, поэтому их перевозят по частям. Несколько лет назад у Михаила и Александра был случай, когда их фирме заказали купол диаметром 6 м. Его перевозили в разобранном виде и уже непосредственно возле церкви собрали конструкцию из шести огромных лепестков. Затем с помощью крана купол установили на место. А самые маленькие "луковки" бывают 30 см в диаметре, их заказывают для часовен. Среди множества готовых куполов один особенно привлекал внимание — необычного ярко-синего цвета.

"Это так называемый богородичный — для храмов в честь Пресвятой Богородицы, ее цвета — синий и голубой. Синь получается, если нержавеющую сталь покрыть не нитридом, а оксидом титана", — разъяснил Михаил.


До, ре, ми... Чем меньше колокол по весу и размеру, тем выше его звучание, и наоборот


Язык и уши. Колокольное било делают из стали, а вешают за 4 ушка


Рекордсмен. Самый большой православный колокол весит 60 тонн

ЗВОНАРИ РАБОТАЮТ РУКАМИ И НОГАМИ

В церковной лавке Киево-Печерской лавры мы увидели колокола от 7 до 250 кг. Пытаюсь поднять небольшой на вид "колокольчик" высотой сантиметров 40, и с трудом отрываю его от полки.

"Нелегко? А ведь это всего лишь средний колокол, так называемый подзвонный, который используется как вспомогательный, весом 38 кг, — улыбается продавец Александр. — Кубический сантиметр бронзы весит 8,6 г, она почти в 9 раз тяжелее воды. Поэтому при скромных размерах колокола увесистые. Зато звучат! Есть еще малые колокола, с высокими тонами. Главные колокола — благовестники — они самые тяжелые, от 100 кг и более и "голоса" у них — басы".

Вдвоем с продавцом мы едва сдвинули с места такой колокол, а ведь он "ростом" чуть выше колена и всего полметра в диаметре. А благовестник высотой в человеческий рост весит порядка трех тонн. Кстати, самый большой в Украине колокол установлен в 2008 году на колокольне Свято-Преображенского собора в Одессе. Гигант весит 14,2 тонны, а его язык — 250 кг. Самый большой колокол Киево-Печерской лавры на главной колокольне потянул на 13 тонн, а его "голос" слышен за 10—15 км окрест.

КРАСИВО, НО НЕДЕШЕВО. Церковные колокола — неотъемлемая часть православного богослужения, требующая не только мастерства звонарей, но и дорогая, так как даже минимальный набор из пяти качественных колоколов, дающих мелодичный звон, стоит порядка 70 тыс. грн без доставки и монтажа. Средняя цена — $12—13 за килограмм веса, можно найти и дешевле, но, по словам специалистов, у таких колоколов может быть плохое звучание, так как там меньше, чем должно быть, дорогого олова и больше дешевой меди. Классический рецепт колокольной бронзы — 78—80% меди и 20—22% олова.

"Малый подбор, на котором можно производить все положенные церковным уставом звоны, состоит из колоколов весом 7 кг (соль диез 3-й октавы), 18 кг (ми 3-й октавы), 25 кг (си 2-й октавы), 42 кг (ля 2-й октавы) и 100 кг (ми 2-й октавы), — говорит одной из фирм, специализирующихся на литье колоколов, Владимир Анисин. — Они подобраны по основным тонам и гармонично звучат в аккорде".

МАЛИНОВЫЙ ЗВОН. Как рассказал нам звонарь киевского храма Святого Михаила, отец Андрей, колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и звон.

"Благовест — мерные удары в большой колокол, созывающий верующих на богослужение, — говорит отец Андрей. — Он так называется потому, что возвещается благая, добрая весть о начале службы. Также, в случае беды, в него бьют в набат частыми ударами. Трезвон — троекратный с перерывом звон во все колокола, выражающий христианскую радость, торжество. Перезвон — многократный звон поочередно в каждый колокол по одному или несколько ударов, начиная с большого и до самого малого. Наконец, перебор — медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, но, наоборот, с малого до самого большого, затем ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз".

По словам отца Андрея, звонарем может быть не только монах или священник, но он должен обязательно быть верующим и иметь музыкальный слух. Когда идет, например, пасхальный перезвон в большом храме, где колоколов 12 и более, то в них бьют не один, а несколько звонарей, причем работают не только двумя руками, но и ногами, нажимая на педали. Для этого на колокольне делают специальный пульт, куда сходится много веревок и канатов.

Читайте самые важные и интересные новости на наших страницах

Золотые купола испокон веков украшали города Великой Руси. Для православного человека золотые купола символизируют вечность и небесную славу. Золотом на Руси покрывали купола главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю. В то же время золоченые шлемовидные купола напоминали о святом воинстве и духовной брани.

Традиция украшения церквей и храмов золотыми куполами восходит к Византийской империи. Впоследствии храмов стало традицией и на крестившейся Руси.

Золочение куполов, золочение металлов всегда было крайне трудоёмкой и тонкой работой. Мало того, в прошлом работа золотильщика куполов была просто опасна. Использовался старинный метод огневого золочения, при котором происходит диффузия золота в металл. При огневом золочении металла брали ртуть, в которой растворяли золото, потом над горящими углями устанавливали медный лист, на который наносили амальгаму, и все время ее растирали. Ядовитые испарения ртути медленно отравляли золотильщиков. Так, в XVIII веке при золочении куполов Исаакиевского собора было израсходовано 100 кг золота и умерло 60 мастеров-золотильщиков.

Впоследствии для золочения куполов стали применяться более безопасные технологии. Одна из них, «сусальное золото» - золочение на лак «мордан». При этом используются тончайшие золотые пластинки, которые вкладываются в специальные книжки, между листами очень тонкой бумаги. Сусальное золото в них всегда одного размера - 9,5х9,5 см, но может быть разной толщины - от этого зависит так называемый лигатурный вес сусального золота. Тонкое золото - 1-2 г - применяется для внутренних работ - золочения рам, киотов и др. Золото с лигатурным весом 3-5 г используется для золочения куполов, внешнего декора, скульптуры. Например, фонтан «Самсон» в Петродворце покрыт 5-граммовым сусальным золотом.

Золочение куполов этим методом очень трудоемкое, важны вопросы температуры, влажности.
Если же проводить золочение купола не на самом храме, то здесь есть свой существенный недостаток - при сборке золочёных частей купола неизбежны механические повреждения краёв деталей, что впоследствии может отрицательно сказаться на долговечности позолоты купола.

Позже была разработана технология гальванического золочения металлов.

К сожалению, в настоящее время стоимость натуральной позолоты чрезвычайно велика. На сегодняшний день (2006 г.) стоимость золочения наружных поверхности при толщине золота 0,25-0,5 мкм соствляет 25-40 тыс. руб/квм., что примерно в 15-20 раз дороже стоимости листа с нитрид-титановым покрытием.

Каков при этом гарантийный срок использования натуральной позолоты - очень сильно зависит от степени соблюдения технологии, но вряд ли превысит 10-15 лет.

Поэтому, исходя из стоимости материала и сроков его эксплуатации, мы предлагаем кровельный материал из нержавеющей стали с нитрид-титановым покрытием «золотистого» цвета с гарантийным сроком до 100 лет.

P. S. На фото крест покрыт натуральной позолотой, а купол облицован сталью с нитрид-титановым покрытием.

Loading...Loading...