Православный гинеколог. Целомудрие - залог здоровья будущих детей

Для многих христиан святая вода считается, одной из главных святынь, и поэтому относятся к ней с благоволением. Но некоторые люди даже не знают: как использовать святую воду?

Вода освящается в церквях, в водоемах. Священник может освящать воду в любое время, читая над ней нужные молитвы.

Вконтакте

Какое молитвенное правило произносится перед принятием святой воды?

Как правило, существует определенная молитва перед принятием воды и , она имеется во всех православных молитвословах.

В некоторых случаях воду пьют отдельно, тогда слово «просфора» в молитве не употребляется.

Прежде чем прочитать молитву перед принятием святой воды нужно обязательно перекреститься, сосредоточиться на молитве, и после того как она будет прочитана, необходимо вновь перекреститься и выпить воду. Далее следует поблагодарить Господа.

Научное изъяснение целебных свойств святой воды

Существует большое количество мнение, о том почему святая вода целебная и не портится длительный период времени. Ученые, проводившие исследования в этой сфере говорят о том, что основные целебные свойства воды зависит от того, что она обрабатывается серебром. Во время освящения воды в купель погружается серебряный крест.

Издавна серебро убивает болезнетворные бактерии, и когда оно соприкасается с водой, происходит антибактериальная обработка серебром.

Несмотря на свои научные изыскания, ученые имеют ряд необъяснимых факторов. Например, почему электромагнитное поле воды отличается от поля простой воды, также ученые не смогли найти ответ на вопрос, почему святая вода так долго хранится и не портится.

Процедура омовения святой водой

Прежде чем умываться святой водой следует вначале умыться простой водой и очистить кожу мылом. Согласно церковным канонам святая вода должна соприкасаться с чистым телом. Даже капля святой воды, добавленная в сосуд делает его освещённой.

Физики доказали, что благодаря меняющейся структуре молекул воды и капля может менять состав обычной воды. Как правило, для омовения используется губка, ее макают в сосуд вытирают лицо и шею, при этом вода будет стекать струйками.

Во время этой процедуры читаются утренние молитвы. Также стоит смачивать святой водой глаза, так как это процедура обладает оздоровительным эффектом. Если на теле у человека есть различные травмы, ушибы, то это часть тела также включается в утреннее умывание. После умывания вытирают лицо чистой тканью или полотенцем.

Как правильно употреблять освященную воду?

Многие священники советуют употреблять такую воду натощак, так как она может освятить все тело. После того как святая вода выпита, можно вкушать просфору и при этом молиться. Если человек имеет душевное недомогание, то в этом случае воду необходимо пить круглосуточно.

Священники, говорят, что эту воду нужно пить с чайной ложечки или со стакана, на котором изображён храм. Можно даже из обычного стакана, если из него не употреблялись спиртные напитки.

Примите во внимание: нельзя пить воду из сосуда, в котором она находится, иначе это будет нарушением святых канонов.

Как утилизировать старую святую воду?

Священники советуют не делать огромные запасы святой воды, но если такое произошло, то стоит либо полить комнатные цветы, либо принести в храм. Как правило, храме имеется сухой колодец, куда высыпается пепел и выливается вода.

Такую процедуру нужно делать только с разрешения священнослужителя.

Стоит ли кипятить освященную воду?

Некоторые верующие спрашивают, нужно ли кипятить святую воду, как утверждают священники, в этом нет необходимости , так как в течение года вода абсолютно не портится, имеет антибактериальные свойства и уничтожает все вредные для здоровья микроорганизмы.

Можно ли употребляют ли святую воду ежедневно?

Согласно канонов православия, святую воду можно употреблять каждый день, но пьют ее понемногу и натощак, чтобы она смогла очистить организм от негатива.

Разрешено ли пить освященную воду женщинам, если у нее месячные?

В соответствии с церковными правилами, когда женщина нечистая, она не должна принимать освященную воду и потреблять просфоры, причащаться, также ей нельзя дотрагиваться до святынь.

Разрешается ли в православии давать освященную воду животным?

Православные, которые читают Святое писание, знают, что нельзя давать животным прикасаться к святыням, и поэтому им не дают пить такую воду.

Что делать если освященная вода пропала или у нее появился зловонный запах?

Если он христианин увидел, что его крещенская или освященная вода пропала, т.е. позеленела или имеет зловонный запах, (это может быть связано с постоянными скандалами в доме, а также неправильным отношением человека к святыням), в этих случаях рекомендуют пригласить в дом священника и осветить его.

Как правильно сохранять святую воду в домашних условиях?

Освященную воду в домашних условиях ставят рядом с иконами или за ними. Также можно ее поставить в определенный шкафчик, где находится церковные принадлежности.

Некоторые освобождают специальную полочку и рядом с водой устанавливают иконку. Нельзя помещать воду в холодильник, либо располагать рядом с продуктами.

Будет ли нарушением умывание некрещенного ребенка освященной водой?

В канонах православной церкви говорится о том, что можно некрещеного ребенка умывать святой водой, но при условии того, что потом она будет вылита в нехоженое место, но ее нельзя лить ее в канализацию.

Вода играет огромную роль в жизни человека. Как известно, человек на 80 процентов состоит из воды, и ее недостаток неблагоприятно сказывается на функционировании организма. Вода нужна нам для нормальной работы всех органов и систем организма, для утоления жажды, для поддержания гигиены, для приготовления пищи, даже для похудения.

Жизнь человека без воды невозможна. Вода – это символ жизни, очищения, исцеления. Во все времена люди понимали ценность этой жидкости и даже приписывали ей чудодейственные свойства. Во многих легендах и сказках можно встретить упоминания о «живой и мертвой воде». А еще с древних времен нам знакомо такое понятие как «святая вода».

Что же это такое «святая вода»?

Святая вода это, по сути, обычная вода, хоть и водопроводная, которая после совершения особого молебна, водоосвящения, приобретает благодать Святого Духа.

Традиция освящения воды известна человеку с древних времен. Священнослужители во все времена освящали воду для того, чтобы привлечь на нее благословение божье, наделить ее особой силой.

Каковы свойства святой воды?

Надо отметить, что святая вода окружена ореолом таинственности, а все неочевидное и неподдающееся разумному объяснению, порождает много вопросов, мнений и предрассудков. Так, кто-то не верит то, что вода может менять свои свойства. Кто-то, напротив, ждет небывалых чудес от этой освященной жидкости.

С церковной точки зрения, святая вода заключает в себе божественную благодать и обладает силой, способной очищать, исцелять от болезней и грехов душу и тело, защищать от зла.

Но не стоит воспринимать это буквально, как волшебную пилюлю, после принятия которой моментально исчезают все проблемы.

Считается, что святая вода не портится, долго остается свежей и способна положительным образом влиять на человека в целом. Некоторые утверждают, что после освящения изменяется энергетика воды и даже ее структура.

Зачастую первая встреча со святой водой у многих происходит при совершении таинства крещения. Малышей окунают в купель, взрослых окропляют святой водой, для того, чтобы очистить человека от грехов и обратить к новой жизни с Богом.

Кто-то относится к этому скептически. Но ведь даже просто помывшись обычной водой дома под душем, мы чувствуем себя чистыми, свежими, обновленными. А воздействие святой воды гораздо сильнее не только на тело, но и душу человека.

Но даже те, кто не считает себя верующим и далек от церкви, хотят прикоснуться к этой чудодейственной силе. Но не все знают, где взять святую воду. Однако никакого секрета здесь нет, в любое время ее можно попросить в Церкви. Однако особую ценность святая вода приобретает в праздник Крещения Господня.

Применение святой воды

Не все, кто заполучил чудесную воду, представляет, что с ней делать и как правильно ей пользоваться. Итак, что делать со святой водой? Ее можно пить для укрепления телесных и душевных сил, ей можно окропить дом, вещи, еду для их освящения.

К святой воде нужно относиться с благоговением, поэтому поливать ей огород, мыть пол или стирать белье не стоит. Многие думают, что святая вода помогает от сглаза. Но она - церковная святыня, а суеверия и настоящая вера несовместимы.

Как правильно пить святую воду? Святая вода, несомненно, имеет особые свойства, но принимать ее стоит с верой и молитвой. Крещенскую воду принято принимать утром натощак после утреннего молитвенного правила вместе с просфорой.

Видео по теме статьи

– Николай Петрович, знаю, что, работая в роддоме, вы постоянно поддерживаете связь со священником, который при необходимости исповедует и причащает будущих мам, и это укрепляет и поддерживает их. А в сложных случаях, благодаря этому, удается избежать беды. Расскажите, пожалуйста, о наиболее запомнившемся вам подобном случае из вашей практики.

Вот так у нас шла непрестанная борьба за еще не рожденного человека, шла и у нее, и у меня. И мне неоднократно приходилось каяться по поводу своего маловерия: меня постоянно преследовали мысли, что этот единственный шов разойдется. Но, слава Богу, все прошло благополучно, и она родила девочку – в день моего рождения, в праздник святителя Николая Чудотворца. Вот такой и мне подарок, и ей получился. Женщина выполнила все медицинские назначения и сделала все необходимое для себя с духовной точки зрения.

Рождение девочки внесло умиротворение в их семью. Папа, имея золотые руки, был склонен к пьянству. Но после рождения ребенка он изменился в лучшую сторону: редко стал выпивать. Да и мама теперь знает, где искать спасение. А ребеночек крайне подвижный… Сейчас моей крестнице, а я был восприемником девочки при ее крещении, уже 4 года.

Это лишь один из примеров. Слава Богу, я тогда нашел нужные слова, которые помогли направить женщину на истинную дорогу, вселить в нее уверенность и с Божией помощью сделать то, что одними человеческими усилиями воплотить в жизнь было невозможно.

– Скажите, а вас, врача, принимающего роды, часто приглашают быть восприемником в таинстве крещения тех малышей, кому вы помогли явиться на свет?

– Случай, о котором я вам рассказал, и для меня был особенным. А вообще, когда меня зовут в крестные отцы, я сразу говорю: «Я плохой крестный, потому что у меня мало остается времени для должного исполнения своих обязанностей по отношению к крестнику». Но иногда я соглашаюсь.

– Отчего происходят болезни?

– Вопрос сложный и многогранный, причин множество. Возникновение любой болезни описывает масса медицинских теорий, учитывающих множество факторов. Один из наиболее распространенных – наследственный фактор. На данный момент существует свыше 2,5 тысяч заболеваний, связанных с наследственной предрасположенностью.

– Связаны ли наследственные болезни с передачей греха?

– В какой-то степени. Так как я акушер-гинеколог, то остановлюсь немного подробнее на этой теме. Сейчас в обществе распространен промискуитет – беспорядочные половые связи. Многие люди даже в браке не придерживаются определенных нравственных принципов, не говоря уже о соблюдении евангельских заповедей. Отсюда – распространение разнообразных половых инфекций. А откуда они появились? Известно, что один из тяжелейших грехов – скотоложство. И этот грех способствовал распространению урогенитальных инфекций, корни которых уходят в далекое прошлое. Надо сразу оговориться, что позиции научных школ по этому вопросу могут отличаться, так как хламидиоз, микоплазмоз, уреаплазмоз одни считают вариантом нормы, а другие – патологией: в официальной науке идут активные обсуждения этого. Но стоило бы отметить, что возбудители этих заболеваний впервые были выявлены у мелкого рогатого скота – овец, коз. Римские легионеры, когда шли на завоевание определенных территорий в Западной Европе, Германии, Восточного Средиземноморья, водили за собой стада овец в качестве провианта. А так как римские законы запрещали в армии пользоваться услугами женщин легкого поведения для удовлетворения половой потребности солдат, то легионеры были вынуждены использовать для этого в том числе и животных. В результате они заражались вышеназванными инфекциями от животных. Микроорганизмы впоследствии могли мутировать, приспособиться к урогенитальному тракту человека. Естественно, любая война сопровождалась насилием, и таким образом шло распространение инфекции. Если же воину удавалось вернуться домой, то бактерии он передавал своей семье. Эта урогенитальная инфекция вызывала проблемы с деторождением в виде угрозы прерывания беременности или патологии развития плода, вплоть до врожденных пневмоний.

– По сути, следовало наказание за грех?

– Совершенно верно.

– Считается, что венерические заболевания якобы привез Колумб из Америки.

– Это одна из точек зрения. Но еще в XIII–XIV веках, до экспедиции Колумба, было отмечено, что женщины-блудницы уже страдали венерическими заболеваниями. Просто наиболее вопиющие случаи были отмечены тогда, в XIII–XIV веках. Тогда, в эпоху Возрождения, началось изучение анатомии человека и были сделаны описания болезней.

– На Руси девство блюли, и люди были здоровее…

– Конечно. И речь здесь идет не только о физическом и духовном здоровье. Ведь девство, помимо нравственного, имеет и определенное психологическое значение. Когда люди, начиная совместную жизнь, отталкиваются от одной «платформы», то вероятность сохранения их брака выше.

– Сейчас под предлогом борьбы со СПИДом вовсю идет реклама, которая убеждает молодых людей, что презерватив спасет их от всяких негативных последствий беспорядочных связей. Но это же миф, потому что только целомудрие действительно спасает?

– Полностью согласен с вами. Нужно понимать: фармацевтический бизнес, к которому относится и производство средств гигиены, – на третьем месте по доходности после торговли оружием и наркотиками. Поэтому идет мощное информационное воздействие на человека, формирующее его установки, что якобы от всего можно защититься, в том числе и от СПИДа. И конечно, пропаганда уверяет, что презервативы полностью защищают от нежелательной беременности. Но презерватив как средство контрацепции лишь в 92–98 случаях из 100 может защитить от беременности, а в 8 случаях беременность может возникнуть. Бывает, что в секретах половых желез мужчины присутствуют единичные сперматозоиды, и этого бывает достаточно для зачатия. Кроме того, презерватив отнюдь не гарантирует непроникновение инфекции, а только снижает вероятность заражения. Есть данные, что различные вирусные инфекции могут проникать через микропоры презерватива. Поэтому говорить, что презерватив на 100% предохраняет, не совсем верно. А производители просто стараются увеличить уровень своих продаж.

– Среди ученых идут разговоры, что СПИД – это мистификация мирового масштаба. До сих пор нет научных доказательств наличия вируса иммунодефицита человека, вызывающего СПИД. Например, об этом пишут всемирно известный биохимик, Нобелевский лауреат Кэри Муллис, а также врач Ирина Сазонова в своих книгах. Доктор Сазонова утверждает, что СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита человека – существует. Однако он не вызывается вирусом. Соответственно, заразиться им – в привычном понимании этого слова – нельзя. Но его можно «нажить».

– Как я могу называть мифом то, с чем приходится сталкиваться, работая в одном из родильных домов Калужской области?! Хотелось бы напомнить, что Франсуазе Барре-Синусси и Люку Монтанье была присуждена Нобелевская премия по медицине за открытие вируса иммунодефицита человека. Иными словами, Нобелевский комитет признал, что такой вирус существует. Кстати, они обнаружили ВИЧ, изучая болезни гомосексуалистов, которые в 1980-е годы стали страдать непонятным иммунодефицитным заболеванием, которое протекает длительное время и очень коварно.

Конечно, прислушиваться нужно к различным мнениям, любая наука крайне дискутабельна. Человек же склонен доверять своему опыту. Мы можем только анализировать ситуацию и делать выводы. Извините, если мы сталкиваемся с женщинами, которые ВИЧ-инфицированны, как можно говорить о мифичности данной инфекции? Сейчас в нашем родильном доме после родов находится женщина, у которой есть определенные проблемы со здоровьем, связанные с ВИЧ-инфекцией. Спрашивается, откуда у нее эта болезнь? Понятно, что в основном люди группы риска находятся на низком уровне не только духовного, но и физического здоровья. Самое обидное, что они даже не осознают, в какую пропасть падают.

Наверное, инфицирование в каких-то из этих случаев промыслительно: возможно, через это Господь призывает их к покаянию, изменению образа мыслей, образа жизни. Конечно, есть случаи, когда люди, узнав о своем диагнозе – ВИЧ-инфекция, пытаются покончить жизнь самоубийством. Но некоторые все же берут себя в руки и стремятся выпутаться из этой ситуации. То есть они пытаются сделать определенную ревизию своей жизни и обращаются за помощью не только к медицине, но и к Церкви.

– Читал, что в реабилитационном центре, которым руководит иеромонах Анатолий (Берестов), были случаи исцеления от ВИЧ-инфекции после воцерковления. По словам отца Анатолия, «выявлено уже шесть случаев, когда у подопечных ребят исчезал вирус ВИЧ-инфекции, а гепатита – это частое явление…»

– К сожалению, я с этими данными не знаком. Но исключить такое как ученый тоже не могу. С точки зрения официальной медицины, что такое болезнь? Это определенный отрицательный настрой организма, стресс. Но когда человек приходит на таинство исповеди, с покаянием начинает анализировать свою жизнь, он успокаивается. Особенно важна первая в жизни исповедь, потому что она остается в памяти – как первый урок в школе. Ведь, готовясь к генеральной исповеди, человек вспоминает всю свою жизнь.

А психологический «иммунитет» к негативным обстоятельствам нашей жизни у воцерковленных людей выше, чем в среднем по обществу. Конечно, большую поддержку они получают в таинствах Церкви, в первую очередь в исповеди и причастии. И люди, которые начинают жить таинствами, уже по-другому относятся к смерти. Если человек невоцерковленный к смерти относится как к концу, то воцерковленный воспринимает ее как начало жизни – иной жизни. Ведь вся наша жизнь всего лишь подготовка к Царствию Небесному, а смерть всего лишь экзамен на то, как ты прожил эту жизнь.

– Уже ни для кого не секрет, что последние поколения значительно болезненнее предыдущих.

– Да, проблемы со здоровьем возрастают. Возрастают еще и потому, что на свет появляются больные или слабые дети. В этом немаловажную роль играют возможности современной медицины в плане сохранения «неблагополучных» беременностей, а также в вытягивании буквально «с того света» заведомо слабых новорожденных. Растет количество людей, у которых с момента рождения искажено физическое и психическое развитие. Медицина действует как обоюдоострый меч, и мы ни в коем случае не должны относиться к ней как к панацее. Скажем, обыкновенным ножом можно убить человека, а можно разрезать хлеб, чтобы накормить нуждающегося. Точно так же и медицина. здесь необходимо трезвомыслие. Буквально 150 лет назад, когда еще не существовало сети родовспомогательных учреждений, была высокая степень смертности среди новорожденных, рожениц и беременных женщин. Неквалифицированное на тот момент оказание помощи вело к высокой летальности. Но с другой стороны, был своего рода естественный отбор: слабые не давали потомства, выживали сильные. А с точки зрения религиозной это был, вероятно, Промысл Божий. В народе так и говорили: Бог дал – Бог взял. И было определенное смирение: человек принимал любые удары судьбы как случившиеся либо по попустительству Божиему, либо по Его Промыслу.

Рожали те женщины, у которых было более крепкое здоровье.

А сегодня перед медициной возникает дилемма: с одной стороны, мы имеем возможность сохранить беременность в тех случаях, когда раньше были выкидыши. Но с другой – когда ученые стали исследовать прервавшиеся беременности, то обнаружилось: в 90% случаев плоды были с наследственными аномалиями. Если выяснять причину такого самопроизвольного аборта, то в подавляющем большинстве случаев окажется урогенитальная инфекция. Откуда она берется, мы уже говорили: тот же блуд либо скотоложество, последствия которого передаются уже не одно столетие и поколение.

Хотелось бы отметить: те же микоплазмы, уреаплазмы могут менять наследственную информацию, то есть часть своих генов вставлять в геном человека, в том числе и его половой клетки. Поэтому количество прерывающихся беременностей весьма значительно среди женщин, которые ими инфицированы. Иногда решающую роль в образовании врожденных патологий играет нейрогенный фактор. Но стоит отметить, что эти причины глубоко связаны между собой. Вот простейшие примеры. Один человек, допустим, украл миллион, а другой – рубль у кого-то или проехал «зайцем» на электричке…

– У кого совести больше, того из-за этого рубля совесть может вконец замучить…

– Да. Один начинает мучиться оттого, что пошел против Бога, разрушил в себе образ Божий этим грехом, а другой – переживать, что могут посадить в тюрьму за воровство. В итоге оба испытывают стресс. Но человек воцерковленный идет на исповедь и кается в грехе, а невоцерковленный продолжает мучиться содеянным. Поэтому о Боге лучше говорить не в будущем времени и не в прошлом, а только в настоящем. Согрешил – покайся. Важно, чтобы духовная болезнь не запускалась.

– К слову сказать, сейчас считается, что причиной язвы желудка является не стресс, а хеликобактериоз.

– Все правильно. Есть точка зрения, что причина язвенной болезни – так называемый хеликобактор пилори. Да, ученым за открытие данного возбудителя были вручены Нобелевские премии. Но ведь надо и правильно интерпретировать эти данные. Приблизительно у 90% населения этот возбудитель язвы есть, но не все же его носители болеют. Значит, при сложных хронических заболеваниях присутствует весь комплекс факторов, обусловливающих появление недуга. А стресс ослабляет защитные силы организма и как катализатор запускает негативные процессы. Естественно, где снижен иммунитет, там и появляется возможность для размножения этой бактерии, которая вызывает развитие язвенной болезни.

– А как у себя выработать спокойствие?

– Не стоит забывать, что стрессы бывают положительные и отрицательные. Стресс положительный полезен для здоровья. Но во всем должна быть мера, так как человек живет не ради получения удовольствия, а чтобы приблизиться к Богу.

Разумеется, пытаясь сохранить свое спокойствие, мы не сможем устранить все раздражающие нас отрицательные факторы из своей жизни. Но необходимо постараться это сделать там, где все зависит от нас. В первую очередь нужно начинать не с окружающих, а с себя. Именно так поступали святые. У нас перед глазами есть величайшие примеры: многие современные мученики и исповедники остаток своей жизни провели в лагерях. Но стяжали благодать Духа Святого на тюремных нарах. И это несмотря на то, что подвижники жили в лагерях бок о бок с уголовниками, в трудное, голодное время, когда и в обществе люди были крайне озлоблены. Но люди Божии, имея в своих сердцах пламенную любовь к Богу и ближним, спасались и там. Поэтому, повторюсь, начинать нужно всегда с себя. Христианин призван иметь внутренний мир и не раздражаться. Спокойствие же часто приходит через чтение святоотеческой литературы. Хорошо также отказаться от телевизора или, по крайней мере, сократить время просмотра телепрограмм. Нужно быть избирательными в получении информации, которая поступает извне, воспитать в себе определенную волю в этом. Написать распорядок дня, чтобы хватало времени на познание окружающего мира. Ведь через познание этого мира человек познает Промысл Творца, приходит в гармонию с самим собой и окружающими.

Человек создан трудиться. Когда есть стресс, то за стрессом должно идти какое-то действие. То есть эмоциональному «пару» нужно дать выход. К примеру, в прежние времена негативные последствия от стрессов гасили тяжелым физическим трудом. В современных же реалиях главная проблема – гиподинамия. Человеку, живущему в мегаполисе, зачастую лень выйти из транспорта раньше на одну остановку, чтобы пройтись пешком. Да и нынешняя работа, в основном, гиподинамична. Когда человек трудится в конторе в статическом режиме, естественно, у него накапливается отрицательный психоэмоциональный заряд. В результате, если человек не разрядится физически, то свои негативные эмоции он выплеснет на ближнего. Так совершается первый шаг к разладу в семье. Если же люди хотя бы станут возвращаться с работы домой пешком, им удастся избежать многих конфликтов и стрессовых ситуаций. Лучше оставить машину на стоянке или потолкаться в метро – для некоторых это может быть более полезным, чем стоять в автомобильных пробках. Хотя, с другой стороны, вот парадокс: современный человек находится в условиях гиподинамии и в то же время должен успеть во многие места. Надо научиться все свои дела разделять на главные и второстепенные: разберитесь, что вам необходимо сделать именно сегодня, а что можно отложить до завтра. Внутренняя организованность и самодисциплина – это один из путей достижения спокойствия.

А что касается эмоциональности, то многое зависит от темперамента человека. Одни по своей природе более спокойны, другие – более возбудимы. И здесь, подобно тому, как у каждого замка есть свой ключик, так и метод разрядки и успокоения должен быть крайне индивидуальным. Лучше посоветоваться с доктором или с психологом.

– Известно, что от того, насколько у человека мышцы тела напряжены или расслаблены, зависит его эмоциональное состояние. Прочитал у православного психолога, как он расслабляется, чтобы снять стресс: сначала напрягает мышцы стопы, потом отпускает их, затем то же самое делает с икрами, бедрами и т.д. Так последовательно он прорабатывает через напряжение–расслабление все тело: с ног и до головы.

– Вы своими словами подтвердили сказанное выше. Испытывая какое-то эмоциональное напряжение, можно мягко переводить нервное возбуждение в мышечное.

И уже точно доказано, что у одиноких людей продолжительность жизни ниже, чем у тех, кто в браке. Потому что когда люди общаются в семье, они переключают свое внимание с себя вовне, а значит, их нервная система некоторым образом отдыхает. Кто-то может возразить: а как же монахи? Но они же не одни, они – с Богом; кроме того, иеромонахи исповедуют, у них есть духовные чада…

– А каково воздействие мыслей и слов на здоровье человека?

– Если у человека позитивный настрой на лечение, то оно идет гораздо лучше (даже в случае инфекционных заболеваний), чем если в силу своего характера человек настроен скептически. Если человек приходит, уже утомленный лечением, и сразу говорит: «Вы мне не поможете…», – что тут скажешь? Этот больной находится в состоянии стресса, а стресс подавляет иммунную систему. Поэтому эффективность действия тех же антибиотиков, которые мы ему вводим, будет значительно ниже, чем у оптимиста. Потому что сам организм пессимиста отказывается работать из-за стресса, подавляющего его иммунную реакцию. Вспомним, что Христос исцелял больных по вере их.

С другой стороны, лечащие врачи, терапевты тоже поставлены в жесткие рамки: зачастую у них нет нужных препаратов в наличии. И получается: доктор должен лечить, но у него нет необходимых лекарств из-за социальных условий, финансового состояния пациента. Люди здравомыслящие начинают искать возможность выхода из создавшегося положения. Один из путей спасения человека – когда он идет в храм. Пусть это начинается со свечки, потом с какого-то отрезка службы. Постепенно человек дозревает до исповеди, начинает читать святоотеческую и другую православную литературу… Господь, поставив человека в сложное положение, таким образом стучится в его душу, пытается вразумить, чему-то научить его.

А жизненные уроки подаются нам разные. Когда я был студентом третьего курса (я учился в Российском государственном медицинском университете), меня оперировал доктор. И когда он потребовал деньги за лечение, я возмутился. Но через три года я был ему весьма признателен: он мне показал, как не надо поступать специалисту-врачу, Я получил бесценный опыт на примере отрицательного поступка коллеги. И я всегда призываю пациентов исследовать свой отрицательный опыт. Потому что он учит не меньше положительного, к тому же и в минусе надо искать плюс. Знаю людей, которые в кризис стали чаще обращаться к Богу; лишившись работы, пришли в храм. Они даже в своих непростых жизненных обстоятельствах постарались увидеть смысл, что, возможно, и привело их в Церковь.

Сейчас в православной прессе уделяется большое внимание исцелению в таинствах Церкви. Но надо всегда помнить, что таинства Церкви автоматически не действуют. В Библии четко говорится: исцеление происходит либо по вере самого больного, либо по вере его ближних, людей, которые хотят, чтобы человек исцелился, или желают хотя бы облегчить его страдания. Мне приходилось сталкиваться с такими случаями, когда, допустим, во время родов или в какой-то тяжелой ситуации женщина, у которой медицинский анамнез (история болезни) был отягощен абортами, давала слово, что исповедуется в течение такого-то срока. И в ответ на ее обещание исповедать этот грех, она получала либо родоразрешение, либо улучшалась ее ситуация, и женщина, несмотря на проблемы со здоровьем, благополучно рожала ребенка, а доктора умудрялись принять правильное решение по поводу ее родоразрешения. Это я говорю, основываясь на собственной практике. Кстати, это касается и вопроса о грехах и их взаимосвязи с болезнями. Между прочим, в России сейчас большое количество бесплодных пар. По некоторым данным, до 20%. То есть каждая пятая пара бесплодна. Если изучить причины данной проблемы, то получится, что к этому приводит ряд факторов: перенесенные гинекологические заболевания, аборты, беспорядочные половые связи, обретенная при этом инфекция может приводить к спаечным болезням, а это риск развития внематочной беременности и возникновения проблем во время беременности.

Богословие учит о синергии Бога и человека. Во время лечения некоторых пациентов иногда в памяти всплывают слова: «Сила Моя в немощи совершается». Когда врач делает все, что от него зависит, и не получает результата, то, обращаясь к Богу, через какое-то время по медицинским понятиям бесплодная женщина беременеет. В моей практике был случай, когда женщина после исповеди и причастия смогла забеременеть, хотя была бесплодной восемь лет. Как врач, я сделал все возможное, но зачать она смогла, лишь когда всерьез обратилась к Богу и воцерковилась. Мои коллеги удивлялись: как женщина вынашивала беременность с миомой матки и эндометриозом! Крайне неблагоприятная ситуация, и все-таки женщина выносила ребенка.

Доктора не могут брать на себя такую ответственность и решать за Христа – главного Врача душ и телес наших – давать или не давать жизнь маленькому человеку, даже если сопутствующие обстоятельства с точки зрения медицины неблагоприятны. Также не надо за Бога решать, как Он будет вас лечить. Мы должны сделать все, что от нас зависит в этом плане, а Господь устроит. Образно говоря, работа должна вестись на всех фронтах: на духовном, душевном и телесном. Но все нужно делать по силам, с разумением. Мне часто приходится общаться с воцерковленными беременными женщинами, которые накладывали на себя строгий пост. Приходилось в достаточно жесткой форме запрещать им это делать. Иногда задавал им вопрос: а любовь-то где? Ведь крошечный малыш в мамином животе нуждается в строительном материале для своего тела. И то, как он развивается во внутриутробный период, определяет то, какое у него будет потом здоровье. Беременным послабляется телесный пост, значит, нужно сделать упор на духовность. Хотя бы ограничить просмотр телевизора. Нужно больше читать ту литературу, которая принесет пользу и душе мамы, и душе ребенка. Причем нужно читать не только духовную литературу. Ведь святитель Иоанн Златоуст призывал юношей и языческие науки изучать, чтобы христиане знали, как с язычниками спорить. Больше читать русскую классическую литературу, чтобы мы были светом миру, а не просто прикрылись платками и юбками до пят. Чтобы были самыми грамотными, самыми спокойными, самыми рассудительными, самыми трезвыми…

– Подай Господи, только и остается сказать…

– Современный православный должен не просто верить, а знать, во что он верит. Так же человек должен знать, для чего он лечится. Если он вылечился, но вернулся к прежнему образу жизни, то болезнь к нему вернется. Потому что он не устранил причину заболевания. Так, если человек с язвенной болезнью, пройдя курс лечения, продолжает употреблять алкоголь, крепкий кофе, чай, не соблюдает режим, то нового приступа ему не миновать. Если женщина исповедовалась в каком-то грехе ради благополучного течения беременности, но после того, как родила ребенка, опять взялась за прежнее, то болезнь обязательно вернется в еще более тяжелой форме.

Медицине я отдала сорок шесть лет. Занимала должности и районного акушера-гинеколога, и заведующей родильным отделением, и заведующей женской консультацией. Тридцать семь лет (!), до 2009 года, я проработала акушером-гинекологом в Ошмянской центральной районной больнице. Делала аборты. Каюсь и скорблю, прошу у Господа прощения.

В школе я училась успешно и, сколько себя помню, мечтала после одиннадцати классов поступить в мединститут. Но случилось большое горе: когда мне исполнилось четырнадцать лет, скоропостижно умер отец. Чтобы не оставлять маму, я подала документы в Юратишковское медицинское училище Ивьевского района — поближе к дому. Окончила его в 1966 году с отличием и потом уже поступила в Минский государственный медицинский институт.

На втором курсе вышла замуж за любимого человека — студента политехнического института, с которым мы прожили в любви и согласии сорок четыре года. На третьем курсе, в 1968 году, родила первого сына, через два года — второго.

И первые, и вторые роды у меня были патологическими, сопровождались сильными кровотечениями, мне дважды переливали кровь — это и предопределило для меня выбор врачебной специальности: я должна стать акушером-гинекологом, чтобы помогать женщинам в родах.

Работу свою любила, всем женщинам сочувствовала, болела душой за каждую. Врачей всегда не хватало, и, работая на полторы-две ставки акушером-гинекологом, я совершала аборты, никак не соотнося это с Заповедью Божией «Не убий!». Настолько были плотно закрыты глаза, что, всецело доверяясь общепринятым нормам, не считала тогда, что совершаю страшный грех. Хотя совесть всегда мучила — душа-то правду знала.

И вот что я заметила: если днем сделаю аборт, то ночью на дежурстве в роддоме непременно будут ждать тяжелые роды, а чаще несколько. Приходилось с Божией помощью спасать новорожденных малышей. А еще заметила, что черствею душой, становлюсь жестче, раздражительнее, все чаще начинает мучить бессонница — видно, душеньки убитых деток, сами не находя покоя, не давали покоя и тому, кто отнял у них жизнь.

Часто я ходила на исповедь, со слезами просила у Бога прощения, однако аборты по-прежнему делала — это входило в круг моих обязанностей, а отказаться мужества не хватало.

К вере я пришла еще ребенком, когда бабушка тайно в десятилетнем возрасте пригласила на дом священника и меня покрестили. Она меня и в церковь водила, закутав в платок, чтобы никто не узнал. Хоть в годы безбожия церковь в Ошмянах была закрыта, я всегда в трудных жизненных и врачебных ситуациях обращалась к Господу, но понимала, что вера без дел мертва. Чтобы успокоить совесть, в силу своих возможностей я помогала возрождению храма в нашем городке, собирала средства на его восстановление. Большая часть населения у нас исповедует католи-цизм, но многие жертвовали на богоугодное дело.

И вот однажды Господь вразумил меня так сильно, что я вынуждена была отказаться делать аборты даже по медицинским показаниям.

У моей хорошей знакомой забеременела дочь-десятиклассница. Шестнадцатилетняя девочка была хорошо физически развита и вполне могла родить ребенка. Я старалась отговорить и маму, и ее дочь, но они настояли на своем. Аборт был сделан, и лег он на мою душу особенным, невыносимо тяжелым греховным грузом.

После этого прошло около месяца, ничто вроде не предвещало беды.

В апреле 1993 года по служебным делам я поехала в Польшу, а когда вернулась, меня ждало тяжелое потрясение. В автокатастрофу попали оба моих сына — они ехали на предельно допустимой скорости, когда вдруг «выстрелило» колесо. Андрей не пострадал. А Сергей вылетел через лобовое стекло. Несколько сантиметров не хватило до большого камня — это была бы мгновенная смерть.

На момент моего приезда Сергея уже перевели из реанимационного отделения в хирургическое с от-

крытой черепно-мозговой травмой. У него была повреждена почка, и требовалась срочная операция.

Когда увидела его, казалось, сердце у меня остановилось. Я сразу, словно Кто-то сообщил душе, поняла, что расплачиваюсь страданиями моего мальчика за детей, убитых мною во чреве. Это было очень серьезное предупреждение. Я молилась не переставая, просила у Бога прощения и у постели сына пообещала Господу, что больше не сделаю ни одного аборта.

Слово свое я сдержала.

Понимая, что покаяние должно подтверждаться добрыми делами, я старалась больше работать в родильном отделении, брала ночные дежурства, освоила все акушерские операции. Имея высшую квалификационную категорию врача акушера-гинеколога, с Божией помощью я спасла многих женщин от кровотечений, тяжелых осложнений беременности. При этом постоянно проводила санитарно-просветительскую работу среди населения, читала лекции в школах, техникуме, ЗАГСе, СПТУ о вреде аборта, о нравственности и здоровье, браке и семье.

Шесть с половиной лет после наступления пенсионного возраста я еще работала по специальности, но уже два года как дома, хотя приглашают вернуться.

Когда в 2009 году представилась возможность побывать в Иерусалиме, я с радостью туда отправилась. Покаяться в грехах детоубийства у Гроба Господня — это была моя мечта. С другими паломниками я прошла Крестным ходом Господа нашего Иисуса Христа, с молитвой окунулась в священные воды Иордана и все время просила у Бога прощения на Святой Земле, где Он ходил, помолилась и у Гроба Господня в Иерусалиме.

Я несу послушание в Ошмянском филиале центра защиты материнства и семейных ценностей, а в конце прошлого года мне предложили быть куратором и центра защиты материнства и детства в нашей Но-вогрудской епархии. По-прежнему часто выступаю с лекциями, рассказываю женщинам о страшном грехе и последствиях аборта и убеждаю их не убивать своих детей.

Если бы можно было повернуть время вспять, как много я изменила бы!.. Но, увы, ничего уже не вернешь. Какая же милость Божия, что оставил Он нам покаяние...

Врач акушер-гинеколог Светлана Васильевна ЛЕМЕШЕВА, г. Ошмяны

Loading...Loading...