Праздник Покров Святой Богородицы (14 октября). Традиции на Покров

Статья расскажет вам об истории праздника, основных традициях и обычаях, предложит поздравления для родных и близких.

ВАЖНО: Великий православный праздник Покрова празднуется очень давно и во всем мире верующими людьми. Он очень любим и несет в себе важный смысл «веры и защиты». Символом праздника является Пречистая Пресвятая Богородица, которая защитит любого, кто попросит у нее защиты.

Во все времена образ Богородицы был особо почитаем, ведь она, словно матерь, способна была уберечь своих «детей» от любой печали и горести. Именно поэтому образ Божьей Матери часто присутствует на детских кроватках, в колясках, комнатах, ведь Пречистая – защитник детей, молодых женщин и девушек.

Праздник имеет одну и точную дату – 14 октября, середина осени. Праздник имеет очень интересное и загадочное происхождение. Начало свое он взял еще много лет назад в 910 году от Христова рождества в Константинополе, где жители находились в осаде сарацинов. Каждый мирный житель понимал, что город скоро падет и их настигнет та же участь.

С другой стороны стен города враг так же был уверен в своем преимуществе и уже готов был праздновать свою победу. Чтобы хоть как-то себя утешить жители Константинополя, верные христиане, собрались в храме, называвшимся Влахернский. Этот храм был известен тем, что хранил в себе важные вещи – головной покров Богородицы и ее пояс.

Каждый верующий пал на колени и начал сильно молиться и тогда молитва была услышана. Народ увидел, как вместе с ангелами, в храм зашла сама Богородица и преклонила свои колени, начав молитву вместе с обычным людом. После этого Пресвятая сняла со своей головы покров и одним движением накрыла весь люд в храме.

Этот покров засиял ярче солнца в ясный день и защитил каждого христианина, даровав ему благодать, спокойствие и любовь. Народ еще долго не мог прийти в себя и, выходя из церкви, рассказывал об этом чуде всем и каждому. Каково же было удивление всех жителей Константинополя, когда на следующее утро (14 октября) случилось другое чудо – враг отошел от стен города.

ВАЖНО: С тех пор считается, что Дева Мария – верная защитница всех страдающих и нуждающихся, он убережет каждого, кто попросит ее, сохранит от зла и болезни.

Образ Девы Марии с головным покровом

Покров Пресвятой Богородицы 14 октября: народные приметы, обычаи

На Покрову весь люд, обычно, прощался с осенью, так как праздник был ее ровной серединой. Этому времени и дате предшествовало очень много примет, которые могли рассказать народу о предстоящих событиях и зиме. Существовала даже такая интересная поговорка, что: «До обеды ты еще в осени, а уж после обеда уже в зиме».

В этот день обычные люди проводили много обрядов, которые «обещали» им сытую и теплую зиму. Каждая хозяйка в любом доме должна была в этот день развести огонь в своей печи и для того, чтобы следующий урожайный год был благоприятным, использовались ветки только плодовых деревьев. Эта примета предвещала семье достаток, хорошие дела, а дому уют и тепло.

ИНТЕРЕСНО: Со временем из современных домов ушли печи, но истинно верующие люди все равно сжигают несколько веточек яблони или вишни в каминах или на блюдцах. Считается, что обряд обязательно наладит ауру в доме и исправит его финансовое состояние в лучшую сторону.

Из других примет стоит заметить, что на покров было принято утеплять свой дом . Это была не только защитная мера от холодов, но и обычай, приносящий в дом благодать. Хозяйка дома обязательно должна была напечь семье блинов и, собрав всех за столом, помолиться и преступить к трапезе.

В древние времена на столе обязательно присутствовал Покровский каравай – специальное угощение, приготовленное в честь Пресвятой Богородицы, которым принято было лакомить всех родных и близких. Если каравай не съедался, его остатки сушили в сухари и хранили до самого Великого Поста.

Праздник восхвалял женщину и не зря Покрова «велела» выполнять все обряды хозяйкам домов. Матерям следовало помолиться и защитить тем самым от бед своих детей. Мать брала икону Богородицы, которая до сих пор должна храниться в каждом доме, становилась на скамью, чтобы быть выше над всеми. Все члены семьи, даже взрослые дети, преклонялись пред матерью, пока та читала молитву, как это делалось в храме перед Девой Марией.


Молитва Пресвятой Богородице

Можно ли в Покров или после Покрова ходить на кладбище?

Праздник Покрова Богородицы – важен и уважаем. Он символизирует жизнь и благополучие, а потому в этот день следует уделить внимание своей семье и «живым» родственникам, восхвалению Господа и Божьей Матери, не омрачая дату слезами об умерших близких.

С другой стороны, церковь не запрещает верующему поминать любимых ушедших людей тогда, когда этого ему хочется. Если человек чувствует потребность помолиться и поставить свечу – никто ему не смеет перечить. Лучше всего прочитать специальную молитву об упокое, которая находится в молитвослове.

ВАЖНО: Единственное, чего следует прислушаться, так это наставления по поводу характера поминания. Поминать можно слезами, молитвами, свечами и словами, не употребляя при этом алкоголь. Церковь считает, что те, кто поминает спиртным, лишаться покровительства Божьей Матери на небесах.


Праздник Покровы

Можно ли в Покров жениться?

В народе Покров – считается началом «свадебного сезона», ведь издавна после этой даты начинали гулять свадьбы. Любая девица читала заговор, чтобы скорее выйти замуж и обрести своего жениха. Читать заговор принято было, украшая в доме икону Божьей Матери вышитыми платками или рушником. Можно было так же молиться и просить у Пречистой всего, чего только хотелось: здоровья, красоты, богатого и любимого мужа.

ВАЖНО: Покров не зря называли «праздник девичий», существовал так же ряд примет, который предвещал события наперед. К примеру, ветреный Покров – невесты будут в спросе, коли снег выпал – будет много свадеб.

Обрядов на Покров было так же много и большинство проводилось молодыми девушками. Перед сном девицы обязательно загадывали сон на жениха, если тот снился – этот знак предвещал скорую свадьбу, если нет – то, значит, еще не пришло время. Самым смешным считался обряд «соленые вареники». Съев перед сном ровно 5 вареников, густо приправленных солью, «невеста» ждала кто ей принесет водицы, если мужчина – будет свадьба.

Каждая молодая девица в деревне в этот день должна была, проснувшись, спешить в церковь поставить свечку. Считалось, что кто первый сможет это сделать, тому и гулять первому свадьбу. Тут же, в церкви, глядя на пламя свечи, женщины старались увидеть в нем свою судьбу: яркое пламя – бурная жизнь, треск свечи – препятствия, затухание – проблемы.


Чтение заговора перед иконой Пресвятой Богородицы

Свадьба на Покров, снег: приметы

Главные приметы:

  • Дождь на Покров – холодная зима
  • Снег до Покрова – поздняя зима
  • Снег на Покров – мягкая зима, много свадеб в городе (деревне)
  • Нет снега на Покров – снега не жди еще недели две
  • Хорошо встретить Покров – муж добрым будет
  • Печь блины на Покров – к доброй жизни в достатке
  • Оставить платок в церкви на Покров – к жениху
  • Много снега – снежная зима
  • Гром на Покров – зима без снега
  • Не опали листья на Покров – зима будет суровой

Что нельзя делать на Покров 14 октября?

Покров – Великий православный праздник и потому на него нельзя работать, особенно если дело касается дома и земли:

  • Работать на земле – к неурожаю
  • Работать в доме – к ссорам и финансовым трудностям
  • Сорится на Покров – к проблемам в семье
  • Шить, вязать, вышивать на Покров – к болезням и проблемам, к одиночеству.
  • Занимать деньги на Покров – к безденежью

Поздравления с Покровом Пресвятой Богородицы

Поздравьте своих родных и близких душевными пожеланиями счастья, добра, мира и благоденствия. Помолитесь за родных,попросите у Божьей Матери здоровья и защиты для детей.
Поздравление № 6
Поздравление № 7

Видео: «Покров Пресвятой Богородицы»

Велика заступническая сила Божьей Матери за весь род людской перед Господом. По молитвам Пресвятой Девы Бог помогает всем нам, избавляя от печали и болезней. Именно поэтому праздник Покров Святой Богородицы является один из самых значимых в жизни православных.

История

«Радуйся, Радосте наша, покрыв нас от всякого зла Честнейшим Твоим Омофором», - так обращаются верующие к Пресвятой Деве в надежде на Ее заступничество. Омофор - это накидка, покрывающая голову Божьей Матери, по-другому его именуют покровом. История данного праздника позволяет по-разному интерпретировать его название.

Великое чудо, которое мы до сих пор вспоминаем 14 октября (Покров Пресвятой Богородицы), произошло в Константинополе в 910 году. Тогда город был окружен врагами, и его жителям ничего не оставалось, как просить заступничества у небесных сил. Собравшись в главном храме греческой столицы, люди усердно молились. Среди этой толпы находился и блаженный Андрей, которого считали обезумевшим. Святой постоянно подвергался насмешкам и издевательствам окружающих, но при этом все смиренно терпел, ходя по улицам босым и в одной рубахе.

Все те деньги, которые ему подавали прохожие в качестве милостыни, блаженный Андрей раздавал другим нуждающимся. За великий подвиг самоотвержения Господь одарил юродивого даром прозорливости. Находясь вместе с другими прихожанами на всенощном бдении, Андрей увидел под сводом храма Царицу Небесную, шествовавшую вместе с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом.

Подойдя к алтарю, Матерь Божия опустилась на колени, начала долго и усердно молиться Господу с другими людьми, после чего сняла с головы омофор и распростерла его над прихожанами храма. Всю эту картину лицезрел блаженный Андрей вместе со своим учеником юродивым Епифанием. По окончании службы Пресвятая Богородица взяла Свой покров, оставив невидимую благодать над прихожанами. После этого в городе произошло чудо - враг отступил от стен Константинополя. Великое явление Божьей Матери запечатлелось в истории 14 октября. Покров Пресвятой Богородицы с тех пор незримо охраняет жителей греческой столицы.

Храмы в честь Богородицы

Несмотря на то что великое событие сошествия Божьей Матери произошло в греческой столице, русские православные люди считают его своим. Впервые праздник начал отмечаться по велению князя Андрея Боголюбского, построившего собор Покрова Святой Богородицы (известный на весь мир храм на р. Нерли).

Освещенный в честь Царицы Небесной Богородицы - известного юродивого, жившего на Руси во времена Иоанна Грозного, - был возведен после взятия Казани в 1552 году.

Церковь Покрова Святой Богородицы на Нерли

Данный храм, освященный в честь праздника 14 октября, является уникальным примером архитектуры: стены, обладающие строгой вертикалью, кажутся немного наклоненными в центр. За счет этого достигается иллюзия величества комплекса. Интересно и то, что храм Покрова Святой Богородицы возводился на холме, который создали вручную. Это было необходимо для того, чтобы воды окружающие церковь, не затапливали строение во время весеннего половодья. Стены комплекса украшены рисунками львов и женских масок. Центральной фигурой храма является образ сидящего на троне царя Давида, из рода которого вышел сам Мессия.

Псковско-Покровская икона Божьей Матери

До сих пор осталось загадкой, кто является автором данного образа Царицы Небесной. Известно лишь то, что поводом для написания иконы стало чудесное явление Божьей Матери настоятелю Это произошло перед тем как польские войска устремились атаковать город. Царь Иван Грозный, сосредоточив военные силы около новгородских земель, оставил псковичей на произвол судьбы.

Войско города составляло не более 6,500 тыс. человек. Жители рисковали оказаться в неравном бою с европейцами, силы которых насчитывали 100 тысяч воинов. Но псковичам ничего не оставалось, как сражаться до победы или до смерти. Духовные воины города - монахи - вместе с владыкой монастыря усердно молились и ждали прибытия Богородичных икон «Успение» и «Умиление».

Перед самым штурмом старцу Дорофею, находившемуся в трудах, явилась Пресвятая Богородица. Именно в тот момент он понял, почему город был оставлен Высшими Силами. Матерь Божия говорила о тяжких грехах и сквернах делах, совершаемых жителями, которые оскорбили Господа Бога, допустившего тем самым неравный бой. Но кроме Владычицы старец смог лицезреть и некоторых святых, стоявших на коленях перед Богородицей и слезно молящих о спасении Пскова. Всемилостивая Царица пообещала уберечь город от врагов, если его жители будут непрестанно молиться и скорбеть о своих грехах. Также повелела Она повесить у городской стены Печерскую икону и хоругвь.

Во время боя были вынесены мощи святого благоверного Гавриила, после чего псковским войскам явились три уже давно умерших инока. Монахи говорили о заступничестве Пресвятой Богородицы и о Ее непрестанных воззваниях к Господу. Тем самым они убеждали жителей в скорой победе. Все так и произошло, как и предрекали души иноков: Псков отбил наступление врагов. Желая отблагодарить Небесные Силы, псковичи создали храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, так как победили жители именно 21 сентября по Был написан образ Божьей Матери, названный так же, как и нововозведенный собор в Пскове.

Чудеса иконы

Образ Псковско-Покровской Божьей Матери поистине многогранный: на нем изображено явление Пресвятой Богородицы старцу Дорофею. Данная икона хранилась в храме вплоть до начала революции 1917 года. Во время Великой Отечественной войны образ был вывезен из России в Германию, где он оказался в одном из музеев. И лишь спустя целый век икона была обретена РПЦ и отвезена в псковский монастырь. Через несколько лет образ начал обильно мироточить, что, по словам священнослужителей, означает его чудотворную силу.

Покровская икона

Тем, кому посчастливилось увидеть этот образ, говорят о его небывалой притягательной силе. Икона отражает историю давно минувших лет, застывшую во времени и пространстве. Истинно православные люди считают, что святой образ,
словно книгу, можно прочитать.

Если всмотреться в сюжет иконы, можно увидеть свод Влахернской церкви, которая не сохранилась до наших дней, но навеки запечатлена на святыне. В самом центре на небольшом возвышении под названием амвон стоит рядом с которым находится император со своим народом. На этот род людской сверху взирают святые с Пресвятой Богородицей, простирающей свой спасительный омофор над всем православным миром. Выше людей и святых находится Господь Бог, к которому в своих молитвах обращаются земные и небесные жители. Покров Святой Богородицы - икона, которая должна быть в каждой православной семье.

Исцеляющая сила образа

Имеет поистине исцеляющую силу. Перед образом вы можете попросить о даровании здоровья, излечении тяжелых болезней. Молитвенно обращайтесь к Царице Небесной через данной образ, и она обязательно защитит своим омофором ваш дом и близких от всяких бед. Вы можете прочитать акафист перед образом Божьей Матери или обратиться к Пресвятой Богородице своими словами, но искренне и от всего сердца, прося уберечь вашу семью от невзгод и несчастий спасительным омофором. Помолитесь перед иконой и 14 октября - покров Девы Марии будет всегда незримо над вами.

Традиции Покрова

С праздником заступничества Божьей Матери связывают много обычаев и примет на Руси. Так, на Покров принято было жениться, поскольку к этому времени уже выпадал первый снег, напоминающий белые одежды невесты. Считалось, что пары, которые обвенчались в этот день, будут жить долго и счастливо. Если же девица не имела жениха, она приходила в храм на праздник Покрова и усердно молила Богородицу о даровании ей мужа. В целом русский народ проводил этот день весело и беззаботно.

Приближение праздника Покрова было знаком для крестьян: пора убирать урожай, так как недалеко и заморозки.

Покров Богородицы и казаки

Считается, что праздник Покров Святой Богородицы является в какой-то степени профессиональным для военных, особенно для казаков. Матерь Божия, закрыв Псковский город от нападения врагов своим омофором, помогала русским людям и впредь. Так, например, Казань была взята Иоанном Грозным в борьбе с турками именно накануне праздника. В честь этого знаменательно дня и построили храм Василия Блаженного.

Праздничные приметы на Покров

14 октября, с самого начала основания праздника, русский народ наблюдает много примет, по которым можно судить о погоде и о грядущих событиях. Так, например, считалось, что с какой стороны подует ветер, оттуда и ждать первых сильных заморозков. Зима не будет суровой, если тепло на Покров. Праздник 14 октября обещал суровые морозы, если весь день дул восточный ветер.

Существуют и другие приметы на Покров. 14 октября (1 октября по старому стилю) молодые незамужние девушки старались пораньше прийти в храм и поставить свечу: считалось, что в следующем году найдет пару та девица, которая посетит церковь первой. Остальные тоже не отчаивались, они проводили Покров в веселии и играх, ведь та, что будет радостна и беззаботна, быстро найдет себе хорошего жениха. Много снега на праздник означает большое количество свадеб в следующем году.

Замужние женщины старались испечь на Покров побольше блинов. Много выпечки в доме - в жилище будет зимой тепло. Истопишь печь дровами из яблони - дом станет уютным. А отремонтировать избу до праздника считалось делом обязательным, так как в противном случае семья могла провести зиму в холоде. Вот так и отмечали наши предки 14 октября. Покров Богородицы был для них очень значимым православным праздником.

Как провести праздник

Православные люди всегда стараются по-особенному провести церковный праздник. Покров Святой Богородицы - не исключение. В этот день верующие обязательно посещают утреннюю литургию (и всенощное бдение накануне), не забывая сделать пожертвование нуждающимся - сиротам, бедным и убогим, а также пекут блины, созывая гостей на великое празднество. Если нет возможности организовать подобное веселье, найдите время для посещения храма на праздник. Покров Святой Богородицы защищает всех, кто к ней обращается.

В память о Пресвятой Богородице

Кроме Покрова верующие отмечают и другие церковные праздники России, посвященные Матери Божией. К ним относятся:


Все эти праздники являются двунадесятыми - 12 главными днями, отмечаемыми РПЦ, отражающими земную жизнь Христа и Матери Божией. В их число не входит Покров. Праздник 14 октября стоит неким духовным особняком, который почитается каждым истинным православным.

Рождество Пресвятой Богородицы

Матерь Божия родилась у старцев Иокима и Анны, до этого не имевших детей. За праведную жизнь Господь подарил им ребенка на самом закате их бытия. Это была Мария, которой стала Пресвятой Богородицей. За такой бесценный дар Иоаким и Анна пообещали направить дитя на служение Господу.

Рождество Матери Божией - это поистине великий праздник, так как Царица Небесная своим появлением на свет открыла новую страницу духовной истории.

Введение Пресвятой Богородицы во храм

Когда деве Марии исполнилось 3 года, Иоаким и Анна, нарядив свою единственную дочь в самые лучшие одежды, повели ее в храм. Этот день был поистине знаменательным, ведь праведные шли исполнять данный Богу обет - посвятить своего ребенка служению Всевышнему. Перед самым храмом была выстроена лестница с 15 высокими ступеньками, которые Мария вряд ли бы смогла преодолеть. Но каково же было удивление окружающих, когда Она прошла весь путь до храма без помощи окружающих и своих родителей. И лишь рука Господа невидимо вела девочку до самого входа. В храме первосвященник по внушению Божьему провел Богородицу в алтарь, куда, как известно, женщинам вход воспрещен. Этим событием была показана великая роль пока еще маленькой Марии в жизни всего человечества. С тех пор девочка жила при храме до самого совершеннолетия - до 14 лет.

«Дево, радуйся!»

Великому дню Благовещения, ставшему церковным праздником, предшествовала свадьба Марии с Иосифом, взявшим на себя опеку о девстве Царицы Небесной. Пресвятая Богородица пожелала сохранить обет, данный Господу - жить в непорочности и в непрестанной молитве. Когда Марии исполнилось 14 лет, настоятели храма были вынуждены выдать ее замуж, так как в таком возрасте все девочки тех времен становились женами и матерями.

Иосиф оберегал Богородицу, которая все свое свободное время трудилась и молилась. И вот однажды, читая книгу Исайи о великой женщине, которая удостоится быть матерью Господа, Мария всем сердцем возжелала ее увидеть и смиренно служить ей. В этот момент Богородице явился воскликнувший: «Радуйся, Дево, Господь с Тобою! Благословенна Ты в Женах и благословен Плод Чрева Твоего!». Смущенная этими словами, Богородица воскликнула: «Как это будет, когда я мужа не знаю?» Архангел отвечал, что Святой Дух посетит Ее, и поэтому дитя Ее будет сыном Божиим. Смиренно приняла Мария эти слова. Иосиф поначалу хотел отпустить Деву, узнав о зачатии. Но Архангел пришел и к нему, принеся благую весть и заповедовав и дальше оберегать Божью Матерь. Иосиф, безропотно приняв завет Господа, остался с Марией.

Покров Пресвятой Богородицы - праздник, который дорог каждому православному христианину. Ведь матерь Божия продолжает о нас заботиться и впредь, закрывая Россию спасительным покровом от всех бед и напастей. Посетите храм и помолитесь перед иконой Божьей Матери 14 октября. Покров, незримый для нас, земных, обязательно будет вас защищать по вашим же молитвам.

14 октября Православная церковь празднует Покрова Пресвятой Богородицы – великий праздник, один из самых чтимых в народе. Он установлен в честь события, которое произошло в Константинополе в 910 году. В это время к городу подступили вражеские войска, и жителям только и оставалось, что молиться Богу и уповать на его помощь.

Во время богослужения блаженный Андрей и его ученик Епифаний стали свидетелями явления Божьей Матери, которая простерла свой покров (головное покрывало – мафорий, или омофор) над молящимися людьми в знак своего заступничества от страданий и невзгод. Этим покрывалом Пречистая оберегает верующих, шлет им радость и любовь, подкрепляя их силу и дух, помогая в трудных ситуациях, а также исцеляя от болезней.

Для наших предков память о том, как Богоматерь простерла свой покров над людьми, молящимися в храме, имела глубокий смысл, потому что считается, что над Русью тоже простерт покров Богородицы.

Покров: обычаи и традиции дня

В народе есть несколько преданий, объясняющих происхождение этого большого праздника. Согласно одному из них, истоки праздника уходят в давние времена, когда Богородица странствовала по земле. Довелось ей посетить одну деревню, в которой жили люди, забывшие о всяком милосердии и о Боге.

Стала Богоматерь на ночлег проситься, но нигде её не пустили. Везде она слышала один ответ: «Мы странников не берем». В этот момент над деревней по небесной стезе проезжал Илья Пророк. Услышал он эти жестокие слова и не смог снести обиды, причиненной Пречистой. Напустил он на жителей деревни с неба громы и молнии, каменные и огненные стрелы, град, с человеческую голову. Пошел сильный ливень, грозивший затопить всё поселение. Испугались нечестивцы и взмолились к Господу.

Пожалела их Богородица, развернула свой покров над деревней и спасла своих обидчиков от неминуемой смерти. Дошла до сердца грешников благодать неизреченная, растопила лёд их жестокости. И с тех пор сделались они добрыми и гостеприимными.

На Руси Богородицу считали покровительницей земледелия. По этой причине посвященный ей праздник постепенно заменил древнеславянские празднества в честь окончания работ в поле и завершения уборки овощей и фруктов. К 14 октября заканчивали уборку хлеба – последние снопы увозились и складывались в овине или риге.

В этот период шла активная подготовка к предстоящей зиме. Мужчины заготавливали дрова и утепляли дома, а женщины пряли, шили и ткали. В народе говорили: «Чини шубу до Покрова – иначе тепла не будет », «Захвати до Покрова тепла ». Скотину в последний раз выпускали в поле. Её кормили сеном из последнего снопа нынешней жатвы. Покров – последний день сбора грибов: рыжиков и гроздьев.

В этот день в первый раз в жилых горницах топили печи. По этому поводу пекли блины. Истоки обычая печь блины на Покров связаны с культом предков и почитанием всех усопших родственников. Осенью, когда переходили из летних помещений жить в теплую зимнюю избу, считалось, что горячими блинами необходимо помянуть умерших предков – хранителей домашнего очага. По поверью, души предков незримо обитают в углах дома и охраняют жилище от всего дурного.

Хозяйки затапливали печь в горнице, приговаривая: «Батюшка Покров натопи нашу хату без дров ». Считалось, что если в этот день истопить печь яблонею, то всю зиму в доме будет тепло.

Накануне праздника в избах наводили порядок, из плодов нового урожая готовили угощения, варили брагу и мёд. Женщины доставали старую солому из матрасов и сжигали её, а матрасы набивали новой. Ещё было принято окатывать маленьких детей на пороге дома водой через решето. Делали это для того, чтобы детки не болели всю зиму простудными заболеваниями.

С Покрова дня начиналась свадебная пора. Девушки, мечтающие поскорее выйти замуж, с самого утра шли в церковь и ставили праздничную свечу. По легенде, кто раньше свечу поставит, тот и замуж раньше выйдет. Обращались к Богородице девушки с такими словами: «Ты, Покров-Богородица, покрой меня своей нетленной пеленой – идти на чужую сторону ». Раньше с непокрытой головой могли ходить только девушки, для замужней дамы это считалось большим грехом. И сегодня во время венчания невеста стоит покрытая фатой. Так в народном сознании переплелись нетленная пелена (омофор Божьей Матери), брачное покрывало невесты и снежный покров земли.

Праздник девушки старались провести весело, ведь «если Покров весело проведешь, то и милого дружка найдёшь ». 14 октября они не работали, наряжались в праздничную одежду, собирались в доме, специально снятом для этого, танцевали: «восьмерку», «барыню», «кадриль», «русскую», «польку», пели песни:

Помимо песен и танцев устраивали игры, готовили угощения. С этой целью по всему селению собирали разные продукты: молоко, муку, пшено, масло. Общий ужин получил название «петухов варить ». Девушки варили пшеничную кашу, пекли блины. На Покровскую вечеринку к ним часто заглядывали парни. Они приносили угощения: пряники, конфеты и орехи. Во время вечеринки наблюдали какой парень за какой девушкой ухаживает. Считалась удачливой та девушка, которая от парня на Покров получила какой-нибудь подарок, кроме иголок и ножниц.

Народные приметы на Покров (14 октября)

  1. Покров – первое зазимье.
  2. Какой Покров – такая и зима будет.
  3. Если журавли до этого дня улетели в теплые края, то зима будет ранняя и холодная.
  4. Если к Покрову береза и дуб полностью листья сбросили, зима будет теплой.
  5. До Покрова – осень, после Покрова – зима наступает.
  6. Покров землю покрывает – где листом, а где первым снежком.
  7. Если белка до 14 октября вылиняла, то зима будет хорошей.
  8. Батюшка Покров хату не натопит без дров.
  9. Восточный или северный ветер – к холодной зиме.
  10. Если на Покров снег выпал, то и ) снежным будет.
  11. Если снег выпал на Покров, то и на он будет идти.
  12. Если снег идет, то до дня медведь в берлогу зайдёт.
  13. Дождь начался – к ненастной осени.
  14. Если день ясный и теплый, то осень будет долгой, а снега не будет до ).

Человек, родившийся 14 октября, наделен сдержанностью и самообладанием. В качестве талисмана ему подходит алмаз.

Видео: 14 октября Покров Пресвятой Богородицы

Праздник Покров Богородицы был установлен на Руси в княжение святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155 – 1174 гг.).

Основанием для праздника послужило константинопольское чудо 910 года, описание которого сохранилось в житии св. Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого.

В житии рассказывается, что когда святой Андрей вместе с Епифанием, учеником святого, молились в храме, вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Пресвятую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма омофор. «Видишь ли ты Царицу всех?» - спросил Андрей ученика, не веря своим глазам. «Вижу, отче святый, и ужасаюсь», - ответил Епифаний.

Первым автором жития был священник храма Святой Софии Константинопольской, духовник святого Андрея и его ученика Епифания. Подлинник жития до нас не дошел, а поздние списки и переводы противоречат друг другу. Так, в некоторых говорится о нападении сарацин (арабов) на Константинополь в 910 году, в других видение св. Андрея ни с какими нападениями врагов не связано, в третьих рассказывается о нападении неназванных по имени «врагов» и действие переносится в 911 год. Это совершенно обычное дело – средневековый переписчик часто изменял текст по своему усмотрению, считал своим долгом дополнить содержание тем, что слышал или читал, если, конечно, работал не со Священным Писанием.

Что же происходило в 910 – 911 годах в Ромейской (Византийской) Империи? На престоле второй император Македонской династии Лев VI Философ, прозванный так за любовь к книжной мудрости, ничем особенно не выдающийся правитель: не полководец, не реформатор, не строитель. На патриаршем престоле – Евсевий, сменивший сурового и правильного Николая Мистика, отказавшего императору в благословении на четвертый брак. Дела в Империи идут не то, чтобы плохо, не то, чтобы хорошо. Арабский халифат распался и серьезной угрозы не представлял. Императоры до Льва VI даже отбирали у арабов потихоньку свои земли.

Иногда сарацины контратаковали и отбирали имперские земли, – в общем, шла затяжная вялотекущая война. Империя не слабела, но как-то топталась на перепутье: стратиоты – свободные крестьяне-ополченцы, основа армии – разорялись и теряли способность служить; катафракты – броненосная конница рыцарского типа – еще не стала решающей силой. Столичная аристократия прожигала жизнь – и свою, и чужую. Православная Церковь в это время проводит активную и мудрую миссионерскую деятельность в славянских землях, распространяет и Веру, и культуру.

Современному человеку трудно понять, чем была для остальной Европы византийская культура, не с чем сравнить. Грамотность на территории нынешних Франции или Германии была редким явлением даже среди знати (Карла Великого с трудом научили читать только в сорок лет!), настоящих городов почти не было, дороги и гигиена весьма условные. Восточные славяне, наши с вами предки, вообще были настоящими дикарями, «зверинским обычаем живяху». Приехавший в Ромейскую Империю гость из европейской глубинки всю оставшуюся жизнь не мог придти в себя от изумления. Чистые, ухоженные города с канализацией и водопроводом, сеть удобных и ровных дорог, почта, похожие на дворцы общественные бани, грамотное население и всесторонне образованная аристократия, словом все, что называется «цивилизация».

О событиях 910 – 911 годов рассказывают несколько византийских летописей, по-гречески «хронографов». Перед нами в деталях раскрывается жизнь Влахернского дворца, отношения императора и патриарха, придворные интриги, предательство некоторых царедворцев, перешедших на сторону арабов (одним из них был тот самый патриций Самон, что мучил св. Василия Нового), благочестие монахов… Нет только нападения врагов на Константинополь. Из крупных военных операций этих лет можно отметить только неудачную попытку византийской армии выбить арабов с Крита и из Сирии.

Все-таки было одно событие, которое могло вызвать тревогу в городе и дворце. Где-то около этого времени в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на Империю. Свирепые викинги Олега и ведомые ими славяне, опустошительные нашествия которых крепко отметились в памяти греков, были гораздо страшнее относительно цивилизованных арабов.

В 911 году мирный договор между Русью и Византией был подписан. Мы не знаем, какие события сопровождали переговоры и подписание, но не исключено, что именно общая тревога греков и послужила причиной явления Божией Матери, из которого следовало, что Она предстательствует перед Господом за греческое православное царство.

Через 78 лет внуки тех, над кем Божия Матерь держала омофор во Влахернском храме, отправились на великий и опасный подвиг – крестить русских дикарей-язычников, учить их читать, писать и просто жить по-человечески, а не «зверинским обычаем». С тех пор и хранит православную Русь простертый над ней Покров Пресвятой Богородицы, а забытый греческой Церковью праздник стал на Руси одним из любимых.

Сергей Марнов

Покров Пресвятой Богородицы – один из самых любимых нашим народом праздников. Нам трудно даже себе это представить, но праздника Покрова Пресвятой Богородицы нет в календарях других православных церквей. Его можно считать чисто русским. Но зародился он не в России.

Покров Богородицы. История праздника

В современном Константинополе уже почти ничто не напоминает о событиях тысячелетней давности, связанных с праздником ПокроваБогородицы. Как записано в древнем Патерике, эта история произошла в конце IX в., во время царствования императора Льва Мудрого, или Философа.

В храме во Влахернах, на окраине Константинополя, хранилась в драгоценном ковчеге риза Богоматери. Как говорит Церковное Предание, в этом храме молился и блаженный Андрей, родом славянин, бывший рабом у одного из византийских вельмож. Однажды юродивый Андрей и его друг Епифаний несколько часов молились рядом. И вдруг блаженный Андрей увидел Пресвятую Богородицу. Она шла от западных дверей храма в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. И Андрей, и Епифаний видели, как Богоматерь преклонила колена и молилась, проливая обильные слезы. Потом вошла в алтарь, снова молилась и, сняв с Себя покрывающий Ее голову омофор (большое головное покрывало), распростерла его над коленопреклоненным перед Ней народом.

Житие блаженного Андрея не говорит, когда произошло это чудо. Позднейшее предание связывает его с походом на Византию русских князей. Тогда Покров Богородицы защитил Константинополь от нападения дружины славян. Их корабли развернулись, и город был спасен. В походе этом участвовал тот самый «вещий» Олег, который прибил «щит на врата Цареграда», и возвратился в родной Киев. До крещения Руси оставалось не больше века.

Теперь событие, которое формально можно назвать военным поражением наших предков, Русская Церковь отмечает как праздник заступничества Божией Матери, ее защиты всех православных христиан. И праздник Покрова Богородицы стал на Руси одним из самых любимых.

Покров, Покровское, Покровские… Сколько городов, деревень, сел, фамилий русских людей связано с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. А сколько всегда строилось на Руси Покровских монастырей и храмов. Сегодня только в Москве и Московской области их более ста. Но начнем мы свой рассказ с самого первого Покровского храма, построенного на Руси более восьмисот лет назад.

Храм Покрова на Нерли. Фото – А.Константинов

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли называют «белой лебедью» русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Легкая, стройная, будто невесомая, – такое ощущение, что она высечена из единого куска белого камня. Храм Покрова на Нерли самый миниатюрный, и в то же время, самый грациозный. Общая его ширина чуть более 10 метров, а внутренняя высота около 21.

Каждый фасад украшен резьбой. В самом верху – библейский царь Давид с гуслями. По сторонам симметрично расположены орлы, под ними – фигуры львов. Присмирели хищные звери, что символизирует собой мир и единение под властью князя. Чуть ниже – женские маски. Их считают символами посвящения храма Божией Матери. Основателя храма князя Андрея Боголюбского современники сравнивали с кротким псалмопевцем Давидом и мудрым Соломоном.

Храм Покрова был построен в 1165 году Андреем Боголюбским в память о старшем сыне Изяславе, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию. Сам поход закончился победой. В Лаврентьевской летописи говорится, что от образа Владимирской Божией Матери, который находился в русском войске, исходили огненные лучи. Не тогда ли у Андрея Боголюбского и зародилась мысль, что Русь находится под покровом Пречистой Девы?

От своего деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал мужество и благородство, а за свое благочестие получил прозвище – Боголюбский. Он выстроил свыше 30-ти храмов и монастырей и установил праздник Покрова Богородицы в ознаменование того, что Пресвятая Богородица принимает землю Русскую под Свой омофор, Свою защиту.

В полутора километрах от храма Покрова находится Боголюбский монастырь, также основанный князем Андреем. Он начинался с храма Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию, здесь было чудесное явление Божией Матери Андрею Боголюбскому. Пресвятая Богородица повелела благочестивому князю на месте Её явления построить храм и святую обитель.

Рядом с вознесшимся храмом князь выстроил свои палаты. В лестничной башне княжеских палат до наших дней сохранилось место мученической кончины святого князя.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы, после революции, долгие годы был закрыт для богослужений, и вот осенью 2006 года, храм снова ожил. Как и во времена Андрея Боголюбского, здесь снова совершается Божественная литургия.

– Московскому храму Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в этом году исполняется 310 лет. Он никогда не закрывался. Все эти годы многие поколения верующих приходили сюда помолиться и попросить помощи у Царицы Небесной. И помощь всегда приходила. Сегодня здесь, как и во всех православных храмах, звучит праздничное песнопение: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором».

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе

Московский храм Покрова Пресвятой Богородицы стоит на Лыщиковой горе. Лыщиково происходит от древнерусского слова «лыскать» – блестеть, сверкать, сиять. Вот и сияет этот храм своими святынями более трехсот лет. Главные из святынь храма – две иконы Покрова Пресвятой Богородицы: храмовая и в иконостасе.

Телевизионная съемка в храме на Лыщиковой горе происходила за неделю до престольного праздника. Валентина Заботкина пришла в этот храм в 1941-м, в войну. Да так и осталась.

Валентина Заботкина: – Сейчас у нас уборка: готовимся к празднику Покрова. Вся жизнь прошла в этом храме. Я детей своих здесь крестила, и уже одного из них отпевала, и сестру, и мужа… Все были на войне и вернулись. Муж всю войну прошел от Москвы до Берлина и лишь под Берлином был ранен. Только Покров Божией Матери, только Царица Небесная нас спасает, и охраняет, и оберегает, без Ее помощи нельзя прожить.

Еще три образа Пресвятой Богородицы особо почитают в храме: Казанский, Тихвинский, Иерусалимская. А установленное в храме распятие приписывают кисти художника Виктора Васнецова.

Cвященник Андрей Никольский: – В нашем храме почивают мощи священноисповедника Романа. После революционного переворота он бежал из Севастополя, где ему угрожала неминуемая . По приезде в Москву он был назначен Святейшим Патриархом Тихоном настоятелем храма Покрова-на-рву (собора Василия Блаженного). В трудные 30-е гг. у него в храме была единственная на всю Москву православная община. Святой старец Московский Алексий (Мечев) говорил отцу Роману: «У меня – амбулатория, а у тебя – стационар». В те страшные годы священноисповедник Роман, несмотря ни на что, не боясь собирать вокруг себя людей и учить, вел их ко Христу, к Царствию Небесному.

Священноисповедник Роман (Медведь)

Братство ревнителей Православия, которое организовал протоиерей Роман, просуществовало более 10 лет. В 1931г. его арестовали. Писать письма из тюрьмы разрешали только раз в месяц. Но и в них, как и на воле, отец Роман продолжал поддерживать, утешать и вести людей к Богу.

В этом году к юбилею храм заново побелили, отреставрировали. А вот колокола на колокольне, – все те же, что и 100 и 200 лет назад.

Cвященник Андрей Никольский: – Три основных наших колокола удалось сохранить. По преданию, когда люди узнали о том, что сюда идет комиссия снимать колокола, староста и прихожане догадались поставить комиссии обильное угощение, а во-вторых, намазать колокола смолой. После угощения ни у кого не возникло желания пачкаться в этой смоле. Так колокола до наших дней и дожили.

В престольный праздник храма звон этих колоколов поплывет над Москвой, славя и воспевая Пресвятую Богородицу.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – В каждом Покровском храме в иконостасе рядом с образом Спасителя Вы увидите храмовую икону – Покрова Богородицы. Надо сказать, что первые иконы, посвященные этому празднику, были написаны на Руси.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово

Покровский храм в селе Акулово

В начале XIX-го века селом Акулово и окрестностями владела графиня Варвара Петровна Шереметьева-Разумовская. В 1807-м году она и построила этот каменный храм на месте старой деревянной церкви, которая простояла здесь более ста лет, но к тому времени уже изрядно обветшала. В 1812-м году наполеоновские солдаты почти полностью сожгли село и разграбили церковь: сломали иконостасы всех трех приделов и похитили иконы, в том числе и храмовую – Покрова Пресвятой Богородицы. Но часть церковной утвари удалось спасти -графиня Шереметьева-Разумовская спрятала ее в своем доме. Незадолго до смерти Варвара Петровна пожертвовала 15 тысяч рублей на вечное содержание Покровской церкви. Сама же умерла в бедности.

Протоиерей Валериан Кречетов настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово: – Когда она умерла, то на похоронах даже посуду занимали у соседей. Служил и погребен здесь отец Сергий Орлов. Он и рассказывал мне, какая здесь была жизнь.

Духовник отца Валериана Кречетова протоиерей Сергий Орлов прослужил в этом храме 29 лет. В голодные годы храм кормил всю округу.

– Я застал здесь старушек, которые вспоминали, что детьми они приходили в храм и получали здесь пропитание. Отец Сергий давал им крупы, муки, и этим кормились их семьи. Видимо, эта доброта, благодарность жителей и спасла храм. Он никогда не закрывался. Не поднялась рука у людей сделать недоброе тому, от кого получали добро. Дедушка священника Сергия Орлова отец Петр тоже был очень добрым человеком и усердным служителем. Он посещал больных прихожан во время эпидемии холеры, заразился и скончался.

Близок к их семье был митрополит Харьковский Нафанаил, который в годы гонений жил у них то в подвале, то на чердаке. Это грозило укрывателям тюрьмой и даже смертной казнью. Владыка Нафанаил похоронен на небольшом кладбище за алтарем храма. Здесь же похоронен и протоиерей Тихон Пелех, сохранивший антиминсы Троице-Сергиевой Лавры, и один из последних насельников старого Данилова монастыря архимандрит Дорофей.

Протоиерей Валериан Кречетов: – Он прошел лагеря, был истинный аскет и подвижник. Жил в сарае, к нему сбегались коты, ложились рядом и обогревали его. Здесь же погребен один из наших молитвенников и исповедников иеромонах Ефросин (в миру – Василий Андреевич Данилов). Он отсидел 10 лет на Колыме. Однажды зимой их послали на лесоповал, он отстал и заблудился. Это была верная смерть. Он шел, обессилев, упал, написал свои грехи на бумажке и приготовился к смерти. И тут он услышал голос старца Дорофея: «Не лежи, вставай». Он пополз дальше и выполз к трассе. Там его подобрали, по номеру определили – откуда. Отправили обратно в лагере, там его наказали за побег: три недели карцера на хлебе и воде. Когда его выпустили, он был в полном изнеможении и истощении. Начальник лагеря не верил, что заключенный Данилов выжил. Его бросили в камеру умирать, а он остался жив. Пройдя через все это, он сохранил веру. Незадолго до смерти он сказал мне замечательные слова: «Берегись чувства страха, иначе будешь сдавать все позиции». Здесь Господь собрал истинные светильники православной веры. Видимо, их молитвами храм и сохраняется.

Все эти годы Богородица хранила его. И все эти годы являла и продолжает являть чудо. Каждый год в ночь на четвертое декабря, на Введение во храм Пресвятой Богородицы в любой мороз неподалеку от храма распускается верба и вскоре тут же на глазах закрывается, чтобы снова распуститься уже в преддверии Пасхи.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Наша постоянная рубрика «Чудеса России» началась с того, что газета «Труд» попросила своих читателей назвать семь чудес России. Это очень трудная задача, – из всех сокровищ нашей истории и культуры выбрать семь наиболее значительных. Надеюсь, мы Вам в этом поможем. Сегодня – рассказ об одном из Покровских храмов.

Чудеса России. Собор Василия Блаженного

Храм Покрова Пресвятой Богородицы «что на рву». 450 лет назад его повелел построить царь Иван Грозный в честь победы над Казанским ханством. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска. Покровский собор – воинский храм. А еще – это воплощение идеи «Москва – Третий Рим». Архитектурный образ библейского Нового Иерусалима, образ Царствия Небесного. В храме не только молились – его считали иконой, запечатленной в камне. Восемь больших куполов – это и восемь побед русского оружия. Это и восьмиконечная путеводная вифлеемская звезда. А главный придел – в честь Покрова Богородицы – объединяет остальные главы, собирает их. Это – символ покровительства и заступничества Божией Матери над Церковью Христовой, над всей Русской землей.

Летопись сохранила нам имена строителей – это русские зодчие Постник и Барма. Они строили храм шесть лет. А потом Иван Грозный приказал ослепить их. Чтобы больше нигде и никогда они не смогли создать такое чудо.

В народе Покровский храм чаще называют Собором Василия Блаженного. Именно здесь покоится прах знаменитого московского юродивого, святого и провидца.

За многие века собор неоднократно страдал от пожаров, был разграблен французами. Первоначальный облик вернули ему лишь в XX-м веке. Выдающийся архитектор и реставратор Дмитрий Сухов посвятил этому более сорока лет. Он считал, что «Покровский Собор – такое же высокое произведение русского гения, как «Слово о полку Игореве» или как живопись Андрея Рублева.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я еще раз поздравляю Вас с праздником желаю, чтобы на протяжении всей своей жизни Вы ощущали над собой Покров Пресвятой Богородицы, Ее помощь, Ее заступничество. Всегда обращайтесь к Ней, – «теплой заступнице мира холодного».

Наша программа подошла к концу. Ее электронную версию можно прочесть на нашем сайте «Седмица.Ru». Здесь же Вы узнаете много интересного о религиозной жизни всего мира. Я прощаюсь с вами. Увидимся через неделю. Всего Вам доброго. Храни Вас Господь!

Что такое Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название - Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.

Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная - 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).

Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы

На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу – разрешается рыба.

События Покрова Пресвятой Богородицы

История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.

Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…

Материал по теме


Белый, легкий, устремленный ввысь, посреди бескрайнего луга, с отражением в реке… «Поэма в камне» - так называют храм Покрова на Нерли. Этот храм всемирно известен, но история его создания до сих пор рождает вопросы. Автор «Фомы» и участник Суздальской археологической экспедиции Алексей Пичугин ответил на некоторые из них.

Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.

Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

История празднования Покрова Пресвятой Богородицы

Мы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник).

«Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых - . Ее возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.

Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа - храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.

В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.

В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

Покров день - народные традиции праздника

Шибанов Михаил. “Празднество свадебного договора”. 1777. Третьяковская галерея. Москва.

На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.

В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты - все оказало свое влияние.

В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября - по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.

Покров - «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.

Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве в 1635 году основал царь Михаил Феодорович. По преданию, в честь Покрова Божией Матери его освятили потому, что отец Михаила Феодоровича, Патриарх Филарет, умер именно в этот праздник.

Сначала монастырь назывался «Покрова на убогих домах», потому что здесь, на окраине столицы, располагалось кладбище для погребения бездомных, бродяг и казненных. Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской.

В 1808 году на месте обветшавшего храма возвели каменный монастырский собор, а в последующие годы территорию обители украсил еще один храм - во имя Всех Святых, трехъярусная колокольня, стены и ворота. С 1751-ого по 1776-ой здесь располагалась Духовная семинария, а в XIX-XX веках монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.

В 1812-м обитель разорили французы, но за несколько лет после войны ее восстановили. В 1926 году советские власти взорвали монастырскую колокольню, затем закрыли Покровский храм, снесли часовню и могильные памятники. В 1929-м был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища разбили парк, он существует и по сей день. Около 70-ти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.

В 1998 году сюда с Даниловского кладбища были перенесены мощи праведной старицы Матроны. В 2004-м блаженную Матрону причислили к лику святых. Сейчас Покровский монастырь - место паломничества всех, кто хочет помолиться у мощей старицы.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С самого начала христианства на Руси Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле. И минутами многие спрашивают, задают вопрос себе и другим: Каким же это образом, когда земля Русская, Церковь наша родная изначально были под защитой Пречистой Девы Богородицы, – каким образом могла наша Русская история и судьба нашей Церкви порой быть такой страшной и такой трагичной? Сколько боли, сколько страха прошло через русскую историю, и не только в ее светском образе, но и в самой Церкви. Мученики восставали из столетия в столетие, свидетели Христовы погибали. Как же это можно совместить с нашим убеждением, что над Церковью нашей, над родиной нашей – Покров Пречистой Девы Богородицы? Мне думается, что это можно понять, если только вспомнить, как Она стояла у креста Сына Своего единородного и ни словом не обмолвилась, ни криком, ни слезой не умолила, чтобы Его не распинали, потому что Она знала, что Сын Божий, ставший сыном человеческим через Нее, пришел для того, чтобы жить, учить, жизнь Свою отдать и умереть на кресте для спасения человеческого рода. И мы, христиане, не только люди, которые веруем во Христа, мы, христиане, Его ученики, мы от Него получили в наследие заповедь любить друг друга так, как Он нас возлюбил, иметь такую любовь, которой земля не знает: Никто большей любви не имеет, как тот, который жизнь свою положит за друзей своих…

Мы причащаемся Святых Тайн. Что же это значит? Это значит, что чудом святого приобщения жизнь Христова, человеческая природа Христова делается нашей жизнью и нашей природой, и что хотя бы в зачаточном виде наше присутствие на земле есть икона и реальность Христова присутствия в трагическом, многострадальном нашем мире. Каждый из нас в меру своей отдачи Богу, в меру того, верит ли он или не верит во Христа – не словом, не чувством только, но всей жизнью своей, каждый из нас призван пройти путь Христов. А путь Христов мы знаем. Когда Иаков и Иоанн, два из Его учеников, подошли к Нему, прося, чтобы, когда Он победителем придет, они могли сесть по правую и левую руку Его престола, Он им ответил: Можете ли вы, готовы ли вы пить чашу, которую Я пью? – т.е. разделить ту судьбу, которую Я взял на Себя по любви, к вам, к человеческому роду, готовы ли вы погрузиться в тот ужас, который будет ужасом Моей судьбы: предательство, поцелуй Иуды, бегство апостолов, одиночество, беззаконный суд, лжесвидетельство и, наконец, осуждение на смерть, и путь на Голгофу, нося крест, на котором Ему надлежало быть распяту и умереть? И когда Его пригвождали ко кресту, когда этот крест ставили так, чтобы Он мог умереть на глазах у всех медленной смертью, под насмешками Его осудителей и мучителей, каковы были Его слова? – Прости им, Отче, они не знают, что творят… И Божия Матерь стояла, и ни словом не стала умолять, чтобы пожалели Ее Сына, ни словом Она не обратилась к Нему, с тем чтобы Он Божественной властью и силой Своей сошел со креста, потому что Она знала, что для того-то Он и пришел а мир.

Я когда-то спрашивал Святейшего, приснопамятного, дорогого всем нам патриарха Алексия, как бы он определил Церковь, и он мне сказал: Церковь – это тело Христово, распинаемое ради спасения своих мучителей… Только тогда, когда мы являемся жертвой, получаем мы ту власть, которую Христос имел, сказать: Прости им, Отче! – потому что принятием страдания без протеста, безмолвно отдавая себя (Христос сказал: Никто не отнимает у Меня жизни, Я отдаю ее свободно) – когда мы тоже отдаем себя на поругание, на насмешки, а порой и на худшее, мы получаем власть прощать.

Близкий мне человек, друг мой, старше меня лет на двадцать с лишним, был взят в концентрационный лагерь во время немецкой оккупации. Когда он вернулся, я его опросил, встретив на улице: Что вы принесли с собой из лагеря? И он мне сказал: Неумолкающую тревогу. Я на него посмотрел и сказал: Неужели вы там потеряли веру? – Нет, – сказал он, – но пока я был в лагере, пока я был в страдании, под опасностью смерти, когда меня мучили, терзали и голодом и побоями, я в любую минуту мог сказать: Отче, прости им, они не знают, что творят! – и я знал, что Господь не может не услышать мои молитвы, потому что я своей кровью Ему свидетельствовал в том, что я всерьез эти слова произношу, из глубины страдания взываю о прощении моих мучителей. А теперь я на свободе, а те, которые нас так мучили, так терзали, так зверски с нами поступали, может, не покаялись, не поняли, что они делали, но когда я кричу к Богу, вопию к Нему, плачу перед Ним о том, чтобы Он их как-нибудь спас, не может ли Господь мне сказать: Легко теперь о них молиться: ты не страдаешь; чем ты докажешь Мне свою искренность в молитве?.. Вот отношение простого русского христианина. И к этому все мы призваны, потому что мы крещением облекаемся во Христа, потому что мы миропомазанием получаем Духа Святого, потому что мы причащением становимся одним телом, одной жизнью со Христом Спасителем, Сыном человеческим, во всем подобным нам, кроме греха, но и Сыном Божиим, и начинается в нас тот процесс, который должен нас приобщить Божественной жизни в конце времен.

И вот когда мы думаем о Покрове Божией Матери над Русской землей, разве мы не можем понять, что Она – да, вместе с нами стояла у престола Божия, что Она слезно молила Бога о том, чтобы милость сошла на нас, чтобы крепость нам была дана, но не о том, чтобы мы были лишены чудесного дара жить и умирать во спасение тех, которым нужно наше прощение и нужно свидетельство о том, что значит быть человеком, в котором живет Божественная любовь.

Но вы скажете: Как это сделать? Где найти силы?.. Апостол Павел обратился к Богу, видя, что ему надлежит совершить на земле, обратился к Нему с мольбой о силе, и Христос ему ответил: Довольно тебе Моей благодати, сила Моя в немощи твоей проявляется… В какой немощи? Конечно, не в страшливости, не в трусости, не в лени, не в унынии, а в той немощи, которую мы можем явить, когда мы отдаем себя беззащитно, как ребенок себя отдает в объятия матери, не защищаясь, просто зная, что он безопасен в ее объятиях. Вот как мы должны отдать себя Богу, и тогда сила Божия в нас совершится, не мудростью наших слов, не силой наших действий, а открытостью нашей благодати Божией, которая будет изливаться через нас на всё и на всех вокруг нас.

Мы имеем другую еще радость сегодня: мы впервые можем молиться Святейшему Патриарху Тихону. Он для нас – образ многострадальной, распятой Руси. Он, человек старого времени, вошел в новое время, неведомое ему до того, и вгляделся в пути Божии; и эти пути он сумел прозреть, и смысл их для себя и для других раскрыть, и он поставил Церковь в должное положение по отношению к земным властям и к Богу. Он для нас – образ всех новомучеников, которых мы вспоминаем, всех подвижников веры, мужчин и женщин, детей и стариков, которые свою жизнь отдали, которые жизнью и смертью поплатились за то, что они захотели до конца остаться Христовыми. Он как бы ключ, он – средоточие всего этого подвига. Он в свое время соединял невидимо, через непроходимые границы, тех, которые остались на многострадальной, измученной нашей родной земле, и тех, которые, подобно моим родителям и мне, оказались на чужбине, лишенные родины и лишенные такой земли, в которой они могли стать своими. Он нас соединял, он был тем, который за нас всех молился и за которого мы и тут, и там могли молиться одним сердцем. Какое чудо! Конечно, он молился за нас, за Русскую землю и когда был на земле живым, и когда предстал перед престолом Божиим. Признание его святости говорит в первую очередь не о его святости, а о том, что теперь мы можем ее провозгласить, о том, что теперь мы ее понимаем, как, может быть, не понимали раньше, и благодарим Бога за то, что, подобно ему, следуя его учению, его образу, миллионы людей на родной земле жили и умирали по вере своей. Слава Богу!.. И поэтому когда нам придет время скорби, большой или малой, будем помнить, что скорбь наша – это скорбь Христова, что несем мы эту скорбь, потому что мы Христовы, потому что мы - тело Христово на земле, продолжение Его телесного присутствия, Его распятого тела. Аминь!

Loading...Loading...