Притча о сеятеле смысл кратко. вот вышел сеятель сеять

Обычно, желая подчеркнуть важность чего-либо, мы повторяем это несколько раз. Так же и в Слове Божьем: если что-то повторяется несколько раз, значит, это особенно важно и следует уделить этому особое внимание. Одним из таких отрывков, который неоднократно повторяется, является притча о сеятеле. И действительно, из всех четырех жизнеописаний Иисуса Христа, данная притча встречается трижды. Поэтому давайте исследуем ее и посмотрим, чему особенно важному Господь хочет научить нас в этой притче.

1. Притча

Притча о сеятеле записана в Матфея 13:1-8, Марка 4:1-9, и в Луки 8:4-8. Возьмем за основу повествование от Луки, где мы читаем:

Луки 8:4-8
«Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

Момент, в который Иисус решил рассказать эту притчу, был выбран им не случайно. Действительно, как сказано в четвертом стихе: «Когда же собралось множество народа , и из всех городов жители сходились к Нему, Он [увидев, что к нему идет множество народа – прим. авт.] начал говорить притчею …». Иисус говорил эту притчу, когда много людей пришло к Нему послушать Слово Божье. Как мы увидим, притча будет о слушании Слова Божьего. Поэтому Иисус, говоря эту притчу, хотел, чтобы все, приходящие к Нему послушать Слово, осознавали, какая возможность выбора будет им предоставлена.

2. «При дороге»

Посмотрев на вышеприведенный отрывок из Евангелия от Луки, мы можем сказать, что эта притча о семени, которое попадает в четыре разных вида почвы, первый из которых был «при дороге». Как сказано в Луки 8:5:

Луки 8:5
«…вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его».

Одно из посеянных семян упало «ПРИ дороге» и потому не взошло и не принесло никакого плода, но было потоптано и съедено птицами.

Толкование этой части притчи приводится несколькими стихами ниже. Итак, в Луки 8:11-12 говорится:

Луки 8:11-12
«Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись».

Также в Матфея 13:19 , в толковании той же самой части притчи, говорится:
«…ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его--вот кого означает посеянное при дороге».

Согласно вышеприведенным отрывкам, семя, которое сеется, это СЛОВО БОЖЬЕ, или «слово о Царствии». Однако это Слово не везде дает одинаковый результат, так как его плодоносность зависит от земли, в которую оно падает. Один из возможных видов почвы - это земля «у дороги», которая, согласно толкованию притчи, обозначает людей, хотя и слушающих Слово Божье, но не разумеющих его. Что имеется в виду под словами «не разумеют» - об этом мы узнаем из контекста притчи. Так, греческое слово, переводимое в приведенном выше отрывке как «разумеющий», - производное от глагола «suniemi», которое в Евангелии от Матфея 13 главе используется шесть раз, пять из которых – в отношении нашей притчи. Так, в Матфея 13:13-15 сказано:

Матфея 13:13-15
«…Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют [греч.: «suniemi» - прим. авт.], и сбывается над ними [над тем, кто видя не видит и слыша не понимает – прим. авт.] пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите--и не уразумеете [греч.: «suniemi» - прим. авт.], и глазами смотреть будете--и не увидите, ИБО [по этой причине они, хотя и слышат, но не понимают. – прим. авт.] огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами , и не уразумеют [греч.: «suniemi» - прим. авт.] сердцем , и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Такой человек, хоть и слышит Слово, сердцем своим (духом своего ума) он его не разумеет. Здесь, в притче о сеятеле, имеется в виду не простое умственное понимание Слова. Скорее, это понимание, принятие Слова всем свои сердцем, духом ума. Поэтому-то результат, который принесет семя Слова, и будет зависеть от почвы, от сердец слушающих Слово. Одно и то же семя, попадая в разную почву, т.е. в разные в качественном отношении сердца, дает разный результат. Если сердце огрубело, тогда семя Слова Божьего будет подобно семени, падающему при дороге. Оно не взойдет и, конечно же, совсем не принесет плода. Как сказано во 2 Послании к Коринфянам 4:3-4 и Ефесянам 4:17-19:

2 Коринфянам 4:3-4
«Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы , чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого».

И в Ефесянам 4:17-19
«Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме , отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их . Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью».

Есть люди, для которых Слово Божье «закрыто» и которые не могут «уразуметь» его, не потому что Слово Божье трудно для понимания, но потому что их сердца огрубели, стали жесткими, не позволяя семени Божьего Слова прорастать.

Также, греческое слово, переведенное в отрывке из Ефесянам как «помрачены», - это слово «porosis», что означает «бесчувственность». То же самое слово используется в Марка 3:5 для описания сердец характерной группы людей, которые так сильно преследовали Иисуса - фарисеев:

Марка 3:5
«И, [Иисус] воззрев на них [то есть, на фарисеев (см. Марка 2:24) – прим. авт.] с гневом, скорбя об ожесточении сердец их [греч.: «porosis» - «бесчувственность» – прим. авт.]…»

Рядом с фарисеями был Сам Сын Божий Иисус Христос!!! Они слышали и видели величайшего Учителя, величайшего из когда-либо живущих на земле. И все-таки они в Него не верили. Почему? Потому что сердца их огрубели, т.е. были очень жесткими и неподходящими для принятия и роста семени Слова. Не семя – Слово Божье - было тому виной, а ЗЕМЛЯ, их жесткие сердца.

3. «Иное упало на места каменистые»

Рассмотрев первый вид почвы, в которую падает семя Слова Божьего, давайте теперь перейдем ко второму. О нем в Матфея 13:5-6 сказано:

Матфея 13:5-6
«…иное [семя] упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло»

Семя может прорастать в разных видах почвы. Но не во всех из них оно выживет и будет приносить плод. Одна из почв – это та, в которой семя, которое, хотя и взошло первоначально, в конечном итоге не смогло прижиться, находясь в каменистой земле. Причина, по которой семя не прижилось - в том, что камни не позволяют ему пускать глубоко корни, что необходимо для поиска влаги. Поэтому, как только подует ветер, оно засыхает.

Обращаясь к Евангелию от Марка для толкования этой части притчи, читаем:

Марка 4:16-17
«Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его , но не имеют в себе корня и непостоянны ; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются ».

Как видим, каменистую почву представляют собой люди, слушающие Слово Божье и сразу же принимающие его, даже с радостью. Однако это ненадолго, ибо, когда возникают скорби и гонения, такие люди так же быстро отпадают. Очевидно, что проблема, которая, в конечном итоге, и является причиной их отпадения, в том, что они очень слабы в скорбях и гонениях. Поэтому, когда дьявол выстраивает подобные события против них, они тут же отпадают. Причина их отпадения не в том, что скорбь для них слишком невыносима, ибо во 2 Коринфянам 4:17, 1 Коринфянам 10:12-13 и 1 Петра 5:10 говорится, что при искушении нам будет дано и облегчение, так чтобы мы могли перенести (1 Коринфянам 10:12-13). Причина в том, что они не хотят оказывать даже малейшее сопротивление дьяволу (как говорится в этом отрывке: они «тотчас соблазняются»). В Иакова 4:7 сказано:

Иакова 4:7
«Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и [в результате вашего противостояния – прим. авт.] убежит от вас».

Также в 1 Петра 5:8-9 говорится:
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою , зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире».

Если мы не противостанем дьяволу, он от нас не убежит. Другими словами, он поглощает тех, кто ему не противостоит. К категории потенциальной мишени для дьявола относятся также люди с ожесточенным сердцем. Когда приходит дьявол и приносит скорби, они тотчас же становятся для него легкой добычей. Они хорошо начинают, но, к сожалению, плохо заканчивают.

4. Третья категория

Рассмотрев две первые категории людей, слышащих Слово, перейдем теперь к третьей. В Марка 4:7 говорится:

Марка 4:7
«Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило [семя], и оно не дало плода».

Третий вид почвы, в которую падает семя, - это тернистая земля. Зерно, падая в такую почву, заглушается терниями и, следовательно, не приносит плода. Для понимания того, что имеется в виду в этой части притчи, перейдем к Марка 4:18-19, где написано:

«Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода».

К сожалению, эта третья категория людей тоже не благополучна. Проблема этих людей в том, что Слово Божье сосуществует в их сердцах вместе с заботами века сего, обольщением богатством и другими пожеланиями». В конечном итоге, все это становится терниями, препятствующими росту Слова Божьего, заглушающими его и делающими его неплодоносным. В противоположность тому, как поступают люди этой категории, Иисус сказал:

Матфея 6:25-34
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы ».

Прежде всего – дела Царства Божьего, а потом – все остальное. Если мы применяем этот принцип, то все остальное нам будет прилагаться. Однако, если мы его не применяем и на первое место ставим заботы и все остальное, что представляется нам важным, это приведет к тому, что Слово не сможет вырасти и принести плод.

Череда забот этого мира, обольщение богатством и другие пожелания – это очень серьезно. В статье этот вопрос рассматривается отдельно.

5. «Иное упало на добрую землю»

Подходя к этому моменту, мы уже рассмотрели три вида почвы, куда упало семя Слова Божьего. К сожалению, ни в одной из почв оно не смогло принести плода. Так, первая почва, которая была «у дороги», была настолько твердой, что семя даже не смогло взойти. Вторая тоже была каменистой, в которой семени невозможно пустить глубокие корни. И, наконец, третья была тернистой, заглушающей семя, так что оно не могло приносить плод. Теперь, когда мы рассмотрели три эти категории, не приносящие плод, пришло время для нас взглянуть на ДОБРУЮ почву, приносящую плод. В Матфея 13:8 о ней говорится:

Матфея 13:8
«иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать».

И здесь же, в Матфея 13:23 , приводится толкование:
«Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего [греч.: «suniemi» - прим. авт.], который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».

В этот раз семя упало не при дороге, не на каменистую землю и не в тернии, а на добрую землю , в сердца людей, слушающих Слово и разумеющих [греч.: «suniemi»] его. Луки 8:15 дает объяснение, кто такие «разумеющие его»:

Луки 8:15
«а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении…».

Как мы, возможно, помним, люди из первой категории не могли «разуметь», принять Слово, так как сердца их огрубели, стали жесткими. Люди же, принадлежащие четвертой категории, наоборот, разумеют Слово, помещая его в свои добрые и чистые сердца . У людей этой категории есть все, чего нет у остальных трех категорий, не приносящих плод. Если у людей в первой категории сердца были грубыми и жесткими, то здесь сердца добрые и чистые . Люди из второй категории были неспособны переносить трудности и при первых скорбях тотчас же отпадали, люди же этой категории - терпеливы (они «приносят плод в терпении », как говорится в этом отрывке) и не сдаются. Наконец, если в третьей категории Слово Божье было заглушаемо различными заботами и пожеланиями, которые становились на первое место в жизни, то здесь Слово ХРАНИТСЯ в сердцах людей, продолжая оставаться главным приоритетом. Эта категория приносит плод. Как сказал Христос в Иоанна 15 главе:

Иоанна 15:1-2, 4-5, 8, 16
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой--виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода … Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне . Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода ; ибо без Меня не можете делать ничего… Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками… Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал , дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам».

Бог очищает каждую ветвь, приносящую плод, чтобы она могла принести больше плода. Чем больше плода она приносит, тем более прославляется Господь.

6. Заключение

В заключение: Слово Божье могут слышать разные люди, но и результат их слушания будет разный, в зависимости от разного качества сердец, слушающих Слово. Так, одни отвергнут его, другие примут, но до первых гонений и скорбей, третьи примут, но, в конечном итоге, поставят его на последнее место, отдавая приоритет другим вещам (заботам, богатству, другим пожеланиям). И, наконец, некоторые сохранят его в добром и чистом сердце, принося плод. Поэтому Иисус, заканчивая толкование притчи, сказал: «…наблюдайте, как вы слушаете» (Луки 8:18). Важно не просто слушание Слова, но и то, как мы его слушаем, потому что многие слушают его, но только те, кто слушают его и хранят в добром и чистом сердце, будут приносить плод. Да будем все мы в числе этих людей и да пребудем мы среди них всегда.

Иисус Христос, находясь в Капернауме, пришел на берег Галилейского озера. К Нему собралось множество народа. Он вошел в лодку и сел, а народ стоял на берегу, и с лодки начал поучать народ притчами.

Иисус Христос сказал: "Вот вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге и было потоптано, и птицы поклевали его.


Иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело корня и влаги.

Иное упало в терние (дикая, сорная трава), и терние заглушило его.

Иное же упало в хорошую добрую землю, оно выросло и принесло обильный плод.

Потом, когда ученики спросили Иисуса Христа: "что значит эта притча?" - Он им объяснил:

Семя есть слово Божие (Евангелие).

Сеятель - тот кто сеет (проповедует) слово Божие.

Земля - сердце человеческое.

Земля при дороге , куда упало семя, означает невнимательных и рассеянных людей, к сердцу которых слово Божие не имеет доступа. Диавол без труда похищает и уносит его от них, чтобы они не уверовали и не спаслись.

Каменистое место означает людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении, скорби или гонении на слово Божие, отпадают от веры.

Терние означает людей, у которых житейские заботы, богатство и разные пороки заглушают в душе слово Божие.

Хорошая, плодородная земля означает людей с добрым сердцем. Они внимательны к слову Божию, сохраняют его в доброй душе своей и с терпением стараются исполнять все, чему оно учит. Плоды их это добрые дела, за которые они удостаиваются Царства Небесного.

    Близится зима и мы пытаемся по-максимуму довести строительные работы до закрытия на зимний сезон. В этом году сделано немало: забетонированы полы в здании и сделаны ступени на входах, установлена кровля, на которую так же закуплен металл. Работы на кровле возобновятся по весне, зимой будут собираться средства для оплаты строителям. Установлены окна, скоро появится основная входная дверь. Надеемся, что общими трудами в следующем году мы сможем установить купола и произвести внутренние работы.

    Начались кровельные работы на строящемся здании храма, закуплен кирпич для продолжения возведения колокольни. Это стало возможным благодаря поддержке районных властей и организованному сбору средств. Было собрано порядка 40 миллионов на благотворительном счету райисполкома и переведено из средств, заработанных на субботнике немногим более 100 миллионов белорусских рублей. В настоящее время накрыты малые крыши, планируем до холодов закрыть алтарь. Но на основную крышу средств пока недостает. Необходимо и переработать проектную документацию в целях упрощения и удешевления кровли основного здания. Работы по установке начнутся по окончанию зимнего периода. Православный приход благодарит всех, кто оказал помощь в сборе средств. Особая благодарность нашим итальянским друзьям из города Бормио. Фонд "Поможем им жить", с помощью которого наши дети получают возможность отдохнуть в Италии, поправить свое здоровье, уже в течение нескольких лет собрал и передал для строительства храма порядка 7тысяч. Искренняя благодарность Джулио Масса за неравнодушие к нашему общему делу. Этот человек, католик, очень добрый и верующий, поставил своей целью собрать средства на наше строительство. Поучиться такому отношению нужно каждому из нас. Далекие оказываются гораздо ближе тех, кто рядом!

Объявления

    Дорогие наши мамы и уважаемые папы, мы понимаем, что с маленькими детьми трудно выстоять всю службу и рады, что вы находите возможность приносить детей ко Причастию. Если вы собираетесь прийти на Причастие, то пожалуйста делайте это не позднее 10 часов. Литургия начинается в 9.00. И около 10 с небольшим начинается Причащение. Не опаздывайте!

Притча о сеятеле

В нем передается одна из притч, сказанных Господом - притча о сеятеле.

Итак, Евангелие от Луки, 8:5-15.

Сказал Господь притчу сию: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Толкование на Евангельское чтение
Священник Феодор Людоговский, преподаватель МДА

Притча о сеятеле присутствует в каждом из трех первых Евангелий — у Матфея(13:3-9), Марка (4:3-9) и Луки. Она — одна из немногих притч, значение которых раскрывает сам Спаситель. Вот как это звучит в изложении евангелиста Матфея: «ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Мф 13:19-23).
Что же к этому можно добавить? Да и вообще, зачем нужны притчи, если за иносказанием тут же следует и объяснение? Но заметим, что Христос не всем объясняет смысл притчи, но лишь ученикам, наедине. И они, как и мы, тоже недоумевают и спрашивают Учителя: «Для чего притчами говоришь им?» (Мф 13:10). И Христос объясняет, что им, Его ближайшим ученикам, Его друзьям, дано знать тайны Царствия Божия, а другим — не дано. То есть можно сказать, что в определенном смысле притча проще и понятнее прямого нравоучения. Прямо можно говорить не со всеми, а только с теми, кто готов слышать — с теми, чья душа уже стала доброй землей.
Думается, что непонимание этого парадокса приводит к неуспеху современной миссии как в публичном пространстве (преподавание в воскресных школах, например), так и в нашей частной ежедневной миссии: наши близкие, которых мы пытаемся просветить прямым текстом, как правило, уходят от Церкви еще дальше. Нашей притчей, прикровенно говорящей о жизни во Христе, могла бы быть сама наша жизнь. И, наверное, это было бы самой доходчивой, самой убедительной, самой действенной проповедью. Да только вот не дотягиваем мы в нашем житии до нужного уровня, потому и миссионерство наше бывает обычно малоуспешным.
Но есть и другие возможности. К примеру, христианское искусство, христианская литература — это тоже своего рода притча, из которой извлекают христианские смыслы те, кто пока не готов читать Евангелие. Да, писатели и поэты, художники и режиссеры — не святые, они, так же как и мы, подвержены страстям.
И многие произведения творцов-христиан находятся на грани, а подчас — и за гранью того, что мы привыкли читать в учебнике по Закону Божьему. И всё же боязливые сомнения «А вдруг народ не так поймет, вычитает не те смыслы?» — неосновательны. Ведь читали же советские люди в семидесятые годы «Мастера и Маргариту» — и приходили к Богу.
Да и народ, собравшийся послушать Христа, мог понимать притчу о сеятеле совсем по-другому. Притча, не предлагая в конце морали, как это мы привыкли видеть в басне, отпускает слушателя в опасный путь собственных размышлений. Придет ли он к нужной пристани? Неизвестно. На добрую ли землю упадет слово проповеди? Нам не дано этого знать. Но тянуть человека за веревочку, предлагая для заучивания простые истины, которые он не готов услышать сердцем, — путь нехристианский. Христос слишком уважает свободу человека, которую сам ему и даровал, чтобы насильно тащить его в Царство Небесное.
В наших мыслях о миссии и о просвещении заблудших не забыть бы нам самих себя, благополучных христиан. Наше сердце, которое еще вчера было доброй землей, сегодня может засохнуть, окаменеть — и тогда семена Слова Божия, которые Сеятель ежедневно, ежечасно разбрасывает по земле, не дадут всходов. Поэтому будем искоренять из своего сердца тернии греха и страстей, будем питать землю нашей души благодатью Святого Духа, чтобы не напрасными были труды Сына Божия и апостолов, чтобы принести нам плод — кому в тридцать, кому в шестьдесят, а кому и во сто крат.
Имеющий уши слышать — да слышит!

Притча о сеятеле

Ученики и слушатели Спасителя часто были простыми и неграмотными людьми. Чтобы им легче было понять его учение, он объяснял его притчами – простыми и понятными примерами.

Однажды Иисус рассказал людям вот какую притчу.

«Вышел сеятель в поле сеять. Он разбрасывал семена, и одни из них падали на вспаханную землю, а некоторые возле дороги, где плуг не проходил, и земля оставалась твёрдой и не вспаханной, и птицы сейчас же поклевали их. Другие семена упали на каменистую почву и сразу взошли, но потом увяли и не смогли вырасти, потому что почвы и влаги было мало. Некоторые упали среди сорной травы, и она, когда выросла, закрыла от зёрен солнечный свет, забрала всю влагу и слабые ростки тоже завяли. Семена, которые упали на хорошо вспаханную землю, влажную и мягкую, пустили крепкие корни, дали колосья, на которых выросло по тридцать, шестьдесят, а то и по сто новых зёрен».

Люди попросили Иисуса объяснить им эту притчу, и он сказал так:

– Земля – это душа каждого человека. Семя обозначает слово Божье. Упавшее при дороге и съеденное птицами – это слово Божье, услышанное человеком, не подготовившим своей души к его принятию. Приходит дьявол и легко похищает у человека это слово. Такие люди не верят в Бога и не спасутся.

Семя, упавшее на каменистую почву, – это слово Божье, принятое душой, которая ещё недостаточно готова к его принятию. Сначала она с радостью его принимает, верит в него, но не крепко. И как только придёт беда и на веру начинаются гонения, такие люди отказываются от Бога.

Семя, упавшее среди сорной травы, – это слово Божье, услышанное человеком, который вскоре забывает о нём, думая больше о своих удовольствиях, развлечениях, богатстве. Они закрывают ему свет и теплоту слова Божьего.

И, наконец, семя, которое упало на хорошо вспаханную землю, – это слово Божье, принятое и оберегаемое человеком, который приготовил свою душу к принятию его.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ. Как уже говорилось, Иисус, избегавший творить чудеса ради любопытства толпы, видевшей именно в них, и только в них, чисто внешнее доказательство истинности проповедей и поучений, прибегал, главным образом, к исцелениям. Предполагается даже, что чудеса

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Притча о сеятеле. Мф. 13: 1-23; Мк. 4: 1-20; Лк. 8: 5-15 Царство Божие созидается прежде всего в человеческой душе. Оно, как зерно, прорастает в сердце человека. Поэтому для пробуждения души и ее духовного роста необходима евангельская проповедь. Но Слово Божие для своего прорастания

Из книги Священное писание Нового Завета автора Милеант Александр

Притча о Сеятеле Эта притча является по времени первой притчей Спасителя. В ней говорится о том, как люди по разному принимают Божественное слово (семя), и как это слово по разному воздействует на людей, в зависимости от их душевного устремления. Эта притча так записана

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Притча о сеятеле Иисус Христос находился на берегу озера Генисаретского. Множество народа окружало Его. Он вошел в лодку и оттуда стал говорить следующую притчу:«Вышел сеятель сеять. И когда он сеял, то иное семя упало при дороге, и налетели птицы и поклевали его.Иное

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Притча о сеятеле Иисус Христос, находясь в Капернауме, пришел на берег Галилейского озера. К Нему собралось множество народа. Он вошел в лодку и сел, а народ стоял на берегу, и с лодки начал поучать народ притчами.Иисус Христос сказал: "Вот вышел сеятель сеять. Когда он

Из книги О слышании и делании автора Сурожский Митрополит Антоний

Притча о сеятеле Неделя 21-я по Пятидесятнице Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Есть в Евангелии место, где Христос нам говорит: Блюдитеся убо, како слышите (Лк 8:18), то есть: обратите внимание на то, как вы слышите слово, которое до вас доходит... Нам всегда кажется,

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

4. Притча о сеятеле (4:1-20) И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле у моря. 2 И учил их притчами много и в учении Своем говорил им: 3 Слушайте: вот, вышел сеятель сеять; 4 И когда сеял,

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Притча о сеятеле В тот же день, выйдя из дома, Иисус направился к морю и сел там на берегу. 2 Вокруг Него собралось много людей, тогда Он вошел в лодку, сел, а весь народ стоял на берегу. 3 Многое сказал Иисус им в притчах.«Послушайте! - говорил Он. - Вот вышел сеятель сеять. 4

Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

Притча о сеятеле И снова учил Он у моря; и собралось к Нему так много людей, что Ему пришлось сесть в лодку. Лодка была на воде, а весь народ стоял на берегу моря. 2 Многому учил их Иисус, прибегая к притчам.И, учив их, говорил: 3 «Послушайте: вот вышел сеятель сеять. 4 Когда сеял,

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Притча о сеятеле 4 Люди стекались к Нему из разных городов; и однажды, когда собралась большая толпа народа, Он рассказал такую притчу: 5 «Вышел сеятель засеять поле семенами. И когда сеял, часть семян упала у дороги, где они были затоптаны, и птицы поднебесные склевали их. 6

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

a) Притча о сеятеле. 4.1-9 - «И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял,

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Притча о сеятеле Господь пришел на берег Геннисаретского озера. Вокруг Него собралось много народа, все старались стать поближе к Нему и теснили Его; тогда Он сел в лодку, отплыл немного от берега и с лодки начал притчами учить народ.«Слушайте, – говорил господь. – Вышел

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Притча о сеятеле Христос сказал: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не

Из книги Библейские предания. Новый завет автора Крылов Г. А.

Из книги автора

Притча о сеятеле Ученики и слушатели Спасителя часто были простыми и неграмотными людьми. Чтобы им легче было понять его учение, он объяснял его притчами – простыми и понятными примерами.Однажды Иисус рассказал людям вот какую притчу.«Вышел сеятель в поле сеять. Он

Из книги автора

Притча о сеятеле И ходил Иисус по многим городам и селениям, проповедуя Царствие Божие. А за ним шли двенадцать учеников и некоторые женщины. Была среди них и Мария, из которой вышли семь бесов. Называли эту Марию Магдалиной, потому что была она из города Магдалы. Когда

Девственная почва, взборожденная, при помощи быков, плугами опытных земледельцев, принимает семена; охватив их своими комьями, она прежде произращает траву, потом удлиняет колос, потом в колосе наливает хлебное зерно. Тогда земледельцы, видя блестящий колосистый посев, хвалят надежды своих трудов, спешат искренне умилостивить Бога, чтобы Он в целости сохранил плоды обнаруживающихся благ. Часто, когда приближается середина лета, надежда почти достижима и земледелец радуется, тогда или знойный ветер иссушает колос, или ржавчина гноит, или град истребляет, и исчезает преждевременная надежда; земледелец, угнетенный сильным унынием, отложив серп, сокрушается печалью о преждевременном конце лета. Но когда благорастворенность воздуха сделает колос блестящим и зрелым, и белеющий посев согнется наподобие старцев, ожидая летней жатвы, тогда сельчане, с острыми серпами в своих широких дланях, прибавляют к трудам труды, удовлетворяют свое желание, насыщаются исполнением своих надежд. Тогда вол веселой поступью, с суровым взглядом, отправляется на гумно, когда остальные животные отдыхают дома. Остальные животные, козы, свиньи и овцы, которые не подвергали свои шеи ярму плуга, стесняясь своей совестью, рабски приближаются к гумну (и) похищают вязанки колосьев; только вол, вытянув широкий язык, смело берет плоды своих трудов. Ты видишь там жнецов, видишь там плодоносную пашню, гумно, вола; перейди отсюда к церковному благоустройству, и ты увидишь таинственную церковную обработку земли.

«Вышел сеятель сеять» («Изыде сеяй сеяти» ). Мы только что слышали об этом из Евангелия. "Вышел" . Кто? Христос, пришедший с неба в мир. "Сеятель" – Христос, семя – слово Божие, пашня – человечество, волы – апостолы, плуг – крест, ярмо – единомыслие; яремный ошейник – сладкая любовь, соединяющая выи апостольские. «Вышел сеятель сеять» . Вышел Христос не с тем, чтобы жать, но сеять; еще не были посеяны семена воскресения в сердцах людей. «Вышел сеятель сеять» , не рожь, не ячмень, не пшено, ни другое что-нибудь земное, но веру в Отца и Сына и Святого Духа, надежду воскресения, любовь к Богу и людям нелицемерную и небезразличную. Сеющий Христос вышел из отеческого лона, сущий в лоне Отца, и пришел к нам, как сам прямо говорит: «Я от Отца исшел и при хожу» (). Но исшел от Отца, отнюдь не разлучаясь с Ним, а с нами пребывая. Этот сеятель вышел, чтобы искоренить плевелы, злобно посеянные диаволом в душах людей. «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» ("Всяк сад , – сказано, – егоже не насади Отец мой небесный, искоренится» ) (). Вышло солнце правды, чтобы светлыми лучами Своего божества осиять омраченные сердца людей. Вышел пастырь овец, чтобы, посеяв соль благочестия, доставить овцам здоровый корм писанного закона. Вышел сеятель с десятью запряжками волов, чтобы сделать один скудельный сосуд и, посеяв шесть мерок, сделать три меры.

Теперь говори, Исайя, не молчи! «Где вспашут десять пар волов , там даст одну кружку» (). Десять запряжек волов – это двадцать волов; десять разумных запряжек волов – это двенадцать апостолов Христа и семь, которых избрали апостолы. Кого именно? Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, пришельца антиохийского; и (еще) апостол, возделавший землю от Иерусалима до Иллирика. Эти десять запряжек волов сделали на пашне человечества исповедание о Христе, облекшемся в наш скудельный сосуд тела. Что божественное слово называет скудельным сосудом плотское пришествие Христа, слушай. Когда Он имел отойти на страдание, говорят Ему ученики Его: «Где велишь нам приготовить Тебе пасху?» («где хощеши уготоваем... пасху?» ) А он им: «Пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды… и… скажите хозяину дома того: Учитель... наш сказал: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам» (; Мрк. 14:13–15). Кто человек, носящий скудель воды, или что за город, в который Он их посылает, или что такое устланная горница, – (это) вам, по исследовании, необходимо знать. Человек, носящий скудель воды – Иоанн, Предтеча Христа, объявлявший о Христе, что Он облекся в наш скудель тела (и) имеет у Себя воду крещения. Устланной горницей называет будущее упокоение святых на небе после воскресения. "Идит е вот в этот град" , – не в ветхую синагогу иудеев, где ветхий закон закис в ветхих мехах, – смешав уксус с желчью, они поднесли Господу, – но идите в новый город, в новый Иерусалим, где новое слово, где новая благодать Духа в новых мехах источает молодое вино веры; где не ветхая пасха, но новое воскресение; где не агнец закалается в жертву, но Христос освобождает; где не ветхая закваска, но приготовляется на кресте небесный хлеб». «Где вспашут десять пар волов , там даст одну кружку». Где работают десять запряжек волов, (т. е.) апостолов (апостолы, были уподоблены волам, как свидетельствует Павел словами: «Написано в... законе: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?» (), но о нас говорит), – там они совершают исповедание Иисуса, облекшегося в скудель нашего тела. И сеятель шести мерок (артабов) сделает только три меры. Ужели у земледельцев бывает когда-либо такой неурожай, чтобы посеять шесть артабов (и) сделать только три меры?

Но исследуем смысл Писания, возлюбленные, войдем во внутреннюю завесу буквы, и мы встретимся с божественным разумением Духа. Сеятель шести артабов сделает три меры. Шесть артабов – , то есть, четыре евангелиста, Деяния и апостолы. Посеявший эти шесть артабов в какой-либо одной душе делает три меры – исповедание в Отца и Сына и Святого Духа. «Вышел сеятель сеять» не злак для приготовления хлеба, но животворную веру; не ячмень в пищу неразумным, но пищу для дыхания людей; не пшено, питающее птиц, но божественное слово, огненное, подобное зерну горчичному, сильно возгревающее наши души для благочестия и мудрости. «Вышел сеятель сеять…, и… иное упало при дороге и было потоптано, и пришедшие птицы небесные поклевали его; а иное упало... в терни и, и... заглушило терние росток. А иное упало на камен истость , и так как не имело корня, прозябнув, тотчас засохло" (). То, что при пути, – ариане; терние – евномиане; то, что на камне – марафониане. И ты заметь в точности, возлюбленный! «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге» . Не сказал: «на пути», но «при дороге» . Какой же путь, кроме Христа, говорящего: «Я есмь путь и истина» ()? То, что при пути – ариане. Они не на пути, не православны, и опять не вдали от пути, как эллины или иудеи, но при пути, то есть, подле Христа, подле правой веры. Исповедание ими Христа делает, что они близ пути; непризнание ими Христа Сыном Божиим препятствует им быть на пути. Поэтому, прилетевшие небесные птицы, то есть, духи лукавства, уносят из их сердец божественное слово, и совершенно лишают их правой веры. Терния – евномиане; у них самих есть терния злословий; они произрастают траву веры, но не заканчивают колосом исповедания. Исповедание ими Христа делает, что они произрастают траву веры; но опять учение их о творении и создании делает, что их колос веры сохнет незрелым. Поражая и заглушая слово истины эллинскими учениями о почитании твари вместо Бога, они делают это слово, в отношении правой веры, совершенно бесплодным и непроизводительным. То, что на каменистой земле, – марафониане. Не сказало Писание: «то, что упало на камень», потому что "камн ем... был Христос» (), но: «на каменист ость». Они ни добрая земля, не православные, ни камень, чтобы, будучи высечены из камня учителями, создать храм Божий, – но что? Они сталактит. Есть некоторая порода камня, по имени сталактит; он ни земля, ни твердый камень; мягок против камня, но тверд против земли. Исповедание ими Сына Божия подобным по существу Отцу делает их более мягкими; отрицание ими Святого Духа делает их сердца затверделыми.

Итак, они ни добрая земля, чтобы произвести хорошее растение и нарядиться им в красоту веры, ни твердый камень, чтобы непоколебимо и невозмутимо соблюдать исповедание в Отца и Сына и Святого Духа. Они принимают это слово, и произращают, но тотчас его сушат и охлаждают; вследствие этого у них корни помышлений не в глубине духа. И хотя они исповедуют, что Христос Сын Божий, но, отрицая Святого Духа, они и Сына не имеют, по свидетельству и слову апостола: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" («аще... кто Духа Христова не имать, сей несть егов» ) (). «И иное упало на добрую землю и дало плод, ...и ... одно тридцать делало, другое шестьдесят, иное сто» (Мрк. 4:8). Добрая земля – сердце православных; она существует вне еретических терний, обработана совершенными учителями, и как бы взборождена, принимает евангельские слова, становящиеся семенами для души. Такое сердце прежде всего произращает траву веры, потом удлиняет колос надежды, потом показывает зрелый плод совершенной любви. Об этих трех плодах души вспоминает и блаженный Павел словами: «вера, надежда, любовь» (). Верующий делает тридцать, надеющийся – шестьдесят, усовершаемый в любви делает сто; помазуемый делает тридцать, сходящий в воду делает шестьдесят, усовершаемый в таинстве делает сто. Так из одного семени он приносит троякий плод: Бога славословит, возвышает, самого себя спасает. Такой получает свою награду от Святой Троицы: духом разумеет, душой провидит, телом терпит. Он трижды благословляется: на земле славится, из мертвых воскресает, на небе упокаивается. Такой чествуется тремя высокими степенями: тридцатью, когда на небе; шестидесятые, когда между ангелами; сотней, когда у Бога. Такой кроток, тих, смирен, мудр, милостив, сострадателен, праведен, странник мира, чужд жизни, только образом является на земле, а сердцем и делами пребывает на небе. Некоторые из еретичествующих, по своему неразумному суждению, измышляют лестницу в словах богохульных. Что они говорят? Вера в Духа делает тридцать, в Сына – делает шестьдесят, в Отца – делает сто. Они не знают, что когда умаляют Духа Святого, (на деле) Его возвеличивают. Они ставят Духа впереди Отца и Сына; говорят: верующий в Духа делает тридцать; и впереди Отца прежде всего ставят Духа, потом Сына, потом Отца. Мы мыслим противоположно, противоположное и говорим. Верующий верует прежде всего не в Духа, но в Отца; верующий в Отца делает тридцать; присоединяющий веру в Сына удваивает число и делает шестьдесят; облекшийся в Духа Святого закончил сотней, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

Loading...Loading...