Пятая седмица Великого Поста. Св

Как учит нас церковь важно не только ограничивать себя в употреблении продуктов, но и полностью осознать важность поста. Один отказ от пищи не приведет к нужному результату, если человек духовно не подготовлен. Строгость соблюдения поста в первую очередь зависит от людского волеизъявления.

В пятую неделю Великого поста, также нельзя употреблять пищу животного происхождения: молоко, яйца, мясо, рыбу. Не во все дни разрешено и добавление масла, а также горячая пища. В процессе длительного воздержания организм уже привык к ограничениям и пятая неделя у верующих не вызывает трудностей. Есть одно послабление в четверг в честь Марии Египетской, разрешена еда с маслом.

В целом, питание по дням на пятую неделю поста выглядит таким образом:

  • Понедельник (8 апреля) – только холодная пища, овощные салаты, мед, черный хлеб;
  • Вторник (9 апреля) – овсяная каша без масла, фрукты, овощной суп, чай;
  • Среда (10 апреля) – сыроедение, винегрет, орехи, фрукты, вода;
  • Четверг (11 апреля) – можно добавлять масло, драники, супы, каши;
  • Пятница (12 апреля) – овощи, фруктовые салаты, орехи, вода, хлеб;
  • Суббота (13 апреля) – вареники с картошкой или капустой, постный борщ, яблочный пирог, вино;
  • Воскресенье (14 апреля) – маринованные грибы, каши, пирожки с капустой, вино.

Несмотря на строгость соблюдаемого поста, лучше разнообразить свой рацион. Ведь доказано, что человеку сложно питаться больше пяти дней однообразной пищей. Приложив немного фантазии, даже в такие дни из абсолютно обычных и доступных продуктов, можно приготовить кулинарные шедевры.

Главное помнить, что даже разрешенная еда, должна употребляться в маленьких количествах. Церковь не одобряет переедание. Перед тем как сесть за стол, лучше уделить несколько минут искренней молитве. Попросить у Господа мудрости и терпения и поблагодарить за хлеб насущный.

Богослужения в 5 неделю Великого поста

Пятую неделю поста именуют седмицей пальмовых ветвей, и вспоминаю Марию Египетскую. Именно эта неделя имеет большое значение для матерей. Они молят в церквях за своих детей, просят у Сына Божьего наставить их отпрысков на путь истинный и даровать прозрение.

Жизни Марии необычайно интересна и поучительна. Мало святых удостаиваются целой недели памяти, и среди них только одна женщина. Такое почтение она заслужила неустанными молитвами и покаянием.

Будучи подростком Мария, покинула родителей и жила на улицах Александрии. Жизнь в городе кипела, приезжали моряки, рассказывали истории, купцы торговали заморскими товарами. Мария не ведая, что творит, по своей наивности, предалась блуду. Она полагала в этом, и является истинный смысл жизни. Денег с мужчин она не брала, продолжая жить в нищете. На кусок хлеба зарабатывала пряжей.

Так бы и продолжалась блудливая жизнь Марии, но один случай перевернул все в ее сознании. Ради интереса она отправилась вместе с паломника в Иерусалим. Во время путешествия на корабле, и даже прибыв в город, она не отказывала себе в удовольствиях.

Когда люди пошли в храм, девушка отправилась следом за ними. У ворот церкви Марию ждало потрясение – она не могла переступить порог. Неведомая сила не пускала ее внутрь. Слишком грязной была ее душа. Попробовав несколько раз, переступить ворота заветного храма, Мария поняла, что действия бессмысленны. Дорога в церковь закрыта.

Тогда к девушке пришло первое понимание ее жизни. Она смотрела, как бы со стороны на свои ошибки и грехи, начиная потихоньку осознавать бессмысленность теперешнего существования.

Мария подошла и иконе Пресвятой Девы, стоящей во дворе. И произнесла искреннюю молитву покаяния. Гнева не было в ее сердце, а лишь отчаяние и раскаяние в совершенных поступках.

Только после этого она смогла войти в храм. Будучи внутри здания, девушка стала на колени и продолжала молить о прощении. Далее произошло чудо, и она услышала голос, который указал ей путь спасения. Необходимо было отправится в Иорданскую пустыню, где можно обрести желанный покой.

Мария отправилась в пустыню и провела там оставшуюся часть жизни. Больше ни разу она не вышла к людям. Питалась травами, спала на земле, а все время проводила в молитве. Воспоминания о прошлой жизни приходили к ней иногда, но Мария всеми силами боролась с греховными помыслами, и твердая вера в Господа и Богородицу Деву помогала ей не поддаться искушению.

За всю свою оставшуюся жизнь, Мария встретила лишь одного человека иеромонаха Зосима. Он пришел в пустыню в поисках уединения. Дабы никто не мешал ему поститься, и не отвлекал от молитвы.

Ему Мария и поведала историю своей жизни, попросив прийти на это место ровно через год. Впоследствии именно Зосима передал историю блудницы ставшей праведницей, монахам в своем монастыре. А служители монастыря в свою очередь передавали рассказ девы из поколения в поколение.

Через год в пустыне иеромонах нашел труп Марии, у ног ее сидел лев. Животное вырыло могилу для удивительной девы.

Во славу Марии Египетской на пятую неделю поста в среду вечером, во всех храмах проводится большое богослужение. Его еще называют Стояние Марии. Сначала священник полностью читает канон А. Критского, а затем вспоминает жизнь праведницы.

Служба очень большая, и проводится всего один раз в год. В народе даже существует поверье: если девушка выстоит всю проповедь от начала до конца, то в ее семейной жизни будет мир и благополучие.

Мария Египетская – это необычайно яркий пример, что любой самый большой грешник способен найти Иисуса в своей душе и открыть для себя Царствие Божие.

Пятая седмица Великого поста – самая необычная неделя святой Четыредесятницы. Именно на этой неделе совершаются две уникальные великопостные службы – Мариино стояние, Суббота Акафиста. С историей и особенностями этих служб давайте разберемся.

Мариино стояние

Мариино или Андреево стояние, Стояние Марии Египетской – это народное название закрепилось за службой, которая совершается на утрени четверга пятой седмицы Великого поста. Назвали ее так, потому что «главные действующие лица» этой службы – святитель Андрей Критский и преподобная Мария Египетская. На службе читается Великий канон св. Андрея Критского и Житие Марии Египетской.

Преподобная Мария Египетская – ярчайший образ покаяния. Ее житие составлено, скорее всего, в VII веке (в VIII в. его упоминает святой Иоанн Дамаскин). Автором традиционно считается святой Софроний Иерусалимский. Почему это житие читается на службе в четверг 5-й седмицы поста, сказать довольно трудно. Очевидно, это связано с тем, что временем действия большей части жития является Великий пост, а темы покаяния, используемые в житии, тесно переплетаются с читаемым в этот день Великим покаянным каноном святого Андрея Критского

Поговорим о Великом каноне. Его автор – живший в VII веке святитель Андрей Критский и Иерусалимский, церковный писатель и автор множества песнопений. Как считают исследователи, святитель Андрей написал Великий канон не для церковного употребления, а для личной молитвы. Собственно, он и не сразу начал называться каноном, в древних рукописях встречаются названия «Великая стихира», «стихиры святоградца», «последование песней святоградца» и т. д.

Впервые за богослужением этот канон был исполнен во время страшного константинопольского землетрясения в 740 году. Святой Феодор Студит, живший в то же время, скорее всего, его отредактировал и включил в состав созданной им Постной Триоди. С тех пор он начал исполняться во время Великого поста. Однако первоначально не было точно установлено время его исполнения. Его пели или по частям с понедельника по пятницу 5-й седмицы, или в 5-е воскресенье Великого поста, или в четверг 5-й седмицы. Последняя практика существует до сегодняшних дней.

Великий канон состоит из более 200 тропарей, объединенных в 9 песней. Также с Великим каноном связаны 24 стихиры, которые поют на службе накануне Марииного стояния (это самое большое количество стихир, одновременно исполняющееся за богослужением), и тропари, которые поются вместе с евангельскими блаженствами. (Таких циклов тропарей с блаженствами всего два – для Стояния Марии Египетской и для Великой Субботы).

Интересно отметить, что так любимый многими кондак «Душе моя, востани, что спиши» напрямую с Великим каноном не связан. Он был написан гораздо раньше и принадлежит перу святого Романа Сладкопевца, известного песнописца V века.

Суббота Акафиста

Рассмотрим вторую уникальную службу Великого поста – Субботу Акафиста. В этот день по нашему Уставу единственный раз в году во время богослужения читается Акафист Пресвятой Богородице.

Немного об Акафисте. Мы сейчас называем акафистом целый жанр песнопений, но на протяжении многих веков Акафист был один – Божией Матери, написанный в VII веке. И только в XIV веке (то есть только через семь веков) появились другие акафисты – Иисусу Сладчайшему, Святителю Николаю и т. д.

Авторство Акафиста Богородице до сих пор не установлено. Некоторые его приписывают еретику-монофелиту патриарху Сергию, некоторые – его секретарю, многие думают, что он написан раньше – святым Романом Сладкопевцем.

Может показаться странным, но самая известная часть Акафиста – кондак «Взбранной Воеводе», с которого он и начинается, с основным содержанием Акафиста не связан, а был добавлен позднее, в VIII веке. Также многие исследователи считают, что и многочисленные «радуйся» были добавлены уже после его написания.

Акафист состоит из 24 строф , в славянской традиции мы их называем кондаки и икосы, в греческой же традиции они именуются икосами. Такое количество строф обусловлено количеством букв греческого алфавита . В оригинале первая строфа начинается со слова «Ангел», первое слово каждой новой строфы – со следующей буквы алфавита, таким образом получается алфавитный акростих.

Первоначально этот акафист употреблялся в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Позднее его стали петь в субботу пятой недели Великого поста. Это, во-первых, связано с тем, что в субботу в Константинополе еженедельно совершали праздник и торжественный крестный ход в честь Богородицы, а во-вторых, с тем, что, по преданию, после прочтения Акафиста в 5-ю субботу Великого поста была снята осада Константинополя аварами в 626 году.

Таким образом, службы пятой недели поста действительно уникальны. Многое теряют те, кто забывает о них. Давайте ходить на эти службы, молитвенно приобщаясь к вершинам византийского гимнотворчества – Великому Канону и Акафисту Богородице.

Александр Адоменас

Каждая седмица Великого поста, его воскресные дни – Недели имеют свои особенности богослужений. Мы миновали середину поста, его четвёртую седмицу, которая была посвящена Кресту Христову. На пятой седмице нас ждут другие особенности великопостных служб: в православных храмах вновь зазвучат спасительные стихи канона преподобного Андрея Критского. Великий покаянный канон пастыря Критского читается на протяжении Великого поста дважды. Первый раз он прочитывается на первой неделе поста, в первые четыре дня. Второй раз он читается в день памяти преподобной Марии Египетской, вечером в среду пятой недели Великого Поста.

Как и в первые дни поста, в каноне будут молитвенно обращаться к преподобной Марии Египетской и к святому преподобному Андрею Критскому

Как часто мы хотели бы молиться - но молитвы нет: мы хотели бы любить - но сердце каменно; хотели бы собрать наши мысли - а мысли разбегаются, расплываются… Редко, редко мы останавливаемся, однако, вниманием на этом. Мгновениями мы тоскуем, мгновениями болит у нас сердце, мгновениями мы думаем: неужели мне закрыт путь к Богу?… Но потом мы успокаиваемся, забываем, нас засасывает болото… Не так случилось с Марией Египетской: ее охватил ужас, и она бросилась за помощью, за милостью, за спасением…И нам тоже надо учится этому;надо нам учится такой тоской тосковать по Богу, так к Небу пробиваться, чтобы наконец сила Божия и милость Божия ответила на наш зов и наше отчаяние, полное непостижимой надежды….но когда с нами это случается, мы только радуемся, мы уходим утешенные, мы не думаем о том, что нам дано было то, чего никакими силами мы не можем добиться сами. Мария Египетская это поняла, Мария Египетская всю жизнь превратила в благодарение Богу. От всего она ушла, что было ей соблазном, что держало ее в плену, - и прожила какую дивную жизнь!…

Пятый понедельник Великого Поста -

ПОСЛЕДНЕЕ

(8:30)

Со второй недели по понедельникам Великого Поста (кроме Страстной недели) в нашем храме совершается ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ. Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство.

________________

четверг - утреннее великопостное богослужение

среда, вторник, пятница - Литургия Преждеосвященных Даров

__________________

Среда пятой недели Великого Поста -

Накануне четверга пятой седмицы Великого поста, ежегодно, в храмах Православной Церкви совершается особая утреня, называемая «Стоянием Марии Египетской». Это богослужение отлично тем, что на нем целиком прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который до этого звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста, а также читается житие преподобной Марии Египетской... дальше

________________

Пятница пятой недели Великого Поста в

ЧТЕНИЕ АКАФИСТА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (нараспев)

На утрене (которая в приходской практике совершается в пятницу вечером ) поется особый многосоставный гимн Пресвятой Богородице - Акафист. Один из самых красивых и древних церковных текстов... дальше

________________

Суббота пятой недели Великого Поста

Великая тайна Великого Поста: Литургия Преждеосвященных Даров

_________


Великим постом каждый день - с вечера воскресенья по пятницу читается удивительная молитва Ефрема Сирина.

Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной вразумительной молитвой... Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место... дальше


Может быть, не стоит брать на себя всю строгость поста, которую несут давно воцерковленные христиане. Надо выбрать менее тяжелую меру, но которую вы выдержите весь пост. Обязательно нужно


Блудим-то все, кто не плотью, так – умом. А большинство и тем, и этим – всецело, то есть. А вот по водам пойти или на локоть от земли подняться при молитве, так это едва ли у кого-то даже перед смертью получится. Да и не в этом дело. Не в том дело, что можно в Духе Святом мысли читать, знать Писание, не учившись, бесов опалять знамением Креста. Для начала дело в том, что блуд может быть так силен и сладок, что человек способен17 лет без всякой сытости искать разнообразия в разврате без всяких укоров совести и попыток к покаянию.

Что есть блуд в плодах своих? Энергия растрачена впустую, взгляд потух, сердце исчахло. Жизнь проходит, стыд, как тайная гниль, съедает кости. Что хотел сделать, что мог сделать хорошего

ПЯТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

ПРП. МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

Литургия: ранняя - в 7:00 и поздняя - в 9:00

Наступило пятое воскресение Великого поста, когда поминается Преподобная Мария Египетская - великая подвижница конца V - начала VI в. И если быть повнимательнее, то можно заметить, как много среди людей, пришедших в храм тех, кто не решается подойти к исповеди из-за множества своих грехов, из-за глубины своего греховного падения.

Мы помним из Жития преподобной Марии Египетской, как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. Ныне человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его, не менее ужасные, грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему... дальше

воскресение (16:00)

(читаются 18 и 19 главы от Иоанна)

По воскресениям вечером православные спешат на особые Великопостные Богослужения – Пассии, что в переводе означает «Страдания», службы, которые являются одними из самых любимых Великопостных богослужений .

На середине храма устанавливается Распятие в траурном уборе, перед Ним возжигают свечи. Сосредоточенные богомольцы слушают душеспасительное пение хора, составленное из богослужений Великой Пятницы, священник совершает каждение. Затем начинается чтение Евангелия, повествующего о страданиях Господа нашего Иисуса Христа.... дальше

Версия для печати акафиста, читаемого на Пассиях

Поэтому утреннее богослужение четверга называется Андреевским стоянием и стоянием Марии Египетской.

В каноне собраны и изложены все побуждения к посту и покаянию, и святая Церковь повторяет его теперь в полном составе, чтобы вдохнуть новые силы к успешному окончанию поста. Для этой же цели – возбуждения и сил, и внимания кающихся – служит и чтение жития преподобной Марии Египетской.

Похвала Пресвятой Богородице
В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь совершает торжественное молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Истоки праздника - в VII веке. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. В честь Божией Матери в Константинополе было воздвигнуто много храмов. Во Влахернском храме хранилась Ее святая икона, написанная святым евангелистом Лукой. В 666 году на Константинополь напали скифы и персы. Силы противников были неравными, чтобы защитить свой город, греки обратились с молитвой к Богу и Божией Матери. Город обошли крестным ходом, а когда жители спустились к морю, патриарх Сергий погрузил в воду ризу Божией Матери, хранившуюся во Влахернском храме Константинополя. Спокойное море вдруг взволновалось, поднялась страшная буря и потопила вражеские корабли. Всю следующую ночь греки воспевали хвалебные песни Богородице и постановили ежегодно в этот день, в субботу пятой недели Великого поста совершать особенно торжественное богослужение в честь Пречистой Девы. Эта служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородице».

В первое время праздник совершался лишь в Константинополе именно во Влахернском храме. Позднее это празднование было внесено в уставы монастырей, а затем сделалось общим для всей Восточной Церкви.

Акафист написан в VII веке диаконом великой Константинопольской Церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, к которому позднее прибавили благодарственные молитвы в воспоминание всесильного воеводства Божией Матери.

Слово «акафист» переводится с греческого как «неседальная песнь», то есть пение, во время которого нельзя сидеть. Все акафисты по своей сути- хвалебные песни, но они имеют очень четкую структуру. Каждый Акафист состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов. В Акафисте Божией Матери они расположены по 24 буквам греческого алфавита. Каждая песнь начинается с соответствующей ей по счету буквой, каждый кондак оканчивается «Аллилуйей», каждый икос - архангельским приветствием "Радуйся...". Все творение оканчивается краткой молитвой к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасала христиан от бед и напастей. По содержанию Акафист Божией Матери делится на две части: историческую, в которой говорится об истории воплощения и первых лет жизни Сына Божия Иисуса Христа, и догматически-нравоучительную, изображающую в кондаках таинство воплощения, а в икосах - величие Пресвятой Девы.

Русская Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.

Акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода.

В сре-ду пя-той сед-ми-цы на ве-черне, от-но-ся-щей-ся к чет-вер-гу, кро-ме обыч-ных сти-хир на «Гос-по-ди, воз-звах», по-ют-ся 24 по-ка-ян-ных сти-хи-ры - тво-ре-ние свя-то-го Ан-дрея Крит-ско-го. Все сти-хи-ры име-ют окон-ча-ние: «Гос-по-ди! Преж-де да-же до кон-ца не по-гиб-ну, спа-си мя».

В чет-верг пя-той сед-ми-цы на утре-ни чи-та-ют весь, пол-но-стью Ве-ли-кий ка-нон свя-то-го Ан-дрея Крит-ско-го и (V-VI вв.) из без-дны по-ро-ка вос-шед-шей пу-тем по-ка-я-ния на та-кую вы-со-ту со-вер-шен-ства и свя-то-сти, что она упо-до-би-лась бес-плот-ным ан-ге-лам. Это бо-го-слу-же-ние по-это-му на-зы-ва-ет-ся ина-че Ма-ри-и-ным (или ре-же: Ан-дре-евым) сто-я-ни-ем. В прак-ти-ке оно со-вер-ша-ет-ся в сре-ду ве-че-ром.

В чет-верг ра-ди чте-ния Ве-ли-ко-го ка-но-на со-вер-ша-ет-ся Пре-ждео-свя-щен-ных Да-ров и ко-ло-коль-ный звон бы-ва-ет не ве-ли-ко-пост-ный.

Суб-бо-та пя-той сед-ми-цы на-зы-ва-ет-ся Суб-бо-той Ака-фи-ста, а са-ма служ-ба по-лу-чи-ла на-зва-ние «По-хва-лы Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы». В этот день (обычно в пятницу вечером) на утре-ни чи-та-ет-ся в па-мять Ее за-ступ-ле-ния и из-бав-ле-ния Кон-стан-ти-но-по-ля в дни по-ста от на-ше-ствия ино-пле-мен-ни-ков в VII в.


Пя-тая сед-ми-ца Ве-ли-ко-го по-ста

Непре-стан-но ру-ко-вод-ствуя пра-во-слав-ных хри-сти-ан в про-дол-же-ние Че-ты-ре-де-сят-ни-цы в освя-ти-тель-ных по-дви-гах по-ста и по-ка-я-ния, Цер-ковь при бо-го-слу-же-нии в пя-тую сед-ми-цу уте-ша-ет и одоб-ря-ет по-стя-щих-ся тем, что они про-шли уже по-ло-ви-ну по-ста, и по-буж-да-ет, чтобы мы, «пре-по-ло-вив-ше свя-щен-ный по-ще-ния путь, ра-дост-но тек-ли к бу-ду-ще-му вос-кре-се-нию» . Усу-губ-ляя при кон-це пост-но-го по-при-ща по-буж-де-ния к неослаб-но-му бо-го-угод-но-му жи-тию, Цер-ковь и в пя-тую сед-ми-цу про-дол-жа-ет на-по-ми-нать нам, что мы впа-ли в гре-хи, по-доб-но впав-ше-му в раз-бой-ни-ки, и вну-ша-ет ожи-дать ми-ло-сер-дия от Гос-по-да. «Возо-пи Хри-сту Бо-гу за тя рас-пен-ше-му-ся, - го-во-рит Цер-ковь, - и ра-ны во-лею при-ем-ше-му: по-пе-кись о мне, Гос-по-ди, и спа-си мя». Свя-щен-ные пес-но-пе-ния, ныне воз-но-си-мые при бо-го-слу-же-нии пя-той сед-ми-цы, пре-да-ны Церк-ви в 7 и 8 ве-ках св. , Иоси-фом и Сту-ди-та-ми.

«Да не бу-дут лю-ди ле-ни-вы к ду-хов-ным по-дви-гам», Цер-ковь в три дня пя-той сед-ми-цы, в чет-вер-ток, суб-бо-ту и день вос-крес-ный пред-ла-га-ет осо-бен-ные для ве-ру-ю-щих по-буж-де-ния к по-дви-гам бла-го-че-стия. В чет-вер-ток на утрен-нем бо-го-слу-же-нии Цер-ковь про-из-но-сит весь Ве-ли-кий ка-нон св. Ан-дрея Крит-ско-го и жи-тие св. пре-по-доб-ныя Ма-рии Еги-пет-ской. По-се-му со-вер-ше-ние ка-но-на св. Ан-дрея Крит-ско-го в чет-вер-ток пя-той сед-ми-цы Ве-ли-ко-го по-ста на-зы-ва-ет-ся ино-гда сто-я-ни-ем Ма-рии Еги-пет-ской.

Уми-ле-ния, Хри-сте мой, об-ра-зы даждь
По-ю-щим ныне ка-нон Те-бе ве-ли-кий.

Эти-ми сло-ва-ми на-чи-на-ет-ся си-нак-сарь в чет-вер-ток пя-той сед-ми-цы Че-ты-ре-де-сят-ни-цы и го-во-рит: «Ве-ли-кий ка-нон уми-ле-ние неис-чет-но имущ: вся-кую бо Вет-хо-го и Но-во-го за-ве-та по-весть снис-кав и со-брав, от Ада-ма да-же до са-мо-го Хри-сто-ва воз-не-се-ния и апо-столь-ския про-по-ве-ди, на-уча-ет вся-кую ду-шу бла-гим рев-но-ва-ти и под-ра-жа-ти по си-ле: злых же от-бе-га-ти и прис-но к Бо-гу во-с-те-ка-ти по-ка-я-ни-ем, сле-за-ми, ис-по-ве-да-ни-ем и иным бла-го-уго-жде-ни-ем. Этот ка-нон то-ли-ко есть ши-ро-кий и слад-ко-глас-ный, как и са-му же-сто-чай-шую ду-шу до-во-лен умяг-чи-ти и к бод-ро-сти бла-гой воз-двиг-ну-та, аще точ-но с со-кру-шен-ным серд-цем и вни-ма-ни-ем по-ет-ся».

Ве-ли-ким ка-нон на-зы-ва-ет-ся по мыс-лям и вос-по-ми-на-ни-ям в нем со-дер-жа-щим-ся, ибо пло-до-вит тво-рец его, сло-жив его от-лич-но от про-чих ка-но-нов, ко-то-рые за-клю-ча-ют в се-бе по 30 и немно-го бо-лее тро-па-рей, а этот 250 тро-па-рей, из ко-то-рых каж-дый ис-то-ча-ет неиз-ре-чен-ную сла-дость. По-се-му этот Ве-ли-кий ка-нон, при-но-ся-щий ве-ли-кое уми-ле-ние, и про-из-но-сит-ся в ве-ли-кой Че-ты-ре-де-сят-ни-це ; и про-из-но-сит-ся два-жды на по-ве-че-ри-ях пер-вой сед-ми-цы раз-дель-но, в че-ты-ре пер-вые дня ее, а в чет-вер-ток пя-той сед-ми-цы Че-ты-ре-де-сят-ни-цы на утрене весь в пол-ном его со-ста-ве со-во-куп-но с ка-но-ном это-го дня.

«Ве-ли-кий ка-нон гла-го-лем кос-но, - го-во-рит Цер-ковь, - и с со-кру-шен-ным серд-цем и гла-сом, тво-ря-ще на кийж-до тро-парь ме-та-ния (зем-ные по-кло-ны) три».

Вме-сте с Ве-ли-ким ка-но-ном для обод-ре-ния ду-хов-но труж-да-ю-щих-ся, Цер-ковь про-из-но-сит пол-ное жи-тие св. пре-по-доб-ныя Ма-рии Еги-пет-ской, по-ка-зы-вая в ней об-ра-зец ис-тин-но-го по-ка-я-ния и при-ме-ром ее на-зи-дая ве-ру-ю-щих, «це-ло-муд-рен-ны па-ки бы-ти тво-рить, и к Бо-гу воз-дви-жет, и не нис-па-да-ти ни-же от-ча-я-ти-ся ес-ли ино-гда неки-ми пре-гре-ше-нии улов-ле-ны бу-дем». По-вест-во-ва-ние о пре-по-доб-ной Ма-рии Еги-пет-ской по-ка-зы-ва-ет об-ра-зец ис-тин-но-го по-ка-я-ния и неиз-ре-чен-но-го че-ло-ве-ко-лю-бия Бо-жия к ис-крен-но хо-тя-щим об-ра-тить-ся от пре-гре-ше-ний сво-их .

Ма-рия Еги-пет-ская в жиз-ни сво-ей со-еди-ни-ла и яви-ла две про-ти-во-по-лож-но-сти, - без-дну гре-ха и вы-со-ту бла-го-че-стия и доб-ро-де-те-ли. В ле-тах юно-сти, увле-чен-ная со-блаз-на-ми по-ро-ка, она 17 лет про-ве-ла в без-за-ко-ни-ях, но си-лой бла-го-да-ти Бо-жи-ей, как за-блуд-шая ов-ца, опять воз-вра-ще-на Церк-ви . По гла-су ее, Ма-рия, не ве-дая бо-же-ствен-ных за-по-ве-дей, по-мра-чи-ла в се-бе об-раз Бо-жий, бо-же-ствен-ным же про-мыс-лом и бла-го-дат-но об-но-ви-лась.

Со-фро-ний, пат-ри-арх Иеру-са-лим-ский, жив-ший в на-ча-ле 7 ве-ка, со-ста-вил по-дроб-ное жиз-не-опи-са-ние пре-по-доб-ной Ма-рии Еги-пет-ской, сей-час чи-та-е-мое Цер-ко-вью при бо-го-слу-же-нии . А св. пре-по-доб-ный Ан-дрей Крит-ский, име-ну-е-мый и иеру-са-лим-ским по ино-че-ским по-дви-гам в Иеру-са-ли-ме, при-слан-ный от иеру-са-лим-ско-го пат-ри-ар-ха Фе-о-до-ра на ше-стой Все-лен-ский Со-бор, в 691 го-ду при-нес жиз-не-опи-са-ние пре-по-доб-ной Ма-рии вме-сте с ка-но-ном сво-им, из-вест-ным под име-нем Ве-ли-ко-го, в Кон-стан-ти-но-поль. С тех пор Пра-во-слав-ная Ка-фо-ли-че-ская Цер-ковь до сих пор со-вер-ша-ет этот ка-нон и по-ста-но-ви-ла про-из-но-сить жи-тие пре-по-доб-ной в чет-вер-ток пя-той сед-ми-цы Че-ты-ре-де-сят-ни-цы, а в вос-крес-ный день этой сед-ми-цы со-вер-ша-ет по-сле-до-ва-ние в честь пре-по-доб-ной, пред-став-ляя в ней об-раз ис-тин-но-го по-ка-я-ния.

Тру-да же ра-ди бден-но-го, Цер-ковь со-вер-ша-ет в чет-вер-ток Ли-тур-гию пре-ждео-свя-щен-ных да-ров и об-лег-ча-ет пост.

В суб-бо-ту пя-той сед-ми-цы Цер-ковь со-вер-ша-ет мо-леб-ное по-сле-до-ва-ние Ака-фи-ста, или по-хва-лы «Оди-гит-рии» Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, на-чи-ная ска-за-ние на этот день сти-ха-ми:

Пес-ня-ми неусып-ны-ми бла-годар-ствен-но
Град в бра-нех бод-рую по-ет Пред-ста-тель-ни-цу.

По ска-за-нию древ-не-го пре-да-ния , по воз-не-се-нии Гос-по-да, св. еван-ге-лист Лу-ка, знав-ший ико-но-пи-са-ние, на-чер-тал об-раз Бо-жи-ей Ма-те-ри и по-ка-зал ей. Узрев-ши изо-бра-же-ние свое, она вспом-ни-ла преж-нее свое про-ре-че-ние: «от-ныне убла-жат Мя вси ро-ди» , и ска-за-ла: «бла-го-дать Моя с сею ико-ною да бу-дет» . Св. Лу-ка по-слал ико-ну в Ан-тио-хию к дер-жав-но-му Фе-о-фи-лу (), ко-то-ро-му на-пи-сал и по-слал он свое Еван-ге-лие и кни-гу Де-я-ний Апо-столь-ских. Из Ан-тио-хии, где ве-ру-ю-щие с ве-ли-ким бла-го-го-ве-ни-ем по-чи-та-ли бла-го-дат-ную ико-ну, по про-ше-ствии мно-гих лет, она пе-ре-не-се-на бы-ла в Иеру-са-лим; по-том. Ев-до-ки-ей, су-пру-гой гре-че-ско-го им-пе-ра-то-ра Фе-о-до-сия 2 (408-450), ко-то-рая пу-те-ше-ство-ва-ла на по-кло-не-ние св. ме-стам, из Иеру-са-ли-ма при-сла-на в Кон-стан-ти-но-поль, сест-ре су-пру-га ее св. Пульхе-рии, в зна-ме-ние ми-ра и люб-ви . В Кон-стан-ти-но-по-ле об-раз Вла-ды-чи-цы, с бла-го-го-ве-ни-ем и ра-дост-но при-ня-тый Пульхе-ри-ей, по-став-лен был ею во Влахерн-ской церк-ви, где хра-ни-лась и чест-ная ри-за Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы , и сде-лал-ся из-ве-стен под име-нем Влахерн-ско-го . Бла-го-че-сти-вая Пульхе-рия учре-ди-ла во Влахерн-ском хра-ме еже-не-дель-ное мо-ле-ние к Бо-го-ро-ди-це во втор-ник .

От св. об-ра-за Бо-го-ма-те-ри, на-пи-сан-но-го еван-ге-ли-стом Лу-кой и пре-бы-вав-ше-го в Кон-стан-ти-но-поль-ском хра-ме, со-вер-ши-лись мно-гие бла-го-дат-ные зна-ме-ния. Явясь од-на-жды двум слеп-цам, Бо-го-ма-терь при-ве-ла их во Влахерн-скую цер-ковь, к об-ра-зу Сво-е-му, и по-да-ла им со-вер-шен-ное про-зре-ние. По это-му бла-го-дат-но-му зна-ме-нию этот чу-до-твор-ный об-раз ста-ли име-но-вать «Оди-гит-риа», т. е. пу-те-во-ди-тель-ни-ца, за-ступ-ни-ца и по-мощ-ни-ца. Это на-зва-ние чу-до-твор-но-го об-ра-за Бо-го-ма-те-ри со-хра-ни-лось по-том на-все-гда и утвер-ди-лось трое-крат-ным из-бав-ле-ни-ем Кон-стан-ти-но-по-ля от силь-ных вра-гов, ко-то-рое Цер-ковь до-стой-но при-пи-сы-ва-ет неви-ди-мо-му за-ступ-ле-нию «Оди-гит-рии» .

Пер-вое бы-ло при им-пе-ра-то-ре Ирак-лии в 626 го-ду от пер-сов и ава-ров или ски-фов . Спу-стя 36 лет по-сле пер-во-го из-бав-ле-ния, Кон-стан-ти-но-поль вто-рич-но спа-сен был за-ступ-ле-ни-ем «Оди-гит-рии» при Кон-стан-тине По-го-на-те (668-685) от са-ра-цин, ко-то-рые семь лет оса-жда-ли Ви-зан-тию. Боль-шая часть ко-раб-лей и 30000 непри-я-те-лей, по мо-лит-вам Церк-ви и пред-ста-тель-ству Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, по-гиб-ли пред сте-на-ми го-ро-да от гре-че-ско-го ог-ня и ко-раб-ле-кру-ше-ния.

На-ко-нец, в тре-тий раз Кон-стан-ти-но-поль со-хра-нен был за-ступ-ле-ни-ем Оди-гит-рии при Льве Ис-ав-ре (716-741) от са-ра-цин. В цар-ство-ва-ние Льва Ис-ав-ря-ни-на са-ра-ци-ны окру-жи-ли Кон-стан-ти-но-поль на 1800 су-дах в на-деж-де рас-хи-тить его. Жи-те-ли го-ро-да, взяв все-чест-ное дре-во Кре-ста Гос-по-да и Спа-си-те-ля и св. ико-ну «Оди-гит-рии», со-вер-ши-ли по сте-нам го-ро-да крест-ный ход со сле-за-ми уми-ло-стив-ляя Гос-по-да. Флот са-ра-ци-нов по-чти весь по-гиб от чрез-вы-чай-ной бу-ри в Эгей-ском мо-ре, и ед-ва де-сять ко-раб-лей оста-лись це-лы; тру-пы вра-гов гру-да-ми по-кры-ва-ли ост-ро-ва, бе-ре-га и вхо-ды к при-ста-ням .

Див-ную по-мощь «Оди-гит-рии», бла-го-дат-но по-дан-ную ве-ру-ю-щим, Цер-ковь вспо-ми-на-ет и про-слав-ля-ет в суб-бо-ту пя-той неде-ли Ве-ли-ко-го по-ста, по-то-му что пер-вое из-бав-ле-ние Кон-стан-ти-но-по-ля по-мо-щью «Оди-гит-рии» бы-ло око-ло это-го вре-ме-ни. При-том Ма-терь Бо-жия есть спо-спеш-ни-ца и по-ка-я-нию. Ее со-дей-стви-ем пра-во-слав-ные по-беж-да-ют вра-гов ви-ди-мых и неви-ди-мых. Ее по-мо-щью гре-ки мно-го-крат-но по-беж-да-ли неве-ру-ю-щих, а Ма-рия Еги-пет-ская, вос-по-ми-на-е-мая в чет-вер-ток пя-той сед-ми-цы Че-ты-ре-де-сят-ни-цы и в сле-ду-ю-щий вос-крес-ный день, по-бе-ди-ла грех свой.

Бо-го-слу-же-ние, со-вер-ша-е-мое в суб-бо-ту пя-той сед-ми-цы Че-ты-ре-де-сят-ни-цы в честь Бо-го-ро-ди-цы, на-зы-ва-ет-ся по-хва-лой и сто-я-ни-ем, по-то-му что хва-леб-ные пес-ни Бо-го-ро-ди-це пер-во-на-чаль-но при-не-се-ны бы-ли ве-ру-ю-щи-ми стоя, в про-дол-же-ние но-чи. От-че-го хва-леб-ное пе-ние в честь «Оди-гит-рии», до-се-ле со-вер-ша-е-мое Цер-ко-вью, на-зы-ва-ет-ся Ака-фи-стом, или сто-я-ни-ем. «Не се-даль-ный же (Ака-фист) ре-че-ся, зане про-сто сто-я-ще то-гда вси лю-дие, Ма-те-ри Сло-ва песнь вос-пе-ша» .

К уте-ше-нию и обод-ре-нию по-стя-щих-ся, Пра-во-слав-ная Цер-ковь и в пя-тую неде-лю Че-ты-ре-де-сят-ни-цы на Ли-тур-гии чте-ни-ем Апо-столь-ским вну-ша-ет о спа-си-тель-ном дей-ствии крест-ной жерт-вы за нас Сы-на Бо-жия: Хри-стос же при-шед ар-хи-ерей гря-ду-щих благ ни кро-вию коз-лею, ни-же тель-чею, но сво-ею кро-вию вни-де еди-ною во свя-тая, веч-ное ис-куп-ле-ние об-ре-тый (). А чте-ни-ем Еван-ге-лия пред-ва-ри-тель-но на-по-ми-на-ет по-стя-щим-ся о при-бли-жа-ю-щей-ся ра-до-сти вос-кре-се-ния Хри-сто-ва, про-ро-че-ствен-ны-ми сло-ва-ми Иису-са Хри-ста, чи-та-е-мы-ми в Ли-тур-гий-ном Еван-ге-лии неде-ли: се вос-хо-дим во Иеру-са-лим, и Сын Че-ло-ве-че-ский пре-дан бу-дет ар-хи-ереом и книж-ни-ком: и по-ру-га-ют-ся ему, и уяз-вят его, и оплю-ют его, и убьют его, и в тре-тий день вос-креснет ().

Си-нак-сарь в суб-бо-ту пя-той сед-ми-цы Че-ты-ре-де-сят-ни-цы. Ком-бе-фи-зий. Auctores incerti, т. 2, с. 805.

Си-нак-сарь на Ака-фист.

Loading...Loading...