Староверы поморцы брачного согласия. Древлеправославная поморская церковь

Неофициальные названия: поморцы, брачные поморцы, брачные беспоповцы, поморцы законно-брачного согласия, даниловцы

Организационная структура

Российский совет ДПЦ (РС ДПЦ) - 107061, г. Москва, Преоб-раженский вал. 25

Председатель - Олег Иванович Розанов (наставник Невской поморской общины Петербурга и председатель Единого совета ДПЦ). Адрес: 191040, г, Санкт-Петербург, Коломенская ул., 12а;

Заместители председателя РС ДПЦ - д.н. В.В.Шамарин (Санкт-Петербург) и И.В.Сокерин (Сыктывкар)

Поморский храм св.Николы Чудотворца на Преображенском кладбище в Москве

Согласно решению Собора ДПЦ 2006 г. , РС ДПЦ состоит из совета старейшин (не менее 9 членов), духовно-канонического, учебно-издательского, хозяйственно-экономического и историко-архивного отделов, а также канцелярии. Решение духовно-канонических вопросов осуществляется одно-именным отделом, состоящим исключительно из наставников. Вы-борную должность председателя отдела осуществляет наставник Невской Поморской общины Владимир Викторович Шамарин.

В мае 2006 впервые с 1912 г. в Санкт-Петербурге прошел III Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви.


4 мая 2006 г. Санкт-Петербург. Делегаты Собора Древлеправославной Поморской Церкви у храма Знамения Пресвятой Богородицы Невской поморской общины в Рыбацком

По данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2004 года на территории России зарегистрировано 45 религиозных организаций ДПЦ, в том числе, 2 централизованные религиозные организации, 42 местные общины и одно религиозное учреждение.

На территории Самарской области официально зарегистрировано четыре поморских общины. Самая крупная из них – в Самаре. Председатель Совета самарской общины ДПЦ – П.В.Половинкин. В Самаре есть и вторая Поморская община, она невелика, наставника не имеет. Имеется община в г.Сызрани, наставника нет. В 2002 г. зарегистрирована община ДПЦ в г. Тольятти, возникшая на базе тольяттинского Подворья Самарской общины ДПЦ. Имеются группы верующих в г.Октябрьске, в с.с. Воскресенка, Кошки, Преображенка и др.

Краткая история Древлеправославной Поморской Церкви

ДПЦ самоопределилась после Никоновых реформ сер. 17 в. сохраняя чины и традиции древлецерковного благочестия. Большую роль в становлении ДПЦ сыграли соборы в Соловецком мон. в 1658 г. и в Куржецкой обите-ли в 1656 г., с решениями которого выразили согласие многие епископы, архимандриты, игуме-ны, протопопы, не согласные с церковными реформами патриарха Никона. Собор выне-с решение твердо соблюдать устои древлеправославия. На этом же соборе епископ Павел Коломенский на вопрос об угасании свя-щенства сформулировал основу беспоповства - "в вас самех есть мужие священноиноцы и иноцы, простии благоочестивии мужие, боя-щиеся Бога. Сами себе опасно и безбедно соблюдают, могут и при-ходящих к ним пользовать и помогати в приключившихся нуждах" (Щит Веры. 1913). Но упорство людей в сопротивлении реформам вызвало волну преследований и казней, скрываясь от которых бежа-ли на Дон, в Сибирь, Керженец, Стародубье, где основывались ски-ты.


Панорама Выговского общежительства

Особую притягательность имел древний центр духовности - Русский Север. Большой вклад в сохранение Старой Веры внесли такие северные монастыри как Сунарецкий скит, Куржецкая обитель, Саразерский скит, Палеостровский мон. и др. Самым авторитетным являлся Соловецкий мона-стырь, который категорически не принимал новых реформ. Мона-стырь неоднократно разорялся, монахи подвергались казням, но со-противление продолжалось вплоть до взятия монастыря царскими вой-сками в 1676 г. Однако те, кто сумели бежать от преследований, в Прионежье, на реке Выг основали новые скиты, на месте которых в 1694 г. братья Андрей и Симеон Мышецкие организовали обитель.

Выговская киновия стала центром древлеправославия. Именно там утверждается право мирян проводить крещение и исповедь. По преданию, именно здесь были написаны "Дьяконовы отве-ты", по просьбе керженских старообрядцев-поповцев. Здесь же Андрей Дионисиевич в 1722 г. участвовал в создании "Поморских ответов" - первого ясного изложения взглядов ста-рообрядчества.


Паломники-поморцы у памятного креста на месте Выговской обители

Хотя в старообрядчестве зарождались разногласия, но вплоть до середины XVIII в. они не были кардинальными. В начале XVIII в. исследовалась возможность восстановления иерархии, однако священства, которое отвечало бы всем требованиям обнаружено не было. После этого беспоповцы бо-лее не испытывали судьбу, "не восхищали утерянное по промыслу Божию".

В поморском беспоповстве первоначально сомневались в законности совершения брака после «истребления истинного священства», однако со временем по примеру древней Церкви стали признавать церковное безсвященнословное благословение на брак и наставники начинают благословлять на брачное житие.

На рубеже XVIII-XIX вв. в Москве в Покровской "Монинской" моленной при наставниках отцах Василии Емельянове и Гаврииле Скачкове окончательно сложился "чин брач-ного молитвословия" (т. е. порядок совершения брака у приемлю-щих этот институт беспоповцев). Однако и до этого времени по-добные же чины (в которых опущены чисто иерейские молитвы) практиковались среди беспоповцев Вологды, Рыбинска, Саратова, Самары, Чугуева, Патриаршины (нынешний Орехово-Зуевский р-н Московской обл.).


Пасхальная служба в поморском храме (Самара)

До 1909 г. нынешняя ДПЦ состояла из самостоятельных приходов-общин, центральных органов управления в ней не было, а соборы имели региональное значение и созывались не регулярно.

В начале XX в. ду-ховным центром поморцев становится Москва: в 1907 г. в Москве регистрируется община Токмакова пер. (официально именовавшаяся второй общиной Поморского брачного согласия). Храм в Токмаковой переулке становится всероссийским центром помор-цев, в нем происходят соборы, съезды и формируются координа-ционные органы.

Звонница храма 2-й Московской поморской общины в Токмаковом переулке

В 1909 и 1912 гг. в Москве проходили I и II Всероссийские соборы христиан-поморцев, приемлющих брак, образо-вавшие для текущего руководства Совет соборов и съездов (рас-пущен советскими властями в 1930 г.), духовные сове-ты и духовный суд. От этого времени до конца 1980-х гг. официальное наименование церкви стало Старообрядческая Поморская Церковь.

В октябре 1909 г., в 1910 и 1911 гг. проводились еще и всерос-сийские съезды (последний из них специально по проблемам народ-ного образования среди староверов-поморцев). Съезд христиан-поморцев в 1923 г. разработал положение о церкви поморцев, предусматривавшее учреждение высшего Ду-ховного совета и поместных (краевых, областных) духовных советов.

В XX веке в поморское брачное со-гласие перешел ряд мощных федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей, Поволжья Таким образом, уже в советское время поморцы стали самым многочисленным беспоповским согласием.

Поместные духовные советы фактически действовали в регио-нальном масштабе с 1923 по 1930 г., пока не были распущены вла-стями. В 1920-х годах в Саратове четырежды созывались нижне-волжские областные соборы христиан-поморцев, приемлющих брак. Общецерковные вопросы рассматривались также на ряде местных соборов - Курганском (1923), Нижегородском (1924), Северо-Кавказском (1926, станица Георгинская), Барнаульском (1926) и др.

До конца 1920-х годов в ДПЦ существовали духовно-админи-стративные области, т. е. "кусты" общин, функционально подобные епархиям: Московская, Нижегородская (включала Нижегородскую, Ярославскую, Костромскую и части Владимирской, Казанской и Вятской губерний), Северо-Кавказская, Средне-Поволжская и др.

К концу 30-х годов легальная церковная жизнь ДПЦ пре-кратилась: все наставники были либо расстреляны, либо находи-лись в заключении, либо на нелегальном положении. С тех пор "по нужде" стал широко распространен институт "наставниц" - жен-щин, руководящих общинами за отсутствием наставников-мужчин.

Во время войны поморское согласие получило легальный ста-тус. Ко времени окончания Великой Отечественной войны на то-гдашней территории СССР функционировал единственный руководящий орган поморцев - Высший старообрядческий совет (ВСС) в Литовской ССР, его предшественник был создан еще в 1925 г. в оккупированном Польшей Виль-нюсе.

Покровский старообрядческий храм в Вильнюсе

ВСС долгие годы был ведущим организационным центром всех поморцев СССР, хотя его роль никогда не была закреплена формально и держалась лишь на духовном авторитете. По инициа-тиве ВСС созывались соборы в Вильнюсе в 1944, 1966, 1974 гг., в которых принимали участие представители всех живших на терри-тории СССР поморцев.

В конце 1980-х годов было решено воссоздать центральный ор-ган ДПЦ. Претензии ВСС Литвы на получение такого статуса не были поддержаны всеми поморскими общинами, а начавшийся распад СССР сделал это невозможным.


Успенский храм Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины - крупнейший поморский храм за рубежом

В 1989г. был создан Российский совет ДПЦ, опекающий по-морцев России, Украины (в 1996 г. - 18 общин, ответственная об-щина - Харьковская), часть поморцев Белоруссии (в 1996 г. - 22 общины, ответственная община - в г. Борисове), поморцев Молдавии (ответственная община - в г. Еденцы), Казахстана (в 1996 г. - 10 общин, ответственная община - в г. Лениногорске (бывший г. Риддер Восточно-Казахстанской обл.), Киргизии (ответ-ственная община - в г. Бишкеке). Также образовались Централь-ный совет ДПЦ Латвии (1989 г.) в Риге, опекающий более 60 лат-вийских общин и некоторые общины Эстонии и Белоруссии. В 1995 г. создан Союз старообрядческих приходов Эстонии (11 общин) а в 1998 г. Центральный Совет ДПЦ Беларуси (37 общин). В Польше Высший совет ДПЦ был создан еще в 1983 г.

По формулировке II Всероссийского собора, наставники счита-ются "нерукоположенными пастырями Церкви". В ДПЦ существует особый чин благословения наставника, совершаемый над избирае-мым всей общиной кандидатом несколькими, по возможности, на-ставниками (как правило, один из них местный, а другой представля-ет РС ДПЦ).


Поморский наставник

В России в настоящее время действует более 70 наставников, но сохраняется также и большое количество женщин, которые за неимением мужчин- наставников становятся старшими служительницами и по нужде благословляются на проведение служб, принятие исповеди (у женщин) и совершение крещения, ре-же - еще и на каждение кацеей.

Где найти дополнительную информацию о ДПЦ:

http://www.kopajglubze.boom.ru/ - на этом сайте можно найти уникальное издание - словарь "Староверие Балтии и Польши". В словаре есть данные общего характера о Поморской Церкви в целом. Кроме того, на сайте имеются материалы по каноническому праву, служебный устав, размещен Краткий катехизис Древлеправославной Поморской Церкви.

"Староверы в Рыбацком" - это сайт поморцев Санкт-Петербурга. Формально сайт является страничкой Невской Поморской общины, но фактически - это сайт Древлеправославной Поморской Церкви России. Информация, представленная на нем, рассказывает о событиях в Древлеправославной Поморской Церкви в целом, здесь же публикуются официальные материалы ДПЦ. Сайт регулярно обновляется и содержит интересные материалы о современной жизни ДПЦ.

Сайт староверческого общества им.И.Н.Заволоко - активно пополняемый сайт рижских староверов. Материалы по основам учения Поморской Церкви, уставу, богатая подборка материалов по истории, культуре, современному положению староверов-поморцев Балтии, Польши, Белоруссии, Украины, России. Замечательная галерея - фото более 65 староверческиъх храмов Латвии, постоянно обновляемые новости, а также архив номеров и новые номера староверческой газеты "Мечъ духовный".

Древлеправосла́вная помо́рская це́рковь (сокращённо ДПЦ ) - современное официальное название крупнейшего религиозного объединения староверов поморского согласия. Как и многие беспоповские толки, ДПЦ не имеет трёхчинной иерархии; принятые у поморов таинства (Крещение, Исповедь) совершаются мирянами (духовными наставниками).

В истории России известна и под другими названиями - Церковное общество Христиан-Поморцев, Старообрядческая Поморская Церковь и др.

Поморское согласие

В. А. Плотников (1866-1917). Древлеправославная часовня на Архангельском Поморье

Согласие старообрядцев-беспоповцев, которые после смерти последних дораскольных священников отказались от практики приёма беглых попов (беглопоповство), то есть священников, переходящих из Русской православной церкви. условиях отсутствия священства службы стали вестись избранными грамотными мирянами. На основе иноческого соловецкого устава был создан Поморский устав для ведения службы мирянам, в котором были опущены слова, которые произносились священниками. Также в Поморье на реке Выг был организован Выговский монастырь, ставший духовным центром всего согласия с конца XVII до середины XIX века. По ним и всё согласие получило наименование Поморского. Выговский монастырь имел свои представительства в Петербурге и в Москве. Петербурге представительством монастыря была Моленная на Моховой улице, закрытая властями в 1852 году.

История церкви

Начало крупнейшему духовному центру поморского согласия было положено в 1694 году, когда была основана община на реке Выг - Выговская мужская обитель (Выговское общежительство). 1706 рядом с ней основана женская Лексинская обитель. Выговская обитель прославилась составлением Поморских ответов, которые фактически стали апологетической основой для защиты Древлеправославия. Местные общины поморцев стали в начале XIX века важными экономическими центрами Севера России.

Группа старообрядцев – поморцев. г. Нижний Новгород.

В течение всего XVIII века среди староверов-поморцев велась полемика о бессвященнословном браке, то есть о возможности заключения брака в условиях отсутствия священства. итоге брачный чин был утвержден в Выговском общежительстве на Соборе 1798 года. Несогласные с этим решением получили наименование старопоморцев, и постепенно влились в состав идеологически близких Филипповского и Федосеевского согласий. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что со временем было признано и государством, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству, и как следствие стало привлекательным для состоятельных староверов-беспоповцев.

Официальная церковная организация была образована после издания манифеста 17 апреля 1905 «О свободе вероисповедания». Первый Всероссийский собор поморцев прошёл 1-10 мая 1909 года в Москве, Второй - в 1912 году. Церковное общество староверов-поморцев стало именоваться Старообрядческой Поморской Церковью. XIX и XX веках в поморское со­гласие перешёл ряд больших федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей, Поволжья, Прибалтики. Таким образом, в советское время поморцы стали самым многочисленным беспоповским согласием. Съезд христиан-поморцев в 1923 году разработал положение о церкви поморцев, предусматривавшее учреждение высшего Ду­ховного совета и поместных (краевых, областных) духовных советов.

К концу 1930-х годов легальная церковная жизнь ДПЦ пре­кратилась: многие наставники были расстреляны, либо находи­лись в заключении или на нелегальном положении. С тех пор «по нужде» стал широко распространен институт «наставниц» - жен­щин, руководящих общинами за отсутствием наставников-мужчин.

После присоединения Прибалтики к СССР, местный поморский христианский центр (Высший старообрядческий совет), созданный в Вильно ещё в 1925 году, не стал закрываться, что послужило началом легализации беспоповского старообрядчества в СССР. 1966 и 1974 годах в Вильнюсе (Вильно) состоялись Соборы ДПЦ, имевшие фактически всесоюзный характер и собравшие большое количество делегатов. Последний Собор, состоявшийся в советское время, прошёл в Вильнюсе в 1988 году, после чего начался процесс формирования поместных объединений ДПЦ в различных республиках.

Современное положение

Поморская лестовка

В 1989 году был создан Российский совет ДПЦ, опекающий по­морцев России, Украины (в 1996 г. - 18 общин, ответственная об­щина - Харьковская), часть поморцев Белоруссии (в 1996 г. - 22 общины, ответственная община - в г. Борисове), поморцев Молдавии (ответственная община - в г. Единец), Казахстана (в 1996 г. - 10 общин, ответственная община - в Риддере), Киргизии (ответ­ственная община - в Бишкеке).

В мае 2006, впервые с 1912 года в Санкт-Петербурге (в Рыбацком) прошёл III Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви, а в мае 2012 года так же в Санкт-Петербурге, в Знаменском Соборном храме на Тверской улице состоялся IV Всероссийский Собор и Единый Собор ДПЦ в работе которого приняли участие все поместные объединения ДПЦ.

По данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2012 года на территории России зарегистрировано 50 религиозных организаций ДПЦ. Кроме того, без регистрации действует ещё более 200 общин и групп. За пределами России также имеется порядка 250 общин.

В настоящее время существует семь поместных объединений ДПЦ. Координационный орган - Единый Совет ДПЦ, созданный в 2001 году в Санкт-Петербурге, объединяющий духовные центры и отдельные общины на территории различных государств. Председатель Единого Совета - Олег Иванович Розанов. Поместные центры - Российский Совет ДПЦ, Центральный Совет ДПЦ Латвии, Высший Совет ДПЦ Литвы, Центральный Совет ДПЦ в Республике Беларусь, Центральный Совет ДПЦ Украины, Союз старообрядческих общин Эстонии, Высший Совет ДПЦ Польши.

В Древлеправославной Поморской Церкви действует несколько общественных организаций, издается периодическая литература (газеты и журналы), проводятся молодёжные и детские летние лагеря, действует два духовных училища (в Риге и Санкт-Петербурге), имеется две монастырские обители. Журнал-Календарь издается тиражом 10000 экз.

В настоящее время имеется следующее количество общин: России - ок. 250 общин, в Латвии - 72, в Литве - 61, в Белоруссии - 42, на Украине - 35 общин, в Эстонии - 11, в Казахстане - 10, в Польше - 4, в США - 4, в Киргизии - 2, по одной общине в Молдавии, Румынии, Германии, Англии. Есть сведения о группах христиан-поморцев в таких странах как Финляндия, Швеция, Бразилия, Аргентина и Канада.

Руководители Древлеправославной Поморской Церкви

  • Пичугин, Лев Феоктистович (1909-1912)
  • Худошин, Терентий Акимович (1912-1927)
  • Ершов, Павел Васильевич (1927-1930)
  • Розанов, Олег Иванович (с 1989 года)

См. также

  • Церковная реформа патриарха Никона
  • Беспоповство
  • Старообрядчество
  • Выгорецкая обитель
  • Поморские ответы
  • Старообрядчество в Латвии

Примечания

  1. Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ)\\"Современное древлеправославие"

Литература

  1. В. Барановский, Г. Поташенко. Староверие Балтии и Польши: краткий исторический и биографический словарь. Aidаi (Вильнюс), 2005, стр. 141-153.
  2. Юхименко Е. М. Выговское старообрядческое общежительство: комплексный подход к изучению //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 2 (8). С. 84-87.

Ссылки

  • Раскол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Поморское согласие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Выгорецкая или Выговская пустынь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Древлеправославие. Форум старообрядцев всех согласий
  • Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ)
  • Современное древлеправославие
  • Сайт Невской Старообрядческой Поморской общины (СПб)
  • ДПЦ Литвы
  • Поморское согласие на сайте «Иерархия церквей»
  • Библиотека Поморского Согласия
  • Древлеправославная поморская церковь в Православной энциклопедии

Древлеправославная поморская церковь Информацию О

Жизнь маленькой старообрядческой общины полна вековых запретов, но на гаджеты и скайп они не распространяются. Авторы «Заповедника» побывали у старообрядцев-поморцев и узнали, как социальные сети помогают сохранять общину и почему даже в них опасно общаться с еретиками.

В миру Сергей Мелько работает охранником, в общине он – хранитель веры. Сергей крестит, венчает, принимает на исповедь и, как и духовные отцы в других общинах, считается авторитетом в вопросах веры. Ему не нужно надевать рясу, чтобы подчеркнуть статус, – по городу ходит в кожаной куртке.

А вот бороду Сергей носит длинную, в отличие от архангелогородских хипстеров, её не подравнивает. «Богом дано – должно быть, и в натуральную величину. Раз я с бородой, другие думают, что как-то связан с верой, но с какой – многие не знают», – говорит Сергей. К безбородым в общине особое отношение – таких после смерти могут отказаться отпевать и хоронить рядом с остальными.

Поморская старообрядческая община Архангельской губернии

Из личного архива Сергея Мелько

Староверы – беспоповцы, то есть не признают современных священников. После церковного раскола дьяконы Соловецкого монастыря посчитали, что истинное священство истреблено, новые богослужебные книги содержат ересь, а в мире воцарился Антихрист. На реке Выг дьяконы основали общину для тех, кто против нововведений и, в отличие от староверов белокриницкого ( – прим. ред) согласия, выступили против принятия беглых священников из Русской церкви. После того как дьяконы умерли, наставниками стали избирать «грамотных мирян».

Так как после реформы многие храмы перешли в собственность Русской церкви, бежавшие в отдалённые районы беспоповцы создавали молебные дома. Сейчас в России только три храма, в которых идут службы староверов-поморов. На окраине Архангельска до 30-х годов тоже стояла поморская церковь – теперь это место занято под коттедж и гараж. Проезжая мимо, Сергей рассказывает, что община мечтает о храме, что его можно построить самим, только землю для строительства они не могут получить уже несколько лет.

– То документы какие-то подать не успели, то нам некогда было, то место не могут выделить. Мы пытались через одного депутата – говорит, нужно спросить разрешение у митрополита РПЦ. А нам до него фиолетово! Чё, мы к нему пойдём? Не пойдём.

Молебный дом поморских беспоповцев находится в деревне за городом. Изба как изба, ничем не отличается от тех, что стоят через дорогу. На крыше нет ни купола, ни распятия, а вот внутри, в небольшой комнатке, где проходят службы, красный угол в иконах.


Староверы поморского согласия в молебном доме

Фото: Антон Карлинер


На службу староверы-мужчины надевают азям или рубаху с поясом

Фото: Антон Карлинер


Фото: Антон Карлинер


Старовер Виктор на крыльце молебного дома

Фото: Антон Карлинер

– Фёдоровна нас тут приютила, – говорит Сергей о пожилой хозяйке дома. – Мы за ней ухаживаем, она – за домом. Здесь мы будем молиться и тогда, когда Фёдоровны не будет.

– То есть в ближайшее время у вас свой храм не появится?


– Нет, своё у нас только что кладбище. Мы арендовали землю на 40 лет, поэтому без моего разрешения там никого нельзя хоронить. По-другому никак – здесь тогда любому можно будет. У нас же нет закона о конфессиональных кладбищах, а мы совершаем обряды, витию поём.

На столе лежит хлеб, выпечка – утром в молебном доме была поминальная трапеза, вспоминали брата старообрядки Марии Драницыной, похороненного 40 дней назад. На одного человека в общине стало меньше – всего 104 старовера-поморца на весь Архангельск и ближайшие города в области.

50 религиозных организаций древлеправославной поморской церкви (ДПЦ) зарегистрировано на территории России, по данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2012 года. Без регистрации действуют более 200 общин и групп.


Наставник поморской общины староверов Сергей Мелько вместе с владелицей молебного дома в Архангельской области

Фото: Антон Карлинер

– Тем, кто не приходит, епитимьи (прим. ред. – назначения наставника, в том числе, продолжительная молитва, усиленный пост и т.д.) даю. Но я не могу дать епитимью ходить на службу. Вы о душе-то думайте, говорю. Какие наши дела перед Богом? То, что мы нищему помогли, дали три рубля – это мирское дело. Бог нас за милостыню тоже, конечно, будет спрашивать, но он и спросит: «Сколько ты молился? Сколько ты постился? Как ты жил? Правильно или неправильно?» Вот наши дела перед Богом-то. На суде будут спрашивать про жизнь по-христиански.

Про обряды: держи чашку, шапку и брюки не носи

Седьмой день недели у всех староверов праздничный: община посвящает этот день Богу, поэтому работать и заниматься бытовыми делами запрещено. Это время молебна, телевизоры и компьютеры выключены. В воскресенье в домах тишина и горят лампады. Если дорога до молебного дома занимает много времени, староверы могут провести утреннюю в квартире.

– Строгого устава на домашнюю молитву нет – лишь бы только всё шло оттуда, от сердца. Ну, может, это и лень наша, – рассказывает Мария Драницына.


– Ну вот, вот так мы общину и разрушаем! – Вступает в разговор Анна, дочь Марии.


– Она всё – что я разрушаю общину! – Драницына разводит руками. – Наоборот, сохраняем. Зачем мы будем напрягать кого-то, если можем сами? И у Ельки-то (сестра – прим. ред.) проблема какая – у неё мужик лежит, и если ехать, она потеряет три-четыре часа. А если приедет ко мне, то только два. Помолились, пообедали, и она ушла.


Церковь РПЦ у дома Марии Драницыной в Новодвинске

Фото: Антон Карлинер


Новодвинск

Фото: Антон Карлинер

В советские годы Мария работала мастером на целлюлозно-бумажном комбинате. Когда её повысили до начальника отдела, отвечала за состав бензина, масла. Чтобы «ползать по цистернам», на комбинате приходилось носить брюки. И сейчас, работая кондуктором, по привычке юбку Мария надевает редко. Анна говорит, что это неправильно, и даже для езды на велосипеде старообрядка не должна надевать брюки.

У обеих женщин длинные волосы, собранные в хвост или в шишку. Краситься и стричься запрещено. Во времена советов были исключения. Например, наставник Василий Федотович Марии разрешал иногда даже завивать волосы. Взамен взял обещание: после ухода с работы не обрезать ни одной волосины.

– Всё то, что мне отцы духовные скажут, – я под козырек, и пошла выполнять. За всю жизнь красилась только раз на свадьбе у знакомого. Я должна была речи произносить, невесту с хлебом и солью встречать – и мне предложили. Так меня так намалевали, что даже жених сказал: «Не красься, тебе не идёт».


Старообрядки всегда должны ходить с покрытой головой, но шапки носить запрещено.

– Один раз на экскурсию я надела павлопосадский дорогой, хороший платок. Мальчик один мне с издёвкой сказал: «А что у вас на голове за тряпочка надета?» На следующую экскурсию я уже пришла в берете. Я исповедаюсь, даю обещание не носить, но иногда всё же шапку надеваю. Так нельзя! Если несчастье и смерть – ничего тогда не исправить.


Мы заходим на кухню, где под иконой и крестом стоит накрытый стол. Для нас подготовлены кружки и тарелки из другого шкафа. Староверам-беспоповцам запрещено есть из одной посуды с иноверцами, так как произойдёт мирщение – «соединение с еретиками, принадлежащими к падшему миру». С особой строгостью правило соблюдали старообрядцы, живущие общинами в глубинках, что было связано и с боязнью заразиться чем-нибудь от проходящих путников.

– Приходишь на работу – там эти корпоративы: «Аня, ты почему не с нами? – Да я дома поела. – Аня, пошли чай пить? – Да я не хочу». Сейчас я перестала на все банкеты ходить. И чувствуешь, что когда ты со всеми, с начальством ходишь, к тебе лучше отношение. А когда ты стороночкой держишься, отношение к тебе немножечко другое… С подружкой одной общаемся по телефону – она не наша. Редко к ней в гости приезжаю, у неё не ем, не пью. Она это понимает.


Старообрядка Мария Драницына в своей квартире

Фото: Антон Карлинер

– Так ты возьми свою чашку да ходи, – говорит Мария.

– Нельзя! Нельзя этого делать. Ты села за стол – и всё равно замирщилась. Ты же сидишь с ними за одним столом под бесовские песни!

– А я хожу со своей чашкой на все пьянки.


– Видите, у мамы пережитки советского времени. У неё появилось много друзей. А у меня уже столько друзей не будет, потому что ограждаю себя вот от этого замирщения.


– Я беседовала с Василием Федотовичем на эту тему, – объясняет Мария. – Мы с одной подругой вырастили детей вместе, мы в кино всё время вместе ходили, по очереди сидели с детьми. Так вот как я сейчас могу сказать: «Иди ты отсюда, я с тобой не буду чай пить вместе!» Не по-человечески это, правда?


– А чай пить, по-большому счёту, грех. Когда шел Исус Христос по этому…ну, там, из какого-то города в другой, все травы ему низко поклонились, а табак и чайный куст с кофейным деревом не поклонились, – рассказывает Анна.

«Замирщиться» можно и через запрещённые продукты, к которым верующие, помимо чая и кофе, относят конину и даже картофель. Если среди белокриницких старообрядцев чай укрепили купцы, то беспоповцы до сих пор относятся к напитку настороженно и заменяют его сбитнем. Многие запреты связаны с верой беспоповцев в апокрифы. Например, о том, как Христос назвал лошадь «скверной и поганой», за то, что она ела сено, в котором он прятался от иудеев.

Староверы пишут Исус с одной буквой «и» по правилам славянского написания имени: ср.укр. - Ісус Христос, белор. - Ісус Хрыстос, серб. - Исус, русин. - Ісус Хрістос, макед. - Исус Христос, босн. - Isus, хорв.- Isus


Снеток или гольян, как и другая рыба, запрещены в Великий пост у староверов-поморцев

Фото: Антон Карлинер

Также беспоповцы считают, что человек должен принимать пищу только два раза в день – «молитва на набитый желудок не идёт». Такого же мнения придерживается Анна, но не Мария.

– Наша слабость – 15 раз в день! – смеётся Мария, доставая с полки синюю пластиковую коробочку, в которой лежат маленькие сушёные рыбки, похожие на насекомых. – Это гольян, с которым Ломоносов шёл в Москву. Я на этой рыбе выросла. Сейчас мужички берут её к пиву. И зять вот половину взял.


– А как же вы в пост себя сдерживаете, если так любите эту рыбу?


– В Великий пост, да, рыбы, масла – ничего нельзя, – строго говорит Анна.


– Рыба у меня – самый большой грех. В Поморском уставе можно найти прослабления, вот и балуемся. Мяса, яиц, конечно, не едим. На комбинате как-то случай был. Там мужчина был, знаете, атеист. Сидим мы как-то с одной верующей женщиной, он к нам в Великий пост подходит с мороженым и говорит: «Смотрите, девки, я ем, а вам нельзя!» Через пять лет я встретила его в рясе. Это был шок! «Женя, что с тобой?!» А он: «У меня был стресс».


– Бабушка у нас раньше суп в унитаз выливала мясной. Она приедет, если у мамы суп наварен – она его в унитаз, и всё, – улыбается Анна.

– Бабушка у нас строгая.

– Бабушка у нас молодец, она нас всех... построила, – шутит Мария. – Когда я третью дочь рожала, двоих отправила к ней. Возвращаюсь, а они говорят: «Давай будем пост держать». Пока я кормила молоком, не держала, потом начала. Маленькой отдельно варила суп. Так она у меня в три года взбунтовалась: «Почему ты им суп наливаешь из этой кастрюли, а мне из этой?» Так я стала объяснять, что есть пост, есть постный суп. Думаю: поймёт или не поймёт? Поняла. Но в моём доме больше мясного супа в пост не было. Ну а что касается посуды, если попал в волчье стадо…

– Все эти прослабления – это оправдание, – резко останавливает её Анна.

– Анна у меня, знаете, чересчур хочет в эту историю войти.


– Да не в историю. Я пытаюсь исправлять всё то, что положено исправить старообрядцу.


Поморский крест-голбец на могилах поморских староверов делается с кровлей, чтобы защитить его от снега и дождя. "Если человек не намолил себе креста праведной жизнью", как пишет архитектор Игорь Шургин, голбец на его могилу могут не поставить.

Фото: Антон Карлинер


Поклонный крест у дома семьи Мелько

Фото: Антон Карлинер

Про браки: верь, крестись, рожай детей

Староверы-беспоповцы делятся на тех, кто заключает браки, и тех, кто сомневается в их законности: «после церковной реформы Никона священства обряда разрушено». В поморских общинах молодых людей раньше благословляли на «брачное житие», не читая при этом молитв, а с 19 века венчание разрешили, утвердив свод правил.

Главное из них – оба брачующихся должны быть староверами поморского согласия. Если же один из них принадлежит к другой вере, в том числе к другой общине староверов, наставник проводит обряд крещения. Не перекрещивает, а крестит заново тройным погружением в воду. Для этого надо брать отпуск, так как в течение восьми дней после обряда нужно носить крестильную рубашку.

В советское время правила нарушались – поморы-беспоповцы жили в гражданских браках с людьми другой веры. «Муж был даже не никонианин, – рассказывает Мария Драницына. – Он говорил: я ни в Бога, ни в кого другого не это самое… Ты веришь – верь, я тебе не мешаю. А где, где в нашей округе можно было выйти замуж за старообрядца и нарожать детей? Никого не было. У меня и у мамы один муж был никонианин, но понимающий старообрядчество, принимающий все эти обряды. Потом мама вышла замуж второй раз – за моряка. Он уже – ни в кого. Он всё время в море ходил, так что мама нас крестила, а батька-то, наверное, и не знал, что мы крещёные были».


Родители Марии Драницыной

Фото: Антон Карлинер

Другое правило староверов – венчание заключается для продолжения рода. В общине бывали случаи, когда бездетным староверам церковь предлагала расстаться. Здесь мнения могут расходиться даже в одной семье. Если Анна Драницына говорит, что брак исцеляет от блуда и дети для сохранения семьи необязательны, то её мама считает, что «от безделья пойдет взгляд налево» и дети должны быть у всех староверов.

– Всё решается до свадьбы и желательно – в письменном виде, чтобы потом можно было показать: извини, ты так говорил. Если один из супругов не принимает крещение, он должен подтвердить, что не будет препятствовать исповеди детей. В семье всё должно быть правильно – либо надо к никонианам идти. История семьи должна сохраняться. И люди – одного поля ягоды.

Про воспитание: стой, молись, не бегай


Марина и Таисия – подруги-одноклассницы. Свободное время после уроков они проводят вместе, но в выходные встречи редкие: Тася ходит в воскресную православную школу, Марина ездит с мамой на службу к бабушке или в молебный дом.


– Тася зовёт Марину с собой в воскреску, но ей строго запрещено туда ходить. Я объясняю, например, что есть наша вера, есть пост. Бывает, и Тася придёт к нам и скажет: «У нас дома пост, мне конфеты нельзя». Марина: «А у нас тоже пост!», – рассказывает Анна. – Я поддерживаю их дружбу. У Таси семья хорошая, строгая, папа строгий, только они ходят в ту церковь, а мы в другую. Мне нравится, что они могут о вере поговорить. Помню, что мы с подружками в детстве в школьном туалете крестики друг другу показывали, чтобы нас никто не увидел. Сейчас можно быть уверенным, что матерей не посадят за это. А раньше могли.

Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) - современное официальное название брачного поморского согласия старообрядцев, не приемлющих священства (безпоповцев ). Как и многие безпоповские согласия, ДПЦ не имеет трехчинной иерархии; принятые у поморцев таинства ( , ) совершаются мирянами (духовными наставниками). Согласие старообрядцев-безпоповцев, которые после смерти последних дораскольных священников отказались от практики приема беглых попов (беглопоповство), то есть священников, переходящих из Русской Православной Церкви. В условиях отсутствия священства службы стали вестись избранными грамотными мирянами. На основе иноческого соловецкого устава был создан Поморский устав для ведения службы мирянам, в котором были опущены слова, произносимые священством. Также в Поморье на реке Выг был организован Выговский монастырь , ставший духовным центром всего согласия с конца XVII до середины XIX века. По ним и все согласие получило наименование Поморского . Выговский монастырь имел свои представительства в Петербурге и в Москве. В Петербурге представительством монастыря была Моленная на Моховой улице, закрытая властями в 1852 году. Выговская обитель прославилась составлением Поморских ответов , которые фактически стали апологетической основой для защиты Древлеправославия.

Местные общины поморцев стали в начале XIX века важными экономическими центрами Севера России. В течение всего XVIII века среди староверов-поморцев велась полемика о бессвященнословном браке, то есть о возможности заключения брака в условиях отсутствия священства. В итоге был утвержден в Выговском общежительстве на Соборе 1798 года. Несогласные с этим решением получили наименование старопоморцев и постепенно влились в состав идеологически близких и согласий. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что со временем было признано и государством. Это привело к возможности законной передачи имущества по наследству и как следствие стало привлекательным для состоятельных староверов-безпоповцев.

Официальная церковная организация была образована после издания манифеста 17 апреля 1905 «О свободе вероисповедания». Первый Всероссийский собор поморцев прошел 1–10 мая 1909 года в Москве, Второй - в 1912 году. Церковное общество староверов-поморцев стало именоваться Старообрядческой Поморской Церковью . В XIX и XX веках в поморское согласие перешел ряд больших федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей, Поволжья, Прибалтики. Таким образом, в советское время поморцы стали самым многочисленным безпоповским согласием. Съезд христиан-поморцев в 1923 году разработал положение о церкви поморцев, предусматривавшее учреждение высшего Духовного совета и поместных (краевых, областных) духовных советов. К концу 1930-х годов легальная церковная жизнь ДПЦ прекратилась: многие наставники были репрессированы или находились на нелегальном положении. С тех пор «по нужде » стал широко распространен институт «наставниц » - женщин, руководящих общинами за отсутствием наставников-мужчин.

После присоединения Прибалтики к СССР местный поморский христианский центр (Высший старообрядческий совет), созданный в Вильно еще в 1925 году, не стал закрываться, что послужило началом легализации безпоповского старообрядчества в СССР. В 1966 и 1974 годах в Вильнюсе (Вильно) состоялись Соборы ДПЦ, имевшие фактически всесоюзный характер и собравшие большое количество делегатов. Последний Собор, состоявшийся в советское время, прошел в Вильнюсе в 1988 году, после чего начался процесс формирования поместных объединений ДПЦ в различных республиках. Приходы ДПЦ имеются в России, государствах СНГ, Литве, Латвии, Эстонии, Румынии, Польше, Англии. Известно лишь, что в начале XX века поморцев было около 1,5 млн. чел. Несмотря на то, что с 1920-х по 1950-е гг. наблюдался стихийный процесс присоединения общин федосеевского согласия к ДПЦ.

В мае 2006 впервые с 1912 года в Санкт-Петербурге (в Рыбацком) прошел III Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви, а в мае 2012 года также в Санкт-Петербурге, в на Тверской улице, состоялся IV Всероссийский Собор и Единый Собор ДПЦ, в работе которого приняли участие все поместные объединения ДПЦ.

По данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2012 года на территории России зарегистрировано 50 религиозных организаций ДПЦ. Кроме того, без регистрации действует еще более 200 общин и групп. За пределами России также имеется порядка 250 общин.

В настоящее время существует семь поместных объединений ДПЦ. Координационный орган - Единый Совет ДПЦ, созданный в 2001 году в Санкт-Петербурге, объединяющий духовные центры и отдельные общины на территории различных государств. Председатель Единого Совета - . Поместные центры - Российский Совет ДПЦ, Центральный Совет ДПЦ Латвии, Высший Совет ДПЦ Литвы, Центральный Совет ДПЦ в Республике Беларусь, Центральный Совет ДПЦ Украины, Союз старообрядческих общин Эстонии, Высший Совет ДПЦ Польши.

В Древлеправославной Поморской Церкви действует несколько общественных организаций, издается периодическая литература (газеты и журналы), проводятся молодежные и детские летние лагеря, действует два духовных училища (в Риге и Санкт-Петербурге), имеется две монастырские обители. Журнал-Календарь издается тиражом 10000 экз.

) совершаются мирянами. Общины возглавляются духовными наставниками.

Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ)
Общие сведения
Основатели братья Денисовы
Руководство
Предстоятель В. В. Шамарин
Центр Санкт-Петербург
Кафедральный собор Знаменский Соборный храм на Тверской
Территории
Юрисдикция (территория) Россия Россия Белоруссия Белоруссия Украина Украина Казахстан Казахстан Польша Польша Литва Литва Латвия Латвия Эстония Эстония Польша Польша США США
Богослужение
Богослужебный язык церковнославянский
Музыкальная традиция знаменное пение
Календарь юлианский
Статистика
Учебных заведений 2
Монастырей 2
Приходов около 500
Верующих около 400 тыс.
Сайт pomorian.ru
Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) на Викискладе

В истории России известна и под другими названиями - Церковное общество Христиан-Поморцев , Старообрядческая Поморская Церковь и др.

Поморское согласие

Согласие старообрядцев-беспоповцев, которые после смерти последних дораскольных священников отказались от практики приёма беглых попов (беглопоповство), то есть священников, переходящих из Русской православной церкви . В условиях отсутствия священства службы стали вестись избранными грамотными мирянами. На основе иноческого соловецкого устава был создан Поморский устав для ведения службы мирянам, в котором были опущены слова, которые произносились священниками. Также в Поморье на реке Выг был организован Выговский монастырь , ставший духовным центром всего согласия с конца XVII до середины XIX века. По ним и всё согласие получило наименование Поморского. Выговский монастырь имел свои представительства в Петербурге и в Москве. В Петербурге представительством монастыря была Моленная на Моховой улице, закрытая властями в 1852 году.

История церкви

Начало крупнейшему духовному центру поморского согласия было положено в 1694 году , когда была основана община на реке Выг - Выговская мужская обитель (Выговское общежительство) под руководством братьев Денисовых . В рядом с ней основана женская Лексинская обитель. Выговская обитель прославилась составлением Поморских ответов , которые фактически стали апологетической основой для защиты Древлеправославия . Местные общины поморцев стали в начале XIX века важными экономическими центрами Севера России. В течение всего XVIII века среди староверов-поморцев велась полемика о бессвященнословном браке, то есть о возможности заключения брака в условиях отсутствия священства. В итоге брачный чин был утвержден в Выговском общежительстве на Соборе 1798 года . Несогласные с этим решением получили наименование старопоморцев, и постепенно влились в состав идеологически близких Филипповского и Федосеевского согласий. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что со временем было признано и государством, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству, и как следствие стало привлекательным для состоятельных староверов-беспоповцев.

Официальная церковная организация была образована после издания манифеста 17 апреля «О свободе вероисповедания». Первый Всероссийский собор поморцев прошёл -10 мая 1909 года в Москве, Второй - в 1912 году , оба - в Церкви Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке (Москва) . Церковное общество староверов-поморцев стало именоваться Старообрядческой Поморской Церковью. В XIX и XX веках в поморское согласие перешёл ряд больших федосеевских общин Ленинграда , Псковской , Новгородской областей , Поволжья , Прибалтики . Таким образом, в советское время поморцы стали самым многочисленным беспоповским согласием. Съезд христиан-поморцев в 1923 году разработал положение о церкви поморцев, предусматривавшее учреждение высшего Духовного совета и поместных (краевых, областных) духовных советов.

К концу 1930-х годов легальная церковная жизнь ДПЦ прекратилась: многие наставники были расстреляны, либо находились в заключении или на нелегальном положении. С тех пор «по нужде» стал широко распространен институт «наставниц» - женщин, руководящих общинами за отсутствием наставников-мужчин.

После присоединения Прибалтики к СССР , местный поморский христианский центр (Высший старообрядческий совет ), созданный в Вильно ещё в 1925 году , не стал закрываться, что послужило началом легализации беспоповского старообрядчества в СССР. В и 1974 годах в Вильнюсе (Вильно) состоялись Соборы ДПЦ, имевшие фактически всесоюзный характер и собравшие большое количество делегатов. Последний Собор, состоявшийся в советское время, прошёл в Вильнюсе в 1988 году , после чего начался процесс формирования поместных объединений ДПЦ в различных республиках.

Loading...Loading...