Сурожский труды. Антоний, митрополит Су́рожский

Многие люди в России проповедуют православную веру и придерживаются тех христианских традиций, которые созданы тысячи веков назад. Увы, не все знают точно о происхождении того или иного религиозного праздника. Троицкая родительская суббота считается днем, когда нужно поминать усопших, ходить на кладбище и подавать угощения в знак памяти умерших. В этом празднике присутствуют и языческие обряды, которые остались в прошлом. К примеру, плетение венков, колядки на Святки и массовые гуляния.

Христианство внесло новые веяния и традиции в Троицкую родительскую субботу и их нужно обязательно соблюдать. Эти установленные церковью и верующими людьми обряды входят в канву христианских богослужений. К примеру, в этот день следует украшать березовыми ветками храм. Итак, давайте разберемся, что пришло к нам из далекого прошлого, и как Святая Троица отмечается сегодня православным народом.

Суббота перед Троицей: как отмечают этот день христиане

По церковному календарю Троицкая суббота в 2017 году празднуется 3 июня – через 50 дней после Пасхи . Этот день еще называют Пятидесятницей, которая является своеобразными именинами Христианской Церкви. Именно в этот день случилось явление Святого Духа, который вознесся на небеса на 40-ой день — Христово Воскресенье. После распятия Иисуса его напуганным ученикам нужны были духовные силы и утешение.

Но, после того, как все получили Всевышнюю благодать, они стали без страха и сомнения проповедовать веру Господа. После проповеди апостола Петра, к христианской вере присоединились сразу около 3-х тысяч человек. До Пятидесятницы раньше верующих насчитывалось всего три сотни. Пророки и апостолы Христа были вестниками и проповедниками воли Божьей, ведь они могли слушать и понимать его, благодаря, своей духовной сущности. Верные Христовы спутники лично видели воплощение Бога-Сына, который принял обличие человеческое и взял на себя земные грехи.

Святой Дух сошел на общину Иерусалима в день Пятидесятницы. Он являл собой огненные языки, неведомые до той поры людям. Это была третья ипостась Святой Троицы, во время которой свершилось явление Бога миру. Сошествие Святого Духа в наше время называется – Троицкая родительская суббота.

Что такое Единство Церкви и насколько сильно оно привязано к Троицкой родительской субботе

Пятидесятница, а сегодня Троицкая родительская суббота, существовала еще во времена апостолов и считалась великим церковным праздником. После того, как Святой дух сошел на землю, на богослужении осуществлялись «помазания», а апостолы совершали таинства. Благодать от апостолов друг другу передавалась с помощью рукоположения (хиротония). Затем переходила к епископам, иереям, священникам и «батюшкам».

Рукоположения существуют уже много веков и являются доказательством того, что Церковь произошла от Христа, и они по сей день, едины. Если человек верит в Христа, то на него сходит Божья благодать и он познает в храме Таинство Крещения. Многие люди ощущают ее всем сердцем и душой, стоит им войти в церковь. В народе даже есть расхожее выражение: «Одним миром мазаны». Оно имеет прямое отношение к Таинству Миропомазания, которое осуществляется в храме сразу же после Крещения. В католической римской церкви это «конфирмация», которое совершают только совершеннолетние люди. Таинство Церковное осуществляется в Великий Четверг и освящается Патриархом.

В алавастре находится специальное церковное масло – мира. Из этого сосуда ежегодно со времен апостолов переносится капля в другой алавастер. Крещенного человека обязательно мажут миррой, что является ярким доказательством того, что он теперь единое целое с Церковью.

Православная церковь: Троицкая родительская суббота

Христианство можно выразить такими словами: «У Бога все живы!» Действительно, если человек ощущает внутри себя гармонию души и тела, посещает храм, читает молитвы и литургии, то он вечно живой и полон духовных сил. Крещение, Успение и Миропомазание делает его еще ближе к христианской вере.

Богослужение в Троицкую субботу

Троицкая суббота в 2017 году выпадает на 3 июня. В канун праздника все живые и усопшие духовно соединяются, что и должно произойти в конце всех времен. По Божьему преданию все мертвые воскреснут и встретятся с родными людьми. В этот день поминают всех верных христианской вере великомучеников, которые страдали, но не отреклись от Божьей благодати.

В церкви проходят молебные службы, а в Троицкую родительскую субботу есть особая традиция – это Вселенская панихида об усопших православных христианах. Священник читает в пятницу семнадцатую кафизму Псалтири «заупокойных синодиков» и записки прихожан, в которых написаны имена их умерших предков.

На Святую Троицу поминают всех усопших христиан, не вникая в причину их кончины. Хотя, в начале прошлого столетия в России нельзя было поминать в церкви тех, кто закончил жизнь самоубийством, пьяниц и наркоманов. Чтобы выразить свою надежду на мирную и долгую жизнь, христиане читали специальную молитву, защищающую от ранней смерти. Считалось, что после Таинства, Покаяния и Причастия смерть не настигнет человека внезапно и дьявол не собьет человека с пути истинного.

В Троицкую родительскую субботу христиане молятся мученице Варваре. Когда умирает кто-то из родственников, то нужно было обязательно покаяться в церкви за душу усопшего и поставить свечку за упокой. Тогда его душа будет покоиться с миром, а близкие люди не будут долго горевать и скорбеть.

Троицкая суббота: как поминают усопших

В Троицкую субботу в 2017 году в церкви нужно помянуть человека, который умер не только от старости, но также утопленников, путников, самоубийц и замерзших на холоде. Кроме того, в храме можно заказать молебен за тех, кто скончался от спиртного и наркотиков. Может быть, эти люди тоже прожили достойную жизнь и соблюдали Божьи законы. Но, как говорится, их «бес попутал» при земной жизни.

Иногда в церкви служители живо интересуются тем, а ходил ли человек, который находится в списке, в храм, и был ли на исповеди. В Троицкую родительскую субботу можно задать только такой вопрос: «Крещенный был человек, или нет?» Дело в том, что если он некрещеный, то молитва Уару по усопшему читается строго в домашней обстановке.

Кроме, Святой Троицы существуют еще и другие особые церковные дни, когда нужно поминать усопших.

1. Радоница – Вселенская панихида, которую отмечают на вторник через 7 дней после Пасхи. В этот день нужно убраться на могилках умерших родственников.
2. Родительские субботы Великого Поста , во время которых в церкви читается 17-й кафизма.
3. Перед днем русского воина и мученика Дмитрия Солунского в церкви совершается молебен умершим.

В другие дни – от Покрова до Светлой Пасхи — стараются не ходить на кладбище, чтобы не тревожить души усопших.

Во время Троицкой родительской субботы, например, в Забайкалье старообрядцы служили по домам «всенощную». В Троицу нужно прощения у всех просить, кого когда-то и чем-то обидел. Исключением были только маленькие дети и старики. В Забайкалье также совершали обряд под названием — «делаем чертежи». Жители шли в лес и обдирали с деревьев кору, делая границу для пашни на следующий год. Было поверье, что данный участок охраняется умершими родственниками.

Троицкая суббота в 2017 году будет отмечаться и в Полесье. Только там этот день называют «Деды» и отмечают его в пятницу. В это время нужно кушать постную пищу. В субботу был другой день, который посвящался Бабе-Семичихе. На столе в праздник была скромная, но сытная еда. Девушки плели венки, накидывали платок на голову и ходили вокруг березы, дотрагиваясь ладонями до веток. Но, одна девушка рядилась в Деда и круг крестом обходила, а другая была Бабой с серьгой в ухе.

Традиции и обряды Троицкой родительской субботы созвучны летнему Семику, но во многом отличаются от осенних праздников – Хеллоуина и «Дня Всех Святых». Правда, Хеллоуин больше похож на шабаш ведьм, который отмечается перед 1 мая. На западе ноябрьские праздники являются днями, когда нужно поминать умерших. Хотя, многие славяне на западе тоже отмечают Святую Троицу, соблюдая все обычаи и, посещая православную церковь.

Троицкая суббота в 2017 году отмечается 3 июня и возрождает в России не только церковные, но и народные обычаи. Это поистине христианский праздник славянского Семика, а не почитание каких-то сатанинских и сомнительных религий. Поэтому, сами решайте, чтить ли вам традиции своей страны, или «приобретать» то, что предлагает «дикий запад».

Троицкая суббота (родительская суббота). Народные обычаи, традиции.

Троицкая суббота Троицкая суббота (вселенская, родительская, духовская, клечальная, троицкая субботка, "троицкие родители") - один из четырех общерусских календарных дней поминовения умерших; входит в праздничный цикл Семик-Троица.
В церковном календаре предшествующий Троице день именуется Вселенской, а также родительской субботой. Во время вселенской панихиды, которая служится только 2 раза в год - в Мясопустную субботу перед Масленицей и в субботу перед Троицей, церковь поминает всех от века умерших православных христиан, независимо от того, как они отошли в мир иной; каждый прихожанин поминает в основном только своих умерших родственников - "родителей", а также родных, умерших "не-своей смертью" (см. Семик).
В мифологических представлениях славян, период Семик-Троица относился к тем календарным вехам, когда предки временно покидали "тот свет" и появлялись на земле; местом их пребывания была свежая зелень - деревья, травы, цветы (см. Троицкая зелень). Главная задача живых - встретить и проводить их должным образом, т.е. помянуть.


В одном из постановлений Стоглавого собора 1557 года, на который собрались представители духовенства со всей России, так описывалось троицкое поминовение: "В троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробам умерших с великим воплем. И егда скоморохи учнут играти во всякие бесовские игры, и они, от плача преставше, начнут скакати и плясати, и в долони бити, и песни сотонинские пети, на тех же жальниках обманьщики и мошенники" (Соколова В.К. 1979. С. 213).
В некоторых местах троицкая суббота считалась самым большим и почитаемым днем поминовения умерших. Именно поэтому у русского старообрядческого населения Забайкалья на "троицких родителей", в отличие от других поминальных праздников, в церкви или в молельном доме служилась "всенощная". На службу крестьяне приносили яйца, кутью, лепешки, подавали деньги на престол. Ритуальные блюда непременно освящали. Так, в туесок с кутьей на время всенощного молебствия ставили горящую свечку (Болонев Ф.Ф. 1975. С. 63).
Поминовение осмыслялось как ритуальное общение живых и умерших родственников, сопровождавшееся определенными действиями. Кроме церкви, в этот день обязательно ходили на кладбище, "чтобы навестить могилы и поклониться умершим родным и знакомым" (АРЭМ. Ф.7. Оп. 1. № 495). С собой приносили обычно поминальную еду, троицкие березовые ветки, цветы, венки, веники. В Калужской губ. кладбище посещали только девушки и молодые женщины; они собирались вместе и приходили обычно после обеда.
Центральным ритуальным действием на кладбищах в некоторых местах (новгородск., псковск., петербургск., тульск.) было "опахивание могил", или "обделывание могил". Пришедшие на кладбище обметали могилы родных березовые веточками, троицкими цветами или вениками (петербургск., новгородск., южнорусск.), после этого веточки и, иногда цветы, "торкали" в могильную землю. Крестьяне Псковской губ. считали, что они таким образом, "мертвым глаза открывают", "глаза у родителей прочищают"; в Новгородской и южнорусских губерниях опахивали вениками могилы для того, чтобы "родителей попарить" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 479; Соколова В.К. 1979. С. 227; Зеленин Д.К. 1991. С. 357); при этом верили, что "душеньки их радоваться будут". Опахивание в Петербургской губ. сопровождалось громкими причитаниями по умершим: "Несколько сот женщин и девок воют, плачут, кричат, рыдаюти. Это продолжается в течение нескольких часов до того, что голосящие часто падают в обморок". (Обрядовая поэзия. 1989. № 388). Перед уходом могилку "запахивают", чтобы закрыть глаза родителям. На могильный холмик, помимо веток и цветов, клали венки (см. Троицкий венок).
Повсеместно на кладбище устраивали ритуальную трапезу, основные блюда которой - кутья, блины, яйца, покрашенные свежей зеленой листвой берез. На могилу стелили скатерть, раскладывали кушанья; для "родителей" на перекрестье или в подножие креста крошили яйца, сыпали зерно и кутью; нередко это делали крестообразным движением руки. Умершего приглашали к трапезе словами: "Приди (называли имя) и поешь" (псковск.), "Выходи и угощайся" (костромск.). По представлениям костромичан, "когда живые дают есть умершим", то думают о том, что "тем самым души свои очищают" (АРЭМ. Ф. 10. Оп. 1. № 72). В ряде мест трапеза, устраиваемая на могилах, была более обильной и зачастую сопровождалась распитием хмельных напитков.
Среди псковских крестьян существовал обычай держаться за могильный крест руками, чтобы "родители почувствовали, что ты был на могиле". (АРЭМ. Ф.10. Оп.1. Д. № 90. Л. 92); согласно местным поверьям, покойники выходят в этот день из могил, также держась за крест. В Костромской обл. был распространен обычай "кликать родителей" (взывать к ним).
Посещение могил родственников нередко заканчивалась веселым гулянием, которое устраивали здесь же на кладбище.
Поминовение продолжалось и в поселении - крестьяне ждали "родителей" в гости. С этой целью у домов устанавливали березки, - "На березу прилетит кукушка, кукушка - это почти то же самое, что родители", - говорили псковичи. Под березу ставили ковшик с водой, чтобы "родители мылись". Дорогу в дом предкам также указывали березы, стоявшие с двух сторон крыльца. "Родители" могли войти в дом и по полотенцу, специально для этого вывешенному на стену или окно (псковск.).
В домах устраивали поминальные трапезы. Так, у семейских - русских старообрядцев Забайкалья, после всенощной службы вся семья собиралась за столом, читалась молитва, а затем каждый должен был съесть три ложки кутьи, освященной в церкви.
В исповедных вопросах упоминается обычай топить на Троицу баню для умерших: "В Великую субботу и пятидесятнию егда памят творим оу сопших бани не вел ли ели топити" (Славянская мифология. 1995. С. 375). Крестьяне считали в этот день необходимо растопить баню, а после помывки в ней всех членов семьи оставить воду и веник для "родителей".
Раздача милостыни нуждающимся, осуществляемая для поминовения умерших, в родительские дни, в частности в троицкую субботу, получала особое оформление. Зажиточные крестьяне Жиздринского у. Калужской губ. долгое время соблюдали старинный обычай, согласно которому они в троицкую субботу резали барана или годовалого поросенка, кормили бедных крестьян и делали обед для соседей.
У семейских Забайкалья в троицкую субботу "делали чертежи". Каждый крестьянин выбирал в лесу участок для будущей пашни и отмечал его - ошкуривал кору деревьев. Считалось, что "зачерченный" в день поминовения предков лес будет находится под их защитой.

Святой Дух сошел на землю в день Пятидесятницы для того, чтобы освятить и привести людей к вечному спасению. Именно поэтому, церковь призывает всех людей в эту субботу совершить поминовение для того, чтобы очистить все души спасительной благодатью. Потому, соборная заупокойная молитва для умерших является большой помощью.

Что нужно делать в Троицкую родительскую субботу. На службе в день Троицкой родительской субботы читается 17-ая кафизма. Поминаются все умершие христиане, а батюшки или священнослужители в Троицкую субботу поминают всех, находящихся в записках, которые оставляют прихожане церкви. Церковь утверждает, что такая общая молитва важна для усопших.

В этот день нужно обязательно сходить в церковь. В общей молитве, вместе со всеми, во время прохождения церковной службы, у Господа нужно попросить вечного упокоения душ и прощения для умерших родных.
Но если случилось так, что вы не посетили в этот день храм, эту молитву за усопших можно совершить дома, ведь молитва это то, что мы можем сделать для ушедших от нас родственников. Ваша молитва – это благодать и спасение для души умершего, поэтому, молитесь в этот день чаще, не скупитесь на молитвы. Прочитайте дома 17-ую кафизму и заупокойную молитву о ваших близких, родных и всех православных христианах. 17-ая кафизма – это 17 часть псалтыри (она разбита на 20 частей, в котороый всего 150 псалмв). Вамнужно прочитатьтолько 17 кафизму – или 118 псалом. Текс т 17 кафизмы (+версия для печати)

Также православные христиане в Троицкую родительскую субботу можно посетить могилы родственников на кладбище. Также там украшают зеленью их могилы. Но делать это нужно только после того, как усопших родственников помянули в церкви. Также принято считать, что умершие и ушедшие в мир иной молятся за нас тогда же, когда и мы молимся за них.

Самое главное, чтобы молитва в день Троицкой родительской субботы была осознанной, чтобы она не превратилась в формальность, впрочем тоже касается и самой родительской субботы..

Поминальная молитва нужна не только вашим усопшим родственникам, но и вам самим. Такая молитва, произнесенная в Троицкую субботу, может утолить те чувства переживания, любви, благодарности, жалости, вины или обиды, которые мы испытываем к умершим.



Стоит отметить опасность соблазна многих прихожан поминать самоубийц в этот день, предполагая, что в Троицкую Родительскую Субботу поминаются абсолютно все усопшие , невзирая на то, как они покинули этот мир. Но это является заблуждением! Нет такого дня, в который можно было бы помянуть один раз в год в Церкви самоубийцу.

Такое неправильное поверие возникло из неправильного понимания текстов канона, который читается в церкви в Троицкую родительскую субботу. В нем речь идет о тех, кто утоп, о тех, кто был удавлен. Но не о тех, кто сам себя удавил...

"Взыщи, Господи, погибшую душу (отца) моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя".

Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя...

По утверждению православной Церкви традиция поминовения усопших благотворно сказывается как на тех, кого поминают, так и на оставшихся в живых людях, ведь для последних поминовение умерших является свидетельством любви к почившим сродникам. Именно поэтому Церковь установила определенные дни, в которые человек должен сугубо молитвенно поминать умерших близких.


Во всех православных храмах цикл суточного богослужения начинается с вечера, поэтому заупокойное помнальное богослужение на Троицкую начинается в пятницу вечером (в 2015 году - 29-го мая). Вечером в пятницу совершается особое заупокойное богослужение вечерни и утрени с первым часом, во время которых читаются 17-я кафисма, заупокойный канон, а также звучат и иные заупокойные песнопения из общего последования панихиды. В пятницу вечером священнослужитель неоднократно читает записки с именами умерших православных христиан.



Также в храме в пятницу вечером и в субботу утром можно поставить свечи в память об усопших родственниках. Заупокойные свечи ставятся на канун - специальный , на котором находится крест с распятым Спасителем и предстоящими перед Христом Богородицей и апостолами.


Кроме молитвенного поминовения усопших в храме, верующие люди на Троицкую родительскую субботу стараются делать больше дел милосердия в память об умерших родственниках. В частности, может раздаваться милостыня нуждающимся или оказываться какая-либо другая полезная и посильная помощь.


Необходимо сказать и о домашней практике молитвенного поминовения усопших. Кроме посещения богослужения, некоторые православные христиане еще поминают (молятся) за умерших и дома, читая, например, акафист за единоумершего или каноны.


В традиции поминовения усопших на Троицкую родительскую субботу особое место занимает посещения мест захоронений почивших близких. Такая практика имеет место даже среди тех людей, которые не считают себя в полном смысле верующими или и вовсе придерживаются иного вероисповедания. Стоит отметить, что содержание могил усопших в чистоте это нравственный долг и обязанность каждого человека. В этом смысле православные люди не являются исключением. Поэтому существует практика после утреннего богослужения в храме отправляться на кладбища с целью уборки на месте захоронения.


Православному человеку необходимо помнить о том, что место захоронений усопших свято, поэтому необходимо стараться вести себя на кладбище соответствующим образом. В частности, православный человек, придя на кладбище, должен и там вознести молитву к Богу об души усопшего. Затем можно начать совершать уборку. Стоит помнить, что для православного человека не приемлемы традиции распития алкоголя на местах захоронений, или поливания могил водкой - это не является христианскими традициями поминовения усопших. Нельзя оставлять на могилах сигареты или емкости с алкоголем, ведь и это является чуждым христианскому сознанию.

Loading...Loading...