Святая Земля. Кана Галилейская

Паломнический Центр ИППО «Святая Земля» приглашает посетить Святую Землю (8 дней / 7 ночей). Вылеты каждую пятницу.

Селение Кана (8 км от Назарета в сторону Тивериады) упоминается в Евангелии от Иоанна, по разным поводам, трижды (Ин . 2: 1, 4, 46; 21, 2) - и каждый раз сопровождается указанием «Галилейская», очевидно, для отличия от Каны Финикийской (в современном Ливане). «Кана вся потонула в цветущих садах, - писал известный писатель-путешественник Е. Л. Марков, посетивший Святую Землю в 1885 г. - Это сплошная корзина кактусов, смоковниц, гранат». В Кане Господь совершил первое из Своих чудес: претворил воду в вино.

«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них… Было же тут шесть каменных водоносов… вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино , знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин . 2: 1-3; 6-11).

По церковному преданию, женихом на свадьбе был один из 12 апостолов - Симон Кананит (прозвище указывает происхождение из Каны). Греческий православный храм, ассоциируемый местным преданием с домом Симона Кананита, впервые упоминается в источниках в 1347 г. С середины XVII в. к православному храму присоседились францисканцы. Рядом с церковью стояла мечеть. Двести с лишним лет католики ждали, пока она придёт в упадок и запустение, чтобы приобрести это место. Ежегодно 6 января из Назарета в Кану приезжали монахи и на развалинах совершали службу. Купить землю им удалось лишь в 1879 г. Произведённые раскопки показали, что мечеть стояла на месте еврейской синагоги V-VI вв. Построенная в 1879 г. францисканская церковь сохранила в крипте её архитектурные остатки, в том числе мозаику с арамейской надписью: «Да будет благословен Иосиф, сын Танума, сына Буты, с его сыновьями за то, что сделали они сию мозаику». Новые раскопки (1969 г.) в северном дворе храма обнаружили другие мозаики и древние стены синагоги.

В начале 1880-х гг. закрепиться в Кане пытался архимандрит Антонин (Капустин). В 1881 г. он берёт на своё содержание местную православную школу, затем приобретает участок земли, рядом с католическим местом и близ православной церкви. Одолеть католиков, однако, не удалось. «Когда наш консульский агент в Хайфе С. Хури купил этот участок на своё имя (по поручению о. Антонина), - разъяснял позже генеральный консул в Иерусалиме А. Г. Яковлев, - то католики, владевшие смежным участком, обождали законный срок, предъявили на участок своё «право соседа», и, вследствие неявки Селима Хури в суд, получили заочное решение в свою пользу с обязательством уплатить г-ну Хури истраченные им 500 франков».

Новый православный храм на месте старого, «убогого», был построен в 1880-е гг. на средства Императорского Православного Палестинского Общества. 9 сентября 1889 г. основатель и Секретарь Общества В. Н. Хитрово писал из Петербурга к А. Г. Кезме в Назарет: «Прошу Вас немедленно послать кого-нибудь в Кефр Кенна (Кану Галилейскую. - Н. Л. ) и узнать там, получен ли во вновь строящейся там церкви иконостас и образа для него и поставлены ли на место. Если доставлены, но не поставлены на место, нужно немедленно принять меры». 20 октября того же года В. Н. Хитрово по поручению Председателя ИППО Великого князя Сергия Александровича присутствовал на освящении храма во имя св. Георгия Победоносца. При этом, вспоминал Хитрово, митрополит Назаретский Нифонт получил от Патриарха Иерусалимского Никодима «страшный нагоняй» - «за освящение церкви, за оказанные мне почести, за русское пение и т. п.».



Напоминанием об участии Общества в строительстве храма и иконостаса служили до начала нынешнего столетия образы преподобного Сергия Радонежского и праведной Елисаветы - небесных покровителей Сергия Александровича и его супруги Елисаветы Феодоровны - на южных и северных вратах алтаря. Теперь иконы перенесены в притвор, а в иконостасе заменены греческими: духовенство Иерусалимской Церкви старается нивелировать следы русского присутствия в Палестине.

Главной святыней храма являются два каменных водоноса, один - сильно повреждённый, другой совсем целый, стоящие слева и справа от алтаря. На отдельном аналое - икона апостола Симона Кананита. После Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа, когда апостолы разошлись на проповедь, ему досталась по жребию Абхазия. Там (неподалёку от Сухуми), на месте мученической кончины апостола, издревле существовал Симоно-Кананитский монастырь, возобновлённый в 1870-х гг. русскими иноками c Афона.

Вино Каны Галилейской считается лучшим в Святой Земле. Православные паломники, по традиции, всегда покупают его в лавке непосредственно при церкви. На этикетках так и написано по-гречески: «Святая обитель в Кане. Благословенное вино, в память свершившегося здесь чуда». Покойный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословлял священникам своей епархии использовать его для причастия.

Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского Сальвестрони Симонетта

Кана Галилейская (Ин. 2, 1-10)

В предисловии к своему последнему роману Достоевский подчеркивает, что именно младший из Карамазовых - его главный герой. На первых четырехстах страницах присутствие Алеши почти незаметно, он выступает лишь как внимательный слушатель и свидетель. Однако указание автора в IV главе третьей части вскрывает важность и значение этого образа.

В своих романах Достоевский лишь немногим избранным героям позволяет осуществить то «схождение ума в сердце», открыть «Царствие Божие» внутри себя, о которых пишут Симеон Новый Богослов и Исаак Сирин. Маркел и Степан Трофимович переживают это духовное состояние в непосредственной близости смерти; Мышкин и Кириллов - в кризисной ситуации эпилептического припадка; Ставрогин и Версилов - в грезах о «золотом веке». Для всех названных нами героев этот «рай» является чем?то смутно ощущаемым и сразу же потерянным. Или же это переход в другое состояние, которое проецируется в иной мир. Герои, достигшие состояния стабильной и глубокой внутренней радости в удалении от мира (странник Макар в «Подростке», Тихон в «Бесах», Зосима в «Братьях Карамазовых»), предстают в состоянии духовной зрелости, полной мудрости и любви, а не изображаются в процессе движения, которое позволяет им достичь этого уровня. В контексте всего творчества Достоевского Алеше отведена важнейшая роль именно потому, что он - единственный герой, которому позволено обрести это состояние осознанно и в расцвете жизненных сил, причем тогда, когда он покидает монастырь по воле Зосимы и возвращается в мир.

Для понимания главы «Кана Галилейская» важны истоки жизни Алеши - его детские воспоминания. Сцена, которую Алеша, оставшись с четырех лет сиротой, хранит внутри себя всю жизнь, подобна образам, являющимся в снах. Она отпечаталась в его уме вырванной из контекста, «как бы выступая светлыми точками из мрака»: «он запомнил один вечер, летний, тихий <…> в комнате в углу образ, пред ним зажженную лампадку, а пред образом на коленях <…> мать свою <…>, обнявшую его крепко до боли и молящую за него Богородицу, протягивающую его из объятий своих обеими руками к образу как бы под покров Богородице… <…>. Вот картина! Алеша запомнил в тот миг и лицо своей матери: он говорил, что оно было исступленное, но прекрасное» (14, 18). В этих немногих строках уже заключена суть личности главного героя романа, которая разовьется из этих семян. Кроткая Софья Ивановна, до конца жизни беззащитная жертва Федора Павловича, отдает Той, Которой верит всеми силами души, своего ребенка, освященного с этого момента этим ее жестом. Так она наделяет Алешу всем тем, что имеет, - своей безмерной верой и своей любовью. Если подобно Зосиме Алеша был «призван» (см. 15, 327), то это призвание проявилось уже с момента его появления на свет: и. в данном ему имени, и в том освящении, которое мать оставляет ему как единственный дар и память о себе. С раннего детства юноша охвачен этим образом, который делает его непохожим на других.

После вышесказанного становится очевидным, что двумя противоположными полюсами, вокруг которых формируются личности и строится жизнь обоих сыновей Софьи Ивановны, являются непримиримая ненависть и отвращение к отцу у Ивана и теплое воспоминание о матери у Алеши.

Ночью, во время бдения у фоба старца, Алеша сопереживает и сладострастие отца, и бунт Ивана, и кризис Мити, исступленно стремящегося к радости, - отождествляясь с ними. Для Алеши, с болью сознающего, что и в нем присутствуют все карамазовские слабости и пороки, самым сильным ударом является обнаружение «тлетворного духа», который исходит после смерти от любимого им старца. Именно это отсутствие чуда в противоположность той жажде необыкновенных событий, которую обнаруживают и Иван, и Инквизитор, приводит Алешу к глубокому нравственному кризису, преобразившему его последующую жизнь.

Состояние внутреннего потрясения, в результате которого Алеша поддается на искушение Ракитина, приводит его в дом Грушеньки, готовой обольстить его. Младший Карамазов неожиданно встречает именно у нее, непонятой всеми, но открытой добру и свету, духовную поддержку и понимание. Благодаря истории о луковке, рассказанной Грушенькой, он постигает то, чего не понимал раньше: важность и ценность любви, которая выражается не в грандиозных поступках, а в незаметных жестах, тех маленьких «луковках», которые подаются каждый день. Именно этот Алеша, очищенный встречей с Грушенькой, в которой неожиданно встретил «сестру», и примирившийся со своим старцем, сидит изможденный перед гробом Зосимы. Слушая чтение отца Паисия и медленно засыпая, он видит свадьбу в Кане Галилейской.

Считаем необходимым процитировать главу «Кана Галилейская» из Евангелия от Иоанна, содержащуюся в романе, поскольку, на наш взгляд, она важна для понимания этого эпизода «Братьев Карамазовых»: «1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. 3. И как недоставало вина, то матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. 4. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. 5. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. 6. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры (этот шестой стих не вошел в роман. - С. С.). 7. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. 8. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. 9. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха. 10. И говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (Ин 2, 1–10).

Этот отрывок отнесен библеистами к фундаментальным в контексте Евангелия от Иоанна, так как предвосхищает и вбирает в себя все дальнейшее развитие: именно к радости все возвращается после совершенного пути. Эпизод в Кане Галилейской приходится на седьмой день недели торжества Иисуса, но это также и третий день (на третий день после предыдущего события), выражение, которое в Ветхом Завете указывает время исполнения (см. Быт 22, 4; Исх 19, 11, и т. д.), а в Новом Завете - день Воскресения (см. 1 Кор 15, 4; Лк 9, 22, и др.) (см.: Молла 1966; 23; Додц 1953; 370; Бьянки 1985; 37).

Алеша слушает этот текст ночью третьего дня от начала повествования романа. В течение этих трех дней он, подобно ученикам Христа, тяжело пережил потерю учителя, прошел через потрясение и через искушения. Ночь, описанная в главе «Кана Галилейская», является для него ночью смерти и одновременно возрождения.

В эпизоде свадьбы в Кане Галилейской вводится женский образ, который встретится в Евангелии от Иоанна еще только раз, почти в заключении. Мать Иисуса не производит здесь действий от первого лица, «а предвосхищает всех», привлекая внимание присутствующих к нехватке вина. Она «вступается за праздник, который мог бы закончиться неудачно» (см.: Бьянки 1988; 2). Для слушающего Алеши в двух решающих моментах его жизни является определяющей роль женщины, передоверяющей его Той, Которая сможет направить и провести по жизни.

Первое чудо позволяет увидеть Царствие Божие уже на этой земле. Христос посетил «не горе, а радость людскую» (14, 326). Служителям, которые знают, откуда появилось это вино, поручено отнести его ничего не ведающим гостям. Подобная же роль поручена в романе Алеше и Мите, пережившим духовное возрождение благодаря «вину радости новой» и несущим его другим.

Рассматриваемый эпизод, полный праздничной радости, связан, однако, и с самым драматическим моментом жизни Иисуса. Как было замечено многими толкователями Библии, такая деталь, как «час», присутствие Марии, которая появится только в 19–й главе, а также обращение к ней: «Жено», - все это связано с моментом распятия и со смертью. Час, который в Кане «еще не пришел», придет в 12–й главе Евангелия от Иоанна: «пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин 12, 23–24).

Приведенное сравнение показывает тесную связь между эпиграфом и самой обширной и важной из евангельских цитат в «Братьях Карамазовых». В Евангелии от Иоанна начало соединяется с концом, потому что готовящаяся трапеза не сможет произойти без жертвы того зерна, которое, только умерев, принесет «много плода».

Главным героем свадебного пира в сне Алеши является Христос. В трапезе, происходившей в Иерусалиме, смерть присутствует осознанно в Христе; Он один знает, что хлеб и вино есть плоть и кровь Его (см. 1 Кор 11, 23–27; Мк 14, 22–25; Лк 22, 14–20). Трапеза Христа является участием в Той плоти и в Той крови, которые будут переданы и восприняты теми, кто их принял.

Во сне, как бы переносящем Алешу в Евангелие от Иоанна, он разделяет и радость свадьбы в Кане, и события, пережитые учениками ночью в Иерусалиме. Это момент глубокого единения со старцем и с Христом, а также мгновение благодарности за пищу, столь необходимую ему для новой жизни.

В центральных моментах «Братьев Карамазовых» именно через смерть рождается жизнь. Как пишет Романо Гвардини относительно Маркела, Зосимы и Алеши, «внутренняя личная жизнь одного переливается в жизнь другого» (Гвардини 1951; 84). Маркел, умирая, отдает всего себя Зосиме. В свою очередь Зосима завещает ученику свое «сокровенное богатство», для того чтобы оно было передано другим и чтобы никогда не было недостатка в «вине». Полное и сознательное приятие того, что было предложено, сопровождается (как для апостолов, так и для Зосимы в ночь перед дуэлью и для Алеши в этом его бдении) внутренним кризисом, который приводит к умиранию части самих себя и прежнего мировоззрения. Ученики Христа должны отказаться от ожидания могущественного и властного Мессии. Алеша - от стремления к непосредственным героическим действиям, чтобы постичь живой смысл слов старца и принять его.

Во сне тесно переплавляются евангельский завет, соответствующее ему учение Зосимы и воспоминание о незадолго перед тем услышанной истории о луковке. Будучи внешне наивной и короткой, история, рассказанная Грушенькой, дает нашему герою ключ к более глубокому пониманию двух других текстов. «Вино новое, вино радости новой, великой», которое пьется во сне, приобретает, таким образом, по сравнению с вином в Кане оттенки, присущие евангельскому тексту, однако в этом отрывке еще не явные. «Я луковку подал, - говорит старец, - вот и я здесь. И многие здесь только по луковке подали, по одной только маленькой луковке… Что наши дела?» (14, 327).

Это возвращение к разговору между Зосимой и Хохлаковой о любви деятельной, смысл которого только теперь удается понять Алеше. Благодаря сну о Кане Галилейской молодой Карамазов открывает, что на пир приглашены не только немногие избранные, но и недостойные. В нем могут участвовать все: бедные, отверженные, грешники, «найденный на распутьях дорог», - лишь бы они были открыты любви и приятию других (или, используя евангельскую метафору, лишь бы были одеты «в брачную одежду» - Мф 22, 1 - 14).

Сцена трапезы встречается в романе дважды: сначала в этом эпизоде, а затем в сцене поминок Илюшечки. В этих эпизодах сконцентрированы нити упомянутых библейских отрывков, которые пронизывают роман и дают ему толкование. Именно образ трапезы, предстающий в Библии, - начиная от Ветхого Завета и до Откровения Иоанна, - как радость, вновь обретенная после пережитого страдания, или же после смерти духовной или физической, является, на наш взгляд, смысловым ядром произведения. Это то духовное состояние полноты и подлинного счастья, «рая на земле», к которому Достоевский стремится в своих романах. В «Братьях Карамазовых» это состояние дано избранным героям, а также читателям, готовым принять его, способным победить подобно Алеше и Мите сопротивление сил, мешающих в повседневной реальности ощущать радость бытия.

Как уже было отмечено в главе, посвященной Ивану, одной из неразрешимых проблем этого героя является его тяга к «концу времен», описанному в Св. Писании: его предвещал еще Исайя и он кажется Ивану безнадежно далеким и недосягаемым. Для Зосимы, Алеши и Мити, как и для великих Отцов Церкви - преподобных Исаака Сирина и Симеона Нового Богослова, источников писателя, - речь идет о постоянном духовном состоянии, которого может достигнуть любой человек, способный раскрыться, чтобы принять его. «Нам из любви уподобился и веселится с нами, - говорил Зосима о Христе, - воду в вино превращает, чтобы не пресеклась радость гостей, новых гостей ждет, новых беспрерывно зовет и уже на веки веков» (14, 327).

В поучениях Симеона Нового Богослова основным понятием является присутствие Бога. Опыт этого присутствия, поведанный Зосимой, пережит героем романа сразу же после сна. Во время чтения отца Паисия Алеша, задремав, видит дорогу «большую, прямую», освещенную солнцем. Желание широты и свободы, которое, проснувшись, он ощущает в себе, толкает его из кельи на открытый воздух, где ему кажется, будто эта прямая дорога расширяется до бесконечности, способной охватить всех и вся. «Алеша <…> как подкошенный повергся на землю. Он не знал, для чего обнимал ее <…> но он целовал ее плача, рыдая и обливая своими слезами, и исступленно клялся любить ее, любить во веки веков. "Облей землю слезами радости твоея и люби сии слезы твои…" - прозвенело в душе его <…>. О, он плакал в восторге своем даже и об этих звездах, которые сияли ему из бездны, и "не стыдился исступления сего"» (14, 328). В этот отрывок вставлены две цитаты. Это слова Зосимы из главы «Русский инок», которые снова слышит Алеша внутри себя: «Землю целуй и неустанно, ненасытимо люби, всех люби, всё люби ‹.‚.›. Омочи землю слезами радости твоея и люби сии слезы твои. Исступления же сего не стыдись, дорожи им, ибо есть дар Божий, великий, да и не многим дается, а избранным» (14, 292).

Эти краткие тексты в тексте имеют важное значение. Они являются «зерном», дающим свой «плод» в ученике, а также и ключом для понимания им происходящего. Столь личное «схождение ума в сердце», переживаемое Алешей в эту ночь, имеет характерные черты, встречающиеся в текстах Отцов Церкви. Дар слез, данный Алеше, а также Мите, Маркелу и Зосиме в ночь перед дуэлью, является часто встречающимся мотивом в творениях Симеона Нового Богослова и Исаака Сирина, которые в своих писаниях объясняют важность и значение этого плача радости.

То, что Алеша переживает в «Кане Галилейской», подобно чувству, выраженному Маркелом: безмерная любовь, которая, как очищающие слезы, струящиеся из глаз, смывает всякую злость, горечь, раздор, отдаляющие нас от других.

«Всё, что истинно и прекрасно, всегда полно всепрощения <…>. Простить хотелось ему всех и за всё и просить прощения, о! не себе, а за всех, за всё и за вся, а "за меня и другие просят", - прозвенело опять в душе его. Но с каждым мгновением он чувствовал явно и как бы осязательно, как что?то твердое и незыблемое, как этот свод небесный, сходило в душу его» (14, 326- 328).

Алеша заключает в объятиях бесконечность как единое целое, и чувство, которое его всего обволакивает и наполняет глубоким покоем, - это чувство приятия и прощения. Это еще один и, может быть, самый важный ответ Ивану, и даже в отношении наиболее безжалостных палачей: ответ, исходящий не из поучений богословов, а пережит главным героем романа изнутри, всем его существом. С другой стороны, это - возобновление под другим углом зрения мотива, введенного Маркелом. всякий из нас за всех виноват так же, как другие виноваты и ответственны по отношению к нам во вселенной, где все взаимосвязано.

Из книги Сын Человеческий автора Смородинов Руслан

28. Эллинизм. Политика. Кана Галилейская Мало вероятно, что Иисус знал греческий язык, почти не распространенный в Иудее и ее провинциях. Этот язык знали разве что представители правящих классов и жители городов, в которых был высок процент язычников, типа Кесарии (Мишна.

Из книги Иисус Неизвестный автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Из книги Евангелие от Иоанна автора Милн Брюс

1. Знамение первое - Кана (2:1–11) Первые слова - На третий день - указывают на чудесную связь с событиями только что описанными. Мы уже говорили о возможных мотивах, которыми руководствовался Иоанн, повествуя о первой неделе творения. Подобная связь в лучшем случае

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

1. Знамение первое - Кана (2:1-11) 1. Каким образом просьба Марии - это «полезный пример ходатайственной молитвы»?Молитва без смирения будет услышана настолько же, насколько приведет к спасению вера без дел.2. Что удивляет в ответе Иисуса?3. Почему будет не правильно

Из книги Четвероевангелие автора Серебрякова Юлия Владимировна

Кана Как только Иисус вернулся в Галилею, он совершает свое первое чудо, которое описывается только в Евангелии от Иоанна. Оно происходит на свадебном празднике: Ин., 2: 1–2. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики

Из книги Путешествие по Святой Земле в 1835 году автора Норов Авраам Сергеевич

2.1.2. Кана галилейская: чудо на браке Евангелист Иоанн, сказав о том, что вследствие свидетельства Крестителя и общения с Христом некоторые от народа вскоре по Крещении узнали в Иисусе Христа-Мессию и стали Его учениками, далее кратко говорит о пребывании Христа в Галилее и

Из книги автора

Глава XVII Магдал. – Тивериада. – Термы Аммаус. – Кана Галилейская. – Сефория или Диокесария «И следовало за Ним множество народа из Галилеи и из Десятиградия, и Иерусалима и Иудеи, и из-за Иордана… Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, то приступили к Нему ученики

На севере Израиля, по пути из в Тверию, находится арабская деревня Кафр-Кана, которая в библейские времена носила название Каны Галилейской.

Обозначение «Галилейская» присоединяли к названию поселения потому, что возле городка Цора находилась еще одна Кана.

В годы земной жизни Христа Кана Галилейская была довольно большим населенным пунктом - гораздо более значительным, чем Назарет, насчитывавший менее тысячи жителей. Именно там Христос совершил свое первое чудо - превращение воды в вино на свадьбе. Об этом событии говорится лишь в одном каноническом Евангелии - от Иоанна: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2, 1–11).

Первый храм в память об этом чуде появился в Кане в VI столетии. В нем хранились каменные водоносы, упомянутые Иоанном.

Во время мусульманского завоевания Святой Земли здание было разрушено. Позже на его месте построили новую церковь, которая тоже не сохранилась. Сейчас в Кане неподалеку друг от друга расположены два храма в честь сотворенного Христом чуда: православная церковь святого великомученика Георгия Победоносца и католическая церковь Венчания.

  • Православный храм Георгия Победоносца был построен в 1885 году на средства Российского Императорского Палестинского православного общества. Причем основную часть суммы на храм пожертвовали председатель общества, великий князь Сергей Александрович и его супруга Елизавета Федоровна (к слову, она погибла мученической смертью во время гражданской войны и была причислена к лику святых). Об этих двух благодетелях напоминают иконы преподобного Сергия Радонежского и праведной Елизаветы в иконостасе церкви.

Главная святыня храма Кана Галилейская - два сосуда, выдолбленных из цельных камней.

Это те самые водоносы, в которых произошло чудо превращения воды. Они размещены справа и слева от иконостаса.

  • В 1905 году неподалеку от православного храма появилась католическая церковь Венчания. Ее строительством руководил францисканский монах Эгидиус Гейслер, уроженец Австрии. Поэтому в качестве архитектурного образца он избрал один из красивейших австрийских храмов - кафедральный собор Зальцбурга. Церковь Венчания представляет собой миниатюрную копию собора.

Фасад церкви украшают две башни с арочными окнами в верхней части. Башни являются символом жениха и невесты, чей брак освятил своим присутствием Христос. Стены церкви покрыты росписями и картинами на свадебную тему. В алтаре помещено изображение «Брак в Кане Галилейской». В церкви имеется крипта - сводчатое полуподземное помещение. В ней хранится еще один водонос.

В церковном дворике располагается небольшая археологическая экспозиция, составленная из предметов, найденных при строительстве храма.

Много христианских пар приезжают в церковь Венчания, чтобы поучаствовать в особой церемонии - повторить супружескую клятву. Они верят, что этот обряд сделает их союз крепким и счастливым.

Галилея - область на севере Израиля, прилегающая с запада к Генисаретскому озеру. Здесь находится родной город Спасителя - Назарет, отсюда же родом были ученики Господа, здесь Он совершил множество чудес и произнес большинство проповедей.

Кана Галилейская

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
(Иоан.2:1-11)

Фреска Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502—1503 гг.)

Чуду претворения воды в вино посвящена православная греческая церковь (в честь св. Георгия Победоносца), возобновленная Россией на средства Императорского Палестинского православного общества и освященная в октябре 1889 г. В память происшедшего на этом месте чуда Господня в храме стоят два больших каменных сосуда, выдолбленных из цельного камня.

Один из древних каменных водоносов внутри храма.

Из паломнических впечатлений 2009 года: "К сожалению, не всем паломникам удается осмотреть храм; гостей там встречают крайне негостеприимно. Нас отказались пропустить дальше калитки, если мы не купим достаточного количества вина в церковной лавке. Хотели, стоя у входа, прочитать Евангелие, но фрагмент, который легко удалось отыскать утром, теперь никак не получалось найти; пришлось ограничиться краткой молитвой и покинуть территорию храма.

Рассказы о том, что вино из Каны невкусное, по-видимому относятся именно к продукту, приобретаемому в уплату за осмотр храма. Буквально в двух шагах есть магазинчики и лавки, где можно попробовать разные сорта вина, все они необычайно вкусны и трудно удержаться, чтобы не купить в подарок близким хотя бы одну бутылку. Красное литургическое вино 12-тилетней выдержки, вероятно, приближается по вкусу к тому, что пили на памятном брачном пиру 2000 лет назад".



Из паломнических впечатлений 2016 года: "Несколько лет назад настоятеля храма в Кане сменили, и теперь вход для паломников туда беспрепятственный. Правда, храм открыт до 17 часов, и мы чуть было не опоздали. Но нам повезло: на Фаворе наша группа повстречала архиепископа Тюменского и Тобольского, который как раз собирался ехать в Кану. Благодаря владыке и для нас открыли двери после пяти часов вечера.

А вино там теперь необычайно вкусное, хотя и молодое. Выдержать его дольше года не успевают - все раскупается".

В Кане был призван Апостол Нафанаил. Евангелист Иоанн упоминает, что Нафанаил был родом из Каны Галилейской (Иоан.21:2), и подробно рассказывает о том, как он стал учеником Христа: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». (Иоан.1:45-51)


Апостол Варфоломей. Икона с сайта days.pravoslavie.ru

Еще одно упоминание о Кане Галилейской относится к чуду исцеления сына капернаумского царедворца, совершившемуся по одному лишь слову Спасителя: «Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти. Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его». (Иоан.4:46-53)

Водоносы более позднего времени дают предсталение о внешнем виде этих сосудов.

Храм Георгия Победоносца в Кане Галилейской

Loading...Loading...