Святые целители православной церкви. Святые врачи безмездные чудотворцы
Дата публикации или обновления 15.12.2017
Молитва, обращенная к каким Святым угодникам, может помочь при том или ином недуге.
Даты указаны по новому стилю.
9-го августа Церковь празднует память великомученика Пантелеимона. Он самый известный, но не единственный врач, которого канонизировала Православная Церковь. Редакция «Фомы» коротко рассказывает о великомученике и его святых коллегах.
Апостол и евангелист Лука (I в.)
Приветствует вас Лука, врач возлюбленный , - пишет о нем апостол Павел в своем послании к Колоссянам (Кол 4 :14). Лука - апостол от 70-ти, написал одно из четырех Евангелий под руководством апостола Павла и книгу «Деяния святых апостолов». По преданию, первым написал иконы Божией Матери. В честь евангелиста получил свое имя в монашестве еще один святой врач - (Войно-Ясенецкий). Апостол Лука принял мученическую смерть: его повесили на дереве.
Святые бессребреники Косма и Дамиан (IV в.)
Православная Церковь чтит память сразу трех пар святых с именами Косма и Дамиан: все они прославились как врачи-бессребреники. Наибольшим почитанием пользуются Косма и Дамиан Асийские (IV в.), родные братья. Воспитанные матерью-христианкой (преподобной Феодотией), они безвозмездно исцеляли больных и, кроме этого, сами разыскивали и лечили диких животных, которые потом без страха ходили за ними. В конце жизни Дамиан нарушил обет безвозмездного врачевания: выздоровевшая безнадежная больная умолила его во имя взять в дар за исцеление три яйца. Услышав о том, что брат пренебрег обетом, Косма завещал похоронить их с Дамианом отдельно. После смерти братьев Бог открыл людям, что Дамиан принял дар ради любви к Создателю, а не из корысти, и святых братьев погребли вместе.
Святые мученики бессребреники Кир и Иоанн (конец III - начало IV вв.)
Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, лечил всех больных бесплатно, исцеляя в том числе и душевные недуги. При этом святой врач не боялся проповедовать Евангелие. Во время гонения императора Диоклетиана Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял и продолжал лечить приходивших к нему людей. Однажды врача-монаха разыскал воин Иоанн, пожелавший стать его последователем. Через некоторое время учитель и ученик вместе отправились в Египет, чтоб поддержать христианку по имени Афанасия, вместе с тремя дочерьми заключенную в темницу. Кир и Иоанн были схвачены, их предали мукам на глазах Афанасии. Но ни она, ни ее дети, ни сами мученики не отреклись от Христа и были казнены.
Святой великомученик Пантелеимон (III в.)
Родился в Вифинии (Малая Азия) в семье знатного язычника и тайной христианки (святой Еввулы). Медицинскому ремеслу учился у знаменитого врача Евфросина и впоследствии стал придворным врачом при императоре Максимиане. Жизнь красивого и успешного юноши перевернула встреча с пресвитером Ермолаем, который впоследствии и крестил его. После смерти отца (крестившегося в конце жизни) будущий великомученик посвятил себя помощи больным и нищим. Он лечил всех безвозмездно, неизменно молясь о больных, посещал заключенных в темницах. Его успех как врача стал предметом зависти коллег по ремеслу - они донесли императору, гонителю христиан, что Пантелеимон исповедует Христа и посещает своих единоверцев в заключении. Последовал арест. В это же время судили и казнили учителя Пантелеимона, священномученика Ермолая, вместе с двумя другими пресвитерами. Молодого же врача пытали и в конце концов также усекли мечом. Святой великомученик и целитель Пантелеимон почитается в Церкви как покровитель врачей и ходатай за болящих.
Мученик Орест (конец III - начало IV вв.)
Был известным в Каппадокии врачом. Христианин с детства, он открыто проповедовал христианство во время гонений. На допросе у царского сановника Орест проявил необыкновенное мужество: на повеление назвать свое имя он ответил, что имя его - Христианин, и оно кажется ему более высоким, чем имя, данное родителями при рождении. Твердо отказавшись отречься от своей веры, святой врач выдержал множество пыток: 40 воинов, сменяя друг друга, истязали его. Затем мученика привязали к дикому коню и влачили по земле, пока святой Орест не умер.
Мученик Диомид (III в.)
Врач по профессии, он исцелял не только телесные, но и душевные болезни. Много путешествуя, Диомид проповедовал Христа, обращая и крестя язычников. Однажды врач пришел в Никею, и император-язычник Диоклетиан послал воинов арестовать его. Но умер святой мирной смертью на обратном пути из Никеи. Согласно житию, найдя его тело, воины отсекли голову святого в доказательство исполненного поручения императора, но тотчас ослепли. Диоклетиан приказал отнести голову обратно к телу: исполнившим приказ воинам вернулось зрение. Имя мученика Диомида вспоминается при совершении таинства .
Преподобные Алипий (XII в.) и Агапит (XI в.) Печерские
Насельники Киево-Печерской лавры были первыми прославленными святыми лекарями на Руси. Преподобный Агапит, в частности, прославился тем, что исцелил Владимира Мономаха, будущего великого Киевского князя, прислав ему настой из трав. Однажды монаха-целителя из зависти попытался отравить известный в Киеве врач, однако яд не подействовал. Впоследствии завистник покаялся и принял монашеский постриг.
Преподобный же Алипий, кроме дара целительства, известен как иконописец. Одна из икон его письма - Свенская икона Пресвятой Богородицы - хранится сейчас в Государственной Третьяковской галерее.
Преподобный Ипатий Целебник (XIV в.)
Еще один насельник Киево-Печерской лавры. Его послушанием было ухаживать за больными. За строгую подвижническую жизнь и самоотверженное служение людям получил от Бога дар исцеления. Нетленные мощи преподобного Ипатия находятся в Дальних пещерах Лавры.
Праведный страстотерпец Евгений (Боткин) (XX в.)
Сын известного русского врача (лейб-медика Александра II и Александра III). Окончил с отличием Военно-медицинскую академию, работал в Мариинской больнице для бедных. С началом Русско-японской войны (1904 год) стал добровольцем в действующей армии, возглавил медицинскую часть Российского общества Красного Креста. В 1908 году приглашен в семью в качестве лейб-медика. На этой должности пробыл до самой смерти - в 1918 году его расстреляли вместе с царской семьей в Екатеринбурге. В 2016 году причислен Русской Православной Церковью к лику святых.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (XX в.)
Родился в семье аптекаря-католика, но был воспитан матерью в православной вере. В 1903 году окончил медицинский факультет Киевского университета. Во время Русско-японской войны (1904 год) возглавил отделение хирургии при госпитале Киевского Красного Креста в Чите. Женился на сестре милосердия Анне, которая родила ему четверых детей и в 1919 году умерла от туберкулеза. Через некоторое время принял сан диакона, затем пресвитера. В 1923 году Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий был пострижен в монашество с именем Лука в честь врача-евангелиста. В том же году рукоположен во епископа, после чего его арестовали по стандартному подозрению в «контрреволюционной деятельности». Началась череда арестов и ссылок, которые продлились 11 лет, при этом владыка не переставал служить и лечить людей, писать медицинские и богословские труды. В 1946 году за научные разработки в области медицины удостоился Сталинской премии. Последние годы жизни святитель Лука провел в качестве архиепископа Крымского, до конца спасая жизни и души людей. В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века.
Апостол и евангелист Лука
Известно, что врачом был один из апостолов — евангелист Лука. «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный», — пишет о нем апостол Павел в своем послании к Колоссянам (Кол 4 :14). Именно в честь этого евангелиста получил свое имя в монашестве архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Архиерей, постригавший его в иеромонахи, имел намерение дать знаменитому хирургу имя Пантелеимон — в честь покровителя врачей. Однако услышав проповедь будущего святителя, увидев его за Литургией, изменил свое решение. Так покровителем «святого хирурга» стал Лука, евангелист и врач.
Святые бессребреники Косма и Дамиан
Православная Церковь чтит память сразу трех пар святых с именами Косма и Дамиан: все они прославились как врачи-бессребреники. Наибольшим почитанием пользуются Косма и Дамиан Асийские (IV в.), родные братья. Воспитанные матерью-христианкой (преподобной Феодотией), они безвозмездно исцеляли больных и, кроме этого, сами разыскивали и лечили диких животных, которые потом без страха ходили за ними. В конце жизни Дамиан нарушил обет бевозмездного врачевания: выздоровевшая безнадежная больная умолила его во имя Святой Троицы взять в дар за исцеление три яйца. Услышав о том, что брат пренебрег обетом, Косма завещал похоронить их с Дамианом отдельно. После смерти братьев Бог открыл людям, что Дамиан принял дар ради любви к Создателю, а не из корысти, и святых братьев погребли вместе.
Святые мученики бессребреники Кир и Иоанн (конец III — начало IV вв.)
Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, лечил всех больных бесплатно, исцеляя в том числе и душевные недуги. При этом святой врач не боялся проповедовать Евангелие. Во время гонения императора Диоклетиана Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял монашество и продолжал лечить приходивших к нему людей. Однажды врача-монаха разыскал воин Иоанн, пожелавший стать его последователем. Через некоторое время учитель и ученик вместе отправились в Египет, чтоб поддержать христианку по имени Афанасия, вместе с тремя дочерьми заключенную в темницу. Кир и Иоанн были схвачены, их предали мукам на глазах Афанасии. Но ни она, ни ее дети, ни сами мученики не отреклись от Христа и были казнены.
Святой великомученик Пантелеимон (III в.)
Родился в Вифинии (Малая Азия) в семье знатного язычника и тайной христианки (святой Еввулы). Медицинскому ремеслу учился у знаменитого врача Евфросина и впоследствии стал придворным врачом при императоре Максимиане. Жизнь красивого и успешного юноши перевернула встреча с пресвитером Ермолаем, который впоследствии и крестил его. После смерти отца — крестившегося в конце жизни — будущий великомученик посвятил себя помощи больным и нищим. Он лечил всех безвозмездно, неизменно молясь о больных, посещал заключенных в темницах. Его успех как врача стал предметом зависти коллег по ремеслу — они донесли императору, гонителю христиан, что Пантелеимон исповедует Христа и посещает своих единоверцев в заключении. Последовал арест. В это же время судили и казнили учителя Пантелеимона, священномученика Ермолая, вместе с двумя другими пресвитерами. Молодого же врача пытали и в конце концов также усекли мечом. Святой великомученик и целитель Пантелеимон издревле почитается покровителем врачей и ходатаем за болящих.
Мученик Орест (конец III — начало IV вв.)
Был известным в Каппадокии врачом. Христианин с детства, он открыто проповедовал христианство во время гонений. На допросе у царского сановника Орест проявил необыкновенное мужество: на повеление назвать свое имя он ответил, что имя его — Христианин, и оно кажется ему более высоким, чем имя, данное родителями при рождении. Твердо отказавшись отречься от своей веры, святой врач выдержал множество пыток: 40 воинов, сменяя друг друга, истязали его. Затем мученика привязали к дикому коню и влачили по земле, пока святой Орест не умер.
Мученик Диомид (III в.)
Был врачом по профессии, он исцелял не только телесные, но и душевные болезни. Много путешествуя, Диомид не боялся проповедовать Христа, обращая и крестя язычников. Однажды врач пришел в Никею, и император-язычник Диоклетиан послал воинов арестовать его. Но умер святой мирной смертью на обратном пути из Никеи. Согласно житию, найдя его тело, воины отсекли голову святого в доказательство исполненного поручения императора, но тотчас ослепли. Диоклетиан приказал отнести голову обратно к телу: исполнившим приказ воинам вернулось зрение. Имя мученика Диомида вспоминается при совершении Таинства Елеосвящения (Соборования).
Преподобные Алипий
(XII в.) и Агапит
(XI в.) Печерские
Насельники Киево-Печерской лавры, были первыми прославленными святыми лекарями на Руси. Преподобный Агапит, в частности, прославился тем, что исцелил Владимира Мономаха, будущего великого Киевского князя, прислав ему настой из трав. Однажды монаха-целителя из зависти попытался отравить известный в Киеве врач, однако яд не подействовал. Впоследствии завистник покаялся и принял монашеский постриг.
Преподобный же Алипий, кроме дара целительства, известен как иконописец. Одна из икон его письма — Свенская икона Пресвятой Богородицы— хранится сейчас в Государственной Третьяковской галерее.
Медицинский факультет
Реферат по курсу истории медицины на тему:
«Святые врачи»
Работу выполнила студентка Куликова Анастасия (106 группа)
Проверил
г. Санкт-Петербург
II. Святые врачи ………………………………………………………………………………....4
1. Архангел Рафаил ……………………………………………………………………...4
2. Апостол и евангелист Лука…………………………………………………………...4
3. Великомученик и целитель Пантелеимон…………………………………………...5
4. Бессребреники Косма и Дамиан Ассийские………………………………………....6
5. Бессребреники мученики Косма и Дамиан Аравийские……………………………8
6. Бессребреники мученики Косма и Дамиан Римские………………………………..8
7. Мученик Орест Тианский…………………………………………………………….9
8. Мученик Диомид Тарсянин…………………………………………………………10
9. Бессребреники мученики Кир и Иоанн…………………………………………….10
10. Мученик Антиох……………………………………………………………………12
11. Мученик Фалалей Эгейский……………………………………………………….12
12. Мученик Иулиан Эмесский………………………………………………………..13
13. Священномученик Валентин, епископ Интерамны……………………………...13
14. Преподобный Павел Коринфянин…………………………………………………14
15. Преподобный Сампсон Странноприимец………………………………………...14
16. Преподобный Агапит Печерский, врач безмездный……………………………..15
17. Преподобный Алипий Печерский…………………………………………………17
18. Преподобномученица великая княгиня Елисавета……………………………….17
19. Страстотерпица царица Александра Новая и великие княжны Ольга и Татиана…………………………………………………………………………………………..18
20. Мученица Татиана (Гримблит)…………………………………………………….20
21. Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий)…………………………………21
22. Преподобная Анастасия Киевская………………………………………………...23
III. Заключение…………………………………………………………………………………25
IV. Список использованной литературы……………………………………………………..26
I . Введение
Данная работа посвящена святым врачам, которые, владея врачебным искусством, сумели через служение ближним угодить Богу. Всякий человек, желающий стать врачом, должен не только иметь хорошее медицинское образование, но и обладать определёнными нравственными качествами. Жития святых рассказывают читателям не о том, какими врачебными средствами лечить ту или иную болезнь, а о том, как должен поступать врач, когда он оказывается в той или иной жизненной ситуации . Святые врачи – это образцы для всех остальных врачей.
Итак, каким же должен быть хороший врач?
II . Святые врачи
Архангел Рафаил – целитель человеческих недугов, путеводитель, врач Божий. Имя Рафаил в переводе с еврейского означает «помощь», «исцеление Божие». Архангел Рафаил упоминается в «Книге Товита» (второканоническая книга Ветхого Завета), в которой описывается, как архангел Рафаил в виде юноши сопутствовал праведному Товии, защищал его от нечаянных напастей в пути, освободил от злого духа Сарру (дочь Рагуилову), снял бельма у Товита. Святой архангел Рафаиил на иконах изображается держащим в левой руке сосуд с врачебными средствами, а в правой – стручец (остриженное птичье перо для помазывания ран).
2. Апостол и евангелист Лука (память 17 января, 5 мая, 3 июля, 31 октября)
Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла, был врачом из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле. После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.
Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига. Апостол Павел, приветствуя братьев в послании к колоссянам, упоминает о нём: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный» (Кол 4,14). В своих письменных работах Лука, врач по профессии, часто использует медицинские термины. Некоторые исследователи полагают, что он получил образование в знаменитой медицинской школе в Тарсе, где, возможно, и встретился с апостолом Павлом . Предполагают, что хорошее знание восточного Средиземноморья могло быть получено святым Лукой в процессе работы в качестве судового доктора.
После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.
Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», - сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие было написано им в 62 - 63 годах в Риме под руководством апостола Павла.
Первая гробница святого Луки в Фивах - это римская мраморная усыпальница, сделанная еще в дохристианские времена и , вероятно, приобретенная сразу после его кончины. Согласно местному преданию, эта гробница на протяжении нескольких веков после кончины святого Луки источала чудесное пастообразное вещество, называемое у греков колидио, которое исцеляло болезни глаз. В 356 году по приказу Императора Констанция, сына Императора Константина, мощи святого Луки были перенесены в Константинополь и похоронены в земле в храме Святых Апостолов. В эпоху крестовых походов крестоносцы перевезли мощи в Рим и положили в базилике святого Петра.
3. Великомученик и целитель Пантелеимон (память 9 августа)
Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был ещё юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу , окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Отрок, обладая восприимчивым умом, легко усваивал то, чему его учили, и вскоре, превзойдя своих сверстников, почти сравнялся и с самим учителем. К тому же Пантелеон отличался красноречием, красотою и на всех производил приятное впечатление; был он известен и самому царю Максимиану, который захотел видеть его при своём дворе.
Однажды на обратном пути от учителя юноша увидел на улице мёртвого ребёнка, укушенного ехидной, которая ещё была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твёрдо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребёнок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.
После этого чуда Пантолеон был крещён святым Ермолаем с именем Пантелеимон, что значит всемилостивый . Став христианином, Пантолеон часто беседовал со своим отцом, раскрывая ему лживость язычества и постепенно подготавливая его к принятию христианства. В это время Пантолеон уже был известен как хороший врач, поэтому к нему привели слепого, которого никто другой не мог исцелить. «Свет глазам твоим возвратит Отец света. Бог истинный, - сказал ему святой, - во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри!». Слепец тотчас же прозрел, а вместе с ним духовно прозрел и отец святого - Евсторгий, и оба с радостью приняли святое Крещение.
После смерти отца святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону, так как ни от кого не получали столь скорых и совершенных исцелений, как от него, успешно лечившего и ни от кого не принимавшего платы.
Имя всемилостивого и безвозмездного врача стало известно во всем народе, а прочие врачи осуждались и осмеивались. Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного, который не мог пошевелить ни одним своим членом, Именем Иисуса Христа. Максимиан казнил исцелённого, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам.
Господь явился святому и укрепил его перед страданиями. Великомученика Пантелеимона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово , ввергали в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора.
По повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: "Велик Бог христианский!" Разъярённый Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Имя Христово, а великомученику Пантелеимону отрубить голову.
Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанёс никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, звавший страстотерпца по имени и призвавший в Небесное Царство. Услышав Голос с Неба, воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.
Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко . Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась целительными плодами. Святой Пантелеимон постадал в 305 году.
Ныне великомученик и целитель Пантелеимон является одним из самых чтимых святых в Русской Православной Церкви, так как он стал для христиан воистину врачом болящих, покровителем находящимся в напастях, подателем зрения, предстателем для младенцев и престарелых и всех страждущих.
4. Бессребреники Косма и Дамиан Ассийские (память 14 ноября)
Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Отечество их - Асия. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века.
Отец их был грек и язычник, мать - христианка по имени Феодотия. В ранних летах они лишились своего родителя.С самого младенчества мать старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели. А как скоро дети стали приходить в возраст, она отдала их на обучение грамоте к некоему богобоязненному мужу. Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они , движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений. Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать - дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода.
Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их и для сего переходили из города в город, из веси в весь, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление. И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою, высокою целью - служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твёрдо знали и верно сохранили заповедь Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8). Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали её. Об одном только просили они исцелённых ими: чтобы те твёрдо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые ещё не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные. За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами.
Но не на людей только простиралась врачебная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных. Праведник милует души скотов, говорит слово Божие (Притч. 12, 10). Верные сей заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодателей и, как скоро сии показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами. Однажды случилось им зайти в одно пустынное место. Здесь они нашли едва живого верблюда. Сюда загнал и здесь разбил его диавол; святые сжалились над животным, исцелили его и отпустили здоровым в свое место. После, как увидим, животное не осталось неблагодарным к ним.
В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцелённых каких-либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец её одному из них Господь попустил нарушить его.
Через несколько времени после его кончины почил с миром и святой Дамиан. Люди, чтившие их память, окружили тело Дамиана и недоумевали, где положить его. Завещание Космы было у всех в свежей памяти, нарушить его страшились. И вот, когда они в недоумении стояли при святом теле, внезапно подошёл к ним верблюд. Люди молчали, заговорил верблюд. «Человецы Божии, - так начал речь бессловесный, - много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришёл к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их». Верблюд этот был тот самый, который некогда был исцелен святыми. Люди, окружившие тело святого, возблагодарили Господа, так чудесно открывшего тайну Свою, и, положив святые мощи бессребреников в одну раку, погребли их на месте, называемом Фереман. Вскоре на месте их погребения устроена была церковь. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие, многие из которых получали исцеления. Жизнеописатель святых Космы и Дамиана говорит, что легче измерить море и пересчитать звёзды, нежели поведать все чудеса святых.
5. Бессребреники мученики Косма и Дамиан Аравийские (память 30 октября)
Святые мученики бессребреники Косма и Дамиан Аравийские родились в Аравии и , получив от Бога благодать чудотворений, ходили по городам и сёлам, проповедуя Христа и исцеляя больных. За оказанную помощь святые не брали никакой платы. В Киликии язычники схватили святых врачей и привели к правителю Лисию. За отказ отречься от христианской веры правитель повелел бесчеловечно бить святых, а потом утопить в море, но Ангел Божий вынес их совершенно здоровыми из пучины на берег. Это чудесное спасение было приписано чародейству. На другой день Лисий приказал повесить братьев, бросать в них камни и стрелять из луков. Камни и стрелы отскакивали от их тел и поражали самих мучителей. Тогда язычники обезглавили святых. Вместе со святыми врачами были замучены их братья Леонтий, Анфим и Евтропий. Время их страданий с достоверностью неизвестно; несомненно только то, что они пострадали в конце III века, в царствование Диоклетиана и Максимиана.
6. Бессребреники мученики Косма и Дамиан Римские (память 14 июля)
Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан, родные братья, были родом из Рима. Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они вели строгую, целомудренную жизнь.Научившись врачебному искусству, сии святые братья успешно исцеляли всякие болезни, и им содействовала во всем благодать Самого Бога. На каких бы больных людей или скотов ни возлагали они свои руки, те немедленно становились совершенно здоровыми. Сии искусные целители ни от кого не брали вознаграждения за исцеления, за что и были прозваны "безмездными врачами". Только одной самой драгоценной награды требовали они от исцеляемых, – веры во Христа. И, действительно, не только в самом Риме, но и в окрестных городах и селениях, которые они обходили с целью исцеления недужных, они многих обращали ко Христу. Помимо благодати исцеления, они благодетельствовали людям и щедрым подаянием. У них было большое, собранное предками и перешедшее к ним от родителей имущество, которое они продавали, раздавали нищим и нуждающимся; они питали алчущих, одевали нагих; одним словом, они оказывали милосердие всем бедным и неимущим.
Когда они исцеляли больных, то обычно они говорили им так: «Мы только возлагаем на вас руки, и ничего не можем сделать нашею собственною силою, всё же совершает всемогущая сила Единого истинного Бога и Господа Иисуса Христа; если вы уверуете в Него и не усомнитесь, то немедленно сделаетесь здоровыми». И действительно те, веруя, получали выздоровление. Таким образом, ежедневно многие, отвращаясь от идолопоклоннического нечестия, присоединялись ко Христу.
Святые братья Косма и Дамиан были оклеветаны завистниками и вызваны в Рим к императору Карину . Когда воины царские дошли до селения, в котором жили святые, и стали расспрашивать здесь о Косме и Дамиане, то верующие собрались к святым и умоляли их укрыться куда-нибудь на короткое время, пока минует их гнев царский. Но святые не только не послушались этого совета, но наоборот намеревались самовольно выйти к отыскивавшим их воинам, желая с радостью пострадать за имя Христово. Когда же к ним собрались многие верующие и слезными мольбами увещевали их сохранить свою жизнь не ради себя, но ради спасения других, то святые, хотя и против воли, повиновались им. Тогда верующие, взявши святых, сокрыли их в некоей пещере. Между тем, воины, тщательно отыскивая всюду святых и не находя их, от гнева и досады, схватили некоторых благочестивых мужей из того селения, возложили на них оковы и повели их в Рим. Узнав о сем, святые Косма и Дамиан немедленно вышли из пещеры и с поспешностью побежали по следам воинов; нагнавши последних на дороге, они сказали им: «Отпустите невинных, а нас возьмите, ибо мы – те самые, которых вам приказано взять». Таким образом воины, отпустивши тех мужей, возложили оковы на святых Косму и Дамиана и повели их в Рим.
Император потребовал отречься от Христа и признать языческих богов, на что святые ответили решительным отказом. Когда император стал устрашать их пытками, святые, желая вразумить его, воззвали к Богу. Внезапно шея императора искривилась таким образом, что он не мог повернуть головы. Тогда Карина и многих свидетелей объял страх Божий. Император покаялся пред братьями и исповедал перед всеми свою веру во Христа, и тотчас получил исцеление. Святые Косма и Дамиан были немедленно отпущены на свободу. После возвращения в свое селение близ Рима они продолжили прежнее богоугодное дело.
В той стране был один весьма известный врач, у которого первоначально учились врачебному искусству святые Косма и Дамиан. Его-то и научил враг рода человеческого, не терпевший славы угодников Божиих, позавидовать святым. Этот врач заманил их в горы и там убил в 284 году. После кончины святость врачей-бессребренников Космы и Дамиана была подтверждена многими чудесными знамениями милости Божией.
7. Мученик Орест Тианский (память 23 ноября)
Святой мученик Орест жил в конце II века в городе Тиане в Каппадокии во времена императора Диоклитиана и был знающим и искусным врачом. С детских лет святой Орест был воистину добрым христианином.
По приказу императора в Тиану для борьбы с христианством, широко распространившимся в Великой Каппадокии , направлен был военачальник Максимин. В числе первых на суд к Максимину был приведен Орест. Он мужественно и открыто исповедал свою веру в Распятого и Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Гонитель предлагал святому богатства, почести, славу взамен отречения от Единого Истинного Бога, но святой Орест был непреклонен. По приказу Максимина, Ореста привели в богатый языческий храм и вновь предложили поклониться идолам. Когда он отказался, 40 воинов, сменяя друг друга, били святого мученика плетьми, палками, воловьими жилами, затем пытали огнём. Святой Орест воззвал к Господу: "Боже, сотвори со мною знамение во благо, да видят ненавидящие меня и постыдятся". И Господь услышал верного раба Своего. Началось землетрясение, идолы попадали и разбились. Все бежали из храма; когда оттуда вышел святой Орест, храм рухнул.
Разъярённый Максимин приказал заключить святого мученика на семь дней в темницу и не давать ему ни еды, ни питья, а на восьмой день продолжить мучения. Святому вбили гвозди в пятки, затем привязали к дикому коню. Влачимый по камням, святой мученик отошёл ко Господу в 304 году. Мощи его были брошены в море.
8. Мученик Диомид Тарсянин (память 29 августа)
Святой Диомид был родом из города Тарса Киликийского. По занятию он был врачом, верою же был христианин, и врачевал не только тела, но и души людские; ибо он увещевал язычников уверовать в Бога и просвещал их, подготовляя ко святому Крещению.
В царствование императора Диоклитиана святой Диомид оставил Тарс и пришёл в город Никею, находившийся в Вифинии. И здесь, по обыкновению своему, святой Диомид творил врачевания, причём врачевал не только лекарственными средствами, но главным образом призыванием всесильного имени Господа нашего Иисуса Христа. Многих идолопоклонников он обратил к вере во Христа благодаря своему искусству врачевания, а также и учением своим.
Когда император Диоклитиан, бывший в то время в странах восточных, узнал об этом, то послал воинов взять Диомида. По дороге из Никеи в Никомидию Диомид сошёл с телеги, чтобы помолиться, и умер. В доказательство исполненного поручения воины отсекли ему голову, но сами ослепли. Диоклитиан приказал отнести голову обратно к телу. Когда воины исполнили приказ, они прозрели и уверовали во Христа.
Во все времена существования Церкви Христовой, были святые врачи и целители — люди, лечившие призыванием имени Христа и Его благодатию и своими медицинскими знаниями, в том числе и в XX веке. Их медицинская специальность и светский авторитет не мешали им иметь крепкую и глубокую веру. Для них не существовало противоречия между наукой и религией, верой и опытом. Их жизненный пример призван послужить образцом служения Богу и людям для врачей нынешнего времени, задумывающихся о возвращении отечественных традиций российской медицины.
Молитвенное обращение к Святым врачам пусть да поможет вам, уважаемые доктора, в современном лечебном процессе и обретении своей дороги ко Христу.
- Антипа священномученик (I в., 24 апреля) просил Бога о благодати лечить людей от зубной боли .
- (XIV в., 23 февраля) еще при жизни исцелял от глазных болезней . Ему молятся для избавления от этого недуга.
- отрок (IV в., 6 июля, 4 ноября). Большую часть исцелений получили страждущие от болей в желудке, а также от грыжи. От мощей получали исцеление христиане при тяжелых болезнях.
- (XI в., 14 июня). При лечении не требовал платы, потому прозван «врачом безмездным». Оказывал помощь болящим, в том числе безнадежным.
- преподобному (XVI в., 12 сентября) был дан дар целительства - из двадцати трех его чудес, известных по житию, почти половина относится к исцелению парализованных больных. После его смерти этому святому молились о даровании детей-мальчиков.
- Алипий Печерский преподобный (XII в., 30 августа) еще при жизни имел дар исцеления проказы .
- Аниките мученику (IV в., 25 августа) дана благодать исцелять от недугов вообще.
- , много чудес совершил в городе Патры: слепые прозревали, больные исцелялись.
- (X в., 23 октября), принявший на себя подвиг юродства, сподобился дара прозрения и целительства лишенных разума.
- Антоний преподобный (IV в., 30 января) расстался с мирскими делами и вел в пустыне подвижническую жизнь в полном уединении. Ему следует молиться о покровительстве немощным .
- Антоний, Евстафий и Иоанн Виленские (Литовские) мученики (XIV в., 27 апреля) приняли святое крещение от пресвитера Нестора, за что были подвергнуты пыткам - дело происходило в XIV веке. Молитва этим мученикам дает исцеление при болезнях ног .
- великомученица (IV в., 4 января), христианка-римлянка, сохранившая девственность в супружестве из-за мучавших ее болезней, помогает роженицам в разрешении от трудного бремени.
- (в крещении Роман и Давид, XI в., 15 мая и 6 августа), первые русские мученики-страстотерпцы, постоянно оказывают молитвенную помощь родной земле и страждущим болезнями, особенно при болезнях ног.
- XVI в., 15 августа) помогал людям, проповедуя милосердие. Мощи Василия Блаженного в царствование Федора Иоанновича приносили чудо исцеления от болезней, особенно от глазных болезней.
- (XI в., 28 июля) при мирской жизни почти ослеп, но после крещения выздоровел.Этому святому молятся для исцеления от глазных болезней.
- Василий Новгородский (XIV в., 5 августа) - архипастырь, известный тем, что во время эпидемии сибирской язвы, также известной под названием черной смерти, выкосившей почти две трети жителей Пскова, пренебрег опасностью заражения и явился в Пскову спокоить и утешить жителей. Доверившись успокоению святителя, граждане смиренно стали дожидаться конца бедствия, которое вскоре действительно наступило. Мощи святителя Василия Новгородского находятся в Софийском соборе в Новгороде. Молитву святому Василию приносят для избавления от язвы .
- Василию Новому преподобному (X в., 8 апреля) приносят молитву для исцеления от лихорадки .
- Василию-исповеднику преподобному (VIII в., 13 марта), вместе с Прокопием Деканомитом, заключенному в темницу за иконопочитание, молятся для избавления от тяжелой одышки и вздутия живота.
- (IV в., 29 мая, 28 июня) - святой, пострадавший во времена Диоклетиана. Ему молятся для избавления от падучей (эпилепсии) .
- (IV в., 17 декабря) молятся для спасения от тяжелых болезней .
- (III в., 3 января) при жизни страдал от пристрастия к пьянству, но исцелился сам. Ему молятся страждущие исцеления от страсти пьянства и от запоев.
- (XVI в., 3 июля, 18 декабря) молятся для избавления от упорных головных болей.
- (IV в., 8 ноября) молятся о прозрении от слепоты.
- (XVI в., 29 мая) приносят молитву страдальцы для избавления от слепоты .
- (XVIII в., 4 октября) болел грудной болезнью и умер от этой болезни. После его смерти его нетленные мощи помогают страдальцам, изнемогающим особенно от грудной болезни.
- (III в., 29 августа) при жизни был врачевателем, бескорыстно помогавшим больным людям избавиться от недугов. Молитва этому угоднику поможет получить исцеление в болезненном состоянии.
- (XV в., 20 июля), супруга Димитрия Донского, незадолго до кончины постриглась в монахини и получила в иночестве имя Евфросиния. Святой Евдокии молятся для избавления от паралича и о прозрении очей.
- (V в., 2 февраля) молитвою исцелял больных, изгонял бесов. Ему молятся во время голода, а также при супружеской бездетности.
- (IV в., 12 января) во время эпидемии проказы выкупал прокаженных, осужденных по приказу императора Константина на смерть утоплением, у стражников и содержал их в отдаленном месте. Тем самым он спасал обреченных от насильственной смерти. Святому Зотику молятся для исцеления заболевших проказой.
- Захария и Елизавета праведные , родители святого Иоанна Предтечи(I в., 18 сентября), помогают страждущим в трудных родах.
- Иона, митрополит Московский и всея Руси , святитель, чудотворец (XV в., 28 июня) при жизни имел дар исцелять зубную боль . Ему молятся для избавления от этой напасти.
- (I в., 20 января, 7 июля) помогает при невыносимой головной боли.
- Иаков Железноборовский (XVI в., 24 апреля и 18 мая) молятся об исцелении болезней ног и паралича.
- (VIII в., 17 декабря) по клевете был подвергнут отсекновению руки. Молитва его перед иконой Богоматери была услышана, и отсеченная рука его во сне срослась. В знак благодарности к Деве Марии Иоанн Дамаскин серебряное изображение руки привесил к иконе Божией матери, отчего икона получила название « ». Иоанну Дамаскину дана благодать оказывать помощь в болях рук и при увечье рук.
- Иулиан Кеоманийский святитель (I в., 26 июля) еще при жизни исцелял и даже воскрешал младенцев. На иконе Иулиана изображают с младенцем на руках. Молитва святому Иулиану приносится при болезни младенца.
- Ипатий Печерский преподобный (XIV в., 13 апреля) при жизни был целебником и особо помогал врачевать женские кровотечения. Ему же молятся и о материнском молоке для младенцев.
- (XIII в., 1 ноября), болгарин, шестьдесят лет провел в уединении в пустыне Рыльской. Святому Иоанну Рыльскому молятся для исцеления от немоты и помощи детям, страдающим слабостью ума .
- (XVII в., 26 января). В затворе Иринарх проводил бессонные ночи, поэтому признано, что молитва святому Иринарху помогает при стойкой бессоннице.
- , родители девы Марии (22 сентября), до старости не имели детей. Они дали обет, если появится ребенок - посвятить его Богу. Молитвы их были услышаны, и в преклонном возрасте у них родился ребенок - Пресвятая Дева Мария. Поэтому при супружеском бесплодии следует молитву обращать святым Иоакиму и Анне.
- (III в., 14 ноября), два брата изучили врачебное искусство и лечили, не требуя с больных платы, кроме веры в Иисуса Христа. Помогали во многих болезнях, лечили и глазные болезни, и оспу. Основная заповедь бессребреников: «Даром получили (от Бога) - даром и давайте!». Чудотворцы помогали не только больным людям, но врачевали и зверей. Молятся бессребреникам не только в случае болезней, но и о покровительстве вступающим в брак - чтобы брак был счастливым.
- Кир и Иоанн бессребреники мученики (IV в., 13 февраля) при жизни врачевали бескорыстно разные болезни, в том числе оспу. Больные получали облегчение в недугах и чревных болезнях. Им следует читать молитву в болезненном состоянии вообще.
- (XVIII-XIX вв., 6 февраля) рано овдовела. Скорбя по мужу, раздала все имущество и приняла обет юродства Христа ради. Обладала даром прозорливости и чудотворения, особенно исцеления страждущих. Почиталась еще при жизни как целительница.
- Лаврентий Римский мученик (III в., 23 августа) при жизни был наделен даром давать прозрение слепым людям, в том числе слепым от рождения. Ему следует молиться об исцелении от болезней глаз.
- (I в., 31 октября) изучал врачебное искусство и помогал людям в болезнях, особенно глазных.
- почитается как прославленный чудотворец. По молитвам к нему люди получают помощь и исцеление, в особенности же помогает он страждущим онкологическими заболеваниями.
- Никита, епископ Новгородский, святитель (XII в., 13 февраля). Прославился чудесами, особенно в прозрении слепых. Люди с плохим зрением могут получить помощь обращением к этому святому.
- Пантелеймон великомученик и целитель (IV в., 9 августа) еще юношей изучил врачевание. Лечил бескорыстно именем Христа. Ему принадлежит чудо воскрешения мертвого ребенка, укушенного ядовитой змеей. Исцелял
- Пимен Печерский Многоболезненный, преподобный (XII в., 20 августа), с детства страдал различными болезнями и только в конце жизни получил исцеление от недугов. Преподобному Пимену молятся от исцеления от длительного болезненного состояния.
- Прокл мученик (II в., 25 июля) считался врачевателем глазных болезней. Прокловой росой врачуют глазные болезни и изводят очный призор.
- (III в., 10 ноября) считается целительницей разных недугов, особенно болезней глаз. Также излечивает болезни головы, мигрени.
- (XVIII в., 25 сентября) лечил от продолжительной слепоты, являясь больным во сне. Также к его помощи прибегали в болезнях но г - сам святой совершил пеший переход из России в Сибирь при больных ногах.
- (16 февраля) на сороковой день от Рождества Христова принял в храме младенца Христа от Девы Марии с радостью и воззвал: «Ныне, Владыка, отпускаешь раба твоего с миром по слову Твоему». Ему было обещано упокоение, после того как он примет на руки святого младенца. Праведному Симеону молятся об исцелении больных детей и покровительстве здоровым.