Учение о мышлении в философии. Философия как наука и способ мышления

Инфляция это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Обратный процесс - снижение общего уровня цен - называют дефляцией.

Индекс потребительских цен как показатель инфляции

Об изменении цен в экономике дают представление различные показатели ценовой динамики – индексы цен производителей, дефлятор валового внутреннего продукта, индекс потребительских цен. Когда говорят об инфляции, обычно имеют в виду индекс потребительских цен (ИПЦ), который измеряет изменение во времени стоимости набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством (т.е. стоимости «потребительской корзины»). Выбор ИПЦ в качестве основного индикатора инфляции связан с его ролью как важного показателя динамики стоимости жизни населения. Кроме того, ИПЦ обладает рядом характеристик, которые делают его удобным для широкого применения – простота и понятность методологии построения, месячная периодичность расчета, оперативность публикации.

Периоды, за которые измеряется ИПЦ, могут быть различными. Наиболее распространены сравнения уровня потребительских цен в определенном месяце года с их уровнем в предыдущем месяце, соответствующем месяце предыдущего года, декабре предыдущего года.

Статистическое наблюдение за ценами, необходимые расчеты и публикацию данных об ИПЦ в России осуществляет Федеральная служба государственной статистики.

Особенности российской потребительской корзины

В России, как и в целом в странах с формирующимися рынками, характерной чертой потребительской корзины является достаточно высокая доля в ней продовольственных товаров (в 2014 г. - 36,5%). Цены на них отличаются достаточно высокой изменчивостью. В значительной степени колебания инфляции на рынке продовольствия определяется изменениями объемов предложения, в первую очередь – урожая сельскохозяйственных культур в нашей стране и в мире, который существенно зависит от погодных условий. Поскольку доля продовольственных товаров в потребительской корзине высока, колебания цен на них могут оказывать значительное влияние на инфляцию в целом.

Другой особенностью российской потребительской корзины, используемой для расчета ИПЦ, является наличие в ней товаров и услуг, цены и тарифы на которые подвержены административному воздействию. Так, государством регулируются тарифы на ряд услуг коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, связи, некоторые другие. Кроме того, цены на табачные изделия, алкогольную продукцию существенно зависят от ставок акцизов.

Потребительский спрос удовлетворяется за счет товаров и услуг как отечественного, так и иностранного производства. Статистические данные о доле импорта в ИПЦ отсутствуют, но представление о ней в части товаров может дать удельный вес импорта в структуре товарных ресурсов розничной торговли (в последние годы – около 44%). Заметная доля товарного импорта в потребительской корзине обусловливает значимость влияния на инфляцию изменений обменного курса рубля.

Факторы инфляции

Цены могут расти быстрее или медленнее. В первом случае говорят о повышении инфляции, во втором – о ее снижении. Существуют различные причины изменения инфляции. Рассмотрим их на примере ускорения роста цен. Если уровень спроса на товары и услуги превышает возможности предложения по его удовлетворению, говорят о проинфляционном влиянии факторов со стороны спроса . В отдельных случаях на опережающий рост спроса могут повлиять слишком доступные кредиты, ускоренный рост номинальных доходов экономических субъектов. Часто эти источники избыточного спроса называют «монетарными факторами инфляции» - давлением на цены в связи с созданием излишнего количества денег.

Инфляция может расти и тогда, когда дисбаланс на рынке товара или услуги возникает по причине недостаточного предложения, например, из-за неурожая, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа, действий монополиста.

Инфляция может быть вызвана ростом издержек на производство и реализацию единицы продукции – из-за удорожания сырья, материалов, комплектующих, повышения расходов предприятий на заработную плату, налоги, процентные платежи и других затрат. Повышение издержек может привести также и к снижению объемов производства и, далее, к формированию дополнительного проинфляционного давления из-за недостаточного предложения.

Рост цен на импортируемые компоненты затрат может быть обусловлен как повышением мировых цен, так и снижением курса национальной валюты. Кроме того, ослабление национальной валюты может напрямую влиять на цены конечной ввозимой из-за рубежа продукции. Общее воздействие изменения обменного курса на динамику цен называют «эффектом переноса» и часто рассматривают как отдельный фактор инфляции.

Экономическая теория выделяет как особый фактор инфляционные ожидания – предположения относительно уровня будущей инфляции, формируемые субъектами экономики. Ожидаемый уровень инфляции учитывается производителями при принятии решений, касающихся установления цен на их собственную продукцию, ставок заработной платы, определения объемов производства и инвестиций. Инфляционные ожидания домохозяйств влияют на их решения о том, какую часть средств, имеющихся в их распоряжении, направить на сбережение, а какую – на потребление. Решения экономических субъектов влияют на спрос и предложение товаров и услуг и, в конечном счете, на инфляцию.

Негативные последствия высокой инфляции

Высокая инфляция означает понижение покупательной способности доходов всех экономических субъектов, что негативно отражается на спросе, экономическом росте, уровне жизни населения, настроениях в обществе. Обесценение доходов сужает возможности и подрывает стимулы к сбережению, что препятствует формированию устойчивой финансовой основы для инвестирования. Кроме того, высокой инфляции сопутствует повышенная неопределенность, которая затрудняет принятие решений экономическими субъектами. Все вместе это отрицательно влияет на сбережения, потребление, производство, инвестиции и в целом – на условия для устойчивого развития экономики.

Преимущества ценовой стабильности

Ценовая стабильность означает сохранение низких тем­пов роста потребительских цен, таких, которыми экономические субъекты пренебрегают при принятии решений. В условиях низкой и предсказуемой инфляции население не боится сберегать в национальной валюте на длительные сроки, поскольку уверено, что инфляция не обесценит их вклады. Долгосрочные сбережения, в свою очередь, являются источником финансирования инвестиций. В условиях ценовой стабильности банки готовы предоставлять ресурсы заемщикам на длительные сроки по сравнительно низким ставкам. Таким образом, ценовая стабильность создает условия для роста инвестиций и, в конечном счете, - для устойчивого экономического развития.

Индекс потребительских цен на товары и услуги (ИПЦ) - один из основных показателей, которые характеризуют инфляционные процессы в стране. ИПЦ применяется при пересчете макроэкономических показателей из текущих цен в сопоставимые цены. Этот показатель также используется для характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным субъектам РФ и в целом по стране. Исходя из ИПЦ рассчитывается, в частности, величина на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Используя показатели ИПЦ, работодатели могут производить обязательную (Письмо Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1 , Определение КС от 19.11.2015 № 2618-О).

Индекс потребительских цен: формула

ИПЦ характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением, и рассчитывается так:

ИПЦ = С 1 / С 0 ,

С 1 - стоимость фиксированного перечня товаров и услуг в ценах текущего периода;

С 0 - стоимость фиксированного перечня товаров и услуг в ценах предыдущего (базисного) периода.

Набор товаров и услуг, на основании которого рассчитывается ИПЦ, един для всех субъектов РФ и представляет собой разработанную Росстатом выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. Такой набор состоит из продовольственных товаров, непродовольственных товаров и услуг.

Как часто определяется ИПЦ?

ИПЦ рассчитывается ежемесячно в рамках Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства от 06.05.2008 № 671-р . Методология расчета ИПЦ установлена Приказом Росстата от 30.12.2014 № 734 .

Информация об утвержденных ИПЦ размещается в сети Интернет на официальном сайте Росстата

Основные особенности философского типа мышления: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ - то есть последовательное проведение в решении мировоззренческих вопросов исходных, однажды выбранных принципов - их нельзя менять по ходу дела. В эти принципы, конечно, могут вноситься уточнения, они могут быть кардинально пересмотрены, но это требует и пересмотра всех построений, где они были использованы. Обычно такая задача решается уже не самим патриархом от философии, а его продолжателями и оппонентами;

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ - философ может высказываться по самым разным поводам, но его конечной целью является построение теоретической системы, дающей взаимосогласованное решение всего, или, по крайней мере, основного комплекса мировоззренческих вопросов;

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ - философия носит обобщенный и даже предельно обобщенный характер. Она редко дает ответы на конкретные вопросы, волнующие отдельного человека. Ее назначение - указывать общие направления поиска таких ответов, правила игры в своеобразный бисер смыслов;

КРИТИЧНОСТЬ - философское мировоззрение всегда открыто для разумной критики и критического пересмотра любых положений, включая исходные принципы. Но этот пересмотр тоже должен отвечать требованиям обоснованности. Поэтому философия сама является острейшим инструментом систематического сомнения и критики любых положений, претендующих на универсальность.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ТИПА МЫШЛЕНИЯ.

Источниками рождения философского мышления и взгляда на мир можно считать:

продуктивное сомнение в правильности обыденных «мнений»;

потребность подняться над преходящими явлениями,
попытка проникнуть к Единому, Целому, Изначальному; личностное уникальное видение мира.

Многие основные свои темы философия почерпнула из мифологии и религии. Философия рождается из диалога с мифологическим и религиозным мировоззрением.

Предметом философии является духовный опыт человека. «Разные формы опыта (не только чувственного — внешнего, психического, социального, но и нечувственного — морального, эстетического, религиозного) ставят перед нашей мыслью проблемы и требуют их разрешения на путях разума» . Путь к смыслу лежит не через абстракции, а через целостную личность философствующего. «Философия как целостное миросозерцание есть дело не человека, а человечества, которое никогда не живет отвлеченным или чисто логическим сознанием, но раскрывает свою духовную жизнь во всей полноте и целостности ее моментов» . «Основные мотивы философствования, темы философских систем не выдумываются, но осознаются интуитивно, имеют сверхфилософское происхождение... философствование есть рефлексия разума на его узрения... в основе действительно оригинальных, творческих философских систем всегда лежит философский миф...»

Процесс философствования основывается на рациональном доказательстве и выводе. Но философия не является формальным мышлением или методологией. Гегель неправомерно абсолютизировал рацио, разум, придал ему онтологический статус. Мифологическое мышление существует в мыслящем субъекте наравне с рациональным, логическим. Мифологическое мышление, связанное с человеком в его сознательном и бессознательном аспектах, во многом ответственно за выработку человеком ценностей. Оно дает тему, импульс; рациональное мышление развивает эту тему, приводит в систематическую форму. В области философских, гуманитарных понятий мышление тесно взаимодействует с фантазией.

Философское мировоззрение строится из понятий, в которых фиксируются самые общие и необходимые признаки явлений, их сущность. У философии есть свой понятийный аппарат (понятия «дух», «идея», «материя», закон», необходимость», «свобода», «объект», «субъект», «причина», «истина» и др.).

Специфика философских понятий, в отличие от понятий математических или естественнонаучных, состоит в том, что они ни в какой мере не однозначны, из них трудно строить формально-логические схемы. Если понятие «квадрат» подразумевает одно значение, то понятие «добро», понятие философское, нравственное, никак не может быть сведено к одному значению. Более того, философские понятия максимально многозначны и общи. Для их исследования и определения необходимо определение либо более простых понятий, которые входят в это большое понятие, либо выявление многоуровневой связи этого понятия с другими понятиями. При объяснении мира с помощью философских понятий, не отбрасывая их всеобщности, приходится прибегать к наглядности, к конкретным примерам. В философии невозможно ограничиться только «чистым» понятием. Естественнонаучные понятия во многом условны, являются устоявшимися в научном сообществе знаками неких связей, эти понятия относятся к явлениям узкого сегмента эмпирической сферы. Наоборот, в философии понятие в наименьшей степени есть знак, оно постоянно вызывает споры относительно его сущности и смысла и именно в силу своего дискуссионного, незавершенного характера требует использования конкретики и истолкования с помощью других понятий и образов.
В языке философа наряду с понятиями важное место занимают метафоры, образы («Язык — дом бытия» — Хайдеггер, «Мир есть вода» — Фалес, «Сущее есть разум» — Гегель). Для философа метафора благодаря ее выразительной силе и захватываемой глубине часто оказывается адекватным выразителем философского мышления, мышления подчас парадоксального, алогичного. Метафора является живым, конкретным, качественным, внутренним, а не формальным единством различного. В философской метафоре осуществляется единство бытия и человека, фиксируется образ, на который опирается философ. В исходной философской метафоре происходит встреча мифологического и рационального компонентов мышления. Так, Фалес живет в окружении мифологических представлений. Диалектики в его рассуждениях еще почти нет. Однако Фалес преследует цель объяснить всё с помощью определенного образа. Вода есть аналог всего, единое начало всего.

Какое место занимает логика в философии?
Логика изучает логические формы мышления (понятия, суждения и умозаключения). Логика оперирует с отвлеченными понятиями как с величинами и устанавливает между ними правильные соотношения. С помощью логики критически анализируется ход философствования. Логика — это некая отвлеченная рассудочная сетка, схема, набрасываемая на живую действительность, позволяющая наиболее быстро и экономно решать какие-то проблемы, осмысливать огромные объемы информации благодаря использованию знаков-заместителей чувственных представлений. Другое дело, что логика не может дать целостного ответа на проблему, она только может указать путь. Найти ответ на мировоззренческую проблему означает не только определить понятие, но и пережить его в целостном личностном опыте. Логический знак, чистое, абстрактное понятие представляют только часть целостного образа мира, сам образ полностью в нем не изживается.
Вообще, в философии можно говорить о нескольких логиках. Одна логика — это формальная логика однозначностей: «нет или да». Возможна и другая логика: «верно и то и другое».

Суть как философских вопросов, так и философских ответов состоит в том, что они всегда открыты для новых вопросов, всегда порождают новые смыслы. Как разговор не предполагает однозначных ответов (иначе бы он прекратился ибо ответ нужно давать так, чтобы можно было потом задать вопрос), так и философия предполагает многовариантность суждений, предполагает многозначность, одновременное сосуществование нескольких смыслов, нескольких истин. Только при такой логике сосуществования нескольких истин возникает потребность думать, осмыслять мир.

Каковы методы и средства философской деятельности?
Основным философским методом является диалектика (метод разрешения противоречий).
Основной формой философствования является диалог. Поэтому обучение философии — это обучение прежде всего философствованию как самостоятельному диалогическому мышлению, рассуждению.

Философский взгляд на мир — это такой особый взгляд на мировые проблемы, который предполагает альтернативные, многообразные подходы к их решению. Человек, обдумывающий и обсуждающий философскую проблему, неизбежно рассматривает более чем одну ее трактовку. Философствование — это прежде всего свободное, творческое, диалогическое мышление и неиссякаемая любознательность.
Рассмотрим, на каких уровнях в философии существует диалог.
Диалог в философии возникает уже на уровне собственно философских систем, философских учений, полемизирующих друг с другом вокруг традиционных и новых для философии тем. Это собственно диалог мировоззрений. Невозможно изучать философию на примере только одной философской системы. За время своего существования философия не пришла к какому-то единому для всех ее течений итогу, философии сменяли друг друга. За всю историю философии различных вариантов ответов на одни и те же философские проблемы, способов их постановки и решения было множество, и все они рано или поздно оказывались одностронними.
Но и само философское понятие также диалогично. Имманентно присущая философствованию диалектика понятий приводит к диалогу.

При работе с философскими понятиями и проблемами диалог возникает как следствие:
— Логических противоречий. Логические противоречия возникают из-за нарушения формальной, нормативной стороны мышления.
—
Диалектических противоречий . Диалектика, согласно П. А. Флоренскому, есть движение живой мысли по пути «ее вглядывания, вживания в реальность» . На этом пути мышление время от времени останавливается, фиксирует результат своего движения, а затем преодолевает, «снимает» ограничение, переходит к новой точке, новому тезису, новому определению, которые тоже, в свою очередь, преодолевает. Даже обычный разговор имеет диалектический характер. С формальной стороны, необходимость формализации своих представлений в слове и приводит к противоречию между формой (высказыванием) и содержанием. При фиксации одной какой-нибудь стороны мира в суждении упускается другая сторона. А это неизбежно ведет к диалогизму при обсуждении проблем, т. е. к стремлению преодолеть односторонность формализации. Согласно Платону, диалектика есть движение мысли от разделенного к неделимому. По Гегелю, диалектика — двигатель духа. Ее движение — от абстрактного, отвлеченного, одностороннего к конкретному,
наиболее полному. Диалектика ведет к целостному, всеобъемлющему, всестороннему истолкованию, пониманию действительности, к синтезу противоположностей.

Диалектика является также и определенным принципом мышления. В качестве предмета мысли можно выбрать любой, но диалектика устанавливает определенные правила, порядок рассуждения. Например, первым шагом диалектического рассмотрения предмета является отличение, отграничение его от других предметов, выделение существенных признаков. Философское осмысление проблем (любых, пусть даже взятых из сказки) отличается от обыденного тем, что оно диалектично, руководствуется некими правилами. Но при всей своей рациональности диалектика фиксирует и иррациональные переходы в развитии.
— Антиномий. Платон полагал, что бытие само по себе противоречиво: оно одновременно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. И. Кант писал, что разум рано или поздно неизбежно сталкивается с рационально неразрешимыми антиномиями. Согласно воззрениям П.А. Флоренского, мир и человеческий разум настолько противоречивы, что окончательно снять противоречия не удается. Даже истина может быть представлена только в
форме антиномии, т. е. одновременно утверждающей и отрицающей саму себя. Через внутреннюю антиномичность рассудок рождается к высшей истине. Сама истина, таким образом, ведет к диалогу, к столкновению различных суждений.

Развитое мышление — это диалог, диалектика, многовариантность. То есть выявление многообразия отношений предмета, противоречий и антиномий. Суть диалектики: противоречия и антиномии не пределы мысли, а стимул к поиску неделимого и непротиворечивого (истины, всеобщего, целого). Противоречия (к которым ведет диалектика понятий) снимаются в синтезе, а также в опыте единого.

Диалектика — неотъемлемое свойство Целого.
B.C. Библер отмечает такой аспект диалога, как диалог «голосов поэта (художника) и теоретика, выступающий основой реального развития творческого (гуманитарного) мышления» .
М.М. Бахтин полагал, что в основе всех человеческих способностей, в том числе и мышления, лежит межличностное начало. Быть — значит общаться, в общении преодолевая тенденцию к овеществлению человека. Истина, понимание другого открываются только в диалоге. Вне речевого, одухотворяющего словесного контекста человек немыслим. Во взаимодействии человека с миром, в напряженном диалоге и создаются условия возникновения мышления.

Вообще мышление возникает как потребность разрешить противоречие, как практическое, так и нравственное, из несоответствия понятия внутренней или внешней реальности. Мышление не просто набор мыслительных операций, но прежде всего деятельность по построению понятий и суждений. Мышление — это синтетическая деятельность, путем анализа и синтеза движущаяся от одних обобщений к другим.
В философии, как игре, происходит освобождение от закосте-невших социальных ролей, от давления стереотипов. В свободном общении происходит раскрепощение человека, он раскрывается навстречу глубоким духовным смыслам.

К средствам философского исследования относятся:

Диалектическая и формальная логика;

Индуктивный и гипотетико-дедуктив-ный метод;

Экстраполяция;

Идеализация;

Мыслительный эксперимент;

Интерпретация;

Наблюдение;

Созерцание;

сомнение (ведущее к построению нового убеждения);

Рефлексия;

Интеллектуальная интуиция.

  • Ведущая философская деятельность — исследование философских проблем.
  • Способ организации философского исследования — диалог, дискуссия различных позиций, диалектическое решение философских проблем.
  • Результат философского исследования — картина мира (мировоззрение), состоящая из философских истин (т, е. ответов на философские вопросы) и выражающихся в категориальной и систематической форме .

Философия – одна из многих разновидностей мыслительной деятельности человека. Естественно, она отличается своей специфичностью от остальных форм его духовной активности. Эти отличия касаются не только целей, которые стоят перед философией, не только направленности философского мышления. На этом стоит задержать наше внимание, с тем, чтобы понять, в чем заключается самобытность философии в сравнении её с наукой, художественным словом или религией, и чем эта самобытность объясняется. Только так мы сможем уяснить место, которое философия занимает в культуре в целом, с тем, чтобы не предъявлять ей нелепых претензий и не выдвигать пустых обвинений.


Относительно философии сформировалось немало иллюзий и предрассудков, и рассеять хотя бы часть из них было бы в высшей степени полезно уже в момент первого знакомства с предметом.

Самый распространённый предрассудок – называть философию наукой. Этот предрассудок присущ не только лицам для философии посторонним. Он находил себе место и среди философов. Достаточно привести, скажем, только название работы Эдмунда Гуссерля "Философия как чистая наука", чтобы понять, что такие претензии выражались и в самой философии. Гуссерль полагал необходимым подвергнуть современную ему философию некоторому очищению для того, чтобы она смогла действительно претендовать на звание подлинной науки.

Между прочим, столетием ранее Георг Гегель (да и не только он) утверждал, что философия – это "наука наук". Однако, объявляя её наукой наук, Гегель фактически ставил философию выше науки. Он создавал для философии особый метод мышления – диалектику. Эта диалектика, будучи применённой в дальнейшем в эпоху сталинизма к конкретным наукам наделала в них много бед, став средством критики генетики, кибернетики, и ещё много чего.

Разумеется, на ранних этапах развития научного мышления философия могла брать на себя некоторые научные функции. И эта деятельность содержала в себе определённый позитивный смысл. Однако как только наука достигла зрелости, стало очевидным, что у философии и науки несколько различные подходы к действительности. Так что, отношения у них довольно сложные, неоднозначные, а порой и очень напряжённые. Хотя философия и наука несомненные родственники. Впрочем, некоторые философы наотрез отказывались это признавать.

Среди таких можно было бы назвать Фридриха Ницше и Мартина Хайдеггера.
Тот же, упомянутый ранее Гегель, говоря об отношениях религии и философии, заявлял, что истинная философия не может не быть по своей сути религией, а истинная религия – философией. И в истории философии мы находим немало воплощений этой мысли, как в форме так называемой теологии (богословия), так и в виде просто религиозной философии. Русский философ Николай Бердяев утверждал в своей "Философии свободы": "Религия есть жизненная основа философии, религия питает философию реальным бытием"

Такую же близость можно обнаружить между философией и художественным словом. Некоторые философские произведения по праву считаются достойным воплощением литературного языка своей эпохи. Так можно было бы сказать о Платоне или Ницше.
Бросим взгляд на разнообразие жанров философских произведений. Оно чрезвычайно красноречиво иллюстрирует положение философии, занимаемое ею в культуре в целом.

Самым древним жанром философских произведений была поэма. Так мы находим большое количество фундаментальных философских текстов в древнеиндийском эпосе "Махабхарата". Первые греческие философы считали своим долгом сочинять пространные поэтические произведения под названием "Пэри фюзис", что означает "О природе". Один из таких текстов, но уже в латинском варианте, целиком сохранился до наших дней в виде сочинения римского философа Тита Лукреция Кара "О природе вещей". Почему именно поэма стала формой выражения раннего философского опыта человека? Да потому, что философия с самого начала толковала о вещах глубоких и значительных. В ней видели отблеск божественной мудрости, а поэтическая речь считалась разновидностью священной речи. С помощью такой речи люди общались с богами. Естественно, значительные вещи подобает излагать языком особым. Потому философия выражала себя при помощи такого языка, на каком сочинялись гимны и славословия в честь божества.
Крупнейший греческий философ Платон облекал свои произведения в форму диалогов. То есть он, по сути, создавал драматические произведения на философские темы. Диалог – это основа основ любой драматургии, т.е. сочинения пьес. Платоновы диалоги и были своеобразными пьесами, где действовали реальные исторические персонажи (в том числе и учитель Платона Сократ) и решались разнообразные философские вопросы. Использовали эту форму и в другие эпохи.

Знает философия и такой жанр как притча. Притча – простая жизненная история с глубоким философским смыслом. Притча – один из излюбленных видов фольклора, т.е. чисто народного творчества. Удивительной красоты и поэтичности этот жанр достигает в творчестве древнего китайского мыслителя Чжуан Цзы.
Почётное место в арсенале философской мысли занимает афоризм – яркое короткое высказывание, нередко носящее парадоксальный характер, т.е. потрясающее наше воображение сочетанием каких-либо противоречивых сторон действительности. Афоризм также неизбежный компонент фольклорного творчества, где он принимает вид пословицы. В философии же хорошо известны афористические высказывания многих греческих философов. Нашли себе здесь достойное место и афористические произведения философов более позднего времени. Например, "Афоризмы житейской мудрости" Артура Шопенгауэра.

Хорошо известен философии и такой почтенный жанр как роман или повесть. Этот вид художественной прозы очень любили французские философы ХУ111 столетия. Обращались к нему и в ХХ веке, к примеру сказать, Альбер Камю и Жан-Поль Сартр. Справедливости ради надо заметить, что ему отдали должное и некоторые средневековые арабские мыслители.
И уж, конечно же, философия знает и широко применяет такой вид организации текста как трактат. То есть систематическое логически организованное рассуждение на какую- либо тему. А это уже научный жанр.
Самым же удивительным видом философского произведения является образ жизни, который практиковали те или иные философы прошлого, воплощая в нём свои идеи. Вспомним греческого философа Диогена, который жил в бочке. Являя собой тип древнегреческого бомжа, Диоген своим образом жизни пропагандировал естественность и возврат к природе, отвергая то, что, по его мнению, является не только обузой для человека, но и портит его нрав – имущество, удобства, изнеженность, власть и т.д. Диоген превратил свои жесты, поступки, высказывания – всю свою жизнь в реальное живое произведение философии, из которого люди самым натуральным образом усваивали его философские взгляды. До сих пор у нас в ходу некоторые из произнесённых им крылатых фраз. Например: "Всё своё ношу с собой". Или: "Днём с огнём". Последняя отражает ту историю, когда Диоген бродил днём по улицам Афин с зажжённым светильником в поисках "человека", давая тем самым понять, что настоящего человека в жизни отыскать совсем нелегко. Таких практически действовавших проповедников философской мысли в её истории было немало. В своей деятельности они чем-то напоминают нам религиозных подвижников.

Поэма.

Драматический диалог.

Притча.

Афоризм.

Философский роман.

Научный трактат.

Образ жизни.

Такое многообразие жанров философских произведений оформилось в философии не случайно. Оно основано отнюдь не на произволе и субъективных устремлениях авторов. Хотя влияние субъективных склонностей тут, безусловно, проявляется. Но это не делает, как говорят, в этом вопросе погоды. Данное положение вещей объясняется природой самой философии, её спецификой, характером вопросов её интересующих, сущностью, в конце концов.


Мир как единое целое невозможно изучать средствами науки. Невозможно постичь научно всю глубину и многообразие человеческой истории. Освальд Шпенглер, к примеру, заявлял: "Природу нужно толковать научно, история требует поэтического творчества". Характеризуя сложность такой ситуации в области познания действительности, испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет констатировал: "Перед нами открытое противостояние двух типов истин: научной и философской. Первая точна, но недостаточна, вторая достаточна, но не точна. И получается, что эта неточная истина является более глубокой и, следовательно, истиной, несомненно, более высокого ранга, не только потому, что её предмет шире, но и как сам метод познания; короче, менее точная философская истина более верна"

Философия – синтетическая форма человеческого мышления. Прямо и откровенно обращаясь к вещам неисчерпаемым и необъятным, таким как мир в целом и человек в нём, философия не может строится на ограничениях, присущих науке. Не может она практиковать и безотчётную, догматическую религиозную веру. Не способна она оставаться и только в рамках откровенного воображения, на котором зиждется искусство и художественное слово, в частности. Мощь и действенность философского мышления проявляются в его многосторонности и синтетичности.
Философия соединяет в себе многие черты, присущие иным видам человеческого опыта. Делает она это по-своему гармонично, опираясь в равной мере на разнородные человеческие способности — рациональное мышление (интеллект, логику), художественную интуицию и воображение, способность формировать определённую веру, убеждённость.
Каждая из остальных форм отображения действительности (наука, литература, религия) выводят на первый план единственную, главную для них форму человеческого восприятия. Все другие в них глубоко второстепенны. Наука основана на рациональности и не выходит за её пределы. Литература – на переживаниях, художественном воображении. Религия исходит из веры как из своей основы. Задействованы в них и другие ресурсы человеческой психики. Однако не так, как в философии. Философия использует их более или менее равномерно. Именно поэтому философское мышление играет всеми красками человеческих способностей – от логики до поэзии.
Определяя место философии в общем ресурсе человеческого опыта, один из крупнейших философов ХХ столетия, англичанин Бертран Рассел писал: "Между теологией (т.е. богословием, религией) есть ничейная земля, и имя ей – философия... Философия родственна науке, ибо она не догматична, но отличается от неё тем, что имеет дело с умозрением (т.е. не может практиковать форму конкретно-научных наблюдений и экспериментов со своим предметом)"
. Не может она не потому, что философы к этому патологически не способны. Не может потому, что нельзя экспериментировать с миром в целом и человеком вообще – это нам не под силу. Так же как и наука, философия стремится исследовать действительность. Но по-своему. Анализируя её в умственных образах. Она ищет обоснований своим взглядам на реальность, мобилизует логику. Однако одной логики для освоения широты философской проблематики мало. И философы дополняют её художественным воображением. Потому в конечном итоге они оказываются способными выработать не знание о мире и человеке, а только сформировать некоторые убеждения, т.е. определённую разновидность веры. Но веры не религиозной, а веры критической, ограничивающей свои притязания на истину в последней инстанции.
Такое положение вещей приводит к непреодолимому многообразию и расхождению философских позиций и взглядов по одним и тем же вопросам. Они конкурируют между собой, но преодолеть друг друга теоретически не могут. При всей гибкости философского мышления всё равно не хватает аргументов в пользу окончательного утверждения той или иной позиции. Все философские обобщения с неизбежностью имеют статус гипотез. Это там, где речь идёт об объяснении реальности.

Ещё трудней найти общий язык в пропаганде и оправдании тех или иных жизненных смыслов, оценок целей, идеалов. К этому философия также всегда имеет прямое отношение. Данное внутреннее многообразие философии, его неуничтожимость именуется философским плюрализмом (от латинского pluralis - множественный). Это ещё одна из особенностей философии.

Разные философы идут в ней разными путями, используя порой совсем различные средства. Имея ввиду эту сторону философии, сербский писатель-сатирик и драматург Бранислав Нушич в своей пьесе "Доктор философии" шутил: "Философия – это когда ты не понимаешь, что говорю я, а я – что говоришь ты". А упоминавшийся уже нами американский философ У. Джемс констатировал: "История философии является в значительной мере историей своеобразного столкновения человеческих темпераментов... От темперамента зависит значение и убедительность, приписываемые философом тем или иным аргументам; темперамент влияет подобно фактам или принципам, побуждая выбирать более мягкую или суровую точку зрения на мир" .
Если философия, не в пример науке, не может дать единой для всех точки зрения на реальность, то в чём её польза? Не является ли она одним из дополнительных стимулов к межчеловеческой розни и противостоянию? Нет, не является! Наоборот, она учит мыслить широко, гибко, не догматично, избавляет нас от излишней самоуверенности, фанатизма в вопросах мировоззрения, жизненных позиций, жизненного выбора.
Философия делает нас чуткими к разнообразным аргументам и стимулирует культуру мышления в целом. Она приучает к уважению различных разумных и гуманных точек зрения, помогая понять и оценить всю сложность природы человеческого существа. Она даёт возможность увидеть в человеке своеобразное чудо природы и утвердить человеческое достоинство на должном уровне. Она учит нас брать на себя груз осмысленного отношения к реальности и не идти на поводу у расхожих мнений. Она избавляет нас от бездумного, стадного отношения к жизни, дает нам уроки демократии мышления, освобождая от влияния дутых авторитетов. В этом смысле она делает нас свободно, независимо мыслящими людьми, открытыми для любых позиций и мнений. Разумеется, если эти мнения выдерживают надлежащую философскую критику.
В философии нет ничего бесспорного. И совсем не всё, что мы в ней можем найти – истина. Но истина не преподносится на блюдечке, в готовом виде. Истина – это поиск, это вдохновение, это ответственность за всякое высказываемое мнение. Разумеется ответственность интеллектуальная, а не уголовная.
Так что собой представляет философия? К какой сфере культуры её следует относить – к науке, искусству или религии? Ответ очевиден. Философия – вполне самостоятельный, самобытный вид мыслительной деятельности. Обладая сходством с другими её видами, она, тем не менее, утверждает себя на своих собственных основах. Так, как это соответствует её предназначению. Иными словами, философия не наука, не художественное слово, не религия. Философия – это философия. И только! Таков вывод, итожащий рассмотрение основных особенностей философии.

Подведём же последнюю черту под всеми нашими рассуждениями относительно философии и выделим самое важное из того, к чему мы с вами пришли:

Возраст философии – примерно 2500 лет.

Философия как явление возникает и существует отнюдь не случайно, но вполне закономерно там, где для этого появляются надлежащие условия.

Философия – это особый род мыслительной деятельности, разрабатывающий наши представления о мире в целом и месте человека в нём.

Конечная цель философии (предназначение) сформировать наше самосознание на основе глубокого понимания природы мира и человеческого существа.

Функция самосознания – правильно ориентировать человека относительно самого себя, относительно своих способностей, возможностей и перспектив исторического существования.

Философия имеет ввиду не личные стороны самосознания конкретного индивида (например, некоего Иванова относительно его личных житейских обстоятельств), а более глубокие, общие людям вообще его основы.

Философия имеет ряд общих черт и отличий относительно науки, художественного слова (литературы), религии, но является совершенно самостоятельным видом мыслительной деятельности.

Особой самобытной чертой философии следует признать её плюрализм.

Философия развивает: а) культуру мышления человека; б) культуру отношения к другим мнениям; в) укрепляет позитивный критический дух; г) способствует интеллектуальной независимости личности; д) прививает представление о сложности и ценности человеческой личности при условии её гуманной ориентации относительно других людей и общих принципов человеческого общежития; е) повышает чувство человеческого достоинства у осознавших и усвоивших всё это.

1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. 2

2. Мировоззрение: понятие, структура. 4

3. Исторические типы мировоззрения. 4

4. Основные функции философии, ее социальная роль. 8

5. Философия Древнего Востока, ее основные особенности. 11

6. Античная философия и основные этапы ее развития. 14

7. Платон - основоположник и классик объективного идеализма. 17

8. Философия Сократа и ее значение. 19

9. Место Аристотеля в истории философии. 20

10. Атомистический материализм (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар). 22

11. Философия эллинистического периода (эпикуреизм, стоицизм и спептицизм). 24

12. Философия средневековья (схоластика: номинализм и реализм). 26

13. Философия эпохи Возрождения и ее особенности. 28

14. Философское учение Дж.Бруно. 31

15. Становление современной науки и философская революция Нового времени. 33

16 . Эмпиризм Ф. Бэкон. 35

17. Рационализм Р. Декарт. 36

18. Классическая немецкая философия, ее место и роль в истории философии и культуры.. 37

19. Философия И. Канта. 39

20. Философия Г.В.Ф.Гегеля. 41

21. Философия Л. Фейербаха. 42

22. Проблема человека и общества в философии Просвещения. 43

23. Сущность марксистской философии и ее исторические судьбы.. 43

24. Современная западная философия (общая характеристика и основные направления). 45

25. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. 47

26. Иррационализм как ведущая тенденция развития западной философии второй половины XIX – XX вв. 49

27. Развитие философии в России (вторая половина XIX – начала XX вв.) 50

28. Вернадский и создание современной научной картины мира. 53

29. Философские идеи в культуре Киевской Руси. 56

30. Киево-Могилянская академия и ее роль в развитии философской мысли на Украине. 57

31. Философия Г.С. Сковороды. 59


Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

Философия как наука и способ мышления.

Философия в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости. Мудрость-это умение просто и емко выразить главное. В этом понятии схвачена суть философии. Чтобы быть мудростью, философия должна проявляться и как мировоззрение, и как наука, и как разумный способ мышления.

Своеобразие объекта философского познания состоит в том, что оно представляет собой единство сознания в отношении к объективному миру и объективного мира в отношении к сознанию.

Данные отношения складываются в процессе общественно-исторической практики, которая сформировала разумный способ мышления. Выделяя в объективном мире всеобщие и необходимые связи, философия выработала свои понятия (категории). Философское познание выступает как постижение мира в его универсально-всеобщих формах. Сам процесс исторического развития превратил философию в науку о всеобщих законах движения и развития мира и его познания. Вместе с тем философия, обладая мировоззренческой ориентацией, превращает в свой предмет всю ту проблематику, которая возникла на основе развития мировоззрения как формы общественного самосознания человека и духовно-практического способа освоения мира. Как наука философия возникает и развивается на путях развития мировоззрения, через освоение, постановку и теоретическое решение мировоззренческой проблематики. Решая своими теоретическими средствами мировоззренческую проблематику и тем самым поставляя общественному сознанию теоретически разработанные научные знания, философия сама функционирует как система мировоззренческих знаний, выполняет функцию теоретически разработанного мировоззрения.

Предметом философского знания является отношение «человек - мир»- По существу все науки так или иначе замыкают свой предмет на том или ином характере этих отношений. В отличий от других наук философия берет мир в отношении к человеку, а человека рассматривает как самоопределяющегося в мире. В философии рассуждение о мире всегда шло и идет в русле выясне­ния места человека в мире. Отношения «человек-мир» филосо­фия рассматривает под углом зрения природы и сущности мира; природы и сущности человека, его места в мире и отношения к нему; возможностей познания и преобразования мира; общей структуры мира и состояния, в котором он находится. Решая эти проблемы с научных позиций, философия проявляется как миро­воззрение, вооружая при этом того, кто ей следует разумным спо­собом мышления.

Философия как мировоззрение и как наука не противопо­ставляются друг другу, философия не может развиваться не будучи наукой, не опираясь на достижения научного знания. Сте­пень развития философии как науки, в свою очередь, является необходимым условием формирования мировоззренческих пред­ставлений о мире и самом человеке, об их взаимосвязях и отно­шениях. Однако сами по себе научные знания еще не определяют характер философского видения мира. Рассматривая в качестве своего объекта научного исследования отношения «человек - мир», философия стремится поднять их до осознания вопросов о целях и смысле жизни, о счастье и путях его достижения. Поэтому философия осмысливает свои проблемы как с научной точки зрения, так и с мировоззренческих оснований. Развитие научных знаний о мире и о человеке нуждается в мировоззренческой ориентации человека к миру и к себе. Ведь познание человеком реальной действительности и развитие на этой основе научных зна­ний представляет собой не просто результат созерцания мира, а является итогом практического, деятельного воздействия челове­ка на окружающий мир. и на самого себя в целях обеспечения своего существования и развития. В этом плане философия, опи­раясь на научные знания и используя их, может быть по своей сути как научной, так и не научной. Не теряя своей научной специфики, философия остается формой общественного самосознания, т. е. мировоззрением.

Для того, чтобы стать мировоззренческой теорией, ответить на непосредственные мировоззренческие вопросы, философия дол­жна была проделать большую познавательную работу: добыть знание о всеобщих формах и законах объективной реальности, о всеобщих законах познания и формах мышления, т. е. выступать в роли науки и разумного способа мышления, философия преодолевает разобщенность сфер научного мировоззрения. Разные науки решали эти вопросы и получали ответы, сами по себе не лишенные своей научной ценности, но порознь они не подымались До выполнения мировоззренческой роли.


2. Мировоззрение: понятие, структура.

Мировоззрение - система взглядов человека на окружающий мир и осознание своего места в этом мире, в зависимости от чего формируется направленность его деятельности.

Выделяют три подсистемы или уровня М:

1. мироощущение – чувства, эмоции.

2. мировосприятие – наглядное видение.

3. миропонимание – разум.

По способу существования М делится на:

1. групповое

2. индивидуальное

По степени четкости самооосмысления мировоззрение делится:

1. жизнено-практическое (здравый разум)

2. теоретическое (разновидность философия)

Отождествление М и знания – ошибка. М не только совокупность знаний про мир, но и синтез видов знаний и разных смыслов освоения мира человеком, это не всякий процесс усвоения готового знания, а внутренняя работа. Формируется не только М, но и личность с ее убеждениями и жизненными установками, а поэтому М может иметь место лишь там, где есть "само", т.е. самовоспитание, саморазвитие, самоутверждение, самообразование и т.д. Итак, предложенный Кантом термин М не следует понимать буквально, только как систему взглядов на мир, а как активное самоопределение человека в мире, который ищет пути от идеи до действия. М - это не просто представление о мире, а форма общественного понимания, осмысления человека. Узловыми категориями выступают понятия "мир", "человек". Через эти понятия субъект мировоззрения осмысливает свое назначение в мире и формирует свои жизненные установки. М по своей сути является универсальным, так как интегрирует знания и чувства в убеждения, а так же практичным, т.к. ориентирует на решение важнейших проблем человеческого существования.

Мышление - форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить – значит производить операции с использованием формальной логики.

Взгляды на проблему. Определение понятия мышления

С точки зрения психологии

В психологии мышление - совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание,восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Мышление - опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление как одна из психических функций - психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Loading...Loading...