Утешение в скорби и болезни. Утешение в скорби

В IV веке в Египте жила благочестивая христианка по имени Клеопатра, родом из Палестины. Почитая мученическую кончину за Христа святого Уара, она с честью погребла тело мученика, потом, когда гонения утихли, перевезла его в своё отечество, где воздвигла храм во имя его. У неё был сын 17-ти лет, который был зачислен на военную службу и уже получил знаки своего достоинства. Клеопатра желала, чтобы он приступил к воинской службе, когда храм в честь мученика Уара будет воздвигнут. В самый день освящения храма она так молилась святому Уару:

«– Молюсь тебе, страстотерпче Христов, испроси для меня у Бога то, что будет угодно Ему и полезно мне, а также и единственному сыну моему; я не имею просить более того, что хочет Сам Господь; Он Сам знает, что нам полезно, и пусть совершается над нами Его благая и совершенная воля!

…В это время сын ее, служа гостям, внезапно заболел и пошел лечь на одр свой.

…В полночь отрок умер, оставив свою мать в безутешном горе. С плачем устремилась она тогда в храм святого Уара и, припадши к его гробнице, вопияла:

– Так-то отплатил ты мне, угодник Божий, за то, что я столько потрудилась для тебя? Такую-то помощь ты оказал мне тогда как я для тебя презрела своего мужа и возлагала на тебя всю свою надежду? Ты допустил умереть моему единственному сыну, погубил мою надежду, отнял у меня свет очей моих. Кто теперь пропитает меня в старости? Кто закроет мне очи по смерти? Кто погребет мое тело? Лучше бы мне умереть самой, чем видеть мертвым моего сына, как цветок, увядший прежде времени. Отдай же мне моего сына, как никогда Елисей Соманитянке (4Цар. 4), или же и меня тотчас возьми отсюда, ибо мне от горькой моей печали жизнь стала в тягость.

Пребывая с плачем у гроба святого, она на краткое время от крайней усталости и великой скорби погрузилась в сон. В сновидении пред нею явился святой Уар, держа за руку ее сына; оба они были светлы как солнце и одежды их были белее чем снег; на них были золотые пояса и венцы на головах, красоты несказанной. Увидев их, блаженная Клеопатра бросилась к ногам их, но святой Уар поднял ее, говоря:

– О женщина, что ты жалуешься на меня? Ужели я забыл твои услуги, какие ты оказала мне в Египте и во время путешествия? Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их. Потом я взял на служение Небесному Царю твоего сына. Не ты ли сама просила меня здесь, чтобы я испросил для тебя у Бога то, что Ему угодно и полезно тебе и твоему сыну? Итак я просил Всеблагого Бога, и Он соблаговолил по неизреченной Своей благости на то, чтобы твой сын был принят в небесное Его воинство; и вот сын твой, как ты видишь, теперь стал одним из предстоящих престолу Божию. Если же хочешь, возьми его обратно и пошли его на службу к царю земному и временному; вижу, что ты не хочешь, чтобы он служил Царю Небесному и Вечному.

Отрок же обнял его и сказал:

– Нет, господин мой! Не слушай матери моей – не отдавай меня в мир, полный неправды и всякого беззакония, откуда я спасся благодаря твоему заступничеству; не лишай меня, отче, общения с тобою и со святыми.

Потом, обращаясь к матери своей, он сказал:

– Что ты так плачешь, мать моя? Я причислен к воинству Царя – Христа и мне дано право предстоять Ему на небе вместе с ангелами, а ты теперь просишь о том, чтобы взять меня из царства в уничижение.

Блаженная Клеопатра, видя, что сын ее облечен в чин ангельский, сказала:

– Возьмите же и меня с собою, чтобы и мне быть с вами. Но святой Уар отвечал:

– И здесь, на земле, оставаясь, ты все-таки – с нами; иди же с миром, а потом, когда повелит Господь, придем взять тебя.

После сих слов, оба стали невидимы. Она же, придя в себя, почувствовала в своем сердце несказанную радость и веселие и поведала о своем видении священникам; вместе с ними она с честью погребла при гробе святого Уара и своего сына, уже не плача, а веселясь о Господе. После сего она раздала свое имение нуждающимся, сама же, отрекшись от мира, жила при церкви святого Уара, служа Богу день и ночь в посте и молитвах. Всякую неделю по воскресным дням ей являлся, во время молитвы, святой Уар с ее сыном в блестящем сиянии. Проведя семь лет в таковых подвигах, блаженная Клеопатра преставилась, благоугодив Богу. Тело ее было положено в церкви святого Уара, близ сына тела ее, Иоанна, душа же ее святая вместе с святым Уаром и Иоанном в веселии предстоит на небесах Богу, Ему же слава во веки веков, аминь».

(Страдание святого мученика Уара и с ним семи учителей христианских и память блаженной Клеопатры и сына ее Иоанна)

СТАРЧЕСКИЕ УТЕШЕНИЯ В ПОТЕРЕ БЛИЗКИХ

Письма преп. Макария Оптинского

Мужу, скорбящему о лишении супруги

Достопочтеннейший о Господе N. N. До получения письма вашего был я извещен о кончине супруги вашей, сердечно пожалел о ней и о плачущей, огорченной сестре ее.

Потом получил и ваше письмо, в коем вы выражаете скорбь сердца вашего о лишении супруги и сознаете себя виновным пред нею, представляете себе ее достоинства и говорите, что во время жизни ее не могли дать оным цены. Все это чувствительно поражает ваше сердце и приводит к раскаянию о прошедшем пред Богом и пред нею. Сожалея покойную, в цвете лет отшедшую, и вас, скорбящих о ней, о своей виновности пред нею и о малютках, лишившихся нежной матери, - скажу вам о ней. Видно, была воля Божия на то, чтобы в настоящее время прекратилась временная жизнь ее и она перешла к нескончаемой жизни. Верую, что Господь сподобит ее вечного блаженства: она была добрая христианка и в вере и надежде Жизни Вечной, с напутствием Святых Тайн, отошла отсюда. Церковные молитвы и воспоминания о ней при Безкровной Жертве способствуют получению милости Божией.

Вам советую не предаваться безотрадной печали о лишении ее, но растворять печаль вашу надеждою, что она удостоится блаженной жизни; а в грехах своих приносить пред Богом покаяние, с чувством сердца сокрушенного и смиренного и с твердым намерением, при помощи Божией, впредь не обращаться на те же грехи и жить благочестиво, как Господь повелевает и Церковь нам передает Его учение. Веруйте, что Господь примет ваше покаяние и истинное предложение и дарует успокоение вашей совести; и когда утвердитеся во благом жительстве и добродетели, то тем загладите и вины свои пред покойною супругою вашею, ибо сим дух ее успокоится и возрадуется по слову Божию, как известно, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся (Лк. 15: 7). Ангелы и души праведных радуются об обращении грешника. Чрез сие и избавитесь от устрашающей вас, как пишете, кары Божией.

Оставшихся детей ваших, как залог любви супруги вашей, постарайтесь, при содействии помощи Божией, сохранять и воспитывать в христианском благочестии, по учению Православной нашей Церкви. Сим также отдадите долг супруге вашей.

Молитесь о упокоении души ее и подавайте милостыню нуждающимся в помощи. Все это будет отрадою для души супруги вашей.

По силе скудоумия моего предложил вам совет к вашему утешению в скорби и успокоению совести. Молю Господа, да подаст Он вам чувства к принятию духовного сего врачевства и да пошлет душе вашей утешение в скорби вашей.

Матери, скорбящей о лишении детей-малюток

Достопочтеннейшая о Господе N. N. Вы описываете свою горесть и скорбь о лишении чад своих и, чрез излияние своих чувств моей худости, ищете утешения и укрепления, а также и вразумления, в ожидании видеться когда-либо в вечности с вашими детьми-младенцами.

Вы, конечно, твердо уверены, что вхождение наше и исхождение, жизнь и смерть состоят в воле Божией. Бог сотворил нас, сохраняет в жизни и, в предопределенное (по Его предведению) каждому время, преселяет в вечность. И так мы: Аше убо живем, аще умираем, Господни есмы (Рим. 14: 8).

Здешняя наша жизнь, сколько бы ни была продолжительна, но все оканчивается смертию, бытие же наше не оканчивается ею, а смертию только переходим в вечность, не имеющую конца.

У Бога и день един, яко тысяща лет, и тысяща лет, яко един день. Его воле угодно было переселить детей ваших от сей юдоли плачевной и скорбной жизни в самом юном возрасте, тогда как они еще не испытали ни сладостей, ни горестей житейских и не запятнали душ своих греховными сквернами. Не есть ли это любовь Божия к ним, что они будут наслаждаться вечным блаженством? Праведных же души в руце Божией и не коснется их мука (Прем. 3: 1).

Судьбы Божии для нас неисповедимы. Апостол Павел воскликнул: О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! Кто бо разуме ум Господень? Или кто советник Ему бысть? (Рим. 11: 33). То нам ли испытывать: как, почему и для чего преселил их Бог отселе в младенчестве? Хотя мы и надеялись видеть их добронравными, полезными для общества и иметь от них утешение, но кто мог нас в этом удостоверить? Часто видим, что надежды наши не оправдываются, и многие, вместо утешения, получают через детей большие скорби и печали, и, конечно, это служит для родителей наказанием. Но вы ничего такого не испытали, кроме скорби о лишении их по немощи вашей и малодушию. Когда же прибегаете к вере и упованию, то найдете себе отрадное утешение в мысли, что они получат вечное блаженство и не будут уже подвержены изменениям в жизни и преткновениям. Священное Писание говорит: Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти помрачает ум незлобив (Прем. 4: 12), и потому Господь принял к Себе ваших детей, да не злоба изменит разум их или лесть прельстит души их (Прем. 4: 11). Богу же известно все, и несодеянное нами, а посему и обратитесь к благодарению Господу, что Он принял, «яко дар честен», плод ваш к Себе в вечное наслаждение. Прочтите в житии мученика Уара, как одна мать, лишившаяся единородного сына, получила утешение от видения мученика; а вы утешайтесь от всего вышеописанного вам, верою, а не видением, и когда будете благодарить, то получите от Господа облегчение печали вашей и душевное утешение. Вы желаете знать, как заслужить вам свидание в вечности? Мы не о сем только должны пещися, но дабы удостоиться там лицезрения Божия; тогда все там любовию соединимся в любви Божией. А как достигнуть сего всякому православному христианину, учит нас слово Божие и Православная Церковь: исполнением заповедей Божиих и надеждою не на свои заслуги, но на заслуги Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, даровавшего нам Вечную Жизнь Крестом и страданием Своим. Он изрек пречистыми Своими устами: Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя, а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам (Ин. 14: 21).

Сострадая вам в скорби вашей сколько мог, написал я к укреплению и утешению вашему, но укрепить и утешить вас силен един Бог, и так вопите к Нему: пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу (Пс. 141: 2); от конец земли к Гебе воззвах, внегда уны сердце мое (Пс. 60: 3) и прочими глаголами, в Псалтири читаемыми.

Отцу, скорбящему о лишении сына

Достопочтеннейший о Господе N. N. Почтенное писание ваше, извещающее о посещении Божием вас печалию о кончине любящего сына вашего, мною получено. Сердечно соболезную и сострадаю в горести вашей и в полной мере ценю скорбь сердца вашего, по немощи человеческой и сродному оной печалованию. Лишась столь близкого сердцу и любящего человека, нельзя не чувствовать и не болеть сердцем, и надобно отдать долг любимому предмету соболезнованием, однако же не предаваться неутешному сетованию и скорбению. Но так как вы - истинный христианин, ищите утешения страждущему духу вашему в священной нашей вере, в уповании на благость Божию и безмерную Его любовь к нам, грешным, и в предании во всем Его Святой воле. Для неверующих только не цветет в домашней жизни чистая радость, ибо кто умирает для его сердца, тот умирает навсегда; из отдаленной вечности ему не блещет луч надежды и утешения; его радости мгновенны и печали безотрадны. Когда мы только в здешней кратковременной жизни полагаем надежду и чаем утешения лишь от мира сего и от сродников и друзей наших, не презирая очами веры в будущую вечность, то, конечно, при изменениях судьбы и лишении ближних, упадаем духом и не обретаем утешения. Но христианин, убежденный и уверенный в действиях Промысла Божия, покоряется Святой Его воле, вся на пользу устрояющей, и познает, что в здешней юдоли он есть странник, идущий в свое Отечество, препровождающий в оное отходящих отселе близких и друзей назначенному для них Творческою премудростию окончанию странствования, и надеется и сам с ними некогда соединиться в блаженной вечности, милостию Бога нашего. И сие самое утоляет печаль о разлуке с близкими сердцу нашему людьми. К сему же и святой апостол Павел нас укрепляет своим учением в послании к Солунянам: Не хощу же вас, братие, не ведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершыя во Иисусе приведет с Ним (1 Сол. 4: 13 - 14), то есть умершие в надежде Жизни Вечной воскреснут. Приимите сие рассуждение во утешение вашей печали и благонадежия, что любезный сын ваш удостоился напутствия христианских Таинств к блаженной вечности; ежели вас огорчает, что он в средних летах отошел отсюда, то сие по премудрым и недоведомым судьбам Божиим устроилось и Священному Писанию: Восхищен бысть, да не злоба изменит разум его, или лесть прельстит душу его. Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив. Скончався вмале, исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его (Прем. 4: 11 - 14).

Положитесь на милосердие Творца нашего, явите покорность Святой Его воле и утешьтесь тою надеждою, что любезный сын ваш временною смертию пришел к Вечной Жизни, куда и мы некогда воззваны будем. Вы отдаете ему долг родительской вашей любви - попечением о поминовении души его, церковными молитвами и милостынями; и это вас должно утешать надеждою на милость Божию, что Господь сподобляет его такового поминовения, это его лучшее здесь наследие, переходящее с ним в будущность, а у нас в обители с получения письма вашего поминается имя его о упокоении, при священнодействии литургии, на проскомидиях и на ектениях, на панихидах и на псалтирном чтении, да упокоит Господь душу его в Царствии Небесном и сотворит ему вечную память.

Желаю, да подаст вам премилосердый Господь утешение в печали вашей и дарует мир, здравие и благоденствие вам и всему вашему семейству.

Отцу, скорбящему о лишении сына кончившего жизнь самоубийством

С горестным чувством принял я известие о несчастной кончине сына вашего, потом и письмом вашим был извещен о сем. В скорби вашей сострадаю вам: конечно, она велика: лишиться сына такою неожиданною и ужасною кончиною!.. Но это теперь невозвратимо, надобно искать от Бога утешения. Он силен даровать вам оное. Также и о будущей его судьбе, нам неведомой и непостижимой, предайте воле Божией, как Ему угодно да воссудит, ибо суд издавать о будущем не в нашей состоит власти: когда уже Отец бо не судит никомуже, но суд весь даде Сынови (Ин. 5: 22), - то что есть наше суждение?

О письме его, писанном к вам, можно сказать то, что оно очень чувствительно, но и отчаянно. Какой позор невыносимый мог его встретить? Это - недоуменно. Неужели тот, что монахом его звали? - Это совсем ничтожно, а было что-нибудь другое, тяготившее его сердце. Пылкий характер и гордость были причиною сего поступка. Как эта страсть богопротивна, почему и должно против оной всеми силами сопротивляться богоугодным смирением, но, к сожалению, люди мало о нем пекутся, да и мало понимают его. Я не могу вполне подать вам утешение, ищите оного, как выше сказал, от Господа. Когда будете предаваться безгодной печали и сетованию, то сим ему не поможете, а себе сделаете большой вред. Жизнь человеческая исполнена скорбей, да и в Царствие Небесное многими скорбьми подобает нам внити. Прочтите историю древних веков, найдете, что великие мужи и герои, правители царств и повелители народов не были чужды скорбей, которые посылает всепремудрый Промысл Божий каждому или по благоволению, или по попущению, испытывая веру, или наказуя за грехи. Еще первозданный человек увидел в детях своих братоубийство Каина и смерть первого Авеля, которые придали ему к первой скорби другую невыразимую скорбь. Обойду прочих молчанием, упомяну только о благочестивом и святом царе и пророке Давиде, какие он нес скорби чрез детей своих; прочтите историю его и представьте себе, что и вы не лучше их и, по неведомым нам судьбам Божиим, подпали таковому искушению. Ежели с покорностию будете переносить, представляя грехи свои, то скорее пошлет Бог вам утешение, а если будете принимать с малодушием, то сами себе увеличите и отяготите скорбь. Итак, предайте случай сей недоведомым нам судьбам Божиим и милосердному суду Его. Желаю вам и всему вашему семейству мира, здравия и спасения, а в скорби утешения.

Отцу, скорбящему о лишении сына по несчастному случаю

С душевным прискорбием читал письмо ваше о лишении малолетнего сына вашего внезапною смертию от упавшего на него фронтона. Велика скорбь родительским сердцам вашим, но еще более увеличиваете оную недоумением вашим: по воле ли Божией то случилось или от вашей неосмотрительности. И это вас убивает и сокрушает сердца ваши. Просите на сие моего рассуждения: как вам смотреть на сие событие, чтобы не умножить за сие тяготы греховной. Мы, рассуждая о сем печальном и болезненном приключении, не можем сказать, что оное могло быть без попущения воли Божией; если, по слову Господню, и влас главы вашея не погибнет без воли Божией (Лк. 21: 18), то можно ли быть таковому случаю без воли Его? Причиною сего - не ваша неосмотрительность, ибо вы не могли всегда следить за детскими его играми и действиями. И это непосредственные случаи; вы не могли никак отвратить оного, тем паче, что другие дети, бывшие с ним, остались невредимы, а только он один подпал смертной участи. Мы должны веровать, что правда Твоя яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа (Пс. 35: 7). Промысл Божий простирается на всех; но кто может постигнуть судьбы Его? Кто бо разуме ум Господень? Или кто советник Ему бысть? (Рим. 11: 34) - пишет апостол Павел. Сын ваш принят в вечность, да и таким сострадательным образом, несомненно, наследует блаженство в Царствии Небесном; и это по Божией к нему милости и по предвидению Его. Мы не знаем, что бы его постигло в продолжение жизни его, и может быть еще болезненнее было бы для вас видеть его в возрасте в каком-нибудь горестном и несчастном положении, что мне случалось от многих слышать: «Лучше б, если бы он в малом возрасте умер, не так было бы горько видеть»; но Богу все известно. И несодеянное нами видит Он, как настоящее. Вы же, недавно бывши в Лавре Преподобного Сергия, угодника Божия, которому сын ваш был тезоименит - и верно поручили покрову и заступлению сего святого вашего сына, имели попечение не об одном только благоденствии его, но и о вечном спасении; а теперь спасение его несомненно. Прочтите в житии мученика Уара, как одна знаменитая жена Клеопатра построила храм и положила в оном мощи мученика Уара, поручая ему единственного своего сына, чтобы он сохранял его в благоденствии; но сын ее в самый день освящения храма заболел и умер. Она от большой печали возроптала на мученика, что он не сохранил сына ее, и в этой печали уснула и видит мученика Уара, держащего сына ее в большой славе, вопрошающего ее: довольна ли она тем, что он для сына ее устроил? Она, проснувшись, уверовала сему, получила утешение и перестала скорбеть. Так и вам советую, предоставя случай этот воле Божией, утолить скорбь свою надеждою на его блаженство в будущей жизни.

Отцу, скорбящему о лишении дочери

Посетившую вас скорбь кончиной вашей любезной дочери приимите как посланную от руки Божией с детскою покорностию.

Смиренно предавайтесь воле Божией, все на пользу устрояющей. Ищите утешения в святой нашей вере: всем нам и каждому предназначено Богом пребывание в здешнем мире для приобретения будущего нескончаемого века, сколько бы ни была наша здешняя жизнь продолжительна, - никто конца не минует. Посему она не умерла, но перешла к другой, совершенной жизни.

Для них, то есть для неверующих, тот, кто умирает, навечно умирает, и печали их безотрадны; для них не блестит из отдаленной вечности луч надежды; но нам, верующим, есть надежда воскресения мертвых и жизнь будущего века. Что она в молодых летах скончалась, то сим не только ничего не потеряла, но еще избежала многих превратностей и скорбей века сего. Священное Писание говорит об отходящих в юных летах: Возлюблен бысть... преставлен бысть: восхищен бысть... да не злоба изменит разум его, или лесть прельстит душу его. Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив. Скончався вмале, исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его (Прем. 4: 10 - 14); и все это дела Промысла Божия: Ему все известно, что могло бы с нами произойти, а мы ничего не знаем и не понимаем и потому скорбим, не ведуще Божия о нас промышления. Молитесь Богу о упокоении души ее. Это и вам будет утешительно, и ей отрадно; да упокоит Господь душу ее в Царствии Небесном, а вам да подаст мир, здравие и спасение.

Отцу, скорбящему о лишении малютки

Вы очень сильно приняли к сердцу кончину вашей четырехлетней малютки и крепко печалитесь и о ней, и о том, что она не приобщена Святых Христовых Тайн пред кончиною ее; приписываете это нерадению вашему. Сожалею о вас, что так малодушествуете этим случаем. Конечно, нельзя не пожалеть, лишившись дитя и памятуя о ее болезни и о лишениях, но это человеческая слабость и немощь. Вы - верующий христианин, должны искать утешения в вере и уповании на непостижимый нам Промысл Божий и любовь Его к человеку. Неужели же мы созданы только для здешней жизни? А как она кратка и исполнена всякого рода скорбей, страданий, соблазнов и грехопадений, будущий же век не имеет конца. Бог же, ведущий и несодеянная наша в будущее время, благоизволил в настоящее время принять к Себе юную младенческую душу дочери вашей в вечное наслаждение и покой, и она избавилась всех здешних треволнений и скорбей, которые могли бы ее встретить на жизненном пути. Не беспокойтесь и о том, что она не причащена Святых Тайн перед смертью; но, конечно, недавно была приобщена сей Божественной трапезы, и это не от вашего нерадения произошло, а потому, что не рассчитывали на такой скорый переход ее в вечность; да она же невелик младенец, и Церковь не молит о прощении грехов младенцев, но: «Упокой, Господи, душу младенца N. N. в Царствии Небесном». Итак, успокойтесь тем, что на это была воля Божия, чтобы ей в настоящее время переселиться в вечность и что она там по благости Божией наслаждается вечным блаженством. И в том отложите смущение, будто бы вы содержали в вашей мысли хулу на Духа Святаго. Это действие вражие, а не ваша мысль; враг не хочет добра и спокойствия, а возмущает разными средствами; вы не повинуйтесь ему в смущении и не приписывайте себе вины этой мысли. Я знаю, как вы смущаетесь от многих случаев, ничего не значащих; о сем много было с вами говорено и о причине, отчего оное бывает.

К тому же, о том же

В письме вашем повторяется воспоминание случаев, бывших при болезни и смерти малютки вашей; и тем самым расстраиваете себя и наносите скорбь супруге и детям вашим. О будущей участи дитяти вашего нечего сомневаться, оно наследует вечное блаженство. Надобно веровать и надеяться и сим себя успокаивать. Пусть духовная любовь возьмет верх над естественною, плотскою любовию. Вы любили ее, потому и жалеете, что она не с вами, а переселилась в вечность. Но Бог больше вас любит ее, призвав в юном возрасте в лик прочих младенцев, ликующих и наслаждающихся вечным блаженством. Знаете ли вы, что бы могло встретить ее в жизни, а особенно в нынешние лютые и тяжкие времена? Кто избегнет скорбей и болезней? и причин оных - грехов? А она всего этого избежала и теперь находится там, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». При всей вашей к ней любви и, положим, благоразумии, могли ли вы ей устроить здесь жизнь счастливую, безболезненную и бесскорбную? Да будет же воля Божия во всем и над всеми нами, а наше дело - покорность воле Его. Праотец Авраам единственного сына, обетованного, произволением принес в жертву Богу, по приказанию Его. А вам Господь даровал многих, а взял едину; благодарите паче Бога и не сетуйте безмерною печалию. Упоминаете о случае, когда вы читали молитву на сон грядущим над нею, и когда нужно было ее больную переворотить и вы не дерзнули оставить молитву, а желали извещения на смущение ваших помыслов. Напрасно вы ожидали оного. Вы знаете, что имеете во многих случаях смущение и это есть ваша душевная болезнь; вам нельзя искать извещения, в смущении невозможно оного разобрать. В том же ответе святого Варсонофия сказано: «Когда кто сопротивляется смущению, то отнюдь не надобно считать дело вредным, а рассмотреть». Вы говорите об извещенной теперь, но не прежде смерти: об этом пишет святой Феогност в «Восторгнутых Класах». О каком же это извещении? То есть о будущей нашей загробной участи, но не прежде смерти, иже есть смиреннейше. Кажется, это относится больше к безмолвникам и близ совершенства обретающимся, а нам надобно более смиренно о себе помышлять.

Сыну, скорбящему о потере матери-старицы

20 января достигло рук моих письмо, известившее грустную весть - кончину почтеннейшей вашей матушки, а моей бабушки... Слава милосердному Господу, сподобившему ее достигнуть смерти в летах столь преклонных и вступить в оную в белых одеждах искреннего раскаяния, исповедания грехов своих, неся на себе печать Святого Елеосвящения и принявшую в себя Христа Причащением Его Святых и Животворящих Тайн. Благодарю вас за подробности ее преставления: ибо они единогласно обнадеживают меня в ее вечном благополучии. Благодарю за то, что не сокрыли от меня чувств вашего горестного сердца, ибо люблю печалиться с опечаленными; всевозможное сострадание есть та непременная обязанность, которою я должен любви вашей, отыскавшей меня и в сем удаленном, безмолвном и безвестном уголке.

Потеряв человека, даем ему настоящую цену, дражайший дядюшка, может быть, увеличиваем оную. С моим зачатием уже написался внутри меня закон разрушения; на каждый вновь образующийся член смерть накладывала свое грозное клеймо, говоря: «Он мой». Цепь дней моих есть цепь больших или меньших страданий: каждый новый день моей жизни есть новый шаг, приближающий меня к нетлению. Приходят болезни, и трепещущее сердце вопрошает их предвестники ли вы только моей кончины, или уже дана вам власть разлучить тело от души, разлукою горестною и страшною? Иногда умственное мое око, развлеченное суетою, оживляет созерцание моей печальной участи; но едва встретится какое-либо внезапное скорбное приключение, огонь быстро притекает к моему любимому поучению, как младенец к сосцам матерним, - к поучению о смерти; ибо в истинной печали сокрыто истинное утешение, и благоразумное памятование смерти расторгает смертные узы!

Ты, Которого неизреченной благости мы создание, скажи нам, почто жизнь нашу растворил горестями? Неужели Твое милосердие не трогается нашими страданиями? Почто даешь мне бытие и потом возмещаешь оное мучительною смертию? Не услаждаюсь Я, - вещает Бог, - твоими болезнями, о, человек! Но из семени скорбен твоих и твоих печалей желаю произрастить для тебя плоды вечного и величайшего наслаждения. Не в твоем единственном теле запечатлел Я закон смерти и разрушения, - запечатлел оный в каждом предмете сего видимого мира. Я заповедал всему миру вопить тебе, вместе с твоим телом, что жизнь сия не есть жизнь истинная и настоящая, что нет в сем мире ничего постоянного, к которому могло бы привязаться твое сердце любовию непредосудительной! Когда ты не внемлешь громкому гласу всей вселенной, тогда отеческое Мое благоутробие, непрестанно тебе желающее неограниченных благ, заставляет Меня поднять жезл наказания; тогда томлю тебя искушениями, измождаю недугами, угрозою, скорбями, дабы ты, оставив безумие, сделался премудр, оставив тени, за коими гоняешься, припал к стопам истины и вместе к стопам спасения. Моя неизреченная благость и человеколюбие недомысленное заставили Меня восприять плоть; Моим уничижением Я доставил роду человеческому величие Божества (см.: Ин. 14: 9). Претерпев Крест ради спасения человеческого, кого хочу привлечь к Себе, того сперва поражаю скорбями и стрелами скорбей, умерщвляю его сердце к временным сладостям. Жезл наказаний есть знамя любви Моей к человеку. Так некогда уязвлял Я страданиями сердце раба Моего Давида, и когда поток искушений отделил его от мира, тогда некоторое страшное размышление, некоторый расчет необыкновенный явились в уме его и заняли оный.

Помысли, - пишет он, - дни первыя, и лета вечная помянух, и поучахся (Пс. 76: 6), то есть взглянул я на мимошедшие дни моей жизни, и они мне показались мгновенным сном, быстро исчезнувшим явлением, мертвою жизнию! Потом вспомянул я о вечности и стал сличать ее с краткостию прошедшей моей жизни и, сравнив бесконечное с кратчайшим временным, вывел результат; какой же результат сей? Убо образом, ходит человек, обаче всуе мятется (Пс. 38: 7), то есть сколько человек ни суетится, сколько ни заботится о разных временных приобретениях, однако все сие напрасно: ибо не перестает он быть на земле некоторым кратким явлением, гостем, странником! Таковые чувства и размышления удалили его от мира страстей; он начал поучаться в Законе Господнем день и ночь и стремиться к познанию себя и Бога, как жаждущий олень на источник прохладных вод. Как царь, он имел возможности всех временных наслаждений, но когда вкусил сладость внутренних благ, тогда забыл снесть и самый хлеб свой (см.: Пс. 101: 5).

Написал я вам, дядюшка, мои чувства, если противные светскому разуму, то, по крайней мере, искренние; а искренность может быть утешительною во время печали.

Усопшая матушка ваша завещала вам перед своею кончиною быть добрым христианином; и я вам этого желаю от всего моего сердца. Тогда смерть потеряет в очах ваших свой грозный вид и соделается только некоторым приятнейшим переходом от временных скорбей к бесконечному наслаждению; она перенесет вас в чертоги, в коих теперь обитает, как мы с некоторою достоверностию угадываем, ваша почтенная родственница. Самая печаль об умерших, озаренная светом истинного разума, истаивает; а на месте оной зачинает прозябать благое упование, утешающее и веселящее душу. Фанатизм стесняет образ мыслей человека - истинная вера дает ему свободу; сия свобода обнаруживается твердостию человека при всех возможных счастливых и несчастливых случаях. Меч, рассекающий наши оковы, есть очищенный ум, видящий во всяком случае его истинную, сокровенную, таинственную причину. Достигает сей цели тот, кто устремится к ней рассматриванием своего ничтожества с трепетным прошением Божественного покровительства и помощи.

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна



Братия, убиенные на Пасху 1993 г. 3D-экскурсия Монастырь Скит Храмы Паломникам План монастыря и скита Паломнические поездки Проживание Проповеди Молитвослов Библиотека Книги, статьи Ноты Публикации Аудиогалерея Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы Видеогалерея Фотогалерея

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова» .

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо-лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Ч то-бы вой-ти в Царство, преж-де все-го на-до быть сми-рен-ны-ми. Как же по-лу-чить сми-ре-ние? Как на--учить-ся это-му ве-ли-ко-му ис-ку-с-ству? На-до мо-лить Гос-по-да о нис-пос-ла-нии нам это-го да-ра. В од-ной из ве-чер-них мо-литв мы чи-та-ем: „Гос-по-ди, даждь ми сми-ре-ние, це-ло-муд-рие и пос-лу-ша-ние".

все поучения →

оптинские
книги

Расписание Богослужений

апрель ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30

Последний фотоальбом

Оптинские праздники 22-24 октября

Видео

Духовные беседы с паломниками

все видеоролики →

Н е унывай, видя в себе немощи различные, это много зависит от переживаний твоих... Потерпи и себя. Бог даст, окрепнут твои силы душевные и телесные. Я вижу в тебе желание доброй христианской жизни, а если это есть, значит, жива душа твоя. «Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твои помогут мне!» . Так восклицал св. пророк Давид от лица всякого верующего и к Богу прибегающего. Восклицай и ты так в надежде на милость Божию, - и Господь не оставит тебя, ибо ни Господь, ни Ангел-Хранитель не отступали от тебя, а с любовию хранят тебя, защищают тебя. Тебе лишь попускается до времени не чувствовать, не видеть этого заступления, хотя ты и признаешься, что по временам все-таки чувствуешь легкость и какое-то умиротворение. Благодари Господа и за эту милость.

Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют св. отцы: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его св. молитв помоги мне, грешной!» - от такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу.

Можно молиться, если это происходит на людях, без всяких внешних молитвенных проявлений, сидя, ходя, лежа, ибо Бог зрит на сердце.

Святитель Феофан Затворник утешал скорбящих проникновенными словами.

– Самые многосложные, самые разнообразные кресты разбросаны на всех путях жизни нашей и встречаются почти на каждом шагу: скорби, беды, несчастия, болезни, потери близких, неудачи по службе, всякого рода лишения и убытки, неприятности семейные, неблагоприятность внешних отношений, оскорбления, обиды, напраслины и, вообще, доля земная у всякого более или менее нелегкая.

У кого нет чего-либо такого! Не избавляют от этих крестов ни знатность, ни богатство, ни сила и ни какое величие земное. Они срослись с земным пребыванием с той минуты, как заключился рай земной, и пребудут с ним до тех пор, когда отверзется рай небесный.

Но, зачем же, скажешь, у меня больше горя, а у другого меньше? Зачем меня тяготят беды, а другому почти во всем удача? Я изнываю от скорби, а другой радуется?

Уж если это общая участь, то раздавать бы ее всем поровну.

Тебе сегодня тяжело, а другому было вчера или будет завтра тяжело. Зачем смотреть на дни и часы? Смотри на всю жизнь от начала до конца и увидишь, что всем бывает тяжело и очень тяжело. Найди мне такого, который ликовал бы целую жизнь. Сами цари нередко ночи не спали от туги сердечной.

Тебе тяжело теперь, а прежде разве не видал ты веселых дней? Конечно, видел.

Бог даст, и еще увидишь. Перетерпи же и прояснится над тобою небо. В жизни, как в природе: то светлые, то мрачные дни. Мрачные говорят тебе, что ты в изгнании и под гневом, а светлые дают мысль, что ты не совсем заброшен, что тебя хотят щадить и миловать. Помни это и терпи, подкрепляя себя упованием.

Тебе тяжело,- да разве случай это устроил? Есть Господь, который отечески смотрит на тебя и печется о тебе.

Это Он послал тебе горе. А что, кому, когда и как послать, то посылает для того самого, кто подлежит горю.

Осмотрись же и увидишь, может быть, благие о тебе намерения Божии в постигшей тебя скорби. Или грех какой-нибудь очистить хочет Господь, или от дела греховного отвести, или дать тебе случай показать свое терпение и верность Ему, или Он Сам желает потом удивить на тебе величие милосердия Своего.

Что-нибудь из этого уж верно идет к тебе. Ну и приложи то к ране своей и умалится жгучесть ее.

Если же и не усмотришь, что именно хочет даровать тебе Господь через горе твое, то возбуди в сердце своем общее, неразмышляющее верование, что все от Бога и что все, идущее от Него, служит во благо нам, и толкуй мятущейся душе своей: так Богу угодно.

Терпи и верь, что кого Он наказует, тот у Него, как сын. Да и без того, кто может противиться воле Его?

Скажи еще скорбящий человек: ты грешен, или нет? Конечно, грешен. А если грешен, то радуйся, что пришел огонь скорби, попаляющий твой грех.

Ты все смотришь на теперешнее горе, а перенесись в другую жизнь, стань на суде Божием и посмотри оттуда на свое горе. Если ты чувствуешь, что непременно будешь осужден, то что в сравнении с последствиями того осуждения все теперешние скорби и бедствия?

Говори же: по грехам моим достается мне. И я благодарю Господа Бога, что благость Его ведет меня к покаянию.

Когда расположишь себя так, то не будешь тяготиться горем, а скажешь: мало еще мне; по грехам моим не того еще я стою.

Таким образом, несешь ли ты общую горькую долю, или испытываешь частные горести и скорби, терпи благодушно и принимай их с благодарностью от руки Господней, как врачевание от грехов, как ключ, отверзающий дверь в Царствие Небесное.

Одному священнослужителю, который написал о своих скорбях, Святитель Феофан в 1893 году отвечал:

– Вы сами о себе невеселых мыслей держитесь? В Египте был старец настоятель, кажется Аполлос. Всем братиям твердил и сторонним тоже: нам христианам не следует скорбеть. Пусть язычники и иудеи скорбят. А мы спасенные Господом. Наш рай и Царство Небесное. С нами Христос, благодать Святого Духа, Богоматерь, Небесные воинства и все святые.

Современный старец, духовник Троице Сергиевой Лавры, архимандрит Кирилл (Павлов) отмечает:

– Сейчас жизнь сложная и тяжелая, люди испытывают большие переживания, неприятности, как в семейной, так и в духовной жизни. Поэтому приходится утешать людей, как-то их увещевать, чтобы они уповали на милость Божию…

Печаль - это один из семи смертных грехов. Поэтому с печалью надо бороться. Это бывает тоже по бесовскому наваждению, святые отцы, прежде всего, призывают к терпению. Надо вооружиться терпением. И в это время молитвою, чтением слова Божия заниматься и освобождаться от этого духа уныния и печали.

Вообще же, как любил повторять старец Амвросий Оптинский, нужно:

– Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

Утешайте, утешайте народ Мой (Ис. 40, 1). Эти слова древнего пророка Исаии обращены прежде всего к нам, пастырям, ибо на нас лежит долг не только учить вас, не только указывать путь Христов, но и утешать вас, являть вам сердечную любовь и заботу. И вас, Богом данную мне паству, я люблю как самых близких мне людей. И разве я не знаю, как много у вас скорбей и слез? Разве не должен я утешать вас? И я постараюсь исполнить это в нынешний великий день поклонения Кресту Христову.

Когда мы учим вас пути Христову, то всегда внушаем, чтобы вы помнили слова Его о том, что тесны врата и узок путь, ведущий в царство Божие (Мф. 7, 14), что скорби - это удел всех христиан.

Вы спросите: "Разве только христиане терпят скорби? Разве не терпят скорбей, несчастий и горестей люди мира сего? Разве не проливают слез отвергающие путь Христов?" Да, конечно, скорби неизбежны и для них, но велика разница в том, какова в очах Божиих ценность наших скорбей и слез по сравнению со скорбями и слезами тех, кто живет без Бога.

Они терпят свои скорби не добровольно, а только потому, что никак не могут отделаться от них, часто с проклятиями и ропотом, а мы, христиане, должны нести свои скорби совсем не так, ради имени Христа, с великой покорностью воле Божией, с благодарением Богу за все, что случается с нами - и за доброе, и за тяжелое, и за горести, и за все несчастия. Мы несем наши скорби добровольно, ибо, если бы отверглись от Христа, избавились бы от большинства скорбей; а так как не отрекаемся, то Бог благословит нас за наши страдания.

Люди мирские всеми силами стараются избавиться от скорбей: они заливают горе вином и водкой, одурманивают себя табаком и даже наркотиками, ища утешения, и, когда не находят его, стараются забыть о скорбях: ищут развлечений, гуляют, танцуют, ходят друг к другу в гости и пустословят. Этого да не будет никогда с христианами, ибо они не должны заглушать голос совести, а наоборот, должны чутко прислушиваться к нему.

Люди, более высоко стоящие в духовном отношении, ищут забвения своих скорбей в дружбе, в работе. Самое высшее, в чем находят облегчение,- взаимная любовь: любовь супругов, любовь родителей к детям и любовь детей к родителям, любовь к людям, достойным любви. Всякая любовь благословенна, но это начальная, низшая форма любви, ибо от нее, путем научения в ней, мы должны возвыситься до гораздо более высокой любви ко всем людям, ко всем несчастным, страдающим. От нее мы должны возвыситься до третьей степени любви - любви божественной, любви к Самому Богу.

Ни в чем никогда не найти утешения в скорби для тех, кто ищет его не там, где следует. Где искать утешения в скорби? Об этом говорит святой пророк Давид: Только в Боге успокаивается душа моя (Пс. 61, 2). Блаженны те, которые находят глубокое утешение в горячей, из сердца рвущейся молитве, в духовном общении с Богом. Такими были праведники Ветхого Завета, но нам, христианам, Господь даровал самое глубокое и высшее утешение - взирать на Крест Христов и поклоняться Ему.

Видите ли Сына Божия, Второе Лицо Святой Троицы, вочеловечившегося Бога, Святейшего святых, Великого Праведника, Благодетеля рода человеческого, Какого никогда не знал и более никогда не узнает мир? Видите ли Его прибитым железными гвоздями ко Кресту? Как тяжко страдает Тот, Кто одним мановением руки Своей, одним словом Своим повелевал волнам и ветру утихнуть; Тот, Кто в течение короткой жизни Своей на земле творил изумительные чудеса из любви и жалости к людям; Тот, Кто исцелял все болезни, Кто слепым открывал глаза, Кто парализованных восставлял от одра, Кто насыщал немногими хлебами тысячи человек, Кто воскрешал мертвых,- Величайший Благодетель и Спаситель мира.

С Креста Христова изливается неизмеримым потоком любовь Божественная, любовь, дивным, таинственным образом истребляющая злобу и вражду, врачующая боль и смущение сердца, укрепляющая наши телесные и духовные силы. На Кресте Искупитель мира терзается за наши грехи... Эта величайшая Жертва и безграничное милосердие затмевают все наши скорби, как бы много их ни было, какими бы тяжкими они ни были.

И только проникнувшись этими мыслями и чувствами, взирая на Крест Христов, вы получите единое истинное утешение. Нет других подобных утешений, да и нужны ли они, если нам дан Крест, который мы можем не только лицезреть, но и лобызать. И не черпаем ли мы бесконечно надежду и силы из этого источника? Исполнено утешения и Божественное Писание, повествующее о крестном страдании Христа. Во всякой скорби нашей неизменно будем обращать внимание наше к Священному Писанию и ко Кресту Христову.

Вникните в слова апостола Павла: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих (II Кор. 1; 3-4). Свидетельствую всем сердцем истинность этих слов, свидетельствую по собственному опыту, ибо меня утешил Господь в великой скорби моей. По мере того, как будут умножаться скорби, будет умножаться и утешение Христово.

В этот святой день выносится Крест Христов и всех привлекает к себе, то есть к Тому, Кто на Кресте был распят. С великой радостью видим, как множество людей стремится увидеть воздвигаемый Крест и услышать пение: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко". Какая же сила влечет нас? Почему так много народа в храме? Влечет незримая сила Божия, утешающая и согревающая сердца наши. Сам Бог да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово. Аминь.

Текст приводится по изданию: Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). «Принесем Тебе любовь нашу». Беседы в дни Великого поста. М.: Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С. 167-171

Людям свойственно радоваться и печалиться, веселиться и скорбеть: Господь Бог щедро дает нам поводы как для веселья, так и для скорби. Но в этой книге речь пойдет о тех, для кого плохое настроение стало нормой, «визитной карточкой», то есть о тех, кто позволил печали или скорби укорениться в себе. А плохое настроение живуче, оно очень быстро врастает в душу и переходит в уныние. Уныние уже считается грехом, и грехом очень серьезным.

Представьте себе ситуацию: у вас плохое настроение, вы легли на диван, отвернулись лицом к стене и вам нет дела до остального мира. Но вот ваш муж пришел с работы и остался без ужина. Он, естественно, высказал вам все, что думает по этому поводу, а вы не остались в долгу и ответили. И вот в доме возник скандал, семейная неурядица. В это время ваш ребенок, видя, что родителям не до него, ушел на улицу, а там уже вечер. Куда он забредет, как распорядится своим досугом – одному Богу известно.

Дальше – больше: вам звонит друг семьи, который нуждается в вашей помощи, и натыкается на раздражение. Он обижен и разозлен: ему всего-навсего нужен был ваш совет, а вы в своем унынии были заняты собственными проблемами. И вот в результате человек затаил на вас зло. Таким образом, уныние одного человека способно испортить жизнь многим, а казалось бы, что здесь особенного, ну отвернулись вы лицом к стене, лежите, никого не трогаете.

В наше неспокойное время многие унывают. Но нужно различать, какая печаль на пользу, а какая во вред. Печалью на пользу священники называют сокрушение о грехах, о своем духовном несовершенстве, о том, что вот на днях вынужден был соврать, кому-то нагрубил, кого-то осудил и пр. Печаль такого рода отрезвляет душу и подталкивает человека на борьбу с грехами. Печаль во вред – это уныние, и поводов для него великое множество.

К примеру, жена расстраивается из-за того, что муж мало зарабатывает и она не в состоянии купить себе шубу, как у соседки. Муж печалится о том, что его на службе не ценят по достоинству. Продавец скорбит о недостаче, девушка – о том, что ее приятель ушел к другой, престарелая дама – о том, что замучили болезни, преуспевающий бизнесмен – что не попал на престижную презентацию и т. д. Все это печали о вещах временных и тленных. Но как они бывают мучительны! От них можно даже заболеть, и тогда печаль уже будет называться по-другому – уныние, или, говоря современным языком, депрессия.

Поэтому за своим душевным состоянием нужно внимательно следить, ведь печаль о временных вещах очень опасна для души. А как нам нравится писать сценарий жизни, и в особенности сценарий жизни наших детей! Например, супруги мечтают выучить ребенка, накопить денег на квартиру, женить сына и помочь ему вырастить детей. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. С трудом окончив колледж, сын берет в жены такую неумеху, которая не в состоянии даже сварить суп, с внуками дело откладывается в долгий ящик, и вообще, молодые решили разойтись, потому что муж начал выпивать… И вот вам повод для великого уныния: жизнь все перевернула и от вашего сценария не осталось и следа.

Однако с этим чувством нужно бороться, и начинать необходимо с покаяния – с таинства исповеди. Ведь истинный христианин приходит в храм не уличать в грехах клириков и продавцов в иконных лавках, не «подпитывать» свои силы от чудотворных икон, а каяться и плакать о собственных грехах. После исповеди сразу становится легче, конечно, если исповедоваться без утайки, ведь многие во время этого таинства лукавят, опасаясь того, что подумает о них священник.

Поспрашивайте тех, кто исповедуется часто: ощущают ли они после этого прилив душевных сил? Все без исключения дадут положительный ответ. У таких людей есть опыт, однако нас он убеждает мало. Но если так, то что мешает нам приобрести свой собственный?

А что касается уныния, то оно сейчас значительно «помолодело». Тоска, уныние, чувство безысходности буквально косят молодых и полных сил людей. Депрессия – это крик души о своем неблагополучии, своего рода сигнал бедствия. И только православные врачи знают о муках, которые приносят печаль и тоска. В тоске душа томится от того, что в ней накопилось множество грехов и она с трудом их вмещает. Мучают и навязчивые идеи: все непоправимо плохо и мне ничто уже не поможет. Ни для кого не секрет, что такое состояние часто является причиной суицида. Поэтому очень важно, что сделает тот или иной молодой человек, измученный унынием: испугается и придет за помощью в храм или позволит болезни укорениться.

При депрессии исповедь важна как никогда. К сожалению, данное состояние не является плачем о грехах: это муки души, обремененной ими. А плакать о грехах нужно на исповеди, а не на груди сердобольной подруги. Полезно походить в церковь на службы, заглянуть в иконную лавку и выбрать себе полезную книгу. Кстати, о книгах: в продаже их сейчас столько, что в них, наверное, давно даны ответы на любые вопросы страждущего человека. Об одном только унынии написаны целые тома. Поэтому покупайте и читайте книги, укрепляйтесь с помощью духовной мудрости православных лекарей человеческих душ. Полезно также побывать в святом месте. В настоящее время паломнические православные службы предлагают различные поездки в расчете на любой кошелек.

Что касается молитв, то молиться можно не только Господу Богу или Божией Матери. Существует масса святых, которые всегда придут к нам на помощь. Они ждут наших просьб и охотно откликаются на них. Например, святитель Тихон, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Сергий Радонежский и многие другие. Регулярно молитесь этим святым при унынии, купите их иконки: в настоящее время имеется большой их выбор, причем есть совсем недорогие. В унынии помогает также чтение акафиста, называемого «Слава Богу за все». Ведь Господу действительно нужно воздавать хвалу в любой жизненной ситуации: и в радости, и в печали, и в унынии, если оно привело человека в православный храм.

Скорбь, печаль, уныние

Грусть, печаль, скорбь, тоска, уныние – чувства, отдавшись во власть которых мы редко задумываемся об их разрушительных последствиях. Многие из нас даже считают, что подобное состояние духа свидетельствует об утонченности натуры и загадочности русской души. Однако мнение врачей-психиатров резко расходится с мнением большинства людей: затянувшуюся меланхолию они упорно называют депрессией, которой, по данным статистики, страдает около 20% населения промышленно развитых стран. Православная церковь относит крайнюю стадию «меланхолии» – уныние – к смертным грехам.

По словам Виктора Тростникова, профессора Российского православного университета имени Иоанна Богослова, уныние относят к числу смертных грехов исключительно в православной традиции. У католиков среди грехов имеется печаль, православие к этому добавляет еще и уныние, причем рассматривая его как абсолютно отдельный грех. Поэтому в Русской православной церкви смертных грехов восемь – на один больше, чем в католической.

С одной стороны, разница между унынием и печалью невелика: и то и другое чувство порой воспринимается человеком как завершение жизни. С другой стороны, печаль относится к временным ощущениям, связанным с неприятными событиями, и является преходящим чувством. Что же касается уныния, то это – «хроническое» состояние, которое может длиться годами, причем нередко без явной на то причины. Уныние относится к тем состояниям души, которые возникают даже при полном, казалось бы, благополучии.

Однако, по мнению Православной церкви, и печаль, и уныние следует отнести к категории грехов, так как истинный христианин любые жизненные невзгоды должен встречать в бодром состоянии души, с надеждой на лучшее, верой и любовью. В противном случае происходит отрешение от цельного восприятия мира, а подобное состояние духа осуждается христианским учением о Боге, мире и месте человека в нем. Таким образом, уныние считается одной из разновидностей неверия. В этом случае душа оказывается предоставленной только самой себе, а человек в результате обрекает себя на серьезные недуги.

Loading...Loading...