Богослужебные указания. Апостол и Евангелие – дня


Понедельник. Мц. Христи́ны. Мчч. блгвв. кнн. Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да.

Прп. Полика́рпа, архим. Печерского. Прп. отрока-схимонаха Боголе́па Черноя́рского, Астраха́нского. Обре́тение мощей прп. Далма́та Исе́тского .

Приводим порядок совершения полиелейной службы блгв. кнн. Бориса и Глеба (А) , а также порядок совершения полиелейной службы блгв. кнн. Бориса и Глеба в соединении с шестеричной службой мц. Христины (Б) .

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры благоверных князей, глас 8-й и глас 2-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Прииди́те, восхва́лим…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

На стиховне стихиры благоверных князей, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – благоверных князей, глас 8-й: «Прииди́те, новокреще́ннии…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во…».

По Трисвятом – тропарь благоверных князей, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь благоверных князей, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и благоверных князей (два канона) на 8.

По 3-й песни – седален благоверных князей, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен благоверных князей. «Слава» – ин светилен благоверных князей, «И ныне» – Богородичен Минеи.

На хвалитех стихиры благоверных князей, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – благоверных князей, глас 4-й: «Днесь, празднолю́бных собо́ри…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Богоро́дице, всех Цари́це...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь благоверных князей, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

На часах – тропарь и кондак благоверных князей.

На Литургии блаженны благоверных князей, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь благоверных князей. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак храма. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – благоверных князей.

Апостол и Евангелие – дня и благоверных князей.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: благоверных князей, глас 8-й и глас 2-й – 4, и мученицы, глас 4-й и глас 2-й – 4 (со славником). «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Прииди́те, восхва́лим…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня. Паримии благоверных князей – 3.

На стиховне стихиры благоверных князей, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – мученицы, глас 2-й: «Христоимени́тому зва́нию…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ но́ваго...».

По Трисвятом – тропарь благоверных князей, глас 2-й. «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й: «А́гница Твоя́, Иису́се, Христи́на...» , «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь благоверных князей, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й: «А́гница Твоя́, Иису́се, Христи́на...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка...».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны благоверных князей (по дважды).

Полиелей. Величание благоверных князей и избранный псалом. Седален благоверных князей по полиелее, глас 8-й: «Христо́вы уве́девше за́поведи…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со́лнца о́блаче…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен благоверных князей, глас 4-й: «Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их»; стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным, и от всех их изба́вит я Госпо́дь». Евангелие благоверных князей – Лк., зач. 106. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых благоверных князей…». Стихира благоверных князей, глас 8-й: «Бра́тия прекра́сная…».

Каноны: Богородицы со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), благоверных князей (два канона) на 6 и мученицы на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос мученицы, глас 4-й; седален благоверных князей, глас 1-й. «Слава» – седален мученицы, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Безневе́стная Чи́стая...».

По 6-й песни – кондак и икос благоверных князей, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен благоверных князей, ин светилен благоверных князей. «Слава» – светилен мученицы, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Стоя́ще о́крест Тебе́...».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры благоверных князей, глас 1-й и глас 4-й – 4 (со славником). «Слава» – мученицы, глас 5-й: «Де́вства твоего́ красоты́…» (см. на хвалитех), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Обра́дованная, хода́тайствуй...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь благоверных князей, глас 2-й. «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й: «А́гница Твоя́, Иису́се, Христи́на...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка...».

На часах – тропарь благоверных князей. «Слава» – тропарь мученицы. Кондак только благоверных князей.

На Литургии блаженны благоверных князей, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и мученицы, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь благоверных князей, тропарь мученицы; кондак благоверных князей. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь благоверных князей, тропарь мученицы; кондак храма, кондак благоверных князей. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – благоверных князей и мученицы.

Апостол и Евангелие – дня, благоверных князей (под зачало) и мученицы.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 29 июля 2017 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прп. Далма́ту Исе́тскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www..html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru).

Типикон умалчивает о тропаре мученицы, глас 4-й: «Зва́нием ева́нгельски...». В Минее синодального периода этот тропарь также отсутствует. Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 206 об.–207) указывают тропарь мученицы, глас 4-й: «А́гница Твоя́, Иису́се, Христи́на...».

Богослужебные указания с сайта Патриархии на каждый день.

Богослужебные указания за 6 сентября 2018 года

Четверг. Перенесение мощей свт. Московского Петра́, всея России чудотворца. Сщмч.

Евти́ха, ученика ап. Иоанна Богосло́ва.

Прп. Арсе́ния Коме́льского. Явление Пресвятой Богородицы прп.

Сергию Ра́донежскому.

Приводим порядок совершения славословной службы свт. Московского Петра в соединении со службой сщмч. Евтиха (без праздничного знака) и службой Октоиха.

Порядок чтений, согласно календарю:

На вечерне кафизма 12-я.

На Господи, воззвах стихиры на 6: святителя, глас 1-й – 3, и священномученика, глас 8-й – 3. Слава – святителя, глас 6-й: Архиере́ов похвалу́…, И ныне – догматик, глас тот же: Кто Тебе не ублажи́т….

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами). Слава – святителя, глас тот же: Ви́ден бысть…, И ныне – Богородичен по гласу Славы, от меньших: Яко плодови́та ма́слина….

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. Слава – тропарь священномученика, глас тот же, И ныне – Богородичен воскресный, глас тот же: Еже от ве́ка….

На утрене на Бог Господь – тропарь святителя, глас 4-й (дважды). Слава – тропарь священномученика, глас тот же, И ныне – Богородичен воскресный, глас тот же: Еже от ве́ка….

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды).

Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), святителя на 6 и священномученика на 4.

Катавасия Крест начерта́в….

Примечание. С этого дня по отдание праздника Воздви́жения на утрене, когда поется великое славословие, катавасия Воздви́жения: Крест начерта́в….

По 3-й песни – кондак и икос священномученика, глас 3-й; седален святителя, глас 4-й. Слава – седален священномученика, глас 3-й, И ныне – Богородичен Минеи, глас тот же: Боже́ственная ски́ния….

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.

На 9-й песни поем Честнейшую.

По 9-й песни Достойно есть не поется. Светилен святителя. Слава – светилен священномученика, И ныне – Богородичен Минеи: При́зри, Чи́стая….

Всякое дыхание… и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры святителя, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). Слава – святителя, глас 6-й: Еще́ от ю́наго во́зраста…, И ныне – Богородичен по гласу Славы, от меньших: Преложе́ние скорбя́щих….

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. Слава – тропарь священномученика, глас тот же, И ныне – Богородичен воскресный, глас тот же: Еже от ве́ка….

На часах – тропарь святителя. Слава – тропарь священномученика. Кондаки священномученика и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском или Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь священномученика; кондак святителя. Слава – кондак священномученика, И ныне – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь священномученика; кондак храма, кондак святителя. Слава – кондак священномученика, И ныне – Предстательство христиан….

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.


Суббота. Мц. Христи́ны. Мчч. блгвв. кнн. Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да.

Прп. Полика́рпа, архим. Печерского. Прп. отрока-схимонаха Боголе́па Черноя́рского, Астраха́нского. Обре́тение мощей прп. Далма́та Исе́тского .

Приводим порядок совершения полиелейной службы блгв. кнн. Бориса и Глеба (А) , а также порядок совершения полиелейной службы блгв. кнн. Бориса и Глеба в соединении с шестеричной службой мц. Христины (Б) .

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры благоверных князей, глас 8-й и глас 2-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Прииди́те, восхва́лим…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».

На стиховне стихиры благоверных князей, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – благоверных князей, глас 8-й: «Прииди́те, новокреще́ннии…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во…».

По Трисвятом – тропарь благоверных князей, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь благоверных князей, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

Апостол и Евангелие – благоверных князей и дня.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: благоверных князей, глас 8-й и глас 2-й – 4, и мученицы, глас 4-й и глас 2-й – 4 (со славником). «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Прииди́те, восхва́лим…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».

Вход. Прокимен дня. Паримии благоверных князей – 3.

На стиховне стихиры благоверных князей, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – мученицы, глас 2-й: «Христоимени́тому зва́нию…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ но́ваго...».

По Трисвятом – тропарь благоверных князей, глас 2-й. «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь благоверных князей, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны благоверных князей (по дважды).

Полиелей. Величание благоверных князей и избранный псалом. Седален благоверных князей по полиелее, глас 8-й: «Христо́вы уве́девше за́поведи…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со́лнца о́блаче…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен благоверных князей, глас 4-й: «Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их»; стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным, и от всех их изба́вит я Госпо́дь». Евангелие благоверных князей – Лк., зач. 106. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых благоверных князей…». Стихира благоверных князей, глас 8-й: «Бра́тия прекра́сная…».

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), благоверных князей (два канона) на 6 и мученицы на 4.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), благоверных князей (два канона) на 6 и мученицы на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос мученицы, глас 4-й; седален благоверных князей, глас 1-й. «Слава» – седален мученицы, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Безневе́стная Чи́стая...».

По 6-й песни – кондак и икос благоверных князей, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен благоверных князей, ин светилен благоверных князей. «Слава» – светилен мученицы, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Стоя́ще о́крест Тебе́...».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры благоверных князей, глас 1-й и глас 4-й – 4 (со славником). «Слава» – мученицы, глас 5-й: «Де́вства твоего́ красоты́…» (см. на хвалитех), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «О́ле окая́нная душе́!..».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь благоверных князей, глас 2-й. «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

На часах – тропарь благоверных князей. «Слава» – тропарь мученицы. Кондак только благоверных князей.

На Литургии блаженны благоверных князей, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и мученицы, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь благоверных князей, тропарь мученицы; кондак благоверных князей. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь благоверных князей, тропарь мученицы; кондак храма, кондак благоверных князей. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – благоверных князей и мученицы.

Апостол и Евангелие – благоверных князей, мученицы и дня.

Имя прп. Далма́та Исе́тского внесено в месяцеслов «Богослужебных указаний» по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 30 марта 2013 года. Службы прп. Далма́ту Исе́тскому в Минее нет.

Аллилуиарии и причастны благоверных князей и дня совпадают.

См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

6. Среда. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Бденная служба праздника Преображения Господня совершается по Минее.

На великой вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 4-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Прообразу я Воскресе ние Твое ...».

Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3.

На литии стихиры праздника, глас 2-й. «Слава» – праздника, глас 5-й: «Прииди те, взы дем на го ру...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Зако на и проро ков...».

На стиховне стихиры праздника, глас 1-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Петру , и Иа кову, и Иоа нну...».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7-й (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

Полиелей. Величание праздника и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й: «Возше д со ученики ...». «Слава, и ныне» – ин седален праздника по полиелее, глас 8-й: «Сокрове нную мо лнию...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Фаво р и Ермо н о и мени Твое м возра дуетася». Евангелие – праздника. По 50-м псалме: «Слава» – «Вся ческая днесь ра дости испо лнишася: Христо с преобрази ся пред ученики », «И ныне» – тот же стих. Стихира, глас 5-й: «Божества Твоего , Спа се...».

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й на 8 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия «Крест начерта в...».

По 3-й песни – седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 7-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Велича й, душе моя , на Фаво ре преобрази вшагося Го спода» .

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Поя т Христо с Петра ...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7-й (единожды). Отпуст праздника: «И же на горе Фаво рстей преобрази выйся во сла ве, пред святы ми Свои ми ученики и апо столы, Христо с, И стинный Бог наш, моли твами Пречи стыя Своея Ма тере и всех святы х, поми лует и спасе т нас, я ко Благ и Человеколю бец».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии праздничные антифоны.

Вхо дное: «Го споди, посли Свет Твой и и стину Твою , та мя наста виста и введо ста мя в го ру святу ю Твою ».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про сти» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.

Апостол и Евангелие – праздника.

Задостойник – припев: «Велича й, душе моя ...» и ирмос: «Рождество Твое нетле нно яви ся...» (и до отдания).

По заамвонной молитве – по традиции, освящение винограда и плодов. Перед чтением молитвы – каждение плодов при пении тропаря праздника и на «Слава, и ныне» – кондака праздника.

Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву Служебника «во причаще нии гро здия [винограда]»: «Благослови , Го споди, плод сей ло зный но вый...». Певцы: «Аминь».

Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву Служебника «о принося щих нача тки овоще й»: «Влады ко, Го споди Бо же наш...». Певцы: «Аминь».

Примечание. Минея содержит еще две молитвы – «молитву на благослове ние гро здия»: «Бо же, Спаси телю наш, благоволи вый виногра д нарещи ...», и «молитву над вся ким плодо м»: «Го споди, Бо же наш, положи вый верующим в Тя...».

Иерей кропит святой водой приготовленные виноград и плоды, произнося: «Освяща ются плод сей ло зный и плоды сия , окропле нием воды сея свяще нныя, во и мя Отца , и Сы на, и Свята го Ду ха» (трижды).

Певцы: «Аминь». «Бу ди имя Господне...» (трижды) и 33-й псалом. Отпуст Литургии – как на утрене.

На трапезе разрешается рыба.

Примечание. «На трапе зе же разреша ем на ры бу, и еле й, и вино , а ще и среда или пято к. Подоба ет ве дати, я ко преда ние и мамы от Святы х Оте ц от спаси тельнаго сего пра здника Преображе ния, снеда ти гро здие, иде же обрета ется. Благослове ние прие мше от иере я. Принесе ну бы вшу гро здию в це рковь, и по анафо ре раздробле ну. Глаго лется же и моли тва на благослове ние гро здия. Внимай: Я ко а ще кто от бра тий снест гро здие пре жде сицева го пра здника, то преслуша ния запреще ние да прии мет, и да не вку сит гро здие чрез весь а вгуст ме сяц, я ко запове данный уста в презре в: я ко да от сего навы кнут и про чии повинова тися уста ву Святы х Оте ц. Сие же запреще ние быва ет и блюду щим виногра ды бра тии. Гро здию же на трапе зе по пра зднице сем, три жды в неде лю подоба ет предлага тися бра тии: си речь в понеде льник, в сре ду, в пято к, да вкуша ют бра тия. Сей уста в быва ет и на смо квах, и над про чими овощьми , я ве я ко времена их, ко е когда приспе ет. Сия же глаго лем кроме приноси мых блюду щим смо кви, и раздае мым: снеда ют бо сия » (Типикон, 6 августа).


Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Мц. Христи́ны. Мчч. блгвв. кнн. Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да.

Прп. Полика́рпа, архим. Печерского. Прп. отрока-схимонаха Боголе́па Черноя́рского, Астраха́нского. Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля) . Обре́тение мощей прп. Далма́та Исе́тского .

Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой мц. Христины (А) . Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой блгв. кнн. Бориса и Глеба (Б) .

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 6, и мученицы, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мученицы, глас 2-й: «Я́коже многоце́нное ми́ро…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 4-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 8-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Престо́ли егда́ поста́вятся...».

Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; хвалитная стихира мученицы (глас 4-й [или славник, глас 5-й]), которая в стихирах на хвалитех будет опускаться (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»); «Слава» – мученицы, глас 1-й: «С Вы́шними си́лами…» (см. в Минее на стиховне утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Се испо́лнися Иса́иино прорече́ние...» .

На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – мученицы, глас 2-й: «Христоимени́тому зва́нию…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе́ но́ваго...» .

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й: «А́гница Твоя́, Иису́се, Христи́на...» , «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».

На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – благоверных князей, глас тот же: «Прииди́те, новокреще́ннии…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во...» .

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь благоверных князей, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла...».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные .

Полиелей. Величание благоверных князей и избра́нный псалом. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален благоверных князей по 1-м стихословии, глас 1-й: «Терпе́нием и му́жеством...»; седален благоверных князей по 2-м стихословии, глас тот же: «Измла́да Христа́ возлюби́вше...». «Слава» – седален благоверных князей по полиелее, глас 8-й: «Христо́вы уве́девше за́поведи...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со́лнца о́блаче...». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и благоверных князей (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос благоверных князей, глас 3-й; седален благоверных князей, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й, светилен благоверных князей. «Слава» – ин светилен благоверных князей, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и благоверных князей, глас 1-й и глас 4-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь благоверных князей. Кондаки благоверных князей и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и благоверных князей, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь благоверных князей. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак воскресный. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и благоверных князей.

118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир мученицы допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73). Пропущенная стихира может быть спета в стихирах на литии (см. примечание выше).

Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

Там же. С. 65–67.

По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди…».

Loading...Loading...