Что означает воцерковление. Когда человек считается воцерковленным? Как правильно читать молитвенное правило? Что значит любить себя, если мы должны любить ближнего, как себя? Неканоническое употребление термина

Я пытался Вам сказать, что Священное писание, Библию, всякие тексты вроде кумранских, писали люди, переводили люди, издавали и переиздавали тоже люди церковные, переиначивая и убирая целые главы. Не говорите, что об этом Вы не знаете.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Знаете, Антон, я тут подумала...
Ах, как не хотелось бы думать, что весь наш с вами диалог может быть сведен к одной только вашей попытке услышать, что православному христианину совершенно не обязательно для спасения что-либо делать (посещать храм, исповедоваться, причащаться и пр.) И что, возможно, обвиняя церковный уклад, выказывая свое недоверие священноначалию, вы просто ищете оправдания для объяснения своего нежелания трудиться, стяжать Божие прощение и Божественную благодать.
Надеюсь, что это, все-таки не так, что я ошибаюсь, а вы ищете истину. И в таком случае, я рада нашему диалогу. :bq:
Значит, продолжим...
Что вы хотели сказать, упоминая о том, что все тексты Священного писания и т.д. писали люди? Это знают все. Как и то, что Библия, Церковные каноны, устав Церкви - все это основано на Божьем Слове и передано на бумаге с Господнего благословения.

Вы сказали: "Каноны". Канон - это нечто незыблемое, вечное, если я правильно понимаю. Разве каноны меняются?

Нажмите, чтобы раскрыть...

Где я сказала, что каноны меняются? Перечитайте, пожалуйста, внимательно мое сообщение, из которого ясно видно, что после высказанного вами недовольства, я же вас (лично) спрашивала с недоумением: "Не собираетесь ли вы менять каноны и закон Божий?"

Осуждая такую церковь с ее интригами, политиканством, я зарабатываю смертный грех и занимаюсь празднословием? Умеете обижать, право слово. Ну да так нужно,видимо.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Антон, если мое высказывание вас чем-то обидело, то я сразу хочу извиниться перед вами! Потому что я ни в коем случае не собиралась никого обижать. :bn: Напротив! Я всего лишь хотела и вас и себя предостеречь от греха. Извините, если вам показалось мое сообщение резким. Видимо чтение сообщение в инете не отображает истинного настроения между людьми. :ax:
А осуждение Церкви и священноначалия - это безусловно смертный грех.
Прочитайте, пожалуйста, притчу , в ней как раз очень ярко описывается грех осуждения.

Церковь, как и любое другое собщество людей, объединенных одной идеей, доктриной - это структура. Упорядоченной структуре не нужны прогрессивные люди, новаторы - она от этого может разрушиться. Нужны удобные.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Вы снова говорите о каком-то новаторстве? Возлагаете надежды на какие-то непонятные изменения, хотя сами знаете, что это, мягко говоря, некорректно? Вынуждена снова повториться... Бог совершенен, вечен, неизменен, как и Его Заповеди, а соответственно, и церковные каноны, основанные на Божием слове. Что же вы конкретно хотели бы изменить? Что мешает лично вам? Что конкретно вас не устраивает и почему? О какой камень вы споткнулись на пути к спасению?
Задумайтесь, не ищете ли как раз вы удобную для себя церковную структуру? :bw:

Поэтому "новаторы" уходят, вокруг них собирается толпа сторонников-поклонников - возникает новая структура. Повторяю - так везде; в любом коллективе (обратите внимание!) количеством 10 и более человек всегда есть свои (один-два) аутсайдера - мальчики для битья, объекты насмешек; один-два фаворита - любимцы фортуны и начальства, парочка безбашенных агрессоров, пара умников, остальные - масса серая, стадо. Так было всегда и есть сейчас!

Нажмите, чтобы раскрыть...

Извините, но я не разделяю вашего желания проводить кощунственные аналогии между Божественным и греховным мирским.
Мир грязен и переменчив, а Церковь - это духовная чистота, любовь и вечность.
Как же можно сравнивать отображение облаков в грязной луже с чистым небом? :ai:
Да еще и пытаться делать какие-то выводы после этого?

Начинаем переделывать созданный Им мир так, как постановили на совете кучки.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Антон, Вы меня, уже просто пугаете:bk:. Что или кого вы подразумеваете под "советом кучки"? О ком это вы так оскорбительно отзываетесь? Даже не хочется дальше писать о своих догадках.
Господи, прости нас грешных за это!
А мир надо переделывать и без всякого промедления. А то мы скоро просто захлебнемся в своей греховности.:bm:

А призовет, спросит:" Душа, что делала ты в жизни телесной, которую Я давал тебе? Что ты Мне сейчас принесла, какой новый опыт? "
Что отвечу? - Славил Тебя, Отче, ежеминутно, в храм ходил еженедельно, чтобы через посредников покаяться Тебе в прегрешениях своих, по святым местам ездил ежегодно, чтобы поклониться мощам людей, нетленным Благодаря тебе. - Понятно ли тебе для чего ты была в теле? Ты Меня здесь славить будешь, а там что ты сделала?

Нажмите, чтобы раскрыть...

Да-а-а... А вот это уже для меня неожиданность. Кажется, мы с вами вообще говорим на разных языках...:(А может быть я не верно вас поняла?
Можно я вас спрошу?
Что по вашему мнению человек должен делать на земле? В чем смысл нашей жизни?

; воцерковлённый - неправильно) - церковный термин, который используется в практике Русской православной церкви и в околоцерковных кругах, а также в других религиозных организациях. Он имеет два значения, одно - терминологически точное обозначение определённого обряда, другое - переносное, связанное с особенностями современной церковной жизни.

Обряд воцерковления

Воцерко́вленным в точном терминологическом смысле называется человек, прошедший обряд воцерковления . Воцерковле́ние - особый обряд «Чин воцерковления отрочати», совершаемый в 40-й день по рождении младенца. Чин воцерковления предполагает вхождение его в ряды членов Церкви . В этот же день своего рода воцерковление проходит и мать: священник прочитывает над ней в притворе специальные очистительные молитвы , чтобы после родов она вновь смогла входить в храм и причащаться Святых Тайн . Следовательно, в полном смысле воцерковленными считаются только младенцы, над которыми был совершён этот обряд.

Неканоническое употребление термина

Воцерковле́нием стало считаться постепенное введение в основы веры и благочестия (катехизация) взрослого человека, собирающегося принять таинство крещения (а иногда и уже крещённого). Также воцерко́вленные - наименование православных , не просто крещённых в православной церкви, но и соблюдающих обрядовую сторону религии - пытающихся жить по-православному. Воцерковленным считается тот, кто регулярно причащается и регулярно посещает службы; обычно он поддерживает также социальные отношения в пределах своей церковной общины. Термин «воцерковленные» может применяться к любой христианской конфессии , но чаще всего речь идёт о православии .

Многие, но не все современные воцерковленные православные придерживаются традиционных православных канонов одежды и внешнего вида (женщины носят платки и длинные юбки, в том числе - вне церкви, мужчины - бороды). Многие воцерковленные проходят катехизацию и разбираются не только в обрядовой, но и в вероучительно-догматической стороне православия. Воцерковленных нередко противопоставляют невоцерковленным , или захожанам (крещёным, считающим себя православными, но пренебрегающим ритуальной стороной веры). Численность воцерковленных колеблется, по разным оценкам, от 2 до 10 %.

Ссылки

  • Рецензия на весьма критическую по отношению к РПЦ книгу Николая Митрохина «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы», в том числе затрагивается проблема различных категорий воцерковленных.

В одну из программ на православном телеканале позвонила зрительница и попросила священника дать совет, как ей, недавно воцерковленной христианке, общаться с неверующими подругами? Она теперь живет церковной жизнью, а у них совсем другие интересы. Батюшка задал встречный вопрос: а было ли воцерковление? И почему позвонившая женщина решила, что она теперь принадлежит к особой касте людей - воцерковленных? Иногда жизни не хватает, чтобы стать настоящим христианином, не то что двух-трех лет. Ведь «храм не в бревнах, а в ребрах», сказал священник. Так что же означает слово «воцерковление» и кто может назвать себя действительно воцерковленным христианином? Разобраться в этом нам помог благочинный Краснокутского округа, председатель дисциплинарной канонической комиссии протоиерей Александр Писларь.

Отец Александр, так что же такое - воцерковление, чем оно определяется? Количеством лет, проведенных в храме, знанием церковной жизни, участием в таинствах или чем-то иным?

В широком смысле слова воцерковление - это участие человека во всей полноте церковной жизни, прежде всего в таинствах Церкви. В наше время этот термин действительно понимается людьми по-разному. Так сложилась история нашего народа, страны и Русской Православной Церкви в минувшем ХХ веке, что большее число людей, будучи формально членами Церкви, т.е. крещеными, православными христианами, не имели возможности, по понятным причинам, вести настоящую церковную жизнь. Процесс их приобщения к Церкви и называют воцерковлением. Особенно активно он пошел в 90-е годы прошлого столетия, когда Церковь получила возможность открыто вести свою деятельность, и тысячи православных людей заполнили храмы.

Хотя мы должны помнить и церковный смысл этого понятия, которое имеет прямое отношение к крещению человека в младенческом возрасте, когда после совершения Таинства Крещения священник подносит младенца, если это мальчик, к церковным святыням алтаря с чтением соответствующих молитв. Девочек подносят к иконам иконостаса. Этот обряд тоже называют воцерковлением в узком смысле слова.

- То есть формальным?

Да, но все-таки давайте вернемся к тому его значению, в котором мы чаще всего это слово и употребляем. Ведь люди за редким исключением приходят к вере не вдруг, не сразу, это постепенный процесс познания Бога. Сегодня есть все возможности для получения знаний о православной вере, люди имеют возможность самостоятельно проходить внутренний духовный путь, пользуясь православной литературой, православными сайтами и телеканалами. С Божией помощью человек преодолевает неуверенность, робость, приходит в храм, здесь получает первый опыт соборной молитвы, приступает к Таинствам Исповеди и Причастия, которое является важнейшим из всех церковных таинств.

Наверное, ключевой момент в процессе воцерковления - это когда человек почувствует действие на его душу благодатной силы. Получив такой опыт, он чувствует, как начинает меняться, как преображается его душа, ему уже не надо ничего доказывать, в чем-то его убеждать, - человек вступил на путь воцерковления. И идти по этому пути он будет всю жизнь, все больше и больше приближаясь к Богу.

Какие этапы должен пройти человек, чтобы стать «своим» для Церкви, стать ближе к Богу? Ведь можно годами ходить в храм, а благодати Божией так и не почувствовать.

Многовековой христианский опыт говорит о том, что именно в начале пути Господь дает особо ощутимое духовное утешение. И эти чувства, как правило, не забываются. Это самые сильные благодатные ощущение, о которых говорят все святые отцы. Бывает и по-другому, когда нужно прикладывать большие усилия, труд, чтобы начать свой путь к воцерковлению. В любом случае, не стоит спешить с заявлением о своей воцерковленности, надо иметь духовное смирение. Я бы вспомнил евангельскую притчу о мытаре и фарисее. Фарисей не сомневался в своей воцерковленности, он был полностью собой удовлетворен. Был ли мытарь воцерковлен? То, что он находился в храме и молился со всеми, тоже говорит о его воцерковленности. Однако он понимал свою удаленность от Бога, это было причиной его скорби, сопряженной, разумеется, с глубоким покаянием.

- То есть формальное воцерковление и внутреннее ощущение приверженности себя к Церкви - это разные вещи.

Да, именно так. И как мы знаем, вышел из храма смиренный грешник более оправданным, нежели возвышающий себя праведник, который не сомневался в своей воцерковленности.

Часто приходится слышать, что люди, считающие себя достаточно воцерковленными, не читают Священного Писания, плохо знают евангельскую историю. Возможно ли это?

Начнем с того, что люди делятся на книжных и не очень книжных. Некоторые вообще ничего не читают. Но когда мы говорим о Священном Писании, мы же ведем речь не о простых книгах, которые можно читать, а можно и не читать. Священное Писание занимает такое место в жизни православного христианина, которое никак нельзя обойти. В те времена, когда не все люди были грамотными, они постоянно слышали священные тексты в храме, впитывали их в себя с детства и хорошо знали. Сейчас каждый может иметь дома любую духовную литературу, и это чтение, особенно Евангелия, - насущная потребность христианина. Если не питать свою душу истинной духовной пищей, она будет наполняться каким-нибудь суррогатом. Ежедневное чтение Писания для православных христиан просто необходимо.

Очень распространено мнение, что для христианина важно быть хорошим человеком, а посещать храм, участвовать в церковной жизни, т.е. воцерковляться, совсем необязательно.

Да, такое мнение существует, как и рассуждения о «Боге в душе». И опять обратимся к притче о мытаре и фарисее. Если следовать логике фарисея, то ему тоже ведь Церковь не нужна. По его разумению, он и так «добрый» христианин, все внешние формальности соблюдает. И сколько в наше время так называемых православных людей, искренне убежденных, что они уже спасены, как тот фарисей. Но мы-то понимаем, насколько далек он от спасения.

Так и люди, которые заявляют, что Церковь им не нужна, и они могут общаться с Богом напрямую, без посредников, не понимают, что они даже не начали путь к спасению. Я бы сравнил их с положением больного, который не знает о своей болезни и думает, что все у него хорошо, и врач ему не нужен. Движение к Богу начинается с видения своего гибельного положения, своих грехов. Это видение было у мытаря, когда он молил Господа: Боже, буди милостив мне, грешнику (Лк. 18, 13). И когда человек убедится, что исцеляющую силу он получает в церковных таинствах, то Церковь навсегда станет для него духовной лечебницей.

- Может ли прихожанин, имеющий духовный опыт, помочь воцерковлению другого человека? Что для этого нужно?

В день праздника Торжества Православия мы как раз читали Евангелие от Иоанна, где повествуется о том, как Господь призвал своих первых учеников, в том числе и Филиппа. Он позвал своего друга Нафанаила, и когда тот засомневался, Филипп сказал: Пойди и посмотри (Ин. 1, 46). Так происходит и с воцерковлением человека. Мне один человек о себе рассказал, как он, начав молиться, не понимал смысла молитв. А батюшка посоветовал ему продолжать. И произошло чудо. Через несколько дней появилось спокойствие, ясность мысли, как будто в душе произвели уборку. Такой же действенный результат он почувствовал после первой исповеди и Причастия. И если человек ищет спасения, то он обязательно придет в храм Божий и там найдет свой путь к спасению, как нашел свой путь Нафанаил.

- Как понять, что ты погряз в грехах и без Церкви, без помощи Божией не очистишься?

Видение грехов - это то благо, которое Господь дает человеку в самом начале его пути к спасению. Но к этому надо стремиться, однако далеко не все хотят видеть себя такими, каковы они есть. Гораздо спокойнее жить с мыслью, что ты «не таков, как прочие люди», а гораздо лучше, как думал о себе фарисей. Тут происходит встреча воли Божией, Который хочет спасения каждому человеку, и воли человека, который или смиряется перед Господом, соглашается с Ним, или всячески отторгает от себя волю Божию, чтобы жить спокойно и комфортно, ничем себя не утруждая. Не каждый соглашается начать новую жизнь, исторгая из себя ветхого человека. Это подвиг, новое рождение, это крестоношение.

Вспомним еще одну притчу о блудном сыне. Когда он вспомнил о покаянии и возвращении к отцу? Когда дошел до крайней точки падения, и падать уже было некуда. Так и Господь предает нас, по слову апостола, «изнуряющим страстям», чтобы человек, потеряв все земные блага, возможно, и здоровье, пришел, наконец, в себя и вспомнил, что у него есть Отец Небесный. Но это опять-таки будет свободный выбор человека. Кто-то может и в этой последней стадии продолжать отвергать Бога и Церковь.

Отец Александр, почему одним достаточно серьезной житейской встряски, чтобы прийти в Церковь и начать свой долгий путь воцерковления, а другие, «с Богом в душе», так и остаются за ее оградой?

Есть некая тайна приближения человека к Богу, о которой говорит Сам Господь в Евангелии, сравнивая веру человека с зерном, которое, упав в землю, прорастает. И никто не видит, как оно растет. Умерло оно или в какой-то прекрасный день пробьется ростком через толщу земли. Мы можем вспомнить притчу о пшенице и плевелах, ведь это тоже образ людей, которые по-разному проходят свой жизненный путь. Иногда мы думаем о человеке, что это плевел, сорняк. А потом окажется, что это был раскаявшийся разбойник, или блудница, или мытарь, подобные евангельским.

Нам, пастырям, конечно, приходится видеть, как некоторые прихожане годами ходят в храм, не сомневаются в своей воцерковленности, а некоторых вещей так и не смогли понять, и совершают грубые ошибки в своей духовной жизни. Но всегда есть надежда, что не через многолетнее хождение в храм, а через какой-то, пусть даже горький, духовный опыт они начнут по-настоящему воцерковляться.

Беседовала Ольга Стрелкова

Много людей крещеных, еще больше верующих, но по-настоящему воцерковленных людей очень мало, а еще меньше правильно воцерковленных. Храмы в воскресенье довольно слабо загружены, что является основным подтверждением низкого процента воцерковленности населения.

Первый Шаг к Богу

Воцерковление – это период в жизни человека, когда он переходит из статичного ничего не знающего христианина в настоящего, адекватного верующего человека.

Стать "Своим", стать ближе к Богу

Воцерковленный человек - это тот, кто чувствует себя в храме как рыба в воде, он знает основы закона Божьего, понимает смысл таинств Церкви, чувствует себя на богослужении счастливым человеком, регулярно исповедуется, причащается, старается быть лучше, осознает свои страсти и борется с ними, трезво смотрит на различные ситуации, понимает слабости других людей, знает определение и механизм искушений, знаком с принципиальными законами духовной жизни и фундаментальными основами христианства. Правильно воцерковленного человека можно сравнить, например, с мирским технически грамотным инженером, который свои знания использует в нужном направлении, и его умениям и знаниям удивляются все окружающие – от коллег по цеху до соседей по даче, ведь, с одной стороны, такой специалист обеспечивает выдающийся порядок и успех на работе, а с другой, правильно построен и продуман его дачный дом, правильно распределен участок и технически правильно подобрана техника.

Уметь отличать суеверия и традиции от истинного Христианства

Особенности правильно воцерковленного человека - это не столько знания, блуждение мыслей о великом и рассуждения о смысле жизни, сколько правильно заложенное мировоззрение и понимание простых фундаментальных вещей, которые дают возможность человеку быть с Богом, духовно трезво и бесстрастно оценивать ситуацию и не превращать отношения с Богом в фанатизм или прочие неразумные перегибы. Правильно воцерковленный человек счастлив, и счастливы так же его семья и окружающие его люди. И это происходит потому, что их отношения правильны и разумны и в семье, и с Богом, и в обществе. При этом сам человек отнюдь не становится святым, а лишь делается лучше, изменяется и пусть не так быстро, как кажется многим, но твердо и уверенно переходит с одного этапа на другой в своем духовном росте.

Как и в любом начинании, воцерковление имеет условные этапы

Воцерковление можно разделить условно на этапы. Воцерковление – дело не быстрое, но постепенное, осмысленное, неторопливое. Со взлетами и падениями. Анализом. Переосмыслением. Духовным руководством или советом от священника. Срок полного воцерковления разный, но это тоже опыт только духовный. Этот процесс можно сравнить с овладением мастерством вождения автомобиля. Когда водитель становится профессионалом? Кто как. Вот и здесь тоже так же. Но ведь с опытным тренером и наставником результат будет куда лучше и будет достигнут быстрее. Дело в том, что у духовного наставника, на мой взгляд, должен быть правильный подход к конкретному человеку, нужно человеку рассказать, пояснить, а решение он принимает самостоятельно и дальше виноватых не ищет, потому как решение принимал самостоятельно, так как это его жизнь и человек абсолютно свободный. Но при всем при том доверие к духовнику должно быть очень высоко. До всего этого нужно дорасти, многое из этого нужно пройти, и духовника по душе нужно встретить… Одним словом, было бы желание, и все сложится.

Воцерковление можно разбить на несколько условных этапов, которые так или иначе, с некоторыми особенностями проходили многие.

Условные этапы воцерковления

Первый этап

    Желание обратиться к Богу, посещение храма, разовые посещения богослужений.

    Самостоятельное не долгое размышление о Боге, «молюсь, как могу».

    Первая Исповедь и первое Причастие.

    Вновь пропали из храма до поры до времени...

    Повторные Исповедь, Причастие.

И так до бесконечности, пока человек не сделает решительный шаг к Богу, причем было бы очень хорошо, если этот шаг поможет сделать неравнодушный священник, под таким руководством дальнейшие шаги будут шире и правильнее.

Второй этап

    Посещение воскресных богослужений.

    Более

    Интерес к богослужению.

    Начало духовного роста, взлеты.

Третий этап

    Разгар максимализма - все по жестким правилам. Неофитство.

    Каждое воскресенье в Храм и во все праздники по максимуму.

    «Все неправильные - я правильный».

    Утренние, вечерние молитвы.

    Начало духовной брани. Искушения. Трудности.

    Регулярные Исповедь и Причастие.

    Очень много вопросов к священнику.

    Паломничество.

    Взлеты и падения.

Четвертый этап

    Первые разочарования.

    Нежелание исповедоваться, причащаться.

    Возможны обиды, разочарование во священнике.

    Серьезная духовная брань. Искушения. Трудности.

    Остановка духовного роста и духовное падение

    Опасность надуманных разочарований.

Пятый этап

    Остановка. Переосмысление.

    Поиск своего прихода

    Поиск постоянного, внимательного священника - духовника.

    Духовный рост.

    Элементы неофитства все еще присутствуют.

    Наработка молитвенных навыков.

Шестой этап

    Нахождение своего прихода и духовника.

    Регулярные Исповедь и Причастие.

    Появляется желание помочь приходу.

    Духовная работа над собой, с работой над ошибками и «духовным корректировщиком». Духовный рост.

    Взлеты и падения.

Седьмой этап

    Усвоение основ христианской жизни.

    Грамотный пост, более грамотная молитва.

    Более грамотная духовная жизнь.

    Стабилизация отношений в семье и обществе.

    Исповедь, Причастие

    Духовный рост и падения.

И теперь многое будет зависеть от того, куда Вас конкретный священник будет вести. По какому пути, насколько Вы будете ему доверять и какова Ваша конечная цель. И, безусловно, многое зависит от чистоты Ваших мыслей, укоренения страстей, способности изменяться.

Дальнейшие этапы описать сложно (выше указанные этапы условны), слишком много особенностей у конкретного человека.

Многое зависит от того, удалось ли победить свое «я» и навести порядок в себе, своей семье и так далее, если нет, то ничего существенно более положительного происходить не будет, пока человек не победит свое «я».

Да и, честно сказать, описанные выше этапы настолько условны, что описывались они лишь для того, чтобы читатель смог понять что-то, что, возможно, переживает он сейчас. Это лишь новый этап, и до конечного воцерковления произойдет много событий и пройдет некоторое время. Порой время, желание и решимость исправления с помощью Божией, покаянием и причастием - это то, что является основополагающими факторами при изменении себя.

Святые дни после Рождества Христова стали для нововоцерковленных временем вхождения в Церковь, приобщением к таинственной жизни в церковном собрании. Все они в течение полутора лет проходили катехизацию – устное, последовательное и целостное наставление в основах христианской веры, молитвы и жизни, где вместе читали Священное писание, учились молиться, посещали богослужения.

Воцерковление, вхождение человека в глубину церковной жизни, в общение с Богом и ближними, в каком-то смысле длится всю жизнь человека, но имеет начало. Таким началом, путем для вхождения в Церковь для многих людей стала последовательная и целостная катехизация, помогающая человеку обрести Бога, Церковь и самого себя, найти свое место в жизни и в Церкви, найти и своих ближних через обретение Бога. Ведь через встречу с Богом человек получает способность видеть все в подлинном свете, видеть все правильно, и соответственно правильно, праведно жить. Он получает возможность исправить свою жизнь, принести…

anton7ioni сказал(а): …

«Воцерковленный» человек – что это такое? Что означает это слово, откуда оно взялось в нынешнем значении и чем воцерковленный отличается от просто христианина? По мнению Андрея ДЕСНИЦКОГО, сама по себе воцерковленность еще не служит залогом подлинной христианской жизни. А что же служит?

На фронтах Великой Отечественной было такое понятие: «рядовой обученный, обстрелянный». То есть настоящий боец, который и портянку намотать сможет, и под свистом пуль не запаникует. А то бывают ведь еще и призывники, которые только по названию солдаты, а на самом деле – сопливые пацаны с гражданки.

Вот так примерно употребляется сегодня слово «воцерковленный». Дескать, православных у нас подавляющее большинство, и с каждым годом оно только растет, да только большинство от этого большинства в церкви раз или два в год появляется: крещенской воды набрать и куличи освятить. Ну и, конечно, когда крестины, венчание или отпевание, это святое. Сбрасывать таковых со счетов тоже не…

В православном Символе Веры сказано: «Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Таким образом, Сама Православная Церковь именует Себя «Апостольской», указывая этим на Свое происхождение. Апостольство означает «посланничество». Это апостольское служение Православная Церковь осуществляет разными путями. И один из них — церковно-приходские школы для взрослых.

В Церкви, естественно, есть люди разных возрастных групп. И если воцерковлению детей уделяется много внимания, о проблемах детских воскресных школ пишут, их обсуждают, то воцерковлению взрослых прихожан уделяется крайне мало внимания. Но ведь Церковь не из одних детей состоит. Большая часть прихожан — взрослые люди. И если мы постараемся объективно оценить эффективность работы благополучных детских воскресных школ, то, наверное, процент воцерковления обучавшихся, в лучшем случае, составит 5-10% от общего количества обучающихся. А вот эффективность воцерковления…

По данным опроса, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения, примерно 75% населения России считает себя православными, но из них крещены только 84%, в общих чертах знакомы с содержанием Священного писания 54%, посещают храм 17%, соблюдают посты и религиозные праздники 11%, исповедуются и причащаются 8%, носят нательные кресты 3%.

Священник Димитрий Шишкин

Словом, прибегая к актуальной терминологии, «переаттестацию» прошли бы не многие. Но в чём же причины такой беспечности?

В житейском плане мы все понимаем, что нужно соответствовать своему званию, доказывать состоятельность. Не случайно при приёме на ответственную работу требуют резюме. И всякий трезвомыслящий человек старается это резюме наполнить реальным, выигрышным для себя содержанием, особенно важным в условиях рыночной экономики и конкуренции. Цена вопроса высока – жизнь земная, достаток и благополучие семьи, стабильность и благоденствие.

А теперь представьте, что приходит…

Кто по праву может называться воцерковленным? Что значит быть воцерковленным? Воцерковленный христианин – это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни – спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианство – норма жизни, пост для него не просто ограничение в пищи и питии, но и радостное время покаяния о своих грехах, и время для творческой духовной жизни, церковные праздники – время торжества о событиях, имеющих прямое отношение к Промыслу Божию о спасении человека, а главное – к нему самому.

Воцерковление – это как бы врастание человека в организм Церкви, превращение из христианина номинального в христианина реального, вхождение в ее жизнь настолько глубокое, что эта жизнь становится в полной мере и его жизнью.
Иеромонах Нектарий (Морозов)

Воцерковленность человека прямо влияет на его служебные и личные отношения. Они становятся ярче, глубже и ответственнее. Нарушая…

Воцерковленный христианин – это тот, кто ясно понимает, что цель христианской жизни – спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианство – норма жизни, пост для него не просто ограничение в пищи и питии, но и время покаяния о своих грехах, церковные праздники – время торжества о событиях, имеющих прямое отношение к Промыслу Божию о спасении человека, а главное – к нему самому.

Воцерковленность человека прямо влияет на его служебные и личные отношения. Они становятся более добрыми, искренними и ответственными. Нарушая церковные установления, он понимает, что поступает не просто неправильно, но обедняет и губит этим свою жизнь. И при первой же возможности он прибегает к Таинствам Исповеди и Причащения, видя в них единственно возможное лекарство для исцеления своей души. Наконец, воцерковленный человек – это тот, кто ощущает себя сыном Матери Церкви, для которого всякое отдаление от нее…

Статья № 88: Воцерковление
Вопрос читателя:
Расскажите, пожалуйста, об обряде введения в храм после родов, и как правильно этот обряд осуществляется? Люда.

Ответом на этот вопрос будет надлежащее разъяснение С. В. Булгакова из Настольной книги священно-церковно-служителя:

“По примеру Богоматери, Которая в 40-й день по рождении Иисуса Христа принесла Его в храм представить Господу, каждою материю христианскою «уже очищенною и омовенною сущею» (здесь речь об очищении молитвой над матерью в первый день после рождения ребенка которая, как и молитва благословения ребёнка и наречения ему имени на восьмой день после рождения, предваряет осуществление таинства крещения), приносится в храм младенец в 40 день по его рождении.

Здесь священник возносит молитву сперва о матери, чтобы Господь сподобил её входа во храм и сотворил её достойною причаститься тела и крови Христовой, а потом – о младенце, чтобы Господь возрастил, освятил, вразумил,…

Loading...Loading...