Давидова Пустынь — одно из главных святых мест России. Где находится монастырь Давидова пустынь: адрес и расписание богослужений

Вознесе́нская Дави́дова пу́стынь - мужской монастырь, расположенный на высоком правом берегу реки Лопасни (приток р. Оки), рядом с нынешним посёлком Новый Быт Чеховского района Московской области.

Основан 31 мая (10 июня) 1515 года преподобным Давидом(†19 (29) сентября 1529), о чём сделана запись в монастырском синодике1602 года, однако, из-за некоторых несоответствий в записи, указанная дата основания вызывает сомнение в своей достоверности.

Преподобный Давид, по преданию, происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Еще будучи юношей, он почувствовал призвание к подвижнической жизни и пришел в . На тот момент основатель монастыря преподобный Пафнутий Боровский был еще жив.

Окончательно обитель была закрыта в октябре 1929 года. Братия обители была частью репрессирована, частью разошлась.

Настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители — гаражи и склады.

В Никольском храме был открыт поселковый клуб, в Успенском — спортивный зал, в храме Всех Святых — столовая. На колокольне водрузили красное знамя.

Большое монастырское кладбище, на котором кроме монахов хоронили мирян (например, князей Оболенских и героя войны 1812 года генерал Дохтуров), было в середине 50-х годов 20-го века уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на фундамент нового общежития техникума.

Почти полностью разрушена ограда монастыря, уничтожены купола на Соборном, Никольском, Знаменском и Всехсвятском храмах.

В 1992 году жителями посёлка Новый Быт была образована православная община, которой был передан собор во имя Всемилостивого Спаса.

В 1995 году, в первую субботу Великого поста, была совершена первая литургия.

1 июня 1995 года Священный Синод принял решение об образовании монашеской общины; ранее назначенный настоятель иеромонах Герман был возведён в сан игумена.

В 1999 году в обители почти полностью восстановлены монастырская ограда, купола соборов Всемилостивого Спаса и Вознесения Господня, Никольской и Знаменской церквей.

Чуть позже восстановили колокольню, трапезный храм во имя Всех Святых, интерьеры и иконостасы храмов, пруд по середине монастыря.

В Пасхальные дни 2005 г. монастырь отметил 10-летие возрождения монашеской жизни. Восстановленная обитель — плод подвижнического усердия братии во главе с настоятелем архимандритом Германом и помощи многих благотворителей. Она стала подлинной жемчужиной Лопаснинского края.

А уже 26 июля того же года случилось несчастье: в своей келье был найден убитым настоятель Вознесенской Давидовой пустыни, благочинный церквей Чеховского округа архимандрит Герман.

Архимандрит Герман, в миру Хапугин Вячеслав Николаевич, родился 30 апреля 1965 г. в семье рабочих. По окончании средней школы работал в Орехово-Зуевском швейном объединении; в 1983-1985 гг. служил в рядах Советской Армии.

Церковную деятельность начал в 1985 году псаломщиком . В 1987 году принял монашеский постриг с именем Герман в честь преподобного Германа Аляскинского.

В последний раз послушники видели настоятеля накануне вечером, на утренней службе в храме отец Герман не появлялся. Но забеспокоились служители лишь ближе к обеду. Ведь настоятель часто бывал в разъездах.

Тело 40-летнего отца Германа со связанными руками и черепно-мозговой травмой было обнаружено послушником в келье монастыря. Вещи в келье монаха были разбросаны, а сейф, находившийся там же, вскрыт. Убийцы пришли к отцу Герману в предрассветный час. Преступники связали священника электропроводом от вентилятора, который отец Герман постоянно включал в келье из-за духоты и пытали его в течение нескольких часов, проломив голову после того, как получили ключ от сейфа. Небольшой металлический ящик был пуст.

Сколько денег похитили преступники, установить так и не удалось т.к. в сейфе хранились пожертвования прихожан. При этом на стенах кельи висело несколько икон старинного письма, представляющих немалую ценность, было несколько очень дорогих золотых и серебряных наперсных крестов, часть из которых украшена бриллиантами, а в одном из ящиков письменного стола убитого лежали пять тысяч долларов. Все это осталось нетронутым, что лишний раз подтверждает — целью налета был сейф, значит там лежало — что-то очень ценное или огромная сумма денег.

Двое подозреваемых в убийстве появились спустя два часа после обнаружения трупа. 20-летний бывший повар монастыря и 34-летний местный житель сознались в убийстве отца Германа. На самом же деле, двое мужчин были задержаны не за убийство, а за мародерство у трупа. Действительно, в день убийства оба мужчины оказались неподалеку от места преступления, у одного из них вроде бы нашли деньги, которые могли быть похищены из казны. Впрочем, установлено, что повар и его приятель отца Германа не убивали.

Следствие рассматривало две версии преступления: ограбление и месть после конфликта личного характера. В пользу первой говорил тот факт, что священник распоряжался материальными средствами обители. Убийство из мести могло быть совершено отлученным от церкви подопечных архимандрита Германа.

Преступление так и осталось нераскрытым.

Отец Герман погребен на монастырском кладбище, за алтарем Никольского храма. Кроме того, на территории монастыря похоронены: Геннадий Недосека – преступный авторитет, а по совместительству глава Чеховского района, погибший при невыясненных обстоятельствах, незадолго до убийства отца Германа и Антон Малевский — лидер известной Измайловской ОПГ и директор завода по переплавке металлолома. Эти люди вносили самые большие пожертвования на восстановление пустыни и все умерли не своей смертью.

6 октября 2005 года настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни был назначен архимандрит Роман (Гаврилов).

Вход на территорию монастыря.

Панорама Вознесе́нской Дави́довой пу́стыни.

Колокольня Вознесенской Давидовой пустыни, 1842-1845.

Настоятельский корпус.

Собор Вознесения Господня. Сооружен в 1676-1682 при помощи патриарха Иоакима на основе недостроенного храма конца XVI века.

На заднем плане Вознесенский собор. На переднем плане церковь Иконы Божией Матери Знамение - храм в псевдорусском стиле, пристроенный с северо-запада к Вознесенскому собору. Сооружен в 1865-1870 попечением архимандрита Иосифа над могилой преподобного Давида.

Собор Спаса Всемилостивого, 1900. Большой пятиглавый храм в псевдорусском стиле, стоящий в линии северной стены монастыря. Сооружен попечением архимандрита Валентина.

Церковная лавка и северо-западная башня ограды монастыря.

Церковь Всех Святых, при новом трапезном корпусе, 1899.

Церковь Николая Чудотворца в стиле классицизма, пристроенная с севера к Вознесенскому собору. Сооружена попечением игумена Арсения в 1804 на месте придела XVII века, служила зимним храмом.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, типа восьмерик на четверике в духе московского барокко по центру северной стены ограды монастыря. Сооружен как надвратная церковь.

Юго-восточная башня ограды монастыря.

Известен как основатель монастыря Давидова Пустынь. Посещение русских монастырей благотворно влияет на душевное спокойствие человека. Но паломнические поездки не всегда излечивают физические недуги, об этом постоянно напоминают священники. Порой необходимо обратиться к квалифицированному специалисту за консультацией и помощью.
Чтобы из Талежа добраться до монастыря, придется сделать изрядный крюк – вернуться к Симферопольской трассе, пересечь ее в направлении Чехова и на развилке проехать прямо по указателю “Новый Быт”. Хотя, в последнее время, появились и знаки, указывающие на монастырь. По опыту, если вам нужно найти какой-то монастырь, а его местоположение известно лишь приблизительно, то следует ориентироваться на советские названия типа “Юность”, им. Коминтерна, “Льва Толстого” или, как в этом случае, “Новый быт”.

Дорога сделает петлю, вновь пересечет федеральную трассу М3 , но без развязки – в этом месте нельзя ни выехать на Симферопольское шоссе, ни съехать с него.И лишь примерно через 15 км мы доберемся до монастыря, стоящего на высоком холме над Лопасней.

Монастырь основал ученик знаменитого Иосифа Волоцкого, монах по имени Давид. Мирское имя его было Даниил, и был он родом из князей Вяземских. Давид был монахом Пафнутьева Боровского монастыря в течение 40 лет. В 1515 году он ушел из прежней обители дабы основать свой собственный монастырь.

Давид устроил обитель в соответствии с идеями своего духовного наставника Иосифа Волоцкого, создателя учения иосифлянства или “стяжательства”: суровый устав, немалое богатство, широкая благотворительная деятельность. По таким же принципам действовал и Иосифо-Волоцкий монастырь, основанный самим Иосифом в 1479 году. Иосиф Волоцкий обосновывал необходимость церковного богатства следующими словами: “Надобно храмы строити и церковные сосуды, и книги, и братию кормити. И нищим, сирым, убогим, мимоходящим давати и кормити”. В споре между иосифлянами и их противниками – нестяжателями победили первые.
Древнейшие храмы монастыря, построенные при Давиде, не сохранились до наших дней. Они были освящены во имя Вознесения, Успения Богоматери и св.Николы. Самым старым сооружением в монастыре является Вознесенский собор, строившийся в 70-80-е годы XVII века на месте более ранней каменной церкви, начатой во времена Ивана Грозного, но так и не достроенной.

Следующей церковью времен Давида, перестроенной в камне, стала надвратная Успенская церковь 1740 г. Врата как таковые уже не существуют – их арка заложена кирпичом. Сохранился узкий, забранный железной дверью проход, закрытый на здоровенный амбарный замок.

Теперь в монастырь заходят не с севера, а с запада через арку надвратной колокольни.

Монастырская колокольня была выстроена на месте прежней, разобранной “за ветхостию” в 1843-45 года. Массивная башня, возведенная в русско-византийском стиле, немного напоминает Ивана Великого. Высота колокольни около 70 метров, ее хорошо видно даже с трассы М3. К великому сожалению не сохранились колокола, отлитые в 1848 году весом 3,3 тонны, и в 1892 году весом 11,2 тонны.

Монастырский ансамбль являет собой весьма живописное зрелище благодаря разнообразной архитектуре и яркой окраске церквей.

Одна из старейших в Давидовой Пустыни Никольская церковь с трапезной была перестроена в 1804 году. Арочный переход соединяет ее с собором.

С запада к комплексу из Вознесенского собора и Никольской церкви примыкает храм Знамения, выросший из часовни, построенной над могилой прп Давида.Знаменская церковь розового цвета видна в центре фото.

Когда то за алтарем собора находилось монастырское кладбище. В советское время оно разделило участь всего монастыря. Но если храмы, пусть и оскверненные, все же сохранились, то от могильных плит ничего не осталось. Совсем недавно – в 2002 г – удалось обнаружить утерянную в 50-е гг. прошлого века могилу героя Отечественной войны 1812 г.генерала Дохтурова. Дмитрий Сергеевич Дохтуров, умер в 1816 году и был похоронен на монастырском кладбище.

Раз уж был затронут вопрос о могилах, то следует упомянуть о похороненных в монастыре бизнесмене, активно занимавшимся благотворительностью и убитым по заказу конкурентов, главе администрации Чеховского района, также умершем не своей смертью и найденном мертвым в своей келье архимандрите монастыря отце Германе (Хапугине). Снимать их роскошные надгробия я не стал, но в памяти всплыли разговоры о “бандитских деньгах”, на которые якобы восстанавливали монастырь.
Видно, что средства здесь были вложены немалые.Сквозь окна новой трапезной видна роскошная отделка главного зала,увенчанного вызолоченной главой церкви Всех Святых 1913 г.

Такое же благолепие и благочиние видно и в узорочных настоятельских покоях.

и в соседнем храме Всемилостивейшего Спаса, возведенном на рубеже позапрошлого и прошлого столетий в русско-византийском стиле.

Возможно все это выглядит несколько “зареставрированным”, но по моему монастырь от этого только выигрывает. Это куда лучше, чем “мерзость запустения”.

Вознесенская Давидова Пустынь отличается очень “душевной” атмосферой. Здесь нет суеты, толп паломников и любопытствующих, ряженых казачков на входе. Сюда люди приходят к Богу. Монастырь отличается тишиной, спокойствием и полным отсутствием негатива,который иногда ощущаешь в запретах на фото, косых взглядах и т.п. Южнее Лопасни течет речка Серпейка, впадающая в Нару. Серпейка дала имя нашей следующей цели к югу от Москвы – городу .

Большое спасибо Sapozhnik 1, выложившему в сети фото Давидовой пустыни 1987 года.

Русская земля богата святыми местами. Одно расположилось в Чеховском районе Московской области в посёлке Новый быт. Называется оно Свято-Вознесенская Давидова пустынь - мужской монастырь, основанный в начале XVI века.

Мужской монастырь Вознесенская Давидова пустынь, Чеховский район

История Давидовой пустыни

Датой основания святого места считается 1515 год, когда преподобный Давид Серпуховский в сопровождении четырёх человек пришёл на берег реки Лопасня. Обратившись с молитвой к иконе Божьей Матери «Знамение», братья начали возведение первых построек.

Давид Серпуховский

Преподобный Давид являлся представителем древнего рода Вяземских. В двадцатилетнем возрасте он отправился в Боровской монастырь. Его настоятель - преподобный Пафнутий - видя искреннее желание молодого человека посвятить жизнь служению Богу, уже через год постриг Даниила Вяземского в монахи. Приняв постриг, юноша получил имя Давид.

Духовным наставником монаха стал игумен Иосиф, занявший это место после смерти старца Пафнутия. В истории религии он известен как преподобный Иосиф Волоцкий - великий православный святой.

В результате конфликта с монашеской братией игумен Иосиф в сопровождении шести монахов покинул Боровской монастырь чтобы основать другую обитель. Давид остался и 40 лет прожил отшельником в монастырской келье.

Икона преподобного Давида Серпуховского чудотворца

Основание монастыря

В 60 лет монах Давид уходит из Боровска в сопровождении четверых сподвижников. В излучине реки Лопасня они основывают новую обитель, построив два храма - церкви Вознесения Господня и Святителя Николая - и кельи для монахов. Основатели монастыря получили личное благословение преподобного Иосифа Волоцкого, приходившего незадолго до кончины в обитель друга.

Пятнадцать лет руководил обителью её основатель. Известный своими способностями к исцелению, Давид Серпуховской и после смерти помогал страждущим, являясь к ним во снах. С 1602 года в церковных записях его стали называть преподобным, а с 1657 года чудотворцем.

Интересно! На монастырской территории сохранились следы липовой аллеи, которая, по преданию, была высажена основателем монастыря корнями вверх. Учёные отмечают, что это дерево не приживается на каменистой почве, содержащей большое количество мела. Но сила веры настоятеля и Божья помощь позволили саженцам прижиться в святом месте и вырасти.

Пустынь в царское время

Святая обитель за время существования переживала периоды подъёма и упадка. В 1619 году её разграбили и сожгли отряды гетмана Петра Сагайдачного. В царствование Михаила Фёдоровича Романова святое место возрождается к жизни, но доход, получаемый с небольших владений, не даёт монастырю обрести самостоятельность. В разное время он входил в состав Воскресенского, Новоиерусалимского, Чудова и Златоустовского монастырей.

Колокольня. Вознесенская Давидова пустынь

В монастырское подворье, располагавшееся в Москве, входили:

  • часовня у Арбатских ворот (с 1689 года);
  • владения на Ордынской улице (с 1664 года);
  • часовня Христа Спасителя у Москворецкого моста (с 1767 года).

В конце восемнадцатого столетия Свято-Вознесенская Давидова пустынь вступает в период расцвета: ремонтируются храмы и кельи, обновляются иконы, постоянно проводятся службы. На протяжении XIX века монастырь участвует в делах епархии и жертвует средства на благие дела в ней.

После большевистской революции пустынь приходит в упадок. Монахи подвергаются гонениям и репрессиям. Церковные ценности распродаются, иконы сжигаются, а постройки переходят в ведение светской власти. В них размещаются сельскохозяйственный техникум, администрация посёлка и клуб, склады и гаражи. Советская власть, стараясь уничтожить характерные особенности культовых построек, разрушила купола храмов, уничтожила погост и сломала монастырскую ограду.

Возрождение обители в новое время

В 1992 году началось возрождение святого места. В посёлке Новый быт образовалась православная община, совершавшая коллективные молитвы в храме Всемилостивого Спаса. Официально пустынь возродилась в 1995 году. По решению Святейшего Синода настоятелем обители стал иеромонах Герман.

Интерьер собора во имя Всемилостивого Спаса в Давидовой пустыне

Монахи при помощи простых мирян и меценатов восстановили Свято-Вознесенскую Давидову пустынь. Сегодня в ней постоянно живут 12 монахов. Настоятелем является игумен Сергий.

В храмах монастыря постоянно проводятся литургии. А также проводятся экскурсии для групп паломников.

Архитектурный ансамбль

На небольшом участке земли, который занимает обитель, разместилось множество построек, составляющих единый ансамбль. Архитектура монастыря не похожа на аналогичные постройки в других обителях. Здания обители окрашены в тёплые насыщенные цвета, которые органично сочетаются с окружающим пейзажем и вселяют ощущение покоя и умиротворения.

Основным входом на территорию являются Святые ворота с расположенной над ними надвратной колокольней. Пройдя под ликом преподобного Давида, расположенным над входом, прихожане попадают во внутреннюю территорию монастыря, который огорожен стеной с четырьмя башнями.

В центре Свято-Вознесенской Давидовой пустыни расположены следующие строения:

  • Вознесенский собор;
  • Спасский собор;
  • Знаменская церковь;
  • Никольская церковь;
  • Успенская церковь;
  • Церковь Всех Святых.

Кроме культовых строений, на территории пустыни расположены братские корпуса и воскресная школа. Выделяется насыщенным жёлтым окрасом здание корпуса настоятеля. На кладбище захоронены монахи, представители дворянских родов, люди, участвовавшие в восстановление обители.

Святыни и реликвии

Главная святыня хранится в Знаменской церкви. К мощам преподобного Давида Вознесенского приходят поклониться и помолиться о помощи верующие люди. В этом же храме хранится икона Пресвятой Богородицы «Знамение», с которой основатель обители пришёл на берег реки Лопасня и ковчег со 150 частицами мощей православных святых. В алтаре храма находится частица Гвоздя, которым был распят Спаситель.

Престольный праздник обретения мощей Давида Серпуховского в Вознесенской Давидовой пустыни

В Спасском храме располагаются ковчеги с частицами одеяний Иисуса Христа и Богоматери. Никольский храм хранит фрагменты мощей Матроны Московской, Сергия Радонежского, апостолов Марка, Матфея и Луки.

В обители собраны более 200 частиц святых мощей.

Внимание! Полное описание всех реликвий можно увидеть в официальных изданиях Свято-Вознесенской Давидовой пустыни.

Престольные праздники

Святая обитель считает своими престольными праздниками следующие даты:

  • 2 и 31 октября, 23 мая - дни памяти преподобного Давида;
  • 22 мая, 11 августа, 19 декабря - память Николая Мир Ликийского;
  • 10 декабря - праздник иконы Божией Матери «Знамение»;
  • 14 августа - праздник Спаса Всемилостивого;
  • 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы;
  • первое воскресенье после Святой Троицы - День Всех Святых.

Как доехать до обители

Свято-Вознесенская Давидова пустынь расположена по адресу: Московская область, Чеховский район, село Новый Быт.

Приехать в это уникальное место можно на общественном и частном транспорте. Любителям передвижения на автомобиле, необходимо двигаться по Симферопольскому шоссе в южном направлении до поворота на Каширу, а затем следовать информации дорожных указателей. Поездку в монастырь на общественном транспорте начинают с Курского вокзала, с которого отходят электропоезда в направлении Тулы, Чехова и Серпухова. Доехав до города Чехов, пересаживаются в автобус, следующий по маршруту No 36 до посёлка Новый Быт.

Обитель расположена на окраине посёлка и хорошо видна со всех сторон.

Совет! Первое путешествие в святую обитель лучше провести в виде экскурсии, которую проводит профессиональный гид. В программу такой поездки у большинства туристических фирм входит посещение самого монастыря и его подворья в селе Талеж, известного чудодейственным святым источником.

Не следует забывать, что визит в святое место не является увеселительной прогулкой. Одеваться в такую поездку необходимо скромно и в соответствии с требованиями обители.

Обязательно нужно взять с собой фототехнику. Съёмка на монастырской территории разрешена только с разрешения настоятеля. Но снять хорошие кадры можно и из-за ограды.

Чтобы сформировать впечатление о масштабах работ по восстановлению, проведённых в обители в девяностые годы, обязательно задержитесь около фотографий монастыря до начала реконструкции.

Совет! Читая перед поездкой отзывы других туристов и осматривая монастырский некрополь, помните «не судите, да не судимы будете».

Вознесенская Давидова пустынь

«Мелихово - Аромат Чехова. Талеж - Свадебный родник. Давидова Пустынь»

«Церковь наша должна святиться в нас, а не в словах наших».
Н.В.Гоголь


…Давидова пустынь оставила огромное впечатление. Это очень неоднозначное место в плане истории (современной), но однозначно - хорошее.
…Да, действительно, в настоящее время - Вознесенская Давидова Пустынь - одна из самых отлично отреставрированных и отлично восстановленных обителей. Да, действительно, на её территории есть некрополь, где нашли упокоение наши современники. И, действительно, у них роскошные памятники. И, возможно, их профессиональная деятельность далека от идеальной.

…Антона Малевского - называли алюминиевым королём России и считали лидером Измайловской преступной группировки. Геннадий Недосека - бывший руководитель администрации Чеховского района с «неоднозначной» репутацией. И какой из этого вывод? Неужели только один?

Этот монастырь находится в посёлке Новый Быт - и именно это название надо искать на карте.

Давидова пустынь оставила огромное впечатление.
Это очень неоднозначное место в плане истории (современной), но однозначно - хорошее.
Почему я так странно пишу? Потому что в мыслях активно не соглашаюсь с массой откликов: «религией и верой не пахнет», «не то место, где хочется открыть душу», «усыпальница братков».

Вход

Да, действительно, в настоящее время - Вознесенская Давидова Пустынь - одна из самых отлично отреставрированных и отлично восстановленных обителей.
Да, действительно, на её территории есть некрополь, где нашли упокоение наши современники.
И, действительно, у них роскошные памятники. И, возможно, их профессиональная деятельность далека от идеальной.
Антона Малевского - называли алюминиевым королём России и считали лидером Измайловской преступной группировки. Геннадий Недосека - бывший руководитель администрации Чеховского района с «неоднозначной» репутацией.
И какой из этого вывод? Неужели только один?

Давайте подумаем. Может быть, этим людям было некуда потратить свои «непонятного происхождения капиталы»? Они же легко могли вложить их в сеть казино, острова, яхты, супермашины, драгкамни и драгметалл, дачи и квартиры. Но вложили они их почему-то в совершенно развалившийся монастырь. Точнее в руины и безглавые остатки церквей. Значит, что-то ими двигало? Что-то было в душе, чтобы сделать именно этот шаг и в этом направлении, а не в обратном? Значит, пытались люди всё-таки сделать что-то не просто хорошее, а очень хорошее и светлое. И сделали. И что «поимели с этого»? Между прочим, в расцвете лет - один погиб с парашютом, другой в автоаварии - и находятся теперь здесь, в восстановленном ими монастыре, только глубоко.

А люди, проходящие мимо, отворачиваются, перекашиваются и плюются - фи, это грязные деньги, фи, знаем-знаем, чем они там себе занимались, фи, это недостойно даже нашего простого спасибо.
А что так усиленно фикать-то? Эти люди перед Богом уже ответили, и за всё плохое, и за всё хорошее. Один Бог нас может судить. И одному Богу известно, в какую ты можешь попасть ситуацию и на что ты окажешься в ней способен.

И почему фиканье этих людей заканчивается сразу за этой монастырской оградой? Заметим, что массы, массы русских олигархов и бизнесменов, политиков и чиновников вкладывали, вкладывают и будут вкладывать свои «честно заработанные» и в сети казино, острова и яхты…. И их вообще не волнуют и не колышут никакие разваливающиеся монастыри, которых по всей России несметное количество. Да гори оно огнём проблемы монастырские, когда на авторынок выкинули новую модель Бугатти и подходит очередь на заказанную модную крокодиловую сумочку.

Люди сейчас, какие-то, прямолинейно обработанные. Такое впечатление, что своя голова способна выдавать только вложенные извне масс-медиями шаблоны. Общегражданским долгом каждый считает суровое порицание. Прощение, понимание, сочувствие - это к «этому» не относится, конечно же. Очень удобная позиция, кстати. На фоне «плохих» лишний раз выделиться своей честностью, порядочностью и непричастностью. Мы выше всей этой грязи, да! И фикать, здесь гораздо удобнее - всего-то два раза. Можно и по всей России, конечно, заметить массу несправедливого, но там можно фикать годы с утра до вечера, да ещё и в ответ получить, не, это неудобно.

Мне кажется, что именно этот монастырь - Вознесенская Давидова пустынь - есть лакмусовая бумажка для наших душ. Вот что у нас внутри запрятано, здесь активно проявляется.

Когда мы вошли через ворота в высокой Колокольне - мы ахнули. У Давидовой пустыни - необычайно красивая территория. Все церкви и постройки находятся в идеальном состоянии. Есть круглый пруд. А от входа до центрального созвездия церквей ведёт длинная дорожка с аккуратно высаженными рядами золотыми подсолнухами. Так приятно! Людей мало, в отличие, от Талежа. Увидели телевизионную группу.

Но обо всём по порядку.
Все церкви и постройки здесь - разноцветные.
Колокольня со Звонницей (сер.19в.) - вход. На ней установлены часы с боем, каждый час воспроизводящие мелодию одного из церковных песнопений. На Звоннице - 7 колоколов (подарены прихожанами в 1996г.).

Впереди , в центре находятся 3 церкви. Они пристроены друг к другу.
Оранжевая - Знаменская церковь - дорога выводит прямо к ней - классика (кон.19в.), у неё одна маленькая темная маковка.
Жёлтая - Никольская церковь - слева - ампир (нач.19в.), у неё большой тёмный полукруглый купол.
Белая - Вознесенский собор - справа - старинная русская (16-17вв.), пять тёмных маковок, одна со звездами.

Оранжевая центральная - Знаменская церковь

Мы в неё попали, здесь мощи св.Давида

Никольский собор (жёлтый)

Вознесенский собор (белый) и самый древний храм монастыря. Здесь находится чудесная икона Богородицы «Знамение»

За этими церквями - Некрополь.
Здесь находится памятник-бюст герою Отечественной войны 1812г. генералу Дмитрию Сергеевичу Дохтурову

Слева от Колокольни:
Ярко-жёлтый длинный 2-х этажный корпус белой красивой лепниной - Игуменский корпус .
Розовая - Успенская церковь - классика (сер.18в.), одна большая тёмная глава-луковица и четыре очень маленьких луковичек.
Ярко-жёлтый - храм во имя всех Святых - классика (нач.20в.), одна темная миниатюрная маковка с золотым узором. Здесь же - Трапезная .

Игуменский корпус

Успенская церковь

Храм во имя всех Святых и Трапезная

Справа от Колокольни:
Круглый пруд - со скамейками, есть подмостки, очень тихое место, видны спинки рыб. Это место, откуда все делают панорамные снимки монастырского ансамбля, и ещё все снимают поголовно! - отражение церквей или Колокольни в зеркале пруда.

Справа по стене от Колокольни - красно-оранжевая Часовня над родником .
Справа и за центральными церквями - белые Братские корпуса .

Часовня над родником

Монастырь был основан в 1515 году преподобным Давидом Серпуховским.
Интересно, что в местном говоре и в древних летописях название монастыря звучало как ДавЫ дова пустынь, с твёрдым русским «ы».
Давыд или Давид (в миру Даниил из княжеского рода Вяземских) - ученик Пафнутия Боровского. В Боровском монастыре он пробудет - 40 лет. Там же - он встретит духовного друга Иосифа Волоцкого. И Давыд будет одним из 7-х монахов, которые поддержат Иосифа в разгоревшемся конфликте по поводу «строгости монашеского общежития». Именно отсюда из Боровска выйдут два устремления русского монашества: быть бедным физически, но духовно богатым (нестяжатели) и быть богатым в обоих случаях (иосифляне).
Очень важно понимание, что «иосифлянство» - это не «разложение монашества», а твердое желание видеть монастыри процветающими или «опорой царя, и одновременно отличаться строгим уставом и широкой благотворительностью». Мне очень запомнилась одна фраза, которую я где-то услышала: «благодаря иосифлянам наши русские монастыри такие торжественные и красивые». Только не надо сразу думать, что Иосиф Волоцкий - автор идеи «о праве церкви владеть недвижимым имуществом» ел икру ложками и носил соболиную шубу. Это же примитивное прямолинейное мышление. Сила истинного русского монаха - в духе. Сам Иосиф ходил с деревянным неокрашенным посохом, в схимнической темной одежде, нитяной мантии, питался очень скудно. Но монастырь у него - был на загляденье.

С такими же идеями пришел сюда на эту землю и монах Давыд из Боровска.
Он выбрал замечательное сильное место - высокий берег реки Лопасни.
Вместе с четырьмя иноками-помощниками построил деревянные - две церкви, кельи, трапезную.
Самый древний и соответственно самый первый каменный храм в монастыре - белый Вознесенский собор (Вознесения Христова) . Он датирован - нач.16 века. Его перестраивали позднее, но фрагменты древней кладки остались до сих пор. Очень красивый храм, но внутрь мы не попали - было закрыто (здесь церкви открываются только во время проведения утренних и вечерних служб). Но из случайно долетевшего разговора телевизионщиков, бегающих с аппаратурой, мы поняли, что им собираются открыть эту церковь, чтобы они увидели чудесную икону Богородицы «Знамение» .
Монастырь возводился медленно, даже очень медленно. В Смутное время был дочиста разорен литовцами. Мы считаем монастырь «иосифлянским», а значит «богатым», но в кон.18в. при Екатерине II он признан второсортным или заштатным, а в кон.19в. «пришёл в такой упадок, что в храмах нельзя было не только молиться, но и заходить внутрь было опасно: кладка расшаталась, древние фрески и штукатурка облетали, кровля прогнила».

В Давидовой пустыни есть Валентинов родник (в честь архимандрита Валентина), который находится «под монастырем, возле моста через реку».
Здесь сохранилась липовая Святая роща , посаженная преп.Давидом. По преданию он сажал деревья чудным образом - кверху корнями, чтобы показать силу Божию - и они все принимались

Loading...Loading...