Иоанн крестьянкин проповедь о успение праведной анны. Как отмечают успение праведной анны православные

Успение святой праведной Анны

С егодня мы чтим память святых Иоакима и Анны. Сегодня день смерти праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. По преданию она почила ещё до Благовещения, и слава Дочери открылась ей в вечной жизни. Есть тайна человека, с которой он уходит из земной жизни к Богу, не раскрыв нам собранное богатство.

Ею обретённое сокровище, не оценили соседи и родственники. Оно открылось для людей через многие и многие годы. Тайна святости остаётся сокрытой от современников. Прославление святых, совершается после их смерти. «Лицом к лицу лица не разглядеть. Большое видится на расстоянии». Потому и «не бывает пророка в своем отечестве». Трудно разглядеть великое, когда оно перед глазами.

Святая Анна не совершила чуда, не понесла мученических и преподобнических подвигов. Внешние признаки не всегда сопутствуют святости. Она несла иные скорби. И те, которые несёт каждая женщина, строя свою семью. И скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду материнства, которую пришлось пронести до старости.

Терпением и надеждой стяжала праведная Анна своё сокровище в земной жизни. Терпение и надежда увенчались радостью рождества и стали залогом вечной радости в Боге. И нам заповедует Христос Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21,19) .

Протоиерей Павел Адельгейм ,
Псковская епархия

Согласно православной версии жития, святой Иоаким преставился через несколько лет по введении дочери во храм, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 79-ти лет, через два года после него, проведя их при храме рядом с дочерью. Память Успения праведной Анны 25 июля (7 августа).

Захоронены Иоаким и Анна вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой. Сейчас на этом месте, которое считается величайшей христианской святыней, стоит храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.

Значение святых Захарии и Елизаветы, зачавших Иоанна Предтечу, и Иоакима и Анны, зачавших Богородицу, в жизни древнерусских людей известно: именно у них было принято испрашивать помощь при бесплодии, и к ним с мольбою о чадородии обращались поколения русских женщин. Этим святым посвящено множество храмов и их отдельных приделов в разных городах России.

ВЕЛИЧАНИЕ на Успение праведной Анны

В еличаем тя, / святая праведная Анно / прамати Христа Бога нашего, / и всечестное славим / успение твое.

Тропарь праведной Анне:

Ж изнь рождшую во чреве носила еси, / Чистую Богоматерь, богомудрая Анно: / темже к приятию небесному, идеже веселящихся жилище, / в славе радующися, ныне преставилася еси, / чтущим тя любовию / прегрешений просящи очищение, / присноблаженная.

Тропарь праведным Иоакиму и Анне, Богоотцам:

И же в законней благодати праведни бывше, / Младенца богоданнаго породиша нам, Иоаким и Анна. / Темже днесь светло торжествует, / весело празднующи божественная Церковь, / честную вашу память, / славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.

Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левина, рода Ааронова, и жены его Марии — из колена Иудина. У её родителей было три дочери: Мария, Совия и Анна. Из них первая вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию; потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем и родила Елисавету, мать Иоанна Предтечи; третья же, Анна, будущая мать Пресвятой Богородицы, вышла замуж за Иоакима, который был родом из Галлии, в го­род Назарет.

Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Мессия, Спаситель мира. Родословие его таково: у сына Давида Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, Варпа­фир же родил Иоакима, отца Божией Матери.

Супруги жили в Назарете Галилейском (северная часть Палестины) и всю жизнь мечтали о детях, но, по особому Промыслу Божию, святая Анна долго была бесплодна. Они вели праведную жизнь, их соединяла нежная любовь. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным.

Иоаким и Анна не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели и плакали об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. На протяжении 50 лет их брака супруги только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю.

Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Он решил провести в посте и молитве 40 дней и ночей, моля Господа о милости.

Его праведная супруга Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя. Узнав о поступке своего мужа, она тоже стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка, обещая принести в дар Богу рожденное дитя.

И молитва святых супругов была услышана: им обоим явился Ангел и возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий.

Зачатие святой Анны совершилось в девятый день декабря месяца в Иерусалиме (в этот день — 9 (22) декабря — Православная Церковь празднует Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы ), а 8 сен­тября у ней родилась дочь, пречистая и Преблагословенная Дева Мария, о рождестве Коей возрадовались и небо, и земля. Иоаким по случаю Ее рож­дения принес Богу великие дары, жертвы и всесожжения и получил благо­словение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия. Потом он устроил в доме своем обильную трапезу, и все с веселием прославляли Бога.

Подрастающую Деву Марию родители Ее берегли как зеницу ока, ведая, по особенному откровению Божию, что Она будет светом всему миру и обновле­нием естества человеческого. Посему они воспитывали Ее с такою тщатель­ною осмотрительностью, какая подобала Той, Которая имела быть Матерью Спасителя мира. Они любили Ее не только как дочь, столь долгое время ожи­даемую, но и почитали как госпожу свою, помня Ангельские слова, сказан­ные о Ней, и провидя духом, что должно над Ней совершиться. Она же, ис­полненная Божественной благодати, таинственно обогащала тою же благода­тью и своих родителей. Подобно тому, как солнце своими лучами освещает звезды небесные, уделяя им частицы своего света, так и богоизбранная Ма­рия, как солнце, озаряла лучами данной ей благодати Иоакима и Анну, так что и они были исполнены Духа Божия, и твердо веровали в исполнение Ан­гельских слов.

До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.

По прошествии нескольких лет после введения Марии во храм святой Иоаким умер в возрасте 80 лет. Святая Анна, оставшись вдовою, покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где пребывала около своей Пресвятой Доче­ри, молясь беспрестанно в храме Божием. Прожив в Иерусалиме два года, она мирно скончалась в возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии. Слава Дочери открылась ей в вечной жизни.

Иоаким и Анна захоронены вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой.

Достоинство и святость праведных Иоакима и Анны

Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия . В самом Зачатии и Рождении такой Дочери была явлена и сила Божией благодати , и честь Рожденной и достоинство родителей; ибо неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как по силе благодати Божией: здесь действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия.

Родиться от неплодных и престарелых родителей – большая честь и для самой рожденной, потому что она рождается не от невоздержных родителей, но от воздержных и престарелых, каковыми были Иоаким и Анна, которые 50 лет жили в супружестве и не имели детей. Наконец, через такое рождение открывается достоинство и самих родителей, так как они после долгого неплодства родили радость всему миру, чему уподобились святой патриарх Авраам и благочестивая супруга его Сарра, родившие, по обетованию Божию, Исаака в старости (Быт. 21:2). Однако, без сомнения, можно сказать, что рождество Богородицы выше рождения Авраамом и Саррою Исаака. Насколько сама рожденная Дева Мария выше и более достойна почести, нежели Исаак, настолько больше и выше достоинство Иоакима и Анны, нежели Авраама и Сарры. Этого достоинства они не сразу достигли, но только усердным постом и молитвами, в душевной горести и в сердечной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость, а бесчестие их явилось предвестником великой чести, и усердное прошение руководителем к получению благ, и молитва – лучшей ходатаицей.

Святых праведных Иоакима и Анны называют «Богоотцы », потому что они являются прямыми предками Господа Иисуса Христа.

Святые Анна и Иаоким не совершили чуда, не понесли мученических и преподобнических подвигов. Они несли иные скорби — скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду на Бога, которую они пронести до старости. Терпением и надеждой стяжали праведные Анна и Иоаким своё сокровище в земной жизни. Терпение и надежда увенчались радостью рождества и стали залогом вечной радости в Боге. И нам заповедует Христос Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши » (Лк.21:19).

Традиционно родителям Пресвятой Богородицы молятся о даровании детей.

Тропарь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
Иже в законней благодати праведни бывше, Младенца богоданнаго породиша нам, Иоаким и Анна. Темже днесь светло торжествует, весело празднующи божественная Церковь, честную вашу память, славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове .

Тропарь праведной Анны, глас 4
Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь, богомудрая Анно. Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище, в славе радующися, ныне преставилася еси, чтущим тя любовию прегрешений просящи очищение, присноблаженная .

Молитва святым праведным Иоакиму и Анне
О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

7 августа в Православной Церкви установлен праздник Успения праведной Анны, матери Пречистой Девы Марии. Женщина известна, в первую очередь, своей благочестивой жизнью – она старалась помогать всем немощным и больным людям, а также проповедовать христианство среди своих знакомых. Родители её были глубоко верующими людьми, например, отец был священнослужителем в местной церкви, и всю свою жизнь посвятил служению Господу Богу.

В целом, семья происходила из почтенной и древней династии Левиинов, все члены которой были христианами. В церковных летописях мы можем прочесть, что Господь выбрал праведную Анну для воспитания Пресвятой Богородицы именно по этой причине. Когда святой Анне исполнилось восемнадцать лет, то отец выдал её замуж за праведника по имени Иоаким. Семья праведного мужчины происходила из рода Иудинов, все члены которого были глубоко верующими и благочестивыми людьми. Иоаким был достаточно богатым человеком, но не любил собирать деньги исключительно для себя. Он отдавал практически весь заработок тем людям, которые в этом очень сильно нуждались. С его помощью могли купить себе пропитание бедняки, и лечиться тяжелобольные люди. Были даже случаи, когда Иоаким отдавал последнюю пищу из дома, так как видел проходящего мимо нищего, страдающего от голода. Когда у него спросили, зачем он жертвует так много, то мужчина ответил: «Я ни в чем не нуждаюсь – у меня есть всё для счастья. Я здоров, у меня есть крыша над головой и верная жена. Вокруг очень много действительно несчастных людей, которые пропитаны различными страхами и безнадежностью. Вот им и нужно в первую очередь помогать – и, даже, спасать».

Иоаким, вместе с Анной, до преклонного возраста не могли обзавестись детьми, очень переживая по этому поводу. Праведная Анна не знала о планах Господних, а потому долго грустила и вымаливала первенца у Творца. Однажды в Израиле праздновали событие, во время которого много прихожан шло в церковь. Некоторые из них отдавали некоторую часть денег на развитие или реставрацию храма, что хотел сделать и Иоаким. Но, как только он подошел к священнослужителю, чтобы дать сверток с золотом, то был вынужден через минуту пойти домой в печали. Дело в том, что священник сказал: «Извини праведный Иоаким, но я не могу принимать деньги от бездетного человека, ты же знаешь – что бесплодие это грех, а потому нужно сначала искупить грехи прошлого, а потом уже жертвовать ценности на развитие храма». Когда Иоаким пришел домой, то решил сразу же проверить родословную своей семьи, но все его предшественники имели детей, только на нём была страшная печать бесплодия. Чтобы замолить грехи, мужчина отправился в самостоятельное путешествие в пустыню, взяв с собой лишь воды и немного провизии. Пока он молился в одиночестве, Анна также вымаливала прощения у Господа Бога, после чего супруги были удостоены божественного видения. Ангел предстал в пустыне перед Иоакимом, и в тот же день он явился во сне праведной Анне, где известил о скором рождении малыша. Также он добавил, что их ребенок будет особенным, так как в будущем родит Спасителя всего человечества. Их счастью не было предела, и действительно, очень скоро святая Анна забеременела, и спустя девять месяцев родила здоровую дочь, названной Марией. Они не смогли долго воспитывать Пресвятую Богородицу, так как она с раннего возраста была отдана на воспитание в храм, в Иерусалиме.

Православная Церковь установила ежегодное почитание в честь праведной Анны, в день которого священники проводят богослужение, а прихожане идут в храм, чтобы вспомнить подвиги святой, а также осознать важность благочестивой жизни в целом.

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня в этом храме, посвященном праматери Анне, мы чествуем ее святую память, матери Пресвятой Богородицы, которой усвоено, как и Самой Богородице наименование тоже Богоматерь, потому что Иоакима и Анну мы именуем богоотцами.

История мало сохранила нам сведений о ее жизни. Мы знаем, что они были праведными, что были благочестивыми родителями, имевшими бесплодие. Много лет они не имели детей. И в великой скорби своего сердца праведный Иоаким и праведная Анна возопили ко Господу о том, чтобы Господь отнял от них это поношение бесчадства, которое собственно было позором в то время в еврейском народе, как собственно признак того, что не достоин человек, который не имеет детей, иметь потомство и не иметь возможности, чтобы от него произошел Мессия — Христос.

И вот Господь утешил их. Даровал им не просто ребенка, но Преблагословенную Деву, Преблагословенный Плод, Которая смогла произрастить по плоти Христа Бога нашего, в котором исткалась плоть Христа Спасителя. И собственно память об этой удивительной женщине, об этой кроткой душе сохранилась в веках и в поколениях. И нигде, пожалуй, как на святой горе Афон не почитают праведную Анну, где в честь нее устроен даже целый скит и хранится самая большая часть ее святых мощей — левая стопа для поклонения благочестивых братий и всех паломников, приходящих в этот скит, который находится достаточно высоко над морем в очень живописном месте на склоне святой Афонской горы.

Очень многие люди получают разрешение от бесплодия по молитвам святой праведной Анны. Икона в этом же скиту вся увешена фотографиями и приношениями о всех тех бесчисленных младенцах, которые по молитвам праведной Анны произошли на свет, у тех, кто имел затруднения в деторождении. И вот мы с вами будем молиться ей, чтобы конечно не только внешнее бесчадие, бесплодство разрешилось у нас с вами, но и бесплодие духовное, которым мы так или иначе все страдаем, не имея возможности приносить духовных плодов, рождать добродетели в своей душе, произрастать добрые плоды, которых ожидает от нас Христос, которые должны стать именно этим самым плодом нашего покаяния, плодом нашей христианской жизни, без которого будет неверно считать, что наша жизнь христианская состоялась.

Безусловно Господь ожидает изменения нашей жизни, потому что «уклонись от зла и сотвори добро», говорит пророк Давид. Мало уклониться от зла, мало лишь оставить грех, но нужно принести плод этого покаяния, плод добродетели, плод изменения своей жизни, принесение этого благого доброго плода. В чем праведная Анна будет нам помощницей, чтобы жизнь наша не оказалась бесплодной, чтобы в день истязания Страшного Суда или в день отшествия нашего от плоти нашей, нашей души мы не оказались глубоко разочарованы, увидев правду о своей жизни. Поэтому чтобы эта правда не оказалась для нас внезапной, и нужен целый подвиг нашей жизни, сосредоточение своей жизни, внимательность к себе, покаянный молитвенный труд, чтобы обнаружить в себе все те изъяны, которые по благодати Божьей Господь нам откроет и в которых нам, безусловно, нужно и смириться и покаяться и притечь к Милосердному Богу, чтобы иметь безусловно нам постоянство в добродетели и в изменении нашей жизни молитвами праведной Анны. Аминь. Спаси вас, Христос.

Иеромонах Назарий (Рыпин)


Неделя 7-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Успение прав. А́нны, матери Пресвятой Богородицы.

Свв. жен Олимпиа́ды диакони́сы и Евпракси́и девы, Тавеннской. Прп. Мака́рия Желтово́дского, У́нженского.

Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля) .

Служба св. прав. Анны славословная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха.

Порядок чтений, согласно календарю:

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 6, и святой, глас 4-й и глас 1-й – 4. «Слава» – святой, глас 8-й: «Иже от непло́дных чресл…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и стихиры святой, глас 5-й: «Ра́дуйся, мы́сленная ла́стовице...», «Ра́дуйся, вожделе́нная Бо́гу...», «Ра́дуйся, благослове́нная земле́...» (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава, и ныне» – святой, глас 2-й: «Прииди́те, любоде́вственнии вси…» (см. славник на хвалитех утрени) .

На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава, и ныне» – святой, глас 8-й: «Прииди́те, вся тварь…» .

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь святой, глас 4-й .

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные .

Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и святой на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос святой, глас 2-й; седален святой, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й, светилен святой. «Слава» – ин светилен Минеи, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 4, и святой, глас 1-й и глас 2-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 7-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святой. Кондаки святой и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и святой, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь святой. «Слава» – кондак святой, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь святой; кондак воскресный. «Слава» – кондак святой, «И ныне» – кондак храма. (Тропарь храма не поется.)

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь святой, тропарь храма; кондак воскресный, кондак святой. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Loading...Loading...