История первобытных времен. VIP Forums Muzblog Chat Games Gallery

Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникали в системе первобытных верований людей, в мифологии . Художественное народное творчество: поэзия, сказки, а также религия — проявляют большой интерес к душе. Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное, как зверек в животном, человек внутри человека.

В эпоху античности душа понималась как первооснова тела , по аналогии с понятием «архе» - первоосновой мира, основным кирпичиком, из которого состоит все сущее. При этом, главной функцией души считалось придание телу активности , т.к. тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т. е. именно душа руководит поведением человека. Душа побуждает к действию, регулирует активность индивида, и является главным орудием в познании мира. Учение о душе является первой формой знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления. Самые первые научные представления о душе направлены на объяснение души и ее функций.

Важнейшим для психологии в античный период было изучение того,как душа придает активность телу, как она регулирует поведение человека и каким образом познает мир. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей того времени к идее о том, что душа материальна, т. е. состоит из тех же частиц, что и окружающий мир.

В античности уже существовало понимание того, что все процессы в психике взаимосвязаны . Анаксагор и Гераклит впервые заговорили о детерминизме, о том, что существует всеобщий закон, Логос, который определяет, что должно произойти с человеком, с природой в целом. Гераклит писал: «Даже солнце не может нарушить Логос... » Таким образом, все происходящее в природе и в душе человека обусловлено определенной причиной , хотя мы не всегда можем найти эту причину. Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал, что «люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять ».

Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей того времени к идее о том, что душа материальна, т. е. состоит из тех же частиц, что и окружающий мир.Область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм - направление, которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой.

Первые представления о душе возникают в период ранней классики (4 - 5 вв. до н.э.) в натурфилософии древних ионийцев Фалеса , Анаксимандра , Анаксимена и эфесянина Гераклита . Эти мыслители учат о четырех стихиях, лежавших в основе всего.

Все в мире имеет свою первооснову - элемент, являющийся первой и главной составляющей всех объектов, архе. Архе - это тот элемент, без которого не может существовать мир и все в нем.

По Фалесу, это вода ,

по Анаксимену и Анаксимандру — воздух (вечно
живая и изменяющаяся основа)

Анаксимандр (VI в. до н.э.) писал о «беспредельном», т.е. о таком физическом начале, из которого все возникает и в которое все превращается.

По Гераклиту — огонь. Душа есть часть божественного огня. Чем больше огня, тем больше души.

Парменид называл первоэлементом землю .
Парменид - "Бытие есть, небытия нет " - первое в истории философии доказательство истины

В этих первых психологических концепциях душа рассматривалась главным образом как источник активности, энергии, другие же функции души, в том числе и важнейшие для последующих ученых вопросы познания, регуляции поведения, еще не исследовались.

Гераклит (6-5 вв. до н. э.).

Гераклит считал, что становление и развитие мира, природы и человека осуществляется по непреложным законам , которые никто, ни люди, ни боги, не может изменить. Этот закон - Логос, выражающийся прежде всего в слове, и есть та сила, которую человек называет судьбой. Первоосновой всего сущего является огонь, который посредством сгущения превращается в воздух, воду и землю. Логос определяет направление и время этих превращений, которые и составляют основу мирового года (по аналогии с временами года). Поэтому как зима сменяется весной, а лето - осенью, так и расцвет общества сменяется его упадком и появлением нового общества. Эта теория мирового года Гераклита приобретала особую популярность в моменты общественных кризисов, которые, например, римские историки объясняли исходя из этой теории.

Точно так же изменяются человек и его душа. Поэтому, по мнению Гераклита, можно исследовать закономерности жизни души, ее развития и угасания.

Гераклит внес в психологию идею постоянного развития и изменения. Его знаменитое изречение «все течет» стало впоследствии одним из самых важных положений не только для философской диалектики, но и для теорий сознания, например для теории потока сознания Джемса. Гераклит также считал, что все движется и изменяется и не существует однозначной оценки для окружающих вещей, для мира в целом. Так, золото, очень важное для человека, не имеет никакой цены для осла, который предпочтет ему сено. Эта идея субъективности оценки впоследствии стала одной из причин отрицания возможности познания мира последующими психологами, например Демокритом. Гераклит же считал такой субъективизм и изменчивость совершенно естественными и вытекающими из Логоса, из законов природы и не противопоставлял их возможности понять мир.

Он также впервые высказал предположение о том, что существуют два этапа переработки знаний - ощущения и разум. При этом разум способен постигать более общие и не видимые глазом вещи, например Логос, суть вещей. Поэтому разум выше, чем ощущения.

Свое понимание развития мира он перенес и на развитие души. Он считал, что и душа человека рождается, растет и совершенствуется, затем постепенно старится и, наконец, умирает. Проводя сравнение между душой и огнем (первоосновой мира), Гераклит измерял степень совершенства и зрелости души по степени ее orненности. Так, душа ребенка еще сырая, влажная, постепенно она высыхает, становится все более огненной, зрелой, способной к четкому и ясному мышлению. В старости душа опять постепенно пропитывается влагой, отсыревает, и человек начинает плохо и медленно соображать. Таким образом, Гераклит не только впервые сказал о развитии души, но и связал это развитие с мышлением, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта.

Гераклит Логос отождествлял с Разумом. Все в мире действует по определенным законам, по Логосу, который и является главной управляющей силой. Логос объясняет и взаимосвязь между отдельными событиями, в том числе между разными эпизодами в жизни людей. Таким образом, все в мире причинно обусловлено, все события проистекают не просто так, случайно, но по определенному закону, хотя мы не всегда эту связь, причину произошедшего события можем установить.

Логос — это также закон, который, несмотря на изменения («все течет», «ничто не имеет устойчивости»; «нельзя дважды войти в один и тот же поток»), оставляет строй целого неизменным.

В самом начале развития психологии ученые считали главным качеством души активность , т. е. утверждали, что душа - это прежде всего энергетическая основа тела , которая приводит инертное, пассивное тело в движение. Таким образом, душа является источником жизни, в основе которой лежит активность.

Эмпедокл из Агригента вносит идеалистические представления о двух силах, управляющих смешением и разделением элементов мира: связующей — ее он называет Любовью — и разъединяющей — ее он называет Ненавистью,— которые из четырех элементов образуют весь мир. В этих идеях Эмпедокла психолог XX века 3. Фрейд увидел соответствие своей психоаналитической теории о двух первоначальных инстинктах — стремлению к Эросу и стремлению к деструктивности, которые, как он утверждал, направляют жизнь отдельного человека и развитие культуры в целом

О предназначении души и ее разнообразных свойствах одним из первых заговорил Пифагор (6 в. до н. э.) - не только известный математик, но и философ и психолог. Пифагор стал основателем одной из наиболее значимых в то время научных школ, которая была построена скорее по принципу тайной ложи, чем научной школы. Ее целью было формирование такой группы людей («научной аристократии», как ее называл сам Пифагор), которая могла бы взять на себя ответственность за общество, направляя его развитие и устраняя его недостатки. Пифагор отрицал равенство душ, считая, что равенства нет в природе вообще. Точно так же его нет и среди людей, из которых одни более способные и активные, а другие менее способные и склонные к послушанию. Эти различия, подчеркивал Пифагор, не являются наследственными, поэтому в самой аристократической и богатой семье может родиться неспособный к управлению человек. Исходя из этого он считал необходимым поиск таких способных людей и их специальное обучение.

Пифагор также впервые пришел к выводу о том, что душа не может умирать вместе с телом конкретного человека, что она должна развиваться по своим законам , соответственно своей цели. Этой целью он считал очищение, т. е. душа в процессе своей жизни (своей, а не тела) должна становиться все более совершенной и чистой. На его концепцию наложили отпечаток идеи буддизма о карме и перевоплощениях души, а также орфическая религия, которая считала, что после смерти тела душа перемещается в другое тело, в зависимости от нравственной оценки ее существования.

Пифагор в качестве критерия оценки выбрал соответствие предмета (в том числе и человека) строгим математическим законам - гармонии, четности и т.д. Так в психологии впервые появилась идея о том, что мир математики, мир совершенных геометрических и логических формул более важен и объективен, чем мир реальных предметов. Сущность предметов здесь оценивается не по предназначению, но по их числовому выражению, и чем оно совершенней, тем совершенней сам предмет.

Пифагореец Филолай впервые обозначил тело тюрьмой для души.

Развитие психологии в античности.

Люди ещё в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли её наивно. В частности, в первобытном обществе было представление о наличии души не только у человека, но и у животных, растений, предметов. Причем эта душа представлялась существующей независимо от ʼʼтелаʼʼ (анимизм, анимистические взгляды на психику˸ душа и тело существуют параллельно и независимо друг от друга). Анимизмом называется вера в существование бесчисленных духовных сущностей, участвующих в человеческих делах и способных помогать или мешать человеку добиваться своих целей.

Данные представления о душе предшествовали первым научным взглядам на её природу. Они возникали в системе первобытных верований людей, в мифологии. В основном они сводились как к нечто сверхъестественному, ʼʼкак зверек в животном, как человек внутри человека…ʼʼ. Смерть является постоянным отсутствием души, защититься от смерти можно если закрыть выход души из тела, либо заставить её вернуться обратно, в случае если она ᴇᴦο покинула.

Понятие ʼʼанимизмʼʼ обозначает не какую-то доктрину, а определенный исторический тип мировоззрения . Он проявляется в религиозных верованиях и практике. Начиная с эпохи великих географических открытий, информация о жизни народов, обнаруженных в Америке, Африке, Азии и Океании, стала проникать в христианскую Европу. Некоторые миссионеры 19 века заинтересовались научной стороной того, что обычно считалось ʼʼдикарскими суевериямиʼʼ. Этот интерес затем кристаллизовался в работе Тайлора ʼʼПервобытная культураʼʼ, где он выдвинул положение, что анимизм являлся первой формой религии. Сама же религия ʼʼвыросла из доктрины о душеʼʼ, а последняя, в свою очередь, сложилась на базе стихийных размышлений о смерти, снах и видениях. Являвшиеся во сне образы умерших предков воспринималось людьми как доказательство существования душ.

Научное представление о душе впервые возникает в древней философии. Научное представление, в отличие от верований, направлено на объяснение души и её функций. Учение о душе древних философов является первой формой знаний, в системе которых начинаются первые психологические представления.

Психологические представления являлись частью философии и они возникали неизбежно, т.к. вопросы о человеке, ᴇᴦο душе всегда являлись предметом философских размышлений. В силу исторических условий к VI веку до нашей эры философия как таковая сложилась в Древней Греции, а в странах Востока, в Египте её ещё не было.

Считается, что древнеиндийская философия является источником философской мысли всего Востока. Однако, в силу крайне малой изученности древнеиндийской и древнекитайской психологии, изложение процесса формирования психологических знаний обычно начинают с античности. Именно философия Древней Греции оказала определяющее влияние и на развитие всей европейской культуры. В античной психологии лежит и все начало научной психологии, всех её проблем.

ВЕРА В ДУШИ И ДУХОВ

Когда наши предки засыпали, они видели во сне удивительных птиц, зверей, прекрасные озера, невиданные кусты с вкусными плодами. Просыпаясь, они рассказывали сородичам обо всем увиденном. Но сородичи возражали им, говорили, что спящие лежали в пещере и никуда не выходили. Где же они могли все это видеть? Тогда охотники решали, что у каждого человека есть не только тело, но и душа . Пока человек спит, душа покидает тело и путешествует. Это сон. Если душа не вернется в тело, это смерть. Первобытные люди искали место души в теле. Русское слово “душа” происходит от слова “дышать”. “Дыхание” и “дух” - тоже однокоренные слова. Многие народы полагали, что человек перестает дышать, умирает, когда душа вылетает с последним вздохом из
тела. Другие считали, что душа в крови. Не зря, потеряв много крови, раненый погибает. Древние евреи запрещали есть мясо с кровью, чтобы “не съесть” душу животного. Думали также, что душа человека располагается в сердце или печени.

"Люди решали, что у каждого человека есть не только тело, но и душа. Пока человек спит, душа покидает тело и путешествует". Рисунок современного художника

Души представляли неви-димыми. После смерти души, якобы, попадали в загробный мир . Те народы, которые верили, что мир мертвых находится на небе, сжигали умерших сородичей на больших кострах. Вместе с дымом души улетали к облакам. Те, кто считал, что загробный мир под землей, клали умерших в вырытые могилы.

Так представляют души современные австралийцы. Фотография с наскальных рисунков

По первобытным верованиям душе умершего и после смерти требовались пища и одежда. Поэтому людей клали в могилы одетыми, с украшениями и орудиями. Иногда в могилы насыпали красную краску, которая должна была заменить на том свете огонь, кровь и свет солнца. Наши предки верили, что души умерших могут возвращаться и вредить живым или помогать им. Чтобы души не обижались на живых и не приносили зла, сородичи часто навещали могилы и клали там пищу, желая “накормить” душу. Обычай носить еду на кладбище сохранился и до сих пор. Постепенно привыкли думать, что духи есть даже у камней, растений и зверей. Если охотника постигала неудача, он винил во злого духа. Когда дела шли хорошо, это приписывали помощи доброго духа.

ВЕРА В "СВЯЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ"

Охотники и собиратели наблюдали за собой и за природой, но не всегда правильно понимали, что происходит в мире. Охотник несколько раз убивал одним и тем же копьем крупную дичь и начинал думать, что копье “счастливое”, что в нем есть добрая сила. Так самым обычным
предметам приписывали необычные и волшебные свойства. Такие предметы называли священными. Даже растения считали священными . Например, высокое и могучее дерево могли признать священным “защитником” родовой общины. Думали, что дух этого дерева помогает людям.

Люди не знали, как появилось на земле человечество. Первобытные охотники предположили, что их далекими предками были животные. Каждый род считал своим предком какого-то зверя. Когда современный австралийский охотник из рода динго встречает в степи
эту дикую собаку, он не смеет причинять ей вреда. Во время праздников рода мужчины надевают маски динго, раскрашивают тела в цвет собачьих шкур и танцуют, подражая движениям животного. К динго обращаются со словом “брат”.


Объясните смысл рисунка современного художника

Иногда рядом с жилищами устанавливали грубо вырезанные из камня или дерева изображения священных зверей-предков. А на телах первобытных охотников имелись рисунки того зверя, чье имя носил род.

КОЛДОВСТВО. ЖРЕЦЫ

Люди просили духов помочь родовой общине в ее нелегкой жизни. Приходя на могилы предков, человек умолял душу умершего сделать для него что-то доброе, хорошее. А за это подносил духам подарки: куски пищи, украшения.



Объясните почему на фигуре мамонта изображен чум и почему фигура медведя усеяна следами ударов. Древние рисунки на стенах пещер

Запомните: просьба людей к вымышленным духам, чтобы те помогли людям, называется молитвой. А подарки, которые люди делают за это духам, называют жертвами . Чем больше была просьба, тем больше полагалось приносить жертв. Иногда в жертву приносили животных, в очень редких случаях даже убивали людей.

Этнографы видели на одном из островов Тихого океана принесение человека в жертву.

Слева два человека обжигают на костре тушку поросенка. Рядом - связанный человек - будущая жертва. Справа двое барабанщиков заглушают его крики. Позади черепа принесенных в жертву людей.

Изготовленные из камня, глины или дерева изображения духов называются идолами . Вначале идолы были в виде животных, но потом их стали делать в виде людей. Идолы, по мнению первобытных охотников, тоже нуждались в жилище, поэтому для них стали подыскивать отдельные пещеры и строить хижины. Такие священные жилища называют храмами .

Считалось, что прислуживать в храмах идолам и приносить им жертвы должны самые мудрые и уважаемые люди рода. Их называли жрецами (колдунами, шаманами). Жрецы были обязаны молиться идолам и спрашивать совета духов, а потом передавать “услышанные” ответы родовой общине.

1
2

1.Деревянный идол американских индейцев. Фотография этнографа. 2.Каменный идол жителей острова Пасхи. Фотография этнографа.

Каменный идол жителей острова Пасхи. Видеозапись этнографа.

Жрецы перед охотой рисовали на стенах пещер дичь и пронзали рисунки копьем. Этим они как бы “убивали” душу зверя, чтобы в день охоты легче убить тело. Индейские колдуны, чтобы вызвать дождь, молились и разбрызгивали воду с крыши жилища.

Первобытные племена верили, что жрецы молитвами могут причинять вред врагам и делать добро друзьям. Жрецов уважали и побаивались.

Но за свой труд они получали долю добычи не больше, чем все остальные сородичи.

1. 2. 3.

1.Деревянные идолы австралийцев. Фотография этнографа. 2.Деревянный идол африканцев. Фотография этнографа. 3.Зачем австралийцы вонзают копья в рисунок кенгуру? Фотография этнографа

Не нужно считать жрецов простыми обманщиками. У жрецов были полезные знания. Они помнили расположение звезд на небе и могли находить по ним правильный путь. Жрецам были известны лекарственные травы. Они знали повадки зверей и могли по знакомым им приметам предсказывать погоду.
1
2
1.Сибирский шаман. Фотография этнографа 2.Индейский шаман в наряде оленя. Фотография этнографа



Гадания. Рисунок современного художника

Как возникла у людей идея Бога, когда это произошло, какими были первые боги – все это остается тайной. Вряд ли ее когда-либо удастся раскрыть. Мнений на этот счет высказано немало, но ни одно из них мы не можем считать бесспорным, надежно обоснованным.

Факты, добытые археологами, историками, исследователями древнейшего искусства и этнографами, позволяют сделать некоторые обобщения, касающиеся образа жизни, занятий, быта, а отчасти знаний и верований людей, которых мы считаем первобытными. Это были охотники, рыболовы, собиратели – представители так называемого Homo sapiens, кроманьонского человека (к этому виду или подвиду относимся и мы).

Они распространились на земном шаре около 40 тысячелетий назад, со временем освоили все обитаемые материки. Судя по сохранившимся с тех пор орудиям труда, произведениям искусства, интеллектуально и психически эти люди существенно не отличались от нас, а в чем-то, пожалуй, превосходили.

Прежде кроманьонцев на Земле господствовал другой вид (подвид) человека разумного – неандертальцы. Однако их духовный мир для нас во многом остается неясным: слишком скудны факты, допускающие разные толкования. Неандертальцы жили разрозненными группами. Есть сведения, что они хоронили умерших, а значит, чтили умерших, осыпали могилы цветами. У них имелись какие-то примитивные формы натуралистического, предметного искусства (подобие современным разновидностям поп-арта, изготовления муляжей). Нет веских оснований считать, что они выработали представления о высших существах.

Первые свидетельства такого рода появляются в эпоху кроманьонцев: наскальные рисунки, гравюры на кости, фигурки из камня, кости, дерева. Это – изображения фантастических существ или стилизованные женские фигурки. Большинство исследователей склоняется к мнению, что эти произведения архаичного искусства отражают представления людей об окружающем мире и своем месте в нем.

Если бы все ограничивалось только подобными «немыми» артефактами, то смысл их оставался бы неясен. Однако по материалам изучения племен первобытной культуры известно, что у них существовали представления о великих богах, а чаще – обожествленных предках, животных (реже – растениях, камнях), о неких человеко-богах или бого-зверо-людях.

Характерная черта искусства кроманьонских охотников: великолепные реалистические изображения крупных млекопитающих, которые служили объектом охоты. А вот люди почти всегда показаны схематично или искаженно. Почему? Вряд ли дело только в узкой специализации художников. Что мешало им рисовать портреты, хотя бы в профиль, верно отражающие оригинал?

Наиболее правдоподобный ответ: мешала вера в магическую силу изображения тех или иных объектов. Подобное суеверие характерно для многих племен архаичной культуры, с которыми сталкивались европейцы.

Курьезный случай, подтверждающий это, произошел с Н.Н. Миклухо-Маклаем. Его слуга, туземец, веривший в магическую силу фотоаппарата, позволяющего получать копии людей, категорически запретил себя фотографировать. Миклухо-Маклай обещал учесть это желание. Однажды, когда слуга спал, ученый решил сделать его фотопортрет, но в последний момент отказался от своего намерения.

Он поступил честно. А делая снимок, рисковал жизнью человека. Ведь туземец мог проснуться во время съемки, ужаснуться и решить, что белый человек обрел власть над его душой. Образ человека, как считали представители архаичной культуры, обладает мистической сопричастностью с живым человеком (или животным). Такое суеверие могло бы довести туземца до тяжелой болезни, депрессии, а то и могилы (подобные случаи бывали). Действенность магии определяется степенью веры в нее.

Но если конкретных реальных людей древние охотники избегали изображать, то этот запрет распространялся на животных, а также, по-видимому, и на фантастические существа или условно-символические образы мужчин и женщин. Из них определенно выделяются два: человеко-звери и женщины с пышными формами.

Бог охоты. Имя этого божества нам неизвестно. Точнее сказать – у него сотни, тысячи имен. Такие боги, обожествленные предки или животные, с незапамятных времен были у различных охотничьих племен в разных частях земного шара.

Конечно, ни о каком едином великом боге не может быть речи. Каждое племя или род вырабатывали представление о своем более или менее индивидуальном божестве или духе. Вера в них характерна для коренных народов во всех частях света. Но во всех случаях было нечто общее, позволяющее говорить о великом боге охоте как выразителе чувств, мыслей, верований, обычаев охотников разных времен и народов.

За основу мы возьмем древнейшее изображение фантастического существа, определенно имеющего отношение если не к охотничьей магии, то во всяком случае к духовному миру первобытных охотников.

Во Франции есть знаменитая пещера Ле-Труа-Фрер (Три Брата – названная в честь открывших ее трех сыновей графа Бешуана). В ней сохранились загадочные изображения «зверолюдей» и химерических животных. Из них выделяется один образ, получивший названия «Колдун», «Шаман», «Владыка зверей».

В нем соединены черты человека и нескольких животных. У него рога и уши оленя, совиные глаза и клюв, медвежьи передние лапы, лошадиный хвост и человеческие ноги, а также орган, отличающий мужчину, хотя и находящийся не совсем на своем месте.

Нет никакого сомнения, что талантливый первобытный художник со знанием дела отразил характерные особенности человека и животных, стремясь выразить определенную идею. Странное соединение черт, не встречающееся в природе, безусловно рождено силой воображения и какими-то мыслями и эмоциями.

Очень показательно уже то, что перед нами образ «комплексный» и не имеющий аналогов в природе. Его создатель выразил нечто свое собственное как свободный (отчасти, конечно) творец, находящийся в некотором роде вне или даже над природой. Он словно пожелал показать, что человеку свойственны черты самых разных обитателей Земли.

«Все это вместе, – по словам американского ученого и писателя Тома Придо, – создает существо, источающее жизненную энергию, волшебный сплав звериных и человеческих сил».

Такого ли воздействия на зрителей добивался художник? Или он просто шутил, подтрунивая над каким-то охотником? Или изобразил монстра, чтобы запугать соплеменников? Или это – детская страшилка из сказки? Или – наркотическое видение, возникшее во время шаманских камланий?

Такие предположения имеют право на существование, но выглядят надуманными. Они не учитывают главное: данный художественный образ уникален по выразительности, мастерству, смысловой глубине, фантастичности. Он должен воплощать какую-то значительную, великую идею.

Есть в той же пещере еще одно изображение подобного типа – так называемая «сцена с колдуном»: бегущий и, похоже, раненый олень, молодой бизон (впрочем, похожий и на крупного козла), а за ними – бизон с рогами и хвостом, но стоящий на человеческих ногах. Смысл этой композиции неясен. Предположение, что показан колдун в маске или охотник, замаскированный под зверя, вряд ли убедительно: слишком уж велик бизон, чтобы человек смог надеть на себя часть его шкуры с головой, да еще и притвориться бизоном. То, что можно показать на рисунке, не всегда осуществимо в реальности.

Сказки о превращениях людей в животных, и наоборот, очень распространены едва ли не у всех народов Земли. Каждый из нас слышал и читал их в детстве. Животные в сказках наделяются человеческими чертами. В мифах древних народов нередко присутствуют звероподобные люди или человекоподобные звери. Поэтому не исключено, или даже вполне вероятно, что в пещере Трех Братьев запечатлен персонаж древней волшебной сказки.

Надо только иметь в виду, что понятие волшебной сказки появилось и укоренилось сравнительно недавно. В древности люди относились к волшебству с доверием. Они еще не знали четких пределов законов природы, а сновидения толковали как перемещения души в другие миры. Нередко то, что мы склонны считать волшебной сказкой, некогда было мифом – преданием, выражавшим жизненный опыт племени, его отношение к миру.

Итак, есть основания считать фантастические образы пещеры Трех Братьев мифологическими персонажами, которых обожествляли охотники. Эти персонажи показывают замечательные качества и возможности великого охотника, способного справиться с любым зверем.

Как художественное и философское обобщение такой образ был вполне оправдан и правдив. Охотники каменного века действительно справлялись с любыми животными-гигантами: мамонтом, шерстистым носорогом, диким быком, огромным пещерным медведем, львом. Конечно, в большинстве случаев охота была коллективной. В мифах присутствовали образы обобщенные, героические, обожествленные.

В мифах легендарный предок умел превращаться в зверей, птиц и других животных, приобретая их качества. В то же время он оставался человеком. Так считали охотники-туземцы Африки, Сибири, Юго-Восточной Азии, Австралии, Южной Америки. Отличия были непринципиальны. Если в Сибири преобладали легенды о человеке-олене, то в Австралии почитались люди-кенгуру, а в Африке – люди-леопарды.

Английские исследователи Б. Спенсер и Ф. Гиллен отмечали, что тотемические первопредки австралийцев мыслятся одновременно и людьми и животными (реже – растениями). В мифах этих племен, записанных немецким этнографом К. Штреловым, предполагается тождество между животными и человеком, так что можно с одинаковым основанием говорить о кенгуру-человеке и человеке-кенгуру.

Советский этнограф В.Р. Арсеньев изучал быт и нравы африканских охотников на крупных животных. Этих охотников соплеменники считают магами, колдунами («симбон»). Ученый привел слова песни охотничьего племени бамбара (республика Мали):

Человек должен бояться охотника.

Охотник – это ведун,

Он знает деревья, он знает воду,

Он знает зверей, он знает лес…

…Многие носят штаны, но не все они – мужчины.

Попробуем представить, что чувство-вал и думал человек десятки тысяч лет назад. Со всех сторон его окружало загадочное и непонятное. Почему снятся сны? Что та-кое смерть? От чего зависит удача на охоте? Что такое солнце, луна и звёзды? Почему дует ветер или идёт дождь? Это и многое другое требовало объяснений. И человек искал их, как умел.

Во сне он видел людей, давно умерших. И думал, что в теле живёт душа , которая покидает тело во время сна и встречается с другими душами. С возвращением души спящий просыпает-ся. Смерть — это тот же сон, только более глубокий, когда душа покидает тело и уже больше не возвращается. Люди верили, что души бессмертны и попадают в «страну мёртвых». Люди клали в могилы различные вещи, считая, что они потребуются человеку после смерти.

Всё в мире связано между собой. Солнце даёт тепло, дождь несёт влагу — потому растут деревья и травы. Молния попадает в дере-во — и вспыхивает огонь. Значит, считал человек, миром управля-ют высшие одушевлённые силы — духи , или боги .

Идолы и колдуны

Первобытный человек представлял себе богов в виде людей или животных. Из камня или дерева он создавал изоб-ражение бога — идола, думая, что бог вселяется в него. Человек ве-рил, что боги могут оказать помощь, нужно только, чтобы они услы-шали просьбу. Он думал, что сделать так, чтобы боги и духи помогли, умеют только шаманы , колдуны. Для этого они приносят идолам жертвы (убивая животных или даже человека), устраивают пляски, твердят закли-нания. С помощью магии (волшебства, колдов-ства) они вызывают дождь или солнце, делают охо-ту успешной, изгоняют болезни.

Перед началом охоты или другого важного дела люди совершали особые действия — обряды, с по-мощью которых они стремились задобрить богов и духов, добиться их помощи. Рисуя на стене пеще-ры раненое животное или поражая изображение копьём, древний человек верил, что охота будет успешной. Так появилась религия — вера в сверхъ-естественные силы, управляющие жизнью людей и природой, и поклонение им. Материал с сайта

Что такое мифы?

Первобытные люди не знали истинных при-чин природных явлений и объясняли окружающий мир так, как они себе представляли. Например, что молния — это небесное копьё или стрела, что вулкан — это великан, напавший на небо с камнями и пламенем в руках. В глубокой древности возникли мифы — посильные для понимания людей объяснения того, что происходит в окружающем мире. За десятки тысяч лет люди при-думали бесчисленное множество мифов.

Миф основан на жизненном опыте человека. В одном древнем мифе, например, говорится, что солнце — это бог, проезжающий по небу в огненной колеснице. Мог ли такой миф придумать древ-ний охотник? Нет, его создал человек, который уже приручил ло-шадь и изобрёл колесо. Изучая мифы, учёные узнают многое о жизни и мышлении людей в древности.

Вопросы по этому материалу:

Loading...Loading...