История софии киевской. История возникновения и строительства собора святой софии в киеве

Государственный архитектурно-исторический заповедник София Киевская - "Софийский музей" находится в центре Киева. На территории заповедника, площадь которого составляет 5 гектаров, расположен замечательной красоты памятник отечественного зодчества XI-XVIII веков. Самым ценным сооружением заповедника является Софийский собор - всемирый памятник архитектуры и монументальной живописи XI века. Он величественно возвышается в центре ансамбля.

Софийский собор в Киеве построен в период расцвета Киевской Руси, крупного восточнославянского государства, колыбели трех народов - украинского, русского и белорусского.

Древнерусское государство достигло вершины своего могущества во времена правления князя Владимира Святославича (978-1015 гг) и его сына Ярослава Мудрого (1019 - 1054 гг.)

В 988 году при князе Владимире Святославича было введено христианство в Киевской Руси, что имело большое значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепление единства государства, подъем культуры, политических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими европейскими странами.

С введением христианства в Древнерусском государстве началось интенсивное строительство каменных христианских храмов. К их созданию привлекались лучшие строители и художники своего времени, использовались художественные и технические достижения эпохи. Храмы украшались настенными росписями, каменной резьбой, становились настоящими произведениями искусства. Одновременно с сооружением каменных храмов решались важные градостроительнные задачи.

Во время построения первой каменной церкви в центре Киева - Десятинной (989-996 гг) - князь Владимир Святославич значительно увеличил и укрепил территорию города. Во времена сына Владимира - Ярослава Мудрого в Киеве началось большое строительство. Территорию кремля была расширена более чем в 8 раз и обнесена новыми оборонительными валами. В этот же период построен митрополичий храм - Софийский собор , который стал главным монументальным строением города.

Строительство Софийского Собора в Киеве

В летописях закладки собора датируются 1017 или 1037 годом. Наверняка строительство Софийского собора велось в 20-30-е годы XI века.

Вокруг Софийского собора - центрального сооружения Ярославова города - стояли каменные храмы, боярские дворцы, жилища горожан, а двор митрополии был огражден стеной. До наших дней из XI века сохранились только Софийский собор и руины Золотых ворот - парадного въезда в древний Киев.

Название собора "Софийский" происходит от греческого слова "софия", что в переводе означает "мудрость". Посвященный "мудрости христианского учения", Софийский собор , по замыслу создателей, должен был утверждать на Руси христианство. Построенный как главный, митрополичий храм Киевской Руси, Софийский собор был в давние времена общественным и культурным центром государства. Здесь происходили церемонии "посадки" князей на киевский престол, приемы иностранных послов; у стен Софийского собора собиралось киевское вече, при Софийском соборе велось летописание и была создана Ярославом Мудрым первая известная в Древней Руси библиотека .

Уже в XI веке современники оценили Софийский собор как выдающееся произведение искусства. Первый русский митрополит Илларион - выдающийся публицист своего времени - писал о нем: "Церковь дивна и славна всем округниим странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земнем от востока до запада".

За свою многовековую историю София Киевская пережила нашествия врагов, ограбления, частичные разрушения, ремонты и перестройки.

В один из тяжелейших периодов истории древнего Киева - захват города полчищами хана Батыя в 1240 году - большинство архитектурных сооружений были превращены в руины. Софийский собор уцелел. Однако, разграбленный и опустошенный, Софийский собор потерял былую красоту и величие, хотя и остался главным городским действующим храмом. В течение XIV - XV веков киевлянам приходилось бороться против литовских и польских феодалов, а также против крымских татар, которые опустошали город грабительскими набегами. В 1416 году Киев разграбил и сжег хан Эдигей, в 1482 году - Менгли-Гирей.

В XVI веке усиливается гнет польских феодалов. В условиях захвата украинских земель, порабощения и насильственного окатоличивания населения в 1596 году было заключено Брестскую религиозную унию, которая ставила целью объединить православную и католическую церкви под главенством римского папы. Католическое духовенство и униаты начали ликвидацию православной церкви. Захваченый униатами Софийский собор совершенно обветшал. Истлела крыша, разрушились своды галерей, погибли многие настенные росписи.

В З0-40-е годы XVII века киевский митрополит Петр Могила отобрал Софию Киевскую у униатов и учредил при храме мужской монастырь. Софийский собор был частично отремонтирован, вокруг него построены деревянные монастырские здания, а всю территорию обнесли высоким деревянным забором. К работам в соборе Петр Могила привлек итальянского архитектора Октавиано Манчини.

XVII век ознаменован национально-освободительной борьбой украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого и воссоединением Украины с Россией. В 1654 году киевляне утверждали в Софийском соборе исторические решения Переяславской рады. Воссоединение вызвало большое политическое и культурное возвышение Украины.

В XVII - XVIII веках в Киеве развернулось интенсивное каменное строительство.

В 1697 году большой пожар уничтожил деревянные здания Софийского монастыря. Через два года по указу Петра I началось сооружение новых каменных домов вокруг Софийского собора .

Строительство продолжалось по 1767 год. В этот период при Софийском соборе построена колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), дом митрополита, западные ворота (Врата Заборовского), монастырская стена, южная въездная башня, Братский корпус, бурса. В архитектуре этих зданий и во внешнем виде Софийского собора после возобновлений находим характерные черты украинской барочной архитектуры XVII-XVIII веков. В XIX веке проводились частичные перестройки сооружений.

Так сложился великолепный архитектурный ансамбль монастыря.

Заповедник София Киевская. Вид с площади Богдана Хмельницкого:

История создания Софии Кевской

В 1934 году был создан Государственный архитектурно-исторический заповедник София Киевская , в состав которого входят Софийский собор и монастырские постройки XVIII века.

Создание заповедника София Киевская открыло новую страницу в жизни памятников, и в первую очередь - древнего Софийского собора . Возникли широкие возможности для исследований и реставрации архитектуры, настенных росписей. В них приняли участие известные советские ученые И. В. Моргилевский, М. К. Каргер, Н. И. Кресальний, Ю. С. Асеев, В. Г. Левицкая, В. Н. Лазарев, С. А. Высоцкий, Л П. Калениченко, Е. С. Мамолат и др. На базе реставрации настенных росписей Софии Киевской выросла современная школа украинских реставраторов-монументалистов.

В результате научно-исследовательских и реставрационных работ, которые ведутся в музеях, создана реконструкция первоначального вида Софийского собора , на стенах расчищены сотни метров росписей XI века, раскрыты фрагменты древних мозаичных полов, расшифрованы средневековые надписи-граффити, обнаружены на территории заповедника остатки построек XI- XII веков, отреставрирован памятники XVIII века.

Открытие Софийского музея сделало памятники открытыми для посещения. Архитектура и настенные росписи дают возможность ознакомиться с художественными ценностями. Долгое время на территории заповедника музеем был лишь Софийский собор . Теперь созданы экспозиции в сооружениях XVIII века.

Однако София Киевская , как и прежде, остается главным и самым ценным объектом осмотра. Она привлекает нескончаемый поток туристов из всей Украины, из зарубежных стран. Ежегодно заповедник София Киевская посещают около двух миллионов человек, которые стремятся познакомиться с прекрасным творением мировой культуры.

Итак, через главный вход под колокольней вы вступаете на территорию заповедника. Предлагаем сначала осмотреть Софийский собор , затем - архитектурные памятники XVIII века.

Вид собора с юго-востока:

Теги: софийский собор в киеве построен, строительство софийского собора в киеве, софийский собор в киеве год, история софийского собора, софия киевская история, история создания софии киевской

Собор Святой Софии в Киеве - одна из самых важных, старинных, оберегаемых и любимых достопримечательностей на Украине. Этот храм увековечен историей, он хранит множество тайн и мистических историй. Например, говоря о его дате строительства, самые талантливые историки берутся за голову, ведь в одних достоверных документах этот процесс запечатлен в 1017, а в других в 1037 году. Тем неимение небольшая цифра в 20 лет не портит общей картины, ведь с момента начала строительства Софийского собора в Киеве прошла тысяча лет! Колоссальная дата, которая притягивает тысячи туристов со всего мира, чтобы ощутить дух древней Руси, сохраняемый в стенах Софийского собора. Киев называют магнитом для туристов, чьи интересы крепко переплетаются с любовью к истории.

История возникновения Собора Святой Софии.

Если углубиться в историю, можно узнать, что имя собору было дано не благодаря имени прекрасной женщины, а в честь человеческой мудрости (с греческого языка - «София» - мудрая). Строительство Софийского собора в Киеве было неслучайностью. Именно на том месте в 1037 году состоялась битва между киевской дружиной и врагами. Битва продолжалась целый день, было пролито много крови и потрачено множество человеческих сил. Киевская дружина прогнала врагов со своих земель, а во имя победы на пропитанной муками земле был возведён собор. С тех пор его стены ставали сильнее с каждым днём, а под землей создавали тайные проходы, помогающие жителям страны чувствовать себя сильными и защищёнными от вражеского надзора. Охраняемый киевлянами Софийский собор и в наше время излучает свою историческую роль и важность в сотворении независимости всей страны.

Собор Святой Софии в Киеве пережил множество нападений, пожаров, попыток ограбления… Но с каждым разом он становился лишь сильнее. Специалисты утверждают, что в строительстве Софийского собора в Киеве принимали участие более 40 мастеров, у которых, в свою очередь, было более 1000 помощников. Сам процесс постройки продолжался около 2-2,5 лет. А украшение внутренних стен Собора Святой Софии в Киеве заняло еще многие годы. В самом начале своего построения, собор был прямоугольным зданием (55х37 метров), в середине здания красовались 12 крестовидных столбов, а с внешней стороны был увенчан 13-ю куполами (в наше время их уже 19). Три стороны в середине собора можно было назвать настоящей галереей. Второй этаж в соборе принадлежал князю и его семье (эту часть называли «полати»). Строительство софийского собора в Киеве было великим событием для каждого из жителей страны. В его декорацию и украшение вкладывали много времени, усилий и финансовых затрат. Например, стены собора выкладывали из крупных гранитовых блоков после чего их отделывали «плинфой». Архитекторы здание пожелали не штукатурить фасады здания, поэтому она оставалась открытой.

История создания фресок в Софийском соборе Киева берет свои корни ещё с XVII веков. В те времена внутри собора можно было увидеть украшенные фресками столбы, стены и своды. В XVIII веке фрески были сильно повреждены, поэтому их пришлось буквально стирать со стен. Сделано это было благодаря штукатурке и побелке. После этого стены украшала новая серия фресок (сделанные маслом), еще красивее и профессиональней чем прежде. В процессе постоянных реставраций и ремонтов, лишь на некоторых участках можно найти частицы давних рисунков. Одной из самых ценных считают фреску, на которой изображены члены семьи Ярослава Мудрого (их можно найти на южной стене). Если говорить об украшении мозаиками, то здесь храниться одна из самых красивых в мире. Глянув на нее, вы увидите изображение Оранты - Богоматери, которая поднимает руки в своей молитве (эту мозаику называют - «Нерушимая стена»).

Многие туристы не знают, что колокольня собора была построена самим гетманом Иваном Мазепой. Колокольня достигает высоты в 76 метров. В середине можно увидеть один из самых больших колоколов (весом в 13 тонн) собора названным в честь гетмана. А Ярослав Мудрый на территории собора создал первую в Руси библиотеку, которая сильнейшим позитивным образом повлияла на формирование будущей системы образования.

За всю историю существования миллионы людей оставляли свои молитвы в стенах Софийского собора. Киев является одним из наиболее посещаемых городов частично благодаря этому месту. Ведь многие верят, в то, что стены собора способны излечивать, а присутствующий там дух обязательно «услышит» сказанные молитвы. На территории собора за всю его историю происходило около 100 захоронений, но спустя годы, они были утрачены. Сейчас, туристам предлагают посмотреть на захоронение Ярослава Мудрого, а также его супруги.

В наше время Собор Святой Софии в Киеве можно посетить когда угодно, но советуем выбрать компанию сайт. Мы не только доставим вас в наиболее посещаемое место на Украине, но и проведем экскурсию. В каждой экскурсионной программе вам предложат окунуться в религиозный мир собора. Важность этого места оценивается даже ЮНЕСКО, который в 1990 году, включил собор в Список объектов мирового культурного наследия. Например, только на реставрацию главного иконостаса собора под названием «Царские врата» в 2008 году ушло более 100 килограмм серебра! Святыней храма считают «Шапку Мономаха», подаренную Мономаху самим византийским императором. Одними из самых странных сбережений собора считаются кисти рук святой великомученицы Варвары и челюсть крестителя Руси князя Владимира. И кто знает, сколько еще диковинок и секретов вмещает в своих стенах великий собор?

В летописной традиции история создания Софийского собора в Киеве дается в статьях 6525 г. и с 6542 по 6545 г. (1017, 1034 - 1037 гг.). Причем информация имеет краткий и на первый взгляд не логичный характер. Так, в ПВЛ и Ипатьевской летописи под 1017 г. о Софийском соборе вообще не упоминается, но говорится о том, что в этом году в Киеве погорели церкви.

В Ипатьевской летописи под 1036 г. сообщается о том, что на том месте, где «ныне» стоит Софийский собор в Киеве состоялась «сеча зла» между воинами князя Ярослава Владимировича и печенегами и, что тогда это место было «вне града», ибо город был наполовину меньше («бе бо тогда половина града», - писал летописец). Под 1037 г. дается пространная статья, восхваляющая деяния киевского князя Ярослава Мудрого, в том числе и его строительную деятельность, именно возведение «града» Киева больше прежнего, строительство церкви св. Софии Премудрости Божией, Золотых ворот, а также церкви Благовещения над воротами и, видимо, монастырских церквей св. Георгия и св. Ирины.

Строительная деятельность Ярослава Мудрого по созданию Софийского собора в Киеве оценивается летописцами глаголом «заложи», что свидетельствует о закладке каменного храма.

Составитель Новгородской I летописи старшего извода в дополнение к статье 6545 г. (1037 г.) вводит в летописный текст статью 6525 г. (1017 г.) и утверждает, что собор св. Софии в Киеве был заложен в 1017 г. В результате, по Новгородской I летописи старшего извода, получается, что Софийский собор в Киеве был заложен дважды: в 1017 г. ив 103 7 г.

Все последующие летописи в вопросе о создании собора св. Софии в Киеве ориентировались на эти два варианта летописной информации. В XV, XVI и XVII вв. в тех летописях, где составители используют вариант ПВЛ и Ипатьевской летописи, они только один раз сообщают о том, что в 1037 г. в Киеве была заложена церковь св. Софии, наряду с другими постройками князя Ярослава Мудрого. В тех же летописях, а их подавляющее большинство, в которых говорится о том, что Ярослав Мудрый заложил Софийский собор в Киеве в 1017 г., под 1037 г. сообщается, что в этом году был «свершен град Киев и церковь св. Софии свершена» Ипатьевская летопиь [Текст] // Полное собрание русских летописей / Рос. акад. наук. Ин-т рос. истории и др. ; Предисл. Б.М. Клосса. Т. 12. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 102.

При этом, в Никоновской летописи сведения о пожаре и последующей закладке Софийского собора в Киеве в статье 6525 г. (1017 г.) объединены. Летописец сообщает: «В лето 6525. Иде Ярослав к Киеву и погоре град и церквей много, яко до 700, и опечалися Ярослав. Того же лета заложи Ярослав град Киев, боле первого, и Злата врата постави, и церковь св. Софии заложи, и много церквей постави, и без числа имения разда нищим». Завершение работ по созданию киевского Софийского собора составитель Никоновской летописи дает под 1034, 1035, 1036 и 1037 гг. В летописях XV в. Новгородской IV, Новгородской Карамзинской и Никифоровской говорится о том, что церковь св. Софии в Киеве в 1037 г. была не только «свершена», но и «освящена», что на практике означало полное окончание строительных и иных работ в храме.

Таким образом, начиная с XV в. составители подавляющего большинства древнерусских летописей редактируют предшествующие летописные тексты, исправляют их и дополняют новыми фактами, придают С информации о создании собора св. Софии в Киеве логичный и завершенный характер. Они не сомневаются, что в том, что от начала закладки каменного Софийского собора в Киеве в 1017 г. до окончания всех работ в храме в 1037 г. прошло 20 лет. Можно сказать, что это была господствующая версия русской средневековой историографии истории создания митрополичьего кафедрального храма Руси. Возможно, она объясняется тем, что многие из летописцев были современниками первоначального собора св. Софии в Киеве и имели возможность лучше познакомиться с его историей.

Очень долгое время ученые находились под влиянием исторических стереотипов, воспринимаемых как абсолютные истины. Один из таких стереотипов - почти ровесник самого храма и убеждает всех вот уже почти тысячу лет, что его строил Ярослав Мудрый, сын великого князя Владимира Крестителя, внук княгини Ольги. Но это утверждение пришло к нам из летописей, написанных во время княжения Ярослава, выписанных рукой придворного летописца. Как говорят историки, «рукой летописца водили политические пристрастия и интересы». А тем временем, летописные изводы времен строительства киевского Свято-Софийского собора соотносят построение храма с периодом христианизации Руси, т.е. с эпохой князя Владимира. Так, митрополит Илларион в своем «Слове о Законе и Благодати», подчеркивает что Ярослав закончил благое дело, начатое отцом своим, как Соломон - Давыдове дело создания Иерусалимского храма.

Второй современник появления Софии Киевской - немецкий хронист Титмар Мерзебургский - упоминает о храме в 1017-1018 гг., как о действующей резиденции Киевского митрополита. О князе Владимире как о создателе Свято-Софийского храма упоминают и путешественники, и хронисты поздних эпох: так, в конце XVI ст., во время посещения Киева, Мартин Груневич и Эрих Ляссота были киевлянами информированы о «строителе великом князе Владимире». А Ляссота даже посетил собор и описал «столицу Владимирову» - аккуратное небольшое помещение в одной из башен...

Знал о начале строительства собора князем Владимиром и митрополит Петро Могила. Он владел документами Софийского архива, сгоревшего позже - в конце XVII века. Митрополит видел собор до перестроек и реконструкций. Именно Петро Могила создал в храме мемориал Святого Владимира: построил часовню-усыпальницу, оборудовал в соборе предел Св. Владимира, ввел образ князя в княжий портрет. А в 1634 г. по его указанию на арках центрального купола сделана надпись, что Свято-Софийский собор «нача здатися в лето ЮН», т.е. - за четыре года до смерти Владимира Крестителя.

Но самыми важными доказательствами являются настенные росписи и фрески храма: они прославляют крестителей Киевской Руси, «заказчиков» собора - князя Владимира и княгиню Анну! Они фигурируют на княжем портрете в центре собора; а вдоль лестниц, ведущих на башни, развернут триумфальный фресковый цикл, рассказывающий о заключении династического брачного союза между Владимиром - князем киеворусским и византийской принцессой Анной... И, таким образом, абсолютно логично на основе вышесказанного сделать вывод: именно князь Владимир был человеком, начавшим строительство величайшего архитектурного памятника христианству на Киевской Руси - Свято-Софийского собора.

Софийский собор в Киеве, собор св. Софии (заложен в 1037), выдающийся памятник древнерусской архитектуры, главное культовое и общественное здание Киевской Руси; главный храм киевских митрополитов. С. с., выстроенный преимущественно из плинфы, большой (37 Х 55 м) пятинефный с 5 апсидами 13-главый крестово-купольный храм, со ступенчатым построением основных сводов. Окружен с 3 сторон двухъярусными галереями. В галереи с З. встроены 2 башни, лестницы которых ведут на просторные хоры. Свой нынешний облик в формах украинского барокко собор приобрёл после перестройки в конце 17 в. - 1707. В интерьере сохранились мозаика и фрески 11 в. В советское время С. с. реставрирован. В 1934 создан архитектурно-исторический музей-заповедник «Софийский музей», включающий, кроме самого С. с., окружающий его ансамбль построек 17-18 вв. См. также Киевская Русь.

Собор Святой Софии (Софийский собор) был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая Оранта.

Софийский собор представляет собой пятинефный пятиапсидный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он окружён двухъярусными галереями. Сложен из плинфы - широких, тонких кирпичей. Длина собора без галерей 29,5 м, ширина - 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина подкупольного квадрата 7,6 м.

Строился константинопольскими строителями при участии киевских мастеров. Между тем, невозможно найти прямых аналогов Софийского собора в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были обычно меньше, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что перед византийцами была поставлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века. В центральном куполе располагается мозаика с изображением Христа, по сторонам от него - архангелы. Из них лишь один древний мозаичный, остальные не сохранились и дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. На барабане изображены фигуры апостолов, ниже, на парусах купола, находятся евангелисты. Среди них с древних времён сохранились лишь апостол Павел и евангелист Марк.

Самая известная мозаика собора - Богоматерь Оранта, находящаяся в конхе (сводчатой части) алтарной апсиды.

Галереи собора украшены фресками, на верхних изображены дочери (южная стена) и сыновья (северная) Ярослава Мудрого. На западной стене, разобранной в конце XVII века, находились изображения самого Ярослава с макетом собра в руке и его супруги Ирины. Стены и своды лестничных башен несут на себе фрески светского характера, изображающие сцены жизни византийских императоров.

Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI-XII веков.

В соборе, а также на его территории расположено около 100 захоронений. В их числе могилы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

В 1240 Софийский собор был разграблен воинами Батыя, после чего более пяти веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 собор переходит к Украинской греко-католической (Униатской) церкви, 1630-е годы отобран у неё киевским митрополитом Пётром Могилой, который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик.

В 1934 архитектурный комплекс, куда помимо Софийского собора входит колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и консистория, был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей». Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Софийский собор в Киеве (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Софийский собор в Киеве - храм, в котором богослужения проводятся по графику. Один из символов украинской столицы фактически стал музеем. Молиться Богу здесь можно только в строго отведенные дни. Остальное время отведено для туристов и простых зевак.

История создания

Приказ о строительстве собора отдал в 11 веке Ярослав Мудрый. Одна из версий гласит, что возведение храма было связано с приездом в город митрополита Феопемпта - будущий предстоятель русской церкви, грек, переезжал из Константинополя.

Изначально собор представлял собой 13-купольное сооружение, к которому через несколько веков добавили еще 6 глав. А к 17 веку здание реконструировали в стиле украинского барокко.

На протяжении десяти веков своего существования собор не раз подвергался нападкам захватчиков. В 13 веке он пережил нашествие Батыя - его орды разрушили чуть ли не все здание и вынесли драгоценную утварь. Два века спустя храм грабили уже крымские татары, убившие митрополита Киевского святого Макария.

В 14 веке уже добивали собор униаты. В храме к этому времени уже прекратились богослужения, а само здание держалось, как говорится, на честном слове. Ключевую роль в восстановлении собора сыграл Митрополит Петр, который в 1633 году привлек к работам итальянского архитектора Октавиано Манчини. Конец 17 века стал временем окончательного возвращения Софийского собора, когда были восстановлены иконы, фрески, а само здание приобретает главы грушевидной формы и украшенные лепниной стены.

Октябрьская революция напрямую повлияла на Софийский собор. До 1917 года он оставался кафедральным собором митрополитов Киевских и Галицких, а с наступлением советского режима здесь началась настоящая борьба за власть - кто из митрополитов может называть себя настоящим. Раскол в церкви мог привести к расколу в обществе, поэтому собор решили быстро закрыть и превратить его в музей-заповедник.

После выхода Украины из состава Советского Союза в соборе возобновились богослужения. Однако вскоре здание попало в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в соответствии с которым в храме были запрещены все службы. Исключения составляют только некоторые религиозные праздники.

Архитектура и интерьер

Софийский собор знаменит своей архитектурой и интерьером. Изначально он строился как главный храм Руси, поэтому очень сложно найти аналогичные здания, например, в Византии. Хотя строители были выписаны прямо из Константинополя.

С точки зрения символики высокий купол храма напоминает прихожанам об Иисусе Христе. Двенадцать небольших куполов - об апостолах, а четыре из них символизируют евангелистов, которые проповедовали учение Христа.

Центральное подкупольное пространство собора выполнено в форме креста. Такую же - крестообразную форму - имеют в сечении столпы собора. Для хоров здесь было создано прекрасное освещение - знать очень любила слушать богослужения.

Сегодня в Софийском соборе можно увидеть мозаику, которая сохранилась с 11 века. Палитрой более чем в 170 оттенков, она украшает центральный купол, арки, столпы.

Самая известная мозаика называется Богородица «Нерушимая стена». Она находится в сводчатой части центральной алтарной апсиды и изображает причащение апостолов Христом.

Также собор богат фресками, на которых изображены различные сцены из Библии - детство Богоматери, деяния апостолов, житие и образы святых, сцены страстей Христовых и многие другие.

Собор святой Софии в Киеве

Альтернативная версия создания собора

Ученые из 12 стран весной 2012 года заявили о том, что Софийский собор был построен на 26 лет раньше, чем гласит официальная версия. Новая дата - ориентировочно 1011 год - была зашифрована в настенных надписях. Соответственно, основателем собора не может быть Ярослав Мудрый.

Исследование костей, которые находились в саркофаге великого князя, показали, что они принадлежат женщине. Куда делись останки Ярослава Мудрого, неизвестно. По одной из версий, они хранятся в Бруклинской церкви.

Адрес: ул. Владимирская, д. 24

Loading...Loading...