Краткая биография никитина ивана саввича и интересные факты из его жизни для детей. Иван Никитин: краткая биография поэта-самородка

С научной и философской точек зрения, определение и понятие смысла жизни подразумевают наличие определенных целей существования, индивидуального и общего предназначения человека.

Смысл бытия является основой мировоззрения, которое определяет весь путь развития морально-нравственного облика людей.

В философии

В большинстве случаев, воспринимается и позиционируется смысл жизни как философская проблема. Философы античности писали о том, что тайна существования человека заключается в нем самом, и, стараясь знать себя, он узнает окружающее пространство. Существует несколько исторически признанных точек зрения на проблему смысла:

  1. Последователи и приемники Сократа говорили: «стыдно умереть, не осознав сил своих духовных и телесных». Эпикур, исследуя тему человеческой смерти, призывал не бояться ее, ведь страх смерти по своей сути иррационален: когда наступает смерть, человека уже нет. Однако, как ни странно, отношение к смерти существенно влияет на отношение к жизни и определяет его.

  1. Проблема смысла жизни также активно обсуждалась в философии Канта. По его мнению, человек сам по себе является целью и наивысшей ценностью, он личность и единственное существо на планете, способное самостоятельно распоряжаться своей жизнью, преследовать любые цели и достигать их. Великий философ говорил, что смысл жизни человека не снаружи, а в внутри него самого: при этом, определяющим фактором есть идея, выраженная посредством нравственных законов и долгов. Кант также пытался описать, что такое «смысл». По его мнению, смысл не может существовать самостоятельно, как некий предмет реальности, он - в сознании людей и он же определяет их поведение, заставляя добровольно подчиняться законам нравственности и тем самым ставя человека на ступень выше остальных живых существ на планете. Т.е, с точки зрения Канта, предназначение человека выражается в наличии определенного мировоззрения, или религии. При этом, религию, как объяснение возникновения нашего мира, Кант отрицает – ее значимость именно в том, что она является основанием для развития человеческой нравственности.
  2. Философия Канта получила дальнейшее развитие и у других немецких классиков. По мнению Фихте, поиск смысла человеческой жизни на земле является основной задачей любого философского учения. Постижение смысла – это полное согласие личности с самим собой, которое выражается в свободе человека, разумной деятельности, развитии. Развиваясь и становясь свободной и разумной личностью, человек изменяет и совершенствует окружающую действительность.

На протяжении всей истории философии и религии предпринимались попытки найти универсальный, подходящий для каждого, смысл человеческого бытия.

Религия призывает человека готовить себя к «жизни после смерти», ведь именно за пределами «биологического» существования и начинается настоящая жизнь. С позиции добродетели, ответ на вопрос: «зачем мы живем?» очевиден: чтобы делать добрые дела и служить истине. Помимо религиозных представлений, широкое распространение имеет точка зрения, которая видит цель и смысл жизни человека в получении физических и моральных наслаждений и противоположная, которая преподносит страдания и смерть целью рождения.

В психологии

Психология также не обошла своим вниманием извечно актуальную дилемму – зачем человек живет на земле. Поиском решения проблемы «в чем смысл жизни человека» активно занимаются как минимум два направления в психологии:

  • Небезызвестный психолог и философ Виктор Франкл долгое время работал над созданием собственной школы, ориентированной на исследование человека, занимающегося поиском того, ради чего стоит жить. По мнению Франкла, цели по достижению истинного предназначения облагораживают человека, делают его более осознанным, разумным и морально здоровым. В результате своих исследований, психолог написал книгу: «Человек в поисках смысла жизни». Эта работа содержит ответы на наиболее распространенные вопросы о поиске смысла, подробно раскрывает эту тему и предлагает три пути его достижения. Первый путь направлен на постижение цели существования посредством трудовой деятельности и доведения ее до идеала; второй путь – это переживание чувств и эмоций, которые сами по себе являются смыслом; основа третьего - состоит в приобретении опыта через прохождение на жизненном пути страданий, боли, тревог и борьба с земными невзгодами.
  • Психология так же активно занималась и занимается исследованием смысла человеческой жизни в экзистенциальном направлении или логотерапии. Это направление называет человека существом, не знающим, зачем и для чего он пришел в этот мир и его цель – найти это знание. Поэтому центром логотерапии является психологический аспект этого процесса. И у людей есть всего два пути – либо, невзирая на возможные неудачи и разочарования, искать свое призвание, отвечать за свои поступки, пробовать, экспериментировать; либо – сдаться в самом начале своего пути и его жизнь пройдет, так и не прикоснувшись к осознанности.

Формы

Цели и смысл человеческого существования редко являются универсальными на всю жизнь или заключаются в одном и том же. Чаще всего, они меняются с возрастом, внутренними изменениями личности; или под воздействием внешних обстоятельств. К примеру, в подростковом и юношеском возрасте, решением задачи – в чем заключается смысл жизни ­­­­– будет являться: получение образования и необходимых навыков для старта трудовой деятельности; после 25-ти лет наиболее распространенные ответы – создание семьи, построение карьеры, улучшение материальных условий существования. Ближе к пенсионному возрасту, когда жизнь становится более осмысленной, люди озадачиваются вопросами духовного развития и религии. Для некоторых людей проблема смысла решается посредством хобби, в котором человек реализуется параллельно с перечисленными выше целями. В последнем случае, жизнь таких людей бывает более наполненной и яркой, ведь параллельно они достигают несколько целей и не бывают сильно зависимы от одной, а значит, проще переживают возможные разочарования и преграды, способны осмысливать их и двигаться дальше.

Рождение и воспитание детей является одним из наиболее распространенных видов жизненных целей и смысла жизни.

Рождение ребенка приводит к тому, что большая часть внимания родителей сосредоточена на нем: они зарабатывают, чтобы обеспечить свое чадо самым лучшим, стараются дать хорошее образование, помогают в трудные периоды, прививают правильный образ жизни. Большинство мам и пап стараются воспитать своих детей должным образом, привить им стремление жить по принципам справедливости и высокой морали. И если это удается – родители считают, что жизненный путь пройден не зря, он имел смысл в том, чтобы оставить на земле свое достойное продолжение .

Оставить след на земле – уже более редкий вариант обретения смысла. Чаще всего, на это способны люди, обладающие каким-либо редким талантом. Это великие ученые, деятели искусства, представители королевских, дворянских и др. родов, знаменитые управленцы и т.п. Однако, не все так печально.

Оставить свой след на земле может и человек, не обладающий очень ярким талантом, однако трудолюбивый, настойчивый и целеустремленный, который живет, понимая и представляя, каким может быть смысл его жизни.

Например, это воспитатель, вкладывающий душу в своих подопечных, или врач, излечивший много людей, плотник, посредством своих работ улучшающий быт людей, спортсмен, возможно не обладающий яркими способностями, но достигающий с каждым днем все лучшего результата и т.п.

Проблема достижения смысла в обществе высоких технологий

В современном мире, человечество живет в ускоренном темпе и тратит много эмоциональных и физических ресурсов на поддержание уровня жизни. Нам редко удается остановиться и подумать, в чем смысл человеческой жизни. Общество и прогресс требуют соответствовать моде, определенным нормам, формату взаимоотношений между людьми. Человек уподобляется белке в колесе, совершающей тысячи однообразных, доведенных до автоматизма движений; он не успевает задуматься над тем, чего же хочет он сам и для чего живет.

Современность характеризуется каждодневной погоней за иллюзией, фальшивыми идеалами. Культура потребления не позволяет развиваться духовно, моральная сторона современного человека становится менее развитой, приземленной и примитивной; чудо жизни превращается в обычное существование.

Естественно, люди стали чаще подвержены заболеваниям нервной системы, депрессиям, истериям и хронической усталости. Количество самоубийств за последние десятилетия выросло в несколько раз. Человеческий смысл стал дорогой роскошью.

Однако, для людей сильных духом, настойчивых и устойчивых к социальному влиянию, способных задумываться – прогресс открывает новые возможности для саморазвития и усовершенствования мира. Сейчас гораздо проще получить знания, способствующие поиску целей и смысла; проще продвигать свои собственные идеи: за них не поведут на виселицу и не сожгут на костре; технологические возможности позволяют создавать и строить новые объекты и предметы. Мы живем в относительно спокойный период и желания сохранять мирные взаимоотношения, бережно относиться к природе, находить компромиссы и духовно расти и есть цель и смысл человеческой жизни.

Иван Никитин, биография которого вызывает искренний интерес у почитателей настоящей глубокой поэзии, - русский самобытный поэт 19 века. Его творчество ярко описывает дух того далекого времени.

Никитин Иван Саввич: биография для детей

Родился Иван Саввич в городе Воронеже 3 октября 1824 года в семье зажиточного мещанина, торговавшего свечами. Грамоте выучился рано благодаря соседу-сапожнику, в детстве много читал и любил находиться на природе, единение с которой чувствовал с самого рождения. В возрасте восьми лет поступил в духовное училище, далее продолжил обучение в семинарии.Внезапное окончание учебы обусловило разорение отца, его пагубная страсть к алкоголю и смерть матери, что вынудило юношу взять на себя заботу о близких. Иван, отчисленный по причине частого отсутствия на занятиях в классе и слабой успеваемости, стал вместо отца работать в свечной лавке, которая потом вместе со свечным заводом была продана за долги, а на эти деньги приобретен полуразвалившийся постоялый двор.

Трудности бытия

Биография Никитина, работавшего на постоялом дворе дворником, описывает его трудную однообразную жизнь. Но несмотря на тяжелые обстоятельства, юноша не опустился духовно, в любую свободную минуту старался читать книги, сочинять стихи, просившиеся наружу из его сердца. Поэтические строки Иван начал писать еще в семинарии, в печать свои творения решился отдать только в 1853 году. Публикация их состоялась в «Воронежских губернских ведомостях», когда молодому человеку было 29 лет. Произведения автора переписывались и передавались из рук в руки, начали печататься в "Отечественных записках", "Библиотеке для чтения". Поэт-самородок, любивший с детства природу и воспевавший ее красоту, - Никитин Иван Саввич. Краткая биография для детей передает его способность тонко чувствовать окружающий мир, воспевать утонченные оттенки красок. Он был способен одним лишь росчерком пера вдохновенно и пронзительно чутко описать окружающий мир. Иван Никитин, биография которого описывает его истинную в творчестве проявил себя как талантливейший пейзажист.

Любовь к народу - одна из главных тем в творчестве

Краткая биография Ивана Никитина для детей повествует о том, что значительное место в творчестве поэта, искренне переживавшего за свой народ и пропускавшего его беды через собственное сердце, занимают стихотворения, обрисовывающие быт обычного простолюдина («Жена ямщика», «Пахарь», «Мать и дочь», «Нищий», «Уличная встреча»). В них ярко выражена глубокая к своему народу, горячее сочувствие его тяжкой судьбе и огромное желание улучшения его положения. Вместе с этим Никитин не идеализировал народ, глядя на него трезвыми глазами, рисовал его правдиво, не скрывая мрачных сторон и негативных черт народного характера: семейного деспотизма, грубости («Порча», «Упрямый отец», «Дележ»). Никитин в полном понимании слова был городской житель, хотя и посещал окрестности Воронежа, но гостил в богатых помещичьих имениях, в настоящей деревне, в крестьянском доме никогда не бывал и не прочувствовал быта обычного человека. Материал для обрисовки условий жизни простых людей Никитин получал от извозчиков, останавливавшихся на его постоялом дворе и приезжавших в Воронеж крестьян. Однако Ивану Саввичу, имевшему некоторую ограниченность в наблюдении народной жизни, именно по этой причине не удалось в полной мере нарисовать всеобъемлющую широкую картину жизни народа, а получилось дать лишь отрывочные сведения.

Иван Никитин: краткая биография поэта-самородка

Увлеченный творчеством Никитина Н. И. Второв (ученый-краевед) ввел его в кружок местной интеллигенции, познакомил с графом Д. Н. Толстым, напечатавшим стихотворения поэта в «Москвитянине» и выпустившим в Петербурге первый его сборник отдельным изданием (1856 год). Иван Никитин, биография для детей которого рассказывает о нарастающей популярности поэта в то время, по-прежнему жил тяжело. Отец беспробудно пил, правда, семейные отношения немного улучшились; обстановка постоялого двора уже не так угнетала молодого человека, вращавшегося в кругу интеллигентных людей, искренне расположенных к нему. К тому же, как описывает биография, Никитина начали одолевать болезни. Летом 1855 года он простудился во время купания, сильно ослабел и долго не вставал с постели. В такие тяжелые минуты на помощь ему пришла вера, побудившая к появлению стихотворений с религиозной тематикой.

Религиозные мотивы в поэзии Никитина

Тема человеческой веры красной нитью проходит через все поэтическое творчество Ивана Никитина: «Новый завет», «Молитва», «Сладость молитвы», «Моление о чаше». Видя святую благодать во всем, Никитин становился самым проникновенным певцом природы («Утро», «Весна в степи», «Встреча зимы») и обогатил русскую поэзию большим числом шедевров пейзажной лирики. На стихи Ивана Никитина написано более шести десятков замечательных песен и романсов. В 1854-1856 годах поэт работал над собственным самообразованием, занимался изучением французского языка и много читал. После отъезда из Воронежа в 1857 году Второва, ставшего ему близким другом, а также после распада второвского кружка поэт с щемящей остротой почувствовал тяжесть семейной и жизненной обстановки, пессимистическое настроение захватило его с большей силой.

Книжный магазин Ивана Никитина

В 1858 году вышла большая поэма Никитина «Кулак», ярко описывающая мещанство, сочувственно воспринятая критиками и имевшая успех у публики. Тираж произведения разошелся меньше чем за год, принеся поэту неплохой доход. Несмотря на болезненное состояние и угнетенное настроение, Никитин продолжал в 1857-1858 годах пристально следить за русской литературой, из зарубежной читал Шекспира, Купера, Гёте, Гюго, Шенье. Также начал изучать немецкий язык, переводя Гейне и Шиллера. В 1857-1858 годах работал в «Отечественных записках», «Русской беседе». Гонорары от публикации стихов, сбережения, накопленные в течение нескольких лет, и заем в 3000 рублей у В. А. Кокорева позволили ему в 1859 году приобрести книжный магазин, ставший любимым местом встреч жителей города, своего рода литературным клубом. Далее - новые надежды и планы, творческий подъем, новый сборник стихов, встреченный несколько прохладно, но жизненные силы были уже на исходе.

Последние годы жизни поэта

Биография Никитина была очень трудной: поэт постоянно болел, особенно остро в 1859 году. Состояние его здоровья постоянно чередовалось, короткое улучшение сменялось продолжительным ухудшением. Во второй половине 1860 года Никитин много работал, из-под его пера вышло произведение «Дневник семинариста», написанное в прозе. В 1861 году посетил Петербург и Москву, принимал участие в местной культурной работе, в формировании общества распространения грамотности в Воронеже, а также в учреждении воскресных школ.

В мае 1861 года поэт сильно простудился, что вызвало обострение туберкулезного процесса. 28 октября 1861 года от чахотки скончался Никитин Иван Саввич. Биография для детей интересна тем фактом, что за короткую жизнь поэтом было написано около двух сотен прекрасных стихотворений, три поэмы и повесть. Ему было 37 лет. Похоронен на Ново-Митрофаньевском кладбище, рядом с Кольцовым.

Вклад Ивана Никитина в русскую литературу

Жизнь и биография Ивана Никитина ярко переданы в его творчестве, где поэт стремится осмыслить свое существование, понимает чувство неудовлетворенности собственного бытия и сильно страдает от несоответствия имеющейся реальности представления; успокоение он находил в природе и религии, примирявших его на время с жизнью. В творчестве Никитина много автобиографического элемента с преобладающими печальными тонами, грустью и скорбью, обусловленными к тому же протекающей затяжной болезнью. Источником такой щемящей грусти были не только личные невзгоды, но и окружающая жизнь с человеческими страданиями, социальными контрастами, постоянным драматизмом. Биография Никитина и сегодня интересна молодому поколению, желающему почувствовать дух ушедшего времени и хотя бы через слово поэта прикоснуться к нему. Сочинения Ивана Саввича выдержали большое число изданий и разошлись в огромном количестве экземпляров.

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно стремящиеся к полной гармонии с миром, неустанно ищущие смысл жизни . Их не занимают корыстные цели, светские интриги, пустые и бессмысленные разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц. К ним, безусловно, относятся самые яркие образы романа «Война и мир» - Андрей Болконский и Пьер Безухов . Они заметно выделяются среди героев русской литературы XIX века своей незаурядностью и интеллектуальным богатством. Совершенно разные по складу характера, князь Андрей и Пьер Безухов имеют много общего в идейных стремлениях и исканиях.

Толстой говорил: «Люди, как реки...» - подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота любимых героев писателя - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг к другу и чужды миру Курагиных и Шерер.

Средством раскрытия внутреннего мира героев Толстой избрал диалог. Споры Андрея и Пьера - не пустая болтовня и не поединок амбиций, это стремление разобраться в собственных мыслях и попытаться понять размышления другого человека. Оба героя живут напряженной духовной жизнью и извлекают из текущих впечатлений общий смысл. Их отношения носят характер просторной дружбы. Каждый из них идет своим путем. Они не нуждаются в повседневном общении, не стремятся узнать как можно больше подробностей о жизни друг друга. Но они искренне уважают друг друга и чувствуют, что истина другого так же добыта страданиями, как и его собственная, что она выросла из жизни, что за каждым аргументом спора стоит жизнь.

Первое знакомство с Андреем Болконским не вызывает особой симпатии. Гордый и самодовольный молодой человек с сухими чертами лица и уставшим скучающим взглядом - таким видят его гости Анны Павловны Шерер. Но когда мы узнаем, что выражение его лица было вызвано тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно», к герою возникает интерес. Далее Толстой сообщает, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет князя Андрея и он всеми силами стремится разорвать порочный круг, в котором оказался.

Стремясь выбраться из надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. «Ведь что же слава? - говорит князь Андрей. - Та же любовь к другим...» Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежал впереди всех со знаменем в руках, внешне выглядел очень эффектно: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но, совершив героический поступок, Андрей почему-то не испытывал никакого восторга и душевного подъема. Вероятно, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. Стремление к славе приводит Андрея к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для него символом высокого понимания жизни: « Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона.

На фоне этого чистого неба все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался - простая и тихая семейная жизнь, - теперь представлялась ему желанным, полным счастья и гармонии миром. Дальнейшие события - рождение ребенка, смерть жены - заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных - единственное, что ему остается. Но ум князя Андрея продолжал напряженно работать, он много читал и размышлял над вечными вопросами: какая сила управляет миром и в чем смысл жизни.

Андрей пытался жить простой, спокойной жизнью, заботясь о сыне и занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Но состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорили о том, что все преобразования не могли в полной мере занять его ум и сердце.

Иными жизненными путями шел Пьер Безухов, но его волновали те же проблемы, что и князя Андрея. «Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?» - Пьер мучительно искал ответы на эти вопросы. В начале романа, на вечере у Анны Павловны Шерер, Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает то «произвести республику в России, то самому быть Наполеоном...». Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, совершает ошибки. Достаточно вспомнить историю с медведем, вызвавшую в свете много шума. Но самой крупной ошибкой, совершенной Пьером в этот период, является его женитьба на низкой и порочной красавице Элен Курагиной. Дуэль с Долоховым открыла Пьеру новый взгляд на мир, он понял, что жить так, как он живет, дальше невозможно.

Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает «переродить порочный род человеческий». В учении масонов Пьера привлекают идеи «равенства, братства и любви», поэтому, прежде всего, он решает облегчить участь крепостных. Ему кажется, что он нашел, наконец, цель и смысл жизни: «И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Но Пьер еще слишком наивен, чтобы понять, что все его преобразования ни к чему не ведут. Толстой, рассказывая о деятельности Пьера в имении, иронизирует над любимым героем.

Возвращаясь из поездки по имениям, Пьер заезжает к князю Андрею. Их встреча, имевшая большое значение для обоих и во многом определившая их дальнейший путь, произошла в имении Богучарово. Они встретились в тот момент, когда каждому из них казалось, что он нашел истину. Но если истина Пьера была счастливая, он недавно приобщился к ней и она переполняла все его существо настолько, что ему хотелось поскорее открыть ее другу, то истина князя Андрея - горькая и опустошающая, и ему ни с кем не хотелось делиться своими мыслями.

Окончательное возрождение Андрея к жизни произошло благодаря его встрече с Наташей Ростовой . Общение с ней открывает Андрею новую, неведомую ранее, сторону жизни - любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она, в отличие от Андрея, не была способна думать о чем-то другом, кроме любви.

История с Анатолем Курагиным разрушила возможное счастье Наташи и князя Андрея. Гордый и самолюбивый Андрей не смог простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, посчитала себя недостойной такого благородного, идеального человека и отреклась от всех радостей жизни. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, вступил в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сблизился с солдатско-крестьянской массой, научился ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. С этого момента он начал смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев- патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Так Андрей Болконский пришел к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате.

После встречи в Богучарово Пьера, как и князя Андрея, ожидали горькие разочарования, в частности в масонстве. Республиканские идеи Пьера не разделялись его «братьями». К тому же Пьер понял, что и среди масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это привело Пьера к разрыву с масонами и к очередному душевному кризису. Так же как и для князя Андрея, целью жизни, идеалом для Пьера стала (хотя он сам еще не понимал и не осознавал этого) любовь к Наташе Ростовой, омраченная узами брака с Элен. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» - эти вопросы не переставали тревожить Безухова.

В этот период состоялась вторая встреча Пьера и Андрея. На этот раз местом для встречи своих героев Толстой избрал Бородино. Здесь произошло решающее для русской и французской армий сражение, и здесь состоялась последняя встреча главных героев романа. На данном периоде князь Андрей воспринимает свою жизнь как «дурно намалеванные картины», подводит ее итоги и размышляет над теми же вечными вопросами. Но пейзаж, на фоне которого даны его размышления («...и эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров, все вокруг преобразилось для него и показалось чем-то страшным и угрожа- ющим»), признак того, что в его опустошенной душе продолжает жить нечто поэтическое, вечное и непостижимое. При этом он продолжает думать и молчать. А Пьер жаждет узнать, стремится слушать и говорить.

Пьер задает Андрею вопросы, за которыми стоят серьезные, еще не оформленные мысли. Князь Андрей не хочет вступать в разговор. Сейчас Пьер не только чужд ему, но и неприятен: на нем лежит отблеск той жизни, которая принесла ему много страданий. И опять, как в Богучарово, князь Андрей начинает говорить и незаметно для себя втягивается в разговор. Это даже не разговор, а монолог князя Андрея, который произносится неожиданно, страстно и содержит смелые и неожиданные мысли. Он говорит по-прежнему злобно-насмешливым тоном, но это не озлобленность и опустошенность, а гнев и боль патриота: «Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву, так как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло».

Пьер слушал друга, стыдясь своего невежества в военном деле, но при этом ощущал, что переживаемый Россией момент - это нечто совсем особенное, и слова друга - профессионального военного, убедили его в истинности своих ощущений. Все, что он видел в этот день, он чем думал и размышлял, «осветилось для него новым светом». Расставание Пьера и Андрея нельзя назвать теплым и дружеским. Но как и в прошлый раз их разговор изменил прежние представления героев о жизни и счастье. Когда Пьер уехал, князь Андрей с новым чувством начал думать о Наташе, «долго и радостно», с чувством, что понимал ее, нанесшую ему серьезное оскорбление. В разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа. Выражая свое отношение к событиям, он говорит, что его мысли созвучны народным. Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единением с народом, борющимся за родную землю.

После встречи с Пьером князь Андрей переходит в новую, совершенно новую для него, фазу жизни. Она созревала давно, но оформилась лишь после того, как он высказал Пьеру все, о чем так долго и мучительно размышлял. Но с этим новым чувством, по мнению автора, он не мог жить. Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть. Раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота, Толстой оборвал его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для князя Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Для Пьера разговор с Андреем стал начальным этапом его духовного очищения. Все последующие события: участие в Бородинском сражении, приключения в занятой неприятелем Москве, плен - приблизили Пьера к народу и способствовали его нравственному перерождению. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» - такое желание овладело Пьером после Бородинского боя. Именно в плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья». Но и на этом Пьер не успокаивается.

В эпилоге Толстой показывает Безухова столь же деятельным и напряженно думающим, как и в начале романа. Ему удалось пронести через время свою наивную непосредственность, он продолжает размышлять над вечными неразрешимыми вопросами. Но если раньше он думал о смысле жизни, то теперь размышляет над тем, как защитить добро и правду. Пути исканий приводят Пьера в тайное политическое общество, борющееся против крепостничества и самодержавия.

Споры Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле жизни отражают внутреннюю борьбу в душе писателя, которая не прекращалась на протяжении всей его жизни. Человек, по мнению писателя, должен постоянно размышлять, искать, ошибаться и снова искать, ибо «спокойствие - это душевная подлость». Таким был он сам, такими качествами он наделил главных героев романа «Война и мир». На примере князя Андрея и Пьера Безухова Толстой показывает, что какими бы разными путями ни шли лучшие из представителей высшего общества в поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни - в единении с родным народом, в любви к этому народу.

Аристотель

Многие люди задаются вопросом – в чем смысл жизни? И затем они старательно ищут ответ на этот вопрос, изучая самые разные мнения известных и не очень людей, которые можно найти в многочисленных источниках информации. А мнений на этот счет много. Кто-то видит смысл жизни в одном, кто-то в другом, а кто-то в третьем. Но в этой статье я покажу вам, уважаемые читатели, что ответ на этот извечный вопрос лежит на поверхности, он достаточно простой и очевидный и его не нужно нигде искать. Этот ответ напрашивается сам собой, нам нужно только внимательнее присмотреться к нашей жизни, и тогда мы сразу все поймем. А жизнь наша, одновременно проста и сложна – она проста по своему замыслу, но сложна с точки зрения самого процесса, когда человеку нужно не просто суметь выжить в этом далеко не самом дружелюбном мире, но и что-то после себя оставить. Вопрос лишь в том – что и зачем нам нужно после себя оставлять и как это сделать? Вот на него я и буду отвечать в этой статье, чтобы объяснить вам, дорогие друзья, в чем заключается смысл жизни человека.

Первым делом хочу сразу сказать вам, что человек, задающийся вопросом о смысле жизни – это с моей точки зрения настоящий человек, разумный человек, человек, умеющий мыслить за рамками своих животных потребностей. Животные не задаются вопросом о смысле жизни – они просто живут. Их задача заключается в том, чтобы выжить и оставить потомство, чтобы продолжить свой род. А вот человек – единственное существо на этой планете, который хочет знать – зачем ему жить, зачем ему выживать, ради чего, ради какой цели? И это очень хороший, очень правильный вопрос. Так что, друзья, задумываясь о смысле жизни – вы подтверждаете свою разумность.

Так вот, взглянув на жизнь людей, как бы со стороны и поразмыслив над ней, я пришел к выводу, что существует объективный и субъективный смысл жизни. Объективный смысл жизни выражается в том, что человеку нужно продолжить свой род, оставив после себя потомство. К этому его призывает инстинкт размножения. То есть, нам нужно продолжить род человеческий, чтобы сохранить человека как вид. На самом деле, многие наши инстинкты направлены именно на это, не только инстинкт размножения, а значит, в этом заключается объективный смысл жизни человека. Таким образом, с точки зрения природы, мы как и животные – должны выживать и размножаться, должны продолжать свой род – это наша задача. Вы спросите – зачем нам продолжать род человеческий, ради какой цели? Честно сказать друзья, я этого не знаю, и никто этого не может знать. Но, мы можем предположить, что все процессы во Вселенной происходят ради достижения какой-то конечной цели, о которой мы с вами знать не можем, потому что не должны. Наша задача – выжить. Вернее, мы должны передать свои гены потомкам, и таким образом сыграть свою роль в долгой истории эволюции. А уж для какой конечной цели нам [людям] необходимо это делать – никто не знает. О том, что мы живем прежде всего для того, чтобы обеспечить бессмертие человеческих генов, писал такой известный английский ученый, как Ричард Докинз, который в своей книге “Эгоистичный ген” очень хорошо объяснил эту мысль. Докинз писал, что главную роль в эволюции играет именно ген, а не особь и не популяция, и главная задача гена – выжить и размножиться, в условиях жесточайшей конкурентной борьбы с другими генами. На самом деле, к этой мысли приходят многие люди, задумывающиеся о смысле жизни, ведь совершенно очевидно, что независимо от наших желаний – наши инстинкты подталкивают каждого из нас к размножению. Задача – передать свои гены, стоит перед каждым из нас. Так что, повторюсь, с этой точки зрения – мы ничем не отличаемся от животных – нам нужно выживать и размножаться, чтобы продолжить жизнь нашего вида.

С другой стороны – мы все-таки хотим знать, ради какой конечной цели мы обеспечиваем бессмертие не только своим генам, но и вообще человеческим генам, мы хотим понять – в чем смысл жизни человечества в целом. Ведь как писал Виктор Франкл в своих книгах – сводя смысл жизни к продолжению рода, мы не отвечаем на этот извечный вопрос, не закрываем его полностью, а перекладываем его на своих потомков. Я с этой точкой зрения скорее не согласен, чем согласен, поскольку незнание человеком конечной цели существования и развития вообще всего во Вселенной, не оставляет вопрос о смысле жизни открытым. Я считаю, что мы, люди, промежуточные звенья в каком-то большом деле, мы часть какого-то замысла, или, возможно, часть эксперимента, проводимым кем-то, кто создал Вселенную со всеми ее законами. Это ведь возможно, согласитесь. Наша задача – сыграть свою роль в течение определенного отрезка времени в материальном мире, а возможно и в нематериальном, после чего, мы должны предоставить такую возможность другим людям – нашим потомкам. Я бы сравнил нас, людей – с отдельными кадрами фильма, которые должны сделать свою работу в течении всего лишь доли секунды, но из которых в конечном счете получается целый фильм со смыслом. Вот мы с вами – частичка Вселенского смысла жизни, и в этом заключается объективный смысл нашей собственной жизни. Таким образом, наши гены стремятся продлить свое бессмертие, а мы должны им в этом помочь, чтобы позволить им прийти к тому, к чему в итоге придет Вселенная.

Нужно ли нам знать о том, к чему стремится Вселенная, какая у нее или у того, кто ее создал, конечная цель? Не думаю, что нам это нужно знать. Я считаю, всему свое время. Возможно мы этого не узнаем, но наши потомки узнают больше, они познают мир еще лучше и поймут что-то, чего сейчас не понимаем мы. Мы с вами видим, по заложенным в нас природой инстинктам, что нам нужно выживать и размножатся, а также делать все, чтобы человечество не просто выжило, но и развивалось, значит именно это нам и нужно делать, не ломая голову над тем, чем в итоге закончится существование человечества. Это смысл нашей жизни, объективный смысл. Впрочем, поразмышлять на эту тему можно, ибо это очень интересная тема. И мы будем это делать.

Теперь давайте поговорим о более интересном – о субъективном смысле нашей жизни, то есть, о том, ради чего мы сами можем хотеть жить. Задумайтесь над тем, ради чего, ради какого дела, хотите прожить свою жизнь именно вы? Не надо искать смысла жизни – придумайте смысл сами. Сами решите – ради чего вам жить. У животных такого выбора нет – их жизнь настроена исключительно на самовоспроизводство, ради объективного смысла, то есть, ради какой-то конечной цели, к которой стремиться природа, Вселенная, и/или тот, кто ее создал. А вот мы с вами можем выбирать, чему посвятить свою жизнь, помимо основной нашей цели – продолжение своего рода. Разве это не здорово? На мой взгляд, это просто чудесно, мы с вами просто счастливчики – мы можем жить не только ради достижения какой-то неведомой нам цели, к которой стремится Вселенная, но и ради чего-то своего, что мы можем назвать – субъективным смыслом нашей жизни. А у каждого из нас могут быть свои представления о том, ради чего и для чего нам жить. Цели в жизни у нас у всех тоже могут быть разные. Так что обеспечивая бессмертие своим генам и в целом генам человечества, мы также можем пожить и для себя – реализовав себя в каком-нибудь значимом и интересном для нас деле, достигнув успеха в чем-то, что для нас важно, и таким образом оставив свое имя в истории, или просто, без всякой надежды на славу, дав человечеству что-то, что после нашей смерти будет приносить ему пользу и существовать еще очень долго. Такой подход к жизни делает ее чудовищно интересной. Мы ведь можем любую сказку сделать былью, порадовав и себя, и других.

Еще очень важно понимать, что жизнь каждого человека является по-своему уникальной, как и сам человек. Из этого следует, что каждый из нас пришел в этот мир, чтобы сыграть свою роль, чтобы сделать свой вклад в историю и развитие человечества и Вселенной. От каждого из нас есть польза, жизнь каждого человека – бесценна и имеет смысл! Поэтому какой бы вы не сделали выбор, решая, чему посвятить свою жизнь, вы в любом случае сделаете правильный выбор – вы сыграете ту роль, которая внесет свой вклад в развитие всей Вселенной. История жизни каждого человека, когда-либо жившего на земле – это бесценный опыт для Вселенной, мы все с вами являемся частью единого целого, без нас целое не может быть целым. Поэтому ваша жизнь, сама по себе, независимо от того, как вы ее проживете – имеет смысл для нас всех, так как она являются частью нас всех. Как человек не может состоять только из костей или только из мяса, так и Вселенная не может быть целостной без каждого из нас и не может развиваться без опыта каждого отдельно взятого человека. Так что жизнь каждого из вас, уважаемые читатели, бесценна! Даже если вы не сможете передать свои гены дальше и ничего за свою жизнь не добьетесь, не создадите ничего существенного – ваша жизнь не будет бессмысленной. Вы все равно сделаете свой вклад в общую историю человечества и историю Вселенной, просто он будет небольшим, важным, нужным, но небольшим. Только не забывайте о том, что вы всегда можете добиться большего, поэтому стремитесь к большему, старайтесь быть более значимым человеком, как для других, так и для самого себя.

И все же, как сделать выбор – чему посвятить свою жизнь? Полагаю, ее следует посвящать чему-то такому, что останется на века и будет служить человечеству долгие годы. Мне кажется, это оптимальный вариант для любого человека, который хочет прожить свою жизнь ярко и интересно. Сделайте свой вклад в нашу историю, дайте миру что-то, что сделает его богаче, лучше, красивее, и я вас уверяю, вы почувствуете огромное удовлетворение от своей жизни, вы почувствуете свою значимость – вы обретете смысл жизни. Каждому из нас не так уж и много отмеряно, поэтому каждая потраченная впустую минута – это потерянная частичка жизни. Поэтому не нужно ничего ждать – нужно идти и делать что-то грандиозное и выдающееся. Кто-то из нас сможет успешно передать свои гены и таким образом обрести генетическое бессмертие, а кто-то сделает что-нибудь такое для человечества, что будет напоминать о нем в течении долгих лет. Но есть и такие люди – которые просто прожгут свою жизнь и канут в лету, не оставив, ни потомства, ни каких-то значимых результатов своего труда, никакого наследия. Вот это, пожалуй, самое страшное для человека – когда в его жизни практически нет никакого смысла, когда он просто живет, чтобы прожить свою жизнь, чтобы, так сказать, отбыть номер и навсегда уйти из этого мира. Но это не судьба человека – это в значительной степени его выбор. За всех говорить не буду, ситуации разные бывают, но у многих из нас есть выбор – как прожить свою жизнь. Мы можем стремиться к тому, чтобы оставить после себя достойное потомство или какие-нибудь значимые для человечества результаты, а лучше и то, и другое, это возможно. А можем просто прожечь свою жизнь, ничем не запомнившись и не оставив после себя не только достойного, но и вообще никакого потомства.

Выше я писал, что так или иначе, мы все вносим свой вклад в историю человечества и в развитие Вселенной, поэтому в жизни каждого человека есть смысл, жизнь каждого человека бесценна. Но это не означает, что нам не нужно стремиться к тому, чтобы оставить свой след в мире. Ведь чем больше мы после себя оставим, чем больше всего хорошего успеем в своей жизни сделать, тем более удовлетворенными своей жизнью мы будем.

Так что, друзья, выбор за вами – решайте, как и ради чего вы будете жить. Будет ли для вас смыслом жизни являться следование законам природы, законам Вселенной, или если хотите, законам Бога, согласно которым вам необходимо передать свои гены максимально успешным образом, продолжив таким образом род человеческий, и/или вы решите добиться в жизни выдающегося успеха в каком-нибудь деле, чтобы что-то существенное после себя оставить людям, человечеству, всеми миру. Вам вполне по силам преуспеть и в том и в другом деле. Оставьте после себя достойное потомство и реализуйте себя в каком-нибудь важном для вас и желательно для других людей деле, чтобы оставить свой след в этом мире, и вы будете полностью удовлетворены своей жизнью, потому что в ней будет действительно большой смысл. Я желаю вам в этом удачи!

В последние годы концепция “образа жизни”, “качества жизни”, разработанная ВОЗ в 80-х годах, приобретает все большее значение в ряде направлений медико-социальных и медико-санитарных исследований в пожилом и старческом возрасте. Доказано, что преобладающее большинство случаев преждевременного старения и смерти является следствием неправильного образа жизни (вредные привычки, несбалансированное питание, алкоголизм, курение, наркомания, экологическое неблагополучие и т.д.). В стратегиях ВОЗ, направленных на достижение здоровья для всех к 2000 году, образ жизни людей рассматривается как область первоочередного внимания, требующая применения уже накопленных знаний и всего объема новой информации.

Понятие “образ жизни” - это широкая категория, включающая индивидуальные формы поведения, активность и реализацию всех возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу. Под образом жизни понимается также количество и качество потребностей человека, человеческие отношения, эмоции и субъективное их выражение.

При изучении повседневной жизни человека концепция образа жизни очень полезна, она отражает внешнее повседневное поведение и интересы отдельных людей и целых общественных групп. Концепция образа жизни может пониматься и как совокупность конкретных подходов каждого человека к использованию ресурсов и возможностей, предоставляемых ему социальными условиями, традициями, образованием, рыночными отношениями. Важными оказываются и мотивации потребностей, принятые в обществе ценности, которые составляют основу поведения.

По мнению Н.Н. Сачук, концепция образа жизни, имея в виду ее применение в социально-медицинских исследованиях, - это установившаяся система форм и видов деятельности, повседневного поведения и взаимоотношений людей при определенных условиях внешней среды, связанных со здоровьем. Выявлена тесная связь между образом жизни и состоянием здоровья пожилых и старых людей. Образ жизни, как и состояние здоровья, является одной из важных предпосылок долгожительства.

Проблема заключается в понимании всего процесса развития человека с раннего детства и до глубокой старости, усвоения его неотвратимости, а также в понимании того, каким образом можно оптимально использовать силы организма как в период молодости и зрелости, когда человек достигает вершины индивидуальных возможностей, так и тогда, когда силы с годами неизбежно уменьшаются. При этом следует привлечь внимание к двум моментам. Первый из них - это роль образа жизни в детстве и в молодости для сохранения дееспособности в пожилом и старческом возрасте. Биологический “облик” старого человека в значительной степени определяется периодами его детства, молодости и зрелости. Вторым моментом является необходимость осознать и усвоить себе, насколько утрата адаптационных возможностей является неизменным атрибутом основных процессов старения организма и насколько влияет на это образ жизни стареющего человека.

Старение и функции организма человека свидетельствуют о том, что филогенетически он приспособлен к деятельности, а не к покою. Это прежде всего обусловлено всей судьбой человеческого вида, его прошлым, когда способность совершать физические усилия была условием выживания. От физической силы, активности, подвижности, быстроты реакции зависели добыча пищи и возможность спастись от более сильного противника, избежать и устранить отрицательное воздействие окружающей среды. Выживали те индивиды, которые обладали более совершенной способностью к физическим усилиям, более совершенными механизмами физиологической адаптации к физическим нагрузкам, чем другие, которые становились добычей зверей, погибали от голода и холода и т.п.

Общеизвестно, что одни люди сохраняют до глубокой старости физическую активность, бодрость духа, внешнюю моложавость, веселый нрав и оптимизм. Другие же “грузнеют”, мрачны, бездеятельны, недовольны собой и окружающим, очень скоро становятся обездвиженными, прикованными к ограниченному пространству, который в конце концов исчерпывается кроватью. Изучая анамнез жизни, образ жизни в предшествующие годы, почти все исследователи убеждаются, что подобные различия между этими двумя основными группами старых людей существовали и ранее; в старости же эти различия стали более явственными и до какой-то степени карикатурными.

Закономерно и естественно, что в пожилом и особенно в старческом возрасте у человека возникает склонность к ограничению двигательной активности, к пренебрежению диетой, к пассивности в отношении многих психогенных стрессов вместо активного им сопротивления. Конечно, такая склонность зависит от личностных особенностей человека, одни находят в себе желание преодолеть эту пассивность, видоизменить или даже полностью заменить жизненные ценности, находя положительные стороны в новом жизненном статусе. Другие же проявляют все меньшее желание использовать те силы, которыми они еще располагают. Это ведет к тому, что со временем выносливость, четкость функционирования неиспользуемых физиологических механизмов уменьшаются. Появляется “заколдованный круг”: двигательная и нервно-психическая пассивность ускоряют процесс постепенной утраты адаптационных возможностей, приближают старость, а с ней все старческие недуги. Возникает сакраментальный вопрос, в какой же степени темп снижения эффективности приспособительных механизмов организма является результатом генетически обусловленных процессов старения и в какой мере на этот процесс влияет образ жизни?

Парадоксально, но факт, что на темп старения, т.е. на скорость снижения адаптационных возможностей организма, активный образ жизни не оказывает непосредственного значения, но физические возможности людей, ведущих пассивный, малоподвижный образ жизни, много меньше, чем у их ровесников, активных и деятельных. Этот парадокс объясняется прежде всего тем, что у двигательно активных людей процесс старения начинается после 25-30 лет с более высокого уровня и поэтому такой человек в возрасте, например, 60 лет в плане своих физических возможностей, выносливости сохраняется даже лучше, чем человек младше на 10-20 лет, но ведущий сидячий образ жизни.

Механизм влияния двигательной активности на организм является многоплановым и весьма сложным. Повышенная двигательная активность в целом увеличивает максимальные физические возможности человека и уменьшает физиологические нагрузки на организм при любой работе, которая не превышает максимальных возможностей. Таким образом, двигательная активность вызывает в организме изменения, которые противоположны изменениям, наступающим в результате старения.

Под влиянием систематической двигательной активности увеличивается максимальная вентиляция легких, дыхание при небольших физических нагрузках становится более экономным, исчезает одышка, возрастает максимальный минутный объем сердца благодаря увеличению объема крови, выбрасываемой сердцем с каждым сокращением. Ускорение деятельности сердца и подъем артериального давления при небольших физических нагрузках становятся меньше, снижается также потребность в кислороде со стороны сердечной мышцы. Возрастает объем крови в организме, происходят изменения функций желез внутренней секреции, увеличиваются запасы энергетических материалов, нарастает сила и выносливость мышц. Мышцы приобретают способность более эффективно использовать кислород в процессе обмена веществ.

Достаточная двигательная активность является наиболее эффективным способом отсрочки старения и уменьшения с возрастом физических возможностей организма, а также связанного с этим снижения трудоспособности и других форм жизненной активности.

Старость приближается к человеку двумя путями: через физиологическое ослабление организма и через психическое ослабление интересов. Доказана взаимозависимость этих процессов, проявляющаяся в психофизическом ослаблении активности человека, при этом снижение психической деятельности влияет на организм как бы упреждающе. По мнению некоторых геронтопсихологов, психическое умирание ускоряет физиологическое, поэтому люди, которым удается долго сохранить психическую активность, продлевают свои зрелые годы в годы ранней старости и отодвигают немощную, глубокую старость. Каждый человек сам выбирает и вырабатывает для себя свой собственный способ старения.

Одной из самых основных задач медицинского обслуживания пожилых и старых людей, помимо лечения конкретных заболеваний медицинскими средствами, является помощь человеку избежать беспомощности и поддержание способности функционирования в целях обеспечения личных потребностей, а также в семье и обществе. Это и есть “качество жизни”, которое тесно связано с общим благосостоянием пожилого и старого человека и являет собой совокупность внутренних и внешних факторов. Одним из косвенных показателей благополучия является число жалоб на психосоматические и органические расстройства, предъявляемые старыми людьми.

При определении ценности здоровья и ответственности за него, т.е. конкретной заботы о собственном здоровье, оказалось, что у очень старых людей обнаруживается самая низкая мотивация заботы о своем собственном здоровье и практически отсутствуют навыки к правильному образу жизни. Как правило, старые люди усилия самого человека в необходимости заботы о здоровье ставят лишь на 4-е место. По их мнению, определяющими здоровье человека являются условия бытовой жизни. Только 33% старых людей стараются получить информацию о проблемах здоровья в их возрасте, причем активность в этом проявляют в основном пожилые женщины. Заслуживает внимание тот факт, что у преобладающего большинства старых людей отмечается очень низкая удовлетворенность своим самочувствием. Проведенные исследования показывают, что между самооценкой собственного здоровья, числом имеющихся хронических заболеваний и уровнем функциональных способностей имеются широкие различия, которые зависят от изучаемой группы населения. Нередко пожилые люди оценивают свое здоровье как хорошее, в то время как объективная оценка обнаруживает низкие функциональные возможности, и наоборот. При обслуживании пожилых и старых людей в первую очередь необходимо обращать внимание на число посещений ими своего участкового врача. Число старых людей, не способных посетить врача и медицинское учреждение, указывает на степень их зависимости от посторонней помощи, свидетельствует о том, что они не получают дома достаточной медицинской помощи.

В последние годы в нашей стране констатируется все более увеличивающаяся низкая медицинская активность среди пожилых и старых людей. Основная причина этому- ухудшение медицинской помощи, внедрение платы за медицинские услуги. Высокий уровень заболеваемости пожилых и старых людей и низкая обращаемость их в медицинские учреждения характерны для многих регионов. В.В. Егоров и П.П. Дорогов среди причин редкого обращения за помощью в поликлинику называют переход на самолечение (41,4%) из-за отсутствия материальной возможности получать или приобретать необходимые лекарства. Эти авторы отмечают на основании проведенного ими исследования, что появились негативные факторы, влияющие на качество медико-социального обслуживания лиц пожилого и старческого возраста. Ухудшение условий, социального положения, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, объективные трудности здравоохранения приводят к нарастанию числа случаев неблагоприятного социально-психологического вида старения, к снижению медицинской активности населения старших возрастов, к широкому распространению самолечения. Авторы высказывают предположение, что следует ожидать увеличения декомпренсированных хронических больных пожилого и старческого возраста, нуждающихся в обслуживании на дому, в потребности в госпитализации. Г.П. Сквирская подчеркивает, что в настоящее время актуальным становится создание медико-социальных центров, социальных центров обслуживания на дому, центров общения и центров реабилитации инвалидов, гериатрических отделений в многопрофильных больницах, научно-практических центров по гериатрии, подготовка кадров в области гериатрии и социальной геронтологии. И.А. Гехт с соавторами обращает внимание на то, что реорганизация системы медицинской помощи населению должна обязательно учитывать складывающуюся демографическую ситуацию, которая однозначно свидетельствует о том, что проблемы старения населения еще долгое время будут весьма актуальными для нашего здравоохранения. Авторы делают вывод, что современная организация медико-социальной помощи пожилым и старым людям должна учитывать и необходимость в психологической поддержке этого контингента. “Неприязнь к непривычному” - очень распространена среди пожилых людей. Все чаще их окружает новое, малопонятное, возникает необходимость в пересмотре своих позиций, угнетают материальные трудности. При оказании медико-социальной помощи пожилым и старым людям важным является помощь им в сохранении интереса к различного рода деятельности и взаимной помощи.

В.В. Егоров сожалеет о том, что существующая в настоящее время сеть гериатрических учреждений недостаточна, а углубляющийся экономический кризис в стране привел к свертыванию многих социальных программ для пожилых и существенно ограничил возможности развития гериатрической помощи. Эффективное медико-социальное обслуживание населения пожилого и старческого возраста может быть налажено только благодаря правильной организации деятельности существующих и создаваемых служб, потребность в которых определяется на высоком научно-методическом уровне.

Loading...Loading...