Кто построил собор Василия Блаженного. А) В роли подлежащего выступает собирательное имя существительные и слова, близкие к ним по значению

Величественный храм, находящийся в центре Москвы, сегодня является не только символом Красной Площади, но и одной из основных достопримечательностей страны. Посмотреть на уникальное творение мастеров средневековья в Москву приезжают со всего мира. И не удивительно, ведь знаменитый храм является объектом Всемирного наследия Юнеско.

Всеобщий интерес к знаменитому памятнику архитектуры возникает неспроста. Во-первых, аналогов этому уникальному сооружению нет больше во всем мире. Единственный храм, имеющий общие черты с Собором Василия Блаженного, стоит в Санкт-Петербурге, и это храм Спас на Крови, прообразом которого и стала московская святыня.

Во-вторых, собор имеет богатейшую историю, он окутан множеством легенд и реальных событий, которые составляют историю Российской империи.


Строительство Собора

На месте одного из красивейших в мире сооружений некогда стояла Троицкая церковь «что на рву» Храм действительно находился на берегу рва, опоясывающего весь Кремль вплоть до 1813 года. Теперь на его место стоит Мавзолей.

В шестнадцатом веке около святыни был похоронен блаженный Василий, в честь которого впоследствии и был назван новый храм. Решил построить храм Иван Грозный, и было это неслучайно. Собор Василия Блаженного имеет интересную историю с самого начала его возведения.

Начиналось все с того, что русские войска на протяжении многих лет не могли завоевать Казань. Все походы заканчивались сокрушительными поражениями, и Иван Грозный был готов практически на все, дабы одержать, наконец, победу.

Так сложилось, что русский царь испытывал большое уважение к блаженному старцу Василию. И на том месте, где тот был погребен, Иван Грозный пообещал возвести самую величественную церковь в мире, если одержит победу над казанским войском.

В результате после первой же победы около Троицкой церкви была построена небольшая деревянная церковь. И в период военной кампании против казанского войска, в честь каждой крупной победы возводилось еще по одной церкви. Каждая из них символизировала день того святого, в праздник которого была одержана победа.

Когда же русское войско с триумфом одержало победу над Казанью, Иван Грозный решил построить церковь «на века». В результате было возведено одно из великолепнейших архитектурных памятников. Мало кому известно, что собор Василия Блаженного в Москве изначально имел 25 церквей и куполов. Однако на сегодня сохранилось только 10. Центральное строение расположено над колокольней и его украшает небольшая главка, выкрашенная под золото. Но некогда центральный купол был намного больше и имел столь же сложную форму, как и большинство куполов собора.

Кроме того, собор имел намного больше декоративных элементов, чем теперь. Над его оформлением работали лучшие художники страны. В результате здание было украшено большим количеством декоративных элементов. К сожалению, до сегодняшних дней сохранились лишь некоторые из них. Хотя собор и сегодня сравнивают с праздничным тортом. Именно этот образ в первую очередь приходит на ум всем, кто впервые видит знаменитое сооружение.

Над планом и строительством собора работали такие великие русские архитекторы, как Постник и Барма. Именно они и являлись авторами уникального плана собора, его неповторимых мотивов, которые и сегодня поражают умы современных архитекторов. Относительно их судьбы существует жутковатая легенда, мол, обоим зодчим по распоряжению Ивана Грозного выкололи глаза сразу по завершении строительства собора. И сделано это было с той целью, чтоб они нигде больше не возвели похожее сооружение.

Но легенда не имеет исторического подтверждения, и вряд ли данные события действительно имели место. Но собор все же остается уникальным в своем роде и является украшением не только Красной площади, но и всей Москвы.

Еще один интересный факт о Покровском соборе, это сроки его возведения. Несмотря на то, что здание считается одним из самых массивных исторических архитектурных памятников, построили его за 5 лет. В отличие от не менее известных соборов и церквей, которые в своем большинстве строились десятилетиями, а то и веками. Период строительства собора 1555-1561 года.


Чем примечателен храм Василия Блаженного в Москве

На территории собора сегодня располагается один из филиалов Государственного исторического музея. С 1931-го года перед собором был возведен уникальный памятник Минину и Пожарскому, который также является одним их самых примечательных украшений Красной площади, а на месте строительства собора до сегодня находятся мощи Василия Блаженного. А рядом с собором расположен предел Рождества Пресвятой Богородицы, где находятся мощи Иоанна Блаженного.

Еще одна достопримечательность святыни, на которую следует обратить особое внимание - это знаменитая коллекция колоколов, украшающая колокольню собора. Красивейшая шатровая колокольня была возведена в 1670-х годах. Именно она и является центром собора. Коллекцию составляют 19 уникальных колоколов, самых ранний из которых был вылит в 1647-м году. А самым поздним экспонатом является колокол, который изготовили в 1996-м году. Коллекция является не только одной из самых ценных в России, но и во всем мире, где уже успели оценить ее историческую уникальность. Так что эти колокола можно смело назвать свидетелями самых ярких событий в российской истории. Кроме этого, собор вмещает в себя огромную коллекцию оружия, многие экспонаты из которой застали еще царя Ивана Грозного.

Кроме того, в соборе находится уникальный иконостас, представляющий огромную историческую и культурную ценность. Его сюда перевезли из разобранного в 1770-м году храма Черниговских чудотворцев.


Некоторые факты из истории

Собор Василия Блаженного, фото которого сегодня может узнать каждый житель страны и большинство туристов, некогда пережил не самые простые времена. Они относятся к тому периоду истории, когда все церкви массово закрывались, и большинство из них были подвержены кандальным разрушениям. Именно поэтому считается чудом то, что огромное сооружение в центре Красной площади простояло до сегодняшних дней. Как свидетельствуют некоторые факты из истории, Иосиф Сталин лично распорядился не трогать собор. Хотя его снос на тот момент и планировался.

В период войны в 1812-м году храм был подвержен серьезным разрушениям, после которых его с большим трудом удалось восстановить. Еще несколько раз собор собирались снести. В 1929-м году храм лишился всех своих куполов, а богослужения в нем были прекращены.

И только в начале девяностых годов собор быт полностью отреставрирован и в нем снова начались богослужения.

Жители Москвы могут посетить этот храм в любой день, а вы можете воспользоваться услугами компании Resort.ru и посетить самое незабываемое чудо в центральной части столицы. Отправляйтесь в путешествия по всему миру с Резортом и вы осознаете, что еще ничего в жизни не видели!

12 июля (на Петра и Павла как гласит храмоздатная надпись) 1561 года был освящен собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как Собор Василия Блаженного. Сотрудники Собора вот уже второй год устраивают вечером "эксклюзивную экскурсию" для блогеров в этот день. Ну кроме большой праздничной программы очень насыщенной.
В этом году праздник приурочен к 460-летнему юбилею закладки и начала строительства Покровского собора (1555 г.).



Мне посчастливилось попасть в компанию блогеров, посетивших в этом году с экскурсией собор, за что большое спасибо ребятам "Маяк Парнаса" и директору Собора Татьяне Сарачевой.

Хорошо, что я пришла по раньше и прошла по Собору до закрытия. На втором ярусе я ходила одна и смогла немного снять интерьеры. Потом в компании блогеров с серьезной фототехникой я уже почти не снимала. Мне было больше интересен рассказ Татьяны Сарачевой.
Огромное спасибо сотрудникам этого уникального музея за такую любовь к "своему" Собору.

Собор действительно уникальный, второго такого найти нельзя.
Царь Иоанн IV Грозный построил его как памятник очень значимой победы "взятия Казани" пришедшийся на праздник Покрова Богоматери 1 октября (14 по новому стилю).
Поэтому главный Храм, самый большой в Соборе в честь этого праздника. И правильное его название Храм Покрова Пресвятой Богородицы что на Рву. Ведь после большого московского пожара Иван III велел окружить Кремль рвом.
До XVII века он еще часто назывался Троицким, ведь считается, что на этом месте стоял деревянный Троицкий храм. Было еще одно название у него - «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха, притом царь вел осля с патриархом пешком за, кажется (вот забыла цену), 200 рублей.

Храм построен без подвала.
Архитектура Покровского собора уникальна. Он представляет собой ансамбль из девяти самостоятельных столпообразных церквей, поставленных на едином подклете.
Самая большая церковь - Покровская, с маленькой главкой. Еще 4 церкви имеют большие главы, остальные 4 чуть меньшие.
Все купола в 16 веке были шлемообразные.
Церкви на втором этаже объединяют две галереи - внутренняя, идущая вокруг центральной Покровской церкви, и внешняя обходная галерея вокруг всех девяти церквей.
С западной стороны к храму примыкают два нарядных крыльца с белокаменными лестницами - северное и южное.
С северо-восточной стороны на уроне подклета пристроена церковь Василия Блаженного.
К юго-востоку от собора расположена шатровая колокольня построенная в XVII в.

Сейчас в Соборе можно увидеть декор с 16 по 19 век. Это своеобразное погружение в историю его строительства и росписи.
Так его отреставрировал в 1920-е годы знаменитый архитектор реставратор Дмитрий Сухов.
Он не стал уничтожать более поздние наслоения как это любил делать позже Барановский.

Это очень хорошо видно во внутренней галерее
например

вот декор 16 века. Правда здесь сделана реставрация недавно совсем. И реставраторы все по линеечке красили - такого конечно быть не может. Но к сожалению в Москве это теперь обычная практика.

собор был не расписан, его украшал кирпичный декор. при этом кирпичи были самой разнообразной формы, из которых делался очень богатый декор.
Сами посмотрите какой портал сохранился.

В подклете Собора (кстати теперь открыто очень большое пространство подклета и там сделаны очень интересные экспозиции, в том числе о строительстве собора и применяемых материалах. там есть разнообразные кирпичи, голосники и т.д.)


вот росписи 17 века. Видны райские цветы, чешуйки и т.д.


на внешней обходной галерее сохранились не тронутые реставраторами подлинные росписи разных времен.
Они очень разнообразны


узор цветочный настолько разнообразен, что найти похожие два не возможно.

Галереи освещают выносные фонари очень красивые. Верх которых украшен декором похожим на главки собора:)))

это более сложные райские цветы 18 века

здесь мне свет понравился


обходная галерея или гульбище сначала было открытое, потом в конце 17 века поставили колонки с арками и укрыли ее от непогоды, ее перекрыли кирпичными сводами.
Музей очень деликатно застеклил галерею. Классная работа. Окно каждой арки индивидуально сделано. они же все кривые. Снаружи при вечернем освещении кажется что и стекол то нет.

в 1680-е годы над открытыми лестницами возведены крыльца с небольшими шатрами


На куполах трех церквей в соборе существует роспись в виде вихревых розеток. Цветом выделены замковые кирпичи которые держат своды. До недавнего времени считали, что эти кирпичи выступают на 5 см от уровня свода. Но при реставрации 2009 года церкви Троицы выяснилось, что свод абсолютно гладкий.


иконостасы церквей выполнены в 17 и 18 веках

пространства церквей настолько маленькие, что я не смогла снять их нормально


В конце XVI в. появились фигурные главы собора – взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время опустошительного пожара.

а в экспозиции подклета есть подлинные кусочки их декора


кусочек купола со стальными чешуйками.


при входе в подклет чугунный пол из плит "солнышко". Он виновник нарушенной гидроизоляции и низ стен при входе отсыревает. Стоит вопрос о снятии этого красивого пола. А жаль.

В экспозиции подклета много очень интересных экспонатов

Темы материала

Его купола вот уже полтысячи лет являются неотъемлемой частью сердца Москвы – Красной площади. Он полон легенд и тайн, разгадать которые пытались на протяжении веков, но не смогли до сих пор.

Храм Василия Блаженного имеет непростую судьбу: он мог сгореть, быть разрушен, разбомблен, но устоял и теперь красуется на открытках, постерах, гравюрах и радует сердца людей. Нарядный и величественный — его называют символом России, ее душой, уникальным архитектурным памятником мировой сокровищницы.

Ослепленные зодчие ослепительного храма

Рождение шедевра архитектурного зодчества историки связывают с победой Руси над Казанским княжеством в 1552 году. Это была третья попытка за семь лет русского войска под командованием Ивана Грозного взять неприступную крепость Казань. Значимость этого события для княжеств была велика, и царь даже дал обещание построить храм в Москве, если удастся одолеть неприятеля. В честь триумфа и было начато строительство самого необычного православного собора.

По легенде, царь лично выбирал архитекторов не только из числа поданных, но и иноземных. Да и задача была, говорят, не из легких: требовалось создать нечто особенное и грандиозное. Имен авторов проекта история не сохранила. Разработку уникального сооружения приписывают двум псковичам, смело взявшимся воплощать задумку царя, не отличавшегося смирным характером.

Они смогли выполнить работу за шесть лет, сделав невозможное – получив признание Ивана Грозного, потрясенного великолепием сооружения и уникальностью идеи архитекторов. Версию о том, что он приказал ослепить зодчих, чтоб они не смогли повторить своего творения, или построить еще более великолепный собор, подтвердить или опровергнуть документоведы не в силах. Никаких данных о столь древних событиях, касающихся ни авторства святыни, ни их судьбы не сохранилось.

Правда, знатоки утверждают, что это была довольно распространенная практика в европейских странах, которую народная молва перенесла и на историю с псковскими умельцами. Существует и стихотворение от 1938 года, вроде как подтверждающее жестокость царя. Поэт Д. Кедрин так и назвал его — «Зодчие», рассказав о трагической судьбе талантливых мастеров, не угодивших царю лишь тем, что отвечая на его вопрос, признались, что могут сотворить еще шедевр, если тот прикажет. Многие исследователи истории Москвы склоняются к тому, что этой байке верить нельзя.

Но то, что на день штурма Казани пришелся праздник Покрова Божией Матери и поэтому храм получил название в ее честь – документальный факт. Ведь историю своих походов и войн каждый правитель поручал летописцам, чтобы сохранить память о себе как о завоевателе земель. Не стал исключением и Иван Грозный, чьи победы и поражения на протяжении четырех десятков лет его правления известны в подробностях. Об этом и не только рассказали и стены монументального сооружения.

Восьмиугольная звезда

Если посмотреть на купола храма сверху, то они складываются в восьмиугольную звезду, находящуюся в квадратном периметре, вписанном в ромб. Восьмерка – символична, как и все, что касается храма. Эта цифра считалась днем Воскресения Христа и символом Святой Богородицы. Например, своды шатра Покровской церкви – восьмигранники, столбов арочных пролетов столько же, а восьмерик и четверик – особый архитектурный стиль, используемый в ее построении.

В проекте этого сооружения вообще много знаков, связанных с Иерусалимом, с историей Руси и ее святыми. Этот ансамбль церквей, в центре которого высится храм Василия Блаженного, скрывает не меньше тайн, чем знаменитый Ковчег.

Даже в двойном названии этого прекрасного сооружения есть секреты. Центральная церковь, вокруг которой еще несколько отдельных и самостоятельных приходов, изначально была освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы и до сих пор официально именуется Покровской. Год окончания ее строительства пришелся на 1561 – дата указана на одной из стен храма. Эту удивительную находку обнаружили при реставрации в 60-х годах прошлого века. Кроме того, очистили и другие надписи под слоем фресок, из которых узнали историю возникновения храма и названия всех входящих в общность церквей.

В те давние времена его высота била рекорды: в столице выше шестидесяти с лишним метров зданий не было. К главному храму примыкали еще пять, объединенные общим основанием. Он напоминает постамент, причем довольно внушительный: Москва неоднократно страдала от весенних паводков, затоплявших, порой, всю площадь вплоть до Кремлевских стен.

Часть значительной коллекцией древнерусской иконописи и редкие предметы церковно-прикладного искусства находятся в нижнем ярусе – постаменте. Он состоит из нескольких помещений, соединенными узкими проходами. Подвалом их назвать сложно, скорее это ниша, довольно надежная, стены которой сделаны из крепкого известняка, и высокая – более шести метров. Именно здесь, поговаривали, хранилась знаменитая библиотека Ивана Грозного, история которой сама по себе заслуживает отдельного разговора. Но никто не знает точно, находилась ли там она когда-нибудь и где теперь: поиски ни к чему не привели. Позже там хранили и царскую казну, и церковное богатство из других храмов. В эту нишу ведет только одна узкая лестница – из главного Собора. О ней не знали до 30-х годов XIX века, ведь выход на нее был заложен кирпичом. Сейчас в нише выставлены иконы, элементы украшения, другие экспонаты, рассказывающие об истории создания шедевра архитектуры, и туда по винтовой лестнице водят туристов.

Архитектурный облик храмового ансамбля многократно менялся: уже через сто лет решено было соорудить дополнительно два крыльца, перекрыть сводами галерею и продолжить роспись стен. Современники могу видеть, как причудливо сочетается древнерусский стиль с фресками и живописные работы различными составами красок XVII-XVIII веков внутри храма.

Покровская – главная церковь – окружена четырьмя большими, высотой до тридцати метров, церквами, а они соседствуют с небольшими, метров пятнадцать в высоту, малыми. Все они соединены не только общим фундаментом, но и внешней галереей со сводами, а также внутренними проходами, хотя имеют и отдельные входы. Каждая имеет собственное название по имени святого.

Свою удивительную расцветку купола и стены получили не сразу: первоначально они были традиционного белоснежного цвета в кирпичной сетке с золотом маковок. Через сто лет, во времена екатерининского правления, появилась роспись стен и куполов. Почему они именно таких расцветок неизвестно, но ученые и историки не оставляют попыток разгадать и эту загадку.

Число колоколов, как утверждают документальные источники, было 25 – по количеству старцев вокруг Христа. Осталось их десять: по одному на каждую церковь. Их достраивали в разное время. Храм Василия Блаженного, названный так по имени московского юродивого, имевшего отношение к строительству храма, якобы отдававшего всю собранную милостыню в его пользу, а позже похороненного на его территории, изначально был невзрачным приделом. Его выстроили в конце XVI века, и он стал десятым в общей группе. То ли народная молва разнесла весть о чудесах, что совершал юродивый, то ли он и правда помогал молящимся исцелиться, но практически сразу храм стали называть его именем. Оно так и прижилось до наших дней.

Церкви не похожи друг на друга, но собранные вместе являются гармоничным произведением. Например, в отличие от соседствующих церквей, вход в Собор Василия Блаженного начинается с первого уровня. Посетителей встречает шедевр екатерининских времен «Богородица Знамение» — икона во всю стену, она считается самой большой из подобного типа.

Через 350 лет на стенах появилось изображение самого святого, и тогда же установили посвященную ему икону. Есть еще одна — более ранняя, датируемая XVIII веком, расположенная в самом иконостасе. В его состав входят старинные образа, а внутри церкви есть и само захоронение Василия Блаженного. Над ним высится резная арка, украшенная росписью и иконами. Многие считают это место одним из самых почитаемых святынь.

Пол, кстати, тоже необычный. Над ним трудились каслинские мастера чугунного дела.

Удивителен по красоте и звук церковных песнопений: он разносится легким ветром вверх благодаря керамическим сосудам, встроенным в стены. Как уверяют знатоки, они несут две функции – держат тепло и резонируют звук.

Церковь была закрыта почти 60 лет, но в день памяти святого в 1997 году распахнула двери для всех желающих. С тех пор остается единственной, где еще проходит служба, все остальные работают не для прихожан, а для туристов.

Под счастливой звездой

В общем-то, у этого храма оказалась счастливая судьба: за 456 лет он выстоял, невзирая на все угрозы, что несли войны, стихийнее бедствия и смена политического строя. Он не раз горел, но его все время реставрировали. Он пережил нашествие Наполеона, который на него заглядывался и даже хотел забрать в качестве трофея, разобрав по кирпичикам, в Париж. А когда пришлось экстренно бежать, то приказал взорвать его. Уберегло чудо: фитили потушил внезапный ливень.

Наибольшие разрушения принесли события 1917-ого года. От снарядов пострадал свод, окна были выбиты, на полу лежали сугробы, а все ценное конфисковано или разграблено. Могли бы взорвать, как это практиковалось большевиками повсеместно, но, отыгрались лишь на настоятеле этой церкви, которого расстреляли вместе с другими неугодными новой власти. В 1928 году приняли решение признать сооружение памятником архитектуры и взять его под государственный надзор. С тех пор он входит в филиальную сеть Государственного исторического музея.

В сталинский период правления на храм покушалось высшее руководство партии. Говорят, что с тех времен сохранился план Красной площади без древнего собора. Молва распространила историю, как вождь народа на демонстративный жест своего приближенного, снявшего с карты Москвы картонную копию храма, рассердился и сказал, чтоб тот поставил его на место. А вот колокола были сняты и долгое время не могли решить, что с ними делать. Хотели переплавить, да видно передумали, может поэтому они сохранились. Эта коллекция из 14 разнокалиберных колоколов – одна из самых редких в мире. Среди них есть и древние: отлитые еще при дворе Ивана Грозного.

Музей потихоньку комплектовал фонды, проводились экскурсии, но в целом, сил хватало лишь на то, чтобы поддерживать его состояние. Огромную роль в его сохранности играли энтузиасты-музейщики.

Закрытым собор был на протяжении всей Великой Отечественной войны, и только на 800-летие столицы – через два года после Победы – открыл свои двери. Надо отметить, что в послевоенный период популярность музея росла.

Начиная с 50-х годов реставраторы расчищали внутренние стены Покровской церкви, где и были обнаружены надписи о дате завершении строительства и другие. Тогда же покрыли медью купола, и они до сих пор остаются прочными. Еще через десять лет на внешней галерее под толстым слоем краски нашли фреску с орнаментами, по которой смогли восстановить первоначальную роспись храма. Она получила название «ковровая».

В начале 90-х годов здание включили в мировой перечень культурного наследия ЮНЕСКО, с чего и началось его возрождение.

Основные реставрационные работы на всем памятнике архитектуры окончены только в 2011 году – это был юбилейный год, церковь отметила 450-летие.

Реставрационные работы ведутся до сих пор, но это знаковое сооружение продолжает работать. Туристам показывают практически все помещения, прихожане ходят только в действующий храм. Православной церкви и музейщикам удалось поделить между собой функции.

Сегодня на фоне древнейшей классики фотографируются десятки миллионов туристов ежегодно. И если б у Собора был свой Инстаграм, то по количеству подписчиков он был бы в топе. Хотя по известности он, итак, бьет рекорды, становясь в один ряд с Эйфелевой башней и Египетскими пирамидами.


Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − так звучит его каноническое полное название.Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля вдоль Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей. .


Н.Дубовский

В настоящее время Покровский собор — филиал Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.



Покровский собор — одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы, Российской Федерации.



Версии о создании


Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве; эта версия ныне устарела


Зворыкин.Борис Годунов

По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения
.



К.Коровин


Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля


Храм Василия Блаженного на гравюре XVII века.

Собор в конце XVI — XIX вв

В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом
.



В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара.


Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения — окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.
Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.


Реставрация

Пожары, бывшие частыми в деревянной Москве, сильно вредили Покровскому собору, и поэтому уже с конца XVI в. в нём проводились ремонтные работы. На протяжении более чем четырёхвековой истории памятника подобные работы неизбежно изменяли его облик в соответствии с эстетическими идеалами каждого века


В документах собора за 1737 г. впервые упоминается имя архитектора Ивана Мичурина, под руководством которого проводились работы по восстановлению архитектуры и интерьеров собора после так называемого «Троицкого» пожара 1737 года. Следующие комплексные ремонтные работы были осуществлены в соборе по повелению Екатерины II в 1784 — 1786 гг.


Руководил ими архитектор Иван Яковлев. В 1900-е — 1912 годах реставрацию Храма осуществил архитектор С. У. Соловьёв. В 1920-е годы ремонтно-реставрационные работы в храме проводили архитекторы Н. С. Курдюков и А. А. Желябужский



Советские годы. Музей

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану, как памятник национального и мирового значения. С этого момента началась его музеефикация. Первым смотрителем стал протоиерей Иоанн Кузнецов. В послереволюционные годы собор находился в бедственном положении. Во многих местах протекала крыша, были выбиты стекла, зимой даже внутри церквей лежал снег. Иоанн Кузнецов в одиночку поддерживал порядок в соборе
.


В 1923 году было принято решение о создании в соборе историко-архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный сотрудник Исторического музея Е.И. Силин. 21 мая музей открыли для посетителей. Началось активное комплектование фондов

Экспонаты музе

В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом Государственного исторического музея. Несмотря на постоянные реставрационные работы, которые ведутся в соборе уже почти столетие, музей всегда открыт для посетителей.









Он закрывался только один раз — во время Великой отечественной войны. В 1929 году в храме были запрещены богослужения, и были сняты колокола. В середине 1930-х гг. храму угрожал снос, однако он избежал разрушения. Cразу же после войны приступили к систематическим работам по восстановлению собора, и 7 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия Москвы, музей вновь открылся. Собор приобрел широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами.


С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви. После длительного перерыва в храме были возобновлены богослужения
.

Структура храма

Купола собора



Высота храма составляет 65 метров. Куполов всего 10. Девять куполов над храмом (по числу престолов):
Покрова Богородицы (центр.),
Св. Троицы (вост.),
Входа Господня в Иерусалим (зап.)
Григория Армянского (сев.-зап.),
Александра Свирского (юго-вост.),
Варлаама Хутынского (юго-зап.),
Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.),
Николая Чудотворца Великорецкого (юж.)
Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.))
плюс один купол над колокольней.


Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань:

Троицы,

В честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки),




Входа во Иерусалим,

В честь муч. Адриана и Наталии (первоначально — в честь свв. Киприана и Иустины — 2 октября),

Свт. Иоанна Милостивого (до XVIII — в честь свт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — 6 ноября),



Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.


В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469—1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца. В 1670-х годах построена шатровая колокольня.



Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).


В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа во Иерусалим находится иконостас из разобранного в то же время Александровского собора.



Последний (перед революцией) настоятель собора, протоиерей Иоанн Восторгов, был расстрелян 23 августа (5 сентября) 1919 года. Впоследствии храм был передан в распоряжение обновленческой общины
.


Первый этаж

«Богоматерь Знамение» в подклете

В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения. Церкви и галереи стоят на едином основании — подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота помещений — около 6,5 м.



Конструкция северного подклета уникальна для XVI в. Его коробовый свод большой протяженности не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями — продухами. Вместе с «дышащим» строительным материалом — кирпичом — они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.



Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нем использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли
.


Оклад Покрова

До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда свое имущество.



В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только посвященные. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. была обнаружена потайная лестница.
В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них — икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора.



Также экспонируются две иконы XVII в. — «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение».
Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Написана в 1780-е гг. В XVIII—XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.



Церковь святого Василия Блаженного

Сень над могилой Василия Блаженного

Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением св. Василия Блаженного. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Федора Иоанновича.


Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора
.


Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала строительства собора (1905 г.). В куполе изображен Спас Вседержитель, в барабане — праотцы, в перекрестиях свода — Деисус (Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода — Евангелисты.
На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Федора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины.

На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец.
Иконостас был выполнен в 1895 г. по проекту архитектора А.М. Павлинова. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова, чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле».


В состав иконостаса входят более ранние иконы: «Богоматерь Смоленская» XVI в. и местный образ «Св. Василий Блаженный на фоне Кремля и Красной площади» XVIII в.

Над захоронением св. Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью. Это одна из почитаемых московских святынь.


На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» (1904 г.)

Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья.

Церковь Василия Блаженного была закрыта в 1929 г. Лишь в конце XX в. было восстановлено ее декоративное убранство. 15 августа 1997 г., в день памяти Святого Василия Блаженного, в церкви во зобновили воскресные и праздничные богослужения.


Второй этаж
Галереи и крыльца

По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX в. застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проемы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами.



Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Ее своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII в. галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. — изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.



Резные кирпичные входы, ведущие в центральную церковь, органично дополняют декор. Портал сохранён в своем первоначальном виде, без поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство. Рельефные детали выложены из специально сформованных лекальных кирпичей, а неглубокий декор выполнен резьбой на месте.



Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня её освещают слюдяные фонари XVII в., которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора.

Пол галереи выложен из кирпича «в ёлку». Здесь сохранились кирпичи XVI в. — более темные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи.



Роспись галереи

Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI в. инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов (квадратов), рёбра которых выполнены из фигурного кирпича.



На этом участке пол выложен особым узором в «розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному.


Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.



На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа Господня в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения входа. Это связано с особой ролью церкви в сложной идейной программе посвящений собора.

Церковь Александра Свирского


Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского

В 1552 г., в день памяти Александра Свирского, состоялась одна из важных битв Казанского похода — разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле
.



Это одна из четырех малых церквей высотой 15 м. Ее основание — четверик — переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом.

Первоначальный облик интерьера церкви восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х гг.: кирпичный пол рисунком в «ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль — символ вечности.

Иконостас церкви реконструирован. Между деревянными балками (тяблами) вплотную друг к другу расположены иконы XVI — начала XVIII в. Нижнюю часть иконостаса закрывают подвесные пелены, искусно вышитые мастерицами. На бархатных пеленах — традиционное изображение Голгофского креста
.

Церковь Варлаама Хутынского

Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского

Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского
.


Это одна из четырех малых церквей собора высотой 15,2 м. Ее основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной — Покрова Богоматери.

Четверик переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV в. Столетием позднее русские умельцы дополнили произведение нюрнбергских мастеров навершием в форме двуглавого орла.



Тябловый иконостас реконструирован в 1920-е гг. и состоит из икон XVI - XVIII вв. Особенность архитектуры церкви — неправильная форма апсиды — определила смещение Царских врат вправо.

Особый интерес представляет отдельно висящая икона «Видение пономаря Тарасия». Она была написана в Новгороде в конце XVI в. Сюжет иконы основан на легенде о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора».

Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев.


Церковь Входа Господня в Иерусалим

Одна из четырех больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства
.


Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства XVI в. Их подлинный вид сохранен без восстановления поврежденных деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчеркивает архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 г.


Существующий ныне иконостас перенесен в 1770 г. из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля. Он богато украшен ажурными оловянными золочеными накладками, которые придают легкость четырехъярусной конструкции. В середине XIX в. иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира. В церкви представлена одна из святынь Покровского собора — икона «Св. Александр Невский в житии» XVII в. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского.



В среднике иконы представлен благоверный князь, а вокруг него расположены 33 клейма с сюжетами из жития святого (чудесами и реальными историческими событиями: Невской битвой, поездкой князя в ханскую ставку, Куликовской битвой).

Церковь Григория Армянского

Северо-западная церковь собора освящена во имя преподобного Григория, просветителя Великой Армении (ум. в 335 г.). Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н.ст.). В 1552 г. в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного — взрыв Арской башни г. Казани.

Одна из четырех малых церквей собора (высотой 15м) представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Ее основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение симметрии вызвано необходимостью устроить проход между этой церковью и центральной — Покрова Богоматери. Световой барабан перекрыт сводом
.


В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI в.: древние окна, полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный «в елку». Как и в XVII в., стены побелены, что подчеркивает строгость и красоту архитектурных деталей.


Тябловый (тябла — деревянные балки с пазами, между которыми крепили иконы) иконостас реконструирован в 1920-е гг. Он состоит из окон XVI-XVII вв. Царские врата смещены влево — из-за нарушения симметрии внутреннего пространства
.


В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого, патриарха Александрийского. Его появление связано с желанием богатого вкладчика Ивана Кислинского переосвятить этот придел в честь своего небесного покровителя (1788 г.). В 1920-е гг. церкви вернули ее прежнее название.



Нижнюю часть иконостаса закрывают шелковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов. Интерьер церкви дополняют так называемые «тощие» свечи — большие деревянные расписные подсвечники старинной формы. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи.


В витрине находятся предметы священнического облачения XVII в.: стихарь и фелонь, шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придает кандило XIX в., украшенное разноцветной эмалью
.

Церковь Киприана и Иустины

Купол церкви Киприана и Иустины
Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV в. Их память отмечается 2 (15 н.ст.) октября. В этот день 1552 г. войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань.


Это одна из четырех больших церквей Покровского собора. Ее высота — 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершен световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-е гг. в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии, в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.


Появление в росписи образов мучеников IV в. Адриана и Наталии связано с переименованием церкви в 1786 г. Богатая вкладчица Наталья Михайловна Хрущева пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь ее небесных покровителей. Тогда же был выполнен и позолоченный иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира (день первый и четвертый).


В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули ее первоначальное название. Недавно она предстала перед посетителями обновленной: в 2007 г. росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке Акционерного общества «Российские железные дороги».

Церковь Николы Великорецкого

Иконостас церкви Николы Великорецкого
Южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий».


В 1555 г. по приказу царя Ивана Грозного принесли чудотворную икону крестным ходом по рекам из Вятки в Москву. Событие большого духовного значения определило посвящение одного из приделов строящегося Покровского собора.
Одна из больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом. Её высота — 28 м.


Древний интерьер церкви сильно постарадал во время пожара 1737 г. Во второй половине XVIII — начале XIX в. сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода. В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним.


В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше — апостолы, в своде — образ Спаса Вседержителя.


Иконостас богато украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. В местном ряду помещен образ «Святитель Николай Чудотворец в житии» XVIII в. Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу, имитирующей парчовую ткань.


Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора.


В конце XVIII в. пол церкви покрыли белокаменными плитами. Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек. Это единственное место в соборе с сохранившимся деревянным полом.
В 2005—2006 гг. иконостас и монументальную живопись церкви отреставрировали при содействии Московской международной валютной биржи.

Церковь Святой Троицы

Восточная освящена во имя Святой Троицы. Считается, что Покровский собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой часто именовали весь храм.


Одна из четырех больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и куполом. Ее высота 21 м. В процессе реставрации 1920-х гг. в этой церкви наиболее полно восстановили древнее архитектурно-декоративное убранство: полуколонны и пилястры, обрамляющие арки-входы нижней части восьмерика, декоративный пояс арочек. В своде купола маломерным кирпичом выложена спираль — символ вечности. Ступенчатые подоконники в сочетании с выбеленной гладью стен и свода делают церковь Троицы особенно светлой и нарядной. Под световым барабаном в стены вмонтированы «голосники» — глиняные сосуды, предназначенные для усиления звука (резонаторы). Церковь освещает старейшее в соборе паникадило русской работы конца XVI в.


На основе реставрационных исследований установлена форма первоначального, так называемого «тяблового» иконостаса («тябла» — деревянные балки с пазами, между которыми крепились иконы вплотную друг к другу). Особенность иконостаса — необычная форма низких царских врат и трехрядные иконы, образующие три канонических чина: пророческий, Деисус и праздничный.
«Троица Ветхозаветная» в местном ряду иконостаса — одна из наиболее древних и почитаемых икон собора второй половины XVI в.

Церковь Трёх Патриархов

Северо-восточная церковь собора освящена во имя трех Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового.
В 1552 г., в день памяти Патриархов, произошло важное событие Казанского похода — разгром войсками царя Ивана Грозного конницы татарского царевича Япанчи, шедшего из Крыма на помощь Казанскому ханству.



Это одна из четырех малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный».
Настенная масляная живопись выполнена в середине XIX в. и отражает в своих сюжетах тогдашнее изменение названия церкви. В связи с переносом престола соборной церкви Григория Армянского, она была переосвящена в память просветителя Великой Армении.


Первый ярус росписи посвящен житию святого Григория Армянского, во втором ярусе — история образа Спаса Нерукотворного, принесение его царю Авгарю в малоазийский г. Едессу, а также сцены из жития константинопольских Патриархов.
Пятиярусный иконостас сочетает барочные элементы с классическими. Это единственная в соборе алтарная преграда середины XIX в. Она была выполнена специально для этой церкви.
В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности, церкви вернули ее первоначальное название. Продолжая традиции русских меценатов, руководство Московской Международной Валютной Биржи содействовало реставрации интерьера церкви в 2007 г. Впервые за многие годы посетители смогли увидеть одну из интереснейших церквей собора.

Центральная церковь Покрова Богородицы

Иконостас


Колокольня

Внутренний вид барабана центрального купола

Современная колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы.
Ко второй половине XVII в. старая звонница обветшала и пришла в негодность. В 1680-х гг. ее сменила колокольня, которая и стоит по сей день.

Основание колокольни представляет из себя массивный высокий четверик, на который поставлен восьмерик с открытой площадкой. Площадка огорожена восемью столбами, соединенными арочными пролетами, и увенчана высоким восьмигранным шатром.
Ребра шатра украшены разноцветными изразцами с белой, желтой, синей и коричневой поливой. Грани покрыты фигурной зеленой черепицей. Завершает шатер небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом. В шатре находятся небольшие окошки — так называемые «слухи», предназначенные для усиления звука колоколов.

Внутри открытой площадки и в арочных проемах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX вв. В 1990 г., после долгого периода молчания, они снова стали использоваться. Гиляровская Н. Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве: Памятник русской архитектуры ХVI-ХVII века. - М.-Л.: Искусство, 1943. - 12, Волков А. М. Зодчие: Роман / Послесловие: доктор исторических наук А. А. Зимин; Рисунки И. Година. - Переизд. - М.: Детская литература, 1986. - 384 с. - (Библиотечная серия). - 100 000 экз. (1-е издание - 1954) Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. - М.: Искусство, 1983. - С. 398-403

Знаменитый красочный храм Покрова на Рву, одна из главных достопримечательностей Москвы, был возведён в 1555-1561 годах в ознаменование взятия Казани русскими войсками в 1552 году. Он был освящён в честь праздника Покрова потому, что приступ русских войск к Казани начался именно в этот день. Мы привыкли воспринимать собор как единый, но на самом деле он состоит из десяти самостоятельных храмов. Отсюда такой причудливый, уникальный облик всего собора, или, лучше сказать, храмового комплекса.

Первоначально храмов было девять, причём центральный был посвящен Покровам Богородицы, а остальные восемь - определенному празднику или святому, в чей день произошло то или иное достопамятное событие, связанное с осадой Казани. В 1588 году к комплексу была пристроена церковь над захоронением известного московского блаженного Василия, и вот она-то только и имеет право называться в строгом смысле слова церковью Василия Блаженного.

Итак, мы будем говорить о Покровском многоцерковном соборе, каким его возводили в 1555-1561 гг. Во многих книгах и в наше время можно прочесть, что сооружение его осуществлялось под началом двух мастеров - Бармы и Посника. Есть, правда, версии, будто строительством руководили неизвестные итальянские мастера. Но она не имеет никакого документального подтверждения и никакой аргументации, кроме необычного вида собора. Н.М. Карамзин сгоряча назвал стиль Покровского собора «готическим», но это абсолютно неверно с искусствоведческой точки зрения, и только авторитет «первого русского историографа» позволяет некоторым до сих пор настаивать на иноземном авторстве самобытного храма Василия Блаженного.
Откуда же взялось мнение, что строительством руководили два мастера?

В 1896 году священник Иван Кузнецов опубликовал выдержку из рукописного сборника, хранившегося тогда в Румянцевском музее. Сборник этот был составлен не ранее конца XVII – начала XVIII века. В нем содержится «Сказание о перенесении чудотворного образа Николая чудотворца», который был царским даром Покровскому собору. В этом позднем сказании говорится, что царь Иван Грозный вскоре после взятия Казани поставил семь деревянных церквей вокруг большей, восьмой, каменной, около Фроловских ворот (т.е. с XVII века ворот Спасской башни Кремля). «И потом даровал ему Бог двух мастеров русских, по прозвищу Барма и Постник, бывших мудрыми и пригодными к такому чудесному делу». Эта информация о «двух мастерах» была принята большинством историков на веру.

А ведь сказание, переосмыслявшее старое предание, являлось не летописным текстом. К тому же напомним, что выражение «по прозвищу» в тогдашнем русском языке, как и сейчас, означало только прозвище человека, а не его собственное имя. Бармой могли называть умелого мастера, так как бармы - это оплечья на одежды царей и духовных сановников, богато и разнообразно украшенные и требующие искусного и тщательного исполнения. Посник же, или Постник, - имя собственное. Поэтому не логично, что в «Сказании» первый мастер назван только по прозвищу без имени, а второй - только по имени без прозвища.

Более достоверным можно считать текст из «Русского Летописца от начала Русской земли до восшествия на престол царя Алексея Михайловича», написанного в первой половине XVII века, то есть по времени намного более близкого к интересующему нас событию. В нём читаем: «В том же году повелением царя и государя и великого князя Ивана была начата церковь, обещанная за взятие Казани в честь Троицы и Покрова…, а мастером был Барма с товарищами». Здесь назван только один зодчий, но, очевидно, не вследствие незнания имени второго мастера (Посника), а потому, что это был один и тот же человек.

Впоследствии был найден еще один источник, свидетельствующий, что имена Посник и Барма действительно относятся к одному, а не к двум лицам. Из него следует, что рукопись Судебника 1550 года принадлежала до 1633 года монастырскому стряпчему, московскому служилому человеку Дружине. Дружина был сыном Тарутия и внуком Посника, имевшего прозвище Барма. Дело кажется совершенно ясным: два мифических мастера, одного из которых звали Барма, а другого - Посник, соединяются в одно историческое лицо – Посника (это, понятно, не крестильное имя, а нечто вроде современной фамилии) по прозвищу Барма, означавшему, что сей человек искусен в ремёслах.

Причём зодчий Постник того времени известен по постройкам ещё ряда сооружений, а именно: Казанского кремля, Никольского и Успенского соборов в Свияжске. Однако сей факт, блестяще доказанный ещё в 1957 году отечественным археологом Н.Ф. Калининым, до сих пор обходят своим вниманием многие историки и искусствоведы, которые по привычке твердят о Барме и Постнике как о двух строителях Покровского собора.

Loading...Loading...