Нотр дам д пари. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), описание, фото! Завершающие работы длиною в век

В античные времена на месте собора Парижской Богоматери находился галло - римский храм, посвящённый богу Юпитеру, с приходом христианства храм уступил место базилике.

В 1163 году епископ Мориса де Сулли на этом месте начал строительство Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари). Сначала были построены хоры, а затем, между 1180 и 1245 годами, были добавлены главный фасад и башни, пристроенные по инициативе епископа Эда де Сулли. Под руководством архитектора Жана из Шелл были возведены капеллы в нефах и в хорах.

Около 1250 года по проекту того же Жана из Шелл построили фасад северного крыла трансепта, а восемь лет спустя началось строительство фасада южного крыла, спроектированного Пьером из Монтрёйля. Строительство собора завершили в 1345 году.

В 13 - 14 века Нотр - Дам был сосредоточением духовной власти , из стен семинарии собора вышло шесть епископов , но в последствии он уступил первенство другим епархиям города с центрами в соборах Реймс и Сен-Дени.


Саша Митрахович 20.12.2015 13:40


История начинается в далёкие античные времена, тогда на месте , где сейчас стоит находился галло - римский храм, посвящённый богу Юпитеру. С усилением влияния христианства античный языческий храм уступил место базилике.

В 1163 году по воле епископа Мориса де Сулли на этом месте было начато строительство . Сначала были построены хоры, а затем, между 1180 и 1245 годами, были добавлены главный фасад и башни, пристроенные по инициативе епископа Эда де Сулли. Под руководством архитектора Жана из Шелл были возведены капеллы в нефах и в хорах.

Около 1250 года по проекту того же Жана из Шелл построили фасад северного крыла трансепта, а восемь лет спустя началось строительство фасада южного крыла, спроектированного Пьером из Монтрёйля. Строительные работы закончились в 1345 году.

В соборе Нотр-Дам крестоносцы возносили благодатные молитвы перед походами за гробом господним, в этих стенах впервые собрался парламент . В 1422 году в соборе венчались Франциск II и Мария Стюарт, а 150 лет спустя - Генрих Наваррский и Маргарита де Валуа. Богатые парижане были уверены в безопасности этого места и несли хранить сюда свои ценности.


Саша Митрахович 20.12.2015 13:58


Когда во королём был Людовик XIV, начал терять свою значимость и влиятельность, гробницы в стенах храма были разграблены а великолепные витражи в розах разбиты и уничтожены.

Ещё более усугубила положение Собора накатившаяся Французская революция. В планах лидера якобинского движения Робеспьера значилось полное уничтожение собора. Но жители не хотели лишиться своего великолепного храма и собрали откупные в пользу революционеров.

Сам Собор был спасён, но скульптурам иудейских царей на фасадах были срублены головы да уникальные колокола и надгробия переплавили на пушки и пули. Разграблению подверглись великие сокровища храма а в стенах великого сооружения был организован винный склад.

Приход к власти Наполеона I вернуло к жизни уже порядком обветшалое и разрушающее здание Парижского собора. Наполеон выбрал этот храм для своей коронации как императора, облезлые стены задрапировали и помпезно украсили для величественной церемонии.

Время, небрежность людей, войны и попытки грабежей причинили зданию собора значительные повреждения, и в 1844 году под руководством Э.Э. Виолле - ле - Дюка были начаты восстановительные работы, завершившиеся в 1864.


Саша Митрахович 20.12.2015 14:16


Виктор Гюго сюжетом своего популярного романа «Собор Парижской Богоматери», в котором он детально описывал плачевное состояние здания, вернул интерес общественности к великому храму

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) – это один из шедевров мировой готической архитектуры, который возвышается над островом Сите как огромный корабль, поставленный на якорь при помощи мощных контрфорсов.

Время посещения собора: понедельник-суббота с 8.00 до 19.00, а также в воскресенье, 8.00-12.30, 14.00-17.00; вход свободный; метро St-Michel/Cite.

Вы можете и не узнать об существовании контрфорсов, если не подойдете к этому удивительному сооружению в виде буквы «Н».

Эта наиболее впечатляющая архитектурная особенность внешнего оформления собора заключается в том, что его вертикальные опоры уравновешиваются горизонтальной линией фриза и галереи, которые центрированы относительно окна-розы.

Собор Нотр-Дам-де-Пари представляет собой массивное строение, результат продуманного архитектурного замысла, реализующего в какой-то степени традиции романского стиля. Собор Парижской Богоматери был построен на месте старого собора Сент-Этьен, который, в свою очередь, был возведён на месте галло-римского храма, посвященного Юпитеру.

Строительство данного собора началось еще в 1160 году под покровительством архиепископа Парижа Мориса де Сюлли, а завершилось приблизительно в 1345 году. Семинарии Нотр-Дама фактически стали сосредоточением духовной власти, в период ХIII-ХIV столетия. Из их стен вышло шесть епископов, однако впоследствии собор частично утратил свое превосходство, уступив олимп первенства таким епархиям, как соборы в Реймсе и Сен-Дени.

Проходили столетия, и собор постепенно приходил в упадок. Особенно большой ущерб был нанесен ему во времена Французской революции , когда наиболее яростные приверженцы революционной идеи принялись разрушать статуи иудейских царей на западном фасаде собора, приняв их по невежеству и необразованности за французских монархов.

Значимость собора немного возросла после того, как в 1804 году Наполеон Бонапарт короновался здесь как император, однако к этому времени стены собора настолько обветшали, что для создания величественной обстановки коронации их пришлось даже задрапировать.

Долгожданная реставрация собора Парижской Богоматери началась лишь в 20-х годах XIX столетия во многом благодаря ходатайству Виктора Гюго, который привлек внимание широких кругов общественности к этой проблеме в своем романе «Собор Парижской Богоматери», в котором он детально описал плачевное состояние собора.

Виктор Гюго, как и другие писатели романтического жанра, с благоговением относился к готической архитектуре, всерьёз считая, что вздымающиеся ввысь нефы великих соборов служат лучшим пристанищем для «измученных душ».

Реставрация собора была поручена архитектору Виолле-ле-Дюку, который провел весьма объёмные и тщательные восстановительные работы, по мнению некоторых специалистов, даже через чур тщательные.

Была восстановлена большая часть утраченных статуй фасада (их оригиналы ныне хранятся в Национальном музее Средневековья), добавлен шпиль, а также установлены мрачные горгульи (рыльца водосточных труб в виде фантастических фигур).

Их вы сможете увидеть с близкого расстояния, если отважитесь подняться на башни собора (время посещения ежедневно, апрель-сентябрь, понедельник-четверг с 9.00 до 19.30, пятница-воскресенье 9.00-21.00; октябрь-март, 10.00-17.00; стоимость 7 евро). К началу нового тысячелетия фасад собора качественно отмыли, удалив с него глубоко въевшуюся грязь, после чего стала отчетливо видна изумительная по своей красоте резьба на порталах собора.

Пожалуй, прежде всего, взгляд останавливается на центральном портале, представляющем «Судный день». Нижний фриз - это сплошное движение усопших, восстающих из своих могил, тогда как в верхней части восседает Христос, который и вершит Страшный суд. Людей, находящихся по его правую руку, он отправляет в рай, тогда как грешники, находящиеся по левую руку обречены на страшные муки в аду.

Любопытно, что среди изображённых грешников присутствуют люди, похожие на епископов и монархов, из чего следует, что средневековые мастера имели возможность критиковать сильных мира сего. Мастерам было присуще также и чувство юмора: вокруг арки портала изображены резвые шаловливые ангелы, моделями для которых, как говорят, выступали мальчики из церковного хора.

На левом портале изображена Дева Мария, которую венчает Христос; нижний фриз портала представляет сцены из ее жизни. На правом портале Дева Мария на троне, ниже можно увидеть сцены из жизни Святой Анны (матери Марии) и Христа.

В этих сценах используются визуальные средства и символика, помогающие понять их не как отдельные эпизоды, а как нечто единое целое. Так, например, в сцене рождения Христа младенец расположен выше Марии, что указывает на его более высокий статус, при этом он лежит не в колыбели, а на алтаре, что, как полагают историки, содержит намек на его будущую роль жертвы.

Внутри собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) вас, несомненно, поразит удивительный контраст между мраком центрального нефа и светом, падающим на первую большую колонну хора, - этим как бы подчеркивается святость алтаря.

Этот свет попадает в Нотр-Дам через дальние стены трансептов, которые на две трети состоят из стекла, включая великолепные пурпурные окна-розы. Все это, включая свод и парящие колонны, достигающие начала сводов, типично готические архитектурные элементы, тогда как простор вокруг колонн нефа и общее стремление к квадратному пространству характерно для романского стиля.

Сокровищница собора Парижской Богоматери

Сокровищница собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), трезор (время посещения ежедневно с 9.30 до 18.00; стоимость 3 евро) содержит в основном богато украшенные дароносицы и потиры XIX века, но в общем ценность коллекции вряд ли заслуживает указанной входной платы.

В соборе проводятся бесплатные экскурсии; сбор при входе у экскурсионного стола. Можно также объединить осмотр интерьера с органными концертами (вход свободный), которые проходят каждое воскресенье в 16.00 или 17.00. Орган собора считается одним из лучших во всей Франции. Он был создан великим мастером XIX столетии, Аристидом Кавалье-Колем и насчитывает более шести тысяч труб.

Прежде чем покинуть Нотр-Дам-де-Пари, посетите садик у восточной части собора, чтобы посмотреть на арочные контрфорсы, поддерживающие клирос, а затем прогуляйтесь вдоль реки под южным трансептом. Здесь вы можете немного посидеть весной под опадающими белыми лепестками цветущих вишен.

К северу, на другой стороне собора, расположены улицы Шануанесс, Юрзен и Коломб, три улицы из тех немногих, которые барон Осман обошел своим вниманием. В них нет ничего особенного, кроме старых зданий, по которым можно судить о том, как прежде выглядел остров Сите .

Нулевой километр и Крипта собора Нотр-Дам

Нотр-Дам - символический центр не только Парижа, но и всей страны: здесь, на паперти около собора находится знак (отмеченный бронзовой звездой) так называемого «нулевого километра» точки, от которой исчисляются протяженностью всех основных дорог Франции.

Напротив собора, в конце площади, есть ступеньки, которые ведут в освещенную дневным светом Крипту собора Нотр-Дам (время посещения вторник-воскресенье с 10.00 до 18.00, цена 3,50 евро), которую стоит посетить, если вы интересуетесь историей острова.

На этом большом пространстве, расположенном под папертью собора и представляющем собой результат археологических раскопок, можно увидеть остатки старого собора, а также улиц и домов, когда-то окружавших Нотр-Дам-де-Пари.

Большая их часть относится к эпохе Средневековья , но некоторые к галло-римским временам и представляют собой фрагменты римской отопительной системы под полом (она называется «гипокауст»).

    Официальный сайт: www.notredamedeparis.fr

Больше фотографий Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) тут: Фотогалерея

Собор Парижской Богоматери или Нотр Дам де Пари

Дарья Нессель | Апр 16, 2019

Собор Парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари) - самое знаменитое священное сооружение Европы, грандиозный, величественный и немного мрачный собор, находящийся во французской столице, которая безусловно, прекрасна. Она поражает своим культурным достоянием, маня туристов со всех уголков земного шара.

Немного истории

Раньше на этом месте находилась небольшая церквушка, а неподалёку соборный комплекс Божьей Матери. В XII веке они частично разрушились, епископ Морис де Сюлли решил построить новое сооружение.

В 1163 году Папа Александр III благословил строительство. Кроме сторонников, было и большое количество противников стройки, так епископ Бернар, протестовал и считал, что казна не перенесёт столь дорогое событие, к тому же в это время в стране царил голод.

Строительство Нотр Дам де Пари затянулось и длилось почти два века. Над фасадом трудились более десятка архитекторов, каменщиков, кузнецов. Всё завершилось в 1345. Из-за долгого возведения, можно увидеть отражение нескольких архитектурных и художественных стилей.

Собор Парижской Богоматери не только стал священным символом города, но и участвовал во многих исторических событиях страны и мира. Так, в нём венчалась Маргарита Валуа с Генрихом Наваррским. Смешным был тот факт, что новоиспечённого супруга даже не пустили в зал, так как он являлся представителем иной веры. Генрих стоял в небольшом дворике вблизи главных дверей, а его будущая супруга запоминала все главные моменты венчания, передавая их жениху. По истечении десяти лет они повторили ритуал, когда Генрих всё-таки принял католичество, став королём.

В 1804, в стенах собора проходила коронация Наполеона.

Но не всегда священному сооружению уделялось столь почётное место. В период правления Людовика XIV большинство гробниц и витражных окон были зверски разрушены, уничтожены реликвии и ценные экспонаты. После потребовалась много времени и денег на реконструкцию и реставрацию здания и внутренних залов.

Печальное событие произошло в наше время с собором. Вечером 15 апреля 2019 года в соборе Парижской Богоматери случился пожар. Башня рухнула, а все здание сильно пострадало. На данный момент идут восстановительные работы, будем надеяться, что столь великая постройка вновь порадует глаз туриста и местных жителей.

Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери

Зайдя внутрь собора Парижской Богоматери, вы окунётесь в полумрак, не спасают даже невероятно красивые витражи из цветного стекла. На входе, по традиции, находится небольшая сувенирная лавочка, где можно купить сувениры, открытки и иные атрибуты.

В главном зале расположены скамейки и стулья для службы. Здесь часто можно увидеть верующих, тихо читающих молитву. В знак уважения в залах нужно вести себя тихо, чтобы не прерывать покой прихожан.

Любуясь потолками с массивными сводами и узорчатыми арками, следует пройти в капеллы - небольшие комнатки, с алтарём и скамеечкой. В двух первых нишах висят картины с изображениями Святого Стефана и Андрея.

Пройдя немного вперёд можно увидеть проход к главному алтарю, по бокам нельзя не заметить округлые витражи.

С правой стороны есть сокровищница, где хранится подлинная реликвия - терновый венок Христа, часть креста и гвоздь, где он был распят.

Над алтарём возвышается фигура Дам де Пари - божией матери. У её подножья всегда корзины и охапки белых цветов.



Внутреннее убранство собора Нотр Дам де Пари

Кроме всего этого, можно посмотреть на странную люстру нереальных размеров, множество гробниц, где покоятся священнослужители и удивительной красоты орган, а в отдельной комнате есть целая кукольная коллекция, с главными героинями священных историй.

Легенды Нотр Дам де Пари

На протяжении многих веков собор был настоящей книгой, на его фасаде изображалась вся история христианского мира.

Многие эзотерики считают собор «справочником оккультизма». Есть легенда, что в стенах Нотр Дам де Пари зашифрован код, заложенный первыми архитекторами. Разгадавший код, узнает где спрятана одна из самых таинственных мировых реликвий - философский камень, способный творить чудеса, воскрешать из мёртвых, давать вечную жизнь.

Другая история гласит об участии владыки подземного мира, приложившего руку к строительству. Так, кузнецу приказали выковать невероятной сложности ворота. Несколько дней мастер пытался выполнить работу, но всё было безрезультатно, кузнец призвал на помощь дьявольские силы. Наутро у центрального входа нашли бездыханное тело бедняги и невероятной красоты ворота. Они сразу были установлены, но обнаружилась иная проблема, их было невозможно открыть. Строители обратились к служителям, те, в свою очередь, окропили замки святой водой, только после этого их удалось открыть. До сих пор кузнецы не могут воссоздать технологию, по которой были выкованы ворота, вторых таких больше не существует.

Горгульи и химеры собора Парижской Богоматери

Осматривая собор Парижской Богоматери, нельзя не заметить устрашающие фигуры, и это непросто декоративное украшение, они наполнены тайными и местническим содержанием.

Химеры с древних веков считались безмолвными стражниками святых мест. С наступлением ночи, когда на город опускаются сумерки они оживают, обходят свои вечные владения, храня покой сооружения. По замыслу древних архитекторов они показывают всю сущность человека, множество характеров и черт: печаль, злость, улыбку, радость или каменные слезы.

Фигуры словно живые существа, есть легенда, что если долго наблюдать за ними в полумраке, можно заметить, что камень постепенно оживает. Не забудьте сфотографироваться с химерой, и как бы вы ни старались, всё равно будете казаться каменным изваянием.

В соборе есть даже целая Галерея скульптур, находящаяся в северной башни. Чтобы посмотреть на них, нужно всего лишь пройти 387 ступенек, здесь вы увидите неповторимую коллекцию, и насладитесь потрясающим видом на .

Венец коллекции Нотр-Дама - химера Стрикс. Ночной демон, несмотря на мужское имя, это полуженщина-полуптица, испускающая во мраке душераздирающий крик. По легендам она питается кровью новорождённых, похищает маленьких детей своими лапами с огромными, острыми когтями.

В отличие от химер, горгульи на фасаде здания появились позже, только в Средние века. Эти два мифических существа выполняют совершенно разные функции.

В переводе горгулья - это водосточная труба, так что это даже не чудовище, а просто украшение труб. Потоки не стекают в хаотичном порядке, а с помощью системы водостока равномерно стекают в нужных местах, прямо в канализационные люки.

  • В 1944 году в столицу вошли союзнические войска, город ещё не был полностью освобождён от немцев, но горожане, не дождавшись полной победы, ударили в колокол, означающей хорошую весть.
  • Крыша храма весить двести тонн, всё из-за большого количества свинцовых плит, тогда ещё не знали о его вредных свойствах.
  • Виктор Гюго создал свой одноимённый шедевр (роман) не только из-за любви к искусству, он хотел привлечь внимание, в то время ходили слухи о снесении здания.

)
Метро: Cite или St-Michel RER: St-Michel
Время работы: с 8:00 до 18:45 (до 19:15 по субботам и воскресеньям)
Вход: вход в собор бесплатный. В башни - 8 Евро для взрослых, 5 Евро от 18 до 25 лет, до 18 лет бесплатно.
N.B.: Проводятся бесплатные экскурсии по собору на русском языке каждую среду в 14:00
и субботу в 14:30
Фото: подборка фотографий размещена в разделе Фотогалерея
Сайт: www.notredamedeparis.fr

В самом сердце Парижа, на восточной части острова Сите, величественно возвышается жемчужина французской готической архитектуры - кафедральный собор Нотр-Дам де Пари (Notre-Dame de Paris) - Собор Парижской Богоматери.

С троительство, продолжавшееся в общей сложности около двух веков, было начато в 1163 году епископом Морисом де Сюлли на святой земле, где ранее располагалась церковь, построенная еще римлянами, а затем и христианская базилика. Епископ де Сюлли потратил на возведение Собора значительную часть как своего состояния, так и своей жизни.

П о завершению строительства, величественный собор Нотр-Дам де Пари с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и пышных национальных похорон.

В о время Французской революции в 1790-х годах Нотр-Дам де Пари, как и большинство других религиозных и монархических символов страны, сильно пострадал. Так, например, ошибочно принятые за образы королей Франции, были буквально обезглавлены каменные изваяния библейских королей Иудеи (некоторе число пострадавших от вандализма элементов статуй были найдены только XX-м веке).

Р еставрация находившегося в крайне плачевном состоянии собора началась только в 1845 под руководством архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка и продлилась более двадцати лет. За это время помимо воссоздания первоначального облика собора архитектором был возведен готический шпиль и создана Галерея Химер с поражающими воображение статуями и образами несуществующих птиц, демонов и монстров.

Б удучи построенным во времена, когда большую часть населения страны никак нельзя было назвать хорошо образованной, а история религии передавалась буквально из уст в уста, Нотр-Дам де Пари излагает эпизоды и события Библии в своих порталах, картинах и витражах. Настенной живописи, как впрочем и в других готических храмах, здесь нет, а единственным источником цвета и красок являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон. Свет, проходя сквозь эти «стеклянные картины», приобретал загадочный цвет, вызывая у верующих священный трепет.

У верующих есть возможность поклониться святыням. В первую пятницу каждого месяца и в Страстную Пятницу католического Великого поста Терновый венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от него выносятся для поклонения. Очередь к святыням необходимо занимать заранее, до начала самой церемонии, т.к. желающих поклониться святыням крайне много.

К аждое воскресенье можно посетить католическую мессу и послушать звучание самого большого органа во Франции совершенно бесплатно. Необыкновенен собор и благодаря уникальному звучанию своего шеститонного колокола, у которого по легенде и изливал свою боль Квазимодо.

О дну из самых красивых смотровых площадок в Париже, находящейся в южной башне Собора, от земли отделяют 402 ступени. Если погодные условия или настроение не благоприятствуют подниматься так высоко, поднимитесь на балкон 1-го уровня - Галерею Химер - всего 255 ступеней по каменной винтовой лестнице.

Н а площади у подножия Собора обратите внимание на бронзовую звезду «нулевого километра» (kilometre zero) - с XVII века начало всех дорог Франции. Такую же символичную отметку Вы найдете и в Москве на небольшом «пятачке» между Манежной и Красной площадью.

Н отр-Дам де Пари - третья по популярности достопримечательность Парижа - ежегодно привлекает около 12 миллионов туристов.

О братите внимание, что время работы башен и Галлереи химер отличается от времени работы Собора Нотр-Дам:

1 апреля - 30 сентября: с 10:00 до 18:30 (а по субботам и воскресеньям в июне, июле и августе до 23:00)
1 октября - 31 марта: с 10:00 до 17:30
Вход прекращается за 45 минут до закрытия

Адрес: Франция, Париж, 4-ый округ, остров Сите
Начало строительства: 1163 год
Окончание строительства: 1345 год
Архитекторы: Жан де Шель, Пьер де Монтрей
Высота башен (колоколен): 69 м.
Основные достопримечательности: Терновый венец, гвоздь (которым был прибит к кресту Иисус Христос), и часть самого креста, колокола собора, большой орган
Координаты: 48°51"10.7"N 2°21"00.6"E

Содержание:

Краткое описание

Начиная материал о легендарном Нотр-Дам де Пари, хотелось бы сразу отметить, что описать историю, легенды, особенности архитектуры величайшего в мире католического храма вкратце не получится. Правильнее будет сказать, даже краткий рассказ об этом удивительном месте потребует много времени.

Практически все французские гиды, проводящие экскурсии по Парижу , зачастую говорят, что во время того, как они рассказывают историю Собора Парижской Богоматери и знакомят туристов с его архитектурой, внутренним убранством и бесценными сокровищами, их не покидает ощущение того, что они находятся в месте невероятной силы. В соборе, у которого почти в любое время суток можно увидеть огромные толпы людей, действительно все пропитано атмосферой мистицизма и таинственности.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)

Наверное, именно по этой причине каждый год посмотреть на легендарный Собор Парижской Богоматери приезжают почти 14 (!) миллионов человек . Это число просто ошеломляет, вряд ли на нашей планете можно найти еще одно такое культовое место, которое словно магнит притягивала бы к себе столько людей ежегодно. Даже блеск Версальского Дворца и роскошь замков Луары меркнут перед популярностью Нотр-Дам де Пари, о котором написана масса романов, научно-популярных статей и сняты сотни документальных фильмов.

Еще в древние века существовала пословица, в которой говорилось, что все без исключения дороги ведут в Рим , однако с ней не согласится ни один француз. Дело все в том, что Франция , это страна, где все без исключения дороги ведут к Собору Парижской Богоматери. Более того, еще с 18-го века в этой стране принято исчислять расстояние до любого города не от границ столицы, а от ее «сердца». Естественно, что сердцем Парижа считается, пожалуй, самый величественный собор в мире Нотр-Дам де Пари. Кстати, согласно результатам археологических исследований, место, на котором построен Собор Парижской Богоматери, считалось священным еще со времен появления здесь первых поселений людей.

Вид на Собор Парижской Богоматери со стороны р. Сена

Конечно же, в одном материале не получится рассказать обо всех интереснейших находках, но вот то, что на территории современного храма ранее стояла первая христианская церковь, а до нее святилище, посвященное языческому богу Юпитеру – факт, заслуживающий внимания. Эта древнейшая история, неразрывно связанная с местом, где сейчас возвышается Собор Парижской Богоматери, говорит лишь об одном, что центр Парижа это действительно место, где осуществляется связь человека с высшими силами.

Многие путешественники, приехавшие в Париж, чтобы воочию увидеть его огромное количество достопримечательностей и величайших памятников истории и архитектуры, находясь возле его «сердца», всегда испытывают сильнейшее волнение.

Интересно и то, что чувство благоговения перед высшими силами испытывают у Нотр-Дама де Пари все без исключения люди, независимо от их вероисповедования. Еще во времена Советского Союза счастливчики, которым удавалось посетить капиталистическую страну, «утопающую в роскоши», в первую очередь стремились не к Эйфелевой башне , а к Собору Парижской Богоматери, с которым они были «знакомы» лишь по рассказам Виктора Гюго.

Вид на Собор Парижской Богоматери с моста О Дубль

Собор Парижской Богоматери - история возведения величественного готического храма

Увы, в настоящий момент не найдено никаких документальных подтверждений о том, кто торжественно заложил первый камень в строительство Собора Парижской Богоматери . Одна часть историков утверждает, что это был Папа Римский Александр III, а другая часть уверена, что торжественная часть, связанная с началом строительства великолепного собора, прошла с участием парижского епископа Мориса де Сюлли. Есть документы, проливающие свет на то, что именно благодаря Морису де Сюлли король Франции Людовик VII приказал начать в 1163-м году постройку самого великолепного католического храма не только Франции, но и всего Старого Света. Однако свидетельства о том, кто же из священнослужителей заложил «первый камень», увы, скорее всего, безвозвратно утеряны. Этот факт, на первый взгляд, не имеет особого значения, но только лишь на первый взгляд… Дело все в том, что в те далекие времена, когда начиналось возведение Собора Парижской Богоматери, открывать строительство католического храма обязательно должен был священник. Да и огромное количество вопросов, связанных с храмом, были бы разрешены, если бы удалось доподлинно узнать, кто же заложил в собор тот самый «первый камень».

Как бы там ни было, уже через 19 лет после начала строительства собора был освящен его алтарь: произошло это событие весной 1182 года. В 1196-м году, согласно историческим документам, строителям удалось полностью завершить неф Собора Парижской Богоматери. Уже в 1250-м году возведение величественного католического храма было практически полностью завершено: оставалось лишь закончить отделочные работы и украсить внутренний интерьер.

Вид на сквер Жана XXIII за Собором Парижской Богоматери

Правда, «сдать» полностью собор удалось лишь в 1345-м году. Если говорить сухим «статистическим языком», то строительство Собора Парижской Богоматери продлилось ровно 182 года. Этот срок кому-то может показаться большим, однако для тех времен это было величественное сооружение, строительство которого было завершено, как сказали бы современные архитекторы, в рекордно короткие сроки. Стоит лишь сравнить срок строительства Нотр-Дам де Пари и срок возведения легендарного Кёльнского Собора , который, кстати, не прекращают расстраивать и украшать даже в наши дни.

Говоря об истории строительства Собора Парижской Богоматери, невозможно не упомянуть имена двух гениальных архитекторов, благодаря которым появилось, это, без преувеличения сказать, архитектурное чудо света . Главными архитекторами, разработавшими план «сердца» Парижа, считаются Жан из Шелля и Пьер из Монтрейля. Справедливости ради стоит отметить, что над собором, на который сейчас ежедневно приезжают посмотреть тысячи туристов ежедневно, работали и множество других архитекторов. Однако имена большинства из них были забыты и в историю вошли лишь два из них: Пьер из Монтрейля и Жан из Шелля.

Вид на Собор Парижской Богоматери ночью с р. Сена

Легенды Собора Парижской Богоматери

С Собором Парижской Богоматери связано огромное количество легенд и мифов, многие из которых до сих пор не дают спать ученым и специалистам по изучению паранормальных явлений . Одна из таких легенд связана с воротами Нотр-Дам де Пари. В многочисленных древних документах, которые сохранились до наших дней, сказано, что Собор Парижской Богоматери, как и Кёльнский собор, был построен при помощи самого…, нет, не Бога, как подумали некоторые, а дьявола. Талантливый кузнец по фамилии Бискорне (кстати, вполне реальная личность, а не выдуманная) получил заказ на ворота, которые украшали бы вход в величественный храм Парижа. Кузнец провел долгое время в размышлениях о том, как они должны выглядеть и каким образом их выковать. Увы, даже обладая великим талантом, он не мог ничего придумать и обратился за помощью к сатане.

Смотритель собора как-то утром пришел к храму и увидел кузнеца, который лежал на земле без сознания. Прямо возле его тела лежали красивейшие ворота с причудливыми узорами. Естественно, это были те ворота, которые полностью соответствовали значимости и величию собора. Их сразу же установили и врезали замки, и тут произошло непредвиденное происшествие: открыть их было невозможно! Что только не делали мастера, замки не поддавались. Открыть ворота Собора Парижской Богоматери удалось лишь после того, как их замки были обрызганы святой водой. Интересен тот факт, что даже современным ученым не удалось раскрыть секрет изготовления этих чудо-ворот и появление на них узоров. Ни литьем, ни ковкой их сделать было невозможно…. Бискорне так и не рассказал, каким образом появилось это чудо: некоторые утверждают, что он не желал признаваться в сговоре с дьяволом, а специалисты говорят, что кузнец просто не пожелал раскрывать уникальный секрет.

Вид на северную и южную башни собора

Еще одна тайна связана с многочисленными скульптурами и внутренним интерьером Собора Парижской Богоматери. Довольно трудно объяснить наличие ужасающих горгулий и химер на его крыше, даже, если и учитывать те факты, что собор построен в неоготическом и романском стилях, и поставлены статуи туда были уже во время реконструкции после французской революции. Во внутренних фресках можно прочитать и, главное, понять (!) всю Библию. Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что даже ярый атеист, увидев все эти произведения искусства, наверняка начнет сомневаться в своих взглядах на существование высших сил. Кстати, многие люди, исследующие оккультизм, верят, что во фресках и скульптурах Нотр-Дам де Пари зашифровано древнее учение, стоит лишь понять его код и тогда можно приобрести власть над миром. Есть легенда и о том, что архитекторам, составлявшим план Собора Парижской Богоматери, помогали алхимики, которые зашифровали в нем формулу философского камня. Тот, кому удастся прочесть ее среди многочисленной лепнины и скульптур, сумеет превращать любое вещество в драгоценные металлы.

Собор Парижской Богоматери - непростая история

В Нотр-Дам де Пари торжественно короновали великих императоров, именно в этом храме перед Богом заключали свои союзы короли и королевы. Крестоносцы, отправлявшиеся на войну за истинного Бога, получали в этом соборе благословение. Самые богатые люди Парижа считали это место самым надежным хранилищем для ценностей и сдавали на хранение в собор свои несметные сокровища.

Вид на главный фасад здания на котором расположены главное витражное окно-роза над входом в собор, галерея Королей и статуя Девы Марии с ребёнком и ангелами

Именно в этом храме Наполеон Бонапарт надел на свою голову корону новой Французской Империи. Было бы несправедливо говорить о том, что один из самых величественных католических храмов был рассчитан только для посещения коронованных особ или самых влиятельных людей Франции. Нет, огромное внимание в Соборе Парижской Богоматери уделялось и нищим, которым здесь всегда были рады оказать посильную помощь .

Несмотря на то, что «сердце» Парижа считалось в Европе одним из главных оплотов христианской веры, оно, как и многие достопримечательности великой страны, пострадало во время французской революции. Парижане, вдохновленные речами революционеров и, словно обезумев, ворвались в Нотр-Дам де Пари и нанесли непоправимый ущерб многим статуям. Горожане добрались и до сокровищницы, которую практически полностью разграбили. Более того, Собор Парижской Богоматери революционеры решили взорвать.… Вот тут то, как часто упоминают многие папы римские, и вмешались высшие силы: у бунтовщиков неожиданно закончился порох. Революционеры растерялись и решили не взрывать собор, а приспособить его под склад, где стали хранить запасы провианта.

Центральным входом в собор над которым находится скульптурное панно Страшного суда

Спасителем Нотр-Дам де Пари принято считать Виктора Гюго, прах которого покоится во французском Пантеоне . Именно он в своем первом романе призвал всех французов, несмотря на их политические взгляды, с любовью и искренним уважением относиться к памятникам архитектуры, истории и достопримечательностям, которыми и славится на весь мир прекрасная Франция.

Собор Парижской Богоматери - один из величайших храмов мира

Как уже упоминалось выше, каждый год к собору приходят около 14 000 000 человек. Такая его популярность объясняется не только уникальной архитектурой и поистине роскошным внутренним убранством. Собор Парижской Богоматери - это еще и место, куда совершают паломничество миллионы католиков. Дело все в том, что в храме высотой в 35 метров и шириной в 130 метров находятся одни из главных христианских святынь. К слову, колокольни храма гораздо выше его самого, их высота составляет 69 метров. В Нотр-Дам де Пари хранится гвоздь, которым был прибит к кресту Спаситель всего человечества, и часть самого креста. Кроме этого, в Соборе Парижской Богоматери все верующие могут увидеть и поклониться терновому венцу, в котором Иисус Христос восходил на место своей казни. К слову, терновый венец был приобретен за огромную сумму королем Франции у римского императора еще в 1238-м году. Как становится понятно из истории собора, описанной выше, одна из главных святынь попала во Францию еще до окончания строительства «сердца» Парижа.

Статуи на центральном портале собора

За всю историю своего существования сокровищница собора постоянно пополнялась различными дарами, среди которых можно встретить уникальные экспонаты, датируемые началом нашей эры, и которые попросту невозможно оценить в денежном эквиваленте. Многие из этих даров имеют не только историческую ценность, они являются святынями, которым и поклоняются миллионы паломников.

Многие туристы, впервые попавшие в Собор Парижской Богоматери, удивляются тому, что на стенах всех трех ярусов храма нет ни единой настенной росписи. Правда, стены от этого не кажутся мрачными: солнечный свет, проникающий через огромные окна, украшенные прекрасными витражами, выполненными великими мастерами, на которых изображены библейские сцены, делает помещение светлым и, даже, можно сказать, фантастическим. Некоторые витражи Нотр-Дам де Пари в диаметре достигают тринадцати метров, на них полностью умещается «рассказ» в картинах о рождении, жизни и казни Иисуса Христа.

Галерея королей на главном фасаде здания

Отдельного внимания заслуживают и колокола собора. Кстати, каждый колокол Собора Парижской Богоматери имеет свое имя. Самый огромный колокол католического храма носит имя Эммануэль , его вес достигает 13 (!) тонн, а язык весит чуть более полутоны. Самый старый из всех колоколов называют Белль (да-да, как и персонажа из всем хорошо известного романа), он был отлит еще в 1631 году. В колокол Эммануэль звонят только в самые значимые католические праздники, а вот остальные колокола оглашают Париж в 8 утра и в 7 вечера. Все эти колокола также чудесным образом избежали переплавки во время бесчинств толпы во время французской революции.

Если посетитель собора решится зайти в него через центральный вход (всего их три), то ему предстоит увидеть реалистичное изображение Страшного суда.

Два ангела с трубами разбудили на всей нашей планете мертвецов: из могил встал король, символизирующий власть, папа римский, символизирующий духовенство, и воины с женщиной, которые показывают, что во время Страшного суда от вечного сна проснется все человечество.

Вид на восточный фасад здания

В наши дни Собор Парижской Богоматери является действующим католическим храмом, входящим в парижское архиепископство. В нем постоянно проходят богослужения, но чтобы попасть на них следует прийти к храму как можно раньше: его вместимость не превышает 9 000 человек. Кстати, богослужения в Нотр-Дам де Пари проходят с применением ультрасовременных технологий: при помощи специальных эффектов на огромный экран проецируются молитвы на двух языках: английском и, конечно же, французском. Вознести свои молитвы к Богу верующие могут под звуки самого огромного во всей Франции органа. Более того, орган Собора Французской Богоматери содержит наибольшее число регистров в мире: в наши дни их насчитывается 111!

Вход в Собор Парижской Богоматери бесплатный, но вот его посещение с гидом разрешено только в определенные дни и время: среда и четверг в 2 часа дня, и в субботу в 14-30. Кроме этого, любой желающий может подняться и на одну из башен, с которой откроется удивительный и незабываемый вид на Париж. Правда, подъем по 387 ступеням на башню обойдется в 8 евро, а дети и подростки до 18 лет смогут взойти на вершину Нотр-Дам де Пари бесплатно.

Интересно и то, что празднования знаменательной даты 850-летия собора начались 12 декабря 2012 года. Торжественные мероприятия будут длиться практически целый год: их планируется завершить 24 ноября 2013 года. Для Собора Парижской Богоматери в честь его юбилея в мастерских были отлиты сразу девять новых колоколов, которые присоединятся к Эммануэлю и Беллю. Кроме этого, в типографиях уже запущена печать специального проспекта для паломников, в котором будет подробно описана история Нотр-Дам де Пари, его легенды и тайны.

Собор Парижской Богоматери - пожар в апреле 2019 года

Вечером 15 апреля 2019 года произошла страшная трагедия. В мансарде знаменитого храма началось возгорание, и пламя охватило верхнюю часть здания. Огонь быстро уничтожил старинную деревянную кровлю. Готический шпиль высотой 96 м покосился и обрушился.

Горящий шпиль собора Парижской Богоматери

Полиция спешно эвакуировала всех людей с острова Сите. За катастрофическим пожаром наблюдали многие парижане и туристы. Огромные клубы дыма и языки пламени снимали на фото и видео. Верующие вставали на колени и молились. В это время расчеты из 400 парижских пожарных вели борьбу с огнем. Окончательно ликвидировать пожар удалось лишь утром следующего дня.

Последствия возгорания оказались ужасными. Деревянный каркас кровли, изготовленный в XII-XIII веках из 1300 первосортных дубов, полностью сгорел. От высокой температуры расплавились свинцовые листы на крыше. К счастью, рухнувший деревянный шпиль не повредил каменный свод собора, и неф остался целым. Обе башни собора тоже остались невредимыми.

Значительный урон получила ризница храма, в которой хранились бесценные христианские реликвии. Удалось спасти терновый венец Иисуса Христа. Пострадала часть внутренних помещений и две трети крыши. Однако, остались целыми старинный орган, средневековые витражии розетки.

Возле собора побывал президент Франции Эмманюэль Макрон. Он заявил, что культурно-исторический символ страны будет обязательно восстановлен. Было объявлено о сборе средств на реконструкцию Нотр-Дам де Пари. К середине дня 16 апреля 2019 года фонд восстановления Собора Парижской Богоматери получил пожертвований на сумму более 300 млн евро и средства продолжают поступать.

Loading...Loading...