О грехе, осуждении и прощении. Женщина, застигнутая в прелюбодеянии

Ин. VIII, 1-11: 1 Иисус же пошел на гору Елеонскую. 2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. 3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, 4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; 5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? 6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. 7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. 8 И опять, наклонившись низко, писал на земле. 9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. 10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? 11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

21. Суд Христа над грешницей, приведенной к нему фарисеями

(Ин. VIII, 1- 11)

Об этом повествует только один св. Евангелист Иоанн. Проведя ночь в молитве на горе Елеонской, находившейся к востоку от Иерусалима, за потоком Кедронским, куда Господь часто удалялся на ночь при Своих посещениях Иерусалима, утром Он опять пришел в храм и учил народ. Книжники и фарисеи, желая найти повод «к обвинению Его», привели к Нему женщину, застигнутую в грехе прелюбодеяния, и «искушающе Его», сказали Ему: «Учителю, сия жена ята есть ныне в прелюбодеянии. В законе же нам Моисей повеле таковыя камением побивати: Ты же что глаголеши?» Если бы Господь сказал: «побейте ее камнями», то они обвинили бы Его перед римскими властями, ибо, от синедриона отнято было право произносить смертные приговоры, а тем более – приводить их в исполнение. Если бы Господь сказал: «отпустите ее», они обвинили бы Его перед народом, как нарушителя закона Моисеева. Наклонившись низко, Господь писал перстом на земле, «не обращая на них внимания». Что Он писал, Евангелист не говорит и напрасны были бы всякие догадки об этом. Самая распространенная из таких догадок та, что Господь писал ответ, данный спрашивавшим, и названия грехов, в которых они были сами повинны. Так как они продолжали настойчиво добиваться ответа, то Господь, подняв голову, сказал им: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Слова Господа произвели потрясающее действие на не совсем еще уснувшую совесть фарисеев. Вспомнив каждый свои собственные грехи, по-видимому, однородные с грехом этой женщины, они, обличаемые совестью, стали уходить один за другим, пока Иисус не остался наедине с женщиной. Таким образом, Господь, как мы видим, в ответ на коварство фарисеев, премудро перенес вопрос осуждения этой женщины из области отвлеченно-юридической в область нравственную, и тем поставил самих обвинителей в положение обвиняемых перед их совестью. Так поступил Господь потому, что фарисеи, приведшие женщину, не составляли собой законного суда, могшаго приговорить ее к какому-либо наказанию за ее преступление. Они привели грешницу ко Иисусу с недобрыми чувствами, выставив ее на позор злословия и осуждая ее, с забвением при этом своих собственных грехов, в чем и обличил их Господь. Характерно то, что женщина не ушла, воспользовавшись благоприятной возможностью поскорее скрыться. Очевидно и в ней заговорила совесть и покаянные чувства. Этим и можно объяснить то, что сказал ей Господь: «И Я не осуждаю тебя: иди, и впредь не греши». В этих словах, конечно, нельзя видеть неосуждение греха. Господь пришел не осуждать, но взыскать и спасти погибших (Мат. 18:11; Лук. 7:48; Иоан. 3:17, 12:47). Он осуждает поэтому грех, но не грешников, желая расположить их к покаянию. Поэтому слова Его, обращенные к грешнице, имеют такой смысл: «И Я не наказываю тебя за твой грех, но хочу, чтобы ты покаялась: иди, и впредь не греши» – вся сила в этих последних словах. Это евангельское место учит нас избегать греха осуждения ближних, предлагая нам вместо того, осуждать самих себя за свои собственные грехи и каяться в них.

Подчас приходится слышать, когда говорят: «Кто без греха, пусть кинет камень», извиняя какой-то греховный поступок и не задумываясь над тем, что цена этих слов - жизнь грешницы, которую Господь избавил от позорной и мучительной смерти. Поэтому нельзя произносить их легко, нельзя также забывать и обращенные к ней слова: «иди и впредь не греши», указывающие всем, а также и каждому из нас путь в жизнь вечную. Об этом – протоиерей Александр Ильяшенко.

Спаситель сидел во дворе храма и учил окружающий его народ. Вдруг к нему приблизилась толпа людей, которые влекли женщину, взятую в прелюбодеянии. Назвать этих людей озверевшими будет несправедливо по отношению к зверям, было бы вернее назвать их осатаневшими, потому что они, вооружившись камнями, готовы были предать ее позорной и мучительной казни, и не только ее. Вожди иудейского народа искали повода обвинить Иисуса Христа в таком преступлении, которое дало бы им основание вынести Ему смертный приговор. Поэтому они не сразу пошли, как того требовал закон, за черту города для совершения казни, а сначала направились к Нему. Оттеснив слушателей, они окружили Спасителя, поставили согрешившую женщину перед Ними и спросили Его: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии, а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Что Ты скажешь?»(Иоанн гл. 8 4,5).

Закон Моисеев был столь суров, можно сказать, жесток потому, что люди, стоящие на определенной ступени развития, понимают только язык силы. Мягкое обращение они будут воспринимать, как проявление слабости, и не только не будут подчиняться, но и уважать не будут. Только страхом самых суровых наказаний можно было оградить от нравственного разложения народ, живущий в жарком климате, окруженный другими народами, для которых разврат, в том числе и ритуальный, был нормой.

Спаситель беседовал со Своими слушателями сидя, а когда приблизилась толпа этих людей, замолчал и опустил голову и не отвечал на их вопрос. Но они продолжали настойчиво требовать от Него ответа.

Сделаем небольшое отступление. Представим себе на минуту на месте Спасителя какого-то в меру доброго, в меру сентиментального человека и попытаемся представить, что бы он ответил этим палачам, прикрывавшимся личиной благочестия?

Если это был бы человек незлой, то он, наверное, сказал бы: «Посмотрите, видите, как она напугана, она уже и так получила свое. Пожалейте, отпустите ее». Но ведь они пришли к Спасителю именно для того, чтобы услышать этот ответ: они хотели найти повод, чтобы Его обвинить. А ведь оправдание грешной женщины, то есть нарушение закона Моисеева, было как раз таким поводом. На это они ответили бы: «А, ты хочешь нарушить закон, значит, ты хочешь, чтобы наши дочери и жены стали прелюбодейками, чтобы женщины рожали без мужей, и дети росли бы без отцов, чтобы наш народ стал бы таким же развращенным, как и другие народы? Значит ты сам такой, значит, ты пойдешь с нами, и мы побьем тебя камнями!»

Подобную реакцию легко предвидеть и, чтобы сохранить себе жизнь, можно было бы сказать: «Ну, что вы меня спрашиваете? Как в законе написано, так и поступайте». Но это означает подписать ей смертный приговор. Тогда бы они сказали: «Правильно говоришь, но не думай, белоручкой не останешься. Пойдем с нами, и ты первый бросишь в нее камень!» Спасителю подготовили ловушку, из которой обыкновенный человек, не потеряв жизнь, или не став соучастником жестокой казни, то есть, утратив нравственный авторитет, не мог бы выбраться.

И вот, Спаситель молчит, опустив голову, но не потому, что не знает что сказать, а потому, что знает, что люди в таком состоянии способны слышать только то, что они хотят услышать, и не способны воспринимать что-то иное. Он молча сидит, опустив голову, что-то рисует на песке, и окружающие видят в Его облике поистине царское величие, непоколебимое спокойствие, твердость, мужество. Видят, что Он совсем их не боится, но молчит, потому что не желает с ними говорить. И вот в толпе происходит неуловимое изменение, люди, ее составляющие, становятся способными воспринимать обращенные к ним слова.

Вот тогда Спаситель поднимает голову и обводит толпу взглядом, каждому глядя в глаза Своим божественным взором. Столько в этом сияющем взгляде любви, радости, света, настолько много в этом взгляде тепла, сострадания, настолько он глубоко проникает в душу, освещая ее самые сокровенные потемки, обнажая перед ними самими их жестокость и греховную жизнь, что им становится стыдно. Вот тогда Господь и произнес Свои знаменитые слова: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» и опять опустил голову. «Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних» (Иоанн гл. 8:9).

Хочется отметить, что толпа разъяренных людей ориентируется на наиболее злобных, агрессивных и жестоких, то есть на худших. Но рядом с Господом все иначе. Первыми выбросили камни те, у которых раньше заговорил голос совести, то есть лучшие. Вслед за ними стали расходиться и остальные.

Толпа разошлась, но женщина осталась. Казалось бы, ей естественно было как можно скорее скрыться от чужих глаз, привести себя в порядок, прийти в себя и удалиться куда-нибудь подальше, где никто не знает о ее позоре. Но она стоит и не уходит, ждет, когда Он ей скажет что-то необходимое, без чего она не может дальше жить. Спаситель вновь поднял голову и спросил: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? Она отвечала никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоанн гл. 8:10,11).

Подчас приходится слышать, когда, извиняя какой-то греховный поступок, говорят: «Кто без греха, пусть кинет камень», не задумываясь над тем, что цена этих слов - жизнь грешницы, которую Господь избавил от позорной и мучительной смерти. Поэтому нельзя произносить их легко, нельзя также забывать и обращенные к ней слова: «иди и впредь не греши», указывающие всем, а также и каждому из нас путь в жизнь вечную.

Но в этом евангельском рассказе присутствует и еще один персонаж. Ведь не одна же она грешила? Мужчина-то где? То ли его отпустили по принципу «ворон ворону глаз не выклюет», то ли, получив свое удовольствие, он сбежал, бросив ее одну отвечать за их общий грех? Так часто бывает, что в подобных ситуациях мужчина уходит от ответственности. Но его и не было рядом со Христом и по своему малодушию он не слышал Его спасительных слов.

…Она стояла одна. Нет, вокруг, конечно, были люди, но это были обвинители, желающие ее смерти. Она была грешницей, низко падшей, грязной и скверной грешницей. Она это знала и в свое оправдание не проронила ни единого слова. С ее стороны не было сделано ни одной попытки оправдаться: она заслужила этого позора. Ее сегодня поставили в центр внимания. Ею заинтересовались. Среди людского шума в храме, в присутствии почтенного духовенства, состоящего из книжников и фарисеев (учителей Слова Божьего), она чувствовала себя смертельно одинокой. Они клеймили несчастную жертву, взятую с поличным, презрением и отвращением.

«На рассвете Он снова появился во дворе Храма, где Его окружили люди, и Он сел и учил их.

Учителя Торы и прушим (фарисеи) привели женщину, уличенную в супружеской неверности, и поставили ее посреди народа.

Затем они сказали ему: «Раби, эта женщина была поймана в тот момент, когда изменяла мужу.

В нашей Торе (первые пять книг Библии) Моше повелел побить такую женщину камнями. Что Ты скажешь об этом?»

Они говорили так, дабы поймать Его на слове, чтобы у них был повод для Его осуждения; но Йешуа сидел и писал пальцем на земле.

Когда они настояли на своем вопросе, он встал и сказал им: «Пусть тот из вас, кто без греха, первым бросит в нее камень».

Затем он опять сел и продолжал писать что-то на земле.

Услышав это, они стали уходить один за другим, первыми ушли старшие, пока не остались он и женщина.

Поднявшись, Йешуа сказал ей: «Где они? Никто не обвиняет тебя?»

Она сказала: «Никто, господин». Йешуа сказал: «Я тоже не обвиняю. Иди и больше не греши» (НЗ, Евангелие от Иоанна, 8:2-11, евр. перевод Давида Стерна).

Согласно Писания, разговор с женщиной, уличенной в прелюбодеянии, произошел на рассвете следующего дня, а это все еще был праздник Гошана Раба, последний день одного из основных библейских праздников Израиля Сукот. Позднее в тот же день Иисус скажет: «я свет мира». «Йешуа вновь обратился к ним: «Я свет мира; тот, кто последует за Мной, никогда не будет ходить во тьме, но будет иметь свет, дающий жизнь» (НЗ, евангелие от Иоанна, 8:12, евр. перевод Давида Стерна).

С давних времен, согласно закону Моисея, грех прелюбодеяния в Израиле наказывался жестоко и беспощадно побитием камнями насмерть. Как мало изменилось с тех пор. Одни, беря на себя роль судьи, клеймят позором других, забывая о своих собственных грехах, другие же не видят в жизни выхода, но к Богу принципиально не обращаются, говоря: «Ну, куда мне с таким грехами в церковь идти?» Один давний знакомый так мне и сказал однажды: «Я к священнику не пойду. У меня столько грехов, ты даже не представляешь…». Извините, а куда же идти с грехами? Люди могут только осудить. Оправдать же и простить может только Господь.

… Что-то непонятное человеческому разуму произошло тогда в опустевшем храме, когда Бог вновь явил Себя как любящий Пастырь? Но нетрудно представить, что та женщина дала волю своим слезам. Она плакала слезами радости, приобретя жизнь временную и вечную. Она благодарила своего Спасителя и обещала Ему, что больше никогда, никогда не вернется к прежней жизни. Она сбросила с себя греховные одежды. Фарисеи же и книжники так и ушли в своих греховных одеяниях.

Когда однажды учителя Слова Божьего приступили к Иисусу и стали искушать Его постановлениями ветхозаветного закона, Он сказал им: «… не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (НЗ, Евангелие от Матфея, 9:12-13).

Один мудрец сказал: “Покайтесь за день до смерти”. Его ученики спросили: “Как это возможно? Кто может знать день своей кончины?” Он ответил им: “Тем более следует покаяться сегодня, потому что завтра вы можете умереть! Таким образом, вся ваша жизнь будет непрестанным покаянием”.

Подготовила Ирина Боярских

(1792.5) 162:3.1 Именно во время этого посещения Иерусалима Иисус столкнулся с женщиной, имевшей дурную репутацию и приведенной к нему ее обвинителями и его врагами. Из того искаженного описания этого случая, которое есть у вас, можно сделать следующий вывод: эта женщина была приведена к Иисусу книжниками и фарисеями, и своими действиями Иисус дал им понять, что эти религиозные вожди евреев, возможно, и сами повинны в аморальном поведении. Иисус хорошо знал, что хотя из-за своей приверженности традициям эти книжники и фарисеи отличались духовной слепотой и предвзятостью, они принадлежали к числу наиболее высоконравственных людей своего времени.

(1793.1) 162:3.2 В действительности же произошло следующее. Рано утром на третий день праздника, когда Иисус подходил к храму, ему повстречалась группа наймитов синедриона, волочивших за собой женщину. Когда они подошли поближе, один из них обратился к Иисусу: «Учитель, эта женщина была уличена в прелюбодеянии – застигнута на месте преступления. Закон Моисея требует, чтобы мы побивали таких камнями. Как, по-твоему, следует поступить с ней?»

(1793.2) 162:3.3 По замыслу врагов Иисуса, если бы он поддержал закон Моисея, требующий побивать камнями сознавшегося преступника, он был бы вовлечен в столкновение с римскими правителями, которые отказывали евреям в праве выносить смертный приговор без одобрения римского суда. Если бы он запретил побить эту женщину камнями, они обвинили бы его перед синедрионом в том, что он ставит себя выше Моисея и иудейского закона. Если бы он промолчал, они обвинили бы его в трусости. Однако Учитель поступил так, что весь план развалился под тяжестью собственной подлости.

(1793.3) 162:3.4 Эта некогда благопристойная женщина являлась женой одного скверного жителя Назарета – того самого, который когда-то досаждал Иисусу в дни юности. Женившись на ней, этот человек самым постыдным образом заставил ее зарабатывать на жизнь своим телом. Он явился на праздник в Иерусалим для того, чтобы его жена могла торговать здесь своей привлекательностью. Сговорившись с наймитами иудейских правителей, он тем самым предал свою собственную жену, использовав для этого превращенный в источник наживы порок. Так они появились вместе с женщиной и ее греховным партнером с целью заманить Иисуса в ловушку – заставить его сделать заявление, которое можно было бы использовать против него в случае его ареста.

(1793.4) 162:3.5 Глядя поверх толпы, Иисус увидел ее мужа, находившегося позади остальных. Он знал, что это за человек, и понял, что тот является соучастником этой презренной сделки. Сначала Иисус, обойдя толпу, приблизился к подлому мужу и начертил на песке несколько слов, заставивших того поспешно удалиться. После этого он вернулся назад и, встав перед женщиной, написал на земле то, что предназначалось ее возможным обвинителям; прочитав его слова, они также ушли, один за другим. А когда Учитель в третий раз написал на песке, ушел и порочный партнер женщины, так что когда Иисус закончил писать и поднялся, он увидел, что женщина стоит перед ним в одиночестве. Иисус спросил: «Женщина, где твои обвинители? Разве никого не осталось, чтобы побить тебя камнями?» И женщина, подняв глаза, ответила: «Никого, Господи». И тогда Иисус сказал: «Я знаю о тебе; и я не осуждаю тебя. Ступай себе с миром». И эта женщина, Хилдана, оставила своего нечестивого мужа и примкнула к ученикам царства.



ПРАЗДНИК КУЩЕЙ

(1793.5) 162:4.1 Присутствие на празднике кущей людей со всего известного мира, от Испании до Индии, предоставило Иисусу идеальную возможность впервые публично и во всей полноте возвестить евангелие в Иерусалиме. Во время этого праздника люди проводили много времени на открытом воздухе в лиственных шалашах. Это был праздник сбора урожая, и так как он отмечался в прохладные осенние месяцы, евреи рассеяния чаще посещали его, чем Пасху в конце зимы или Пятидесятницу в начале лета. Наконец-то апостолы увидели их Учителя смело провозглашающим свою миссию на земле как бы всему миру.

(1794.1) 162:4.2 То был праздник праздников, ибо в это время можно было принести любую жертву, не принесенную на других празднествах. Здесь принимались пожертвования на храм; праздничные развлечения сочетались с торжественными религиозными обрядами. Это были дни народного ликования, смешанного с жертвоприношениями, хвалебными псалмами левитов и торжественным звучанием серебряных труб священников. По вечерам храм и его паломники представляли собой впечатляющее зрелище, освещенные огромными светильниками, ярко горевшими во дворе женщин, и ослепительным светом множества факелов, установленных во дворах храма. Весь город был в нарядном убранстве; исключение составляла только римская крепость Антония, мрачным контрастом возвышавшаяся над праздником веселья и вероисповедания. И как же евреи ненавидели это вечное напоминание о римском иге!



(1794.2) 162:4.3 Во время этого праздника принесли в жертву семьдесят тельцов – символ семидесяти наций языческого мира. Церемония излияния воды, которая символизировала излияние божественного духа, состоялась после утренней процессии священников и левитов. Верующие сошли по ступеням, ведущим из двора Израиля во двор женщин, в то время как священники раз за разом трубили в свои серебряные трубы. После этого благоверные направились к великолепным воротам, открывавшимся во двор язычников. Здесь они обратились лицом к западу, чтобы повторить свои псалмы и продолжить путь к месту символического излияния воды.

(1794.3) 162:4.4 В последний день праздника около четырехсот пятидесяти священников и соответствующее число левитов совершили богослужение. На рассвете со всего Иерусалима собрались паломники; каждый из них нес в правой руке сноп мирта, ивовые прутья и пальмовые ветви, а в левой держал ветвь райского яблока – цитрона, или «запретного плода». Для этой утренней церемонии все паломники разделились на три группы. Одна осталась в храме для участия в утренних жертвоприношениях, другая вышла из Иерусалима и спустилась в район Мазы, где нарезала ивовые ветви для украшения жертвенника, в то время как третья группа образовала процессию, которая – вслед за храмовым священником, под звуки серебряных труб несшим золотой сосуд для наполнения ритуальной водой, – вышла из храма и прошла через Офел к расположенному поблизости Силоаму, где находились ворота источника. После наполнения золотого сосуда из Силоамской купальни процессия повернула назад в храм, прошла через Водяные ворота и направилась прямо во двор священников, где к священнику, державшему в руках сосуд с водой, присоединился священник, несший вино для жертвы возлияния. Затем эти два священника направились к серебряным воронкам у основания жертвенника и вылили в них содержимое сосудов. Исполнение этого ритуала возлияния вина и воды послужило сигналом для собравшихся паломников, которые начали распевать псалмы, со 112 по 117 включительно, чередуясь с левитами. Повторяя эти строки, они взмахивали своими снопами перед жертвенником. Затем были принесены жертвы на тот день, сопровождавшиеся повторением восемьдесят первого псалма, который, начиная с пятого стиха, распевался в честь последнего дня праздника.

ПРОПОВЕДЬ О СВЕТЕ МИРА

(1794.4) 162:5.1 Вечером предпоследнего дня праздника, в ярких лучах светильников и факелов, Иисус встал посреди собравшейся толпы и сказал:

(1795.1) 162:5.2 «Я – свет мира. Кто последует за мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Позволяя себе судить меня и беря на себя смелость быть моими судьями, вы заявляете, что если я сам о себе свидетельствую, мое свидетельство не может быть истинным. Однако создание никогда не может судить Создателя. Даже если я свидетельствую о самом себе, мое свидетельство является извечно истинным, ибо я знаю, откуда я пришел, кто я и куда иду. Вы, желающие убить Сына Человеческого, не знаете, откуда я пришел, кто я и куда иду. Вы судите обо всём по плоти; вы не понимаете реальностей духа. Я не сужу никого, даже своего заклятого врага. Но если бы я решил судить, мой суд был бы истинным и праведным, ибо я судил бы не один, а вместе со своим Отцом, который послал меня в этот мир и который является источником всякого истинного суда. Ведь и вы принимаете свидетельство двух заслуживающих доверия людей – так вот, я свидетельствую об этих истинах; так же поступает и мой Отец небесный. И когда я сказал вам об этом вчера, то в своем невежестве вы спросили меня: „Где твой Отец?” Воистину, вы не знаете ни меня, ни Отца моего, ибо если бы вы знали меня, то знали бы и Отца.

(1795.2) 162:5.3 Я уже говорил вам, что я покидаю вас, что будете искать меня и не найдете, ибо куда я иду, туда вы не можете прийти. Вы, готовые отвергнуть этот свет, пребываете внизу; я же пришел свыше. Вы, предпочитающие сидеть во тьме, от мира сего; я же не от мира сего, и я живу в вечном свете Отца небесных светил. Всем вам было предоставлено множество возможностей узнать, кто я, но вам будут даны и иные свидетельства о личности Сына Человеческого. Я – свет жизни, и всякий, кто преднамеренно и сознательно отвергает этот спасительный свет, умрет в своих грехах. Я мог бы многое сказать вам, но вы неспособны принять мои слова. Однако пославший меня является истинным и верным; мой Отец любит даже своих заблудших детей. И всё, что сказано моим Отцом, я также возвещаю миру.

(1795.3) 162:5.4 Когда Сын Человеческий будет вознесен, тогда все вы узнаете, что я – это он и что я ничего не делаю от себя, но только так, как научил меня Отец. Я обращаю эти слова к вам и вашим детям. Пославший меня и сейчас со мной; он не покинул меня, ибо я всегда делаю то, что ему угодно».

(1795.4) 162:5.5 Так учил Иисус паломников во дворах храма, и многие уверовали в него. И никто не осмелился его схватить.

БЕСЕДА О ВОДЕ ЖИЗНИ

(1795.5) 162:6.1 В последний день, великий день праздника, когда после Силоамской купальни процессия прошла через дворы храма и сразу же вслед за тем, как вода и вино были излиты священниками на жертвенник, Иисус, стоя среди паломников, сказал: «Если кто из вас томится жаждой, пусть подойдет ко мне и напьется. От небесного Отца я несу в этот мир воду жизни. Тот, кто уверует в меня, исполнится духом, который выражает эта вода, ибо, как сказано в Писаниях, „реки живой воды потекут из его сердца”. Когда Сын Человеческий завершит свой труд на земле, на всю плоть будет излит живой Дух Истины. Те, кто примет этот дух, навсегда избавятся от духовной жажды».

(1795.6) 162:6.2 Иисус не прерывал службу, чтобы произнести эти слова. Он обратился к верующим сразу же после исполнения гиллела – распевного чтения псалмов с ответствием хора, которое сопровождалось взмахиванием ветвей перед жертвенником. Пока готовили жертвоприношения, образовалась пауза, и именно в это время паломники услышали благозвучный голос Учителя, заявляющего, что он дарует живую воду каждой душе, томящейся духовной жаждой.

(1796.1) 162:6.3 По окончании этого состоявшегося ранним утром богослужения Иисус продолжал учить народ, говоря: «Разве не читали вы в Писании: „Смотрите, как проливаются воды на сухую землю и разливаются по опаленной земле, так я дам дух святости, чтобы излить его на ваших детей и благословить даже ваших внуков”? Зачем вам жаждать помощи духа, если вы пытаетесь напоить свои души людскими традициями, изливаемыми из разбитых сосудов ритуальной службы? То, что вы наблюдаете сейчас в этом храме, отражает стремление ваших отцов символизировать посвящение божественного духа детям веры, и вы правильно поступили, сохранив эти символы до сего дня. Но теперь этому поколению дано откровение Отца духов через посвящение его Сына, и за всем этим непременно последует посвящение духа Отца и Сына детям человеческим. Для каждого верующего это посвящение духа станет истинным учителем на том пути, который ведет к вечной жизни, – истинным водам жизни в царстве небесном на земле и в Раю Отца на небесах».

(1796.2) 162:6.4 И Учитель продолжал отвечать на вопросы как простых людей, так и фарисеев. Некоторые считали его пророком; другие называли его Мессией; третьи утверждали, что он не может быть Христом, поскольку он пришел из Галилеи, а Мессия должен восстановить трон Давида. Однако они не посмели его арестовать.

БЕСЕДА О ДУХОВНОЙ СВОБОДЕ

(1796.3) 162:7.1 Пополудни в последний день праздника, после того как апостолам не удалось убедить Иисуса бежать из Иерусалима, он вновь отправился учить в храм. Обнаружив большую группу верующих в притворе Соломона, он обратился к ним со словами:

(1796.4) 162:7.2 «Если мои слова находят отклик в ваших сердцах и если вы хотите исполнять волю моего Отца, то вы истинно являетесь моими учениками. Вы познаете истину, и истина сделает вас свободными. Я знаю, что вы ответите мне: „Мы потомки Авраама и не являемся ничьими рабами; как же ты говоришь, что мы будем свободны?” Это так, но я говорю не о внешнем подчинении чужой власти; я имею в виду свободу души. Истинно, истинно вам говорю: всякий, совершающий грех, является рабом греха. И вы знаете, что раб не остается навечно в доме господина. Вы также знаете, что сын действительно остается в доме своего отца. Поэтому если Сын освободит вас, сделает вас сынами, то вы будете воистину свободны.

(1796.5) 162:7.3 Я знаю, что вы – семя Авраама, но вожди ваши пытаются убить меня, ибо они не позволили моему слову оказать преобразующее воздействие на их сердца. Их души скованы предрассудками и ослеплены мстительной гордыней. Я возвещаю вам истину, которую показывает мне вечный Отец, в то время как эти обманутые учители стремятся делать лишь то, чему они научились от своих бренных отцов. И когда вы отвечаете, что Авраам – ваш отец, я говорю вам, что если бы вы были детьми Авраама, вы вершили бы дела Авраама. Некоторые из вас верят моему учению, но другие хотят уничтожить меня, ибо я раскрыл вам истину, которую получил от Бога. Но не так обращался с истиной Божьей Авраам. Я вижу, что некоторые из вас решили исполнять желания лукавого. Если бы Бог был вашим Отцом, вы знали бы меня и любили бы истину, которую я раскрываю вам. Разве вы не видите, что я пришел от Отца, что я послан Богом, что не сам по себе занимаюсь этим трудом? Почему вы не понимаете моих слов? Потому ли, что решили быть детьми зла? Если вы – дети тьмы, то едва ли пойдете по стезям истины, которые раскрываю я. Дети зла идут лишь по путям своего отца, который был лжецом и стоял не за истину, ибо оказалось, что нет в нем истины. Теперь же пришел Сын Человеческий, который говорит истину и живет ею, но многие из вас отказываются поверить.

(1797.1) 162:7.4 Кто из вас может обвинить меня в грехе? Ежели, в таком случае, я возвещаю истину и живу истиной, раскрытой мне Отцом, то почему вы не верите? Тот, кто от Бога, с радостью внимает словам Бога; потому-то многие из вас и не слышат меня, что вы не от Бога. Ваши учители даже осмеливаются говорить, что я творю свои чудеса силой князя дьяволов. Только что человек, стоящий возле меня, сказал, что во мне бес, что я дитя дьявола. Однако всякий, кто честно заглядывает себе в душу, знает, что я не дьявол. Вы знаете, что я чту Отца, вы же только бесчестите меня. Не для себя ищу я славы, а только для моего Райского Отца. И не сужу вас, ибо есть тот, кто судит за меня.

(1797.2) 162:7.5 Истинно, истинно говорю вам, верящим в евангелие, что если человек сохранит это слово истины живым в своем сердце, то никогда не познает смерти. А вот стоящий рядом со мной книжник говорит: это заявление подтверждает, что во мне бес, поскольку Авраам мертв, равно как и пророки. И спрашивает: „Неужели ты настолько больше Авраама и пророков, что берешь на себя смелость стоять здесь и говорить: кто сохранит твое слово, тот не познает смерти? Кто ты такой, чтобы иметь смелость нести такую ересь?” И я говорю всем подобным: если я славлю себя, то слава моя ничто. Меня прославит мой Отец – тот самый Отец, которого вы зовете Богом. Но вы не познали этого вашего Бога и моего Отца, и я пришел объединить вас, показать вам, как воистину стать сынами Божьими. Хотя вы не знаете Отца, я истинно знаю его. Так и Авраам был рад увидеть мой день; и он увидел тот день своей верой и возрадовался».

(1797.3) 162:7.6 Когда неверующие евреи и агенты синедриона, собравшиеся к этому времени, услышали эти слова, они подняли шум, выкрикивая: «Тебе нет и пятидесяти, а ты говоришь, что видел Авраама; ты дитя дьявола!» Иисус не мог продолжать свою речь. Уходя, он лишь сказал: «Истинно, истинно вам говорю: прежде, нежели был Авраам, я есть». Многие неверующие бросились искать камни, чтобы побить его, а агенты синедриона хотели взять его под стражу, но Учитель быстро прошел коридорами храма и скрылся, отправившись на тайную встречу неподалеку от Вифании, где его ждали Марфа, Мария и Лазарь.

СВИДАНИЕ С МАРФОЙ И МАРИЕЙ

(1797.4) 162:8.1 Было заранее решено, что Иисус вместе с Лазарем и его сестрами поселится в доме друга, а апостолы небольшими группами устроятся в разных местах. Эти меры предосторожности объяснялись тем, что иудейские власти вновь проявляли всё больше решимости арестовать Иисуса.

(1797.5) 162:8.2 За многие годы трое этих людей привыкли бросать все свои дела, чтобы послушать Иисуса, когда бы он ни появился у них. С потерей родителей Марфа взяла на себя обязанности хозяйки дома; поэтому в тот день, пока Лазарь и Мария сидели у ног Иисуса, впитывая в себя его живительное учение, Марфа готовила ужин. Следует заметить, что Марфу излишне обременяли многочисленные ненужные хлопоты и множество мелких забот; таким был ее характер.

(1798.1) 162:8.3 Марфа, которая занималась всеми этими якобы неотложными делами, была задета тем, что Мария ничем не помогает ей. Поэтому она подошла к Иисусу и сказала: «Учитель, разве тебе безразлично, что моя сестра взвалила всё хозяйство на меня одну? Почему ты не велишь ей подойти ко мне и помочь?» Иисус ответил: «Марфа, Марфа, почему ты всегда так переживаешь из-за множества вещей и беспокоишься по поводу стольких пустяков? Только одна вещь действительно важна, и поскольку Мария избрала эту благую и нужную долю, я не стану отбирать ее. Но когда же вы обе научитесь жить так, как я всегда учил вас: вместе служить и в согласии друг с другом отдыхать душой? Разве ты не видишь, что всему свое время, что менее важные вещи в жизни должны отступить перед более важными вещами небесного царства?»

В ВИФЛЕЕМЕ С АБНЕРОМ

(1798.2) 162:9.1 В течение всей недели после праздника кущей десятки верующих собирались в Вифании, где их учили двенадцать апостолов. Синедрион не пытался помешать этим встречам, так как Иисус не участвовал в них: всё это время он занимался с Абнером и его товарищами в Вифлееме. На следующий день после окончания праздника Иисус отправился в Вифанию и в это посещение Иерусалима больше не учил в храме.

(1798.3) 162:9.2 В то время центром деятельности Абнера являлся Вифлеем, откуда уже было отправлено много тружеников в города Иудеи и южной Самарии и даже в Александрию. За несколько дней Иисус и Абнер завершили приготовления к объединению деятельности двух групп апостолов.

(1798.4) 162:9.3 Всё свое время, проведенное на празднике кущей, Иисус делил примерно поровну между Вифанией и Вифлеемом. В Вифании он много внимания уделял своим апостолам; в Вифлееме он подолгу учил Абнера и других бывших апостолов Иоанна. Именно это тесное общение с Иисусом помогло им окончательно уверовать в него. Большое впечатление на этих бывших апостолов Иоанна Крестителя произвело мужество Иисуса, проявленное в его публичных выступлениях в Иерусалиме, а также та благожелательность и отзывчивость, которую они ощущали во время его бесед в Вифлееме. Это окончательно покорило каждого из товарищей Абнера и помогло им всем сердцем принять царство и всё то, что следовало за этим.

(1798.5) 162:9.4 Прежде чем в последний раз покинуть Вифлеем, Учитель условился о том, чтобы все они объединили свои усилия, что должно было произойти до завершения его земной жизни во плоти. Было решено, что в ближайшем будущем Абнер и его соратники примкнут к Иисусу и двенадцати в Магаданском парке.

(1798.6) 162:9.5 В соответствии с этой договоренностью, в начале ноября Абнер и его одиннадцать товарищей соединили свою судьбу с Иисусом и двенадцатью апостолами и трудились с ними сообща вплоть до распятия.

(1798.7) 162:9.6 Во второй половине октября Иисус и двенадцать покинули окрестности Иерусалима. В воскресенье, 30 октября, Иисус и его спутники вышли из города Ефраим, где он отдыхал в уединении в течение нескольких дней, и, никуда не сворачивая, направились по западно-иорданской дороге в Магаданский парк, куда прибыли к вечеру в среду, 2 ноября.

(1799.1) 162:9.7 Апостолы почувствовали огромное облегчение, когда их Учитель вновь оказался в дружественном краю. Впредь они не призывали его отправиться в Иерусалим, чтобы возвестить евангелие царства.

Давайте прочитаем отрывок из Евангелия от Иоанна 8:1-11:

«Иисус же пошел на гору Елеонскую, а утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему; Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Я прочитал до 11 стиха.

Сегодня вечером, благодаря свидетельству и гимнам, вы, друзья, наверное, уже преисполнились Святым Духом. На этой неделе у меня есть не более девяти часов для бесед; два часа я уже провел в беседах. Поэтому я желаю, чтобы все вы спаслись до того, как эта конференция закончится. Мы говорили сейчас об искушении греха. Так как эта тема далека от вашего естественного понимания, я хочу, чтобы вы широко раскрыли свои сердца.

Я не обладаю даром красноречия, но если вы будете слушать внимательно, это заставит ваш грех исчезнуть, потому что Библия ясно свидетельствует об этом, и Святой Дух действует. Друзья, как только вы получите искупление и примите Господа в своё сердце, я уверен, что мы встретимся с вами снова в вечном Царстве. На последней весенней конференции много людей спаслось от своих грехов.

В конце той конференции я пошутил, сказав, что если кто-нибудь из вас попадёт на небеса раньше нас, не входите во врата. Ждите нас в центре южных ворот. В ответ на мою шутку они закричали «Аллилуия». Вы, дорогие друзья, не рады моему предложению, потому что, я думаю, вы ещё не готовы к небесам. Так или иначе, я надеюсь, что на протяжении этого собрания вы сможете освободиться от греха, который мучит вас и отговаривает вас прийти к Богу, чтобы нам не встретиться у райских ворот.

Я думаю, что у вас есть та же проблема, которая была и у меня. Когда я читал Библию, мне в голову приходило много сомнений. Мне было очень тяжело жить жизнью истинного верующего, а не всего лишь посетителя церкви. В чём же заключалась наибольшая проблема? Проблема заключалась в грехе. Что написано здесь на плакате? «Секрет прощения греха и рождения свыше», не так ли? Мы не можем предстать перед Богом со своим грехом. Раньше у меня, действительно, было много вопросов о сущности искупления. Я слышал, как многие пасторы проповедуют о том, что люди, регулярно посещающие церковь, являются жителями рая. Они говорят, что всякий посещающий церковь, является верующим, и что все они могут отправиться на небеса. Иногда они говорят и другие вещи. Это привело меня в замешательство и я думал: «Кто же в этом мире может отправиться на небеса?» Стих: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное» (Матф. 7:21) дал мне понять, что небеса приготовлены не для такого верующего, как я. Вот еще одно, что беспокоило меня: я слышал, что Иисус умер на кресте для того, чтобы очистить мой грех; но я не был уверен, все ли мои грехи омыты до белизны снега. Думая об этом, я понял, что во мне еще много греха. Я действительно хотел узнать, как я могу очиститься от своего греха.


К счастью, Бог призвал меня и успокоил моё сердце, дав мне возможность обратиться непосредственно к Нему относительно моего греха. За что я особенно благодарю Бога, так это за то, что в Библии Он общается с отдельными личностями так же, как и с большими собраниями, состоящими из пяти тысяч или трех тысяч людей. С Никодимом в Иоанна 3, с женщиной из Самарии в Иоанна 4, с человеком, находившимся в болезни 38 лет, в Иоанна 5, и с женщиной, взятой в прелюбодеянии, в Иоанна 8. Много раз Иисус не забывал иметь тихие беседы со своими учениками после проповеди большому количеству людей. Таким же образом и мы приглашаем вас для личного общения с пасторами после моей проповеди.

Я слушал Иоанна 8 много раз в проповедях, и сам уже проповедывал по этому месту много-много раз. Однако, есть некоторые вещи, о которых мы всё ещё не знаем. Где же тот мужчина, который был с этой женщиной? Может быть, он смог убежать до того, как его поймали бы. Почему они привели её к Иисусу? Что Иисус начертил на земле? И так далее. Когда мы читаем Библию, у нас возникает много вопросов и сомнений. Я не думаю, что это плохо, потому что невозможно верить без понимания. Некоторые люди кричат: «Уверуй, уверуй, не думая», но я знаю, что то, что они говорят, противоречит их сердцам. Мы не можем заставить кого-нибудь поверить во что-нибудь против их собственной воли. Это неблагоразумно.

Однажды я прочитал в газете одну вещь. Перед Азиатскими Олимпийскими играми электрическая компания включила очень яркие фонари по шоссе, ведущему в Аэропорт на всю ночь. Фермеры, живущие недалеко от аэропорта, обнаружили, что что-то странное происходит с их рисом. Рис зацвёл, но не принёс никаких зёрен. Эта странность заключалась в том, что это случилось только с тем рисом, который рос на территории недалеко от яркого освещения. Фермеры подали в суд на правительственное агентство. Правительство, уверенное в том, что это была не их ошибка, проконсультировалось у сельскохозяйственных специалистов. К их большому удивлению, специалист сказал им, что рис также нуждается в достаточном сне. Когда он только начинает расти, ему нужно много света; однако, когда приходит время приносить зерна, рис нуждается в сне. В тот же день, когда узнали об этом, выключили в полночь освещение.

Говорят, что некоторые американские ученые могут установить огромное зеркало в космосе для того, чтобы отражать солнечный свет и сделать ночь в этом городе такой же яркой, как день. Причина, не дающая им права сделать это, заключается в том, что это может разрушить экологию и привести к катастрофе.

Друзья! Наша вера очень похожа на это! Мы не можем заставить кого-нибудь поверить. Некоторые люди кричат: «Я верю Господу», потому, что они стремятся к этому, но они не могут верить. Вера должна быть такой же гладкой, как вода, текущая по течению. Если люди пытаются поверить, это означает, что они ещё не могут этого делать. Я верю своей жене, но я не говорю ей каждый день: «Я верю тебе, моя дорогая». Это не вера. Вера должна быть естественной и автоматической. В чём же у вас проблема?

Вы знаете, что Иисус умер на кресте за наши грехи. Вы можете ходить в церковь. Вы можете поститься. Вы можете жертвовать. Вы можете быть членом хора и преподавателем воскресной школы. Однако поверить, что ваши грехи очищены до белизны снега, оказывается очень трудным. Вам кажется, что что-то плохое ещё остаётся в вас. Что-то глубоко внутри вас говорит вам, что в вас всё ещё остаются некоторые ужасные грехи, которые вы совершили. Вы можете сказать: «Я знаю, Иисус освятил меня на кресте». Вы можете говорить, что «очищены от всех своих грехов», но проблема заключается в том, верите ли вы этому глубоко в своём сердце. Иисус очистил наши сердца, а не наши разумы. Если у вас нет веры, значит, вы не сможете поверить в то, что Он сделал для вас. Вот почему грех входит к вам в разум всегда, когда вы пытаетесь помолиться. Вы говорите, что радуетесь и благодарите Бога за всё, что Он сделал через Иисуса. Но в то же время вы признаётесь в том, что вам стыдно; вы не видите себя Божьим дитем, когда приходите к Нему.

Сейчас я не буду говорить о том, что Иисус умер на кресте за наши грехи. Почему? Потому что это знает каждый. Есть ли здесь кто-нибудь, кто бы не знал этого? Корейская пословица гласит: «Соль, стоящая на кухонном столе, не будет соленой, пока её не положат в еду». Это, действительно, так – Иисус умер за наши грехи, поэтому вы уже должны быть очищенными от всех грехов. Но: Иисус умер за ваши грехи, и в тоже время вы ещё не очищены. Что это значит? Это значит: то, что вы называете вашей верой, не есть истинная вера. Жизнь пастора дала мне возможность найти и понять путь истинной веры, веры, основанной на крови Иисуса,пролитой Им на кресте. Если вы сможете по-настоящему поверить в то, что вы полностью, до белизны снега, очищены от грехов Иисусом, только тогда вы сможете наслаждаться своим счастьем и свободой от сомнений. В этот самый момент Святой Дух входит в ваше сердце для того, чтобы вести вас.

Много стихов в Библии говорят об искуплении. Сегодня вечером я попытаюсь обьяснить вам, как наши грехи могут быть прощены, на основании Иоанна 8, где рассказывается о прелюбодейке, которая была прощена.

Давайте же взглянем на стихи.

«Иисус же пошел на гору Елеонскую, а утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему; Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди...»

Пока всё ясно? Давайте теперь вместе прочитаем стих четвертый. «Сказали Ему: Учитель! эта женищина взята в прелюбодеянии». Вероятно, ей было ужасно стыдно. Сейчас я читаю стих 5: «А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?»

Друзья, здесь мы видим очень важное событие. Здесь мы видим разницу. "Моисей заповедал побить её камнями. Что же Ты сделаешь с этой грешницей, учитель?" Это очень интересный суд. Кто осудил первым? Это сделал закон. Закон приговорил к смертельному наказанию. Но как же Иисус будет судить её? Его суд был совершенно иным, не таким, который был основан на законе. Что Он сказал? "Невиновна!" Его приговор сильно отличался, потому что Он пользовался законом, отличным от того, которого придерживались книжники и фарисеи. Для того, чтобы освободить грешников, заслуживающих смерти, существует только один способ – это применить к ним совершенно другой закон.

Немногим раньше одна сестра пела гимн. Давайте представим себе, что сейчас у нас соревнование на лучшее исполнение песни. Если человек является самым лучшим певцом, это ещё не означает, что он станет победителем. Победитель будет определяться согласно правилам соревнования. Например, если условия соревнования заключаются в том, чтобы как можно шире раскрыть свой рот, то тогда у меня будет больше шансов на победу, чем у других. Потому что я не знаю никого, кто имел бы рот больше моего. Все зависит от условий. Таким же образом приговор за один грех может быть разным; это зависит от закона. Эта женщина совершила грех. Существующий закон не позволял просто отпустить её.

Давным-давно, у нас в Корее был комендантский час, с полуночи до четырех часов утра. Однако, является ли нарушением закона движение по улицам после полуночи сейчас? Нет, потому что этот закон был отменён! Даже в то время, когда у нас был комендантский час, существовали исключения для закрытых мест, таких, как северная провинция Чунгхунг. Представьте себе людей, которые живут на линии границы, разделяющей южную и северную области, и у которых проходит вечеринка в южной области. Полицейские начинают гоняться за ними и свистеть в свисток, говоря им: «Вы, ребята, не подчинились комендантскому часу». Что случится, если они перебегут через границу? Они будут ни в чем не виновны, потому что в северной провинции нет комендантского часа. У полиции нет никаких оснований, чтобы арестовать их в северной области. Им просто придётся ждать, пока те ребята перейдут обратно границу. Кажется, что полиция хорошо разбирается в территориях. В южной провинции их следовало бы наказать, но в северной – они свободны, потому что там нет никакого комендантского часа. Женщина в Иоанна 8, не просто планировала заниматься прелюбодеянием или посмотрела на кого-то с вожделением; она была взята в момент совершения греха. Таким образом, уже невозможно было освободить её от наказания по закону Моисея. Сегодня вечером я расскажу вам, как в Писании объясняется путь освобождения этой женщины от греха. То, что я вам скажу, может отличаться от того, что вы думаете об этом. Я хочу, чтобы вы открыли свои сердца и внимательно слушали. Возвращаясь снова к примеру о комендантском часе, давайте представим себе, что полиция догнала тех ребят и поймала их в северной провинции. На чём будут эти люди настаивать? «Если мы находимся на территории северной области, тогда пусть нас и судит суд северной провинции». И тогда судья северного суда спросит у полиции:

– Что они сделали неправильного?

Полиция ответит:

– Не подчинились комендантскому часу, ваша честь!

Судья скажет:

– У нас нет здесь закона о комендантском часе.

Полиция скажет:

– Но они бродили после полуночи. Мы уверены в этом. Мы своими глазами видели их. У нас есть фотографии, свидетели.

Но судья им скажет:

– Я не могу признать их виновными. Эти люди могут отправляться домой.

Не было закона, позволяющего задержать их.

Теперь, дорогие друзья, позвольте спросить, что делает вас грешниками? Это делает закон. Закон запрещает грех. Давайте представим, что я курю. Что это грех или преступление? Нет закона запрещающего это. Если люди, издающие законы, создадут закон, который будет наказывать смертью за курение, тогда меня следовало бы наказать, после того как поймают. Другими словами, без закона – нет греха. В послании к Римлянам говорится: «Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона». Эта женщина пришла к Иисусу. Пришла ли она к Нему по своей воле, или кто-то привел её к Нему? Библия говорит, что это не они, а закон привел её к Нему. Могли бы её привести к Нему, если бы не было закона? Закон констатирует грех, и грех приводит нас к Иисусу. Это очень похоже на ту маленькую сигнальную лампу в флюорисцентном освещении. Перед тем как главное флюорисцентное освещение включается, эта мини-лампочка мигает и отключается. Видели ли вы это когда-нибудь? Эта сигнальная лампа должна отключаться после нескольких мигательных сигналов. Но что случится, если эта лампа будет продолжать гореть? В таком случае главный флюорисцентный свет не сможет излучать яркого света вообще. Вот этой мини-сигнальной лампой является закон Моисея. В Галатам написано: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу». Без закона мы не можем понять, что такое грех. Закон научил нас и показал нам, что есть грех. О! Но Богу ведь не нравятся подобные вещи. Нам не следует прелюбодействовать. Нам не следует убивать людей. Эти принципы мы знаем благодаря закону. Если мы не признаем грех, мы не можем прийти к Иисусу. Поэтому закон является сигнальной лампой, которая показывает нам наш грех, и потом должна исчезнуть. Таким же образом Иисус Христос входит в нас.

Они спросили Иисуса: «Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?». Каким был Его ответ? Он ничего не сказал. Он просто начал писать что-то на земле. Многие ученые проделали большие исследования, чтобы определить, что же Он написал тогда. Однажды, когда я проводил занятия по изучению Библии, меня спросили: «Что же Иисус написал на земле, когда Его заставили судить эту женщину?». Мой ответ был очень простым: «Я не знаю». Библия – это самая истинная и самая ясная книга, которую я когда-либо читал. Это совершенная книга, в которой нет пропусков и недостатков. Всё, что нам следует знать, должно быть записано в ней. В Иоанна 8 я вижу, что Он что-то писал, но там не упоминается, что именно Он писал. Как я понимаю это, Бог дал нам знать о том факте, что Он написал, а не о том, что Он именно написал. Теперь, в чем же заключается важность Его писания на земле? Я посвятил некоторое время тому, чтобы найти другие места в Библии, которые говорят о писании руками и пальцами. В Даниила, пальцы написали: «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН». И я продолжал искать места, в которых говорилось бы о том, что Бог Сам что-то писал. Бог Сам только два раза писал что-то Своими руками. Первый раз Он написал Десять Заповедей Своими руками на каменных скрижалях. Теперь я попытаюсь обьяснить, чем отличается Божье писание на камнях от писания Иисуса на земле. Стоит заметить, что Он писал это перед той женщиной, а не в каком-либо другом месте. Почему Он это сделал? Он сделал это посреди суда. Книжники и фарисеи пришли к Иисусу и сказали: «Она прелюбодействовала и была взята в момент греха. Моисей в законе заповедал нам, что подобная должна быть побита камнями. Но что Ты скажешь? Каков Твой суд?». Иисуса заставили судить её. Нам нужно обратить своё внимание на то, что Он писал на земле до того, как стал судить её. Она должна быть осуждена по закону.

Итак, первое, она была осуждена по закону Моисея, который был дан на Синае Богом, где-то 1500 лет до Иисуса Христа. У неё не было другой участи, как только быть побитой камнями, если бы её судили по закону, написанному Божьими руками на двух скрижалях. Дорогие друзья, кто из нас сможет спастись, если нас будут судить по закону, написанному Божьими перстами на Синае? Никто из нас, живущих на земле, включая ту женщину из Иоанна 8, и тех, кто жил, живёт, и будет жить по закону. Что же это значит? Ученые подсчитали, что Моисей получил закон в 1492 году до Р.Х. С 1492 года и до рождения Иисуса никто не мог сказать, что он совершенен. Это значит, что все заслуживают смертный приговор, если будут судимы по закону. Иисус пришёл, чтобы спасти женщину, взятую в прелюбодеянии. Иисус пришёл для того, чтобы спасти не только эту женщину, но и вас, друзья, сегодня. Но Иисус не мог спасти эту женщину и также нас законом Моисеевым. Он решил изменить закон потому, что старый закон приговаривал всех к смерти. Но какой закон Он хотел дать вместо старого? Закон любви, благодати, и веры. Вот почему Иисус писал на земле.

Закон Моисея – это очень шероховатая тема. Библия говорит, что Авраам был праведником. Он стал праведным благодаря своей вере. Он был другом Божьим. Но несмотря на это, он не был без изьяна. Он сделал Агарь, служанку своей жены, своей любовницей и обманул людей, назвав свою жену своей сестрой. Авраам был таким же человеком, как и мы. Он совершал много ошибок и много грешил. Как же он тогда мог быть другом Божьим? Не было никакого закона между Богом и Авраамом. В то время люди жили с Богом без всякого закона. Вот почему неправильные дела Авраама не назывались грехами. Но когда Израильтяне вышли из Египта, то обещали Богу, что будут следовать Его повелениям, если Он спасёт их, они сами ещё не знали, что случится. Они были высокомерны и не принимали даров Божьих. Тогда Бог сказал им: «Хорошо, Я дам вам закон. Есливы будете следовать ему, будете благословенны, если нет – прокляты». И народ единодушно ответил: «Мы будем всё исполнять». Однако никто не может исполнять закон. Давайте представим себе, что я предложил вам послушать о том, как вы можете освятить свои грехи, если придёте сюда в два часа ночи. Если никто из вас не покажется здесь, несмотря на ваше согласие, наша встреча потеряет свою ценность. Богу нужно было установить новый закон, потому что никто не мог соблюдать старого закона. Во многих местах Библия говорит об этом: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование» (Галатам 3:19).

Итак, нужно ли нам выбросить Ветхий Завет? Конечно же, нет. С помощью закона мы можем прийти к Иисусу. Без закона мы бы жили так, как нам хотелось. Мы бы не смогли осознать, что мы грешники. Закон учит нас тому, что мы грешники и что мы все заслуживаем смерти, и именно это приводит нас ко Христу. Причина, почему Бог дал нам закон, заключается не в том, чтобы сделать нас праведными или святыми, но в том, чтобы он помог нам понять, что мы грешники. Повторите за мной: «Закон существует для того, чтобы мы знали, что такое грех».

Если бы Бог хотел, чтобы мы были чисты, исполняя закон, Он бы дал нам такой закон, который бы мы могли исполнять. Но Он дал нам закон, который мы не можем исполнить. Мы не можем исполнить закон не потому, что нам не хватает усилий или желания, но потому, что мы физически не можем этого сделать. Потому, что подчиняться нужно всему закону, а не только определенной его части. Одно преступление означает неисполнение всего закона. Когда мы нарушаем всего один пункт закона, это делает нас грешниками. О, как много людей предстают перед Богом и отправляются в иной мир, не понимая этой простой истины! Женщина-прелюбодейка здесь не только олицетворяет собой собрание таких же грешников, как она. Если бы мы судились по закону Моисея, тогда все мы заслуживали бы смертного наказания. Почему? Библия говорит: «Ибо возмездие за грех смерть» ; и потому что нет никого, кто бы не грешил, Иисусу пришлось изменить закон. Понимаете ли вы это? Первое, что написал Бог, было Десять Заповедей, а второе – то, что написал Иисус Христос, – закон любви. Давайте обратимся к Библии. Иеремия 31:31-32, Ветхий Завет: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь».

Завет, который Он заключил в день, когда Он вывел их из Египта, является законом, данным на Синае. Теперь Он говорит, что установит новый завет. «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат - брата и говорить: <познайте Господа>, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иеремия 31:33,34).

Некоторое время тому назад моя жена всё время говорила мне: «Дорогой, тебе нужен новый костюм». Я не знал, что мой костюм уже практически распадается на части. Поэтому я купил себе новый. Почему я нуждался в новом костюме? Потому что старый костюм был уже негодным. Почему мне нужны новые туфли? Когда туфли уже достаточно старые, вы покупаете новую пару. Существовал закон и завет между Богом и Израилем. Бог обещал: «И придут на тебя все благословения сии, и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. Благословен ты в городе, и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем, и благословен ты при выходе твоем» (Второзаконие 28:2-6).

«Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня: то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Проклят ты будешь в городе, и проклят ты будешь на поле. Прокляты будут житницы твои и кладовые твои. Проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих. Проклят ты будешь при входе твоем и проклят при выходе твоем» (Второзаконие 28:15-19).

К сожалению, никто в Израиле и во всём мире не мог исполнить закон. С точки зрения Бога, закон потерял свое значение потому, что этот закон делал приход людей к Богу невозможным. Поэтому Бог решил установить новый завет и закон, о котором пророчествует Иеремия. Кто устанавливает его? Это делает Бог. Может ли это сделать пастор Пак? Никак. Вот почему Иисус писал на земле. Я не знаю, что Он написал. Та женщина была признана преступницей по закону Моисея. Но несмотря на это, её нужно было судить по-новому, новым законом, потому что Иисус пришёл и написал новый закон благодати и любви.

«Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Иоанна 8:7). Те, кто услышал Его слова, стали уходить. Теперь Иисус начинает судить её на основании нового закона. «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоанна 8:11). Иисус мог судить её по закону Благодати, потому что Он уплатил за её грех.

Я знаю многих людей, которые мечутся между двумя законами; иногда они под законом Моисея, а иногда под законом любви. Иногда они говорят, что им прощены все их грехи, и в то же время, иногда говорят, что они заслуживают смерти. Это и является главной причиной того, что их вера не возрастает. Будучи под законом Моисея, вы должны в точности исполнять его. Если вы уповаете на Иисуса, забудьте закон Моисея полностью и получите Его благодать. Выберите что-то одно. Закон Моисея повелевает не грешить, между прочим, это очень даже неплохо. Сегодня люди не верят в то, что Иисус ходил по воде. Как простой человек мог бы ходить по воде? Плотность человека гораздо больше плотности воды. Это доказано наукой, и всем понятно. Я, однако, не поверил бы в Него, если бы Он мог делать только то, что мы также можем делать. Я поклоняюсь Ему, потому что Он ходил по воде; Он делал то, что мне не под силу. Если бы Он делал только то, что и я мог делать, тогда не было бы никакого основания верить в Него, потому что не было бы никакой разницы между Ним и мною.

Иисус ходил по воде, не правда ли? Я лично тоже могу это сделать. Вам, пожалуй, друзья, следует знать, как это делать, потому что вы живёте в Пусане, прибрежном городе. Хотите ли вы, чтобы я раскрыл этот секрет? Я покажу вам его, хотя я ничего не буду брать из Библии. В действительности, ходить по воде не так уж трудно. Слушайте внимательно. Вам нужно хорошенько разогнаться и бежать по пляжу по направлению к морю и левой ногой ступить на воду. Следующий шаг правой ногой вам следует сделать до того, как ваша левая нога погрузится в воду. Потом сделайте шаг левой ногой до того, как утонет правая. Потом сделайте шаг правой ногой до того, как утонет левая. Таким образом, вы можете добраться до Японии; вы также можете добраться и до Штатов. Я отвечаю за свои слова, только если вы будете строго следовать моим указаниям. Если вы утонете, потому что потратите много времени на один шаг перед тем, как вы сделаете следующий, я не виноват. Попробуйте сделать это на пляже Хэвундэ. Это была, конечно же, шутка. Закон Моисея чем-то похож на эту шутку. Это будет действительно здорово, если вы будете твёрдо держаться его. К сожалению, мы не способны сделать шаг левой ногой до того, как правая утонет в воде. Таким же образом подчинение закону является для нас абсолютно невозможным.

Корейская поговорка гласит: «Даже не смотри на то дерево, на которое ты не можешь залезть». Кто сказал вам, что вы должны ревностно пытаться исполнять закон? Бог дал нам закон, после того как Он уже знал, что мы не сможем подчиняться ему. Если вы говорите, что вы способны подчиняться ему, знаете ли вы, насколько вы высокомерны? Нам нужно смириться и признать, что мы грешники, потому что мы не способны исполнить его. Бог знает нас очень хорошо. Он знает, что мы можем сделать, а что нет; и поэтому Он дал нам закон, исполнение которого выше наших сил. Но в то же время, мы обманываемся сатаной, который шепчет нам, чтобы мы старались изо всех сил исполнять закон Моисея. И это делает нас такими слепыми, что мы даже не видим закона благодати, данного Иисусом Христом.

Когда я занимался на курсах вождения, учитель рассказывал мне о пределе видимости с места водителя. Когда машина стоит, мы можем видеть под углом зрения 180 градусов. На скорости 60 км/ч – 45 градусов, на скорости 100 км/ч – 15 градусов. Когда я приехал в Сеул первый раз, мне часто приходилось обращаться к карте, для того, чтобы не потеряться, перед тем, как мы выехали из дома. Когда я вёл машину, у меня не было возможности смотреть по сторонам. До самого места назначения я смотрел только вперёд. После того, как мы возвратились домой, моя жена рассказывала о зданиях, мимо которых мы проезжали. Но я не мог вспомнить эти здания. Из-за того, что я был в Сеуле впервые, всё, что я мог вспомнить, – это только полицейских. Друзья мои, если мы расcлабимся, то мы сможем видеть на 180 градусов. Но когда мы ведём машину на большой скорости, наша область видимости сильно сужается. Из-за того, что сатана поймал нас в ловушку закона, мы так сильно озаботились, пытаясь исполнять его, что даже не заметили возможности, которая была прямо рядом с нами. В результате всё, что мы делаем, это пытаемся быть наилучшими исполнителями закона. Нас не волнует, где находится путь искупления, что такое закон благодати и как были прощены наши грехи! Мы просто повторяем: «Я согрешил снова потому, что я не старался избежать этого изо всех сил. Господь, пожалуйста, прости меня». Даже приятная песня становится отвратительной и утомительной, когда мы слышим её снова и снова. Бог, должно быть, говорит нам: «Пожалуйста, остановитесь. Хватит рыдать и кричать». Не думаете ли и вы так же? Бог хочет, чтобы мы были с Ним в мире. Он хочет, чтобы мы были счастливы. Но пока вы находитесь под законом, вы никогда не сможете почувствовать мир, радость, счастье на протяжении всей вашей жизни. Все, что вам остается делать, – это молиться, рыдая: «Господь, пожалуйста, прости меня, такого грешника, я плохой». Соответственно, у вас нет уверенности в том, что вы отправитесь на небеса. Вы говорите: «Пока я не умру, я не узнаю, отправлюсь ли я на небеса». Почему? Потому что вы не верите библейским обетованиям, описанным в Библии.

Если я скажу какому-нибудь человеку: «Я живу в Ийонма (Серебрянная Лошадь), жилом массиве в Сеуле, и если он ответит мне: "Я не поверю тебе, пока сам не отправлюсь и не посмотрю», – это означает, что он не доверяет мне. Любой, кто доверяет мне, верит этому без всякой проверки. Брату, который занимается ауди-записью моих проповедей, однажды понадобилось 1000 кассет, поэтому он позвонил снабженцу в другом городе. Так как они прислали нам кассеты и попросили нас переслать им деньги, мы поняли, что они нам доверяют. Мы благодарны им за это. Их не волновал наш кредит. Если бы он их волновал, они бы не прислали нам кассеты.

Бог ясно и подробно определил в Библии путь искупления для грешников, путь спасения и путь в Царство Небесное. Всё это – Божье обетование. Если мы поверим в него, мы узнаем наше положение до того, как умрём. Если вы не поверите в обетования, описанные в Библии, вы скажете, что не знаете, что с вами случится после смерти. Когда вы предстанете перед Богом и узнаете свою дальнейшую судьбу, будет уже слишком поздно. Какая польза человеку от того, когда именно он узнает, что попадёт в ад? Бог дал нам Библию и послал к нам Иисуса, чтобы простить наши грехи и отправить нас на небеса. Никто не говорит: «Я не верю в Бога, пожалуйста, смилуйся надо мною». Многие люди говорят, что верят в Бога. Однако, если они не верят словам Божьим, это означает, что они не верят в Него. Я уверен, что отправлюсь на небеса, несмотря на то, что я никогда там не был, потому что я знаю, что Он не лжец и что Библия не говорит неправды. Этот мир – не мой дом. Бог очень ясно обещал однажды забрать меня «домой». Люди, которые не верят в подобное достоверное обещание, не узнают своей участи до своей смерти.

Друзья мои, апостол Павел не был спасён благодаря своим делам. Разбойник на кресте не получил спасение благодаря своим заслугам. Никто из них не спасся благодаря своим собственным усилиям или примерному послушанию закону. То же самое относится и к женщине-прелюбодейке. Мы никогда не сможем избавиться от наших грехов с помощью закона. Если бы мы могли избежать совершения грехов, тогда нам не нужно было бы искупление. Мы не можем подчиняться правилам закона, и это, соответственно, делает нас ничем иным, как грешниками. Вот почему мы нуждаемся в законе благодати. Насколько удивителен этот закон! Закон Моисея делает грешника грешным. Закон любви делает грешника праведным. Друзья, я не говорю вам, что отправлюсь на небеса, потому что я безгрешен, или потому, что я не совершил греха вроде обмана или кражи.

Однажды проходило соревнование лгунов. Много лжецов приехало на это соревнование, и каждый из них рассказывал слушателям самую ужасную ложь, которая приключалась с ними, для того, чтобы доказать, что они являются самыми великими лгунами в мире. Последний участник, сказал примерно следующее: «Дамы и господа! Я не уверен, могу ли я быть лжецом, потому что я с рождения никогда в жизни никого не обманывал. Я, в действительности не знаю, как говорить неправду. Я сегодня здесь перед вами, потому что окружающие заставили меня участвовать в этом соревновании. Но я сдаюсь потому, что я думаю, что я не достаточно квалифицирован, чтобы выступать здесь». Последний участник, конечно же, занял первое место и был награждён. Человек, который говорит: «Я не лгу», – является величайшим лгуном. Мы все грешники. Мы все имеем грех. Но Господь изменил закон и сделал нас чистыми и праведными. Что же Он сказал после того, как писал на земле? «Я не осуждаю тебя. Ты не виновна!».

Друзья, пока я не понял один секрет, я часто завидовал этой женщине, – всегда, когда я перечитывал Библию. Я завидовал ей, потому что ей было даровано милосердие от Иисуса, когда она находилась на краю своей смерти. Другой человек, которому я завидовал, это был разбойник, который был распят рядом с Иисусом. О, насколько благословен был этот человек. Несмотря на то, что он был наказуем за преступление, он смог отправиться в рай вместе с Иисусом. Позже я понял, что женщина-прелюбодейка это никто иной, как я. Разбойник – это просто я. Я понял, что всё, что Он говорил ей, относится и ко мне. Всё, что Он говорил разбойнику, также касается и меня. Когда мои глаза открылись, я понял, что истории о Давиде, Павле, и так далее, все были для меня. Я поверил, что слова: «Я не осуждаю тебя» относятся ко мне. Иисус сказал мне, что не осуждает меня. Он назвал меня чистым, Он назвал меня праведным. Аллилуйя! Вот почему я праведен. Не потому, что я не грешу. Если бы был человек, который стал праведным благодаря послушанию закону, это был бы человек, который уповает на свои собственные дела. Но человек, который стал праведным таким же образом, каким стал и я, благодаря Иисусу, уповает на благодать Божью. Мои грехи были прощены не благодаря моим заслугам, трудам, или попыткам, а просто благодаря благодати. Не потому, что я не грешил. Не потому, что я не лгал. Но потому, что я поверил в Иисуса, который был распят на кресте и умер за меня. Мои грехи были очищены на кресте.

Уже достаточно поздно, я буду заканчивать мою проповедь для того, чтобы у нас ещё был час для общения. Давайте откроем Римлянам 4 в Новом Завете. Если вы уже нашли, я буду читать Римлянам 4:4: «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу; а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Римлянам 4:4,5).

Может ли Бог назвать грешника праведным? Никак! Грешник – грешен, праведник –праведен. Бог не называет грешника праведником. Бог отложил суд над грешниками до того момента, пока Иисус Христос не умер на кресте для того, чтобы очистить наши грехи и чтобы Он смог нас назвать праведными. Он видел, как наши грехи были очищены, когда Иисус был распят. Бог сказал, что мы праведные, после того, как Иисус был распят. С точки зрения Бога, Иисус очистил все наши грехи. Как вы это понимаете? Если вы согласны с Богом и верите, что вы искуплены, то вы являетесь праведниками благодаря вашей вере. Но если вы настаиваете: «Но я всё ещё грешник», тем самым вы говорите, что Иисус не очистил вас от грехов на кресте. Некоторые люди говорят в молитве: «Господь, пожалуйста, прости мне мой грех». Хорошо. Но подумайте об этом снова. Друзья, когда Иисус был распят, очистил ли Он вас от греха или нет? Он проделал совершенную работу. Должны ли мы снова просить о прощении? Вы можете спросить: «Но разве мы не грешим снова?». Иисус ответил бы на ваш вопрос так: «Не очиcтил ли Я тот грех, который вы совершаете снова?». Здесь мы можем увидеть различные мысли людей, в зависимости от их убеждений. Верующие говорят: «Ага! Мои грехи были очищены до белизны снега». Человек без веры говорит: «Но я все еще грешник».

Итак, неверующий полагается на свои собственные попытки, на свои труды, а не на благодать креста Иисуса. Вот почему ему приходиться трудиться изо всех сил для того, чтобы быть послушным закону. Но в послании к Галатам написано: «По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» (Галатам 3:25). Самое важное было то, что Иисус не осудил ту женщину по закону Моисея. Если бы Он сделал это, тогда её бы побили камнями. Иисус судил её по закону любви и закону благодати, которые совершенно не похожи на закон Моисея. Сегодня, друзья мои, если вы ещё находитесь под законом Моисея, тогда вы должны быть прокляты. Придите к закону благодати, который предлагает нам Иисус Христос, и вы очиститесь от своего греха.

Пожалуйста, склоните свои головы, закройте глаза и прислушайтесь к моему призыву. Дорогие друзья, сегодня вы слушали удивительную историю о том, что Иисус пришел и судил нас любовью, а не законом, и очистил нас. Я знаю, что одного часа недостаточно для того, чтобы обьяснить эту истину. Если кто-нибудь из вас говорит сейчас себе то же, что сейчас скажу вам я, пожалуйста, поднимите правую руку.

«Господь, я такой же, как и та женщина. Я злой, недостойный и нечестивый. Сегодня я хочу очиститься от своего греха так же, как очистилась та женщина, которая пришла к Иисусу и спаслась. Я желаю избавиться от цепей греха драгоценной кровью, пролитой на кресте. Прошу Тебя, смилуйся надо мною. Прошу Тебя, спаси меня!». Кто из вас хочет родиться свыше, и кто желает получить благодать вечного искупления, поднимите свои руки. Спасибо.

Loading...Loading...