Ореховый спас традиции и обычаи. История праздника ореховый спас

Третий Спас в народе принято называть Ореховым, так как к этому празднику поспевают орехи, которые и стали главным символом торжества. На Руси с давних лет верили, что в день Третьего Спаса орехи обладают особой магической силой, поэтому из них делали обереги, на них загадывали желания, а по приметам даже судили о том, что произойдет в ближайшем будущем. Этот праздник вобрал в себя много христианских и народных традиций. Возможно, благодаря этому, он и остается таким популярным даже по сей день.

Этот православный праздник не переходящий и ежегодно отмечается в один и тот же день – 29 августа. В народе он получил много других названий: Ореховый Спас, Хлебный, Холщовый и Посевы. Все они больше связаны с традициями и обрядами, но мало что говорят о самой сути торжества.

Значение Орехового Спаса для церкви

В истории праздника говорится о том, что в древние времена жил сирийский правитель Авгарь, который болел страшным кожным недугом. Когда он услышал о том, что Христос чудесным образом спасает людей даже от неизлечимых болезней, то уверовал в Божественную силу Спасителя и решил попросить у него помощи. Он отправил к Иисусу своего живописца, передав через него письмо с молитвой об исцелении, и приказал заодно нарисовать Его портрет.

Но когда художник добрался до Иерусалима, ему никак не удавалось подойти к Христу – того всегда окружало огромное количество людей, слушающих проповеди и воздающих молитвы. Живописцу не осталось ничего другого, как забраться на самый высокий камень и попытаться издалека изобразить Образ Спасителя. У него долго ничего не получалось, но в один момент Иисус заметил отчаявшегося художника и подозвал его к себе поближе. Затем Господь попросил принести ему кувшин с водой и обычный холст. Умывшись, он взял кусок ткани и приложил его к лицу. На холсте чудесным образом остался отпечаток его Лика, который впоследствии был назван Нерукотворным образом Спасителя. В день Третьего Спаса верующие чтят память перенесения этого образа в город Константинополь, которое произошло 29 августа в 944 году.

Значение Орехового Спаса в народе: традиции и приметы

На Третий Спас верующие идут на праздничную церковную службу, после которой освящают воду, фрукты, колосья пшеницы и, конечно же, орехи. Только после церковной службы верующие накрывают праздничные столы и угощаются сладкой выпечкой, которую хозяйки готовят накануне праздника. Согласно традициям, пироги и булочки обязательно пекутся с добавлением орехов, которые в этот день наделялись особой силой. Также популярными были запеченные с орехами яблоки.

На Ореховый Спас славяне брали с собой в баню новые ореховые веники – верили, что с их помощью можно оздоровиться и получить защиту от дурного сглаза на весь год. Также из орехов мастерили талисманы, которые хранили дом и всех его жителей от несчастий и злых людей. Без орехового оберега в этот день нельзя было идти в лес, так как наши предки считали, что там начинали разгуливать нечистые духи.

В городах устраивались ярмарки и народные гуляния. Каждый старался не уходить оттуда с пустыми руками – это считалось плохой приметой, а вот принесенные родным гостинчики и подарки сулили большую удачу.

Также, как и на два предыдущих Спаса, в народе было принято святить воду не только в храмах, но и освящать колодцы. Существовала примета, что если на Ореховый Спас тебя обольют водой – это к счастливым событиям.

Хорошим знаком также считалось, если в лесу на голову падал орех. По первому найденному ореху судили о том, что ждет человека в ближайшем будущем: если орех сладкий – хорошие события, если горький – плохие, а если он еще не доспел, то ждали каких-то важных новостей. Сросшиеся вместе орешки считались очень сильным талисманом, который привлекал деньги и благополучие.

Девушки по орехам гадали на суженого. Загадывая желание, они срывали орех и по нему определяли, какая любовь ждет впереди. Хорошим знаком был крупный и спелый орех, а плохим считался горький или гнилой.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

Третий Спас - Ореховый, или Хлебный - замыкает двухнедельный и является последним из Спасов, после Медового (14 августа) и Яблочного (19 августа). Ореховым он назван потому, что народные природоведы считают, будто к этому дню окончательно созревают орехи. В этот день также принято выпекать из нового урожая хлеб, который после освящения становится главным блюдом этого праздника. Отмечается Третий Спас 29 августа (по новому стилю).

Другие названия Орехового Спаса

Третий Спас называется также Спас на полотне (Первый - «на воде», Второй - «на горе»). Среди его народных названий - Малый Спас, Холщовый Спас, Калинник, Бороздень, Брязже. Называют его также Нерукотворным.

Предание о Нерукотворном образе

Согласно древнему приданию, которое основано на найденном в IV веке документе, властитель города Эдессы в Месопотамии, Авгарь, болел проказой. Желая исцелиться от неизлечимой болезни, он послал к Иисусу Христу живописца Ананию с письмом, где просил Спасителя об исцелении. Увидев лик Спасителя, художник пожелал изобразить Его черты на полотне, но это ему никак не удавалось.

И тогда Господь попросил подать ему полотенце, умылся и отер лицо. На полотенце отпечатался его лик. Благодаря этому Нерукотворному образу, привезенному живописцем, князь Эдессы исцелился от своего недуга и занялся распространением Христианства.

Образ Иисуса Христа, прикрепленный над главными воротами города, похитили мусульмане, и только через девять столетий византийский император Михаил III смог его выкупить.

29 августа 944 года Эдесский образ по приказу Константина Багрянородного перенесли в Константинополь и установили в честь этого празднество.

В 1204 году Нерукотворный образ выкрали из Константинополя во время одного их крестовых походов. Согласно легенде, его везли на корабле, который затонул, и с того времени старинная реликвия считается потерянной.

Также считается, что первые византийские и древнерусские иконы писали именно с этого Нерукотворного образа.

Этот день является также днем почитания мученика Диомида врача, которому молятся в случаях различных недугов и болезней.

Обычаи и приметы на Ореховый Спас

На Третий Спас в церкви святят орехи, и с этого дня разрешается есть орехи нового урожая. А с Успением Богородицы, отмечаемым накануне, связывали окончание хлебной жатвы. Согласно народным поверьям, урожай орехов предвещает урожай ржи на следующей год.

В этот день пекут пироги из муки нового урожая, а также сеют озимую рожь.

После общей домашней молитвы хозяйки с хлебом и солью провожали мужчин на поля, укладывая на телегу три снопа, а сверху - рожь для посева в мешках. На поле их встречали гречневой кашей, а после посева озимого хлеба пирог и каша елись всей семьей.

Еще одно народное название Третьего Спаса - Холщовый (Спас на холсте) - было дано потому, что в этот праздник происходили ярмарки, где велись торги полотном и холстами. Считалось, что в этот день нужно купить хоть что-то, иначе проведешь весь год в нищете.

Главное блюдо праздника, конечно, освященный хлеб нового урожая, а также орехи. «Третий Спас хлеба припас». Народ отмечал этот день как день благодарения Господу за хлеб насущный.

Хозяйки делали хлеб и пироги с грибами из новой муки, готовили блюда с орехами и угощали ими всех родных и гостей. Успенский пост к этому дню уже заканчивался, а значит, можно было ставить на стол мясные и рыбные блюда. Однако во главе стола, конечно, были хлеб, орехи, мед и яблоки. Считалось, что, если человек отведает от каждого блюда, исполнится любое его желание, а в жизнь потекут деньги.

В этот день хозяйки делали также специальную настойку, помогавшую избавиться от любой простуды. Для нее брались перепонки грецких орехов и заливались водкой или самогоном.

На Ореховый Спас происходит последний отлет журавлей и ласточек. Если журавли улетели, значит, на Покров будет мороз. А вот грозовой август является предвестником долгой теплой осени. В городах с этого дня начинаются «великоденские» гулянья. В некоторых землях в этот день, как и на Второй Спас, святят новые колодцы, целебные источники чистят к осени и пьют подземную водицу.

Интересной приметой является то, что на Ореховый Спас каждая ведьма готовит волшебную палочку. В народе говорили, будто волшебные палочки делались именно из орешника, который в этот день наполняется особой силой. А вот простые люди делали в этот день из ореха банные веники. Считалось, что такой веник поможет вылечить любую болезнь, даже самую тяжелую, однако их нельзя было сушить и хранить рядом с вениками, связанными из ветвей других деревьев.

Полезные свойства орехов

Раньше в наших землях росли только лесные (фундук) и грецкие орешки. Сейчас из разных стран их привозят гораздо больше, и каждый из орехов по-своему полезен и вкусен.

Кроме того, они содержат много минеральных веществ и микроэлементов, в частности йод и цинк, а также витаминов, полиненасыщенных жирных кислот, препятствующих развитию атеросклероза.

Так, арахис помогает больным гемофилией, диабетом и экссудативным диатезом. Кедровые орешки повышают защитные силы, иммунитет, хорошо влияют на развитие детей. Питательные свойства кедрового масла выше подсолнечного. Фисташки являются полезными для мозга и сердца, а также при болезнях печени. Усиливают потенцию.

Грецкие еще называют пищей для ума. Жрецы в древнем Вавилоне не разрешали простым людям есть орехи, чтобы они не стали слишком умными. На самом деле, грецкие орехи благотворно влияют на сосуды головного мозга, являясь профилактикой инсульта и средством для улучшения памяти. При лечении используются не только орехи, но и листья.

Фундук собирали еще во времена неолита. Белка в этом орехе больше, чем в мясе, а масло применяется в косметологии. Согласно последним исследованиям, в лесном орехе найдено вещество, способное замедлить развитие онкозаболеваний. Фундук очищает организм, способствует работе кишечника, перед сном рекомендуется принимать горстку этих орехов.

Праздник в августе. Ореховый спас или, как его еще называют, Хлебный спас, знаменует собой сбор последнего урожая.

Ореховый Спас, как и первые два – Медовый и Яблочный, древний праздник, который объединил все христианские и народные традиции, поэтому третий Спас считался днем благодарения Господу за урожай хлеба и орехов.

Третий Спас называют Ореховым потому, что с этого дня можно есть орехи. Он не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен.

Перед Ореховым Спасом отмечают Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) и завершения Успенского поста, который длится две недели – с 14 по 27 августа.

История праздника

Согласно преданию, в это время в сирийском городе Едессе правил Авгарь, который был поражен проказой по всему телу. Молва о великих чудесах, которые творил Господь Иисус Христос, дошла до Сирии и до Авгаря. Не видя Спасителя, но уверовав в Него, Авгарь отсылает ему письмо с просьбой об исцелении и отсылает своего живописца Ананию – передать письмо и нарисовать Образ Господа.

Придя в Иерусалим, Анания никак не мог подойти к Спасителю из-за огромного количества народа, который окружал Господа и слушал его проповеди. Тогда он стал на камне и решил, глядя издали, нарисовать Образ Иисуса Христа, но ничего у него не получалось, Божественный свет, исходивший от Господа, ослеплял художника.

Спаситель Сам подозвал Ананию, назвав его по имени, передал для Авгаря краткое письмо и обещал прислать Своего ученика для наставления в спасении. Также Господь попросил воду и убрус (холст). Умывшись, он приложил убрус к лицу – и там отразился Его Божественный Лик.

Анания принес правителю Образ и письмо от Спасителя. Благоговейно приняв Великую Святыню, Авгарь получил исцеление, и лишь малая часть от болезни осталась на лице до прихода апостола.

Фото: sputnik-georgia.ru

Прибывшим в Едессу апостолом был святой Фаддей, который крестил Авгаря и всех жителей Едессы. Нерукотворный образ Спасителя был установлен в нише над воротами в город. И всякий, кто проходил в город, поклонялся Ему.

Так продолжалось много лет, пока один из правнуков Авгаря не впал в идолопоклонство, и у него возникло желание снять этот Образ с городских ворот. Но едесскому епископу было видение Господне, чтобы скрыть этот образ. Придя ночью вместе с прихожанами, епископ зажег лампаду и заложил образ глиняной доской и кирпичами.

Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Однако в 545 году персидский царь осадил Едессу, и положение было безнадежным. И епископу Едессы было явление Пресвятой Богородицы, Которая повелевала достать Образ Спасителя из ниши для спасения города. Разобрав кирпичи, епископ увидел Нерукотворный Образ Спасителя, перед которым горела лампада, а на глиняной дощечке, которая прикрывала Лик, было отражение изображения Спасителя. С Нерукотворным Образом был совершен крестный ход, и персидское войско отступило.

Даже когда позднее Едессой завладели арабы, они не препятствовали поклонению этому Образу. В 944 году император Констатин выкупил у эмира этот Образ и с великими почестями перенес в Константинополь, в Фаросскую церковь Пресвятой Богородицы.

29 августа Святая Церковь вспоминает то чудесное событие, которое произошло в 944 году – перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Согласно же народным традициям, этот день называли Ореховый Спас, поскольку к этому времени поспевали орехи. Это время созревания зерновых культур, овощей, фруктов и всех плодов земли.

Фото из свободных источников

Традиции

По традиции в этот день непременно нужно освятить в храме свежие орехи, воду и фрукты, а в старину также освящались колосья пшеницы, собранные накануне. Только после церковной молитвы и благодарности Всевышнему за хлеб насущный из освященных продуктов можно было готовить праздничный стол.

При этом по традиции практически во все блюда добавляют орехи, которые издавна наделяли целительной силой. Ценятся не только плоды, но и ореховые ветви. Ими запасались впрок на целый год, часто делали обереги. Многие до сих пор верят, что ореховый крест, повешенный у входной двери, защитит от завистников и недобрых помыслов. А попарившись в бане с банным веником из ореха, человек исцелится от болезней и приобретет защиту от сглаза. Их заготавливали и хранили отдельно, не смешивая с вениками, сделанными из других пород деревьев.

Из ореховых перепонок, залитых спиртом, хозяйки делают настойку. Такое лекарство помогает при простудах. А мазь на основе молодых орехов способна излечить боль в суставах. Если мед перемешать с орехами и давать мужчине на протяжении месяца, то его мужская сила удвоится.

В городах в этот день обычно устраивают ярмарки. Причем с такой ярмарки нельзя уходить с пустыми руками – иначе потом весь год будет безденежным. А вот если купить ткань и сшить из нее ребенку одежду, то это принесет тому крепкое здоровье, а семье будет сопутствовать удача.

Еще одна традиция на Ореховый Спас – досевание. После домашней молитвы хозяйки провожали мужей и сыновей на поля с хлебом и солью. На воз ставили три снопа, а сверху клали рожь в мешках, которая была предназначена для посева.

На Ореховый спас, точно так же, как и на Медовый, освящают воду в колодцах, очищают источники, бьющие из недр земли. Вода считается целительной и способна очистить душу, от накопившихся грехов.

Самые распространенные блюда на ореховый спас: печеные яблоки с орехами, шарлотка, различные торты с орехами и другие сладости, а также обязательно свежеиспеченный хлеб. Вечером зажигают свечи и после вечерней молитвы семья может приступать к праздничной трапезе.

Кроме хлеба, также готовят в этот день пироги с грибами и блюда с орехами, которыми обязательно угощают родных и близких.

Фото из свободных источников

Приметы

Если в лесу на голову упал орех, то это хороший знак, свидетельствующий об удаче в делах. Найти два сросшихся ореха на праздник считается небывалым везеньем. Их необходимо подобрать левой рукой и положить в кошелек, чтобы привлечь деньги.

На Ореховый спас люди всегда внимательно следили за поведением птиц, особенно аистов, журавлей. Если аисты отлетят на юг к Третьему спасу, то на Покрова (14 октября) предвидится сильный мороз, а весна наоборот ожидается солнечной. Птицы не спешат с отлетом – осень порадует теплом, зима начнется поздно, а весной будет прохладно.

При этом, по приданию, нужно покормить улетающих в теплые края птиц хлебными крошками. И если по дороге птицы встретят души почивших родственников, то передадут им послания.

За праздничным ужином нужно отдать дань уважения хозяйке и испробовать каждое блюдо, стоящее на столе. Тогда целый год будет сопутствовать удача и не будет финансовых проблем.

С приходом Орехового Спаса осень полностью вступает в свои права – по народным приметам грозовой август предвещает долгую теплую осень.

Гадания

Девушки гадали на будущее и любовь. В этот день они срывали орехи и определяли, каким окажется следующий год. Спелый и сладкий орех – к большой любви, недозрелый – к важной новости, гнилой – к беде, а горький – к проблемам в отношениях.

Запреты

  1. Нельзя отказываться от работы, ведь Ореховый спас (Хлебный спас) – время сбора урожая и подготовки продуктов на зиму.
  2. В Ореховый спас не выходите в лес без оберега. Наши предки верили, что так можно встретиться с нечистой силой.
  3. Нельзя отказывать в еде нуждающимся и странникам.
1647 просмотров

Ореховый Спас празднуется 29 августа по календарю славян . Это последний из трех Великих Спасов, помимо и . Иначе его называют Спас на холсте, Холщовый Спас, Хлебный Спас или Осенний. Сразу скажу без предисловий, что событие у верующих носит иное название Перенесение нерукотворного образа Господа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь.

О сути празднества у православных, традициях, народных обрядах и пойдёт речь.

Перенесение нерукотворного образа Господа в Константинополь

События уносят нас на тысячу лет назад, во времена царствование в Едессе царя Авгаря. Он страдал от проказы и воспаления суставов. Услышав о чудесах Иисуса, сам не имея возможности передвигаться, царь отправил в Иерусалим писца Анания с посланием к Иисусу и просьбой излечить его. Ещё будучи художником, писец должен быть написать портрет того, от кого зависела жизнь царя.

Письмо было доставлено и вручено будущему Спасителю. И только написать его портрет художнику не удавалось. Лицо Сына Божьего постоянно менялось под действием высокой благодати, которая от Него исходила. Иисус догадался о намерении Анании, решил ему помочь. Он доказал на себе невозможность отделить человеческую сущность от Божественной, явив великое чудо. Христос омыл лицо и вытер его полотном (убрусом). Отпечаток лица Христа тут же проявился на холсте. В последствии образ получил название Святой Мандилий.

Он вместе с письмом, написанное Иисусом, был вручён писцу.

Анания доставил Мандалий больному царю Авгарю. При вручении и все окружающие были свидетелями частичного исцеления царя на их глазах. Полное же исцеление произошло позже, когда апостол святой Фаддей, покрестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. На Нерукотворном Образе были изречены слова:

«Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится»

Образ был размещён над городскими воротами и отныне был причислен к Нерукотворному Образу.

Однако, в событиях следующих сотен лет, пришло идолопоклонство, Христианство забыто, как и Нерукотворный образ Мандилий.

И только спустя годы в 545 г. данный Образ был возвращен всем верующим. А 29 августа 944 году император Константин Багрянородный дал указание перенести Образ и то письмо в тогдашнюю столицу Православия в Константинополь.

Вот поэтому Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа называют третьим Спасом, «Спасом на холсте» и празднуют 29 августа. Икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

Спас на Холсте является заключительным и закрывает строгий Успенский пост.

Самое важное в этом празднестве посещение службы, молитвы и дань Господу за силу его и нескончаемую Божью благодать. Можно помолиться дома.

В храме проходится освещение воды.

На Хлебный Спас почитают мученика Диомида . Он помогает в излечение болезней. Почитается Федоровская икона Божьей Матери . В этот праздник особенно молятся женщины о благополучие в семье, просят избавления от проблем и житейских трудностей. Беременные просят легких родов.

После службы происходит освещение орехов. С этого дня их рекомендуется есть.

Ореховый Спас: народные традиции

Учитывая, что в наших широтах лето заканчивается, а вместе с ним и уборка урожая. К этому времени собрано зерно с полей, и хозяйки пекли первый хлеб из новой муки.

И сейчас в традициях славян печь вкусные булки, пироги с орехами, яблоками, на стол ставить мёд. Праздничную трапезу начинают именно с этих продуктов, всё усердно поедается гостями, угощают близких, бедных людей.

Накануне праздника заканчивался Успенский пост (27 августа), и поэтому на столе рядом с героями днями уже присутствуют рыбные и мясные блюда.

Холщовый Спас давал отсчёт торговле тканями. Традиционно повсюду открывались ярмарки.

Если в другие церковные праздники работа не приветствуется, то на Осенний Спас труд в почете. Как раз самое время заканчивать работу в поле, в огороде, продолжать делать запасы на зиму, заготовки, соленья, варенья, консервацию.

Подробно о приметах на Ореховый Спас можно посмотреть в видео ниже.

Поговорки на Ореховый спас

Третий Спас хлеба припас.

Спас - на полотне, а хлебушко - в гумне.

Урожай на орехи - жди в следующем году урожая хлеба.

Ласточки отлетают в три раза - в три Спаса.

Журавли отлетели к третьему Спасу - на Покров будет морозно.

Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - холсты продают.

Это осенний праздничный день, наполненный силой земли и природы. Следует использовать энергетику дня и направить её на лечение, обогащение или решение своих проблем.

С праздником всех, с Ореховым Спасом.

Ореховый (Хлебный) Спас - народный праздник, который отмечают 29 августа на следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы - это последнее, третье празднество уходящего лета, который символизирует окончание сбора урожая.

Православная церковь в этот день празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. В этот же день церковь совершает празднование икон Пресвятой Богородицы Федоровской и Порт-Артурской.

Что за праздник

Ореховый Спас, как и первые два - Медовый и Яблочный, древний праздник, который объединил все христианские и народные традиции, поэтому третий Спас считался днем благодарения Господу за урожай хлеба и орехов.

Третий Спас называют Ореховым потому, что с этого дня можно есть орехи, после освящения в церкви. Он не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен.

© photo: Sputnik / Алексей Мальгавко

Название праздника "Спас" образовалось как сокращение от "Спаситель". За каждым Спасом стоят свои история и традиции, но все они связаны с Иисусом Христом и с его деяниями.

Еще одно название Третьего Спаса — Спас на холстах, или Холщовый Спас, которое своими корнями уходит в христианскую традицию.

Спас Нерукотворный

По Преданию, Спас назвали Нерукотворным из-за чуда, случившегося во времена жизни Иисуса Христа. Правитель сирийского города Едесса — Авгарь, который был поражен проказой, не видя Иисуса, уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его.

С письмом в Палестину он послал своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя, если Он не сможет приехать.

По прибытии в Палестину, Анания увидел Сына Божия, окруженного большим количеством народа, но подойти к нему не было никакой возможности. Поэтому художник встал в отдалении на высокий камень и попытался написать портрет Христа, но у него ничего не получалось.

Иисус заметил живописца и назвав его по имени, подозвал к себе и передал письмо для Авгаря. Спаситель обещал правителю сирийского города прислать в скором времени своего ученика с тем, чтобы тот исцелил больного и наставил в истинной вере.

Затем Иисус попросил людей принести воду и полотенце (убрус), умыл лицо и отер его убрусом, на котором проявился Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу — с благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Икона "Спас Нерукотворный"

До прихода обещанного Господом ученика на его лице оставалась лишь малая часть следов страшной болезни. Им был апостол от 70-ти Святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы.

Образ стал очень почитаем в Едессе. Плат был прибит на доску и помещен над городскими вратами — жители города считали его великой святыней.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.

Нерукотворный образ стал главной святыней города Едессы, пробыв в нем до 944 года — император Константин Багрянородный (912-959) выкупил Образ у эмира, правителя города и перенес его в Константинополь, тогдашнюю столицу православия. С тех пор это событие отмечается православными христианами всего мира.

Однако во времена крестовых походов Образ был безвозвратно утерян, и сегодня мы имеем возможность прикладываться к копиям этого изображения в православных храмах.

Традиции и обычаи

В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей, поэтому Третий Спас называли еще и Хлебным.

В старину ходили такие пословицы: "Третий Спас — хлеба припас", "Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас".

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.

Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки — считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.

На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Тем не менее, кое-какие праздничные обычаи все же соблюдались — пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.

Праздничный стол должен был быть богатым и разнообразным —Успенский пост завершался в преддверии праздника, поэтому можно было подавать рыбные и мясные блюда. По традиции, нужно было попробовать все кушанья, для того чтобы следующий год был радостным и тучным.

В этот день было принято дарить символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам — орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца, так как изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

Хозяйки в этот день также занимались заготовкой лечебной ореховой настойки. Для этого использовали перепонки грецких орехов, которые заливали коньяком или водкой и настаивали в темном месте.

Такая ореховая настойка в холодную зиму была первоочередным средством лечения простуды — ее добавляли в горячий чай.

Приметы

Существовало множество примет и обрядов, связанных с Ореховым Спасом. К примеру, если находили два сросшихся ореха, то левой рукой их укладывали в кошелек — такой орех давал человеку денежную удачу на целый год.

© photo: Sputnik / Валерий Шустов

По орехам молодые девушки гадали и узнавали свою судьбу на год вперед. Первый сорванный орех съедали и по его вкусу определяли, что ждет их в будущем году.

Созревший и вкусный орех — к большой любви, горький — любимый будет изменять, если орех не доспел — жди важное известие, а если гнилой — быть беде.

С приходом Орехового Спаса осень полностью вступает в свои права - по народным приметам грозовой август предвещает долгую теплую осень. На Ореховый Спас отлетают последние ласточки, а если к 29 августа отлетают журавли — зима будет ранняя.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Loading...Loading...