Притча о смоковнице. Библия онлайн

Если вы хотите вырастить в домашних условиях деревце с вкусными, съедобными плодами, то для этой цели лучше всего подходит инжир (винная ягода, смоковница, фига - Ficus carica).

В горшечной культуре инжир используется аж с 1548 года.

Родина инжира - субтропические районы Азии I и Европы, растет на каменистых и скалистых склонах, преимущественно на известняках. Дает корневую поросль. Живет до 200 лет.

Цветы у инжира находятся внутри мужских и женских соцветий, так называемых каприфиг и...

Смоква, фига, инжир – некоторые средневековые богословы не яблоко, а именно его считали плодом древа познания добра и зла. Вопрос о произрастании и роли смоковницы в райском саду всегда был спорным, но инжир, бесспорно, имеет весьма древнюю и почтенную историю. Его напитанные солнцем плоды вкушали фараоны Древнего Египта. Римские патриции лакомились спелым инжиром с затейливыми приправами из винных ягод на своих многочасовых необузданно роскошных пиршествах. Во Франции с давних времен именно...

Тема моей сегодняшней лекции вам уже известна из речи председателя - "Почему я не христианин". Пожалуй, с самого начала было бы хорошо сделать попытку разобраться в значении cлова "христианин". Дело в том, что в наши дни великое множество людей пользуется этим словом в весьма неопределенном смысле.

Некоторые люди имеют в виду под христианином всего лишь человека, старающегося вести добропорядочный образ жизни.

В таком смысле, на мой взгляд, христиане нашлись бы во всех сектах и религиях...

Часть 1.
Пришло время сказать ещё раз о том, насколько важна битва духовная и непроста.

Много ли тех, кто вступил в неё? Немало. Много ли победителей? Почти нет. А значит, приступающему к своей битве важно знать, что битва та не может быть выиграна лишь натиском или желанием.

Многие полагали свои меры для завершения, но каждый разбивался о скалы, как корабль, когда кормчий не опытен, а команда не представляет себе опасностей.

Так в чём же опасности этого пути, и каковы могут быть...

6. Соломон мудрый
Он был, безусловно, мудрый. И даже гораздо более мудрый, чем способны были воспринять его современники и многие более поздние почитатели его мудрости и последователи, восхищавшиеся в основном поверхностными слоями этой мудрости. Поэтому естественно ожидать от него развития Учения и он, действительно, внес в него значительный вклад.

Почему же все-таки не его, а его отца Давида назвал я вершиной до христианского этапа движения идеи? Потому, что Соломон не обладал тем высоким...

На блаженных островах

Плоды падают со смоковниц, они сочны и сладки; и пока они падают, сдирается красная кожица их. Я северный ветер для спелых плодов.

Так, подобно плодам смоковницы, падают к вам эти наставления, друзья мои; теперь пейте их сок и ешьте их сладкое мясо! Осень вокруг нас, и чистое небо, и время после полудня.

Посмотрите, какое обилие вокруг нас! И среди этого преизбытка хорошо смотреть на дальние моря.

Некогда говорили: Бог, -- когда смотрели на дальние моря; но...

Эта тема волнует многих. Речь о бесплодии, лишившем радости материнства и отцовства тысячи семей. Несмотря на разразившийся в последнее время бебибум, в России по-прежнему наблюдается демографический спад.

Увеличением пособий по уходу за ребенком и единовременными выплатами за рождение второго эту проблему не решить.

И все же кое-что сделать можно. Для начала – посмотреть правде в глаза, узнав о том, что... Рассказывает кандидат медицинских наук, директор Республиканского центра...

Описание: к роду дербянка относятся наземные травы со стелющимися, косыми или прямостоячими чешуйчатыми корневищами.

Листья все одинаковые или бесплодные отличаются от спороносных. Бесплодные листья перистосложные или перистораздельные, реже более или менее цельные, голые, кожистые, с цельным или зубчатым краем и свободными конечными жилками.

Сорусы располагаются двумя почти непрерывными длинными рядами по обе стороны средней жилки перышка и прикрыты с наружной стороны пленчатым...


Описание: род включает 20 видов, из которых на территории СНГ произрастает 4 вида. Распространен с Средиземноморье, Средней Азии, Крыму, на Кавказе.

Многолетнее луковичное растение высотой до 40 см. Луковицы округлые, диаметром 4-5 см. Листья широкие, в приземном пучке. Цветки в кистевидных растениях, верхушечные бесплодны. Околоцветник у плодущих цветков...

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний Великий, по церковному календарю, понедельник, мы вспоминаем, как Господь совершил изгнание торгующих из Иерусалимского храма и проклял бесплодную смоковницу.

Эти события, действия Христа, как непонятные на первый взгляд, вызывают смущение и непонимание. За что была проклята смоковница, если Иисус пришел к ней, когда еще не время было собирания смокв (Мк. 11: 13)? Но такие поступки Спасителя, как проклятие смоковницы, оказываются полны символического и духовного значения, если всмотреться в детали.

После торжественного входа в Иерусалим Христос провел со Своими учениками ночь в Вифании. Утром, идя в храм, Он по дороге взалкал. Для удовлетворения Своих человеческих потребностей Христос никогда не пользовался Божественной силой, а прибегал к человеческим средствам, отвергнув диавольское искушение о сотворении хлебов из камней.

Когда вдали показалась смоковница, покрытая листьями, Христос к ней как человек подошел. Распущенные листья дерева наводили на мысль, что на смоковнице будут плоды, ведь смоковница сначала дает плоды, а затем - листья. Поскольку время собирания смокв еще не настало (см.: Мк. 11: 13) и ранние плоды еще не снимались, можно было ожидать, что хотя бы незрелые они найдутся на зеленеющей смоковнице. Однако, подойдя ближе, Господь обнаружил, что на ней ни зеленых, ни прошлогодних плодов нет. Значит, дерево, несвоевременно покрытое листьями, было совершенно бесплодно.

Преподобный Ефрем Сирин на этот счет удивляется: «Почему же Сей сладостный Благодетель, Который повсюду являл в малом многое и в недостатках полноту, повелел засохнуть смоковнице? Все человеческие болезни исцелил, воду в вино пре-вратил, из немногих хлебов сделал многие, слепым открыл очи, прокаженных очистил и мертвых восставил к жизни; только одной смоковнице прямо повелел засохнуть…»

И сам же святой Ефрем отвечает: Христос совершал многие чудеса, но все-таки был распят. Из-за этого некоторые могли подозревать, что в Нем исто-щилась сила. В предотвращение этого при по-мощи бездушного растения, которое иссушил, Он показал, что посредством слова мог погубить также и Своих распинателей. Как впоследствии сказал Си-мону Петру: Возврати меч твой в его место , Я могу умолить Отца, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов (Мф. 26: 52-53). Значит, Христос как человек взалкал, но как Бог явил на смоковнице Свое могущество.

Увидев необычное чудо, удивились Его ученики: Господи, посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла (Мк. 11: 21). На это Иисус сказал: Имейте веру Божию; кто не усомнится в сердце своем и скажет горе: «Ввергнись в море», - сбудется по словам его (Мк. 11: 23). В этом «передвижении горы» - пример, что для веры, свободной от сомнения, нет ничего невозможного. Поэтому и в молитве надо обо всем просить с верой, чтобы получить. Но, как подмечает евангелист Марк, условием действенности молитвы является прощение согрешений своим ближним: если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11: 26). У Господа слова с делами не расходились, поэтому можно предположить, что Он проклял смоковницу «не со зла». Он простил распинающим Его иудеям. И, значит, иссушение смоковницы было делом исключительно символическим - как знак Божественного могущества Христа, Сына Божия.

Можно задать и еще один вопрос: почему же древом проклятия стала смоковница, инжир?

По Ветхому Завету, смоквам приписывалась целебная сила, в частности считалось, что «пласт смокв» заживляет нарывы (см.: Ис. 38: 21). Смоковница принадлежала к числу семи растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной (см.: Втор. 8: 8). Смоковницы сажали в виноградниках (см.: Лк. 13: 6), чтобы виноградная лоза обвивала ствол дерева. Выражение «жить под виноградником и смоковницей» иносказательно означало мир и благосостояние (см.: 3 Цар. 4: 25; 4 Цар. 18: 31; Мих. 4: 4; Зах. 3: 10).

Но помимо природных свойств, смоковница имела еще и символическое значение. Для учителей Израиля, раввинов, она стала символом мудрости. В одном из трактатов Талмуда зафиксировалось такое высказывание рабби Йоханана: «Как смоковница - во всякое время, когда человек прикасается к ней, находится на ней плод; так и слова Торы - во всякое время, когда человек произносит их, находится в них смысл» (Эрувин 54 а, б). Иудейский мудрец обещает плоды от закона Моисеева - «во всякое время». В этом видится некий максимализм, ведь зимой смоковница плодов не дает. Когда же Христос в апреле пришел к некоей подающей надежды смоковнице искать плодов, Он не нашел ничего. Символически - Он не нашел того доброго плода, который обещали раввины «во всякое время». И в противовес их претензиям на максимальную мудрость Господь заявил: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек » (Мф. 21: 19).

Смоковница тотчас засохла до корня (см.: Мф. 21: 20; Мк. 11: 20). Совершилось конкретное, очевидное для окружающих чудо. Но в то же время совершилось и чудо символическое, прообразовательное.

За полгода до Своих спасительных страданий Господь произнес притчу о бесплодной смоковнице (см.: Лк. 13: 6-9): о том, что некий владелец виноградника три года искал плодов, но не найдя, решил срубить бесплодное дерево. Единственный у хозяина виноградарь упросил его: «Оставь смоковницу еще на один год», я окопаю и удобрю ее. Если же и после этого не принесет плода - вот тогда срубишь.

Ровно через полгода после произнесения этой притчи, за несколько дней до Пасхи иудейской, истекло время ожидания Божия. Прошли почти четыре года служения Спасителя, в течение которых Он обильно поливал почву людских сердец «живой водой» Своей проповеди. Но смоковница иудеев осталась бесплодной. А поскольку древесина смоковницы не годится ни для каких строительных нужд, такое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3: 10; 7: 19; Лк. 3: 9).

Нас не может не удивлять то, что Господь пришел, чтобы творить только добро и все улучшать, но Он как минимум трижды совершает разрушительные действия. И это не просто так. Он потопил стадо свиней, чтобы неверующие жители Гадаринской страны хотя бы через материальные убытки вышли к Нему навстречу. Он вскрыл гробницы усопших святых, чтобы после Крестной смерти Христовой они вышли из гробов и явились многим (см.: Мф. 27: 52-53). Он также иссушил смоковницу, чтобы показать, что будет отвержен иудейский народ за его неверие в Сына Божия.

Итак, проклятие смоковницы стало символом отвержения тех людей, которые имеют только внешний вид исполнителей закона, а в действительности добрых плодов не приносят.

Обрекая на опустошение иудеев, Господь предрек, что отнимется от них Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21: 43). Этот «новый народ» теперь мы, христиане. Нам вручены обетования Царства Божия, и от нас теперь ожидается плод. Но следует спросить себя: если Бог отверг избранный народ, укорененный в библейской традиции, за отсутствие доброго плода, то что будет с нами, с дикой маслиной, которая, по апостолу Павлу, привилась вместо отломленных ветвей (см.: Рим. 11: 17), если доброго плода не принесем мы?

Евангельская история - это не только события исторического прошлого, но и символ, прообраз того, что может случиться в будущем. Всякое, каждое, любое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь . Богу не нужны только листья добродетели - внешнее пустое благочестие. Богу нужны реальные плоды покаяния (см.: Мф. 3: 8), слышания слова Божия и исполнения его (см.: Мф. 13: 13).

Следуя шаг за шагом, молитвенно днями Страстной седмицы, нам хорошо бы спросить себя начистоту: душе моя, когда наступит день жатвы и Виноградарь придет «во время Свое» собирать плоды, то не обрящет ли Он только листья и древо сухое, неплодное, негодное быть в Его Царстве? Аминь.

Когда Господь возвращался в Иерусалим после изгнания торговцев из Храма, Он увидел смоковничное дерево у дороги. Господь испытывал жажду и голод, но, подойдя к смоковнице, Он не нашел на ней ничего, кроме листьев. «Да не будет же впредь от тебя плода вовек», — сказал Христос. «И смоковница тотчас засохла». Мы знаем, что пророки часто прибегали к символическим действиям, когда видели, что слова их не достигают цели.

Что же хотел сказать этой происходящей у всех на глазах притчей Господь? Вспоминается другая евангельская притча о бесплодной смоковнице. «Вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, — сказал господин виноградника своему служителю, — и не нахожу. Сруби ее: на что она и место занимает » (Лк. 13, 7). Бесплодная смоковница была бесполезна, и участь ее была предрешена. Суть истории со смоковницей не в том, что Господь разгневался на это дерево, а в том, что тень от него покрывала Иерусалимский храм. Тень от смоковницы и Храм слились в одно. Это дерево изображало иудейский народ, который обещал миру принести духовный плод. Но когда Помазанник Божий, ради которого существовал Израиль, пришел, Его не только не узнали, но решили распять Его. Потому Господь и сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек».

Ученики, видя, как смоковница тотчас засохла, так были потрясены властью Господа над природой, что не задумались о смысле этого события. И Господь обратил их мысль к научению истинной вере. Без плода благодати жизнь теряет главное измерение, и для чего ей надо продолжаться? Мы увидели образ проклятия Божия бесплодному Израилю, точно так же, как очищение Храма было символическим действием, показывающим пустоту внешнего благочестия — без духовного плода. Дерево в цветах и листьях, но не имеющее плода, — исповедание веры без жизни по вере.

И это проклятие не одних иудеев. Во все века это было, и в христианской Церкви. И мы знаем, к чему это привело в нашей православной России. Так или иначе, мы все виновны в этом грехе. Он приносит неисчислимый вред Церкви. По этой причине многие соблазняются, и, как говорит апостол, имя Божие хулится среди язычников. Господь показывает, что где нет истинной веры, там не может быть и плода. И нет будущего у тех, от кого отворачивается Бог. Но когда мы обращаемся к Богу с молитвой веры, происходит невероятное. Христос говорит, что молитва может двигать горами. И что все, о чем мы просим с верой, нам будет дано. Совершенно ясно, что эти обещания не следует воспринимать буквально. Хотя мы знаем из житий святых, что иногда они могли передвигать молитвой и настоящие горы.

Тем не менее, Христос предупреждает нас, чтобы мы не приходили к Богу, подобно иудеям, только со списком наших земных прошений. Что же мы будем говорить, когда станем лицом к лицу пред нашим Господом в вечности, и не о чем будет больше просить? Разумеется, каждый день мы просим Бога о тех конкретных обстоятельствах, в которых мы находимся. Мы знаем из своего опыта, что Бог отвечает на эти молитвы, если просимое полезно для нас. Потому мы должны представлять исполнение наших прошений Его суду. Помня, что есть существенная разница между списком наших исполненных заботы о себе пожеланий и заступничеством жертвенной любви за других. Кроме того, Господь говорит, что и горы наших трудностей Бог передвигает с нашим участием. Духовная жизнь — это не значит помолиться, а затем сидеть и ждать, когда Бог все совершит. Это значит помолиться, чтобы принять от Бога силу жить по Его святым заповедям. Вступить в сражение с грехом и увидеть, что невозможное человекам возможно Богу. Все, о чем мы просим с верой, нам будет дано. Но с верой означает — с преданием всего в волю Божию.

Апостол Павел отчаянно молился, чтобы избавиться от жала в плоть. Бог не избавил его от этой скорби, но оттого что Он принял ее смиренно — как из рук Божиих, ему дано было узнать, что сила Божия в немощи совершается. И что дар благодати несравненно больше, чем любые другие дары. Там, где благодать, поражение становится победой. Сам Господь молился в Гефсимании, чтобы, если возможно, Его миновала чаша Крестных Страданий. Но Он предавал до конца Свою жизнь и смерть в волю Отчую, и уничижение Его Креста открыло славу Воскресения для всего рода человеческого.

Молитва не устраняет реальность скорби и смерти. Но она делает нас способными переносить непереносимое, перешагнуть нашу собственную смерть и стать навеки живыми. В конечном счете, все наши молитвы, в том числе самые приземленные, предполагают соединение нашей воли с волей Божией. И если мы доверяем Богу, верим Его милосердию и любви, если наши умы и сердца едины с Ним, тогда все, что мы ни попросим в молитве, будет согласно с Его советом. Уже здесь на земле мы будем созидать начатки Царства, в котором мы даем Богу возможность действовать через нас.

Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России

В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице.

Это случилось утром, в Великий Понедельник. Христос с учениками направлялся в Иерусалим. По дороге он увидел смоковницу, так раньше называли фиговое дерево, инжир. Иисус попытался найти среди листьев плоды, но когда ничего не обнаружил, то сказал дереву: “Да не будет же впредь от тебя плода вовек”. И смоковница тотчас засохла.
Апостолы удивились чуду. Тогда Иисус ответил ученикам:

“если будете иметь веру и не усомнитесь,.. если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите”.

В то время глубокий разговор обычно вёлся на языке притч, иносказаний. История со смоковницей – это тоже своего рода притча. Евангелист Марк особо отмечает – в это время года инжир не плодоносил, было слишком рано, поэтому очевидно, что Христос не в буквальном смысле ждал от дерева плодов. Что же символизирует эта история, помимо сказанного прямо – что истинная вера способна творить чудеса?

Есть ещё одна притча о смоковнице, Христос рассказывал её ученикам примерно за полгода до Своей последней Пасхи.

«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее… : не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее».

Это иносказание было вполне понятно современникам Иисуса. С ветхозаветных времён символы Израиля – виноград и смоковница. Очевидно, что хозяин виноградника – Бог-Отец, виноградарь – Сын Божий. Богоизбранному народу было дано откровение о приходе Спасителя. Три года как сбылись пророчества и к народу Израиля вышел с проповедью долгожданный Мессия. Но люди ждали избавления от власти язычников, Рима, а не избавления от власти греха. Большинство не узнало и не приняло Христа, его проповедь о покаянии и спасении. Плод от смоковницы так и не вызрел.

На пороге крестных страданий, Спаситель каждый день оплакивал судьбу Израиля. Но люди сами вольны делать свой выбор. Христос на примере иссохшей смоковницы показал, к чему этот выбор может привести. Этот случай называют “проклятием смоковницы”, но в этом проклятии не было злости, ярости. Господь стремился предотвратить надвигающуюся трагедию.

Но история бесплодной смоковницы – не только пророчество о судьбах Израиля. Сын Божий обращается ко всем нам: а где плоды вашей веры? Что скрывается за словами о любви к ближнему, о деятельном раскаянии, об исправлении своей жизни? Ведь теперь вся Церковь Христова, все мы – это то древо, которое пестует Господь.

. Тогдá нáчнете глагóлати: ядóхом пред тобóю и пи́хом, и на распýтиих нáших учи́л еси́.

Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.

Непринятые на вечерю напоминают домохозяину, что они знакомы ему и разделяли с ним трапезу – ядохом пред тобою и пихом; он благоволил к ним и ни он от них, ни они от Него не отвращались – на распутиих (на улицах) наших учил ecu т. е. были верующими, были учениками Христовыми. В частности слова: мы пили и ели пред Тобою и на улицах наших учил Ты и пр. относятся к евреям, которые отвергли приходившего к ним Мессию, а потому лишены входа в Христову. Они узнают ошибку свою при втором пришествии Его, но будет уже поздно. (Мих.)

27 . И речéт: глагóлю вáм, не вем вáс, откýду естé: отступи́те от менé, вси́ делателие непрáвды.

Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

Глаголю (говорю) вам и пр. Эти слова показывают, что неудостоившиеся царства небесного были внешними последователями христианской веры, христианами только по наружности, но не были истинными христианами, которые имели бы искреннюю веру и любовь и делали бы истинно добрые дела, и таким образом были делателями неправды, и потому отвергнуты. Св. Василий Великий замечает: «делаемое не из любви к Богу, но ради напр, похвалы от людей, каково бы оно ни было, находит себе не похвалу, не богочестие, но осуждение за человекоугодие или за самоугодие и т. п. Поэтому Господь все подобное и называет делом неправды» (ст. 27). Не всякий, говорящий Мне Господи, Господи , т. е. на словах признающий Меня своим учителем исповедующий веру в Меня, как Господа и Спасителя, войдет в царство небесное, говорит Господь-Судия, но исполняющий волю Отца Моего небесного , т. е. кто при вере во Христа ведет жизнь истинно христианскую, добродетельную (), разъясняется в Евангелии Матфея. Если и сказано Апостолом: всяк, кто призовет имя Господне , спасется (), то сказано о таких, которые призывают его нелицемерно, – показыват веру свою в добрых делах (). О неистинной вере ап. Иаков пишет: что пользы , братия моя , если кто говорит, что имеет веру , а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? (2:14). Подобным образом и бесы веруют (19). Вера, если не имеет дел, мертва (17). После этого можно ли говорить, как говорят лютеране и некоторые из наших сектантов: пашковцы, штундисты и др., что для спасения должно только веровать?.. Делатели неправды, по Матфею, делающие беззаконие, т. е. ведущие худую жизнь.

. Тý бýдет плáч и скрéжет зубóм, егдá ýзрите Авраáма и Исаáка и Иáкова и вся́ прорóки во цáрствии Бóжии, вáс же изгони́мых вóн.

Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.

Ту (там), т. е. в загробной жизни, после всеобщего суда и осуждения неверовавших в Спасителя и грешников на мучения. Будет плач и скрежет зубом , егда узрите (увидите)... вас же изгонимых вон. Эти выражения взяты от образа пира или вечери, когда они происходили на востоке в холодные вечера. Гостей, провинившихся чем-либо на вечери, обыкновенно выводили из комнаты, где происходила вечеря и где было тепло и светло, а иных заключали в холодную наружную комнату, и таким образом им приходилось оставаться в темноте и холоде, что конечно было для них неприятно, и потому представляется, что они тут плачут и скрежещут зубами. Изгнание из комнаты пира и помещение в темной комнате означает лишение райского блаженства и ввержение в ад; плач и скрежет зубов лишившихся веселия этого пира – мучения грешников в аду (чит. ).

. И прии́дут от востóк и зáпад и севера и ю́га, и возля́гут в цáрствии Бóжии.

И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

Приидут от восток и запад и севера и юга , т. е. со всего света уверовавшие во Христа, язычники, вместо отвергшихся Его, евреев. Возлягут в Царствии Божии , где находятся Авраам, Исаак и Иаков и есть пророки (ст. 28). Авраам , Исаак, Иаков и пророки , это – ветхозаветные праведники, блаженствующие в раю. Авраам – первый и главный патриарх еврейского народа. Он среди всеобщего идолопоклонства сохранил веру в истинного Бога и передал ее своему потомству. Исаак – сын его, а Иаков – сын Исаака. Пророки, это – особенные святые и ветхозаветные люди, которые удостоены были дара знать и предсказывать будущее. За свою веру и добродетельную жизнь они удостоены блаженства в царстве Божием на небе. Возлягут в Царствии Божием. Свое царство на небе представляет под образом пира, на котором за столом древние восточные народы не сидели, а возлежали, т. е. на полу на коврах полусидели и полулежали, облокотившись на разложенные тут подушки. Так и доселе делают восточные народы: турки, персияне и т. п.

. И сé сýть последнии, и́же бýдут пéрви, и сýть пéрвии, и́же бýдут последни.

И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.

Это значит, что бывшие избранным народом Божиим, т. е. евреи, не уверовав во Христа, сделаются последними, а язычники, бывшие прежде последними, уверовав, сделаются первыми. Слова эти могут относиться и к нам, христианам: и из нас стоящие высоко здесь на земле могут быть последними, т. е. погибнуть там в загробной жизни и наоборот.

Зач. 73. Ответ Господа сказавшим Ему о злоумышлении Ирода против Него.

Читается в пяток 25-й недели по Пятидесятнице.

31 . В тóй дéнь приступи́ша нецый от фарисéй, глагóлюще емý: изы́ди и иди́ отсю́ду, я́ко И́род хóщет тя́ уби́ти.

В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.

Нецыи от фарисей (некоторые фарисеи) и пр. О фарисеях чит. в объясн. 7 ст. 3 гл. много причинял беспокойств и забот правителю Галилеи Ироду, так как народ постоянно окружал Его, и Ирод мог опасаться, как бы из-за Него не произошло какого-либо народного волнения. И вот, боясь народа, Ирод не решается наложить рук на Иисуса, как он сделал с Иоанном, но намеренно распускает слух, что хочет схватить Его, чтобы этим устрашить Господа и заставить удалиться из Галилеи. Фарисеи также желали удаления Иисуса, и Ирод воспользовался ими, – направил их к Нему с советом, под видом дружбы, удалиться из Галилеи, и речь фарисеев могла казаться не невероятною, особенно после жестокого Иродова поступка с Иоанном Крестителем. Что Ирод, действительно, был виновником этой молвы, а не сами фарисеи распустили ее, видно из того, что Господь называет его хитрою лисицею; а что фарисеи не из дружбы к Господу принесли Ему это известие, доказывает строгая обличительная речь Его к ним. (Сборн. Барс.)

. И речé и́м: шéдше рцы́те ли́су томý: сé изгоню́ бесы и исцелéния творю́ днéсь и ýтре, и в трéтий скончáюся.

И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу;

Се изгоняю бесов и пр. Так безбоязненно Господь отвечает Ироду и фарисеям на их лукавое застращивание! Лисица – животное хитрое и лукавое и вместе кровожадное, она и представляет собою человека этих качеств. Ирод, подсылая фарисеев к Господу с советом удалиться из Галилеи, действительно показывает хитрость и лукавство, а кровожадность его видна в умерщвлении Крестителя. Словами: се изгоняю бесы и пр. Господь как бы так говорит: «Я творю чудеса в области его (Ирода) и совершаю тут Мое дело спасения людей, и буду совершать до известного времени, не боясь его.» Днесь и утре (сегодня и завтра) и пр. Кажется, это было народное присловие, пишет еписк. Михаил, которое означало, что то или другое положение или действие будет продолжаться до известного времени, впрочем недолго. Но так как Господь в это время уже направлялся к Иерусалиму (см. ст. 22), и это были последние дни пребывания Его в пределах Галилейских; то можно предположить, что Он употребил народное присловие для того, чтобы выразить Ироду свое действительное намерение в скором времени оставить Галилею.

. Обáче подобáет ми́ днéсь и ýтре и в бли́жний ити́: я́ко невозмóжно éсть прорóку поги́бнути кроме Иерусали́ма.

а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.

Здесь говорит Господь, что Ему нужно еще некоторое время пробыть в Галилее, чтобы проповедовать и при этом творить чудеса, а потом уже Он удалится, и удалится не потому, чтобы боялся Ирода и не видел его хитрости и лукавства, но потому, что скоро предстоит Ему смерть, – и не в другом каком месте, и не от Ирода, а в Иерусалиме: Яко невозможно есть пророку и пр. Здесь слово все употреблено вместо слова многие. Но при этом трактуют и так: «Эти слова могут показаться странными, потому что не все пророки действительно были умерщвлены в Иерусалиме. Даже Иоанн Креститель, которого Господь называет величайшим из пророков, нашел в другом месте. Этими словами Господь хотел изобразить страсть господствующей партии и развращенной столицы к преследованию свидетелей истины. Здесь все преследования против пророков имели свое неточное начало, хотя приводились к концу и в других местах. Сам Иоанн Креститель потерпел смерть не столько от ненависти к Нему Иродиады, сколько от господствующей партии, которая только действовала чрез Иродиаду на царя». (Барс.)

. Иерусали́ме, Иерусали́ме, изби́вый прорóки и кáмением побивáя пóсланныя к тебе, колькрáты восхотех собрáти чáда твоя́, я́коже кокóшъ гнездó своé под криле, и не восхотесте?

Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

В этих словах Господа слышится голос Его милосердия, сострадания и любви к Иудейскому народу после того, как Он высказал, что в их главном городе Иерусалиме погибали святые пророки, и при этом предвидел близкую Свою кончину там же. У еванг. Матфея (23:37–39) слова эти высказаны при другом случае; можно думать, что они не один раз были произнесены Господом. Коль краты (сколько раз) восхотех собрати чада твоя, якоже (как) кокош (птица, курица) гнездо свое , по русски: птенцов своих под крылья , т. е. сколько раз посещал Иерусалим и проповедывал и чудодействовал там. Собрать чад твоих под крылья, т е. чтобы жители Иерусалима признали Его, Христа, Мессиею, и таким образом вступили в Его царство.

. Сé оставля́ется вáм дóм вáш пýст. Глагóлю же вáм, я́ко не и́мате менé ви́дети, дóндеже прии́дет, егдá речéте: благословéн гряды́й во и́мя Госпóдне.

Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен грядый во имя Господне!

Это значит, что отнимется от иудейского храма Божие попечение и охранение, и он запустеет; а с ним запустеет и святой город Иерусалим и самая Святая Земля. Так и было чрез 36 лет после смерти Христовой, – храм и город были разрушены римлянами и земля опустошена и затем самые иудеи рассеяны по всему свету. Не увидите Меня (не имате Мене видети), – не увидите в этом храме и не увидите милосердым избавителем вашим, а увидите, после распятия, грозным судиею. Дондеже приидет (время), егда речете: благословен и пр. Здесь, толкует Златоуст, Господь говорит иудеям о будущем дне Своего второго пришествия, давая разуметь, что они тогда невольно поклонятся Ему. Можно понимать эти слова и таким образом, что и при разрушении Иерусалима немалое число иудеев, видя в том гнев Божий за отвержение Мессии, невольно обращалось к Нему с верою и благословляло Его в душах своих. (Мих.) Се оставляется дом ваш пуст , сказал Господь об Иерусалиме. «Значит, есть мера долготерпению Божию, поучает еписк. Феофан. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить. Потому и бросают нас. Так будет в вечности. Все говорят, что милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того, но что делать с теми, которые преисполнены зла и исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией, и оставляются там потому, что не хотят исправиться.»

Loading...Loading...