Проповедь за трапезой поздравление владыки на троицу. Проповедь святейшего патриарха кирилла в день святой троицы в троице-сергиевой лавре

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

От Иоанна, гл. 7, ст. 37-52; гл. 8, ст. 12

37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
43 Итак произошла о Нем распря в народе.
44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.
50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
...
12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

День Святой Троицы.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Во время совершения Божественной литургии, пред тем, как приступить к самому таинственному, самому важному моменту священнодействия, Евхаристическому Канону, перед всенародным пением Символа веры литургисающие священнослужители обнимают друг друга со словами: «Христос посреди нас!»

Иной раз оторопь берёт оттого, насколько мы все разные, как непохожи мы все друг на друга и лицом, характером, и душевными качествами. Совсем как в сегодняшнем апостольском чтении: «Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне» (Деян.2.9-11). Подобно людям, перечисленным в книге «Деяний», мы – разные, но все мы слышим – одно! У нас, как написано всё в тех же «Деяниях апостольских», «одно сердце и одна душа» (Деян.4.32)! И всё потому, что «Христос – посреди нас!»

Христос посреди нас, хотя вот уже десять дней прошло с тех пор, как «облако взяло Его из вида их» (Деян.1.9). Христос посреди нас, хотя вот уже две тысячи лет минуло с той поры, когда Он сказал Фоме: «…подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20.27). И вместе с Фомой, вместе со всею Церковью, мы, пребывающие в этих хранительных стенах «единодушно вместе» (Деян.2.1), «едиными усты и единым сердцем» возглашаем: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20.28).

Довольно было времени для того, чтобы усомниться и разочароваться. И что ж, надо прямо сказать: и сомневались, и разочаровывались! Довольно, казалось, было поводов для того, чтобы подумать вместе с нечестивцами: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев» (Пс.93.7). И ведь в самом деле жили так, будто нет над нами Вечного Суда, будто и впрямь «живём однова»! И не то диво, что христианин грешит, а то диво, что он всякий раз вновь дерзает подняться! И происходит так не потому, что он такой мудрый и благочестивый, а потому, что «Христос посреди нас», потому что действует в Церкви благодатная сила Духа Святого, обетованного нашим Спасителем пред Его преславным Вознесением: «…ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня... вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1.4,8).

Свидетельство наше чрезвычайно просто, ибо это свидетельство об укрепляющем и преображающем слабых и неверных грешников действии Духа Святого там, «где двое или трое собраны во имя» (Мф.18.20) Божие. Воистину Христос посреди нас!

Можно объединиться во имя греховной страсти, и тогда это будет толпа. Можно собраться вместе ради вполне конкретной и вполне достижимой цели – получится коллектив. А можно стать единством во имя Божие, и тогда возникнет Церковь.

Церковь возникает из непредставимого, как кажется, соединения нищеты духовной, то есть слабости, податливости каждого человека греховному соблазну, и вдохновлённого Духом Святым непреодолимого стремления соблазнённого и падшего к чистоте, святости и правде. Кто не пробовал практически сочетать эти два разнонаправленных вектора духовной жизни в своей собственной судьбе, кто никогда не пытался каяться, тот едва ли сможет это понять. Тому невозможно на пальцах объяснить тайну Церкви, тот никогда не услышит людей Церкви, «нашими языками говорящих о великих делах Божиих» (Деян.2.11). Ему всё будет казаться, как это было и на заре христианства, что благовествующие Вечную Жизнь просто-напросто повредились рассудком или, в лучшем случае, «напились сладкого вина» (Деян.2.13).

Не нашими заслугами, не нашим разумом, но действующим в Церкви с великого дня Пятидесятницы Духом Святым дано каждому из верных осознать, какого рода жаждой томимы наши бессмертные души. Это не жажда земных наслаждений, это не желание бесскорбного жития. За долгую или короткую нашу жизнь мы успели понять, что такого рода жажда – неутолима. Жажда Церкви – это та самая жажда Истины, Добра и Красоты, про которую наш Спаситель напоминает нам сегодня: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7.37).

Поэтому изо дня в день, из года в год, из века в век такие разные, такие непохожие друг на друга люди «единодушно вместе» (Деян.2.1) «собираются в Церковь» (1.Кор.11.18), чтобы совместным молитвенным усилием побеждать «страх ненавистной розни мира сего», как заповедал нам великий светильник русской земли, преподобный Сергий Радонежский. Поэтому доныне совершается в Церкви Святая Евхаристия, и литургисающие иереи с верой и надеждой свидетельствуют и самим себе, и народу Божию: «Христос посреди нас». И покуда так будет, мир не погибнет! Аминь.

Священник Сергий Ганьковский

19.06.2009

Сегодня, в праздник Пресвятой Троицы, заканчивается святая пасхалия, которая началась с Воскресения Христова. Пятьдесят дней мы ждали исполнения Господнего обетования на Тайной вечери прислать нам вместо Себя Утешителя. Мы хорошо помним тот вечер, навечно вошедший в историю Церкви под названием Тайной вечери.

Сегодня, в праздник Пресвятой Троицы, заканчивается святая пасхалия, которая началась с Воскресения Христова. Пятьдесят дней мы ждали исполнения Господнего обетования на Тайной вечери прислать нам вместо Себя Утешителя. Мы хорошо помним тот вечер, навечно вошедший в историю Церкви под названием Тайной вечери. Мы тогда собрались на свое ежегодное торжест­во, Пасху, самый главный иудейский праздник в воспоминание исхода еврейского народа из Египетского рабства. Но в тот вечер никакого торжест­ва не получилось. Мы были ошеломлены: нам наш Учитель умыл ноги! Мы было хотели воспротивиться, а Петр в запальчивости даже сказал: «Во век не умоешь мои ноги!» – Но: «Так надо!» – ответил Иисус. А потом и вовсе стал говорить нам о Своей смерти. В смятении и ужасе мы переглядывались друг с другом: молодой, в расцвете сил! Ему бы еще жить и жить во исполнение наших надежд и упований! Мы были подавлены, ничего не понимая, и Господь всё это видел. «Сейчас вы опечалены, – сказал Он. – Но печаль ваша перейдет в радость. Я пришлю вам Утешителя от Отца Моего». И еще Он сказал: «Для вас будет лучше, если Я уйду и пришлю Его вам, Утешителя». – «Да-да, вот теперь мы все поняли, – дружно ответили мы, всё еще цепенея от тоски и страха. – И веруем, что Ты и вправду от Бога исшел». – «Теперь веруете?» – с горечью повторил Господь. И чтобы хоть как-то укрепить нас, Он сказал: хочу, «чтобы вы имели во Мне мир. В мiре будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мiр».
Потом, как повествует Священное Писание, Господь «воспел и вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад».

Две тысячи лет человечество мысленно совершает тот путь вслед за Ним и Его учениками в надежде, несбыточной надежде, что, может быть, там все-таки что-то случится такое, что не позволит совершиться тому ужасу, который, увы! – был уготован и уже поджидал нас! Ноги наши ослабели, веки сами смыкались, как будто в предчувствии гибели. Господь молится троекратно до кровавого пота, умоляет нас не предаваться сну, еще хоть чуть-чуть пободрствовать с Ним. А потом – как обвал, камнепад: шум, крик, едкий дым от горящих факелов. Разъяренная толпа набрасывается на Учителя, покорно предающего Себя ей в руки. И – нет спасения! Нет защиты! Животный страх охватил нас, и мы врассыпную бежим, куда глаза глядят. Потом наступает полный мрак, тьма, отчаяние. «Страха ради иудейского» мы сидим день и ночь, запершись, в Сионской горнице, ожидая, что вот-вот к нам сейчас ворвутся и тоже поведут на распятие. И опять – нет спасения, нет защиты. Нет ни надежды, ни сил жить дальше. И вдруг – появляется Господь. От страха и восторга мы буквально онемели, думая, что перед нами – призрак. Ведь когда Его три дня назад на наших глазах забирали, убивали, – это было ужасно, мы плакали. Но все-таки это было понятно: с этим мы в жизни сталкивались. Но чтобы – воскреснуть?! Из мертвых?! «Не бойтесь, – ласково говорит Господь, – подойдите ко Мне, осяжите Мои руки, ребра». Мы видели много чудес, что совершил Господь, когда был с нами: и воскрешал, и исцелял, и усмирял бурю. Мы, конечно, изумлялись, но постепенно как-то стали к ним привыкать: на то Он и Бог! Вот так и к этому, новому чуду мы отнеслись с детской радостью: воскрес – и слава Богу! Но в глубине души холод от всех недавних потрясений не развеялся. Господь теперь время от времени появлялся перед нами, укорял в маловерии (а откуда ей было взяться, твердой-то вере?), и снова уходил. Неизвестно, куда. А нам так хотелось с Ним больше никогда не расставаться, слушать Его, осязать. Мы напряженно, до боли, до тоски ожидали, когда Он придет снова, мы только и жили этим ожиданием. И Он приходил к нам нес­колько раз.

Две тысячи лет прошло с тех пор. Теперь-то уже все в нашей жизни упорядочилось, улеглось. Мы каждый год рассчитываем нашу пасхалию по дням и неделям. Но тогда это все было впервые. Тогда мы сорок дней до Его Вознесения жили, как будто в душевном раздвоении: мы, точно во сне, с покорностью принимали всё происходящее с нами, и вместе с тем не понимали главного. Не понимали, не могли понять промыслительной значимости для каждого из нас, для всего человечества услышанных слов: «Иду ко Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему». И еще: «Ждите, никуда не расходитесь: пришлю вам Утешителя». Можно сказать, все эти сорок дней мы были самыми счастливыми на свете, ибо видели то, что мечтали бы увидеть все святые, праведники, все пророки, жившие до Христа, и не увидели. И вместе с тем, мы нестерпимо мучились от своего неведения и невежества (помним, ведь мы – горстка неграмотных пугливых рыбарей, избранных Христом, чтобы стать потом бесстрашными свидетелями и проповедниками Истины, Апостолами)! Мы еще не были тогда просвещены светом Истины. Нам предстояло ожидать этого еще целых десять дней. Кто постучится в нашу горницу? Как он войдет, как поцелует, какое приветствие и какой подаст нам знак?

Сегодня мы как раз и празднуем этот день – день рождения Церкви Христовой. Развеялись, как дым, наши сомнения, недоумения. От уныния и боязливости вообще не осталось и следа. Нам открылась вся полнота Истины. Мы уразумели Священное Писание, нам открылись все глаголы человеческой речи, чтобы нести Свет, озаривший наши души, во все языки, «начиная от Иерусалима». Наконец-то, нам открылся смысл слов, произнесенных на Тайной вечери: «Иду туда, к Отцу Моему, откуда Я и пришел к вам на землю». И – самое главное: Бог – это Пресвятая Троица – Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

Когда в видении огненных языков на учеников и апостолов снисшел Бог Дух Святой, все люди ужаснулись: что это за шум? А это, оказывается, был шум огня, который воссиял на челе каждого из апостолов, и они исполнились Духа Святого. Мы вместе с ними тогда тоже вдруг уразумели Писания, всю премудрость человеческую. Всё сопоставили, начиная от восшествия Господня в Иерусалим, когда Он сел на жеребенка ослицы и торжественно и скорбно въехал в город. Тогда все ликовали, кричали «Осанна! Царь Израилев!», а Господь был печален, предвидя, что совсем скоро, меньше чем через неделю, они же будут кричать: «Распни, распни Его!». Всё это Господь видел и дал увидеть нам.

Но нам не следует превозноситься, будто мы уже всё узнали, всю тайну. Тайна мироздания для нас еще не открыта. Всё, что здесь существует в виде вопросов, – и мучение праведников, и смерть младенцев, и все нестроения, которые в жизни бывают, как нам кажется, не по нашей вине, – всё это объяснится в вечности. Наша жизнь состоит из трех частей: утробная жизнь, жизнь в мире сем и вечная, бесконечная, которая ожидает нас после краткого мига жизни земной. Вот только там откроется вся полнота Тайны лицом к лицу увидевшим Пресвятую Троицу. Здесь же, пока мы на земле, Спаситель дает нам все это проницать своею верой. Господь сказал, все вам дано будет, только веруйте. В доме Отца Моего обителей много. Вы всё получите, что вам понадобится для вечного блаженства.

Чему же мы сегодня радуемся? Посторонним, непосвященным это трудно понять. Наша радость не преходящая, наша радость великая: мы сегодня стоим снова на коленях! Мы будто после долгого путешествия по духовным пространствам возвратились домой, в свое долгожданное состояние – сокрушенный плач по собственным грехам. И это – великая победа Духа! Ибо наш сегодняшний плач восполняется радостью, верой и надеждой на неизреченную милость Господню, Его любовь, прощение нам всех наших согрешений и вечную жизнь. Аминь.

Настоятель храма
протоиерей Борис (Куликовский)

Мои дорогие отцы, братья и сестры! Преосвященные владыки! Всех вас сердечно поздравляю с великим мироспасительным праздником Святой Троицы, Святой Пятидесятницы.

Мы празднуем особое событие в жизни мира. Через рождение Господа и Спасителя, через Его жизнь, через Его учение, через Его страдания, через Его смерть, через Его воскресение даровано было людям нечто совершенно особенное, что действительно изменило течение истории. Мы называем время после рождения Христа Спасителя новой эрой. И совсем не потому, что люди автоматически стали лучше после пришествия в мир Спасителя, не потому, что лучше стали общественные отношения, меньше стало зла в личной, семейной, общественной жизни. Совсем не потому! Мы знаем: как были разбойники до Спасителя, так они существуют и после, как были войны до, так они существуют и после, как были гражданские конфликты, столкновения, противоречия, коварство, обман, ложь, зависть, так все это существует и после Христа Спасителя.

Что же тогда появилось? Для чего же Господь пострадал, жизнь Свою отдал? Именно ради того, что мы сегодня так торжественно празднуем. Ему было угодно, чтобы Божественное присутствие постоянно пребывало в жизни рода человеческого. В 50-й день после воскресения Господь дарует Своего Духа апостолам. Он изливает этот Дух как Свою энергию, Свою благодать, Свою силу на святых апостолов. На простых рыбарей - тех самых, которые трусливо бежали в момент ареста Христа Спасителя, когда на Него обрушились страшные пытки, тех самых учеников, один из которых предал, а другой отказался, тех самых учеников, которых не было на Голгофе, тех самых учеников, которые несли на себе отпечаток всей ограниченности и греховности человеческой жизни, - на них Он изливает Свою благодать, и Божественной силой они перестают быть трусливыми и боязливыми. Они становятся мужественными и сильными, обретая тот Божественный дар, который сразу выделил их из среды всего человеческого рода. Их слово наполнилось мудростью, силой, и тысячи людей стали откликаться на их проповедь - не меньше, чем на проповедь Самого Христа Спасителя.

Более того, вдохновленные Божественной силой, излившейся на них в день Пятидесятницы, движимые Духом Святым, они отправились в разные страны, проповедуя Христа распятого и воскресшего. Именно они создали общность людей, внутри которой и живет этот дар Святого Духа, - эту общность мы именуем Церковью Божией. Все мы с вами и есть Церковь, среди нас и в нас живет Святой Дух, силы Которого каждый получает в момент крещения и миропомазания, сила Которого обновляется в нас всякий раз, когда мы, принося покаяние, причащаемся Святых Христовых Таин. В море беззакония, ничем не отличающегося от того, что было до Христа Спасителя, живет Его Церковь как носительница благодати Святого Духа. Именно в Церкви и происходит спасение людей, их живое соприкосновение с Богом, новая жизнь во Христе.

Церковь существует для того, чтобы призывать Святого Духа. Самая важная миссия Церкви - это призывание Святого Духа, эпиклезис, как мы говорим, употребляя греческое слово. Эпиклезис есть не только молитва призывания Святого Духа - это жизнь во Христе, это открытое Ему навстречу сердце, это мужественное и честное исповедание веры в Христа Спасителя и в Святую Троицу. И в ответ на жизнь Церкви Бог посылает дар Святого Духа, и Дух живет и действует в нас. Кто-то может сказать: «Что же все это означает для мира? Что же - мир сам по себе, а Церковь сама по себе?» Совсем нет. Ведь каждый из нас, принадлежа Церкви, принадлежит и миру, через каждого из нас сила Божественной благодати должна изливаться на род человеческий, но особым образом она изливается через миссию Церкви в мире. Это и есть миссия спасения, это и есть миссия обращения людей к Богу, это и есть миссия преображения человеческой личности и всего рода человеческого.

Все это мы сегодня празднуем с вами в день Святой Троицы, потому что с того самого дня Пятидесятницы и началась эта спасительная миссия Церкви. Что же мы, христиане? А мы должны осознавать величайшую ответственность пред Богом за тот дар, который получили в крещении, величайшую ответственность пред Богом за благодать, которую получаем в таинстве святого причащения, в молитве. Это есть Божий дар, и мы с вами - обладатели этого дара. И для того чтобы сила благодати не покидала нас, чтобы мы не превращались в пустые сосуды, нужно постоянно стяжать благодать Святого Духа - молитвой, добрыми делами, участием в таинствах Церкви; и делиться этой благодатью, опять-таки, через добрые дела и через добрые слова со всем родом человеческим. Как говорит священнослужитель, совершая таинство Святой Евхаристии: «и о всех и за вся». О всех и за вся пострадал Господь, на всех и на всё через Церковь изливается благодать Святого Духа. И, сознавая важность служения христианина, мы должны постоянно возгревать в себе молитвой, доброделанием и участием в таинствах силу Святого Духа.

Сегодня мы празднуем престольный праздник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, потому что главный храм лавры освящен в честь Святой Троицы. И я поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим событием и радуюсь, что в таком множестве вы собрались сегодня для нашей общей молитвы. Пусть благодать Святого Духа пребывает со всеми вами, помогая вам на путях вашей жизни, помогая преодолевать неправду, зло, беззакония своей собственной личности и вокруг себя, помогая всем нам возрастать от силы к силе. Призываю благословение Божие на всю нашу историческую Русь, соединенную Киевской купелью крещения, на весь наш православный народ. Призываю благословение Божие и на державу Российскую, чтобы действительно благодать Божия укрепляла всех нас, а через нас содействовала преображению жизни рода человеческого. С праздником! Храни вас Господь.

Деян. 2:1-4 «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе… и исполнились все Духа Святого…» Деян. 2:33 «Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил …»

Вступление.

Иисус Господь перед своим вознесением к Отцу, дал повеление Апостолам не отлучаться от Иерусалима, но ждать обещанного от Отца Святого Духа – Деян. 1:4:8 . Апостолы были в единодушной молитве и молении в ожидании исполнения слов Христа – Деян. 1:14 ; Деян. 2:1 . И при наступлении праздника – дня Пятидесятницы на них сошел Дух Святой. Сошествие Духа Святого сопровождалось знамениями от Бога. Исполнились слова Христа об обетовании Святого Духа. Дух Святой, как 3-е лицо Бога сошел на землю на Апостолов с конкретной великой миссией создать церковь Господа Иисуса Христа. Сошествие Духа Святого было в день праздника Пятидесятницы по Ветхому Завету и в день пятидесятый после воскресения Иисуса Христа из мертвых. И этот день христианами стал называться праздником Троицы или, иногда этот праздник в народе называют, Пятидесятница, Семуха или Духов день. Но смысл этих названий один и тот же – Дух Святой, как 3-е лицо Бога сошел на землю и выполняет свою миссию или задачу – привести грешников ко Христу и создать церковь Господа Иисуса Христа. Со дня Пятидесятницы и до сего дня Дух Святой пребывает на земле и выполняет Свою миссию. Миллионы людей на земле приняли Иисуса Христа Господом и находятся в церкви Христа, как на земле, так и на небесах.

Изложение.

Тема этой проповеди или духовной статьи о Троице. Говоря о Духе Святом, мы постоянно подчеркиваем, что Дух Святой не только сила и влияние, исходящее от Бога, но Дух Святой есть Бог, есть 3-е лицо Бога. Об этом многократно говорится во многих местах Слова Божия. Давайте посмотрим только один текст, который в этой статье в предисловии – Деян. 2:33 «Итак, Он, быв вознесен десницею Божией и принял от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите».

Господь Иисус Христос воскрес силою Божией из мертвых.

Десницею Божией был вознес к Отцу.

От Отца принял обетование Святого Духа.

Послал (излил) Дух Святой на Апостолов.

В этом стихе говорится об Отце, об Иисусе Христе и о Святом Духе.

Отец – Бог! Иисус Христос – Бог! Дух Святой – Бог! В этом нет никакого сомнения. Об этом говорит все Слово Божие и об этом я говорил в первых моих проповедях. Кто-то пытается ввести нас в смущение, и задают нам вопрос: «А есть ли в Библии слово «Троица?» И этим самым хотят нас убедить, что, если нет такого слова, значит наши понимания о Боге не правильные. Да простит Господь таких учителей! Думаю, нам нет нужды глубоко и всесторонне рассматривать вопрос и о Боге, и о Троице, чтобы не перегружать читателей и слушателей богословием. Но все, же коротко рассмотрим некоторые мысли.

О троице.

Первая мысль о Боге – есть только Единый Бог, Который, как мы уже ранее говорили, есть Творец, Создатель, Сохранитель, Всевышний, Верный, Сущий, Всемогущий и так далее. Не один Бог, а Единый Бог. И это слово «Единый» означает, что Бог открывается нам в трех лицах: Отец, Сын и Дух Святой. Не три Бога, а Единый Бог, Который по сущности Своей есть Дух, Высший творческий Дух, Божественный Дух, Единый Дух, и в тоже время мы в Библии встречаем такие выражения: Божий Дух, Христов Дух, Святой Дух, Дух Отца. Все это Один и тот же Дух, Один Господь, а более правильно, Единый Бог, как мы выше и говорили. Но открывающийся нам людям в трех лицах. Целью данной статьи или проповеди не является теологическое раскрытие и обоснование учения о Троице Божией, но краткое раскрытие истины о Боге, Который на страницах Библии показывается нам, как Бог — Отец, Бог – Сын и Бог – Дух Святой.

О личности.

В том, что человек является личностью, мы не сомневаемся. Бог тоже есть личность. А что такое личность вообще?

Личность – это существо обладающее волеизволением и имеющее следующие признаки:

Разум – то есть способность мыслить.

Чувство – способность воспринимать внешние впечатления.

Волеизволение – способность выбирать действия и принимать решения. Все эти признаки есть в полноте в Боге. Поэтому Бог есть личность.

Обоснование Троицы.

В Библии нет выражения «Троица». Оно создано теологией, как необходимость, чтобы более правильно раскрыть учение о Боге. Троица – это значит, что в Едином лице Бога соединены три различных лица, которые все самостоятельные и по отдельности открываются человеку, как Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Святой Дух. Хотя Бог и троичен в лицах, но Он Единосущ, то есть три лица соединены воедино в их сущности, намерении и конечной цели.

Иногда нам трудно уразуметь такое понимание Бога, но мы должны принять этот важный догмат Библии о Боге и держаться здравого учения.

Простое размышление или простой пример может укрепить наше знание. Взрослый человек мужчина женат и имеет семью. Для других таких же взрослых людей – он мужчина, личность. И в тоже время для жены – он муж, а для детей – отец. Один и тот же человек одновременно является мужчиной, мужем и отцом. Или другой пример. Мы знаем, что вода – это химическое соединение водорода и кислорода – Н₂О.

Вода – это жидкость, но та же вода при охлаждении становится льдом, а при кипении – паром.

Библейские обоснование Троицы.

Учение о Троице есть наиболее правильное, единственно правильное Учение о Боге. В Ветхом Завете на троичность указывается, а в Новом Завете говорится о Троице ясно и понятно.

Что говорит Ветхий Завет о Троице?

Одним из имен Божиих есть Элоим. Так вот слово «Элоим» есть множественное число от слов Эл и Элла: «и сказал Бог сотворим человека…» — Быт. 1:26 .

При сотворении мира действовала Премудрость (Троица). «Господь имел Меня началом пути своего» — Притчи 3:19; Притчи 8:22.

Троекратное прославление Бога Святыми Серафимами – «И взывали они друг к другу, и говорили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» — Ис. 6:3 .

Троекратное священническое благословение народа Божия: «Да благословит тебя Господь…» Числа 6:24:27.

В Библии есть некоторые места, которые указывают на Теофанию Сына Божия Иисуса Христа.

Теофания – это Богоявление. Иисус Сын Божий открывается в образе Ангела – Быт. 22:15 и Исх. 3:2:6 . Авраам и Моисей поклонились Ангелу Господню, хотя Ангелы не требуют Божеских почестей. И далее в разговоре с Авраамом и Моисеем мы видим, что говорит Господь Бог. Можно с уверенностью сказать, что в данном случае Ангел Господень — это было теофания или Богоявление Иисуса Христа, как сына Божия. Так же эта мысль подтверждается в книге пророка Даниила: «И вид четвертого подобен Сыну Божьему» — Дан. 3:25 .

Если Ветхий Завет только указывал на Троицу, то Новый Завет дает нам полное откровение об Отце, Сыне и Духе Святом. В деле спасения грешного человечества вся Троица Божия принимает участие и выполняет свою миссию.

Бог Отец возлюбил мир и ради спасения грешников отдал Сына Своего Единородного – Ин. 3:26 . «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал…» Иисус Сын Божий умер за грехи человеческие, став Агнцем Божиим – Ин. 1:29 . «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира…», «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» — Рим. 5:8.

Дух Святой ведет грешника ко Христу, обновляя и возрождая его к новой жизни – 1 Пет. 1:12 «По предведению Бога Отца, при освящении от Духа». Иисус Господь говорил Никодиму – Ин. 3:5 «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»,

Вся работа на земле по созиданию церкви Господа Иисуса Христа совершается Духом Святым. Мы живем во время благодати Божией, действующей через Дух Святой.

Учение о Едином Боге в 3-х лицах : Отец, Сын и Дух Святой является единственно правильным учением о Боге и такого учения необходимо держаться и провозглашать его по Писанию – 1 Ин. 5:7 «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух и сии – три суть едино». Благослови всех нас Господь!

Аминь.

Пастор Александр Мелюхов.

31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, по окончании Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с балкона Патриарших покоев с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Пятидесятницы, с праздником Святой Троицы. В этот день мы прославляем событие огромной важности, которое по своему значению сопоставимо с сотворением мира и с воплощением Сына Божия. Мы прославляем пришествие в мир Духа Святого.

Святой Дух, конечно, и до этого события пребывал в мире. Дух Божий носился вверху воды в момент таинственного акта сотворения Вселенной (Быт. 1:2). Святой Дух поддерживает все творение. Святой Дух нисходил на ветхозаветных патриархов и пророков, Он давал им силу слова и мудрость. И в этом смысле нельзя сказать, что было время, когда не было Божественного Духа в космосе, в природе или в истории человечества.

Но событие, о котором мы сегодня говорим и которое мы прославляем, совершенно особенное. Святой Дух сошел на апостолов. Это был акт Божественного одухотворения учеников Христа Спасителя, но не только их. Святой Дух сошел не только на тех, кто был собран в Сионской горнице. Он сошел также на каждого, кто присоединился к этой апостольской общине. А всех тех, кто вместе с апостолами составляют эту общину, мы именуем Церковью. Святой Дух вошел в жизнь Церкви. И подобно тому, как Божественное и человеческое соединилось в личности Иисуса Христа, — по формуле IV Вселенского Собора, неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно, — Дух Святой пребывает неизменно вместе с человеческой природой Церкви, не смешиваясь с ней, но и не отделяясь от нее, одухотворяя эту человеческую природу.

И если бы Церковь была только человеческой организацией, если бы она только объединяла единомышленников, подобно тому как объединяет единомышленников множество существующих человеческих организаций, то ее давно бы не существовало. Ведь и во времена апостолов были мощные человеческие организации, поддерживаемые силой Римской империи. Это были в первую очередь правящие элиты, это были римские легионы, олицетворявшие мощь империи. И где теперь эта человеческая мощь? Если мы проследим всю историю после пришествия в мир Христа Спасителя, то каких только мощных организаций не было — действующих и открыто, и скрыто, претендующих на власть физическую и на власть духовную, — но этих организаций больше не существует, а те, что есть, уйдут из истории рода человеческого, как уходили все предыдущие.

Но Церковь будет существовать всегда, до скончания века, потому что врата ада ее не одолеют (см. Мф. 16:18). Не потому, что мы с вами такие сильные — мы немощные, мы слабые, мы, может быть, гораздо слабее тех, кто организован в иные человеческие общины, но в нас и через нас, через Церковь Божию, действует Святой Дух. Он возмещает нашу слабость, Он действует там, где нам не хватает сил и разумения, Он поднимается на защиту Церкви, когда могущественные силы, во много крат превосходящие силу и влияние Церкви, пытаются ее разрушить.

Дух Святой не потакает человеческому греху, который существует и в видимой, человеческой церковной жизни. Но эти грехи прощаются через искреннее покаяние, и Дух Святой наполняет наши немощные человеческие сосуды Своей Божественной силой.

Мы сегодня празднуем день рождения Церкви Христовой. Мы празднуем великое таинство соединения Божественного и человеческого, но уже не в личности Иисуса Христа, а в Церкви Божией. И этот день является действительно духоподъемным, прежде всего потому, что сегодня мы обращали к Богу особые молитвы, дабы Дух Святой всегда был с нами, а Он, будучи с нами, укрепляет и возвышает наш слабый и немощный человеческий дух. И, несмотря на человеческую немощь, существует и будет существовать Церковь Божия, в которой силой благодати Святого Духа прощаются человеческие грехи, и обновляется наша жизнь.

И молитва наша сегодня была особой, коленопреклоненной. Мы молились о себе, о Церкви, о роде человеческом, о живых и о мертвых. И верим, что в ответ на эту молитву сила Божия благодатью Святого Духа прикасается ко всем нам и спасает души наши. Аминь.

Loading...Loading...