Религиозный фанатизм в современном обществе. Ученые выделяют несколько видов религиозного фанатизма

Фанатизм — это болезненное состояние, слепая вера в какую-нибудь идею и навязывание ее другим. Фанатизм был и остается сегодня сложным и противоречивым социально-историческим феноменом, который всегда вызывал живой интерес у философов, богословов, политиков, деятелей культуры, рядовых обывателей. Религиозный фанатизм одного человека, может наделать зла более чем усилия двадцати соединившихся вместе преступников.

Введение

Фанатизм — это болезненное состояние, слепая вера в какую-нибудь идею и навязывание ее другим. Фанатизм был и остается сегодня сложным и противоречивым социально-историческим феноменом, который всегда вызывал живой интерес у философов, богословов, политиков, деятелей культуры, рядовых обывателей. В многообразных формах и разновидностях фанатизм проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности общества и человека.

Религиозный фанатизм как исторически первая форма фанатизма занимает особое место среди других его разновидностей. Он потенциально содержится в любой религии, может развиться в определенных исторических условиях и может быть использован различными религиозными и политическими группировками как средство достижения своих социально-политических целей.

По своей сути религиозный фанатизм – это особая интерпретация религиозного мировоззрения и особый склад религиозных чувств. Повышенная опасность религиозного фанатизма заключается в том, что он может быть использован как фактор манипуляции сознанием и поведением верующих.

1. Общая часть

Религиозный фанатизм — это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из нее культа, поклонением и растворением в группе единомышленников, это идеологическая основа экстремистской деятельности.

Религиозная фанатическая идеология – это извращенная фантастическая программа преодоления острого конфликта между интересами определенной религиозной группы и ее социальных оппонентов, неадекватная форма разрешения нетерпимого, исторического социального положения определенной группы верующих.

Религиозный фанатизм превращается в экстремизм тогда, когда нет никаких иных «удерживающих» форм идентификации:

Национальных, гражданских, родовых, имущественных, клановых, корпоративных.

«Чистая религиозность» требует очищения внешнего мира, так рождается религиозный экстремизм.

Членами религиозных фанатических групп становятся зависимые личности, неспособные брать на себя ответственность за свою жизнь и чувствующие себя уверенно лишь в группе, ведомой сильным лидером. Чем больше они теряют свою индивидуальность, тем сильнее нуждаются в идентификации с лидером и группой, чтобы получить ощущение всемогущества. Такие личности легко могут стать жертвой психологического лидера, проводящего массовые тренинги.

Еще более масштабное воздействие оказывают финансовые пирамиды типа МММ, организованная преступность, тоталитарные государственные режимы, международные мафиозные кланы и религиозно - террористические объединения.

В религиозные фанатические группы легче всего вовлекаются лица, занятые интенсивным духовным поиском, стремящиеся к «Абсолютной Истине», часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы.

2. Виды религиозного фанатизма

Религиозный фанатизм встречается у верующих многих религий и провоцирует их на конфликты как с представителями своей, так и с последователями иных вероисповеданий.Главными видами фанатизма являются:

1) расовый;

2) националистический (шовинизм);

3) политический (фашизм, тоталитаризм);

4) религиозный (религиозная нетерпимость);

5) обрядовый - приверженность, доходящая до суеверия, внешней форме богослужения и обычаям;

5) пуританство - строгость нравов и правил в повседневной жизни, превращенная в самоцель;

6) прозелитизм - привлечение к религии навязчивыми, вкрадчивыми и лукавыми способами;

7) религиозная экспансия - стремление к всемирному господству какой-нибудь религии с применением коварных и насильственных средств.

Всемирная история, к сожалению, полна случаев религиозной ненависти, которая толкала государства и народы на религиозные войны (гражданские и межнациональные) и на бесчеловечные гонения. Но и религиозная история народов полна ересей, расколов, гонений и отлучений, что ярче всего выразилось в исламизации завоеванных арабами и турками народов, инквизиции Западной церкви, иконоборчестве нескольких византийских императоров, и др.

3. Причины религиозного фанатизма

Главными причинами религиозного фанатизма являются:

1) политические: политики, разжигая религиозный фанатизм в народе, издавна эксплуатируют силу религии и используют ее или для укрепления своей власти, или как предлог для экспансии;

2) психологические: психологические исследования показывают, что фанатизм является проявлением душевного неблагополучия, прибежищем невротических личностей, которые стараются скрыть от себя и других, прибегая к фанатизму, свой внутренний душевный конфликт и проистекающие из него агрессивность, комплекс неполноценности и эгоизм;

3) религиозные: возведение фанатизма в норму правил некоторыми религиями (например, в исламе распространение веры "огнем и мечом") или преувеличенная требовательность верующих к ближним, происходящая от неправильного понимания заповедей.

4. Последствие религиозного фанатизма

Последствия религиозного фанатизма для людей, общества и самих религий весьма разнообразны. Религиозный фанатизм:

1) создает у верующего иллюзию духовной самодостаточности и гарантированного спасения, усыпляя его совесть и внушая ему фарисейское сознание;

2) искажает веру, потому что лишает ее драгоценного качества - любви к ближнему, без которой вера мертва;

3) удушает свободу личности принуждением, гонениями, угрозами, наказаниями, насилием;

4) толкает своих жертв к уничтожению других человеческих жизней и цивилизаций в религиозных войнах;

5) вызывает антипатии у религиозно равнодушных людей или маловеров, склоняя их к атеизму, поскольку они убеждаются в том, что религии, вместо того чтобы облагораживать человека, разжигает в нем ненависть и побуждает к кровавым конфликтам.

5. Религиозные фанатики

Основной признак религиозного фанатика, отличающий его от очень религиозного человека, - это убеждение, что только через ими любимые организацию и учение можно прийти к Богу, а несогласные с этим их убеждением идут прямиком в ад.

Религиозный фанатик высокомерно, нетерпимо, агрессивно относится к иным духовным путям и школам. Духовным такого человека назвать нельзя. Часто такие люди совершенно не восприимчивы не только к мудрости, но даже к логике, к фактам и здравому смыслу. Они могут наизусть знать толстые религиозные труды, занимать высокую должность в своей организации и при этом не иметь элементарного понимания основ духовной философии. Религиозных фанатиков можно разделить на две группы:

1) Религиозные фанаты за идею (их церковь – самая крутая, учение – самое продвинутое, только они получают настоящие откровения от Бога, только они по-настоящему поклоняются, только у них самое правильное понимание Писания и так далее);

2) Религиозные фанаты своего религиозного лидера, который нередко становится для них и апостолом, и пророком, и отцом всех времен и народов.

Религиозный фанатик получает наслаждение не от своей деятельности, а от самого факта существования идеала или идеи. Он растворяется в своем пристрастии, хочет испытывать страсти и эмоции. Он не самодостаточен, оттого и творит себе кумира – из идеи или некой сильной и яркой личности. Что-то архиважное для себя он находит вне себя.

Подражая яркому религиозному лидеру, религиозный фанат как будто становится частичкой этой успешной личности, на нем отражается сияние человека, который чего-то достиг, взошел на пьедестал. Религиозный фанатик передает ответственность за себя в руки своего кумира и подчиняет всего себя чужой идее. Он тщеславный, но неуверенный в своих силах и возможностях человек. Ему легче жить отраженным светом своей идеи или своего идеала.

У религиозного фанатика есть потребность в единомыслии и единомышленниках. Он ищет себе подобных поклонников, среди которых он чувствует себя как среди своих, говорит с ними на одном языке, они «смакуют» свою идею или своего героя и прекрасно понимают друг друга.

Окружение религиозного фанатика – некое психическое объединение людей, наэлектризованных общим чувством, которое в кругу своих разрастается и может достичь неизвестных величин.

Религиозный фанатизм направлен на разрушение чужой культуры, религии, системы ценностей. Считая свою идею самой правильной и своего лидера самым «продвинутым», религиозный фанатик агрессивно ниспровергает другие идеи и авторитет других лидеров. Делается это в доказательство любви к своему лидеру. Потому что только его кумир истинный и его церковь лучше всех! Нередко религиозный фанатизм – это подростковая болезнь. Многие ее перерастают, но не все. В подростковом возрасте человек начинает отвергать прежних кумиров и авторитеты. Ни родители, ни учителя уже больше не удовлетворяют его духовных и моральных чаяний. Им необходимо чувствовать себя частью группы.

Религиозный фанат сам для себя по большому счету не представляет никакого интереса. Религиозный фанатизм обедняет человека как личность. Религиозными фанатиками легко манипулировать и управлять.

Чем сильней религиозный фанатизм, тем человек все больше втягивается в происходящее. Его начинает переполнять какая-то незнакомая энергия. В этом странном состоянии он от себя отключается, начинает вместе со всеми искренне радоваться, горевать, ждать чуда.

Однако не нужно путать понятия религиозного фанатизма и догматизма. Религиозный догматик скрупулезно придерживается своих убеждений, традиций и веры. Он, как и религиозные фанатики, может восхищаться религиозным лидером и нередко считает представителей других религий еретиками.

Однако целью религиозного догматика является следование своей вере, удовольствие ему доставляет его собственная деятельность, он остается сам для себя целостным. Восхищение кем-то не переходит у догматика за грань разумного, не обедняет его личность, а только дополняет ее.

Заключение

Религиозный фанатизм – это болезнь, несущая огорчение и бедствие через заблуждение, помешательство, неспособность слышать и понимать других. А заражаются этой болезнью через страсти и пристрастия человеческие, в той или иной степени развитые в каждом человеке.

Стало быть, блюсти себя в страстях, бороться с ними, быть строгим самокритиком - это и есть способ оградить себя от религиозного фанатизма. Все дело в нас, и начинать нужно только с себя, но не с ограждения от других.

Важным моментом будет сказать, чем для меня является религия, так как именно с этой позиции я буду отталкиваться, пытаясь ответить на многочисленные вопросы, связанные с религией. Для меня религия – это определенный путь, который включает в себя особую форму понимания мира и свод морально-этических норм поведения, который в конечном счете ведет к обретению любви к Богу и ко всем живым существам. Образцом религиозной жизни для меня являются люди, которые жили и живут правильно, которые изо всех сил стремились помочь людям идя путем добра, а не насилия, независимо от духовной традиции. Также можно заметить, что к святым людям относят именно людей религиозных, именно этих людей надо вспоминать, говоря о религии, а не тех, кто еще не вырос духовно и идет путем насилия, фанатично пытаясь изменить других людей.

Для меня любить Бога, в первую очередь означает любить людей, приносить своим поведением благо, а не количество посещений церкви или количество иконок в машине, религия для меня в большей степени стержень нравственного поведения, а не какие-то обряды или ритуалы. «Регулярное посещение церкви так же неспособно сделать человека христианином, как регулярное посещение гаража неспособно сделать человека шофером» говорил Альберт Швейцер. Я неоднократно обращался в молитве к Богу, и Он давал ответы на волнующие вопросы, которые помогали мне справляться и правильно относиться к разным жизненным ситуациям. Внутри себя я осознавал, в чем я был не прав, какой урок я должен извлечь из ситуации и какого поведения я должен придерживаться в дальнейшем. Вопрос слепой веры, самоистязания и осознанного принятия ситуации более подробно будет обсуждаться потом.

Религиозные фанатики

Большинство людей, которые приходят к Богу, имеют тяжелые жизненные ситуации, с которыми они не знают, как справиться, что подталкивает их углубиться в религиозное знание. Одолены они следовательно своими корыстными желаниями помочь себе, избавившись от навалившихся трудностей и проблем. Сомневаюсь, что на этом этапе можно говорить о любви к Богу или к окружающим людям, из-за поведения которых человек и страдает. Человек получает знание о том, как правильно жить, но вместо того, чтобы самому начать ему следовать, он начинает упрекать других людей, пилить их, и навязывать, как им стоило бы жить — так появляются религиозные фанатики и религиозный фанатизм.
В большинстве случаев в своих бедах мы виним именно других людей, и лишь в редких случаях начинаем первыми. К примеру, родители слегка поругались и сын подходит к маме и говорит: «Вот послушай интересную лекцию о построении правильных семейных отношений, она сможет вам помочь», в ответ на что мама говорит: «Иди к папе, ему не помешало бы послушать», сын идет к отцу, и слышит то же самое в адрес матери, что именно ей надо послушать эту лекцию. И таких случаев очень много, когда никто не хочет признавать своей вины, а лишь сваливает всю вину на других.

«Вот она человеческая натура в действии: виновный обвиняет кого угодно, только не себя» Дейл Карнеги

Такого поведения придерживаться легче всего, но чтобы простить, сделать самому первый шаг очень и очень трудно.
Человеку сказали не надо вести себя так и так, и он приходит домой и начинается «Там о тебе говорили, вот я знаю, как вести себя правильно, а ты, посмотри как ты себя ведешь», но что удивительно, человек чаще всего сам ведет себя неправильно, хотя и говорит, что знает, как правильно. Человек наполняется гордыней, и начинает считать себя лучше других — это порождает религиозных фанатиков, что лишь еще больше ухудшает отношения, продолжая считать себя правым, а других глупцами, которые не слушают его советов.

«Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» Аристотель

Притча «Самый большой грех»

— Что, по твоему мнению, является самым большим грехом в мире? — самодовольно спросил священник.

Религиозное знание пропитывает все сферы человеческих взаимоотношений, оно учит, как правильно жить, неправильно будет сваливать вину на саму религию, так как лишь люди виноваты в том, что они неправильно следуют религиозному знанию, что и порождает религиозный фанатизм . На самом деле любой человек, который не принимает мнение другого человека, не уважает его, нетерпим к неправильному поведению, ставя принципы выше людей, склонен спорить или противопоставлять, не слыша ничего, всегда желая оставить за собой последнее слово, тоже является фанатиком, а религиозное знание лишь усиливает этот фанатизм, расширяет его сферы.

Надменными и нетерпимыми, начинают критиковать других людей, показывая свою осведомленность в этих вопросах, свою важность, возвышая себя, унижая других. Получая религиозное знание, которое пропитано общечеловеческими отношениями, начинает возникать просто больше спорных вопросов, и навязывание собственного мнения начинает проявляться при каждой возможности из-за нетерпимости и человеческой гордыни. Семена своего фанатизма можно разглядеть в более мелких вещах, человек, к примеру, хорошо разбирается в вопросах кулинарии, означает, если он является фанатиком, то в этой области будет постоянно всем указывать как правильно, постоянно вмешиваться, показывая какой он умный. А когда человек узнает о том, как правильно жить, то область покрытия его фанатизма становится больше, начиная поучать людей в еще больших вопросах.

Разберем пример, когда человек становится вегетарианцем, так как не приемлет насилия к животным, то есть хочет стать более сострадательным, убрав эту жестокость из своего сердца. Нередко, потом он начинает не любить всех тех, кто ест мясо, говоря: «Трупоеды, не буду сидеть с ними за одним столом, это омерзительно», то есть он отказался от одного насилия, но пришел к другому. Зачем спрашивается кричать и упрекать кого-то, если вам и всем окружающим людям становится только хуже, но фанатики, религиозные фанатики в частности, не видят за собой неправильного поведения или же просто неспособны вести себя иначе. Вследствие чего окружающие не только не перестают есть мясо, но еще и начинают недолюбливать вегетарианцев, думая, лучше я буду есть мясо, чем быть таким вегетарианцем. Нужно понять и принять, что в этот момент больно не за животных, больно не за других людей, а больно самому себе, так как нет сил теперь такое поведение из-за своего эгоизма. Нужно отвлечься со своей личности и посмотреть, чего вы добились своим поведением, нужно подавать пример своим правильным поведением, люди же, которых одолел религиозный фанатизм, лишь подают дурной пример, подрывая авторитет такой жизни.

Встали ну путь вегетарианства – хорошо, но не нужно становиться фанатиком. Люди, которые неправильно следуют режиму питания от недостатка знания, подрывают свое здоровье, и вдобавок убивают и свою веру в такой образ жизни, да еще и другие потом начинают думать, что таким путем идти не надо – он вреден, и у них есть тому подтверждение. Так люди подрывают авторитет многих учений, в том числе и религии, следуя неправильно этим путем, у людей создается неверное понимание всего учения.

Почему люди становятся фанатиками

Притча «Будь счастлив»

У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:

- Будь счастлив.

Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:

- Неужели ты такой смиренный?

- Нет, - ответил нищий, - просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу

Люди становятся фанатиками потому что у них в сердцах к окружающим людям, фанатично пытаясь помочь другим, на самом деле они хотят избавить от страданий и осчастливить самих себя. Чаще всего человек обращается к религии далеко не от счастливой жизни, поэтому практически каждый проходит через стадию религиозного фанатизма, одни быстро, а другие долго. Духовный рост можно сравнить с нашим взрослением, когда мы были детьми, мы были очень неразумными, кто-то взрослел и обретал разумность и мудрость быстрее, кто-то медленнее, а кто-то, даже став взрослым, в своем поведении и мировоззрении так и остался ребенком. Аналогично происходит и в духовном росте, вначале люди жаждут осчастливить себя любой ценой — обретая знание, начинают смотреть свысока на других людей, и постепенно, занимаясь духовной практикой, служа Богу и людям, они начинают осознавать, что вели себя неправильно, и, раскаиваясь в этом, сходят с пути ненависти, и встают на путь любви.

«Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже» Лев Толстой

Легче всего просто вывалить все полученное знание, всю правду на окружающих людей, то есть груз ответственности просто перевалить на других, я получил знание, а другие пусть ему следуют, и тогда мы все станем счастливы. То, сколько вы знаете, должно быть отражено не в словах, а в действиях. Хочу огорчить, и как многие, наверное, уже поняли, близкие люди, с которыми у вас проблемы в отношениях, не станут исправляться после такого поведения, они не станут следовать тому, что вы им сказали, и вероятнее всего даже еще больше обозлятся на вас. Нет хуже метода исправить характер близкого человека, чем навязывать знание о том, как правильно жить, которому вы сами не следуете, и нет лучше метода, чем подать пример другому человеку своим правильным поведением.

Если определенное поведение способно вести к улучшению, почему люди не следуют этому знанию сами, потому что изменение своего характера в лучшую сторону – это самый тяжелый труд, легче всего просто вывалить знание на других, свалить всю вину на окружающих и продолжать ждать, когда же близкий человек сам сделает первый шаг навстречу. Религиозные фанатики, получая знание, вместо того, чтобы применять знание к себе, часто начинают критиковать и упрекать своих близких. И вместо того, чтобы улучшать отношения, они лишь накаляются и близкие отдаляются, и окружение начинает недолюбливать такого человека, так как он лишь выпендривается, будто он живет правильно. Такой человек никому еще не служит, кроме самого себя — ставя идею выше отношений с людьми, человек ничего не добьется, кроме как ухудшения и разрушения отношений. Использование полученного знания для достижения своих корыстных целей есть фанатизм.

Почему многие становятся фанатиками, потому что они концентрируются в большей степени на личном счастье. Людям больно принимать мнение других людей, уважать его, нет сил не обращать внимания на недостатки других людей, потому что многие очень эгоистичны, именно вызывает эту боль и нетерпимость. Очень тяжело также принять, что ты не прав, люди начинают раздражаться, слыша информацию, которая противоречит их мировоззрению, опять возникает боль, поэтому хочется навязать свою точку зрения по какому-либо вопросу. Религиозный фанатизм с огромной силой толкает людей углубиться в то или иное знание, и навязывая его другим, религиозные фанатики сами все больше утверждаются в выбранной вере. В тему религиозного фанатизма приведу известную притчу:

Притча «Храм»

Жил-был человек. Когда он был еще ребенком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо, меня уж не будет — ты иди в храм… тебе всегда там легче станет».

Так и случилось. Вырос. Стало жить невыносимо. Пришел в храм.

И тут к нему один подходит: «Не так руки держишь»! Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!» Сзади одергивают: «Неправильно крестишься!»… В конце концов, подошла одна женщина и говорит ему: «Вы, знаете, вообще бы, вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили!»

Вышел человек из храма, сел на лавку и горько заплакал. И подходит к нему Христос: «Что ты, чадо, плачешь?» Поворачивает человек свое лицо и говорит: «Господи! Меня в храм не пускают!»

Обнял его Господь и тихо говорит: «Ты не плачь, они и Меня давно туда не пускают…»

Религиозный фанатизм. Как быть?

Надо стараться смиренно относиться ко всем тем, кто живет неправильно, ни в коем случае нельзя ставить какие-то принципы выше человеческих отношений, выше самих людей. Своим собственным примером мы должны вдохновлять людей к исправлению, не проявляя насилия по отношению к окружающим. Необходимо стать таким человеком, чтобы всем вокруг стало лучше жить , лишь с помощью любви, а, не терроризируя близких, можно и жизнь близких людей к лучшему, хотя и не быть фанатиком очень трудно.

Религиозный фанатизм заставляет людей выпендриваться , но надо просто тихо жить, никого не трогая, не проявляя никакого насилия, именно такому поведению все будут радоваться. Если окружающие начинают наглеть и пользоваться этим, можно, и даже нужно отстраниться, и близкие это оценят и зауважают, и начнут сами вести себя правильно, осознавая, что они могут потерять. Когда человек становится гордым, и начинает пренебрегать людьми, злиться на них, он становится главным разрушителем, он разрушает больше, чем все остальные, он показывает плохой пример и люди отворачиваются и от него и от религии.

Первое, что появляется после получения знания, это гордыня – я такой хороший, то есть я лучше, а другие значит хуже, я их всех научу как правильно жить. Но нужно становиться терпимым, и научиться говорить человеку ту правду, которая идет ему во благо, которую он способен принять и следовать ей, а не вываливать на человека такую правду, такой пласт знаний, отчего человеку становится только хуже. Часто, нахватавшись знания, люди часто не замечают, как их желание помочь близкому человеку перерастает в осуждение, продолжая считать себя правыми, а других глупцами, которые не хотят слушать советы, но нужно помнить, что сострадание способно исцелить больше грехов, чем осуждение . Нужно понять и принять, что когда люди сами начинают вести себя правильно, когда они руководствуются принципами сострадания и любви, то лишь в этом случае они будут способны изменить свою жизнь, и жизнь близких людей к лучшему. Мы способны кого-то изменить, если только уважаем человека и проявляем заботу.

Не нужно выставлять свои познания на показ, не надо кичиться этим, боритесь с надменностью, стараясь смиренно доносить до людей знание из желания помочь, не критикуя и не осуждая их. Я знаю, как это нелегко, даже сейчас, понимая эти многие вещи, подымая вопросы о том, как правильно жить, я порой становлюсь в позицию гордеца, повышая голос, порой наливаясь неприязнью, говоря как-то свысока, но прождав, помолчав некоторое время, я успокаиваюсь, также и придает сил поступать в дальнейшем правильно, побеждая себя из раза в раз становишься более смиренным.

«Нельзя помочь тому, кто не желает слушать советы» Бенджамин Франклин

Религиозная жизнь — это внутренняя жизнь, но это не означает отстранение от людей, лучшее приложение сил — вкладывать их в окружающих людей, то есть служить им, становясь более снисходительным к окружающим и более строгим к себе – лишь такой путь приведет к счастью. Будем надеяться, что все те религиозные фанатики, которые настроены критично и не обладают достаточно глубоким пониманием, со временем вырастут духовно, а нам пока стоит делать выводы глядя на людей, идущих уже по правильному пути и в правильном направлении, мы же не судим взрослых людей по тому, какими они были не разумными в раннем детстве.

Это нелегкий и долгий путь, на котором немало трудностей. Когда вы встанете на этот путь, даже если не будете никому ничего навязывать и стадия религиозного фанатизма уже пройдет, есть большая вероятность, что найдутся люди, которые захотят оградить вас от этого пути, которые имеют свое представление о религии, возможно говоря, что это секта, и если вы будете вести себя неправильно, они скажут, что во всем виновата религия, мы же говорили, что она портит людей. У большинства людей уже сложилось свое понимание вещей, и это нужно учитывать, проявляя терпение и не питая злобы, вера – это хрупкая вещь, ты с энтузиазмом о чем-то рассказал, а это не одобрили, не приняли – все, как кол в сердце.

Эмоционально самодостаточные, уверенные в себе, позитивно настроенные люди живут в гармонии с окружающим миром. Они не нуждаются в отстаивании своей правоты, чего бы она ни касалась. Спокойно взаимодействуя с другими, они с достоинством несут свою точку зрения, не испытывая потребности в том, чтобы кто-то ее непременно разделил. Однако в мире представлена и иная категория людей, противоположная описанной выше и именуемая «фанатики».

Фанатизм… Это что такое?

Однако не всякое проявление чрезмерного интереса к чему-либо может характеризовать человека как фанатика. И наоборот.

Фанатизм – это чрезмерное увлечение какой-либо идеей или личностью, выражающееся в посвящении объекту поклонения значительной части своей жизни и ее духовного содержания, а также в непримиримом отстаивании собственного взгляда и навязывании его другим людям, зачастую в агрессивной форме. Данное явление может иметь отношение к чему угодно – морали, знаменитой личности, политическому течению и…

Фанати зм (религиозный) – вера без любви и рассуждения. В патристике в этом смысле обычно употребляется выражение ревность не по разуму, основанное на словах Апостола Павла (Рим. 10:2).

Термин религиозный фанатизм, наряду с прямым смыслом, часто используется:

нецерковными людьми для осуждения христиан, которые ответственно относятся к вере, практически выражают её в своей жизни. атеистами для пропаганды безбожия. При этом делается акцент на преступления, совершенные под знаменами религии. Контраргумента здесь два: 1) фанатизм противоречит заповедям Христа; 2) атеистический фанатизм (в России, Франции, Испании, Мексике…) привёл к значительно бо льшим жертвам, чем религиозный.

Что такое фанатизм? Кого можно назвать фанатиком?

иеромонах Иов (Гумеров)

Фанатиками (лат. fanaticus – исступленный; связано с корнем fanum – капище) в древности называли служителей языческих…

Должно быть, каждый из нас в жизни сталкивался с проявлениями религиозного фанатизма. По крайней мере, уж точно хорошо знает о нем из новостей или истории. Мы же поговорим о том, существует ли такого рода фанатизм в православии. Как он проявляется и к чему приводит?

Что такое фанатизм на религиозной почве?

Само слово («fanum» в переводе с латинского означает «капище») указывает на языческое, культовое происхождение этого понятия. «Фанатик» переводится как «исступленный» - значит, человек, который «не ведает, что творит», не отдает себе отчета, больной.

Чем же отличается фанатизм на религиозной почве? Во-первых, чрезмерной приверженностью какой-то одной идее, часто искаженной. Во-вторых, отсутствием самокритики, нежеланием посмотреть на себя со стороны, самоуверенностью. И в-третьих, неприятием других взглядов, вплоть до жесткой агрессии.

Религиозный фанатизм как форма нетерпимости к другим отрицает саму религию, к которой он…

Вера как зависимость. Религиозный фанатизм — угроза обществу и отдельной личности

Фанатизм в широком смысле слова - это приверженность и поклонение кому-либо или чему-либо, доходящее до крайней степени, а также категорическое неприятие иных убеждений и ценностей. В отношении религии фанатизм проявляется абсолютной увлечённостью религиозной деятельностью с образованием культа из неё, поклонением и безотчётным следованием за группой единомышленников.

Истоки данного явления заключаются в изначальных притязаниях каждой мировой религии на обладание истиной в последней инстанции о происхождении и сущности мира, о том, от чего зависит гибель и воскрешение всего человеческого рода. Во все эпохи и в настоящее время религия является наиболее опасной и сильной разновидностью фанатизма. История хранит немало примеров, когда одержимость религиозными идеями разрушительно действовала на целые народы. Религиозный фанатизм превращает группу людей в стадо, живущее по навязанным…

Что такое религиозный фанатизм

За последние сто лет внимание к религиозному фанатизму возросло. Результатами религиозного фанатизма или просто фанатизма являются убийства и нескончаемые войны в Индии, на Ближнем Востоке, Ирландии и так далее. Все больше молодых людей неосознанно вступают в те или иные секты и слепо двигаются за предводителями.

Религиозный фанатизм – это увлечение религией и ее деятельностью, и стремлением человека сделать из религии культ, вовлечением в нее таких же единомышленников. Основой такого поведения является вера. По мнению экспертов, религиозный фанатизм часто является причиной действий террористов-смертников.

Фанатизм – это психологическое состояние человека, которое заставляет его слепо верить в какую-то идею. Часто фанатик не ограничивается своей личностью и старается навязать ее окружающим.

Ученые выделяют несколько видов религиозного фанатизма:

обрядоверие. Человек привержен и суеверен по поводу обычаев и…

Важным моментом будет сказать, чем для меня является религия, так как именно с этой позиции я буду отталкиваться, пытаясь ответить на многочисленные вопросы, связанные с религией. Для меня религия – это определенный путь, который включает в себя особую форму понимания мира и свод морально-этических норм поведения, который в конечном счете ведет к обретению любви к Богу и ко всем живым существам. Образцом религиозной жизни для меня являются люди, которые жили и живут правильно, которые изо всех сил стремились помочь людям идя путем добра, а не насилия, независимо от духовной традиции. Также можно заметить, что к святым людям относят именно людей религиозных, именно этих людей надо вспоминать, говоря о религии, а не тех, кто еще не вырос духовно и идет путем насилия, фанатично пытаясь изменить других людей.

Для меня любить Бога, в первую очередь означает любить людей, приносить своим поведением благо, а не количество посещений церкви или количество иконок в машине, религия для…

Религиозный фанатизм и религиозные фанатики

Я всегда был уверен: уж фанатиком человеку с моим интеллектом не стать. Когда меня называют фанатиком за то, что вместо одного раза на неделе сходил в церковь два, думаешь: побольше бы мне такого «фанатизма».

А тут на одном православном форуме затронули тему фанатизма, и кто-то привел оригинальное толкование неизвестного священника. По его мнению, фанатик – тот, кто думает: «Все погибнут, я один спасусь». А православный думает иначе: «Заповеди – для меня одного, а остальных Господь помилует».

Если так, у меня заметные признаки фанатизма. Идя по улице, я вижу только погибающих. Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди (Лк. 18:10). Встречаю хорошего человека и тут же принижаю его в своих глазах: может ли он быть хорошим, если отвергает Христа? Православных ведь не так много вокруг. Да и среди них многие отпугивают меня неканоничностью своего православия.

Друзей остается все меньше. Что они могут…

ФАНАТИЗМ - (от лат. fanaticus исступленный) ..1) доведенная до крайней степени приверженность к каким либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым др. взглядам (напр., религиозный фанатизм)2)] В переносном смысле страстная преданность чему либо … Большой Энциклопедический словарь

ФАНАТИЗМ - ФАНАТИЗМ, фанатизма, мн. нет, муж. Образ мыслей и действий фанатика, крайняя нетерпимость. Религиозный фанатизм. Он ослеплен фанатизмом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Фанатизм - (лат. fanurn храм, жертвенник) 1) полная поглощенность какой нибудь идеей, мировоззрением, религией, страстная и слепая приверженность делу, идеологии. 2) доведенная до крайней степени приверженность к каким либо верованиям или воззрениям,… … Политология. Словарь.

Фанатизм - (лат. fanaticus – исступлённый, от fanum – храм) – 1. изуверство, доведённая до крайности, до исступления преданность своей или обычно чужой вере, убеждениям, какому то…

О фанатизме, религиозности и Православии

Что такое фанатизм? Кто ему подвержен? Где грань между верой и фанатизмом? Верно ли, что фанатизм питают суверия и искушения?

С начала осени этого года практически весь цивилизованный мир с негодованием следит за действиями религиозных фанатиков-экстремистов. Наблюдая руины американских небоскребов, слыша о новых и новых конвертах с «белым порошком» – спорами сибирской язвы, – которые держат в напряжении государство, претендующее по сей день на мировое лидерство, мы часто думаем: «Вот уж эти мусульмане! Слава Богу, среди нас нет таких фанатиков!» Но думая так, мы обманываем себя, ибо фанатизм и экстремизм возможны не только в исламе (кстати, традиционный ислам рассматривает фанатические движения как своего рода секты). Фанатизм возможен в любой религии, в любом…

Введение

Фанатизм - это болезненное состояние, слепая вера в какую-нибудь идею и навязывание ее другим. Фанатизм был и остается сегодня сложным и противоречивым социально-историческим феноменом, который всегда вызывал живой интерес у философов, богословов, политиков, деятелей культуры, рядовых обывателей. В многообразных формах и разновидностях фанатизм проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности общества и человека.
Религиозный фанатизм как исторически первая форма фанатизма занимает особое место среди других его разновидностей. Он потенциально содержится в любой религии, может развиться в определенных исторических условиях и может быть использован различными религиозными и политическими группировками как средство достижения своих социально-политических целей.

По своей сути религиозный фанатизм – это особая интерпретация религиозного мировоззрения и особый склад религиозных чувств. Повышенная опасность религиозного фанатизма заключается в том, что…

Признаки религиозного фанатизма

Основным признаком одержимого следования идее считается нетерпимость к другим вероисповеданиям. Неприкрытая ненависть и презрение к инаковерию порождает агрессию, проявляющуюся порой в самых отвратительных формах. Сам по себе фанатик не несет большой угрозы обществу, однако объединение таких людей в группы может рано или поздно вылиться в открытые столкновения между представителями разных конфессий. Опасен массовый фанатизм еще и тем, что страдать будут от таких действий не только сами фанатики, но малорелигиозные и нерелигиозные группы граждан.Рассекреченные архивы по делу расстрела царской семьи выявили глубокие корни иудейского ортодоксального фанатизма. Ритуальное убийство было совершено накануне «9 ава» – взятие Иерусалима и разрушение храма Соломона.

Другим признаком религиозного фанатизма является ортодоксальный религиозный фундаментализм, который не приемлет ничего нового. Фанатик воспринимает свою идею как абсолютную истину, не…

Библиотека » Психология религии » Религиозный фанатизм

© Г. В. Старшенбаум

Религиозный фанатизм: описание, терапия

Не проглатывай веры больше, чем можешь переварить.
Генри Брукс Адаме

Религиозный фанатизм - это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из нее культа, поклонением и растворением в группе единомышленников. Кроме религиозного, существуют другие распространенные варианты фанатизма - политический (партийный), спортивный, музыкальный и т.д.

Экстатические пляски сектантов во главе с лидером приводят их в состояние деиндивидуализации, растормаживания инстинктов и психофизического возбуждения, аналогичное опьянению психостимуляторами, вплоть до появления галлюцинаций. Во время рок-концертов происходит навязывание альфа-ритма, при этом ЭЭГ неотличима от гипнотической. У слушателей возникают общие для всего зала или стадиона эмоции, индивидуальность растворяется, растормаживаются стадные инстинкты. Резко повышается внушаемость…

Что такое религиозный фанатизм? Судя по ответам и поведению верующих фанатизм бывает трёх типов:

Фанатики первого типа - тихие помешанные. Это люди с надломленной психикой, проблемами, решение которых он перекладывают на кого-то другого, сами же принимая на себя некие методы поведения, правила, постулаты. Это очень часто замечательные люди, просто так им легче жить в сумасшедшем мире.

Фанатики второго типа - агрессивные верующие. Эти люди готовы сжигать на кострах, бегать за язычниками, иноверцами с топорами, и всем доказывать мирность своей религии силой, оскорблениями, жестокостью. Они полностью соответствуют тому образу, который оставлен нам их любмой мистической литературой. Там тоже главные персонажи занимались геноцидом иноверцев, инородцев и т.д.

Третий тип фанатиков - управленцы.

В последние десятилетия наблюдается всплеск религиозного фанатизма. Именно он является причиной непрекращающихся ре лигиозных войн на Ближнем Востоке, в Индии, Северной Ирлан дии… Что же такое религиозный фанатизм и как его можно отли чить от истинной веры и стараний осуществить эту веру в жизни?

Фанатизм - это болезненное состояние, слепая вера в какую-нибудь идею и навязывание ее другим. Главными видами фана тизма являются: расовый, националистический (шовинизм), поли тический (фашизм, тоталитаризм) и религиозный (религиозная не терпимость) .

ВИДЫ РЕЛИГИОЗНОГО ФАНАТИЗМА

Религиозный фанатизм встречается у верующих многих ре лигий и провоцирует их на конфликты как с представителями сво ей, так и с последователями иных вероисповеданий. Главными его видами являются:

обрядоверие - приверженность, доходящая до суеверия, внешней форме богослужения и обычаям;

пуританство - строгость нравов и правил в повседневной жизни, превращенная в…

Фанатизм — это увлечение какой-либо деятельностью, достигающей крайней степени выраженности с формированием культа и создания идолов с полным подчинением человека и «растворением» индивидуальности. Чаще фанатичное отношение формируется в таких сферах, как религия (религиозный фанатизм), спорт (спортивный фанатизм) и музыка (музыкальный фанатизм). Фанатизм характеризуется выработкой человеком стереотипа подчинения собственных интересов и устремлений интересам конфессии, команды, музыкального коллектива, сосредоточение внимания и сил на поддержке идола и оказания всемерной и активной помощи, миссионерская деятельность. В рамках девиантного поведения в виде фанатизма человек начинает действовать по психологическим законам группы и ведомого человека, он не способен критично отнестись к высказываниям кумира, идола и осознать отклонения собственного поведения, которое может заключаться в отрыве или уходе из семьи, игнорировании работы.

Особое место в психологии девиантного…

Фанатизм в широком смысле слова - это приверженность и поклонение кому-либо или чему-либо, доходящее до крайней степени, а также категорическое неприятие иных убеждений и ценностей. В отношении религии фанатизм проявляется абсолютной увлечённостью религиозной деятельностью с образованием культа из неё, поклонением и безотчётным следованием за группой единомышленников.

Истоки данного явления заключаются в изначальных притязаниях каждой мировой религии на обладание истиной в последней инстанции о происхождении и сущности мира, о том, от чего зависит гибель и воскрешение всего человеческого рода. Во все эпохи и в настоящее время религия является наиболее опасной и сильной разновидностью фанатизма. История хранит немало примеров, когда одержимость религиозными идеями разрушительно действовала на целые народы. Религиозный фанатизм превращает группу людей в стадо, живущее по навязанным правилам, лишает каждого человека индивидуальности и внутренней свободы, таким образом превращая людей в средство для утверждения тех или иных постулатов веры.

Причины религиозного фанатизма

Фанатизм в религии можно рассмотреть как форму тяжёлой психологической зависимости. Ведь человек, ввязавшись в это, же не принадлежит сам себе, а мыслит и действует, согласно навязанным «сверху» (духовным лидером секты, например) догмам. Другой жизни при этом зависимый просто не представляет.

Что же заставляет отдельно взятого человека становится умалишённым религиозным фанатиком? Конечно, тут очень многое зависит от типа личности. Психологи считают, что подвержены фанатизму, в том числе религиозному, люди, которые:

  • не обладают критическими мышлением, действуют обычно под влиянием эмоций;
  • легко внушаемы и ведомы;
  • подвержены чужому влиянию;
  • не сформировали собственное мировоззрение и систему ценностей;
  • ведут «пустую» жизнь и ничем не увлекаются.

Как раз таких людей легко затянуть в сети религиозного фанатизма. Готовые идеи и воззрения легко «вкладываются» в незаполненное собственными представлениями о мире сознание, позволяя человеку почувствовать собственную значимость, быть частью важной команды.

Кстати, практически все фанатики от религии не отличаются истинной религиозностью и тем более, набожностью. Но свои идеи они готовы защищать любой ценой. Таким людям важнее всего чувствовать тесную связь со своей группой и идти против тех, кто не поддерживает их убеждения (вплоть до войн и убийств).

Признаки религиозного фанатизма

Один религиозный фанатик вряд ли нанесёт вред обществу или конкретному человеку. Опасность представляет группа зависимых от религиозных догм людей. Итак, какие же черты свойственны оголтелому фанату от религии?

  • Нетерпимость к иным вероисповеданиям. Сюда же добавляется явная ненависть и агрессия к адептам другой веры. Массовый фанатизм оказывает также разрушительное воздействие на атеистов и малорелигиозных граждан;
  • Религиозный фундаментализм, который не приемлет ничего нового. Фанатик обладает крайне ограниченным мышлением, и суждения, не имеющие отношения к его религиозным доктринам, он воспринимает негативно. При этом фанатик может даже не понимать смысл «враждебных» идей.
  • Неприятие критики. Даже если убеждения зависимого легко можно опровергнуть научными и логическими доводами, ортодоксальный фанат всё равно будет настаивать о своём. Дискуссия с ним невозможна. Фанатик нередко лезет в драку в состоянии аффекта, доказывая свою правоту до последнего.
  • Навешивание на окружающих ярлыков. Помешанный на религии человек любит давать «врагам» определения, например, «язычник», «богохульник», «еретик». Таким образом он ставит оппонента в неловкое положение и заставляет отступиться. Основной задачей фанатика в споре является победа в словесном поединке (иногда и рукопашном), а вовсе не установление истины «чей бог правильнее».

В настоящее время религиозный фанатизм в больших масштабах присущ, в основном, исламу, о чём свидетельствуют акты терроризма, суды Шариата, джихад. Складывается мнение, что таким образом оголтелые фанатики-мусульмане борются с «неверными». На деле же, по маской религиозного фанатизма нередко прячутся конкретные политические и экономические мотивы, далёкие от ислама и от религий в целом.

Можно ли вылечить религиозный фанатизм?

Религиозный фанатизм - не только психологическая зависимость, но и мания, и поэтому требует интенсивной длительной психотерапии. Конечно, в совсем безнадёжных случаях лечение не только безнадёжно, но и невозможно - например, когда человек скрывается от семьи в религиозной общине. Но иногда помощь всё-таки имеет смысл.

Так, человеку, зависимому от секты и её религиозных постулатов, подходит психологический приём под названием депрограммирование. Этот метод развивает у пациента творческое, критическое и гибкое мышление, постепенно избавляет от ложных убеждений касательно религии и культовой жизни. С помощью вопросов психотерапевт наводит на установление причин фанатичного поведения, в результате чего к больному приходит осознание ошибочности своей деятельности и поведения.

В процессе лечения зависимого преследует желание понять, что именно с ним не так, и когда этот момент наступает, становится очень непросто. Фанатик осознаёт полностью, что жил глупо и неправильно, однако мысль о том, как вернуть прежний образ, остаётся с ним. Происходит психологическая «ломка».

Успех терапии во многом определяется поведением и поддержкой близких зависимого человека. Рекомендуется создать крепкую и дружную команду, в которую также включить бывших членов религиозных общин и помогать друг другу преодолевать последствия былого существования, настраивать друг друга на свободное и независимое существование.

Вообще, терапия религиозного фанатизма представляет собой крайне сложную задачу, которую далеко не всегда удаётся благополучно разрешить. Так, многие пациенты впадают в депрессию и совершают попытки суицида, поскольку ещё во времена расцвета своего фанатизма были запрограммированы на саморазрушение. Больным крайне важно понимать, что они не несут ответственности за то, что с ними произошло и что им просто «запудрили мозги», а сейчас происходит возвращение к нормальной полноценной жизни.

Религиозных фанатиков можно разделить на две группы. Одни фанатеют за идею (их церковь – самая крутая, учение – самое продвинутое, только они получают настоящие откровения от Бога, только они по-настоящему поклоняются, только у них самое правильное понимание Писания и так далее). Вторые являются фанатами своего религиозного лидера, который нередко становится для них и апостолом, и пророком, и отцом всех времен и народов. Бывает, что обе категории фанатизма сочетаются в одной личности.

Однако не нужно путать понятия религиозного фанатизма и догматизма. Религиозный догматик скурпулезно придерживается своих убеждений, традиций и веры. Он, как и фанатики, может восхищаться религиозным лидером и нередко считает представителей других религий еретиками. Однако целью религиозного догматика является следование своей вере, удовольствие ему доставляет его собственная деятельность, он остается сам для себя целостным. Восхищение кем-то не переходит у догматика за грань разумного, не обедняет его личность, а только дополняет ее.

Как же распознать религиозных фанатиков?

* Религиозный фанатик получает наслаждение не от своей деятельности, а от самого факта существования идеала или идеи. Он растворяется в своем пристрастии.

* Религиозный фанатик хочет испытывать страсти и эмоции. Он несамодостаточен, оттого и творит себе кумира – из идеи или некой сильной и яркой личности. Что-то архиважное для себя он находит вне себя.

* Подражая яркому религиозному лидеру, фанат как будто становится частичкой этой успешной личности, на нем отражается сияние человека, который чего-то достиг, взошел на пьедестал.

* Фанатик передает ответственность за себя в руки своего кумира и подчиняет всего себя чужой идее.

* Религиозный фанатик – тщеславный, но неуверенный в своих силах и возможностях человек. Ему легче жить отраженным светом своей идеи или своего идеала.

* У религиозного фанатика есть потребность в единомыслии и единомышленниках. Он ищет себе подобных поклонников, среди которых он чувствует себя как среди своих, говорит с ними на одном языке, они «смакуют» свою идею или своего героя и прекрасно понимают друг друга. Окружение фанатика – некое психическое объединение людей, наэлектризованных общим чувством, которое в кругу своих разрастается и может достичь неизвестных величин.

* Религиозный фанатизм зачастую направлен на разрушение чужой культуры, религии, системы ценностей. Считая свою идею самой правильной и своего лидера самым «продвинутым», религиозный фанатик агрессивно ниспровергает другие идеи и авторитет других лидеров. Делается это в доказательство любви к своему лидеру. Потому что только его кумир истинный и его церковь лучше всех!

* Нередко фанатизм – это подростковая болезнь. Многие ее переростают, но не все. В подростковом возрасте человек начинает отвергать прежних кумиров и авторитеты. Ни родители, ни учителя уже больше не удовлетворяют его духовных и моральных чаяний. Подростки задаются вопросом: с кем я? Кто мои друзья? Им необходимо чувствовать себя частью группы.

* Религиозный фанат сам для себя по большому счету не представляет никакого интереса. Фанатизм обедняет человека как личность. Религиозными фанатиками легко манипулировать и управлять.

* Фанатея, человек все больше втягивается в происходящее. Его начинает переполнять какая-то незнакомая энергия. В этом странном состоянии он от себя отключается, начинает вместе со всеми искренне радоваться, горевать, ждать чуда.

Как люди становятся религиозными фанатиками?

Будущий фанат подсознательно страдает от того, что его собственная жизнь бесцветна, в ней нет волнующих событий, поэтому он невольно ищет, на кого обратить свой взор. Вдруг ему понравился какой-то религиозный лидер, как он одет, как он проповедует, как двигается по сцене. Вслушавшись в смысл его учения, он вдруг осознает, что этот замечательный человек говорит о нем, что он понимает его душу! На следующем этапе ему хочется больше узнать о своем кумире. Со временем фанат начинает идентифицировать себя с ним, ему необходимо походить на него в манере держаться, говорить, одеваться. В конце концов ничем не примечательный и малоинтересный самому себе человек становится сопричастен личности, которую знают и любят многие.

Справедливости ради, надо заметить, что многие религиозные лидеры нередко сами провоцируют подобное «растворение» в их личности. Они цитируют места Писания, вырывая их из контекста, типа слов апостола Павла «подражайте мне, как я – Христу», а иногда даже развивают целое учение о том, что надо «креститься в лидера», концентрируясь только на откровениях «современного Моисея», исповедуя только его учение, следуя только его инструкциям.

Религиозных фанатиков нетрудно убедить в необходимости иметь своего единственного и неповторимого кумира. Толпа всегда нуждалась в авторитете, в личности, которая вызывает любовь, уважение, страх. Со дня сотворения мира у человечества были духовные лидеры, цари, пророки. Религиозные лидеры легко становятся чьими-то кумирами. Они всегда на виду – услышал, увидел и полюбил.

Но приходит пора, когда уже надо задаться вопросом, не «с кем я», а «кто я».

Как избавиться от религиозного фанатизма?

Первый объективный шаг реабилитации религиозного фанатика – это перестать отрицать наличие этой проблемы. Фанатик должен осознать, что его фанатизм отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими его людьми. Иногда для этого требуется конфронтация и вмешательство извне. Если фанатик не признает своей проблемы, то надежды на его восстановление остается мало. Как только фанатик распознает свои проблемы, разрушающие отношения с Богом, с другими и отношение к себе, первый шаг уже сделан. Это начало восстановления.

Вторым важным шагом к восстановлению является осознание себя в вере и подчинение Богу. Точкой отсчета в смирении перед Богом является возможность фанатика в конечном счете признать, что его жизнь стала неуправляемой. Без отношений с Богом изменения невозможны. Смирение перед Богом – это процесс. Это чрезвычайно трудный шаг.

Религиозному фанатику необходимо душевное восстановление. Оно включает в себя замену фанатизма на мышление, основанное на реальности. Религиозному фанатику необходимо избавиться от экстримального образа мышления. Фанатизм всегда рассматривает события и людей как черное и белое, все только хорошо или только плохо, абсолютно правильно или абсолютно неверно. Для фанатика все экстримально. Он водим принципом «пан или пропал».

Смирение перед Богом и подчинение Слову Божьему расставит правильные акценты в жизни восстанавливающейся личности, а также поможет ему правильно относиться к себе и к окружающим.

Подчинение Богу вовсе не приводит человека к отказу от его собственной позиции. Мол, я - раб Господень и ничего своего у меня нет. Это заблуждение. Бог не относится к людям, как к марионеткам. Но относится как к личностям, потому что Сам является Личностью. Водительство Божье приводит человека к формированию его личной позиции, развитию и совершенствованию ее. В конечном счете, образуется колоссальная разница между безвольным и бестолковым существом, носимым разными духами, и человеком, предстоящим перед Господом как ответственная за себя личность. Восстановление фанатика предполагает взять ответственность за самого себя, за свои слова и поступки. Ответственность - это позиция личного предстояния человека перед Богом.

Строители, отвергающие Краеугольный Камень, неизбежно приходят к идолопоклонству. Возврат к Истине, ко Христу означает отказ от кумиров и навязчивых «важных» идей и делает важным и ценным самого человека.

Loading...Loading...