Религия евреев Добавить свою цену в базу Комментарий. Какая вера у евреев? Религия евреев

Народ Израиля всегда вызывал зависть, ненависть и восхищение у европейцев. Даже утратившие свое государство и вынужденные скитаться без малого две тысячи лет, его представители не ассимилировались среди других этносов, а сохранили как свою национальную идентичность, так и культуру, основанную на глубокой религиозной традиции. Какая вера у евреев? Ведь благодаря ей они пережили множество держав, империй и целых народов. Они прошли все - власть и рабство, периоды мира и раздора, социальное благополучие и геноцид. Религия евреев - иудаизм, и именно благодаря ему они все еще играют важную роль на исторической сцене.

Первое откровение Яхве

Религиозная традиция евреев является монотеистической, то есть признает только одного бога. Имя его - Яхве, что буквально означает «тот, кто был, есть и будет».

Сегодня иудеи верят, что Яхве - творец и создатель мира, а всех прочих богов они считают ложными. Согласно их вероучению, после грехопадения первых людей сыны человеческие забыли истинного бога и стали служить идолам. Чтобы напомнить людям о себе, Яхве призвал пророка по имени Авраам, которому предрек стать отцом множества народов. Авраам, который происходил из языческой семьи, получив откровение Господа, отрекся от прежних культов и отправился странствовать, руководимый свыше.

В Торе - Священном - писании евреев рассказывается о том, как бог испытывал веру Авраама. Когда у того родился сын от любимой жены, Господь повелел принести его в жертву, на что Авраам ответил беспрекословным подчинением. Когда он уже занес нож над своим чадом, Бог остановил его, расценив такую покорность как глубокую веру и преданность. Поэтому сегодня, когда у иудеев спрашивают о том, какая вера у евреев, они отвечают: «Вера Авраама».

Согласно Торе, бог исполнил свое обещание и от Авраама через Исаака произвел многочисленный еврейский народ, также известный под именем Израиля.

Зарождение иудаизма

Почитание Яхве первыми потомками Авраама еще не было, собственно, иудаизмом и даже монотеизмом в строгом смысле слова. На самом деле боги библейской религии евреев многочисленны. Что отличало евреев от прочих язычников, так это нежелание поклоняться каким-либо другим богам (но, в отличие от монотеизма, они признавали их существование), а также запрет на религиозные изображения. Много позже времени Авраама, когда его потомки уже размножились до масштаба целого народа, и оформился как таковой иудаизм. Кратко об этом повествуется в Торе.

Волею судеб народ евреев попал в рабство к египетским фараонам, большинство из которых обращались с ним довольно дурно. Чтобы освободить своих избранных, Бог призвал нового пророка - Моисея, который, будучи евреем, воспитывался при царском дворе. После совершения ряда чудес, известных как Египетские казни, Моисей вывел евреев в пустыню, чтобы затем привести их в Во время этого странствования на Моисей получил первые заповеди и другие указания по поводу организации и практики культа. Так возникла оформленная вера евреев - иудаизм.

Первый храм

Находясь на Синае, Моисей в числе прочих откровений получил от Всевышнего руководство по устройству скинии Завета - переносного храма, предназначенного для принесения жертв и отправления других религиозных обрядов. Когда годы странствия по пустыне закончились, евреи вошли в обетованную землю и утвердили на ее просторах свою государственность, вознамерился заменить скинию полноценным каменным храмом. Бог, однако, не одобрил энтузиазма Давида, а миссию по строительству нового святилища возложил на его сына Соломона. Соломон, став царем, принялся исполнять божественное повеление и отстроил внушительный храм на одном из холмов Иерусалима. Согласно традиции, этот храм простоял 410 лет, пока в 586 году его не разрушили вавилоняне.

Второй храм

Храм являлся для иудеев национальным символом, знаменем единства, силы духа и физическим гарантом божественного покровительства. Когда храм был разрушен, а евреи уведены в плен на 70 лет, вера Израиля пошатнулась. Многие стали вновь поклоняться языческим идолам, и народу грозило растворение среди других племен. Но нашлись и ревностные сторонники отеческих преданий, которые ратовали за сохранение прежних религиозных традиций и социального устройства. Когда в 516 году евреи получили возможность вернуться в родные земли и восстановить храм, эта группа энтузиастов возглавила процесс возрождения израильской государственности. Храм был восстановлен, стали снова проводиться богослужения и жертвоприношения, а попутно и сама религия евреев обрела новое лицо: кодифицировалось Священное писание, были упорядочены многие обычаи, оформилась официальная доктрина. С течением времени среди иудеев возникло несколько конфессий, отличавшихся по вероучительным и этическим воззрениям. Тем не менее, их духовное и политическое единство обеспечивал общий храм и богослужение. Эпоха второго храма продлилась до 70 года н. э.

Иудаизм после 70 г. н. э.

В 70 г. н. э., в ходе боевых действий во время Иудейской войны, военачальник Тит начал осаждать, а впоследствии и разрушил Иерусалим. В числе пострадавших построек оказался и иудейский храм, который был полностью уничтожен. С тех пор евреи были вынуждены, исходя из исторических условий, видоизменять иудаизм. Кратко эти изменения затронули и вероучение, но преимущественно касались субординации: иудеи перестали подчиняться священнической власти. После уничтожения храма священников вообще не осталось, а роль духовных лидеров взяли на себя раввины, учителя закона - миряне, обладающие высоким социальным статусом среди иудеев. С того времени и до сего дня иудаизм представлен только в такой раввинистической форме. На первое место вышла роль синагог - локальных центров еврейской культуры и духовности. В синагогах совершаются богослужения, читается писание, произносятся проповеди и совершаются важные обряды. При них устраиваются иешивы - специализированные школы по изучению иудаизма, еврейского языка и культуры.

Важно иметь в виду, что вместе с храмом в 70 г. н. э. евреи потеряли и свою государственность. Им запретили жить в Иерусалиме, в результате они оказались рассеянны по другим городам Римской империи. С тех пор еврейские диаспоры присутствуют практически в каждой стране на всех континентах. На удивление, они оказались довольно устойчивыми к ассимиляции и смогли пронести свою идентичность через века, несмотря ни на что. И все-таки нужно помнить, что с течением времени иудаизм менялся, эволюционировал и развивался, поэтому, отвечая на вопрос «Какая религия у евреев?», необходимо делать поправку на исторический период, ведь иудаизм 1-го века до н. э. и иудаизм 15-го века н. э., например, это не одно и то же.

Вероучение иудаизма

Как уже было сказано, вероучение иудаизма, по крайней мере современного, классифицируется как монотеизм: на этом настаивают как религиоведы, так и сами евреи. Вера исповедания иудеев состоит в признании Яхве единым богом и творцом всего сущего. Себя самих при этом евреи видят в качестве особого избранного народа, детей Авраама, на которых лежит особая миссия.

В какой-то момент времени, вероятнее всего, в эпоху вавилонского плена и второго храма, иудаизм воспринял концепцию воскресения мертвых и Страшного суда. Вместе с этим появились и представления об ангелах и демонах - персонифицированных силах добра и зла. Обе эти доктрины происходят из зороастризма и, скорее всего, именно через контакты с Вавилоном иудеи интегрировали эти учения в свой культ.

Религиозные ценности иудаизма

Говоря о еврейской духовности, можно утверждать, что иудаизм - религия, кратко характеризуемая как культ традиций. В самом деле, традиции, даже самые незначительные, имеют в иудаизме огромную значимость, и за их нарушение полагается суровое наказание.

Важнейшей из таких традиций является обычай обрезания, без которого еврей не может считаться полноценным представителем своего народа. Обрезание делается в знак Завета между избранным народом и Яхве.

Еще одна немаловажная черта иудейского образа жизни - строгое соблюдение субботы. Субботний день наделяется чрезвычайной святостью: запрещена любая работа, даже самая простая, вроде приготовления пищи. Также в субботу нельзя просто развлекаться - этот день предусмотрен только для покоя и духовных упражнений.

Течения иудаизма

Некоторые считают, что иудаизм - мировая религия. Но на самом деле это не так. Во-первых, потому что по большей части национальный культ, путь в который для неевреев довольно затруднен, а во-вторых, число его последователей слишком мало, чтобы говорить о нем как о мировой религии. Тем не менее, иудаизм - это религия с мировым влиянием. Из лона иудаизма вышли две мировые религии - христианство и ислам. А многочисленные, разбросанные по всему миру общины иудеев всегда оказывали то или иное влияние на культуру и жизнь местного населения.

Однако важно то, что сам иудаизм сегодня внутри себя неоднороден и поэтому, отвечая на вопрос о том, какая религия у евреев, нужно также уточнять ее течение в каждом конкретном случае. Таких внутрииудейских групп несколько. Основные из них представлены ортодоксальным крылом, движением хасидов и иудеями-реформатами. Существуют также прогрессивный иудаизм и небольшая группа мессианских евреев. Впрочем, последних еврейская общественность исключает из иудейского сообщества.

Иудаизм и ислам

Говоря об отношении ислама к иудаизму, нужно, во-первых, отметить, что мусульмане также считают себя детьми Авраама, хотя и не от Исаака. Во-вторых, евреи считаются народом книги и носителями божественного откровения, хотя и устаревшего, с точки зрения мусульман. Размышляя о том, какая вера у евреев, приверженцы ислама признают факт поклонения одному и тому же богу. В-третьих, исторические взаимоотношения евреев и мусульман всегда были неоднозначными и требуют отдельного анализа. Важно то, что в области теории между ними много общего.

Иудаизм и христианство

С христианами у иудеев всегда отношения складывались непросто. Обе стороны недолюбливали друг друга, что часто приводило к конфликтам и даже к кровопролитию. Сегодня, тем не менее, отношения между двумя этими авраамическими религиями понемногу налаживаются, хотя все еще далеки от идеальных. Иудеи обладают хорошей исторической памятью и помнят христиан как притеснителей и гонителей на протяжении полутора тысяч лет. Со своей стороны, христиане ставят в вину евреям факт и связывают с этим грехом все их исторические невзгоды.

Заключение

В небольшой статье невозможно всесторонне рассмотреть тему о том, какая вера у евреев в теории, на практике и в отношениях с приверженцами других культов. Поэтому хочется верить, что этот небольшой обзор подтолкнет к дальнейшему, более глубокому изучению традиций иудаизма.

Уважаемый П.,

Этот вопрос, как зовут Б-га в иудаизме, уже задал Моше-рабейну — самому Всевышнему (Шмот 3, 13): «И сказал Моше Б-гу: вот, я приду к сынам Израиля и скажу им: “Б-г отцов ваших послал меня к вам”. А скажут мне они: “Как Ему имя?” Что сказать мне им?». На это Всевышний ему ответил (стих 14): «…Я Сущий, Который пребудет. И сказал: так скажи сынам Израиля: Вечносущий (Йуд-Кей-Вав-Кей ) послал меня к вам».

Объясняет мидраш (Шмот Рабба 3): «Сказал рабби Аба бар-Мемель: Сказал Всевышний Моше: “Моё Имя ты хочешь узнать? По деяниям Моим называюсь Я. Иногда называюсь Б-гом Всемогущим (Кель Шакай ), [иногда] Господом Воинств (а-Шем Цваот ), [иногда] Б-гом (Элоким ), [иногда] Йуд-Кей-Вав-Кей (а-Шем , четырёхбуквенное непроизносимое Имя Всевышнего). Когда сужу Свои творения, Я называюсь Б-г, когда иду войной против преступающих, называюсь Господом Воинств, а когда взыскиваю за грехи человека, называюсь Б-гом Всемогущим. А когда милую Мой мир, Я называюсь а-Шем , потому что это Имя означает только качество милосердия, как сказано (Шмот 34, 6): а-Шем , а-Шем , Б-г жалостливый и милосердный”. [Поэтому и ответил Господь Моше: ] “Я Сущий, Который пребудет (т.е., Я буду Таким, Каким буду в то время)” — “по деяниям Моим называюсь Я”».

Из этого мидраша следует, что у Всевышнего нет «самоназвания», все Его Имена описывают не Его, а Его деяния, которые открываются нам.

Почему у Всевышнего нет «Собственного» имени? Потому что имя — это определение, выражение сущности (см. Почему Всевышний не дал Сам имена животным?), а сущность Б-га мы понять не можем, тем более не можем её определить. Сказал пророк Элиягу в молитве (Тикунэй Зоар 17, 1): «Владыка миров… Ты Высший над всеми высшими, Непостижимый из всех непостижимых, мысль неспособна постичь Тебя». Поэтому Всевышний сказал, что Его называют по Его деяниям, т.е. все Его Имена отражают лишь то, как Он открывается нам.

Одно имя Всевышнего все-таки получило в священных книгах название Шем а-Эцем — «Собственное» имя, несмотря на то, что, конечно же, и это имя не говорит о сущности Всевышнего (ведь её невозможно определить, как упомянается выше). Это четырёхбуквенное Имя Йуд-Кей-Вав-Кей .

Виленский Гаон говорит: это Имя указывает на то, что Всевышний существует вечно и не меняется. Оно указывает на основополагающее различие между Ним и всем сотворённым: все творения существуют лишь потому, что такова была Его воля, сам же Он не зависит ни от кого и существует вечно. Возможно, что именно поэтому это имя называется «Собственным» именем.

Из уважения к этому Имени мы не произносим его так, как оно написано — Йуд-Кей-Вав-Кей ; мы произносим Адой-ной (Господь). Что так следует поступать, мы учим из продолжения ответа Всевышнего Моше (стих 15): «И сказал ещё Б-г (Йуд-Кей-Вав-Кей ) Моше: так скажи сынам Израиля: Господь, Б-г отцов ваших, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова послал меня к вам. Это память обо Мне из рода в род». Стих отделяет Имя Всевышнего от памяти (упоминания) о Нём, т.е. от того, как мы читаем (упоминаем) это Имя. Талмуд (Псахим 50а) толкует этот стих так: «Сказал Всевышний: не так, как пишется Моё Имя, оно читается. Пишется оно Йуд-Кей-Вав-Кей , а читается Адой-ной ». Виленский Гаон так объясняет это в своём комментарии к книге Эстер (1, 4): «Потому что имя Йуд-Кей-Вав-Кей указывает на сущность Всевышнего, благословен Он, а имя Адой-ной указывает на Его царство, [на то,] что Он — Царь над всем миром. Поэтому Йуд-Кей-Вав-Кей читают как Адой-ной , имя, говорящее о царстве, — ведь не принято называть царя по имени, а принято — по названию царства».

С уважением, Реувен Куклин

Произношение и написание Имён Всевышнего изменяется, если их упоминают не в молитве и не в свящённых текстах, в соответствии с заповедью «Не произноси Имени Господа, Б-га твоего, попусту…» (Шмот 20, 7).

Имя Йуд-Кей-Вав-Кей похоже на слово иhйе — «будет» (йуд-эй-йуд-эй ), только вторая буква эй меняется на вав , как это бывает при образовании отглагольных существительных.

Имя Бога, наиболее часто встречающееся в Торе - יהוה, не имеющее произношения в традиционном иудаизме, также известное под термином тетраграмматон. Иудаизм также относится к словам Адонай (буквально «Наш Господь») и Элохим («Бог») с уважением, требующим их замены на другие эпитеты для избежания упоминания всуе, хоть эти слова и не являются именами. Кроме тетраграмматона, в Торе и книгах пророков присутствуют и другие имена собственные, а также эпитеты, описывающие Бога. Некоторые из этих эпитетов используются в еврейской литургии. Вне литургии используются особые эвфемизмы, заменяющие табуированные имена в разных контекстах. Также употребляются эквиваленты этих эпитетов на других языках, например, «Рахмана » («Всемилостивый») на арамейском в Талмуде, или «Эйбиштер » («Всевышний») на идиш.

Тетраграмматон

Четырёхбуквенное непроизносимое имя Господа - (ивр. ‏יהוה ‏‎, транслитерация YHWH, произношение в настоящее время точно не известно) - считается собственным именем Бога . Впервые встречается в Торе в Быт. . Используется в первой из десяти заповедей (Втор. ).

Хашем

«Хаше́м» - буквально «Имя» (с определённым артиклем или «с большой буквы»), ивр. ‏השם ‏‎. Строго говоря, это не имя, а эвфемизм, «обозначение имени», используемое вместо имени-эпитета «Адонай» и иногда вместо «Элохим» (которые, при меньшей табуированности, также традиционно избегают «произносить всуе») вне молитвы или религиозной службы - например, при учёбе или общении с прессой. Иногда используется вариант «Адошем» для сохранения размера (при цитировании литургии вне богослужения, например, при репетиции мелодии) [ ] .

Элохим

Саваоф

Савао́ф (др.-евр. צבאות , цеваот, буквально «(Господь) Воинств») - один из эпитетов Бога в иудейской и христианской традициях, употребляющихся, как правило, в сочетании с тетраграмматоном . Этот эпитет может означать как «(Господь) воинств Израилевых», так и «(Господь) воинств Ангельских», или воинств Небесных . В Танахе слово Саваоф начинает встречаться с Первой книги Царей.

В отличие от других имён и эпитетов Бога (Элохим, Иегова, Адонай), Саваоф обозначает свойство всемогущества, образ которого заимствован от воинства. Этот эпитет не встречается в древнейших книгах Библии, но он часто употребляется у пророков и в псалмах («Господь Саваоф»). Ввиду того, что этот эпитет связан с понятием воинства, некоторые видят в нём просто «Бога войны»; это мнение опровергается тем, что эпитет «Саваоф» не употреблялся во времена, когда евреи развивали наибольшую воинственную деятельность, а, напротив, часто употреблялся в те времена, когда воинственность уступала место мирному развитию. Правильнее видеть в этом термине идею Бога как всемогущего Владыки всех сил неба и земли, так как по библейскому представлению, звезды и другие космические явления - тоже своего рода «воинства», повелитель которых есть Бог, как, например, Иегова Саваоф в переводе - «Господь сил» (1Цар.17:45; Пс.23:10, Ис.1:24 и др.).

Во множестве религиозных мировых учений у главного божества есть имя. Это имя воспевают в хвалебных гимнах, по этому имени обращаются к богу в молитвах. Но в иудаизме дело обстоит совсем иначе. В иудаизме у бога нет имени.

Имя — это самоназвание, определение сущности. А сущность бога понять нельзя. И уж тем более ее нельзя определить.

Имя бога в иудаизме

Иудаизм — это религия евреев, название которой происходит от имени сына библейского патриарха Иакова (Израиля) — Иуды. В Торе указано много имен бога, но все они ненастоящие.

Священная книга иудаизма ТаНаХ включает в себя Тору Писания и Пророки. У христиан этот сборник носит название Ветхий Завет. В "Шмот Рабба 3" (Исход, глава 3) сказано о том, что Всевышний иногда называется:

  • Богом: когда судит свои творения;
  • Господом Воинств: когда идет войной против приступающих;
  • Богом Всемогущим: когда взыскивает за грехи человека (Саваоф);
  • а-Шем (непроизносимое имя бога в иудаизме, состоящее из 4 букв): когда милует Мир.

А-Шем буквально переводится как "имя". Это эвфемизм, который используется вместо имени Адонай и Элохим. Обычно используется не во время религиозных служений или молитв.

Таким образом, все имена Всевышнего описывают его деяния, но не его самого. То есть его имена значат лишь то, как, с какой стороны он открывается людям.

Шем а-Эцем

Несмотря на то что все раввины сходятся во мнении, что нельзя произносить имя бога всуе, в священных книгах все же есть одно собственное имя бога. Шем а-Эцем. Но и это имя не определяет сущности Всевышнего. Это имя из четырех букв Йуд-Кей-Вав-Кей (Вечносущий).

Это имя лишь указывает на одно из качеств Всевышнего. А именно, что он существует извечно и никогда не меняется. Это имя указывает на яркое различие между Всевышним и его Творением. Любое творение существует потому, что на то была его воля, но сам он не зависит ни от кого и ни от чего, существовал всегда и будет всегда существовать.

Из уважения к этому четырехбуквенному имени его не произносят так, как оно написано. Вместо этого иудеи называют Всевышнего Адой-ной (Господь). В "Шмот Рабба" указано, что еврейский бог не оставит безнаказанным того, кто произносит вслух его имя напрасно. Кроме этого, древние иудеи не могли допустить, чтобы язычники услышали имя их бога, так как оно могло быть осквернено.

Эль, Шаддай и Шалом

Еврейский бог имеет множество названий. Например, древнейшим семитским обозначением бога было "имя" Эль. Оно соответствует арабскому Эль, аккадскому Илу, ханаанейскому Иль (Эль). Этот термин, скорее всего, возник из корня yl или wl, который означать "быть всемогущим". В ханаанском пантеоне Эль — глава всех богов. В Библии Эль часто выступает как имя нарицательное и ему часто предшествует какой-то определенный артикль, например ha-Эль "этот Бог". Иногда к Эль добавляется какой-то эпитет, например: Эль элион — Всевышний или Эль олам — Вечный бог. Эль-Шаддай, или более простая форма Шаддай означает "Бог Всемогущий".

Приветственное слово "Шалом", которое означает "Мир", является одним из существующих эпитетов Бога. В Талмуде указано, что имя Бога есть "Мир".

Страх на страже веры

Кроме официально существующих запретов, есть еще и внутренние запреты. После Вавилонской истории у евреев появился суеверный страх, именно поэтому имя бога в индуизме не произносится. Иудеи опасаются, что, произнося его имя, могут ненароком оскорбить его и навлечь на себя гнев божий.

Древние египтяне также оказали влияние на формирование верований иудеев. В мифологии египтян сказано, что знающий имя того или иного божества может влиять на него при помощи магических практик. Имя бога в иудаизме скрывалось с древних времен. Однако запрет на произношение образовался не сразу. Он формировался на протяжении долгого времени. Иудеи очень боялись, что язычники услышат имя Иеговы и смогут навредить им. Из этого страха родилось магическое учение, связанное с произношением имен. Это Каббала.

Известные философы древности Филон и Флавий утверждали, что тот, кто произносит имя Иеговы зря и не вовремя, достойны смерти. Странно, что в те времена Иудея была под властью Рима и привести в исполнение смертный приговор было бы противозаконно.

Имя бога и Каббала

В Каббале указано 72 имени бога. Это 72 комбинации букв из 14 главы "Шмот Рабба". 72 способа стать подобным богу. Эти комбинации способны воздействовать на реальность.

Абракадабра какая-то? Не совсем. И кстати, это выражение из иврита и точнее звучит как "Абра Кедабра", что означает "Я Творю, как говорю". Но истинное имя бога в иудаизме не указывается даже в каббале.

Сложно однозначно определить отношение иудеев к Иисусу Христу, так как большинство из них являются приверженцами раввинистического иудаизма, основанного на Талмуде, предшественником которого было фарисейское учение. Главная сложность, вызывающая такое неоднозначное отношение, заключается в том, что он не установил предреченное царство Израильское, которое должно было принести освобождение народу евреев, не осуществил или не исполнил большую часть пророчеств, находящихся в Ветхом Завете. Поэтому многие иудеи не видят в Иисусе Мессию, который должен был установить благоденствие на всей земле.

Бог в иудаизме у евреев (в сканворде – частый вопрос)

Почему-то многие думают - если еврей придерживается определённого религиозного движения, то и молится он определённому богу. Но это мнение ошибочно, поскольку бог в иудаизме, как у евреев, так и иудеев один. Несмотря на то, что сейчас принято различать какие-то понятия иудей или еврей, то раньше таких различий никто не придерживался. Да и не было в этом нужды, поскольку бог в иудаизме у всех был один.

Ангелы в иудаизме

Со словом Ангел знакомы все. И слыша его, мы четко представляем, о ком говорится, ведь ангелы в нашем понимании это могущественные существа, наделенные неземными знаниями и нечеловеческой силой. Все они сотворены Богом, наделены силами и подчиняются только ему. Сильны и безупречны в своих решениях, святые создания из огня и окруженные священным сиянием. Но все ангелы грешны, и порой Богу приходится мирить их, ведь только ангелы, живущие в мире, могут следовать его слову и оберегать созданный им мир.

Иудаизм: рай

Понятие потусторонней жизни в религии иудаизма является очень непростым. Дело в том, что нашему обществу давно навязан стереотип про загробную жизнь с точки зрения христианства и немного ислама. Суть его состоит в том, что для нас рай – это беззаботное существование в месте с кисельными берегами и молочными реками, блаженство, получение всевозможных удовольствий и утех. Практически все это сводится к животным радостям утоления голода и жажды, сексуального влечения. Это обеспечивается только праведникам, а грешники получают все противоположное: мучения, терзания и горящий ад. Таким образом, со стороны их бога проводится стимулирование угодных и наказание строптивых. С точки зрения земной жизни, в воспитании детей, в обществе и политике такое поведение осуждается. В то же время на небе такое поведение приветствуется и является ожидаемым, правильным и природным.

Вероучение иудаизма

Социальные нормы, традиции, этику и вероучение иудаизма можно узнать в Торе - это книга, где изложен Устный и Писаный Законы, а также весь спектр учений еврейских народов. Вообще Торой называют Пятикнижие Моисея. Как верят иудеи, письменная и устная Тора была дана посредством Моисея израилевым сынам на горе Синай самим Богом. Традиционная ортодоксальная вера рассматривает Откровение как высшее благо. Впрочем, либеральные (реформистские) евреи не думают, что Тора была дарована в результате Откровения. Они, конечно, согласны с тем, что в Торе содержатся истинные аспекты, что она вдохновлена Богом и подлинна в той степени, в которой она соответствует опыту и разуму. Но Откровение все же дается частями и не вписывается в определенные границы, и истина доступна не только в еврейских источниках, но и в других учениях, а также в природе и науке.

Loading...Loading...