Сатанов горнолыжный курорт. Монастырские "пионеры", привидения и нищие

:  /  (G) (O) (Я) 49.25 , 26.266667 49°15′00″ с. ш. 26°16′00″ в. д.  /  49.25° с. ш. 26.266667° в. д. (G) (O) (Я)

Население 2 609 чел. (2001) Время: UTC +2 поясн. / +3 летн. Иллюстрации на Викискладе

Замок в Сатанове

Население 2 609 жителей (перепись 2001 года).

География

Экономика

Хлебозавод, консервный заводы и др. предприятия.

История

XV век

Точное время основания Сатанова неизвестно. Первое письменное упоминание о Сатанове относится к 1404 году , когда польский король Владислав II Ягайло отдал Петру Шафранцу Сатанов с окрестностями и Зиньков, обязав его за это выставлять на королевскую службу отряд вооружённых людей для обороны приграничных земель, в том числе и Сатанова.

  • - Сатанов и Зиньков переходят к Петру Одровонжу ; с того времени Сатановские земли принадлежали Одровонжам , их потомкам и наследникам более 300 лет.
  • - Сатанов получает статус городка.

XVI век

Сатанов - один из приграничных посёлков, которые составляют укреплённую оборонительную линию польско-литовского государства на его южной границе.

Статус приграничного поселения сдерживает развитие Сатанова. Для обеспечения защиты жителей городка его владельцы Одровонжи построили на высоком берегу над Збручем замок. Но, несмотря на это, Сатанов много раз дотла сжигали татары. Это вынудило польского короля Сигизмунда II в 1532 году на 8 лет освободить от податей его жителей. Льготы, которые Одровонжи предоставляли тем, кто поселялся на их землях, привлекали новых жителей.

Статус приграничного поселения, несмотря на опасность нападения татар, создавал благоприятные условия для развития торговли и ремёсел. Уже в 1565 году в Сатанове трудятся 15 ремесленников, в 1566 году - 50, а в 1583 году - 58 ремесленников 16 специальностей.

В конце XVI века в 3 вёрстах от городка возникает Свято-Троицкий монастырь, в стенах которого начинает свою деятельность Арсений Сатановский , выдающийся религиозно-просветительный деятель своего времени.

XVII век

  • - - татары дважды сжигают и грабят городок
  • - Сатанов получает магдебургское право
  • середина XVII века - начинает действовать братская школа
  • - по Андрусовскому мирному договору Сатанов отходит Польше
  • - городок захватывают турки; в кровавой битве погибло 4 тысячи жителей

XVIII -XIX века

  • - в Сатанове и его окрестностях вспыхивает крестьянское восстание, которое было жестоко подавлено. Карательный отряд был размещён в Сатановском Свято-Троицком монастыре, там же проходили пытки и казни восставших.
  • - в Сатанове остановился российский царь Пётр I , который возвращался из турецкого похода. Он жил в избе на околице городка. Эта изба сохранялась до середины XIX века .
  • -е годы - владелец Сатанова коронный гетман Адам Николай Сенявский укрепил замок и его стены и валы вокруг города
  • С 1744 года в Сатанове ежегодно проводятся ярмарки, которые оказали значительное влияние на национальный состав и численность населения.
  • - в Сатанове насчитывается 527 зданий
  • - после третьего раздела Польши Подолье отходит к Российской империи
  • - Сатанов входит в состав Проскуровского уезда Подольской губернии. Владельцами городка в то время были Потоцкие .
  • - в Сатанове уже 688 дворов и 2786 жителей
  • - накануне реформы 1861 года в Сатанове насчитывается 403 крепостных мужского пола
  • - население городка составляет 3199 жителей. 135 крестьянских дворов не имели земельных наделов и пользовались приусадебными участками, размеры которых колебались от 0,5 до 0,7 десятин.
  • - население Сатанова составляет 4677 человек
  • конец XIX в. - население составляет 5 тыс. жителей, в городе - две православных церкви, костёл , синагога , три водяных мельницы , слесарные мастерские, маслобойный и пивоваренный заводы.
  • - начинает работать сахарный завод, наращивают производство кирпичный и черепичный заводы, каменоломня, два кожевенных завода.

XX век

  • начало XX в. - в Сатанове проходит 9 ярмарок в год, базар каждые две недели, торгует 81 лавка.
  • - построена земская больница; работает приходская школа
  • ноябрь - в городке провозглашена Советская власть.
  • - во время Гражданской войны прекращает работу сахарный завод
  • - - Сатанов - центр Юринецкого района Проскуровского уезда.
  • - модернизирован сахарный завод; открыта начальная школа
  • - построена семилетняя школа
  • - Сатанов входит в состав Винницкой области
  • - построена Сатановская ГЭС ; начинает выходить газета «Колхозная правда»
  • - Сатанов входит в состав Каменец-Подольской области; завершено строительство средней школы;
  • - Сатанов становится посёлком городского типа
  • - - разрушена ГЭС, МТС, поликлиники, разрушено 136 жилых зданий
  • - - годы восстановления: снова заработала ГЭС, отстроены жилые здания, построен плодоконсервный завод, приняты меры по озеленению посёлка - высажено более 200 деревьев, установлен памятник В. И. Ленину .
  • - - построены 4 двухэтажных здания, дом для учителей, проведён водопровод, построена автостанция, заасфальтированы и освещены центральные улицы.

Еврейский Сатанов

Когда в Сатанове поселились евреи - неизвестно. Сохранилась каменная синагога , построенная в середине XVII века . Кроме того, по сей день существует старое еврейское кладбище, могилы на котором датируются с XVI века. Сохранился пинкас, записи в котором делались с XVI века.

На рубеже XVI-XVII веков для обеспечения защиты жителей Сатанова его владельцы Одровонжи построили на высоком берегу над Збручем замок. Но несмотря на это, в 1677 году татары сожгли и ограбили городок. В 1618 году татары снова ограбили Сатанов. Единицы евреев, оставшиеся в живых, вернулись в Сатанов и возродили общину. Город стал главным кагалом Подольской земли. Каменную синагогу поставили вместо прежней, построенной в 1514. С еврейскими росписями она была и орнаментом, скрижалями завета и красно-сине-жёлтым арон-кодешем. И с пушками в бойницах, как и в костёле, стоявшем с другой стороны местечка. Синагога является одним из старейших зданий Сатанова. Строение это оборонного типа, несколько столетий назад синагога служила местным жителям для защиты от нападающих. Строительство синагоги длилось почти 20 лет и овеяно многими легендами.

Рассказывают, что Большая синагога в местечке была «выкопана» из-под земли. В начале 1990-х местная жительница-украинка рассказала исследователям вариацию этой легенды: «На этом месте издавна был высокий холм. Как-то люди начали копать его и обнаружили что-то твердое, продолжили раскопки и так откопали всю синагогу».

Вот что рассказал о строительстве синагоги в Сатанове Владимир Федорович Бабийчук (род. ): «Строили стены. И насыпали землю. В середине. В середине насыпали землю. Потом делали склепение, как на погреб. Сверху, над этой землёй.

  • [То есть своды делали?] Своды, да. Сделали, оно там застыло. К извести добавляли яйца курицы и, значит, в яму, где делали известь, бросали мёртвых лошадей, коров, коз, свиней, и т. д. И потим делали известковый раствор. И благодаря этому известковому раствору, сколько ему уже веков, и он ещё до этого все еще крепко держится.
  • [Куда девали насыпанную землю?] А потом они ёё выносили.
  • [Снизу?] Отсюда выносили [показывает - сверху, как бы „раскапывали“ здание]. Это склепение потому так и осталось, сколько виков оно стоит, там же деревья выросли. Мы там бегали ещё пацанами. Так оно стоить и всё так - кирпичик к кирпичику. И всё вручную сделано.
  • [Были ли решетки на нижних окнах?] Было типа как мозаика, разноцветные стёклышки стояли.
  • [О подземном ходе под синагогой.] Отсюда идёт подземный ход вниз, если кинуть камень, то он очень долго и нудно летит. А потом бульк! и попадает в воду. Значит, по-видимому, как пишет ещё стародавняя история, этот ход соединён с тем, с монастырём. Был в монастырь подземный ход, это я знаю наверняка. И потом ещё соединённый с остатками замка в селе Седерив Гусятинского района».

Стоит обратить внимание на необыкновенную прочность синагоги.

Другие культовые здания Сатанова - старые церковь и костел - были разрушены, а синагога стоит: «Они строили <…> руками, сейчас машины есть, и такая высокая синагога была. Они все руками делали постройку. Была ещё лучше нашей церкви. Большая, но правда, там икон не было, всё надписи…» (А. А. Скибинская).

Архитектура каменных синагог XVI-XVIII вв. представляет собой особую, интереснейшую и все еще мало изученную страницу европейского зодчества. Во второй половине XVI - первой половине XVII вв., в так называемый «золотой век польского еврейства» сложился оригинальный тип синагогального здания. Синагоги выполняли функции не только культового, но и оборонного сооружения. Массивные стены, узкие, высоко поднятые окна, аттик с бойницами, за которым стояли пушки, - все это превращало синагогу в цитадель феодального замка. Такое синагогальное здание входило в городскую фортификационную систему, защищая не только еврейский квартал, но и контролируя одну из ведущих в город дорог. Синагога нередко возводились в предместье, например в Шаргороде, или в черте городских укреплений, например в Остроге или Сатанове. Увенчанная короной аттика синагога возвышалась над окружающими ее невысокими домами, была одной из архитектурных доминант города. Как правило, появление каменной синагоги свидетельствовало не только о том, что данный город достиг процветания, но и о том, что он на какое-то время стал своеобразной «еврейской» столицей края. Так, например, еврейские общины Сатанова и Любомли были одно время главными кагалами Подольской и Холмской земель, соответственно.

Средневековая «Большая» или «Старая» синагога была лишь одним из множества еврейских молитвенных домов и синагог в городе или местечке. Как правило, в ней молились бедняки, а прочие горожане собирались только во время праздничных богослужений. Но именно такой старой, огромной синагогой, чье здание как мхом обрастало легендами и преданиями, больше всего гордились местные евреи, связывая с ней имена мудрецов и подвижников, когда-то живших в их городе. Сатановский «Арон-кодеш» - это своеобразный шкаф, вырезанный в стене, в котором хранились свитки Торы. Львы - символизируют еврейский народ. Корона - символ Всевышнего. Над нишей изображены скрижали завета. Колонны - символизируют разрушенный храм, который обязательно будет отстроен. Сатановский «арон-кодеш» вырезан из камня и раскрашен в желтый, голубой и красный цвета. Его создание датируется XVII веком.

Санатории

Фотографии санаториев

Памятники архитектуры

Синагога

  • Синагога (Базарная площадь)
  • Замки, XIV-XVI веков.
  • Въездные ворота, XV-XVI века.
  • Свято-Троицкий монастырь, XVI-XVIII вв. (Сатановская Слободка)
    • Троицкая церковь, первая пол. XVI века.
    • Звонница и кельи, первая пол. XVII века.
    • Въездные ворота, XVIII век.

Жители

  • В Сатанове родился художник Дмитрий Измайлович , впоследствии прошедший через гражданскую войну и оказавшийся в эмиграции в Бразилии.

Город Сатанов (ударение на первый слог) находится на границе Хмельницкой и Тернопольской областей и раньше был пограничным городком - до 1939 года. Интересна история названия - считают, что еще в часы Римской империи сюда доходили легионы и центурион Тонилий, остановившись на этом месте, спросил у своих легионеров - «Сат ан нон? » - что значит - «Да или нет?, то есть - останавливаемся здесь или идем дальше», на что получил ответ - «Сат!». Вот с тех пор в наши дни здесь находят местные жители при копании своих огородов римские монеты - сама видела!
Городок маленький - всего около 2,5 тысяч, а раньше - был довольно большим - судя по множеству заброшенных домов и заводов.
Вообще, такое печальное зрелище - в таком красивом месте видеть такое запустение! Дороги ужасные, домики бедные, разрушенные здания, а вокруг - бескрайние красивейшие, обработанные поля - почему мы такие бедные при такой богатой земле - очень обидно!
История города очень богатая - бесспорно, город существовал еще при Римской империи, но официальные упоминания о нем датируются 1404 годом, когда король Владилслав Ягело подарил Сатанив Петру Шафранцу.
Очень много бед принесли городу набеги татар и турок. Под турками город был до 1699 года, после этого - в составе Польши.
В 18-том столетии переходит в состав Русской Империи, а с 1920 года - в составе большевистской России, на границе ее рубежей.
В городе много интересных памяток истории - особый рассказ о Сатановском замке-крепости, о Сатановской синагоге и вообще об этом удивительном районе - Подольские Товтры.
Часть оборонительных сооружений - стен замка-крепости находится прямо в городе - неплохо сохранившаяся городская брама, 15-16 века постройки - ворота, через которые раньше попадали в Сатанов. Очень интересное сооружение, к сожалению, совсем не оберегаемое, более того - еще и пристроили к ней какой-то страшный сарай! Толщина стен - 2,2 метра. Над порталом проезда сохранился декор и греб, дата восстановления - 1724 год, а также интересный текст - « Адам Николай Синявский из Гранова, собственник Шклова и Мишы, каштелян краковский, высший проводник государственного воинства, для безопасности граждан эту твердыню обновил в 1722 году, имея намерения защитить мурами родину, как раньше много раз защищал её грудьми…»
С польских часов, здесь осталось много католиков и только одно здание радует глаз - это чудесный, огромный, как для такого небольшого городка, ухоженный римо-католический собор «Мариивка»
Если ехать из Хмельницкого машиной, то есть два пути - через Ярмолынци, Городок (если из Киева, Житомира), или через Вийтивци (если из Ужгорода, Львова, Тернополя).
В добрый путь!

Сатанов известен у туристов прежде всего, как лечебно-оздоровительная, санаторная территория с несколькими крупными отелями, которые предлагают туристам сочетать отдых от городской суматохи в окружении дивной природы и оздоровления тела.

За последний год зона Сатанова стала приобретать все больше новых черт. А все потому, что по наставлению властей здесь решили дополнить лечебный курорт горнолыжной базой.

Сейчас Сатанов является круглогодичным курортом. В зимнее время здесь развлекаются лыжники, сноубордисты и любители санок. Летом же их заменяют велосипедисты и фанаты квадроциклов, пеших прогулок и эко-туризма.

Расположение и ландшафт

Сатанов считается поселком городского типа. Он входит в структуру Городокского района Хмельницкой области Украины.

Так как Сатанов занимает место в области «Подольских Товтр» — известного национального природного заповедника, граничащего с другим охраняемым парком «Медоборы», то очевидно, что здешние природа и воздух – девственно чисты. А это важно для приезжающих на лечение туристов.

Холмистый рельеф с оврагами, балками и каньонами, покрытыми лесами, позволяет обустроить в Сатанове прекрасные трассы для лыжного катания ведь высота над морем здесь около 300 метров.

О катании

Согласно проекту строительства, львиная доля которого уже реализована, «Сатановский» горнолыжный центр ориентирован на 6 разносложных трасс.

Они предназначаются и для обучающих тренерских тренингов с приезжающими туристами, пока не умеющими кататься, и для профессионалов.

Ширина спусков достигает 300 метров, а протяженности до 1,5 километров.

По плану предполагается достроить еще несколько подъемников, но уже сейчас имеются механизмы, на которых катающиеся без проблем и очередей добираются до вершины склона.

Apres-ski

«Послелыжный» досуг в Сатанове обширен. Ведь большинство из этих мероприятий давно и успешно реализовываются на территории санаториев. Здесь популярны:

  • ледовый каток, санки и тюбы;
  • маршруты для эко-туризма и пеших прогулок на природе;
  • приготовление староукраинского, казачьего блюда – кулеша — на костре;
  • в рождественские праздники устраиваются колядки;
  • увлекательные тренинги и мастер-классы изготовления вкусностей – конфет – от шеф-поваров;
  • кинотеатр;
  • детские развлекательные и развивающие программы;
  • лечебные и оздоровительные процедуры в санаторных центрах;
  • экскурсии к примечательным местным объектам.

В зоне санаториев есть парковки, аптеки, почта, бильярд, спортивные площадки, бассейны, SPA-салон и услуги косметолога, дискотека, ночной клуб, магазины, лавки, бани, сауны, зал настольного тенниса, а также ресторанные заведения.

Помимо разнообразия в ресторанах санаторных комплексов, можно подкрепиться и во время спуска на лыжах.

Например, согревающим глинтвейном, сваренном на морозе, или ароматным, горячим шашлыком только с мангала.

Сатанов известен минеральной водой из Збручанского месторождения. Многие лечебные санаторные курсы включают в режим обязательное её употребление. Сатановская вода носит марку «Нафтуся».

В долине реки Збруч сталкивались разные народы и их культуры. От них осталась крепость-синагога, выстроенная евреями для защиты от турецких нападок. Здесь сохранились уникальные лепнины, фигурная резьба и фрески. Есть и древний еврейский некрополь с каменными плитами, на которых выгравированы затейливые узоры.

Олицетворением православия в Сатанове стал Свято-Троицкий монастырь, возведенный, согласно легенде, афонским монахом-греком.

Древнейшими памятниками Сатанова стали скифские курганы и развалины от Траяновых валов.

Жилье.

Можно снимать номер и в частных усадьбах и мини-отелях. Это более уединенные места, где сдается несколько комнат.

Цены.

Прокат и ski-pass пока конкретной ценовой системы не имеют, так как часть базы еще в процессе стройки (на январь 2016 года).

Однако туристы считают, что организаторы учли требования гостей и формируют курорт как «качественный относительно услуг и демократичный относительно цен».

До Сатанова есть 3 вида транспортного сообщения.
Поезд. Ближайшие к курорту станции – «Закупне» (в 20 км) и «Хмельницкий» (в 75 км). Здесь можно сесть в маршрутку, такси или автобус.

Самолет. Близкий аэропорт (около 75 км) – это «Хмельницкий». Далее – опять такси/автобус до Сатанова.

Автомобиль. На авто маршруты будут иметь такой порядок:

  • Хмельницкий;
  • Ярмолинцы;
  • Городок;
  • Сатанов.
  • Хмельницкий (или Тернополь);
  • Войтовцы;
  • Сатанов.

Сатанов, 2009, 2015

Хмельницкая область

, Городокский район

Точное время основания Сатанова неизвестно. Первое письменное упоминание о Сатанове относится к 1404 году, когда польский король Владислав II Ягайло отдал Петру Шафранцу Сатанов с окрестностями и Зиньков, обязав его за это выставлять на королевскую службу отряд вооружённых людей для обороны приграничных земель, в том числе и Сатанова.

Евреи жили в Сатанове с 16 в. В 1528 и 1531 еврейское население пострадало от набегов татар и было освобождено от налогов и таможенных пошлин сроком на 8 лет. В это же время была построена Большая синагога.

В нач. 17 в. раввином в Сатанове был Авром-Хаим Шор. В 1-й половине 17 в. в Сатанове практиковал известный врач, выпускник университетата в Падуе, Гедалья Харинг.

В 1648 евреи Сатанова принимали участие в обороне города от войск Б.Хмельницкого. В 1648-49 еврейское население пострадало от нападений крестьян окрестных местечек и отрядов Максима Кривоноса, в 1651 - от казацких набегов. Еврейская община Сатанова была уничтожена, погиб раввин Шломо Спира.

Во время турецкого правления евреи вновь поселились в Сатанове. После перехода города под власть Речи Посполитой возобновил деятельность суд местечка, известный своей жестокостью. Христиан казнили на северной горе около Сатанова, евреев и цыган - на южной. Для казни евреев использовали т. н. кошерный меч, который между казнями висел на воротах замка. Меч хранился в ратуше Сатанова вплоть до Польского восстания 1830-31.

В 1702 евреи Сатанова вновь подверглись нападению казацких отрядов.
В нач. 18 в. в Сатанове создана самостоятельная община. Евреи селились на территории от Рыночной площади до замка, по Городецкой ул. и по улице, проложенной от Николаевской церкви. Евреям принадлежало ок. 220 домов. Евреи - арендаторы промыслов, трактиров, владельцы магазинов, купцы, врачи, аптекари, деятели общественного управления и раввины жили в каменных или деревянных домах на каменном фундаменте в р-не Рыночной площади. Среди евреев были ремесленники, объединенные в общества портных и скорняков (подобные цехам), кустари (ювелиры, стекольщики, кузнецы, печатники), парикмахеры, музыканты, пекари. Евреи-купцы из Сатанова регулярно приезжали на крупные европейские ярмарки в Бреславе, Лейпциге и Франкфурте.

В 1754 была реконструирована Большая синагога. В 1756 в Сатанове был устроен публичный суд над франкистами. Суд в Сатанове предварил собрание представителей польского еврейства в Бродах в 1756. Одним из раввинов, объявивших херем франкистам, был раввин из Сатанова Яков Сегаль. В диспуте между франкистами и «талмудистами», устроенном епископом Дембовским, среди четырех раввинов, принявших в нем участие, был раби Мендель из Сатанова.

В 1770 эпидемия чумы значительно сократила численность еврейского населения.
В кон. 18 в. библиотека еврейской общины в Сатанове была крупнейшей в Подолии (в 1776 - 754 тома).

К кон. 18 в. в Сатанове сформировалась община хасидов. Одним из первых ее лидеров был ученик Баал-Шем-Това, магид из Сатанова Исроэль Гелерентер. На рубеже 18-19 вв. цадиком в Сатанове был рабби Хаим, внук знаменитого рабби Ихла-Михла из Злочева. В середине 19 в. раввином Сатанова был Ханох-Генох, основавший впоследствии хасидский двор. К кон. 19 в. самыми влиятельными в местечке были гусятинские и зиньковские хасиды, имевшие собственные синагоги.

В нач. 19 в. среди занятий еврейского населения Сатанова аренда являлась наиболее надежной статьей дохода. В 1833 купцу Зейдману была отдана с торгов аренда мельницы на 5 лет. В 1877 в Сатанове открылся переходный пункт через границу, в результате чего получили развитие экспорт, импорт, а также контрабанда, которой активно занимались евреи.

В 1889 в Сатанове действовало 8 синагог, имелась миква. В кон. 19 - нач. 20 в. евреи занимались мыловаренным и веревочным производством, выжиганием извести и др.; однако основными занятиями большинства еврейского населения оставались выделка шкур, шитье и продажа тулупов, заготовка и торговля продукцией сельского хозяйства.

В нач. 20 в. в Сатанове действовали 9 синагог, двухклассная женская школа, несколько хедеров, в т. ч. нелегальный под руководством Беккера и Р.Ледервергера. В 1910 в Сатанове была открыта талмуд-тора. В 1911 работала частная еврейская типография. Действовало Общество взаимного кредита, в 1914 открылась ссудо-сберегательная касса. В 1914 евреям принадлежали все 3 магазина аптечных товаров, все 7 лесных складов, медоваренный завод, 70 лавок и магазинов (в т. ч. все бакалейные - 21, все мануфактурные - 21, единственный мебельный магазин, единственный обувной, оба винных). Единственную мельницу в Сатанове арендовал еврей.

В 1914-15 несколько евреев Сатанова были арестованы по подозрению в шпионаже в пользу Австро-Венгрии. В июле 1915 при отступлении русской армии военные власти в 3-дневный срок выселили евреев из Сатанова. Было разрешено вернуться только через год.

После 1917 в Сатанове действовали организация Бунда, отделения «Цеирей Цион», «Ге-Халуц». Сионисты открыли в Сатанове школу «Иври». Школа была ориентирована на курсы средних школ в Эрец Исраэль. Возобновили деятельность действовавшие до 1-й мировой войны благотворительные общества «Бикур хойлим», «Линас га-Цедек», «Хекдеш».

В 1919 в армию Директории были призваны 18 молодых евреев (четверо из них были убиты сослуживцами). Летом 1919 части Директории устроили в Сатанове погром. Евреи организовали отряд самообороны, 3 бойца которого погибли в столкновениях с бандитами.

После запрета на преподавание иврита в школах в 1920-х гг. учитель Вайнштейн организовал ежедневные занятия с детьми вне школы. Действовал кружок «Лошн койдеш» по изучению иврита. В 1925 была запрещена деятельность групп «Цеирей Цион». В 1926 несколько десятков молодых евреев Сатанова выехали в Палестину.

В 1927 в Сатанове было построено новое кирпичное здание для еврейской школы. В 1928 создан ТОЗ «Колос» (состоял в основном из евреев), в 1932 - колхоз «Великан» (295 дворов, объединял преимущественно евреев).

В 1936 еврейская школа была закрыта; в ее здании организована украинская школа. В 1920-30-х гг. были закрыты синагоги.

6 июля 1941 г. немецкая армия вошла в Сатанов. Здание бывшей еврейской школы заняла жандармерия. Здание синагоги нацисты приспособили под тюрьму.
5 августа 1941 был произведен первый расстрел евреев. 14-15 мая 1942 г. 240 евреев были заживо замурованы в подвалах старинного дома. За время немецкой оккупации в местечке было уничтожено 647 евреев, многих вывезли и уничтожили за пределами Сатанова.

После освобождения Сатанова в местечко вернулось несколько десятков евреев. В 1960-х гг. в Сатанове проживало около десятка еврейских семей.

В 1989 г. среди жителей Сатанова было 7 евреев, к середине 1990-х - один.
На нач. 21 в. евреев в Сатанове нет.

По дороге от центра местечка к синагоге можно увидеть несколько домов, оставшихся от еврейской местечковой застройки. Они выходят прямо на эту, когда-то главную улицу.

Синагога Сатанова считается старейшей в Украине. Она сооружена в 1514 году в стиле ренессанс и выполняла, кроме своих прямых, и оборонные функции. В 2014 году синагогу реставрировали, тут планируется размещение музея.

Чуть ниже синагоги расположены старые городские ворота. Это внушительное фортификационное сооружение с гербом Сенявских и каменной плитой, на которой Адам Сенявский в витиеватой форме расписал конкретно, что это за штука, кто, весь такой замечательный, его построил, и для чего оно предназначено (вдруг татары с турками не поймут, что это ворота и их надо штурмовать, и зайдут в город в другом месте, где заборов с воротами нету. А так все ясно, дурачками прикинуться не получится)

В Сатанове есть и другие, очень интересные достопримечательности, например, замок 14-16 вв. Начинали его строить магнаты с подозрительной фамилией Одровонжи. Самое интересное в нем то, что территории сохранилась древнейшая четырехярусная круглая башня. Башня сооружена в 14в., ее бойницы предназначены для стрельбы из лука!

Есть и еще одна интересность. Возле больницы, если очень постараться, можно найти старейший в Украине памятник времен хмельниччины - высокая каменная колонна с фигурой, которая называется "Скорбящий Иисус". Его приказал установить коронный гетьман Мартин Калиновский в 1653г. после того, как казаки вырезали весь гарнизон города вместе с мирными жителями.

Скорбящий Иисус спрятался в таком месте, что обнаружить его сложновато. Нам пришлось опросить аж трех аборигенов, несмотря на то, что ориентировочное место мы знали и начали поиск от входа в больницу. Один из аборигенов выразил странное мнение по поводу каменной фигуры - мол, продал Сатанов, вот и скорбит... Мы долго думали, на что же Иисус вырученные деньги потратил?
Уже потом в интернете прочитал - оказывается, местные жители считают, что фигура на этом памятнике - вовсе не Иисус, а сам Калиновский! А пригорюнился оттого, что проиграл Сатанов в карты пану Сенявскому...

Loading...Loading...