Сен симон очерк науки о человеке. Родился анри сен-симон

СЕН-СИМОН, КЛОД АНРИ ДЕ РУВРУА (Saint-Simon Claud Henri de Rouvroy) (1760–1825), граф, французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Получил домашнее образование под руководством Д"Аламбера. В 17-летнем возрасте заслужил первое воинское звание. Офицером французской армии участвовал в Войне за независимость североамериканских колоний. Попал в плен к англичанам. После освобождения отправился в Мексику с целью заинтересовать правительство этой страны идеей прорыть канал на перешейке между американскими материками.

В 1783 Сен-Симон вернулся во Францию. Его участие в Великой французской революции остается не вполне ясным, однако известно, что он приветствовал ее и вел просветительскую работу среди крестьян. Одновременно в родовой провинции Пикардии Сен-Симон скупал по предельно низкой цене обширные земли и получил изрядную прибыль, вложив деньги в государственные бумаги.

С усилением якобинской власти Сен-Симон отказался от графского титула, приняв крестьянское имя Боном (Простак). 19 ноября 1793 во время облавы на шпионов и банкиров его арестовали, скорее всего по ошибке, но уже 28 августа 1794 выпустили на свободу. Сен-Симон сохранил права на собственность, даже когда был в тюрьме, и умножил ее, играя на разнице в ценах бросовых государственных бумаг.

Разбогатев, Сен-Симон стал покровителем ученых, художников, деловых людей и создал собственный салон, известный парижскому бомонду. От своих гостей он требовал хотя бы поверхностных знаний математики, физики, психологии, социологии, а сам разрабатывал проекты переустройства общества на «разумных основаниях».

В 1802 Сен-Симон приехал в Швейцарию, где отважился просить руки мадам де Сталь. Здесь же он опубликовал Письма женевского обитателя к современникам (Lettres d"un habitant de Genève à ses contemporains ). После разрыва отношений с компаньоном графом Редерном Саксонским Сен-Симон остался со скудными средствами, но и их быстро растратил. Страдая от нервного перенапряжения и нищеты, Сен-Симон тяжело заболел и некоторое время провел в клинике для душевнобольных.

Движимый стремлением разработать новую концепцию развития общества, он опубликовал трактаты Введение к научным трудам 19 в. (Introduction aux travaux scientifiques du 19 siècle , 1807); Новая энциклопедия (Nouvelle encyclopédie , 1810), Очерк науки о человеке (Histoire de l"homme , 1813), Записки о всеобщем тяготении (Travail sur la gravitation universelle , 1813). В этих трудах Сен-Симон наметил контуры своей утопической «индустриальной системы» – идеального общественного порядка, установленного промышленниками и интеллектуальной элитой для служения «наиболее многочисленным и беднейшим классам».

В годы Реставрации (1814–1830) Сен-Симон активно выступал как политический полемист. Вместе со своим секретарем, историком О.Тьерри, он опубликовал работу под названием О реорганизации европейского общества (De la Réorganisation de la société européenne ), предлагавшую план достижения мира в Европе на основе прочного франко-английского союза. Сен-Симон завязал отношения с промышленниками и создал серию периодических изданий – сборники «Индустрия» («L"Industrie», 1817–1818); «Государственный деятель» («Le Politique», 1819), «Организатор» («L"Organisateur», 1819–1820), «Катехизис промышленников» («Catéchisme des industriels», 1823–1824), «Рассуждения литературные, философские и научные» («Opinions littéraires, philosophiques et scientifiques», 1823–1824).

На место Тьерри пришел О.Конт , в то время выпускник Политехнической школы, но и он быстро покинул Сен-Симона из-за личных и идеологических разногласий. Все же Сен-Симону удалось собрать новую группу единомышленников. В 1825 вышел один из его главных трудов – Новое христианство (Le Nouveau Christianisme ). Сен-Симон умер в Париже 19 мая 1825.

Незадолго до смерти он планировал вместе с единомышленниками начать выпуск еще одного журнала – «Производитель» («Le Producteur»), который стал первым органом сен-симонистского движения. Ученики Сен-Симона распространяли его идеи, опубликовав в 1828–1830 лекции под названием Учение Сен-Симона (Doctrine de Saint-Simon ). Идеи Сен-Симона, хотя и в измененном виде, приобрели особую популярность во времена Наполеона III, установившего диктатуру в интересах крупной буржуазии.

Claude Henri de Rouvroy, Comte de Saint-Simon , 17.10.1760, Париж-19.05.1825, Париж) - французский философ , социолог , известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма . Главные произведения Сен-Симона: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802 г.), «Катехизис промышленников» (1823 г.), «Новое христианство» (1825 г.).

Идеи французского философа-утописта способствовали формированию коммунистической идеологии. Фраза «От каждого по его способностям, каждому - по его труду», так называемый «принцип социализма», провозглашенный в Конституции СССР 1936 г. (ст. 12), был позаимствован из книги С. А. Базара «Изложение учения Сен-Симона» (1829), где был высказан в введении и восьмой главе. Позднее эта фраза стала широко известной благодаря французскому социалисту, теоретику анархизма и экономисту Пьеру Жозефу Прудону (1809-1865), который широко использовал её в своих сочинениях. Так, сообразно с коммунистической идеологией, в СССР было принято описывать положение личности в социалистическом обществе .

Биография

Представитель знатного дворянского рода, родственник герцога Сен-Симона . В его воспитании, как он сам утверждал, принимал участие д"Аламбер (эти данные независимыми источниками не подтверждаются).

Тринадцати лет от роду он имел смелость сказать своему глубоко верующему отцу Бальтазару Анри де Рувруа де Сен-Симону маркизу Сандрикур (1721-1783), что не желает говеть и причащаться, за что тот запер его в тюрьме Сен-Лазар. Весьма рано идея о славе как наиболее достойной побудительной причине человеческих действий вошла в его мировоззрение.

В голове его постоянно строились странные планы. Он примыкает к отряду, посланному французским правительством на помощь североамериканским колониям, восставшим против Англии; пять лет участвует в борьбе и, наконец, попадает в плен к англичанам. Освобожденный по окончании войны, он едет в Мексику и предлагает испанскому правительству проект соединения Атлантического и Великого океанов посредством канала. Принятый холодно, он возвращается на родину, где получает место коменданта крепости в Меце и под руководством Монжа изучает математические науки.

Вскоре он выходит в отставку, отправляется в Голландию и старается убедить правительство составить французско-голландский колониальный союз против Англии, но, не успев в этом, едет в Испанию с проектом канала, который должен был соединить Мадрид с морем. Вспыхнувшая во Франции революция заставила его вернуться на родину, но, по его собственным словам, он не хотел деятельно вмешиваться в революционное движение, потому что глубоко был убежден в недолговечности старого порядка.

В 1790 г. он недолго был мэром в округе, где находилось его именье. В том же году он высказался за уничтожение дворянских титулов и привилегий (в эпоху Реставрации он продолжал, однако, носить титул графа). В то же время Сен-Симон занимался скупкой национальных имуществ и приобрел этим путем довольно значительную сумму. Свои спекуляции он впоследствии объяснял стремлением «содействовать прогрессу просвещения и улучшению участи человечества» путем «основания научной школы усовершенствования и организации большого промышленного заведения». Во время террора Сен-Симон был посажен в тюрьму, откуда вышел лишь после 9 термидора .

Мысли и идеи

Начало 19 века - новые теории под названием «Критический социалистический капитализм».

В 1797 г. он намеревался «проложить новый физико-математический путь человеческому пониманию, заставив науку сделать общий шаг вперед и предоставив инициативу этого дела французской школе». С этой целью он в сорокалетнем возрасте принимается за изучение естественных наук, желая «констатировать их современное состояние и выяснить историческую последовательность, в какой происходили научные открытия»; знакомится с профессорами политехнической, потом медицинской школы, чтобы определить «действие, производимое научными занятиями на тех, кто им предается»; старается превратить свой дом в центр научной и артистической жизни, для чего и женится (в 1801 г.) на дочери одного умершего приятеля.

В следующем году он развелся с нею и искал руки мадам де Сталь , которая казалась ему единственной женщиной, способною содействовать его научному плану. Он ездил для этого в имение мадам де Сталь на берегу Женевского озера, но не имел успеха. Во время своего пребывания в Женеве Сен-Симон издал первое свое сочинение: «Письма женевского жителя к своим современникам» (1802). Он требует здесь неограниченного господства искусства и науки, которые призваны организовать общество. Воинственный тип человечества должен исчезнуть и замениться научным: «прочь, Александры, уступите место ученикам Архимеда».

Примечания

Литература

  • Сен-Симон А. Собрание сочинений М.-Л., 1923
  • Сен-Симон А. Избранные сочинения т. 1-2 М.-Л., 1948
  • Изложение учения Сен-Симона. М.: АН СССР. 1961. Со вступит.статьей и комментариями В. П. Волгина
  • Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей. Первая половина XIX века
  • Волгин В. П. Сен-Симон и сенсимонизм. М.: АН СССР. 1961
  • Волгин В. П. Французский утопический коммунизм. М.: АН СССР. 1960.
  • Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей с древности до конца XVIII века. М.: АН СССР, 1975.
  • Кучеренко Г. С. Сенсимонизм в общественной мысли XIX века. М.: Наука, 1975.
  • Osama W. Abi-Mershed. Apostles of Modernity: Saint-Simonians and the Civilizing Mission in Algeria. Palo Alto, Stanford UP, 2010.

О сочинениях С. , их изданиях и материалах для его биографии см. Щеглов, «История социальных систем» (т. I, стр. 369-372);

О нём самом - Hubbard, «S.-Simon, sa vie et ses travaux» (1857);

  • P. Weisengrün, «Die Social wissensch. Ideen St.-Simons».
  • Гладышев А. В. «Артисты», «легисты» и «буржуа» (К. А. Сен-Симон о творцах Французской революции) // Французский ежегодник 2001: Annuaire d’etudes françaises. Чудинов А. В. (Ред.) 2001. с. 266-279.
  • Гладышев А. В. Сен-Симон и партийное строительство в эпоху Реставрации // Французский ежегодник 2009. М., 2009. С. 139-173.
  • Вольский Ст. Сен-Симон - 1935 год. - 312 с. (Жизнь замечательных людей)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 17 октября
  • Родившиеся в 1760 году
  • Умершие 19 мая
  • Умершие в 1825 году
  • Философы Франции
  • Социалисты-утописты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сен-Симон, Анри" в других словарях:

    Анри граф Сен Симон Claude Henri de Rouvroy, comte de Saint Simon основатель школы утопического социализма (сенсимонизм). Дата рождения: 17 октя … Википедия

Сен-Симон (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (17.10.1760, Париж-19.05.1825, там же) — французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Ученик Д`Аламбера, неудовлетворенный буржуазной революцией, Сен-Симон замыслил «исправить» ее результаты с помощью научной социологической системы, призванной служить орудием создания рационального общества.

Начав с идей «социального физицизма», построенного на механистическом распространении ньютоновского закона тяготения на общественные явления, Сен-Симон разрабатывал затем концепцию физиологии социальной , в которой рационалистические воззрения 18 в. сочетались с историзмом в истолковании общественных явлений. Объясняя развитие общества в конечном счете сменой господствующих в нем философско-религиозных и научных идей, Сен-Симон полагал, что определяющее значение в истории имеют «индустрия» (под которой он подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Каждая обществ, система, согласно Сен-Симону , развивает постепенно и до конца свои идеи и господствующие формы собственности, после чего эпоха созидательная, «органическая», сменяется «критической», разрушительной эпохой, ведущей к построению более высокого общественного строя.

Таким образом, Сен-Симон сделал первый шаг по пути рассмотрения общественных явлений как различных сторон закономерно развивающегося целостного организма. Понимание всемирной истории у Сен-Симона пронизано мыслью о прогрессе как поступательном движении человечества от низших обществ, форм к высшим по стадиям религиозного, метафизического, и позитивного, научного, мышления. Основными ступенями прогресса Сен-Симон считал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанному на нем рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христианской религии , что привело к утверждению феодально-сословного строя.

Сен-Симон не противопоставлял интересы пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс «индустриалов». В «промышленной системе» Сен-Симона буржуазия, сохраняющая собственность на средства производства, призвана обеспечить трудящимся рост общественного богатства. Разработанная Сен-Симоном религиозная концепция «нового христианства» призвана была дополнить материальные стимулы «промышленной системы» моральными требованиями новой религии с ее лозунгом «все люди — братья».

Сен-Симон оказал большое влияние на передовую обществ. мысль и развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде др.

стран. Ученики Сен-Симона — Б. П. Анфантен, С. А. Базар, О. Родриг и др.- образовали школу сен-симонизма , которая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения Сен-Симона , развивая его социалистические тенденции. Однако она вскоре выродилась в религиозную секту и в начале 30-х гг. 19 в. распалась. Учение Сен-Симона явилось одним из идейных источников научного социализма.
Соч.: Избранные сочинения. М.-Л., 1948. Т. 1-2.

Анри Сен Симон

СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруа, граф (1760-1825) - французский философ, один из теоретиков утопического социализма. Будучи учеником Д`Алам бера, испытал сильное влияние идей Просвещения и сохранил приверженность им на всю жизнь. Видел значение философии Просвещения в том, что она разрушила предрассудки и верования, на которых покоился старый феодальный режим, и подготовила предпосылку для нового общества. Этой предпосылкой является прежде всего научный метод, который представляет собой распространение метода физики и астрономии на социальные науки, психологию. Тем самым создалась возможность для возникновения новой науки - «социальной физиологии», науки о человеке и обществе (т. е. социологии, политологии, экономики, этики, права и т. д.), которая будет стоять на «позитивном основании» научного метода. Позитивные науки, в свою очередь, сделают возможным новое общество, в котором на первое место выдвинется промышленность и экономическая жизнь, а политика уступит ей место, и одновременно дворяне и юристы уступят место ученым и промышленникам. Будет покончено с имущественным неравенством, эксплуатацией человека человеком, люди совместно займутся эксплуатацией природы в условиях социальной гармонии.

Сен-Симон оказал значительное влияние на интеллектуальную жизнь Франции в первой половине XIX в., вдохновил движение сен-си монистов, оставившее о себе память строительством железных дорог и каналов. Многие из его идей нашли впоследствии развитие у его бывших учеников, прежде всего О.Тьерри и О.Конта.

Сен-Симон Клод Анри де Рувруа (1760-1825), граф, французский мыслитель, социалист-утопист.

Родился 17 октября 1760 г. в Париже в знатной, но разорившейся дворянской семье. Участвовал в Войне за независимость в Северной Америке (1775- 1783 гг.).

Во время Великой французской революции примыкал к якобинцам и разбогател, наживаясь спекуляциями на национализированном имуществе погибших при якобинском терроре граждан.
Однако богатство не задержалось долго в его руках. В период Директории (ноябрь 1795 - ноябрь 1799 г.) Сен-Симон промотал награбленное состояние и решил погрузиться в философию.

Он был убеждён, что общество, как и природа, подчиняется непреложным закономерностям развития и историческая наука должна изучать законы истории, так же как естествознание - законы природы. Общественный строй определяется философией данной эпохи, и естественная смена общественных систем связана с прогрессом научных знаний, морали и религии.
Когда господствующая философия перестаёт соответствовать состоянию цивилизации, она разлагается и погибает, уступая место новой философии и новой ступени социального развития. Строй античного рабовладельческого общества определялся политеизмом, Средневековья - христианством; обе идеологии составляли теологическую ступень истории. Разложение фео-дально-богословской системы с XV в. подняло общество на метафизическую ступень, главную роль в созидании которой сыграли энциклопедисты XVIII в.

Сутью Французской революции, согласно Сен-Симону, было отрицание: она завершила процесс разрушения старого строя.

Краткие биография и философия Сен-Симона

Чтобы построить новый порядок и подняться на новую, позитивную ступень, обществу нужно «новое христианство».

Могучая религия, опираясь на научные знания и искусство, «направит общество к великой цели наискорейшего улучшения участи наибеднейшего класса». Новые общественные группы - светские учёные и промышленники в лице руководителей предприятий (вождей промышленников-рабочих) - обеспечат всеобщее счастье на основе научно организованной и плановой промышленности. Политическое управление людьми будет заменено организацией производства.

Книги Сен-Симона («Письма женевского обитателя к современникам», 1902 г.; «Очерк истории науки о человеке», 1813- 1816 гг.; «Труд о всемирном тяготении», 1813-1822 гг.; «О промышленной системе», 1821 г.; «Катехизис промышленников», 1823-1824 гг.; «Новое христианство», 1825 г.) захватили воображение современников. Возникла целая школа сенсимонистов.

Ученики философа предложили запретить наследование и распределять людей по социальной лестнице согласно способностям с помощью «Центрального банка», как деньги по отраслям производства. Государство должна была заменить Всемирная ассоциация трудящихся.

Идеи Сен-Симона отразились в позднейшей коммуйистической философии и практике социалистического строительства XX в.

Французский мыслитель, социалист-утопист.

Получил домашнее образование под руководством Д"Аламбера

В юности приказал лакею будить себя не иначе, как следующими словами: «Вставайте, граф, Вам предстоит совершать великие дела».

Ввёл в оборот фразу, которая стала одним из символов социализма: «От каждого по способностям, каждому - по его труду».

В 1820 году написал работу: Организатор / L’Organisateur где указал, что если Франция вдруг потеряет 3000 своих выдающихся физиков, химиков, физиологов, художников, а также наиболее способных техников, банкиров, негоциантов, фабрикантов, сельских хозяев, ремесленников, то «…нация сделается телом без души… И ей нужно будет по крайней мере целое поколение, чтобы вознаградить свои потери».

«В эпоху революции Сен-Симон горячо отдался демократии: в одном собрании он сложил титул графа и объявил: «Нет более сеньоров, господа!» Хорошо понял Сен-Симон и другую сторону революции. Масса имуществ старых владетелей, - короля, духовенства, дворянства, была выброшена на рынок. Демократический граф вместе с интернациональным аферистом и иллюминатом, саксонским аристократом на прусской службе в Париже и Лондоне, графом Редерном, пустился в скупку и продажу конфискованных национальных имуществ и нажил быстро крупное состояние. Он чуть не погиб в страшную эпоху террора; целый год просидел он в тюрьме, но богатства вернулись к нему.
Его дом стал теперь одним из первых салонов республики: учёные, банкиры, артисты, техники встречались у радушного мецената; новые планы и афёры сменяли друг друга, сорилась куча денег, ажиотаж совершался с грансеньоровским легкомыслием, но в то же время граф был филантроп, он отыскивал даровитых юношей на чердаках, медиков и техников, и щедро помогал им. Его постоянно окружали ученики новосозданной в эпоху революции Политехнической школы, эта своеобразная, как бы социальная секта в новой Франции, в которой культ точных наук соединился с горячим направлением к общественной реформе. Сен-Симон умел воодушевлять и собирать около себя предприимчивых, стремящихся вперед людей; он бросал кругом множество счастливых идей, сам пускался в сотни дел. Среди бешеной жажды жизни у него работала упорная мысль, что богатство - великий социальный фактор, что ему лично оно нужно для широких общественных проектов, для научных опытов, для общеполезных изобретений, которые поведут к благоденствию масс. Однажды он созывает близких ему капиталистов и доказывает им необходимость возродить мораль; с этою целью должно учредить гигантский банк, доходы с которого пойдут на исполнение полезных для человечества сооружений.
Лет через 10 эта гениально беспутная жизнь кончилась: Сен-Симон совершенно разорился. Последние 20 лет его жизни (1825) прошли в борьбе с нищетой: он просил подаяния у старых клиентов своих, которых когда-то по-царски кормил. Он вынужден был спасаться от голода пером. Но теперь, 45 лет от роду, он и начал только писать свои замечательные книжки, полные сумасшествия и глубины, шарлатанства и истинно пророческого духа. И опять в них сказался беспечный и капризный барин XVIII века: ничего систематического, короткие брошюры, бессвязные статьи, полные повторений и в то же время неожиданностей, всё это спешно, как придётся, брошенное на бумагу. Опять сыплются проекты без конца. Тут есть и план всесветной научной академии, и программа всеевропейского замирения с одной парламентской конституцией для всей Европы, есть катехизис промышленников и контуры «Нового христианства»; проект, как принудить англичан уважать свободу флотов на морях, быстро превращающийся в трактат о всемирном тяготении; есть какие угодно советы для правительств, для учёных и артистов, есть предполагаемые манифесты для папы, ордонансы для короля и т.п.
Всё это - какие-то генеральные, властные решения мировых, научных и социальных вопросов, откровения и открытия, «окончательные» определения будущих путей философии или будущих линий общественного развития.
Опять - призыв к союзу науки и богатства; опять около странного фантазёра собираются горячие начинающие таланты и искатели: будущий историк Тьерри , который объявил себя восторженно приёмным сыном Сен-Симона, философ Конт , оба последовательно бывшие его секретарями. Опять около него какие-то охваченные мистикой банкиры, вроде верного его апостола, Оленда Родрига, португальского еврея, из той группы возрождающегося иудейства, которая под впечатлением Французской революции, освободившей народность эту от векового угнетения, бросилась на учение о предстоящей великой эмансипации всего человечества.
Всё это - какие-то самопроизвольно возникающие кружки энтузиастов, которые точно видят и чуют друг друга в толпе. Сен-Симон сближается с Руже де Лилем , композитором «Марсельезы», и увлекается идеей социального воспитания масс посредством музыки.
Полная превратностей, горькая и интересная приключениями, жизнь его слагается у него в целую теорию: чтобы быть истинным мыслителем, надо всё испробовать, жить как можно оригинальнее, пробежать все общественные слои, стать лично во всевозможные положения, создать себе такие отношения, которых никогда, ещё не существовало. Смесь цинизма и благородства, страстной убеждённости и фокусничества в натуре Сен-Симона удивительно подходила к теории «экспериментальной» жизни; нищий прожектер, в глазах которого даже революция остановилась на полдороге, вдруг вспоминал свой древний род, трактовал Бурбонов как мелких дворян и видел но ночам своего предка Карла Великого, который говорил ему: «Мой сын, твои успехи, в качестве философа, сравняются с моими военными и государственными подвигами!» Ему рисовались воздушные замки торжества индустрии, он мечтал о великой учёной лаборатории, как Кондорсе, где он сам будет диктатором. А остались от него обрывки, рассеянные мысли, которые трудно читать.
«Я пишу, - заявляет он, - потому, что у меня есть новые идеи. Я выражаю их в том виде, как они сложились в моем уме. Предоставляю профессиональным писателям шлифовать их. Я пишу, как дворянин, как потомок графа Вермандуа, как наследник пэра, герцога Сен-Симона. Всё, что было сделано и сказано великого, сделали и сказали дворяне: Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Ньютон и Лейбниц были дворяне. Наполеон также стал бы выражать в письменной форме те проекты, которые он теперь выполняет на деле, если бы случайно не очистился для него трон». Знаний у Сен-Симона было немного; большая часть фактов схватывалась на лету, со слуха; стройной философии у него невозможно искать. Но не в этом была его сила: это был авантюрист мысли и изобретатель идей; он был великий направитель людей и, как человек необыкновенной чуткости к новому, человек счастливой откровенности, он дал толчок крупным научным, социальным, техническим движениям».

Виппер Р.Ю. , Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX вв. в связи с общественным движением на Западе, М., «Государственная публичная историческая библиотека России», 2007 г., с. 183-186.

По мнению экономиста Фридриха фон Хайека , именно с деятельности Анри Сен-Симона и его последователей начинает существование «инженерный» взгляд на общество, в соответствии с которым предполагается, что человечество в состоянии в рамках первоначального рационального плана сознательно направлять собственную эволюцию...

В 1926 году В.В. Вересаев процититировал высказывапние Анри Сен-Симона , к сожалению, не указав

СЕН-СИМOН (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (1760-1825), франц. социалист-утопист, граф. Гл. соч. С.-С. - ´Письма женевского обитателя´ (1802), ´Введение к научным трудам XIX века´ (1807), ´Очерк науки о человеке´ (1813- 1816), ´Катехизис промышленников´ (1823-24), ´Новое христианство´ (1825). Предложил след. периодизацию истории развития общества: дикость (первобытнообщинный строй), античное общество, феодализм, капитализм и социализм (´индустриализм´). Отыскивая универсальные законы, управляющие природой и обществом, С.-С. стремился создать философскую систему, способную помочь в построении рационального общества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Сен-Симон, Анри

1760-1825) - французский мыслитель, социолог, автор утопических социальных проектов "Промышленная система", "Новое христианство". Потомок старинного рода французских аристократов, ученик Д’Аламбера, математика и энциклопедиста. Юношей поступает на военную службу, участвует в войне за независимость северо-американских колоний против Великобритании. В 1783 возвращается во Францию и, выйдя в отставку, отправляется в путешествие по Европе. Осенью 1789 прибывает на родину, в Пикардию. С интересом следит за ходом революции, пропагандируя ее лозунги свободы, равенства и братства. Отказывается от своего дворянства и графского титула, называя себя "гражданином Бономом". В период Конвента поддерживает якобинцев, затем становится сторонником Директории и Консульства Наполеона Бонапарта. С 1797 обращается к научным знаниям: слушает лекции в Политехнической и Медицинской школах, посещает с образовательными целями Англию и Германию. Конт некоторое время был его секретарем и соавтором. К концу жизни вокруг С.-С. сплотился небольшой кружок учеников и последователей (Б.П. Анфантен, С.А. Базар, О. Родриг и др.), образовавших затем школу сен-симонизма, которая просуществовала до середины 1830-х. Основные сочинения: "Письма женевского обитателя к современникам" (1802), "Очерк науки о человеке" (1813-1816), "Труд о всемирном тяготении" (1813-1822), "О промышленной системе" (1821), "Катехизис промышленников" (1823-1824), "Новое христианство" (1825).

С.-С., видя, что революция во Франции не достигла цели, что она не построила нового общества, пришел к выводу, что сами революции, порождаясь стихией бедности и стремлением неимущих к равенству и перераспределению богатства, приводят общество в состояние хаоса и анархии. Чтобы избежать подобных потрясений в будущем, будучи рационалистом в духе 19 в., поставил перед собой цель создать и претворить в жизнь научную социальную систему, которая позволит свести "кризисы, которые народы должны испытать на себе и которых не может предотвратить никакая сила в мире, к простым переменам в их правительствах и финансах". Единственный путь к достижению этой цели С.-С. видел в том, что люди должны иметь общество, наиболее выгодное для наибольшей массы и которое способно улучшить положение многочисленного бедного класса. Это заставило С.-С. обратиться к проблемам исторического развития в целом.

Разделяя взгляды французских материалистов и выступая против деизма, С.-С. пришел к выводу, что законы "социальной физики" и, в первую очередь, универсальный характер ньютоновского закона всемирного тяготения распространяются и на общественные явления. Два положения - идея закономерности, объективности развития природы и общества и идея поступательного, прогрессивного развития человечества - составляют сущность философских взглядов С.-С. Главный критерий прогресса - развитие научных знаний, морали, религии, производным от которого является и другой показатель - благосостояние и счастье большинства общества.

Соответственно история, по С.-С., прошла в своем движении от низших общественных форм к высшим три стадии развития: 1) "теологическую" (от первобытного идолопоклонства до политеизма, на котором основывалось рабство); 2) "метафизическую", основанную на монотеизме христианства, приведшего к феодальному строю; 3) "позитивную" - будущий общественный строй, когда единого Бога сменит единый закон притяжения и возникнет научное мировоззрение с его носителями - светскими учеными и "промышленниками". Общество будущего, по С.-С., - это общественный идеал, воплощенный в "промышленной системе", переход к которой является универсальной исторической неизбежностью: "Все народы на земле стремятся к одной цели, она состоит в том, чтобы перейти от правительственного, феодального, военного режима к административному, промышленному и мирному..."

Исторические взгляды С.-С. явились значительным шагом вперед в понимании смысла и движущих сил общественного развития. С.-С. рассматривал историю как смену созидательных и разрушительных периодов, как потом стало принято говорить у сен-симонистов, эпох "органических" и "критических". Первым увидел и понял основу общества в промышленном производстве (индустрии), отвел важнейшую роль в экономической деятельности формам собственности, а также классам, находящимся в определенном отношении к этим формам. С.-С. были высказаны идеи о неизбежности объединительной тенденции в развитии человечества (в первую очередь, Европы) через утверждение всемирной ассоциации народов и стирания национальных границ.

Некоторые мысли С.-С. положили начало ряду конкретных социологических теорий. Например, теория бюрократии имеет теоретические истоки у С.-С., который первым обратил внимание на роль организации и управления в развитии общества; идея особого назначения людей, обладающих знаниями и способностями, необходимыми для достижения общественных целей, заложила основы для теории технократии С.-С., наряду с французскими энциклопедистами, впервые разделил на теоретическом уровне понятия "гражданское общество" и "государство", ввел термины "индустриализация", "индустриальное (промышленное) общество". Идеи С.-С. оказали большое влияние на развитие социалистических учений во Франции, Германии, Италии и России. Идеи С.-С. о роли носителей знания в историческом процессе получили развитие в современных концепциях техно- и экспертократии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Loading...Loading...