Священные сосуды. Священный сосуд
В христианстве означает, что его обладатель совершил паломничество в Кентерберри.
Смотреть значение Священный Сосуд С Миррой в других словарях
Сосуд
— м. посуда, посудина, держалая утварь, всякая ёмкая вещь, всякий снаряд, изделие, для держания, хранения чего-либо, особ. жидкости. | Все содержащее, носящее в себе что-либо;........
Толковый словарь Даля
Священный
— священная, священное; священ, священна, священно (книжн.). 1. Обладающий святостью, признаваемый божественным (церк.). Священное писание. 2. Связанный с религиозным культом,........
Толковый словарь Ушакова
Священный Прил.
— 1. Обладающий святостью; освященный. // Связанный с религиозным культом. 2. Ведущийся в интересах религии. 3. перен. Особенно дорогой, глубоко чтимый, заветный. // Такой, на........
Толковый словарь Ефремовой
Сосуд
— сосуда, м. 1. Вместилище для жидкости. для вина. Стеклянный сосуд с водой. 2. Трубчатый орган в теле человека и животных, по к-рому движется кровь или лимфа (биол., анат.).........
Толковый словарь Ушакова
Священный
— -ая, -ое; -ще́н, -ще́нна, -ще́нно; свяще́ннейший.
1. Религ. Обладающий святостью, признаваемый божественным; священный. С-ое животное. С. алтарь. // Связанный с религиозным........
Толковый словарь Кузнецова
Сосуд
— -а; м.
1. Вместилище (бутылка, кувшин и т.п.) для жидких и сыпучих тел. Стеклянный с. Старинный, серебряный с. С. для воды, для вина. Глиняный с. с вином. / О человеке как средоточии........
Толковый словарь Кузнецова
Сосуд
— Древнерусское слово, образованное приставочным способом от судъ от той же основы, что и судно.
Этимологический словарь Крылова
Дьюара Сосуд
— колба с двойными посеребренными изнутри стенками, изпространства между которыми выкачан воздух. Теплопроводность разреженногогаза между стенками столь мала, что........
Сосуд
— (-ы) (vas(-a), PNA, BNA, JNA) в анатомии трубчатое образование, по которому движется кровь или лимфа.
Большой медицинский словарь
Сосуд Анастомотический
— (v. anastomoticum, PNA, BNA; v. communicans, JNA; син. анастомоз устар.) - С., посредством которого сообщаются два кровеносных или лимфатических С.
Большой медицинский словарь
Сосуд Выносящий
— (v. efferens, PNA, BNA; arteriola efferens, JNA) см. Перечень анат. терминов.
Большой медицинский словарь
Сосуд Коллатеральный
— (v. collaterale, PNA, BNA, JNA; син. коллатераль сосудистая) кровеносный С., по которому происходит движение крови в обход основного С.
Большой медицинский словарь
Сосуд Кровеносный
— (v. sanguineum) С., по которому движется кровь; к С. к. относят артерии, артериолы, капилляры, венулы и вены.
Большой медицинский словарь
Сосуд Лимфатический
— (v. lymphaticum, PNA, BNA) С., по которому движется лимфа.
Большой медицинский словарь
Сосуд Лимфатический Выносящий
— (v. lymphaticum efferens, LNH) С. л., несущий лимфу от лимфатического узла.
Большой медицинский словарь
Сосуд Лимфатический Приносящий
— (v. lymphaticum afferens, LNH) С. л., приносящий лимфу к лимфатическому узлу.
Большой медицинский словарь
Сосуд Млечные
— (устар.; v. chylifera, v. lactea; син. Азелли сосуды) лимфатические С. брыжейки тонкой кишки, которые во время пищеварения заполняются похожей на молоко эмульсией всосавшегося жира.
Большой медицинский словарь
Сосуд Приносящий
— (v. afferens, PNA, BNA; arteriola afferens, JNA) см. Перечень анат. терминов.
Большой медицинский словарь
Сосуд Сосудов
— (v. vasorum, PNA, BNA, JNA) мелкие кровеносные С., разветвляющиеся в стенках артерий и вен.
Большой медицинский словарь
Священный Ибис
— птица семейства ибисов. Длина ок. 75 см. В Африке (к югуот Сахары), на о. Мадагаскар, на юге Аравийского п-ова; к сер. 20 в.распространился в Австралии. До 19 в. обитал в Египте,........
Большой энциклопедический словарь
Священный Союз
— союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже26.9.1815, после падения империи Наполеона I. Целями Священного союзаявлялись обеспечение незыблемости решений Венского........
Большой энциклопедический словарь
Священный Ибис
— (Threskiornis aethiopicus), птица сем. ибисовых. Дл. ок. 75 см. У взрослых птиц голова и шея голые, чёрные. Оперение белое, концы крыльев чёрно-зелёные. Распространён в Африке южнее Сахары,........
Биологический энциклопедический словарь
Священный Синод
— в Русской православной церкви один из органов высшего церковного управления. Учрежден на Поместном соборе 1917-18, приступил к работе в феврале 1918. Прекратил деятельность........
Исторический словарь
Священный Союз
— - союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815 г. после падения империи Наполеона I. Цели: обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814-1815 гг.,........
Исторический словарь
Священный Союз (19-й Век)
— - После разгрома наполеоновских армий Александром I и его союзниками - королем прусским и императором австрийским, - 26 сентября 1815 г. был подписан договор, положивший........
Исторический словарь
Священный Союз (20-й Век)
— - Поддержка своей собственной национальной буржуазии оппортунистическими руководителями рабочего движения во время первой империалистической войны. Во Франции, эта........
Исторический словарь
Священный Союз 1815 Г.
— - союз монархов России, Австрии и Пруссии, оформленный 26 сентября в Париже после падения империи Наполеона I с целью обеспечения незыблемости решений Венского конгресса........
Исторический словарь
Сосуд
— -кроме известного значения (любая емкость-1Ц 21.5; Деян 10.11), это слово употребляется часто для обозначения инструментов для богослужения и самого богослужения (Исх 25.9;........
Исторический словарь
Священный Союз
— союз европейских монархов, заключенный после крушения наполеоновской империи. Т. н. Акт С. с., облеченный в религиозно-мистич. форму, был подписан 26 сент. 1815 в Париже рус.........
Советская историческая энциклопедия
Священный Брак
— (греч. Hieros gamos), праздничный обряд в честь Зевса и Геры; позднее также в честь др. богов, напр., Деметры (см. элевсинские мистерии). Включал ритуалы, символизирующие брачную........
Сексологическая энциклопедия
Священные сосуды
под именем С. сосудов по преимуществу разумеются, во-первых, сосуды, употребляемые при совершении таинства евхаристии, как-то потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница; во-вторых, сосуд для хранения св. мирра. К этим сосудам церковь не дозволяет даже прикасаться не только мирянам, но и низшим чинам клира. В более общем смысле С. называются все сосуды и вещи, употребляемые при священнодействиях православной церкви. Священные сосуды так же древни в церкви христианской, как древне само богослужение. Важнейшую часть христианского богослужения всегда составляли таинства, а для их совершения, равно как и для других священнодействий, необходимо нужны были некоторые сосуды. Эти сосуды первоначально заимствованы были из быта обыкновенного; но, быв однажды посвящены на служение Богу, они становились уже священными и не могли быть обращены на обыкновенное употребление.
Только в одном случае дозволялось отдавать драгоценные церковные сосуды в общее употребление: когда не было никаких других средств к выкупу пленных или к вспоможению бедным во время голода. Но и в этом случае сосуды, по большей части, переливались, и таким образом отдавался в употребление металл, а не сами сосуды. Хранение С. сосудов церковь всегда имела на своем попечении, для чего устраивалось особое помещение в храмах (сосудохранительница, σχευοφυλαχιον), находившееся под надзором диаконов или других поставленных для того лиц. В древности С. сосуды бывали деревянные и стеклянные, глиняные и каменные, медные и оловянные, а также драгоценные, сделанные из серебра и золота и изукрашенные драгоценными камнями. Все зависело не столько от положительных правил, сколько от обстоятельств, в которых находилась церковь, от усердия верующих и отчасти от самого назначения сосудов. Правила апостольские (прав. 73) упоминают о сосудах золотых и серебряных. В православной церкви издавна принято за правило (см. "Учительное известие" в конце Служебника), чтобы потир, дискос, звездица и лжица были устроены из золота и серебра, или, по крайней мере, из олова, но отнюдь не из дерева или стекла, или меди; чтобы дарохранительница также была золотая или серебряная, а копье - железное. Для прочих сосудов вещество строго не определено, но обыкновенно и они устраиваются соответственно великолепию целого храма. См. В. И. Долоцкий, "О С. сосудах и других вещах, употребляющихся при богослужении в православной церкви" ("Христианское Чтение", 1852, ч. I); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); архим. Гавриил, "Руководство по литургике, или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .
Смотреть что такое "Священные сосуды" в других словарях:
Священные сосуды - сосуды, употребляемые при совершении Таинства Евхаристии: потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница, а также сосуд для хранения святого мира. К этим сосудам не позволяется прикасаться не только мирянам, но и низшим чинам клира … Православие. Словарь-справочник
СВЯЩЕННЫЕ сосуды, название предметов церковной утвари, применяемых в богослужении. В православии к Священным сосудам относятся: дискос, потир, дарохранительница и др., к которым не позволяется прикасаться мирянам и низшим чинам клира. Священные… … Современная энциклопедия
Священные сосуды - СВЯЩЕННЫЕ СОСУДЫ, название предметов церковной утвари, применяемых в богослужении. В православии к Священным сосудам относятся: дискос, потир, дарохранительница и др., к которым не позволяется прикасаться мирянам и низшим чинам клира. Священные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Священные сосуды общее название предметов церковной утвари, применяемых в богослужении (некоторые из них не являются сосудами в собственном смысле слова). В православии к священным (литургическим) сосудам относятся: Наименование Иллюстрация … Википедия
Священные сосуды - сосуды, употребляемые при совершении таинства евхаристии: потир, дискос, звездица, лжица и копие. А также дарохранительница, дароносица и сосуд для хранения святого мира (см. Миро). Ко всем этим сосудам разрешается прикасаться только… … Православный энциклопедический словарь
Священные сосуды - употребляются при совершении таинства евхаристии: потир, дискос, звездица, лжица, копие, дарохранительница и сосуд для хранения св. мира. К ним не дозволено прикасаться мирянам и низшим чинам клира. В общем же смысле С. называются все… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Сосуды. Под именем С. сосудов по преимуществу разумеются,во первых, сосуды, употребляемые при совершены таинства евхаристии, както потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница; во вторых,сосуд для хранения св. мира. К этим сосудам… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Сосуды священные - ♦ (ENG vessels, sacred) вместилища и утварь, используемые в евхаристической службе. В римско католической церкви к ним относятся потир, дискос, киворий, дарохранительница, капсула, люнет (см. Luna/Lunette) и дароносица … Вестминстерский словарь теологических терминов
Сосуды священные - дискос и потир, употребляемые на литургии, дарохранительница, предназначенная для хранения святых даров, и мирница – сосуд для хранения мира … Православная энциклопедия
ИМУЩЕСТВО ЦЕРКОВНОЕ - совокупность вещей, включая деньги и ценные бумаги, движимость и недвижимость, которые находятся в собственности, владении, аренде или пользовании церковных учреждений как юридических лиц, и связанных с ними юридических отношений в виде, с одной… … Православная энциклопедия
ДИСКОС (греч. – круглое блюдо) – богослужебный сосуд, на котором полагается Агнец, т.е. та часть просфоры, которая на литургии по призывании Св. Духа претворяется в истинное тело Христово. В древности дискосы не имели ножки или подставки и, действительно, полностью соответствовали своему названию. Сегодня дискос имеет немного более сложную конструкцию. Он представляет собой небольшое металлическое блюдо с плоским широким краем, окружающим мелкое плоское дно. Блюдо укреплено на невысокой ножке с утолщением в середине, расширяющейся книзу в широкую круглую подставку почти такого же размера, что и верхняя часть.
Во время проскомидии, при изъятии Агнца из просфоры и положении его на дискос, воспоминается рождество Господа, и дискос знаменует собой ясли, в которые был положен младенец Иисус. По перенесении даров с жертвенника на престол, воспоминается страдания Господа на кресте, Его смерть, положение во гроб, и дискос знаменует собой Голгофу и гроб Спасителя.
Дискос напоминает нам о том блюде, с которого во время Тайной Вечери Господь раздавал Своим ученикам хлеб, претворенный в Тело Свое. Дискос круглый, а круг является символом вечности – он не имеет ни начала, ни конца. Это означает вечность Церкви Христовой.
Часто на дне дискоса выгравированы два ангела, стоящих на коленях перед Агнцем, который изображен между ними. Агнец, или ягненок, – это животное, которое в древности приносили в жертву за грехи людей. Таким Агнцем стал для всего человечества Господь Иисус Христос, принявший смерть на кресте за грехи всего мира. Поэтому по краю дискоса часто делают надпись: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира». Эти слова сказал о Христе Иоанн Креститель.
Подставка, на которой укрепляется верхнее блюдо дискоса, имеет символическое значение духовной высоты.
ПОТИР (греч. – сосуд для питья). Это металлическая чаша, укрепленная на высокой подставке и имеющая круглое широкое и устойчивое основание. В середине подставка обычно имеет утолщение. Часто потир называется просто чашей.
В потире во время литургии совершается претворение в истинную Кровь Христову. В потир опускаются частицы Агнца, претворенного в Тело Христово, и затем он выносится в храм для причащения верующих. Чаша означает таинственно Пресвятую Деву Марию, в Которой помещался Невместимый Бог до Своего Рождества. Потир, или чаша, – символ литургии или Евхаристии.
Потир напоминает нам и о той чаше, которую дал Своим ученикам Христос на Тайной вечере. Итак, и дискос, и потир напоминают нам о Тайной вечере.
На потирах обычно изображается образ Христа Спасителя (на той стороне, которой во время богослужения потир повернут к священнику), слева – образ Матери Божией, справа – Иоанна Предтечи, а с противоположной от священника стороны – крест.
В середине XVII в., церковными распоряжениями было установлено делать дискосы и потиры из золота или серебра, или, в крайних случаях, из олова, но не из дерева (впитывает часть Крови Христовой, невозможно оттереть дочиста) и меди (окисляется). Драгоценные металлы, камни и украшения – это только символы добродетелей, которых ждет от нас Бог.
ЗВЕЗДИЦА состоит из двух металлических широких дуг, соединенных в верхней точке так, что они могут свободно двигаться относительно друг друга. Во время богослужения священник или складывает их вместе, или раскрывает в виде креста. Тогда звездицу ставят на дискос, на котором в это время находится приготовленный Агнец. Звездица при этом означает таинственную звезду, которая привела волхвов к пещере, где родился Христос, и остановилась над ней. Звездицу стал использовать во время богослужения свт. Иоанн Златоуст, до этого знали только потир и дискос.
Звездица имеет и практическое значение. Она предохраняет Агнца и частицы, расположенные на дискосе, от смещения, когда дискос накрывается покровами. Но главное – это ее символическое значение: Вифлеемская звезда, а также Крест, когда звездица раскрыта; когда сложена – божественное и человеческое естество во Христе, которые в Нем не слитны и не раздельны.
КОПИЕ – плоский нож в виде треугольного наконечника копья, вставленного в деревянную или костяную ручку. Им вырезают из большой богослужебной просфоры Агнец, а также вынимают частицы из других просфор. Оно напоминает нам о том копье, которым один из римских воинов пронзил ребра Спасителя, желая удостовериться в Его смерти на кресте. Копием священник пронзает с правой стороны вырезанного Агнца во время богослужения.
Копие имеет и еще одно назначение. В Требнике есть последование, которое совершает священник над копием, омывая его водой с особой молитвой. Эта вода дается больному.
ЛЖИЦА – небольшая ложечка с крестом в конце длинной ручки. Лжицей причащают из чаши мирян. Так же, как дискос, потир, звездица, она делается из драгоценных металлов или из металлов, не дающих окислов.
Лжица, как и звездица, была введена в употребление свт. Иоанном Златоустом. Причащение с помощью лжицы духовно означает, что верующие соединяются с Богом через Церковь, питающую их духовной пищей.
ТАРЕЛОЧКИ, которые употребляются при богослужении, не имеют подставок. На одной из них изображен Крест, на другой – образ Богоматери с Младенцем. На тарелочке с Крестом из служебной просфоры обычно вырезают Агнец. На второй, с образом Богоматери, вынимают частички из просфор в честь Богородицы, святых, а также о здравии и о упокоении членов Церкви. На тарелочке с Крестом есть надпись: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», а на тарелочке с образом Богородицы: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу». На тарелочке с Крестом после освящения Даров Тело Христово раздробляется, разрезается на более мелкие частицы для причащения мирян.
При богослужении употребляются обычно еще несколько неглубоких тарелочек с теми же изображениями и надписями, но большего размера. На них кладут просфоры, а также части большой служебной просфоры, оставшиеся после вырезания из нее Агнца. Эти части называются антидором и даются после литургии тем, кто еще не ел в этот день.
КОВШИКИ с ручкой особой формы также используются при богослужении. Из них во время приготовления Даров наливается в чашу вода и вино, а после освящения Даров и соединения Тела Христова с Кровью в чаше, туда из ковшика добавляется теплая вода, означающая благодать Святого Духа. Теплая вода символизирует также и теплоту веры церковного народа, соединяющегося с Господом в Святом Причащении. Ручка ковшика делается в виде царской короны с крестом на вершине. Часто ковшик имеет надпись: «Теплота веры исполнь Духа Святаго». По окончании литургии горячей водой из ковшика омывается Святая чаша.
ГУБА (губка) используется для собирания мелких частиц Святого Агнца с дискоса и тарелки. Другая губка, которой отирают Святую Чашу, находится постоянно на жертвеннике. Она напоминает нам губку, намоченную в уксусе с желчью, которую поднял воин на копье к губам страдающего от жажды Спасителя на Голгофе. Сегодня вместо губки для отирания чаши часто используется плат из красной материи.
Малые ПОКРОВЦЫ и общий ПОКРОВ (ВОЗДУ́Х). Малые покровцы (воздухи) используются для прикрытия чаши и дискоса с поставленной на нем звездицей. Общий покров (воздух) покрывает оба сосуда вместе поверх малых покровцов.
Покровы и воздух напоминают нам о времени рождения в мир Спасителя, уложенного в ясли и спеленутого, как обычный младенец. Покровы – это символические младенческие пелены Богомладенца. Но одновременно покровы – это и великолепные одежды славы Христа Вседержителя, поэтому они делаются обычно из парчи и украшаются шитьем.
Малые покровцы похожи по форме на кресты. Их плотной негнущейся серединой накрывается верх чаши (первым покровцом) и звездица на дискосе (вторым). Четыре конца мягко спадают вниз, таким образом покрывая сосуды с четырех сторон.
Большой покров – воздух – делается мягким. Он прямоугольной формы и больше малых покровцов, потому что должен накрывать оба сосуда, стоящие рядом.
На концах малых покровцов вышиваются херувимы. Херувимы также есть и на углах воздуха. В середине покровцов и воздуха изображены равносторонние четырехконечные кресты.
КАДИ́ЛО – это сосуд для воскурения благовонного дыма – фимиама. Кадило древней формы представляло сосуд, укрепляемый на стержне, с рукоятью для ношения, которая, впрочем, не всегда являлась обязательной. Отличия его от кадила современной формы проявляются IV века, современное употреблялось уже в X-XI вв. Оно состоит из двух половин. Нижняя часть кадила, в которую кладут угли, подвешивается на цепочках к ручке. Верхняя половина кадила изображает кровлю храма с куполом. Кадило делают из серебра, золота, бронзы, латуни.
В кадило кладутся разожженные древесные угли, на них – кусочки ладана, который, сгорая, распространяет благоуханный дым (фимиам). Фимиамом кадят престолу, Горнему месту, жертвеннику, иконам, другим святыням и людям (священнослужителям и мирянам).
Воскурение Богу благовоний было известно в глубокой древности, задолго до появления христианства. Еще в Библии указан состав благовонного вещества, которое употребляли для воскурения Богу. В состав этого вещества входил ливан – ароматическая смола, которая собиралась с деревьев и кустарников в странах Востока, в том числе и в Ливане. Видимо, поэтому вещество стали называть ливаном, а затем в России это слово переиначили в ладан.
Благовонный дым ладана, курящийся из кадила, возносит наши молитвы к Богу, а к нам возвращается как знак благодати Святого Духа.
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА – находящийся на престоле сосуд, в котором хранятся Св. Дары пря приобщения больных и Св. Агнцы для Преждеосвященной Литургии. Она знаменует собой гроб Христов и напоминает ветхозаветную стамну с манной, хранившуюся в ковчеге завета.
СОСУД ДЛЯ ОСВЯЩЕНИЯ ХЛЕБОВ, ПШЕНИЦЫ, ВИНА И ЕЛЕЯ на литии (ЛИТИЙНЫЙ ПРИБОР) – это металлическое блюдо, которое соединяется с круглым основанием высокой ножкой. На блюдо кладутся во время литии пять хлебов. На основании укреплены стаканчики с пшеницей, вином и елеем.
Пять хлебов, которые лежат на блюде выше всего остального, напоминают нам о чуде, которое сотворил Христос, накормив пятью хлебами пять тысяч человек. Это – область Небесной жизни. Ниже находятся сосуды с пшеницей, вином и елеем – плодами трудов человека на земле. Это – область жизни земной. Хлеб, пшеница, вино и елей – это своеобразная жертва Богу в благодарность за Его дары и благодеяния, за то, что Он дает нам пищу. Священник просит их благословить и умножить в нашей стране и во всем мире, а также освятить всех тех, кто употребляет их в пищу.
С той стороны сосуда, которой он во время литии обращен к алтарю, прикреплен подсвечник для трех свечей в форме ветви с тремя листьями. Трехсвечник в виде ветви символизирует дерево жизни, а форма круга, которую имеет прибор, напоминает о вечности даров Божией благодати. Три свечи сияют в знак Святой Троицы.
ЧАША (СОСУД) ДЛЯ ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ. Это большая чаша на низкой круглой подставке. Она ставится на стол. С противоположной от священника стороны чаши, обращенной во время молебна к алтарю, обычно делаются подсвечники для трех свечей. Иногда, если таких подсвечников нет на сосуде, свечи прилепляются на край. Три горящих свечи означают огонь благодати Святой Троицы. Святая вода, которая освящается в этом сосуде, укрепляет душевные и телесные силы. Как сосуд и вместилище Божией благодати, водосвятная чаша приближается в своем символическом значении к евхаристической чаше – потиру и знаменует то же самое. Круглое основание чаши есть знамение круга земной Церкви, круглая чаша знаменует Церковь Небесную, и всё вместе есть символ Богоматери, как чистейшего сосуда Божией благодати, как чаши, челплющей радость.
КУПЕЛЬ ДЛЯ КРЕЩЕНИЯ обладает теми же символическими значениями. Этот сосуд также делается в виде чаши, только значительно бо́льших размеров, чем водосвятная, и на высокой подставке.
КОВЧЕЖЕЦ для совершения таинства Крещения – прямоугольный ящичек для хранения в нем сосудов с Миром и елеем, помазков в виде стержней с кисточкой или шариком на одном конце и с крестом на другом, губки для отирания святого Мира с тела крещеного и ножниц для пострижения волос на главе крещаемого. Самый ковчежец для хранения этих принадлежностей знаменует собою и ясли Богомладенца, и гроб Спасителя, из коих проистекли для всего мира благодатные возможности приобщения людей и к жизни, и к смерти, и к Воскресению Господа Иисуса Христа, к Самой Его Личности, к наследию в Нем и с Ним богообщения и жизни вечной в Царстве Небесном. Сосуды с елеем и Миром содержат в себе благодатные силы и дары Духа Святого, возрождающие крещаемых людей для жизни в Боге. Помазки знаменуют собою посредство Церкви в деле обращения и спасения людей. Губка знаменует то же, что и губки в антиминсе и на жертвеннике. Ножницы означают духовные орудия отсечения мирских соблазнов и страстей для совершенного посвящения человека Богу.
Священные сосуды - под именем С. сосудов по преимуществу разумеются, во-первых, сосуды, употребляемые при совершении таинства евхаристии, как-то потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница; во-вторых, сосуд для хранения св. мирра. К этим сосудам церковь не дозволяет даже прикасаться не только мирянам, но и низшим чинам клира. В более общем смысле С. называются все сосуды и вещи, употребляемые при священнодействиях православной церкви. Священные сосуды так же древни в церкви христианской, как древне само богослужение. Важнейшую часть христианского богослужения всегда составляли таинства, а для их совершения, равно как и для других священнодействий, необходимо нужны были некоторые сосуды. Эти сосуды первоначально заимствованы были из быта обыкновенного; но, быв однажды посвящены на служение Богу, они становились уже священными и не могли быть обращены на обыкновенное употребление. Только в одном случае дозволялось отдавать драгоценные церковные сосуды в общее употребление: когда не было никаких других средств к выкупу пленных или к вспоможению бедным во время голода. Но и в этом случае сосуды, по большей части, переливались, и таким образом отдавался в употребление металл, а не сами сосуды. Хранение С. сосудов церковь всегда имела на своем попечении, для чего устраивалось особое помещение в храмах (сосудохранительница, σχευοφυλαχιον), находившееся под надзором диаконов или других поставленных для того лиц. В древности С. сосуды бывали деревянные и стеклянные, глиняные и каменные, медные и оловянные, а также драгоценные, сделанные из серебра и золота и изукрашенные драгоценными камнями. Все зависело не столько от положительных правил, сколько от обстоятельств, в которых находилась церковь, от усердия верующих и отчасти от самого назначения сосудов. Правила апостольские (прав. 73) упоминают о сосудах золотых и серебряных. В православной церкви издавна принято за правило (см. «Учительное известие» в конце Служебника), чтобы потир, дискос, звездица и лжица были устроены из золота и серебра, или, по крайней мере, из олова, но отнюдь не из дерева или стекла, или меди; чтобы дарохранительница также была золотая или серебряная, а копье - железное. Для прочих сосудов вещество строго не определено, но обыкновенно и они устраиваются соответственно великолепию целого храма.
См. В. И. Долоцкий, «О С. сосудах и других вещах, употребляющихся при богослужении в православной церкви» («Христианское Чтение», 1852, ч. I); П. Лебедев, «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890); архим. Гавриил, «Руководство по литургике, или наука о православном богослужении» (Тверь, 1886).
Почему бы не воссоздать тебе из пыли и пепла бытие, как случалось множество раз прежде? - спрашивал старого Демиурга проворный Бес, раскачиваясь на невесомой струне пними меж сумрачных звёздных плеяд, поющих беззвучной музыкой. - Зачем сохнешь ты, точно обдуваемый восемью ветрами чахлый кустарник среди безжизненной пустыни, пока эоны эонов, а затем новые эоны, безучастно проходят вовне? Где сосуд твой, откуда извлекал ты миры в те времена, когда звёзды светили иначе? Почему не разобьёшь его, дабы вновь слепить плодовитое лоно из разрозненных осколков? Что претит тебе открыть дороги к зелёным лугам, расчерченным синими линиями рек, и выпустить к ним паству твою, чьи поступки порой бывали столь забавны, что стал скучать я по ним и печалиться в тщете и истоме, не слыша о свершениях и падениях, творимых в свете солнца и блеске луны?
Известна ли тебе история последнего моего творения, Лукавый? - молвил в ответ Бесу старый Демиург, пробудившись от тяжкого сна, что был помыслами его мрачными и скорбными. - Творения, что я разделил с Детьми; история Древа, что растили мы сообща, а не порознь, как сие надлежало.
По воле твоей, Владыка, я летал среди сфер, разгоняя свет к местам его средоточия, и кормил сторожевых псов у запертых врат Сада, а потому не ведома мне история сия. Поведай же мне о ней, коль из всех трудов ты избрал самый тяжкий - сражение с собственными мыслями.
Открыл очи свои Владыка, и зажмурился в страхе Бес, не в силах вынести пламени взора, и тёмная пустота, окружавшая их, забрезжила алым рассветом.
То случилось, когда лопнула одна из высших сфер, и отринутая мною ранее частица света вернулась ко мне и, воссоединившись, дала новое семя, - начинал рассказ свой старый Демиург, восседая на троне, сотканном из межгалактических туманов. - И так собрал я десять сыновей и дщерей возлюбленных своих у соборного сосуда, чтобы вести с ними беседу откровения.
Какими были их имена?
У них не было имён, Лукавый. К чему имена ожившему, пускай и оживлённому, праху, гибкой, пускай и податливой, глине? Но назывались они по деяниям своим, по ремеслу, обретённому в минуту рождения и приведённому за жизнь короткую до вершин мастерства: Законотворец и Летописец, Жрец и Дева, Венценосец и Старец, Триумфатор и Лицедей, Слагатель и Мать. И молвил я им:
“Я есмь Алеф и Йод, Восхождение и Исход, Ведущий и Замыкающий, - но не узрел в глазах их прежнего трепета. - Я есмь Разрушающий Себя всякий раз, как создаю для вас бытие, дабы могли вы жить в блаженстве и пребывать в благодарности за жертву мою. Но столь много слышал я в молитвах ваших о творимых в дарованном вам Царстве беззакониях и несправедливости, об укоризне и несовершенстве слепленного мною мира, что решил: мир сотворяемый, мир новый, вы властны дополнить и изменить по воле вашей, сгладить огрехи мои, ибо жить вам вместе в одном доме с именем моим в сердцах ваших, дабы мог я отыскать вас, когда наступит время распада сфер. Внемлите! Законы, данные мною Царству вашему, просты. Их запишите на сосуде, передав в точности, как поведаю я, или же дополните, как велит сердце ваше, по ним живите и благоденствуйте; я же слеплю из глины, в сосуд сей помещённой, мир, и будет он тем, что вы запишите на стенах сосуда. Вот Слово моё: Вам Заповедь единая - не возьми чужого, ибо всё прочее исходит из неё, и сохранивший её в душе да сохранит силу вершить; нарушившему её - один грех, один позор, и наказание - одно. Храните историю вашу, не тая, ибо в ней - все ошибки прошлых деяний ваших и ответы для деяний будущих; наставляйте юных, говоря: вот, так было в прошедшем, и так может случиться в веках грядущих. Вы все есть дети Кадмона, и вы есть Кадмон, а посему в равной мере даруйте милосердие друг другу, и детям своим, и детям ближнего своего, ибо нет для вас никого чужого. Прибывшего к вам с мечом обнажённым предайте суду справедливому, направив меч его на сердце его; иных же, шедших за ним, милуйте и перекуйте мечи их на орала, и отпустите на поля вольные, ибо одурманены были головы их речами того, кто шёл впереди. Признайте богов их, и отведите место в городе вашем для храмов их, ибо все боги едины, и в каждом из них заключена часть света моего и часть Обратной Стороны, что есть неотъемлема; и пусть не будет ни страха, ни осуждения в том, чтобы пришёл кто к одному храму в первый день, а в другой - к храму иному. И славьте праздники, кои вольны назначать вы в любой из часов, и поступки прежние воспойте в стихах хвалебных, и запечатлейте их на полотнах живописных, ибо в них заключена радость моя; и мудрость великую сделайте мудростью прекрасной, звенящей струнами и кружащейся в танце. И жёны ваши, и дочери, пускай разделят с вами ликование ваше, и да не убоятся они, ибо все они в равной мере прекрасны, и да не обретёт ни один муж искушения в том, чтобы пасть. А те недостойные деяния, что не успели своечасно схватить и пожрать сторожевые псы, осмейте, и простите великодушно того, кто совершил их, ибо не злой умысел его вёл, но иные ветра, прорвавшиеся из-за Скорлупы. И царствуйте сообща в граде едином, и правители ваши пускай шествуют один за другим, как жаждет того время, пока пыль дорог не сменится мрамором белым, и ноги ваши станут нести не грязь, но ветер путешествий. И ждите покорно прибытия Царя Царей, ибо лишь с приходом его сумеете вкусить плода, что даст вам всяческий ответ”.