Успение пресвятой богородицы года какого числа. Праздник успения богородицы по православному календарю

Успенский пост – кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в народе празднику – Успения Пресвятой Богородицы.

Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста мы подражаем Самой Богородице.

Когда начинается Успенский пост в 2016 году?

У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свое особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты.

Поэтому на вопрос: «Когда начинается Успенский пост в 2016 году?» ответить легко – 1(14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы.

На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим “народным” названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас (в церковном календаре - Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня ) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе . По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост.

На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых - Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Ионом удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея,Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства – 5 (18) августа, и ему последуют семь день попразднства – с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь Преображения Господня, как одного из великих праздников, за трапезой дозволяется вкушание рыбы.

Особенность Успенского поста 2016 года – он начинается с воскресного дня, что придает ему дополнительную торжественность и дает возможность плавно перейти на постный режим питания.

Что можно есть в Успенский пост?

Трапезы Успенского поста исключают мясо и мясные изделия, рыбу, морепродукты, яйца и молочные продукты. Послабление допускается в праздник Преображения, когда можно вкушать рыбу. Но во многом вопрос, что можно есть в Успенский пост, а что нельзя, должен решаться индивидуально – в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности конкретного человека. Отдельно стоит рассмотреть постный рацион детей – для них отказ от пищи, содержащей кальций, и другие важные для растущего организма вещества, может быть привести к нежелательным последствиям для здоровья. Все эти вопросы лучше обсудить со своим духовником.

Благодаря обилию овощей, грибов, фруктов, огородной зелени, которые дарит нам август, пища Успенского поста разнообразна, питательна и насыщена витаминами. Недаром Успенский пост в народе издавна называется лакомкой.

Тем не менее, следует учитывать, что в вопросе воздержания от той или иной пищи, православные ориентируются на монастырский устав, а это не всем по силам. Пост ни в коей мере – не диета, и если соблюдение поста по всей строгости (например, в дни сухоядения) вызывает раздражение на окружающих, то, очевидно, что такой «штурм Небес», достигает противоположной цели.

Здесь уместно напомнить наставление Иоанна Златоуста: «Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления» .

Гораздо легче перенести ограничения поста, если и накануне соблюдать умеренность, не устраивая обильное объедение «напоследок».

Когда заканчивается Успенский пост в 2016 году?

Праздник Успения всегда отмечается 15 (28) августа – им и завершается Успенский пост. Он относится к числу неподвижных дат церковного календаря, не привязанных к празднику Пасхи. Поэтому дата окончания Успенского поста не меняется в разные годы.

Успение в 2016 году приходится на воскресенье, поста в этот день нет.

Великий и светлый праздник Успение Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа 2016 года. Эта торжественная дата посвящена уходу из физический жизнь матери Христа Спасителя — ее смерти в теле и обретению вечной жизни в духе. История праздника относится к чудесному вознесению Марии после ее физической смерти. После воскресения Иисуса и его последующего переселения к Богу Отцу, Пресвятая Богородица (Мать Мария), отойдя от семейных дел, посвятила каждую секунду своей жизни проповедям и христианским молитвам. До самой своей смерти она просила Бога о скорейшем ее воссоединении с Иисусом на небесах. Так и произошло. Сегодня в каждом из православных храмов установлена икона с ликом Материи Божьей. Ей молятся, прося прекратить войны, беды и кровопролития. С днем Успения Пресвятой Богородицы связывают многие приметы. Обычаи 28 августа известны не только верующим христианам, но и людям, далеким от церкви. Существуют традиции, по которым на Успение нельзя делать определенные вещи, впрочем, никак не связанные с работой и повседневным трудом.

Когда отмечается Успение Пресвятой Богородицы в 2016 году?

Среди христиан есть люди, отмечающие Успение Пресвятой Богородицы по старому стилю — 15 августа. Тем не менее, православная церковь считает, что правильнее праздновать дату успения Божьей Матери 28 августа, по новому стилю. Католическая церковь полагает, что этот праздник должен отмечаться 15 августа.

История праздника Успения Пресвятой Богородицы

История праздника Успения Пресвятой Богородицы связана с жизнью матери Иисуса Христа после его распятия и воскрешения и ее успению— кончине и воскрешению. Известно, что после смерти сына, Божья Матерь не прекращала своих молитв. Обращаясь к Богу, Мария просила Господа поскорее воссоединить их с сном на небесах. В то же время, она продолжала дело Христа, распространяя истинное учение о вере, начатое проповедоваться Иисусом. По записям летописцев, Мария была крайне скромна и в пище, и в одежде. Если Божья Матерь выходила из дома, ее путь лежал лишь в храм. Ближе к концу своих дней Мария сблизилась духовно с Иоанном Богословом, периодически посещая место казни сына — Голгофу. В одно из таких посещений в Богородице явился архангел Гавриил. Он сообщил женщине о ее скорм уходе из земной жизни. Спустившись с Голгофы, Мария рассказала все Иоанну Богослову и призвала апостолов собраться и проводить ее в вечную жизнь. Перед смертью Матерь Божья поблагодарила каждого из учеников Христа и благословила их на дельнейшие добрые дела, угодные Богу и людям. Тело Марии было похоронено в Гефсимании. Однако позже люди, пришедшие к месту ее погребения не нашли Марии в гробу. Это чудо было знаком вознесения Богородицы на небо. Именно поэтому день ухода Матери Божьей из земной жизни называют не смертью, а успением — последующим вознесением.

Успение Пресвятой Богородицы: приметы, обычаи и традиции

С днем Успения Пресвятой Богородицы связано много примет, традиций и обычаев. Большинство примет относится к природным и погодным явлениям. Например, солнечная и теплая погода 28 августа предрекает грязную осень с большим количеством дождей и прохладное Бабье Лето. В то же время много паутины на растениях говорит о том, что нынешняя зима будет малоснежной, но морозной. Кратковременные приметы 28 августа также относятся к погоде: утренние тучи обязательно принесут вечерний дождь, а радуга говорит о тепле осени. Среди обычаев Успение накрыть вкусный стол с яствами и угостить всех знакомых— самый известный. По традиции в этот день освящают хлеб в храмах, а девушки читают заговоры на привлечение жениха: говорят, не нашедшая до Успения своего суженого девушка останется в девках до следующего года.

Что нельзя делать на Успение Пресвятой Богородицы (запреты)

На Успение Пресвятой Богородицы нельзя ходить босиком. Говорят, что роса— слезы Божьей Матери, и топтать их, как минимум, грешно. 28 августа лучше надеть новую, удобную обувь. Нельзя надевать неудобные туфли: натерев мозоль на Успение, Вы принесете в свой дом проблемы на целый год. В землю не втыкают острые палки и любые предметы— они могут напомнить о копье, пронзившем тело Христа на кресте. Освященный в этот день в храме хлеб нельзя уронить на землю. Даже кусочек целебного каравая уронить в этот день грешно. Конечно, 28 августа (да и не только) недопустимо ругаться, драться и ссориться.

Успение Пресвятой Богородицы 28 августа 2016 года—церковный праздник, имеющий тысячелетнюю историю. В память о скромной и благочестивой жизни Матери Марии и ее успении— чудесном вознесении после смерти— в этот день посещают храмы, молятся, ставят свечи у образа Богородицы. Обычаи и традиции дня предполагают освящение хлеба и окончание посевных работ. Народные приметы на Успение также помогают верующим жить дальше и планировать год, ведь по погоде 28 августа узнают об осени и зиме. Запреты, относящиеся к празднику, посвященному Божьей Матери, также имеют объяснение и несут пользу (например, запрет ходить босиком связан с приближающимися холодами).

Сегодня 28 августа православные люди празднуют Первую Пречистую (так он называется в народе) или Успение Пресвятой Богородицы по православному.

Дева Мария, по Библии, завершила земную жизнь в городе Иерусалиме (Израиль) в 15 году после Воскресения Христова. Посмотреть на это действие пришло большое количество апостолов, а так же Иисус Христос с множеством ангелов. Богородица помолилась по отношение к Христосу и отдала свою душу Христосу в руки. Этот момент был запечатлён на картине Успение Пресвятой Богородицы.

Успение Прествятой Богороды является одним из самых радостных и светлых праздников.

Успение Пресвятой Богородицы 2016: Действия не разрешаемые совершать в этот праздник

В такой день нельзя держать режущие или колющие предметы. Так же нельзя варить еду. Большенство православных ломают хлеб руками, так как ножом или хлеборезкой пользоваться нельзя.

На этот праздник нельзя ходить босиком. Так как роса это слёзы Богородицы, пролитые за людей, А ходя по ней и собирая на свои ногах росу ты собираешь всё несчастья и болезни.

А женщинам полагается сегодня делать заготовки на зиму. Особенно важно засолить капусту и огурцы

И хочу напомнить, что мы уже писали, что нельзя делать во время Успенского двухнедельного поста.

Опубликовано 27.08.16 20:31

Успение Пресвятой Богородицы в 2016 году: что можно есть, чего нельзя делать - это и многое другое читайте в материале TopNews.

Успение Пресвятой Богородицы в 2015 году: какого числа?

28 августа 2016 года православные верующие отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Этот праздник относится к 12 важнейших дней, почитаемых РПЦ после Пасхи.

Успение Пресвятой Богородицы 2016: история праздника

Успение стало одним из первых, среди праздников, посвященных Богородице. Этот день стали отмечать в Византии в 592-602 годах, хотя в Священном Писании и не говорится об обстоятельствах смерти (успения) Богородицы, о нем известно из церковного Предания и ряда апокрифов.

Верующие считают этот день и печальным и радостным единовременно, ведь Дева Мария ушла из инткббэч этого мира, зато она воссоединилась со своим Сыном Иисусом Христом на небе.

После распятия и воскрешения Христа, Богородица находилась на попечении апостола Иоанна Богослова. Долгое время она молилась у Гроба Господня, а во время одной из них архангел Гавриил сообщил ей о скорой кончине, подарив райскую ветвь в качестве символа победы над смертью.

Ожидая свой исход, Дева Мария молилась в окружении апостолов. Неожиданно они увидели очень яркий свет.: это сам Иисус в сопровождении ангелов спустился с Небес. В этот момент наступила смерть Богоматери.

Она была похоронена в Гефсимании, рядом с родителями - святыми Иоакимом и Анной. Иудеи хотели помешать похоронной процессии, но они не смогли этого сделать: ангел отсек руки иудейскому священнику Афонии. В дальнейшем он получил исцеление, раскаявшись и принял христианство.

Успение Пресвятой Богородицы отмечают один день и еще несколько проводят в подпраздненствах. За две недели до празднования наступает Успенский пост, а накануне самой даты в церквях проводится всенощное бдение.

После этого в храмах совершается чин погребения Божией Матери, проводится каждение плащаницы, после чего её обносят

Что можно есть на Успение Пресвятой Богородицы?

Если Успения Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то верующим разрешается есть рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. Если Успение выпадает на другие дни недели, то пост соблюдать не требуется.

Успение Пресвятой Богородицы: чего нельзя делать?

На Успение Пресвятой Богородицы нельзя вставлять в землю острые предметы. В этот день следует начинать заготавливать овощи, а для улучшения урожая на полях было принято оставлять немного колосьев хлеба. и.

Также на Успение нельзя ссориться. В этот день нужно дарить людям любовь и добро.

Успение Пресвятой Богородицы: традиции и обычаи

Успение Пресвятой Богородицы совпадает с окончанием жатвы, поэтому в сознании народа в этот день соединялись православные традиции и языческие верования.

На Руси ко дню Успения в старину приурочивали так называемые "Дожинки" или "Обжинки" - праздники в честь жатвы хлебов. Также этот день еще называли "Госпожинки".

В этот день христиане наряжали "последний" сноп в сарафан, а затем его с песнями несли в деревню и ставили под иконы, после чего затевали пир.

В основном приметы и поговорки об Успении Пресвятой Богородицы были связаны с уборочной страдой и погодой. Согласно приметам, в этот день "молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается", "с Успенья солнце засыпает", "Успение провожай, осень встречай", а если в этот день появится радуга, то это говорит о том, что наступающая осень будет затяжной и теплой.

В рождестве девство сохранила ecu, во успении мира не оставила ecu, Богородице, преставилася ecu к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша .

Успение Божией Матери — последний двунадесятый праздник церковного года (15/28 августа). Ему предшествует двухнедельный пост.

Из Нового Завета мы знаем, что Матерь Господа занимала почетное место среди апостолов (Деян 1,14). Она жила в доме Иоанна (Ин 19,27) в Иерусалиме. В дальнейшем следы Ее теряются. Одни предания связывают конец Ее земного пути с Эфесом, куда переселился Иоанн, другие указывают на Гефсиманию. И тут и там есть храмы, посвященные Успению. Наиболее ранний апокриф, повествующий об Успении, написан от лица Иоанна Богослова. Некоторые историки датируют его V веком, но большинство относит на полтора века позднее. Иерусалимский патриарх Модест (начало VII века) уже знал сказание о том, что проводить Пречистую в последний путь собрались все Двенадцать апостолов. Святитель исповедует веру в Ее целокупное бессмертие, наступившее до всеобщего воскресения. «Всеславная Матерь Начальника жизни и бессмертия, Христа Спасителя нашего Бога, — говорит он, — Им оживляется, чтобы телесно разделить вечную нетленность с Тем, Кто вывел Ее из гроба и принял Ее к Себе образом, который известен Ему одному».

Поэтому кончину Богоматери окружает не печаль, а радость. Смерть Ее — лишь краткий сон, за которым следует воскрешение и вознесение. Веру эту разделяют как Западная, так и Восточная церкви, но у католиков (с 1950 года) она выражена в догматической формуле.

Празднику Успения посвящены многие русские соборы (в Москве, Киеве, Владимире и других городах).

О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует надпись в одной из назаретских церквей II века, а также фрески в катакомбах.

Церковь с самых древних времен видела в Богоматери великую Молитвенницу за человеческий род. Соучастницу в тайне Искупления. Наименования Ее икон выражают глубокую веру в Ее покров, простертый над миром. Она — «Заступница усердная», «Нерушимая Стена», «Всех скорбящих радость», «Целительница», «Споручница грешных». Она прибежище всех матерей мира. Она учит жить в совершенной преданности воле Небесного Отца. Та, Которая среди испытаний «хранила в сердце» божественные глаголы, являет нам образец верности, любви и служения.

Кондак праздника:

В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную .

По обычаю (проникшему из западнорусских областей) на следующий день после Успения совершается служба «Погребения Богоматери», во время которой на середине храма полагают «плащаницу» Св. Девы, а потом обносят ее вокруг церкви.

Святые Отцы и богословы о Успении

«Что значит, что смерть сделалась предметом праздника?» - Филарет Московсский

[Церковь], как бы указуя, говорит нам: вот и действительный, скорый, очевидный в лице Матери Господней опыт воскресения, которого начатком был Христос; благодатию Сына Своего и Бога Она так совершенно созрела на земле для неба, что и тела Ея не могла удержать земля до времени всеобщего воскресения: зрите праздный гроб Ея и радуйтесь упованием жизни за гробом. Мысль о смерти, доселе омрачаемая страхом и печалию — от нашего несовершенства и немощи, теперь освещена радостию надежды — от силы благодати Божией. Теперь смерть является нам не страшною или печальною, но радостною и торжественною; не разрушительницею жизни, а руководительницею к вечному животу: когда она дышит на нас не тяжким воздухом тления, но благоуханием нетления; когда непосредственно за темною дверью гроба она отверзает светлую дверь неба; когда живот предобручает смерть; когда она, чтоб не смущать нас даже звуком своего имени, преобразилась и переименовалась в успение, то есть успокоение, мирному сну подобное, и в преставление, то есть как бы легкое перестановление от места на место, от места в мире видимом в состояние мира невидимого. — Здесь видна сила благодатной святости. Она и смерть превращает в жизнь, а потом и печаль в радость.

Какое необыкновенное зрелище представляется нам у гроба Богоматери! Обыкновенно до гроба — свет и ясность, далее гроба — мрак и неизвестность: а здесь совсем наоборот. До гроба — какое высокое достоинство и добродетель, в какой глубокой тайне и безвестности! Далее гроба — какой свет и слава, какое торжественное воздаяние достоинству и добродетели!

Ныне радуйся благодатная и отныне на веки ненарушимо радуйся; не только радуйся, но и блаженствуй; не только радуйся, но и блаженствуй; не только Благодатная, но и Препрославленная!

Мы ничего не знаем о Успении Богородицы - Епифаний Кипрский

Пусть изследуютъ Писанія, и не найдутъ сведеній ни о смерти Маріи, ни о томъ, умерла ли она, ни о томъ, что не умерла, ни о томъ, погребена ли она, ни о томъ, что не погребена. И когда Іоаннъ предпринялъ путешествіе по Азіи, то также нигде не говорится, чтобы онъ велъ съ собою святую Деву; но Писаніе просто умолчало объ этомъ по чрезвычайности чуда, чтобы не привести въ изумленіе разумъ человеческій. Я не дерзаю говорить, но размышляя о деле, храню молчаніе. Впрочемъ быть можетъ мы найдемъ где либо следы святой и блаженной Девы, когда ничего нельзя найти о смерти ея. Ибо въ одномъ месте Симеонъ говоритъ о ней: и тебе самой душу пройдетъ оружіе: яко да открыются отъ многихъ сердецъ помышленія (Лук. 2, 35), а въ другомъ, — въ Апокалипсисе Іоанна, говорится: и устремлялся змій на жену , родившую мужеска: и даны быша ей крыла орла , и взята была она въ пустыню , дабы не похитилъ ее змій (Апок. 12, 13-14). Можетъ быть это исполнилось на ней; но я не утверждаю этого окончательно, и не говорю, что она осталась безсмертною; но не утверждаю и того, что она умерла. Ибо Писаніе стоитъ выше ума человеческаго и оставило то неизвестнымъ, такъ какъ Дева была сосудъ честный и превосходнейшій, дабы не остался кто либо въ предположеніи чего либо плотскаго о ней. И такъ умерла ли она и погребена ли, мы не знаемъ.

Мать Бога, но не богиня - Иоанн Дамаскин

Зная эту Деву как Матерь Бога, мы празднуем Ее успение, но не именуем Ее богиней, — прочь от нас подобные россказни эллинской глупости; ведь мы и смерть Ее возвещаем, — но мы Ее знаем как Матерь Бога, потому что Бог воплотился [из Нее] — учит Иоанн Дамаскин в «Трех похвальных словах на Успение Богородицы», наверное главном святоотеческом сочинении о Успении. Приведм еще цитату из них:

О, как источник жизни приводится к жизни через посредство смерти?! О, как Та, которая в рождестве поднялась выше пределов естества, попадает ныне под его законы, и смерти подчи няется непорочное тело! Ибо надлежит ему отложить саму смертность иоблечься в нетление (1 Кор. 15:53), ведь и Сам Господин Ее не отвратился испытания смертного; Он умирает по плоти, — и смертию разрушает смерть, тлением дарует нетление и умерщвление делает источником воскресения. О, как священную душу, отделяющуюся от богоприемной скинии, принимает собственными руками Творец всего [мира], воздавая законное почитание Той, Которую, по естеству рабу, Он по неисследимым пучинам Своего человеколюбия, домостроительно соделал Матерью, истинно во плотившись, непризрачно вочеловечившись. И [все] это, по преданию, видели предстоявшие строи ангелов, которые ожидали Твое от людей удаление.

О, прекраснейшее отшествие, которое дарует к Богу пришествие! Ибо, хотя это даровано Богом всем его [верным] слугам и всем богоносным [людям], — а мы веруем, что даровано, — но безмерно различие между рабами Божиими и Его Матерью. Посему какое же имя дадим Таинству, совершившемуся над Тобой? Смерть? Но, если и отдаляется по законам естества Твоя священнейшая и блаженная душа от преславного и непорочного Твоего тела, и [само] тело предается законному погребению, то оно все же не остается в области смерти и не разрушается тлением — У Той, у Которой после рождения девство пребыло нерушимым, и тело по преставлении сохранилось невредимым; и [ныне] оно пере ходит к лучшей и божественной жизни, которая уже не пресекается смертью, но пребывает в бесконечные веки веков.

Ибо как всесиятельное, многосветное солнце, когда ненадолго скрывается телом луны, кажется, как бы пропадает, омрачается и вместо блеска восприемлет мрак, однако само по себе оно не лишается присущего ему света, ибо имеет в себе самом вечно текущий источник света, как установил создавший его Бог, — так и Ты-неиссякающий источник истинного света, неисчерпаемая сокровищница Того, Кто есть сама жизнь, обильно бьющий ключ благословения, причина и подательница нам всех благ, хотя на некоторое время покрываешься телесной смертью, однако щедро изливаешь на нас непрерывные, чистые и неиссякающие потоки беспредельного света, бессмертной жизни и подлинного блаженства, реки благодати, источники исцелений, вечное благословение. Ты ведь, что яблоня между лесными деревьями… и плоды Твои сладки для гортани (Песн. 2:3) верующих. Поэтому не смертью назову священное Твое успение, но преставлением или отшествием или, точнее сказать, водворением. Ведь выходя из тела, Ты водворяешься у Господа (2 Кор. 5:8).

«Смерть - общий удел, а слава по смерти - достояние веры, чистой и живой» - Феофан Затворник

«Смерть — общий удел, а слава по смерти — достояние веры, чистой и живой. […] Так вот где ключ жизни о Христе Иисусе, Господе нашем! В живом уповании! […] Упование есть самое тонкое чувство. К утешению нашему, образ стяжания его прост и осязателен. Хочешь украситься упованием, начни работать Господу исполнением его заповедей, — и родишь упование и возрастешь в нем. Как слуга, верный господину, уверен, что господин благоволил к нему и никак не оставит его, так верный Богу не может не носить ощущения благоволения Его и уверенности в готовности воздаяний от лица Его. Напротив, и сын теряет уверенность в благоволении отца, когда в чем‑либо преступит явную волю его, так и у живших свято погасает упование, когда они сознательно нарушают явную заповедь Божию» — проповедует свт. Феофан Затворник .

«Всеобщая Матерь верна и близка человеческому роду и в час смертный» - Сергей Булгаков

Совершившееся Богоматеринство предполагает и прославление Богоматери, которым и является Ее Успение. Однако первое впечатление от этого события — не прославление, но некоторое уничижение: почему Богоматери, святейшей всей твари, суждено было вкусить смерть, когда этого удела миновали даже в Ветхом Завете Илия и Енох? Почему Та, Которая явилась воодушевленным Храмом, Престолом небес, оказалась повинна оброку смерти? Можно здесь привести невольно напрашивающийся религиозно-практический мотив: Своею кончиною Пресвятая Дева, вслед за Сыном Своим, прошла врата смерти, которые обречено проходить все человечество. Она освятила этот путь и не пожелала отделиться здесь от всего человеческого рода, которого Она является Материю, по усыновлению его Ей у креста в лице Иоанна. И по учению Церкви, Богоматерь встречает отходящую душу на сем страшном пути, к Ней обращены последние предсмертные её моления (см. Канон молебный на исход души Преев. Богородице). Всеобщая Матерь верна и близка человеческому роду и в час смертный. Вместе с этой беспредельной любовью Богоматери к людям надлежит здесь вспомянуть и беспредельное Ее смирение, которому Она пребыла верной до конца. «Вся слава Дщери Царевой внутрь (Пс. 44,14), сказано о Ней в пророческом псалме, — сокрыта смирением». Можно ли не поражаться тем, что Богоматерь в превеликом смирении Своем (подобно сроднику Своему, Предтече) не творила чудес на земле, по крайней мере, в рамках евангельского повествования, и только однажды просила Своего Сына (да и то непрямо) о совершении чуда в Кане Галилейской (Ин. 2,1). И если Сын Ее смирился до вольной смерти из любви к человеческому роду, то могла ли в этом от Него отделиться Его Пречистая Матерь? Этим дается хотя некоторый частичный ответ, почему Богоматерь не миновала смерти каким-нибудь особенным, чрезвычайным путем.

«Как Она могла умереть?» - Вениамин (Федченков)

Для Нее дивно не то, что случилось, то есть что Она, умерши, жива на небе. Это так и должно быть. Наоборот, дивно другое: КАК ОНА МОГЛА УМЕРЕТЬ?

Вот «чудо новое»! Вот «знамение странное»! Она носила ЖИВОГО БОГА в отроковической утробе и не должна бы совсем помирать!

Но Она — «Адамова дщи», и общую участь смерти должна испытать.

Однако мы, «земнородные», ВОЗЛИКУЕМ: ибо эта «Адамова дщи» преставляется к небу, согласно пророчеству еще Давида:

— Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты, и Ковчег Святыни Твоея (стихиры на стиховне предпразднства), то есть Матерь, именуемая «Ковчегом». И не просто преставляется на небо, — как было и с другими святыми, — а совершенно исключительно:

Она — высшая небес, херувимов славнейшая, и всея твари (всего сотворенного) честнейшая…

Почему? — Потому, что была Присносущнаго, то есть прежде всякой твари бывшего, Существа приятелище — приемница…

А сие совершилось ради другой исключительной причины: премногия ради чистоты Ея (стихиры на стиховне предпразднства, слава и ныне).

И таковая ныне душу Сыну Богу предаст. Потому мы и не плачем, а веселимся: и за Нее, и за себя. За Нее: Она восходит в высшее состояние; за себя: ибо Она ныне и нам дарует велию милость (там же).

Богослужение праздника Успения

«Приидите, люди, прославим Пресвятую Деву Чистую, ибо от Нее неизъяснимо родился воплотившийся Сын -Слово Отца; прославим Ее, взывая и говоря: Благословенная Ты между женами, блаженно чрево, вместившее Христа. Его святым рукам отдавшая душу, молись, Пречистая, о спасении наших душ » — взывает сегодня Церковь. Мы дали цитату по русскому переводу священномученика Феофана (Адамченко) из его «Богослужебного сборника ». На церковно-славянском читайте в Минее .

Красовицкая в «Литургике» пишет о богослужении Успения:

«Какие темы появляются в богослужении? Во-первых, чудесное собрание апостолов, которые были перенесены в Иерусалим по воздуху. На иконе они как бы на облаках несутся к месту успения Пресвятой Богородицы. Появляются и другие темы: предсмертная беседа, преставление, погребение Пресвятой Богородицы. Отдельно говорится об апостоле Фоме: он опоздал, для него открыли гробницу и увидели, что тела Пресвятой Богородицы нет, что Она вместе с телом взята на Небо.

В текстах праздничного богослужения очень трогательно описывается прощание апостолов с Пресвятой Богородицей (стихира по 50-м псалме):

«Егда преставление пречистаго Твоего тела готовляшеся, тогда апостоли, обстояще одр, с трепетом зряху Тя, и ови убо, взирающе на тело, ужасом одержими бяху, Петр же со слезами вопияше Ти: О Дево, вижду Тя ясно простерту просту, Живота всех, и удивляюся, в Нейже вселися будущия жизни наслаждение. Но, о Пречистая, молися прилежно Сыну и Богу Твоему спастися стаду Твоему невредиму». Петр недоумевает, поражаясь несоответствию: Та, которая была вместилищем, домом, храмом, кивотом Живота всех, тоже подвержена закону смерти. Как это возможно?

Интересен светилен этого праздника:

«Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой».

Совершенно ясно, что гимнограф вложил эти удивительные слова в уста Пресвятой Богородицы, это Она говорит апостолам, чтобы они погребли тело Ее в Гефсиманском саду, и затем обращается с молитвой к Сыну Своему и Богу.

В нашем богослужении вообще очень много прямой речи. Таких слов мы не найдем ни в Евангелии, ни в Предании, ни в сказаниях, но гимнограф дерзает сочинить их, влагая в уста того или иного лица, участвующего в событиях праздника. Эти тексты показывают нам удивительную широту, свободу, дерзновение литургического творчества и очень многому нас учат.

С праздником Успения связана традиция совершения особенной службы — погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы. Эта служба никак не обозначена в нынешней редакции Типикона, но упоминается в Оке Церковном. В назначении дня этой службы от храма к храму существует разнобой: где-то погребение совершают в день Успения, где-то на следующий день, где-то на отдание, везде по-разному.

Служба погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы поминается в Оке Церковном, в той редакции Устава Иерусалимского, который был переведен в Константинополе Афанасием Высоцким по благословению прп. Сергия Радонежского в XIV в. — это самый полный, авторитетный и обстоятельный Устав. К нему мы постоянно должны обращаться, поскольку наш Типикон много раз отредактирован, переправлен, дополнен и не столь логичен, как Око Церковное. Там упоминалась эта служба, но отнюдь не в теперешнем ее виде. Современный греческий Типикон не знает чина погребения Богородицы, но в некоторых храмах он все же совершается. Служба, которую мы знаем, появляется достаточно поздно и совершается в храме в Гефсиманском саду в Иерусалиме, где реально происходило это событие. В конце XIX в. эта служба появляется в России. Поначалу она совершалась только в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры, но в 60-е годы XX в. получила уже повсеместное распространение.

Служба эта построена симметрично утрени Великой Субботы, когда совершается погребение Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа.

Возникает вопрос, насколько это правомочно и целесообразно (не говоря уже о том, насколько это талантливо), потому что служба Великой Субботы, по-видимому, должна быть единственной в своем роде. Но есть и другое мнение: как хорошо, какое замечательное подражание такому высокому образцу. Согласно Оку Церковному, чин Погребения обязательно совершается в Богородичных храмах (в прочих «аще изволит настоятель») и заключается в том, что на праздничной утрени по 6-й песни пелись Непорочны с тремя припевами — «похвалами», по одной на каждую статию».

Loading...Loading...