Вероисповедания на земле. Религия

Все формы людей современного типа называют Неоантропами (от греч. неос - новый и антропос - человек) и относят к виду Человек разумный . Ученые, считающие неандертальцев подвидом данного вида, классифицируют неоантропов как другой подвид - Человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens ). Согласно данным молекулярной генетики (изучение митохондриальной ДНК неандертальцев немецким ученым С. Пэбо), эволюционные ветви палео - и неоантропов разошлись около 300 тыс. лет назад, что подтвердилось и при сравнении ДНК Y-хромосомы. Наиболее древние ископаемые остатки современных людей возрастом порядка 100 тыс. лет обнаружены в Африке, на том же континенте, на котором найдены древнейшие остатки всех других видов и подвидов человека.

Однако первые находки неоантропов были сделаны в Европе (1823 г. в Англии и 1868 г. во Франции), причем наиболее известными стали “фанцузские” ископаемые из грота Кро-Маньон, благодаря чему ископаемых людей современного типа исходно стали незывать кроманьонцами . В России остатки древних неоантропов обнаружены около Воронежа и Владимира.

По своим физическим характеристикам кроманьонцы практически не отличались от ныне живущих людей- будучи соответственно одетыми, они бы не привлекали к себе особого внимания ни ростом (170-180 см) ни чертами лица. В отличие от неандертальцев, у древних неоантропов отсутствовал надглазничный валик, лицевая часть черепа была относительно меньше, а подбородочный выступ был выражен сильнее. Средний объем головного мозга кроманьонцев не претерпел заметных изменений, однако произошло существенное увеличение лобных долей в области зон, ответственных за речевую и сложную конструктивную деятельность.

Как и более древние люди, неоантропы жили достаточно большими группами, добывая себе животную пищу охотой и рыболовством, а растительную - собирательством. В качестве жилищ они использовали не только пещеры, но и собственные постройки из стволов деревьев, покрытые шкурами, а в областях с суровым климатом - из каменных плит.

Для кроманьонцев характерно создание более совершенных орудий труда - охоты и быта. В частности, ископаемые люди современного типа умели сшивать шкуры жилами с помощью игл и шил, обеспечивая себе более совешенные виды одежды и покрытий жилищ. Очевидно, уже ранние неоантропы стали переходить от существования первобытным стадом к родовому строю, что отражает усиление их социализации.

Ископаемые люди современного типа характеризуются возникновением важной формы общественного сознания - изобразительного искусства , которое оказало значительное влияние на дальнейшее развитие человечества. Древние проявления искусства обнаружены в виде рисунков на стенах пещер - иногда нацарапанных, но чаще выполненных древесным углем, разными видами охры, а также марганцевой рудой. Как правило, они изображали животных - предмет охоты, причем некоторые рисунки имели явно культовый характер заклинаний для удачи в охоте.

Кроме настенных рисунков, кроманьонцы удовлетворяли свои эстетические потребности изготовлением нательных украшений (например, ожерелья из зубов и костей животных), статуэток животных и людей из дерева и костей, а также примитивных музыкальных инструментов. Возникновение и развитие искусства стало важным этапом эволюции людей, поскольку в нем одновременно сочетались и кропотливый труд, и абстрактное мышление.

Развитие мышления и попытки понять и объяснить сложные природные явления и свое происхождение привели к возникновению простейших видов религии - еще одной формы общественного сознания человека. Эти виды религии выражались в анимизме ,тотемизме ишаманстве (см. §) и отражали беспомощность и страх человека перед непонятными силами природы.

Неоантропы характеризовались интенсивным расселением по континентам (см. далее). Сравнение митохондриальной ДНК представителей различных современных народов, проведенные в конце ХХ в. американскими исследователями Р. Канном и М. Стоукингом, дают основание считать, что прародительницей всех народов была женщина, жившая в Африке около 200 тыс. лет назад. Это означает, что подвид Человек разумный разумный имеет моноцентрическое (от греч. монос - один, единый и центрон - средоточие, острие копья) происхождение , единую древнейшую родину (Африку).

Этот вывод был подтвержден английскими учеными Дж. Уэйнскотом и А. Хиллом, изучавшими изменчивость гена гемоглобина у представителей разных народов. Наибольшей изменчивостью и наличием уникальных изменений характеризовались африканцы, причем определенные неафриканские этнические группы имели одинаковые изменения ДНК, что свидетельствует о родстве этих групп между собой и происхождении от африканского предка.

До недавнего времени большей популярностью в научном мире пользовалась теория полицентризма , предложенная Ф. Вейденрейхом (США), согласно которой предком всех народов были архантропы, расселившиеся из Африки по континентам. Эти предки сформировали 4 центра (Южно-Африканский, Передне-Азиатский, Восточно-Азиатский и Юго-Восточно-Азиатский), в каждом из которых параллельно и независимо происходила эволюция древнейших людей, приведшая к одинаковому результату - возникновению неоантропов. В частности, предком современных африканцев, по этой теории, считаются атлантропы, евразийцев - гейдельбергский человек, монголоидов - синантроп, австралийцев - потомки питекантропа.

Гипотеза моноцентризма предполагает интенсивную миграцию неоантропов из Африки, начавшуюся около 100 тыс. лет назад через Гибралтар и Переднюю (Западную) Азию. Из Передней Азии мигранты двигались в Европу, откуда часть их через Кавказ заселила Среднюю и Юго-Восточную Азию. Порядка 50 тыс. лет назад произожло проникновение кроманьонцев из Юго-Восточной Азии в Австралию, а 25-30 тыс. лет назад из Северо-Восточной Сибири через Берингийский мост - в Северную Америку, из которой через Панамский перешеек - в Южную Америку.

Оказавшиеся в Северной Америке неоантропы были оттеснены к ее центральной части (территории современных США) огромным Канадским ледником, который растаял около 12 тыс. лет назад. После этого события американские индейцы вновь заселили территорию Канады, откуда происходила их миграция в Аляску, острова Канадского архипелага, Алеутские острова и Гренландию. Таким образом, ископаемые люди современного типа расселились по своей Ойкумене (от греч. ойкео - населяю) - всем областям Земли, в которых обитают люди.

Есть все основания считать, что биологическая эволюция неоантропов резко снизила свои темпы, уступив свое место социальной эволюции. В этом случае для достижения прогресса более важным становится не фенотип (генотип) отдельных особей, а их внутригрупповые отношения, в первую очередь - созидательные, связанные с трудовой (производственной) деятельностью. Поскольку поведение в значительной степени зависит и от генотипа, возможен естественный отбор по соответствующим особенностям поведения, опред еляющим успешное существование отдельных популяций человека. При этом, конечно, важным является прогрессивное развитие головного мозга, особенно его коры, что и подтверждается анализом этого показателя в ходе антропогенеза.

Очевидно, эволюция головного мозга позволила Человеку постепенно перенести “центр тяжести” своего поведения с инстинктивного (от лат. инстинктус - наитие, побуждение) на подражательное . С одной стороны, это позволяло использовать прогрессивные элементы поведения других видов и создавать его комбинированные и, главное, оптимальные (от лат. оптимум - наилучшее) для определенных ситуаций формы. С другой стороны, высокие способности к подражательному поведению определили и эффективный способ передачи проибретенных форм поведения из поколения в поколение путем обучения - то, что отечественный генетик М. Е. Лобашев назвал “сигнальной наследственностью”.

Биологическим последствием усиления роли сигнальной наследственности стал отбор на увеличение продолжительности жизни человека, поскольку это давало возможность накопления большего индивидуального опыта, создания наиболее оптимальных и более разнообразных программ поведения. Кроме того, вероятность эффективной передачи приобретенных навыков своим потомкам и сородичам также повышалась с увеличением продолжительности жизни.

Очевидно, следствием этого стало относительное удлинение младенческо-детского (дорепродуктивного) периода в жизни человека, который характеризуется, как и у других высших животных, высокой способностью к подражательному поведению и закреплению приобретенных навыков в стереотипных (от греч. стереос - твердый и типос - отпечаток) формах поведения.

Данный период является чрезвычайно важным в онтогенезе человека, о чем свидетельствуют примеры “диких” детей (см. ранее), поэтому его увеличение резко повышает вероятность приобретения и фиксирования очень важных признаков человека: прямохождения, речи, чтения, письма, конструктивной деятельности в форме игровой, наиболее значимых элементов социального поведения - общения с себе подобными и взрослыми людьми.

Климатические условия отдаленных частей Ойкумены значительно отличались друг от друга, что не могло не оказывать влияния на формирование и распространение определенных признаков неоантропов. Это стало причиной формирования рас (от араб. рас - голова, начало, происхождение, итал. razza , франц. race - порода, сорт, род) - различающихся друг от друга морфофизиологически групп людей.

Первую попытку классифицировать народы Земли по местам их расселения предпринял в 1684 г. французский путешественник Ф. Бернье, выделявший европеоидов, негроидов, монголоидов и лапоноидов (жителей Сибири), отметив наличие изменчивости в пределах каждой группы. В 1740 г. К. Линней, поместив человека в отряд Приматы рядом с семейством Человекообразные обезьяны, выделил его 4 “формы”: азиатскую, американскую, африканскую и европейскую. При этом он основывался не только на областях обитания, но и на различиях по цвету кожи, типу волос, чертам лица и др. морфологическим признакам.

Позднее, основываясь на аналогии с породами животных, Ж. Бюффон ввел термин “раса”, добавив к четырем линнеевским формам-расам еще две: полярную и южноазиатскую. Именно ему принадлежит идея происхождения различных рас от одного широко распространившегося вида человека под влиянием климатических факторов. На рубеже XVIII-XIX вв. возникло научное расоведение , основателем которого стал немецкий анатом-антрополог И. Блюменбах. Изучая прежде всего особенности строения людей, он выделил 5 рас: американскую, кавказскую, малайскую, монгольскую и эфиопскую.

Дальнейшие проблемы расоведения были обусловлены внутрирасовой изменчивостью - существованием достаточно четко очерченых групп в пределах каждой расы. Одной из попыток решить этот вопрос было использование лингвистического (от лат. лингва - язык) принципа расовой классификации. В частности, европеоидов разделяли на арийскую (индоевропейскую), финскую и кельтскую расы, подразделяя арийскую на славянскую, германскую и романскую.

В 1900 г. французский антрополог И. Е. Деникер (родился в России в 1852 г., но покинул ее в детские годы) выступил с резкой критикой использования в расоведении лингвистики и этнографии (от греч. этнос - народ и графо - пишу), отстаивая морфофизиологический подход. В своих работах он ввел понятие “главные расы”, которых выделял 6, подразделяя их на 29 простых рас.

В России традиционно принято различать 3 “большие расы”: европеоидную (евразийскую), монголоидную (азиатско-американскую) и экваториальную (австрало-негроидную) и подразделять каждую на простые расы. С современных позиций, учитывающих особенности процесса расселения неоантропов по материкам, расообразование представляется в виде дерева, корни которого расположены в Африке, с двумя стволами - Западным и Восточным. От Западного ствола отходят три ветви: негроидная, европеоидная и австралоидная, - а от Восточного - две: азиатская и американоидная.

В настоящее время нет оснований сомневаться в микроэволюционном происхождении рас путем дивергенции от одного предка (Человека разумного) на основе естественного отбора под влиянием климатических факторов. Например, для для негроидной расы в условиях тропиков темная кожа - это приспособление к интенсивному солнечному облучению, курчавые волосы, создающие воздушную подушку, - адаптация против солнечного и температурного перегрева кровеносных сосудов головы, широкий нос с большими ноздрями и крупные утолщенные губы - приспособление к охлаждению тела путем испарения.

С другой стороны, светлая кожа у представителей ненегроидов, очевидно стала результатом естественного отбора под действием низкого уровня солнечного (ультрафиолетового) облучения. Ультрафиолетовый свет участвует в образовании витамина D, происходящем в светлой коже более интенсивно, чем в темной, что доказано экспериментально. Витамин Dнеобходим для отложения в костях солей кальция и его нехватка вызывает рахит (от греч. рахис - спинной хребет) - болезнь, проявляющуюся в деформации костей.

При деформациях таза нарушается нормальный процесс родов, что в условиях жизни первобытных людей часто приводило к смерти как матери, так и ребенка, т.е. отбор на высокий уровень этого витамина (в данной ситуации - на светлокожесть) наверняка был достаточно сильным. Интересно, что эскимосы Гренландии, обитающие в арктическом районе при слабом ультрафиолетовом излучении, являются темнокожими, получая необходимое количество витамина Dиз печени рыб и тюленей - обычного компонента их рациона.Вероятно, небольшой рост, плотное телосложение и относительно толстый слой подкожного жира у эскимосов стали следствием естественного отбора в холодном климате.

Отложение жировой клетчатки на лице детей монголоидной расы могло закрепиться в ходе естественного отбора как приспособление против обмораживания лица в условиях суровых континентальных зим. Такие характерные для монголоидов признаки, как узкий разрез глаз и складка на верхнем веке, можно рассматривать как адаптацию, предохраняющую глаза от ветра, пыли и солнечного света, отражающегося от снежного покрова.

Кроме естественного отбора и изменчивости, в ходе расообразования действовали эффект родоначальника, генетический дрейф и изоляция (см. §). Только этим можно, например, объяснить одновременное существование в Африке таких племен, как сильно темнокожие, самые низкорослые пигмеи (от греч. пигмеос - величиной с кулак), называемые негрилли (от испан. negrillo - маленький негр),и слабо темнокожие, самые высокорослые нилоты . При этом племена пигмеев, известные под названием негритосы (от испан. negrito - негритенок), имеются и в Юго-Восточной Азии.

Таким образом, естественный отбор и другие микроэволюционные факторы вне всяких сомнений действовали не только в ходе антропогенеза при формировании вида Человек разумный, но и на более поздних стадиях, в частности при расообразовании. Принадлежность различных рас человека к одному биологическому виду подтверждается генетическим критерием вида - в браках между представителями разных рас рождаются нормальные плодовитые потомки. Более того, вступая в браки между собой, они также дают плодовитое потомство, хотя и достаточно разнообразное по фенотипу.

Этот вывод был подтвержден масштабными исследованиями 172448 живорожденных и 6879 мертворожденных детей на Гавайских островах, характеризующихся высокой частотой разнообразных межрасовых и межэтнических браков. Никаких вредных эффектов таких браков, приводящих к повышенной внутриутробной смертности или гибели в раннем младенческом возрасте, выявить не удалось. Не обнаружилось даже влияния малого размера матерей (китаянки, японки) на частоту осложнения родов при более высоком росте отцов (в частности, европеоидов).

Очевидные генетические межрасовые различия по морфологическим и биохимическим признакам послужили причиной возникновения расизма - представлений о физической и психической неравноценности различных рас человека. В основе расизма лежат бездоказательные утверждения о главенствующем влиянии расовых признаков на историю и культуру народов. Из этого вытекало существование “высших” и “низших” рас, а также их разное предназначение в истории человечества. Первые якобы представляют собой единственных создателей цивилизации и призваны господствовать над остальными, которые не способны не только создавать культурные ценности, но даже и усваивать их.

Самая ранняяиз расистских концепций была выдвинута в середине XIXв. Ж. А. Гобино (Франция), объявившем о превосходстве арийской расы над всеми остальными. В дальнейшем расизм проповедовался не только в явном виде, но и под прикрытием разнообразных лженаучных концепций типа социального дарвинизма , пытающегося обосновать социальное неравенство людей действием естественного отбора, закрепляющего это неравенство генетически. Наиболее страшным по своим последствиям является использование расизма в идеологии, примером чего является германский фашизм (от итал. fascio - пучок, объединение), возникший в начале XX в. на фоне общеевропейского послевоенного кризиса.

Пришедшие к власти нацисты взяли на вооружение расистские взгляды некоторых антропологов и генетиков, в частности, Э. Фишера и Ф. Ленца, которые в заглавие своего учебника по генетике человека (1921 г.) вынесли термин “расовая гигиена”. Переоценивая роль наследственности в формировании психики и интеллекта человека, они проповедовали методы стерилизации психически больных и представителей “низших рас”, являвшихся, по их мнению, умственно неполноценными. Уже в 1933 г. Фишер заявил, что с научной точки зрения браки и половые отношения между живущими в Германии евреями и неевреями нежелательны, и потребовал принятия соответствующего закона.

1 января 1934 г. в Германии вступил в силу закон об обязательной стерилизации умственно отсталых, алкоголиков, шизофреников и других психически больных людей, а также слепых и глухих от рождения. За пять последующих лет насильственной стерилизации подверглись не менее 350 тыс. человек, 1% из которых погиб в результате этой операции. Через год после принятия закона психиатр Ф. Каллман выступил за стерилизацию всех носителей предполагаемого рецессивного “гена шизофрении”(т.е. гетерозигот по рецессивному аллелю) С учетом того, что частота больных шизофренией составляет около 1%, Каллман по существу предлагал стерилизовать 20% населения Германии (см. закон Харди-Вайнберга).

Расистский характер закона о стерилизации больных проявился в геноциде (от греч. генос - род и лат. цедере - убивать) - уничтожении больших групп людей по этническому (расовому) признаку. В первую очередь, это коснулось евреев, так как с каждым годом им становилось все труднее покинуть страну своего проживания (в 1941 г. эмигрировать из Германии было уже практически невозможно). Некоторые особенности иудаизма были использованы нацистами для того, что бы приравнять евреев к шизофреникам и на этом основании применять к ним соответствующий закон. В 1941 г. был разработан (но не осуществлен) план стерилизации всех жителей Германии, в родословной которых евреями были только дед или бабка. А тех, у кого евреем был хотя бы отец, поголовно отправляли в концентрационные лагеря, где они методично уничтожались.

Геноциду подверглись и “цветные” жители страны, чьими отцами были темнокожие солдаты французской армии, размещенной в Германии после ее поражения в Первой мировой войне. Все они (600 человек) были принудительно стерилизованы в 1937 г.

Почти полному уничтожению подверглись немецкие цыгане, хотя по происхождению они считались арийцами, мигрировавшими в Европу из Индии примерно в 1400 г. Основанием для геноцида послужило ни чем не обоснованное мнение, что за пять веков практически все цыгане ассимилировались с криминальными элементами. В результате около 20 тыс. цыган были отправлены в в 1943 г. в лагерь смерти Освенцим, где все до единого погибли. При этом 6 семей цыган, официально признанных истинными арийцами, этой участи избежали.

В 1953 г. ЮНЕСКО издала брошюру “Концепция рас - результат расследования”. В ней утверждалось: “Существующие научные данные не дают оснований утверждать, что разные расы различаются по своим врожденным интеллектуальным способностям и эмоциональному развитию. Нет доказательств того, что смешение рас дает неблагоприятные с биологической точки зрения результаты. Общественное значение результатов подобного смешения может быть отнесено к действию социальных факторов”.

В 70-80-х годах XXв. были проведены широкомасштабные исследования степени генетического разнообразия человечества. Они показали, что межрасовая и межэтническая изменчивость составляет всего около 4-6% от общей, тогда как оставшаяся доля приходится на индивидуальную изменчивость в пределах той или иной группы людей, начиная от рас и заканчивая жителями отдельных населенных пунктов. Из этого, например, следует, что, если после какой-либо глобальной катастрофы человечество осталось только в Африке, оно сохранило бы 93% генетического разнообразия всего населения Земли, хотя в целом имело бы более темную кожу.

Таким образом, межрасовые генетические различия не могут отражать каких либо фундаментальных изменений биологических характеристик человека в отношении основного метаболизма, интеллекта и поведения. Однако, ксожалению, проблема расизма сохранила свою актуальность до сих пор, что можно объяснить продолжением ее использования в идеологии и недостаточностью распространения научных знаний о генетике поведения и психической деятельности человека.

Примером второй причины являетются неоднократно зарегистрированные различия по “коэффициенту интеллекта”(IQ) между представителями белого и негритянского населения США (в среднем приблизительно н а 15 единиц выше для белого населения). Однако современное состояние знаний о причинах различий уровня интеллекта в пределах нормы и генетического контроля этого показателя не дают оснований считать эти различия генотипически обусловленными. Для объяснения этих различий достаточно социокультуральных и образовательных факторов.

В частности, выполнение тестов на IQ зависит от тренировки и активного интереса к решению задач, которые не связаны с повседневными проблемами, а сами тесты основаны на языке белого населения средних классов. Тесты, использующие язык американских негров, не выявляют таких различий. Кроме того, дети-негры, усыновленные белыми родителями, демонстрируют уровень IQ, слегка превышающий среднее значение этого показателя для белого населения США.

Особое значение в данной ситуации приобретают сравнительные исследования IQв других странах. Например, между немецкими детьми, отцами которых были американские негры, воевавшие в Германии, и детьми немецких родителей различий по IQне обнаруживается. В Англии было проведено исследование по трем различным неязыковым тестам IQ 2-5-летних детей-сирот, попавших в детский дом до годовалого возраста. Во всех трех тестах наилучшие результаты продеменстрировали дети от смешанных браков между белыми и неграми. При этом дети родителей-негров превосходили детей белых родителей в двух тестах из трех, что свидетельствует о несостоятельности расовой концепции различий по IQмежду белым и темнокожим населением США.

Скорее всего, регистрируемые различия объясняются тем, что негры США считают абстрактное мышление менее интересным занятием по сравнению, например, со спортом и музыкой, воспринимают школу как нечто навязанное извне, а негры-родители не побуждают и не поддерживают в достаточной степени стремление своих детей к высоким интеллектуальным достижениям.При этом, конечно, не следует забывать о двухвековом периоде рабства негров США, несомненно ставшим фактором отбора на соответствующие особенности поведения и психологии, которые, вероятно, нашли определенное отражение в генофонде популяции чернокожего населения.

Вопросы для самоконтроля

    Дайте характеристику кроманьонцев.

    Какие формы общественного сознания появились у неоантропов?

    Чем можно объяснить увеличение продолжительности жизни неоантропов и удлинение дорепродуктивного периода их онтогенеза?

    Приведите аргументы в пользу моноцентризма.

    Что такое расы? Приведите примеры адаптивных расовых признаков.

    Чем подтверждается видовое единство всех рас человека?

    Дайте определение геноцида.

На протяжении всей своей истории человек во что-то да верил. Различным божествам, которые то и дело насылали напастья или наоборот одаривали щедрым урожаем, приносили различного рода подношения. Верования людей в различных регионах могли отличаться кардинально и в каждой из них было что-то оригинальное. На сегодняшний день существует множество различного рода религий и верований и очень трудно в них ориентироваться. Однако каждый образованнай человек должен хоть немного да знать о них, поэтому в данной статье мы рассмотрим три основные религии мира, а для эрудитов я предлагаю ознакомиться со статьей – обзор самых распространенных религий мира, которая находится в соседнем разделе.

adUnit = document.getElementById("google-ads-Ld3S"); adWidth = adUnit.offsetWidth; if (adWidth >= 999999) { /* GETTING THE FIRST IF OUT OF THE WAY */ } else if (adWidth >= 970) { if (document.querySelectorAll(".ad_unit").length > 2) { google_ad_slot = "0"; adUnit.style.display = "none"; } else { adcount = document.querySelectorAll(".ad_unit").length; tag = "ad_unit_970x90_"+adcount; google_ad_width = "970"; google_ad_height = "90"; google_ad_format = "970x90_as"; google_ad_type = "text"; google_ad_channel = ""; } } else { google_ad_slot = "0"; adUnit.style.display = "none"; } adUnit.className = adUnit.className + " ad_unit " + tag; google_ad_client = "ca-pub-7982303222367528"; adUnit.style.cssFloat = ""; adUnit.style.styleFloat = ""; adUnit.style.margin = ""; adUnit.style.textAlign = ""; google_color_border = "ffffff"; google_color_bg = "FFFFFF"; google_color_link = "cc0000"; google_color_url = "940f04"; google_color_text = "000000"; google_ui_features = "rc:";

ХРИСТИАНСТВО – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе – вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (см. Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства – Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также “Символ веры”, решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд. человек.

ИСЛАМ (араб., букв. – покорность) – монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи – мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель – Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы – поклонение единому богу – всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком – посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:
1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);
3) милостыня в пользу бедных (закат);
4) пост в месяце рамадан (саун);
5) паломничество в Мекку(хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.

Священное предание – сунна. Основные направления – суннизм и шиизм. В 10 в. создана система теоретического богословия – калам; правовая система ислама разработана в шариате. В 8-9 вв. возникло мистическое течение – суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.

БУДДИЗМ – одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см. Будда). Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. – нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч. ритуализма). В центре буддизма – учение о “4 благородных истинах”: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение – субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание – состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) – состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции – человеческое “я” отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и, безусловно, высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т. д.

    Официальным учебником по курсу Основы православной культуры (ОПК) является учебник, подготовленный протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято Тихоновским гуманитарным университетом подготовлено методическое пособие для учителей. Кураев А … Википедия

    - … Википедия

    Составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… … Википедия

    Список учёных, которым присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» в 2002 году: Абаренков, Игорь Васильевич, доктор физико математических наук, профессор Санкт Петербургского государственного университета Абачараев, Муса… … Википедия

    Гравюра А. Скино, 1853 г. по рисунку А. Ушакова «Вид вологодских соборов», 1837 г. … Википедия

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/9 июля 2012. Дата постановки к улучшению 9 июля 2012 … Википедия

    См. также: Древнеегипетская религия Список египетских богов список сверхъестественных существ пантеона древних египтян, в который включены боги, богини, обожествлённые понятия, части человеческой (и божественной) сущности, чудовища,… … Википедия

    В этом списке собраны планеты вымышленной вселенной StarCraft, появлявшиеся в официальных материалах «Blizzard Entertainment». Содержание 1 Список планет 1.1 Сектор Копрулу 1.1.1 Система Айур … Википедия

    - … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Ислам. Культура, история, вера , Авайылдаев Э.. Книга представляет собой иллюстрированный словарь-справочник. Кратко изложена история появления и развития Ислама в мире, на территории РФ. Включает описание выдающихся мечетей, правил…
  • История религий. Учебник для академического бакалавриата , В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий, А. Ю. Григоренко. Учебник `История религий` рассчитан на широкую аудиторию. Он содержит разнообразные, зачастую уникальные сведения о древних и новых религиозных традициях. Читатель, желающий разобраться в…

В статье мы разберем вопрос о том, что такое религия, дадим определение этому понятию, узнаем ее историю, а также опишем кратко известные религии мира.

Религия – это вид сознания людей, который верит в то, что миром правит какая-то сверхъестественная сила. И эта сила священна, ей поклоняются.

Основное в любой религии считается – вера в бога. Люди с древних времен сильно нуждается в вере, в спасении и утешении. И они выдвигают гипотезу о том, что есть какая-то необъяснимая сила, которая помогает, направляет, делает что-то вопреки законам Земли. И эта сила – есть Бог. Это высокое начала мира, законов нравственности.

Формы, признаки, структура и виды религий

Религий на свете очень много, больше ста. Их зарождение началось несколько тысяч лет назад.

Началось все с простых видов и форм верований. Раскопки археологов подтверждают, что древние племена поклонялись кому-то, у них были обряды и таинства. У них были Боги.

Основные формы религий:

  1. Признание тотемов – священных предметов, животных, растений.
  2. Магизм – человек, обладающей сверхъестественными способностями мог как-то повлиять на события людей.
  3. Выбор талисмана, который мог приносить удачу, хранить от несчастных случаев.
  4. Вера в шаманов, людей, которые наделены священной силой.
  5. Форма религии, при которой все предметы, растения обладают душой, они живые.

Чтобы понять религии, необходимо выявить ее структуру. Это и религиозное сознание, деятельность, а также организации.

Организации – это система, которая объединяет всех людей, относящихся к определенной религии. Пример религиозной деятельности – это ношение крестов, зажигание свеч, поклоны.

У каждой религии есть свои признаки, которые отличают ее от других. Без этих признаков она бы уничтожилась, перевоплощаясь в оккультизм, шаманство.

Прежде всего, это первоисточник того идеала, к которому нужно стремиться – это Бог. Помимо этого, люди верят в различных духов. Они бывают и добрые, и злые, они помогают, с ними можно общаться.

Еще признак – это то, что человек – высшее существо, духовное. Он должен заботиться о своей внутренней душе прежде всего. Во всех религиях считается, что душа живет вечно, может существовать даже после смерти. Через веру можно духовно уединятся с богом.

Религия прежде всего носит нравственный характер. Есть правила, как должен вести себя человек, какие ценности он должен преследовать по жизни, как заботиться о своей душе. Материальный мир ничтожен, а вот духовный – самый важный.

Еще основной признак – это культ со своими правилами и предписаниями. Это определённые действия, которые выполняются для выражения поклонению определенной религии.

Список и краткая история основных мировых религий

Существуют три известные мировые религии. Это Христианство, Ислам и Буддизм.

Христианство впервые появилось в Римской Империи в первом веке. Оттуда шли все писания о жизни Иисуса, который в молодом возрасте был распят на кресте, чтобы простились все грехи людей.

После этого он воскрес, воплотился в сына Бога, в сверхъестественную силу.

Священное Писание, которое хранит учение о христианстве, называется Библией. Состоит из двух сборников: Ветхого Завета и Нового Завета. Люди, верующие в христианство, ходят в храм, молятся, соблюдают пост, отмечают праздники, выполняют различные таинства.

Типы христианства: православие, католицизм и протестантизм.

Православие строго следует вере, признает все 7 таинств: крещение, причащение, миропомазание, священство, покаяние, венчание и соборование. Католичество чем-то похоже.

Протестантство – не признаёт главой Папу Римского, считает веру самостоятельной, против церковной политики.

Ислам – религия мусульман. Она появилась у арабских племен в начале 7 века. Ее основал пророк Мухаммед. Он был отшельником, одиночкой, часто размышлял и философствовал о нравственности, благочестии.

По легенде на сорокалетие к нему явился архангел Гавриил, оставил на сердце надпись. Бог в мусульманстве называется Аллах. Религия сильно отличается от христианства.

Буддизм возник в 6 веке до нашей эры. Это самая древняя религия. Истоки идут с Индии, далее она стала распространятся в Китай, на Дальний Восток.

Самый главный основатель – Будда Гаутама. Сначала он был обычным человеком. Его родителям однажды приснился сон, что их ребенок будет великим человеком, наставником. Он всегда был очень одинок, склонен к думам, для него важным были только религия и философия.

В буддизме нет какого-то определённого Бога, которому все поклоняются. Будда – лишь идеал того, каким необходимо стать. Светлым, чистым, добрым, высоконравственным. Цель религии – достичь блаженного состояния, достигнуть прозрения, освободится от оков, найти себя, обрести спокойствие и умиротворение.

Кроме основных трёх религий есть ещё и другие. Это очень древний Иудаизм.

Он основан на десяти заповедях, которые Моисею напророчил Бог.

Также это Даосизм, который имеет учения, что все вещи появляются из ниоткуда, и уходят в никуда, главное – это гармония с природой.

Ее основал философ, живший в 4 веке.

Ещё известны религии Конфуцианство, Джайнизм, Сикхизм.

Заключение

Каждый выбирает для себя, какой религии поклонятся. У разных религий – одна цель: повышение духовной нравственности людей.

Реферат

Мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их краткая характеристика

ВВЕДЕНИЕ

...Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенно, и убога,

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие - в то, что Его нет; третьи верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым - точнее, внутри которых - он живёт: действует, мыслит и чувствует.

Вера - универсальное свойство человеческой природы. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Для общения с незримым миром человек прибегает к помощи “посредника” - предмета, символа, наделённого особым свойством - служить вместилищем незримой силы. Так, древние греки поклонялись грубому, суковатому полену, олицетворявшему одну из богинь. Древние египтяне чтили могущественную богиню Бастет в образе кошки. Современное африканское племя, открытое сравнительно недавно, поклонялось пропеллеру самолёта, упавшего однажды с неба на их земли.

Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. Религия (от лат. religio - связь) – это мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование одного или многих богов. Идея существования Бога – центральный момент религиозного мировоззрения. В индуизме, например, тысячи богов, в иудаизме - один, но в основе и той и другой религии лежит вера. Религиозное сознание исходит из веры в то, что наряду с реальным миром есть иной – высший, сверхъестественный, священный мир. И это позволяет предположить, что внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.

Существовало и ныне существует много различных религий. Их разделяют по вере во множество богов – политеизм , и по вере в единого бога – монотеизм . Различаются также племенные религии , национальные (например, конфуцианство в Китае) и мировые религии , распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих. К мировым религиям традиционно относят буддизм , христианство и ислам . По последним данным в современном мире христиан около 1 400 млн. человек, приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. человек. В сумме это почти половина жителей Земли.

Дать краткую характеристику этим религиям я и постараюсь в своей работе.

Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый ”. Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев ) жил в Индии в V-IV вв. до н. э. Другие мировые религии - христианство и ислам - появились позже (соответственно пять и двенадцать веков спустя).

Если попытаться представить эту религию как бы “с высоты птичьего полёта”, перед нами раскинется пёстрое лоскутное одеяло из направлений, школ, сект, подсект, религиозных партий и организаций.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буддизм - это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм - синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т. п.

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы - тхеравады, Будда жил с б24 по 544 г. до н. э. По научной версии время жизни основоположника буддизма - с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н. э. Родина буддизма - Индия (точнее, долина Ганги). Общество Древней Индии делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.

В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.

Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. В местности Гая (она и сегодня называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. В городе Бенаресе он прочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты, “повернул колесо Дхармы” (так иногда называют учение Будды). Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой. В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось. Таковы факты реальной биографии Будды - человека, ставшего основателем новой религии.

Мифологическое жизнеописание гораздо сложнее. Согласно легендам, будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 - царём, 24 - монахом, 18 - обезьяной, 13 - торговцем, 12 - курицей, 8 - гусем, 6 - слоном; кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. п.). Так было, пока боги не решили, что пришло ему время, родившись в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением. Именно поэтому его назвали Сиддхартха (Тот, кто достиг цели). Мальчик родился с тридцатью двумя признаками “великого мужа” (золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, светлый круг волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. п.). Странствующий аскет-астролог предсказал, что его ждёт великое будущее в одной из двух сфер: или он станет могущественным правителем, способным установить праведный порядок на земле, или же будет великим отшельником. Мать Майя не принимала участия в воспитании Сиддхартхи - она скончалась (а по некоторым легендам, удалилась на небеса, чтобы не умереть от восхищения сыном) вскоре после его рождения. Мальчика вырастила тётя. Принц рос в обстановке роскоши и благополучия. Отец сделал всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: окружил своего сына чудесными вещами, красивыми и беспечными людьми, создал атмосферу вечного праздника, чтобы он никогда не узнал о горестях этого мира. Сиддхартха вырос, в 16 лет женился, у него родился сын Рахула. Но усилия отца оказались напрасными. С помощью своего слуги принцу удалось три раза тайно выбраться из дворца. В первый раз он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги. Во второй раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни.

Сиддхартха решил искать выход из ловушки болезни - старость - смерть . По некоторым версиям, он встретил ещё и отшельника, что навело его на мысль о возможности преодолеть страдания этого мира, ведя уединённый и созерцательный образ жизни. Когда принц решился на великое отречение, ему исполнилось 29 лет. После шести лет аскетической практики и очередной неудачной попытки достигнуть высшего прозрения с помощью голодания он убедился, что путь самоистязания не приведёт к истине. Тогда, восстановив силы, он нашёл уединённое место на берегу реки, сел под дерево (которое с этого времени называется деревом Бодхи, т. е. “деревом Просветления”) и погрузился в созерцание. Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех живых существ, а потом открылась высшая истина - Дхарма. С этого момента он и стал Буддой - Просветлённым, или Пробуждённым, - и принял решение учить Дхарме всех людей, взыскующих истины, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, темперамента и умственных способностей.

45 лет Будда провёл, распространяя своё учение в Индии. По буддийским источникам, он завоевал приверженцев среди самых разных слоев общества. Незадолго до смерти Будда сообщил своему любимому ученику Ананде, что мог бы продлить свою жизнь на целый век, и потом Ананда горько сожалел, что не догадался попросить его об этом. Причиной смерти Будды послужила трапеза у бедного кузнеца Чунды, во время которой Будда, зная, что бедняк собирается потчевать своих гостей несвежим мясом, попросил отдать всё мясо ему. Умер Будда в местечке Кушинагара, и его тело было по обычаю кремировано, а прах разделён между восемью последователями, шесть из которых представляли разные общины. Его прах захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия - ступы. Согласно легенде, один из учеников вытащил из погребального костра зуб Будды, который стал главной реликвией буддистов. Ныне он находится в храме в городе Канди на острове Шри-Ланка.

Loading...Loading...