Я есть свет миру. Иисус Христос: "Я — свет миру"
Седмица 13-я по Пятидесятнице.
Попразднство Преображения Господня. . Обре́́тение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского
(1832). Прп. Антония Оптинского (1865).
. . . . . . Прп. Феодосия Нового (IX–X). Свт. Иерофея Венгерского (X). Св. Стефана I, короля Венгрии (1038).
Сщмчч. Александра Хотовицкого, Петра Токарева, Михаила Плышевского, Иоанна Воронца, Димитрия Миловидова и Алексия Воробьева пресвитеров, Елисея Штольдера диакона и прмч. Афанасия Егорова (1937); сщмч. Василия Аменицкого пресвитера (1938).
1. Чтения свт. Митрофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.
2. Чтения прмч. Дометия читаются, если ему совершается служба.
Тропарь и кондак Преображения (см. 6/19 августа) Тропарь преподобномученика Дометия, глас 4: По́стнически предподвиза́вся на горе́,/ у́мная враго́в ополче́ния/ всеору́жием Креста́ погуби́л еси́, всеблаже́нне,/ па́ки же ко страда́льчеству му́жески обле́клся еси́,/ уби́в Копрони́ма мече́м ве́ры,/ и обои́х ра́ди венча́лся еси́ от Бо́га,// преподобному́чениче Домети́е приснопа́мятне. Кондак преподобномученика Дометия, глас 6: ́Яко преоби́дев тле́нная и до́лу влеку́щая мудрова́ния,/ преподобному́чениче Домети́е,/ вели́к наста́вник мона́хом показа́лся еси́,/ не устраши́вся я́рости царя́,/ не хотя́ща чти́ти Христа́, И́стиннаго Бо́га./ Сего́ ра́ди и сконча́лся еси́, воспева́я песнь:// Бог есть со мно́ю, и никто́же на мя. Тропарь святителя Митрофана, глас 4: Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости/ сло́вом и житие́м па́стве твое́й, о́тче смиренному́дре Митрофа́не, был еси́./ Те́мже и во све́тлостех святы́х/ со́лнца светле́йше возсия́л еси́,/ венце́м нетле́ния и сла́вы украша́емь,/ моли́ Христа́ Бо́га// стране́ на́шей и гра́ду твоему́ в ми́ре спасти́ся. Кондак святителя Митрофана, глас 8: Воздержа́нием те́ло ду́ху порабо́тив,/ ду́шу же равноа́нгельну сотвори́в,/ святи́тельскою оде́ялся еси́ оде́ждею, я́ко вене́ц свяще́нства,/ и ны́не, всех Влады́це предстоя́,/ моли́, всеблаже́нне Митрофа́не, // умири́ти и спасти́ ду́ши на́ша.
Если бы Церковь была только человеческой организацией, если бы она лишь объединяла единомышленников, подобно тому, как объединяют людей различные сообщества, то о ней уже давно говорили бы в прошедшем времени. Но Церковь будет пребывать во вся дни до скончания века (см. Мф. 28, 20), ибо Ее Создатель и Глава – Христос. По слову Спасителя, она непобедима и врата ада ее не одолеют (см. Мф. 16, 18). Не потому, что мы такие сильные – мы слабые и немощные, быть может, гораздо слабее тех, кто организован в иные человеческие сообщества. Но в нас и через нас, через Церковь Божию, действует Святой Дух. Он восполняет нашу слабость, Он действует там, где нам не хватает сил и разумения, Он защищает Церковь, когда могущественнейшие силы, во много крат превосходящие силу и влияние Церкви, пытаются Ее разрушить.
Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 7, ст. 37-52; глава 8, ст. 12.
7.37. В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
7.38. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
7.39. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
7.40. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
7.41. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
7.42. Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
7.43. Итак произошла о Нем распря в народе.
7.44. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
7.45. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
7.46. Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
7.47. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
7.48. Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
7.49. Но этот народ невежда в законе, проклят он.
7.50. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
7.51. судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
7.52. На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
8.12. Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
(Ин. 7, 37-52; 8, 12)
Сегодня, в воскресенье, в День Святой Троицы, за богослужением читается Евангелие от Иоанна.
В последний, великий, день праздника кущей при чтении закона и при совершении особых обрядов иудеи вспоминали все величайшие события народной жизни. Торжественным шествием они вступали в храм, что служило воспоминанием вступления в землю обетованную.
По окончании утренней жертвы в храме народ со священником шел из храма к Силоамскому источнику. Там священник наполнял золотой сосуд водой и при радостных криках толпы, и звуках труб и кимвалов, относил его в храм, восходя с ним к жертвеннику всесожжения. Совершая «жертву возлияния», священник выливал из сосуда воду.
Этот обряд был установлен в воспоминание того события, как странствовавшие в безводной пустыне иудеи изнемогали от жажды, а Моисей, по повелению Божию, поднял руку, ударил жезлом своим в скалу и извлек из нее источник воды.
Уподобляя каждого верующего в Него скале, источающей воду, Спаситель говорит об озарении верующих благодатью Святого Духа: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго (Ин. 7, 38-39).
Всякий верующий во Христа сам станет источником благодати, которая будет утолять духовную жажду всех, ищущих спасения. Свершилось же все это лишь после Вознесения Спасителя, в день Пятидесятницы.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «С того времени вошел Дух Святой в мир, иной Утешитель, кроме Господа Иисуса Христа, равносильный Ему, равнославный и соприсносущный Ему и Богу Отцу. Иисус Христос, совершив дело спасения человеческого рода, - через Свое воплощение и житие на земле, через Свою проповедь, бесчисленные чудеса, благодеяния страждущим, через страдания, смерть и Воскресение из мертвых, - вознесся на небеса к Отцу и вместо Себя послал от Отца Духа-Бога, да устрояет Он дело спасения человеческого, ибо три лица в Боге единодушных и нераздельных, и каждое равно участвует в спасении человеческого рода».
Одним из главных событий на празднике кущей было напоминание о том, как чудесный огненный столб освещал в пустыне путь иудеям и привел их в землю обетованную. То был свет, руководивший одним только иудейским народом и направлявший его к лучшей, чем в Египте, земной жизни.
Христос же пришел указать не одним иудеям, а всему миру путь к блаженству вечной жизни, и потому обратился к слушающим Его людям со словами: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12).
Александр Павлович Лопухин поясняет: «…Христос, называя Себя светом, хочет сказать этим не только то, что Он есть носитель Божественной спасительной истины, но и то, что Он в силу Своего теснейшего единения с Отцом есть первоисточник всякого света в мире, что от Него идет не только истинное Боговедение, но и зависит вся духовная жизнь человека, который иначе, без Христа, ходил бы в темноте».
Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что свет жизни исходит от жизнеподательного источника Пресвятой Троицы. Лишь будучи послушными небесной мудрости Отца и Сына и Святого Духа мы можем войти в славу Бога, уготованную любящим Его прежде создания мира.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Мне кажется, что Он именуется:
«Светом» , как светлость душ, очищенных в уме и жизни. Ибо если неведение и грех – тьма, то ведение и жизнь Божественная – свет.
Слова. Слово 30.
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 12-13 Паки же им Иисус рече глаголя: Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный. Реша убо Ему фарисее: Ты о Себе Сам свидетелствуеши: свидетелство Твое несть истинно
Что же Христос? Так как они неоднократно упоминали о Галилее и Пророке, то Он, чтобы избавить всех от такого неправильного предположения и показать, что Он не из числа Пророков, но – Владыка мира, говорит: Аз есмь свет миру (8, 12) , не Галилеи только, не Палестины, не Иудеи. Ты о Себе Сам свидетельствуеши, свидетельство Твое несть истинно (8, 13) . Какое безумие! Он постоянно отсылал их к Писаниям, а они говорят: Ты о Себе Сам свидетельствуеши . Что же Он свидетельствовал? Аз есмь свет миру. Великое это изречение, поистине великое! Однако ж оно не очень изумило их, потому что теперь Он не равнял Себя с Отцом и не называл Себя ни Сыном Его, ни Богом, но только светом. Впрочем, они хотели и это опровергнуть, так как это гораздо больше значило, чем слова: ходяй по Мне не имать ходити во тме (8, 12) ; свет и тьму Он разумеет в духовном смысле, то есть не останется в заблуждении. Здесь Он и Никодима привлекает и ободряет, так как он обнаружил великое дерзновение, и восхваляет слуг, которые поступили таким же образом. То, что Он воззвал, показывает, что Он хотел, чтобы и они услышали. Вместе с тем Он показывает и то, что они (иудеи) строят ковы втайне, во мраке и заблуждении, но не преодолеют света; и Никодиму припоминает слова, которые сказал ему прежде: всяк, делаяй злая, ненавидит света и не приходит к свету, да не обличатся дела его (3, 20) . Так как они (фарисеи) сказали, что никто из князей не уверовал в Него, то Он и говорит: делаяй злая не приходит к свету , показывая этим, что они не пришли не по слабости света, но по развращению своей воли. Отвещаша и реша ему: Ты о Себе Сам свидетельствуеши.
Прп. Георгий Задонский
Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни
Мысли, как облака, парят, летят и изменяются. Когда внезапно помрачается день и солнце покрывается тучами, тогда кажется: поднебесная страна одевается в траур печали. Лишение дневного света поражает скукою и томительным унынием. Так бывает и с человеческим сердцем, ежели оно не ходит вслед Иисуса Христа, глаголющего: «ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный» (Ин. 8:12) , – каждому глаголет Господь. Поэтому можно каждому разуметь, что следы Христа суть Его учение и заповеди; и кто не живет по Его завещанию, тот умирает по своему изволению. Иго благое и бремя легкое отвергающие подвергаются томлениям от не-проницаемой ночи.
Мысль благая есть светлый луч для озарения души. Надобно подражать в испрашивании сего благодатного луча святому Иоанну Златоусту, молящемуся к Богу: «Господи! Даждь ми мысль благу». Грусть, печаль, тоска и прочие досады или душевные оскорбления бывают от находящих мыслей, которые на сердце воображают неприятности и возмущают всю душу. Но лишь только явится благая мысль, они исчезают, как мрак от света. Ежели благая мысль побуждает человека на какое-либо доброе дело, то дело сие немедленно, по возможности своей, следует исполнить, а иначе сердце опять исполнится томительными непотребными мыслями. Теперь из этого видно, что человек свободен ко всему и получит праведное воздаяние не только по делам своим, но и по мыслям, когда что мыслил худое или доброе. Кто же без Господа знает, что завтрашний день будет он жив и здоров? И ежели Господь хочет сегодня в который либо час отделить душу от тела, кто же может воспротивиться и еще продолжить жизнь свою? Никто! Поэтому надобно быть готовым к переселению каждый день и час. Хотя бы хорошее здоровье и не обещало скорой смерти, однако по воле Господней все может быть. Как готовящиеся в дорогу имеют письменный о себе вид и довольно денег, так готовящимся в другой мир надобно иметь чистую молитву и добрые дела. Чего себе и вам желаю о Господе.
Сентября 17-го дня 1823 года, день Премудрости и ее дщерей» (то есть святых мучениц Софии и ее дочерей Веры, Надежды, Любови)
Письма. Александре Николаевне Ильиной.
Блж. Феофилакт Болгарский
Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни
Евфимий Зигабен
Паки же им Иисус рече глаголя: Аз есмь свет миру
как просвещающий умы людей и ведущий от заблуждения к истине, от греха – к добродетели, как освещающий и веселящий души их; об этом мы говорили выше при толковании этого же Евангелия, где написано: и живот бе свет человеком (Ин. 1, 4) . Иисус Христос сказал это вследствие разных мнений о Нем народа.
Ходяй по Мне не имать ходити во тме
заблуждений и греха.
Но имать свет животный
Свет жизни вечной.
Лопухин А.П.
Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни
С 12-го до 59-го стиха излагается беседа Господа с иудеями, в которой Он раскрывал значение Своей деятельности. Беседа эта разделяется на три части.
В первой части Господь возвещает, что Он есть свет миру, и когда фарисеи начинают оспаривать Его свидетельство о Себе, Христос доказывает истинность Своего свидетельства тем, что Он знает, откуда пришел и куда идет и что Он судит не по плоти. Затем Христос ссылается на свидетельство Отца, так что получается вполне достаточное с точки зрения закона число свидетелей, двое – Он Сам и Отец (стихи 12–20).
Во второй части Христос объявляет о Своем удалении от иудеев, причем указывает на неспособность иудеев понять Его учение (стихи 21–29).
Наконец, в третьей части Он обращается к верующим в Него с увещанием пребывать в истине, которая сделает их свободными. Неверующим же иудеям Христос показывает, что они не Авраамовы и тем более не Божии дети, но чада диавола. Тут же Христос возвещает, что соблюдающий слово Его не увидит смерти вовек и что Он был прежде Авраама, каковое заявление возбудило против Него взрыв ярости со стороны иудеев, после чего Господь ушел из храма (стихи 30–59).
Продолжая оставаться в храме, Христос снова стал говорить им, т. е. Своим слушателям, между которыми были и приверженцы, и враги Христа (прибавление русского перевода «к народу» – лишнее).
«Я свет миру» . Слово «свет» как термин, обозначающий духовное просвещение, часто употребляется у пророков (Ис.9:2, 49:6) . Но Христос, называя Себя светом, хочет сказать этим не только то, что Он есть носитель божественной спасительной истины, но и то, что Он в силу Своего теснейшего единения с Отцом есть первоисточник всякого света в мире, что от Него идет не только истинное Боговедение, но и зависит вся духовная жизнь человека, который иначе, без Христа, ходил бы в темноте (ср. Ин.1:5). Чтобы выйти из этой темноты, нужно веровать во Христа, идти за Ним.
Нет ничего невероятного и в том предположении, что повод к наименованию Себя светом мира подал Христу один обряд праздника Kущей. Именно в ночь с первого на второй день этого праздника в храме во внутреннем переднем дворе зажигались два больших канделябра, имевшие четыре золотых чашки с маслом, которые постоянно пополнялись. Свет этих канделябров разливался ночью по всему Иерусалиму. Господь и мог, применяя Свою речь к этому обычаю, сказать о Себе как о свете, который светит не одному Иерусалиму, а целому миру.
Толковая Библия.
В издательстве “Никея” вышла книга священника Павла Карташёва “Разговор с молодыми. О Боге, любви, красоте”. Публикуем фрагмент из книги.
Свет мира
Что делает красивым? Внутренняя сила, принимающая для нас чаще всего вид света.
Когда Иисус Христос говорил в Палестине о настоящей Жизни - - пришедшей в мир в Его Лице; когда исцелял всякую болезнь и немощь, тогда слух о Нем разнесся далеко, даже до Сирии.
«И приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима и Иудеи и из-за Иордана » (Мф. 4. 24-25).
Христос учил жизни, свободной от злобы, похоти и корысти, а народ слушал Его часами, забывая о еде и отдыхе. И Он говорил, среди прочего: «Вы - свет мира (…) Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного » (Мф. 5. 14, 16). В другое же время и в другом месте, исцеляя слепорожденного, Он сказал иначе: «Я свет миру » (Ин. 9. 5).
Так кто же свет? Он или люди? Нет ли здесь оговорки или противоречия? Нет! Есть указание на причину и следствие. Он объяснил это однажды прямо: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни » (Ин. 8. 12).
Свет жизни и красота ее в нас - от Бога. Вы слышали, наверное, про черные дыры в космосе. Возможно, это взорвавшиеся звезды, которые из пылающих гигантов сжались в сверхплотные малые тела; в них время и пространство поменялись ролями. Какова бы ни была природа этих космических феноменов, в них всё исчезает бесследно и невозвратно. Это бездна небытия, пропасть беспросветности.
Всякий, «кто собирает сокровища для себя», кто живет только для своей выгоды и удобства, страшно похож на черную дыру. На зияющую пропасть в прекрасном мире. В слове пропасть переставьте ударение на последний слог. Вот так. А если таких дыр без дна будет всё больше? Мы провалимся? Не дай Бог. Надо просить Его о том, чтобы не допустил такой беды. Ясно, что человеку-дыре, то есть эгоисту, придется в свое время отвечать Богу за прожженные годы. А что он ответит? Да ему отвечать будет нечего, и нечем. Он - дыра; вечный собственный враг; самоистребитель; существо, всего лишь пожившее для себя, и только.
А процветшая здесь, на земле, бескорыстная красота, пойдет в свой срок к красоте немеркнущей. Жизнь проявляет себя во свете, она есть свет, ясность пути, возрастания. Но и красота есть свет. Особый, сокровенный, идущий из сердца. Значит, жизнь и красота - одно. Если то и другое - настоящие. Смысл жизни в том, чтобы послужить Богу и таким образом приблизиться к Нему. Так приблизиться, чтобы быть в Нем. А Бога мы встречаем и видим только в другом человеке.
Подведем итоги: красива жизнь, отданная другому человеку - одному или многим - без корысти и расчета, но при ясном уме и по велению любящего сердца. Такая жизнь озарена светом духовным, и в ней всё сияет, всё излучает тепло: глаза, слова, дела, и даже вся природа. Если ты действительно заботишься о красоте, то не спеши за модой, не думай о загаре и гладкой коже, косметике и дорогой бижутерии. Ох, куклу или обезьяну как ни наряжай… Да и не наряжай, чтобы не было смешно. Лучше чисто живи. И поступай красиво.
Купить книгу священника Павла Карташёва “Разговор с молодыми. О Боге, любви, красоте” вы можете в
«Я - свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).
В ходе праздника Кущей каждый день во время вечерней жертвы во дворе храма зажигались все светильники. Это яркое освещение символизировало надежду иудеев на пришествие Мессии, Который озарит светом Израиль.
Однажды утром во время праздника Иисус указал на восходящее солнце и сказал: «Я свет миру». Народ не мог не связать эти слова с пророчеством Исаии (Ис. 49:6). Люди поняли, что Иисус провозгласил Себя Мессией.
Фарисеи и правители восприняли это заявление как неслыханную самонадеянность и возмутились. В ответ Он процитировал им Писание и сказал всем, уверовавшим в Него, что истина сделает их свободными (см. Ин. 8:32). Эти слова тоже покоробили фарисеев, которые всеми силами противились истине.
Бог всегда оставляет за людьми право выбирать, кому они будут служить. Но когда человек покоряется Христу - это и есть свобода в высшем ее понимании. Отказ от греха - действие самой души. Когда у нас появляется жажда свободы, тогда усилия нашей души сливаются с Божественной силой Святого Духа, и мы, исполняя веления своей воли, в действительности исполняем волю Божью. Эта новая свобода, обретаемая нами в покорности Богу, возрождает нас к истинной славе и величию; мы становимся такими, какими хочет видеть нас Бог.
«Христос пришел, чтобы открыть глаза слепым и просветить находящихся во мраке... Люди, видевшие пришедшего на землю Спасителя, удостоились быть свидетелями более полного проявления Божественного присутствия, чем кто-либо до них. Познание Бога открывалось все более совершенно. Но через это откровение к людям приходил и суд, испытывалась их твердость в вере, определялась их судьба» (Желание веков, стр. 475).
Следуя за светом, мы совершаем бесконечно долгое путешествие, в ходе которого все более и более уподобляемся нашему Господу.