Благое иго правила. Молитвы православные - святого макария великого, молитва ко пресвятой богородице петра студийского

Священномученики Агафодор, Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Еферий и Капитон Херсонесские (†


Святые священномученики епископы Херсонесские Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон в разное время были епископами в Херсонессе Таврическом (Крым). В акафисте все они названы священномученики, но это не так. Еферий умер своей смертью во время болезни, он жил уже во время Константина Великого.


евер в сторону Руси. С IX века Херсонес всё более привлекает внимание русских, начавших селиться в городе. Современные археологические раскопки показали, что в городе находилось более пятидесяти храмов, относящихся к V-XIV векам.

В 987 г. в Херсонесе принял крещение святой равноапостольный князь Владимир († 1015 г., память 15/28 июля). Этот древний город явился колыбелью христианства для Руси.


Херсонес, древний город в V – I веках до н.э. античный полис, с I веках – аристократическая республика, зависимая от Рима, с IV века – от Византии. В Средние века до XI века называлась Херсон, Корсунь. Развалины на окраине современного Севастополя .


На сайте «Православная энциклопедия “Азбука веры”»

В Африке жил один жестокосердный и немилостивый мытарь по имени Петр; никогда он не пожалел неимущих, не имел в уме своем помышления о смерти, не ходил в Божии церкви, сердце его всегда было глухо к просящим милостыню. Но благой и человеколюбивый Бог не хочет смерти грешников, а заботится о спасении всех и неисповедимым своим Промыслом спасает каждого. Он и сему Петру явил Свою милость и спас его следующим образом.

Однажды нищие и убогие, сидевшие на улице, стали хвалить лиц, относившихся к ним с милосердием, молились за них Богу, а немилостивых укоряли; беседуя так, они заговорили и о Петре, рассказывали о том, как он жестоко поступает с ними, стали спрашивать один другого, получил ли кто когда-нибудь какую-либо милостыню из дома Петра; когда же не нашлось такого человека, один из убогих встал и сказал:

— Что вы дадите мне, если я сейчас пойду и испрошу у него ?

Петр схватил хлеб, бросил его в лицо нищему и ушел

Уговорившись, они собрали залог, а тот нищий, отправившись, стал у ворот Петра. Вскоре Петр вышел из дома. Он вел осла, навьюченного хлебами для княжеского обеда. Нищий поклонился ему и стал громко просить милостыни. Петр схватил хлеб, бросил его в лицо нищему и ушел. Подхватив хлеб, нищий пришел к своим собратьям и сказал:

— Из рук самого Петра я получил сей хлеб.

При сем он стал прославлять Господа, и благодарил Его за то, что Петр так милостив. Спустя два дня мытарь расхворался так сильно, что даже был близок к смерти, и ему представилось в видении, будто он стоит на суде, а на весы кладут его дела. На одной стороне у весов стояли смрадные и злые духи, по другую же сторону весов находились светлые и благообразные мужи. Злые духи принесли все злые дела, какие совершил Петр мытарь в течение всей своей жизни с самых юных лет, и положили их на весы; светлые же мужи не находили ни одного доброго дела Петра, которое можно было бы положить на другую сторону весов; посему они были печальны и с недоумением говорили друг другу:

— Нечего нам положить на весы.

Тогда один из них сказал:

— Действительно, нам нечего положить, разве только один хлеб, который он подал ради Христа два дня тому назад и то лишь поневоле.

Они положили тот хлеб на другую сторону весов, и он перетянул весы на свою сторону. Тогда светлые мужи сказали мытарю:

— Ступай, убогий Петр, и прибавь еще к сему хлебу, чтобы не взяли тебя бесы и не повели бы на вечную муку.

Придя в себя, Петр стал размышлять о сем и понял, что виденное им было не привидение, но истина; при этом он вспомнил все свои грехи, даже те, о коих он уже забыл, — ясно представились ему все его согрешения — их-то именно злые демоны, собрав, клали на весы. Тогда Петр, удивляясь, подумал:

— Если один хлеб, брошенный мною в лицо убогого, так помог мне, что бесы не могли меня взять, то насколько более щедрая милостыня, творимая с верою и усердием, помогает тем, кто, не скупясь, раздает свое богатство убогим.

И с тех пор он сделался в высшей степени милостив, так что даже не пощадил и самого себя. Однажды он шел в свою мытницу . На пути встретился ему один владелец корабля: он был наг, ибо вследствие гибели своего корабля он обеднел совершенно. И вот, человек сей, припав к ногам Петра, просил его дать ему одежду, чтобы он мог прикрыть наготу свою. Петр снял с себя прекрасную и дорогую верхнюю одежду и дал ему; но тот, стыдясь ходить в такой одежде, отдал ее для продажи одному купцу. Петр, возвращаясь из своей мытницы, случайно увидел, что одежда та вывешена на торжище для продажи; сие так сильно опечалило его, что, придя домой, он не хотел даже вкусить пищи, но затворился, стал плакать и рыдать, говоря:

Слава Господу во веки. Аминь.

Данная статья содержит: молитва 9 ко пресвятой богородице петра студийского - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

К Тебе Пречистей Божией Матери аз окаянный припадая молюся: веси, Царице, яко безпрестани согрешаю и прогневляю Сына Твоего и бога моего, и многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся, и каюся трепеща: не ужели Господь поразит мя, и по часе паки таяжде творю: ведущи сия, Владычице моя Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши, и благая творити да подаси ми. Веси бо, Владычице моя Богородице, яко отнюд имам в ненависти злая моя дела, и всею мыслию люблю закон Бога моего; но не веем, Госпоже Пречистая, откуда яже неавижду, та и люблю, а благая преступаю. Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего: да мя спасет, и вразумит, и подаст благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодейства, и прочее пожил бых в повелении Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Веси – Ты ведаешь. И многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся – и хотя многократно каюсь, оказываюсь неверен Богу (обманываю Бога). Паки таяжде творю – снова делаю то же самое. Ведущи сия – зная это. Благая творити да подаси ми – делать доброе да подашь мне. Яко отнюд имам в ненависти – что я совершенно ненавижу. Злая моя – злые мои. Не веем – Яне знаю. Откуду яже неавижду, та и люблю – почему то, что я ненавижу, то самое и люблю (буквально: откуда [те дела], которые я ненавижу, те и люблю). Благая – благие. Да бых аз отселе престал сквернодейства – чтобы я отныне прекратил злые дела. Прочее – впредь. Пожил бых – пожил бы.

Эта молитва ко Пресвятой Богородице – вопль человека, познавшего, как мало может его воля к добру противодействовать греху. И покаяние, вполне искреннее, и любовь всею мыслию к закону Божию, и ненависть к злым делам сами по себе не способны спасти человека от рабства греху. Словам этой молитвы близки слова апостола Павла: …Я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то… уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо я знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. И так я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, принадлежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим. 7, 14-23). Преодолеть и победить закон греховный возможно только Божией помощью, силою Божией благодати, о которой мы и взываем в наших молитвах.

святого Петра Студийского

Перевод: К Тебе, Пречистой Божией Матери, припадая, я, несчастный, молюсь: Ты знаешь, Царица, как я беспрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего. И хотя многократно каюсь, но лживым оказываюсь пред Богом, и вновь со страхом каюсь, и тотчас опять то же делаю: неужели Господь поразит меня? Зная об этом, Владычица моя Госпожа Богородица, молюсь, чтобы помиловала и укрепила и научила меня делать доброе. Ибо знаешь, Владычица моя, Богородица, что я совершенно гнушаюсь злыми моими делами и всем помышлением люблю закон Бога моего, но не знаю, Госпожа Пречистая, почему доброго не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Не допускай, Пречистая, исполняться моей злой воле, но пусть будет воля Сына Твоего и Бога моего, Который меня спасет, вразумит и подаст благодать Святаго Духа, чтобы я отныне перестал делать скверное, и остальное время пожил бы по заповедям Сына Твоего, Которому принадлежит всякая слава, честь и власть со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и дающим жизнь Его Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время живота моего без порока прейду и Тобою рай да обрящу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.

Перевод: Милосердного Царя милосердная Матерь, Пречистая и Благословенная Богородица Мария, излей на мою страдающую душу милость Сына Твоего, Бога нашего, и направь меня Твоими молитвами на добрые дела, чтобы мне остальное время моей жизни прожить без греха и с Твоею помощью найти рай, Богородица Дева, Единая Чистая и Благословенная.

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя, грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Перевод: Ангел Христов, святой мой хранитель и покровитель души и тела моего, прости мне все, в чем я согрешил сегодня, и избавь меня от всякой хитрости идущего против меня врага, чтобы мне никаким грехом не прогневать Бога моего. Но молись за меня, грешного и недостойного раба, чтобы представить меня достойным благости и милости Святейшей Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Объяснения Церковных и домашних молитв: Молитвы на сон грядущим

Молитва 9-я, ко Пресвятой Богородице,

К Тебе Пречистей Божией Матери аз окаянный припадая молюся: веси, Царице, яко безпрестани согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего, и многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся, и каюся трепеща: не ужели Господь поразит мя, и по часе паки таяжде творю; ведущи сия, Владычице моя Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши, и благая творити да подаси ми. Веси бо, Владычице моя Богородице, яко отнюд имам в ненависти злая моя дела, и всею мыслию люблю закон Бога моего; но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, та и люблю, а благая преступаю. Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего: да мя спасет, и вразумит, и подаст благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодейства, и прочее пожил бых в повелении Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице

Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время живота моего без порока прейду и Тобою рай да обрящу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.

Перевод: Милосердного Царя милосердная Матерь, Пречистая и Благословенная Богородица Мария, излей на мою страдающую душу милость Сына Твоего, Бога нашего, и направь меня Твоими молитвами на добрые дела, чтобы мне остальное время моей жизни прожить без греха и с Твоею помощью найти рай, Богородица Дева, Единая Чистая и Благословенная.

Молитва 11-я, ко святому Ангелу хранителю

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя, грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Перевод: Ангел Христов, святой мой хранитель и покровитель души и тела моего, прости мне все, в чем я согрешил сегодня, и избавь меня от всякой хитрости идущего против меня врага, чтобы мне никаким грехом не прогневать Бога моего. Но молись за меня, грешного и недостойного раба, чтобы представить меня достойным благости и милости Святейшей Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша.

Перевод: Преславная Вечнодева, Матерь Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет через Тебя души наши.

Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.

Перевод: Все упование мое на Тебя возлагаю, Матерь Божия, сохрани меня под кровом Твоим.

Богородице Дево, не презри мене, грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.

Перевод: Богородица Дева, не презри меня, грешного, требующего Твоей помощи и Твоей защиты, ибо на Тебя уповает душа моя, помилуй меня.

Молитва Петра Студийского ко Пресвятой Богородице

К Тебе Пречистей Божией Матери аз окаянный припадая молюся: веси, Царице, яко безпрестани согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего, и многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся, и каюся трепеща: не ужели Господь поразит мя, и по часе паки таяжде творю; ведущи сия, Владычице моя Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши, и благая творити да подаси ми. Веси бо, Владычице моя Богородице, яко отнюд имам в ненависти злая моя дела, и всею мыслию люблю закон Бога моего; но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, та и люблю, а благая преступаю. Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего: да мя спасет, и вразумит, и подаст благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодейства, и прочее пожил бых в повелении Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Перевод: К Тебе, Пречистой Божией Матери, припадая, я, несчастный, молюсь: Ты знаешь, Царица, как я беспрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего. И хотя многократно каюсь, но лживым оказываюсь пред Богом, и вновь со страхом каюсь, и тотчас опять то же делаю: неужели Господь поразит меня? Зная об этом, Владычица моя Госпожа Богородица, молюсь, чтобы помиловала и укрепила и научила меня делать доброе. Ибо знаешь, Владычица моя, Богородица, что я совершенно гнушаюсь злыми моими делами и всем помышлением люблю закон Бога моего, но не знаю, Госпожа Пречистая, почему доброго не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Не допускай, Пречистая, исполняться моей злой воле, но пусть будет воля Сына Твоего и Бога моего, Который меня спасет, вразумит и подаст благодать Святаго Духа, чтобы я отныне перестал делать скверное, и остальное время пожил бы по заповедям Сына Твоего, Которому принадлежит всякая слава, честь и власть со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и дающим жизнь Его Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Петр Студийский, монах знаменитого Студийского монастыря, ученик преподобного Феодора Студита, жил в IX веке и известен как автор 9-й молитвы на сон грядущим - ко Пресвятой Богородице.

Молитва 9 ко пресвятой богородице петра студийского

«К Тебе, Пречистой Божией Матери,

я, несчастный, припадаю и молюсь:

что беспрестанно согрешаю

и прогневляю Сына Твоего и Бога моего,

и, хотя многократно каюсь,

лживым пред Богом оказываюсь.

не поразит ли меня уже Господь,

и вскоре опять то же делаю!

Молю, чтобы Ты, Владычица моя, Госпожа Богородица,

зная это, помиловала, укрепила и научила меня доброе творить.

Ибо Ты знаешь, Владычица моя Богородица,

что сильно ненавижу злые дела мои

и всем помышлением люблю закон Бога моего;

но не знаю, Госпожа Пречистая,

почему то, что ненавижу люблю, а доброго не исполняю.

Не допускай, Пречистая, исполняться воле моей, ибо она зла,

но да совершится воля Сына Твоего и Бога моего,

да спасёт меня, и вразумит

и подаст благодать Святого Духа,

чтобы я отныне прекратил делать скверное,

и в остальное время жил бы по заповедям Сына Твоего,

Которому подобает вся слава, честь и власть

со безначальным Его Отцом,

и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом,

ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Молитва 9-я, ко Пресвятой Богородице, Петра Студийского

КТебе Пречистей Божией Матери аз окаянный при­падая молюся: веси, Царице, яко безпрестани согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего, и многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся, и каюся трепе­ща: не ужели Бог поразит мя, и по часе паки таяжде творю; ведущи сия, Владычице моя Госпоже Богоро­дице, молю, да помилуеши, да укрепиши, и благая тво­рити да подаси ми. Веси бо, Владычице моя Богородице, яко отнюд имам в ненависти злая моя дела, и всею мыслию люблю закон Бога моего; но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, та и люблю, а благая преступаю. Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего: да мя спасёт, и вразумит, и подаст благо­дать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодейства, и прочее пожил бых в повелении Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, со Без­начальным Его Отцем, Пресвятым и Благим и Живо­творящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков.

4. Молитва к Ангелу-хранителю 60.25-0

Святый Ангеле, предстояй светлой моей души, и ответственной моей жизни! Будь со мной, ниже отступи от меня за невоздержание мое; обереги меня от лукавого демона, стремящегося обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку, и настави мя на путь спасения.

Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших во днешний день, покрый мя в настоящую нощь и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя к Отцу, да достойна покажет мя сынадочь Своея благости.

Молитва об умножении Любви

Любовь наша! Вседержителю, всюду и вечно живый Безначальный Свет Разума

Имя Твоё священно, с нами Любовь Твоя,

Вседержителю, я Люблю Тебя и мир Любви, созданный Тобой,

Во имя Отца умножим взаимную Любовь нашу.

Сокровищ Благих и жизни Подателю,

Везде сый и вся исполняяй,

Прииди и вселися в ны, Душе Святый.

Духовная Созидательная молитва вечерняя

Любовь наша! Вседержителю, всюду и вечно живый Безначальный Свет Разума

Имя Твоё священно, с нами Любовь Твоя,.

Царство Твоё наполняем Любовью и светлой радостью,

Яко в нас есть и слава, и сила во веки веков.

Пречистая Матерь всего создаваемого,

Осветите кристалл духа моего.

(Творческая установка вечерняя)

Молитва Пресвятой Богородице, Петра Студийского

Это одна из древнейших молит, с которыми испокон веков обращались православные люди за защитой и помощью к Матери Божьей в любых жизненных трудностях. Ее традиционно читают в храмах в праздник Благовещенья, однако вы можете произносить это молитвенное обращение перед чудотворным образом Царицы Небесной в любой день.

Молитва Пресвятой Богородице – вечерняя молитва номер 9, Петра Студийского

К Тебе, Пречистей Божией Матери, аз окаянный, припадая, молюся: виждь, Царице, яко безпрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего. И многажды аще каюся, ложь пред Богом обретаюся, и каюся трепеща, да не како поразит мя Господь, и по часе мале паки таяжде творю. Сия ведущи, Владычице моя, Пресвятая Богородице, почто не помилуеши, почто не укрепиши мя, и чесо ради не подаси ми всегда благая творити? Веси убо, о Владычице, яко отнюдь имам в ненависти злая моя дела и всею мыслию люблю закон Бога моего. Но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, тая творю, и сей преступаю. Но не попущай, Пресвятая, воли моей совершатися, неподобна бо есть, но да будет во мне воля Сына Твоего и Бога моего, да мя спасет, и вразумит, и подаст ми благодать Святаго Духа, дабы аз отныне престал сквернодействовати, и прочее бых пожил в повелениих Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь, поклонение и велелепие со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти, радуйся, Невесто Неневестная.

Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.

После чтения молитвы обратитесь к Матери Божьей с просьбой, изложенной своими словами. Самое главное – обращайтесь к ней с искренней верой и любовью, от чистого сердца и без худых мыслей, и каждое ваше слово будет услышано. Молитва Пресвятой Богородице часто помогает людям, это не раз подтверждено.

20 лучших идей бизнеса без вложений на 2018 год

25 советов как стать успешным и богатым

ТОП 10 советов для бюджетного ухода за собой: аптечный lux за копейки

Молитва 9-я, ко Пресвятой Богородице,

Петра Студийского

К Тебе Пречистей Божией Матери аз окаянный припадая молюся: веси, Царице, яко безпрестани согрешаю и прогневляю Сына Твоего и бога моего, и многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся, и каюся трепеща: не ужели Господь поразит мя, и по часе паки таяжде творю: ведущи сия, Владычице моя Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши, и благая творити да подаси ми. Веси бо, Владычице моя Богородице, яко отнюд имам в ненависти злая моя дела, и всею мыслию люблю закон Бога моего; но не веем, Госпоже Пречистая, откуда яже неавижду, та и люблю, а благая преступаю. Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего: да мя спасет, и вразумит, и подаст благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодейства, и прочее пожил бых в повелении Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Веси – Ты ведаешь. И многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся – и хотя многократно каюсь, оказываюсь неверен Богу (обманываю Бога). Паки таяжде творю – снова делаю то же самое. Ведущи сия – зная это. Благая творити да подаси ми – делать доброе да подашь мне. Яко отнюд имам в ненависти – что я совершенно ненавижу. Злая моя – злые мои. Не веем – Яне знаю. Откуду яже неавижду, та и люблю – почему то, что я ненавижу, то самое и люблю (буквально: откуда [те дела], которые я ненавижу, те и люблю). Благая – благие. Да бых аз отселе престал сквернодейства – чтобы я отныне прекратил злые дела. Прочее – впредь. Пожил бых – пожил бы.

Эта молитва ко Пресвятой Богородице – вопль человека, познавшего, как мало может его воля к добру противодействовать греху. И покаяние, вполне искреннее, и любовь всею мыслию к закону Божию, и ненависть к злым делам сами по себе не способны спасти человека от рабства греху. Словам этой молитвы близки слова апостола Павла: …Я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то… уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо я знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. И так я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, принадлежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим. 7, 14-23). Преодолеть и победить закон греховный возможно только Божией помощью, силою Божией благодати, о которой мы и взываем в наших молитвах.

БЛАГОЕ ИГО ПРАВИЛА

Предлагаем к прочтению беседу с нашим постоянным автором иеромонахом Петром (Семеновым) на актуальную во все времена для каждого христианина тему – о келейном молитвенном правиле.

– Батюшка, что такое молитвенное правило христианина? Для чего оно существует, и должно ли оно быть у каждого верующего человека? Кто и как это правило определяет и назначает?

– Молитва – разговор с Богом, выражение нашей любви к Нему, исполнение первой из двух важнейших заповедей Христовых (см.: Мф. 22, 37). Сам Господь наш Иисус Христос, в земной Своей жизни, хотя был Богом, часто молился, подавая нам пример.

А слово Божие – это беседа Бога с человеком. Если человек не будет общаться с Богом в молитве и читать Священное Писание, тогда какой он верующий и православный? И как он намеревается вести духовную жизнь, когда Господь предупредил: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5)? Ни побороть ни одну страсть, ни легчайшую заповедь Божию исполнить, ни претерпеть даже самую малую скорбь мы не можем сами по себе, без помощи Господа. Отсюда ясно, что мы должны молиться ежедневно.

Святый Дух через апостола Павла заповедует нам непрестанную молитву (см.: 1 Фес. 5, 17). Пришедший в такую меру, в меру непрерывного богообщения, даже когда спит, бдит сердцем (см.: Песн. 5, 2), т. е. его молитва продолжается и во сне. А некоторые подвижники и после расставания души с телом еще перебирали четки с Иисусовой молитвой... Человеку, достигшему подобной высоты, нет нужды в правилах – он и так непрестанно молится. Но христианину, еще только вступившему на путь спасения или не столь преуспевшему на нем, необходимо определенное молитвенное правило, состоящее из молитвословий и чтения Священного Писания.

Итак, келейным правилом называется тот минимум молитв и фрагментов слова Божия, который православный христианин обязан читать ежедневно частным порядком. А определяет это правило духовный отец или духовник, исходя из уровня духовного возраста человека.

– Что представляют собой утренние и вечерние молитвы, помещенные в молитвословах? Кем они были написаны, избраны, объединены и утверждены в качестве общепринятой нормы? Почему именно эти молитвы надо прочитывать каждый день?

– Почти перед каждой молитвой в молитвослове есть надписание об авторе. Например, утренние молитвы начинаются словами мытаря, угодившего Богу своим смирением (см.: Лк. 18, 13). Затем следует молитва Господня «Отче наш…», преподанная нам Самим Иисусом Христом – невидимым Главой Православной Церкви (см.: Мф. 6, 9). Символ веры, в котором содержатся все основные догматы Христианства, был составлен Отцами Первого и Второго Вселенских Соборах. Далее идут молитвы великих святых – преподобного Макария Египетского и святителя Василия Кесарийского. В конце правила – песнь «Богородице Дево, радуйся…», сложенная из приветствий Архангела Гавриила при Благовещении и праведной Елисаветы в момент ее встречи с Богоматерью (см.: Лк. 1; 28, 42). А завершаются утренние молитвы славословием «Достойно есть», открытым также Архангелом Гавриилом одному афонскому иноку.

Вечернее правило не менее содержательно. Среди авторов его молитв – святитель Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий, святые Антиох и Петр Студийский...

Кто, когда и где объединил все эти молитвы – сказать трудно. Известно только, что в нынешнем виде утреннее и вечернее правила получили широкое распространение в Российской Империи в XVIII–XIX веках. Их исполняли и наши новые мученики и исповедники, претерпевая многоразличные гонения и испытания. В новейшее время эти правила одобрили старцы Троице-Сергиевой лавры, преемники Оптинских и Глинских преподобных. Таким образом, можно сказать, что они стали частью Предания нашей Церкви.

– А нельзя ли верующему человеку молиться своими словами, как хочется, от сердца обращаясь к Богу?

– Конечно, можно, но не все к этому готовы. Замечательно пишет на данную тему святитель Феофан Затворник: «Дома можно молиться всячески, как рассудишь, – полная свобода, только б было ума и сердца возношение к Богу с славословием, благодарением и прошением. Но ты хорошо делаешь, что молитвословишь больше по молитвеннику, со вниманием и чувством, и только иногда довольствуешься одними поклонами со своими молитвенными словами. Надо прежде воспитать в себе молитву или молитвенное настроение готовыми молитвами, а потом уже и своей молитвой молиться начинать. Слово к Богу в молитве хоть не главное, но лучше когда оно боголепно; а такому слову нигде не научишься, как из готовых молитв. Всяко, однако ж, когда найдет сильное молитвенное чувство и его разбивает чтение молитв, оставляй это чтение и давай простор тому чувству».

– Явлется ли опущение или сокращение утреннего и вечернего правила грехом? Неужели Бог накажет нас за то, что мы прочитали одну или пять молитв, а не десять? Насколько важно держаться традиционного правила, что оно дает, как помогает в духовной и повседневной жизни?

– Как мы сказали, правила бывают разные, но их исполнение – закон. А нарушение закона – безусловно, грех, в котором обязательно нужно каяться на Исповеди.

Что же касается наказания, то преподобный Исаак Сирин замечает: «Не за оставление псалмов осудит нас Бог в день Суда Своего, не за оставление молитвы, но за последующий оставлению их вход в нас бесов. <...> По причине оставления малого [правила], за которое [мы] сподобляемся заступления Христова, мы делаемся подвластными [бесам], как написано некоторым премудрым Отцом: „Непокоряющий воли своей Богу, подчинится сопернику своему“».

Человеку, только вступившему на стезю духовной жизни, лучше иметь небольшое правило – например, утренние и вечерние молитвы и по главе из Евангелия и Апостола. Но надо стараться читать все избранное неопустительно. Правило вырабатывает силу воли, дисциплинирует. Пусть поначалу молитва даже будет рассеянная – ведь не сразу же можно стать мастером в каком-либо деле. Однако если все исполняется систематически, тогда со временем молитвы запоминаются наизусть. А «заучивание молитв есть один из приемов молитвенного труда» , – свидетельствует великий молитвенник святитель Феофан. Зная молитвы на память, христианин может обдумывать и повторять их в любое время, когда пожелает. Некоторые старцы даже советовали произносить утренние молитвы в продолжение дня – для поддержания душевного трезвения, очищения своего ума от всякого мысленного мусора, постоянно возникающего в нашем сознании по греховной немощи и действию врагов спасения.

О том же, что дают, например, утренние молитвы, свидетельствует святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Чтобы провести день весь совершенно, свято, мирно и безгрешно, для этого единственное средство – самая искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна. Она введет в сердце Христа со Отцем и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе против приражений зла; только хранить сердце свое надобно».

А из опыта наших новых мучеников и исповедников известно, что чем больше человек помнит молитв, тем ему легче переносить страдания за Христа. Так, например, в тюрьме или в ином неблагоприятном месте можно оказаться без молитвослова. Зная утренние и вечерние молитвы и правило ко Святому Причащению, верующий сумеет должным образом и помолиться, и подготовиться к Таинству. Кроме того, памятование различных молитвословий и священных текстов, дающее возможность мысленно углубляться в их суть, помогает сохранять душевную бодрость и мир, дарует благодатное утешение от Святаго Духа. Тем более что мы живем в весьма неспокойное и непростое время, когда многие наши братья и сестры пребывают в гонении, и не исключено, что нас самих ожидают серьезные испытания.

– Некоторые люди, называющие себя православными, говорят, что строгое соблюдение всех «условностей» относительно молитвенного правила – это якобы формализм, фарисейство и проявление ревности не по разуму. А уже преуспевшие в духовной жизни, по их мнению, имеют некую «свободу во Христе» и могут самостоятельно определять, когда, как и сколько им молиться. Так ли это?

– Такая позиция – глас самочиния, которое определенно и является одним из свойств фарисейской гордости. Преподобный Оптинский старец Амвросий, достигший духовного совершенства и молившийся «на воздусе», замечает, что «под правилом жили и не оставляли оного великие мужи, каков был Антоний Великий и преподобный Зосима, видевший Марию Египетскую». А святитель Игнатий (Брянчанинов) учит: «Возлюбленные! Покорим свою свободу правилу: оно, лишив нас свободы пагубной, свяжет нас только для того, чтоб доставить нам свободу духовную, свободу во Христе. Цепи сначала покажутся тягостными, потом сделаются драгоценными для связанного ими. Все святые Божии приняли на себя и несли благое иго молитвенного правила; подражанием им и мы последуем в этом случае Господу нашему Иисусу Христу, Который, вочеловечившись и указав нам Собой образ поведения, действовал так, как действовал Отец Его (см.: Ин. 5, 19), говорил то, что заповедал Ему Отец (см.: Там же. 12, 49), имел целью исполнить во всем волю Отца (см.: Там же. 5, 30)».

Окончание см. на стр. 7

© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник

Loading...Loading...